Ярополец гончаровых. Усадьба Гончаровых. Село Ярополец. После Октябрьской революции

Ярополец. Часть 3. Усадьба Гончаровых.

В крайней части про Ярополец, несколько снимков из усадьбы Гончаровых и еще немного села.

"От бывшего гетмана Петра Дорошенко через его сына Александра по родственной преемственности усадьба перешла к дочери Александра Петровича Дорошенко - Екатерине Александровне (рожд. 1720 г.), вышедшей замуж за Александра Артемьевича Загряжского (1716 - 1786).

Загряжские относились к древнему дворянскому роду. В российском гербовнике о них сказано: "...служили наместниками, воеводами, посланниками и в иных чинах и жалованы были от государей в 1500 и других годах поместьями".

Архивные источники не дают сколько - нибудь исчерпывающих сведений о состоянии усадьбы при Александре Артемьевиче Загряжском. Известно лишь, что в 70-х годах XVIII века усадьба все еще значилась за А. А. Загряжским; главный дом усадьбы был деревянным, а ныне существующего каменного дома с флигелями еще не было. Так же упоминаются каменные службы. Есть основание подразумевать, что эти строения впоследствии были переделаны во флигели и соединены переходными галереями с главным домом. Предположение это основано на том, что в описании 1755 г. каменные службы уже не упоминаются, а называется "дом господский и при нем флигели каменные о двух этажах"."

Историческая справка заимствована отсюда.

1. Вход на территорию открыт. Реставрация здания проведена как-то неряшливо и некрасиво. В усадьбе расположена база отдыха МАИ. На дверях надпись - Посторонним В.

"В 1786 году владельцем усадьбы становится один из сыновей А. А. Загряжского - Борис Александрович (рожд. 1742 г.), генерал-майор, волоколамский уездный предводитель дворянства. В 80-90-х годах XVIII века он завершает капитальную застройку усадьбы, начатую его отцом - А. А. Загряжским в конце 1770-х гг.

Третий из сыновей А. А. Загряжского, Иван Александрович Загряжский, "молодой блестящий гвардеец", впоследствии генерал-лейтенант, имея уже жену и двух дочерей, выехал один за границу и вернулся в свою семью со второй женой, у которой через несколько месяцев после приезда в Ярополец, а именно 22 октября 1785 года, родилась дочь Наталия - будущая теща А. С. Пушкина. Первая жена чутко, по-матерински, отнеслась к горю своей невольной соперницы, полюбила и воспитала ее дочь, в раннем детстве лишившуюся матери. Она не отличала не отличала Наталию от своих детей и поддерживала нормальные родственные отношения между ней и своими дочерьми Софьей и Екатериной, ставшими фрейлинами при дворе, где потом являлась и красивая Наталия.

В январе 1807 года Наталия Ивановна Загряжская вышла замуж за Николая Афанасьевича Гончарова (1787 - 1861). В декабре того же года умер ее отец И. А. Загряжский.

27 августа 1812 года у Наталии Ивановны и Николая Афанасьевича родилась дочь Наталия - будущая избранница Пушкина. Начиная с 1814 года Н. А. Гончарова постигает тяжелая участь: появляются первые признаки умственного расстройства. В 1823 году его поражает острый припадок полного умопомешательства, неизлечимого до конца его дней. Н. И. Гончарова остается хозяйкой дома с тремя сыновьями и тремя дочерьми, среди которых одиннадцатилетняя Наталия."


2.

"В 1821 году, получив по разделу имений с сестрами Загряжскими Ярополецкую усадьбу, Наталия Ивановна становится распорядительницей усадьбы и каждое лето с детьми живет в ней. Из семейной переписки видно, что усадьба ей очень нравилась. Имущественные дела Гончаровых в это время были неблагополучны. После смерти расточительного Афанасия Николаевича - отца Николая Афанасьевича в 1832 году обнаружились колоссальные долги - более миллиона рублей. По правилам майората наследство это должно было перейти к сыну - безнадежно больному Николаю Афанасьевичу. В ноябре 1832 года опекунство над Н. А. Гончаровым было поручено его сыну Дмитрию.

1 августа 1848 года Наталия Ивановна Гончарова приехала в Иосифо-Волоколамский монастырь "на богомолье", там занемогла и 2 числа скончалась, а 4 августа была похоронена в монастыре "по христианскому православному чинопочитанию". 30 апреля 1852 года молодое поколение Гончаровых полюбовно разделили имение.

С 80-х годов имением владел сын И. Н. Гончарова, Николай Иванович, а после его смерти до Октябрьской революции в усадьбе жила его вдова - Елена Борисовна Гончарова, урожденная княгиня Мещерская. В 1918 году усадьба взята на учет как архитектурно-исторический памятник. В 1928 году в главном здании усадьбы была реставрирована Пушкинская комната и включена в сеть музейных учреждений. В остальных помещениях с 1920 по 1960 гг. была размещена Ярополецкая средняя школа."


3. К своей тёще два раза приезжал А.С. Пушкин.

"Переломным моментом в состоянии ансамбля стал 1941 год, когда после освобождения Яропольца от оккупации специальная комиссия зафиксировала огромный ущерб, причиненный зданиям и паркам.

В 1992 г. на территории усадьбы снимался кинофильм Лескова "Очарованный странник", а в 1994 г. - "Барышня крестьянка" А.С. Пушкина."

5. Церковь Екатерина. По всей видимости внутри в советские годы был клуб. Сохранилась сцена. В настоящий момент в храме идут службы.

8. Мне больше всего понравилась стена окружавшая усадьбу.

9. Ребенок решил изучить старину.


Всего 76 фото

Это вторая часть моего материала об Усадьбе Гончаровых в Яропольце! В усадьбе Александр Сергеевич Пушкин побывал 23-24 августа 1833 г. по пути в Поволжье и Оренбург и во второй раз в начале октября 1834 г. - заехал на один день по пути из Болдино в Петербург. Он приезжал в гости к хоязяйке усадьбы Наталье Ивановне Гончаровой - матери Натальи Гончаровой (Пушкиной). Мы уже осмотрели в первой части усадебную церковь Иоанна Предтечи. Во второй будет подробный рассказ об усадьбе, ее истории и немного о Пушкине, конечно...


Мы уже начали осматривать архитектурный ансамбль усадьбы Гончаровых с церкви Иоанна Предтечи.
Сейчас же мы вступаем в усадебный Парадный двор...

До 1712 года Яропольцом управлял Московский Судный приказ, так как сыновья Дорошенко были несовершеннолетними. В 1717 году младший из них, Пётр, продал свою часть земель Г.П. Чернышёву, родоначальнику графов Чернышевых. Об этом имении уже есть готовый материал - Усадьба Чернышевых.
02.

Загряжские

Создателем дворцово-паркового ансамбля является А.А. Загряжский. Внучка гетмана, Екатерина Александровна Дорошенко, принесла Ярополец в приданое своему мужу, генерал-поручику Александру Артемьевичу Загряжскому (1715-1786), который по матери был родственником князю Потёмкину.
03.

Портрет приписывается Ф. Рокотову. Середина 1770-х годов.

Александр Загряжский перестроил деревянные постройки усадьбы в камне. При нём сложилась общая усадебная планировка, дошедшая до наших дней. Архитектор, который вёл перестройку усадебного комплекса в 1780-х годах, не известен. По сообщения мемуаристов А. Арапова и М. Карцова о том, что строил Ярополец Растрелли, относятся к разряду семейных легенд.

04.

Как отмечает А. Чекмарёв: «Происхождение проекта ансамбля усадьбы, сам дух его архитектуры связаны с московской архитектурной школой второй половины XVIII века». По мнению С. Торопова, строителем Яропольца мог быть кто-то из архитекторов «второго ряда»: И.В. Еготов, А. Бакарев, Е. Назаров. А. Седов, на основании стилистического анализа и сравнения с известными сооружениями и проектами, приписывал авторство Еготову.
05.

В сентябре 1775 года в гостях у Загряжского побывала императрица Екатерина II, а через несколько недель - великий князь Павел и его первая жена.
06.


Каретник
07.

Строительство усадьбы начиналось в то время, когда её хозяин ещё не входил в придворную элиту. Изменение статуса А.А. Загряжского, породнившегося с приближёнными императрицы, вероятно сподвигло его на перестройку усадьбы в 1780-1790-х годах. В результате в Яропольце не только были реконструированы здания усадебного комплекса, но и появился пейзажный парк, украшенный парковой архитектурой, в которой были причудливо смешаны «классика» и «готика».
08.

Гончаровы

В 1821 году усадьбу унаследовала внучка Александра Загряжского, Наталья Ивановна, которая в 1807 году вышла замуж за промышленника Н.А. Гончарова.
09.


"О происхождении матери Натальи Николаевны (Пушкиной) существует легенда. По семейному преданию, Наталья Ивановна - незаконнорожденная дочь Эуфрозины Ульрики, - баронессы Поссе (урождённой Липхарт) от Ивана Александровича Загряжского. Она была безумно красива. Ульрика уехала в Россию с первым любимцем князя Потемкина, Иваном Александровичем Загряжским (сбежав от своего собственного мужа и оставив сына). Но в России у Ивана Александровича была своя семья. И вот он привозит из Дерпта в Ярополец к своей жене, сыну и двум дочерям красавицу Ульрику и представляет ее «обманутой жене». После сцен и объяснений Иван Александрович, уехал в Москву, где, по отзывам современников, «живет на холостую ногу и, кажется, не упускает случая повеселиться»...


А прекрасную Ульрику законная супруга в конце концов оставила в своем доме, обогрела, приняла вскоре родившуюся у той дочь Наталью в свою семью. Ульрика между тем страдала в чужой обстановке и вскоре «зачахла как цветок» - умерла в 30 лет, оставив законной супруге на попечение маленькую дочь, которую та полюбила и воспитывала как родную, и с помощью своей влиятельной родни «приложила все старания, чтобы узаконить рождение Натальи, оградив все ее наследственные права»…
10.

После брака с Натальей Гончаровой, дочерью владелицы усадьбы, которая провела здесь свои детские годы, Ярополец дважды посетил А.С. Пушкин. Он писал о том, что тёща «живет очень уединённо в своём разорённом дворце».
11.

12.

Капители очень красивые.
13.


14.

15.


16.

«…Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен…».

17.


18.

Среди ярополецких крестьян бытовало предание, что в 1833 году Пушкин посоветовал своему шурину И.Н. Гончарову построить новую часовню над могилой Дорошенко. Это сообщение со слов старожила Яропольца Смолина записал В. Гиляровский, побывавший в усадьбе в 1903 году.
19.


Второй раз в Яропольце Пушкин был 9-10 октября 1834 года. Парадная опочивальня главного дома в память визитов поэта получила название «Пушкинская комната», по преданию, он жил именно в ней.
20.

21.

22.


23.


24.

Гончаровы продолжали владеть усадьбой до самой революции. Последней обитательницей имения была вдова Николая Ивановича Гончарова (1861-1902), Елена Борисовна Гончарова (1864-1928), урождённая княжна Мещерская, которая способствовала открытию в 1915 году в Яропольце четырёхклассной земской школы.
25.


26.

Благодаря последней хозяйке в 1918 году усадьба была принята на государственный учёт как памятник культуры. Гончарова добилась выдачи ей «охранной грамоты» от отдела по делам музеев и охране памятников старины при Наркомпросе. В бумаге, в частности, указывалось, что «без разрешения означенного отдела вышеозначенное имущество вывозу и реквизиции не подлежит». На то, чтобы Елена Борисовна стала хранительницей усадьбы, дали своё согласие и местные жители. Однако на должность хранителя был назначен художник из Сергиева Посада Н.П. Яныченко.
27.


Интерьеры дома были украшены настенными росписями с изображением романтизированных парковых видов в орнаментальных бордюрах, выполненными ещё при Загряжских. Подобные пейзажи получили широкое распространение благодаря Юберу Роберу, пейзажные панно которого украшали два зала в Архангельском.
28.


29.


30.


31.

Поздней осенью 1918 года Гончарова уехала из Яропольца. Известно, что Елена Борисовна в 1919-1920 годах работала в Наркомпросе. Умерла она в эмиграции 27 июля 1928 года во Франции.
32.


33.


34.

После Октябрьской революции

На втором этаже усадебного дома разместилась школа II ступени с интернатом. На первом этаже в четырёх комнатах был организован музей. Некоторые ценные вещи из Яропольца были вывезены в январе 1919 года. Они попали в Национальный музейный фонд, отдел рукописей Румянцевского музея и другие организации. В усадьбе располагалось правление первого детского колхоза «Гигант».
35.

В 1920 году крестьяне Яропольца попросили у В.И. Ленина, приехавшего на открытие сельской электростанции, передать под школу всю усадьбу. В конце 1922 года музей под предлогом нехватки помещений для ночлега учеников был закрыт. «Пушкинскую комнату», благодаря настойчивости заведующего Ново-Иерусалимского художественно-исторического музея Н. Шнеерсона, удалось сохранить.
36.

Там, за оградой был когда-то большой регулярный парк...
37.


38.


39.

К 1924 году местные жители разобрали на кирпич вышивальню, мыльню, корпус, находившийся между двумя «фабриками» (суконной и полотняной), была демонтирована крыша оранжерей. В 1920-е годы оба Яропольца (Загряжских и Чернышёвых) были обследованы С.А. Тороповым и А. Н. Гречем. Благодаря их стараниям сохранились сведения о довоенном облике усадьбы.
40.

С конца 1941 и до февраля 1942 года село Ярополец находилось в оккупации. В ходе военных действий обе дворянские усадьбы Чернышевых и Гончаровых (Загряжских) Яропольца серьёзно пострадали. Постройки Яропольца Загряжских утратили кровли, перекрытия, заполнения оконных и дверных проёмов, часть декора фасадов. Северо-западная часть господского дома была разрушена взрывом немецкого склада боеприпасов.
41.


42.

Около пятнадцати лет Ярополец находился в руинированном состоянии. За этот период местные жители разобрали всё, что могло пригодиться в качестве строительного материала. Пропали сохранившаяся часть оформления фасадов и интерьеры. В каком состоянии находилась усадьба в 1957 году, зафиксировано в художественном фильме «На графских развалинах», снимавшемся в Яропольце. Мавзолей Дорошенко, повреждённый во время войны, был разобран в 1953 году.
43.

До 1960 года в усадьбе действовала общеобразовательная школа. С 1959 года усадьбы Загряжских и Чернышевых были переданы МАИ для организации дома отдыха. Проект реставрации усадьбы Загряжских разрабатывался трестом «Мособлреставрация». Целью её было восстановление комплекса построек с учётом того, что впоследствии он будет использоваться в качестве дома отдыха.
44.

Восстановительные работы завершились к 1970 году, и усадебные постройки обрели довоенный вид. Но, как отмечает А. Чекмарёв: «…нельзя не отметить и отрицательные стороны этой реставрации - ряд архитектурных деталей возобновляли в других строительных материалах, что вело к их упрощению и огрублению, во всех зданиях, включая церковь, была кардинально изменена внутренняя планировка и созданы унылые безликие интерьеры».
45.

В господском доме был восстановлен интерьер «Пушкинской комнаты», в настоящий момент единственного помещения, проникнутого духом старого дворца Загряжских-Гончаровых. Деревянную колонну из «Пушкинской комнаты» обнаружили на чердаке одного из усадебных зданий, она стала образцом для шести новых колонн, ограничивающих альков. Убранство комнаты было известно по фотографиям 1937 года. При восстановлении были использованы результаты обследования подлинной расколеровки стен и остатков орнаментальной росписи. В комнате проходят литературно-музыкальные вечера Пушкинского общества МАИ, приуроченные к дням рождения Пушкина и его жен.

Схема строений усадьбы Гончаровых в Яропольце
46.

1. Главный дом с флигелями

2. Дом управляющего

3. Ограда с башнями

4. Церковь

5. Каретник

6. Парковый павильон

7. Ткацкие мастерские

8. Ограда двора

9. Конюшня

Господский дом

Удачей послевоенной реставрации можно считать восстановление внешнего облика господского дома. При перестройке в 1780-1790-х годах его соединили с двумя существующими флигелями прямыми одноэтажными галереями. Наиболее выигрышно все три объёма смотрятся со стороны двора. Шестиколонный коринфский портик дома с расположенной за ним полукруглой лоджией - главное украшение усадебного комплекса.
47.

48.

Выход в парк также оформлен портиком. Неоштукатуренные стены из красного кирпича (ныне покрашены) эффектно контрастировали с белым декором.

50.

Циркумференции

Парадный двор (курдонёр) обрамлён металлической оградой с белокаменными столбами и замыкается циркумференциями (корпусами, дугообразными в плане). По торцам циркумференций, смотрящих на дом, поставлены двухэтажные корпуса, их архитектура повторяет архитектуру господского дома.
52.



Конюшня
53.


Конюшня
54.


Конюшня со стороны парка. Очевидно именно в этом здании находится котельная усадебного комплекса.

У двух других торцов поставлены башенки со шпилями. Их основания, в плане квадратные, выдержаны в классическом духе, круглые верхние ярусы оформлены в ложноготическом стиле.
55.

56.

Дугообразные корпуса - очень популярный мотив усадебных комплексов конца XVIII века. В циркумференциях располагались каретник и конный двор, их дуги с внешней стороны были оформлены открытыми аркадами.
57.


Полуциркулярный корпус с башней. Каретник.

Ярополец

Село Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии - одно из имений Загряжских, любимое местопребывание Натальи Ивановны Гончаровой, где с детства бывала и Наталья Николаевна. Пушкин никогда не бывал в Кариане, где родилась его жена, но не однажды приезжал в Ярополец.

Тамбовский Кариан и волоколамский Ярополец были главными имениями, оставшимися после смерти в 1821 году Николая Александровича Загряжского. По полюбовному разделу с сестрами Наталья Ивановна Гончарова получила Ярополец, а родовой Кариан оказался в совместном владении Софьи Ивановны и Екатерины Ивановны. Хотя окончательный раздел был закреплен в 1823 году, с лета 1821-го Наталья Ивановна с детьми могла бывать в Яропольце, так что с ним уже на десятом году жизни познакомилась Наталья Николаевна.

Ярополец впервые упоминается в 1136 году как укрепленный пункт князя Ярополка Владимировича, сына Владимира Мономаха. Владея в ту пору Ростовом и Суздалем, Яро-полк использовал Волок Ламский в борьбе с Новгородом. От его имени и произошло название Яропольца. Долгое время село принадлежало Иосифо-Волоколамскому монастырю, пока его не выкупил Иван Грозный и Ярополец не стал на время государевым селом, местом царской охоты. В 1684 году Ярополец с ближайшими деревнями с тысячей дворов и землями, к ним приписанными, был пожалован царевной Софьей, правительницей при малолетних царях Иване и Петре, украинскому гетману Петру Дорофеевичу Дорошенко после того, как он отрекся от гетманства и принял сторону Москвы. Здесь бывший гетман прожил последние 14 лет своей жизни, здесь умер и был похоронен.

Двадцать четвертого августа 1833 года Пушкин, заехав в Ярополец, посетил могилу П. Д. Дорошенко и на другой день написал из Москвы Наталье Николаевне о теще: «Она живет очень уединенно и тихо в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки Дорошенки, к которому я ходил на поклонение».

Дорошенко был женат на Агафье Борисовне Еропкиной, которая родила ему троих сыновей. После его смерти село было поделено между двумя наследниками - старшим Александром и младшим Петром. Средний сын Алексей, учившийся в то время за границей, участия в разделе не принял. Александру досталась юго-западная часть вотчины, отошедшая впоследствии Загряжским, а от них Гончаровым. Петр же получил северо-восточную часть отцовских владений, которую он продал в 1717 году графу Григорию Петровичу Чернышеву. Так сложилось существующее и поныне разделение Яропольца на две части - гончаровскую и Чернышевскую.

Бывший в молодости денщиком Петра Великого, Григорий Чернышев всей своей жизнью и карьерой служил наглядной иллюстрацией принципов, провозглашенных царем-преобразователем, среди которых - продвижение по службе людей не по знатности рода, а в соответствии с личными заслугами. Настоящая фамилия Чернышева - Чернецкий, и был он из мелкой шляхты, родом с Украины. Его сын Захар Григорьевич приумножил славу отца, отличившись в царствование императрицы Елизаветы Петровны взятием Берлина в 1760 году во время Семилетней войны (1756–1763) и дослужившись до генерал-фельдмаршала. Назначенный вскоре генерал-губернатором Москвы, он привлек к строительству своего имения замечательного зодчего М. Ф. Казакова, бывшего тогда главным архитектором Москвы, возглавлявшим комиссию по ее застройке. В создании архитектурного комплекса ярополецкой усадьбы участвовал и архитектор В. И. Баженов с учениками.

При Пушкине этой частью Яропольца владел внук фельдмаршала Григорий Иванович. С родственниками и соседями Гончаровых по Яропольцу Пушкины также состояли в родстве. Григорий Иванович Чернышев доводился троюродным братом матери Пушкина Надежде Осиповне.

По семейным преданиям, для проектирования господского дома Александра Петровича Дорошенко якобы был приглашен Карло Бартоломео Растрелли, строивший тогда придел в соборе расположенного поблизости Новоиерусалимского монастыря, а тот прислал для осмотра местности своего сына, будто бы снявшего план и отвезшего его отцу. Однако это, скорее всего, одна из легенд, рождавшихся тогда, когда имя действительного архитектора оставалось неизвестным. Стиль постройки в Яропольце далек от тех барочных сооружений, которые связываются с именем строителя Воскресенского Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге. Скорее, по всем внешним признакам, его проектировал кто-то из зодчих школы Баженова и Казакова, строивших и Чернышевскую усадьбу.

Старший сын гетмана Александр Петрович Дорошенко женился на Прасковье Федоровне Пушкиной, дочери Федора Матвеевича Пушкина, а их дочь Екатерина вышла за Александра Артемьевича Загряжского, деда Натальи Ивановны Гончаровой. Именно по этой длинной цепочке Ярополец, пожалованный некогда гетману Дорошенко, достался в конце концов Наталье Ивановне, а после ее смерти перешел в род Гончаровых. Вследствие брака между А. П. Дорошенко и П. Ф. Пушкиной в жилах Натальи Николаевны текла и кровь Пушкиных, а значит, она состояла в родстве с Александром Сергеевичем не только по линии Гончаровых, но и по линии Загряжских. Насколько оно было далеким?

Пушкины и Загряжские, представители древних фамилий, могли, как говорится, счесться родством. Имя Федора Матвеевича Пушкина вошло в историю России петровского времени и не однажды в стихах и прозе было помянуто Пушкиным. Он писал в статье «Опровержение на критики» о представителях своего рода конца XVII века: «При Петре они были в оппозиции, и один из них, стольник Федор Алексеевич, был замешан в заговоре Циклера и казнен вместе с ним и Соковниным». Давно уже замечено, что здесь Пушкин описался, назвав Федором Алексеевичем Федора Матвеевича. Позднее, в «Начале автобиографии», он называет правильно его и его отца: «…окольничий Матвей Степанович (подписался. - В. С.) под соборным деянием об уничтожении местничества (что мало делает чести его характеру). При Петре I сын его, стольник Федор Матвеевич, уличен был в заговоре противу государя и казнен вместе с Циклером и Соковниным». В стихотворении «Моя родословная» поэт имел в виду именно его:

Упрямства дух нам всем подгадил:

В родню свою неукротим,

С Петром мой пращур не поладил

И был за то повешен им.

Академик С. Б. Веселовский комментирует эти строки с точки зрения историка: «Выражения „оппозиция“ Пушкиных деятельности Петра I и „неукротимость“ родни Ф. М. Пушкина представляются неудачной и неверной характеристикой сообщников Алексея Соковнина и Ивана Цыклера. Немного дерзко звучит и выражение, что Ф. М. Пушкин был повешен (не повешен, а обезглавлен) за то, что „не поладил“ с Петром I». Веселовский полагал, что поэт не был осведомлен о том, какое участие приняли Пушкины, то есть «неукротимая родня», в заговоре против Петра I. Он доказывает, что они явились всего лишь второстепенными его участниками, хотя и пострадали при его раскрытии. Ф. М. Пушкин, женившись на дочери Алексея Соковнина Пелагее (у Пушкина ошибочно «дочь Цыклера»), попал в среду сторонников старомосковского уклада жизни. Отец «не поладившего» с царем, боярин Матвей Степанович Пушкин, тогда самый крупный представитель своей фамилии на государственной службе, был после казни сына сослан в Енисейск, лишен боярства и имущества. Малолетнего внука Федора он взял с собой в Сибирь, где оба вскоре скончались. Дядя казненного, боярин Яков Степанович, хотя его вина не была доказана, также был удален из Москвы - сначала на Белоозеро, а затем в свою касимовскую деревню, в которой вскоре и умер. За неимением мужского потомства эта ветвь Пушкиных вовсе угасла. Таким образом, эта оппозиция, как писал Веселовский, «вывела навсегда весь род Пушкиных из среды московской знати и из правящих верхов государства».

Пушкин не случайно в набросках статьи «Опровержение на критики» включил в план автобиографии сюжет «казненный Пушкин» с именами, ключевыми для понимания истории своего рода, какой она ему представлялась: «Рача, Гаврила Пушкин. Пушкины при царях, при Романовых. Казненный Пушкин. При Екатерине II. Гонимы. Гоним и я». Заключительные пункты этого плана объясняют определенную избирательность сюжетов из истории пушкинского рода, на которых поэт останавливает свое внимание и в некотором смысле тенденциозно акцентирует их разработку для читателей. Он выделяет прежде всего тех родственников, которые вошли в общую или частную семейную историю как гонимые, подвергшиеся опалам и казням. В своей собственной судьбе он видит развитие этой роковой семейной темы.

В каком родстве с казненным состоял поэт? Ольга Сергеевна Павлищева в «Воспоминаниях о детстве А. С. Пушкина», записанных с ее слов 26 октября 1851 года, рассказывает о бабушке Марии Алексеевне следующее: «По отцу, будучи внучкою Федора Петровича Пушкина, замешанного в заговоре Соковнина, она приходилась внучатною сестрою зятю своему Сергею Львовичу». Поправив Пушкина в его мнении о родстве родителей, она допускает другую ошибку, назвав Федора Петровича (вместо Федора Матвеевича) участником заговора Соковнина. О. С. Павлищева довольно хорошо, в чем-то даже лучше брата, разбиралась в родословной Пушкиных, но значительно хуже в русской истории. Она путает Федора Матвеевича с тезкой, тоже стольником Федором Петровичем, их прямым предком, полагая последнего участником заговора против Петра I. Тут же ею поминается стихотворение «Моя родословная», в котором мятежный Пушкин назван «пращуром». Судя по всему, в семье Пушкиных существовало предание, что их предок был казнен Петром I, но никто не знал точной степени родства с ним.

Слово «пращур» в буквальном смысле означает прямого предка в шестом колене. Таковым по отношению к Пушкину Федор Матвеевич не является, так как еще в десятом колене от Ратши разошлись ветви, к которым они принадлежали. Их общий предок - это Иван Гаврилович Пушкин, живший в XV веке. К шестнадцатому колену по одной ветви относился Федор Матвеевич, к двадцатому подругой - Александр Сергеевич. Таким образом, ни о каком близком родстве между «казненным» Пушкиным и поэтом речи быть не может. Федора Матвеевича можно называть пращуром Пушкина лишь условно-обобщенно. Зато интересно отметить тот факт, что детям Пушкина Федор Матвеевич приходился прямым пращуром по линии Натальи Николаевны, так как она была его прапраправнучкой.

Для современного человека в эпоху разрушенных связей между целыми сословиями курьезным представляется родство людей далее третьего-четвертого колена, ибо порой забытыми оказались даже имена родных дедов и прадедов. В древней же Руси почиталось делом чести и непременным фактором сосуществования в обществе «счесться» родством, каким бы отдаленным оно ни казалось. Конечно, это в первую очередь относилось к дворянству. Порода в системе Московского государства поднимала человека несоизмеримо выше личной заслуги, которая служила на практике лишь слабым подспорьем к «отечеству», то есть происхождению.

Ликвидация местничества (1682), когда знатность рода была основным критерием при определении места того или иного лица в служебной иерархии, казалось, положила конец этой практике, но на самом деле она надолго осталась в нравах русского общества. Появление при Петре I знаменитой Табели о рангах (1722), отделившей от родового происхождения титулы, чины и звания, привело к забвению старых исторических родов, рождению бюрократического дворянства. Пушкин писал: «У нас нова рожденьем знатность». Естественно, что в патриархальной Москве и в русской провинции, вдалеке от чиновного Петербурга с министерствами и департаментами, устойчивее сохранялся старый родовой дух. Разговоры о родне составляли неотъемлемую часть беседы в родовых поместьях, в окружении фамильных портретов. От знаменитой «бабушки московской», ее рассказов о старине в стихах Пушкина, думается, произошло название известных «Рассказов бабушки» Елизаветы Петровны Яньковой, наполненных милыми воспоминаниями о давно отошедших в лучший мир родственниках, пленяющими несколько поколений читателей. Тема дворянства стала одной из ведущих тем большой литературы на протяжении двухсот лет - от петровского времени, потрясшего и возвысившего Россию, до русской эмиграции XX века. Литература эта создавалась преимущественно писателями-дворянами, многие из которых состояли друг с другом в родстве.

Установление родственных уз между представителями различных дворянских фамилий, конечно, можно посчитать забавой, этаким генеалогическим экзерсисом. С одной стороны, это действительно так, ибо никакое родство между людьми не может объяснить их природы, а по отношению к поэтам - тайны их творчества. Такое исследование может разве что удовлетворить наше обыкновенное любопытство. Но уже само это любопытство, особенно по отношению к Пушкину, о котором мы, кажется, все уже знаем, а все же хотим узнать еще что-то, является проявлением нашей любви к первому поэту России, почитавшему историю своего рода. Наталья Николаевна также выросла на рассказах о своих предках, среди которых оказались и общие с Пушкиным.

Ярополецкая усадьба, доставшаяся Наталье Ивановне, была уже вполне сложившимся поместьем, так что она практически ничего нового в ее облик не вносила. В 1755 году, при Александре Артемьевиче Загряжском, в усадьбе числился «дом господский и при нем флигели каменные о двух этажах». Судя по всему, сам главный дом был тогда деревянный. В тот год была освящена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи, возведенная по распространенной схеме - восьмерик на четверике. В 1770-х годах, когда первый из Загряжских еще владел Яропольцем, господский дом по-прежнему был деревянным (как он выглядел, неизвестно), но уже началось возведение каменного строения. В 1786 году владельцем усадьбы становится генерал-майор Борис Александрович Загряжский. Первым делом в 90-е годы XVIII столетия он завершает строительство каменного господского дома и всего комплекса усадьбы, которая приобретает вид, в основном сохранившийся до нашего времени. Существовавшие ранее каменные службы были, по всей видимости, соединены переходными галереями с выстроенным заново главным домом. В 1808 году Борисом Александровичем была произведена перестройка церкви с расширением ее за счет устроения двух новых приделов - во имя Святого Бориса и Святой Екатерины, то есть в честь небесных покровителей хозяина и его матери Екатерины Александровны Загряжской, урожденной Дорошенко. Внешний декор церкви подвергся переделке в строго классическом стиле путем пристройки колонн, накладки новых пилястр, карнизов и лепнины.

Интерьеры дома подробнейшим образом описаны Марией Петровной Карцовой-Огаревой, племянницей Е. Б. Гончаровой, урожденной княжны Мещерской - жены последнего владельца усадьбы Н. И. Гончарова. Хотя эти воспоминания относятся к концу XIX - началу XX века, но их автор еще застала обстановку дома пушкинских времен:

«Стены нижнего этажа были художественно расписаны в тонах жженой сепии; у дверей шли вертикальные орнаменты в кобальтовых тонах на белом фоне, удивительно гармонировавшие со стенной живописью, изображавшей уголки парка. Эта живопись была однородна в столовой и прилегавшей к ней гостиной. Потолки в тех же тонах были скромно украшены. В гостиной летящий аист нес в клюве люстру из стеклянных подвесок и кобальтовой фарфоровой середины. Двери были резные, прекрасного рисунка, выполненные местным мастером-крестьянином, славившимся тогда на всю Россию и получавшим заказы для строившихся церквей; его работу можно было увидеть в соборе Н. Афона. Во всем ничего кричащего, а величие и гармония размеров, соединенные с удобством и уютом. Ни за границей, ни в других стародворянских усадьбах я этого не наблюдала».

На втором этаже располагались библиотека, бильярдная и жилые комнаты. М. П. Карцева вспоминает: «Наверху в доме была большая библиотека. При мне остались только длинные застекленные полки высоко на стенах, а шкапы были вынесены в биллиардную там же во втором этаже». Сохранилось и несколько фотографий интерьеров дома, запечатлевших его убранство, которое в значительной мере относится к пушкинской поре.

Посетивший Ярополец в 1903 году Владимир Гиляровский поместил десять лет спустя в журнале «Столица и усадьба» очерк, посвященный усадьбе, в котором, между прочим, приводит рассказы местных старожилов. Воспитанница Натальи Ивановны Авдотья Кузьминична поведала Гиляровскому легенду о том, как во время первого приезда ее благодетельницы в Ярополец после свадьбы Пушкина с Натальей Николаевной со стены в спальне сорвалось и разбилось вдребезги зеркало. Наталья Ивановна сказала тогда: «Не пройдет это даром», - и всю оставшуюся жизнь, после того как Пушкин был убит, она не снимала траура по нему. После смерти Пушкина к ней не однажды приезжала гостить Наталья Николаевна с детьми, погружаясь в воспоминания о том времени, когда она бывала здесь вместе с мужем.

Княжна Екатерина Александровна Мещерская, двоюродная сестра Е. Б. Гончаровой, часто бывавшая в ярополецком доме, вспоминала: «Центральную часть дома занимала парадная зала. Направо была приемная, налево комнаты Александра Сергеевича и Натальи Николаевны, кабинет поэта». Очевидно, что только из уважения к памяти поэта мемуаристка могла назвать эти комнаты пушкинскими, что, впрочем, закрепилось в сознании нескольких последующих поколений. Так называемая «пушкинская» комната, судя по ее фотографиям и сохранившемуся облику, представляла собою парадную спальню дома. Об этом свидетельствует наличие в ней спаренных колонн, которые отделяли альков от остальной части помещения. Наталья Николаевна занимала эту памятную ей комнату, когда уже вдовою жила в ярополецком доме.

В XVII в. принадлежало сосланному сюда гетману Правобережной Украины в 1665-1676 годах . Петру Дорофеевичу Дорошенко (1627 - 1698). В свою бытность гетманом он,при поддержке Турции и Крымского ханства, пытался овладеть Левобережной Украиной.Казачество его не поддержало, и гетман капитулировал в том же году перед войсками под командованием Ромодановского. Сдался и принёс присягу.

В 1677 году он был отправлен в Москву и более уже не вернулся на родину. В 1679 году он был назначен московским правительством воеводой в Вятку (1679-1682). Три года спустя получил село Ярополец под

Москвой (Волоколамского уезда Московской губернии), где и умер в 1698 году.

В 1717 году Г. П. Чернышев (1672 - 1745) покупает у П. П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости.Так рядом с усадьбой Дорошенко-Загряжских -Гончаровых появилась усадьба Чернышёвых.

Дорошенко был трижды женат. Агафья Еропкина - брак в 1684 году . В этой ветке одна из дочерей стала Загряжской . Иван Александрович Загряжский (1749-1807) , от которого родилась Наталья Ивановна Загряжская (по мужу - Гончарова) - мать Натальи Пушкиной. О её происхождении существует целая легенда - по семейному преданию, Наталья Ивановна - незаконнорожденная дочь Эуфрозины Ульрики, баронессы Поссе (урождённой Липхарт) от Ивана Александровича Загряжского. О на была безумно красива. Ульрика уехала в Россию с первым любимцем князя Потемкина, Иваном Александровичем Загряжским.
Но в России у Ивана Александровича была своя семья . И вот он привозит из Дерпта в Ярополец к своей жене, сыну и двум дочерям красавицу Ульрику и представляет «обманутую жену законной супруге». П осле сцен и объяснений Иван Александрович, уехал в Москву, где, по отзывам современников, «живет на холостую ногу и, кажется, не упускает случая повеселиться».
А прекрасную Ульрику законная супруга(добрая душа - zlv14 ) в конце концов оставила в своем доме, обогрела ее, приняла вскоре родившуюся у той дочь Наталью в свою семью. Ульрика между тем чахла в чужой обстановке и вскоре «зачахла как цветок» - умерла в 30 лет , оставив законной супруге на попечение маленькую дочь, которую та полюбила и воспитывала как родную, и с помощью своей влиятельной родни «приложила все старания, чтобы узаконить рождение Натальи, оградив все ее наследственные права». Кстати, Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина-Ланская всегда помнила о своих зарубежных родственниках, что явствует из её перепи cки.

Наталью Ивановну в 1807 г. выдали замуж за Николая Афанасьевича Гончарова , сына владельца Полотняных заводов, прекрасно образованного и красавца собою. На венчании присутствовала вся императорская фамилия: император Александр I, императрица, вдовствующая императрица-мать, великие князья и княжны. П осаженными родителями были высочайшие вельможи. Вскоре после замужества родила сына Дмитрия, затем Екатерину, Ивана, Александра. В 1812 году родила дочь Наташу , которая впоследствии стала женой Александра Сергеевича Пушкина.

Красота не спасла ни её мать, ни её саму, ни, впоследствии, её дочь. Наталья Ивановна была властной женщиной с тяжёлым характером, на которую наложила отпечаток неудачная семейная жизнь. Её муж, о бразованный и талантливый человек, Николай Афанасьевич с конца 1814 года страдал психическим заболеванием . Болезнь, по словам родственников, была вызвана травмой головы, полученной при падении с лошади. Однако другой причиной, судя по письмам его жены, Николай Афанасьевич много пил. На Наталью Ивановну, помимо воспитания детей и присмотра за мужем, легло управление двумя имениями. Всё это требовало огромных физических и нервных усилий.

Наталья Ивановна строго воспитывала детей, требуя беспрекословного подчинения. Могла за незначительную провинность отхлестать детей по щекам. А вот, образование дети получили отменное - им преподавались русская и мировая история, география, русский язык и литература. Помимо французского, который все младшие Гончаровы знали очень хорошо (позже Наталья Николаевна признавала, что писать по-французски ей гораздо легче, чем по-русски), изучались немецкий и английский языки. Старший брат Дмитрий «с очень хорошими успехами» окончил Московский университет, Иван - частный пансион, а Сергей получил домашнее образование. Пушкинист Лариса Черкашина предполагает, что Наталья училась по той же программе, что и её младший брат Сергей.

Пушкин А.С. приезжал сюда в 1833г. и 1834гг., о чем свидетельствует табличка на основном здании усадьбы.

С возрастом ухудшался и без того тяжелый характер Натальи Ивановны. Она становилась религиозной фанатичкой и деспотом. В доме, помимо гувернеров и гувернанток, жили странницы, монахини, набожные приживалки.1 августа 1848 года Наталия Ивановна Гончарова приехала в на богомолье, там занемогла и 2 числа скончалась, а 4 августа была похоронена в монастыре по христианскому православному чинопочитанию.

30 апреля 1852 года молодое поколение Гончаровых полюбовно разделили имение. Помня о своём происхождении, Иван Николаевич Гончаров поставил мавзолей-часовню над могилой Петра Дорофеевича Дорошенко в 1838 г.Его разобрали в 1953 году и восстановили в 1999.