Страны которые входили в совет лиги наций. История создания Лиги Наций. История создания ООН

международная организация (учреждена в 1919), имевшая целью развитие сотрудничества между народами и гарантию мира и безопасности. Местопребывание - Женева. В 1934 СССР принял предложение 30 государств - членов Лиги наций о вступлении в эту организацию. В декабре 1939, после начала советско-финляндской войны 1939-40, Совет Лиги исключил из Лиги наций СССР (из Лиги наций вышли Бразилия (1928), Япония, Германия (1935), в 1937 исключена Италия. Формально распущена в 1946.

Отличное определение

Неполное определение

ЛИГА НАЦИЙ

международная организация, существовавшая в период между первой и второй мировыми войнами. Идея создания Л. н. возникла во время первой мировой войны, когда тяжелые бедствия и жертвы, понесенные воюющими народами, способствовали широкому распространению пацифизма. Проекты международной организации появились тогда почти одновременно в различных странах (в Швейцарии, Англии, Голландии и США). Популярность лозунга о создании Л. н. использовал президент США Вильсон (см.), когда он включил требование организации Л. н. в свои "Четырнадцать пунктов", опубликованные 8. I 1918. Каждая из крупных стран-победительниц стремилась взять в свои руки дело подготовки устава будущей международной организации. В Англии к маю 1918 лордом Филимором был разработан проект устава, переданный английским правительством президенту Вильсону. В США этот проект подвергся полной переработке. Со своими собственными проектами выступили ген. Смэтс и Роберт Сесиль. В проекте Смэтса впервые была предложена т. н. мандатная система управления бывшими германскими колониями и территориями, отходящими от Оттоманской империи. Приехав в декабре 1918 в Европу, Вильсон собрал все указанные проекты устава Л. н. и на их основе выработал в январе 1919 свой второй вариант устава. 25. I 1919 на пленарном заседании Парижской мирной конференции была создана под председательством В. Вильсона специальная комиссия для выработки устава Л. н. (по месту своей работы она носила название "комиссии отеля Крийон"). Во время работы этой комиссии активное участие в дискуссии приняли и французы. Делегат Франции Леон Буржуа выступил со своим проектом устава, который предусматривал создание при Л. н. международной военной силы и постоянного генерального штаба. Внося этот проект, французы, имевшие в то время сильнейшую армию в Западной Европе, рассчитывали играть решающую роль в создании и управлении международными войсками и подчинить новую организацию своим планам гегемонии на континенте. Вильсон при поддержке англичан отверг проект Буржуа. 14. II 1919 на пленарном заседании Парижской мирной конференции Вильсон сделал доклад о завершении работы "комиссии отеля Крийон". Предложенный комиссией проект устава был одобрен конференцией и включен составной частью в Версальский мирный договор (см.) и другие мирные договоры версальской системы (Сен-Жерменский, Трианонский, Нейиский и Севрский). Устав был подписан 44 государствами, в т. ч. 31 "первоначальным членом" Лиги-США, Великобританией, Францией, Италией, Японией, Канадой, Австралией, Южно-Африканским Союзом, Новой Зеландией, Индией, Китаем, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Югославией, Сиамом, Чехословакией, Уругваем - и 13 государствами, не участвовавшими в войне, но приглашенными подписать устав, - Аргентиной, Чили, Колумбией, Данией, Норвегией, Испанией, Парагваем, Нидерландами, Ираном, Сальвадором, Швецией, Швейцарией и Венесуэлой. Структура Л. н. Деятельность Л. н. осуществлялась Ассамблеей, Советом Л. н. и постоянным Секретариатом во главе с генеральным секретарем. По смыслу устава Л. н. в компетенцию Ассамблеи и Совета входили по большей части одни и те же вопросы; ряд вопросов относился исключительно к компетенции Ассамблеи (прием новых членов, избрание членов Совета, утверждение бюджета Л. н.). Сессии Ассамблеи происходили ежегодно в сентябре; внеочередные сессии могли быть созваны по инициативе одного или нескольких членов Л. н., если эта инициатива поддерживалась большинством членов Л. н. Совет Л. н. согласно уставу был составлен из пяти постоянных членов - делегатов США (устав Л. н. не был ратифицирован американским сенатом, и США не вошли в Лигу), Великобритании, Франции, Италии и Японии - и четырех непостоянных членов, избиравшихся на определенный срок. Впоследствии состав и количество членов Совета менялись; была введена также категория полупостоянных членов Совета, имевших право на переизбрание на новый срок. 18. IX 1934, когда Советский Союз вступил в Л. н., он получил постоянное место в Совете. Все решения Ассамблеи и Совета Л. н., за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно; для решений процедурного характера достаточно было простого большинства. При разбирательстве спора двух сторон, которые являются членами Совета Л. н., их голоса не учитывались при принятии решения. Великобритания и Франция использовали правило единогласия при решении политических вопросов в своих целях. Желая помешать принятию какого-либо постановления, направленного на защиту мира и безопасности, и в то же время не скомпрометировать себя, эти две страны обычно выдвигали в качестве противников такого постановления одно из зависимых от них малых государств. Постоянным органом Л. н. являлся Генеральный секретариат. По негласному соглашению между Великобританией и Францией генеральные секретари и их первые заместители должны были выдвигаться только из представителей этих двух стран, с тем чтобы при генеральном секретаре-англичанине первый заместитель был француз, и наоборот. Официальными языками Л. н. считались французский и английский. Кроме основных органов Л. н. имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (напр., Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.). Местом пребывания основных органов Л. н. была Женева. Важнейшими статьями устава были ст. 8, 10-17 и 22. Ст. 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений "до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением". Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений. В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран - членов Л. н. Именно эта статья и вызвала основные возражения в американском сенате, отказавшемся ратифицировать устав Л. н. Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Л. н. меры, "способные действительным образом оградить мир наций" (ст. 11). Ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путем рассмотрения в Совете Л. н. Процедура эта была очень сложной; в случае если в Совете не будет достигнуто единогласие по вопросу о споре, члены Л. н. оставляли за собой "право поступать, как они считают подходящим..." В ст. 14 Совету поручалось подготовить проект Постоянной палаты международного правосудия, обязанной разрешать все переданные ей споры международного характера. Ст. 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии. Все члены Л. н. обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения. Совет Л. н. обязан был также определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых каждым членом Л. н. "для поддержания уважения к обязательствам Лиги". В 1921 Совет Л. н. принял резолюцию, в которой говорилось, что основным оружием в борьбе против агрессора должны быть экономические санкции. Устав Л. н. предусматривал также вмешательство Лиги в споры между государствами, не являющимися ее членами (ст. 17). Если государство - не член Л. н., участвующее в споре, отказывается принять меры для его разрешения, предложенные Советом Л. н., и прибегнет к войне против одного из членов Лиги, то к нему применяются экономические и военные санкции, предусмотренные ст. 16. Ст. 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане (см. Мандатная система). По требованию Вильсона специально оговаривалось (в ст. 21), что доктрина Монро не рассматривается как не совместимая с уставом Л. н. Деятельность Л. н. в 1920-34. В этот период существования Л. н. ее деятельность носила явно враждебный Советскому Союзу характер. В 1920-21 Л. н. была одним из центров организации вооруженной интервенции против Советского государства. На заседаниях Л. н. в 1921 обсуждались планы использования голода на части территории РСФСР в качестве средства давления на Советскую республику. После того как белофинские банды были отброшены из Восточной Карелии, Л. н. пыталась оказать дипломатическую поддержку Финляндии. Во время нападения Польши на Советскую Россию Л. н. не только не препятствовала этому агрессивному акту, но поощряла отправку членами Л. н. военных материалов и советников в помощь Польше и пыталась направить в Советскую Россию миссию, имевшую явно военно-разведывательный характер. Во всех действиях, направленных против советского народа, Л. н. проявляла необычайную настойчивость и оперативность. Когда же речь шла о поддержании мира и безопасности, Л. н., как правило, оказывалась совершенно бессильной принять какие-либо действенные меры, направленные к урегулированию международных конфликтов. "Лига Наций,- говорил В. И. Ленин в 1922,- настолько носит на себе все черты своего происхождения из всемирной войны, настолько неразрывно связана с Версальским договором, настолько пропитана вся насквозь отсутствием чего-либо похожего на реальное установление равноправия наций, на реальные шансы мирного сожительства между ними, что, мне кажется, наше отрицательное отношение к Лиге Наций понятно и не требует дальнейших комментариев". За время с 1920 по 1934 Л. н. занималась рассмотрением десятков вопросов. Важнейшими из них были: спор между Швецией и Финляндией об Аландских островах (см. Аландские конвенции), плебисцит в Верхней Силезии, делимитация границ Албании, Югославии и Греции, конфликт в 1923 между Италией и Грецией по вопросу об о. Корфу (см. Корфу инцидент), конфликт между Литвой и Польшей в связи с захватом Вильно поляками, конфликт между Турцией и Ираком из-за Мосула (см. Мосульский конфликт), конфликт между Боливией и Парагваем из-за Чако (см. Чако конфликт), японо-китайский конфликт (см. Литтона комиссия) и др. К этому же периоду относится и бесплодная деятельность Л. н. в области разоружения. СССР, тогда еще не входивший в Л. н., был единственным государством, последовательно боровшимся в созданных Л. н. органах за действительное разоружение (см. Подготовительная комиссия, Международная конференция 1932 -35). Л. н. была ареной борьбы за господство на европейском континенте между Англией и Францией. В первые годы существования Л. н. обе эти державы пытались использовать Лигу как орудие поддержания версальской системы. После Локарнской конференции и вступления Германии в Л. н. (сентябрь 1926), когда обозначился крах версальской системы, усилилось стремление каждого из этих государств использовать Германию в своих интересах. В то же время приглашение Германии в Л. н. было вызвано антисоветскими планами держав, заправлявших в Лиге. Л. н. не сумела разрешить большей части вопросов, которые обсуждались в ее органах. Особенно ярко проявилось бессилие Л. н., когда в связи с нападением Японии на Манчжурию образовался опаснейший очаг войны на Дальнем Востоке. Л. н. действовала в этом случае настолько медленно и нерешительно, что японские агрессоры захватили Манчжурию, не встретив никаких помех. К 1932-33 изменилась обстановка и в Европе. Германские империалисты, которых англо-французские политики мечтали использовать в своих антисоветских целях, сами использовали Л. н. и соперничество господствовавших в ней держав. Под прикрытием пацифистской фразеологии своих дипломатов в Л. н. Германия начала шаг за шагом подрывать основы Версальского мирного договора и приступила к воссозданию своей военной мощи. В начале 1933 к власти в Германии пришли гитлеровцы, не скрывавшие своих агрессивных планов. 27. III 1933 Япония, сославшись на свое несогласие с выводами комиссии Литтона, демонстративно вышла из Л. н. Вслед за ней, 14. X 1933, не добившись согласия держав на отмену военных статей Версальского договора, Германия также заявила о своем выходе из Л. н. Вступление СССР в Л. н. В тревожной обстановке этих лет борьба Советского правительства за мир и коллективную безопасность привлекала симпатии народов. На Советский Союз обращали свои взоры и те из европейских политиков, которые в тот момент рассчитывали с помощью СССР создать барьер против германской агрессии. По инициативе французской дипломатии, во главе которой тогда стоял Барту (см.), 15. X 1934 тридцать государств - членов Л. н. обратились к Советскому Союзу с приглашением вступить в Лигу; четыре государства уклонились от подписания приглашения, но заявили, что будут голосовать за принятие СССР. Позиция СССР по отношению к Л. н. была определена еще в конце 1933 И. В. Сталиным в его беседе с корреспондентом американской газеты "Нью-Йорк Таймс"- В. Дюранти. И. В. Сталин отметил, что, несмотря на все колоссальные недостатки Л. н., Советский Союз поддержит ее, "если Лига сможет оказаться неким бугорком на пути к тому, чтобы хотя бы несколько затруднить дело войны и облегчить в некоторой степени дело мира..." Советское правительство приняло приглашение вступить в Л. н., и 18. IX 1934 Ассамблея Л. н. постановила принять СССР в Лигу и включить его представителя в Совет Л. н. в качестве постоянного члена (против принятия СССР голосовали Голландия, Португалия и Швейцария). В своем ответе на приглашение Советское правительство отмечало также, что, поскольку ст. 12 и 13 устава Л. и. предусматривают обращение к арбитражному и судебному разрешению вопросов, правительство Союза ССР "считает нужным уже теперь уточнить, что, на его взгляд, конфликты, которые относятся к фактам, имевшим место до его вступления в Лигу, не должны подпадать под означенные методы регулирования". Деятельность Л. н. в 1935-40. Л. н. в этот период занималась следующими важнейшими вопросами: 1) итальянской агрессией против Эфиопии; 2) нарушением Германией Версальского и Локарнского договоров (в связи с ремилитаризацией Рейнской зоны); 3) итало-германской интервенцией в Испании. 1) Итало-эфиопский конфликт начался 6. XII 1934, когда итальянские войска вторглись на 100 км в глубь территории Эфиопии. Обращение Эфиопии к Л. н. не дало никаких результатов. В связи с продолжавшейся концентрацией итальянских войск на границах Эфиопии последняя 11. V 1935 снова обратилась в Л. н. Чтобы выиграть время и помешать обсуждению вопроса в Л. н., Муссолини предложил создать арбитражную комиссию. Комиссия была создана, но не смогла придти ник какому решению, т. к. Англия и Франция, проводившие политику "невмешательства" и поощрения агрессоров, находились в тайном сговоре с Муссолини. Обе державы дали Италии согласие на захват Эфиопии (см. , Стрезская конференция 1965). Этими же причинами объясняется то обстоятельство, что на очередной Ассамблее Л. н., заседавшей с 7. IX по 2. X 1935, не было принято никаких решений о мерах по предотвращению итальянской агрессии. З. X Италия открыла военные действия против Эфиопии. Общественное мнение всего мира было возмущено. Ряд государств - членов Л. н., и в первую очередь СССР, потребовал применения к Италии ст. 16 устава Л. н., т. е. санкций. Вновь собравшаяся Ассамблея 9. X вынесла решение о применении санкций к Италии. Однако самый важный вид итальянского импорта, необходимого для ведения войны,-нефть-не оказался в списке предметов, запрещенных для ввоза в Италию. Англия отказалась закрыть Суэцкий канал, единственный путь из Италии в Эфиопию. В результате к маю 1936 Италия завершила захват Эфиопии. По настоянию Англии и Франции в июле 1936 Ассамблея Л. н. отменила санкции. Позднее, в 1938, Англия и Франция признали суверенитет Италии над Эфиопией. Только Советский Союз "занял в итало-абиссинской войне особую принципиальную позицию, чуждую всякому империализму, чуждую всякой политике колониальных захватов" (В. М. Молотов). Во время дискуссии по поводу отмены санкций советская делегация во главе с M. M. Литвиновым внесла ряд конкретных предложений, направленных на укрепление коллективной безопасности и превращение Л. н. в действенное орудие мира и безопасности. В соответствии с этими предложениями всякое государство, совершившее агрессию против одного из членов Л. н., считалось находящимся в состоянии войны со всеми остальными членами Л. н. Для рассмотрения этого и других советских предложений, направленных на улучшение устава Л. н., была создана комиссия, которая благодаря саботажу Англии и Франции проработала два года совершенно безрезультатно. 2) 7. III 1936 Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую зону, нарушив Версальский и Локарнский договоры, французское и английское правительства бездействовали. Англия вступила в переговоры с Германией; 12. III англичане предложили созвать Совет Л. н. в Лондоне с участием Германии. 14. III заседания Совета открылись. Представители Франции, Англии и Бельгии отказались рассматривать акцию германского правительства как угрозу миру, они предложили считать ремилитаризацию Рейнской зоны лишь нарушением Версальского и Локарнского договоров. Кроме того, в связи с нападками Германии на советско-французский договор 1935 о взаимной помощи все три державы предложили передать на рассмотрение Гаагского трибунала вопрос о совместимости этого договора с соглашениями, подписанными в Локарно. Это было прямой поддержкой агрессора. Советский делегат 17. III на заседании Совета Л. н. отметил, что сохранение мира требует принятия коллективных мер против агрессоров, что попустительство агрессорам приведет лишь к новым требованиям с их стороны. Несмотря на то что СССР не участвовал в Локарнском договоре, Советское правительство заявило о своей готовности участвовать "во всех, мероприятиях, которые будут предложены Совету Лиги локарнскими державами и будут приемлемы для других членов Совета". Предложение Советского Союза не нашло, однако, отклика у англо-французских "умиротворителей", которые уже тогда строили расчеты на использование Германии против СССР. 3) В июле 1936 Германия и Италия приняли активное участие в организации фашистского мятежа в Испании и немедленно приступили к широкой интервенции в этой стране. Испанское республиканское правительство поставило вопрос об итало-германской интервенции на Ассамблее Л. н. в сентябре 1936. Однако заправлявшие в Лиге государства решили изъять этот вопрос из ведения Л. н. и с этой целью создали специальный комитет по невмешательству в испанские дела. По замыслу его создателей комитет должен был служить ширмой для продолжения итало-германской интервенции против испанской демократии (см. Невмешательство). Только Советский Союз поднял свой голос в Л. н. в защиту Испанской республики. Отношение Советского Союза к борьбе испанского народа выразил И. В. Сталин в известной телеграмме от 16. X 1936 руководителю испанской компартии Хозе Диасу: "Трудящиеся Советского Союза выполняют лишь свой долг, оказывая посильную помощь революционным массам Испании. Они отдают себе отчет, что освобождение Испании от гнета фашистских реакционеров не есть частное дело испанцев, а - общее дело всего передового и прогрессивного человечества". На чрезвычайной сессии Совета Л. н. в декабре 1936 советский делегат В. П. Потемкин потребовал принятия срочных мер против интервенции фашистских держав. 28. V 1937 M. M. Литвинов также призвал Совет Л. н. немедленно принять меры к пресечению агрессии. Советская делегация на Ассамблее Л. н. в сентябре 1937 в связи с обсуждением испанского вопроса резко протестовала против того, что "Лига наций, призванная гарантировать целостность государств, состоящих ее членами, охранять мир и международный порядок, обеспечить соблюдение ненарушения международных договоров и уважения международного права, остается в стороне от этих событий, не реагируя на них". Но, верные своей политике "невмешательства", Англия и Франция постарались "не раздражать" агрессоров и снова перенесли все дело в пресловутый "комитет по невмешательству". При прямом попустительстве западных держав фашистские агрессоры уничтожили Испанскую республику и создали в Испании очаг фашизма и агрессии. Несмотря на настойчивую борьбу советской делегации в Л. н. за превращение Лиги в действенное орудие мира и безопасности, послушное Англии и Франции большинство в Лиге стремилось пройти мимо актов агрессии, которые один за другим совершались Италией, Японией, Германией. Такой акт агрессии, как захват Австрии Германией, даже не вызвал обсуждения в Лиге. "Исчезновение австрийского государства, - заявил советский делегат в Лиге, - прошло незамеченным для Лиги наций". Ободренные попустительством западных держав, германские империалисты наметили себе очередную жертву - Чехословакию. Несмотря на т. н. судетский кризис и концентрацию германских войск на чехословацкой границе, вопрос о Чехословакии не был внесен в повестку дня Ассамблеи Л. н. в сентябре 1938. Выступая на Ассамблее Л. н. 21. IX, представитель СССР резко критиковал поведение Англии и Франции, заставлявших Чехословакию капитулировать перед требованием агрессора. "Избежать проблематической войны сегодня и получить верную и всеобъемлющую войну завтра, да еще ценою удовлетворения аппетитов ненасытных агрессоров и уничтожения и изуродования суверенных государств не значит действовать в духе пакта Лиги наций. Премировать бряцание оружием и обращение к оружию для разрешения международных проблем, иначе говоря, премировать и поощрять наступательный сверхимпериализм в неслыханных до сих пор формах - не значит действовать в духе пакта Келлога - Бриана", - говорил советский делегат. Несколько дней спустя состоялось позорное Мюнхенское соглашение (см.). Л. н. и в этом случае осталась пассивной и безучастной. Политика "умиротворения" агрессоров и "невмешательства", проводимая правящими кругами Англии и Франции при поддержке американской реакции, привела их к серьезному провалу. Несмотря на то что Чехословакия была отдана Германии как цена за нападение на СССР, это нападение тогда не состоялось. Советское правительство своевременно разгадало предательскую тактику правительств Англии и Франции. 23. VIII 1939 был подписан советско-германский договор (см.) о ненападении. Обманувшись в своих расчетах, англо-французские политики воспользовались в качестве предлога советско-финским конфликтом 1939-40 и с помощью специально подобранного состава Совета Л. н. провели исключение СССР из Лиги (14. X11 1939). Л. н., не исключившая за 20 лет своей деятельности ни одного агрессора, с необычайной поспешностью приняла это решение, направленное против единственного последовательного защитника мира и безопасности. В сообщении ТАСС по поводу исключения СССР говорилось: "Сама обстановка, при которой подготовлялась и выносилась резолюция Лиги наций, направленная против СССР, разоблачает скандальные махинации, к которым прибегли англо-французские представители в Лиге наций для достижения указанной пели. Как известно, Совет Лиги наций состоит из 15 членов, за резолюцию же об "исключении" СССР было подано только 7 голосов из числа этих 15, т. е. резолюция принята меньшинством членов Совета Лиги. Остальные 8 членов Совета относятся либо к числу воздержавшихся, либо к числу отсутствовавших... Случайно подобранные "представители" 127 млн. населения "исключили" СССР с его 183 млн. населения". "Исключение" СССР было последним актом Л. н. Деятельность ее с этого времени прекратилась. Формально Л. н. была распущена в апреле 1946 постановлением специально созванной Ассамблеи.

Карикатура тех лет.

ЛИГА НАЦИЙ, первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. В Лиге наций нашли свое практическое выражение идеи и проекты, предлагавшиеся начиная с 17 в. вплоть до Первой мировой войны. Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Структура.

Лига наций включала в себя государства - члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Члены Лиги наций.

Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.

Австралия*

Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)

Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)

Аргентина*

Афганистан (принят в 1934)

Болгария (принята в 1920)

Бразилия (вышла в 1926)

Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)

Венесуэла* (вышла в 1938)

Гаити* (вышла в 1942)

Гватемала* (вышла в 1936)

Германия (принята в 1926, вышла в 1933)

Гондурас* (вышел в 1936)

Доминиканская Республика (принята в 1924)

Египет (принят в 1937)

Ирак (принят в 1932)

Ирландия (принята в 1923)

Испания* (вышла в 1939)

Италия* (вышла в 1937)

Колумбия*

Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)

Латвия (принята в 1921)

Литва (принята в 1921)

Люксембург (принят в 1920)

Мексика (принята в 1931)

Нидерланды*

Никарагуа* (вышла в 1936)

Новая Зеландия*

Норвегия*

Парагвай* (вышел в 1935)

Персия (Иран)*

Перу* (вышла в 1939)

Португалия*

Румыния* (вышла в 1940)

Сальвадор* (вышел в 1937)

Сиам (Таиланд)*

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии*

Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)

Турция (принята в 1932)

Финляндия (принята в 1920)

Чехословакия*

Чили* (вышла в 1938)

Швейцария*

Эквадор (принят в 1934)

Эстония (принята в 1921)

Эфиопия (принята в 1923)

Югославия*

Южно-Африканский Союз*

Япония* (вышла в 1933)

Фунции.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств - членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать - в той или иной степени успешно - более сорока политических конфликтов, ее усилия по разрешению основных противоречий путем использования параграфа 16 Устава Лиги о коллективной безопасности привели к ее ослаблению и прекращению деятельности. Неудачная попытка Лиги применить в 1931 эффективные санкции против Японии, напавшей на Маньчжурию, еще более серьезная неспособность воздействовать на события в ходе итальянской агрессии против Эфиопии ясно продемонстрировали потенциальным агрессорам слабость механизма применения силовых решений в мирном урегулировании.

Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом - Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Исключение СССР из членов Лиги в 1939 привело к тому, что в ее составе осталась лишь одна великая держава - Великобритания. В критические дни, предшествовавшие сентябрю 1939, ни одна из стран не прибегла к помощи Лиги; к январю 1940 Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей Лиги Организации Объединенных Наций, а ее социальные и экономические функции были объединены с деятельностью Экономического и Социального Совета.

М.М. Литвинов - И.М. Майскому. 4 августа 1934 г.

Хотя я собирался ехать на юг Союза, но обстоятельства обернулись так, что я поеду лечиться через 2-3 дня за границу. Я, конечно, ничего не имею против того, чтобы повидать Вас во время лечения, но дело в том, что я не буду находиться в каком-либо пункте на Вашем пути в Москву, Вам придется специально отправиться ко мне на курорт, и я не могу не задавать себе вопроса, нужно ли это. Вы едете в отпуск, и никаких инструкций Вам от меня не требуется. Если Вам понадобятся инструкции и информация, то Вы их успеете получить от меня на обратном пути в Лондон, ибо рассчитываю быть в Москве в конце сентября.

М.М. Литвинов - И.М. Майскому. 11 июня 1934 г.

Случилось, как я ожидал: уезжаю, не успев Вам ничего сообщить о встрече. Если бы я и хотел, то не мог ее теперь устроить, ибо в Берлине остаюсь только с утра до вечера. Ваша телеграмма 1 лишний раз убедила меня в том, что никаких конкретных вопросов для обсуждения нет. Что же касается вопросов общей политики, то они, по-моему, для Вас довольно ясны. Мы желаем мира и сотрудничать со всеми, кто это желание разделяет. Отсюда и наше сближение с Францией и с Малой Антантой. Мы зовем всех сторонников мира к сплочению на почве общих соглашений, а также региональных пактов взаимной помощи, включая военную помощь.

Амо декларация 1934 года, 18 апреля

Амо декларация - заявление Японии о политике в Китае, сделанное заведующим отделом печати японского министерства иностранных дел Амо 18.IV 1934 в связи с опубликованием информации о предстоящем оказании Китаю т. н. "технической помощи" со стороны Лиги наций и о поставке Китаю военных материалов иностранными (главным образом американскими) фирмами.

Лондонские конвенции 1933 года, 3, 4, 5 июля (Вышинский, 1948)

Лондонские конвенции 1933 года - об определении агрессии - заключены 3, 4 и 5. VII по инициативе Советского Союза. Они явились новым звеном в цепи мероприятий Советского правительства, направленных к укреплению мира и безопасности во всём мире. В основу определения агрессии в Лондонских конвенциях было положено определение, предложенное советской делегацией ещё 6. II 1933 в Генеральной комиссии по разоружению и принятое 24. V 1933 года Комитетом по вопросам безопасности на конференции но сокращению и ограничению вооружений, созванной Лигой наций...

Система послевоенного урегулирования, созданная на основе Версальского договора, обусловило потребность в специальной международной организации, которая получила название Лиги Наций. Идея ее создания возникла в разных странах в конце первой мировой войны, когда многочисленные человеческие жертвы, разрушение, обнищание, выпавшие на долю народов воюющих государств, вызвали широкое распространение пацифистских настроений.

Учитывая общественное мнение, президент США В. Вильсон внес идею создания Лиги Наций в свои «14 пунктов», опубликованы 8 января 1918

На Парижской мирной конференции под председательством американского президента действовала специальная комиссия для заключения устава Лиги Наций. Предложенный ею проект устава был одобрен и внесен в Версальскую систему мирных договоров как их составная часть. Устав подписали 44 государства, в том числе «первобытные члены» Лиги — 31 страна, союзники в войне против германского блока. В Лигу присоединилось также государства, которые в войне не участвовали.

Руководящими органами Лиги были Ассамблея, Совет и постоянный секретариат во главе с генеральным секретарем Лиги Наций. Сначала Совет Лиги Наций состоял из 4-х постоянных членов: Великобритании, Италии и Японии. США не входили в Лигу Наций, поскольку американский сенат не ратифицировал ее устав. На определенный срок избирались четыре непостоянные члены Совета Лиги Наций. Все решения Ассамблеи и Совета Лиги Наций, за исключением чисто процедурных решений, принимались единогласно.

В структуре Лиги Наций были международные организации, постоянные и временные комиссии, имевшие статус вспомогательных органов. Некоторые из них, в частности Международная организация труда (МОТ) и Постоянная палата международного правосудия, имели статус автономных органов в структуре Лиги. Штаб-квартира Лиги Наций размещалась в Женеве.

Устав этой представительной Международной организации требовал ограничения вооружений до минимума, необходимого для национальной обороны, декларировал принцип гарантии территориальной целостности стран-членов Лиги Наций. Согласно уставу Лига Наций должна была принять немедленные и решительные меры для предупреждения (прекращение) любой войны и обеспечения мира.

Против государств-агрессоров, в соответствии с уставом, Лига Наций имела право применять дипломатические, политические и экономические санкции. Она могла вмешиваться в споры между государствами, которые не были ее членами. Лига выработала также порядок управления бывшими колониальными владениями Германии, заселенными арабами, которые были в составе бывшей Турецкой империи.

Лига Наций была эффективным орудием поддержки Версальской системы. Вместе с тем ее основатели преследовали свои меркантильные интересы в международных делах. Так, Великобритания и Франция пытались обеспечить себе ведущие позиции в мировой и европейской политике.

Советский Союз до 1934 года не был членом Лиги Наций как государство, которое отказалось от выполнения многих международных обязательств и провозгласила целью своей внешней политики мировой революции. В начале 20-х годов из-за усилия Германии и государств, недовольных результатами Версальского договора, роль Лиги Наций постепенно приходит в упадок.

18 апреля 2011 года исполняется 65 лет с того дня, как было принято решение о ликвидации Лиги Наций.

18 апреля 1946 г. Лига Наций - международная межправительственная организация, созданная в 1919 г. в целях развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности - прекратила свое существование в связи с образованием ООН.

Устав Лиги Наций , выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), и включенный в Версальский мирный договор (1919) и другие мирные договоры, завершившие первую мировую войну (1914-1918), был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов.

Общее число членов Лиги Наций изменялось в пределах 45-60 государств.

СССР вступил в Лигу Наций в 1934 г. В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны (1939-1940), Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций.

Структура, функции и полномочия Лиги были определены в ее Уставе.

Основными органами Лиги Наций являлись Ассамблея - ежегодное собрание представителей всех членов организации и Совет Лиги Наций (собирался за время существования 107 раз) - в составе постоянных и периодически избиравшихся Ассамблеей непостоянных членов. Постоянными членами Совета были Великобритания, Франция, Италия и Япония, а после вступления в организацию (соответственно в 1926 г. и 1934 г.) - Германия и СССР. Ассамблея и Совет собирались в Женеве. Там же работал Секретариат Лиги Наций во главе с Генеральным секретарем.

Кроме основных органов Лига Наций имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (например, Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.).

Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.

Важнейшими статьями устава Лиги Наций были ст.ст. 8, 10-17 и 22. Статья 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений "до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением". Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений.

В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран ‑ членов Лиги Наций. Именно эта статья и вызвала основные возражения в американском сенате, отказавшемся ратифицировать устав Лиги.

Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Лиги Наций меры, "способные действительным образом оградить мир наций" (ст. 11).

Ст.ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путём рассмотрения в Совете Лиги Наций. Процедура эта была очень сложной, в случае, если в Совете не будет достигнуто единогласие по вопросу о споре, члены Лиги Наций оставляли за собой "право поступать, как они считают подходящим..."

В ст. 14 Совету поручалось подготовить проект Постоянной палаты международного правосудия, обязанной разрешать все переданные ей споры международного характера.

Статья 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии. Все члены Лиги Наций обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения. Совет Лиги Наций обязан был также определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых каждым членом Лиги "для поддержания уважения к обязательствам Лиги".

В 1921 г. Совет Лиги Наций принял резолюцию, в которой говорилось, что основным оружием в борьбе против агрессора должны быть экономические санкции.

Устав Лиги Наций предусматривал также вмешательство Лиги в споры между государствами, не являющимися ее членами (ст. 17). Если государство - не член Лиги Наций, участвующее в споре, отказывается принять меры для его разрешения, предложенные Советом Лиги, и прибегнет к войне против одного из членов Лиги, то к нему применяются экономические и военные санкции, предусмотренные ст. 16.

Статья 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане.

Лигой Наций были достигнуты определенные успехи в социальной и гуманитарной области, в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях.

Был установлен контроль над распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом - Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать - в той или иной степени успешно - более 40 политических конфликтов, она не смогла предпринять действенных мер по обеспечению международной безопасности. Наиболее явственно это проявилось с началом подготовки Германии, Японии и Италии ко Второй мировой войне.

В 1933 г. Германия и Япония заявили о выходе из Лиги Наций (Италия последовала их примеру в 1937 г.). Это лишило смысла положения Статута о сокращении ВС членов Лиги Наций и об обмене между ними информацией о своих военных потенциалах, а также об организации контроля над производством оружия и торговлей им. Единственным конкретным шагом Лиги Наций, направленным на обуздание акта агрессии, было решение о частичном ограничении внешнеэкономических связей Италии в период итало-эфиопской войны (1935-1941), которое, однако, не сказалось на военном потенциале страны. Агрессию Японии в Маньчжурии (1931-1933) и вторжение ее войск вглубь Китая (1937-1939) Лига осудила лишь словесно. Лиги Наций не рассматривала, по существу, вопрос о германо-итальянской интервенции в Испании в 1936-1939 гг.

В 1938-1939 гг. Лига не реагировала на то, что Германия захватила Австрию, Чехословакию и Клайпедский край и напала на Польшу, развязав 2-ю мировую войну, а также на то, что Италия аннексировала Албанию.

Остались нереализованными и положения Статута о защите каждым членом Лиги Наций территориальной целостности и политической независимости других ее членов и о создании для этого совместных ВС из национальных воинских контингентов членов Лиги Наций.

8 апреля 1946 г. была созвана последняя Ассамблея Лиги Наций в Женеве. Делегаты приняли резолюцию о передаче власти и функций Лиги в Организацию объединенных наций, разделили между вносившими взносы странами резервный фонд Лиги, передали ООН Дворец Наций с библиотекой и архивом.

(Дополнительный

Вчера в Лозанне прошла жеребьевка Лиги наций - нового турнира, организованного УЕФА для национальных команд. По ее итогам осенью этого года Россия сыграет во второй группе лиги В с Турцией и Швецией. Лучшая из трех выйдет в лигу А, где собраны ведущие сборные Европы.

ЧТО ТАКОЕ ЛИГА НАЦИЙ

П роект нового турнира предложил теперь уже бывший президент УЕФА Мишель Платини и группа его советников. Цель: поднять интерес к играм сборных, свести к минимуму потерявшие значимость товарищеские матчи, не пользующиеся интересом у болельщиков и спонсоров, создать новые коммерческие возможности (в том числе для самих федераций). Кроме того, Лига наций имеет и спортивную составляющую. Через этот турнир можно попасть на чемпионат Европы-2020.

УЧАСТНИКИ

В лиге выступают все 55 сборных, представляющих федерации, входящие в УЕФА. Их в соответствии с коэффициентами национальных команд (не путайте с рейтингом ФИФА) разбили на четыре дивизиона - первый (12 сборных), второй (12), третий (15) и четвертый (16). Использован рейтинг УЕФА по состоянию на 11 октября 2017 года - после завершения отборочных матчей чемпионата мира-2018 (не включая стыковые игры). Таблица коэффициентов национальных команд Европы учитывает результаты выступлений в отборочных и финальных турнирах ЧМ-2014 и Euro -2016, а также отборочном турнире ЧМ-2018.

ФОРМАТ

Первый дивизион (лига А)

Четыре победителя групп выйдут в финальный турнир, который проведут с 5 по 9 июня 2019 года (полуфинал, матч за 3-е место и финал). УЕФА рассчитывает, что эти игры привлекут внимание многих спонсоров. Представляете, какие матчи нас ждут, если квартет составят, к примеру, Германия, Бельгия, Италия и Испания! Четыре аутсайдера опустятся во второй дивизион (лигу В). Четыре лучшие команды (из тех, что не попали на Euro

Второй дивизион (лига В)

Четыре победителя групп выйдут в первый дивизион (лигу А), четыре аутсайдера опустятся в третий дивизион (лигу С). Четыре лучшие команды (из тех, что не попали на Euro -2020 по итогам отборочного турнира) в марте 2020 года разыграют одну путевку на чемпионат Европы.

Третий дивизион (лига С)

Четыре победителя групп выйдут во второй дивизион (лигу В), четыре аутсайдера опустятся в четвертый дивизион (лигу D ). Четыре лучшие команды (из тех, что не попали на Euro -2020 по итогам отборочного турнира) в марте 2020 года разыграют одну путевку на чемпионат Европы.

Четвертый дивизион (лига D )

Четыре победителя групп выйдут в третий дивизион (лигу С). Четыре лучшие команды (из тех, что не попали на Euro -2020 по итогам отборочного турнира) в марте 2020 года разыграют одну путевку на чемпионат Европы.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

Матчи первого турнира пройдут в 2018-м в следующие сроки:

1-й тур. 6-8 сентября
2-й тур. 9-11 сентября
3-й тур. 11-13 октября
4-й тур. 14-16 октября
5-й тур. 15-17 октября
6-й тур. 18-20 ноября

Стыковые матчи за четыре путевки на Euro -2020 должны состояться с 26 по 31 марта 2020 года.

К тому времени уже завершится отборочный турнир первенства континента: его игры пройдут с марта по ноябрь 2019-го. По итогам определятся 20 обладателей путевок - по две лучшие команды из 10 групп, по которым распределят 55 команд (по пять или шесть в каждой). Жеребьевка отборочного турнира запланирована на 2 декабря 2018 года (в Дублине).

ВРЕМЯ НАЧАЛА МАТЧЕЙ

Как правило, игры планируется начинать в 18.00 и 20.45 по среднеевропейскому времени (в 19.00 или 20.00 и 21.45 или 22.45 - по московскому). Некоторые встречи в субботу и воскресенье будут стартовать в 15.00 по среднеевропейскому времени. Определенные исключения сделают для России, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Турции. Домашние матчи сборных этих стран можно будет проводить не позднее чем в 18.00 по среднеевропейскому времени (19.00 или 20.00 по московскому). В Казахстане еще раньше - в 16.00 по среднеевропейскому времени.