Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: акулы, скаты, химерообразные. Хрящевые рыбы: акулы, скаты

20. Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.

1. Закончите схему «Систематические группы типа Хордовые».

тип Хордовые
- подтип Бесчерепные
- подтип Черепные

2. Приведите примеры низших и высших хордовых животных.

Низшие хордовые: ланцетник, минога, миксина .
Высшие хордовые: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие .

3. Укажите верные утверждения.

1. Нервная система хордовых представлена трубчатым тяжем, лежащим под хордой.
2. Пищеварительная система хордовых в виде трубки находится под хордой.
3. Кровеносная система у хордовых замкнутая.
4. Только водные хордовые имеют жаберные щели на всех стадиях развития.
Ответ: 2, 3, 4.

4. Что общего в значении хорды у хордовых животных и хитинового панциря у членистоногих?

Хорда, как и хитиновый панцирь, служит опорой для прикрепления мускулатуры.

5. В чем отличие скелета высших и низших хордовых?

Низшие хордовые имеют хорду на протяжении всей жизни, а у высших хордовых хорда имеется только в зародышевом состоянии, с ростом и развитием этих животных она замещается позвоночником.

6. Каково происхождение головного мозга у высших хордовых животных?

У высших хордовых животных головной мозг развивается из расширенной передней части нервной трубки.

7. Можно ли встретить ланцетника в Балтийском море? (да, нет).

А в водоемах вашей местности? (да, нет).

Объясните свой вариант ответа.
Ланцетник обитает только в умеренных и теплых морях и океанах.

8. Рассмотрите рисунок 79 учебника (с. 93). Вы видите, что у ланцетника нет глаз, но известно, что он наиболее активен в ночное время. Как ему удается различать ночь и день?

У ланцетника есть светочувствительные клетки.

9. Вспомните, как питаются моллюски. Что общего в питании ланцетников и моллюсков?

И моллюски, и ланцетники являются фильтраторами - питаются планктоном.

10. Известно, что выметывание икры ланцетником происходит ночью. Предположите, с чем это может быть связано.

Ланцетники - беззащитные животные, и ночь для них является более благоприятным временем суток для выметывания икры.

11. Какое значение имеет ланцетник в природе?

Ланцетник служит кормом для водных позвоночных, сам же он питается планктоном, то есть является составным элементом пищевых сетей.

12. Как используется ланцетник человеком?

Азиатский ланцетник является объектом промысла. Жители Юго-Восточной Азии употребляют ланцетников в пищу.

13. Почему появление позвоночника и черепа у животных имеет большое приспособительное значение?

Череп и позвоночник защищают головной и спинной мозг.

14. Докажите примерами утверждение: «Животные разных сред обитания имеют разные типы дыхания».

15. Закончите схему «Систематические группы подтипа Черепные».

Подтип Черепные (Позвоночные)
- класс Круглоротые
- класс Хрящевые рыбы
- класс Костные рыбы
- класс Земноводные
- класс Пресмыкающиеся
- класс Птицы
- класс Млекопитающие

16. Как вы можете объяснить, что содержание жира у миноги перед ходом на нерест 34%, а возле мест нереста - 1%.

Минога тратит много энергии во время нереста, при этом израсходует запасы жира (при расщеплении которого энергия выделяется).

17. Докажите верность утверждения: «Круглоротые - связующее эволюционное звено между бесчерепными и рыбами, которое природа сохранила до наших дней».

Круглоротые - наиболее примитивная группа современных позвоночных. Эти животные имеют некоторые признаки бесчерепных (сохраняется хорда, нет костной ткани), но более развиты (имеют череп из хряща, зубы, язык, глаза, орган обоняния).


Вопрос 6. Обитают ли представители круглоротых в вашей местности?

Представители круглоротых обитают в реках бассейнов Северного Ледовитого океана, Каспийского, Черного и Балтийского морей. Наиболее известны обыкновенная, ручьевая и каспийская миноги. В низовья рек, впадающих в Балтийское море, иногда выходит морская минога. Миксины - исключительно морские животные.

Позвоночные

21. Классы рыб: Хрящевые, Костные

Вопрос 1 В чем особенность строения всех костных рыб?

Костные рыбы - позвоночные животные, которые имеют хорошо развитый костный или хрящекостный скелет.

Вопрос 2. Чем отличаются костные рыбы по внешнему и внутреннему строению от ранее изученных хордовых животных?

От ранее изученных хордовых животных (ланцетника и круглоротых) костные рыбы отличаются тем, что у них есть хорошо развитый костный или хрящекостный скелет. Кроме того, у костных рыб имеется особый орган - плавательный пузырь. Их жабры прикрыты жаберными крышками. Лучше развит головной мозг и органы чувств.
Вопрос 3. Что такое боковая линия?

Боковая линия - своеобразный орган, воспринимающий направление и скорость течения воды. Она хорошо заметна у рыб сбоку и тянется от переднего конца тела до заднего.
^ 22. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные

Вопрос 1 . Почему акул и скатов считают наиболее примитивными рыбами?

Акулы и скаты относятся к хрящевым рыбам. У них не костный, а хрящевой скелет, отсутствуют жаберные крышки и плавательный пузырь.

Вопрос 2. Докажите, что акулы и скаты -родственники ланцетников. Что их объединяет?

Основные черты, сближающие акул и скатов с ланцетниками, это сохраняющиеся в течение всей жизни остатки хорды и жаберные щели, не закрытые жаберными крышками.

Вопрос 3. Каково значение акул и скатов в природе и жизни человека?

Любой живой организм является частью природного сообщества, в котором он обитает. Акулы и скаты являются хищниками, объектами питания которых, в зависимости от вида, могут быть мелкие ракообразные, рыбы, кальмары и даже крупные млекопитающие. Среди этих животных немало опасных для человека, например белая акула, голубая, песчаная, акула-молот и др.

У некоторых скатов есть органы, вырабатывающие электричество (электрический скат), и ядовитые шипы (морской кот). Эти органы обеспечивают скатам защиту от врагов, но могут быть и опасны для человека.

Многие акулы и скаты имеют промысловое значение, их мясо употребляют в пищу, но особенно ценится печень, плавники и кожа (шагрень).

^ 23. Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные

Вопрос 1 . Какие биологические особенности, позволили рыбам заселить почти все водоемы планеты?

Рыбы имеют широкий спектр приспособлений к водному образу жизни: обтекаемая форма тела, черепицеобразно расположенная чешуя, неподвижное сочленение головы и туловища, плавники, все это обеспечивает эффективное передвижение в водной относительно плотной среде; жабры, органы дыхания, усваивающие кислород из воды;

плавательный пузырь (у костных рыб), дающий возможность плавания на определенной глубине;

4) боковая линия - особый орган чувств, воспринимающий направление и скорость течения воды.

Вопрос 2. Какие виды осетровых были распространены раньше или обитают сейчас в водоемах вашей местности?

На территории России осетровые встречаются в основном в умеренных широтах. К ним относят стерлядь, белугу, севрюгу, осетров.

Во взрослом состоянии большую часть жизни осетровые проводят в морях, но есть и исключительно пресноводные - байкальский осетр и стерлядь. Весной либо осенью осетровые для размножения заходят из морей в реки: Волгу, Дон, Урал, Обь, Енисей, Лену и др. Самая крупная из осетровых - белуга обитает в Каспийском и Черном морях.

Вопрос 3. В чем сходство акул и осетров?

В строении осетровых сохранились признаки, подчеркивающие их сходство с более древней по происхождению группой хрящевых рыб - акулами. В течение всей жизни у них сохраняется хорда. Тело их удлиненное. Голова начинается с уплощенного рыла, на ее нижней стороне имеется рот в виде поперечной полулунной щели. Грудные и брюшные плавники при-

крепляются к телу горизонтально. Хвостовой плавник неравнолопастный.

Вопрос 4. В чем основные отличия осетровых от акул?

Несмотря на то что у осетровых в течение всей жизни сохраняется хорда, они имеют хрящекостный скелет, тогда как у акул он полностью хрящевой.

В отличие от акул, челюсти у осетровых лишены зубов.

Разное строение имеет чешуя. У акул она имеет вид ромбических пластинок с загнутым назад шипом и покрыта твердой эмалью, а у осетровых в кожном слое по бокам вдоль тела и на хребте располагается пять рядов крупных костных бляшек, между которыми хаотично разбросаны мелкие костные чешуйки.

У осетровых имеется плавательный пузырь, которого у акул нет.

Вопрос 5. Каковы особенности строения живой «ископаемой» кистеперой рыбы латимерии?

Важнейшей особенностью строения живой «ископаемой» кистеперой рыбы латимерии являются своеобразные парные плавники, которые имеют скелетные образования, снабженные мощной мускулатурой и сходны по строению с конечностями наземных позвоночных. Кроме того, латимерия

имеет особое строение чешуи, которая покрыта веществом, похожим на дентин (дентин составляет основу зуба человека).

^ 24. Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

Вопрос 1 . В чем сходство и отличия земноводных и рыб?

Основные отличия земноводных и рыб связаны со средой обитания и образом жизни этих животных.

Обтекаемая форма тела рыб и строение плавников обеспечивает эффективное передвижение этих животных в воде. Земноводные также обладают обтекаемой формой тела, необходимой для водного образа жизни, но для передвижения на суше у них имеются развитые свободные конечности.

Рыбы, как правило, покрыты чешуей, а у земноводных кожа голая. Это связано с тем, что наружные покровы земноводных принимают участие в дыхании.

С переходом к дыханию атмосферным воздухом большинство земноводных утратили жабры - основные органы, обеспечивающие дыхание в водной среде и характерные для рыб. Наружные жабры имеются только у личинок земновод-

ных - головастиков и у некоторых видов хвостатых земноводных, ведущих преимущественно водный образ жизни, например у протеев.

Вопрос 2 . Каково значение земноводных в природе?

Земноводные поедают большое количество насекомых, в том числе кровососущих, и их личинок. При этом сами служат пищей многим животным.

Вопрос 3 Какие особенности позволяют земноводным жить и на суше, и в воде?

Особенности земноводных, позволяющие им жить и на суше, и в воде: конечности с суставными сочленениями и перепонками между пальцев позволяют эффективно передвигаться в обоих средах;

дыхание кислородом воздуха при помощи легких, а также растворенным в воде кислородом через кожу или слизистую оболочку ротовой полости (у постоянно живущих в воде представителей имеются наружные жабры).

Вопрос 4. В чем различие развития с превращением у земноводных и у насекомых?

Для земноводных и некоторых насекомых характерно развитие с превращени-

ем. Из яйца выходит личинка, резко отличающаяся от взрослого животного (нередко до такой степени, что, не зная всей истории развития данной формы, нельзя было бы считать молодое и взрослое животное принадлежащими не только к одному виду, но даже к одному роду, семейству, иногда - к одному отряду или даже классу или типу). И прежде чем молодое животное приобретет все черты взрослого, оно претерпевает несколько стадий превращения.

У насекомых встречаются варианты развития с превращением, в которых одна из стадий является покоящейся (не питающейся и более или менее неподвижной). Это так называемая стадия куколки. Так, например, развиваются бабочки, жуки, мухи и др.

У земноводных все стадии развития личинки активны.

^ 25. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые

Вопрос 1 Какие приобретенные особенности строения позволили пресмыкающимся полностью перейти к наземному образу жизни?

Приспособления пресмыкающихся к наземному образу жизни:

ороговение кожного покрова и отсутствие желез, которые бы увлажняли кожу, что связано с экономией воды, защитой от испарения;

легочное дыхание, которое обеспечивает получение кислорода из атмосферы;

окостенение и развитие скелета (особенно шейного и грудного отдела позвоночника, свободных конечностей и их поясов) и мышечной системы, что позволяет активно передвигаться в менее плотной, чем вода, наземно-воздушной среде;

внутреннее оплодотворение, откладывание оплодотворенных яиц с большим запасом питательных веществ, покрытых защитными оболочками, что дает полную независимость от водной среды в размножении.

Вопрос 2. Каковы характерные особенности змей?

У змей отсутствуют свободные конечности. Они выработали особый механизм передвижения путем боковых изгибов позвоночника и ребер. Змеи слабо видят и плохо слышат. Наружное слуховое отверстие у них отсутствует. Глаза скрыты под прозрачной кожистой пленкой, образованной сросшимися веками (немигающий взгляд). У ядовитых змей в верхней челюсти имеются два особо выделяющихся по величине ядовитых зуба. Яд вырабатывается парными ядовитыми железами, расположенными по обеим сторонам головы позади глаз. Протоки их соединены с ядовитыми зубами.

Все змеи - хищники. Они способны заглатывать добычу, во много раз превосходящую толщину их тела. Этому способствуют особые сочленения челюстей. Нижняя челюсть подвижно соединена с костями черепа и способна выдвигаться вперед и уходить назад, как на шарнире. Половинки ее соединены на подбородке гибкой связкой и могут раздвигаться в стороны.

Вопрос 3. Какие функции выполняет раздвоенный на конце язык змей?

Язык змей - это орган осязания, обоняния, вкуса. Через полукруглое отверстие на верхней челюсти язык может высовываться наружу при закрытой пасти. Высовывая и убирая язык, змея получает информацию о запахах, находящихся в воздухе, а при прикосновении языком к окружающим предметам - об их поверхности, форме и вкусовых качествах.

Вопрос 4. Каково значение чешуйчатых в природе и жизни человека?

Большинство чешуйчатых рептилий - хищники или насекомоядные животные. Многие виды змей питаются грызунами, осуществляя регуляцию их численности в природе.

Ядовитые змеи могут быть опасны для жизни и здоровья человека, но только в случае его неосторожного или невнимательного поведения. Яд некоторых змей (например, очковой змеи - кобры) является очень ценным, из него изготавливают различные лекарственные препараты.

Вопрос 5. В связи с чем размножение и развитие пресмыкающихся считают более прогрессивным, чем у земноводных?

Появление у пресмыкающихся внутреннего оплодотворения и оболочек яйца является важнейшим приспособлением к наземному образу жизни и соответственно прогрессивным признаком. Большинство их представителей размножается путем откладывания яиц, покрытых кожистой оболочкой (у ящериц и змей) или известковой скорлупой (у крокодилов и черепах), но наблюдается и так называемое яйцеживо-рождение, в процессе которого выход детенышей из яиц (освобождение их от яйцевых оболочек) происходит в организме матери. Яйцеживорождение характерно для видов пресмыкающихся, обитающих в умеренной климатической зоне (многих ящериц, обыкновенной гадюки, некоторых ужей), или у тех, что перешли к полностью водному образу жизни (морские змеи).
^ 26. Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы

Вопрос 1 . Как доказать, что пресмыкающиеся - более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными?

Доказательством является развитие у пресмыкающихся приспособлений к наземному образу жизни, особенно появление яйцевых оболочек, что позволило им покинуть водную среду. Кроме того, по сравнению с земноводными у пресмыкающихся более сложное строение имеет головной мозг, кровеносная и дыхательная системы.

Вопрос 2. Какие черты строения позволяют отнести черепах и крокодилов к классу пресмыкающихся?

Черепахи и крокодилы, как и все пресмыкающиеся, являются настоящими наземными позвоночными, несмотря на то что многие из них обитают в воде. Все они имеют сухую ороговевшую кожу, практически лишенную желез. Кроме того, у них характерное для пресмыкающихся строение опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, нервной, выделительной и репродуктивной систем органов.

Вопрос 3. С чем связано массовое уничтожение пресмыкающихся человеком?

Причины уничтожения пресмыкающихся человеком различны. Некоторые представители пресмыкающихся представляют интерес как объект питания (черепахи), другие как источник ценной кожи (крокодилы, змеи). Часто люди убивают змей и других представителей пресмыкающихся просто из-за страха.

Вопрос 4. Каковы возможные последствия уничтожения пресмыкающихся?

Уничтожение пресмыкающихся ведет к нарушению естественных связей в природных сообществах. Являясь насекомоядными или хищными животными, пресмыкающиеся играют роль санитаров и приносят большую пользу, в том числе и человеку.

Вопрос 5. Что предпринимается для сохранения и увеличения численности рептилий?

Многие виды пресмыкающихся занесены в Красные книги. Создаются различные охраняемые территории, где запрещена любая деятельность человека, негативно влияющая на жизнь охраняемых пресмыкающихся. Кроме того, создаются специальные питомники, в которых разводят пресмыкающихся. Например, для восстановления в природе численности настоящих крокодилов в Таиланде, ЮАР, Кении, Малайзии, Австралии, Израиле, Новой Гвинее, Японии и на Кубе созданы крокодильи фермы. В России и странах ближнего зарубежья созданы особые змеепитомники - серпентарии, в которых содержат и разводят змей, в том числе и для получения их яда.
^ 27. Класс Птицы. Отряд Пингвины

Вопрос 1 Какие особенности строения птиц позволяют считать, что они произошли от пресмыкающихся?

Предполагается, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. К признакам, сближающим птиц с пресмыкающимися, можно отнести: почти полное отсутствие кожных желез (исключение копчиковая железа, особенно развитая у водоплавающих); наличие хорошо различимых чешуи на задних конечностях (цевках и пальцах); ороговевший покров клюва (есть у черепах), острые когти.

Вопрос 2. В чем разница между гнездовыми и выводковыми птицами?

Птенцы гнездовых птиц вылупляются голые, слепые и беспомощные, а птенцы выводковых (или птенцовых) птиц - опушенные, зрячие, способные сразу или через

небольшое время следовать за матерью. Такая разница возникла в связи с особенностями образа жизни у данных групп птиц.

Вопрос 3. Каково строение пера?

Перо состоит из ствола и опахала. Конец ствола пера, который находится в коже, называют очином. Опахало образовано множеством пластинок - бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон от ствола. Различают бородки первого и второго порядка. Последние имеют крючки, скрепляющие бородки между собой.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Многообразие животного мира; многообразие Хордовых, их широкое распространение по Земле, освоение ими различных сред обитания, понятие «хорда»; классификация типа; характеристика класса Ланцетники и класса Круглоротые

Ход урока

Актуализация знаний

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

К каким существам относятся беспозвоночные?

одноклеточным

многоклеточным

могут относиться и к тем, и к другим

2. На какие группы делят многоклеточных?

позвоночные и безпозвоночные

кишечнополостные и черви

членистоногие и молюски

3. Где обитают кишечнополостные?

в водной среде

в воздушно-наземной среде

в почвенной среде

4. Как называется самый известный представитель червей?

дождевой червь

5. Чем моллюски отличаются от других беспозвоночных?

наличием раковины

живут в воде

удлиненное вытянутое тело

6. К какому типу беспозвоночных относятся насекомые?

моллюски

членистоногие

7. К какому типу беспозвоночных относятся ракообразные?

членистоногие

кишечнополостные

иглокожие

8. Какие беспозвоночные могут менять твердость своих покровов?

иглокожие

моллюски

членистоногие

9. К какому типу беспозвоночных относят медуз?

кишечнополостные

моллюски

10. Что объединяет всех беспозвоночных?

отсутствие скелета

среда обитания

способ передвижения

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

ПОДТИПЫ: БЕСЧЕРЕПНЫЕ И ЧЕРЕПНЫЕ, ИЛИ ПОЗВОНОЧНЫЕ

1.Какие характерные особенности имеют животные, относящиеся к типу хордовых?

2.Что отличает ланцетника от беспозвоночных животных?

3.Чем круглоротые отличаются от ланцетника?

4.Чем характеризуются Бесчерепные и Черепные хордовые?

Общая характеристика. К типу хордовых относятся двусторонне-симметричные животные с внутренним скелетом, который представ-лен прочным осевым стержнем — хордой. Низшие хордовые — лан-цетник, минога, миксина имеют хорду в виде упругого эластичного тяжа, расположенного на спинной стороне тела от головного отдела к хвостовому.

Высшие хордовые — рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (включая человека) имеют хорду в зароды-шевом состоянии. С ростом и развитием этих организмов она заме-няется хрящевым или костным позвоночником. Хорда или позво-ночник являются опорой для прикрепления мускулатуры.

Нервная система представлена трубчатымтяжем, лежащим над хордой. У высших хордовых нервная трубка в передней части расширяется и превращается в головной мозг. Пищеварительная систе-ма в виде трубки находится под хордой. Наземные хордовые имеют жаберные щели на ранних периодах зародышевого развития. Крове-носная система у хордовых замкнутая. Хордовые преимущественно свободно живущие организмы.

В типе хордовых мы рассмотрим подтип Бесчерепные и под-тип Черепные, или Позвоночные.

Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники

Общая характеристика. К подтипу бесчерепных относится только один класс — Ланцетники. Это полупрозрачные, рыбообразные морские животные, длиной от 1 до 8 см (рис. 79). Форма тела напо-минает хирургический инструмент ланцет (отсюда их название). К настоящему времени известно около 30 видов ланцетников, оби-тающих в умеренных и теплых морях. Они распространены у бере-гов Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Обычно ланцетники живут на глубине от 10 до 30 м. Они зары-ваются в песок, выставив наружу переднюю часть тела с ротовым отверстием, окруженным щупальцами.

Ланцетники фильтруют воду. Пищей им служит планктон — взвешенные в воде одноклеточные животные и водоросли. Ланцет-ники беззащитны и имеют много врагов. Потревоженные, они мгновенно покидают убежище, переплывают на другое место и быстро вновь зарываются в грунт. Наиболее активны в ночное время.

Тело ланцетников сжато с боков, заострено с обоих концов, ли-шено обособленной головы. У них отсутствует череп, головной мозг не сформирован, нет парных плавников. Имеется непарный спинной плавник, который тянется вдоль спины, переходит в хвостовой плав-ник и заканчивается на брюшке. Снаружи ланцетники покрыты ко-жей, имеющей большое количество железистых клеток, обильно сма-чивающих тело слизью. Мышечный слой этого животного расположен по бокам тела и разделен перегородками на 50—80 сегментов. Внут-ренний скелет состоит из хорды, над ней располагается нервная труб-ка со светочувствительными клетками. Органы чувств развиты очень слабо. Хорда и нервная трубка покрыты общей оболочкой. Ланцетни-ки — раздельнополые организмы. В ночное время при благоприятных для размножения условиях половозрелые особи выметывают мелкую икру и сперматозоиды. Оплодотворение икры наружное. Личинки, выходящие из икры, плавают в толще воды в течение 3 месяцев. Половозрелыми становятся на 2—3 году жизни, живут 3—4 года.


Ланцетики служат хорошим кормом для многих водных позво-ночных животных. Азиатский ланцетик служит объектом специ-ального промысла. Местные жители Юго-Восточной Азии употреб-ляют ланцетников в пищу в жареном, вареном и сушеном виде. Ежегодно вылавливают до 35 т ланцетников, что соответствует 280 млн особей этих животных.

Подтип Бесчерепные

" Тип Хордовое . Класс Головохордовые "

Подтип Черепные, или Позвоночные

Общая характеристика. Позвоночные — группа животных, имею-щая скелет головы, или череп, и позвоночник, состоящий из по-звонков. Череп и позвоночник защищают головной и спинной мозг, который образовался из нервной трубки бесчерепных.

У позвоночных усложняются органы чувств. Особенно совер-шенствуются органы слуха и зрения. Многочисленные группы мышц обеспечивают значительную подвижность животным, осуществляе-мую в основном при помощи парных конечностей. Есть сердце, ко-торое гонит кровь по замкнутой кровеносной системе. Дыхание водных животных происходит с помощью жабр, а наземных — с помощью настоящих легких.

Позвоночных насчитывают около 40—45 тыс. видов. Живут в воде, на суше, часть из них приспособлена к полетам и подземному образу жизни. К подтипу позвоночных, или черепных, относятся классы: Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земновод-ные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Класс Круглоротые


Общая характеристика . Круглоротые представляют наиболее прими-тивную группу современных позвоночных. К этому классу относятся миноги и миксины. У них нет костной ткани в скелете и в течение всей жизни сохраняется хорда. Рот круглый, имеет форму присасыва-тельной воронки. Есть роговые зубы и мощный язык (рис. 81). Кругло-ротые не имеют челюстей и конечностей. По бокам головы находятся недоразвитые глаза, в отличие от всех позвоночных орган обоняния у круглоротых открывается на переднем конце одной ноздрей (рис. 80). Такое вооружение используется для прикрепления к твердым предме-там и прокусывания кожных покровов жертв. В воде круглоротые передвигаются, совершая червеобразные движения. Голая кожа обиль-но смачивается слизью. Миноги и миксины живут в морях и пресных водоемах. К настоящему времени описано около 45 их видов.

Первые настоящие позвоночные животные - круглоротые

Образ жизни скрытый. Эти круглоротые предпочитают на-ходиться на дне водоемов, способны зарываться в грунт, но могут свободно плавать как у поверхности, так
и на глубине.

Миксины — морские животные. По форме тела они напоминают больших
червей. Миксины охотятся на морских беспозвоночных и рыб. Нападая на
рыбу, миксина прогрызает тело жертвы, а затем попадает внутрь. От рыбы оста-
ется только кожа и скелет.

Морские чудовища - минога

Ланцетник был впервые описан в XVIII в. Первооткрыватель ланцетника российский ученый П. С. Паллас принял его за мо-ллюска и назвал ланцетовидным слизнем. Лишь спустя 60 лет была выяснена принадлежность ланцетика к хордовым. Содержание жира в теле миноги перед ходом на нерест 34%, а возле мест нереста — 1%.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозво- »■ ночных животных?

2.Перечислите черты приспособленности ланцетника к жизни в воде.

3.Каких ранее изученных животных напоминает по своему облику ланцетник?

4.Можно ли утверждать, что круглоротые — исключительно вредные животные?

5. Докажите, что круглоротые не относятся к беспозвоночным живот-ным

6.Обитают ли представители круглоротых в вашей местности?

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Вопрос 1. Каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных живот­ных?

Наиболее существенное отличие лан­цетников от беспозвоночных животных заключается в наличии внутреннего ске­лета, представленного хордой.

Вопрос 2. Перечислите черты приспособлен­ности ланцетника к жизни в воде.

Во-первых, у ланцетника обтекаемая форма тела, есть спинной и хвостовой плавники. Во-вторых, кожа у ланцетни­ка имеет большое количество железис­тых клеток, обильно смачивающих тело слизью. В-третьих, ланцетник дышит жабрами — органами, обеспечивающими газообмен в водной среде.

Вопрос 3. Каких ранее изученных животных напоминает по своему облику ланцетник?

По своему облику ланцетник напомина­ет головоногих моллюсков — кальмаров, но значительно более мелких размеров. Известно, что впервые описавший ланцет­ника в XVIII в. П. С. Паллас принял его за новый вид моллюска.

Вопрос 4. Можно ли утверждать, что круглоротые — исключительно вредные животные?

Личинки круглоротых (у миног они на­зываются пескоройками) являются фильтраторами. Они способствуют очищению водной среды.

Некоторые виды круглоротых являют­ся денными объектами промысла, напри­мер миноги.

Вопрос 5. Докажите, что круглоротые не от­носятся к беспозвоночным животным.

Беспозвоночные — животные, не имею­щие внутреннего скелета, представленно­го осевым стержнем — хордой или позво­ночником. Круглоротые имеют хорду, расположенную на спинной стороне тела в виде внутреннего упругого и эластичного тяжа. Следовательно, круглоротых нель­зя отнести к беспозвоночным животным.

Вопрос 6. Обитают ли представители кругло­ротых в вашей местности?

Представители круглоротых обитают в реках бассейнов Северного Ледовитого оке­ана, Каспийского, Черного и Балтийского морей. Наиболее известны обыкновенная, ручьевая и каспийская миноги. В низовья рек, впадающих в Балтийское море, иног­да выходит морская минога. Миксины — исключительно морские животные.

20. Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

3 (60.9%) 577 votes

На этой странице искали:

  • каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных животных
  • каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных
  • докажите что круглоротые не относятся к беспозвоночным животным
  • перечислите черты приспособленности ланцетника к жизни в воде
  • обитают ли представители круглоротых в вашей местности

Круглоротые (Cyclostomata) − это группа бесчелюстных позвоночных животных, которая включает в себя живых беспризорных рыб: миксин и миног. Особенностью обеих групп являются круглые рты без челюстей, но с убирающимися роговыми зубами. Название Cyclostomata означает «круглые рты». Их рты не могут закрыться из-за отсутствия челюсти, поэтому им приходится постоянно перекачивать воду через рот.

Минога

Географический диапазон

Круглоротые обитают в Атлантическом океане. С марта по октябрь месяц их можно встретить вдоль побережья Соединенных Штатов на севере до Массачусетса и на юге Южной Каролины. В октябре североамериканские группы мигрируют на юг вдоль атлантического побережья с более теплым климатом, некоторые путешествуют далеко на юг, к самой Флориде. Этих животных также можно встретить вдоль Атлантического побережья Европы, как на севере, так и на юге Норвегии. В октябре они встречаются на юге, как в Африке, так и в части индийского побережья. Круглоротых также можно увидеть в районе Великих озер в Соединенных Штатах.

Естественная среда

Круглоротые животные являются анадромными, а их миграция вызвана изменениями температуры воды. В целом, они предпочитают мелкие прибрежные районы, хотя обитают на глубине от 0,91 до 4,57 м. Молодые особи появляются на свет в гравийных или горных породах в небольших пресноводных ручьях и реках. После личиночной стадии они мигрируют в морскую среду обитания, в океан. После чего эти животные возвращаются в пресную воду, чтобы откладывать икру.

Наилучшие условия обитания круглоротых животных, где присутствуют:

1) водные пути, не имеющие препятствий (например, плотины или водопады) с чистым песком и гравийными зонами для нереста;

2) песчаные пласты, свободные от загрязняющих веществ, с большим запасом органического вещества для их развивающихся личинок;

3) большие водные пути с обильным запасом рыбы, которые необходимы для их полностью развитого потомства.

Физическое описание круглоротых

Круглоротые принадлежат к группе рыб под названием Agnathans, у которых нет челюстей. У круглоротых также нет позвонков, и весь их скелет является хрящевым. Обычно они известные своим гладким, бескорыстным телосложением и длинными цилиндрическими телами, часто их путают с угрями. Круглоротые не имеют плавающих пузырей и системы боковой линии. Этот вид животных имеет видимое пятно глаза, расположенное с каждой стороны головы за единственной ноздрей и выше семи жаберных отверстий. Их рот принимает овальную форму при прикреплении к жертве, но как только он открывается, он становится больше, чем голова и глотка вместе. Внутри расположены многочисленные ряды крупных зубов, направленные внутрь. Круглоротые имеют два спинных плавника, но у них нет парных плавников. Когда приходит время нереста, то у самцов развивается отчетливый гребень вдоль спины, а у самок − выраженная складка кожи за их жаберными щелями.

Круглоротые являются самыми крупными и наиболее агрессивными видами. Длина личинок составляет от 15,2 до 30 см и от 30 до 100 см − длина взрослых особей. Эти животные могут весить до 2,5 кг. Помимо длины, существует несколько ключевых различий между взрослыми и молодыми особями. Цвет часто является хорошим показателем возраста; личинки обычно темные, зелено-коричневые со светло-серым брюшком, в то время как взрослые коричнево-серые. Еще одно ключевое различие касается спинных плавников − у молодых круглоротых, спинные плавники значительно ближе, чем увзрослых.

Развитие круглоротых

Репродукция

Мало что известно о системе спаривания круглоротых. Считается, что самцы испускают феромон, состоящий из желчных кислот, который предупреждает овуляцию самок. Этот сигнал также может быть связан с параметрами спаривания и может быть отправлен на большие расстояния. Самцы круглоротых выборочно вырывают ямы в речных или русловых днищах и оплодотворяют икру, как только самка ее отложила. Это внешнее оплодотворение позволяет нескольким самцам одновременно оплодотворять икру нескольких самок.

Продолжительность жизни

Круглоротые умирают вскоре после нереста. Они могут прожить до 5 лет в дикой природе, ожидая подходящего времени для воспроизведения.

Поведение

Хищничество

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .