Тибетская практика медитации. Медитативные практики

Современный ритм жизни определяет появление нервных стрессов, напряжения и хронической усталости. Неизменный диссонанс между желаниями человека и его возможностями приводят к заниженной самооценке и неуверенности в себе. Стремительный темп жизни мегаполисов заставляет людей постоянно торопиться, «идти в ногу со временем», вызывая бессонницу, агрессию и раздражительность. Финансовые трудности, проблемы на работе приводят к внутренней дисгармонии.

Неблагоприятная экологическая обстановка урбанизированных городов пагубно влияет на здоровье людей. Современный мир устроен таким образом, что позволяет человечеству пользоваться благами цивилизации, наслаждаться пищевым изобилием, материальными благами, но не дает возможности человеку расслабиться, услышать истинные потребности, добиться баланса между внутренним миром человека и внешним. В подобной ситуации возрастает актуальность медитации, которая позволяет решить все проблемы современного человека.

Медитация представляет собой род физических и психических действий. Ее возникновение берет свои истоки в древние времена. Описание техник можно найти в священных писаниях, датированных еще до нашей эры. Масштабная популяризация медитации началась с середины 60-х годов прошлого столетия, получив активное распространение благодаря субкультуре хиппи . Молодые люди пытались очистить свое сознание, достичь гармонии с помощью всевозможных восточных техник. Идеи и лозунги хиппи давно в прошлом, но популярность медитации не угасает до сих пор.

Россия познакомилась с техниками очищения сознания только после перестройки. Постоянно растущий интерес к медитации объясняется не только благотворным воздействием практик на психику человека, позволяя обрести внутреннюю гармонию, спокойствие, уверенность в себе, но также решить проблемы с кровообращением, давлением, сбросить лишний вес, улучшить мозговую активность, повысить концентрацию.

Физиологические преимущества

Список проблем, которые решают восточные техники многочислен. Первые научные исследования медитации были проведены еще до ее масштабной популяризации, в период 30-40-ых годов. На основе данных, полученных в ходе экспериментальных действий, учеными было выявлено, что люди систематически практикующие занятия восточными практиками обладают рядом физиологических преимуществ перед людьми, которые никогда не занимались медитацией. У медитаторов были выявлены:

  • Нормализация кровяного давления как у гипертоников, так и у гипотоников;
  • Увеличение синхронизации полушарий головного мозга;
  • Уменьшение чувствительности к болевым ощущениям;
  • Более глубокое и замедленное дыхание.

Исследования нейро-ученых вместе с современными технологиями обработки результатов позволили определить степень положительного эффекта восточных практик на мозг. Занятия медитацией в значительной мере снижают активность бета-волн, что означает, что время, отведенное для сессии, позволяет мозгу отдохнуть, не испытывая привычную сверхнагрузку от безграничного потока информации.

Психологические преимущества

Исследование ученых не ограничились изучением воздействия медитации на физиологические процессы, протекающие в организме человека. Многих специалистов заинтересовала психологическая составляющая восточной практики. После ряда экспериментов учеными было выявлено, что человек, в чьей жизни присутствует медитация, быстрее выходит из стрессовых ситуаций, так как нервная система становится более автономной и стабильной. Так же установлено, что медитация позволяет побороть чувство тревоги, повысить уровень саморегуляции .

Ученые отметили, что восточные техники позволяют наладить нарушенный диалог между сознанием и подсознанием. Позитивные результаты не ограничились вышеперечисленным. Лабораторные исследования показали, что у людей, активно занимающихся медитацией, значительно возрастает самооценка, снижается количество фобий, появляется хорошее настроение. Многочисленные исследование западных ученых доказали, что медитация положительно влияет на психологическое здоровье человека.

Доступность для каждого

Нередко многие связывают медитацию с очень сложным процессом, который не подвластен простым людям. Многие ассоциируют восточные практики с уходом от реальности. Подобное мнение является ошибочными.

По сути практики по очищению сознания и полного расслабления доступны для каждого и не представляют особой сложности, так как понятие «медитация» подразумевает под собой в первую очередь сосредоточение внимания на каком-то объекте, действии, фразе или на дыхании.

Во время медитации человек в буквальном смысле сужает свое восприятие, расслабляя разум. Путешествие в мир восточных практик очищения сознания удивительно и захватывающе. Несмотря на то что увлекательный путь изучения теории и практики будет не всегда простым, наградой за старания станут мудрость, счастье и осознание себя. На протяжении длительного времени медитация являлась проверенным средством, которое позволяло выработать защитный барьер к внешним воздействиям.

Для того чтобы перейти от теории к практике познакомиться с основами медитации. Изучение базиса технической стороны научит правильному дыханию, позам и вниманию . Именно эти сведения будут полезны на начальных этапах для человека, который решил практиковать. Полезная информация об основах может изучаться самолично из разных источников, курса видео или на практических занятиях йоги. Изучение техники требует концентрации и терпения, но непростой путь усвоения будет сполна компенсирован результатами. Перед тем как приступить непосредственно к медитации необходимо познакомиться с ее незыблемыми правилами, о которых мы расскажем дальше.

Систематичность занятий

Для достижения положительного эффекта восточной практики на организм человека и его сознание необходимо соблюдать регулярность занятий. Независимо от выбранной человеком техники данный постулат медитации является неизменным. Регулярность практик – это фундамент успешных занятий . Каждодневные сессии необходимо выполнять, вкладывая в них всю свою энергию, только тогда будет достигнут благотворный результат. Нет точных рекомендаций для начинающих сколько необходимо заниматься медитацией.

Каждый человек подбирает частоту занятий для себя индивидуально. Кто-то будет медитировать трижды в неделю, а для кого-то комфортно прибегать к технике очищения сознания ежедневно. Многие специалисты в этой области считают, что медитация подобна приему пищи, поэтому необходима человеческому организму 3-4 раза в день.

Если занятия будут прерваны на время, то человек определенно ощутит, что былые наработки были потеряны, именно поэтому для постоянного совершенствования навыков в моделировании сознания необходимо систематически заниматься.

Подходящее место

Выбор правильного и подходящего места также немаловажно влияет на успешное проведение занятий. Не стоит думать, что для медитации необходимо уезжать в горы или ехать на океанское побережье. Медитировать можно в любом месте, где человек чувствует себя в безопасности. Осуществлять занятия можно в привычной домашней обстановке. Необязательно превращать свое жилье в храм, заполняя его свечами и благовониями, для очищения сознания подойдет совершенно любая комната в вашем доме.

Единственное на что стоит обратить внимания перед подготовкой места для медитации - это шум. Желательно полностью устранить воздействие ненужных звуков во время занятий. Начинающим часто рекомендуется в своем сознании объявить какое-то определенное место своим местом для занятий медитацией. Подобный совет основан на том, что после определения конкретного места, человеку будет проще и комфортнее перейти к практике.

При желании создать определенную атмосферу во время занятий можно использовать расслабляющую музыку, видео, также приготовить коврик для йоги, подушки.

Полное расслабление

Занимаясь медитацией, необходимо добиться полного расслабления тела и разума. Не стоит стремиться на начальных этапах мгновенно переноситься в духовный мир, скорее всего подобного рода старания не принесут должного результата. При сессии стоит закрыть глаза и сконцентрироваться на дыхании, ощутить движение грудной клетки при вдохе и выдохе, постараться отвлечься от посторонних мыслей. Для достижения полного расслабления человеку необходимо полностью абстрагироваться от внешнего мира, сконцентрироваться на собственных ощущениях.

Поможет расслабить тело и разум приятная медленная музыка или звуки природы, нередко многие люди, практикующие занятия медитацией, используют свечи и благовония. Все эти вспомогательные атрибуты помогут человеку правильно настроиться и добиться желаемого результата. Полная релаксация мышц тела и высвобождение сознания нередко приводят к тому, что человек засыпает во время медитации. Но рекомендуется не допускать этого, так как сон во время сессии полностью аннулирует все ее воздействие на тело и душу.

Техники расслабления

Достаточно часто именно новичкам бывает затруднительно полностью расслабиться, и совершенно не помогают ни музыка, ни видео, ни благовония, ни концентрация на своем дыхании. В этом случае можно обратиться к определенным техникам, которые решат проблему с расслаблением:

  • Релаксационный душ . Человек должен представить, что принимает теплый душ, воображаемые струи воды унесут напряжение и дискомфорт;
  • Мед на голове . Необходимо представить, что на макушке находится свежий и теплый мед, который начинает медленно таять и стекать по лицу, затылку, переходя на плечи, укутывая все тело;
  • Тихое место . Для расслабления можно себя представить в спокойном и тихом месте. Это может быть морское побережье, летний луг, лес или любое другое место, которое вызывает ощущение покоя. Необходимо постараться вызвать такие чувства, которые свойственны человеку, который находится в этом месте;
  • Сканирование . Следует мысленно просканировать все тело и определить в какой его части присутствует напряжение, которое мешает добиться полного расслабления. Выявив точку напряжения, надо постараться открыть и размягчить ее.

Непродолжительные сессии

Данная рекомендация является обязательной для начинающих. Познавая основы медитации, не стоит проводить многочисленные часы, оттачивая практику. У подобных действий будет отрицательное воздействие. Новичкам желательно начинать свое знакомство с техниками короткими сессиями продолжительностью 5-10 минут. Постепенно время практик можно увеличивать, пока не будет подобрана комфортная продолжительность медитации. Длительность занятий индивидуальна, она может варьироваться от времени суток или от ощущений человека.

Выбор техники

За многовековую историю медитации накопилось множество разнообразных техник. Любая из которых доступна для каждого, но более комфортная подбирается индивидуально. Многообразие вариантов медитации практически не имеют различия в своем благотворном влиянии на человеческий организм, разум и душу. Ошибочно полагать, что одна техника способна исцелить от болезней, а другая устранит тревогу. Любая медитация устраняет проблемы вне зависимости от выбранной техники.

Сосредоточение на дыхании, на образах, проговаривание мантры – все это способы, которые позволяют заглянуть человеку внутрь себя и добиться гармонии. Выбирая технику, рекомендуется обращать внимание на средства, за счёт которых будет достигаться полное расслабление, и подбирать более удобный и легкий способ. Не существует универсальной техники для всех, поэтому перед началом занятий желательно изучить всевозможные варианты, просмотреть обучающие видео и приступить к практике. Главное правило для начинающих – это полное отсутствие ограничений при выборе техники.

В следующих статьях мы ещё ни раз коснёмся темы медитации, в том числе подробно рассмотрим различные техники.

Подготовка к медитации

Этап, предваряющий медитацию, требует особого внимания. Необходимо создать определенный настрой, подходящий для практики. Не стоит пытаться достигнуть полного расслабления после активной деятельности, в конце рабочего дня, интенсивных физических нагрузок или после плотного приема пищи . В этом случае для начинающих добиться нужного эффекта во время сессии будет гораздо сложнее.

Ум человека должен отключиться от привычных мыслей, только в этом случае возможен правильный ход практики. Необходимо научиться перед медитацией абстрагироваться от мыслей о незаконченной работе, финансовых трудностях и бытовых проблемах. На начальных этапах достаточно сложно отключиться от ненужных мыслей и посторонних звуков, но с практикой придет мастерство. Тщательная подготовка – это залог успешной сессии. Цель подготовительного этапа заключается в создании наиболее благоприятных условий, которые будут способствовать эффективной концентрации внимания и расслаблению.

Разминка перед практикой

Для того чтобы подготовить тело для практики, необходимо ему уделить немного времени. Потребуется приблизительно 5 минут, чтобы расслабить и растянуть мышцы . Общедоступные видео в интернете помогут подобрать подходящий вариант разминки перед сессией, но необходимо учитывать тот факт, что подготовительная нагрузка не должна быть чрезмерно интенсивной, поэтому рекомендуются перед началом медитации следует совершать несложные упражнения.

Пример расслабления мышц:

  • Растяжка мышц спины. Идеальным вариантом станут наклоны вперед-назад, а также вправо-влево. Человек должен выполнять это упражнение без возникновения напряжения и боли в мышцах. Можно представить себя тряпичной куклой, чтобы легче было совершать правильные наклоны;
  • Рсслабление мышц шеи. Для достижения результата отлично подойдут вращение головой по часовой и против часовой стрелки. Обязательно надо помнить, что все действия должны быть медленными, плавными, без рывков;
  • Снятие мышечного напряжения. В положении стоя поднять руки вверх и потянуться к Солнцу, затем не спеша опустить руки вниз. Надо позволить в этом упражнении вытянуться позвоночнику на всю возможную длину.

Лучшее время

Основы медитации определяют наиболее подходящее время для занятий. Ряд специалистов считают, что идеальными для практики являются утренние часы. Объясняя свои рекомендации тем, что пробуждение организма, его настройка на продолжительный и плодотворный день будут проходить легче и действеннее.

Также подходящим временем для сессии являются полдень, 18.00 и полночь. Такой выбор для медитации связывают с движением Солнца.

Но эти рекомендации несут общий характер, так как движение Солнца меняется в зависимости от времени года, поэтому стоит ориентироваться только на восход и на закат. Практика в эти часы будет проходить более результативно, человеку легче будет добиться состояния ментального покоя. Но данные классические рекомендации не являются обязательными и не требуют строгого выполнения, поэтому, если распорядок человека не совпадает с движением Солнца, то не стоит расстраиваться. Польза от правильной медитации вне зависимости от выбранного времени будет гораздо больше ощутимой, чем сессия по принуждению.

Принципы правильной позы

Немаловажное значение при медитации отводится позе. Многие люди, практикующие медитацию на протяжении длительного времени, определяют правильное положение тела, как ключ к успешному проведению сессии. Такое пристальное внимание к положению тела уделяется не с проста. Поза определяет состояние ума, внимание и концентрацию человека . Во время занятий тело служит опорой для разума. Для выбора положения тела необходимо руководствоваться простым правилом – комфортом. Выбранная поза не должна создавать болевых ощущений и напряжения в мышцах. Любое неудобство не позволит добиться полного расслабления.

В идеале человек совсем не должен ощущать своего тела во время занятий. Поэтому желательно перед началом медитации опробовать позы и подобрать для себя подходящую. Наилучшее положение тела во время сессии, в котором человек может находиться длительное время без напряжения мышц и с наименьшей затратой энергии. Но медитация лежа не является лучшим вариантом, так как сознание должно оставаться «живым», а в таком положении можно не добиться этого условия. Лучшими вариантами для практик являются позы сидя.

Главный принцип правильной позы – вертикальное положение скелета . В медитации позвоночник, шею и голову держат прямо. Прямая спина способствует току энергии к верхним центрам. Существует мнение, что слово «осанка» непосредственно связано с санскритским словом «асана» (поза в йоге).

Во время сессии необходимо осознавать правильность позы, но это совершенно не означает, что нельзя менять положение тела, возможно, начинающим придется несколько раз его корректировать.

Для правильной позы немаловажное значение играет равномерное распределение веса. В положении сидя, при корректно подобранной позе, вся нагрузка верхней части тела должна приходиться на таз. При этом не должно нарушаться равновесие. При правильной позе весь вес верхней части должен равномерно распределяться между двумя седалищными буграми. В этом случае нагрузка, поступающая на мышцы спины и шеи, будет равномерной. Нередко для достижения максимального комфорта и расслабления многие люди используют подушки, скамейки для медитаций.

Мы обязательно ещё вернёмся к этой теме и подробно рассмотрим все возможные варианты поз для медитации!

Дыхание

Во время сессии все имеет большое значение. Успешная медитация состоит из нескольких компонентов. Неотделимым составляющим гармоничного хода занятий является правильное дыхание, также оно выступает, как средство для достижения полной концентрации и расслабления. Дыхание сможет привести человека в «Царство без мыслей».

Дыхательный цикл – это идеальный инструмент для медитации, так как он всегда доступен для человека и происходит вне зависимости от его сознания.

Научится правильно дышать несложно. Новичкам не стоит пытаться практиковать сложные дыхательные практики без присутствия опытного мастера, будет достаточно изучить несколько элементарных техник. Во время медитации надо постараться замедлить процессы вдыхания и выдыхания воздуха. Каждый вдох должен давать ощущение покоя и гармонии, как будто насыщение кислородом заполняет жизненный сосуд положительной энергией, а при выдохе человек избавляется от беспокойства и негативных эмоций, очищая свой разум и душу от разрушения и страха.

Завершение сессии

Медитация – это процесс, который не терпит спешки. Нередко, изучив основы медитации для начинающих, люди совершенно забывают про правильное завершение процесса, который является неотделимым составляющим всей практики в целом. Тщательная и неторопливая подготовка к началу сессии, требует аналогичного завершения практики. После окончания занятий не следует быстрее открывать глаза и приступать к активным действиям.

У человека появляется возможность некоторое время насладиться достигнутым результатом: ясностью сознания и спокойствием. Через несколько минут после окончания практики сознание человека заполнят привычные мысли, вскоре ум станет активным. Нежелательно совершать резкие движения. Менять положение тела стоит медленно. После медитации имеет смысл некоторое время не смотреть остросюжетное видео и не слушать громко музыку. Правильное окончание сессии позволит плавно завершить практику и добиться нужного эффекта от медитации.

Решив заняться медитацией, не стоит воспринимать ее как очередное новомодное хобби или каждодневное обязательство . Подобное отношение не позволит добиться действенного результата, а также способно сформировать лишь отрицательный опыт. Занятия восточными практиками должны стать для человека временем отдыха от неиссякаемых проблем современного мира и нескончаемого потока нефильтрованной информации. Медитация не терпит четко выработанных графиков, поэтому не стоит заострять свое внимание на второстепенных аспектах практики. Выполняя занятия по расслаблению и очищению сознания, необходимо наслаждаться процессом и получать удовольствие от достигнутых результатов.

Если медитация будет проходить в состоянии напряженности и дискомфорта, то после окончания сессии эти негативные ощущения только увеличатся. Нередко медитацию сравнивают с настройкой струнного музыкального инструмента, при котором недопустимо натяжение и чрезмерное ослабление струн, так как оба эти действия не приведут к гармоничному звучанию.

Основы медитации – это осознание своих собственных чувств, поэтому перед началом сессии следует прислушаться к ощущениям.

Испытывая напряжение, следует подготовить свое тело и сознание перед медитацией глубокой релаксацией, а при сонливости подойдет настройка с помощью концентрации на определенном предмете.

Противопоказания

Не смотря на колоссальное положительное воздействие восточных техник, они все же имеют определенные противопоказания и ограничения для начинающих, которые необходимо учитывать перед началом занятий. Чрезмерная физическая усталость или эмоциональная перегрузка не станут лучшими помощниками для проведения сессии. Скорее всего эти факторы неблагоприятно повлияют на ход медитации, не позволив человеку полностью расслабиться и сконцентрироваться. Не рекомендуется медитировать вблизи источников сильных электромагнитных полей или в условии загрязненного воздуха.

Опытные медитаторы рекомендуют избегать занятий на полный желудок, так как после принятия пищи вся энергия организма должна быть направлена на переваривание пищи. Во время сессии следует отключить телефон, постараться выбрать такое время, чтобы никто не смог помешать занятиям. Соблюдение этих простых ограничений позволит начинающему максимально близко приблизиться к поставленной цели.

Если вы только хотите начать заниматься медитацией, этот раздел для вас. Но даже если у вас есть некоторый опыт, вы найдете здесь новый источник вдохновения. Не имеет значения, новичок вы или уже медитируете время от времени; в этом разделе собран целый спектр простых и эффективных приемов медитации, которые обогатят вашу повседневную жизнь и расширят духовных опыт. Все медитативные практики снабжены четкими пояснениями с подобными инструкциями.

Что такое медитация.

Возможно, вы думаете, что медитация - это экзотическая практика, связанная с восточными религиями, либо вам кажется, что ее можно проводить только в специальных позах, когда ноги завязывают чуть ли не узлом, а руки складывают определенным образом. А может быть, вы считаете, что медитировать нужно для обретения «святости»? К счастью ни одно из этих представлений не относится к действительности.

Медитация - это простая фокусировка на чем-то вашего ума. На самом деле даже чтение книги является определенной формой медитации, как, впрочем, и просмотр фильма. Обдумывание доводов, высказанных вашим супругом этим утром, или той работы, которая ждет вас в офисе, также является медитацией. Прослушивание музыки тоже медитация. Фокусировка внимания на выборе самой лучшей грозди бананов также станет одной из форм медитации.

Человеческий ум и внешняя реальность очень текучи и подвижны. Каждую секунду своей жизни вы нечто создаете и строите собственную реальность из мыслей и восприятия окружающей среды. Со временем у вас вырабатываются определенные привычки мышления и модели восприятия. Например, вы обладаете воинственным настроем и любите смотреть по телевизору фильмы и передачи на военные или криминальные темы. С другой стороны, вы можете быть подвержены фантазиям и любите читать любовные романы. Поскольку мы медитируем постоянно, то на первый план выходит вопрос: «Что вы выбираете в качестве темы своей медитации?».

Большинство духовных традиций всегда использовали эту склонность человеческих существ к постоянному обдумыванию чего-либо, восприятию информации и накоплению опыта, и все это с целью создать себе лучшую жизнь. Ведь поскольку человек постоянно о чем-то думает, почему бы сознательно не сконцентрировать его ум на чем-то положительном и полезном? Почему бы не использовать медитацию для осознания своих мыслей и эмоций, а затем и выработки положительных привычек для ума, тела и души? Подобным образом вы сможете развить потенциал тела, ума и духа - всего, что составляет человеческое существо.

Улучшение жизни.

Медитация - очень мощный инструмент для исцеления тела, ума и души

Медитация не является чем-то мистическим, потусторонним или недостижимым. Она вовсе не предназначена только для элиты, посвятившей себя изучению восточных религий. Медитация - практическое занятие, доступное каждому вне зависимости от религиозной принадлежности. Несмотря на то, что большинство медитаций навеяно древними и современными духовными традициями, для этого не требуется определенная религиозная принадлежность. Если у вас нет духовного опыта и вы не верите в Бога, то пусть вами движет простая мотивация - улучшение собственной жизни.

Для подобных медитаций следует найти ту часть дня, во время которой вы сможете полностью сфокусировать свое внимание на позитивных сторонах жизни. После воплощения некоторых из приведенных нами техник медитации вы найдете для себя более подходящую, и с этой отправной точки можно создавать свою собственную технику медитации. Если вы хотите научиться большему, найдите специалиста, который поможет углубить и усилить вашу медитацию. Обычно учитель ведет группу учеников, следующих его технике медитации. Помимо четких практических инструкций в подобной группе можно обрести поддержку и дружеское участие.

В этом разделе приведено множество медитаций, пригодных для начала самостоятельной практики. Постарайтесь осознанно использовать каждую технику и внимательно отслеживайте ее действие. Вы почувствуете, что вам очень подходит одна практика и вызывает дискомфорт другая, либо вы предпочтете непрерывно менять темы медитаций во время практики.

Как выбрать цель медитации.

Вне зависимости от вашего подхода вначале проведите первую медитацию «Наблюдение за дыханием». Она является основой для большинства медитаций, и первой медитацией, которой обучают новичков практически во всех учебных центрах. Будда учил этой практике медитаций еще 2500 лет назад, и сегодня она обладает той же силой и эффективностью, как и в те древние времена. Проводите ее несколько дней, по возможности неделю. Всегда уделяйте несколько минут наблюдению за дыханием пред переходом к любой другой медитации, чтобы подготовить свой ум. Затем переходите к следующим медитациям.

Для выбора своей темы медитации имеет смысл прочитать описание всех медитаций и отметить для себя, что понравилось. Благодаря такому подходу вы сможете прочувствовать все медитации, одновременно получив массу общей информации о том, как пользоваться медитативными практиками и в чем они вам помогут. Другими словами, вы получите общий взгляд на всю картину медитативных практик пред тем, как погрузиться в саму медитацию.

Что вам понадобится.

В этом нет абсолютной необходимости, но существуют моменты, но которые следует обратить внимание, чтобы сделать ваши медитативные сессии более удобными и продуктивными. Вам потребуется ряд предметов и одежда, которые можно приобрести в специализированных магазинах. Вы также сможете обратиться в буддийские центры или другие общественные образования, где обучают медитации. Там часто продаются предметы, необходимые для медитации, как своим членам, так и широкой публике.

Подушка или стул?

Поскольку рекомендуется медитировать в положении сидя, то имеет смысл купить специальную подушку для медитации. Выпускают подушки самых различных форм, размеров и цветов, наполненных как пенопластовыми шариками, так и гречишной шелухой. Вначале лучше опробовать несколько видов, чтобы подобрать наиболее удобную подушку.

Помимо большой подушки для медитации вам могут потребоваться несколько мелких для поддержки коленей и лодыжек, если у вас болят коленные и голеностопные суставы.

Если вам тяжело сидеть в традиционной медитативной позе на полу даже на подушке, вы можете медитировать на любом стуле или кресле, где есть возможность сидеть с прямой спиной. В последнее время ряд компаний начали выпускать специальные стулья для медитации, которые представляют собой нечто среднее между обычным стулом и подушкой. Они очень низкие и дают хорошую поддержку для спины. На них можно сидеть даже со скрещенными ногами.

Не менее популярным является специальное устройство для поддержки спины, которое позволяет прямо сидеть на полу. Компании, выпускающие оборудование для медитации, разработали множество устройств, дающих хорошую поддержку спине. Если у вас проблемы с позвоночником, но вы хотите медитировать, сидя в традиционной позе, то можете приобрести одно из этих приспособлений.

Матрасы.

После приобретения подушки для медитации имеет смысл купить большой плоский матрас, который называют «забутон». Его подкладывают под подушку, он позволяет сидеть немного выше пола и дает поддержку лодыжкам. Для релаксации можно также использовать легкий матрас или коврик.

Одеяла и шали.

Если вы планируете практиковать позы для релаксации, то вам потребуется легкое одеяло, чтобы сохранить тело в тепле. Вполне возможно, вам придется долго сидеть неподвижно или проводить медитации рано утром, когда еще прохладно, в этом случае накройтесь легким покрывалом или шалью.

Свободная одежда.

Для медитации нужна свободная одежда без тесных поясов или манжет, другими словами, любых деталей, которые могут ограничивать кровообращение или сковывать движения. Лучшей одеждой будут широкие и свободные брюки, возможно, от спортивного костюма, а также широкая длинная юбка или свободный легкий халат. Некоторые компании выпускают специальную одежду для медитации, и вы можете найти ее.

Четки.

В некоторых медитациях, приведенных в этой книге, используются четки. Четки с древности использовались в различных духовных традициях и многих культурах по всему миру. Они нужны для подсчета, сколько раз вы произнесли молитву или мантру. Четки осуществляют связь между телом и умом, когда вы мысленно ли вслух повторяете молитвы или мантры как часть медитации, а руками перебираете бусины. Буддийские четки легко найти, их изготавливают из самых различных материалов, большинство имеет 108 бусин. Если вам не нравятся традиционные четки, то купите четки в виде браслета, которые в остальное время можно носить на запястье.

Колокольчики, тингшас и поющие чаши.

Ритуал всегда нужен, чтобы настроиться на медитацию. Начинайте и заканчивайте медитацию звоном колокольчика или ударом в тонкие цимбалы, которые называются тингшас. Эти звуки помогут вам сконцентрироваться ли выйти из медитативного состояния. Поющие чаши являются особой формой колоколов, которые используются в практике тибетского буддизма. Они могут быть маленькими, от нескольких сантиметров в диаметре, до очень больших. Вы можете заставить их звучать, водя по краю пестиком, это создает удивительный резонирующий звук. Но обычный колокольчик также применим для обозначения начала и конца медитации.

Таймеры.

Некоторые люди находят таймеры очень отвлекающими. Но если вы хотите фиксировать время своей медитации, можете поставить перед собой на пол часы. Если использовать таймеры с самого начала ваших занятий, то вы быстрее определите, какая продолжительность медитативных сессий комфортна для вас, десяти или двадцатиминутная.

Посто янство и последовательность.

Для получения настоящей пользы от медитации необходима постоянная практика, по возможности ежедневная. Ежедневный ритуал принятия медитативной позы в одно и то же время и на одном месте поможет сделать медитацию частью вашей жизни, как ею стали чистка зубов или утреннее бритье.

Вначале попробуйте провести по одной медитации из каждого раздела. Вы отметите, что мы предлагает медитации во время вождения машины или выполнения других повседневных дел. На стадии обучения не сковывайте себя временными рамками и медитируйте в любое удобное время. Но все же попытайтесь заниматься хотя бы один раз в день вне зависимости от точного времени и места. После изучения различных форм медитации вы определите одну или две, которые будете практиковать постоянно. В этот момент вы сможете точно определить время и место своей ежедневной медитации.

Изменения в личности, осознание и польза медитации будут накапливаться со временем. В этой практике нет быстрых достижений в концентрации или постоянного просветления. Но это не означает, что вы сразу ничего не почувствуете. Более значительные позитивные сдвиги наступят со временем и останутся навсегда. Они будут настолько неуловимыми, что вы затруднитесь их описать.

Вначале вам будет трудно придерживаться ежедневной дисциплины. Вы можете провести несколько медитаций, а потом отвлечься на другие дела. Возможно, вы очень захотите медитировать, но суетная жизнь будет постоянно отвлекать и уводить вас в сторону. Однако, никакие дела на работе, заботы в семье и доме не являются значительными причинами, чтобы отказаться от медитаций.

Именно для преодоления отвлекающих факторов и нужен ежедневный режим медитаций. Ваше постоянство будет преодолевать любую лень, занятость или страдание и ускорит ваш прогресс. Настраивайтесь на постоянство, и ваши усилия возместятся сторицей. После того как вы поймете, насколько удобна и приятна постоянная практика, ничто в мире не сможет отвлечь вас от медитации.

Существует два основных вида медитации: аналитическая и однонаправленная. Однонаправленная медитация характеризуется концентрацией сознания на одном объекте и называется Шаматхой. Если вы будете на протяжении трех лет медитировать с полной отдачей, то за это время возможно достигнуть безмятежности. Без этого попытки практиковать высшую Йога-тантру, Дзогчен и Махамудру вряд ли приведут к успеху. Можно сказать, что Шаматха - это ключ ко всем медитативным практикам.

Для успеха в занятиях медитацией необходимо, с одной стороны, хорошо знать цель медитации, с другой стороны - знать как медитировать. Сначала рассмотрим цель медитации. Первичная цель медитации - это успокоить, привести в порядок свой ум. Наш ум имеет огромный потенциал, высвободить который можно лишь посредством тренировки. Поскольку наш ум не тренирован, то находится в хаотическом состоянии, постоянно занят различными концепциями. В качестве примера рассмотрим небольшой пруд. Если взбаламутить воду, то ил смешается с водой, и вода в пруду станет грязной, непрозрачной. Вот примерно в таком же состоянии находится наш нетренированный ум. Он загрязнен различными ложными взглядами, негативными эмоциями и т.п.

Хотя вода в пруду изначально чиста, но, смешавшись с илом, она стала грязной. Если воду оставить в покое и дать илу осесть на дно, то она снова станет прозрачной. Подобным образом можно очистить и ум. Если дать ему успокоиться, то все концепции, негативные эмоции “осядут” и ум станет чистым, ясным и прозрачным. Средством для успокоения и очистки ума является медитация.

Благодаря медитации ваш ум станет умиротворенным. Замечательные свойства состояния Шаматха таковы, что когда оно достигается, сознание и тело проникаются радостью и блаженством, безгранично превосходящими радость от любых мирских удовольствий. Все феномены будут понятны вам подобно тому, как в прозрачной воде хорошо просматривается все дно пруда. Когда ум успокоится, и вы достигнете состояния Шаматха, вы даже сможете вспомнить свои предыдущие жизни.

Итак, Шаматха делает наш ум умиротворенным и чистым. Но лишь одна однонаправленная концентрация не может обеспечить такое состояние сознания, при котором вы в принципе свободны от омрачений.

Однонаправленную медитацию следует сочетать с аналитической. С ее помощью мы обучаемся быть терпимыми, негативные жизненные ситуации превращать в тренировку ума.

Аналитическая медитация не требует каких-то особых условий, вы можете ею заниматься, даже когда смотрите телевизор, размышляете перед сном и т.д.

Теперь перейдем к рассмотрению однонаправленной концентрации.

Как развить однонаправленную концентрацию

Немного подробнее расскажу о пользе развития однонаправленной концентрации. Эта польза многообразна. Например, когда медитирующий разовьет в себе Шаматху, то он достигнет совершенной податливости тела и ума, т.е. безмятежности , которая не может сравниться ни с каким мирским счастьем. Его умственные способности приходят в состояние, при котором он способен читать мысли других, а ум медитирующего обретает при этом особое свойство проникать в суть самых туманных вещей и явлений с необыкновенной легкостью. В философии буддизма говорится, что когда мы анализируем причину страдания, то мы прослеживаем ее до эмоций, причиняющих страдание, которые в свою очередь приводят нас к своему источнику - неведению. Таким образом, неведение является корнем любого страдания. Для того чтобы вообще прекратить страдание, мы должны убрать причину страдания, каковой является неведение. Для того чтобы это осуществить, нам необходима хорошая концентрация, ясный ум и мудрость, без которых невозможно достичь освобождения или прекращения страдания. Таким образом, можно сделать вывод, что Шаматха играет ключевую роль в практике буддизма.

А теперь о технике развития однонаправленной концентрации. Сначала я расскажу о шести условиях , способствующих развитию этого состояния.

1. Благоприятное место , в котором следует пребывать тем, кто хочет развить Шаматху. На начальном этапе это не столь важно, но в будущем, когда вы будете интенсивно медитировать, выбор хорошего места для медитации будет очень важен. Лама Цонкапа специально разработал учение о выборе места для тех, кто хочет достичь серьезных реализаций. Оно должно обладать пятью характеристиками:

можно легко добыть пищу;
рядом должен быть источник воды;
окружающая среда не должна нести угрозу для жизни;
близость к месту, где находится Духовный Наставник или друзья и единомышленники;
тихая, чистая и мирная местность.

2. Малые желания (отсутствие привязанности к доброкачественной или обильной пище и прочему).

3. Довольствование тем, что имеется .

4. Оставление всяких видов деятельности .

5. Соблюдение чистой нравственности (ненарушение обетов и т.п.)

6. Отказ от мыслей об удовлетворении желаний (созерцание пагубности желаний).

Медитация на дыхании

В целях успокоения ума следует предварительно заняться медитацией на дыхании. В состоянии возбуждения или гнева вам весьма трудно будет сконцентрироваться на одном объекте, поэтому даже не пытайтесь заниматься однонаправленной концентрацией, кроме отвращения вы ничего в себе не разовьете.

Приняв правильную позу, прежде всего выдохните. Затем медленно вдыхайте, концентрируясь на кончике носа. Когда вы почувствуете, что вдох превращается в выдох, сконцентрируйтесь на движении воздуха на выдохе. При этом ваш ум как бы движется вместе с воздухом.

В целях поддержания концентрации следует считать количество вдохов и выдохов. Выдыхая в первый раз, вы мысленно произносите: один. Потом вдох-выдох - два и т.д. При этом следите за дыханием сознательно, и автоматически ум начнет успокаиваться. Если вы сумеете при полной концентрации вдохнуть и выдохнуть 21 раз, то вы непременно успокоите свой ум.

Вы должны полностью осознавать вдох и выдох, не отвлекаясь на различные мысли. Это противоядие от гнева, а также и от депрессии, в которую легко впасть в наше время.

Медитацией следует заниматься не слишком долго, чтобы она не стала для вас наказанием. По утрам свои занятия начните с медитации на дыхании. Вдох и выдох должны быть непрерывными, плавными, спокойными, без прерывистых толчков воздуха. Дыхание должно быть практически незаметным. В случае насморка дышите ртом.

Во время медитации не давайте волю своему воображению. Время от времени открывайте глаза и смотрите на реальный мир. Когда вы закрыли глаза и начали медитировать, не старайтесь силой исправить то, что происходит в вашем воображении. Если визуализация вышла из-под контроля, надо на некоторое время открыть глаза.

Для развития состояния Шаматха нам потребуется правильное соблюдение следующих пунктов:

I. Поза;
II. Объект медитации;
III. Техника развития концентрации.
I. Семичленная поза будды Вайрочаны

Здесь требуется соблюдение семи аспектов:

1. Сесть на слегка приподнятую мягкую подушку. Ноги скрещены в позе лотоса, или полулотоса. Те, для кого это не очень неудобно, могут просто сидеть на стуле. Важно, чтобы неудобство тела не отвлекало вас от медитации.

2. Спину следует держать прямо для того, чтобы каналы (нади) также располагались прямо, и ветры, циркулирующие по ним, могли перемещаться беспрепятственно.

3. Плечи держать ровно и расслабленно, голова должна быть слегка наклонена вперед. Слишком сильный наклон головы вперед приводит к сонливости, тогда как чрезмерное отклонение головы назад действует возбуждающе.

4. Кисти рук должны быть расположены ладонями вверх на уровне пупка, причем правая ладонь располагается поверх левой, большие пальцы рук должны соприкасаться, поскольку это препятствует потере энергии в теле.

5. Глаза следует держать слегка прикрытыми и расслабленными, взгляд направлен на кончик носа. При открытых глазах в вашем поле зрения будет много объектов, что станет сильным отвлекающим фактором для вас. При закрытых глазах может возникнуть опасность засыпания.

6. Рот, подбородок и язык должны быть расслаблены и находиться в естественном положении. Рот - слегка приоткрыт, кончик языка – касается верхнего неба, что обеспечивает контроль за слюноотделением.

7. Локти не должны касаться тела, поскольку это нарушает циркуляцию воздуха и приводит к сонливости.

Эту позу для медитации впервые описал Будда в тексте, посвященном Йога-тантре, который называется “Просветление Вайрочаны”.

II. Объект медитации

Для развития состояния Шаматха требуется некий конкретный объект. Во многих священных текстах говорится, что Будда Шакьямуни является наилучшим объектом медитации. Для начала нужно визуально рассмотреть объект медитации и хорошо его запомнить. Это должно быть изображение Будды либо на картинке, либо в виде статуэтки, при этом желательно не менять в дальнейшем выбранный вами образ. Этот объект следует визуализировать размером с большой палец руки на уровне бровей, на расстоянии вытянутой руки. При этом стремитесь создать в уме живой образ Будды. Следует ощущать данный образ светящимся и устойчивым, т.к. в противном случае он будет качаться как на ветру. От изображения исходит вибрирующий свет, Будда светится как бы сам по себе. Создать такой образ на начальном этапе занятий довольно трудно.

Итак, как начать медитацию? Сначала следует заняться простейшими упражнениями для тренировки ума: посмотреть на изображение Будды, затем закрыть глаза и представить его себе.

Ваш ум осуществляет следующие действия: ищет изображение, находит, четко его видит, затем закрепляется в этом видении. Т.е. мы имеем четыре этапа медитации : поиск, реальное видение, удержание и собственно состояние медитации (т.е. удержание объекта в расслабленном состоянии).

Итак, необходимо представить, что перед вами живой светящийся Будда небольшого размера. Не надо концентрироваться на усилении света, иначе начнутся картинки-галюцинации с радужными вспышками света. Это все очень красиво, но не то. Изображение просто должно быть ярко видимым. Представьте, что Будда находится как бы на сцене и на него направили свет, чтобы он был четко виден. Это живой Будда, он не столько источает свет, сколько вы ощущаете исходящие от него любовь и сострадание. Это очень важно: ощущать любовь, которая на вас нисходит. Представьте, что вы пришли к человеку, который к вам хорошо относится, и ту атмосферу дружелюбия, которая при этом возникает. Такое же примерно состояние должно быть при вашей медитации.

Важно помнить, что вы концентрируетесь на ментальном, а не чувственном образе. Зрение здесь внутреннее. Глаза расслаблены. Попытка визуализировать Будду подобна очищению воды от частиц грязи. Когда омрачения ума уйдут, вы сможете рассмотреть Будду. Помните, что при визуализации Будды он на самом деле присутствует рядом, это не просто абстрактное видение!

Заниматься медитацией лучше при включенном свете. Вначале можно медитировать с закрытыми глазами, но в дальнейшем следует переходить к медитации при полуприкрытых глазах. Откройте глаза, посмотрите на изображение, затем уберите его и восстановите в памяти, не закрывая глаз. Теперь с этим ментальным изображением начинайте прикрывать глаза. Медленно, спокойно. Сразу увидеть ясное ментальное изображение трудно, это нормально, со временем ваш ум успокоится и вы сможете видеть более четко.

Занятия не должны превышать 3–5 минут. Если даже медитация хорошо получается, надо ее завершить. Потом расслабьтесь, подвигайте плечами (голову втянуть, плечи поднять). Важно время от времени восстанавливать циркуляцию крови.

При медитации следует не допускать, чтобы вместо образа Будды появлялось нечто другое. Фантазии недопустимы. Нельзя допускать также различных трансформаций образа Будды. Так, в Санкт-Петербурге один человек рассказал мне, что во время его медитации изображение Будды стало расти, дотронулось до него и он физически ощутил это прикосновение. Это - галлюцинации, наличие которых говорит, что медитация проходит неправильно.

Перед медитацией желательно успокоить свой ум. Зажгите благовония, проведите дыхательную медитацию, как я вам уже объяснял ранее, затем посмотрите на изображение Будды и почитайте мантры (например, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ).

Для накопления заслуг делайте простирания. Сначала соединенными ладонями нужно прикоснуться к телу в четырех местах: над головой, у лба, у горла и у сердца. Затем вы протягиваете руки вперед и вниз, становитесь на колени, опираясь на руки, все тело простирается на земле. Когда вы полностью вытянулись, ваши руки соединяются вместе, большие пальцы соприкасаются, потом немного приподнимаются ладони и опять опускаются на землю.После чего вы встаете. Каждый жест здесь имеет определенный смысл.

Над головой находится корона Будды. Когда вы соединяете над ней ладони, то тем самым получаете благословение на достижение состояния просветления.
У лба - это символ тела Будды.
У горла - это символ речи Будды.
У сердца - это символ ума Будды.

Делая простирания, вы создаете причины для обретения тела, речи и ума Будды. Такая символика связана с практикой тантры и позднее будет объяснена подробнее. Телу, речи и уму Будды соответствуют мантры: ОМ - телу, А - речи, ХУМ - уму.

Простирания являются символом уважения к Будде, они помогают справиться с высокомерием и гордостью.

III. Техника развития концентрации

1. Пять ошибок медитации и восемь противоядий от них.
2. Девять этапов развития концентрации.
3. Использование шести сил.

1. Пять ошибок медитации и восемь противоядий к ним

Для медитативной практики жизненно важным является знание ошибок медитации и того, как применять противоядия для их устранения, чтобы наши усилия не прошли даром. Вот эти пять ошибок :

1) Лень.

Это препятствие часто возникает в начальный период практики Шаматха. Оно удерживает нас от занятий практикой концентрации, и на начальном этапе лень является одним из крупнейших препятствий.

2) Забывчивость .

В данном контексте под забывчивостью мы понимаем забывание объекта медитации во время процесса медитации. Эта ошибка очень часто возникает, когда наше памятование (осознавание) слабое. Поэтому развитие памятования является важным противоядием от этой ошибки.

3) Ментальное отупение и отвлечение .

Эти два момента являются самыми главными ошибками при однонаправленной концентрации. На них следует остановиться подробнее, чтобы иметь о них ясное представление.

В их грубой форме, мы довольно легко можем идентифицировать ментальное отупение и отвлечение, но в их тонкой форме это сделать гораздо труднее. Здесь требуются четкие определения, как ментального отупения (сонного состояния сознания), так и отвлечения (возбужденного, блуждающего состояния сознания). Грубое ментальное отупение - это состояние ума, которому не хватает ясности. Тонкое ментальное отупение - это состояние ума, сохраняющее ясность, но интенсивность этой ясности недостаточна. Четкое представление тонкого ментального отупения приходит во время медитативного опыта.

Грубое ментальное отвлечение - это состояние ума, при котором полностью теряется объект медитации. Тонкое состояние отвлечения - это состояние ума, при котором объект медитации не утерян, но интенсивность отсутствует из-за того, что ум слегка уходит в сторону какого-то объекта привязанности.

Для обнаружения состояний ментального отупения и отвлечения во время медитации следует развить бдительность (внимательность), которая является верным противоядием от этих ошибок.

4) Неприменение противоядий, когда в них есть необходимость.

Это разновидность лени, которая часто возникает на пятой и шестой ступенях концентрации. Во время медитации посредством силы бдительности медитирующий замечает препятствия по мере их возникновения, но не предпринимает попыток к применению противоядий. Эта лень может оказаться мощным тормозящим фактором. Поэтому нам следует быть очень осторожными и избавляться от препятствий, как только мы их обнаруживаем.

5) Применение противоядий, когда в них нет необходимости .

Это может произойти, когда мы уже достигли восьмой и девятой ступеней практики. Наш ум уже привык к применению противоядий на предыдущих, более низких ступенях. Следовательно, у нас появляется тенденция применять противоядия часто, когда уже нет необходимости. На данной ступени уже не следует беспокоиться и выискивать противоядия, мы просто должны продолжать медитацию в расслабленном состоянии, без контроля. Это расслабление называется равновесием, которое и является противоядием к описываемой ошибке.

Восемь противоядий от пяти ошибок:

1) вера;
2) усердие;
3) энтузиазм;
4) спокойствие;
5) осознавание;
6) бдительность;
7) применение противоядий;
8) равновесие.

Первые четыре противоядия являются главными противоядиями от лени. Здесь вера рассматривается в контексте развития веры в особые свойства Шаматхи. Посредством этой веры развивается усердие, сильное стремление к достижению Шаматхи. Затем чтобы достичь этого состояния, возникает естественным образом энтузиазм. Медитирующий достигает состояния Шаматха и спокойствия, которое является четвертым и последним противоядием от лени.

Осознавание

Осознавание является противоядием ко второй ошибке и является одной из жизненно-важных практик развития Шаматхи. Если мы не обладаем осознаванием, то невозможно развить концентрацию. В Ламриме говорится, что осознавание должно иметь три свойства:

Свойство объекта. Это объект медитации, с которым знаком ум.
Свойство аспекта. Это ум, который ясно удерживает объект медитации.
Свойство функции. Это ум, пребывающий на объекте медитации.

Вкратце, осознавание означает “знакомство с объектом, удержание его и не отвлечение”.

Бдительность

Бдительность является противоядием к третьей ошибке. Она - как шпион, который дает нам информацию, когда ментальное отупение или отвлечение появляются во время нашей медитации. Однако нам требуется особое противоядие для устранения ментального отвлечения и отупения. Для устранения ментального отупения лучшим противоядием является радостное состояние ума, которое достигается путем размышления о положительных свойствах Шаматхи, драгоценности человеческой жизни, непостоянстве и смерти и т.п. Если в результате применения этих противоядий наше ментальное отупение еще не устранилось, тогда мы используем силовой метод, предложенный в свое время Асангой: визуализируйте в межбровье точку белого цвета размером с булавочную головку, испускающую свет в десяти направлениях. Это поможет прояснить ум.

Иногда чтобы избавиться от ментального отупения, достаточно умыть лицо или поместить объект медитации немного выше. Что касается ментального отвлечения, то чтобы избавиться от него, следует размышлять об ущербности объекта привязанности, раздумывать о страданиях сансары и т.д. Если в результате применения указанных противоядий ментальное отвлечение еще не ушло из нашей медитации, тогда нам следует перестать медитировать, сделать небольшой перерыв и заняться дыхательной медитацией. Многие опытные йоги рекомендуют дыхательную медитацию, как очень эффективный метод для контроля над скачущими мыслями.

В одном из текстов Абхидхармы упоминается шесть шагов в дыхательной медитации. Первый шаг - это просто считать вдох-выдох, например, до 21 раза. Как только ум становится более спокойным, следует перейти к следующему шагу. На этой стадии мы уже не считаем, а просто наблюдаем дыхание. Третий шаг заключается в том, чтобы наблюдать не только за дыханием, но и за его ритмичностью. На четвертом шаге мы исследуем наши чувства и ощущения, возникающие в различных частях тела в процессе дыхания. На пятом шаге следует анализировать, как меняется дыхание от движения к движению, какие оно вызывает ощущения, и как эти ощущения меняются. Последняя стадия называется стадией сдвига. Здесь мы перемещаемся с медитации на дыхании к медитации на более глубоких объектах, таких как великое сострадание или пустота присущего существования. Эта дыхательная медитация непременно успокоит наш ум и сделает его более ясным и проникающим, способным к дальнейшей однонаправленной концентрации.

При блуждании ума попробуйте применить такой способ. Обычно объект медитации находится на уровне бровей. Надо его опустить ниже и ослабить напряженность удержания. Другой вариант - прекратить медитацию и выключить свет. Блуждание ума возникает от привязанности. Поэтому в темноте следует поразмышлять о непостоянстве, что ослабит привязанность к мирским удовольствиям и объектам.

Последние два пункта: Применение противоядия и Равновесие - являются противоядием от двух последних ошибок медитации, которые я уже объяснил.

2. Девять этапов развития концентрации

В Ламриме Чже Цонкапа объясняет, как развить концентрацию в девять этапов. Он дает особое название каждому этапу концентрации, за которыми кроется глубокий смысл. Вот они:

1) Закрепление мысли на объекте.
2) Продолженное закрепление.
3) Поправляемое закрепление.
4) Прочное закрепление.
5) Обуздание ума.
6) Успокоение.
7) Полное успокоение.
8) Однонаправленное сосредоточение.
9) Ровное сосредоточение (равновесие).

1) Закрепление мысли на объекте

На первом этапе трудно с самого начала получить ясное изображение, и вам кажется, что ум вам не подчиняется и медитация идет вяло. Но на самом деле это хороший знак, говорящий, что вы прогрессируете. Просто вы проходите стадию узнавания недостатков ума, понимаете, насколько он был занят всякой чепухой. Поэтому, если у вас получилась грубая картинка, вы должны быть ею удовлетворены и стараться ее удержать.

Когда мы легко можем направить свой ум к выбранному объекту и способны некоторое время концентрироваться на нем, это означает, что мы достигли первого этапа. На этом этапе наша концентрация длится одну минуту.

2) Продолженное закрепление

Здесь мы убираем ошибку забывания объекта медитации. Когда вы уже нашли, удержали и сохраняете объект медитации, то старайтесь сделать его ясным и четким. Не следует увеличивать его яркость резко, старайтесь добиваться ее увеличения небольшими шажками, постепенно.

Находясь на 2-й ступени, вы время от времени будете скатываться в сторону первой. То вы способны удерживать объект в течение 4 минут, то - лишь в течение одной. Это нормальное явление, пусть оно вас не огорчает. По мере того, как наша концентрация слегка улучшается, и мы способны без отвлечений концентрироваться на объекте более двух минут, - это означает, что достигли второго этапа концентрации и можно переходить к третьей.

3) Поправляемое закрепление

На третьем этапе в результате того, что наше осознавание стало сильным, мы можем не только концентрироваться более десяти минут, но также в состоянии вернуть ум обратно к объекту медитации сразу после того, как он покинул его.

Основная разница между первым и вторым этапами - во времени медитации (одна и две минуты соответственно). А разница между вторым и третьим этапами состоит в том, что промежуток времени, когда не осознается потеря объекта медитации, становится все меньше и меньше. Т.е. как только вы почувствуете, что внимание ослабляется, вы сразу же усиливаете его. На втором этапе объект может на какое-то время вообще пропасть, вы можете даже забыть, где находитесь и что делаете. Вы как бы улетаете куда-то и можете заметить это лишь через некоторое время. На третьем этапе, как только вы собираетесь куда-то улететь, то сразу замечаете это и возвращаетесь обратно.

4) Прочное закрепление

На четвертом этапе - это улучшенное закрепление мысли вследствие многократного сосредоточения. Мы можем концентрироваться уже в течение двух часов. Полностью преодолено грубое ментальное отвлечение, однако ментальное отупение и тонкое ментальное отвлечение могут еще часто возникать во время медитации, поэтому еще приходится периодически смотреть на объект. Усилив внимательность, отвлечения уже не должны допускаться.

5) Обуздание ума

На пятом этапе наш ум хорошо дисциплинирован, и мы практически можем концентрироваться, когда хотим и сколько хотим. Однако тонкое ментальное отупение все еще может возникать. Поэтому наша бдительность должна проявляться еще сильнее, чем на ранних стадиях, для того, чтобы выявить эти препятствия.

6) Успокоение

На шестом этапе наша концентрация становится очень ясной, и тонкое ментальное отупение больше не присутствует во время нашей медитации, однако тонкое ментальное отвлечение все еще возникает. Следовательно, на этом этапе мы должны основной упор делать на устранение этой тонкой ошибки. Еще нет должной интенсивности, которая и вырабатывается на этом уровне.

7) Полное успокоение

На седьмом этапе мы можем преодолеть даже тонкое ментальное отвлечение. Однако наша концентрация еще не очень стабильна и нам приходится все время быть бдительными, отбрасывая возникшие по неосмотрительности изъяны сосредоточения.

8) Однонаправленное сосредоточение

На восьмом этапе нам еще приходится делать небольшое усилие, чтобы достичь естественного сосредоточения. Во время медитации наша концентрация полностью свободна от всех ошибок и становится более стабильной, чем прежде. Поэтому нам не следует применять каких-либо противоядий, не следует даже проверять, не возникают ли ошибки. Этот этап называется поглощенностью .

9) Ровное сосредоточение (равновесие)

На девятом этапе у нас уже нет необходимости применять какие бы то ни было усилия, чтобы начать или продолжить нашу концентрацию. Сосредоточение становится ровным, естественным и самоподдерживающимся.

Посредством силы равновесия наша концентрация продолжается спонтанно, следовательно, это приведет к ментальному и физическому покою. Медитация становится очень мощной. Вы можете удерживать объект столько времени, сколько хотите. Когда мы достигаем подобного покоя, который был вызван нашей спонтанной концентрацией, то это состояние называется Шаматха. На этом этапе наш ум становится таким ясным и проникающим, что мы чувствуем себя в состоянии сосчитать каждый атом на земле.

Можно сказать, что на этом этапе достигается состояние “естественного парения”. Здесь можно провести аналогию с полетом птицы. Сначала птица набирает высоту и машет крыльями, поддержание полета требует усилий. Когда же птица достигает достаточной высоты, то она свободно парит в воздухе практически без усилий. Этому “парению” и соответствует 9-я стадия медитации.

3. Использование шести сил

Для того, чтобы улучшить нашу концентрацию для осуществления девяти этапов, у нас есть необходимость полагаться на специальные методы шести сил и четырех видов внимания.

Шесть сил таковы:

1) сила слушания;
2) сила вникания;
3) сила внимательности (осознавания);
4) сила бдительности;
5) сила усердия;
6) сила навыка (узнавания).

Давайте посмотрим, как эти силы связаны с девятью этапами концентрации.

1) На первом этапе очень важна сила слушания . Посредством этой силы мы узнаем как медитировать, как закрепить мысль на объекте.

2) Сила вникания помогает нам освоить второй этап концентрации. Вы должны думать об объекте не только во время самой медитации, но и в любое свободное время среди повседневных дел. Так, когда вы хотите выучить поэму, вы вдумываетесь в нее все больше и больше, а затем уже начинаете запоминать. Чем больше вы обдумываете объект медитации, тем быстрее освоите его.

3) Сила внимательности является одной из самых необходимых и осуществляющих прочное закрепление на объекте медитации. Она помогает овладеть третьим и четвертым этапами концентрации. Эта сила имеет три характеристики: ясность, удержание объекта, неотвлечение. После того, как мы разовьем в себе внимательность, мы сможем возвращать наш ум обратно к объекту медитации, как только отвлечемся, что также значительно улучшит наше сосредоточение.

4) Сила бдительности помогает в осуществлении обуздания и успокоения ума, т.е. она помогает преодолеть пятую и шестую ступени и перейти к седьмой. Преодоление этих трех ступеней напоминает починку телевизора, его настройку, когда мы стремимся к четкости и ясности изображения.

5) Сила усердия помогает нам в освоении седьмой и восьмой стадий концентрации. На этих двух этапах наша концентрация очень четкая и чистая, но требует небольшого усилия вначале, чтобы дать старт медитации и продолжить ее без перерывов.

6) Благодаря силе навыка на девятом этапе, мы достигаем завершенной способности концентрироваться без усилий и перерывов, т.е. достигаем ровного сосредоточения, без какого-либо беспокойства.

Существует четыре вида внимания , о которых не следует забывать:

Напряженное
Прерывающееся
Непрерывное
Естественное

Первые два этапа являются этапами, требующими больших усилий. Поэтому первый вид внимания называется напряженным. На третьем, четвертом, пятом, шестом и седьмом этапах концентрации, когда мы занимаемся медитацией, наше сосредоточение прерывается из-за ментального отупения и отвлечения. Следовательно, эти пять этапов концентрации являются этапами прерывающегося внимания.

Непрерывное внимание означает занятие медитацией без каких-либо перерывов. На восьмом этапе концентрации наша медитация не будет прервана ментальным отупением или отвлечением. Поэтому внимание непрерывно. На последних этапах концентрации у нас уже нет необходимости опираться на какое-либо усилие, чтобы концентрироваться. Таким образом, девятый этап концентрации является естественным. Если мы стараемся развить Шаматху с четким знанием упомянутых методов, то мы этого добьемся через два или три года.

Уверена, нет такого человека, который не слышал этого слова — медитация. Многие знают, что она пришла к нам с Востока, считая ее особым состоянием, в котором пребывают йоги, сидя в позе лотоса. Но это очень поверхностный взгляд. Что такое медитация, что она дает человеку и как медитировать вы узнаете из этой статьи.

Медитация – общее название очень широкого диапазона приемов, которые направлены на расслабление тела и успокоение разума. Медитировать – не значит грезить наяву. Это в первую очередь действие, духовная практика, которая посредством определенных поз и движений позволяет совершить некое внутреннее путешествие, пробудить телесную память, очистить разум и душу от лишнего, наносного и приблизиться к истинному в себе.

«Если вы включите лампу и уберете все объекты, которые ее окружают, лампа все равно будет давать свет. Что же случится, если вы уберете из своего сознания все объекты, мысли и фантазии? Останется только сознание. Такое чистое состояние сознания и есть медитация» - Ошо

Усмирение интеллекта

Существует много способов начать это путешествие внутрь себя (тибетские практики, медитация дзен, индо-бирманская випассана…), но все они предполагают несколько этапов : сохранение определенной позы тела, период концентрации, отстраненное наблюдение своих мыслей и, наконец, собственно медитацию. Уточню, что медитировать можно и в движении, например, во время прогулки, утренней пробежки, и уж совсем не обязательно делать это в позе лотоса, которую многим обычным людям сложно принять.

Медитация сама по себе не является целью, она лишь способ, который помогает нам оказаться в особом «просветленным» состоянии сознания. Самое важное в этом процессе – сосредоточиться на своем внутреннем мире и «остановить» мышление , чтобы уйти от повседневного, привычного взгляда.

«Это возможность обрести себя подлинного. В этот момент отключаются самые разные фильтры (ограничения и установки), которые с детства регулируют нашу жизнь. Мы получаем возможность почувствовать и то, что есть на самом деле у нас внутри, и то, как устроен мир вокруг. Наш взгляд больше не зависит от навязанных установок». — Игорь Жуков, этнопсихолог.

То есть, цель медитации — временное отключение той части нашей психики, которая постоянно перерабатывает информацию, соприкосновение с безмыслием, понимаемым одновременно как «пустота» и «бесконечность». Не у всех получается сразу «успокоить» свой буйный мозг, бег своих мыслей, но если медитировать регулярно, встречи со своим внутренним я будут происходить все чаще.

В отличие от релаксации (больше нацеленной на снижение мышечного тонуса, внутреннего напряжения), медитация требует бдительности и сосредоточенности. В этот момент наше сознание изменено, но (в отличие от транса ) изменено нами лично, по собственной воле. Медитирующий человек сам контролирует себя и свои реакции, и никто не может им манипулировать.

«Если крепко держать вожжи нашего интеллекта – словно несущегося галопом скакуна, мы постепенно можем открывать все большее и большее свободное пространство между его «прыжками». — Жак Шок, преподаватель йоги более трех десятков лет

Когда вы сможете погружаться во внутреннее состояние по-настоящему глубоко, может начать казаться, что вам не нужно дышать. Это потрясающее чувство. Разумеется, вы продолжаете дышать, ваше сердце продолжает биться, но это происходит само собой, вы не ощущаете собственного тела. Вы просто ЕСТЬ, вы энергетическая сущность, не привязанная к физической форме. Когда вы достигаете такого состояния, создается впечатление, что ваши мысли и эмоции тоже исчезают.

Так что же остается? Остается ваша истинная сущность – ваше сознание.

Как это отражается на здоровье

Меняя внутренний мир человека, медитативная практика благотворно влияет и на его тело.

Виктор Макаров, психотерапевт: «Замечено, что занятия медитацией способны уменьшать головные, менструальные боли, снижать кровяное давление и частоту сердечных сокращений, снимать беспокойство и облегчать хронические, например, простудные болезни. Это действительно может быть важным дополнением к традиционным методам лечения».

Игорь Жуков, этнопсихолог: «Многие болезни связаны с бесконтрольностью наших эмоций и желаний, а медитация помогает этот эффект преодолевать. Когда мы погружаемся в себя, нормализуются и биохимические процессы нашего организма, включаются механизмы саморегуляции, которые разладились по тем или иным причинам».

Фредерик Розенфельд, психиатр: «Исследования последних 30 лет показали, что медитация снижает уровень стресса, помогает при некоторых видах фобий, вдвое снижает вероятность рецидива депрессии, повышает иммунитет. Однако постоянная медитация показана не всем: у некоторых людей с хрупкой психикой она может вызвать приступы тревоги, ощущение потери ориентиров. Не стоит ею заниматься и в моменты депрессивных или экзистенциальных кризисов (развод, увольнение, потеря кого-то из близких)».

Очищение сознания

Мы полны повседневных тревог, сожалений и угрызений совести. Мы слишком часто думаем о себе плохо. Эти мысли и переживания мешают жить активной, результативной и в конечном итоге счастливой жизнью. Более того, эти негативные мысли дробят наше ощущение полноты сознания, не дают нам видеть ясно, развиваться, двигаться вперед. Медитация вводит человека в состоянии энстаза.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПОМОГУ

Энстаз по своей природе парадоксален: это одновременно пустое (освобожденное) и наполненное до краев бытие-сознание. В этом состоянии человек способен наблюдать все происходящее в нем (ощущения, эмоции, мысли) одновременно активно и отстраненно.

«Мы способны все видеть и принимать, но в нас нет привязанности, желания что-то схватить и удержать, нет ни алчности, ни отвержения. Все приходит и проходит, как плывущие по небу облака. Мы занимаем позицию созерцания и приятия, наблюдая непостоянство всего сущего. Усвоив такой внутренний взгляд (и немного потренировавшись), легко сочетать медитацию почти с любым занятием. Как говорят мудрые люди, можно медитировать, даже когда чистишь картошку!» — Фредерик Розенфельд

Получить эту внутреннюю свободу может оказаться сложнее, потому, что на пути к состоянию энстаза необходимо проникнуть в теневые, недоступные сознанию зоны собственного «Я». И то, что мы там обнаружим, может стать для нас не всегда приятным сюрпризом.

Медитация может менять параметры мозга

Психологи и психиатры из университета Висконсин-Мэдисон (США) на протяжении 20 лет изучают нейрофизиологические особенности мозга тибетских монахов. Магнитно-резонансное сканирование показывает, что у монахов с опытом более 10 000 часов медитации структура и функции мозга отличаются от показателей контрольной группы (что доказывает пластичность нашего мозга). Во время медитации у монахов резко нарастают гамма-волны, что свидетельствует о высоком уровне сознания в этот момент, и активность в левой лобной доле – зоне коры головного мозга, отвечающей за положительные эмоции, – значительно выше, чем в правой, связанной с отрицательными. Систематические занятия медитацией развивают зоны мозга, ответственные за внимание и принятие решений, улучшают способность к концентрации.

«В сущности, в медитации нет ничего таинственного, чего нельзя было бы объяснить в строгих терминах западной науки. Наши данные позволяют понять, почему люди тратят время на медитацию: просто она положительно влияет на их повседневную жизнь». Ричард Дэвидсон

У человека, который стремится к обретению полноты сознания путем медитации, меняется иерархия ценностей. На первый план выходит то, что значимо именно для него. Он обретает созерцательный взгляд на мир, перестает торопиться, получает большее удовлетворение от себя и жизни. И начинает чувствовать себя ближе к другим людям.

Регулярная медитация ведет к пониманию смысла происходящего , избавляет от наносного, поверхностного, вырабатывает вкус к самому главному. Мы все больше испытываем насущную потребность ощутить в себе некую высшую силу. Каждый из нас находит то, во что он верит: атеист – «ничто», буддист – просветление, христианин – тайну Христа.

«Сегодня медитацией овладевают не только обращенные в буддизм или близкие к нему люди, но также иудеи или христиане, которые стремятся с помощью этой восточной практики научиться той внутренней тишине, в которой только и можно ощутить присутствие Бога». — Фредерик Ленуар, социолог

Путешествие, в которое приглашает нас медитация, не навязывает нормы и правила, не призывает и не является способом уйти от проблем, но, напротив, дает нам возможность увидеть ситуацию обновленным, очищенным взором и найти решение.

Как медитировать?

Начинать основательно заниматься практикой медитации лучше с помощью учителя-специалиста. Ниже советы для тех, кому интересно получить лишь самое общее представление о том, как это делается.


  • Выберите удобный момент. Медитировать можно утром, чтобы начать день в наилучшем расположении духа; вечером, чтобы избавиться от накопившегося напряжения; в середине рабочего дня, чтобы «подзарядиться». Вообще медитировать можно где и когда угодно, как только вы ощутите потребность умиротворить душу. Стоит все же выбирать какой-то определенный момент и определенную продолжительность сеанса (например, десять минут перед завтраком).
  • Создайте подходящую обстановку . Медитировать лучше в постоянном месте, например в тихом помещении, сидя лицом к стене. Выбирайте просторную и удобную одежду, снимите обувь. Вам поможет и неназойливый музыкальный фон. В метро, поезде или автобусе, несмотря на шум и множество людей, тоже можно медитировать. Концентрируясь на своем дыхании, слушая ритм вдохов и выдохов, вы заметите, что ваше сознание постепенно успокаивается: сосредоточенность на дыхании позволяет меньше отвлекаться на другое. Даже в пробке, за рулем, можно прислушаться к себе, почувствовать, как позвоночник соприкасается со спинкой кресла, ощутить вибрацию мотора, ветерок на лице, заметить цвет проплывающих по небу облаков… Словом, увидеть настоящее мгновение во всей его простоте и одновременно богатстве граней, которых в повседневной жизни мы привычно не замечаем.
  • Расслабьтесь. Начните с релаксации: если есть возможность, лягте на спину, зевните, снимите напряжение. Закрыв глаза, дышите носом, спокойно и глубоко. Расслабьте живот, постарайтесь хорошо ощутить все точки опоры тела и его вес. «Скользите» по разным частям тела, «освещая» их лучом своего внимания: вверх от ступней до затылка, затем по рукам до кончиков пальцев.
  • Выберите позу . В традиции буддизма принято медитировать в позе лотоса, но можно выбрать и другие – главное, чтобы поза помогала ощутить телом то, что вы стремитесь обрести душой, – устойчивость, открытость, прямоту.
  • Зафиксируйте взгляд. Глаза полузакрыты, взгляд устремлен вперед на некую воображаемую точку (в метре от вас). Все внимание медитирующего обращено вовнутрь, но при этом он не должен терять связи с окружающим миром.
  • Сосредоточьтесь на своем дыхании . Это один из важнейших элементов медитации. Ощутите свое дыхание, не нарушая его естественного (меняющегося) ритма: постепенно оно будет замедляться, станет легче. Воздух при вдохе распространяется к низу живота, что снимает мускульную напряженность и создает ощущение гармонии. Сосредоточенность на дыхании помогает сопротивляться нашей склонности отвлекаться от любого процесса, в том числе от медитации.
  • Освобождайте душу . Дисциплинируя тело с помощью позы и дыхания, мы получаем возможность сосредоточиться на душе, очистить ее от лишнего. Сознание медитирующего не стремится ни удержать, ни оценить пришедшую мысль. Оно лишь созерцает – без привязанности и страсти – то, что перед ним проходит. Попробуйте проникнуться этим настроением. Если такое упражнение пока вызывает дискомфорт, снова сосредоточьтесь на дыхании и дождитесь момента, когда ваш разум будет готов обрести покой и продолжить поиск истины.

Резюмируем:

Благодаря освоению и регулярной практике медитации вы сможете наслаждаться:

  • избавлением от стресса
  • самообладанием
  • внутренним покоем
  • улучшением состояния здоровья
  • улучшением творческих способностей
  • чистотой мышления
  • развитой интуицией
  • и чувством восторга и блаженства

Сделайте медитацию своим ежедневным ритуалом. Выйдите за пределы тела и сознания, и вы измените свою жизнь.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Cпециально для женщин, испытывающих трудности в отношениях.

ПОМОГУ

Закончить тяжелые отношения без разрушений себя - Пережить развод или вернуть мужа - Отремонтировать плохие отношения - Стать уверенной в себе и ценной - Найти мотивацию и силы, что бы сделать свою жизнь такой, как вы хотите.

Одна из древнейших практик установления контактов с бессознательным, существовавшая у многих народов во многих культурных парадигмах – это, конечно же, практика медитации . Сегодня медитативные техники ассоциируется преимущественно с восточной культурой, и это неудивительно – именно там они достигли наибольшего расцвета и получили наибольшее распространение как одно из средств религиозного освобождения.

Однако, медитативные техники существовали у разных народов, живущих в самых разных областях земного шара. Медитация была известна в античном мире в «философском экстазе» платоников и неоплатоников, в еврейской Каббале и «экзерцициях» иезуитов, в суфийских и христианских практиках.

В «цивилизованном мире» медитативные техники получили распространение благодаря движению хиппи в 60-х годах, считавших медитацию способом достижения гармонии с собой и миром. И хотя сами хиппи впоследствии канули в Лету, мода на медитацию сохранилась в широких кругах населения. И не просто сохранилась, а надежно вошла в психотерапевтическую практику как средство борьбы со стрессами и тревожностью, способ глубокого расслабления и достижения внутренней гармонии.

Эффективность медитативных методик объясняется феноменологией медитативного транса – состояния, в котором отсутствует мышление, но сохраняется осознанность и присутствие здесь и сейчас. За счет этого достигается состояние покоя, умиротворенности и единения с окружающим миром. С медицинской точки зрения эффект медитативного транса достигается в головном мозге за счет взаимодействия мозжечковой миндалины и неокортекса, а также активизации височных долей мозга и зон, связанных с вниманием. При этом активность теменных зон уменьшается. Это влияет на некоторое усиление альфа- и гамма-волн, ослабление сердцебиения, понижение кровяного давления, понижение потребления кислорода, замедление обмена веществ, увеличение выработки эндорфина («гормона удовольствия») и расслабление мышц под его воздействием. При регулярной практике медитации это ведет к улучшению работы нервной и сердечно-сосудистой системы, усилению иммунитета, улучшению сна и снижению уровня стресса.

Практика медитации

Традиционно выделяют основные типы медитативных техник: медитации на пустоте, целью которых является просветление, и направленные медитации с концентрацией внимания на каком-то объекте, цвете, образе. Зачастую целью направленных медитаций является выход в медитацию на пустоте и, что не особенно оригинально, опять-таки просветление. Простейший способ медитации – концентрация на дыхании. Дыхание при этом легко и свободно, тело расслаблено (потому поза должна быть удобной), сознание пустое, а в поле внимания остается только процесс дыхания. Все посторонние мысли (а в данном случае все мысли – посторонние) мягко и легко изгоняются прочь. Как считают просветленные йоги или буддисты-практики, в идеале медитативное состояние должно присутствовать в каждый момент жизни, в любом виде деятельности.

Из этого, в частности, вытекает концепция динамических медитаций – например, китайская практика тайцзи-цюань, сочетающая медитативные техники, телесные практики и боевое искусство. За счет концентрации внимания на движении и телесных ощущениях достигается состояние медитативного транса, что ведет, наряду с другими эффектами медитативной практики, к более глубокому усвоению навыков владения телом. Другой пример динамической медитации – китайская чайная церемония, превращающая социально-культурное мероприятие в ритуал, создающий свое особое пространство с особой энергетикой.

Следующий вид медитативных техник, практикующийся у восточных мистиков – медитации о вселенной. Это может быть медитация на звезду, в которой медитирующий стремиться настроиться с ней на одну волну, а затем – стать с ней одним целым, или медитация о вселенной, в которой медитирующий стремиться расширить свое сознание, сделав его безграничным, как вселенная, охватить им все миры и процессы, которые в них протекают, и отождествиться с ними.

Другой вид практики медитации, практикующийся в восточных эзотерических системах – энергетические медитации, целью которых является контроль движения энергии в меридианах и чакрах.

Также стоит отметить психотерапевтические медитации, задача которых – решение какой-либо психологической проблемы или задачи. В соответствии с актуальной задачей подбираются процессы и образы, которые представляют объект медитации. Любой из видов медитаций способствует освоению того базового состояния, которое является основой для установления контактов с бессознательным.

Алексей Недозрелов

Отрывок из книги «Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным»

Как активизировать глубинный потенциал психики?

Скачай бесплатную книгу