Устав организации объединенных наций. Уведомление о созыве. Уведомление о заявлениях

СОСТАВ

Статья 9

  1. Генеральная Ассамблея состоит из всех Членов Организации.
  2. Каждый Член Организации имеет не более пяти представителей в Генеральной Ассамблее.
ФУНКЦИИ и ПОЛНОМОЧИЯ

Статья 10

Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом, и, за исключениями, предусмотренными статьей 12, делать рекомендации Членам Организации Объединенных Наций или Совету Безопасности или и Членам Организации и Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

Статья 11

  1. Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации Членам Организации или Совету Безопасности или и Членам Организации и Совету Безопасности.
  2. Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым Членом Организации или Советом Безопасности или государством, которое не является Членом Организации, в соответствии с пунктом 2 статьи 35, и за исключениями, предусмотренными статьей 12, делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам или Совету Безопасности или и Совету Безопасности и заинтересованному государству или государствам. Любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности до или после обсуждения.
  3. Генеральная Ассамблея может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности.
  4. Полномочия Генеральной Ассамблеи, изложенные в настоящей статье, не должны ограничивать общего смысла статьи 10.

Статья 12

  1. Когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него настоящим Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом.
  2. Генеральный Секретарь, с согласия Совета Безопасности, уведомляет Генеральную Ассамблею на каждой ее сессии о всех вопросах, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности, и таким же образом уведомляет Генеральную Ассамблею, а если Генеральная Ассамблея не заседает, то Членов Организации, немедленно, как только Совет Безопасности прекратит рассмотрение таких вопросов.

Статья 13

  1. Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях: a) Содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации; b) Содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
  2. Дальнейшие обязанности, функции и полномочия Генеральной Ассамблеи в отношении вопросов, упомянутых выше в пункте 1b , изложены в Главах IX и X.

Статья 14

С соблюдением положений статьи 12, Генеральная Ассамблея уполномочивается рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, включая ситуации, возникающие в результате нарушения положений настоящего Устава, излагающих Цели и Принципы Объединенных Наций.

Статья 15

  1. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности; эти доклады должны включать отчет о мерах по поддержанию международного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял.
  2. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организации.

Статья 16

Генеральная Ассамблея выполняет в отношении международной системы опеки такие функции, которые возложены на нее на основании Глав XII и XIII, включая утверждение соглашений по опеке для территорий, не относящихся к числу стратегических.

Статья 17

  1. Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет Организации.
  2. Члены Организации несут ее расходы по распределению, установленному Генеральной Ассамблеей.
  3. Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями, упомянутыми в статье 57, и проверяет административные бюджеты таких специализированных учреждений с той целью, чтобы сделать рекомендации заинтересованным учреждениям.
ГОЛОСОВАНИЕ

Статья 18

  1. Каждый Член Генеральной Ассамблеи имеет один голос.
  2. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти вопросы включают: рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов Экономического и Социального Совета, выборы членов Совета по Опеке, в соответствии с пунктом 1с статьи 86, прием новых Членов в Организацию Объединенных Наций, приостановление прав и привилегий Членов Организации, исключение из Организации ее Членов, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, и бюджетные вопросы.
  3. Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в две трети голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.

Статья 19

Член Организации, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма его задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому Члену Организации участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по не зависящим от него обстоятельствам.

ПРОЦЕДУРА

Статья 20

Генеральная Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на такие специальные сессии, которых могут потребовать обстоятельства. Специальные сессии созываются Генеральным Секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства Членов Организации.

Статья 21

Генеральная Ассамблея устанавливает свои собственные правила процедуры. Она избирает своего Председателя на каждую сессию.

Статья 22

Генеральная Ассамблея уполномочивается учреждать такие вспомогательные органы, которые она сочтет необходимыми для осуществления своих функций.

Одно из наиболее влиятельных международных учреждений. Решение многих ключевых вопросов, отражающих мировые политические и экономические процессы, происходит на уровне

В состав ООН входят почти все суверенные государства мира. На дипломатическом уровне отмечается даже День Организации Объединенных Наций. Как образовалась данная структура? Какие страны инициировали создание ООН? Какого рода задачи была призвана решать данная организация исторически и в каких направлениях она работает сейчас?

ООН: общие сведения

Организация Объединенных Наций - одна из крупнейших международных структур, основная задача которой - поддержание мира и безопасности на глобальном уровне, а также способствование развитию сотрудничества между странами. Ключевой документ, в котором отражаются принципы деятельности ООН - Устав. В нем говорится, в частности, о том, что цели Организации Объединенных Наций - это предотвращение угроз миру, а также их устранение, осуществление процедур улаживания конфликтов мирными средствами, стимулирование выстраивания дружественных взаимоотношений между народами мира, исходя из равноправия и самоопределения наций. Также в Уставе сказано, что ООН стремится развивать сотрудничество между странами в экономических, социальных аспектах, культурной, а также гуманитарной сферах.

В ООН входят 193 страны. В состав ООН могут входить только те государства, что признаны на международном дипломатическом уровне. Если этот критерий соблюден, если страна определена структурами ООН как "миролюбивая", готовая принять на себя обязательства Устава и способная их выполнять, то дверь в Организацию для нее открыта. Прием новых стран в состав ООН осуществляется Генеральной Ассамблеей при участи Совета Безопасности. При этом пять государств, постоянно присутствующих в СБ, могут наложить вето на решение Ассамблеи о принятии в состав ООН нового государства.

Отметим, что государства также могут иметь статус не только члена ООН, но также и наблюдателя. Как правило, он предшествует последующему вступлению страны в Организацию. Статус наблюдателя государств получает по факту голосования в Генеральной Ассамблее. Для утверждения решения необходимо большинство голосов. Особенность статуса наблюдателя ООН в том, что им могут быть также и Вместе с тем известно, что таковыми в течение некоторого времени были вполне суверенные державы - Австрия, Финляндия, Япония. Впоследствии они приобрели статус полноправного члена ООН.

Деятельность ООН

Какова практическая роль Организации Объединенных Наций в процессах, происходящих на планете? В числе ключевых направлений - миротворческая деятельность. Она может выражаться в следующих активностях:

Изучение конфликтных инцидентов, инициирование переговоров с участвующими в них сторонами;

Проверка исполнения договоренностей, предписывающих прекращение огня;

Активности, связанные с поддержанием порядка, выполнения норм закона;

Помощь гуманитарного характера;

Мониторинг конфликтных ситуаций.

В числе возможных инструментов ООН в данном направлении - проведение миротворческих операций. Интересен тот факт, что сведений о таковых нет в Уставе ООН. Организация Объединенных Наций может соответствующие операции инициировать исходя из своих целей и принципов. Так или иначе, варианты практического разрешения конфликтов - в компетенции Совета Безопасности ООН. Эта структура решает, как именно организовывать миротворческий процесс, а также как осуществлять мониторинг реализации принятых решений.

Другое важное направление деятельности ООН - мониторинг ситуации с соблюдением прав человека. Как мы уже отметили выше, Организация Объединенных Наций в 1948 году издала соответствующую Декларацию. После разработки этого документа Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала государствам, входящим в организацию, способствовать распространению основных положений Декларации, особое внимание уделить опубликованию соответствующих сведений в учебных заведениях.

Организация Объединенных Наций активно занимается вопросами оказания гуманитарной помощи. Поводом для проведения мероприятий такого типа могут быть природные катаклизмы, военные конфликты, кризисы. Помощь может быть оказана как в аспекте поставок предметов первой необходимости, так и в плане содействия восстановлению экономики, системы здравоохранения, образования.

многостороннее международное соглашение, разработанное ведущими державами антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобританией, Францией и Китаем) в годы Второй мировой войны и принятое единогласно на Конференции в Сан-Франциско представителей 50 стран 25 июня 1945 г. Вступил в силу 24 октября 1945 г. Устав состоит из преамбулы, 19 глав, 111 статей и Статута Международного Суда ООН. В Уставе сформулированы основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех его членов; единогласие великих держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН (право вето); добросовестное выполнение всеми членами принятых на себя обязательств; мирное разрешение международных споров; отказ членов ООН от угрозы силой или применения силы против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства; оказание помощи ООН в действиях по применению принудительных мер к агрессору; невмешательство ООН во внутренние дела государств. Устав регулирует порядок приема и членства в ООН; структуру и компетенцию главных органов (Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и социального совета. Совета по опеке. Международного Суда и Секретариата); права на создание вспомогательных органов, которые окажутся необходимыми (ст. 7); мирное разрешение международных споров; действия Объединенных Наций в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии; правовой статус региональных международных организаций и соглашений и другие вопросы деятельности ООН.

Отличное определение

Неполное определение

УСТАВ ООН

многостороннее международное соглашение, разработанное ведущими державами антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобританией, Францией и Китаем) в годы второй мировой войны и единогласно принятое представителями 50 стран на Конференции в Сан-Франциско 25 июня 1945 г. После ратификации большинством подписавших его государств, в том числе и 5 постоянными членами Совета Безопасности, 24 октября 1945 г. У. ООН вступил в силу. Эта дата ежегодно отмечается как День ООН.

У. ООН состоит из преамбулы, 19 глав, 111 статей и Статута Международного суда ООН. В нем сформулированы основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех его членов; единогласие великих держав - постоянных членов Совета Безопасности (СБ) ООН (право вето); добросовестное выполнение всеми членами принятых на себя обязательств; мирное разрешение международных споров; отказ членов ООН от применения в международных отношениях угрозы силы против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства; оказание помощи ООН в действиях по применению принудительных мер к агрессору; невмешательство ООН во внутренние дела государств.

У. ООН регулирует порядок приема и членства в ООН; структуру и компетенцию главных органов (Генеральной Ассамблеи, СБ. Экономического и Социального совета, Совета по опеке, Международного суда и Секретариата); права на создание вспомогательных органов, которые окажутся необходимыми (ст. 7); мирное разрешение международных споров; действия Объединенных Наций в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии, правовой статус региональных международных организаций и соглашений и другие вопросы деятельности ООН.

Ст. 103 У. ООН определяет его высшую юридическую силу. "В том случае, - записано в ней, - когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу". В целях контроля все члены ООН должны регистрировать в Секретариате все свои международные договоры, заключенные после вступления в ООН.

У. ООН отличается своей стабильностью. Его нормы почти не менялись за более чем полувековую историю. Поэтому в нем есть и устаревшие нормы о вражеских государствах (ст. 107), об исчерпавшем свои функции Совете по опеке и др. У. ООН предусматривает возможность внесения поправок и других изменений. При этом поправки вступают в силу после принятия 2/3 голосов членов Генеральной Ассамблеи и ратификации голосовавших государств, включая всех постоянных членов СБ. До настоящего времени были внесены поправки только к четырем пунктам У. В основном они касались расширения состава СБ и Экономического и социального совета.

Организация Объединенных Наций (ООН) - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г.

На Конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г. На данный момент в ООН состоят 192 государства. Последним членом ООН стала Черногория в соответствии с Резолюцией 60/264 Генеральной Ассамблеи от 28 июня 2006 г.

Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.

ООН преследует следующие цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;

2) развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;

4) быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.

Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:

1) суверенное равенство членов ООН;

2) добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН;

3) разрешение международных споров мирными средствами;

4) отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН;

5) невмешательство во внутренние дела государств;

6) оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов.

При этом, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103 Устава).

Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в Конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 г., подписали и ратифицировали Устав ООН.

Членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

В случае принятия Советом Безопасности против какого-либо члена ООН принудительных мер Генеральная Ассамблея, по рекомендации Совета Безопасности, вправе приостанавливать осуществление прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государство, систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

В настоящее время ООН продолжает оставаться главным инструментом поддержания международного мира и безопасности; в рамках ООН разрабатывается большое число международных договоров, принимаются решения по разблокированию международных конфликтов и обеспечению правопорядка и законности в международных отношениях.

Система органов ООН. Существует шесть главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.

1. Генеральная Ассамблея состоит из всех государств - членов ООН. Делегация каждого государства - члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.

Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.

Генеральная Ассамблея, в частности:

1) рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности;

2) избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;

4) совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН;

5) координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;

6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН. Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии

Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в октябре - марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий.

Имеется семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН: Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет), Специальный

политический комитет; Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет); Комитет по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет); Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет); Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет); Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).

Помимо главных комитетов Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий.

2. Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей ООН на два года без права немедленного переизбрания.

Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.

Стороны спора, продолжение которого может угрожать международному миру или безопасности, вправе самостоятельно принять решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности. Однако если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он может рекомендовать такие условия разрешения спора, какие сочтет подходящими.

Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором оно является стороной, если в отношении этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров.

Кроме того, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он сочтет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.

Глава VIII. Право международных организаций

Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов Организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы.

При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности.

Каждое государство - член Совета Безопасности имеет в нем одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.

Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается непринятым (право вето).

15 сентября 2004 г. тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сделал заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза. Согласно одному из предложенных К. Аннаном планов Япония, Германия, Бразилия и Индия могут стать постоянными членами Совета Безопасности. В то же время согласно другому плану новые члены Совета Безопасности будут переизбираться через определенный срок. Остальные непостоянные члены будут меняться раз в два года по принципу регионального представительства.

Бразилия, Германия, Индия и Япония уже с середины 1990-х гг. настаивали на реформе ООН и расширении Совета Безопасности. Тогда

§ 7. ООН: устав, цели, принципы, членство

же Индонезия заявила, что она должна быть представлена в Совбезе как самая населенная (230 млн человек) мусульманская страна планеты. А Италия выступила с предложением предоставить постоянное место всему Евросоюзу с правом передачи полномочий от одного государства ЕС другому.

О своих претензиях заявили и три африканские страны - ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. В мае 2005 г. они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нем постоянно, - с пяти до 11. Кроме самих инициаторов реформы на постоянное членство рассчитывали два африканских государства. Наиболее вероятные кандидаты - Египет, Нигерия и ЮАР.

Предлагалось также дополнительно ввести четыре места непостоянных членов Совбеза, которые будут избираться «по принципу ротации» от Азии, Африки, Карибского бассейна, Латинской Америки и Восточной Европы.

Против расширения СБ выступали Китай и США. Вашингтон в принципе возражает против увеличения числа членов Совбеза, так как это затруднит процесс принятия решений. Пакистан категорически против членства в Совете своего геополитического противника - Индии, Китай по этой же причине не хочет видеть в Совбезе Японию.

8 кругах ООН получила хождение и другая соперничающая инициатива пяти стран (Италия, Пакистан, Канада, Испания и Мексика). Они предложили ограничиться открытием дополнительно 10 мест непостоянных членов СБ.

9 июня 2005 г. на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН «четверкой» внесен скорректированный проект резолюции, по которому новые постоянные члены Совбеза ООН будут лишены права вето на ближайшие 15 лет.

Вопрос расширения СБ ООН был неофициально обсужден также на саммите «большой восьмерки» 6-8 июля 2005 г. в Глениглз (Шотландия).

По состоянию на 2008 г. реформирования СБ ООН не произошло.

Совет Безопасности часто подвергается критике из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее какой-либо ущерб стране - постоянному члену, может быть заблокировано, а непостоянные члены помешать этому не могут.

3. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей. 18 членов ЭКОСОС избираются ежегодно сроком на три года.

Глава VIII. Право международных организаций

ЭКОСОС уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и другим вопросам.

2) готовить проекты конвенций по вопросам своей компетенции;

3) заключать соглашения с различными специализированными учреждениями системы ООН и других международных организаций;

4) созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию;

5) осуществлять иные действия, предусмотренные Уставом ООН. Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются

Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает в себя следующие функциональные комиссии: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по положению женщин, Комиссию по наркотическим средствам. Кроме того:

1) пять региональных экономических комиссий (для Европы, для Азии и Тихого океана, для Африки, для Латинской Америки, для Западной Азии);

2) шесть постоянных комитетов (по программе и координации, по природным ресурсам, по транснациональным корпорациям и др.);

3) ряд постоянных экспертных органов по таким вопросам, как предупреждение и борьба с преступностью, международное сотрудничество в вопросах налогов и др.

При ЭКОСОС имеют консультативный статус более 600 неправительственных организаций по вопросам, входящим в компетенцию

Сферой деятельности ЭКОСОС является рассмотрение следующих вопросов:

Состояние мирового экономического и социального положения и международная торговля;

Проблемы окружающей среды;

Вопросы оказания экономической и научной помощи развивающимся странам, а также аспекты состояния в них продовольственной проблемы;

§ 7. ООН: устав, цели, принципь, членство

Состояние проблем социально-экономической статистики, народонаселения и природных ресурсов;

Проблема планирования и мобилизации финансовых ресурсов, а также роли государственного и кооперативного секторов в экономике развивающихся стран;

Проблемы регионального сотрудничества.

О важности задач, рассматриваемых и решаемых ЭКОСОС, говорит тот факт, что на деятельность его персонала, а также на реализацию принимаемых программ приходится 70% всех выделенных бюджетных источников финансирования ООН.

Деятельность ЭКОСОС основана на принятой Генеральной Ассамблеей ООН Декларации и Программе действия по новому международному экономическому порядку в 1974 г.

Впервые требование об установлении нового международного порядка было выдвинуто на IV конференции в верхах неприсоединившихся стран в 1973 г. в Алжире. Суть этой концепции сводится к признанию формы борьбы развивающихся стран за экономическое освобождение, за устранение в мировой системе неравноправия и несправедливых отношений между развитыми и развивающимися странами.

С момента принятия Декларации и Программы как сама проблема, так и стратегические задачи перестройки международных отношений на справедливой основе стали главной темой в работе ЭКОСОС, его органов и организаций. Так, например, Советом были разработаны и реализованы Программы десятилетий (1970-1980; 1980-1990; 1991-2000) с ориентацией на развивающиеся страны.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - международный орган, призванный регулировать всемирные торговые отношения. Дело в том, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), созданное после Второй мировой войны, действовало до 1997 г. вне рамок ООН. Поэтому многие страны поставили перед ООН задачу создать в его структуре более независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 г. была создана Комиссия по торговле и развитию как автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области. Главный орган ЮНКТАД - конференция, которая собирается на сессии дважды в год. Секретариат расположен в Женеве. Чаще созываются сессии комитетов Совета по торговле и развитию: по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству,

Глава VIII. Право международных организаций

передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и др.

Особое место в системе органов ООН занимают специальные программы:

Программа развития ООН;

Программа ООН по окружающей среде;

Программа Университета и Института ООН;

Программа Детского фонда ООН.

Последняя была учреждена решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1965 г. Ее деятельность финансируется за счет добровольных взносов государств и координируется Советом управляющих, в который входят представители около 50 государств, избираемых ЭКОСОС сроком на три года.

В настоящее время Программа развития ООН (ПРООН) - это влиятельнейшая международная организация, имеющая свои представительства в более чем 100 странах мира, которые подготавливают рекомендации для оказания финансовой помощи развивающимся государствам. Конкретная помощь ПРООН предоставляется по пятилетним планам и по конкретным проектам. При этом доля финансирования со стороны может колебаться от 50 до 100%, в зависимости от уровня развития конкретного государства, нуждающегося в такой помощи. Сильны связи ПРООН с Международным банком реконструкции и развития, с которым она координирует на практике свою деятельность. В ведении Совета управляющих ПРООН действуют несколько автономных добровольных фондов помощи, наиболее крупный из них - это фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

Комиссия по промышленному развитию развивающихся стран (ЮНИ-ДО) в составе образующих ее секций занимается координированной и разрабатывающей проектной работой для стран Азии, Африки, Латинской Америки в области подготовки для них кадров по всем отраслям экономики. В 1987 г. она серьезно реорганизована с целью повышения эффективности ее работы на местах. Так, учрежден Консультативный комитет представителей на местах (ККПМ) для разработки и формулирования руководящих принципов в области отбора, классификации, найма, назначения, размещения, предоставления отчетности, управления и оценки деятельности старших советников по промышленному развитию в регионах (СПИДФА). Далее, значительно повышена оперативная гибкость ЮНИДО, чему способствовало создание Секции комплексных промышленных проектов. Главная функция этого нового подразделения состоит в разработке, координации и контроле за осу

§ 7. ООН: устав, цели, принципь, членство

ществлением отдельных крупномасштабных технических проектов. Эта секция также несет ответственность за разработку и руководство совместными программами технического сотрудничества с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), а также за курирование проектов на стадии разработки.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана по рекомендациям Стокгольмской международной конференции 1972 г. в целях установления тесного международного сотрудничества по проблемам окружающей среды. Она действует как автономный орган ООН, координируемый ЭКОСОС. Программой руководит Совет управляющих в составе около 60 человек, избираемых сроком на три года, с местопребыванием в Найроби. В функции ЮНЕП входят исследования по проблемам охраны почв и вод, растительного и животного мира, социально-экономические аспекты энергетики, сотрудничество в области образования и обмена информацией по охране окружающей среды, организация международных совещаний и семинаров по рассматриваемой проблеме, разработка и претворение в жизнь задач экологической безопасности. Финансирование работ по Программе осуществляется из добровольного фонда ЮНЕП.

Основной целью ЮНЕП являются организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Девиз Программы - «Окружающая среда в интересах развития».

Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби, Кения. Также у ЮНЕП есть шесть крупных региональных офисов и офисы в различных странах. ЮНЕП несет ответственность за разрешение всех связанных с экологией вопросов на глобальном и региональном уровнях.

Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и сухопутных экосистем. Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды. ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями. Также ЮНЕП часто спонсирует и содействует имплементации связанных с экологией проектов.

В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных договоров по таким вопросам, как потенциально опасные химикаты, трансграничное загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел.

Под эгидой ЮНЕП ежегодно отмечается Всемирный день окружающей среды.

Глава VIII. Право международных организаций

В 1972 г. также был основан Университет ООН, начавший функционировать в Токио с 1975 г. Финансируется только за счет добровольных источников, преимущественно Японией. Руководит им ректор, назначаемый Генеральным секретарем ООН по соглашению с Генеральным директором ЮНЕСКО и по рекомендации Совета Университета, который в свою очередь состоит из 24 членов, назначаемых Генеральным секретарем ООН и Генеральным директором ЮНЕСКО. Главной целью Университета является осуществление исследований и учебных программ, в которых ведется подготовка и переподготовка специалистов.

Другим научным центром по реализации целей программ ООН стал в 1963 г. Учебный и научно-исследовательский институт ООН, из стен которого выходят дипломированные административные и дипломатические кадры для развивающихся стран.

К деятельности программ ООН примыкает реализация ряда целевых функций Детского фонда ООН - ЮНИСЕФ. ЮНИСЕФ - одна из первых программ помощи системы ООН, созданная в 1946 г. в целях организации помощи детям в разрушенной Европе. Постепенно функции ЮНИСЕФ изменялись, расширялись, ее деятельность стала ориентироваться на оказание помощи детям развивающихся стран.

4. Совет по опеке ООН - это один из главных органов Организации Объединенных Наций, который был создан для наблюдения за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему международной опеки.

Совет по опеке ООН состоит из: государств, управляющих территориями под опекой; постоянных членов ООН, не управляющих территориями под опекой; такого числа других членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей, которое является необходимым для обеспечения равенства между членами ООН, управляющими и не управляющими территориями под опекой. Сегодня Совет состоит из представителей всех постоянных членов Совета Безопасности. Каждый член Совета имеет один голос.

Совет по опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как все 11 территорий под опекой получили независимость, последняя из них - Палау - 1 октября 1994 г. После этого Кофи Аннан предложил данному органу ООН стать форумом коллективной опеки над окружающей средой.

5. Международный Суд является главным судебным органом ООН. Международный Суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава.

§ 7. ООН: устав, цели, принципь, членство

Государства - не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного Суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. При этом в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности (в Совете для избрания необходимо получить восемь голосов). Срок полномочий судей - девять лет, при этом каждые три года переизбираются пять судей. Кворум образует присутствие девяти судей.

Стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не вправе.

К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими конвенциями.

По общему правилу юрисдикция Суда факультативна. Иными словами, Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, будет представлять собой нарушение международного обязательства; характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.

Дела возбуждаются в Суде путем нотификации (объявления) соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон.

Судопроизводство в Суде состоит из двух этапов: письменного и устного. Письменное производство заключается в сообщении Суду

Глава VIII. Право международных организаций

и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, представлении иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Так, Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору.

Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний.

После окончания выступлений сторон Суд удаляется на совещание, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Судом разрешаются большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.

По итогам судебного разбирательства выносится решение. В решении указываются имена судей, соображения, на которых оно основано. Решение подписывается Председателем и секретарем Суда и объявляется в открытом заседании. При этом судьи имеют право на особое мнение.

Следует учитывать, что решение Суда не имеет характер прецедента и обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение Суда окончательно и не подлежит обжалованию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открывшихся обстоятельств.

Суд вправе давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы в соответствии с Уставом ООН. Суд выносит консультативные заключения в открытом заседании.

Суд решает споры на основании международного права и применяет: международные конвенции, устанавливающие правила, признанные спорящими государствами; международные обычаи; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, с оговоркой судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных стран в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Официальными языками Суда являются французский и английский. Суд обязан по ходатайству любой страны предоставить ей право пользоваться и другим языком, однако решения Суда выносятся на французском и английском языках. Местопребывание Суда - Гаага (Нидерланды).

§ 7. ООН: устав, цели, принципь, членство

6. На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН. Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств - членов ООН.

В Секретариате ООН имеются следующие подразделения: Департамент по политическим вопросам и делам Совета Безопасности, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Департамент по делам опеки и несамоуправляющимся территориям, Административная канцелярия Генерального секретаря, Канцелярия двух ответственных заместителей по специальным политическим вопросам, Канцелярия заместителя Генерального секретаря по вопросам администрации и управления, Административно-управленческий отдел, Управление контролера, Управление кадров, Управление по правовым вопросам, Отдел по межучрежденческим вопросам, Отдел по правам человека, Управление общественной информации, Управление по обслуживанию конференций, Управление общего обслуживания, секретариаты четырех региональных экономических комиссий, информационные центры в 60 странах мира (включая Россию), Отделение ООН в Женеве.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, который является главным административным должностным лицом ООН. Генеральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Генеральный секретарь ООН:

1) осуществляет общее руководство подразделениями Секретариата;

2) представляет Генеральной Ассамблее доклад о работе ООН;

3) участвует в работе международных конференций, проводимых под эгидой ООН;

4) назначает персонал Секретариата и руководит его работой. Сотрудники Секретариата назначаются Генеральным секретарем

по правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. Прием на службу в Секретариат и определение ее условий производятся на договорной основе с учетом необходимости обеспечения высокого уровня работоспособности, компетентности и добросовестности. Внесение изменений в Устав ООН представляет собой длительный и сложный процесс: поправки вступают в силу после того, как они приняты двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и ратифицированы

Глава VIII. Право международных организаций

двумя третями членов ООН, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Восьмой Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун (с 1 января 2007 г.) сменил на этом посту Кофи Аннана. Карьерный дипломат, ранее занимал пост министра иностранных дел и внешней торговли Республики Корея1.