Западная Сибирь. Пейзажи и станции

За свою более чем сорокалетнюю творческую жизнь Суриков немало сделал и в области воссоздания природы своей необъятной Родины, и в особенности, сибирской природы. Изображению ее он посвятил многочисленные масляные и акварельные этюды, карандашные наброски и рисунки. Он воплотил великолепные картины природы Сибири и на своих больших полотнах.

Суриков В.И. Енисей

Сибирь с ее сказочной ширью и далью, с ее дремучими, необъятными лесами, с ее могучими и быстрыми реками, с ее маленькими городками и деревушками между гор, лесов на берегах рек — эту Сибирь художник любил горячо. И недаром, выражая свое восхищение природой Сибири, он рассказывал:

«Сибирь под Енисеем — страна, полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст девственный бор тайги с ее диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор. Изредка попадается несущийся с гор бурный поток, а ближе к Енисею, то по одному берегу, а то и по обоим — убегающие в синюю даль, богатые луга с пасущимися табунами. И все это прорезывает широкий исторический сибирский тракт с его богатыми селами...»

Суриков В.И. Енисей у Красноярска. 1909

«Видел я Альпы швейцарские и итальянские, но нигде не видел такой красоты, как эта, наша сибирская. Наша природа такая своеобразная, чарующая. Краски, тон, общий колорит тоже особенно близкие нам».

Суриков В.И. Старый Красноярск, фрагмент

Друзья и родные художника хорошо знали, что Василий Иванович любил говорить о Сибири и на сибирские темы. Он сам, постоянно ощущая в себе выходца из суровой Сибири, утверждал, что там, на родине, он набирается сил.

«Каждый год,— говорил Суриков, — я стараюсь возить своих девочек в Сибирь, чтобы они научились любить мою родину. Там живет моя мать, старая казачка, и ее я навещаю. И вообще я не могу долго быть вне Сибири. В России я работаю, а в Сибирь езжу отдыхать. Среди ее приволья и тишины я запасаюсь новыми силами для своих работ».

Суриков В.И. Горы близ Красноярска 1909

Суровая, могучая красота сибирской природы поражала воображение многих из тех, кому случалось бывать в Сибири. Великий русский писатель А. П. Чехов в очерках «Из Сибири» писал:

«Не в обиду будет сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки, великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость... В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги и кажется странным, что этот силач не омыл еще берегов, и не пробуравил дна. На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том — горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные...»

Родившийся и выросший в Красноярске, на берегу Енисея, Суриков особенно любил этого «могучего, неистового богатыря».

Суриков В.И. Вид с Енисея. 1891

Он многократно изображал, как привольно струит свои могучие воды седой Енисей, стремился дать образ этой родной для него, великой сибирской реки. Подтверждением этого служат этюды маслом «Вид Енисея» (1900 г., собрание А. А. Добринской), «Енисей у Красноярска» (1909 г., музей Сурикова в Красноярске), акварельные рисунки «Енисей» (1895 г.), «Плоты на Енисее» (1862 г.), «Синий камень на Енисее» (1865 г.), хранящиеся в Красноярском краевом музее, и несколько других.

Суриков В.И. Река Обь. 1895

Привлекала внимание художника и другая сибирская река — Обь с ее многоводностью, шириной и суровым величием. Об этом говорят акварели «На плотах» (1894 г., Красноярский краевой музей), «Река Обь» (1895 г., Третьяковская галерея), «Обь» (1895 г., музей Сурикова в Красноярске).

С той же любовью изображал он и глухую тайгу, и прибрежные камни, и скалы, и горы, и бескрайние степи, долины и перелески и деревни по берегам сибирских рек.

Замечательным образцом сибирских горных пейзажей Сурикова является этюд «Вид на Красноярск» (1914 г.) с его убегающими в даль зелеными пространствами, всплесками серебряных поворотов Енисея, белеющими точками церквей.

Суриков В.И. Вид на Красноярск с сопки. 1890-е

Настоящая сибирская ширь ощущается в голубых дымках дали, Чувствуется бодрящий холодок от берегов реки. Пейзаж Сибири вошел, как органический составной элемент, в творчество великого художника-реалиста.

В своих рисунках и акварелях художник запечатлел и различные образцы архитектуры старых сибирских городов — Красноярска, Тюмени, Тобольска, Томска, сельские пейзажи.

Суриков В.И. Вид Красноярска. Караульная сопка. 1887

В дни своего частого пребывания в родном городе, Суриков очень внимательно изучал образцы красноярской архитектуры и создал на этой основе целую серию акварелей, изображающих много интересных построек старинного типа.

Изображая старинные дома Красноярска, Тобольска и других городов Сибири, Суриков стремился запечатлеть начинающие исчезать образцы старинной архитектуры, которые являлись для него замечательным выражением творческого гения русского народа, Образцы старинных построек он рассматривал, как чудесные памятники старинного городского зодчества, народного декоративного искусства.

Суриков В.И. Сибирский пейзаж. Торгошино 1873

Сибирские работы Сурикова — его портреты, пейзажи, исторические композиции, зарисовки сцен быта и даже некоторые эскизы и наброски — показательны в том отношении, что расширяют и углубляют наше представление о творчестве этого великого мастера живописи.

Понимая, конечно, что Суриков — мастер рисунка и акварели, портретист и пейзажист находился в подчинении у Сурикова — автора монументальных исторических полотен, мы, тем не менее, не можем не подчеркнуть его заслуг, как замечательного художника-портретиста, как мастера пейзажной живописи.

«Сибирская» группа произведений Сурикова необычайно близка и органически спаяна с большими историческими, батальными и трагедийными полотнами художника.

Суриков В.И. Деревенская божница.

Народ, его жизнь и быт, его думы и чувства, его сила и мужество, его ум и таланты, его героические дела и, наконец, его жгучая ненависть ко всякому произволу и угнетению, страстная жажда и глубочайшая, непоколебимая воля к борьбе за свободу, — все это, изображенное Суриковым в его крупных всемирно-известных произведениях, мы обнаруживаем и в «сибирских» работах художника.

Работал ли художник над эскизами к неосуществленной картине «Красноярский бунт 1695—1698 гг.», писал ли он портреты своих «сибирских красавиц» и «смеющихся девушек», или мужские портреты «мощных людей», «сильных духом», «вольных и смелых», «с широким размахом», — он постоянно думал о своем великом народе, о его судьбе и стремился дать его облик, изображая отдельных наиболее замечательных его представителей, подчеркивая в них все то лучшее, передовое, мужественное, героическое, что присуще народу в целом.

Суриков В.И. Пейзаж с фигурой брата

При анализе этюдов, портретов, рисунков Сурикова, сделанных им в Красноярске и других местах Сибири, отображающих историю, жизнь, быт, архитектуру, пейзаж Сибири и образ ее обитателей, обнаруживается одна важная характерная особенность творчества художника. Это — прочная и многообразная связь Сурикова с родным краем. Здесь он не один раз отыскивал нужные образы для выражения своих замыслов. Краски Сибири нередко сообщали особую прелесть и силу его палитре.

Однако Сибирь была для него лишь неотъемлемой частью единой России, была, быть может, наиболее родным и любимым, но все же лишь уголком необъятной родины.

Суриков В.И. Красноярск. Благовещенская церковь

В последние годы своей жизни больной и уже стареющий Суриков больше, чем когда бы то ни было, стал скучать о своей родной Сибири.

Особенно сильно проявлявшаяся в последние годы потребность чувствовать и видеть Сибирь, старый отцовский дом, брата, и земляков - красноярцев выразилась в очень частых приездах Сурикова из Москвы на родину, а также в неоднократно высказываемом им желании навсегда поселиться в Красноярске.

Действительно, в 1902, 1905, 1909, 1911 и 1914 гг. Суриков приезжал в Красноярск.

Приезжая в Сибирь, художник жил не только в Красноярске, но и совершал длительные поездки в окрестности города — Торгошино, Базаиху, Ладейки и другие места. Он часто бывал вблизи озера Шира. Из поездок и прогулок он возвращался с большим числом этюдов, рисунков и набросков. Много зарисовок сделал он и в самом Красноярске.

Художник горячо интересовался жизнью родного города, его людьми.

Осенью 1909 года по инициативе Сурикова и его друга архитектора Чернышева в городе в одном из лучших зданий (в помещении купеческого общества была открыта Рисовальная школа. В этом проявилась его забота о воспитании местных художественных кадров, в силы и способности которых он горячо верил.

Суриков В.И. Окрестности Красноярска. 1890-1914

В 1914 году, в последний свой приезд в Красноярск, Суриков, по словам его брата, принял окончательное решение навсегда остаться в родном городе. Однако начавшаяся первая мировая война помешала осуществиться этому намерению.

Летом 1915 года, в связи с обострением болезни, Суриков уехал отдыхать и лечиться в Алупку. Однако здесь он пробыл недолго и снова возвратился в Москву. Некоторое время художник находился в одном из подмосковных санаториев, но и это не помогло. Болезнь (склероз сердца) прогрессировала. Не дождавшись улучшения здоровья, Суриков уехал в Москву и поселился - в квартире дочери Ольги, а затем переехал в гостиницу. В довершение всего он простудился и окончательно слег в постель. 19 (6) марта 1916 года В. И. Суриков умер.

Передовое русское общество, горячо любившее великого художника, восприняло смерть его, как тяжелую утрату.

Суриков В.И. Табун лошадей в Барабинской степи.

О том, знал ли русский народ и любил ли Сурикова, хорошо говорит примечательный эпизод, переданный самим художником. Описывая случай во время одной из своих поездок по Сибири, Суриков рассказывал:

«Ехал я по настоящей пустыне, доехал до реки, где, говорили, пароход ходит. Деревушка — несколько изб. Холодно, сыро. Где, — спрашиваю, — переночевать да попить хоть чаю? Ни у кого ничего нет. «Вот, говорят, учительница ссыльная живет, у нее, может, что найдете». Стучусь к ней. «Пустите, — говорю, — обогреться да хоть чайку согреть». — «А вы кто?» — спрашивает она. — «Суриков, — говорю, — художник». Как всплеснет она руками. «Боярыня, говорит, Морозова? «Казнь стрельцов»? — «Да — говорю, — казнил и стрельцов». «Да как же это так вы здесь?» — «Да так, говорю, — я тут как тут». Бросилась она топить печь, мед, хлеб поставила, а сама и говорить не может от волнения.

Понял и я ее и тоже вначале молчал. А потом за чаем как разговорились, как начала она расспрашивать, просит: «Говорите все: и какие дома в Петербурге и в Москве, и как улицы называются, и кто жив, и кто умер». — «Я, говорит, — ничего не слышу и никого не вижу, живу за тысячи верст от центров, от жизни». Спать не пришлось — проговорили мы до утра. Утром подошел пароход. Сел я «на него, а она, закутавшись в теплую шаль, провожала меня на пристань. Пароход отошел. Утро серое, холодное, сибирское. Отъехали далеко, далеко, а она, чуть видно, все стоит и стоит одна на пристани. Да, тяжела была их жизнь в изгнании...» (Цитата по книге Я.Д. Минченков. Воспоминания о передвижниках. - М., 1940, с. 234).

Каким необычайным теплом и грустью овеяна эта нечаянная встреча в сибирской глуши двух замечательных людей того времени: великого народного художника и безвестной ссыльной русской женщины! Эта встреча Сурикова с сосланной в Сибирь учительницей служила символом теснейшей и глубочайшей связи великого художника-демократа с передовыми слоями русской интеллигенции, с лучшими представителями русской нации. Она является показателем того, как относились к Сурикову лучшие люди его времени, как относился русский народ к творчеству великого народного художника.

В.И. Суриков никогда не был спокойным и равнодушным художником, пассивным наблюдателем жизни. Он всегда был ее активным участником. Полный неиссякаемой жажды к всевозможному знанию, ненавистью к жестоким, уродливым формам жизни, исполненный непоколебимой веры в могучие силы русского народа, Суриков вместе с Репиным, Верещагиным, Васнецовым создавал реалистическое народное искусство своей эпохи, наполняя его темами, образами, мотивами, созвучными современности. Великий художник и гуманист, жизненный и творческий путь которого был подвигом во имя торжества высоких идей искусства, он создал непревзойденные образцы народной трагедии в исторической живописи. Художник-демократ и патриот, он сделал народ, трудящиеся массы главным героем своего искусства.

Таким живет он в сознании людей и будет жить в веках - облик гениального творца «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», «Покорения Сибири» и «Степана Разина».

Между Уральскими горами и хребтами, тянущимися вдоль побережья Тихого океана, раскинулась огромная территория, имеющая площадь более 10 млн. км 2 . Этот разнообразный по географическому строению регион называется Сибирь. Он вошел в состав Российского государства в XVI-XVII столетиях. Численность его населения по данным 2015 года превысила 19 миллионов человек. По географическому строению Сибирь делится на две части: Западную и Восточную.

Где находится Сибирь?

Сибирь – это часть России, занимающая огромную территорию от Уральских гор до Тихого океана. Посмотрите ниже карту Сибири:


Где находится Западная Сибирь?

Территория Западной Сибири лежит в области одноименной низменности и находится между хребтами Урала и водами Енисея. Она является третьей в мире равнинной областью, уступая по площади лишь Амазонской низменности и Русской равнине. Количество рек и речушек, протекающих по ее пределам, превышает 2000, а их общая протяженность составляет более 250 000 километров. Самыми крупными реками Западной Сибири являются Иртыш, Обь и Енисей.


Где находится Восточная Сибирь?

Восточная Сибирь, включающая в себя помимо Среднесибирского плоскогорья, Якутскую и Северно-Сибирскую низменности, протянулась от восточных берегов Енисея до водораздельных хребтов Тихого и Северного Ледовитого океанов. К крупнейшим рекам Восточной Сибири относятся Амур, Ангара и Лена, а к самым большим озерам – Байкал и Таймыр.



Сибирь у обывателя вызывает ассоциации с могучим здоровьем, трескучими морозами, непроходимой тайгой, по которой бродят медведи, и мелькают, словно молния, соболя. А о природных богатствах Сибири давно ходят легенды: золото и нефть, уголь и газ. Но главное – сказочно прекрасная природа. Так какая же Сибирь на самом деле?

Озеро Байкал, Сибирь, Россия.

Одним из красивейших мест Восточной Сибири является озеро Байкал. Этот глубоководный пресноводный водоем притягивает к себе не только российских путешественников. Полюбоваться красотами нетронутой природы Сибири и подышать целебным воздухом приезжают и иностранные туристы. Благодаря своей уникальности озеро Байкал занесено в список международного наследия Юнеско.


Остров Ольхон.

Сердцем Байкала считается остров Ольхон, возвышающийся над водами озера в самом его центре. С островом связано немало старинных легенд и древних преданий. Он просто создан для тех, кому по душе спокойствие и единение с дикой природой Сибири вдали от городского шума. Запечатлеть природные красоты Ольхона приезжают как любители, так и профессиональные фотографы и художники.


Малое Море.

На берегах теплого пролива Малое Море, отделяющего остров от материка, расположились многочисленные гостиницы и базы отдыха. В них предпочитают отдыхать любители загара, песчаных пляжей и чистой прозрачной воды. Многочисленные заливы Малого Моря манят фанатов рыбалки. Вдоль побережья можно совершать верховые, автомобильные, велосипедные и пешие прогулки.


Достопримечательности Сибири – это многочисленные заповедные места и природные национальные парки.

Прибайкальский национальный парк славится богатым животным и растительным миром. Многие животные и растения занесены в «Красную книгу». Кроме того, здесь расположено 50 природных объектов, которым присвоен статус памятников.


Забайкальский национальный парк в Сибири.

Забайкальский национальный парк является главной достопримечательностью Бурятии. Это отличное место для активного отдыха. Туристам предлагается пять организованных маршрутов, среди которых самый интересный – поход на гору Марково с находящейся на ней смотровой площадкой. Отсюда открываются изумительные виды на Ушканьи острова, на которых расположено самое крупное лежбище нерп, Чивыркуйский и Баргузинский заливы.



Байкало-Ленский государственный заповедник.

Байкало-Ленский государственный заповедник славен непроходимыми таежными лесами и богатой флорой и фауной. Пройдя по размеченным туристическим тропам, можно увидеть исток реки Лена, посетить священное ущелье на мысе Рытый и побродить среди остатков древнейшего на планете вулкана.


Баргузинский заповедник.

Баргузинский заповедник является красивой достопримечательностью Сибири и одним из старейших природоохранных мест. Он привлекает многочисленных туристов великолепными каскадными водопадами, термальными водами и сказочной красоты озерами. Неподалеку от заповедника находятся базы отдыха, построенные на минеральных источниках.


Бирюсинские пещеры.

Любителей спелеологии наверняка привлечет комплекс Бирюсинских пещер, расположенных на склоне одноименной реки. Для посещения их необходимо обладать хорошей физической и психологической подготовкой. Шутка ли – чтобы осмотреть красоты отдельных пещер, необходимо спуститься на глубину более 170 метров, а полюбоваться другими — пройти под землей около 5 км.


Музейная пещера.

Не менее знаменитой достопримечательностью Западной Сибири является Музейная пещера. Она относится к комплексу Каракольских пещер, известных еще с конца XIX века, и состоит из 6 залов, разделенных проходами. Популярность пещере принесли уникальные пустотелые сталактиты. В ее Глиняном гроте можно увидеть «распускающиеся» ледяные цветы, покрытые тончайшей пленкой из красной глины.


На границе Западной и Восточной Сибири, на реке Енисей, пробившей ход в горном массиве Саян, находится жемчужина этого края – Саяно-Шушенская ГЭС. Полюбоваться ее плотиной можно с расположенной рядом обсерватории. Посетить музей, созданный при станции, разрешается только после предварительной договоренности с руководством. Приезжая сюда, туристы стремятся посмотреть панораму Саян со священной для местных жителей горой Борус, увенчанной пятью вершинами.



Телецкое озеро.

Одной из достопримечательностей Алтайского края является теплое Телецкое озеро, окруженное высокими горными хребтами. Его питают около 70 рек и несколько водопадов. Главный из них – водопад Корбу, расположенный напротив самого глубокого места озера и низвергающий свои воды с высоты 12 метров. По водной глади Телецкого озера и его берегам проложены туристические маршруты. С 1998 года водоем находится под защитой ЮНЕСКО.


Самым высоким каскадным водопадом Сибири можно назвать Большой Чульчинский водопад с высотой, превышающей 160 метров. Из-за того, что он находится на территории Алтайского заповедника, за его посещение взимается символическая плата.


Новосибирский зоопарк.

Любители живой природы могут посетить Новосибирский зоопарк, в котором содержатся более 11 тысяч особей, из которых 350 занесены в Красную книгу. Коллекция животных постоянно обновляется благодаря обмену животными с другими зоопарками мира. В течение круглого года проводятся различные массовые мероприятия, привлекающие посетителей.


Природа Сибири – это главная достопримечательность этого края, она удивляет и поражает своей красотой и великолепием. Путешествие по Сибири может подарить Вам массу незабываемых впечатлений!

Предлагаю посмотреть на фотографии, сделанные этим летом в Красноярске - третьим по величине городе Сибири.
Здесь вы увидите красочные пейзажи, фестивали и интересные детали сибирской жизни.

1. Грузовики на шоссе М53 в регионе Хакассия, в 270 км к югу от Красноярска. Шоссе М53 соединяет Красноярскую область с республиками Хакассия и Тува и границей с Монголией. (Reuters/Ilya Naymushin)

2. Юная наездница Юлия Вербицкая верхом на Договоре перед представлением первого летнего детского паралимпийского фестиваля верховой езды в пригороде Красноярска. Дети с проблемами опорно-двигательного аппарата приняли участие в двухдневном спортивном фестивале. (Reuters/Ilya Naymushin)

3. Самец сибирского бурого медведя по кличке Буян принимает освежающий душ в зоопарке Роев Ручей в Красноярске. (Reuters/Ilya Naymushin)

4. Бывший десантник отдает честь на ежегодном празднике дня ВДВ в Красноярске. (Reuters/Ilya Naymushin)

5. Горы отражаются в реке Енисей в сибирской тайге за пределами Красноярска. (Reuters/Ilya Naymushin)

6. Чучела диких животных на продажу – медвежонок, лиса и бобр – на обочине шоссе М53 недалеко от деревни Козулка. (Reuters/Ilya Naymushin)

7. Комбайны жнут пшеницу на поле у поселка Светлолобово, в 390 км к югу от Красноярска. (Reuters/Ilya Naymushin)

8. Мужчина проверяет пшеницу в поле в поселке Светлолобово. (Reuters/Ilya Naymushin)

9. Российский самолет-амфибия Бе-200 сбрасывает 12 тонн раскрашенной в цвета российского флага воды во время демонстрационного полета на авиасалоне в аэропорту Емельяново. (Reuters/Ilya Naymushin)

10. 87-летний еврей и солдат советской армии Хаим Брой держит старую фотографию во время визита парикмахеров-добровольцев в Красноярске. Местные школьницы и будущие парикмахерши в сопровождении профессионального инструктора посетили ветеранов ВОВ накануне Дня Победы, чтобы помочь им подготовиться к празднику. Брой сражался на белорусском фронте под командованием маршала Жукова и был серьезно ранен в битве за Берлин в мае 1945 года. (Reuters/Ilya Naymushin)

11. Парень прыгает в воды Енисея в Красноярске. (Reuters/Ilya Naymushin)

12. Заключенная со своим ребенком в детском доме, расположенном в женской тюрьме в Красноярске. Дети женщин, попавших в тюрьму, до трех лет находятся в детских домах при тюрьмах, после чего их отдают родственникам или в детский приют. Матерям разрешено иногда навещать своих детей. (Reuters/Ilya Naymushin)

13. Светлана Баранцева (справа) и Маргарита Сидоренко поздравляют друг друга с хорошими результатами на тренировке по стрельбе из лука в пригороде Красноярска. Инвалиды имеют возможность бесплатно научиться стрелять из лука благодаря программе в новом региональном центре адаптивного спорта. (Reuters/Ilya Naymushin)

14. Участники парка развлечений в Бобровом логу спускаются по горке во время празднования окончания короткого лета в Сибири. (Reuters/Ilya Naymushin)

15. Автомобиль проезжает мимо памятника советскому трактору у поселка Златоруновск в 320 км к юго-западу от Красноярска. (Reuters/Ilya Naymushin)

16. Казак сжигает коноплю во время облавы на поселение Емельяново. (Reuters/Ilya Naymushin)

17. Женщина с ребенком смотрят на скульптуру из песка на выставке «Колесо истории» в Красноярске. Этим летом мастера скульптур из песка создали шедевры, изображавшие произведения Леонардо да Винчи, Олимпийские игры, военных времен войны 1812 года и другие реалии. (Reuters/Ilya Naymushin)

18. Девушка обрызгивает проезжающие мимо автомобили во время рекламной акции автосалона в Красноярске. (Reuters/Ilya Naymushin)

19. Люди на плоту недалеко от лагеря на реке Енисей в тайге. Молодежный лагерь «Бирюса» объединяет молодых людей с разными талантами и умениями. Здесь встречаются 5000 представителей разных молодежных организаций. (Reuters/Ilya Naymushin)

20. Профессиональный мотоциклист Плексей Колесников выступает на фристайл-шой Red Bull X-fighters в День молодежи в Красноярске. (Reuters/Ilya Naymushin)

21. Немецкая овчарка вцепилась в «террориста» на кинологическом соревновании. (Reuters/Ilya Naymushin)

22. Плохо видящие мальчики участвуют в эстафете во время летнего детского фестиваля адаптивного спорта, в котором приняли участие около 120 детей в 13 командах. (Reuters/Ilya Naymushin)

23. Пенсионерка Ольга Костина сделала вот такую прекрасную мозаику из обычных пластмассовых крышек, украсив свой дом в поселке Камарчага. Она использовала более 30 000 цветных крышек. (Reuters/Ilya Naymushin)

24. Артистка из Тувы в традиционном костюме на церемонии открытия третьего Международного музыкального фестиваля в Красноярске. Артисты и актеры из 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона приняли участие в более 60 концертах и выставках. Фестиваль длился неделю. (Reuters/Ilya Naymushin)

25. 63-летний пчеловод Валерий Титов смастерил вот такую-вот площадку для своих дочерей 11-летней Анастасии (слева) и 14-летней Валентины, во дворе дома в поселке Новопятницкое. Психолог и выпускник Ленинградского университета живет со своей семье и является автором запатентованного приспособления из более чем 20 фрагментов фитнес-оборудования, которое можно использовать для бодибилдинга и физиотерапии. Пока его изобретением, построенным без использования металла, не заинтересовался ни один инвестор или бизнесмен. (Reuters/Ilya Naymushin)

26. Девушка прыгает с 44-метрового моста ночью во время мероприятия «Полуночные прыжки» на старом водопроводном мосту недалеко от туристического лагеря. (Reuters/Ilya Naymushin)

27. Мужчина на мотоцикле проезжает мимо стада коров, переходящего дорогу в Тюльково. (Reuters/Ilya Naymushin)

28. Местные жители в исторических костюмах участвуют в церемонии открытия инсталляции под названием «Бородинская дорога», созданной русскими и французскими студентами под руководством французского художника Бертрана Госслеина в копи недалеко от Бородино. Копь является крупнейшей открытой угольной шахтой в России длиной в 7 км и глубиной – 100 м. (Reuters/Ilya Naymushin)

29. Невесты в платьях во время Парада невест в центре Красноярска, в котором приняло участие около 100 молодых девушек, уже успевших выйти замуж. Они хотели вновь пережить день своей свадьбы. (Reuters/Ilya Naymushin)

30. Духовенство ждет прибытия Кирилла – Патриарха Московского и всея Руси – у часовни Параскева Пятница – старейшем здании Красноярска. Патриарх Кирилл впервые посетил этот сибирский город, пробыв здесь 3 дня. (Reuters/Ilya Naymushin)

31. Любитель пауков 23-летний Егор Конкин демонстрирует ядовитого птицееда на квартире своих родителей в Минусинске. Конкин коллекционирует пауков и собрал уже около 50 ядовитых особей, которые опасны для людей и животных. (Reuters/Ilya Naymushin)

32. Участницы ежегодного туристического фестиваля в честь открытия сезона спуска на плотах по реке Мана приветствуют туристов недалеко от Берета. Местные любители природы и эко-туризма вот уже более 30 лет собираются здесь, чтобы заняться рафтингом и принять участие в ночных празднованиях у костра. (Reuters/Ilya Naymushin)

33. Участники ежегодного фестиваля рафтинга высаживаются на берегу реки Мана. (Reuters/Ilya Naymushin)

За свою более чем сорокалетнюю творческую жизнь Суриков немало сделал и в области воссоздания природы своей необъятной Родины, и в особенности, сибирской природы. Изображению ее он посвятил многочисленные масляные и акварельные этюды, карандашные наброски и рисунки. Он воплотил великолепные картины природы Сибири и на своих больших полотнах.

Суриков В.И. Енисей

Сибирь с ее сказочной ширью и далью, с ее дремучими, необъятными лесами, с ее могучими и быстрыми реками, с ее маленькими городками и деревушками между гор, лесов на берегах рек — эту Сибирь художник любил горячо. И недаром, выражая свое восхищение природой Сибири, он рассказывал:

«Сибирь под Енисеем — страна, полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст девственный бор тайги с ее диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор. Изредка попадается несущийся с гор бурный поток, а ближе к Енисею, то по одному берегу, а то и по обоим — убегающие в синюю даль, богатые луга с пасущимися табунами. И все это прорезывает широкий исторический сибирский тракт с его богатыми селами...»

Суриков В.И. Енисей у Красноярска. 1909

«Видел я Альпы швейцарские и итальянские, но нигде не видел такой красоты, как эта, наша сибирская. Наша природа такая своеобразная, чарующая. Краски, тон, общий колорит тоже особенно близкие нам».

Суриков В.И. Старый Красноярск, фрагмент

Друзья и родные художника хорошо знали, что Василий Иванович любил говорить о Сибири и на сибирские темы. Он сам, постоянно ощущая в себе выходца из суровой Сибири, утверждал, что там, на родине, он набирается сил.

«Каждый год,— говорил Суриков, — я стараюсь возить своих девочек в Сибирь, чтобы они научились любить мою родину. Там живет моя мать, старая казачка, и ее я навещаю. И вообще я не могу долго быть вне Сибири. В России я работаю, а в Сибирь езжу отдыхать. Среди ее приволья и тишины я запасаюсь новыми силами для своих работ».

Суриков В.И. Горы близ Красноярска 1909

Суровая, могучая красота сибирской природы поражала воображение многих из тех, кому случалось бывать в Сибири. Великий русский писатель А. П. Чехов в очерках «Из Сибири» писал:

«Не в обиду будет сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки, великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость... В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги и кажется странным, что этот силач не омыл еще берегов, и не пробуравил дна. На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том — горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные...»

Родившийся и выросший в Красноярске, на берегу Енисея, Суриков особенно любил этого «могучего, неистового богатыря».

Суриков В.И. Вид с Енисея. 1891

Он многократно изображал, как привольно струит свои могучие воды седой Енисей, стремился дать образ этой родной для него, великой сибирской реки. Подтверждением этого служат этюды маслом «Вид Енисея» (1900 г., собрание А. А. Добринской), «Енисей у Красноярска» (1909 г., музей Сурикова в Красноярске), акварельные рисунки «Енисей» (1895 г.), «Плоты на Енисее» (1862 г.), «Синий камень на Енисее» (1865 г.), хранящиеся в Красноярском краевом музее, и несколько других.

Суриков В.И. Река Обь. 1895

Привлекала внимание художника и другая сибирская река — Обь с ее многоводностью, шириной и суровым величием. Об этом говорят акварели «На плотах» (1894 г., Красноярский краевой музей), «Река Обь» (1895 г., Третьяковская галерея), «Обь» (1895 г., музей Сурикова в Красноярске).

С той же любовью изображал он и глухую тайгу, и прибрежные камни, и скалы, и горы, и бескрайние степи, долины и перелески и деревни по берегам сибирских рек.

Замечательным образцом сибирских горных пейзажей Сурикова является этюд «Вид на Красноярск» (1914 г.) с его убегающими в даль зелеными пространствами, всплесками серебряных поворотов Енисея, белеющими точками церквей.

Суриков В.И. Вид на Красноярск с сопки. 1890-е

Настоящая сибирская ширь ощущается в голубых дымках дали, Чувствуется бодрящий холодок от берегов реки. Пейзаж Сибири вошел, как органический составной элемент, в творчество великого художника-реалиста.

В своих рисунках и акварелях художник запечатлел и различные образцы архитектуры старых сибирских городов — Красноярска, Тюмени, Тобольска, Томска, сельские пейзажи.

Суриков В.И. Вид Красноярска. Караульная сопка. 1887

В дни своего частого пребывания в родном городе, Суриков очень внимательно изучал образцы красноярской архитектуры и создал на этой основе целую серию акварелей, изображающих много интересных построек старинного типа.

Изображая старинные дома Красноярска, Тобольска и других городов Сибири, Суриков стремился запечатлеть начинающие исчезать образцы старинной архитектуры, которые являлись для него замечательным выражением творческого гения русского народа, Образцы старинных построек он рассматривал, как чудесные памятники старинного городского зодчества, народного декоративного искусства.

Суриков В.И. Сибирский пейзаж. Торгошино 1873

Сибирские работы Сурикова — его портреты, пейзажи, исторические композиции, зарисовки сцен быта и даже некоторые эскизы и наброски — показательны в том отношении, что расширяют и углубляют наше представление о творчестве этого великого мастера живописи.

Понимая, конечно, что Суриков — мастер рисунка и акварели, портретист и пейзажист находился в подчинении у Сурикова — автора монументальных исторических полотен, мы, тем не менее, не можем не подчеркнуть его заслуг, как замечательного художника-портретиста, как мастера пейзажной живописи.

«Сибирская» группа произведений Сурикова необычайно близка и органически спаяна с большими историческими, батальными и трагедийными полотнами художника.

Суриков В.И. Деревенская божница.

Народ, его жизнь и быт, его думы и чувства, его сила и мужество, его ум и таланты, его героические дела и, наконец, его жгучая ненависть ко всякому произволу и угнетению, страстная жажда и глубочайшая, непоколебимая воля к борьбе за свободу, — все это, изображенное Суриковым в его крупных всемирно-известных произведениях, мы обнаруживаем и в «сибирских» работах художника.

Работал ли художник над эскизами к неосуществленной картине «Красноярский бунт 1695—1698 гг.», писал ли он портреты своих «сибирских красавиц» и «смеющихся девушек», или мужские портреты «мощных людей», «сильных духом», «вольных и смелых», «с широким размахом», — он постоянно думал о своем великом народе, о его судьбе и стремился дать его облик, изображая отдельных наиболее замечательных его представителей, подчеркивая в них все то лучшее, передовое, мужественное, героическое, что присуще народу в целом.

Суриков В.И. Пейзаж с фигурой брата

При анализе этюдов, портретов, рисунков Сурикова, сделанных им в Красноярске и других местах Сибири, отображающих историю, жизнь, быт, архитектуру, пейзаж Сибири и образ ее обитателей, обнаруживается одна важная характерная особенность творчества художника. Это — прочная и многообразная связь Сурикова с родным краем. Здесь он не один раз отыскивал нужные образы для выражения своих замыслов. Краски Сибири нередко сообщали особую прелесть и силу его палитре.

Однако Сибирь была для него лишь неотъемлемой частью единой России, была, быть может, наиболее родным и любимым, но все же лишь уголком необъятной родины.

Суриков В.И. Красноярск. Благовещенская церковь

В последние годы своей жизни больной и уже стареющий Суриков больше, чем когда бы то ни было, стал скучать о своей родной Сибири.

Особенно сильно проявлявшаяся в последние годы потребность чувствовать и видеть Сибирь, старый отцовский дом, брата, и земляков - красноярцев выразилась в очень частых приездах Сурикова из Москвы на родину, а также в неоднократно высказываемом им желании навсегда поселиться в Красноярске.

Действительно, в 1902, 1905, 1909, 1911 и 1914 гг. Суриков приезжал в Красноярск.

Приезжая в Сибирь, художник жил не только в Красноярске, но и совершал длительные поездки в окрестности города — Торгошино, Базаиху, Ладейки и другие места. Он часто бывал вблизи озера Шира. Из поездок и прогулок он возвращался с большим числом этюдов, рисунков и набросков. Много зарисовок сделал он и в самом Красноярске.

Художник горячо интересовался жизнью родного города, его людьми.

Осенью 1909 года по инициативе Сурикова и его друга архитектора Чернышева в городе в одном из лучших зданий (в помещении купеческого общества была открыта Рисовальная школа. В этом проявилась его забота о воспитании местных художественных кадров, в силы и способности которых он горячо верил.

Суриков В.И. Окрестности Красноярска. 1890-1914

В 1914 году, в последний свой приезд в Красноярск, Суриков, по словам его брата, принял окончательное решение навсегда остаться в родном городе. Однако начавшаяся первая мировая война помешала осуществиться этому намерению.

Летом 1915 года, в связи с обострением болезни, Суриков уехал отдыхать и лечиться в Алупку. Однако здесь он пробыл недолго и снова возвратился в Москву. Некоторое время художник находился в одном из подмосковных санаториев, но и это не помогло. Болезнь (склероз сердца) прогрессировала. Не дождавшись улучшения здоровья, Суриков уехал в Москву и поселился - в квартире дочери Ольги, а затем переехал в гостиницу. В довершение всего он простудился и окончательно слег в постель. 19 (6) марта 1916 года В. И. Суриков умер.

Передовое русское общество, горячо любившее великого художника, восприняло смерть его, как тяжелую утрату.

Суриков В.И. Табун лошадей в Барабинской степи.

О том, знал ли русский народ и любил ли Сурикова, хорошо говорит примечательный эпизод, переданный самим художником. Описывая случай во время одной из своих поездок по Сибири, Суриков рассказывал:

«Ехал я по настоящей пустыне, доехал до реки, где, говорили, пароход ходит. Деревушка — несколько изб. Холодно, сыро. Где, — спрашиваю, — переночевать да попить хоть чаю? Ни у кого ничего нет. «Вот, говорят, учительница ссыльная живет, у нее, может, что найдете». Стучусь к ней. «Пустите, — говорю, — обогреться да хоть чайку согреть». — «А вы кто?» — спрашивает она. — «Суриков, — говорю, — художник». Как всплеснет она руками. «Боярыня, говорит, Морозова? «Казнь стрельцов»? — «Да — говорю, — казнил и стрельцов». «Да как же это так вы здесь?» — «Да так, говорю, — я тут как тут». Бросилась она топить печь, мед, хлеб поставила, а сама и говорить не может от волнения.

Понял и я ее и тоже вначале молчал. А потом за чаем как разговорились, как начала она расспрашивать, просит: «Говорите все: и какие дома в Петербурге и в Москве, и как улицы называются, и кто жив, и кто умер». — «Я, говорит, — ничего не слышу и никого не вижу, живу за тысячи верст от центров, от жизни». Спать не пришлось — проговорили мы до утра. Утром подошел пароход. Сел я «на него, а она, закутавшись в теплую шаль, провожала меня на пристань. Пароход отошел. Утро серое, холодное, сибирское. Отъехали далеко, далеко, а она, чуть видно, все стоит и стоит одна на пристани. Да, тяжела была их жизнь в изгнании...» (Цитата по книге Я.Д. Минченков. Воспоминания о передвижниках. - М., 1940, с. 234).

Каким необычайным теплом и грустью овеяна эта нечаянная встреча в сибирской глуши двух замечательных людей того времени: великого народного художника и безвестной ссыльной русской женщины! Эта встреча Сурикова с сосланной в Сибирь учительницей служила символом теснейшей и глубочайшей связи великого художника-демократа с передовыми слоями русской интеллигенции, с лучшими представителями русской нации. Она является показателем того, как относились к Сурикову лучшие люди его времени, как относился русский народ к творчеству великого народного художника.

В.И. Суриков никогда не был спокойным и равнодушным художником, пассивным наблюдателем жизни. Он всегда был ее активным участником. Полный неиссякаемой жажды к всевозможному знанию, ненавистью к жестоким, уродливым формам жизни, исполненный непоколебимой веры в могучие силы русского народа, Суриков вместе с Репиным, Верещагиным, Васнецовым создавал реалистическое народное искусство своей эпохи, наполняя его темами, образами, мотивами, созвучными современности. Великий художник и гуманист, жизненный и творческий путь которого был подвигом во имя торжества высоких идей искусства, он создал непревзойденные образцы народной трагедии в исторической живописи. Художник-демократ и патриот, он сделал народ, трудящиеся массы главным героем своего искусства.

Таким живет он в сознании людей и будет жить в веках - облик гениального творца «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», «Покорения Сибири» и «Степана Разина».