Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Теоретическое введение. Способности —это индивидуально-психологические свойства человека, которые определяют успешность выполнения определенных видов деятельности и пригодность

Эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу , во-вторых, индивидуально варьируют . Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям они не относятся: первая — по причине непсихологичности, вторая — по причине общности.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета. Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамических способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи, включенным в структуру деятельности, в динамику способности .

Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, а возможно — другие. Проблема в том, что вопреки расхожим и упрощенным бытовым представлениям, в человеческом мозге не существует однозначной и четкой локализации высших психических функций. Из одного и того же физиологического “материала” могут развиться разные психологические способности. Это определенно направленностью личности и результативностью деятельности.

У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер.

Способность и деятельность

В психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности.

Деятельностный подход

Первый подход можно условно назвать деятельностным , и за ним стоят работы многих отечественных исследователей, начиная с Б. М. Теплова. Второй подход является не менее разработанным, сочетающимся с первым, но именуется как знаниевый. Проблемы способностей также изучали А. Р. Лурия (1902-1977), П. К. Анохин (1898-1974), В. Д. Небылицин (1930-1972) и др.

Начнем с позиции Б. М. Теплова, работа которого по психологии музыкальных способностей, выполненная в 1940-х гг., не потеряла своей научной значимости, и в наши дни.

Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, на экзамене в Академию художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности. Инспектор Академии, просмотрев представленные им рисунки, заявил: “За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить”. Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь наличие определенных навыков и умений рисования. В дальнейшем Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев нужными умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в Академию. Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется.

Как отмечает А. В. Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность. Здесь можно провести аналогию с брошенным в землю зерном, превращение которого в колос возможно лишь при многих условиях, благоприятствующих его развитию. Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков , а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности заглохнут, так и не развившись. Неизвестно, сколько гениев так и не было признано обществом. Показательной может быть история жизни Альберта Эйнштейна, который в средней школе был весьма заурядным учеником.

Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Математические способности человека никак не обнаружатся, если он никогда не учил математики: их можно установить только в процессе усвоения им чисел, правил действий с ними, решения задач и т.п. Известны, например, феноменальные счетчики — лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями.

Знаниевый подход

Обратимся ко второму психологическому подходу, к пониманию связей способности и деятельности. Его главное отличие от предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании способностей к наличному уровню знаний, умений и навыков. Такой позиции придерживался советский психолог В. А. Крутецкий (1917-1989). Знаниевый подход акцентирован как бы на операциональном аспекте способностей, тогда как деятельностный выделяет динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечена только соответствующими операциями и знаниями. Так как формирование начинается не “с нуля”, оно не предопределено врожденными задатками. Соответствующие знания, навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирования и развития способностей. Поэтому многочисленные работы “знаниевого” подхода, посвящены математическим, умственным, педагогическим способностям, как правило, широко известны и перспективны.

Иерархия способностей

Способности существуют и развиваются или погибают в точно так же, как психологически “исходные” потребности, мотивы деятельности. В личности наблюдается своя динамическая иерархия способностей. В этой структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.

Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

Согласно позиции Б. М. Теплова одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень важно, что данное понятие, прежде всего качественное . В этом плане автор решительно противопоставлял свою трактовку одаренности и распространенное в западной психологии понятие “коэффициента интеллекта” как универсальной количественной меры одаренности.

Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих, например памяти и интеллекта. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некой конкретной деятельности. Поэтому общая одаренность должна быть отнесена к определенной универсальной деятельности. Таковой является вся человеческая психика, или сама жизни.

Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической, деятельности. Но такая градация деятельности условна. Так в структуру художественной деятельности входят и перцепция, и рисование, и композиция, и воображение, и многое другое, что требует соответствующего развития специальных способностей. Поэтому общие и специальные способности реально существуют в личностном, деятельностном единстве.

Высокая степень одаренности называется талантом, при описании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Это, например, выдающееся совершенство, значимость, страстная увлеченность, высокая работоспособность, оригинальность разнообразие. Б. М. Теплов писал, что талант как таковой многосторонен. По законам теории вероятностей “выдающимися” не могут быть все, поэтому в реальности талантливых людей немного.

Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.

Гения характеризуют уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей, причем иногда настолько, что представляется непонятным, даже лишним. Однозначно определить, признать кого-то гением крайне сложно. Именно поэтому “непризнанных гениев” много больше, чем они есть в действительности. Однако гении всегда были, есть и будут проявляться, поскольку необходимы обществу. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, обстоятельства, деятельности. На то они и гении.

Проблемы диагностики способностей

Проблемы диагностики способностей никогда не теряли своей актуальности. По-особому остро стоят они и в сегодняшней России в условиях модернизации образования. Обозначим лишь некоторые спорные, нерешенные вопросы, например, проблема создания элитных школ и других учебных заведений для одаренных детей. Одаренность молодых поколений — это залог достойного будущего для любой страны. Но основной вопрос в том, существуют ли в науке надежные объективные критерии одаренности. Следует сказать, что для широкомасштабных измерений таких валидных критериев в современной научной психологии нет. Но тогда их место займут полупрофессиональные, статусные, финансовые и прочие критерии детской одаренности. Быть может, целесообразнее и гуманнее вложить соответствующие усилия и средства в работу с “обыкновенными” детьми?

Способности и задатки выделяются в качестве одного из параметров целостного психического облика личности. Они дают психологическое описание человека с какой-то специфической стороны, являющейся жизненно значимой. Слова “способный” или “неспособный” широко употребляются в быту, особенно в практике обучения. Понятие способности является дискуссионным, содержит в себе непростые общечеловеческие, психологические, в том числе этические, нравственные вопросы. Это понятие пересекается со многими другими психологическими категориями и явлениями. Рассмотрим собственно психологическую трактовку способностей, которая отличается зачастую от их житейского понимания.

В современной российской школе все шире распространяется, навязывается тенденция все более ранней диагностики “специальных” способностей и склонностей учащихся. Едва ли не с первого года обучения определяется, к чему способен школьник: к гуманитарным или естественным наукам. Мало того, что за такой диагностикой нет должной научной состоятельности, она просто не этична и наносит прямой вред всему образованию, всему психическому и личностному развитию ребенка.

Однако из актуальных проблем проводимой модернизации образования в России является профилизация школьного обучения. Кто-то уже якобы доказал, что чем раньше школьник выберет профиль образования, тем лучше для него и для общества. Кто-то считает, что подросток уже способен сделать безошибочный выбор будущей профессии и будто бы в большинстве случаев это делает.

У любого человека нет более прямого и надежного пути к развитию своих способностей и личности в целом, чем общедоступное, грамотно организованное, но не облегченное и упрощенное, а оптимально напряженное, развивающее и творческое обучение.

Слово успех, если вдуматься в значение его исконного смысла, связано с понятием «успеть». «Успешный» - значит успевающий, «успевающий» - делающий что-то вовремя. Успешный человек - это человек, который ставит перед собой перспективные цели и умеет грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии . Если человек достигает поставленных целей с большим трудом, то его также можно считать успешным, но с определенными оговорками. Цена, заплаченная за такой успех, бывает порой слишком велика: тратится психическая энергия, расходуются силы и здоровье. Успех, достигнутый слишком большой ценой, не является полным. Успешные люди в глубоком понимании этого слова - это не баловни судьбы, которым все само плывет в руки, это люди, достигающие больших результатов с наименьшими затратам. Их преуспевание связано именно со способностью успевать во время, не опаздывать, с умением чувствовать ситуацию. Каждая ступенька, ведущая к поставленной цели, достигается своевременно, и это приносит чувство глубокого удовлетворения.

Обратимся к словарям. В новом словаре русского языка «успех» определяется как:

1. Удача в каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели.

2. Признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чего- либо, чьих-либо достижений.

3. Внимание общества к кому-либо, признание чьих-либо заслуг .

Словарь русского языка С.И. Ожегова содержит следующие определения:

1. Удача в достижении чего-нибудь.

2. Общественное признание .

Подлинный успех - это не только удовлетворение базовых потребностей, но ощущение развития, роста. Потому так важно ставить себе цели - чтобыбыла мотивация, было к чему стремиться, чего достигать. Удовлетворение потребностей, возможность развития и карьерного роста неразрывно связаны с профессиональной деятельностью. Кроме того, важную роль в успешности профессиональной деятельности играют способности человека, но они являются лишь одним из условий успешности. Понятие «способности» было дано в первой главе работы, хочется остановиться на уровнях развития способностей.

В отечественной психологии обычно рассматривается следующая классификация уровней развития способностей.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности. . От одаренности зависит только возможность такого успешного выполнения деятельности. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и владение соответствующими знаниями и навыками.

Иными словами, если на общие физические способности ребенка наложатся частные (например очень высокая выносливость, весьма развитая мускулатура), плюс к этому - хорошая скорость реакция, концентрация и распределение внимания, то можно уже предполагать одаренность в области бокса. И если уже на эту одаренность наложится опыт, полученный на секции бокса и разного рода соревнованиях, то ребена может стать чемпионом.

Важно понимать, что одаренность почти всегда основывается на направленности интересов человека. В каком-то смысле интерес это тоже способность: способность длительное время удерживать внимание на чем-то без видимых усилий. Интерес к тому или иному предмету может как способствовать развитию задатков, так и тормозить. Часто бывает и так, что люди без заметных задатков занимаются определенным видом деятельности лишь из-за того, что им нравится это.

Следующий уровень в классификации способностей - талант. Талант - высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Как и одаренность, талант проявляется и развивается чаще всего в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается новизной и оригинальностью подхода.

Талант - это совокупность способностей, их определенное сочетание. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Среди выдающихся талантов можно, например, найти много людей, как с хорошей, так и с плохой памятью: в творческой деятельности человека память -- лишь один из факторов, от которых зависит успешность. Но результата скорей всего не будет без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, сильной заинтересованности.

И, наконец, высшая ступень классификации - гениальность. Это высший уровень развития способностей. Гений оставляет заметный след в развитии культуры, в истории человечества. Гениальных людей очень мало. В обществе нет "гениальных должностей", то есть нельзя стать гением лишь благодаря своему социальному положению. Король или президент тоже оставляет в жизни общества след, но если не было бы его, то пришел бы другой король или президент. А "вместо" одного гения другого уже не будет. По крайней мере, какое-то время.

Способности всегда связаны с определенными видами деятельности; вне деятельности, они не существуют. Только в деятельности происходит становление, формирование и развитие способностей.

Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы .

Любую деятельность можно считать успешной или неуспешной. Но само понятие «профессиональная успешность» - многоозначно. Оно включает в себя производительность труда. Для оценки успешности имеет значение также качество продукции, безошибочность действий. В некоторых случаях, показателем успешности может служить уровень сложности решаемой задачи.

Остановимся на предпосылках успешности профессиональной деятельности.

Б.М. Теплов говорил, что успешность профессиональной деятельности зависит от индивидуальных способностей человека, описывая их таким образом.: "Способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. Однако, не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность".

У каждого человека свой, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, влияющий на её эффективность. Е.А. Климов считает, что под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности: "…индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности… Среди особенностей такого рода, составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке («А»), и особенности, противостоящие успеху («Б»). При этом необходимо подчеркнуть чисто функциональный характер этого деления, т.е. одна и та же особенность деятельности может оказаться, в одном случае, в категории «А», в другом -- в категории «Б», в зависимости от характера объективных требований. Предпочтение однообразных неторопливых и монотонных движений у инертных окажется в категории «А», например, при ручной полировке изделия, и в категории «Б», если стоит задача срочно и часто менять характер движений, например, при удержании равновесия на неустойчивой опоре... Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от каждого по способностям».

Н.В. Самоукина, давая определение термину успех, высказывается о нём следующим, образом: "Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели" .

Н.А. Лаврова, анализируя влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек - человек», показала в своём исследовании, что требования являющиеся определяющими для успешной профессиональной деятельности, более чем разнообразны. Ею установлено, что субъект трудовой деятельности как личность характеризуется определённой специфической совокупностью устойчивости личностных образований, в которую входят: мотивы, установки, направленность, способы поведения, характерологические особенности и другие структуры, определяющие своеобразие его индивидуально-психологических проявлений в профессиональной деятельности.

Таким образом, становится видно, что успех в профессиональной деятельности может быть вызван различными причинами.

Наряду с общими требованиями, каждая сфера деятельности человека предъявляет некие специфические требования к субъекту карьерных успехов. Остановимся на факторах успешности профессиональной деятельности менеджера.

Во всем мире в начале XXI века стала актуальна тенденция усиления амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и рангов). Следствием этого стало главенствовать желание быть успешными в различных областях жизнедеятельности. Молодежь уже на этапе вузовского обучения обнаруживает эту тенденцию, манифестируя и репрезентируя свои карьерные цели и намерения. Возможно, этому способствует начавшаяся в ряде последних десятилетий резкая дифференциация образовательных возможностей россиян, обусловливающая раннее включение растущей молодежи в жесткие конкурентные отношения.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро и многие пытались решить ее.

И только во второй половине прошлого века ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большим количеством людей. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Главной задачей которых становится кропотливая организация и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

Управленческая деятельность, предъявляет различные требования к своим субъектам в зависимости от ранга. Чем ниже ранг менеджера, тем в большей степени он приближен к профессиональной деятельности, тем более востребованы его профессиональные и деловые качества, определяющие профессиональную успешность и свидетельствующие о высоком уровне его профессионализма в определенной сфере. Чем выше служебный ранг менеджера, тем в большей степени его деятельность носит общественный характер, а успешность определяется способностью организовать подчиненных на выполнение конкретных профессиональных задач. Менеджеру необходимя качества, которые отражают его способность ориентироваться в сфере управляемой им деятельности и оказывать воздействие на различные группы лиц, с которыми он взаимодействует с целью решения управленческих задач.

Остановимся на тех качествах менеджера, которые позволяют ему в полной мере реализовать свои карьерные амбиции.

Во-первых, личностная составляющая. Личностная составляющая успешности менеджера включает в себя все, что характеризует кадра управленческой деятельности как индивида и личность в профессиональной деятельности, отношениях, взаимодействиях и общении.

Так, организаторские способности менеджера включают в себя умения: познавать самого себя; познавать людей по неполным данным;изучать людей в их повседневной деятельности; устанавливать и поддерживать психологический контакт с окружающими людьми; оказывать на людей воздействие; и др. В основе организаторских способностей лежат такие черты характера, как активность, самостоятельность, инициативность, решительность, определенные волевые качества, способность предвидеть результаты своей деятельности. способность профессиональный трудовой

Во-вторых, коммуникативные качества. Именно они способствуют эффективности делового взаимодействия менеджера с сотрудниками. К числу коммуникативных способностей принято относить: организованность, уверенность, независимость, умение слушать, скромность, обязательность, искренность, активность, тактичность и др. Затрудняют деловое взаимодействие следующие качества: скептицизм, застенчивость, переоценка своих возможностей, агрессивность, самодовольство, обособленность, вспыльчивость, обидчивость, недоверчивость, подозрительность, замкнутость, скрытность.

В-третьих, педагогические способности менеджера. В содержание педагогических способностей обычно включают: психологическую наблюдательность; умение проектировать личность подчиненного, видеть перспективы ее развития; педагогический такт; умение объективно оценивать уровень профессиональности подчиненных; интерес к работе с людьми; умение владеть речью и др.

Важнейшей составляющей успешности профессиональной деятельности менеджера выступает его компетентность. В науке компетентность трактуется как характеристика обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области. Поэтому компетентный -- это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, твердо держать данное слово.

Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Для всех ведущих компаний характерен принцип «не оставлять ни одного предложения, пусть даже незначительного, без ответа». С этой целью, например на фирме «Toyota» ведется ежемесячный учет предложений, которые рассматриваются на различные уровнях в зависимости от ценности предложения.

Отличным примером этого может служить также политика фирмы IBM. Два раза в год там проводятся опросы общественного мнения. Это анонимные и добровольные опросы, охватывающие почти всех сотрудников IBM. Анкета, используемая в опросах очень объемная. Вопросы охватывают самые разные стороны жизни IBM - от оценки кадровой политики и дел фирмы в целом до зарплаты и условий труда на рабочем месте. По их результатам каждый руководитель готовит план действий по устранению выявленных недостатков и согласовывает его со своими подчиненными.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации.

Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы. То есть по сути принять за аксиому теорию «Y» Дугласа Макгрегора, разработанную им в 60-х годах, первый пункт которой гласит: «Работа для человека так же естественна, как игра».

Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Анализируя, все выше сказанное, можно сделать вывод, что успешность профессиональной деятельности неразрывно связана со способностями человека. Факторы успешности многочисленны и многообразны. Можно условно выделить общие, характерные для всех профессионалов, и специальные, свойственные конкретному их уровню, факторы профессиональной успешности. Кроме того, есть ряд факторов, тормозящих карьерное продвижение специалиста. К ним можно отнести:

Физические факторы, которые обусловлены состоянием организма (дефекты органов чувств, речи, низкая работоспособность в связи с болезнью и т. д.);

Социальные, в число которых входят факторы социальной природы;

Группа психологических факторов, среди которых выделяются такие состояния, как нерешительность, опасения и иные формы страха, проблемы интеллекта, акцентуация характера неплодотворной ориентации, девиации поведения.

Так как, способность - это природное дарование, качество, позволяющее человеку добиваться поставленных целей, то многое в профессиональной деятельности, успешности карьерного роста зависит от самого человека, его желания, стремления. Способности, могут существовать только в постоянном процессе развития.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенно­сти, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой дея­тельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих спо­собностей в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характе­ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направлен­ность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышле­ния.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необ­ратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко­льном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возмож­ностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена­правленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно су­щест­вующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направ­ленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не дости­гают высокого уровня развития. Этоподтвердили и результаты диагностики творческих способ­ностей четырех-пятилетних дошкольников э/ц «Букваренок» ДДК го­рода Тольятти. Самые низкие результаты дала диагностика творческого во­ображе­ния. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для раз­вития этого компонента творческих способностей. Для исправления сущест­вующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффек­тивное развитие творческих способностей дошкольников:

1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи да­вать детям задания творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

4. Использование специальных игр, развивающих творческие способ­ности детей.

5. Работа с родителями.

Способностями называют не всякие вообще индивидуаль ные особенности , а лишь такие , которые имеют отношение к успешности выпол нения какой - либо деятельности или многих деятельное - тей .
Б. М. Теплов
Понятие " способность» не сводится
к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Б. М. Теплов

ками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием ее успешного выполнения. В более общих формулировках схожие определения способностей можно найти в работах отечественных психологов, специально исследовавших проблему способностей. Например, Н. С. Лейтес определяет способности как свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. Понимая свойства личности очень широко, К. К. Платонов считает, что способности - это те же свойства личности, но рассматриваемые в их соотношении с определенной деятельностью. В данных определениях акценты на деятельности подчеркивают одно очень важное обстоятельство: индивидуально-психологические особенности, взятые в отрыве от деятельности, не могут рассматриваться как способности. Понятие способности при этом теряет свое характерное содержание. Деятельность является для способностей не только той специфической средой, в которой они себя проявляют, но и тем обязательным условием, только при наличии которого способности формируются и развиваются.
Одним из наиболее спорных в рамках данной проблемы является вопрос об обусловленности способностей. Чем определяются способности в большей степени - врожденными индивидуальными особенностями или совокупностью социальных условий, в которых происходит формирование личности? Современная научная психология, опирающаяся на эмпирические и экспериментальные данные дает такой ответ на этот вопрос.
Во-первых, при ответе на этот вопрос необходимо строго придерживаться принятого определения понятия «способности». Из приведенных определений и пояснений к ним становится ясно, что способности включают в себя все индивидуально-психологические свойства, которые способствуют успешному овладению и выполнению данной общественно значимой деятельности - и те, которые в большей мере имеют врожденный характер (например, психический темп, переключаемость внимания, механическая память и т. д.), и те, которые в большей мере являются результатом воспитания и социального влияния (например, интересы и ценности). В целом можно сказать, что, конечно, каждый человек рождается с определенным индивидуальным набором врожденных свойств, определяющих особенности его психической активности. Однако эти врожденные свойства еще не являются способностями, поскольку они не включены ни в какие виды человеческой деятельности (со всеми ее специфическими атрибутами - осознанностью, целенаправленностью и т, д.). Врожденные свойства являются только некоторыми предпосылками к выполнению той или иной деятельности, содержание которой задается конкретными культурно-историческими условиями.
Врожденные индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие овладению или выполнению деятельности, являются, следовательно, не способностями, а задатками. По Б. Г. Ананьеву, задатки наряду с темпера-



Глава 9. Деятельность и способности


Способности - это
такая совокупность
(врожденных и
приобретенных )
индивидуально - психологических функциональных свойств , которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями , умениями и навыками , суще ственно важными для данной продуктивной деятельности , и является внутренним условием ее успешного выполнения .

ментом представляют собой результат высшей интеграции так называемых индивидных характеристик человека - возрастных, половых, конституциональных характеристик, ней-родинамических свойств мозга, функциональных отношений между большими полушариями, а также вторичных от перечисленных психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т. д.) и структуры органических потребностей (Ананьев Б. Г., 1977). Задатки определяются наследственными факторами и факторами внутриутробного развития, которые в совокупности и составляют группу врожденных факторов.
На роль наследственных факторов в формировании способностей указывают следующие факты. Выяснилось, например, что разлученные при рождении и выросшие в разных условиях однояйцевые близнецы по своему умственному развитию были друг к другу ближе, чем разнояйцевые, вос- питывавшиеся вместе. Было обнаружено также, что умственные способности взрослых людей, бывших приемными детьми, усыновленными при рождении, больше приближались к умственным способностям именно биологических, а не приемных родителей. Интерпретация этих фактов не может быть однозначной по ряду причин. Наличие врожденных задатков не исключает тезиса о решающей роли социального фактора в формировании способностей. Только что приведенные факты коротко можно объяснить, в частности, тем, что обнаруживающиеся в раннем детстве интеллектуальные задатки в силу универсальной ценности интеллекта в любой культуре получают одобрение, подкрепление и создание для их превращения в способности соответствующих межличностных или социальных условий просто по принципу обратной социальной связи. Таким образом, для того чтобы задатки превратились в способности, необходима встреча врожденных качеств с определенными социальными условиями.
Во-вторых, в отечественной психологии общепризнанным считается тезис о том, что способности формируются в деятельности. Даже при наличии определенных задатков способности к данной деятельности просто по определению не могут успешно развиваться вне процесса ее выполнения и овладения ею. Доказательства этого тезиса лежат в двух взаимоподкрепляющих плоскостях - методологической и эмпирической, экспериментальной.
С точки зрения методологии, абстрактная деятельность вместе с ее структурой и функциональной организацией существует только в теории. В реальной жизни деятельность как форма человеческой активности воплощается в конкретных исторически обусловленных и общественно значимых видах. Например, способности составления программ для компьютеров не могли сформироваться и обнаружиться до появления самих компьютеров.
В экспериментальных исследованиях также была подтверждена значимая роль деятельности в развитии способностей. А. Р. Лурия несколько пар 5-6-летних детей - однояйцевых близнецов - разделил на две группы. Каждая группа в течение трех недель была занята конструированием моделей из мелких дере-


9.4. Деятельность и способности 193


Какие труды, такие и плоды ,
Русскаяпословица

вянных деталей. Инструкции по конструированию в группах отличались друг от друга. В одной группе дети по заданным детально прорисованным образцам составляли просто копии построек. В другой образцы были оформлены так, что дети должны были сами догадываться, из каких элементов состоит постройка. Результатом этого эксперимента было то, что даже спустя полтора года дети из второй группы, накопившие в эксперименте опыт мысленного манипулирования визуальными элементами, лучше своих однояйцевых братьев из другой группы справлялись не только с задачами на аналогичное конструирование, но и с другими зрительными головоломками и задачами на мысленную пространственную трансформацию. Практический вывод для педагогики здесь можно сформулировать следующим образом: не только способности к данной деятельности, но и общие способности могут успешно развиваться только в условиях конкретной самостоятельной деятельности, но никак не путем усвоения только теоретических принципов этой деятельности.
Упомянув об общих способностях, мы затронули еще один важный вопрос в рамках проблемы способностей - вопрос о так называемых общих и специальных способностях.
Под общими способностями в психологии понимается такая совокупность индивидуально-психологических качеств человека, которая отвечает требованиям широкого класса деятельностеЙ и позволяет успешно решать разнообразные задачи. Чаще всего исследование общих способностей сопряжено с исследованием интеллекта. Однако понятие общих способностей не тождественно понятию интеллекта, поскольку включает в себя помимо умственной, ментальной сферы и другие индивидуальные свойства.
Интеллект - это относительно устойчивая структура именно умственных способностей. Его часто отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т. д. (Психология: Словарь, 1990). Общие же способности определяются не только интеллектом, но и такими свойствами, как обучаемость и креативность (Дружинин В. Н., 1999).
Еще в начале XX в. английский исследователь Чарльз Спирмен в результате применения специальных математических процедур обработки статистических данных об умственных способностях людей выделил так называемый общий фактор (или общую способность), который он обозначил буквой G(от англ. general). Этот фактор способствует успешности выполнения различных по содержанию тестов. Те психологические факторы, которые способствуют успешному выполнению отдельных тестов, он назвал специальными факторами (или специальными способностями), которые получили обозначение S(от special).
В дальнейших исследованиях других авторов было обнаружено, что общие способности сами состоят из ряда факторов, т. е. определяются совокупностью определенных психических, главным образом познавательных качеств. В различных моделях интеллекта таких факторов насчитывается от семи (модель Л. Терстоуна) до 120 (модель Дж. Гилфорда). В простейшей модели Л. Терсто-уна это: словесное понимание (способность оперировать значениями слов), ре-



Глава 9. Деятельность и способности


Под общими способ ностями в психологии понимается такая совокупность индиви дуально - психологиче ских качеств человека , которая отвечает требованиям широкого класса деятельностей и позволяет успешно решать разнообразные задачи .
Обучаемость - скорость и объем возрастания эффек тивности деятельности (в том числе и интеллектуальной ) под влиянием обучаю щих воздействий .

чевая беглость (способность оперировать собственно словами), числовой фактор (скорость и точность арифметических действий), пространственный фактор (мысленное манипулирование зрительными представлениями), ассоциативная память, скорость восприятия, индуктивный фактор (способность к индуктивному выводу).
Получившие широкое распространение тесты умственных способностей фактически оценивают интеллектуальные возможности человека только как часть его общих способностей.
Под обучаемостью понимают общую способность к усвоению новых знаний и способов деятельности. Обучаемость - это скорость и объем возрастания эффективности деятельности (в том числе и интеллектуальной) под влиянием обучающих воздействий. В качестве критериев обучаемости выступают 1) количество дозированной помощи, в которой нуждается ребенок (со стороны учителя); 2) возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания (М. А. Холодная).
Важным компонентом общих способностей является и так называемая креативность («творческость»). Креативность -
это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (М. А. Холодная). Это - способность привносить нечто новое в опыт, осознавать пробелы и противоречия, отказываться от стереотипных способов мышления. Это скорость порождения новых идей в единицу времени, способность производить «редкие» идеи, умение в простом видеть сложное и наоборот. Следует подчеркнуть, что чрезмерное и однобокое поощрение оригинальности мышления не обязательно способствует развитию креативности, оно может даже оказаться вредным, поскольку в отрыве от иных компонентов общих способностей будет препятствовать усвоению необходимых устоявшихся знаний и умений, а в ряде случаев укреплять «оригинальничание» как проявление личностной гиперкомпенсации как раз интеллектуальной несостоятельности либо психической неадекватности (М. А. Холодная).
С понятием «способности» тесно связано понятие одаренности. Именно при исследовании одаренных детей подтверждается тезис о том, что для формирования и развития способностей врожденных задатков еще недостаточно и что важную роль здесь играет интенсивная, основанная на глубоком интересе, постоянная деятельность в какой-то одной или нескольких сферах, а также наличие определенных личностных особенностей, способствующих этому. Одаренных детей помимо способности к сосредоточению внимания, быстроты мыслительных процессов, повышенных возможностей анализа и обобщения отличает также энергичная любознательность, особая настроенность на познавание, на умственную работу (Н. С. Лейтес). В исследованиях американских ученых Абрахама, Кларка, Челлинждера, Ньюланда было обнаружено, что одаренные дети помимо превосходных интеллектуальных способностей характеризуются тем,


Резюме 193
что они склонны к соревновательности и независимости, отличаются более высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны..., упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость (Одаренные дети, 1991).


Креативность - способность порож дать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламенти - рованных условиях деятельности .

Специальные способности - это такие индивидуально-психологические особенности, которые способствуют успешному овладению и выполнению какого-то конкретного вида деятельности. Сразу же следует отметить, что специальные способности (например, музыкальные) - это не некая единственная монолитная способность, это тоже совокупность множества определенных психических свойств, обеспечивающих в своем функциональном единстве успешность выполнения именно данного вида деятельности.
Так, например, способность к умственному труду, по данным Р. Шпфельбу-ша, содержит следующие компоненты: способность понимать идеи и выражать в словах свои мысли; богатство словаря; способность предвидеть, планировать действия; способность использовать свой опыт; память; быстрые и точные счетные операции; способность улавливать пространственные отношения; умение усматривать сходство и различие (К. К. Платонов).
В структуре организаторских способностей Л. И. Уманский перечисляет 18 психологических качеств: от способности заряжать своей энергией других людей, понимать и верно реагировать на их психологию до общительности, настойчивости, работоспособности, активности и организованности как способности организовать самого себя,
Успешность педагогической деятельности определяется помимо всего прочего конструктивными, организаторскими, коммуникативными способностями, педагогическим тактом, интересом и любовью к детям, доступностью и общительностью, выдержкой, умением работать коллегиально, личным педагогическим мастерством, изобретательностью и выдумкой в работе и рядом других общечеловеческих качеств (К. К. Платонов).
Как видно из изложенного, успешность в любой специфической деятельности обусловлена наличием как специальных, так и общих способностей, но самое главное - выполнением самой деятельности, интересом к ней, настойчивостью, упорством и терпением.
Резюме



Категория деятельности в психологии используется в двух аспектах - как принцип объяснения возникновения психических образований и как понятие, описывающее целенаправленную, осознанную и мотивированную активность человека. Деятельность как принцип используется для утверждения о том, что психические образования представляют собой идеальные следы


Глава 9. Деятельность и способности
(«превращенные формы») взаимодействий организма с объектами окружающего мира. Деятельность как мотивированную, целенаправленную активность можно представить как имеющую определенную уровневую организацию -собственно деятельность, которая инициируется и направляется мотивом, действие как фрагмент (этап) деятельности, направляемый промежуточной целью, и операция - система движений, обусловленная условиями выполнения действия. Любая деятельность разворачивается по определенной, общей для всех видов деятельности схеме. Основными компонентами деятельности являются; мотив, генеральная цель, анализ наличной ситуации, обращение к прошлому опыту, выбор конкретных целей для осуществления действий, выбор средств, принятие решения, осуществление операций, получение результата, сличение полученного результата с желаемым, в случае их совпадения - прекращение данной деятельности, при их несовпадении, но сохранении мотива - внесение коррективов в осуществление деятельности и повторное ее исполнение. Все индивидуальные психологические особенности человека, способствующие успешному выполнению общественно значимой деятельности называются способностями. Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков - наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.
Вопросы и задания для самоконтроля

Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. На обыденном уровне, на уровне здравого смысла, очевидно, каждый ясно представляет себе, что стоит за словом «общение». Однако какой смысл имеет данное понятие в научной психологии?
В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Само общение, на уровне дефиниции, определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности. Наиболее распространенные определения общения [Психология: Словарь, 1990], отражающие эту позицию, констатируют, что общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности или, в несколько иной редакции, определяют общение как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности (везде выделено мной. - А. Р.). Таким образом, видим, что общение рассматривается как понятие, подчиненное деятельности, вторичное по отношению к категории «деятельность».


Глава 10. Общение
Не стоит думать, что такое представление об общении характерно лишь для периода абсолютного господства деятельностной парадигмы в отечественной психологии. Тенденция выводить общение из деятельности, являясь достаточно устойчивой традицией марксистской психологии (а ее корни мы можем увидеть еще в работах Ф. Энгельса), сохраняется и поныне. В современных работах эта традиция находит свое выражение в достаточно прямых и недвусмысленных положениях о том, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, по они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев). При этом подчеркивается, что целесообразно понимать связь деятельности и общения в двух планах: общение может рассматриваться и как сторона совместной деятельности, и как ее продукт. Не-

Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием её успешного выполнения. .

Отдельные способности человека ещё не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез способностей. В этом синтезе отдельные способности объединяютсявокруг определённого, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности.

Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности в обыденном сознании очень часто отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творче­ство", "творческая деятельность".

Рассмотрим понятие творчество в интерпретации различных авторов.

Дружинин В.Н. определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя.

Советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог Бехтерев В. И. трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.

В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Таким образом, в общем виде понятие творчество выглядит следующим образом. Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И. В. определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное.

Доктор психологических наук Крутецкий В. А. связывает творческие способности с созданием нового, с нахождением новых способов выполнения деятельности.

В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода».

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаётся до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности кс творческой деятельно­стью, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, извест­ный амери­канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече­ского интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким ти­пом мыш­ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина­цииизэлемен­тов,которыебольшинстволюдей знают ииспользуют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо­бенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2 . Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с обще­принятыми).4.Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему за­конченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся учёных, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно­шении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8.Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение .

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль­ного замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории:

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как чело­век имеет о ней чёткое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3.Надситуативно–преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия,в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры­тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про­анализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Учёные и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос­питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго­ритм решения изобретательских задач) считают, что один из ком­понентов творческого по­тенциала человека составляют следующие способности: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, высокие эстетические ценности, развитая интуиция.

Таким образом, анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав­ляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на раз­личие подхо­дов к их определению,исследователи единодушно выделяют творческое во­ображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты твор­ческих способностей. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления.