Зачем Путину новая чистка губернаторов

Жертвами последних губернаторских отставок оказались руководители, утратившие поддержку групп влияния, входящих неформальную руководящую структуру «Политбюро 2.0» по аналогии с советским периодом. Эта тенденция наверняка получит продолжение, но исключением могут стать «отставки с повышением» – переходом на должности федерального уровня. Об этом говорится в докладе коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», который представил новую аналитическую модель оценки устойчивости губернаторов.

«Красная зона» для глав регионов с перспективой отставки

Как следует из итогового рейтинга, который начал составляться накануне нынешней волны официальных отставок, в «красную зону» «на вылет» попали в общей сложности 16 глав регионов (подробнее ниже), пятеро из них уже фактически покинули свои посты.

Как пояснили авторы доклада, рейтинг устойчивости губернаторов («Госсовет 2.0») был создан путем сложения оценок, данных каждому руководителю по девяти критериям, в числе которых – наличие прямого контакта с главой государства, поддержка ближайшего окружения президента, реализация крупного федерального проекта на территории региона и экономическая привлекательность территории. Также учитывались уникальное позиционирование руководителя, срок его нахождения на посту, лидерские качества и ряд других факторов. Чем выше итоговая оценка, тем выше шансы губернатора остаться на своем посту.

По результатам рейтингования главы региона были распределены по трем группам риска: зеленой (более 13 баллов – отставка маловероятна), желтой (13 и менее баллов – есть риск отставки) и красной (8 и менее баллов – высокая вероятность отставки).

В Центральном федеральном округе в «красной зоне» оказались губернатор Ивановской области Павел Коньков (8 баллов), глава Владимирской области Светлана Орлова (8 баллов) и руководитель Воронежской области Алексей Гордеев (9 баллов). В Приволжском федеральном округе наибольший риск потерять свою должность имели главы Нижегородской области Валерий Шанцев (7 баллов) и Самарской области Николай Меркушин (4 балла), которые на этой неделе действительно были отправлены в отставку. В Южном округе – глава Калмыкии Алексей Орлов (4 балла), в Северо-Кавказском – главы Северной Осетии и Дагестана Вячеслав Битаров (8 баллов) и Рамзан Абдулатипов (4 балла). Примечательно, что последний также заявил о своем уходе с должности.

В Сибирском округе аутсайдеров пятеро: Александр Бердников (республика Алтай) – 8 баллов, Александр Карлин (Алтайский край) – 6 баллов, Виктор Назаров (Омская область) – 6 баллов, Владимир Городецкий (Новосибирская область) – 5 баллов и Виктор Толоконский (Красноярский край), который тоже сообщил о своей отставке, но пока президент не подписал соответствующий указ.

На Дальнем Востоке в зоне повышенного риска – глава Приморского края Владимир Миклушевский (7 баллов), а в Северо-Западном Федеральном округе – губернатор Мурманской области Марина Ковтун (6 баллов) и руководитель Ненецкого автономного округа Игорь Кошин (6 баллов), отправленный в отставку накануне.

Вполне вероятно, что ожидаемые в ближайшее время отставки глав регионов будут именно из этого списка, как это уже произошло с Меркушиным, Шанцевым, Кошиным, а также заявившими о своей отставке Абдулатиповым и Толоконским.

В «желтую» группу риска увольнения входит почти полсотни губернаторов, среди которых выделяются «партийные» руководители от ЛДПР Александр Островский (Смоленская область), от КПРФ Вадим Потомский (Орловская область) и Сергей Левченко (Иркутская область). В этом же списке «вечный» Аман Тулеев (Кемеровская область), «спорный» Георгий Полтавченко (Санкт-Петербург), «варяг» Дмитрий Овсянников (Севастополь), а также уральцы Евгений Куйвашев (Свердловская область) и Борис Дубровский (Челябинская область).

Кто больше всего выиграл от перестановок в губернаторском корпусе

Как считают эксперты «Минченко консалтинг», по итогам волны назначений и переназначений 2016-2017 годов можно сказать, что среди их главных бенефициаров оказались несколько элитных групп. Это коалиция, которая состоит из главы «Ростеха» Сергея Чемезова , руководителя Росгвардии Виктора Золотова , Генпрокурора Юрия Чайки , главы администрации Кремля Антона Вайно его предшественника на этом посту Сергея Иванова , а также группа премьера Дмитрия Медведева и его союзников, группа мэра Москвы Сергея Собянина и группа спикера Госдумы Вячеслава Володина .

«Преимущество этих групп имеет объективные предпосылки. Каждая из них располагает обширными кадровыми полигонами, включающими в себя федеральные государственные и общественные структуры, госкорпорации, региональные администрации. В то же время заметно снижение представительства в регионах выходцев из собственно региональной элиты, не прошедших через этап федеральной карьеры. Исключением являются члены команд губернаторов-тяжеловесов, к каковым можно отнести, помимо вышеупомянутого С.Собянина, А.Артамонова и Е.Савченко, а из молодого поколения – А.Воробьева и Д.Кобылкина», – говорится в докладе.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, определенные бонусы при распределении губернаторских вакансий получили, в том числе, близкие к главе государства бизнесмены Аркадий Ротенберг , Геннадий Тимченко , Алишер Усманов и глава «Газпрома» Алексей Миллер. Кроме того, по мнению авторов доклада, объективно вырос региональный ресурс первого заместителя главы администрации президента РФ Сергея Кириенко , который курировал процесс отбора и обучения кандидатов в главы регионов. Его ситуативными союзниками выступали группы секретаря Совбеза РФ, бизнесмена Юрия Ковальчука и премьера Медведева.

При этом уже осенью 2017 года обнаружилось повышение интереса к региональной политике группы главы «Роснефти» Игоря Сечина , возможно, связанное с ослаблением силового ресурса и репутационными рисками в связи конфликтом с АФК «Система» и скандальным уголовным делом бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева , который обвиняется в вымогательстве взятки.

Роль «Политбюро 2.0» растет

«Массовые ротации в губернаторском корпусе традиционно являются составной частью перегруппировки элит накануне выборов президента. Предстоящее обновление кадров на федеральном уровне мотивирует группы влияния, входящие в «Политбюро 2.0», выдвигать новые фигуры из своей среды для тестирования в регионах и последующего карьерного роста», – говорится в докладе.

При этом эксперты обращают внимание, что необходимым условием соискателя губернаторской должности является лояльность президенту РФ Владимиру Путину . Но в то же время бессрочная индульгенция не выдается даже при наличии личного контакта и истории отношений с главой государства, как, например, в случае с главой Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко .

Вместе с тем, наряду с повышением влияния представителей «Политбюро 2.0» на кадровые решения, элитные группы тем самым повышают собственную устойчивость в среднесрочной перспективе.

«Быстрого перехода властных полномочий к новой генерации вряд ли стоит ожидать. Для их тестирования в регионах и на федеральном уровне потребуется время, в ходе которого вполне естественным будет курирование новых назначенцев со стороны групп, делегировавших их во власть. Рубежным периодом для формирования «нового поколения российских руководителей» (по китайской модели), если страна не столкнется с форсмажорными обстоятельствами, станет электоральный цикл 2021-2024 годов», – отмечается в докладе.

Москва, Анастасия Смирнова

Москва. Другие новости 28.09.17

© 2017, РИА «Новый День»

© krskstate.ru. Виктор Толоконский (с цветами)

25 Сен 2017, 14:00

Надежды рассеиваются, эйфория проходит. А так как губернатор - неместный, начинается фронда элит и противостояние с заксобранием (в случае с Новосибирском - к гадалке не ходи). И с точки зрения администрации президента - сменили шило на мыло. Поэтому если уж и идти на такой радикальный шаг, то «медовый месяц» должен прийтись аккурат на президентские выборы.

В СМИ и интернете обострилось обсуждение предстоящих (а то уже якобы и произошедших) отставок губернаторов. С наибольшей настойчивостью в отставку отправляют губернатора Красноярского края Виктора Толоконского, который якобы уже летал « на ковер» в Кремль (администрация края отрицает). И даже пошел слух, что он написал « по собственному» . Слух прожил часа четыре, после чего администрация края его опровергла.

Аналогичные истории - в Барнауле и в Омске.

Что же все это означает? Почему волна слухов (в которую включились даже уважаемые федеральные издания) поднялась именно сейчас?

Долгие годы работы в Тайге.инфо приучили меня очень сдержанно реагировать на слухи об отставке губернатора, из какого бы источника они не исходили. 10 лет такие слухи ходили про Толоконского, когда он был губернатором Новосибирской области. И да, в итоге они подтвердились. Года три аналогичные слухи ходили про Василия Юрченко. И он тоже оказался в отставке (причем по недоверию). Владимира Городецкого « снимают» тоже чуть ли не с момента избрания, но безуспешно.

Рано или поздно слухи об отставке губернатора подтверждаются - за исключением того случая, когда он проиграл выборы. А такой случай за последние десять лет на всю Россию был один единственный раз. Но с практической точки зрения эти слухи - « белый шум» , не несущий информации. Впрочем, как и опровержения - мы помним много случаев, когда чиновник с утра опровергает слух о своей отставке, а вечером уже пишет заявление « по собственному» .

Тем не менее, нынешние слухи не просто так появились. Наша политика, как ни странно для развитого авторитаризма, подчинена электоральным циклам. И речь, конечно, не о выборах губернаторов, а о главных и единственных, которые в России имеют значение. Формально они называются « выборы президента РФ» , а фактически это - референдум о доверии Владимиру Владимировичу Путину.

Референдум должен быть честным (в смысле подсчета голосов) и легитимным (те же источники называли планку в 70% явки и 70% « за» Владимира Путина).

Как известно, все хорошее в нашем государстве - от Владимира Путина, а все плохое - от плохих бояр (сиречь губернаторов и мэров). Но если губернатор слишком плох, то его антирейтинг может запятнать и солнце нашей политической системы, а это совершенно недопустимо. Иногда проблемы антирейтинга губернатора решаются просто его отстранением от кампании - назначается какой-нибудь региональный штаб, во главе ставят уважаемого спортсмена (врача, учителя, актера, академика) и ведут агитацию от его имени.

На фоне прежнего надоевшего начальника губернатор выглядит свежо, встречается с общественностью, обнимает депутатов и разносит чиновников. Народ и элита полны надежд и впадают в эйфорию

Но если региональная повестка дня слишком разогрета, то люди с этой повесткой сначала попрут в региональный штаб, а потом начнут прорываться и на предвыборные мероприятия.

И вот тогда лекарством может стать отставка губернатора. И сейчас для таких « предвыборных» отставок самое время. Объясню, почему.

Когда в регион назначается новый губернатор, первое время можно отнести к « медовому месяцу» . На фоне прежнего надоевшего начальника он выглядит свежо, встречается с общественностью, обнимает депутатов и разносит чиновников предыдущей администрации. Народ и региональная элита полны надежд и находятся в эйфории.

Но потом, но потом…

Потом элита обнаруживает, что новый начальник не слишком-то умен (а откуда умные то в системе, где главное - держать и не пущать?). И что он ставит не на местных перспективных кадров (а у местных преувеличенное представление о своей перспективности), а тащит какое-то жулье (на самом деле таких же, как и местные) с прежней работы.

Народ вдруг обнаруживает, что старые проблемы не решаются, а старые и всем известные коррупционные схемы живут и при новом губернаторе. Народ-то по наивности думал, что нового губернатора поставили, чтоб эти схемы пресечь, не понимая простого факта, что его назначили из того самого места, откуда они растут.

Надежды рассеиваются, эйфория проходит. А так как губернатор - неместный, начинается еще фронда элит и противостояние с заксобранием (в случае с Новосибирском - к гадалке не ходи). И с точки зрения администрации президента - сменили шило на мыло.

Поэтому если уж и идти на такой радикальный шаг, как смена губернатора в сложных регионах (а зачем менять в простых?), то « медовый месяц» должен прийтись аккурат на президентские выборы. Ну и губернаторы ведь тоже должны идти на выборы. И если они совпадут с президентскими, это повысит явку. А при выхолощенности президентских выборов - именно явка является основной проблемой. И вот же сюрприз - именно в проблемных регионах она самая низкая. Так что все кости выпадают на октябрь или ноябрь.

Самое увлекательное во всем этом, что судьбу губернаторов решают какие-то социологические выкладки и расчеты. Ничего личного, просто технологии.

Алексей Мазур

В начале недели два российских губернатора заявили, что уходят в отставку. Эксперты утверждают, что на очереди еще несколько глав регионов. В преддверии президентских выборов Кремлю важно избавиться от слабых и конфликтных губернаторов, которые бросают тень на власть в целом и могут не обеспечить достаточно высокого и респектабельного результата основного кандидата в своих регионах. Первыми ушли два «варяга», так и не сумевшие стать своими в регионах: Виктор Басаргин (Пермский край) и Вячеслав Наговицын (Бурятия). Им на смену приходят молодые технократы из Москвы — при этом они, в отличие от уходящих губернаторов, уроженцы будущих подшефных регионов.

В 2017 году истекает срок полномочий целого ряда губернаторов. Если верить рейтингам фонда «Петербургская политика», после Басаргина и Наговицына свои кресла могут освободить Сергей Жвачкин (Томская область), Валерий Радаев (Саратовская область), Владимир Волков (Мордовия), Александр Худилайнен (Карелия), Евгений Куйвашев (Свердловская область), Олег Ковалев (Рязанская область), Евгений Савченко (Белгородская область) и Сергей Митин (Новгородская область). Шатким считают эксперты положение Андрея Турчака (Псковская область), Валерия Шанцева (Нижегородская область), Вадима Потомского (Орловская область) и Николая Меркушкина (Самарская область).

Виктор Басаргин. Фото: РИА Новости

Басаргин: ни дорог, ни мостов

Виктор Басаргин, губернатор Пермской области, объявил об отставке утром в понедельник, вечером президент ее принял. «Мой срок полномочий заканчивается в мае, считаю необходимым обратиться к президенту о досрочном сложении полномочий. До сентября немного времени, кандидат, выдвинутый президентом, должен адаптироваться к условиям Пермского края, найти взаимодействие с жителями, политическими и общественными движениями региона», — сказал журналистам Басаргин, добавив, что сам он на выборы губернатора не пойдет. Срок полномочий Басаргина официально истекал 5 мая.

Уроженец Свердловской области, сделавший там карьеру, и бывший министр регионального развития, Басаргин за четыре с половиной года поссорился с большинством влиятельных людей в регионе. Ему на смену приходит Максим Решетников, долгое время проработавший в правительстве Пермского края и Министерстве регионального развития, а с 2012 года возглавлявший департамент экономической политики и развития Москвы. И Басаргин, и Решетников считаются людьми Сергея Собянина. Но при поддержке той же самой федеральной элитной группы новый и.о. может оказаться успешнее экс-губернатора, поскольку в регионе он свой, полагают эксперты.

Отставку Басаргина в конце прошлой недели прогнозировали председатель правления Фонда «Петербургская политика» Леонид Давыдов и руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков. Но тревожный сигнал прозвучал для Басаргина еще в апреле 2014 года. На встрече с Владимиром Путинным губернатор предложил провести в Пермском крае досрочные выборы, но, по его собственным словам, в ответ Путин предложил ему пока «не дергаться». Отношения с федеральными властями не были идеальными и до этого: в ноябре 2012 года бывший заместитель Басаргина в Минрегионе Роман Панов был задержан по подозрению в хищениях. Это произошло через два месяца после того, как Басаргин назначил Панова премьер-министром краевого правительства. В 2013 году ФАС завела дело в отношении Басаргина по незаконному использованию служебных полномочий: у ведомства были претензии к тому, как был определен подрядчик строительства аэропорта «Большое Савино» — им стала компания «Кольцово-Инвест», подконтрольная крупнейшему инвестору Пермского края, группе компаний «Ренова» Виктора Вексельберга.

Политологи, к которым мы обратились за комментарием, сходятся во мнении, что бывший руководитель Министерства регионального развития и уроженец Свердловской области Басаргин находился в состоянии конфликта с элитами Пермского края. В конце 2015 года в отставку подал глава администрации края Алексей Фролов, который должен был курировать выборы в крае в 2015—2016 годах. Фролов — бывший руководитель пермского отделения «Реновы» и вице-президент КЭС-холдинга Виктора Вексельберга. Таким образом, отставка Фролова означала ухудшение отношений с «Реновой» — одним из основных бизнес-игроков региона. В декабре 2016 года губернатор отправил в отставку все краевое правительство во главе с Геннадием Тушнолобовым — ранее он был вице-президентом компании «ЛУКОЙЛ-Пермь» и считался ставленником Вагита Алекперова. Таким образом, Басаргин испортил отношения с двумя ключевыми инвесторами края: «Реновой» и ЛУКОЙЛом. Напряженными были отношения и с депутатом Госдумы Дмитрием Скривановым, влиятельным политиком в Перми.

— Против Басаргина консолидированно выступала практически вся пермская элита, — говорит политтехнолог Петр Быстров, руководивший избирательными кампаниями пермских единороссов. — И, естественно, под конец своего руководства краем он стал уже одиозной фигурой, полностью потерял контроль над политической ситуацией в регионе, и это наглядно проявилось на выборах в Законодательное собрание Пермского края, когда кандидат от «Единой России» с треском проиграл кандидату, которого негласно поддержала большая часть региональной элиты (4 декабря на довыборах в региональный парламент Владимир Данилин от «ЕР» проиграл самовыдвиженцу Егору Заворохину . — А. Б. ). Особое недовольство местных чиновников и бизнесменов вызывало то, что Басаргин, родившийся и сделавший карьеру в другом регионе, увольнял из правительства пермяков и приводил туда людей из Свердловской и Челябинской областей. «Раздражала постоянная кадровая чехарда в окружении Басаргина, когда менялось огромное количество министров, руководителей администрации губернатора и так далее, — продолжает Быстров. — Напряженные отношения сложились с бывшими губернаторами Трутневым и Чиркуновым, не утратившими влияния в Пермском крае: люди, которые представляли интересы Чиркунова или того же Трутнева, демонстративно увольнялись из правительства края, администрации. Например, многолетний соратник Юрия Трутнева Григорий Куранов был назначен главой администрации Басаргина вскоре после его собственного назначения, но проработал недолго. Постоянная конфликтность, ставка на варягов из Свердловска, Челябинска, где раньше работал Басаргин, во-первых, били по самолюбию пермяков, а во-вторых, назначенцы приводили за собой определенные бизнес-структуры, и это влекло и ущемление бизнес-интересов компаний, исторически работавших в Пермском крае».

Недовольны были не только бизнесмены и чиновники: Галина Слаутина, бывшая глава пермского «Яблока», зампредседателя Общественного совета при Пермской городской думе, говорит, что большая часть обещаний губернатора не была выполнена. В планах Басаргина было реконструировать пермский железнодорожный вокзал, построить новую автомагистраль Пермь—Екатеринбург, новый мост через Каму в Перми — эти и другие масштабные замыслы, все они были заморожены. «Басаргин в понимании многих — губернатор, который ничего хорошего для региона не сделал, — говорит Слаутина. — Столько денег потратили на всякие бизнес-проекты! Это очень долгожданная отставка». По мнению Натальи Зубаревич, директора региональной программы Независимого института социальной политики, нельзя сказать, чтобы Виктор Басаргин допустил явные просчеты в экономике и регион плохо себя чувствовал в финансовом плане: «Никаких экономических причин в этой отставке нет. Пермский край ползет по кризису так же, как и другие, долги у него относительно небольшие. Бюджетная политика более или менее аккуратная». Но то, насколько губернатор не вписывался в доверенный ему регион, было видно даже по событиям в культурной жизни края, замечает Зубаревич. «Столько скандалов в культурной сфере… Руководителей театра они выгоняли. С огромным скрипом закрыли музей политических репрессий «Пермь-36». Он же не контролировал ситуацию на своей территории». Положение, когда губернатор поссорился со всеми влиятельными силами в регионе и «не контролирует» его, особенно опасно в преддверии президентских выборов, замечают политологи: недовольство главой края может перекинуться и на кандидата в президенты номер один. А вот Решетников, по мнению экспертов, может оказаться более успешным губернатором.

«Он сильный технологичный менеджер, без сомнения, — говорит Наталья Зубаревич. — У него очень большой управленческий опыт, он рос быстро, но по шагам. У него хорошие мозги и очень открытый взгляд на мир. К тому же, как любой состоявшийся бюрократ, он очень осторожный человек. Он резких телодвижений точно делать не будет. И последнее, самое главное: он местный. Это тот случай, когда человек из команды Чиркунова возвращается в качестве губернатора. Он, пожалуй, один сейчас способен попытаться решить проблему консолидации региональных элит». «Решетников — коренной пермяк, к тому же он будет восприниматься как человек Собянина, это учитывает интересы мэра столицы, который неформально патронировал Басаргина, — добавляет Петр Быстров. — И это укладывается в тенденцию назначения 30—40-летних технократов, которые всей своей карьерой обязаны Путину и никак не связаны с элитами ельцинского периода. Решетников не аффилирован ни с одной из крупных федеральных финансово-промышленных групп и не будет лоббировать ничьи интересы», — считает политтехнолог.


Вячеслав Наговицын. Фото: РИА Новости

Наговицын: гостевой домик и неотстроенная элита

Вячеслав Наговицын начал свою карьеру в правительстве Томской области, а в 2007 году был назначен главой Бурятии и продержался два срока. На его место президент назначил замминистра транспорта Алексея Цыденова, специалиста по развитию железнодорожного транспорта и, в отличие от Наговицына, бурята из Забайкалья.

Наговицын тоже объявил о своей отставке на утренней пресс-конференции во вторник. «Завершается мой второй срок, и нужно принять решение… Я отработал полных два срока. Формально есть повод пойти на третий срок. Но ситуация подсказывает, что есть общая позиция, что нужны перемены в республике», — цитирует Наговицына портал NewsBabr.com. При этом пресс-секретарь главы республики Александр Мальцев сообщил РИА «Новости», что решение об отставке было «неожиданным для всех».

Вячеслав Мархаев, глава бурятских коммунистов и бывший депутат Госдумы от региона (сейчас он сенатор от Иркутской области), считает, что отставка Наговицына была не такой уж неожиданной и уже точно не его личным решением, а Кремля: еще с осени в Бурятии работали политтехнологи «Единой России», и они, видимо, выяснили, что глава республики не очень популярен. «Представители Кремля приезжали в Бурятию еще во время выборов в Госдуму, проводили социологические опросы: кого бы вы выбрали, если бы выборы главы Бурятии состоялись сегодня? До меня доходили слухи, что я находился в списке кандидатов и что, по опросам, у меня был самый высокий рейтинг. Но решения принимает Владимир Владимирович», — говорит Мархаев.

Подчиненные Наговицына в последние несколько лет не раз попадали под следствие по обвинениям в коррупции. В 2015 году экс-руководителя Хозяйственно-транспортного комплекса главы администрации и правительства Бурятии Александра Сучкова осудили за нецелевое расходование 62 миллионов бюджетных средств на строительство «гостевого домика» — по данным газеты «Новая Бурятия», строился он персонально для Вячеслава Наговицына.

Бывший министр сельского хозяйства Бурятии Александр Манзанов был дважды осужден за превышение служебных полномочий: в 2014 и 2015 годах. Причем по второму делу его арестовали почти сразу после амнистии по первому. С 2016 года в СИЗО сидит депутат Народного Хурала Виктор Абушеев и вместе с ним, по тому же делу — и.о. руководителя управления капитального строительства Бурятии Булат Сариев. По данным следствия, «Байкальская строительная компания» Абушеева получила госконтракт на строительство инфраструктуры туристического кластера «Байкальский» и присвоила около 13,5 миллиона бюджетных рублей. Ожидает суда и другой чиновник управления капитального строительства — Савелий Мотошкин, которого подозревают в хищениях при строительстве другого туристического кластера.

Кадровая политика Наговицына, по мнению Вячеслава Мархаева, «оставляла желать лучшего», кроме того, почти все решения он принимал сам либо при участии главы администрации Петра Носкова. Спор о том, кого назначить на пост ректора Бурятского государственного университета, вылился в затяжной скандал с участием федерального Минобрнауки. Что же касается местных политиков и чиновников, то отношения Наговицыну не удалось выстроить даже с единороссами, замечает Мархаев: в ноябре Народный Хурал отказался утверждать отчет правительства о социально-экономическом развитии республики за 2011—2015 годы.

Наталья Зубаревич считает, что, как и в случае с Басаргиным, недовольство Москвы вызывали скорее не экономические неудачи, а конфликты Наговицына с элитами. «Конечно, в Бурятии и с экономикой нездорово, это тот регион, который особо не развивался. Но ни больших долгов, ни адских дефицитов бюджета (в Сибири, кроме Хакасии, их нигде нет) — ничего замечено не было. Да и быть не могло, экономика тут ни при чем».

«Отставка Наговицына — одна из самых логичных, — считает политолог Ростислав Туровский. — Поскольку в Бурятии социально-экономическая ситуация очень плохая, Наговицыну с ней справиться не удалось, как и его предшественникам. И внутриэлитные отношения у него были весьма напряженными, хотя он и пытался найти себе сторонников — всё как и с отставкой Басаргина. Это классический сценарий, когда на смену назначают человека с региональными корнями, Алексея Цыденова, сделавшего успевшую федеральную карьеру. Предполагается также, что он будет иметь успешные позиции на федеральном уровне».

Туровский заключает, что прямой связи с президентскими выборами в отставках губернаторов можно не искать. Другое дело, замечает эксперт, что речь может идти о заблаговременном решении — чтобы у нового губернатора было больше времени для подготовки к выборам с психологической точки зрения.


Описание к изображению

Политологи из холдинга «Минченко консалтинг» назвали губернаторов, которые в ближайшее время могут потерять пост главы региона. Об этом стало известно из экспертного доклада «Политбюро 2.0 и губернаторский корпус».

Губернаторов оценили по девяти критериями: за каждый из них можно было получить от трех до 10 баллов. При этом три критерия были «штрафными» — они отнимали очки у чиновников.

Эксперты пришли к выводу, что следующими главами регионов, которые попадут в список «на вылет», окажутся главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской и Воронежской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев.

В исследовании учитывалась деятельность руководителей субъектов Федерации с января по август 2017 года. Поэтому в «расстрельные списки» попали уже снятые к моменту появления документа главы регионов Николай Меркушкин (Самарская область), Рамазан Абдулатипов (Дагестан), Валерий Шанцев (Нижегородская область), Виктор Толоконский (Красноярский край) и Игорь Кошин (Ненецкий автономный округ).

Все кандидаты получили низкие оценки — от четырех до девяти баллов. При этом наименьший балл получил глава Калмыкии Алексей Орлов — его эксперты оценили в четыре балла. Пять баллов дали главе Новосибирской области Владимир Городецкий. Не менее низкие показатели у главы Мурманской области Марины Ковтун, губернатора Алтайского края Александра Карлина и главы Омской области Виктора Назарова — они получили по шесть баллов.

Не забыли и о губернаторе Санкт-Петербурга Георгии Полтавченко — его политологи оценили в восемь баллов.

Критерии оценки работы глав регионов делились на «бонусы» и «штрафы». К первому политологи отнесли наличие в субъекте больших проектов, узнаваемого имиджа губернатора и его поддержку околокремлевскими силами. К «штрафному» критерию отнесли федеральные и региональные конфликты, а также уголовные дела и аресты родственников глав регионов.

Самыми стойкими руководителями политологи признали мэра Москвы Сергея Собянина, главу Тульской области Алексея Дюмина и руководителя ЯНАО Дмитрия Кобылкина — все они набрали по 19 баллов.

Прошлая неделя ознаменовалась появлением в СМИ информации о возможных отставках сразу нескольких глав российских регионов. Кандидатами «на вылет» называли губернаторов Нижегородской, Самарской областей, Красноярского края. «Общее число субъектов, которые называются в качестве кандидатов на смену власти, приближается к десяти», — заявили источники «Газеты.Ru».

Прогнозы начали сбываться 25 сентября: тогда указом президента должность главы региона потерял Николай Меркушкин, губернатор Самарской области. Уходя, он заявил, что в ближайшее время своих постов лишатся еще несколько глав регионов. «Есть основание, чтобы такое решение было… Наверное, последуют решения и по другим губернаторам, я так полагаю, по определенному перечню», — сказал политик на пресс-конференции.

Следующим от занимаемой должности был освобожден губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, возглавлявший область на протяжении 12 лет. На его место был назначен 40-летний Глеб Никитин, прежде занимавший пост первого заместителя министра промышленности России. Позднее ушел и руководитель Красноярского края Виктор Толоконский — его сняли с поста 27 сентября.

О своем уходе 28 сентября сообщил и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Основной кандидат на его должность теперь — первый заместитель директора Росгвардии Сергей Меликов. В этот же день покинуть пост главы субъекта РФ решил и губернатор Ненецкого автономного округа (НАО) Игорь Кошин.

Глава Ненецкого автономного округа Кошин покинул свой пост досрочно и по собственному желанию — в связи с переходом на новое место работы. Президент Владимир Путин уже подписал соответствующий указ. Заменой Игоря Кошина назначили заместителя министра экономического развития РФ Александра Цыбульского — он стал временно исполняющим обязанности главы НАО.

43-летний Кошин был одним из самых молодых руководителей регионов в стране: его назначили губернатором в сентябре 2014 года. До этого он на протяжении двух лет являлся представителем от Собрания депутатов НАО в Совфеде. После ухода в отставку он обратился к жителям региона через соцсети.

«Пришло время двигаться дальше. За эти три года было разное — и хорошее, и плохое. Особенно трудным выдался 2016 год, когда мы лишились трети своих доходов. Знаю, вам всем пришлось нелегко. Поверьте, мне тоже. Ответственность — тяжелый груз», — написал Кошин.

Он также отметил, что все непопулярные и болезненные решения, которые он принимал в период своего пребывания на посту главы НАО, преследовали цель сделать экономику округа более устойчивой к колебаниям цен на нефть, и, тем самым, защитить жителей региона.

Эксперты убеждены, что сейчас в стране наблюдается тренд на «озеленение кадров»,

то есть — назначение на должности глав регионов молодых людей с опытом службы в федеральных органах. Об этом, в частности, заявил «Газете.Ru» глава консалтингового агентства Backster-group Дмитрий Гусев.

Он убежден, что Путин продолжает политику по обновлению политической команды страны. «Было назначено несколько молодых губернаторов-технократов. Сейчас происходит назначение на подобные должности таких людей с опытом работы в федеральных органах. Такова нынешняя политика президента», — пояснил ситуацию Гусев.

За неделю в отставку ушли главы пяти регионов. Почему они расхотели работать и «кто на новенького» - на эти вопросы «Фонтанке» отвечает политолог Николай Петров.

Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

В среду, 15 февраля, стало известно имя очередного губернатора, который недосидит до конца срок в должности. В отставку попросился глава Карелии Александр Худилайнен. Президент сразу прошение подписал и очень быстро назначил преемника – экс-главу Федеральной службы судебных приставов Артура Парфёнчикова. Днём раньше добровольно подал прошение об отставке глава Рязанской области Олег Ковалёв. В понедельник то же самое сделал глава Новгородской области Сергей Митин.

Предыдущая рабочая неделя ознаменовалась отставками губернатора Пермского края Виктора Басаргина, который будет начальником Ространснадзора, и главы Бурятии Вячеслава Наговицына. Что случилось с губернаторским корпусом – объясняет профессор кафедры сравнительной политологии Высшей школы экономики, руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров.

- Николай Владимирович, кто из губернаторов следующий «на вылет»?

– У десяти глав регионов истекает срок полномочий, из них Кремль собирался пять-шесть поменять, остальных – переназначить. Среди тех, кого называли кандидатами «на вылет», остался ещё Куйвашев в Свердловской области.

- По каким критериям их выбирают для отставок?

– В рейтинге выживаемости, который в последний раз публиковался в декабре, все эти губернаторы как раз получали самые низкие оценки. Например, в их регионах происходили открытые и публичные конфликты, а губернатор был не в состоянии консолидировать региональную элиту и контролировать ситуацию. Как, например, Басаргин в Пермском крае. В преддверье президентских выборов такое отсутствие контроля опасно. Кроме того, Кремль меняет поколение. Уходят губернаторы рождения конца 1940-х – начала 1950-х годов и приходят им на смену новые врио 1970-х годов рождения. И ещё те, кого уже сменили, входят в десятку губернаторов, чьи полномочия истекают в этом году. С одной стороны, это элемент ротации, с другой – демонстрация принципиально нового подхода.

- Подход уже не очень новый, омоложение началось ещё в прошлом году.

– Сегодня это молодые технократы, подчёркнуто гражданские, с опытом работы в федеральном правительстве. А в прошлые разы это были в основном ФСО и военные. Парфёнчикова, назначенного в Карелии, тоже не назовёшь человеком в погонах. Он в первую очередь юрист. Как мы знаем, он – однокурсник Дмитрия Медведева.

В десятке губернаторов с истекающим сроком полномочий есть, например, глава Мордовии Волков. Вдобавок ему 60 лет, это уже два фактора. Зато на последних выборах в Мордовии была явка 83 процента, и 84 процента у «Единой России». Или Белгород: губернатору Савченко 66 лет, зато – 62 процента явки и почти 55 процентов у партии власти. Такие заслуги учитываются?

– Да, конечно. Белгородская область как раз хороший пример того, что однозначных критериев нет. Если губернатор хорошо контролирует ситуацию в регионе, то Кремль предпочитает в преддверье серьёзных федеральных выборов не ворошить ничего и не брать на себя риск дестабилизации. В этом смысле и в Мордовии Волков, который унаследовал почти кладбищенские спокойствие и тишину, имеет неплохие шансы на переназначение.

Губернатору Саратовской области Радаеву всего 55 лет, и у него великолепнее результаты выборов в Думу. Но его регион был среди рекордсменов по официально зарегистрированным жалобам на нарушения во время выборов. Что перевесит?

– В этом смысле Радаев имеет определённую слабость. Но тут важно другое. Скажем, бывший пермский губернатор Басаргин считался человеком Собянина. Его сменил человек команды Собянина же, то есть сохранён баланс сил в регионе. Радаев в Саратове – человек команды Володина. И его судьба – это вопрос о том, насколько сильны позиции Володина. Перемены должны не просто означать некие изменения в регионе, но и отражать, и даже провоцировать изменения в федеральном центре. Поэтому Радаева эксперты существенно реже называют кандидатом на вылет.

- Это, стало быть, ещё один фактор: «чьих будет» губернатор…

– Условная «федеральная крыша» – самый важный фактор. И мы в последнее время видели, как три губернатора не просто ушли, а сели. Их объединяло то, что серьёзной федеральной крыши у всех не было.

- Ещё остались такие несчастные – без «крыши»?

– Вопрос не просто в её отсутствии. Например, экс-губернатор Карелии Худилайнен был связан с Нарышкиным. Пока Нарышкин был главой администрации и спикером Госдумы, его влияние на такие вещи было существенно выше, чем сегодня.

- У каких губернаторов сегодня «крыша» достаточно надёжная?

– Эта ситуация тоже не статичная. Наверное, собянинская «крыша» неплохая. Мы видели это и на примере Басаргина: мало того, что его сменил другой человек из команды Собянина, так ещё и Басаргин – пока единственный из уволенных, кто получил взамен федеральный пост.

- Кто, кроме Собянина, считается надёжной «крышей»?

– Их достаточно много. Володин – не просто влиятельный федеральный политик, он – политик, который именно расставлял губернаторов. Таких регионов, где он этим занимался непосредственно, – штук двадцать. Собянинские губернаторы – это, естественно, Тюменская область, где он, уезжая, оставлял своего человека, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Дальше есть проблема корпоративных «крыш»: Чемезов с «Ростехом», Сечин с «Роснефтью». Здесь вопрос принадлежности губернатора к тому или иному клану – это вопрос вхождения региона в зону интересов корпорации.

- Кому, а главное – зачем, нужны нынешние перемены в губернаторском корпусе?

– Ротация происходит постоянно, и отчасти она имеет под собой объективные причины: губернатор стареет, перестаёт быть, с точки зрения федерального центра, эффективным, и его меняют. Это может быть результатом конкурентной борьбы между корпорациями. Наконец, есть подспудная идея: если человек слишком долго сидит на какой-то корпорации, а Кремль в этом смысле тоже корпорация, он слишком врастает в какие-то внутрикорпоративные интересы. Там выстраиваются слишком жёсткие связи, становится труднее контролировать ситуацию. В последние два-три года мы видим интенсивные замены руководства на уровне федеральных корпораций точно так же, как на уровне регионов. То есть общая идея – чисто управленческая: время от времени надо перемешивать кадры. В том числе – для того, чтобы люди активнее демонстрировали свою эффективность, чтобы у них не было ощущения, что они навечно сели на свой регион или свою, скажем, железную дорогу.

- Неужели всё это ради блага избирателей?

– Ну, в данном случае элиты исходят из своего интереса. Но в чём-то их интересы могут совпадать с интересами рядовых граждан. Что происходит, когда глава таможенной службы долго сидит на посту? Сложилась и закрепилась прочная цепочка связей, в том числе – коррупционных, и значительная часть средств, на которые государство хотело бы в ситуации кризиса рассчитывать, уходит куда-то внутрь корпорации, родным, близким, знакомым и так далее. Государству важно такие коррупционные утечки устранить.

- Почему нельзя делать это в плановом режиме? Просто в нужный срок переизбрать губернаторов?

– Ни для кого не секрет, что тот губернатор, которого сегодня назначил Путин, завтра…

- ...будет избран всенародно.

– Будет избран всенародно.

- Тем более – зачем эти срочные перестановки?

– Кремлю так проще. Это проще, чем в условиях конкуренции, пусть даже относительной, приводить к власти удобного человека или налаживать отношения с человеком, победившим на выборах. Но даже при нынешней системе всё можно делать более... Более взвешенно. Выискивая человека из тех, кто имеет опыт работы в регионе. Как, скажем, Решетников в Перми. Это было первое назначение в серии, и оно вселяло надежду, что Кремль будет искать лояльных, но при этом хороших, эффективных людей, имеющих отношение к региону.

- Вселяло – вы говорите в прошедшем времени? Уже не вселяет?

– Мы уже видим, что это совсем не обязательно. Три следующих назначения – это люди активные и эффективные, но у них нет никаких связей с регионами, куда их назначили. Они никогда не жили в этих регионах. И, думаю, не собираются там жить в будущем.

- Вы хотите сказать, что это временщики?

– Они временщики. Их задача – за те 4 – 5 лет, что им отведены, выкачать из региона, из своего поста максимум. Поэтому они считают на очень короткую перспективу. В более долгой перспективе это опасно, и в первую очередь – для федерального центра.

- Центр это понимает?

– Думаю, что понимает, там умные люди сидят.

- Значит, они делают это сознательно?

– Просто у них у самих очень короткий горизонт планирования и, соответственно, принятия решения. Назначая губернатора, они каждый раз вынуждены выбирать между лояльностью и эффективностью. В одном человеке это редко сочетается. Когда в регион назначают постороннего, понятно, что он лоялен тем, кто его назначил.

- Нельзя ли найти кого-то в регионе, назначить его, он будет благодарен – но и к месту привязан?

– Когда вы выискиваете кого-то в регионе, у него есть свои внутренние связи, обязательства, лояльности и так далее. Такой глава совсем не обязательно будет лоялен. Он будет противоречить федеральному центру, иногда даже публично. Пример – Шаймиев в Татарстане, который был эффективным главой.

Вместо Худилайнена в Карелию назначен экс-глава Службы судебных приставов Парфёнчиков, а он – выходец из Карелии. Это уже второй случай связи с регионом.

– Он в регионе родился и работал – и это уже здорово. Конечно, его связи в Карелии не те, что были десять лет назад. Да и десять лет назад он был представителем не региональной элиты, а федеральной структуры. Тем не менее ощущение от региона у него, конечно, будет не такое, какое было бы у «варяга».

Губернатор Петербурга за год-два оказался в центре нескольких скандалов, последний связан с передачей РПЦ Исаакиевского собора. Как это повлияет на судьбу Георгия Полтавченко?

– Сложно прогнозировать. Петербург – особый регион, здесь президенту не надо читать газеты, чтобы понять, что происходит. И Полтавченко в этом смысле – особый человек. В Кремле наверняка не видят настолько прекрасной замены Полтавченко, чтобы погасить конфликты в Петербурге. На Полтавченко работает и то, что он полуофициально занимается связями с церковью. И когда Путин едет куда-то в глубинку на службу, он едет вместе с Полтавченко. То есть здесь есть какие-то связи, помимо тех, что на поверхности. Но я думаю, что и это до известного предела. Когда Кремль видит, что какой-то губернатор не столько помогает, сколько сам требует помощи, принимается решение о замене.

В Орловской области Потомский стал посмешищем из-за рассказа о путешествии Ивана Грозного в Петербург. Во Владимире очень не любят губернатора Орлову. Такого рода истории влияют на судьбу главы региона?

– Кремлю важно, чтобы скандал не выливался в публичную сферу и не принимал резких форм. Когда над губернатором начинают потешаться, когда он становится «петрушкой» – это Кремлю не нужно. А когда просто не любят – так и пусть не любят. Тем он будет лояльнее по отношению к центру. Кремлю не нужно, чтобы губернатора любили слишком сильно, но и не нужно, чтобы слишком ненавидели.

- А как узнать, что уже «слишком»?

– Здесь на помощь приходят соцопросы. Но если федеральная власть, несмотря ни на что, получает нужные результаты, губернатор остаётся. Возьмите пример Меркушкина в Самарской области: кто-то потешается, кто-то очень сильно не любит, но на выборах Самара показывает результат, как в Мордовии. И все слухи о том, что Меркушкина вот-вот поменяют, оказываются преувеличенными. Кремлю есть чем заняться и без регионов. Кстати, поэтому в подвешенном и более проблематичном состоянии оказываются именно те губернаторы, у которых заканчивается срок полномочий.

- На них внимание в этот момент фокусируется?

– У Кремля 85 регионов. Заниматься проблемами каждого не получается. А вот когда и так приходит срок замены губернатора, когда всё равно надо решать, оставить его или заменить, случается «страшный суд». А так у Кремля есть более важные проблемы. И более важные регионы, чем Орловская или Белгородская области.

- Как они делят регионы на «важные» и «не важные»?

– Есть регионы, которые играют какую-то символическую роль. Москва и Петербург – это столицы. Крым – это фокус внимания и внутри страны, и за её пределами. Пермь и Свердловск важны потому, что это огромные регионы, где и избирателей много, и любой политический скандал приобретает особое значение. А есть регионы, вроде Забайкалья или Амурской области, которые так далеко лежат от фокуса общественного интереса, что происходящее там просто не важно. Есть и ещё один фактор – наличие людей, которыми можно заменить губернатора. Если регион важен с точки зрения бизнеса, если за него борются серьёзные кланы – это одна ситуация.

- Тут замена всегда наготове?

– Да. А есть регионы вроде Курской области. В Кремле, может быть, и недовольны губернатором. Но искать ему специально замену и создавать себе проблему, когда нет двух-трёх серьёзных бизнес-групп, предлагающих кандидатов, Кремль тоже не хочет.

- А сам, без «шефствующих» бизнес-групп, Кремль не может найти кандидатов?

– Такие бизнес-группы облегчают управление людьми, поставленными во главе регионов. Так проще, чем решать проблему каждого региона индивидуально.

- Я-то думала, что для этого были придуманы полпреды.

– Посмотрите, кого полпредами назначают, – и поймёте, какого рода задачи они должны решать. Было время, когда на посты полпредов приходили губернаторы. Из этого можно было делать вывод, что Кремль хотел видеть людей, способных понимать и решать сложные задачи в регионах, способствовать экономическому развитию, устранять конфликты и так далее. Когда-то это были генералы. Из этого следовало, что они должны были передавать приказы из Москвы и контролировать исполнение. Сегодня мы видим на постах полпредов отставных и вышедших в тираж чиновников. Для чего они нужны сегодня – неизвестно.

Если всё равно нужны неформальные «крыши», почему бы не сделать их официальными? Почему бы не вернуть институту полпредства его прежнее значение?

– Полпреды – надсмотрщики. Но у них нет финансового ресурса. Это важно. Если бы вы разделили страну на семь кусков и дали бюджет каждому полпреду, тот стал бы маленьким наместником царя. Глядишь – и сам захотел бы стать царём. А так у них нет финансовых ресурсов, их задача – следить, контролировать, наушничать, давать какие-то свои заключения, но не более того.

В чём секрет непотопляемости псковского губернатора Турчака? Уж, казалось бы, какого масштаба был скандал, даже с уголовным душком…

– Отчасти и это муссируется в печати, сам по себе слух, что центр снимает того или иного чиновника, может служить ему чуть ли не защитой. В том смысле, что Кремль не хочет принимать решения, которые будут выглядеть как вынужденные.

- Так ведь время уже прошло, никто не заподозрит Кремль в том, что с Турчаком поддались давлению.

– Я бы здесь видел возможной причиной ещё и то, что Псковская область мало кого интересует с точки зрения бизнес-привлекательности. И то, что Турчак-старший и вся эта система неформальных связей и институтов достаточно крепка. В этом смысле Андрей Турчак оказался в безопасности. Мы же видим скандалы с несколькими детьми кремлевской элиты. Но до сих пор серьёзных оргмер я не видел. Тому есть рациональное объяснение. В частности, в этом есть некий механизм заложничества: если ваш сын работает на высоком посту, вы подумаете, делать ли резкие заявления и предпринимать ли радикальные шаги.

А в чём секрет выживаемости Амана Тулеева в Кемерово? Он на посту 19 лет, до окончания срока полномочий ещё 4 года, это уже будет длиннее, чем президентство Путина.

– Тулеев выстроил мощную политическую машину, он всецело контролирует ситуацию в регионе на всех уровнях. Сам регион находится достаточно далеко от Москвы, при этом он может рассматриваться как взрывоопасный. Несколько лет назад там была крупная авария, и Тулеев как представитель уже почти исчезнувшего поколения публичных политиков вышел к людям и сумел взять ситуацию под контроль. Любой, даже самый эффективный, чиновник на его месте не смог бы так себя повести. Тут как в экономике: всё время надо взвешивать издержки и выгоды.

Вот вы говорите всё это – и такое ощущение, что если в регионе никто не шумит, не бузит, не погибает в авариях и так далее, так там как будто и не живёт никто. Жители регионов вообще интересуют кого-то в Кремле?

– Обратной связи между регионами и Кремлём нет. Она существует либо в виде скандалов, привлекающих к региону повышенное внимание, либо за счёт серьёзных лоббистов, способных донести до Кремля народные чаяния, совпадающие с их, лоббистов, интересами. Если не происходит ни того, ни другого, если регион недостаточно привлекателен для бизнес-групп и если он не создаёт для Кремля проблем, это самый омут. Такой регион – самый безопасный для губернатора, который будет сидеть, не высовываясь.

Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»