Внешнеполитические отношения ссср в 80 е годы. Внешняя политика ссср

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания:

а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми;

б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений;

в) деидеологизации международных отношений;

г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;

д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

В заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.

Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.

В марте 1989 года во время визита М.С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи значительно сократился объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка" во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся стран, к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса .

Прекращение "холодной войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе "нового политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.

1. В годы перестройки кардинально изменилась внешняя политика СССР, результатом чего стало предотвращение угрозы ядерной войны, с одной стороны, крушение системы социализма - с другой. Новая внешняя политика СССР была провозглашена в 1985 г. и получила название «новое мышление», суть которого состоит в том, что:

  • СССР перестал смотреть на отношения с окружающим миром через призму противостояния социалистической и капиталистической систем;
  • СССР перестал навязывать другим странам свою модель развития;
  • СССР начал стремиться к улучшению отношений с США и Западом;
  • ради этого СССР был готов пойти на уступки.

2. Наряду с М.С. Горбачевым олицетворением «нового мышления» и новой внешней политики стал и Эдуард Шеварднадзе - новый министр иностранных дел СССР, занявший эту должность в 1985 г. (до этого 13 лет работавший первым секретарем

ЦК Компартии Грузии). Если прежние министры - В.М. Молотов и А.А. Громыко, жестко отстаивавшие интересы СССР, имели на Западе прозвище «Господин «Нет», то Э. Шеварднадзе получил впоследствии прозвище «Господин «Да» за регулярные уступки Западу.

3. В 1985 г. был возобновлен советско-американский диалог:

  • состоялись встречи между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г. и в Рейкьявике осенью 1986 г.;
  • 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом был подписан договор о ликвидации ядерных ракет средней дальности в Европе, что стало точкой отсчета процесса разоружения;
  • в 1988 г. Р. Рейган совершил ответный визит в СССР, где заявил, что больше не считает СССР «империей зла»;
  • после этого встречи лидеров СССР и США стати регулярными;
  • началось прямое общение между гражданами - телемосты, по­ездки.

4. В начале 1989 г. СССР осуществил важнейший внешнеполитический шаг - 15 февраля 1989 г. советские войска были полностью выведены из Афганистана. СССР перестал участвовать в войнах на чужой территории и поддерживать социалистиче­ские режимы.

5. В мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С Горбачева в Китай. Началась нормализация советско-китайских отношений. Поездка Горбачева способствовала началу в Китае массовых антикоммунистических выступлений молодежи, которые были подавлены китайской армией 3 июня 1989 г. на площади Таньаньмэнь. Это был первый случай массовых народных антикоммунистических выступлений в соцстранах.

6. Подобные процессы перешли осенью в Европу, в результате чего один за другим пали социалистические режимы и власть компартии в соцстранах:

    в августе - октябре 1989 г. начался кризис в ГДР - массовое бегство граждан ГДР в ФРГ, в результате которого на германо-германской границе скопилось около 2 млн человек, желающих уехать, и которых власти ГДР не выпускали;

    это породило массовые беспорядки в ГДР, выступления молодежи, в результате которых репрессивный режим Э. Хонеккера в ГДР пал;

    в апреле 1990 г. на свободных выборах коммунисты ГДР потерпели поражение и к власти пришли оппозиционные некоммунистические силы, взявшие курс на объединение с ФРГ;

    еще ранее, летом 1989 г., на выборах в Польше 99% поляков проголосовало против коммунистов - в Польше мирным путем к руководству страной пришло антикоммунистическое правительство во главе с Тадеушем Мазовецким, начавшее десоветизацию Польши;

    в 1989 г., после смерти Яноша Кадара, 33 года со времен подавления восстания 1956 г. возглавлявшего страну, сама компартия Венгрии (ВСРП-ВСЛ) в течение 3 месяцев демонтировала социализм и 23 октября 1989 г. провозгласила Венгрию буржуазной республикой, что было закреплено конституционно;

    10 ноября 1989 г. в результате верхушечного заговора был отстранен от власти 78-летний Тодор Живков, правивший страной 35 лет, - начались реформы в Болгарии;

    24 ноября 1989 г. начинаются беспорядки в Чехословакии («пражская осень»), в результате которых просоветское руководство во главе с Г. Гусаком с позором уходит в отставку, а новыми руководителями страны становятся Вацлав Гавел (избирается Президентом Чехословакии) и Александр Дубчек (избирается Председателем парламента);

    22 - 26 декабря 1989 г. в результате народного восстания, спровоцированного расстрелом рабочих в Тимишоаре, был све­ргнут и расстрелян Николае Чаушеску, 24 года возглавлявший Румынию и до последнего дня упорно противодействовавший реформам.

7. Советский Союз занял позицию невмешательства в процессы, происходящие в данных странах. Социалистический лагерь рухнул.

3 октября 1990 г. с согласия СССР была объединена Германия - ГДР вступила в состав ФРГ на основании ст. 23 Основного Закона ФРГ, предусмотренной создателями ФРГ еще в 1949 г., и прекратила свое существование. СССР согласился с членством объединенной Германии в НАТО и обязался в течение 4 лет вывести все войска из Германии.

8.В 1991 г. были распущены Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД) без всяких ответных шагов со стороны НА ТО.

В 1991 г. распалась Югославия.

В декабре 1991 г., после 69 лет существования, на 15 государств распался сам Советский Союз.

Приход к власти М. Горбачева, первоначально не предвещал изменений во внешнеполитических отношениях СССР. Новый Генеральный Секретарь, как и его предшественники, заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой со стороны капиталистических государств и укрепления социалистического лагеря.

«Новое политическое мышление»

Изменения в ведении внешней политики произошли с занятием Э. Шеварднадзе поста министра иностранных дел летом 1985 г. Новый министр выработал три основных курса советской дипломатии: нормализация отношений с США, начло двухстороннего сокращения ядерного потенциала и прекращение участия СССР во внутренних противостояниях стран Африки и Азии.

Подобные предложения были поддержаны Горбачевым и уже в начале 1987 года начали активно внедряться советским правительством. Такая внешнеполитическая концепция получила название «новое мышление».

Основными принципами «нового мышления» было восприятие мира, как целостной системы и отвержение его полюсного деления, согласно различиям идеологий. Также подобная политика отвергала силовые методы решения противоречий между государствами, отводя решающую роль в этом мирным переговорам.

В ноябре 1985 года было положено начало политическому потеплению между СССР и США: состоялась официальная встреча лидеров двух враждующих государств, М. Горбачева и Р. Рейгана. Через два года, США и СССР подписали двухстороннее соглашение о ликвидации ядерных боеголовок, наличие которых создавало военную напряженность в мире.

К началу 1988 года всю меньшую роль в дипломатии играют коммунистические принципы. М. Горбачев понимал, что отсутствие развития экономики можно заместить «прорывом» в дипломатических отношениях с Западом это была единственная возможность продолжить политику «перестройки».

Правительство СССР вынуждено было принимать все условия, которые выставляли США изменение советской политики касаемо ситуации на Ближнем Востоке и в Африке, отказ от модернизации армии, формирование рынка и федерации, а также демократичное преобразование жизни государства.

На завершающем этапе «перестройке», правительство США принялось активно вмешиваться во внутреннюю политику СССР. Президент Д. Буш, тайно от Горбачева вел переговоры с лидерами союзных республик.

О ведении негласной дипломатии США и некоторых социалистических советских республик говорит тот факт, что о решении денонсации союзного договора 1922 года, первым узнал именно президент Д. Буш, а уже после М. Горбачев.

Дипломатия со странами «третьего мира»

Главной региональной проблемой СССР была война в Афганистане. Остановить боевые действия в этом государстве требовалось немедленно, так как это было главной причиной раздора с капиталистическими странами. 15 февраля 1989 года начался вывод советских войск из Афганистана. Завершение интернациональной миссии окончательно закрепило сближение СССР и США.

Экономическая нестабильность в СССР в 1985-1989 году стала причиной сокращение объема материальной и продовольственной помощи развивающимся социалистическим республикам. В этот период была прервана военная поддержка Ирака.

Советское правительство присоединилось к политической блокаде Ливии, как того требовали США и Западная Европа. Благодаря отвержению идеологических барьеров, дипломатические отношения начали налаживаться с Тайванем, Южной Кореей, Израилем и ЮАР.

Внешняя политика России в 80-е гг. XX века

Новое политическое мышление. Новое руководство СССР серьезно активизировало внешнюю политику, предприняв крупные практические шаги по ослаблению напряженности в мире. Были определены следующие традиционные для советской внешней политики задачи: достижение всеобщей безопасности и разоружения; укрепление мировой социалистической системы в целом, социалистического содружества в особенности; укрепление отношений с освободившимися странами, прежде всего со странами «социалистической ориентации»; восстановление взаимовыгодных отношений с капиталистическими странами; укрепление международного коммунистического и рабочего движения. Эти задачи были одобрены XVII Съездом КПСС в начале 1986 г. Однако в 1987-1988 гг. в них были отражены в книге М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира» (осень 1987 г.) Активное участие в определении и реализации принципов «нового мышления» во внешней политике СССР принимал министр иностранных дел Э.Я. Шеварнадзе и секретарь ЦК КПСС А.Н. Яковлев. Смену курса символизировала замена многоопытного министра иностранных дел А.А. Громыко первым секретарем ЦК компартии Грузии Э.А. Шеварнадзе, имевшим до этого лишь опыт комсомольской и милицейской работы и не владевшим никакими иностранными языками.

Новое политическое мышление во внешней политике явилось попыткой реализации идей перестройки на международной арене. Основные принципы сводились к следующему: отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы и признание современного мира единым, взаимосвязанным; отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем, и признание баланса интересов в качестве гаранта этой безопасности; отказ от принципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими. В соответствии с новыми принципами были определены приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990-х гг.

Во второй половине 1980-х гг. СССР предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г. СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В ответ США пригласили представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Поэтому мораторий был временно отменен в апреле 1987 г. В 1990 г. к нему вернулись. 15 января 1986 г. М.С. Горбачев выступил с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к началу XXI века.

Советско-американские отношения. Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем уровне. Важной стала встреча в Рейкьявике 10-12 октября 1986 г., в ходе которой М.С. Горбачев предложил президенту США Р.Рейгану сократить ядерные арсеналы обеих стран на 50%. Соглашения достичь не удалось, однако с Рекьявика начался путь к двум договорам о разоружении: о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД, предусматривающий полную ликвидацию ракет дальностью от 500 до 1000 км и от 1000 до 5500 км. Он положил начало повороту от гонки вооружений к разоружению. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г. договор позволил уничтожить 2692 ракеты, оснащенные 4000 ядерных боеголовок. Это примерно 4% мирового запаса ядерного оружия. Разоружение было ассиметричным: Советский Союз ликвидировал 1846 ракет, США – 846. Однако Горбачев, считая американские ракеты в Европе «пистолетом, приставленным к виску» СССР, был согласен на жертвы ради устранения такой угрозы. Между тем у американцев оставалась возможность оснастить крылатыми ракетами надводные суда и подводные лодки, курсирующие у берегов нашей страны.

Вывод войск из Афганистана. 8 февраля 1988 г. М.С. Горбачев заявил, что правительство СССР и Афганистана договорились начать вывод советских войск 15 мая 1988 г. В Женеве 14 апреля 1988 г. были подписаны документы по вопросам политического урегулирования вокруг Афганистана. 15 февраля 1989 г., как предусматривалось Женевскими соглашениями, из Афганистана были выведены последние советские войска. В Афганистане погибло 15051 советских граждан. С 1989 по 1991 г. просоветскому правительству Кабула Советский Союз оказывал материальную помощь. Вывод советских войск из Афганистана стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР осудил и признал грубой политической ошибкой «необъявленную войну» в Афганистане.

Подписание Венской декларации. В январе 1989 г., подписав Венскую декларацию СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права человека и основные свободы. В соответствие с взятыми обязательствами в мае того же года были подготовлены проекты законов о свободе совести и религиозных организаций и указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Весной 1989 г. Президиум ВС СССР принял указ «О сокращении Вооруженных сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 гг.» Согласно ему в том же году началось сокращение Вооруженных сил на 500 тыс. человек, а также форсированный вывод советских частей из других стран. Оборонные расходы были сокращены на 14,2 %. При этом из ГДР, Венгрии и Чехословакии выведены и расформированы 6 танковых дивизий (50 тыс. человек и 5 тыс. танков). Всего же в Европе Советские вооруженные силы сокращаются на 10 тыс. танков, 8.5 тыс. артиллерийских систем и 800 боевых самолетов. Советские войска выводились также из Монголии.

Советско-китайские отношения. 1989 г. был переломным в отношениях между СССР и Китаем. В 1989 г. состоялась встреча на высшем уровне между СССР и Китаем. Она состоялась в Пекине в июне 1989 г. Стороны заявили о нормализации отношений, договорились вести переговоры по спорным пограничным вопросам и отводу своих войск от совместной границы, о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.



Ликвидация социалистического содружества. 1989 год стал переломным и в отношениях между СССР и странами социалистического содружества. Страны СЭВ получали от СССР поставки на сумму, в 4-5 раз большую, чем стоимость их экспорта в Советский Союз. Экономические трудности сделали для СССР такую поддержку союзников невозможной. Сокращение экономической «подпитки» и пример перестройки в СССР на фоне сохранения прежних порядков в странах содружества похоронили авторитет правящих партий социалистических стран. Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти.

Процесс изменений начался с Польши. В феврале 1989 г. представители власти и оппозиции приступили к переговорам в рамках круглого стола. В апреле было легализовано оппозиционное движение «Солидарность». 4 июня состоялись парламентские выборы, в которых участвовали кандидаты от оппозиции. В верхней палате 99 мест из 100 получила оппозиция. Президент В. Ярузельский поручил сформировать правительство представителю правящей Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), но попытка не удалась. Оппозиция выдвинула лозунг: «Президент ваш - премьер наш». М. Горбачев в телефонном разговоре с главой ПОРП призвал вести дело к примирению. 24 августа 1989 г. правительство Польши возглавил один из лидеров «Солидарности» - Т. Мазовецкий.

В июне 1989 г. за круглый стол сели представители власти и оппозиции в Венгрии. 18 октября разработанные в рамках переговоров конституционные поправки одобрил парламент. 23 октября вместо Венгерской Народной Республики была провозглашена Венгерская республика, определившая себя как свободное, демократическое, независимое, правовое государство.

Критически важной для СССР оставалась обстановка в ГДР – самой западной из стран СЭВ и Организации Варшавского договора. Поводом к массовым выступлениям в этой стране стало требование переезда ее граждан в ФРГ. Тысячи немцев из ГДР ехали в Венгрию, Чехословакию, Польшу, чтобы там в посольствах ФРГ получить въездные визы. 9 сентября Венгрия открыла свои западные границы и за три недели через нее переехало на Запад 55 тыс. граждан ГДР. Всего за 1989 г. из ГДР в ФРГ эмигрировало 350 тыс. человек. 25 сентября в Лейпциге состоялась первая демонстрация с требованием открытия границы с ФРГ под лозунгом «Мы – один народ». Через неделю демонстрации прошли и в других городах ГДР. 23 октября в Лейпциге на улицу вышло 300 тыс. человек, 4 ноября в Берлине- около миллиона. 7 ноября Совет министров ГДР ушел в отставку. Новое руководство попыталось стабилизировать ситуацию, пойдя навстречу требованиям демонстантов. Вечером 9 ноября член Политбюро СЕПГ Г. Швабовски зачитал перед демонстрантами заявление: «Гражданам ГДР будет разрешено выезжать за границу без каких-либо условий и через любые контрольно-пропускные пункты ГДР и ФРГ». Ликующие демонстранты ринулись в буквальном смысле разбирать Берлинскую стену.

Пример ГДР вдохновил оппозицию в Чехословакии. 17 ноября демонстрация молодежи в Праге была разогнана полицией. 20 ноября пражские студенты объявили забастовку, одновременно начались демонстрации. 24 ноября подало в отставку политбюро ЦК компартии Чехословакии, вслед за ним в отсавку ушло правительство. 29 ноября парламент ЧССР отменил статью конституции о руководящей роли коммунистической партии. Было сформировано правительство, в котором коммунисты и оппозиция получили одинаковое число портфелей.

Особую роль в событиях в социалистических странах осени 1989 г. сыграла позиция СССР, Горбачев отмечает в своих мемуарах, что у сменившего Хонеккера руководство ГДР «хватило мужества и разума не пытаться потопить в крови народное недовольство…определенную роль в этом сыграла и наша позиция. Тогдашним руководителям ГДР было ясно, что советские войска при всех обстоятельствах останутся в казармах».

3 декабря 1989 г. на Мальте состоялась встреча М.С. Горбачева и президента США Дж. Буша-старшего. М.С. Горбачев признал, что советские войска в Восточной Европе – нежеланные гости, фактически согласился на вывод войск. В итоге встречи стороны заявили о прекращении «холодной войны».

В ходе событий 15-25 декабря 1989 г был свергнут режим Е. Чаушеску. При этом погибло свыше тысячи человек, сам Е. Чаушеску и его жена. В течение 1990 г. в Болгарии власть мирно перешла от коммунистической партии к коалиционному правительству.

Объединение Германии . 28 ноября 1989 г. канцлер ФРГ Г. Коль выступил с программой об объединении Германии. Перспектива воссоединения Германии оценивалась мировыми политиками неоднозначно. Премьер-министр Великобритании М. Тэтчер и президент Франции Ф. Миттеран стремились замедлить этот процесс, опасаясь той мощи, которой станет обладать объединенная Германия. Переговоры по проблеме вели четыре страны: СССР, США, Великобритания, Франция и два немецких государства. СССР стремился использовать данные переговоры для решения собственных проблем, в первую очередь получить западные кредиты. США был заинтересован в сохранении Германии в НАТО, Горбачев по этому вопросу высказал первоначально позицию, что участие объединенной Германии в НАТО исключено, а затем, что Германия вправе самостоятельно решать этот вопрос. Это была серьезная уступка со стороны СССР, вызвавшая удивление американских участников переговоров. 30 августа в Берлине был подписан Договор об объединении ФРГ и ГДР. 12 сентября 1990 г. в Москве представителя 6-ти стран был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Объединенная Германия признала послевоенные границы с Польшей, СССР и Чехословакией. 9 - 10 ноября 1990 г. М.С. Горбачев нанес визит в Германию. Были подписаны договоры о долгосрочном, широкомасштабном сотрудничестве.

Договор об обычных вооружениях. События 1989 г. серьезно ускорили ход переговоров об ограничениях обычных вооруженных сил в Европе. На 1 июля 1988 г. при равенстве общей численности вооруженных сил страны Варшавского договора (фактически СССР, на долю которого приходилось 90 % военной мощи ОВД) превосходили страны НАТО по танкам (в 2 раза), боевым машинам пехоты и бронетранспортерам (в1,5 раза), авиации ПВО (в 36 раз) и пусковым установкам тактических ракет (в 12 раз), уступая НАТО по числу ударных самолетов (в1,5 раза), боевых вертолетов (в 2 раза), противотанковых ракетных комплексов (в1.5 раза) и по военно-морской мощи, особенно по крупным надводным кораблям (в 5 раз) и кораблям с крылатыми ракетами (в 12 раз). Сокращение Вооруженных сил СССР, начатое после выступления Горбачева в ООН 7 декабря 1988 г, и приход к власти в странах Варшавского договора антикоммунистических деятелей, поставивших перед СССР вопрос о полном выводе советских войск со своих территорий, создали мощный стимул к скорейшему заключению Договора об обычных вооруженных силах в Европе, в котором участвовали 22 государства.

Парижская Хартия для новой Европы. События 1989 г. побудили ускорить намеченную на 1991 г. встречу на высшем уровне – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Саммит состоялся 19-21 ноября 1990 г. в Париже. На встрече были подписаны Договор об обычных вооруженных силах в Европе и Парижская Хартия для новой Европы. Хартия провозглашала, что «эра конфронтации и раскола Европы закончилась», начинается «новая эпоха демократии, мира и единства в Европе», в которой «отношения будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве». Однако Хартия, в отличие от договора, не подлежала ратификации парламентами и не являлась обязательным к исполнению актом. Подписанный в Париже 19 ноября 1990 г. ДОВСЕ ограничивал НАТО и ОВД 5 категорий обычных вооружений и техники – танки, боевые бронированные машины, артиллерию калибра 100 мм и выше, боевые самолеты, ударные вертолеты. Таким образом, СССР ликвидировал свое превосходство в обычных вооружениях в Европе, в то время как те компоненты военной мощи, в которых перевес был на стороне НАТО, оставались вне сокращений.

Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ. Вывод советских войск из стран ОВД стимулировал активность пришедших к власти антикоммунистических сил по ослаблению структур Варшавского договора. 25 февраля 1991 г. в Будапеште министры иностранных дел и обороны Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и Советского Союза подписали протокол о прекращении действия военных соглашений, заключенных в рамках Варшавского договора и упразднении его военных органов и структур. На его основе перестала существовать с 1 апреля 1991 г. военная Организация Варшавского договора. 1 июля 1991 г. в Праге был подписан «Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г.». «Пояс безопасности», созданный вокруг западных границ СССР после Великой Отечественной войны, перестала существовать. С денонсацией Варшавского договора утратил свой смысл ДОВСЕ, устанавливавший предельную численность вооружений для военных блоков.

Война в Персидском заливе. 2 августа 1990 г. армия Ирака вторглась в Кувейт и оккупировала его. Это небольшое государство было объявлено иракской провинцией. Ирак был связан с СССР Договором дружбе и сотрудничестве. Его армия была вооружена в основном советским оружием, обучалась советскими военными советниками. В Ираке в качестве советников и специалистов находились тысячи советских граждан.

Решаясь на вторжение, президент Ирака С. Хусейн предполагал, что СССР и США неизбежно окажутся по разные стороны баррикад. Однако Советский Союз незамедлительно осудил агрессию, потребовал безоговорочного вывода войск из Кувейта, восстановления его суверенитета. Благодаря советско-американскому сотрудничеству Советом Безопасности ООН были приняты жесткие резолюции, вводившие против Ирака экономические санкции.

США начал переброску войск в Персидский залив. 9 сентября 1990 г. в Хельсинки состоялась встреча президентов США и СССР. Дж. Буш-старший заверил М. Горбачева в приверженности политическому решению и в том, что вскоре после исчерпания конфликта американские войска уйдут. Усилия СССР убедить Ирак вывести войска из Кувейта не дали результата. С 17 января 1991 г. созданная США коалиция стала наносить воздушные удары по Ираку. 24 февраля 1991 г. началась наземная операция. 27 февраля Ирак заявил, что безоговорочно принимает к исполнению все резолюции Совета Безопасности ООН по кувейтскому кризису, а полный вывод войск будет завершен за несколько часов. 28 февраля 1991 г. США остановили боевые действия.

Кувейтский кризис показал, как велики открывшиеся после окончания «холодной войны» возможности советско-американского сотрудничества в разрешении региональных конфликтов. Вместе с тем наибольшую выгоду из событий извлекли США. Американские войска в регионе Персидского залива находятся по сей день.

СНВ-1. 31 июля 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений – СНВ-1. Согласно этому документу каждая сторона имела право содержать 1600 стратегических запускающих устройств в наземных шахтах и на подводных лодках. Стороны ограничивали половину своих тяжелых баллистических ракет, известных в мире под названием «Сатана», - самого живучего и мощного компонента своих наземных ядерных сил. По условиям СНВ-1 основное сокращение приходилось на советский потенциал наземных баллистических ракет, составлявших основу советской ядерной мощи. При этом структура американских ядерных сил, в которой ведущая роль отводилась подводному флоту, оставалась, по существу, неизменной. Заключенное на 7 лет соглашение предусматривало высочайшие темпы демонтажа боеголовок, непосильное для советской промышленности. При этом, как и прежде, не запрещалось качественное совершенствование стратегических вооружений.

Переговорный процесс предполагалось продолжить. Советская сторона желала знать, когда дело дойдет до сокращения тактического ядерного оружия, но руководство США довольно жестко отвергло подобные идеи. По другому важному вопросу – о прекращении подземных испытаний – ответ был краток: американская сторона не готова рассматривать этот вопрос.

Итоги политики «нового политического мышления». Ухудшение внутриэкономического положения СССР в 1989-1991 гг. заставило руководителей страны обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего к странам «семерки». В 1990-1991 гг. они оказали СССР «гуманитарную помощь» продовольствием, медикаментами, медицинским оборудованием. Значительная часть «гуманитарной помощи» оказывалась в кредит. Серьезной финансовой помощи не последовало.

Многочисленные уступки, сделанные М.С. Горбачевым в расчета на получение финансово-экономической поддержки и на установление атмосферы доверия в отношениях, остались без ответа. Западные лидеры ограничивались устными заверениями и обещания, которые не носили характера межгосударственных обязательств. Впоследствии многие из данных М.С. Горбачеву обещаний не были выполнены.

Негативную для СССР роль сыграло и то обстоятельство, что Горбачев, Шеварнадзе и ряд близких к ним деятелей были склонны рассматривать западных партнеров как своих политических союзников в борьбе с противниками перестройки внутри СССР. Прагматичные западные политики охотно использовали риторику о поддержке демократизации советского общества для получения новых уступок от СССР.

Семидесятые годы характеризуются активностью советской внешней политики. В 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята Программа мира, в которой был изложен «комплекс конкретных задач, подчинённых одной главной цели - уменьшению опасности новой войны, укреплению мира». История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С.469. Внешняя политика СССР в эти годы была направлена на реализацию этой программы.

Руководство СССР прилагало значительные усилия для ослабления международной напряжённости. В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный СССР проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия державам, не владеющим им или военным блокам. Там же, С. 405 В марте 1970 г. договор вступил в силу. В 1972 г. сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию о неприменении силы в международных отношениях и о запрещении навечно применения ядерного оружия. СССР подписал с другими странами такие важнейшие документы, как Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (февраль 1971 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (апрель 1972 г.). Там же, С. 409-410. По инициативе СССР в октябре 1973 г. в Москве состоялся Всемирный конгресс миролюбивых сил. На конгрессе присутствовало 3200 делегатов из 143 стран. Делегаты конгресса в своих выступлениях продемонстрировали стремление углублять движение за мир.

Процесс разрядки был закреплен Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.) и подписанием Заключительного акта совещания, которое зафиксировало политико-военное и социально-экономическое положение, сложившееся в мире после II мировой войны.

Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими странами. В ходе поездки Л.И. Брежнева во Францию, состоявшимся после визита в 1966 г. президента Франции Ш. де Голля, в октябре 1971 г. был подписан ряд документов. В частности, "Принципы сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик и Францией", в результате чего сотрудничество между двумя странами поднялось на более высокий уровень. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С.499. СССР и Франция в своих взаимоотношениях переходят к заключению долгосрочных соглашений. В частности, в 1973 г. была подписана 10-летняя программа советско-французского сотрудничества в области экономики и промышленности. В 1977 г. Л.И. Брежнев вновь посетил с официальным визитом Францию. Был подписан ряд важных политических документов: советско-французская Декларация, Совместное заявление Советского Союза и Франции о разрядке международной напряженности, советско-французская декларация о нераспространении ядерного оружия и др.

Значительный прогресс был достигнут в решении германской проблемы. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор о признании послевоенных границ в Европе. ФРГ установила дипломатические отношения с ГДР. В 1971 г. СССР, США, Франция и Великобритания подписали четырёхстороннее соглашение по Берлину, которое должно «способствовать устранению напряженности и предотвращению осложнений» в районе Западного Берлина. Там же, С.497. В соответствии с ним Западный Берлин признавался отдельным государством, не являющимся частью ФРГ. В 1971-1975 гг. регулярно проходили встречи на высшем уровне руководителей СССР и ФРГ. Канцлер В. Брандт сделал улучшение отношений с СССР важной частью своей внешней политики, провозгласив «новую восточную политику». История России в новейшее время: Учебник / Под ред. А.Б. Безбородова. - М., 2004. С. 219. Успешно развивались отношения СССР с Италией, Великобританией и другими капиталистическими странами. В 1974 г. было подписано соглашение на десять лет о сотрудничестве в различных сферах между СССР и Италией, долгосрочные соглашения между СССР и ФРГ и с рядом других стран. В 1978 г. Л.И. Брежнев вновь посетил с официальным визитом ФРГ, в результате поездки были подписаны документы, которые значительно углубили те позитивные процессы, которые началась между двумя странами.

Первостепенное значение в ослаблении международной напряженности имели отношения ведущих мировых держав - СССР и США. В 70-е годы во взаимоотношениях двух держав происходит поворот от конфронтации к сотрудничеству. Практическими шагами на пути потепления международного климата стали также двусторонние встречи глав СССР и США. Результатом переговоров в 1972 г. явилось подписание соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а также ОСВ-2 в 1979 г. В мае 1972 г. в Москве состоялась встреча между руководителями двух государств Л..И. Брежневым и Р. Никсоном, который первым из руководителей США нанёс официальный визит в Москву. По итогам встречи был подписан документ «Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки», в котором в основу взаимоотношений между двумя странами были положены принципы мирного сосуществования и было особо подчёркнуто, что в ядерный век «… не существует иной основы для поддержания отношений … кроме мирного существования» Там же, С. 219.. 26 мая были подписаны два ключевых договора: бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО-72) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). СССР и США впервые договорились о конкретных шагах по сдерживанию и ограничению дальнейшей гонки вооружений в наиболее важных её направлениях. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С.503.

Временное соглашение (ОСВ-1) предусматривало отказ обеих сторон в течение пяти лет (1972-1977 гг.) строить новые пусковые установки наступательных ракет и ограничивал число баллистических ракет, другие виды вооружения договором не регулировались. Тем не менее, подписание этого Договора имело огромное значение, так как впервые после начала холодной войны ограничивались современные и наиболее мощные виды вооружений. Заключение этого договора положило начало политике «разрядки» международной напряжённости. Там же, С.503.

Обе страны отказались от дорогостоящего и дестабилизирующего строительства систем противоракетной обороны по периметру своих границ. Договор по ПРО оказал важнейшее стабилизирующее влияние на советско-американский военный баланс. Впервые в послевоенный период США отказались развертывать крупную, имеющую стратегическое значение систему. Обе стороны согласились иметь только по два локальных кольца противоракетной обороны -- вокруг столицы и вокруг главного центра стратегических ракет. Вскоре обе стороны пришли к выводу о «позволительности» лишь одного оборонительного ракетного кольца. Советское руководство соорудило такое кольцо вокруг Москвы, а американское -- вокруг подземных стратегических ракет в Вайоминге. Договор по ПРО сохранял свою силу до мая 2002 г., когда он был расторгнут по желанию американской стороны.

В июне 1973 г. состоялся визит Л.И. Брежнева в США. Был подписан целый ряд документов, которые закрепляли в отношениях двух стран поворот от конфронтации к нормальному взаимовыгодному сотрудничеству. Важнейшим среди документов было «Соглашение о предотвращении ядерной войны». США и СССР обязывались делать все от них зависящее, чтобы не допустить возникновения ядерной войны. Советско-американские отношения развивались не только в сфере разоружения. В 1972-1973 гг. были подписаны 23 соглашения между СССР и США по сотрудничеству в различных областях. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С.504.

В июне - июле 1974 г. в Москве состоялась новая встреча между руководителем СССР и президентом США Р. Никсоном. Была достигнута важная договоренность об ограничении систем противоракетной обороны, о согласованном ограничении подземных испытаний ядерного оружия, о дальнейших усилиях, направленных на ограничение стратегических наступательных вооружений, о принятии мер, нацеленных на исключение химического оружия из арсенала государств.

В ноябре 1974 г. в районе Владивостока состоялась встреча на высшем уровне Л.И. Брежнева и новоизбранного президента США Дж. Форда, в ходе которой были обсуждены наиболее важные проблемы советско-американских отношений и полностью подтверждены намерения осуществлять взаимные обязательства. Там же, С. 506.

Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее в 1975 г. в столице Финляндии г. Хельсинки.

Консультации по нему состоялись в 1972--1973 гг. в столице Финляндии Хельсинки. Первый этап совещания был проведен на уровне министров иностранных дел с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки. В нем принимали участие представители 33 европейских государств, а также США и Канады.

Второй этап совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. Он представлял туры переговоров продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. На этом этапе вырабатывались и согласовывались договоренности по всем пунктам повестки дня совещания.

Третий этап совещания состоялся в Хельсинки 30 июля -- 1 августа 1975 г. на уровне высших политических и государственных руководителей стран-участниц совещания, возглавлявших национальные делегации. Советскую делегацию возглавлял Л. И. Брежнев. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С. 518. Главы делегаций подписали Заключительный акт совещания. Этот документ действует по сей день.

Сердцевиной Заключительного акта стала Декларация принципов, которыми государства обязывались руководствоваться во взаимных отношениях. Он включает договоренности, которые должны выполняться в полном объеме как единое целое, по: 1) безопасности в Европе, 2) сотрудничеству в области экономики, науки и техники, охраны окружающей среды, 3) сотрудничеству в гуманитарных и других областях, 4) дальнейшим шагам после совещания. Заключительный акт содержит 10 принципов, определяющих нормы взаимоотношений и сотрудничества: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств. Заключительный акт гарантировал признание и неприкосновенность послевоенных границ в Европе, что было выгодно СССР, и накладывал на все государства-участники обязательства по соблюдению прав человека, что стало базой для использования проблемы прав человека против СССР.

К лету 1979 г. был достигнут советско-американский компромисс, зафиксированный в Договоре ОСВ-2, подписанном советской и американской сторонами в Вене 18 июня 1979 г. Он определял количество носителей стратегического оружия для обеих сторон. Новейшая история России с начала ХХ века до наших дней: учеб. Пособие /В.А. Динес, А.А. Воротников, В.В. Всемиров и др.; Под ред. В.А. Динеса, А.А. Воротникова.- Саратов: Изд.центр СГСЭУ, 2006. С. 380.

Советский Союз, идя на компромисс, каковым являлся Договор ОСВ-2, жертвовал многим. Прежде всего, СССР дал согласие сократить свои стратегические силы на 10%, отказался от ряда программ, находившихся на различных стадиях разработки или развертывания. Но и для Соединенных Штатов договор ставил существенные барьеры. Так, США вынуждены были ограничить численность баллистических ракет с разделяемыми головными частями (не более 1200 единиц), крылатых ракет (не более 3000 авиационных крылатых ракет). Общее число носителей ядерного оружия фиксировалось цифрой 2250. Согласно протоколу к Договору ОСВ-2, запрещалось развертывание крылатых ракет наземного и морского базирования дальностью свыше 600 км. Обе стороны -- СССР и США -- заявили о том, что будут соблюдать его положения до тех пор, пока на нарушение его положений не пойдет противостоящая сторона. Там же, С.380.

Несомненно, что подписание Договора ОСВ-2 стало положительным явлением. Оно означало, что США считали исторически необходимым найти определенные ограничения в ходе гонки вооружений, что они утратили веру в возможность заставить СССР корректировать свой внешнеполитический курс ввиду стратегического превосходства США.

Договор ОСВ-2 был подписан Дж.Картером и Л.И. Брежневым, но так и не был ратифицирован конгрессом США. Причиной стал ввод советских войск в Афганистан. Администрация очередного президента США - Рейгана - посчитала это соглашение невыгодным, что привело к обострению напряженности между СССР и США.

В конце 60-х - 70-х гг. СССР много сделал для подъема уровня экономического и социального развития социалистических стран Восточной Европы. В то же время советское руководство строго следило за тем, чтобы в этих странах не подрывались основы власти компартий и чтобы они оставались в сфере влияния СССР. В эти годы оформляется политика патернализма в отношении социалистических стран, получившая на Западе название «доктрина Брежнева». Суть её состояла в том, что СССР в интересах укрепления социализма пойдёт на ограничение суверенитета любого социалистического государства. Для её осуществления Советский Союз неоднократно прибегал к военной силе или угрозе применения силы.

Стремление СССР распространить на страны соцлагеря советскую модель развития вызывало недовольство в странах Восточной Европы. Весной 1968 г. руководство Чехословакии во главе с А. Дубчеком предприняло попытку создать «социализм с человеческим лицом» путём демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Время этих преобразований получило название «пражской весны». «Когда в январе 1968 г. А. Дубчек стал первым секретарём ЦК КПЧ, советское руководство решило использовать испытанный приём: новый лидер попал под пресс непрерывного давления со стороны не только московских вождей, но и их сателлитов»,- пишет Д.А. Волкогонов. Советское руководство было весьма обеспокоено «чехословацкой проблемой». В течение марта - августа 1968 г. т.н. «чехословацкий вопрос» постоянно обсуждается на заседаниях Политбюро ЦК КПСС. Волкогонов, Д.А. Семь вождей. Галерея лидеров СССР. В 2-х кн. /Д.А. Волкогонов. - М.: Изд-во «Новости», 1997. Кн.2. С. 44-46. Возникла угроза развала Варшавского договора. В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР и некоторых стран ОВД. К власти в Чехословакии пришло новое правительство во главе с Г. Гусаком. История России в новейшее время: Учебник / Под ред. А.Б. Безбородова. - М., 2004. С. 220 -221. Вторжение советских войск в Чехословакию вызвало резкое осуждение Запада.

Первостепенное внимание руководство страны уделяло взаимоотношениям с социалистическими странами. В 1971 г. сессия СЭВ, проходившая в Бухаресте, приняла Комплексную программу социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между социалистическими странами. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С.478. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивалось автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР - судостроение и текстильное машиностроение. Комплексная программа была рассчитана на 15 - 20 лет, она положила начало качественно новому этапу сотрудничества социалистических стран.

Увеличился объём товарооборота между СССР и социалистическими странами. СССР экспортировал в социалистические страны топливо, электроэнергию, руды, металлы; импортировал машины, оборудование, транспортные средства.

В 1978 г. было завершено строительство комплекса объектов магистрального газопровода «Союз» (Оренбург - Западная граница СССР), по которому из СССР в социалистические страны стало ежегодно поступать 15,5 млрд. куб. м газа. В том же году было завершено строительство первой межсистемной линии электропередачи Винница (СССР) - Альбертирша (Венгрия), что должно было обеспечить начало параллельной работы объединенных энергосистем - членов СЭВ и Единой энергетической системы СССР.

В этот период осложнились отношения СССР с Китаем. СССР вел борьбу за укрепление своего влияния в «третьем мире». Это встречало резкое противодействие Китая. 2 марта 1969 г. китайские воинские части попытались силой захватить остров Даманский на Амуре. Остров плотно прилегал к китайской стороне, но его принадлежность чётко не была определена договорными документами двух стран. Советская сторона привлекла авиацию, артиллерию, пехоту. Бои за Даманский продолжались два месяца и едва не переросли в советско-китайскую войну. В сентябре 1969 г. советская сторона фактически признала принадлежность острова к китайской стороне, в 1991 г. эта принадлежность была закреплена юридически. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С. 560-561.

Укрепление экономической мощи Китая с его колоссальным по численности населением беспокоило советское руководство. СССР опасался военного альянса между КНР и США. Это заставило держать на границе с Китаем значительные военные силы, строить стратегический БАМ, поддерживать военные программы Индии. Отношения между СССР и Китаем стали откровенно враждебными. История России в новейшее время: Учебник / Под ред. А.Б. Безбородова. - М., 2004. С.221.

Крупнейшим партнёром СССР в «третьем мире» была Индия. СССР оказывал её большую экономическую помощь. СССР поставлял Индии также оружие, необходимое ей для противодействия Китаю и Пакистану. 9 августа 1971 г. в Дели был подписан Договор о мире, дружбе и сотрудничестве между СССР и Индией. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С. 533. Важное значение для укрепления взаимоотношений между двумя странами имел визит Л.И. Брежнева в Индию в ноябре 1973 г.

СССР оказывал поддержку арабским народам. СССР подписал Договоры о дружбе и сотрудничестве с Египтом 27 мая 1971 г., с Ираком 9 апреля 1972 г. Там же, С.533. Это укрепило позиции СССР в арабском мире, за исключением Саудовской Аравии и ряда монархий Персидского залива. В Египте же позиции СССР к середине 70-х гг. ослабли, так как в 1970 г. президентом Египта стал А. Садат, который стал проводить курс на сближение с Израилем и США и в марте 1976 г. он в одностороннем порядке прекратил действие Договора.

В январе 1973 г. в Париже были подписаны соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Там же, С.483. В 1975 г. вьетнамский народ добился полного освобождения юга Вьетнама. В 1976 г. произошло государственное воссоединение Вьетнама, и была провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). СССР стал оказывать всестороннюю помощь вьетнамскому народу в строительстве социалистического Вьетнама. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С. 489. 3 сентября 1978 г. был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Вьетнамом. СССР оказывал всестороннюю помощь и Лаосу, где к власти пришла марксистско-ленинская Народно-революционная партия.

СССР активно влиял на политический процесс в Африке. Большую помощь получали партизаны Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау, боровшиеся за свержение португальского колониального режима. В 1976 г. была провозглашена Народная Республика Ангола, в том же году между СССР и Анголой был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. Успешно развивались отношения СССР с Мозамбиком. В 1977 г. между СССР и Мозамбиком был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве. Большую помощь СССР оказывал и народу Эфиопии, где в 1974 г. произошло свержение монархического режима и к власти пришёл генерал Менгисту Хайле Мариам. Там же, С.532. 20 ноября 1978 г. между СССР и Эфиопией также был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве.

В 1970 г. президентом Чили стал социалист С. Альенде (1970-1973). В начале СССР поддерживал президента С. Альенде, рассчитывая, что Чили пойдёт социалистическим путём. Но неудачная экономическая политика С. Альенде привела к тому, что в 1973 г. его правительство было свергнуто генералом А. Пиночетом. Там же, С. 551. В 1979 г. в Латинской Америке у СССР появился ещё один союзник - Никарагуа, в которой после свержения диктатора А. Сомосы к власти пришли сторонники Сандинистского фронта национального освобождения, заявившие о стремлении построить социализм. СССР стал оказывать всемерную поддержку Никарагуа.

К концу 70-х гг. СССР поддерживал дипломатические отношения более чем со 130 государствами. Почти половина из них составляли развивающиеся страны. СССР оказывал им значительную экономическую и научно - техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. Как правило, экономическая помощь СССР оказывалась практически безвозмездно на многомиллиардные суммы. СССР последовательно проводил политику поддержки национальных режимов в развивающихся странах, избравших путь социалистической ориентации. Эта политика была особенно активна в тех регионах, которые находились в непосредственной сфере влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. рублей. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая первое место в мире в течение последних 30 лет). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд. долларов (при этом многие братские страны брали в долг, который исчислялся млрд. долларов). В третьем мире интересы СССР столкнулись с интересами Китая, который также заметно укрепил здесь свои позиции. Во второй половине 70-х годов СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Ангола, Мозамбик, Эфиопия). История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2 С. 536-538.

На Западе всё более широко распространялось убеждение, что под прикрытием разрядки СССР стремится укрепить своё собственное влияние в мире и ослабить своих противников. В политике американской элиты по отношению к СССР начинается брожение, вызванное давлением правых сил, считавших разрядку ложной концепцией, способствующей, а не препятствующей, крушению американских позиций в мире. В феврале 1974 г. сенатор Б. Голдуотер выразил кредо противников улучшения отношений с СССР: «Мы никогда не были в худшей позиции, чем сегодня... СССР превосходит нас в каждой категории вооружений... Мы были по глупости втянуты в договор о прекращении испытаний ядерного оружия и в переговоры ОСВ... Все это поставит США в позицию слабости». Панарин, А. Проект для России: фундаментальный либерализм или либеральный фундаментализм /А. Панарин.- Знамя.- 1993.- № 9.-С. 151.

Недовольство советского руководства вызывала также поддержка Дж. Картером советских правозащитников.

Таким образом, отход от политики конфронтации привел к материализации климата разрядки. Политика разрядки способствовала развитию сотрудничества Востока и Запада в различных сферах. В первой половине 70-х гг. товарооборот между странами СЭВ и Западной Европы и США вырос в 5 раз. Значительно сократились ограничения, введенные США на торговлю с СССР. История России в новейшее время: Учебник / Под ред. А.Б. Безбородова. - М., 2004. С. 220. Казалось, что возникает новый мир с более обнадеживающими перспективами. Но процесс «разрядки» оказался недолговечным. Уход президента США Р. Никсона с политической арены после уотергейтского скандала (1974) нанес удар по политике, направленной против продолжения «холодной войны».