Три звездных старца для привлечения денег. Звездные старцы фэн-шуй — мудрые защитники и помощники

Толстой Лев Николаевич

Три старца

Л.Н.Толстой

ТРИ СТАРЦА

А молясь, не говорите лишнего, как язычники: ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им: ибо знает отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у него.

(Матф. VI, 7, 8)

Плыл на корабле архиерей из Архангельска-города в Соловецкие. На том же корабле плыли богомольцы к угодникам. Ветер был попутный, погода ясная, не качало. Богомольцы - которые лежали, которые закусывали, которые сидели кучками - беседовали друг с дружкой. Вышел и архиерей на палубу, стал ходить взад и вперед по мосту. Подошел архиерей к носу, видит, собралась кучка народа. Мужичок показывает что-то рукой в море и говорит, а народ слушает. Остановился архиерей, посмотрел, куда показывал мужичок: ничего не видно, только море на солнце блестит. Подошел поближе архиерей, стал прислушиваться. Увидал архиерея мужичок, снял шапку и замолчал. Увидал и народ архиерея, тоже сняли шапки, почтенье сделали.

Не стесняйтесь, братцы, - сказал архиерей. - Я тоже послушать подошел, что ты, добрый человек, рассказываешь.

Да вот про старцев нам рыбачок рассказывал, - сказал один купец посмелее.

Что про старцев? - спросил архиерей, подошел к борту и присел на ящик. Расскажи и мне, я послушаю. Что ты показывал?

Да вот островок маячит, - сказал мужичок и показал вперед в правую сторону. - На этом самом островке и старцы живут, спасаются.

Где же островок? - спросил архиерей.

Вот по руке-то моей извольте смотреть. Вон облачко, так полевее его вниз, как полоска, виднеется.

Смотрел, смотрел архиерей, рябит вода на солнце, и не видать ему ничего без привычки.

Не вижу, - говорит. - Так какие же тут старцы на острове живут?

Божьи люди, - ответил крестьянин. - Давно уж я слыхал про них, да не доводилось видеть, а вот запрошлым летом сам видел.

И стал опять рассказывать рыбак, как ездил он за рыбой, и как прибило его к острову к этому, и сам не знал, где он. Поутру пошел ходить и набрел на земляночку и увидал у земляночки одного старца, а потом вышли и еще два; покормили и обсушили его и помогли лодку починить.

Какие же они из себя? - спросил архиерей.

Один махонький, сгорбленный, совсем древний, в ряске старенькой, должно, годов больше ста, седина в бороде уж зеленеть стала, а сам все улыбается и светлый, как ангел небесный. Другой ростом повыше, тоже стар, в кафтане рваном, борода широкая, седая с желтизной, а человек сильный: лодку мою перевернул, как ушат, не успел я и подсобить ему, - тоже радостный. А третий высокий, борода длинная до колен и белая как лунь, а сам сумрачный, брови на глаза висят, и нагой весь, только рогожкой опоясан.

Что ж они говорили с тобой? - спросил архиерей.

Все больше молча делали, и друг с дружкой мало говорят. А взглянет один, а другой уж понимает. Стал я высокого спрашивать, давно ли они живут тут. Нахмурился он, что-то заговорил, рассердился точно, да древний маленький сейчас его за руку взял, улыбнулся, - и ватих большой. Только сказал древний "помилуй нас" и улыбнулся.

Пока говорил крестьянин, корабль еще ближе подошел к островам.

Вот теперь вовсе видно стало, - сказал купец. - Вот извольте посмотреть, ваше преосвященство, - сказал он, показывая.

Архиерей стал смотреть. И точно, увидал черную полоску - островок. Посмотрел, посмотрел архиерей и пошел прочь от носу к корме, подошел к кормчему.

Какой это островок, - говорит, - тут виднеется?

А так, безыменный. Их много тут.

Что, правда, - говорят, - тут старцы спасаются?

Говорят, ваше преосвященство, да не знаю, правда ли. Рыбаки, - говорят, - видали. Да тоже, бывает, и зря болтают.

Я желаю пристать к острову - повидать старцев, - сказал архиерей. - Как это сделать?

Кораблем подойти нельзя, - сказал кормчий. - На лодке можно, да надо старшого спросить. Вызвали старшого.

Хотелось бы мне посмотреть этих старцев, - сказал архиерей. - Нельзя ли свезти меня?

Стал старшой отговаривать. - Можно-то можно, да много времени проведем, и, осмелюсь доложить вашему преосвященству, не стоит смотреть на них. Слыхал я от людей, что совсем глупые старики эти живут, ничего не понимают и ничего и говорить не могут, как рыбы какие морские.

Я желаю, - сказал архиерей. - Я заплачу за труды, свезите меня.

Нечего делать, распорядились корабельщики, переладили паруса. Повернул кормчий корабль, поплыли к острову. Вынесли архиерею стул на нос. Сел он и смотрит. И народ весь собрался к носу, все на островок глядят. И у кого глаза повострее, уж видят камни на острове и землянку показывают. А один уж и трех старцев разглядел. Вынес старшой трубу, посмотрел в нее, подал архиерею. "Точно, - говорит, - вот на берегу, поправей камня большого, три человека стоят".

Посмотрел архиерей в трубу, навел куда надо; точно, стоят трое: один высокий, другой пониже, а третий вовсе маленький; стоят на берегу, за руки держатся.

Подошел старшой к архиерею. - Здесь, ваше преосвященство, остановиться кораблю надо. Если уж угодно, так отсюда на лодке вы извольте съездить, а мы тут на якорях постоим.

Сейчас распустили тросо, кинули якорь, спустили парус - дернуло, зашаталось судно. Спустили лодку, соскочили гребцы, и стал спускаться архиерей по лесенке. Спустился архиерей, сел на лавочку в лодке, ударили гребцы в весла, поплыли к острову. Подплыли как камень кинуть; видят - стоят три старца: высокий - нагой, рогожкой опоясан, пониже - в кафтане рваном, и древненький сгорбленный - в ряске старенькой; стоят все трое, за руки держатся.

Причалили гребцы к берегу, зацепились багром. Вышел архиерей.

Поклонились ему старцы, благословил он их, поклонились они ему еще ниже. И начал им говорить архиерей.

Слышал я, - говорит, - что вы здесь, старцы божий, спасаетесь, за людей Христу-богу молитесь, а я здесь, по милости божьей, недостойный раб Христов, его паству пасти призван; так хотел и вас, рабов божиих, повидать и вам, если могу, поучение подать.

Молчат старцы, улыбаются, друг на дружку поглядывают.

Скажите мне, как вы спасаетесь и как богу служите, - сказал архиерей.

Воздохнул средний старец и посмотрел на старшего, на древнего; нахмурился высокий старец и посмотрел на старшего, на древнего. И улыбнулся старший, древний старец и сказал: "Не умеем мы, раб божий, служить богу, только себе служим, себя кормим".

Как же вы богу молитесь? - спросил архиерей.

И древний старец сказал: "Молимся мы так: трое вас, трое нас, помилуй нас".

И как только сказал это древний старец, подняли все три старца глаза к небу и все трое сказали: "Трое вас, трое нас, помилуй нас!"

Усмехнулся архиерей и сказал:

Это вы про святую троицу слышали, да не так вы молитесь. Полюбил я вас, старцы божии, вижу, что хотите вы угодить богу, да не знаете, как служить ему. Не так надо молиться, а слушайте меня, я научу. Не от себя буду учить вас, а из божьего писания научу тому, как бог повелел всем людям молиться ему.

Три звёздных старца - это самый популярный и действенный талисман в фен-шуй для привлечения денег, удачи и процветания. Лучше всего использовать все фигурки одновременно, но можно применять их и по отдельности.

Звездные старцы представляют собой седовласых старых мужчин, которые являются символическими божествами. Они ассоциируются с тремя звездами, занимающими центральные места в астрологии. Звездные старцы носят имена Лу-син, Фу-син и Шоу-син.

Фук, Лук и Сао подарят всё, что вам необходимо. Они защитят ваш дом от неприятностей, нежданных гостей. Принесут здоровье, долголетие, процветание, исполнение желаний.

Также Три звёздных старца - это отличная защита от «Трёх убийц».

Один из звездных старцев – Фу-син. Он является символом богатства и успеха. С его помощью можно обрести независимый источник денег и достичь карьерного роста. Фусина чаще располагают между другими звездными старцами. Часто его окружают . Таким образом подчеркивается его значимость для обретения достатка.

С ребенком в руках – это старец Лу-син. Иногда в его руках бывает скипетр. Этот старец помогает появлению на свет добропорядочных наследников, укрепляет семью и повышает авторитет рода.

Третий старец – Шоу-син. Он символизирует здоровье и долголетие. Шоусин держит в руках посох из женьшеня и персик. Этот старец олицетворяет собой добродетельность и искренность.

Если вы изготавливаете талисман самостоятельно, мысленно проговаривайте программу, на выполнение которой нацелен этот амулет. Прежде чем браться за изготовление, продумайте все детали талисмана, возможность нанесения на него тех или иных символов.

Вместе фигурки старцев объединяют свою магическую силу и оказываются более эффективными. Этот талисман ведет к процветанию.

Где разместить звездных старцев?

Звездные старцы в любом месте будут привлекать в дом удачу, здоровье и процветание. Лучшим местом для звездных старцев станет сектор помощников.

Можно их поставить в центре дома или в том месте, где любят собираться члены семьи. Прекрасно будут они работать в зонах богатства, семьи, здоровья, карьеры. А вот в спальне, кухне, ванной комнате и в туалете ставить талисманы не рекомендуется.

Если требуется за короткое время притянуть удачу, то старцев размещают в центре квартиры, в гостиной или спальне.

Для того, кто занимается благотворительностью, статуэтки рекомендуется поставить в зону помощников.

При желании прожить долгую, счастливую и здоровую жизнь, их следует поставить в столовой.

Если необходимо продвинуться по карьерной лестнице и получить достойную оплату за свой труд, то старцев следует разместить в рабочем кабинете.

Идеальным местом для старцев в офисе станет размещение за спиной владельца кабинета, что обеспечит жизненной поддержкой и привлечет благосостояние.

Состоятельные китайцы помещают старцев в отдельные комнаты, чтобы они могли заниматься медитацией.

Размещать звездных старцев следует на возвышении, -чтобы они были выше людей, находящихся в комнате.

Иногда случается так, что фигурка старца разбивается или теряется. В этом случае не стоит расстраиваться, а следует вместо нее приобрести новую статуэтку.

Если новую статуэтку не получилось приобрести, то две оставшиеся рекомендуется поставить в разных местах.

Испортившуюся фигурку запрещается выбрасывать в мусор. Ее следует закопать или выбросить в речку.

Три звездных старца по Фен-шуй представляют собой статуэтки, символизирующие три звезды из древней астрологии. В некоторых источниках говорится, что звездные старцы не являются культовыми богами, там сказано, что это божества. В традиции фен-шуй это по большому счету талисманы, которые приносят обладателю долголетие, богатство и счастье.

Особенности талисмана трех звездных старцев

Согласно фен-шуй фигурки трех звездных старцев можно ставить вместе, а можно и по отдельности. Самым благоприятным местом в квартире для размещения талисмана станет комната, где вы собираетесь всей своей семьей. Также статуэтки можно ставить в центре дома и в секторе помощников. Каждый из трех старцев несет свою энергетику и приносит в ваш дом, то, что вам необходимо.

Значение каждой фигурки:

Первый из трех старцев Фу-син. Эта статуэтка символизирует большую удачу и счастье. Благодаря ему в дом приходят деньги, материальное благополучие и стабильность. Как правило, он изображается стоящим в окружении множества золотых монет. Если поставить его с другими старцами можно увидеть, что он несколько выше остальных старцев. Бога Фун-син ставят по середине звездных старцев.

Второй старец именуется Лу-син. В зависимости от того, как изображен Лу-син, его значение будет разным. Если бог Лу изображен со свистком и скипетром, он становится символом власти. Если же на руках у него ребенок или же он просто находится в окружении детей, такая фигурка будет символизировать продолжение рода, достойных наследников и богатство.

Третий звездный старец Шоу-син. Значение фигурки Шоу-син только одно – долголетие. В основном этого звездного старца изображают с оленем или персиком. Иногда можно встретить Шоу-сина с посохом путешественника, вырезанного из корня женьшеня и сосной. Корень женьшеня издавна считается корнем здоровья.

Если вы хотите, чтобы статуэтки трех старцев принесли максимальную пользу для них можно отвести специальную комнату, где старцы смогут «медитировать» в тишине и покое. Однако позволить себе отвести для звездных божеств отдельную комнату может далеко не каждый, поэтому хорошим вариантом станет зона Семьи, где они будут стоять в отдельной нише.

Лучшее место для талисмана в доме

В традиции фен-шуй Три звездных старца самый популярный и универсальный талисман. Куда бы вы их не поставили, они будут привносить в дом положительные энергии. Их можно держать в своем кабинете или офисе. Безусловно, лучше всего ставить фигурки Фу-сина, Лу-сина и Шоу-сина в гостиной или столовой, где вы собираетесь всей семьей.

Самым лучшим местом для трех звездных старцев является все же центр квартиры. Но, при желании можно «поселить» старцев в другой комнате. Данный талисман удивителен тем, что он работает одинаково хорошо, как в секторе Семьи, так и в секторе Помощников, Богатства, Карьеры. Ко всему прочему в доме можно повесить панно с изображением звездных старцев, ведь важен именно символ.

Не обязательно ставить звездных старцев всех вместе, ведь каждый из них прекрасно справится со своей работой и один. Кроме того, если одна из фигурок потерялась или разбилась вовсе не обязательно заменять сразу все три. Вы можете отдельно расставить оставшиеся две статуэтки или подарить их своим знакомым. А затем приобрести новый комплект.

Необходимо учесть, что фигурки «отслужившие свое» не следует выбрасывать в мусорку. Если талисман сломался его желательно закопать в землю или бросить в проточную реку.

Называть звездных старцев можно по-разному, главное, чтобы в момент обращения вы испытывали уважение и почтение к божеству.

Статьи по теме


  • Черепаха по Фен-шуй имеет значение символа схожее на гармонию Инь и Ян, представляющих двойственность Вселенной. Как известно в теории мироустройства…

  • Слон по Фен-шуй является одним из основных талисманов, а значение фигурки слона используется, когда человек хочет приобрести качества, необходимые хорошему…

  • Три черепахи по Фен-шуй являются одним из древних и сильных талисманов несущих здоровье, долголетие, защиту и мудрость обладателя. Черепаха относится…

  • Журавли по Фен-шуй являются символом долголетия, счастья, удачи и воплощают в себе такие качества, как мудрость, благородство и справедливость. В…

Статуэтка "Три звездных старца"

Три звездных старца по фэн шуй - это статуэтки, которые символизируют три звезды из старенькой китайской астрологии. Некоторые источники молвят, что звездные старцы - это божества, а не культовые боги. В Фен-Шуй — это в главном талисманы, способные приносить своим обладателям богатство, долголетие и счастье.

Фигуры 3-х звездных старцев по Фен-Шуй можно использовать как все три вместе, так и по отдельности. Самое подходящее место в доме, для размещения статуэток 3-х звездных старцев - это то место, где вы почти всегда собираетесь всей семьей. Также статуэтки можно располагать в секторе для помощников или в центре дома. Хоть какой из 3-х старцев имеет свое значение и принесет в ваш дом свое, подходящее непосредственно вам.

Что означает хоть какой из 3-х звездных старцев?

Старец Фу-син

Фу-син (Фу, Фук) - 1-ый из старцев. Поначалу статуэтка старца Фу-син символизирует счастье и гигантскую удачу. Он приносит в дом средства и вещественное благополучие, также стабильность. Обычно его изображают в окружении множества монет. Если он находится вместе с остальными 2-мя старцами, то можно узреть, что Фу-син обычно малость выше, чем другие старцы. Ставят бога Фу в центре звездных старцев.

Старец Лу-син

Лу-син (Лу, Лук) — 2-ой старец. Зависимо от того, как изображен Лу-син, его значение может малость обменяется. Если бога Лу изображают со скипетром и свистком, тогда он в главном символизирует власть. В случае, если Лу-син держит на руках малыша или же находится в окружении детей, он символизирует богатство, достойных наследников и продолжение рода.

Старец Шоу-син

Шоу-син (Шу, Сау) - 3-ий старец. Бог Шоу имеет только одно значение - долголетие. В основном Шоу-сина изображают как старца с персиком и оленем (знаками долголетия) В некоторых изображениях бога Шоу можно также узреть сосну и посох путешественника, который сделан из корня женьшеня. Сам женьшень издревле считается корнем здоровья.

Для того, чтобы статуэтки 3-х звездных старцев Фен-Шуй приносили наивысшую пользу своим почитателям, для их отводят отдельную комнату, где старцы могут «медитировать» в тишине и покое. Правда позволить себе отводить для старцев отдельную комнату может далеко не каждый человек. В этом случае сделайте для нишу в зоне Семьи.

Наилучшее место для 3-х звездных старцев

Три звездных старца фэн шуй- это универсальный талисман Фен-Шуй. Они приносят пользу собственному почитателю независимо от того, где находятся. Вы расслабленно можете держать их у себя в кабинете либо кабинете. Естественно, лучше всего располагать фигуры 3-х звездных старцев дома в столовой или гостиной, но это уже зависит в основном от вас.

Панно "Три звездных старца"

Наилучшее место для статуэтки — естественно, центр квартиры, т.е. энергетический центр дома. Но можно "поселить" старцев в комнате, где больше всего времени проводит семья. Хотя звездные старцы удивительны тем, что им одинаково отлично будет как зоне Помощников, так и в зоне Карьеры, Богатства и Семьи. Не считая того, вместо статуэтки можно расположить панно с их изображением. Ведь важен, поначалу, символ.

Никак не обязательно располагать все три звездных старца вместе. Фигуры звездных старцев отлично управляются со своей работой и поодиночке. Также, если у вас потерялась или разбилась одна из статуэток, совсем не обязательно заменять всех троих слету. Вы можете разложить оставшихся 2-ух старцев раздельно или подарить их двум разным людям. После чего, при желании, приобрести для себя новый набор 3-х звездных старцев.

Обратите внимание, что «отслужившие свое» статуэтки не следует выбрасывать в мусорное ведро. Сломавшийся талисман нужно закопать в землю или же кинуть в проточную реку.

Есть разные обращения к звездным старцам, например Лу или Лу-син. На самом деле, при обращении вы можете называть их, как вам угодно. Главное, в главном, не само обращение, а уважение и почитание божества, к которому вы обращаетесь.

Сюжет сказания о трех старцах принадлежит к числу бродячих. Оно известно в различных видоизменениях: вариируется число старцев, их молитвы, место действия и проч. Повесть эта известна и в устных пересказах, каков, например, рассказ сказочника Ерофея, записанный (М. И. Семевским) и в письменных памятниках. В последнем случае сказание связывается с западной переводной повестью о явлениях Августину, еп. иппонийскому (354-430 гг.), которая в России была известна с XVI в. князю А. М. Курбскому, слышавшему ее от Максима Грека, но не знавшему, была ли она прежде него переведена на русский язык. В повести Августина вместо трех старцев Толстого изображен один старец, которого Августин увидел, возвращаясь с Карфагенского собора, на одном острове Средиземного моря «пустом и ненаселеном человеки», куда занесло его корабль. Пустынник был «наг» и «многолетен»; он был рожден в «Африкийской земле», «от языка же италийска». Из его ответов на вопросы Августина оказалось, что он знает молитвы «отнюд неискустно и несогласно», «горняя долу поставляя», т. е. перепутывая порядок слов. Августин удивлялся его преданности богу и в то же время его «неискуству», и стал учить его молитвам. Он покрыл его наготу своей одеждой и поплыл дальше, когда ветер стал попутным. На второй день «корабленицы» сверху увидели на море человека, который гнался за кораблем, как «птица скоропарящая или стрела, стреленная от лука», при приближении просящего подождать его: «ждите, рече, господа ради, ждите мене грешного». Епископ, вышедший наверх, увидел старца, плывущего по морю, половину одежды разослав по воде и половину держа вместо паруса. И достигнув корабля, старец взошел на верх с мольбой к распростертому перед ним Августину: «Восстани, о епископе, молю ти ся, забых молитвы оны, тобою изученные, и молю ти ся ныне, паки изучи ми их, яко же лепо». И вытвердив снова молитвы, он сошел с корабля, сел опять на свою одежду и вернулся в пустыню так же точно, проплыв по морю «со скорейшим стремлением по первому обычаю».

Мы видим, как близка основа рассказа Толстого к сказанию Августина, но конечно, не им воспользовался Толстой; несомненно он познакомился с этой легендой по передаче устной, народной, русской. По словам П. И. Бирюкова Толстой слышал сказание от олонецкого сказителя В. П. Щеголёнка (см. о нем выше в комментарии к рассказу «Чем люди живы»); нужно впрочем отметить, что в тетради с записями Толстого сказаний и легенд, слышанных им от Щеголёнка, этого сказания не сохранилось. Нельзя не подчеркнуть, что в своем рассказе о трех старцах Толстой, чтобы придать жизненность повествованию, отодвинул от него чудесность, которая является необходимой во всех сказаниях о трех старцах, и представил догоню их по воде видением епископа.

Работа Толстого над рассказом «Три старца» (три рукописи и корректура) может быть подразделена на две редакции и стилистическую переработку текста, которая была названа переписчиком третьей редакцией. Главное различие двух редакций в изображении видения или сна архиерея: Первый рассказ о сне ближе передает старое сказание, так как здесь нечто таинственное видят все присутствующие (наприм. «корабленицы» в сказании Августина). Толстой в первом очерке рассказа изобразил, что народ первый заметил бегущих по воде старцев и архиерей, услышав общий говор, подошел к собравшимся (сон его виден только из слов: «затихло всё и задумался архиерей… поднял голову»). Во второй редакции Толстой отступил от обычного сказания: видит архиерей первый (изображается его сон: «рябит у него в глазах, то тут, то там свет по волнам заиграет. Вдруг видит»…): он поднимается, показывает кормчему прося разглядеть, что видно на море; кормчий в ужасе кричит, поднялся народ…. Отметим любопытную мелочь: в первой редакции старцы идут по воде, не держась друг зa друга; во второй - держатся рука с рукой, как при первой встрече на острове; архиерею вспоминается во сне ярче всего то первое впечатление, которое у него было от вида старцев в действительности.

Писание рассказа «Три старца», вероятно, относится к июню 1885 г. В одном письме к В. Г. Черткову (Ч) 18 июня 1885 г. Толстой говорит о написании нового рассказа для «Посредника»: «я написал еще рассказ для вас, и, кажется, лучше прежних». Составительница объяснительных примечаний к этим письмам, А. К. Черткова высказывает мысль, что этот рассказ именно «Три старца» - «легенда очень любимая» Толстым. Л. Я. Гуревич предполагает, что Толстой говорил здесь о другом рассказе - о «Свечке».

«Три старца» напечатаны в первый раз в «Ниве» 1886, 13, столб. 330-334 (цензурное дозволение 26 марта 1886 г.). К заглавию рассказа «Три старца» в «Собрании сочинений Л. Н. Толстого» (изд. 10 и след.) прибавлен подзаголовок «Из народных сказок на Волге», которого нет во всех рукописях рассказа и в первых в 1886 г. изданиях «Собрания сочинений». Нет в рукописях и того подзаголовка, который помещен в первом издании рассказа в журнале «Нива»: «Три старца, народное сказание». Из этого можно видеть, что эти прибавленные подзаголовки, не только распространенный, но и короткий, принадлежат не Толстому. Что не волжское предание послужило основой рассказа, а скорее северное, видно из названий местных, северных. Интересно, что рассказ Толстого послужил со своей стороны основой новой сказки о Трех старцах, которые знают только одну молитву, «Трое вас, трое нас, помилуй нас», и которые заучивают при помощи архиерея «Отчую» и потом, забыв эту молитву, вслед за кораблем «чешут по воде». Этот рассказ записан в Енисейской губернии в 1900-м году А. А. Макаренком. Из сказанного видно насколько велика степень живучести этого сюжета.

ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ.

Рассказ сохранен в трех рукописях и корректурном оттиске. Рукописи принадлежат Архиву В. Г. Черткова, переданному в ГТМ, и хранятся в папке 8 под №№ 27, 28 и 29. Корректура - в БЛ под шифр. V, 9, 5 лл.

1) № 27. Автограф, F° и 4°, 4 листа. Писано, видимо, зa один присест, с небольшими помарками. На об. листа 1-го - отрывок из «Смерти Ивана Ильича» (не первой редакции, чужою рукою). Заглавие: «Три старца» и ссылка на Евангелие от Матфея. VI. 7-8. Начало: «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловецкіе»… На обложке рукой A. Л. Толстой: «Три старца (черновой)».

2) Рукопись № 28. Копия рукой В. Г. Черткова, с многочисленными поправками и дополнениями Толстого. 4°, 14 лл. На обложке синим карандашом: «Вторая редакция». Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Изменения и исправления значительны: Напр. в 1-й редакции, старцев, бегущих по морю, сначала увидел не архиерей, а другие путники, которые стали смотреть и рассуждать; архиерей подходит, спрашивает и потом вглядывается и видит старцев. Во второй редакции старцев видит сначала архиерей, остальные спят. Архиерей подходит к кормчему и просит посмотреть, чт? виднеется; тот видит старцев, ужасается и кричит; народ вскакивает, и все видят старцев, подошедших к кораблю.

3) Рукопись № 29. Копия рукою В. Г. Черткова с предыдущей. 4°, 13 листов линованной тетрадной бумаги, с поправками и дополнениями рукою Толстого и другою рукой. Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Листы с признаками пребывания в типографии. Видимо, с этой рукописи набирали для изд. 1886 г. Поправки рукой не Толстого внесены из корректуры. На обложке синим карандашом: «Третья редакция».

4) Корректура для изд. 1886 г. (Соч. гр. Л. Н. Толстого, ч. 12. М. 1886), с поправками и дополнениями самого Толстого и С. А. Толстой и подписью С. А. Толстой к печати.

В основу издания положен текст «Сочинений гр. Л. Н. Толстого. Часть 12. Произведения последних годов. М. 1886», стр. 154-162.

«Отечественные записки» 1864, т. 152.

Г. 3. Кунцевич, «Три старца» Л. Н. Толстого и «Сказание о явлениях Августину» (Историко-литературный сборник, посвящ. Вс. И. Срезневскому), Л. 1924, стр. 201-296.

Бирюков, П. И. Л. Н. Толстой. Биография. Изд. 3, т. 2, стр. 122.

В. И. Срезневский «Язык и легенда в записях Л. Н. Толстого» (Ф. С. Ольденбург, к пятидесятилетию научно-общественной деятельности 1882-1932, Сборник статей, стр 476).

Толстовский ежегодник 1913 года. П. 1914. II. 25, 2 пр. т. 85, стр. 229.

См. «Русские сказки и песни в Сибири и др. материалы». Красноярск, 1902, под редакцией Потанина.