Знаменитая Коко Шанель – любящая женщина, целеустремлённый бизнесмен и творческая натура. Мужчины в жизни Коко Шанель. Артур Кейпел и курортный бизнес

По‑прежнему находятся на пике популярности у it-girls. Мы сегодня решили рассказать тебе о жизни великой Габриэль Шанель, реформатора женского гардероба, и показать несколько архивных фотографий.

Детство и юность Коко Шанель

19 августа 1883 года в Богом забытом городке Сомюр на западе Франции у поденщицы Жанны Деволь и коммивояжера Альбера Шанель родилась девочка Габриэль. Семья жила крайне бедно и, не имея собственного дома, часто переезжала. После смерти жены Альбер отдал сыновей родственникам, а дочерей — в монастырский приют. Габриэль тогда было 12 лет. Ни она, ни остальные дети больше никогда не видели отца. Маленькая Шанель не могла поверить, что он их бросил. «Я не сирота! Скоро приедет папа и заберет меня!» , — так отвечала девочка на насмешки других воспитанниц приюта.

Популярное



Неприветливые стены приюта не сломили Шанель и не превратили еев сентиментальную мечтательницу. «Если ты рожден без крыльев, не мешай им расти» , — произнесла однажды Габриэль уже в статусе мадемуазель Коко. В 18 лет она покинула монастырь. решив раз и навсегда вырваться из нищеты. Навыки рукоделия, полученные в приюте, помогли Шанель сделать первый шаг на пути к успеху: она стала швеей в магазине готового платья в городке Мулене. Работа приносила ей небольшой доход, появились частные заказы, однако Шанель хотелось шика и блеска. Она начала выступать в местном кафе, исполняя перед публикой непритязательные песенки: Qui qu`a vu Coco и Ко Ко Ri Kо. С тех пор имя Габриэль забыли: все стали называть Шанель просто Коко. Будем честны: Коко Шанель была неважной артисткой и исполнительницей, о карьере певицы или актрисы глупо было и мечтать! Но обаятельную брюнетку заметили нужные мужчины, а ведь именно этого она и добивалась.

Мужчина — короткий путь к успеху

Шанель приняла предложение молодого барона Этьена Бальсана стать его содержанкой. Коко училась у Этьена верховой езде, спала до полудня, завтракать в постели кофе с молоком и шоколадными конфетами… Фантазерка Коко, предоставленная самой себе, начала создавать сама для себя одежду и аксессуары, не имевшие ничего общего с модой тех лет. После очередной любовной ссоры Шанель переехала в парижскую холостяцкую квартиру Бальсана и на его средства открыла в 1909 году шляпный салон.

« Раскручивать» свое дело Шанель решила смостоятельно. Маленькие круглые шляпки Шанель во время ее прогулок и выходов в свет привлекали внимание изяществом и полным отсутствием украшений. Так пришел первый успех — и новое чувство: Коко сблизилась с приятелем Этьена английским плейбоем Артуром Кейпелом, которому суждено было стать самой большой и, пожалуй, единственной любовью в жизни великой мадемуазель. Артур ввел Коко в свой круг, познакомил ее с банкирами, политиками, финансистами. Советы, связи и деньги Кейпела помогли Шанель открыть первый бутик в Париже, на улице Шамбон, а чуть позднее и первый филиал своего магазина в Довилле, который в 1919 году вырос до полноценного модного Дома, а ценники на платьях достигали 3 тысяч франков. Коко получила то, о чем мечтала — славу и роскошную жизнь. Платой за успех стала трагическая жертва личной жизнью. И Этьен, и Артур любили Шанель, но женились на аристократках. Брак Артура Кейпела не был удачен, и он вновь и вновь возвращался к Шанель, но… 22 декабря 1919 года Артур разбился на машине. Шанель вновь осталась одна и, чтобы заглушить боль потери, с головой ушла в работу.


Бессмертный стиль

Стремясь освободить моду от ненужной роскоши, Коко начала со шляп. Модистка убрала с них страусиные перья и бархат. А после взялась и за верхнюю одежду. Первая коллекция женской одежды от Шанель - это практичные, удобные и революционные в своем роде вещи. «Матросский костюм» для пляжного отдыха — тельняшка, широкие светлые брюки, берет — был сшит из приятного телу трикотажа, который раньше использовали только для нижнего белья. Также Шанель придумала прямой силуэт без талии, но с шарфом или поясом на бедрах и горловиной, похожей на воротник мужской сорочки. Так в арсенале модниц появилось платье-шемизье, или платье-рубашка.

Шанель обвиняли в том, что она« ограбила» сильный пол и перекроила мужской английский классический стиль для женщин. Взамен рюшей, оборок, бантов, корсетов и платьев с турнюрами Коко предложила сорочки и галстуки, брюки, пиджаки, жакеты, вязаные пуловеры, кожаные жокейские куртки. Кроме того, Шанель осмелилась« вывести в свет» бижутерию, короткие стрижки и загар. Кульминацией стиля от Шанель стало маленькое черное платье, созданное в 1926 году. Это был наряд родом из детства Шанель: воспитанницы приюта, где она росла, носили черные платья с маленьким белым воротничком. Безупречные пропорции, аскетичная простота кроя, изысканность ткани, сдержанная цветовая гамма — Коко превратила цвет траура и бедности в символ элегантности и вкуса.

«Мода выходит из моды, — говорила Коко, — стиль — никогда»

Великая мадемуазель и любовница

В окружении Шанель было немало известных русских эмигрантов: Сергей Дягилев, Игорь Стравинский(летом 1920 года они пережили короткий, но бурный роман). Шанель покорила сердце великого князя Дмитрия Павловича Романова, племянника Николая II.

Дмитрий Романов позже женился на богатой американке, однако эта связь принесла Шанель знаменитое детище, которое обернулось миллионными доходами. Дмитрий устроил Коко, встречу с парфюмером, французом русского происхождения Эрнестом Бо. Бо, по замыслу Шанель, создал смешанный цветочный аромат , чего никто еще не делал. Из нескольких вариантов будущих духов заказчица выбрала аромат под номером пять. Символично, что эту цифру Коко считала для себя счастливой и новые коллекции показывала публике только пятого числа. Так родился легендарный парфюм Chanel № 5.

Шанель исполнилось сорок два, когда в ее жизни появился новый поклонник-аристократ. Герцог Вестминстерский был экстравагантен и баснословно богат. Он сходил с ума от Шанель, но на предложение руки и сердца Коко ответила отказом: «Герцогинь много, а Коко Шанель одна!» Она не захотела жертвовать Домом моды ради титула и замужества и осталась великой мадемуазель.

Но самый таинственный роман Коко — это ее отношения с Вальтером Шелленбергом, главой разведки С. С. Шанель вызвалась стать посредницей в переговорах немцев о мире с союзниками, но операция« Модная шляпка» провалилась. После освобождения Франции Коко выслали из страны за сотрудничество с оккупантами, и любовники уехали в Швейцарию. Шанель заботилась о Шелленберге до его смерти в 1952 году.

Дисциплина как эликсир молодости

Коко Шанель утверждала, что красота женщины зависит не от возраста и цены платья, а от образа жизни, манер, ухоженности и душевной гармонии: «В двадцать лет ваше лицо дает вам природа, в тридцать его лепит жизнь, но в пятьдесят вы должны заслужить его сами». Лучший способ выглядеть хорошо, по мнению Шанель, — любимое дело: «Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела». Неудивительно, что Шанель всегда была в отличной профессиональной форме: последнюю коллекцию она представила, когда ей было за восемьдесят.

После напряженной работы Коко позволяла себе периоды полного безделья в загородном доме, наслаждаясь свежим воздухом, свободой и одиночеством. Шанель с удовольствием рыбачила, разводила цветы, заботилась об окрестных собаках, ездила верхом. Кстати, мадемуазель была« жаворонком» и сстрого следила за распорядком дня, отводя на сон не менее семи-восьми часов: «После бессонной ночи не создашь ничего путного днем. Отправляться спать после полуночи — значит не щадить самих себя. Лично меня после двенадцати часов вообще ничего не интересует. Пощадите себя ради самих себя. Щадите свои уши, щадите свои глаза, щадите свои мысли. Что вы слышали такого после полуночи, что вы считали бы ценнее собственного сна? Это всего лишь то, что вы так или иначе слышали, и к тому же раз сто…» . Коко считала алкоголь и излишества в еде врагами красоты. До самой старости она сохраняла девичью стройность, предпочитая рацион из овощей, фруктов, рыбы. Единственной нездоровой слабостью Шанель было постоянное курение.

Наиболее удивительный и популярный дом моды XX века создала невероятная женщина – Коко Шанель. История ее жизни завораживает, она полна неизведанных тайн. Головокружительная популярность, борьба с принятыми эталонами моды, личные драмы, связь с нацистами, путь от неизвестности к признанию – великая Шанель прошла через все.

Настоящее имя — Коко Шанель — Габриэль Бонер

Габриэль Бонер Шанель родилась в маленьком невзрачном городке Сомюре в августе 1883 года. Родители девочки жили довольно бедно, они были людьми 2 сорта. Ее отец был базарным торговцем, его мало интересовали собственные дети и жена. Мать трудилась на кухне, подрабатывала гладильщицей и служанкой.

Ее больная любовь к мужу отнимала всю и жизненные силы. Тяжелая ежедневная работа и безразличие любимого мужчины вскоре вымотали Жанну окончательно. После ее смерти зимой 1895 года Альберт – отец семейства, отдал дочерей в приют, а сыновей на фермы.

В Абазине за брошенными детьми присматривали строгие монахини. Габриэль никогда не навещал отец, единственные, кто поддерживал связь с девочкой, были ее тети Адриенна и Луиза. Приют был довольно мрачным и строгим заведением, со своими законами и порядками Единственной радостью в те годы для юной Габриэль были каникулы, которые она проводила у своей тети Луизы.

Вместе они шили днями напролет. Тетя учила ее проявлять не только мастерство шитья, но и собственную фантазию. У Луизы девочка научилась украшать обычные невзрачные шляпки замысловатыми рюшами, оборками и складками.

В приюте Габриэль провела 7 лет. Когда ей исполнилось 18, перед ней встал выбор: остаться в Абакане и стать монахиней, либо покинуть заведение. В тот же день девушка отправилась в Мулен к тете Луизе. Там она поступила в институт благородных девиц, куда ее приняли на благотворительной основе, и спустя 2 года окончила его.

Шанель понравилась своим умением справляться с шитьем владельцу ателье. Он пригласил ее на работу в 1903 году, Габриэль согласилась, но ее не привлекала должность портнихи. Мулен в то время был переполнен солдатами. Один из офицеров пригласил девушку в варьете. Между актами, посетителям театра разрешалось выходить на сцену. Габриэль нравилось выступать на публике, так она стала Коко Шанель, по названию песен, которые исполняла.

Посетитель варьете – Этьен Бальзан обратил внимание на Габриэля. В то время у него уже была любовница, а нужды жениться он не испытывал. Для незаконно рожденной девушки связь с богатым офицером – это шанс вырваться из нищеты. Уже через год Шанель стала его содержанкой. Она общалась с богатейшими людьми и уже тогда проявляла смелые черты характера, умело отстаивая собственное мнение.

Начало карьеры первой в истории женщины-модельера

Коко Шанель — прорыв в моде!

В те годы профессия модельера считалась исключительно мужской. Женская мода заключалась в невероятно пышных, длинных юбках удушающих , передвигаться в которых, уже было подвигом. Юную Шанель возмущал сей факт, «мода превратилась в насмешку» – говорила она.

Однажды на скачках, Габриэль удивила всех своим нарядом: мужской сюртук, и, сделанная ею, шляпка канотье. Это было довольно дерзко. Этьен поощрял интерес любовницы. Он выделил ей помещение, в котором девушка могла заниматься шитьем. Но юную Габриэль это не устроило, ей нужно было не хобби, а собственное дело.

В 1909 году Шанель встретила человека, понимающего ее интересы и готового ей помочь. Обстоятельства ее знакомства с Артуром Капелем по сей день остаются тайной для всех. Мужчина увидел в ней непреодолимое желание достичь своей цели и был готов содействовать. Летом того же года Габриэль покинула своего любовника Бальзана и отправилась в Париж вместе с Артуром.

Однако Шанель не окончательно порвала с Этьеном. Спустя год после переезда в столицу Франции, Капель и Бальзан договорились совместно финансировать первое производство Коко – магазин модных шляпок. «Они это так, будто подарили мне игрушку» – рассказывала она. Магазин произвел настоящий фурор среди модниц. Абсолютно новое течение в направлении женских аксессуаров.

На шляпках не было привычных рюш и оборочек, они сочетали в себе изысканный стиль и практичность. Габриэль считала, что вычурный стиль в одежде старит женщин. Чрез некоторое время Шанель открыла еще один магазин на юге Нормандии в городке под названием Довиль. В то время он считался самым модным курортом, там отдыхали исключительно богатые люди, члены королевской семьи, послы и знаменитости. На их внимание и рассчитывала Коко Шанель.

Жизнь во время и после войны

Chanel 5 — известнейший аромат

Летом 1914 года наступили сложные времена. Европа оказалась втянута в разрушительны конфликт. Франция была в эпицентре событий. Улицы Парижа пустели с каждым днем. Но столь трагические события дали Коко шанс по-настоящему проявить свой талант. Большинство мужчин ушли на фронт, Франция держалась на женских плечах.

Работать на заводе в платьях с рюшами и оборками, в корсетах и , было неудобно и даже опасно. А стиль Шанель, который заключался в простоте и практичности подошел бы как нельзя кстати. Коко ухватилась за этот шанс. В те году найти хорошую ткань, привычную для женской одежды, было сложно.

Модельер нашла выход, она создала небольшую коллекцию повседневной одежды из ткани, которая предназначалась для пошива мужских костюмов – джерси. Идея Шанель имела успех. «Старый мир умирал, мне представилась возможность и я воспользовалась ей» – говорила она. В годы войны роман Коко и Капеля набирал обороты. Однажды Артур устроил ей сюрприз.

Они отправились в Биарриц, который располагался на границе с Испанией и держал нейтралитет. Этот город был раем для богачей. Все, у кого была возможность путешествовать, отправлялись на модный курорт. Там они забывали обо всех тягостях войны. Шанель увидела в Биоррице возможность вновь проявить себя, как когда-то сделала в Довиле. Она желала расширить свою империю и в 1915 году открыла новый бутик.

С того момента к женщине-модельеру пришла независимость. «Я думал, что подарил тебе игрушку, а оказалось, дал свободу» – говорил Капель. Он прекрасно понимал, что Коко больше не нуждается в его финансовой поддержке. Теперь дом Шанель встал на ноги. В 1918 году был подписан мирный договор, война закончилась.

Для Коко настало время торжества. Воспользовавшись тяготами военного времени, она ничего не потеряла за эти годы, наоборот, ее империя обрела значительное влияние на индустрию моды. Некоторое время спустя Артур Капель предал ее. В 1918 году он объявил о своих намерениях жениться на англичанке из знатного рода.

Коко была подавлена, разбита. Она любила Артура всем сердцем, видела в нем опору и поддержку. «Он знал, что я люблю его и сам любил меня. Это единственное, что имело значение» – вспоминала убитая горем Шанель. Хоть после свадьбы роман с Капелем продолжался, Коко это не так радовало.

Теперь она стала не единственной возлюбленной, а лишь любовницей. Совсем скоро произошла трагедия. В 1919 году английский автомобилист разбился. Ужасная весть подкосила Коко. «Я лишилась всего, потеряв Капеля» – говорила она. Теперь она осталась одна.

В смерти Артура модельер винила высшее общество. Она жаждала мести, желая поставить их на колени перед собой. Собравшись с силами, она намеревалась показать всем, какой беспощадной может быть. Первыми ее действиями были попытки переписать свою биографию. И она в этом весьма преуспела, сочинив множество романтических историй своего детства. Узнать ее настоящую больше не представлялось возможным.

Второе, что сделала Коко – перенесла свой бутик в более престижное, просторное помещение. Это сработало, империя Шанель вновь обрела могущество. Знаменитости, богатые дамы и даже коронованные особы желали хоть как-то ассоциироваться с иконой стиля тех лет. Их восхищали ее и изысканный вкус. В 1919 году Шанель переехала в отель Ритц.

Общественное признание Коко Шанель

Маленькое черное платье Коко Шанель

Коко не брезговала возможностью добиться успеха через постель. Мужчины стали для нее чет-то вроде трофея. «Я выработала привычку окружать себя влиятельными людьми, чтобы установить прочную связь с высшим обществом»– говорила она. В 20-х годах начался ее роман с Игорем Стровинским, однако, в то же время поддерживала связь и с герцогом Вестминстерским.

Они познакомились в канун Рождества в Монте-Карло. Мужчина был очарован ей, преподносил роскошные подарки, присылал и жаждал добиться ее расположения. Лето знаменитый модельер проводила в имении герцога, общаясь с богатейшими людьми из окружения любовника. Там она познакомилась с другом герцога, канцлером казначейства Великобритании – Черчиллем.

Ходившие слухи о свадьбе Шанель и Вестминстерского не подтвердились. «Мне не хотелось отказываться от империи, которую я так усердно создавала» – оправдывалась Коко. На самом деле герцог никогда не женился бы на ней. Постепенно жители Франции оправились от последствий войны. Тесные корсеты, длинные юбки, сковывавшие движения, ушли далеко в прошлое. Мир созрел до идей женщины-модельера.

«Оденься безвкусно – запомнят наряд, оденься безупречно – запомнится женщина» – любила повторять Шанель. Ее дом моды стал создавать все больше новинок, каждый раз потрясая общество смелостью решений.

Коко решилась на серьезный шаг. Известный парфюмер Эрнест Бо, создал для нее коллекцию ароматов, главной идеей которых было сочетание нескольких запахов. Коко выбрала один из них. Они были названы Шанель №5 и стали самым популярным и дорогим ароматом. Следующим изобретение стало маленькое черное платье, созданное в 1926 году.

По мнению одного известного журнала, оно должно было стать униформой элегантных женщин. Чуть позже Коко совершила революционный шаг в индустрии моды, предложив дамам облачиться в брюки. с успехом изменила традиционные предпочтения в моде тех лет, стала главой огромной империи. Небывалые успехи в карьере, считавшейся исключительно мужской, и свободные отношения с противоположным полом, сделали Коко символом послевоенного поколения эмансипированных женщин. Престиж Шанель достиг своего пика.

В 1939 году Германия напала на Польшу. Через несколько дней Франция и Британия объявили войну немецкой империи. Гитлер начал самую устрашающую и кровопролитную войну в истории человечества. Франция пала не сразу, коллеги Коко уговорили ее не закрывать дом моды. Но в мае улицы Парижа заполонили тысячи беженцев. Она закрыла все магазины, оставив работать только парфюмерную лавку и покинула город. В июне 1940 года немцы бомбили Париж. Франция капитулировала.

Возвращение в индустрию моды

Коко Шанель никогда не считала себя красавицей…

Коко привыкла добиваться поставленных целей, к тому же успешно провела дом Шанель через одну войну. Она решила не сдаваться и на это раз. Коко вернулась в любимый отель, но Париж был оккупированным городом, а Ритц – штаб-квартирой немецких офицеров. Но Шанель удалось разместиться в одной из комнат для гражданских лиц.

Она была нацеленная на выживание и старалась действовать по обстановке. Коко обеспечивала парфюмом жен офицеров, а вечера проводила в окружении их командования. Шанель чувствовала, что стареет, это пугало и расстраивало ее.

В это время она познакомилась с Гансом Гюнтером фон Динклаге, он был нацистским шпионом. После совместного ужина они стали любовниками. Шанель не смущало, что он на 13 лет моложе. Обедая однажды в компании Ганса, Коко оказалась втянута в опасную игру.

Ей предложили содействовать в подписании мирного договора. Шанель долгое время общалась с людьми из высшего общества, была любовницей англичанина 8 лет. «Вы, немцы, не знаете, как нужно обращаться с англичанами, а я знаю» – говорила она, не задумываясь о последствиях. После этой беседы Шанель отправилась в Берлин, где познакомилась с Вальтером Шеллинбергом, главой внешней разведки и личным помощником Гиммлера.

В то время он жаждал договориться с союзниками и заключить мир. Коко должна была организовать встречу с Черчиллем, но переоценила свое влияние на британцев, история закончилась ничем. Шанель вернулась в Ритц. Париж был освобожден 25 августа, Франция вновь стала независимой. Коко почувствовала грядущие перемены. Немецких офицеров допрашивали, женщин, замеченных в связи с ними, брили наголо, в качестве унижения и заставляли идти по улицам города.

Коко оказалась в опасном положении. Она была любовницей немецкого шпиона и о ее попытке оказать содействие фашистам, было известно. За ней пришли конвоиры с ордером на арест, Шанель не сопротивлялась. Ей грозило публичное унижение, но спустя несколько часов допроса, ее отпустили, не предъявив обвинений. Обстоятельства того дня остаются засекреченными до сих пор.
Оставаться в Париже было опасно.

Коко отправилась в Швейцарию. Она лишилась всего, что было ей дорого. Репутация была безвозвратно загублена, а дом моды закрыт навсегда. Но она не прекращала наблюдать за переменами, происходящими на подиумах. К тому моменту стала популярной коллекция Кристиана Диора.

Пышные юбки, оборки, складки и рюши вновь украшали одежду женщин. Шанель презирала нынешнюю моду и решила, что ей пора вернуться, она порвала с Гансом, ее личная жизнь сошла на нет. Она приступила к созданию самой важной коллекции в жизни. Ставки были высоки, всеобщее признание или полный провал. В свои 73 года Шанель вернулась в Париж, представив коллекцию обществу.

Франция все еще не простила ей связь с немцами, пресса писала, что в показе Коко нет ничего интересного и нового. Но признание все же пришло, на этот раз из-за океана. Американцы восхищались стилем Шанель. Со временем Франция простила Шанель, Европа боготворила ее.

«Мода, знаете ли, выходит из моды, стиль – никогда» – говорила Коко.

В 60-е годы Коко стала главой международной империи моды. Но Шанель становилась слабее с каждым днем. Она никогда не была замужем, создать семью ей так и не удалось. «Человек не должен жить один, раньше я этого не понимала» – сожалела она. В 1971 году жизнь стала Коко в тягость, в феврале она скончалась в отеле Ритц. Делая укол морфия, Шанель произнесла последние слова: «вот так и умирают».

Коко лишилась семьи в раннем детстве, у нее не было ни денег, ни возможностей. Но благодаря этому у нее появились амбиции и невероятное желание покорить мир. Шанель стремительно добивалась поставленных целей. Она создала самый знаменитый и по сей день мировой бренд Chanel, который олицетворяет собой Францию с присущим ей романтизмом и утонченностью. «Я смогла создать то, что бесконечно меняется, но всегда выглядит стильно».

История Коко Шанель в телепрограмме Жизнь Замечательных Людей:

Вконтакте

Коко Шанель – выдающаяся женщина-модельер, основательница Дома моды, доказавшая, что элегантность невозможна без удобства. Ее дизайнерской фантазии принадлежат маленькое черное платье, брючный женский костюм, сумочка на цепочке и другие фирменные вещи, создающие изысканный стиль.

Духи «Шанель №5» являются лидерами продаж, а издательство «Time» включает имя Великой Мадемуазель в сотню наиболее влиятельных людей модной индустрии. Какая жизненная история скрывается за брендом, чей логотип – две скрещенные буквы «С» – известен всему миру? Об этом поведает биография Коко Шанель.

Детство и юность в монастыре

Габриэль Бонер Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во французском городке Сомюр. Девчушка родилась под знаком зодиака «лев», впоследствии она украсит свой интерьер фигурами царя зверей и использует «львиный» мотив в фурнитуре.

«Львам» характерно стремление к успеху, но легко ли было его достичь?

Детство Габриэль было трудным, ее можно отнести к категории людей, которые «сделали себя сами» вопреки обстоятельствам.

Свою мать Жанну Габриэль помнила плохо, или, как признавалась в мемуарах, помнить не хотела. 19-летняя Жанна влюбилась в Альберта, отца Габриэль, и забеременела. Парень сбежал, беглец был найден спустя месяцы: Альберт работал ярмарочным торговцем и не сидел подолгу на одном месте. Жанна приехала к своему горе-возлюбленному и на следующий день родила.

Когда через три месяца она снова забеременела, сожитель посоветовал ей «идти работать». Молодая женщина «в положении» и с младенцем на руках бродила от дома к дому, предлагая помощь по хозяйству.

Рождение второго ребенка, Габриэль, не привело к свадьбе родителей, узаконить отношения помогли 5 000 франков, приданое Жанны. У Габриэль появляются младшие сестра и братья, но мать из-за слепой страсти к мужу мало уделяет внимания детям.

С отцом у Габриэль связаны более приятные воспоминания, его появления в семействе ждали, как праздника. Габриэль утверждала, что отец был красивым и передал по наследству свою внешность: белозубую улыбку, глаза с веселым блеском и густые волосы.

После смерти жены в возрасте 33 лет, Альберт отдает сыновей Альфонса и Люсьена «батрачить» фермерам, а дочерей вверяет заботам сестер монастыря Обазина. Габриэле шел 13-ый год, больше отца она не видела.

Мое одиночество сделало меня сильной личностью Coco Chanel

ОБИТЕЛЬ ДОБРА

В Обазине Габриэль жилось тоскливо, многочисленные запреты довлели над юной бунтаркой: просыпаться, засыпать и начинать трапезу следовало по команде дежурной сестры. Годы в сиротском приюте наложили глубокий отпечаток на ее мировоззрение.

Спустя много лет, Шанель прикажет своему архитектору повторить в ее доме каменную лестницу из монастыря, по которой в детстве ей запрещали бегать: хоть на своей вилле она будет ходить так, как пожелает!

Габриэль носила статус «сироты» при большом количестве родственников: ее дед и бабка по папиной линии произвели на свет 19 детей! Это документальный факт: только дед и тетка Луиза забирали девочку погостить к себе на каникулах.

Тетю Андриенну, младшую папину сестру, из-за маленькой разницы в возрасте Габриэла называет «сестрой». Она тоже была в Обазине, и общие романтические мечты о богатом женихе и свободе объединяют девочек. Когда Андриенну решают выдать замуж за старого нотариуса, Габриэла уговаривает ее бежать из монастыря.

Денег хватает ненадолго и незадачливые беглянки возвращаются. Их быстро определяют в другое заведение «строгого режима» – пансион института Богоматери города Мулена. Там Габриэль находится два года, с 18 до 20 лет. Вспоминая эти годы, Шанель заявит в интервью, что «отсидела свое», а на вопрос удивленного журналиста «за что», уточнит – «за инакомыслие».

Выпускницы пансиона должны были быть готовыми к самостоятельной жизни, поэтому их обучали шитью. Эти навыки пригодятся будущему дизайнеру одежды.

Молодость и Этьен Бальсан

После пансиона Габриэль и Андриенна работают у четы Грампер в магазине, реализовывавшем приданое для невест. Девушка также занимается мелкой починкой платьев светских дам: пришивает оборки, дотачивает кружева.

Не тогда ли у Габриэль возникает к цветочным духам неприязнь, о которой она вспомнит, создавая собственный аромат? Ведь состоятельные дамы не любили мыться, и чтобы избавиться от исходящего амбре, щедро обливали себя цветочными парфумами.

Габриэль решается взломать код судьбы и поменять сферу деятельности.

Если хотите иметь то, чего никогда не имели, придётся делать то, чего никогда не делали Coco Chanel

Девушка задумывается, что может ей принести известность? Мулен был гарнизонным городком, в котором квартировался 10-й конный егерский полк. В кафе «Ротонда», наблюдая за певицами, Габриэль решает, что поет не хуже них, и заявляет директору заведения, что готова подписать контракт!

Эффект неожиданности и самоуверенность обеспечивают девушке желаемое. После церковных гимнов, Габриэль легко справляется с опереточными куплетами, и знакомые-кавалеристы не скупятся на овации.

Большим успехом пользуются у местных военных ее «петушиные» куплеты, с припевом «ко-ко-ри-ко». Вызывая девушку на «бис», публика скандирует «ко-ко». Этому прозвищу предстоит стать ее псевдонимом.

Успех Габриэлы вызывает язвительные замечания коллег-соперниц, за мальчишескую фигурку ее дразнят «голодающей из Индии».

Завистников нет только у ничтожеств. Лучше иметь первых, чем быть вторым. Coco Chanel

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Популярности певицы гарнизонного Мулена не достаточно Габриэле. Ее приятель Этьен Бальсан, сын промышленника и страстный поклонник скачек, ссужает девушку деньгами.

Так в 1905 году она отправляется покорять город минеральных вод Виши. Разливая воду курортникам, Габриэль собирает деньги на уроки вокала. Но занятия не помогают получить ангажемент, и она возвращается в Мулен.

Неужели для заработка снова придется взяться за швейные иголки и нитки? Но жизнь ставит перед ней другой, более сложный выбор.

С курортного города, помимо разочарований, она привозит незапланированную беременность. Девушка панически боится повторить путь матери. Убежденная, что рождение ребенка в ее положении равносильно смерти, Габриэль выбирает жизнь: «Если бы я не поступила так, не было бы Коко Шанель».

СМЕШАЛИСЬ КОНИ, ЛЮДИ, ШЛЯПКИ

У 22-летней Габриэль начинается новая история – совместное проживание с Этьеном Бальсаном. Девушка просится поехать в его поместье в Руайо в качестве ученицы, Бальсан берет ее с собой и обучает в имении конной езде. Но не только: девушка становится его удобной запасной любовницей. Сама Шанель не считает себя кокоткой Бальсана, ведь не берет ни денег, ни подарков.

Однажды содержанка Бальсана Эмильенна д’Алансон, гостившая в Руайо, просит Коко переделать ей шляпку – так же, как та переделала ее для себя. Вскоре головные уборы, измененные Коко, носят все приятельницы Бальсана.

Шанель стремиться к независимости от мужчин, а успех авангардных шляп подсказывает юной модистке идею собственного магазина. Коко получает разрешение Бальсана занять его парижские апартаменты и продолжает там дизайнерские эксперименты.

Первый магазин в столице Шанель открывает в 1910 году на улице Камбон 21, в течение года она переезжает в дом №31 по этой же улице. Там и сейчас, напротив отеля «Ritz», находится магазин Шанель.

Артур Кейпел и курортный бизнес

В 1909 году в Испании Шанель знакомится с английским военнослужащим Артуром Кейпелом, которого все называют Боем. Зеленоглазый брюнет покоряет Габриэль с первого взгляда.

Он не только финансово поддерживает ее дело, но и помогает Шанель раскрыться, как личности. Бой предлагает девушке расширить бизнес в морском курорте Довиле, где в 1913 году Шанель открывает бутик.

Коко с сожалением наблюдает за «бедными богачками»: из-за нелепых нарядов курортницам недоступны конные поездки в мужском седле, вождение машины, занятия теннисом и прочий активный отдых.

Корсетные «пленницы» медленно дефилируют под солнцезащитными зонтиками и обливаются потом. Модные каталоги того периода диктуют обязательные элементы гардероба: огромные шляпы с вуалями, пышные турнюры, утягивающие корсеты, длинные шлейфы.

По мнению Шанель, элегантность без удобства невозможна! Она начинает не одевать, а раздевать женщин. Ее одежда дает приоритет удобству. Все больше дам расхаживают по Довилю в простых головных уборах, которые можно самостоятельно снимать и надевать – «в полном безобразии», как окрестит новомодные шляпы авторитетный модельер Поль Пуаре.

Пришедшая во Францию Первая Мировая война отражается на курортном Довиле; отдыхающие разъезжаются, владельцы бутиков заколачивают ставни. Но Габриэль не закрывает ателье. Но какая мода может быть в военное время? Все та же – удобная мода Шанель.

Город наполняется приезжими: из прифронтовых поместий съезжаются аристократы, появляется военный госпиталь. Суждения дизайнера о простоте и функциональности одежды приходятся по душе дамам, помогающим в лазарете: в корсетах и шляпах ухаживать за ранеными невозможно! Дела идут в гору. Следующим городом, упавшим к стильным туфелькам мадемуазель Коко, становится Биарриц.

В Биаррице, роскошном бальнеологическом курорте, Бой помогает арендовать виллу для нового ателье. Там на Шанель работает сотня портних, а общая численность работниц с учетом бутиков в Довиле и Париже, достигает 300!

К сотрудникам мадемуазель Шанель предъявляет высокие требования, избавляясь от лентяек и бракоделов. Выпускаемая Шанель продукция отличается отменным качеством и стоит не дешево. На вопрос Боя, почему ТАК дорого, Габриэль, имевшая предпринимательское предвидение, отвечает – чтобы воспринимали всерьез.

Шанель не рисует предварительных набросков моделей, вместо выкроек намечает силуэт булавками и отрезает лишнюю ткань прямо на манекенщице.

В журнале «Harper’s Bazaar» появляется первая публикация ее модели – платье без талии, с завязанным на бедрах шарфом и жилетом на манер мужского.

В Париже Шанель становится по-настоящему популярной всего за неделю – так гласит легенда. Однажды дама, одевавшаяся у модельера Пуаре, ссорится с ним и решает переметнуться к Коко Шанель.

Даму зовут баронесса Диана де Ротшильд. Скупив десяток платьев, новая клиентка рекомендует кутюрье родственницам, и те в кратчайшие сроки делают Шанель известной. Деньги текут рекой.

Коко рассчитывается с Боем: возвращает каждый франк, вложенный в дело. Артур Кейпел удивлен: он думал, что дарит Габриэль игрушку, а оказалось – свободу.

Я ЕГО СШИЛА ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО

Деловую хватку Коко проявляет и тогда, когда из-за военных действий на складах заканчивается текстильное сырье. В начале 1916 года становится не из чего шить!

Джерси преподносит Шанель «сюрпризы»: плотное вязаное полотно не ложится складками, не подчеркивает изгибы фигуры, сковывает движения.

Нарушительница модных правил упраздняет складки, перестает акцентировать талию и укорачивает юбки так, что можно разглядеть икры ног!

Бой в шутку умоляет Коко не оголять барышням колени, ведь мужчины примутся хватать их «даже в ресторанах».

Я НЕ СДАМСЯ БЕЗ БОЯ

В те времена процветают классовые предрассудки. Шанель замечает, что Бой стыдится ее. И это тогда, когда журналы посвящают ей хвалебные статьи, а в бутиках толпятся именитые клиентки!

В знак протеста (Бою нравятся ее роскошные длинные волосы) Шанель обрезает локоны. Ее появление в театре с прической «под мальчика» производит фурор. Стрижка а-ля гарсон набирает популярности, гармонично дополняя практичный образ «от Шанель».

Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть Coco Chanel

Шанель узнает, что ждет ребенка, но сообщить об этом Артуру не успевает. Честолюбивый Бой делает предложение дочери лорда и огорошивает Коко информацией о свадьбе.

Шанель спрашивала потом, что изменилось бы, сообщи она первой свою новость? Но пример матери убеждал ее, что мужчину нельзя привязывать ребенком. Коко не суждено стать матерью и на этот раз. 9-летний роман заканчивается трагично, в декабре 1919 года Артур Кейпел погибает в автокатастрофе.

Знакомство с творческой элитой и меценатство

Из депрессии Коко выводит знакомство с Сертом, каталонским художником-декоратором, и его супругой Мисей. Дружба с этой женщиной продлится более 20 лет, Габриэль сознается, что без нее она бы так и умерла «полной идиоткой».

Серты вводят Шанель в высшие круги творческой элиты, у нее появляется шанс наблюдать за рождением гениальных картин и стихов. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом Пьером Реверди.

Мися знакомит Коко с Сержем Дягилевым, организатором балетных «Русских сезонов». За кулисами балета Шанель наблюдает за танцорами, которые «выкладываются» на каждой тренировке. У русских Коко научилась работать – это собственное признание той, которая сама достойна звания «трудоголик»!

Шанель протежирует культурные проекты, помогает творческим людям. Для постановки «Весны священной» она вручает Дягилеву 300 000 франков, композитора Игоря Стравинского приглашает с семьей пожить на свою виллу, обустраивая «полный пансион» для его жены и четверых детей. Меценатство вдохновляет Шанель: в недалеком прошлом нищая сирота, теперь она делает вклад в искусство!

Влияние русской культуры модельер распространяет и на профессиональную деятельность: открывает набор в ателье для русских эмигранток, разбиравшихся в рукоделии, открывает мастерскую по ручной вышивке, привносит в модели славянские мотивы.

Не обходится и без романа с русским: ее новым милым другом становится князь Дмитрий Павлович. Кузен Николая II моложе ее на 8 лет, красив и беден. Он поддерживает Шанель морально, она его – с помощью кошелька.

Когда Дмитрий через год уезжает в Америку, пара сохраняет дружеские чувства. Шанель называет князя «гением полезных знакомств», именно он знакомит ее с создателем собственного аромата – парфюмером Бо.

«Шанель № 5» и маленькое черное платье

Новая женщина в одежде от Шанель не могла пахнуть по-старому, фиалкой, розой или гортензией: Я очень люблю запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна.

Эрнест Бо, работавший ранее при царском дворе в Петербурге, экспериментирует с палитрой запахов и добивается нового оттенка нот, используя альдегиды. Шанель образцы духов нравятся.

Для их выпуска в промышленных масштабах, она начинает сотрудничать с братьями Вертхаймерами. Создается фирма «Шанель Парфам», в которую модельер привносит рецепт и имя и получает 10% акций. Про это распределение она впоследствии пожалеет, Вертхаймеры оформят на подставные лица новые фирмы и будут скрывать объемы продаж.

– Куда нужно наносить духи?

– Туда, где хотите, чтобы вас поцеловали, – скажет их создательница.

Что повлияло на то, что релиз новинки становится сенсацией?

Успеху парфума поспособствовала и Мэрилин Монро, кокетливо признавшаяся, что на ночь одевает «только пару капель Chanel №5». После ее заявления раскупаются миллионы бутылочек духов.

Духи популярны и сейчас, по данным Forbes парфум входит в ТОП-8 наиболее подделываемых вещей, наряду с часами Rolex и 50-евровой купюрой.

В 1925 году на флаконе духов появляется фирменный знак Шанель. По одной из версий, эмблема – это инициалы Коко Шанель (Coco Chanel), по другой – символ удачи «двойная подкова», изображенный на эскизе Врубеля.

ФОРД, СОЗДАННЫЙ ШАНЕЛЬ

За революцией в парфюмерной индустрии следует очередной вызов обществу. Однажды, находясь в театральной ложе, Шанель искала глазами кого-то из знакомых. Созерцая толпу, ей приходит мысль об излишней пестроте нарядов: в глаза бросаются не лица, а цветастые платья.

Так в 1926 году появляется воплощение идеи аскетизма – маленькое черное платье. Декорированное простым полукруглым вырезом, оно подчеркивает фигуру, оттеняет белизну кожи, и само при этом практически незаметно.

«Доброжелатели» заявляют, что дизайнер заставляет клиенток разделить ее скорбь по Бою – ранее черный носили только в трауре. Но женщинам платье понравилось.

Без украшений оно подходило для деловой обстановки, а с жемчужными бусами, золотым браслетом или брошью смотрелось вечерним нарядом.

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление Coco Chanel

Журнал «Vogue» в заметке 26-го года отмечает, что платье «сравнялось по популярности с автомобилем Ford!».

Герцог Вестминстерский

В Монте-Карло Шанель знакомится с герцогом Вестминстерским – Вендором, как его называли. Он заваливает Коко роскошными букетами, лично подстреленной дичью, драгоценностями. Шанель покорена, но только в той мере, в которой себе это позволяет: она «отдаривает» герцога запонками стоимостью в автомобиль!

С Вендором дизайнер много времени проводит в замке Итон-Холл. Рассматривая форменную одежду слуг, Шанель черпает идеи для создания женских жакетов. Она открывает для себя новую ткань – мягкий английский твид. В ее творчестве прослеживаются английские тенденции.

Пресса «женит» красивую пару, но Шанель понимает, что став замужней «мадам», ей придется покинуть Дом моды. Герцогиня-портниха – для той эпохи это немыслимо!

Когда приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин Coco Chanel

Идею брака Шанель все же рассматривала – если подарит герцогу наследника, который займет высокое положение в обществе. Но 46-летней Шанель не суждено стать матерью. Она отказывает Вендору, ведь герцога нельзя назвать образцом верности.

Однажды в ее присутствии он пригласил на яхту очередную красотку, а после пытался откупиться от Шанель огромным изумрудом. Габриэль вышвырнула драгоценный камень за борт.

БИЗНЕС НА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

В 1931 году князь Дмитрий представляет Шанель Сэма Голдвина, создателя американского кинематографа. Голдвин мечтает и в фильмах, и в жизни одеть кинозвезд в одежду «от Шанель» и предлагает контракт на миллион долларов.

Дизайнеру требовалось дважды в год навещать Голливуд и разрабатывать костюмы. Но Габриэль колеблется, ведь ранее она создавала свои модели, а не потакала вкусам капризных актеров и актрис.

Благодаря уговорам нового любовника, художника Поля Ириба, Шанель подписывает контракт и пересекает океан. Там ее ждет радушный прием: для поездки по стране ей предоставляют выкрашенный в белый цвет поезд, пресса восторженно величает «Великой Мадемуазель», а на перроне выстраиваются селебрити во главе с Гретой Гарбо.

Хотя на следующий год партнеры не продлевают контракт, Шанель получает неоценимый опыт в работе для массового потребителя.

Ровесник Поль Ириб становится последней надеждой Шанель на семейное счастье. Но снова происходит трагедия: он умирает на теннисном корте на глазах у Габриэль.

Может, я и стала Великой Мадемуазель, потому что мне некого кормить ужином? Coco Chanel

Летом 1936 году Париж охватывает забастовка. Работники, подстрекаемые коалицией левых политических партий, требуют повышения зарплаты и договоров с профсоюзами.

Шанель чувствует себя преданной – портнихи не пускают ее в собственный дом моды! А ведь она хорошо им платит и предоставляет летом 2-недельный отдых!

Разъяренной Шанель приходится идти с коллективом на мировую, чтобы не сорвать выставку новой коллекции.

Вторая Мировая война

С началом Второй Мировой войны в 1939 Шанель закрывает салоны, оставляя магазин, реализовывавший духи. Когда сын старшей сестры попадает в плен, модельер обращается за помощью к атташе немецкого посольства, немцу по национальности барону фон Динклаге.

Он вызволяет ее племянника, и у 56-летней Шанель завязываются с ним отношения. Когда вспомнят ее связь с немцем, Шанель так прокомментирует личную жизнь: Мне столько лет, что когда в мою постель попадает любовник, я не спрашиваю у него паспорт!

В 1943 году она ищет встречи с Уинстоном Черчиллем. Шанель хочет убедить его поддержать идею англо-германских переговоров. Операция под грифом «секретно» получила название «модная шляпка», но так и не состоялась из-за болезни премьер-министра. Позже Шанель получает от него записку – «занимайтесь модой, политика не для вас».

После освобождения Парижа начинают действовать «комитеты по чистке», которые обвиняют Шанель в коллаборационизме и арестовывают. Благодаря заступничеству влиятельных персон, через пару часов она получает свободу. Шанель решает уехать в Швейцарию.


Возвращение в мир моды

В стране чистейших озер, сыра и банков она проводит почти 10 лет. Когда Диор в показе «нью лук» возвращает на подиум «осиные» талии и нижние юбки (все то, с чем Шанель боролась), она укрепляется в решении вернуться. Говорят, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Шанель возражает: “Если я захочу это сделать, реке придется вернуться на прежнее место

71-летняя Габриэль представляет в 1954 году новую коллекцию. Показ моделей подвергается беспощадной критике, «Daily Mail» называет резонансное возвращение «фиаско».

Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще Coco Chanel

Дизайнер не предложила ничего нового, но в этом кроется ее секрет - она создает вещи не для «маскарада». Ее изобретения – блузы, кофты, кардиганы, пальто – хочется носить!

Люди не могут вечно заниматься инновациями. Я хочу создавать классику Coco Chanel

Коллекцию принимают на «ура» в Америке, и через три сезона Шанель достигает былой славы. Твидовый костюм от Мадемуазель – узкая юбка и жакет, декорированный тесьмой и накладными карманчиками – становится визитной карточкой дамы с хорошим вкусом. Теперь и Агате Кристи, чтобы определить статус героини, достаточно указать «та дама в костюме от Шанель».

В феврале 1955 года дизайнер презентует прямоугольную сумочку 2.55, названную по дате выхода. Женщины оценили нововведение ридикюля – длинную цепочку для ношения на плече.

Первая клиентка Шанель – она сама: ей не шли корсеты – она упразднила эту деталь туалета, не любила цветочные ароматы – создала собственный, забывала сумки и клатчи – дополнила аксессуар цепочкой.

Последние дни

Ее утро начиналось в отеле «Ritz», куда на 9-00 являлся визажист, вооруженный тушью и губной помадой. Женщина, не использовавшая косметику, по мнению Шанель, слишком высокого мнения о себе.

С безупречным маникюром и макияжем Коко «выходила в свет»:

Никто не молод после сорока лет, но мы можем быть неотразимыми в любом возрасте .Coco Chanel

До конца своих дней Шанель посвящала себя любимому делу. 10 января 1971 года Шанель умирает от сердечного приступа.

Похоронена она в Лозанне (Швейцария), под знаком льва: на барельефе на ее могиле запечатлены пять львиных голов.

Наследие Коко Шанель

Стилю Шанель суждено было пережить свою создательницу. Великая Мадемуазель стала не просто реформатором моды, она основала бренд, который является знаком качества и респектабельности.

Цитаты и афоризмы Коко Шанель украшают современные «демотиваторы», а ее жизненная история не единожды экранизировалась. Из последних художественных фильмов – «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (2009), «Коко до Шанель» (2009) с Одри Тоту, лента по сценарию Карла Лагерфельда «Возвращение» (2013).

Коко Шанель удалось перекроить по своим лекалам не только моду, но и весь мир.

В заключение предлагаем вам посмотреть художественный фильм Коко до Шанель (2009г.)

(«little black dress»).

По данным журнала «Forbes» сейчас бренд Chanel находится в совместной собственности Алена и Жерара Вертхаймера, которые являются правнуками раннего (1924) партнера Шанель Пьера Вертхаймера.

История бренда: Эра Коко Шанель

Коко Шанель, урожденная Габриэль Бонер Шанель , появилась на свет в 1883 году в городке Сомюр в центре Франции. С 1985 по 1900 год девочка прожила в приюте, куда ее отдал отец после смерти матери. Затем, до 1902 года Габриэль воспитывалась монахинями, которые и научили ее шить. Впоследствии работала в магазине носочно-чулочных изделий Au Sans Pareil в Мулене.

В годы своей певческой карьеры Габриэль познакомилась с влиятельным французским аристократом Этьеном Бальзаном. Именно он помог Коко открыть свой первый магазин.

  • 1909-1920 гг.: Начало деятельности и первое признание

В 1909 году в квартире Этьена Бальзана Габриэль Шанель открыла небольшой магазин, ставший начальным шагом к одной из величайших мировых империй моды. Место встречи самых почтенных представителей французской элиты, охотников за новыми романами, любовницами и мужьями – квартира Бальзана стала идеальным местом для того, чтобы ввести в высшее общество новую моду на одежду, которую изготавливала Шанель в своем небольшом ателье. Тогда первым, что принесло Коко популярность и успех, стали аккуратные шляпки. Они кардинально отличались от тех обильно украшенных перьями моделей, которые высмеивала кутюрье, создавая непринужденные и минималистичные по стилю головные уборы для женщин.

В это же время у Шанель возникли отношения с англичанином Артуром Кейпелом – членом мужского клуба Бальзана. Он увидел в Коко перспективную предпринимательницу, и в 1910 году помог приобрести площадь в доме на улице Камбон в Париже. Однако в этом доме уже располагался магазин одежды, поэтому Шанель не разрешили разместить там ателье по производству платьев. Вскоре на этом месте Коко открыла свой первый магазин, специализировавшийся на продаже шляпок.

В 1913 году открылись бутики Шанель во французских городах Довиле и Биарритце. В обоих магазинах дизайнер представила свою первую коллекцию спортивной одежды для женщин.

Коко просто ненавидела стиль тех дам, которые приезжали в курортные города и наряжались в нелепые и неудобные по ее мнению вещи. Поэтому конструкции предметов гардероба от Chanel отличались простотой и были лишены чрезмерной роскоши.


Во время Второй Мировой Войны открылся еще один магазин Chanel на Рю Камбонь в Париже. Он располагался прямо перед отелем Ritz. Там продавались фланелевые , прямые , жакеты, длинные свитера из джерси и кофточки в .

Ткань джерси Коко покупала, в первую очередь, из-за ее дешевизны, ведь в первые годы своей дизайнерской карьеры финансовое положение модистки было крайне нестабильным. Однако мягкий материал, использовавшийся в основном для пошива подкладки одежды, отлично подходил для простых фасонов Chanel.

В 1915 году слава Chanel разнеслась по всей Франции. Ее одежда благодаря своей лаконичности и практичности стала невероятно популярна у женщин. В 1915 и 1917 годах журнал отметил, что имя Chanel было в шоппинг-списке каждой представительницы прекрасного пола. Бутик дизайнера на Рю Камбон в то время предлагал дамам простые повседневные ансамбли « + » и черные вечерние платья, расшитые или декорированные тюлем.

К 1920-м годам Шанель уже завоевала репутацию на редкость придирчивого и бескомпромиссного кутюрье. Следуя тенденциям своего времени, она разработала дизайн платья, расшитого бисером. Также предложенный ею ансамбль из двух или трех предметов стал образцом женского стиля и является им до сих пор. Его представляли как «форму на вторую половину дня и вечер» еще в 1915 году.

  • Chanel №5: создание аромата-легенды

В 1921 году Коко Шанель представила первый женский парфюм – духи Chanel №5. История создания этого парфюма тесно связана с отношениями Коко и Великим русским князем Дмитрием Павловичем Романовым.

Шанель и князь познакомились в Биарритце в 1920 году и весь следующий год провели вместе. Именно тогда Дмитрий Павлович представил свою пассию парфюмеру семьи Романовых – Эрнесту Бо, который по просьбе модистки помог ей в создании собственного парфюма. По задумке Коко аромат должен был целиком и полностью олицетворять запах женщины. Кроме того, она захотела, чтобы в композицию входило большее количество различных эссенций, а не одна или две, как в парфюмах тех времен.

Эрнест Бо много месяцев трудился над духами, смешивая множество компонентов. На одной из встреч с Коко он показал ей несколько вариантов созданных им ароматов. Шанель выбрала пятый по счету флакон, и, кроме того, любимой цифрой Шанель также была 5. Дизайнер решила остановиться на этой смеси эссенций и назвала свои первые духи Chanel №5.

Композиция аромата состояла из 80 ингредиентов, включая иланг-иланг с Коморских островов, цветок апельсинового дерева, жасмин с полей Грасса, майскую розу, сандаловое дерево, бурбонский ветивер и альдегиды – искусственные компоненты, концентрация которых в духах Chanel была рекордной для тех лет. Согласно легенде, при создании аромата, Бо нечаянно превысил дозу альдегидов в аромате, но именно поэтому запах так понравился Шанель. И кутюрье не ошиблась в выборе, ведь парфюм стал хитом. Кроме того, Chanel №5 и по сей день являются нестареющей классикой, эталоном элегантности и одним из изысканнейших женских ароматов по мнению парфюмеров.

Туалетные духи Chanel №5 на основе оригинальных были созданы в 1986 году парфюмером Модного Дома Жаком Польжем.

  • Середина и конец 1920-х годов

Основатель успешных французских универмагов Galeries Lafayette познакомил Коко Шанель с ее будущим компаньоном Пьером Вертхаймером. Сам Бадер уже являлся деловым партнером Шанель и владел 20% парфюмерного лейбла Chanel. Вертхаймер стал обладателем 70% предприятия, в то время как сама Коко сохранила скромные 10%.

Коко была вынуждена вести свой модный бизнес отдельно от парфюмерного.

В 1924 году Шанель представила свою первую линию украшений, состоявшую из двух пар жемчужных сережек: черных и белых. В дополнение к ее успеху в области одежды Haute Couture Коко расширила бизнес и сделала бренд более разнообразным, а собственную легенду более обширной и многогранной.

В 1925 году под брендом Chanel представлен женский , в 1926 году – маленькое черное платье и твид, вдохновленный поездками в Шотландию. Вскоре Шанель открыла собственный около Лувра.

Вследствие успеха парфюмерной линии Chanel, Коко все чаще была недовольна тем, что имеет лишь 10 процентов прибыли от духов собственной марки. На этой почве ее отношения с партнерами значительно испортились.

В попытках увеличить свой процент прибыли Шанель наняла адвоката для пересмотра условий партнерства с Вертхаймером , однако данный процесс в конечном счете ни к чему не привел.

  • Chanel в 1930-1950-е гг.

В 1932 году состоялась премьера выставки украшений Chanel, посвященной алмазам. Некоторые из тех колье, что были презентованы на ней, вновь предстали перед публикой в 1993 году. Среди них известные ожерелья «Комета» и «Фонтан».

С наступлением 30-х годов вечерние платья от Chanel приобрели более женственный стиль и стали удлиненными. Платья из летних коллекций отличались яркими контрастными расцветками, а в качестве декора кутюрье использовала хрусталь и серебряные ремешки. В 1937 году Шанель впервые разработала линию одежды для миниатюрных женщин.

В 1940 году, когда Франция попала под контроль нацистской Германии, партнер Шанель Пьер Вертхаймер бежал с семьей в США. Это позволило Коко взять под свой полный контроль выпуск парфюмерии марки. В это время с кутюрье произошел знаменитый скандал, вызванный ее связью с нацистским офицером Гансом Гюнтером фон Динкледжем. Шанель обвинили в пособничестве нацистам, и сразу после освобождения Франции взяли под арест. Важную роль в освобождении Коко из-под стражи сыграл Уинстон Черчилль. Однако эти события наложили тяжелый отпечаток на личность и репутацию дизайнера, что вынудило Шанель по окончании Второй Мировой Войны бежать в Швейцарию.

После войны Пьер Вертхаймер вернулся в Париж и, естественно, был намерен вновь контролировать холдинги, принадлежащие его семье. Назло ему, Коко Шанель создала собственную коллекцию духов и запустила их в продажу. Вертхаймер решил урегулировать конфликт без юридических разбирательств. Он договорился с Коко, выплатив ей 400 тысяч долларов, 2 процента роялти и дав ограниченные права на продажу ее собственного парфюма в Швейцарии. Заключив соглашение, Шанель перестала создавать духи и продала партнеру полное право на их производство под именем Chanel, за что стала получать от Вертхаймера ежемесячную стипендию. На эту стипендию Коко и ее немецкий кавалер могли содержать себя.

  • Возвращение Шанель: 1950-1970-е годы

Возвращение Шанель в Париж состоялось в 1953 году. Тогда модным балом уже правил и его женственный . Коко пришлось признать, что мода и модный рынок изменились, и она должна подстроиться под эту эволюцию. Шанель необходимо было вернуться на большую сцену и напомнить о себе в таких сферах, как Haute Couture, Pret-a-Porter, украшения и парфюмерия.

Кутюрье проглотила свою гордость и обратилась за помощью к старому партнеру Пьеру Вертхаймеру, который мог оказать юридическую и финансовую поддержку самой Коко и ее бренду. Он же в это время был занят тем, что пытался получить все права на выпуск продукции под именем Chanel. Однако, решив возобновить сотрудничество с Шанель, Вертхаймер не прогадал. Возродившийся союз вновь окупился целым списком благ: лейбл вернул себе звание одного из престижнейших на модном рынке, безоговорочный стиль Chanel был принят на «ура».

Помимо этого, в 1953 году Коко сотрудничала с Робертом Гуссенсом — известным ювелиром того времени, разработавшим эксплозивную линию украшений, отражающих знаковый стиль Chanel. Также был возобновлен выпуск фирменных твидовых костюмов, состоящих из жакета и , украшенных нитями черного и белого жемчуга.

В феврале 1955 года были представлены стеганые кожаные сумки Chanel на металлических цепочках золотого или серебряного цвета. Дата их выпуска — 2/55 — и стала внутренним названием линии, ставшей легендарной. Как и твидовые костюмы марки, эти сумки до сих пор не вышли из моды.

На протяжении пятидесятых годов ХХ века великолепный вкус Коко Шанель продолжал прокладывать ей дорогу к успеху и всемирному признанию на модном поприще. Еще одним прорывом стал первый мужской аромат Chanel — Pour Monsieur. Он также выпускался под названием «A Gentleman’s Cologne» («Аромат Джентльмена») и стал номером один среди всех мужских ароматов.

Весенняя коллекция Chanel 1957 года получила «модный Оскар» Fashion Awards в Далласе. Тем временем Вертхаймер купил у Бадера его 20% акций на парфюмерию Chanel, повысив общую долю своей семьи до 90%. В 1965 году управлять этой долей начал сын Пьера Вертхаймера — Жак.

  • Смерть легенды: Chanel после Коко

10 января 1971 года Габриэль Коко Шанель скончалась в возрасте 87 лет. До самой своей смерти она продолжала разрабатывать коллекции собственной марки и сотрудничать с другими компаниями. Например, с 1966 по 1969 год кутюрье конструировала униформу для стюардесс одной их самых роскошных и престижных греческих авиакомпаний — Olympic Airways. До Шанель такой чести удостаивался только .

После смерти Коко руководителями компании Chanel были назначены Ивонн Дудэль, Жан Кезубон и Филипп Гибурж. Через некоторое время весь Модный Дом был куплен Жаком Вертхаймером. Однако критики заявляли, что за все время руководства лейблом тот никогда не уделял ему достаточно внимания, так как был больше увлечен коневодством.

В 1978 году маркой Chanel была выпущена туалетная вода Cristalle, созданная еще при жизни Коко. Этот же год ознаменовался запуском линии готовой одежды и распространением аксессуаров Chanel по всему миру.

Chanel под началом Карла Лагерфельда

В 1980-х годах по всему миру было открыто более 40 фирменных бутиков марки. К концу десятилетия в этих бутиках продавались такие предметы роскоши, как духи стоимостью 200 долларов за унцию, балетки за 225 долларов, платья за 11 тысяч долларов и кожаные сумки за 2 тысячи долларов. Права на парфюм Chanel принадлежали только самому бренду и не делились на других дистрибьюторов.

В 1983 году на должность главного дизайнера Модного Дома Chanel был назначен немецкий дизайнер . Он стал ответственным за конструирование всех коллекций, другие же дизайнеры занимались сохранением классического стиля Дома и поддержанием его легенды. Лагерфельд модифицировал стиль бренда, уйдя от старых линий Chanel к новым коротким штрихам и захватывающему дизайну.

Выпуск в 1984 году нового аромата Coco от Chanel, названного в честь основательницы Модного Дома, поддержал успех бренда на парфюмерном рынке. Маркетологи Chanel утверждают:

«Мы выпускаем новые ароматы раз в 10 лет, а не в три минуты, как это делают другие производители. Мы не вводим покупателей в заблуждение и не путаем их, ставя перед выбором. Они знают, чего ожидать от Chanel. Именно поэтому они возвращаются к нам снова и снова, в любом возрасте».

В 1987 году Дом Chanel представил первые «Premiere».

В конце десятилетия офисы компании переехали в Нью-Йорк.

  • 1990-е годы

В 90-х годах компания стала лидером в области выпуска ароматов и в области маркетинга. Огромные инвестиции позволили значительно увеличить доход. Успех принес семье Вертхаймера около 5 миллиардов долларов прибыли. Линейки продукции марки, такие как часы (стоимость которых составляла в среднем 7 тысяч долларов за экземпляр), высококачественная обувь, украшения, косметика и были значительно расширены.

В 1996 году был выпущен женский аромат Chanel Allure, в результате успеха которого в 1998 году бренд презентовал мужскую его версию — Allure Homme. Еще больший успех ждал компанию после покупки Eres — лейбла купальников и пляжной моды. В 1999 году была запущена линия по уходу за кожей Chanel , а затем представлена первая одежды. В этом же году по лицензионному договору с компанией Luxottica марка представила линию и оправ Chanel.

  • Chanel с 2000-х годов и до наших дней

В эти годы председателем компании Chanel был Ален Вертхаймер. Исполнительным директором и президентом Модного Дома являлась Франсуаза Монтеней.

В 2000 году в продажу были запущены первые от Chanel — J12.

В 2001 году бренд презентовал небольшую линию мужской одежды, ставшей частью одного из показов и продававшейся во флагманских бутиках марки.

В 2002 году был выпущен аромат Chance. Дом Chanel также основал компанию Pataffection, включавшую в себя пять разнонаправленных ателье:

  • Desrue, производящее украшения;
  • Lemarie, работающее с перьями и камелиями;
  • Lesage, занимавшееся вышивкой;
  • Massaro, обувное ателье;
  • Michel, изготавливающее дамские шляпы.

Коллекции Pret-a-Porter разрабатывались главным дизайнером Дома — Карлом Лагерфельдом. Они традиционно презентуются каждый декабрь.

В 2002 году Chanel продолжал увеличивать свои продажи в США. Так, к декабрю на территории Соединенных Штатов действовало уже 25 бутиков бренда. В этом же году был распространен слух о возможном слиянии Chanel и одного из крупнейших производителей предметов роскоши — . Эти данные породили немало тревог, ведь подобное слияние могло породить крупнейшего холдинг — соперника известнейшему . Возможно, именно поэтому слиянию так и не суждено было состояться.

Чтобы удовлетворить пожелания более молодых покупателей, в 2003 году Chanel презентует аромат Coco Mademoiselle и линию молодежной одежды B-C Wear. В этом же году направление Chanel Haute Couture испытывает такой прилив популярности, что марка открывает второй бутик на улице Камбон в Париже. Желая присутствовать на азиатском рынке, Chanel открывает бутик площадью в 2400 квадратных метров в Гонконге, а также строит бутик стоимостью в 50 миллионов долларов в Японии, в районе Ginza (Токио).

Влияние на мировую моду

Коко Шанель совершила революцию в мире моды, предложив на смену традиционным корсетам свободные костюмы и длинные прямые платья. В женскую одежду кутюрье внесла много элементов мужской классической моды. Ее простые линии привели к популярности мальчишеского сложения женского тела, отказу от и излишней роскоши в костюме. Одежда от Коко Шанель также дала женщинам больше комфорта в повседневной жизни, позволив сделать ее более активной.


Коко сделала модной ткань джерси, а ее фирменные твидовые костюмы стали символом моды 20-х и вечной классикой в женском гардеробе.

Одними из знаковых предметов роскоши от Chanel также являются стеганые сумки на длинных цепочках, квадратные куртки и жемчужные ожерелья.

Логотип Chanel и подделки

Фирменный знак Chanel представляет собой две переплетенные друг с другом буквы «С», одна из которых изображена в оригинальном виде, а другая представляет собой ее зеркальное отражение. Данный логотип впервые был представлен в 1925 году на бутылочке аромата Chanel №5. Многие считают, что прообразом его послужил символ удачи, изображенный Врубелем. По другой версии две буквы «С» — это инициалы Coco Chanel.

В настоящее время компания борется с незаконным использованием своего логотипа на контрафактной продукции. Как утверждают представители Chanel, наибольшее количество поддельных сумочек производится в Китае и Вьетнаме. С 1990 года все подлинные сумки Chanel сериализуются.

Магазины Chanel в мире

На сегодняшний день в мире работают около 310 фирменных бутиков марки Chanel: 94 из них находятся в Азии, 70 расположены в Европе, 10 — на Ближнем Востоке, 128 — в Северной Америке, 2 — в Южной Америке, 6 — в Океании.

Магазины Chanel могут располагаться в престижных районах и торговых центрах, отделах крупных универмагов, зданиях аэропортов.

Официальный сайт: www.chanel.com

Коко Шанель – та, чьё имя вышло далеко за пределы индустрии моды. Благодаря ей женщины сняли с себя неудобные корсеты, полюбили чёрный цвет и стали носить брюки, ранее считавшиеся предметом гардероба исключительно мужчин.

Обаяние её состояло в удивительном сочетании острого ума, волевого характера и особенной красоты. Любившая свободу и одновременно стремившаяся к одиночеству, Коко была соткана из противоречий. Она была высокомерна, энергична, грубо относилась к людям и часто стыдила тех, к кому относилась с добротой.

«Её подарки сродни пощёчинам» — так отзывались о ней люди.

Всякий день Коко проживала так, будто бы он мог быть последним. Всякий день она начинала жить по-новому. Всякий день она стряхивала заботы прошедшего дня.

Она собственноручно создала свою историю, чем сбила с толку ни одного биографа. Как бесполезные лохмотья, она выбросила из воспоминаний 10 лет жизни и осмыслила, что стала дышать свободнее, размышлять плодотворнее, а уставать меньше. Её судьба гласит: будущие дни не основываются на прошлых, в каждую секунду можно с чистого листа начать жизнь.

Коко приобрела известность не только на благодаря своим открытиям в мире моды, но и на основании многочисленных и страстных интрижек с мужчинами из высшего общества.

Место рождения

Малышка Габриель Бонёр Шанель родилась в августе 1883 г. в элегантном Сомюре, во Франции, но ничего не мешало ей говорить окружающим ложные даты и место своего рождения — 1893 год и «страну вулканов» Овернь.

Когда юной девочке исполняется 6 лет, её мать умирает, а немногим позднее покинул мир и отец. Так 5 детишек остались без опекунов и были отданы на опекунство дальней родне, а некоторое время даже жили в детском доме.

По достижению 18 лет Коко пошла трудиться и заняла должность продавца магазина одежды, в свободное от работы время занимала себя выступлениями в кабаре, где и приобрела своё прозвище — Шанель очень нравились композиции «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco».

Молодая Шанель была неважной певицей, но именно во время проведения одного из шоу к ней проявил интерес Этьен Бальзан, видный мужчина, а к тому же офицер, к которому Коко в скором времени перебралась в Париж. Их союз продлился недолго, и вскоре девушка уходит к предпринимателю из Англии Артуру Капелю. Именно бурные романы с великодушными и состоятельными мужчинами помогли Габриэль открыть свою собственную парижскую лавочку.

История успеха Коко Шанель

Несмотря на то, что Коко имела много романов и интрижек, во что-то серьёзное не перерос ни один из них. Коко часто предлагали руку и сердце, но она всегда отказывалась.

Работа смыслом её жизни была.

Первый бутик Коко Шанель

В 1910 г. Габриэль открывает своё ателье по пошиву шляпок, а уже в 2012 под её попечительством в Довиле возводится первый Дом моды. К сожалению, война срывает её план, но уже через 7 лет девушка открывает парижский Дом моды. Местному населению пришлись по вкусу её новые фасоны в костюмах, а сама Коко подстригла волосы и полюбила солнцезащитные очки и небольшие шляпки.

1921 год стал благодатным для Габриэль – она представила миру ныне известное меховое пальто и аромат, ставший легендой и символом роскоши «Chanel No.5»

В начале января 1971 года Шанель покинула мир. Её похороны прошли в Лозанне, а могилу соорудили в окружении пяти каменных львов.

Попечительство модным домом Шанель и роль ведущего модельера с 1983 года берёт на себя Карл Лагерфельд.

Сейчас парижская квартира Коко на улице Камбон выглядит так же, как и при жизни кутюрье.