"Тунгуска" (зенитный ракетно-пушечный комплекс): описание, основные характеристики. Зенитный пушечно-ракетный комплекс (зпрк) «тунгуска Гм 352 тунгуска

Доказали, что данный комплекс в состоянии вести эффективную борьбу не только с низколетящим воздушным целями (в особенности в сложной помеховой обстановке), но также и с наземным противником. Несмотря на это «Шилка» обладала малой эффективной зоной поражения целей, а также низким поражающим действием боеприпасов. Также данный комплекс не обеспечивал своевременного обстрела воздушных целей, в особенности при ведении разведки в автономном режиме. Как результат – военные потребовали от промышленности разработать новую зенитную самоходную установку, которой стала «Тунгуска».

Низкое поражающее действие боеприпасов и малую эффективную зону поражения решили исправить, увеличив калибр автоматических пушек до 30-мм. Остановились именно на этом варианте, так как дальнейший рост калибра снарядов не обеспечивал технических возможностей для поддержания высокого темпа стрельбы. Комплекс «Тунгуска» предназначен для обеспечения противовоздушной обороны подразделений танковых и мотострелковых войск от ударов армейской и тактической авиации, вертолетов огневой поддержки, БПЛА, а также для уничтожения наземных легкобронированных целей и живой силы противника.

Боевые возможности комплекса позволяют решать задачи непосредственного прикрытия войск и отдельных объектов в оборонительном и наступательном бою, во время марша и при расположении на месте от ударов систем воздушного нападения противника с предельно малых, малых и частично средних высот. Комплекс в состоянии уверено решать боевые задачи в любых климатических условиях. В состав комплекса ПВО «Тунгуска-М» включается боевая машина – 2С6, заряжающая машина, автоматизированная контрольно-испытательная станция, а также средства технического обслуживания и ремонта.

В качестве самоходной базы для нового комплекса было выбрано гусеничное шасси ГМ-352, унифицированное с ЗРК «Тор». Данное шасси имеет регулируемый клиренс и обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе – 65 км/ч. Использование гидропневматической подвески и гидромеханической трансмиссии обеспечивает «Тунгуске» хорошую маневренность, высокую проходимость и, что особенно важно, плавность хода.

Зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) «Тунгуска» стал 1-м в мире уникальным многоцелевым зенитным комплексом двойного назначения. Он был создан на 8 лет раньше зарубежного многоцелевого комплекса «Адатс». По сравнению с другими комплексами ПВО ближнего радиуса действия (как иностранного, так и отечественного производства) он в наибольшей степени отвечает критерию «стоимость-эффективность».

Основным оружием комплекса является ракета 9М311. Эта бикалиберная твердотопливная двухступенчатая ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка». Ракета оснащается осколочно-стержневой боевой частью и контактным и неконтактным взрывателями. ЗУР обладает очень высокой маневренностью (выдерживает перегрузку до 18g), что позволяет уничтожать маневренные и скоростные цели. Наведение зенитных ракет на цель – радиокомандное.

Ракета поставляется в войска в специальном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) в снаряженном состоянии и не требует проведения какого-либо технического обслуживания в течение 10 лет. Боезапас ракет пополняется при помощи транспортно-заряжающей машины. ТПК обладает малым весом – до 55 кг, что позволяет заряжать ЗУР на ПУ вручную.

В башенной установке ЗПРК «Тунгуска-М» располагаются информационные оптико-электронные и радиолокационные средства, цифровая вычислительная система, пульты управления членов боевого расчета, средства связи. Для защиты экипажа «Тунгуска» оборудована специальными средствами защиты от оружия массового поражения и создания внутри установки нормальных условий обитания.

Артиллерийское вооружение комплекса представлено двумя двуствольными зенитными автоматами 2А38М, работающими в связке с СУО. Двуствольная схема автоматического оружия позволяет вести стрельбу в интенсивном режиме со скорострельностью до 5000 выстр/мин. Питание пушек – ленточное. Патронная лента пушек снаряжается 30-мм унифицированными боеприпасами при помощи специальной набивной машинки.

К середине 1990-х годов ЗПРК «Тунгуска» был модернизирован, новый комплекс получил обозначение «Тунгуска-М». Основным изменением стало введение в состав комплекса новых радиостанций и приемника для связи с батарейным командирским пунктом «Ранжир» и командирским пунктом ППРУ-1М. Помимо этого на машине был заменен газотурбинный двигатель, новый двигатель получил увеличенный ресурс работы (сразу в 2 раза – с 300 до 600 часов).

Следующая модификация комплекса получила обозначение «Тунгуска-М1», и была принята на вооружение в 2003 году. В данной модификации были автоматизированы процессы наведения зенитных ракет и обмена информацией с батарейным командирским пунктом «Ранжир». В самой ракете 9М311М лазерный неконтактный датчик цели уступил место радиолокационному, что увеличило вероятность уничтожения ракет типа ALCM. Вместо трассера была смонтирована импульсная лампа. Дальность поражения ЗУР увеличилась до 10 км. В целом же уровень боевой эффективность ЗПРК «Тунгуска-М1» в условиях помех вырос в 1,3-1,5 раза по сравнению с предшественником.

Тактико-технические характеристики ЗПРК «Тунгуска-М1»:
Зона поражения целей ЗУР/пушками:
— по дальности 2,5-10/0,2-4 км
— по высоте 0,015-3,5/0-3 км
Максимальная скорость поражаемых целей – до 500 м/с.
Время реакции комплекса – до 10 с.
Боекомплект, ЗУР/снарядов – 8/1904
Скорострельность пушек 2А38М – до 5000 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда – 960 м/с.
Масса ЗУР/с контейнером – 42/55 кг.
Масса боевой части – 9 кг.
Вертикальный угол обстрела из пушек: -10 — +87 градусов
Масса ЗПРК в боевом положении – 34 т.
Время развертывания комплекса – до 5 мин.
Максимальная скорость движения по шоссе – до 65 км/ч.

ЗРАК «Кортик» 3М87 (экспортное обозначение «Каштан») – это универсальный всепогодный корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего радиуса действия, основным предназначением которого является самооборона надводных кораблей и вспомогательных судов от ударов различных воздушных целей с малых и предельно малых высот. Данный комплекс по наличию артиллерийского и ракетного вооружения, объединенных общей системой управления огнем, не имеет мировых аналогов. Комплекс был создан на основе сухопутной разработки «Тунгуска-М».

Особенностью данного комплекса является применение 2-х типов вооружений, которые обеспечивают последовательный обстрел воздушных целей ракетами, а также артиллерийским огнем на удалении в 8000-1500 метров и 1500-500 метров от корабля соответственно. Общий боевой потенциал данного комплекса в 2-4 раза превосходит обычный зенитный артиллерийский комплекс. С появлением новых перспективных целей данная разница будет лишь расти.

Модульное построение данного комплекса позволяет монтировать его на кораблях разного водоизмещения (от небольших ракетных катеров до авианосцев), а также наземных объектах. В совокупности с использованием интегрированной системы управления ЗРАК гарантирует высокую боевую живучесть. ЗРАК «Кортик» может одинаково успешно использоваться для поражения воздушных, надводных и наземных целей. Используемое на комплексе ракетно-пушечное вооружение отличается высокой точностью, что обусловлено его компактным расположением в единой башенной установке, а также наличием современной СУО, телевизионно-оптического и радиолокационного каналов наведения с высокими точностными характеристиками.

Совместная обработка сигналов каналов сопровождения цели и ракеты, а также автоматический подбор оптимального режима боевой работы обеспечивают ЗРАК очень высокую помехозащищенность в условиях применения противником разного рода радиоэлектронных помех.

Комплекс обладает полной автоматизацией боевой работы, что позволяет ему вести огонь одновременно по 6 целям в минуту и обеспечивает кораблю высокую степень защиты от ударов высокоточного оружия (противокорабельные ракеты, управляемы авиабомбы и т.д.), а также низколетящих малоразмерных целей. По своей боевой эффективности ЗРАК «Кортик» в 1,5-2 раза превосходит иностранный комплекс «Кроталь-Наваль» и в 2,5-4 раза «Голкипер».

В состав ЗРАК «Кортик» входят боевой и командный модули, 30-мм выстрелы, ракеты с системой хранения и перезаряжания, береговые средства технического обслуживания, а также учебно-тренировочные средства. Командный модуль ЗРАК, оснащенный трехкоординатной РЛС и системой обработки информации, используется для обнаружения разного рода целей, а также их распределения с выдачей данных целеуказания боевым модулям.

Боевой модуль 3М87 (включает в себя 2 шестиствольных 30-мм зенитных автомата, а также ЗУР 9М311-1 в транспортно-пусковых контейнерах, СУО с телевизионно-оптическим и радиолокационным каналами). Артустановки комплекса обеспечивают скорострельность до 10 000 выстрелов в минуту. Один такой модуль может одновременно обстрелять до 3-4 целей и обеспечить защиту небольшому кораблю от атак воздушного противника при малой плотности средств воздушного нападения в налете.

На кораблях большого водоизмещения для отражения ударов высокой интенсивности с каждого борта может быть установлено 2 и более модулей ЗРАК «Кортик». Их число, наряду с водоизмещением судна, определяется также возможностями системы управления и может доходить до 6 штук (на ТАРКР «Петр Великий» используется 6 ЗРАК «Кортик»). Боевой модуль, по желанию заказчика, может быть выполнен только в артиллерийском варианте.

Система управления огнем обеспечивает комплексу получение данных целеуказания боевым модулем, выработку данных для наведения оружия на обстреливаемые цели, автоматическое сопровождение целей. Радиолокационный канал комплекса работает в миллиметровом диапазоне волн, а также обладает узкой диаграммой направленности, что обеспечивает ему достаточно высокую точность (2-3 м) наведения ЗУР на низколетящие ПКР без ограничений по высоте их полета. При использовании телевизионно-оптического канала с корреляционно-контрастным методом обработки сигналов и с устройством автоматического сопровождения цели возможно наведение зенитных ракет на цель с точностью до 1 метра на любой высоте полета цели.

Комплекс использует ЗУР 9М311. Это твердотопливная двухступенчатая ракета, которая спроектирована по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем. Ракета предназначена для поражения вертолетов, самолетов и крылатых ракет в условиях их оптической видимости в пространственном секторе шириной в 350 метров (вправо и влево) от боевого модуля на удалении до 8-10 километров.

В полете управление ракетой производится радиокомандной системой наведения в полуавтоматическом режиме с автоматическим выводом ракеты на линию визирования или с ручным сопровождением цели. Средняя скорость ЗУР доходит до 650 м/с, при этом зенитная ракета может маневрировать с перегрузками до 18g.

В настоящее время ракета 9М311 является единственной российской разработкой, которая оснащается осколочно-стержневой боевой частью, неконтактным (лазерным) и контактным взрывателями. Неконтактный взрыватель взводится на удалении до 1 км. от цели и обеспечивает надежный подрыв БЧ ракеты при ее пролете на удалении до 5 метров от цели. Во время стрельбы по надводным или наземным целям неконтактный взрыватель отключается.

Для увеличения эффективности поражения воздушных целей стержни (длиной до 600 мм и диаметром 4-9 мм) сверху покрыты специальной «рубашкой», на которой содержаться готовые поражающие элементы, выполненные в виде кубиков (массой 2-3 гр. каждый). В момент подрыва боевой части ЗУР из осколков и стержней образуется некое подобие кольца радиусом до 5 метров в плоскости, которая перпендикулярна оси ракеты. На расстоянии более 5 метров их действие является малоэффективным.

Ракеты комплекса «Кортик» помещаются в ТПК, который унифицирован с ЗУР войскового комплекса ПВО «Тунгуска-М». Ракеты собираются в 2 блока по 4 ЗУР в каждом. Они смонтированы на поворотной части боевого модуля комплекса. Боекомплект каждого модуля состоит из 8 ЗУР. При этом система перезаряжания и хранения обеспечивает хранение еще 32 ракет в контейнерах, их хранение в погребе, а также подъем ракет и заряжание ПУ.

Зенитный ракетно-пушечный комплекс 2К22 "Тунгуска" предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых частей и подразделений на марше и во всех видах боя, обеспечивает поражение низколетящих воздушных целей, в том числе "зависших" вертолетов. Принят на вооружение в середине восьмидесятых годов. Боевая машина имеет башенную установку с двумя двухствольными 30-мм автоматическими пушками и восемью пусковыми установками с зенитными управляемыми ракетами.

Разработка комплекса "Тунгуска" была поручена Конструкторскому бюро приборостроения (КБП) МОП (главный конструктор А.Г. Шипунов) в кооперации с другими организациями оборонных отраслей промышленности Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 июня 1970 г. и первоначально предусматривала создание новой пушечной зенитной самоходной установки (ЗСУ) на смену известной "Шилке" (ЗСУ-23-4).

Несмотря на успешное применение "Шилки" в войнах на Ближнем Востоке, в ходе этих боевых действий выявились и ее недостатки - малая досягаемость по целям (не более 2 км по дальности), неудовлетворительное могущество снарядов, а также пропуски воздушных целей необстрелянными из-за невозможности своевременного обнаружения. Была проработана целесообразность увеличения калибра автоматических зенитных пушек. Проведенные экспериментальные исследования показали, что переход от снаряда калибра 23 мм на снаряд калибра 30 мм с двух-трехкратным увеличением массы взрывчатого вещества позволяет в 2-3 раза уменьшить необходимое число попаданий для поражения самолета. Сравнительные расчеты боевой эффективности ЗСУ-23-4 и гипотетической ЗСУ-30-4 при стрельбе по истребителю МиГ-17, летящему со скоростью 300 м/с, показали, что при одинаковой массе расходуемого боекомплекта вероятность поражения возрастает примерно в полтора раза, досягаемость по высоте - с 2000 до 4000 м. С увеличением калибра пушек увеличивается и эффективность стрельбы по наземным целям, расширяются возможности использования в ЗСУ снарядов кумулятивного действия для поражения легкобронированных целей типа боевых машин пехоты и др. Переход с калибра автоматических зенитных пушек 23 мм на 30 мм практически не сказывался на обеспечиваемом темпе стрельбы, но при дальнейшем увеличении калибра обеспечить высокую скорострельность было технически невозможно.

ЗСУ "Шилка" обладала очень ограниченными поисковыми возможностями, обеспечиваемыми ее РЛС сопровождения целей в секторе 15:40° по азимуту с одновременным изменением угла места в пределах 7° от установленного направления оси антенны. Высокая эффективность стрельбы ЗСУ-23-4 достигалась лишь при получении предварительного целеуказания от батарейного командирского пункта ПУ-12 (ПУ-12М), который, в свою очередь, использовал данные, поступающие от пункта управления начальника ПВО дивизии, имевшего РЛС кругового обзора типа П-15 (П-19). Только после этого РЛС ЗСУ-23-4 успешно производила поиск целей. При отсутствии целеуказаний РЛС ЗСУ могла осуществлять автономный круговой поиск, но эффективность обнаружения воздушных целей при этом оказывалась менее 20%. В НИИ-3 МО было определено, что для обеспечения боевой автономной работы перспективной ЗСУ и высокой эффективности стрельбы в ее составе должна быть собственная РЛС кругового обзора с дальностью действия 16-18 км (при среднеквадратической ошибке измерения дальности не более 30 м), а сектор обзора этой РЛС в вертикальной плоскости должен быть не менее 20°.

Однако, целесообразность разработки зенитного пушечно-ракетного комплекса вызвала большие сомнения в аппарате министра обороны СССР А.А. Гречко. Основанием для таких сомнений и даже прекращения финансирования дальнейшей разработки ЗСУ "Тунгуска" (в период 1975-1977 гг.) было то, что принятый на вооружение в 1975г. ЗРК "Оса-АК" имел близкую по размерам зону поражения самолетов по дальности (до 10 км) и большие, чем у ЗСУ "Тунгуска", размеры зоны поражения самолетов высоте (0,025-5 км), а также примерно одинаковые характеристики эффективности поражения самолетов. Но при этом не учитывалась специфика вооружения полкового дивизиона ПВО, для которого предназначалась ЗСУ, а также то, что при борьбе с вертолетами ЗРК "Оса-АК" существенно уступал ЗСУ "Тунгуска", так как имел значительно большее работное время - более 30с против 8-10с у ЗСУ "Тунгуска". Малое время реакции ЗСУ "Тунгуска" обеспечивало успешную борьбу с кратковременно появляющимися ("подскакивающими") или с внезапно вылетающими из-за складок местности вертолетами и другими низколетящими целями, чего не мог обеспечить ЗРК "Оса-АК" .

В войне во Вьетнаме американцы впервые применили вертолеты, вооруженные противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). Стало известно, что оказались успешными 89 из 91 захода вертолетов с ПТУР в атаки на объекты бронетехники, огневые позиции артиллерии и другие наземные цели. Исходя из этого боевого опыта в каждой дивизии США были созданы специальные вертолетные подразделения для борьбы с бронетанковой техникой. Группа вертолетов огневой поддержки совместно с вертолетом-разведчиком занимала укрытую в складках местности позиции в 3-5 км от линии боевого соприкосновения войск. При подходе к ней танков вертолеты "подскакивали" вверх на 15-25 м, поражали танки с помощью ПТУР, а затем быстро скрывались. В результате проведенных исследований было определено, что средства разведки и поражения, имеющиеся у современных танков, как и в целом вооружение, используемое для поражения наземных целей в мотострелковых, танковых и артиллерийских формированиях, не способно поражать вертолеты в воздухе. ЗРК "Оса" могут осуществлять надежное прикрытие наступающих танковых подразделений от ударов самолетов, но они не способны обеспечить защиту танков от вертолетов. Позиции этих ЗРК будут находится на удалении до 5-7 км от позиций вертолетов, которые при атаке танков будут "подскакивать", зависая в воздухе не более 20-30 с. По суммарному времени реакции комплекса и полета ЗУР до рубежа расположения вертолетов ЗРК "Оса" и "Оса-АК" не могли поразить вертолет. ЗРК "Стрела-2", "Стрела-1" и ЗСУ "Шилка" по своим боевым возможностям также были не способны вести борьбу с вертолетами огневой поддержки при подобной тактике их боевого применения. Единственным зенитным средством, способным вести эффективную борьбу с зависающими вертолетами, могла быть ЗСУ "Тунгуска", обладающая возможностью сопровождать танки в составе их боевых порядков, имевшая достаточную дальнюю границу зоны поражения (4-8 км) и малое работное время (8-10 с).

Разработка комплекса "Тунгуска" в целом проводилась КБП МОП (главный конструктор А.Г. Шипунов). Главными конструкторами пушек и ракеты соответственно являлись В.П. Грязев и В.М. Кузнецов. В разработке основных средств комплекса участвовали Ульяновский механический завод МРП (по радиоприборному комплексу, главный конструктор Ю.Е. Иванов), Минский тракторный завод МСХМ (по гусеничному шасси ГМ-352 с системой электропитания), ВНИИ "Сигнал" МОП (по системам наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела, аппаратуре навигации), ЛОМО МОП (по прицельно-оптическому оборудованию) и другие организации.

Совместные (государственные) испытания комплекса "Тунгуска" проводились с сентября 1980 г. по декабрь 1981 г. на Донгузском полигоне. Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 сентября 1982 г. Серийное производство комплексов "Тунгуска" и их модификаций было организовано на Ульяновском механическом заводе МРП, пушечного вооружения - на Тульском механическом заводе МОП, ракетного - на Кировском машиностроительном заводе "Маяк" МОП, прицельно-оптического оборудования - в ЛОМО МОП. Гусеничные самоходы (с системами обеспечения) поставлял Минский тракторный завод МСХМ.

К середине 1990 г. комплекс "Тунгуска" был модернизирован и получил обозначение "Тунгуска-М" (2К22М). Комплекс 2К22М с августа по октябрь 1990 г. проходил испытания на Эмбенском полигоне под руководством комиссии, которую возглавлял А.Я. Белоцерковский и был принят на вооружение в том же году.

ЗРПК "Тунгуска" и его модификации находятся на вооружении вооруженных сил России, Белоруссии. В 1999 году Россия начала поставки в Индию ЗРПК "Тунгуска-М1" в общем количестве 60 штук. Ранее Индия приобрела 20 комплексов "Тунгуска". По некоторым данным комплекс в единичном количестве через ГК "Воентех" в середине 90-х годов был поставлен в Великобританию.

На западе комплекс получил обозначение SA-19 "Grison".

Состав

Зенитный пушечно-ракетный комплекс 2К22 состоит из боевых средств, средств технического обслуживания и учебно-тренировочных средств, размещаемых в изделиях 1Р10-1 и 2В110-1.

Боевые средства ЗПРК 2К22 включают в себя батарею зенитных самоходных установок ЗСУ 2С6, состоящую из шести боевых машин.

Средства технического обслуживания ЗПРК 2К22 включают в себя:

  • машину ремонта и технического обслуживания 1Р10-1,
  • машину технического обслуживания 2В110-1,
  • машину ремонта и технического обслуживания 2Ф55-1,
  • транспортно-заряжающие машины 2Ф77М (см. фото ),
  • дизельную электростанцию ЭСД2-12,
  • для проведения технического обслуживания привлекаются также мастерская МТО-АГ-1М (для обслуживания гусеничных шасси ЗСУ 2С6), автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция АКИПС 9В921 (для обслуживания ракет 9М311).

Учебно-тренировочные средства состоят из:

  • тренировочного устройства 1РЛ912, предназначенного для обучения и тренировки командира ЗСУ и оператора,
  • тренажера 9Ф810, предназначенного для обучения и тренировки наводчика ЗСУ.

Зенитная самоходная установка ЗСУ 2С6 состоит из гусеничного шасси ГМ 352, на котором установлена башня 2А40. В башне смонтирован радиоприборный комплекс РЦК 1А27, в состав которого входят радиолокационная система 1РЛ144 (см. описание ), цифровая вычислительная система 1А26 и система измерения углов качек 1Г30.

Кроме того в башне установлен оптический прицел с системой наведения и стабилизации 1А29, навигационная аппаратура, аппаратура внешней и внутренней связи, включающая в себя радиостанцию Р-173 и аппаратуру внутренней телефонной связи 1В116, средства защиты от оружия массового поражения, противопожарное оборудование, часть которого установлена в гусеничном шасси ГМ-352, средства наблюдения, система вентиляции и обеспечения микроклимата. Бронированный корпус защищает аппаратуру и расчет ЗСУ от поражения пулями калибра 7,62 мм и осколками.

Снаружи башни, в передней ее части установлена антенная колонка станции сопровождения цели, с внешней стороны по бортам корпуса башни расположены направляющие для установки ракет 9М311 (см. описание , проекции ) и зенитные автоматы 2А38 . На крыше башни, в кормовой части, расположена антенная колонка станции обнаружения и целеуказания.

Внутренняя часть башни, по расположению и назначению оборудования, делится на отделение управления, артиллерийский и кормовой отсеки. Отделение управления находится в передней части башни, артиллерийский отсек занимает объем по периметру башни и среднюю часть колпака башни.

Взаимодействие составных частей ЗСУ представлено на рисунке .

Для обеспечения боевой работы ЗСУ приборный комплекс 1А27 выполняет следующие операции:

  • поиск, обнаружение и сопровождение воздушных целей;
  • выдачу сигналов наведения зенитных автоматов;
  • выдачу сигналов управления ракетой;
  • выработку текущих значений координат ЗСУ относительно реперной точки;
  • обеспечивает индикацию на пульте командира ЗСУ режимов работы радиолокационной системы.

Оптический прицел с ситемой наведения и стабилизации обеспечивает поиск, обнаружение, сопровождение воздушных и наземных целей и определение рассогласования между положением ракеты и оптической линией визирования прицельно оптического оборудования. Оптический прицел с системой наведения и стабилизации состоит из системы наведения и стабилизации оптического прицела, прицельно-оптического оборудования и аппаратуры выделения координат.

Наведение ПОО на цель осуществляется приводами СНС ОП по сигналам управления, поступающим с пульта наводчика или от ЦВС.

Средства внешней и внутренней связи обеспечивают связь с внешнем абонентом и между номерами расчета.

Башня 2А40 установлена на гусеничном шасси. По назначению систем и оборудования шасси разделено на отделение управления, отделение под установку башни, моторно-трансмиссионное отделение и отсеки для размешения средств жизнеобеспечения, противопожарного оборудования, силового следящего привода горизонтального наведения, газотурбинного двигателя.

Электропитание ЗСУ осуществляется от СЭП. Источником электроэнергии постоянного тока является генератор постоянного тока, ротор которого приводится во вращение от ГТД или от тягового двигателя. Преобразовательный блок преобразует электроэнергию постоянного тока в электроэнергию трехфазного переменного тока частотой 400 Гц напряжением 220 В, предназначенную для питания аппаратуры ЗСУ.

Силовой следящий привод (СПП) горизонтального наведения предназначен для автоматизированного наведения и стабилизации башни по сигналам ЦПССЮ а также полуавтоматического наведения по сигналам СНС ОП.

СПП представляет собой электрогидравлическую систему автоматического управления.

Машина ремонта и технического обслуживания (МРТО) 1Р10-1 . В состав МРТО 1Р10-1 входят специальная контрольно-проверочная аппаратура и оборудование, радиоизмерительные приборы, средства связи, первичные источники электропитания, оборудование, обеспечивающие нормальное функционирование изделия и микроклимат, средства ПАЗ, ПХЗ, ПБЗ, вспомогательное оборудование.

МРТО 1Р10-1 предназначена для проведения технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 и восстановления работоспособности электрорадиоаппаратуры ЗСУ 2С6 путем замены неисправных составных частей исправными из состава группового комплекта ЗИП ЗСУ 2С6.

МРТО 1Р10-1 обеспечивает:

  • проведение технических обслуживаний изделий 1РЛ144, 1А26, 1А29, 2Э29ВМ, 1Г30, блока Ш1;
  • восстановление работоспособности изделий 1РЛ144, 1А26, 1А29, 2Э29ВН, 2Э29ГН, 1Г30, электрооборудования изделий 2А40 и блока Ш1 путем замены неисправных блоков, субблоков и элементов навесного монтажа исправными из состава группового комплекта ЗИП ЗСУ;
  • контроль работоспособности, проверку и настройку отдельных блоков и систем, входящих в состав ЗСУ 2С6.
  • транспортирование тренировочного устройства 1РЛ912.

Машина технического обслуживания (МТО) 2В110-1 . В состав МТО входят оборудование, инструменты и материалы, используемые при проведении технического обслуживания и текущего ремонта ЗСУ 2С6 и его составных частей, радиостанция Р-173, аппарат телефонной связи, приборы ПХЗ и ПАЗ, установка первичного электропитания и средства жизнеобеспечения и микроклимата. МТО предназначена для проведения технических обслуживаний ТО-1 и ТО-2 и восстановления работоспособности механических сборочных единиц ЗСУ 2С6, а также для транспортирования тренажера 9Ф810 и тренировок наводчика из расчета ЗСУ 2С6.

Машина ремонта и технического обслуживания (МРТО) 2Ф55-1 . В состав МРТО 2Ф55-1 входят стеллажи с кассетами, в которые уложены запасные части из состава группового комплекта ЗИП изделий 2С6, отдельные составные части одиночных комплексов ЗИП ЗСУ, приборы наблюдения и системы жизнеобеспечения расчета и создания микроклимата в кузове фургона, приборы ПАЗ и ПХЗ. МРТО 2Ф55-1 предназначена для размещения, хранения и перевозки части группового комплекта ЗИП ЗСУ 2С6, а также части номенклатуры одиночного комплекта ЗИП, не размещенной на ЗСУ 2С6. Элементы ЗИП расположены в выдвижных ящиках, закрепленных в каркасах вдоль бортов кузова-фургона.

Транспортно-заряжающая машина 2Ф77М . В ее состав входят электрический кран, маназины для размещения патронных коробов, ложементы для укладки ракет 9М311, машинка для снаряжения патронных лент, радиостанция Р-173, приборы ПАЗ и ПХЗ, приспособления для переноски коробов и приборов ночного видения. Она предназначена для транспортировки боекомплекта патронов в коробах и боекомплекта ракет 9М311; саморазгрузки с грунта или транспортных средств; участии в заряжании, разряжании и дозаряжания ЗСУ 2С6. Одна ТЗМ 2Ф77М обеспечивает обслуживание двух ЗСУ 2С6.

Автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция (АКИПС) 9В921 . В ее состав входят специальная контрольно-проверочная аппаратура для проверки ракет 9М311, стандартизованные контрольно-измерительные приборы, аппаратура жизнеобеспечения расчета, электроустановка переменного однофазного тока напряжения 220 В 50 Гц.

Мастерская технического обслуживания МТО-АГ-1М предназначена для текущего ремонта и технического обслуживания в полевых условиях гусеничного шасси ГМ-352 и автомобилей, входящих в состав комплекса 2К22. Оборудование мастерской позволяет производить диагностические, моечно-уборочные, смазочно-заправочные работы, регулировку агрегатов, зарядку аккумуляторных батарей, шиноремонтные, подъемно-транспортные, сварочные, столярные и другие работы по текущему ремонту.

Дизельная электростанция ЭСД2-12 предназначена для использования в качестве внешнего источника электропитания ЗСУ 2С6 при проведении регламентных работ. ЭСД2-12 обеспечивает подачу трехфазного переменного тока частотой 400 Гц напряжением 220 В и постоянного тока напряжением ±27 В (со средней точкой).

ЗСУ 2С6 смонтирована на шасси многоцелевого гусеничного тяжелого транспортера МТ-Т. Гидромеханическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом обеспечивают высокую проходимость и плавность хода по пересеченной местности.

Огонь из 30-мм пушек 2А38 может вестись с ходу или с места, а пуск ЗУР только с остановки. Система управления огнем - радиолокационно-оптическая. Обзорная РЛС с дальностью обнаружения целей 18км расположена в задней части башни. Перед башней находится РЛС сопровождения целей с дальностью действия 13км. Кроме РЛС в состав системы управления огнем входят цифровая ЭВМ, стабилизированный оптический прицел и углоизмерительные приборы. Время реакции комплекса 6-8с. Боевая машина имеет систему навигации, топопривязки и ориентирования для определения координат. Перезаряжание установки производится из специальной транспортно-заряжающей машины на шасси автомобиля КамАЗ-43101 контейнерным способом. Время перезаряжания ЗСУ ракетами и снарядами - 16мин. Корпус и башня машины изготовлены из цельносварной брони и обеспечивают защиту экипажа от пуль и осколков. Механик- водитель размещается в передней части корпуса машины. Оператор РЛС, командир и стрелок располагаются в башне.

Функционирование боевой машины 2С6 осуществлялось в основном автономно, но не исключалась и работа в системе управления средствами ПВО СВ.

При автономной работе обеспечивались:

  • поиск цели (круговой - с применением станции обнаружения, секторный - с помощью станции сопровождения или оптического прицела);
  • опознание государственной принадлежности обнаруженных самолетов и вертолетов с помощью встроенного запросчика;
  • сопровождение цели по угловым координатам (автоматическое с помощью станции сопровождения, полуавтоматическое - с использованием оптического прицела, инерционное - по данным цифровой вычислительной системы);
  • сопровождение цели по дальности (автоматическое или ручное - с применением станции сопровождения, автоматическое - с помощью станции обнаружения, инерционное - с использованием цифровой вычислительной системы, по установленной скорости, которая определялась командиром визуально по типу выбранной для обстрела цели).

Сочетание различных способов сопровождения цели по угловым координатам и по дальности обеспечивало следующие режимы работы боевой машины:

  • по трем координатам цели, полученным от радиолокационной системы;
  • по дальности до цели, полученной от радиолокационной системы, и по ее угловым координатам, полученным от оптического прицела;
  • инерционное сопровождение цели по трем координатам, полученным от вычислительной системы;
  • по угловым координатам, полученным от оптического прицела и установленной командиром скорости цели.

При стрельбе по наземным движущимся целям применялся режим полуавтоматического или ручного наведения вооружения в упрежденную точку по дистанционной сетке прицела. После поиска, обнаружения и опознавания цели станция сопровождения переходила на ее автосопровождение по всем координатам.

При стрельбе зенитными пушками цифровая вычислительная система решала задачу встречи снаряда с целью и определяла зону поражения по данным, поступающим с выходных валов антенны станции сопровождения, из блока выделения сигналов ошибок по угловым координатам и с дальномера, а также из системы измерения углов качек и курса боевой машины. В случае постановки противником интенсивных помех станции сопровождения по каналу измерения дальности (автодальномера) осуществлялся переход на ручное сопровождение цели по дальности, а при невозможности даже ручного сопровождения - на сопровождение цели по дальности от станции обнаружения или на ее инерционное сопровождении. При постановке интенсивных помех станции сопровождения по угловым координатам сопровождение цели по азимуту и углу места осуществлялось оптическим прицелом, а при отсутствии видимости - инерционно (от цифровой вычислительной системы).

При стрельбе ракетами применялось сопровождение цели по угловым координатам с помощью оптического прицела. После пуска ЗУР попадала в поле зрения оптического пеленгатора аппаратуры выделения координат ракеты. По световому сигналу от трассера ракеты в аппаратуре вырабатывались угловые координаты ЗУР относительно линии визирования цели, которые поступали в вычислительную систему. Она вырабатывала команды управления ЗУР, поступающие в шифратор, где они кодировались в импульсные посылки и через передатчик станции сопровождения передавались на ракету. Движение ракеты практически на всей траектории происходило с отклонением от линии визирования цели на 1,5 д. у. для снижения вероятности попадания отстреливаемой целью оптической (тепловой) помехи-ловушки в поле зрения пеленгатора. Ввод ракеты на линию визирования цели начинался за 2-3с до встречи с целью и заканчивался вблизи от нее. При приближении ЗУР к цели на расстояние 1000 м на ракету передавалась радиокоманда на взведение неконтактного датчика. По истечении времени, соответствующего пролету ракетой 1000м от цели, боевая машина автоматически переводилась в готовность к пуску следующей ЗУР по цели. При отсутствии в вычислительной системе информации о дальности до цели от станций сопровождения или обнаружения использовался дополнительный режим наведения ЗУР, при котором ракета сразу выводилась на линию визирования цели, неконтактный датчик взводился через 3,2с после старта ЗУР, а приведение боевой машины в готовность к пуску следующей ракеты осуществлялось по истечении времени полета ракеты на максимальную дальность.

Организационно 4 боевых машины комплекса "Тунгуска" сводились в зенитный ракетно-артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоящей из взвода ЗРК "Стрела-10СВ" и взвода комплексов "Тунгуска". Батарея входит в состав зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. В качестве батарейного командирского пункта используется пункт управления ПУ-12М, который был связан с командным пунктом командира зенитного дивизиона - начальника ПВО полка. В качестве последнего использовался пункт управления подразделениями ПВО полка "Овод-М-СВ" (подвижной пункт разведки и управления ППРУ-1) или его модернизированный вариант - "Сборка-М" (ППРУ-1М). В дальнейшем боевые машины комплекса "Тунгуска" должны были сопрягаться с унифицированным батарейным командирским пунктом 9С737 "Ранжир" . При сопряжении с комплекса "Тунгуска" с ПУ-12М команды управления и ЦУ с последнего на боевые машины должны были передаваться голосом с помощью штатных радиостанций, а при сопряжении с командирским пунктом 9С737 - с помощью кодограмм, формируемых аппаратурой передачи данных, которой должны были быть оборудованы эти средства. В случае управления комплексами "Тунгуска" от батарейного командирского пункта анализ воздушной обстановки и выбор целей для обстрела каждым комплексом должны были производится на этом пункте. В этом случае на боевые машины должны были передаваться распоряжения и целеуказания, а с комплексов на батарейным пункт - данные о состоянии и результатах боевой работы комплекса. Предполагалось в дальнейшем обеспечить прямое сопряжение зенитного пушечно-ракетного комплекса и с КП начальника ПВО полка с помощью телекодовой линии передачи данных.

Модернизация

К середине 1990 г. комплекс "Тунгуска" был модернизирован и получил обозначение 2К22М "Тунгуска-М". Основными доработками комплекса были введение в его состав новых радиостанций и приемника для связи с батарейным командирским пунктом "Ранжир" (ПУ-12М) и командирским пунктом ППРУ-1М(ППРУ-1), а также замена газотурбинного двигателя агрегата электропитания комплекса на новый - с повышенным ресурсом работы (600 вместо 300 часов).

В модификации "Тунгуска-М1" автоматизированы процессы наведения ЗУР и обмена информацией с батарейным командирским пунктом. В ракете 9М311М лазерный неконтактный датчик цели заменен радиолокационным, что повысило вероятность поражения ракет типа АLСМ . Вместо трассера установлена импульсная лампа - эффективность повысилась в 1.3-1.5 раза, дальность ЗУР достигла 10 км. Проводятся работы по замене выпускавшегося в Белоруссии шасси ГМ-352 на разработанное мытищинским ПО "Метровагонмаш" ГМ-5975.

В комплексе 2K22M1 "Тунгуска-М1" (2003г.) реализован ряд технических решений, позволивших расширить его возможности:

  • В состав ЗСУ введена аппаратура приема и реализации автоматизированного внешнего целеуказания, которая по радиоканалу сопрягается с батарейным командным пунктом, что позволило автоматически распределять с батарейного КП "Ранжир" цели между ЗСУ батареи и значительно повысило эффективность боевого применения при массированном налете.
  • Введены схемы разгрузки, что позволило значительно облегчить работу наводчика при сопровождении подвижной воздушной цели оптическим прицелом, свело к работе как бы по неподвижной цели, что намного уменьшило ошибки при сопровождении (это очень важно при обстреле цели ракетой, так как величина промаха не должна превышать 5 м).
  • Усовершенствована аппаратура выделения координат в связи с применением нового типа ракеты, оснащенной, кроме непрерывного источника света, еще и импульсным. Это нововведение существенно повысило помехозащищенность аппаратуры и дало возможность с большей вероятностью поражать цели, оснащенные оптическими помехами. Применение нового типа ракеты увеличило дальность зоны поражения ракетным вооружением до 10 000 м.
  • Изменена система измерения углов качки и курса, что значительно уменьшило возмущающие воздействия на гироскопы, возникающие при движении, снизило ошибки измерения углов наклона и курса ЗСУ, повысило устойчивость контура управления зенитными автоматами и, следовательно, повысило вероятность поражения целей.
  • Увеличено время работы элементов ракеты, что повысило дальность стрельбы с 8 до 10 км, и введен радиолокационный неконтактный датчик цели (НДЦ) с круговой диаграммой направленности антенны и радиусом срабаывания до 5м, что обеспечило поражение малоразмерных целей (типа крылатой ракеты АLСМ ).

Модернизация системы управления оптическим прицелом, ЦВС и РЛС значительно упрощает процесс сопровождения цели наводчиком с одновременным повышением точности сопровождения и уменьшением зависимости эффективности боевого применения оптического канала от уровня профессиональной подготовленности наводчика. Проводятся работы по дальнейшей модернизации ЗСУ 2С6М1. Введение телетепловизионного канала с автоматом сопровождения обеспечивает наличие пассивного канала сопровождения цели и всесуточность применения ракетного вооружения.

В целом уровень боевой эффективности комплекса "Тунгуска-М1" в условиях помех в 1,3 - 1,5 раза выше по сравнению с комплексом "Тунгуска-М".

Тактико-технические характеристики

Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, м:
- длина
- ширина
- высота с поднятой РЛС
- высота с опущенной РЛС

7.93
0.46
4.021
3.356
Масса машины, тонн 36
Дальность обнаружения воздушных целей, км 16-18
Дальность сопровождения, км 10
Время реакции, с 10
Дальность стрельбы, км:
- пушечная
- ЗУР

0.2-4
2.5-8
Наклонная дальность стрельбы, км:
- пушечная
- ЗУР

до 4
до 8
Высота поражаемых целей, км:
- при стрельбе пушками
- при стрельбе ЗУР

0-3
0.015-3.5
Техническая скорострельность пушек, выстр./мин. 4000-5000
Начальная скорость снаряда, м/с 960
Максимальная скорость полета обстреливаемой цели, м/с 500
Угол вертикального обстрела из пушек, град:
- минимальный
- максимальный

-10
+87
Скорость хода, км/ч 65
Боекомплект:
- 30-мм снарядов
- ЗУР

1904
8

«Тунгуска», по классификации NATO – SA-19 Grison, по индексу ГРАУ – 2К22 – это зенитный пушечно-ракетный комплекс РФ и СССР, зенитная самоходная установка, разработанная в Тульском конструкторском бюро (индексы 2С6 и 2С6М).

Скорее всего «Тунгуска» будет заменена на более лучший «Панцирь-С1».

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

К началу 70-х годов, стало видно, что ЗПРК «Шилка» недостаточно хорош в качестве противовоздушной обороны ближнего радиуса действия. Также у него в силу неудовлетворительной мощности снарядов и малой эффективности дальности огня была недостаточная эффективность против самолетов-штурмовиков, обезопасенных броней, воздушных высокоскоростных целей и вертолетов, оснащенных управляемыми противотанковыми ракетами, способными уничтожать наземные цели с расстояния в несколько тысяч метров. Кроме этого радиолокатору комплекса было не под силу самостоятельно искать воздушные цели.

Сначала, в 1970 году, было получено задание о проектировке нового зенитного пушечного комплекса. Но после того, как в 1973 году была проведена научно-исследовательская работа «Запруда», в процессе которой рассматривались вопросы безопасности войск от ударных самолетов, стало понятно, что новую установку необходимо оборудовать еще и зенитными ракетами, в целях, чтобы она была более эффективна в отношении вертолетов.

К концу десятилетия работы по разработке были окончены. В 1980-81 годах по итогам испытаний, произошла доработка, и осенью 1982 года комплекс был взят на вооружение. К четырем ракетам, которыми он обладал сначала, впоследствии еще столько же прибавилось.

После 1995 года завершилась разработка модификации под обозначением «Тунгуска-М1». Она была принята на вооружение в 2003 году. Поставляется в зарубежные государства.

В целях обеспечения систем противовоздушной обороны ближнего радиуса боевых крупных кораблей и малых кораблей, с использованием некоторых узлов и вооружения, состоялась разработка комплекса «Кортик».

4. Состав

В состав «Тунгуски» входят:

  • Батарея, состоящая из шести зенитных самоходных установок 2С6, оснащенных зенитными автоматами ЗУР 9М311 и 2А38
  • 1Р10 — машина техобслуживания и ремонта, предназначенная для проведения ТО-1
  • 2В110 — машина техобслуживания, предназначенная для проведения ТО-2
  • 2Ф55 — машина техобслуживания, оснащенная частично одиночным и групповым ЗИП
  • 2Ф77 – ТЗМ, для перевозки 1 боекомплекта зенитно-управляемых ракет (по одной машине на одну установку) и 1,5 боекомплекта патронов
  • ЭСД2-12 — электростанция на дизельной основе, предназначенная для внешнего питания установок
  • 1РЛ912 — учебно-тренировочное средство, предназначенное для обучения командиров и операторов установок
  • 9Ф810 – тренажёр, предназначенный для обучения наводчиков установок;
  • 9М311УД — учебные ракеты, оснащенные бортовой аппаратурой, используемые в обучении наводчиков установок
  • 9М311ГМВ — учебные габаритно-массовые макеты ракет, используемые при отработке сдачи нормативов и навыков обращения экипажей установок
  • 9М311УР — учебный макет ракет в разрезе, используемый при изучении конструкции установок.

5. Устройство

Главные узлы «Тунгуски» это:

  • гусеничное самоходное легкобронированное шасси ГМ-5970.05
  • два зенитных двухствольных автомата 2А38 калибра 30 мм
  • восемь пусковых установок, оснащенных боекомплектом, состоящим из восьми управляемых зенитных ракет 9МЗ11
  • радиолокационная система, в состав которой входят радиолокационные станции сопровождения и обнаружения цели и наземный радиозапросчик.

Ракета 9М311 состоит из двух ступеней. Двигатель первой из них функционирует благодаря твердому топливу, обечайка же произведена из стеклопластика. У второй ступени двигателя нет, полет происходит по инерции, в хвосте находится газогенератор, благодаря которому появляются лучшие аэродинамические условия. Взрыватель является бесконтактным, его боевая часть оснащена поражающими стержневыми элементами.

6. Тактико-технические характеристики

6.1 Основные характеристики

  • Классификация: ЗПРК
  • Боевая масса, кг: 34000
  • Экипаж, чел.: 4

6.2 Размеры

  • Длина корпуса, см: 788
  • Ширина корпуса, см: 340
  • Высота, см: 402,1 — в боевом положении, 335,6 — в походном
  • База, см: 465
  • Колея, см: 326,5
  • Клиренс, см: 18 — 58

6.3 Бронирование

  • Тип брони: противопульная

6.4 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: две 2А38, калибра 30 мм
  • Тип пушки: малокалиберные нарезные автоматические пушки
  • Боекомплект пушки: 1936
  • Дальность стрельбы, м: по наземным целям – до 2000, по воздушным – зенитная управляемая ракета (2500 – 8000); пушечная – 200 — 4000
  • Другое вооружение: восемь зенитных управляемых ракет 9М311.

6.5 Подвижность

  • Тип двигателя: В-46-2с1
  • Мощность двигателя, л. с.: 710
  • Скорость по шоссе, км/ч: 65
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 по бездорожью, 40 по грунтовке
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Тип подвески: гидропневматическая индивидуальная, оснащенная системой регулировки положения корпуса
  • Преодолеваемый подъём, град.: 35°
  • Преодолеваемая стенка, см: 100
  • Преодолеваемый ров, см: 200
  • Преодолеваемый брод, см: 100.

7. Применение

«Тунгуски» использовались в ходе Чеченских войн в качестве отличного средства огневой поддержки, но не всегда использовались правильно.

8. Модификации

  • 2К22М «Тунгуска-М». Главная цель модернизации заключалась в появлении возможности борьбы с множеством малоразмерных целей. Была установлена аппаратура для коммуникации с ППРУ-1 и пунктом управления 9С482М, из-за чего появилась система распределения целей между установками и значительно возросла боевая эффективность. Кроме этого произошла замена газотурбинного агрегата на новый, с вдвое большим ресурсом. Эта модификация была взята на вооружение в 1990 году.
  • 2К22М1 «Тунгуска-М1». В войне в Персидском заливе была применена новая стратегия. Сначала наносится активный удар беспилотной авиацией за пределами действия противовоздушной обороны в целях разведки ее радиолокационных средств, после этого происходило ее разрушение. Затем начинала действовать пилотируемая авиация. По итогам этого опыта в 1992 году начались работы по дальнейшему развитию комплекса. В результате чего ЗПРК был оборудован ИК пеленгатором ракеты, улучшенной системой измерения углов качки и аппаратурой реализации и приема автоматизированного целеуказания от командного батарейного пункта. Также поменялось шасси, на новое, ГМ-3975. У вычислителя увеличились память и быстродействие. Усовершенствованные ракеты получили обозначение 9М311-1М. Произошло увеличение зоны поражения по дальности до 10 километров и помехозащищенности. Трассер заменил импульсный и непрерывный источник света. Осенью 2003 года ЗПРК был взят на вооружение. В его составе оказались машины техобслуживания и ремонта 1Р10-1М1 и 2Ф55-1М1, машина технического обслуживания 2В110-1, мастерская технического обслуживания обслуживания МТО-АГЗ-М1, ЗСУ 2С6М1 и ТЗМ 2Ф77М.

9. Варианты ракет

  • 9М311 – основной
  • 9М311К (3М87) — морской вариант 9М311. предназначенный для комплекса «Кортик»
  • 9М311-1 – для продажи зарубежным государствам
  • 9М311М (3М88) – модифицированный. Усовершенствованы тактико-технические характеристики
  • 9М311-1М – модифицированный. Предназначенный для ракеты 2К22М «Тунгуска-М1».

Практически сразу после создания знаменитой «Шилки» многие конструкторы пришли к выводу, что мощи 23-мм снарядов этого зенитного комплекса все-таки не хватает для выполнения стоящих перед ЗСУ задач, да и дальность стрельбы орудий несколько маловата. Естественно, возникла мысль попробовать установить на «Шилку» 30-мм автоматы, которые использовались на кораблях, а также другие варианты 30-мм пушек. Но она оказалась трудноосуществимой. А вскоре появилась более продуктивная идея: совместить в одном комплексе мощное артиллерийское вооружение с зенитными ракетами. Алгоритм боевой работы нового комплекса должен был быть примерно таким: он захватывает цель на дальней дистанции, опознает ее, наносит по ней удар управляемыми зенитными ракетами, а если противник все-таки ухитряется преодолеть дальний рубеж, то он попадает под сокрушительный огонь 30-мм зенитных артиллерийских автоматов.

РАЗРАБОТКА ЗПРК «ТУНГУСКА»

Разработка зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 «Тунгуска» началась после принятия ЦК КПСС и Советом Министров СССР совместного постановления от 8 июля 1970 года № 427-151. Общее руководство созданием «Тунгуски» поручили тульскому Конструкторскому бюро приборостроения, хотя отдельные части комплекса разрабатывались во многих советских КБ. В частности, Ленинградское оптико-механическое объединение «ЛОМО» производило прицельно-оптическое оборудование. Ульяновский механический завод разрабатывал радиоприборный комплекс, счетно-решающее устройство создавал Научно-исследовательский электромеханический институт, а делать шасси поручили Минскому тракторному заводу.

Создание «Тунгуски» продолжалось целых двенадцать лет. Было время, когда над ней завис «дамоклов меч» в виде «особого мнения» Министерства обороны. Получилось так, что по основным характеристикам «Тунгуска» была сравнима с принятым на вооружение в 1975 году . На целых два года финансирование разработки «Тунгуски» было заморожено. Вновь приступить к ее созданию заставила объективная необходимость: «Оса», хотя и была хороша для поражения самолетов противника, никуда не годилась при борьбе с зависшими для атаки вертолетами. А уже тогда стало ясно, что вертолеты огневой поддержки, вооруженные противотанковыми управляемыми снарядами, представляли серьезнейшую опасность для нашей бронетехники.

Основное отличие «Тунгуски» от других ЗСУ малой дальности состояло в том, что на ней размешалось как ракетное, так и пушечное вооружение, мощные оптико-электронные средства обнаружения, сопровождения и управления огнем. На ней имелись РЛС обнаружения целей, РЛС их сопровождения, прицельное оптическое оборудование, высокопроизводительная вычислительная машина, система опознавания «свой-чужой» и другие системы. Кроме того, на комплексе стояло оборудование, которое отслеживало любые поломки и сбои в аппаратуре и агрегатах самой «Тунгуски». Уникальность системы была и в том, что она была способна уничтожать как воздушные, так и бронированные наземные цели противника. Конструкторы постарались создать комфортные условия для экипажа. На машине установили кондиционер, отопитель, фильтровентиляционную установку, позволявшую действовать в условиях химического, биологического и радиационного заражения местности. «Тунгуска» получила систему навигации, топопривязки и ориентирования. Ее электроснабжение осуществляется от автономной системы электропитания, имеющей привод от газотурбинного двигателя либо от системы отбора мощности дизельного двигателя. Кстати, в ходе последующей модернизации ресурс газотурбинного двигателя был увеличен в два раза - с 300 до 600 часов. Как и у «Шилки». броня «Тунгуски» защищает экипаж от огня стрелкового оружия и мелких осколков снарядов и мин.

В качестве несущей базы при создании ЗПРК 2К22 было выбрано гусеничное шасси ГМ-352 с системой электропитания. На нем применена гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота, гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом и гидравлической натяжкой гусениц. Масса шасси составляла 23,8 тонны, и оно могло выдерживать нагрузку 11,5 тонны. В качестве двигателя применялись различные модификации дизеля В-84 жидкостного охлаждения, которые развивали мощность от 710 до 840 л.с. Все это вместе взятое позволяло «Тунгуске» развивать скорость до 65 км/ч, обладать высокой проходимостью, маневренностью и плавностью хода, что было очень кстати при ведении пушечного огня с ходу. Ракеты же по целям выпускались или с места, или с коротких остановок. Впоследствии поставки шасси для производства «Тунгусок» стало осуществлять Производственное объединение «Метровагонмаш», расположенное в подмосковных Мытищах. Новое шасси получило индекс ГМ-5975. Производство «Тунгусок» было налажено на Ульяновском механическом заводе.

В состав зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска» входят боевая машина (2С6), заряжающая машина, средства технического обслуживания и ремонта, а также автоматизированная контрольно-испытательная станция.

КАК РАБОТАЕТ «ТУНГУСКА»

Имеющаяся на машине станция обнаружения целей (СОЦ) способна обнаруживать летящие со скоростью до 500 м/с объекты на дальностях до 20 км и на высотах от 25 метров до трех с половиной километров. На дальностях до 17 км станция обнаруживает вертолеты, летящие на скорости 50 м/с на высоте 15 метров. После этого СОЦ передает данные целей на станцию сопровождения. Все это время цифровая вычислительная система готовит данные для уничтожения целей, выбирая наиболее оптимальные варианты ведения огня.

"Тунгуска" готова к бою

Уже на дистанции 10 км в условиях оптической видимости воздушная цель может быть уничтожена твердотопливной зенитной управляемой ракетой 9М311-1М. ЗУР выполнена по схеме «утка» с отделяемым двигателем и полуавтоматической радиокомандной системой управления с ручным сопровождением цели и автоматическим выводом ракеты на линию визирования.

После того как двигатель за две с половиной секунды придаст ракете начальную скорость 900 м/с, он отделяется от корпуса ЗУР. Дальше маршевая часть ракеты массой 18,5 кг продолжает полет в баллистическом режиме, обеспечивая поражение скоростных - до 500 м/с - и маневрирующих с перегрузкой 5-7 единиц целей как на встречных, так и на догонных курсах. Ее высокая маневренность обеспечена значительной способностью к перегрузкам - до 18 единиц.

Цель поражается осколочно-стержневой боевой частью, имеющей контактный и неконтактный взрыватели. В случае незначительного (до 5 метров) промаха происходит подрыв боевой части, и готовые стержневые поражающие элементы массой 2-3 г каждый образуют осколочное поле, которое и уничтожает воздушную цель. Можно представить себе объем этого игольчатого поля, если учесть, что вес боевой части составляет 9 кг. Сама ракета весит 42 кг. Она поставляется в транспортно-пусковом контейнере, масса которого с ЗУР составляет 57 кг. Такой относительно незначительный вес позволяет устанавливать ракеты на пусковые установки вручную, что очень важно в боевых условиях. «Упакованная» в контейнер ракета готова к применению и не требует технического обслуживания в течение 10 лет.

Основные характеристики ЗПРК 2К22 «Тунгуска-М 1» с ЗУР 9МЗП-1М

Экипаж, чел 4
Дальность обнаружения целей, км 20
Зона поражения целей ЗУР пушками, км
по дальности 2.5-10
по высоте 0,015-3,5
Скорость поражаемых целей, м/с
Время реакции, с 6-8
Боекомплект, ЗУР/снарядов 8/1904
Скорострельность пушек, выстр./мин.
Начальная скорость снаряда, м/с 960
Вертикальный угол обстрела из пушек, град. -9 - +87
Масса ЗСУ в боевом положении, т до 35
Время развертывания, мин. до 5
Двигатель дизель В-84
Мощность двигателя, л.с. 710-840
Максимальная скорость движения, км/ч 65

Ну а если ракета промахнулась? Тогда в бой вступает пара 30-мм двуствольных зенитных автоматов 2А38, способных поражать цели на дальностях до 4 километров. У каждого из двух автоматов имеются свой механизм подачи патронов в каждый ствол из общей патронной ленты и один стреляющий механизм ударного действия, обслуживающий поочередно левый и правый стволы. Управление стрельбой дистанционное, открытие огня осуществляется при помощи электроспуска.

Двуствольные зенитные автоматы имеют принудительное охлаждение стволов, они способны вести круговой огонь по воздушным и наземным, а иногда и надводным целям в вертикальной плоскости от -9 до +87 град. Начальная скорость снарядов - до 960 м/с. В боекомплекте имеются осколочно-фугасно-зажигательные (1524 шт.) и осколочно-трассирующие (380 шт.) снаряды, которые летят в цель в соотношении 4:1. Темп стрельбы просто бешеный. Он составляет 4810 выстрелов в минуту, что превосходит зарубежные аналоги. Боекомплект орудий составляет 1904 патрона. По отзывам специалистов, «автоматы надежны в эксплуатации и обеспечивают безотказную работу при температурах от -50 до +50 С°, при дожде, обледенении и запыленности, стрельбе без чистки в течение 6 суток с ежесуточным отстрелом до 200 патронов на автомат и с сухими (обезжиренными) деталями автоматики. Без смены стволов автоматы обеспечивают производство не менее 8000 выстрелов при соблюдении режима стрельбы 100 выстрелов на автомат с последующим охлаждением стволов». Согласитесь, эти данные впечатляют.

И все же, и все же... В мире нет абсолютно совершенной техники. И если все производители поднимают на щит исключительно достоинства своих боевых систем, то непосредственные их пользователи - армейские бойцы и командиры - больше озабочены возможностями изделий, их слабостями, ибо именно они могут сыграть самую плохую роль в реальном бою.

Мы редко обсуждаем недостатки нашего вооружения. Все, что пишется о нем, как правило, звучит в восторженных тонах. И это по большому счету правильно - солдат должен верить в свое оружие. Но начинается бой, и появляется порой разочарование, иногда весьма трагичное для бойцов. «Тунгуска», кстати, вовсе не «показательный образец» в этом плане. Это, без всякого преувеличения, совершенная система. Но и она не без недостатков. К ним можно отнести все-таки относительно малую дальность обнаружения цели бортовой РЛС, с учетом того, что 20 километров современные самолеты или крылатые ракеты преодолевают в кратчайшие сроки. Одна из самых больших проблем «Тунгуски» - невозможность применения зенитных управляемых ракет в условиях плохой видимости (задымление, туман и т.д.).

«ТУНГУСКИ» В ЧЕЧНЕ

Весьма показательны итоги применения ЗПРК 2К22 в ходе боевых действий в Чечне. В докладе бывшего начальника штаба СКВО генерал-лейтенанта В. Потапова отмечались многие недостатки реального применения зенитных пушечно-ракетных комплексов. Надо, правда, оговориться, что все это происходило в условиях партизанской войны, где многое делается «не по науке». Потапов рассказал, что из 20 «Тунгусок» были выведены из строя 15 зенитных пушечно-ракетных комплексов. Основным источником боевых повреждений явились гранатометы типа РПГ-7 и РПГ-9. Боевики вели огонь с расстояния 30-70 метров и поражали башни и гусеничные шасси. В ходе технического обследования характера повреждений ЗПРК «Тунгуска» было установлено, что из 13 проверенных боевых машин у 11 единиц оказался поврежденным корпус башни, у двух - гусеничное шасси. «42 ракеты 9М311 из 56, - подчеркивалось в докладе, - были поражены на направляющих боевых машин из стрелкового оружия и осколками мин. В результате такого воздействия на 17 ракетах сработали стартовые двигатели, но из контейнеров они не вышли. На двух БМ возник пожар и выведены из строя правые направляющие ЗУР».

«Поражение боекомплектов, - отмечалось далее в докладе, - было обнаружено на трех боевых машинах. В результате высокой температуры при возгорании топлива и короткого замыкания по цепи системы электропитания произошло уничтожение боеприпасов на одной боевой машине, а на двух других при пролете крупных осколков мин (диаметр отверстий до 3 см) через все короба артотсека, загруженные боеприпасами, произошла детонация только 2-3 снарядов. При этом личный состав расчетов не был поражен внутри боевых машин».

И еще одна интересная цитата из упомянутого доклада: «Анализ состояния автоматов 2А38 позволяет сделать вывод, что при незначительных поражениях кожухов охлаждения стрельба может вестись короткими очередями до израсходования всего боекомплекта. При многочисленных повреждениях кожухов охлаждения происходит клинение 2А38. В результате поражения датчиков начальной скорости снарядов, кабелей электроспуска, пирокассет происходит короткое замыкание по цепи 27 вольт, в результате чего выходит из строя центральная вычислительная система, при этом стрельба продолжаться не может, ремонт на месте невозможен. Из 13 боевых машин были повреждены автоматы 2А38 на 5 БМ полностью и на 4 по одному автомату.

Практически на всех БМ были повреждены антенны станции обнаружения целей (СОЦ). Характер повреждений свидетельствует о выводе из строя по вине личного состава 11 антенн СОЦ (сбиты деревьями при повороте башни) и 2 антенны повреждены осколками мин и пулями. Антенны станции сопровождения целей (ССЦ) повреждены на 7 БМ. В результате наезда на бетонное препятствие на одной БМ повреждена ходовая часть (отрыв правого направляющего колеса и первого правого опорного катка). На 12 поврежденных боевых машинах аппаратурные отсеки видимых повреждений не имеют, что свидетельствует об обеспечении живучести расчета...»

Такие вот интересные цифры. Радует здесь то, что в большинстве своем экипажи «Тунгусок» не пострадали. А вывод прост: боевые машины необходимо применять в тех боевых условиях, для действий в которых они предназначались. Тогда и проявится эффективность оружия, заложенная в него конструкторской мыслью.

Надо, правда, отметить, что любая война - это суровая школа. Тут быстро адаптируешься к реалиям. То же самое произошло и с боевым применением «Тунгусок». В отсутствие воздушного противника они стали использоваться по наземным объектам точечно: неожиданно появлялись из укрытий, наносили свой сокрушительный удар по боевикам и быстро возвращались обратно. Потери машин сошли на нет.

По результатам боевых действий были высказаны предложения по модернизации «Тунгуски». В частности, рекомендовалось предусмотреть возможность управления приводами боевой машины при отказе центральной вычислительной станции; внесено предложение изменить конструкцию аварийного люка, поскольку в боевых условиях экипаж сможет покинуть боевую машину в лучшем случае за 7 минут, что чудовищно долго; предлагалось рассмотреть возможность оборудования аварийного люка по левому борту - около оператора дальности; было рекомендовано установить слева и справа дополнительные смотровые приборы механику-водителю, установить устройства, позволяющие производить отстрел дымовых и сигнальных зарядов, увеличить мощность лампы для подсвета прибора ночного видения и обеспечить возможность наведения вооружения на цель в ночных условиях и т.д.

Как видим, нет пределов совершенствования боевой техники. Надо отметить, что «Тунгуска» в свое время была модернизирована и получила название «Тунгуска-М», была усовершенствована и ракета 9М311, получившая индекс 9М311-1М.

З.П.Р.К. "Тунгуска-М"

    Комплекс предназначен для противовоздушной обороны подразделений мотострелковых (танковых) частей и подразделений от ударов тактической и армейской авиации, вертолетов огневой поддержки, дистанционных беспилотных летательных аппаратов, а также для поражения наземных легкобронированных целей и живой силы. Он способен выполнять боевые задачи в любых климатических условиях. В состав зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска-М" входят боевая машина (2С6), заряжающая машина, средства технического обслуживания и ремонта, а также автоматизированная контрольно-испытательная станция.
    Боевая машина смонтирована на гусеничном шасси ГМ-352, имеющем регулируемый клиренс. Гидромеханическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска обеспечивают высокую проходимость, хорошую маневренность, а также плавность хода по пересеченной местности. Максимальная скорость движения по дорогам с твердым покрытием - 65 км/ч.


        Фото 1. ЗПРК "Тунгуска-М".

    Боевая работа осуществляется следующим образом. Обзор воздушного пространства ведется радиолокационной станцией кругового обзора как с места, так и в движении. После обнаружения цели опознаются. Командир зенитной самоходной установки, выбрав цель для обстрела и определив режим работы (пушечным или ракетным вооружением), передает оператору целеуказания на захват и сопровождение цели. Данные от радиолокационной станции и станции сопровождения целей поступают в центральную вычислительную систему для решения задачи управления огнем в соответствии с выбранным режимом работы. При этом происходит последовательный обстрел целей ракетами и пушечным вооружением. По результатам стрельбы командир принимает решение о переносе огня на другую цель.
    Изделие 2С6 имеет башенную установку с двумя двухствольными 30-мм автоматическими пушками 2А38М и восемью транспортно-пусковыми контейнерами с ракетами ЗУР 9М311. Наведение вооружения на цель осуществляется с помощью гидравлических силовых приводов в круговой горизонтальной и от -10 до + 87 градусов - в вертикальной плоскостях. Они поддерживают высокоточное и быстрое наведение вооружения при стрельбе с места и в движении.


Фото 2. Боевое построение ЗПРК "Тунгуска".

    Пушечное вооружение комплекса включает два двухствольных зенитных автомата 2А38М с системой управления огнем. Двухствольная схема автоматики позволяет вести огонь в интенсивном режиме с темпом стрельбы до 5000 выстр./мин. Питание автоматов - ленточное. Патронная лента снаряжается 30-мм унифицированными патронами с помощью набивной машинки.
    Зенитная управляемая ракета комплекса "Тунгуска-М" (9М311) - твердотопливная бикалиберная двухступенчатая с отделяемым двигателем. Выполнена по схеме "утка". Боевая часть ракеты - осколочно-стержневая. Она имеет контактный и неконтактный взрыватели, что обеспечивает поражение цели как при прямом попадании, так и при пролете на расстоянии до 5 м от нее.
    Ракета имеет высокую маневренность (максимальная располагаемая перегрузка до 32 g), что позволяет поражать скоростные и маневренные цели. Наведение ракет на цель - радиокомандное. Поставляется она в войска в транспортно-пусковом контейнере в снаряженном состоянии и не требует технического обслуживания в течении 10 лет. Боезапас ракет пополняется с помощью транспортно-заряжающей машины. Малый вес (до 55 кг в контейнере) позволяет заряжать ЗУР на пусковые вручную.
    В башенной установке размещаются информационные радиолокационные и оптико-электронные средства, пульты управления членов боевого расчета, цифровая вычислительная система, средства связи. Боевая машина оснащена специальным оборудованием для защиты экипажа от средств массового поражения и создания внутри башни нормальных условий обитания.


Фото 3. Стрельба ЗПРК "Тунгуска" из пушечного вооружения.

    Радиолокационные средства боевой машины включают радиолокатор обнаружения и целеуказания, систему опознавания целей, радиолокатор сопровождения целей и передачи команд на борт ракеты с дальностью до 16 км. Первый из них обеспечивает дальность действия по самолетам с эффективной площадью рассеивания один квадратный метр до 20 км, скорость кругового обзора 1 оборот/с и коэффициент подавления от "местных" предметов до 60 дБ, что полностью исключает сигналы от подстилающей поверхности и позволяет эффективно выделять подвижные цели.
    Оптико-электронная система комплекса состоит из оптического прицела с системой наведения и стабилизации линии визирования цели, имеющего восьмикратное увеличение и поле зрения 8 градусов. Аппаратура выделения координат зенитный управляемой ракеты осуществляет автоматическую выработку угловых координат ракеты относительно линии визирования цели. Она осуществляет переход на полуавтоматическое сопровождение цели на дальность до 16 км и наведение зенитной управляемой ракеты до 10 км.
    Все процессы боевой работы автоматизированы. Выбор вооружения (ракетное или пушечное) и режимы работы системы управления (радиолокационный, оптический или инерционное сопровождение в зависимости от помеховой либо метеообстановки) осуществляется центральная вычислительная машина по специальным алгоритмам. В этом случае даже экипаж средней квалификации способен успешно выполнить поставленную задача. Расчет состоит из четырех человек: командир, оператор, наводчик и механик-водитель.
    Боевая машина комплекса "Тунгуска-М" имеет систему навигации, топопривязки и ориентирования. Ее электроснабжение осуществляется от автономной системы электропитания, имеющей привод от газотурбинного двигателя либо от системы отбора мощности дизельного двигателя шасси.

Тактико-технические характеристики ЗСУ "Тунгуска-М":     Зона поражения по дальности, км:
        - ракетным вооружением: 2,5 - 8
        - пушечным вооружением: 0,2 - 4
    Зона поражения по высоте, км:
        - ракетным вооружением: 0,01-3,5
        - пушечным вооружением: 0 - 3
    Боекомплект:
        - ракет: 8 шт
        - 30-мм патронов: 1904 шт
    Дальность обнаружения, км: 18
    Дальность автоматического автосопровождения, км: 16
    Время реакции (за пролет), с: 6 - 8
    Масса боевой машина, т: 34,0