Связь мира мёртвых с миром живых. «мир мертвых» и «мир живых Мир живых и мир мертвых

Многочисленные исторические факты, задокументированные и подтвержденные независимыми расследованиями подтверждают, что – не миф, а объективная реальность.

Обычно таких посредников называют «медиумами» или «медиаторами» – поскольку само слово «медиатор» так и переводится – «посредник».

Одним из известных медиаторов стала английская женщина Розмари Браун. Несмотря на отсутствие серьезного профессионального музыкального образования, женщина прославилась тем, что сочиняла произведения в стиле знаменитых, но давно умерших композиторов.

Бетховен, Моцарт, Рахманинов – когда профессиональные музыкальные исследователи анализировали опусы, вышедшие из-под пера Розмари Браун, было подтверждено почти буквальное совпадения стилей с манерой сочинения великих авторов.

Однажды во время интервью Розмари Браун заявила корреспонденту, что в данный момент в комнате находится дух Ференца Листа. Журналист решил проверить реальность присутствия великого композитора и начал говорить на немецком языке, которого Розмари Браун не знала. Для Листа же немецкий язык являлся родным.

После этого женщина-медиум заявила корреспонденту, что в качестве подтверждения Лист пригасил в комнату умершую мать интервьюера. Каково же было изумление репортера, когда Розмари в подробностях описала внешность умершей матери. Хотя, понятно, что возможность их встречи с Розмари в прошлом практически равна нулю.

Музыка как ключ к миру мертвых

Талантливые музыканты часто выступают как посредники между миром мертвых и живых. Некоторые современные композиторы отличаются способностью предельно точно, до мелочей создавать произведения в стиле знаменитых композиторов прошлого.

В частности, участники группы Beatles в своем позднем творчестве выпускали сборники песен, каждая из которых была очень точно написана в стиле, на подробное изучение которого у ребят совершенно точно не было достаточно времени.

Представьте себе – два раза в год Битлы, не имевшие регулярного музыкального образования, выпускали два альбома по 12 песен, написанных в совершенно разных стилях разных времен и народов.

Здесь остается только один вывод – Джон Леннон и Пол Маккартни выступили как посредники между миром мертвых и живых .

Известен случай с британским пианистом Джоном Лиллем. Как рассказал сам исполнитель, во время концерта он неожиданно заметил, что за ним наблюдает некая смутная фигура, в которой музыкант разглядел знаменитого композитора Бетховена.

Присутствие столь великого музыканта из прошлого вдохновило Джона Лилля и помогло великолепно исполнить свою партию.

Другой британский музыкант, Клиффорд Энтикнэп рассказал о том, что к нему явился дух Генделя и передал для публикации и исполнения ораторию, которая еще никогда не исполнялась и вообще не была известна. Музыкальные критики подтвердили – произведения в точности соответствует стилю легендарного полифониста Генделя, причем, в малейших деталях.

Здесь можно предположить, что знаменитые композиторы прошлого, ныне умершие, не успели полностью воплотить свои творческие замыслы. Таким образом, через посредников-медиумов, композиторы, ушедшие в мир иной, часто весьма преждевременной смертью, пытаются реализовать прерванные творческие планы.

С точки зрения строгой науки данные поразительные факты вполне объяснимы.

  • Вселенная представляет собой некий информационно-временной континуум, в котором, как в бульоне, «варится» абсолютно вся информация, когда либо появлявшаяся.
  • Медиумы обладают непостижимой способностью входить в пространственно-временной континуум вселенной и извлекают оттуда некие сведения, которыми обладали умершие люди, которые не успели при жизни обнародовать свои творческие продукты.

Впрочем, посредники между миром мертвых и живых встречаются не только в мире искусства, но и в других сферах жизни.

Медиумы-целители

Бразильский шахтер Хозе де Фрейтаса, не получивший почти никакого образования и не обучавшийся в медицинских вузах, за годы своей жизни сумел поставить точные диагнозы и помочь исцелиться нескольким миллионам человек.

Хозе де Фрейтаса принимал в день порядка 1000 страждущих и мгновенно, после одного взгляда на пациента, набрасывал на листке бумаги диагноз и рецепт.

Медики проанализировали методы лечения Хозе де Фрейтаса, провели исследования и выяснилось – более половины рекомендаций помогли людям вылечиться. Кстати, оставшаяся часть точных диагнозов оказалась неподтвержденной только из-за отсутствия в распоряжении исследователей необходимого современного медицинского оборудования.

Как же простой шахтер без образования мог делать такие точные диагнозы и назначать эффективное лечение? Предположительно, Хозе де Фрейтаса стал посредником между умершими врачами и пациентами.

На каждом приеме больных Хозе де Фрейтаса незримо присутствовали знаменитые врачеватели прошлого, ныне покойные. Они-то и давали целителю и медиуму точные рецепты и рекомендации, как лечить того или другого пациента.

Как стать посредником между миром живых и мертвых

К сожалению, такие «школы волшебников», как описаны в романах Эмели Роуз о Гарри Поттере в реальном мире не существует. Часто причиной того, что появляются посредники между миром мертвых и живых , становятся трагические события.

  • Нередко медиумами становятся люди, получившие сложные травмы головы и тела, пережившие тяжкие психические потрясения.
  • Некоторые люди от рождения обладают способностями медиатора, но не знают об этом, пока не попадут в поле зрения профессиональных экстрасенсов.
  • При помощи длительной и напряженно практики почти любой человек способен овладеть экстрасенсорными способностями.

Как все это объясняют мистики? Суть в том, что средний, ординарный человек перегружен повседневными заботами, в результате чего на восприятие потусторонних миров просто не остается энергии.

Люди, пережившие серьезные травмы и трагедии, внезапно начинают осознавать и понимать – все, чему мы так много вниманию уделяем в обыденной жизни, на самом деле не имеет особого значения.

Перестав беспокоиться о рутине, человек накапливает избыточную ментальную энергию. И тогда, по достижении критического уровня энергетики, восприятие потусторонних миров происходит само собой.

А традиционные ритуалы типа зеркал и стеклянных шаров, темных комнат – все это является лишь способом избавиться от оставшихся сомнений и блокировок разума.

У людей, имеющих сверхспособности, очень часто есть такая проблема, как открытый портал в Мир Мертвых. И это является результатом предыдущих воплощений, особенно у тех, кто жил в Древнем Египте и владел той Великой Магией, где были стерты границы между Мирами.

Чем открытый портал в Мир Мертвых мешает экстрасенсу?

У любого человека память о прошлых воплощениях заблокирована, и экстрасенс не исключение. Конечно, при помощи погружений в глубокое можно узнать какую-то информацию, но это лишь обрывки прошлого, которые не дают общей картины, и этого недостаточно.

Если на планете Земля случается какая-либо катастрофа (особенно с невинно убиенными), так души ушедших начинают толпами приходить к экстрасенсу и рассказывать о причинах несчастья, передавать сообщения живым… И сердце кровью обливается, глядя на все это! Столько боли и слез у них!

Далеко не у каждого экстрасенса психика выдержит такую нагрузку. А еще и жизненная энергия вытекает из человека в Тот Мир.

Иногда на сверхспособности экстрасенса уповают родственники убитого человека, пытаясь выяснить причину смерти, и тут самый верный способ узнать правду — это спросить у самого убитого, у его Души. А для этого необходимо выйти на контакт с жертвой.

В этом случае могут возникнуть трудности иного характера. Невозможно установить контакт, когда портал¹ закрыт.

Портал в Мир Мертвых² «живет» с своем собственном ритме и сам решает, когда он откроется, а когда закроется. Или это решают души умерших. Согласия экстрасенса, при этом, никто не спрашивает!

И это весьма печально…

Поэтому берем под личный контроль открытие и закрытие портала в Мир Мертвых!

Сначала нужно определить, где в вашей ауре³ находится этот «тоннель». Обычно, это бывает с левой стороны, но бывает и иначе. Если портал находится спереди, то это наихудший вариант! Перекрывается будущее человека, вернее будущее становится очевидно – это скорый уход Туда.

Поэтому усилием воли и работой мысли необходимо переместить этот портал, и поставить его слева. На это уйдет какое-то время, но надо терпеливо и методично это делать каждый день до тех пор, пока портал четко встанет слева!

Если нужно, можете прямо руками «двигать» портал в нужном направлении. При этом попросите Высшие Силы о помощи и поблагодарите их, когда это получится.

С порталом в Мир Мертвых можно работать только тогда, когда он находится слева!

Мир Живых и Мир Мертвых разные по своей плотности. И портал не имеет четких границ, он расплывчатый. Необходимо уплотнить энергии, чтобы сформировать дверь.

Сначала формируем дверной проём (т.е. вы, находясь в Мире Живых, сгущаете вибрации этого Мира в четкую форму дверного проёма). Потом формируем дверные петли, а на них навешиваем дверь с замком и дверной ручкой.

Замок должен быть такого типа, чтобы он открывался только ключом и только с вашей стороны.

Можете сделать дверь любую, какая вам нравится! Хоть деревянную, хоть золотую! Главное, чтобы она была крепкая и надежная!

Дверь остается приоткрытой!

Теперь попросим у Высших Сил (у Бога, у Ангела-Хранителя) дать нам ключ, чтобы закрывать и открывать эту дверь, и держать этот проход под личным контролем. Прямо так и говорим: «Господи! Дай мне ключ, чтобы закрывать и открывать эту дверь в Иной Мир тогда, когда мне это нужно, и держать этот проход под личным контролем!»

Для этого вытягиваем перед собой правую руку ладонью вверх, чтобы ключ лег именно на правую ладонь. Ключ может быть любым – это индивидуально. Он может быть и Золотым Ключиком из сказки, а может быть похож на согнутую проволочку – это не принципиально! Главное – он только ваш!

Помните! Глобально на Мир Мертвых вы не повлияете, равно как и на этот Мир. Но вы обретете личный контроль над вашей связью с Миром Мертвых. Вы установите добрососедские отношения, в которых общение будет происходить лишь при обоюдном согласии!

Если Высшие Силы дадут вам ключ – отлично! Вы достойный маг, которому доверили контроль высокого порядка! Обязательно поблагодарите за такую честь!

Держите ключ в правой руке! Вообще не выпускайте ключ из правой руки!

Теперь закроем дверь на ключ правой рукой. Вынем ключ из замочной скважины. Левой рукой подергаем за ручку закрытую дверь, чтобы убедиться, что она закрыта. А теперь опять откроем дверь ключом правой рукой. Вынем ключ из замочной скважины (ключ остается все время в правой руке!). Левой рукой приоткроем дверь.

Вовсе не обязательно распахивать дверь полностью! Все открывается – очень хорошо! И снова закроем дверь на ключ правой рукой. Вынем ключ из замочной скважины. Левой рукой проверим, хорошо ли она заперта.

Как хранить ключ?

Вспомните, когда мы были маленькими, наши родители варежки прикрепляли к шубе на резинке (советский вариант). Когда оттягиваешь варежку — резинка растягивается, отпускаешь – и резинка тут же втягивает варежку прямо в рукав.

Ключ нужно хранить по тому же принципу. Представляем, что ключ лежит на правой ладони. Из правой руки начинаем «выращивать» резиночку. Где-то внутри, в районе локтевого сгиба или выше (как больше нравится), создаем энергетический жгут-резинку. Жгутик растет, становится длиннее и выходит прямо из центра ладони. Теперь нужно прикрепить ключ к этому жгуту – можно привязать «приварить сваркой», можно просто их срастить.

Как доставать и прятать ключ?

Жгут (по вашей команде) втягивает ключ прямо в руку и располагает его выше запястья внутри правой руки. Затем даем команду достать ключ – и ключ выходит из руки прямо на ладонь. Снова команда спрятать ключ — и жгут втягивает ключ в руку. Вот по такому принципу и работаем!

ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНО!!!

Никогда и ни при каких обстоятельствах не выпускать ключ из своей руки!!! Если вы по неосторожности оставите ключ в замочной скважине – его могут украсть сущности тонкого плана⁴, несмотря на прикрепленную резиночку! И тогда никто не сможет вам помочь!

Когда вы просите этот ключ у Высших Сил, вы берете на себя полную ответственность за него! И если потеряете его – сами виноваты! Поэтому очень важно довести до автоматизма принцип работы с ключом: достал ключ – открыл замок – спрятал ключ – открыл дверь – сделал, что надо – закрыл дверь – достал ключ и закрыл замок – спрятал ключ. Теперь можете жить спокойно!

Желаю вам удачи и успехов!

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Портал в научной фантастике и фэнтези — это технологический или магический проем, соединяющий два отдаленных местоположения, разделенных пространством и временем (Википедия).

² Загробный мир - мир, в который уходят люди после смерти, обитель умерших или их душ (Википедия).

⁴ Астральный план - понятие в оккультизме, эзотерике, философии, в опыте осознанных сновидений, обозначающее отличный от материального объём (слой) мироздания (природы) (

Мир живых всегда интересовался миром мёртвых. В мифах, легендах, сказках всех народов обязательно фигурируют герои, которые не боялись заглянуть за занавес, отделяющий два мира, и посмотреть: что же за ним происходит? Но учёные воспринимали рассказы о мире, заселённом мёртвыми, как вымысел. Им, чтобы поверить в реальность существования мира мёртвых, нужны были доказательства, и они появились.

В конце XX века на стол учёным буквально посыпались факты, с которыми трудно было поспорить – видеоплёнки, на которых уже не герой детских сказок и не современный экстрасенс, видящий сквозь стены, а любой человек мог, что называется, воочию убедиться в существовании мира мёртвых.

С конца XX века почти одновременно в разных странах на экранах телевизоров люди стали видеть изображения умерших родственников. Вот, например, что произошло с Еленой Никифоровой из Новороссийска б февраля 1990 года: «Я смотрела по телевизору программу «Время». Неожиданно экран покрылся полосами, а потом на нём появилось мужское лицо – как бы в дымке. Оно было неподвижным – что-то вроде фотографии. Я вгляделась в него и закричала от ужаса. С экрана на меня в упор смотрел мой брат Миша, скончавшийся в 1985 году. Спустя несколько секунд, по экрану опять побежали полосы, а затем телевизор вновь стал показывать программу».

Умерший, точнее, умершая неожиданно появилась на экране телевизора в Риге. Большая латышская семья собралась на традиционные поминки по матери главы семьи. Родственники и друзья матери всё прибывали, и квартира уже не могла вместить всех сочувствующих горю семьи. Было решено перенести поминки на дачу, благо она находилась недалеко от города. Через два дня семья вернулась домой, и тут-то и произошла встреча с призраком, появившимся на экране телевизора. Когда включили телевизор, то на его экране явственно проступил белёсый лик почившей бабушки».

В России первые попытки использовать современную электронную аппаратуру для получения изображения мира мёртвых сделала группа питерских уфологов во главе с В. Коробковым. В 1996 году исследователи предоставили фотографии с «того света» участникам российской конференции «Реальности тонкоматериального мира». Прошло несколько лет, и пензенские исследователи решили повторить опыты своих коллег. Но пошли они по другому пути. Вместо того, чтобы усложнять электронную аппаратуру, они стали совмещать её использование со средневековыми магическими обрядами.

При помощи обычной бытовой видеоаппаратуры: телевизора и видеокамеры, Сергею Волкову и Эдуарду Утенкову из пензенской Ассоциации нетрадиционных исследований «Логос» удалось записать на видеоплёнку тени умерших людей.

Произошло это 27 декабря 2002 года. Сначала телевизор настроили на так называемую «белую рябь» – свободный от трансляций телеканал. Напротив него поставили видеокамеру. Затем в полном соответствии со старинным ритуалом создали светящийся замкнутый коридор – установили два зеркала: одно за телевизором, второе – за камерой. Таким образом, получилась замкнутую видеоинформационную сеть, в которую потусторонний «сигнал» из невидимого, потустороннего мира попадал как в капкан. Но, по словам пензенских исследователей, этого было недостаточно для появления призрака на экране. Необходим был резонатор – усилитель процесса, использование которого как бы подтягивало сущности из невидимого, потустороннего мира в мир живых людей. Для этого также использовались элементы древних ритуалов: между видеокамерой и телевизором клали вещи, принадлежавшие покойному или его волосы и ногти.

По словам одного из исследователей – Сергея Волкова, на экране уже удалось получить «тени» умерших: «Они, эти тени, то появляются в профиль, то поворачивают голову, то снова исчезают. У них нет чётких черт лица, а есть всего лишь контуры носа и затылка. При более внимательном просмотре мы обнаружили подобие глазниц. Явление это происходит при полной тишине: ни звука, ни сигнала с того света зафиксировать пока не удаётся. Воспринимать мир мёртвых таким же образом, как и наш, нельзя. На плёнке можно увидеть некие ландшафты, горы и поля. Но всё это «слеплено из иного «теста», по чуждой нам технологии. Иной мир постоянно «дрожит». Это не сплошное пространство, а какое-то по-змеиному извивающееся поле, в котором периодически возникают тени умерших людей».

Почему же люди не видят того, что они живут в окружении «теней» умерших? Почему эти «тени» так редко появляются на заснятых видеосюжетах? Ведь сегодня видеосъёмкой не занимаются только самые ленивые. Причём, для этого не нужна громоздкая кинокамера, как в конце прошлого века, сейчас это легко делают с помощью миниатюрного «продвинутого» мобильника?

Причин может быть много. Во-первых, каждый из нас воспринимает себя только как тело, обладающее головой, руками, ногами. Совсем по-иному могут выглядеть представители мира мёртвых. По воспоминаниям людей, переживших клиническую смерть, они воспринимали себя как небольшие шары, летающие в разных направлениях и легко проходящие сквозь стены. На фотографиях, видеосъёмках такие шары встречаются довольно часто, но рассматриваются как брак на фотоснимках или как досадные помехи на материалах видеосъёмки. Во-вторых, судя по исследованиям учёных, проводимых в так называемых аномальных зонах например хопёрской, энергетические объекты, а к ним можно отнести представителей мира мёртвых, надо снимать на специальных фотоплёнках или видеоаппаратуре, позволяющей отражать объекты, в невидимой для человека ультрафиолетовой зоне спектра.

Чтобы получить на видеоплёнке изображение не чёрного шара, его уфологи называют «чёрной меткой», а человека, каким он был до смерти, вероятно, необходимо соблюдение каких-то дополнительных условий. Практически во всех случаях на экране телевизоров люди видели своих родственников, причём, особенно часто погибших в результате катастроф. Скорее всего, это не случайно. Преобразование шара, являющегося нормальной формой существования людей в мире мёртвых, в сущность, внешне напоминающую человека, может требовать большой энергетической подпитки или ещё каких-то дополнительных условий, например, страстного желания со стороны представителя мира мёртвых. Если такого желания нет, то заставить сущность преобразиться из шара в человека, могут помочь отработанные за много веков, а может быть и тысячелетий, старинные магические ритуалы, об энергетическом значении которых мы можем только гадать.

Михаил Бурлешин

Существует ли связь мира мёртвых с миром живых? С учётом тех ситуаций и событий, которые иногда возникают на Земле, можно с определённой долей уверенности утверждать, что такая взаимосвязь есть. Рассмотрим обычный житейский пример, наглядно доказывающий, что мёртвые и живые – одно неразделимое целое, а грань между ними чрезвычайно хрупкая и легко преодолимая. Сразу следует заметить, что приведённое ниже повествование не всем внушит доверие. Но тут многое зависит от конкретного человека и от его отношения к извечному вопросу – существует ли жизнь после смерти?

Данная история произошла в 1983 году. Рассказал её человек по имени Алексей. У него глупо погиб племянник, работавший в парашютном клубе инструктором. Он разбился во время прыжка. Вместе с ним разбились две девушки, первый раз прыгнувшие с парашютом. Оказавшись в воздухе, они попали в критическую ситуацию. У них перехлестнулись купола и стропы парашютов. Новички никак не могли разъединиться, чтобы отстегнуть основные парашюты и выпустить основные.

Инструктор прыгнул за ними, приблизился в затяжном прыжке и постарался помочь девушкам-новичкам. Он был в 2-3 метрах от них, когда девушки оттолкнулись друг от друга, и одна из них тут же дёрнула кольцо запасного парашюта. Купол, раскрываясь, впечатался в голову инструктора и размозжил тому всё лицо. Мужчина погиб мгновенно и упал на землю мёртвым. Погибли и девушки, так как их запасные парашюты не успели раскрыться полностью.

Хоронили погибшего инструктора с закрытым лицом. А его родители так и не поверили, что присутствовали на похоронах сына, так как лица его не видели. Алексей тоже сомневался в смерти племянника, но больше потому, что люди до последнего не верят в смерть близкого человека.

Прошло почти полтора месяца после похорон, и в один из холодных зимних дней Алексей возвращался с работы на служебном автобусе. В тепле человека разморило, и он задремал. Разбудил его толчок в бок. Сидящий рядом сослуживец сообщил, что пора на выход. Алексей вышел из автобуса и обнаружил, что ему ещё нужно было ехать две остановки. Ничего не оставалось делать, как идти на трамвай. В лицо дул холодный пронизывающий ветер, и Алексей повернулся к нему спиной. В этот момент он увидел высокого молодого мужчину, одетого в белый полушубок. Погибший племянник ходил точно в таком же.

Поднятый широкий воротник закрывал лицо, но тут мужчина повернулся и посмотрел на Алексея. У того всё замерло в душе от страха и в то же время от радости. Это был похороненный почти полтора месяца назад племянник. Не веря своим глазам, Алексей сделал шаг вперёд и сказал: «Привет, ты что – живой?» Племянник заулыбался и ответил: «Здравствуй, дядя Лёша. Да, я живой. Похоронили не меня, а похожего человека. А я боюсь появляться у родителей, так как меня могут в смерти девушек обвинить и посадить».

А где же ты живёшь, - поинтересовался Алексей. – В посёлке я живу за городом. Там склады вещевые, вот я их и охраняю. Сторожем работаю. Зарплата, правда, не очень, но у меня сейчас нет выбора.

Тут подъехал трамвай, но не тот, который нужен был Алексею. А вот племянник в него сел и крикнул, обернувшись: «Прощай, дядя Лёша!» Трамвай тронулся, а Алексей остался стоят на остановке в растерянных чувствах. И тут его кто-то толкнул в плечо. Он оглянулся и обнаружил с удивлением, что сидит в автобусе, а толкает его сослуживец. Тот сказал: «Просыпайся, тебе сейчас выходить».

Алексей на автопилоте вышел на улице, и лишь на морозе догадался, что встреча с племянником была всего лишь сном. Придя домой, всё рассказал жене. А та авторитетно заметила: «Завтра будет сорок дней, вот он о себе и напомнил». Но Алексея одолевали сомнения. Особенно в его память запали слова о месте жительства племянника. И он решил съездить, посмотреть на эти вещевые склады.

На следующий день уговорил приятеля на работе, у которого была машина, и вечером они поехали в посёлок. Алексей зашёл в местный магазин, так как продавцы в таких маленьких населённых пунктах всех жителей знают. Спросил про высокого парня в белом полушубке. Но женщина за прилавком сказала, что такого никогда не видела.

Складские помещения находились в конце посёлка. На проходной заявили, что нет у них такого сторожа. Вышел Алексей удручённо на улицу и решил зайти в стоящий неподалёку недостроенный домик по малой нужде. В нём не было стёкол, и в помещении гулял сквозняк. Однако дверной проём, ведущий в комнату, был занавешен грязным одеялом. Алексей решил, что это прибежище бомжей и вошёл в комнату. В ней окно было затянуто полиэтиленовой плёнкой. На полу лежали картонные коробки, в углу стояла железная печка. Создавалось впечатление, что в комнате кто-то жил, но давно.

Вошедший толкнул ногой одну из картонных коробок, та перевернулась, и мужчина увидел на полу маленькую красную книжку. Это оказался паспорт. Алексей открыл его и обомлел. Паспорт принадлежал племяннику. После этого был произведён тщательный осмотр комнаты, но больше ничего заслуживающего внимания обнаружено не было. Алексей сунул паспорт в карман куртки и поехал к родителям племянника отмечать сорок дней.

Когда вошёл в дом и хотел рассказать о странной находке, то в кармане ничего не нашёл. Не было там никакого паспорта. Так же его не было и в других карманах. После этого Алексей решил никому ничего не рассказывать, а то ещё не дай бог решат, что у него поехала крыша.

Через неделю Алексей ещё раз решил съездить в посёлок, но уже на автобусе. Поехал в выходной день, и от остановки сразу пошёл к тому дому, где обнаружил паспорт. Но домика не было. От него остался лишь один фундамент. На проходной сказали, что строение сгорело по непонятной причине. Никаких людей в нём не было, но вот почему-то загорелось. А усопший племянник больше никогда не напоминал о себе.

Данный рассказ указывает на связь мира мёртвых с миром живых. Существует мнение, что душа умершего пребывает на Земле ровно 40 дней, а затем отправляется в иное измерение. Вполне возможно, что душа племянника захотела проститься с кем-то из близких ей при жизни людей. Выбрала она для этого Алексея, но это лишь догадка, а вот истину познает каждый из нас, но лишь тогда, когда покинет этот мир .

История религии Зубов Андрей Борисович

«МИР МЕРТВЫХ» И «МИР ЖИВЫХ»

«МИР МЕРТВЫХ» И «МИР ЖИВЫХ»

«Они хоронили своих умерших в земле, – писал С. Г. Ф. Брэндон, – поскольку они были убеждены, что обиталище мертвых находится под землей… Снабжение умерших предметами, в которых они имели нужду в этой жизни, видимо, может быть объяснено тем, что первобытные люди совершенно не были в состоянии представить себе жизнь после смерти как либо иначе, чем жизнь, которую они знали здесь, на земле» . Это высказывание крупнейшего религиоведа в специальной работе, посвященной посмертному суду в верованиях различных народов, примечательно своей характерностью. Но в действительности оно очень оглупляет древнего человека, который прекрасно знал, что преданный земле мертвец лежит там, где его похоронили, не пользуется никакими орудиями и не ест ничего из оставленной в могиле пищи.

Похоронный обряд доисторического человека как минимум должен предполагать, что в сознании совершавших его существовало представление о двойственности человеческой природы, о теле, истлевающем в могиле, и о душе, которая сходит в «обиталище мертвых». Душе соответственно нужны не сами материальные предметы, но их «души». Так же, как на земле телесный человек ест материальную пищу из глиняной чашки и поражает врага боевым топором, так же в мире душ, душа умершего способна вкушать душу пищи и поражать душу врага душой топора. Чтобы человек «испустил дух», чтобы душа разделилась с телом, обязательно должна произойти смерть материального тела. Чтобы души предметов могли стать частью мира умершего, они как материальные предметы также должны умереть. Отсюда – довольно распространенный обычай поздних веков – убивать рабов и жен на могилах их хозяев и мужей и восходящая к неолиту традиция разбивания на могиле посуды и иных предметов из обихода живых. Разрывание одежды в знак скорби по умершему восходит, быть может, к этому же ряду символов.

Но, хотя знание факта двойственной, а то и троичной (дух, душа и тело) природы человека уже можно обнаружить в самые ранние эпохи существования рода Homo, в среднем и даже в раннем палеолите (синантропы Чжоу Коудяна), объяснение им всей полноты погребального ритуала вряд ли возможно. Во-первых, хоронят тело, телу придают эмбриональную позу или позу сна. Значит верят в пробуждение, в возрождение тела, значит – не ограничивают древние инобытие человека жизнью души, а ждут в будущем какого-то чудесного мига, когда души воссоединятся с телами и мертвые проснутся. Во-вторых, разламывание заупокойных даров – довольно поздний и не всеобщий обычай. Скорее – здесь мы сталкиваемся с вторичной рационализацией заупокойного, погребального ритуала. Первоначально и поза, которую придавали телу умершего, и пища, и предметы труда, и оружие, положенные в могилу, подчеркивали, символически обозначали, что умерший жив, что смерть – это временное его состояние.

В иных культурах для знаменования этого факта прибегали к иным символическим рядам и не сопровождали предметами земной жизни погребение. Да и предание земле, зафиксированное с мустьерских погребений неандертальцев, возникло не из желания «приблизить» покойника к подземному обиталищу душ, но, скорее, из простого и одновременно бесконечно глубокого убеждения, что Матери-Земле, из которой тело взято, надо вернуть свое. А она, Земля, когда наступят сроки, возродит семя небесной жизни, Вечному Небу. И опять же, только вторичная рационализация связала обитель душ, царство мертвых, с подземным миром именно потому, что в землю издревле помещали в ожидании воскресения тела умерших. Мы увидим, как борются, как сосуществуют небесное, внеземное и подземное местоположения душ умерших в древнейших письменных культурах – в Шумере, в Египте.

Неолитические погребения, в сравнении с верхнепалеолитическими, могут удивить бедностью погребального инвентаря. В протонеолитический и ранненеолитический период умершие становятся частью мира живых и потому их жизнь не нужно знаменовать погребальными «дарами». Черепа умерших стоят в доме рядом с очагом, кости покоятся близ жертвенника. С теми, кто уже «не существует», так поступать не могут. Мертвые в ту эпоху не просто считались живыми, но их жизнь была существеннейшей опорой жизни живых.

В тех случаях, когда захоронения производились под открытым небом, мы находим на заупокойных алтарях толстый слой золы. В Нахал-Орене он достигает полуметра. Кому приносились жертвы на могилах предков – самим умершим или их Творцу – не ясно. Но совершенно очевидно одно – огненные жертвы не могли приноситься тем, кто обитает «под землей». Огонь возносится от земли к небу и объект жертвы натуфийцев (Нахал-Орен – одно из натуфийских поселений Палестины) имел небесную природу. Когда представления о подземной топографии мира мертвых закрепилось, жертвы мертвым стали совершаться иначе – кровь жертвенных животных должна была напитать землю, а сами жертвенники, например, в греческом культе героя, устраивали ниже уровня земли.

Захоронения с рогами копытного в руках или на груди умершего (например, Эйнан), а позднее с амулетами в виде бычьих голов (Сескло, Фессалия, VI тысячелетие до Р. Х.) безусловно, указывают на цель посмертного странствия – к Небесному Богу. На ожидание странствия указывают нередкие находки скелетов собак рядом с людскими захоронениями (Эрк эль-Ахмар, Убейд, Альмьера). Сбака, проводник охотника в этом мире, оказывается понятным символом верного пути при переходе в инобытие. Собакоголовые Анубисы, Керберы – позднее воспоминание этого ранненеолитического образа.

Характерные для раннего неолита захоронения под полами домов и внутри поселений остаются обычными и в священных городах VII-VI тысячелетий. В Чатал Хююке на площади раскопа в полгектара обнаружено более пятисот захоронений. Хоронили под лежанками жилых домов, причем мужчин – под угловой скамьей, а женщин вдоль длинной стены. Мелларт предполагает, что на этих же скамьях спали живые мужчины и женщины . Кроме того, немало захоронений обнаружено и в овальных ямах вне домов. Довольно много людей похоронено в святилищах. В святилище VI. 10 найдено 32 скелета, в святилище грифов (VII.8) – шесть погребений. Мелларт отмечает, что одежды, украшения и вещи погребенных в святилищах обычно намного богаче и разнообразней, чем у похороненных в домах и в овальных ямах. Ученый предполагает, что в святилищах покоились останки высших жрецов, которые при жизни совершали в них священнодействия. Примечательно, что в хозяйственных двориках и хранилищах запасов захоронения полностью отсутствуют. Это указывает на неслучайность выбора мест погребений чаталхююкцами. Хоронили не там «где попроще», а там, где полагали нужным.

Расположения костей скелета, неполнота скелетов указывают на вторичный характер захоронений в Чатал Хююке, да иначе и невозможно было делать при стремлении горожан жить в одних домах со своими усопшими. Ряд стенописей святилищ показывают, что тела умерших оставляли вне города на легких помостах для экскарнации (распада мягких тканей). Затем очищенные кости заворачивали в одежды, шкуры или циновки и погребали в домах и святилищах. Останки посылались охрой и киноварью, черепа в области шеи и лба красили синей или зеленой краской. С погребенными клали небольшие «дары», но статуэток и керамики нет в могилах Чатал Хююка. Иногда черепа, как и в начале неолита, отделялись от скелетов и помещались открыто в святилищах.

«Священные города» как бы завершают традицию X-VIII тысячелетий до Р. Х. С VI тысячелетия все заметней проступает новая тенденция к разделению миров мертвых и живых. В хассунской культуре (Месопотамия, VII-VI тысячелетия) мертвых, как правило, погребают уже вне поселений. Под полами домов продолжают хоронить только тела детей и подростков. В Библе VI тысячелетия под домами также обнаружены только детские погребения, в которых человеческие кости иногда перемешаны с овечьими. Такие захоронения делались в специальных небольших сосудах. Почти полное отсутствие взрослых погребений говорит о наличии специальных кладбищ.

Такие «кладбища» или переходные к ним формы типа «домов мертвых» вскоре были обнаружены. В Библе это постройка «46-14», под полом которой похоронено более 30 человек, в Телль ас-Саване (Средняя Месопотамия) – постройка «№ 1» VI тысячелетия, под которой в ямах на 30-50 см ниже уровня пола находилось более ста вторичных захоронений.

В это же время из интерьеров жилищ исчезают и черепа умерших родственников, которые раньше нередко ставили вдоль стен и вокруг очага. Те же тенденции заметны и в погребальных обычаях Дунайской равнины VI тысячелетия. Взрослых и здесь редко теперь хоронят под домами, но обычно – вне поселений, в пещерах или на специальных кладбищах.

Причины изменения казалось бы устоявшегося обычая можно понять, поскольку перемены не распространились на детей. Жители среднего неолита почему-то полагали, что именно тех, кто умер во взрослом возрасте необходимо разлучать с домом, предавая земле или на кладбищах или в специальных «домах мертвых». Но чем дети отличаются от взрослых?

Подобно неандертальцам и кроманьонцам, обитатели неолитических поселений полагали, что умершие дети в инобытии станут взрослыми. В том же Телль ас-Саване детские захоронения по инвентарю неотличимы от взрослых, в них нет специальных детских вещей. Поэтому живых смущал не возраст сам по себе, а нечто, лишь отчасти связанное с годами земной жизни, а не с «возрастом» в вечности. Надо заметить, что и в настоящее время в Индии общий для всех индусов закон о кремации умерших не распространяется на детей до пяти-шести лет и на святых. Объясняют эти «исключения» обычно тем, что маленькие дети еще свободны от греха и потому не оскверняют собой землю, а святые подвижники аскезой уничтожили в себе все греховное. Очень возможно, что люди среднего неолита размышляли подобным образом и потому перестали хоронить взрослых в своих жилищах. Взрослые были грешны.

Понятие греха – одно из важнейших в большинстве религий. Суть его в том, что человек своевольно нарушает какие-то установленные Творцом мира законы. Если все в мире – и живое и неживое – естественно следует тем правилам, которые заложены в основание мироздания, то человек может делать это, а может и не делать. Он – свободен. Свобода эта не беспредельна. В чем-то, подобно всем живым существам, человек инстинктивно подчиняется естественному закону – он не в состоянии свободно отказаться от питья, дыхания, сна, хотя может волевым усилием и существенно ограничить свои потребности и желания. Но где-то, и в очень обширной области своих действий, человек свободен вполне. Он может делать другим людям гадости, а может помогать им, он в состоянии жертвовать собой ради ближнего, любимого им, а может и требовать жертвы себе от других людей. Каждый из нас много раз на дню делает, часто того не замечая, такие выборы между добром и злом, хорошим и плохим. Для религиозного ума добро – это не просто то, что люди согласились считать таковым. Добро – это объективное установление Божие человеку, это – воля Божия в отношении человека, это, если угодно, предписанный ему Творцом закон, следуя которому он обязательно достигнет счастья, поскольку Бог – благ.

Напротив, зло – это отход от Бога в своеволие. Презрение к закону, данному человеку Творцом. Поскольку Бог – единственный первоисточник жизни, то отход от Него есть смерть, превращение в ничто. Грех – это и есть такое самоуничтожение, хотя с точки зрения самого совершающего грех человека, он самоутверждается, реализуя поставленные им перед собой цели. Человек не может вполне понять своим умом, почему-то хорошо, а это плохо, желание плохого к тому же часто застилает ему глаза. Отсюда – закон – это объективированная, но не объясненная воля Бога. Во многих религиях именно божественный закон является нитью, ведущей человека к своему Творцу, к блаженству и бессмертию.

Разделение заупокойных обычаев, различия в топографии погребений детей и взрослых с наибольшей достоверностью могут быть объяснены именно сознанием греховности взрослого человека. Но так же и убежденностью в безгрешности младенцев. Поэтому мы можем предположить, что в эпоху неолита грех считался делом рук самого человека, его свободного волевого выбора. Понятно, что младенец такой выбор сделать еще не может и потому сохраняет безгрешность. Умерший взрослый начинает сознаваться, как вместилище грехов, которые могут перейти на живых, продолжающих жить в доме, где он покоится. Ведь мысль о взаимообмене силами живых и умерших за несколько тысячелетий доразделения дома и кладбища уже легла основанием религиозного бытия человека, вызвав к жизни, как мы предположили, и оседлость, и доместикацию. Но тогда, в протонеолите и раннем неолите этот «взаимообмен» воспринимался как благо, теперь же – как вредоносная опасность. И мертвые покидают мир живых. Их обителью отныне становится некрополь – город мертвых, кладбище.

Примечательно, что приблизительно в это же время святилище окончательно превращается в храм, отделяясь от жилища. Живые не только умерших, но и самих себя не считают более достойными постоянного предстояния Богу и святыне. Они грешны в своей повседневной жизни и поэтому, дабы не вызывать гнев Божества лучше Его дом отделить от своего и посещать Дом Божий в особые дни в состоянии очищенности, чистоты.

Не связано ли это обострение переживания греха с проникновением антропоморфизма в иконографию Творца? То есть, когда люди смогли уподобить Бога себе, тем самым, говоря, что они подобны Богу, несут в себе Его образ, они остро ощутили собственное несовершенство, то, что божественное в них подавлено человеческим, доброе – злым.

Как бы то ни было, но в это время в погребениях, по-прежнему бедных инвентарем, встречается часто только один нарочито поставленный предмет – это сосудик различной формы, но всегда небольшой. Иногда таких сосудов несколько. Они ставятся у груди и рук, реже – у ног и темени покойного (Телль ас-Саван). В погребениях самарской культуры (Месопотамия, VI-V тысячелетия до Р. Х.) в руках, на груди или у головы умершего ставилась маленькая каменная фигурка с чашечкой на голове. Дж. Отс, посвятивший этим статуэткам специальную работу, обратил внимание, что украшения фигурки и тела покойного, близ которого она помещена, совпадают . В убейдской культуре (IV тысячелетие) в захоронениях находят керамические тарелки с опрокинутыми на них чашечками.

Судя по более поздним аналогам уже исторического времени, все эти сосудики и чашечки содержали в себе растительное масло. По всей видимости, именно из VI-V тысячелетий идет широко распространенный и ныне во многих религиях западной половины мира обычай умащать тела умерших. Что символизировало масло, елей?

Погребальный сосуд из Телль Арпачии

Драма борьбы со смертью прекрасно отображена в погребальном сосуде из Телль Арпачии (Месопотамия, VI тысячелетие). В нем был предан земле череп. Внешняя стенка сосуда орнаментирована крестами мальтийского типа и бычьими головами. Также изображен огромный погребальный сосуд, над которым склонились два человека. Между их руками чашечка, полная, видимо, елея. Внутренняя стенка содержит сцену битвы умершего со смертью, олицетворенной хищным зверем. Тут же стоит бык и две женщины с распущенными волосами и подчеркнутыми знаками пола держат погребальный плат

Жаркий и сухой климат Переднего Востока быстро иссушает кожу. Под немилосердными солнечными лучами она трескается, начинает сочиться сукровицей, причиняя человеку тяжкие страдания. Но, если в кожу втереть растительное масло, страдания прекращаются. Кожа вновь становится эластичной и мягкой, болезненные трещины быстро врачуются. Должно быть это умягчающее действие масла обратило на себя внимание древнего человека . Кроме того, масло питает огонь светильника. Напитанный им фитиль горит, но не сгорает. Второе качество – прекрасный образ молитвы, первый – милосердия. Соединение двух этих качеств в одном веществе очень хорошо соответствовало религиозному чувству – молитва, устремленная к Богу, вызывает Его милость, которая умягчает раны, причиненные грехом.

Мертвый тем более нуждается в милосердии Божием. Он уже бессилен добрыми делами исправить соделанное им в жизни зло. Близким умершего остается только уповать на милость Творца. И потому сосуды с врачующим елеем ставятся близ тела покойного. Масло – символ исцеления Богом страждущего от пламени греха человека.

Чувство греха, переживание собственной некачественности, испорченности, материализовавшееся в разделении дома с кладбищем и святилищем, в широком использовании елея в погребальном обряде – особенность неолита. Осознав свою несоответственность Творцу, человек с новой драматической силой начинает искать пути преодоления ясно увиденной пропасти между собой и Богом.

Из книги Сутра основных обетов бодхисаттвы Кшитигарбхи автора Буддизм Автор неизвестен -

Польза для живых и мертвых ГЛАВА СЕМЬ В это время, махабодхисаттва Кшитигарбха сказал Будде Шакьямуни: «Почитаемый в Мирах, я могу видеть, что существа в Джамбудвипе совершали грехи телом, речью и умом. Если у них есть какая либо возможность сделать что нибудь хорошее, то

Из книги Загробная жизнь автора Фомин А В

О ТОМ, ПОЧЕМУ НЕ ВСЕХ ЖИВЫХ ХОДАТАЙСТВО ПОЛЕЗНО УМЕРШИМ, И НЕ ВСЕМ УМЕРШИМ ПОЛЕЗНО ХОДАТАЙСТВО ЖИВЫХ Человек должен жить для Бога и для ближних; в его жизни и деятельности должно святиться имя Божье. Деятельность должна быть основана, растворена и направлена небесной,

Из книги История религии автора Зубов Андрей Борисович

«МИР МЕРТВЫХ» И «МИР ЖИВЫХ» «Они хоронили своих умерших в земле, – писал С. Г. Ф. Брэндон, – поскольку они были убеждены, что обиталище мертвых находится под землей… Снабжение умерших предметами, в которых они имели нужду в этой жизни, видимо, может быть объяснено тем, что

Из книги Об учёном незнании (De docta ignorantia) автора Кузанский Николай

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

2. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых которые живут доселе; 3. а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем. Насилие, угнетение сильных и богатых над слабыми и бедными до такой степени проникли во все

Из книги Толковая Библия. Том 12 автора Лопухин Александр

19. И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Этих знамений довольно для верующего. Ни к чему посему обращаться к разного рода

Из книги Бог и человек. Парадоксы откровения автора Печорин Виктор Владимирович

Глава XV. О воскресении мертвых. С верою в воскресение мертвых стоит в тесной связи и вера в искупление (1-34). Как воскреснут мертвые и в каком теле будут существовать (35-58) 1-34 От церковных, нравственных и литургических вопросов Ап. переходит теперь к догматическому вопросу -

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Без любви жить нельзя. Рассказы о святых и верующих автора Горбачева Наталия Борисовна

Не мертвых Бог, но живых 23 В тот день подошли к Нему саддукеи, которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых, и спросили Его: 24 «Учитель! Моисей сказал: «Если кто - нибудь умрет бездетным, то на вдове его должен жениться брат умершего и продолжить род брата

Из книги Православно-догматическое богословие. Том II автора Булгаков Макарий

Не мертвых Бог, но живых 18 Также и саддукеи, которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых, пришли к Иисусу и спросили Его: 19 «Учитель, Моисей дал нам такое установление: «Если чей - либо брат умрет бездетным и оставит жену свою вдовой, то пусть другой брат его

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

Не мертвых Бог, но живых 27 Затем подошли к Иисусу некоторые из саддукеев (они отрицают воскресение мертвых) и спросили Его: 28 «Учитель, Моисей дал нам такое установление: «Если чей - либо брат, будучи женат, умрет бездетным, то пусть его брат возьмет вдову его себе в жены и

Из книги Голос дьявола среди снегов и джунглей. Истоки древней религии автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Из книги автора

§ 263. Предварительные обстоятельства всеобщего суда: а) пришествие Господа–Судии живых и мертвых. Пришествие Господа на землю, как Судии живых и мертвых: вот первое великое событие, которое совершится в последний день міра!1) Действительность этого будущего, второго

Из книги автора

§ 264. б) Воскресевие мертвых и изменение живых. В тот же последний день (Иоан. 6, 40, 44) и в то же самое время, как будет совершаться с небеси славное нисшествие Господа на землю, окруженного небожителями, Он послет пред собою ангелы своя с трубным гласом велиим (Матф. 24, 31), и

Из книги автора

8. Бог живых. 12.18-27 - «Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь

Из книги автора

Праздник живых и мертвых Вернемся еще раз в Музей антропологии и этнографии. В одной из витрин отдела Южной Америки выставлен не очень примечательный на первый взгляд экспонат - рассохшаяся от времени деревянная флейта или, скорее, труба около метра длиной. Посетители