Японо-китайский территориальный конфликт: причины и последствия. История конфликта вокруг островов сенкаку

(Я) Координаты : 25°46′31″ с. ш. 123°31′39″ в. д.  /  25.77528° с. ш. 123.52750° в. д.  / 25.77528; 123.52750 (G) (Я)

Акватория Восточно-Китайское море Количество островов 8 Крупнейший остров Уоцурисима Общая площадь 7 км² Наивысшая точка 383 м Страна Япония Япония , принадлежность оспаривается Китайской Республикой и Китайской Народной Республикой

Население (2012 год) 0 чел.

История

По утверждениям официального Токио , еще с 1885 года правительство Японии неоднократно проводило изучение островов Сенкаку и получило точное подтверждение, что острова не только были необитаемы, но и не было никаких следов того, что они находились под контролем Китая. На основании этого 14 января 1895 года правительство страны официально включило острова Сенкаку в состав территории Японии в соответствии с международным правом terra nullius - «ничьей землёй» .

Острова Сенкаку не были ни частью острова Тайвань, ни частью Пескадорских островов , которые были уступлены Японии Цинским Китаем в соответствии с Симоносекским договором , который был заключён в апреле 1895 года по итогам первой китайско-японской войны . В период 1900-1940 гг. на островах Кубадзима и Уоцурисима существовало 2 поселения японских рыбаков, насчитывавшие в общей сложности 248 жителей. На острове Уоцуридзима также действовал завод по переработке бониты . В связи с кризисом в рыбной промышленности Японии завод закрылся и поселения были покинуты к началу 1941 г.
В 1945 году Япония проиграла войну и потеряла все территории, приобретенные ею с конца XIX века . Сенкаку вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США . Но в начале 1970-х США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку .

2012

В районе островов находятся залежи природного газа, которые намерен разрабатывать Китай. Официальный Токио же утверждает, что морская граница двух государств четко разграничивает эти территории, и богатые газом районы принадлежат Японии. На данный момент власти Токио арендуют эти острова у частных владельцев, которыми являются японские граждане .

11 июля у побережья острова Сенкаку совершали маневры патрульные корабли китайских ВМС . В связи с этим 15 июля 2012 года был отозван посол Японии в КНР, для проведения консультаций .

19 августа в Китае прошли антияпонские демонстрации, в ряде мест закончившиеся погромами японских магазинов и автомобилей японского производства. Поводом к выступлениям послужил факт высадки на спорные острова группы японских граждан и водружение там флага Японии.

5 сентября японские СМИ сообщили, что правительство Японии смогло договориться с частным владельцем 3-х из 5-и островов Сенкаку об их покупке за 2,05 млрд иен, превысив предложение префектуры Токио.

11 сентября Китай ответил на это решение Японии - к спорным островам были направлены два военных корабля «для защиты суверенитета». В китайском МИД пояснили, что если Япония не откажется от покупки островов Сенкаку, которые КНР считает исторически принадлежащими ей, то инцидент может грозить «серьезными последствиями». На этой же неделе начались массовые антияпонские погромы, которые привели к закрытию заводов, принадлежащих японским компаниям .

16 сентября отношения Китая и Японии обострились после того, как в Китае начались массовые акции протеста против «национализации» Японией островов, которые КНР считает своей территорией. Антияпонские демонстрации с участием нескольких тысяч человек прошли в Шанхае, Гуанчжоу , Циндао и Чэнду .

Позже 1000 китайских рыболовецких судов направляются к находящимся под контролем Японии островам Сенкаку . В тот же день министерство иностранных дел КНР объявило, что китайское правительство готово подать часть документов относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной на основе Конвенции ООН по морскому праву.

Два из 11 китайских военных патрульных кораблей, курсировавших вблизи островов Сенкаку, вошли в территориальные воды Японии.

Антияпонская демонстрация в Шэньчжэне (16 сентября 2012 года)



География


№ на карте Острова
(япон)
Острова
(кит)
Координаты Площадь,
км²
Наивысшая точка,
м
1 Уоцурисима (魚釣島) Дяоюй-дао (釣魚島) 25°46′ с. ш. 123°31′ в. д.  /  25.767° с. ш. 123.517° в. д.  / 25.767; 123.517 (G) (Я) 4,32 383
2 Тайсёто (大正島) Чивэй-юй (赤尾嶼) 25°55′ с. ш. 124°34′ в. д.  /  25.917° с. ш. 124.567° в. д.  / 25.917; 124.567 (G) (Я) 0,0609 75
3 Кубасима (久場島) Хуанвэй-юй (黃尾嶼) 25°56′ с. ш. 123°41′ в. д.  /  25.933° с. ш. 123.683° в. д.  / 25.933; 123.683 (G) (Я) 1,08 117
4 Китакодзима (北小島) Бэй Сяо-дао(北小島) 25°45′ с. ш. 123°36′ в. д.  /  25.750° с. ш. 123.600° в. д.  / 25.750; 123.600 (G) (Я) 0,3267 135
5 Минамикодзима (南小島) Нань Сяо-дао(南小島) 25°45′ с. ш. 123°36′ в. д.  /  25.750° с. ш. 123.600° в. д.  / 25.750; 123.600 (G) (Я) 0,4592 149
6 Оки-но-Китаива (沖ノ北岩) Да Бэй Сяо-дао (大北小島 /北岩) 25°49′ с. ш. 123°36′ в. д.  /  25.817° с. ш. 123.600° в. д.  / 25.817; 123.600 (G)

:  /  (G) (O) (Я) 25.775278 , 123.5275 25°46′31″ с. ш. 123°31′39″ в. д.  /  25.775278° с. ш. 123.5275° в. д. (G) (O) (Я) (T)

Акватория Восточно-Китайское море Общая площадь 7 км² Страны Япония , Китайская Республика , КНР Население (2011 год) 0 чел.

История

2012

В районе островов находятся залежи природного газа, которые намерен разрабатывать Китай. Официальный Токио же утверждает, что морская граница двух государств четко разграничивает эти территории, и богатые газом районы принадлежат Японии. На данный момент власти Токио арендуют эти острова у частных владельцев, которыми являются японские граждане .

11 июля у побережья острова Сэнкаку совершали маневры патрульные корабли китайских ВМС . В связи с этим 15 июля 2012 года был отозван посол Японии в КНР, для проведения консультаций .

19 августа в Китае прошли антияпонские демонстрации, в ряде мест закончившиеся погромами японских магазинов и автомобилей японского производства. Поводам к выступлениям послужил факт высадки на спорные острова группы японских граждан и водружение там флага Японии.

5 сентября японские СМИ сообщили, что правительство Японии смогло договориться с частным владельцем 3-х из 5-и островов Сэнкаку об их покупке за 2 млрд 50 млн иен, превысив предложение префектуры Токио.

11 сентября Китай ответил на это решение Японии - к спорным островам были направлены два военных корабля «для защиты суверенитета». В китайском МИД пояснили, что если Япония не откажется от покупки островов Сэнкаку, которые КНР считает исторически принадлежащими ей, то инцидент может грозить «серьезными последствиями». На этой же неделе начались массовые антияпонские погромы, которые привели к закрытию заводов, принадлежащих японским компаниям .

16 сентября отношения Китая и Японии обострились после того, как в Китае начались массовые акции протеста против «национализации» Японией островов, которые КНР считает своей территорией. Антияпонскими демонстрациями с участием нескольких тысяч человек охвачены Шанхай, Гуанчжоу, Циндао и Чэнду.

Позже 1000 китайских рыболовецких судов направляются к находящимся под контролем Японии островам Сенкаку . В тот же день министерство иностранных дел КНР объявило, что китайское правительство готово подать часть документов относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной на основе Конвенции ООН по морскому праву.

Два из 11 китайских военных патрульных кораблей, курсировавших вблизи островов Сенкаку, вошли в территориальные воды Японии.

Антияпонская демонстрация в Шэньчжене (16 сентября 2012 года)

Территориальный спор о принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао)

Острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) расположены в Восточно-Китайском море в 420 км к западу от японской Окинавы, 420 км от китайского порта Фучжоу и в 190 км к северо-востоку от тайваньского порта Цзилун. Острова необитаемы, среди них три относительно крупных, общей площадью 6,3 кв. км. Самый большой - Уодзуридзима, два почти равных по площади - Китакодзима и Минамикодзима Справочник «Япония 2000»: ИДВ. 2000. - С. 71..

История принадлежности островов весьма запутана. Впервые они упоминаются в китайских хрониках XIV в. как принадлежавшие Китаю в составе королевства Рюкю (ныне префектура Окинава). В начале XVII в. Рюкю было захвачено японскими самураями с острова Кюсю. Но в период правления в Китае династии Цинь (1644 - 1911) Сенкаку были включены в китайскую провинцию Тайвань. По условиям Симоносекского договора 1895 г., после войны с Китаем Япония получила Тайвань вместе с Пэнхуледао и Дяоюйдао (Сенкаку). Последние административно вошли в префектуру Окинава. Согласно Сан-Францисскому мирному договору 1951 г., Япония отказалась от территорий, захваченных в результате агрессии, в том числе от Тайваня, но не от Сенкаку. На последние, в составе японской Окинавы, до 1972 г. распространялись права опеки США. Некоторое время американцы использовали острова в качестве артиллерийского полигона. В 1968 г. появились первые сообщения об обнаружении на шельфе Сенкаку запасов нефти История Китая с древнейших времен и до наших дней. - М., 1985. - С. 128 - 130..

В июне 1971 г. было подписано японо-американское соглашение о передаче Японии прав на острова Рюкю (Окинава). Острова Сенкаку были включены в перечень переданных Японии территорий, которая с того времени осуществляет над ними контроль. Согласно другому соглашению, подписанному в тот период, Япония взяла на себя ответственность за оборону островных территорий. К концу 1972 г. на Окинаве был размещён контингент японских сил самообороны, а акватория, прилегающая к Сенкаку, стала патрулироваться кораблями и самолетами береговой охраны Японии.

Первый территориальный спор вокруг Сенкаку возник в 1971 г. Примечательно, что инициатива принадлежала Тайбэю, сделавшему в июне 1971 г. официальное заявление о своих правах на острова. В декабре того же года с аналогичным заявлением выступил Пекин. В ответ на эти шаги в марте 1972 г. свою позицию обозначил Токио. Мотивировка суверенных прав на острова у Тайваня и КНР была одинаковой: исторически и географически Сенкаку всегда считались частью провинции Тайвань. При этом делались ссылки на китайские "Хроники XIV века". Япония сочла обращение к истории неубедительным и выдвинула свои аргументы: после включения Сенкаку в состав Рюкю (Окинава) возражений ни от одной страны не возникало; острова не включались в перечень территорий, от которых Япония отказывалась по Сан-Францисскому мирному договору. Характерно, что в этом споре с самого начала Вашингтон занял "нейтральную" позицию, отнеся разрешение проблемы целиком к заинтересованным странам. Позднее эта позиция была официально подтверждена государственным департаментом США Тайвань: Проблемы развития: Материалы научно-практической конференции. - М., 1990. - С. 62 - 63..

При подписании японо-китайского Совместного коммюнике о восстановлении двусторонних отношений в 1972 г. КНР не заявляла о правах на Сенкаку. Но подписание в 1978 г. японо-китайского Договора о мире и дружбе было отмечено инцидентом: китайцы организовали в районе островов своеобразную демонстрацию, задействовав в ней до 140 судов, включая джонки. Таким образом, претензии были обозначены, после чего Дэн Сяопин во время пребывания в Токио заявил, что спор о принадлежности островов замораживается. Он подчеркнул: "Пусть всегда будет так, как сейчас. Япония может владеть островами 20 - 30 лет" Дэн Сяопин. О строительстве специфически китайского социализма. - Пекин, 1985. - С. 172.. Другими словами, часовой механизм этой "мины замедленного действия" с 1978 г., возможно, уже включен, о чем японцы не забывают. Тем более, что об этом напоминают и периодически возникающие инциденты.

В середине 90-х гг. территориальный спор вокруг Сенкаку стал подогреваться интересами сторон в отношении якобы имеющихся в районе запасов нефти. Китай с 1993 г. стал импортером нефти, его зависимость от ее ввоза с каждым годом возрастала. Остроту ситуация обрела с решением Токио в 1996 г. ввести режим 200-мильной исключительной экономической зоны вокруг Японии. Этим дополнительно подтверждались японские права на Сенкаку. В отличие от относительной сдержанности официальных властей КНР на начальном этапе спора, на этот раз реакция китайской стороны была и шумной, и масштабной, в нее включились этнические китайцы в странах Юго-Восточной Азии. Осенью 1996 г. антияпонские демонстрации прошли на Тайване, в Гонконге, Макао. Создавались организации "защитников Дяоюйдао". Участники акций обратились к руководству КНР с призывом продемонстрировать Японии военную мощь. В Пекине было объявлено о создании "оперативной группировки сил, специально предназначенной для направления в случае необходимости в район Дяоюйдао". В Токио ряд наблюдателей в тот период высказывал мнение, что шумиха вокруг Сенкаку, объединившая на этнической основе различные политические силы, возможно, поддерживается теми, кто стремится заложить основы будущей "сферы Большого Китая" Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2. - С. 37 - 46..

Обострение конфликта вокруг Сенкаку дало повод для различных оценок, в том числе крайнего порядка. К примеру, шеф токийского бюро (а ранее пекинского) "Нью-Йорк таймс" Н. Кристофер высказывал мнение, что Китай в будущем может пойти на овладение островами силой. Свою точку зрения он мотивировал так. В китайском руководстве сильны позиции сторонников военного решения проблемы Тайваня, но это нереально из-за угрозы вмешательства США Position Paper on the Amendments to the “Act Governing Relations Between Peoples of the Taiwan Area and the Mainland Area”. - Режим доступа: http://www.mac.gov.tw, свободный.. С Сенкаку иначе: Япония вряд ли станет воевать из-за них, США - тем более, они не занимают определенной позиции по вопросу принадлежности островов, и поэтому из-за них американские вооруженные силы применяться не будут.

Инцидент в конечном итоге был исчерпан сам по себе, не получив развития. Стало очевидным, что Пекин не собирается идти на резкое ухудшение отношений, но проблема не снята и может использоваться и в дальнейшем в качестве "дипломатической карты", в целях оказания давления на Токио, получения от него уступок на тех направлениях взаимодействия, которые будут представлять наибольшую актуальность.

То, что проблема сохраняется, подтвердили некоторые последующие события. Так, в мае 1999 г. японская пресса обеспокоено сообщала о том, что китайские суда ведут геологоразведку, предположительно на нефть, на шельфе островов Сенкаку, в исключительной экономической зоне Японии. В связи с этими действиями Токио предложил правительству КНР провести японо-китайские консультации по проблеме морского права. Но Пекин отказался, заявив о непризнании действия экономической зоны Японии. В Токио позиция Китая была расценена как стремление к утверждению суверенитета над Сенкаку де-факто. Высказывались мнения, что в связи с этим может возникнуть острая политическая проблема.

Весной 2000 г. имел место очередной инцидент. Китайская сторона выдвинула официально требование снести на Сенкаку храмовое сооружение, возведенное "японскими националистами" в память о погибших на островах во вторую мировую войну японцах, и принять меры к исключению в дальнейшем подобных действий. Токио уклонился от ответа Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2. - С. 37 - 46..

Спустя полгода после выступления гоминдановской администрации Тайваня с протестом против возвращения Японии о-вов Рюкю и Сенкаку, 30 декабря 1971 г., опубликовал официальное заявление по этому поводу и Пекин. Формально это заявление было «привязано» к моменту одобрения японским парламентом японо-американского соглашения от 17 июня 1970 г.

В принципе позиция Пекина по этому вопросу полностью совпадает с позицией Тайбэя. Вопрос аргументирования своей позиции пекинская дипломатия решает значительно проще, чем это сделано в заявлении гоминдановской администрации Тайваня. В документе МИД КНР используется исключительно историческая аргументация - широко апробированный метод при территориальных спорах, навязываемых Китаем своим соседям по сухопутной границе. В заявлении, в частности, говорится:. «Остров Дяоюйдао и другие острова искони являются территорией Китая. Еще при Минской династии эти острова уже находились в зоне морской обороны Китая; они были островами, относящимися к китайскому острову Тайвань, а не принадлежали Рюкю, которые теперь называются Окинавой. Граница Китая с Рюкю в этом районе лежит между о-вами Чивэйюй и Куме; китайские рыбаки с Тайваня с давних времен занимаются хозяйственной деятельностью на о. Дяоюйдао и других островах».

Заметим, что «вопрос» о том, входят или не входят о-ва Сенкаку в состав архипелага Рюкю, на котором акцентирует внимание Пекин, является искусственно надуманным китайской стороной. Никто и никогда - и японская сторона согласна с этим - не включал о-ва Сенкаку в состав архипелага Рюкю.

В связи с официальным объявлением правительством КНР своей позиции относительно принадлежности о-вов Сенкаку следует, очевидно, отметить немаловажный момент в развитии обстановки в этом районе. В 1970 году начался предварительный зондаж и прощупывание позиций, активный неофициальный обмен мнениями между КНР и США по поводу улучшения и нормализации отношений между двумя странами. В июле 1971 года состоялся визит в Пекин тогдашнего помощника президента США по вопросам национальной безопасности Г. Киссинджера, который провел переговоры с Чжоу Эньлаем и через которого китайское правительство официально пригласило президента Соединенных Штатов Р. Никсона посетить Китай. В октябре 1971 года Г. Киссинджер вновь побывал в Пекине. Все это свидетельствовало о значительном смягчении китайско-американских отношений. После подписания 17 июня 1971 г. японо-американского соглашения о возвращении Японии всех прав на архипелаг Рюкю американский военный персонал начал понемногу эвакуироваться из этого района. В процессе эвакуации и наметившейся нормализации отношений с США, как бы в качестве проверки готовности американской администрации проводить и далее курс на смягчение отношений с Китаем, в Пекине и было опубликовано заявление МИД КНР от 30 декабря 1971 г., в котором содержались официальные притязания КНР на о-ва Сенкаку.

В этом эпизоде Соединенные Штаты продемонстрировали свою лояльность в отношении Китая, уклонившись от вовлечения в создавшуюся конфликтную ситуацию, несмотря на то что некоторые политические круги Японии настойчиво пытались заручиться их поддержкой в возникшем споре.

Выступление Пекина с официальным заявлением вызвало немедленную реакцию Токио: 6 января 1972 г. МИД Японии опубликовал краткое, но весьма энергичное заявление, в котором содержалось предупреждение о том, что после ухода США из этого района ответственность за оборону о-вов Сенкаку будут нести японские силы самообороны.

13 января 1972 г. агентство Синьхуа опубликовало в связи с этим демаршем японского правительства комментарий, в котором вновь подтвердило претензии Китая на суверенитет над о-вами Сенкаку и выразило протест по поводу «алчных устремлений реакционного правительства Сато к аннексии китайской территории».

Напряженность в Восточно-Китайском море продолжала нарастать. В феврале очередной шаг предприняла гоминдановская администрация Тайваня: в тайбэйской прессе было опубликовано сообщение о том, что принято решение включить о-ва Сенкаку в состав уезда Илань провинции Тайвань. В связи с этим решением власти уезда Илань залипли о своем намерении направить в марте на острова специальную группу, которая должна будет создать там административные учреждения.

По поводу этого сообщения, особенно той его части, где речь идет о создании на о-вах Сенкаку «административных учреждений», нелишне, видимо, напомнить еще раз, что речь идет об островах, на которых отсутствует какое-либо постоянное население.

Японское правительство заявило 17 февраля протест против решения тайваньских властей о включении островов в состав административной единицы провинции Тайвань. Сообщения об этом, появившиеся на страницах японских газет, дали толчок к усилению общественной кампании в защиту прав Японии на о-ва Сенкаку. Агентство Киодо Цусин сообщило 3 марта из Наха, административного центра Окинавы, что местное законодательное собрание одобрило резолюцию с призывом к японскому правительству попытаться убедить Китай отказаться от притязаний на острова.

В марте 1972 года вопрос об островах обсуждался на сессии японского парламента. С заявлением по этому вопросу выступил на заседании одной из комиссий парламента министр иностранных дел Японии Т. Фукуда. Как сообщил 8 марта корреспондент агентства Киодо Цусин, в своем заявлении Т. Фукуда дал исторический обзор событий, связанных с освоением Японией о-вов Сенкаку начиная с 1885 года. В заключение министр подчеркнул, что острова бесспорно принадлежат Японии и притязания на них других стран «несправедливы и достойны сожаления».

Ответом на это заявление Т. Фукуды явился новый комментарий агентства Синьхуа, опубликованный в китайской печати 31 марта. Синьхуа вновь категорически утверждало, что «китайский народ непременно возвратит Дяоюйдао и другие острова».

Нетрудно заметить, что до начала 1972 года шаги, предпринимаемые Пекином и Тайбэем, как бы дополняли друг друга. По сути дела, Пекин немедленно выступал в поддержку любой инициативы гоминдановской администрации Тайваня, направленной на утверждение прав Китая на о-ва Сенкаку. Однако включение островов в состав уезда Илань было одним из последних шагов гоминдановской администрации в этом плане. Ее международное положение резко ухудшилось после восстановления в конце 1971 года прав Китая в ООН, поэтому она заняла более осторожную позицию.

В то же время и в китайской пропаганде вокруг вопроса о принадлежности о-вов Сенкаку появились некоторые нюансы. К этому времени наметились серьезные перемены на внутриполитической сцене в Японии (уходил в отставку Э. Сато), и китайская сторона считала, очевидно, несвоевременным предпринимать какие-то шаги, которые могли бы заранее восстановить против нее будущее политическое руководство Японии. Это касается не только вопроса о территориальных претензиях Китая к Японии - китайская пропаганда резко приглушила все антияпонские выступления, исключая те, которые были направлены персонально против Э. Сато. Поэтому китайская печать никак не реагировала на вступление в силу японо-американского соглашения о возвращении Японии о-вов Рюкю, под действие которого подпадали и о-ва Сенкаку.

Вместе с тем в связи с вступлением в силу японо-американского соглашения китайская сторона предприняла определенные шаги по официальным каналам. Так, албанская газета «Зери и популлит» сообщала 24 мая 1972 г., что постоянный представитель КНР при ООН Хуан Хуа в письме на имя председателя Совета Безопасности заявил протест против включения в японо-американское соглашение о-вов Сенкаку. В письме вновь повторялось, что эти острова с давних пор являются якобы китайской территорией и что любая сделка США и Японии, касающаяся островов, является незаконной и, по мнению Пекина, не имеет никакой силы. Китайская печать, однако, умолчала об этом демарше представителя КНР в ООН.

7 июля 1972 г. к власти в Японии пришел кабинет, возглавляемый К. Танакой. Новое правительство поставило своей целью наряду с укреплением японских позиций в отношении с США нормализовать взаимоотношения с КНР, о чем премьер-министр и заявил в своем первом же выступлении.

В конце сентября 1972 года состоялся визит К. Танаки в Китай, завершившийся достижением договоренности об установлении дипломатических отношений между двумя странами на основе, в принципе соответствовавшей тем требованиям, которые выдвигались в этом вопросе китайской стороной. Однако в части урегулирования территориальных проблем этот визит ничего Японии не дал. Как сообщал 1 октября 1972 г. о пресс-конференции К. Танаки корреспондент агентства Киодо Цусин, когда японский премьер-министр во время японо-китайских переговоров попытался обсудить вопрос о принадлежности о-вов Сенкаку, Чжоу Эньлай ушел от этого обсуждения, заявив: «Но будем здесь об этом спорить. Ведь это всего лишь крохотные точки, которые даже трудно заметить на географических картах. Они стали проблемой только потому, что вокруг них была найдена нефть».

Действительно, о-ва Сенкаку трудно было найти на китайских картах, изданных до 1970 года: на них этих островов попросту нет.

И вообще анализ картографических материалов, изданных в Китае, дает весьма любопытные результаты в связи с проблемой Сенкаку. Хорошо известно, что как гоминдановская, так и маоистская дипломатия, предваряя официальное выдвижение своих территориальных претензий к соседним странам, широко использовали метод «картографической агрессии». Этот метод заключается в том, что определенные районы сопредельных стран, на которые впоследствии выдвигались притязания в официальном порядке, включались на китайских картах в состав его территории. Так, уже с первых лет существования в Китае народной республики на издаваемых в КНР картах принадлежащими ей изображались отдельные районы советского Дальнего Востока и весь Памир, обширные районы Монголии и Индии, весь «афганский коридор», север Качинской области и все левобережье Салуина в Шанской области Бирмы. Равным образом на картах изображались принадлежащими Китаю и все острова Южно-Китайского моря. Но ни на одной карте нет даже упоминания о существовании о-вов Сенкаку.

Конечно, острова малы. Но китайские карты скрупулезно изображали все рифы и атоллы, в том числе и покрываемые водой во время приливов отмели Макклесфилд-бэнк, где с точки зрения международного права островов, как таковых, вообще нет. Изображение же о-вов Сенкаку на китайских картах появилось лишь после возникновения вопроса об их принадлежности, причем они стали изображаться даже на картах с таким масштабом, как 1: 50 000 000!

Не менее любопытен и тот факт, что изданные до 1970-1971 годов китайские карты провинции Тайвань ограничивают ее, а следовательно, и «район Тайваня» о. Пэнцзя, лежащим приблизительно в 60 км к северо-востоку от Тайваня. На некоторых же картах в том месте, где расположены о-ва Сенкаку, помещена врезка с легендой.

И только после возникновения проблемы «район Тайваня» на картах был значительно расширен. Пример тому - карта провинции Тайвань из «Атласа Китая», изданного в 1973 году.

Интересно и то обстоятельство, что даже на новых картах о-ва Сенкаку изображаются не так, как все прочие острова. Если все другие острова, скажем, Южно-Китайского моря, даже самые мелкие, имеют рядом с их изображением и название, то о-ва Сенкаку лишь нанесены на карту. Два из них - Уоцури и Секиби - помечены цифрами, а их китайские названия - Дяоюйдао и Чивэйюй - даются, как правило, даже не в легенде, а за рамкой карты.

Картографические материалы, публикуемые на Тайване, изображали район, лежащий к северу-востоку от Тайваня, так же, как и аналогичные издания в КНР. Яркий пример тому - пятитомный «Национальный атлас Китая», подготовленный тайваньской военной академией и изданный в 1962 году. Том I этого издания целиком посвящен Тайваню. Общие карты провинции (например, карты В1, В6, В8) включают к северо-востоку от острова в состав провинции тагаке лишь о-ва Нэнцзя и Мяньхуа, отстоящие от Тайваня на расстоянии 50-60 км. Нет названия о-вов Сенкаку - ни японского, ни китайского, ни английского - и в приложением к тому сводном указателе географических названий провинции.

Как в пекинской, так и в тайбэйской печати район о-вов Сенкаку именовался районом активного промысла рыбаков с Тайваня. Но вот в томе V указанного издания есть карта А15 «Основные районы рыболовства». На этой карте о-ва Сенкаку в качестве одного из «основных районов промысла» рыбаков с Тайваня не фигурируют. В то же время хорошо известно, что японские рыбаки активно ведут промысел именно в этом районе.

Анализ документов, публикаций и картографических материалов китайской стороны позволяет сделать вывод о том, что вопрос о принадлежности о-вов Сенкаку, поставленный по инициативе гоминдановской администрации Тайваня, возник для Пекина неожиданно. Пекин не был готов к нему. Но он незамедлительно поддержал гоминдановскую инициативу, увидев в этом возможность не только попытаться завладеть всем континентальным шельфом Восточно-Китайского моря или большей его частью, но и получить в свои руки рычаг давления на японское правительство путем ужесточения или смягчения своей позиции в этом вопросе. Кроме того, пекинское руководство, конечно же, не могло допустить, чтобы гоминдановцы оказались в большей степени «патриотами», чем оно, ратуя за «восстановление прав» Китая на якобы «утраченные» в далеком прошлом острова.

Что касается Японии, то помимо престижных и других соображений есть, по крайней мере, один чрезвычайно важный фактор, воздействующий на ее позицию в отношении о-вов Сенкаку. Об этом еще 30 декабря 1970 г. писала газета «Вашингтон пост»: «Острова Сенкаку - единственные острова цепи Рюкю, находящиеся в районе континентального шельфа, а потому единственные острова, которые дадут Японии право претендовать на какую-то долю в разработке ресурсов континентального шельфа».

Если вас интересуют оригинальные товары торгового бренда Adidas для различных видов единоборств или же просто для занятий спортом, то я бы вам советовал посетить магазин Adidas в Киеве . В магазине вы найдете широкий ассортимент качественной спортивной обуви и великолепные спортивные костюмы, занятия в которых будут доставлять только удовольствие.

Территориальный спор между Токио и Пекином вокруг островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао), разгоревшийся после того как Япония их национализировала, до предела между странами.

Острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) являются предметом .

Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, в Пекине напоминают, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970‑х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемымых.

Япония, ссылаясь на двусторонний трактат о торговле и границах 1855 года, претендует на четыре острова Курильской гряды ‑ Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора. Позиция России состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно‑правовое оформление, сомнению не подлежит.

Аргентина претендует на Фолклендские (Мальвинские) острова в Южной Атлантике, которые фактически являются заморской территорией Великобритании.

Архипелаг, в который входят два крупных острова ‑ Восточный и Западный Фолкленд, а также 200 небольших островов в юго‑западной части Атлантического океана, находится примерно в 500 километрах от побережья Аргентины и на расстоянии 12 тысяч километров от Великобритании.

Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале XIX века, когда на островах появились первые британские поселенцы. за Фолклендские острова начались 2 апреля 1982 года, продолжались 74 дня и закончились победой британской короны. В ходе боевых действий погибли 649 аргентинских военнослужащих, 1188 человек были ранены. Потери англичан составили 258 убитых, 777 раненых.

Аргентина потерпела поражение, но продолжает оспаривать территориальную принадлежность островов.

Парасельские острова в Южно‑Китайском море являются предметом .

Китай захватил острова в 1974 году, в настоящее время там располагается военно‑воздушная база, построенная Китаем.

Имеются примеры мирного урегулирования территориальных межгосударственных споров.

Три острова Сан‑Андрес, Провиденсиа и Санта‑Каталина в Карибском море являлись предметом спора между Никарагуа и Колумбией. В декабре 2001 года Никарагуа представила заявление в Международный суд ООН о возбуждении разбирательства против Колумбии в связи со спором относительно прав на эту территорию. Никарагуа просила суд объявить, что она обладает суверенитетом над Провиденсией, Сан‑Андрес и Санта‑Каталиной.

13 декабря 2007 года Международный суд ООН . Суд ООН мотивировал свое решение тем, что эти острова определены как колумбийские в двустороннем договоре, заключенном в 1928 году.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников