Американский певец дин. Жизнь певца в Аргентине. Режиссерские работы Дина Рида

Сегодня я познакомлю вас с книгой Штефана Эрнстлинга «Красный Элвис», которая вышла в берлинском издательстве «Aufbau».

«Красный Элвис», - так, несколько иронически сравнивая его со звездой рок-н-ролла Элвисом Пресли, назвали однажды Дина Рида. Многим сегодня его имя, наверное, ничего не говорит, но в семидесятых-начале восьмидесятых годов этот американский певец «сладкого» рока и активный борец против американского империализма был очень популярен в Советском Союзе и других соцстранах. Популярен на самом деле, несмотря на ту пропагандистскую роль, которую он всегда играл. Ведь настоящих западных «звёзд» мы тогда не знали. Появление этого красивого, голубоглазого, в ковбойской шляпе и ковбойских сапогах парня с гитарой, да ещё певшего по-английски, буквально взорвало убогую социалистическую эстраду.

О Дине Риде создано множество легенд. И даже если некоторые из них (прежде всего, те, которые создавала пропаганда) не соответствуют действительности, его жизнь, как, впрочем, и его смерть, на самом деле достойны внимания и вполне заслуживают того, чтобы написать о них книгу.

Дин Рид родился в 1938 году в маленьком городке, пригороде Денвера (штат Колорадо). Рос, как он говорил позже, «на ранчо в горах», занимался спортом (однажды даже установил рекорд школы в марафонском забеге), увлекался верховой ездой. Позже это очень пригодилось ему: великолепно державшийся в седле Дин Рид снялся в нескольких вестернах (правда, не американских, а итальянских и восточногерманских). Студентом начал выступать со своими песнями. Дин Рид сам аккомпанировал себе на гитаре. Знал он всего пять аккордов, не больше, а, значит, и песни были незатейливыми. Особой славы и денег они ему не принесли. Но в 1958 году ему повезло: случайная встреча с музыкальным продюсером закончилась подписанием контракта со студией «Capitol Records». В январе 59-го вышла первая пластинка Рида. Первая и лучшая из всех, которые записал в своей жизни певец, - единодушно считают критики. Один из музыкальных журналов тогда объявил премьерный сингл Дина Рида открытием недели, а в общеамериканском хит-параде он занял месяц спустя 96-ое место, что вовсе не так уж плохо для новичка. Но потом исчез из этого рейтинга навсегда.

Правда, позже, уже в те времена, когда Дин Рид поселился в ГДР, там постоянно вспоминали другой его альбом под названием «Our Summer Romance» («Наш летний роман»), якобы занимавший в 59-м году второе место в общеамериканском хит-параде и разошедшийся во всём мире тиражом почти в миллион экземпляров. Это должно было подтвердить легенду об отдавшем предпочтение соцлагерю американце Дине Риде как о настоящей «звезде». Увы! Факты говорят о другом. Второе место альбом Рида занимал не в общеамериканском хит-параде, а в списке популярности одной-единственной радиостанции в родном городе Дина Рида Денвере. Ясно, что местная музыкальная станция постоянно крутила пластинку земляка. Что касается сотни тысяч проданных альбомов, то продавались они так хорошо не в США, а в куда более неприхотливой в музыкальном отношении Латинской Америке. Вот там Рид действительно считался настоящей «звездой». Он много гастролировал и всячески поддерживал «прогрессивные» - то есть левые, марксистские партии и движения. В 70-м году, например, совершил у ворот посольства США в Чили символический акт отмывания американского флага от крови и грязи, в которой, как выспренно выражался Рид, «его патриотическую чистоту испачкал американский империализм». Естественно, что Дин Рид стал большим другом Советского Союза. Здесь его принимали с распростёртыми объятиями. Он участвовал, например, в торжествах, посвящённых столетию Ленина, в съездах ВЛКСМ, сессиях Всемирного конгресса мира и тому подобных мероприятиях. Справедливости ради следует, однако, сказать, что на концерты Дина Рида в СССР было не попасть и что, как мы уже говорили, и в Советском Союзе популярностью он пользовался поистине всенародной.

Заметим, что при всей большой любви к Советскому Союзу и проклятиях в адрес мира капитала Дин Рид вовсе не спешил отказываться от американского гражданства, а поселиться в 1972 году решил не в СССР, а в ГДР. Здесь женился – один раз, а потом и второй, на актрисе Ренате Блюме (она играла Женни в фильме «Карл Маркс. Молодые годы» и сама была лауреатом Ленинской премии). Отсюда, из ГДР, свободно, в отличие от граждан ГДР, Дин Рид уезжал не только в соцстраны, но и в Аргентину, Уругвай, Италию и на родину, в Соединённые Штаты. Такой человек, понятно, не мог остаться без внимания «штази» - министерства государственной безопасности ГДР.

Гэдээровская госбезопасность уже в середине семидесятых годов заинтересовалась Дином Ридом. В апреле 76-го был тщательно спланирован и осуществлён первый официальный контакт. В отчёте второго главного управления «штази» (контрразведки) говорится, что Рид вёл себя «исключительно дружелюбно и сердечно», продемонстрировав – цитирую – «марксистскую сознательность». Кстати говоря, интересный вопрос: почему Дина Рида разрабатывала именно контрразведка ГДР? Неужели в «штази» подозревали, что этот ортодоксальный марксист, ярый пропагандист «социалистических завоеваний» и активный борец с американским империализмом может быть агентом ЦРУ? Нет, конечно. Судя по всему, Дин Рид, отныне значившийся в досье «штази» под кличкой «Виктор» (её певец выбрал себе сам), интересовал госбезопасность ГДР потому, что у него был очень широкий круг знакомых среди иностранцев и – как у американского гражданина – свободный доступ в посольство США в Восточном Берлине. А Соединённые Штаты были, по терминологии советского КГБ и «братских» спецслужб других соцстран, «главным противником». Впрочем, очень скоро восточногерманские чекисты поняли, что Дин Рид не в состоянии добыть сколько-нибудь ценной информации или, на худой конец, стать агентом влияния. Его потенциал был невелик, потому что, как осторожно сформулировано в досье «штази», Дин Рид «не слишком известен в США».

Точнее было бы: практически неизвестен.

После нескольких конспиративных встреч, во время которых ничего путного, кроме заверений в готовности помочь бойцам невидимого фронта, те от певца не услышали, Дин Рид, пригласив чекистов к себе домой, передал им письменный отчёт о своей поездке в Ливан (он был там с концертом). Отчёт этот, сохранившийся в архивах МГБ, выглядит издевательским: Дин Рид информирует «штази», например, о том, что Бейрут, расположенный в долине между горами и морем, выглядит идиллически, и что там едят много хлеба и помидоров.

А Ближний Восток очень интересовал «штази». Министерство государственной безопасности ГДР поддерживало тесные контакты с палестинскими террористами. Их тайком обучали на территории ГДР обращению со взрывчаткой, снабжали оружием и боеприпасами… Но полного контроля над палестинскими боевиками добиться не удалось: те то и дело проводили акции, не согласовывая их с кураторами из Восточного Берлина и Москвы и ставя своих спонсоров тем самым в сложное, двойственное положение. Ведь на словах страны соцлагеря осуждали террор. Сочетать это осуждение с поддержкой, как говорилось официально, «освободительной борьбы палестинского народа», было непросто.

Так вот: здесь Дин Рид вполне мог бы стать для «штази» действительно ценным источником информации, потому что он был близко знаком с Арафатом – лидером Организации освобождения Палестины и большим поклонником творчества «социалистического ковбоя». Сотрудники гэдээровской госбезопасности несколько раз пытались расспрашивать Дина Рида об Организации освобождения Палестины, но тот категорически отказывался обсуждать эту тему. Чтобы там про него ни говорили, Дин Рид был идеалистом. Он различал: одно дело – помогать «штази» разоблачать американский империализм и совсем другое – стучать на палестинских братьев по духу. В конце концов, во время одной из встреч с Эрихом Хонеккером осенью 78-го года Дин Рид пожаловался генсеку на «штази». И тот приказал оставить Рида в покое.

Впрочем, несмотря на отказ сотрудничать с восточногерманской госбезопасностью, Дин Рид оставался ортодоксальным сторонником чистоты марксистских идеалов и не только не жаловал восточногерманских диссидентов, но даже горбачёвскую перестройку не принял, считая её актом отступничества. Перемены в СССР наложились и на перемены в карьере самого Дина Рида. Он потерял свежесть пламенного борца и, следовательно, свою идеологическую ценность. Кроме того, всё равнодушней становилась к нему публика. У ворот его виллы уже не собирались визжавшие барышни и его уже не останавливали на улице с просьбой дать автограф. Всё чаще Дин Рид впадал в депрессивное состояние, всё чаще заговаривал о самоубийстве.

9 июня 1986 года, за три дня до своей смерти, Дин Рид проснулся в отвратительном настроении. С утра пришёл фотограф из «глянцевого» гэдээровского журнала, чтобы сделать серию снимков для репортажа о том, как замечательно живут в своём доме певец и его жена-актриса. Фотограф попросил Рида попозировать – в том числе – и с электрической газонокосилкой. Он не знал, что стрижка газонов была для американца одним из самых ненавистных занятий. Дин Рид устроил дикий скандал, наорал на жену, ушёл в свою комнату и там, запершись, попытался вскрыть себе вены привезённым из Латинской Америки мачете – длинным острым ножом для рубки сахарного тростника. Певец нанёс себе добрый десяток не очень опасных ран, после чего вышел из комнаты со словами: «У моего отца хотя бы хватило сил покончить с собой. А я даже на это не способен».

В начале восьмидесятых его отец, с которым Рид долгие годы практически не поддерживал отношения, потерял ногу в результате несчастного случая, а в 84-ом покончил жизнь самоубийством.

То, что сын может последовать примеру отца, очень встревожило его жену, друзей и верхушку ГДР. Вызванный к Дину Риду врач, перебинтовавший порезы на его руках, тут же сообщил «куда следует». Прикомандированный к американскому певцу от министерства культуры Эберхард Феньш, близко сдружившийся с Ридом, тут же поехал к нему и в течение нескольких часов уговаривал его не делать глупостей и не повторять попыток покончить с собой. Дин Рид как будто внял этим увещеваниям. Как будто…

День 12-го июня 86-го года – последний день в жизни Дина Рида – уголовная полиция ГДР и министерство госбезопасности восстановили буквально по минутам. День выдался для него поначалу удачный. Наконец-то была достигнута договорённость по поводу запуска в производство его нового советско-гэдээровского фильма «Кровоточащее сердце» о борьбе американских индейцев за свои права. Ни Госкомитет по кинематографии СССР, ни Рижская киностудия, где предполагалось снять большую часть фильма, ни восточногерманские власти, уже весьма холодно относившиеся (из-за отвергавшийся ими политики перестройки) к сотрудничеству со «старшим братом», - никто не торопился с этим проектом, и у Рида ушло на переговоры и уговоры больше двух лет. И вот, когда, казалось, всё наладилось, его жена, актриса Рената Блюме начала критиковать сценарий за его идеологическую и, в общем-то, уже устаревшую прямолинейность. Рид обиделся, и дело кончилось очередным скандалом, после чего певец сел в машину и уехал. Он был обижен и оскорблён. О том, что вовсе не талант актёра или певца-исполнителя, который был весьма скромным, а политический расчёт и уникальный статус американца, выбравшего «другую сторону», позволили ему сделать карьеру в социалистическом лагере, даже в задержавшейся с перестройкой ГДР давно уже говорили вслух. После того, как Советский Союз и некоторые другие соцстраны начали открываться миру и их жителям стали доступны записи настоящих западных «звёзд», слава Дина Рида померкла. В мае 86-го он приехал в Москву для того, чтобы участвовать в грандиозном благотворительном концерте в спорткомплексе «Олимпийский», но на сцену его никто не пригласил. В ГДР вместо многотысячных залов он выступал в музыкальных школах. А тут ещё и жена, презрительно называвшая его «шоумэном». Это слово так задело Дина Рида, что он даже упомянул о нём в своём пятнадцатистраничном прощальном письме, которое до самого объединения Германии было скрыто сначала в личном сейфе Эриха Хонеккера, а потом в архивах «штази». Письмо нашли на сиденье белой «лады» певца, оставленной на берегу озера Цойтенерзее. Тело Дина Рида обнаружили на дне этого озера. Вскрытие не установило никаких следов насилия. Судя по всему, Дин Рид выпил огромное количество снотворных таблеток и транквилизаторов (успокоительных средств) и потом вошёл в воду.

Всё это власти ГДР решили скрыть, что и породило впоследствии множество самых невероятных гипотез о смерти Дина Рида – о том, что его убили киллеры «штази» или ЦРУ и даже о том, что он жив и скрывается под вымышленным именем где-то в Латинской Америке. Тогда, в 86-м, решив, что самоубийство американского певца, бежавшего из США в лучший мир, нанесёт этому лучшему миру чувствительный пропагандистский удар, Эрих Хонеккер лично дал команду: сообщить официально, что смерть Дина Рида наступила в результате несчастного случая. Правда, уже тогда в это мало кто верил. А когда в 90-м году были впервые опубликованы фрагменты из прощального письма Дина Рида, сомнений уже почти не оставалось. Почти, - потому что мать певца, перезахоронившая в начале девяностых годов урну с его прахом на кладбище «Green Mountain» в Болдере (штат Колорадо), никак не могла поверить в то, что своё последнее письмо он адресовал – цитирую – «товарищу Эберхарду Феньшу», то есть его куратору от министерства культуры ГДР. Неужели ближе у него никого не было? Похоже, что так.

  • Автор Ефим Шуман «Немецкая волна»
  • Напечатать
  • Постоянная ссылка https://p.

Американский певец и киноартист Дин Рид был любимчиком советских зрителей. Всегда весёлый, открытый для общения артист-американец был желанным гостем во всех социалистических странах. А потому, когда появилось сообщение о неожиданной и такой же загадочной смерти артиста, появилось много версий причины его гибели.

Когда 17 июня 1986 года в озере Цойтенер Зе нашли тело Рида, оно находилось под водой, заваленное камнями. Судмедэксперты сделали вывод, что певец умер почти четверо суток назад. Дальше данные о причинах смерти обрастают разными противоречивыми деталями. По официальной версии полиции смерть певца - несчастный случай. Однако его мать и первая жена Патриция уверены, что Дина убили за решение вернуться в Америку. Его последняя жена Рената Блюме интервью не даёт. Но однажды она проговорилась, что её муж был убит пятью ударами ножа. И всё-таки большинство знакомых уверены, что после ссоры с женой певец решил-таки свести счёты с жизнью.

Об этом в фильме рассказывает его сосед, генерал Эберхард Фэнш - они с женой слышали, как громко ругались Дин и Рената незадолго до трагедии. Спустя некоторое время стало известно, что на сидении машины погибшего певца осталась предсмертная записка, адресованная генералу. Сам Фэнш вспоминает, что мысли о суициде Дина посещали часто, но соседу удавалось его отговорить от страшного поступка. В фильме Фэнш горько признаётся: "Он пообещал, что ничего не будет с собой делать. Он поклялся, что не сделает этого, но сделал…".

Сомнения в том, что гибель Дина Рида - самоубийство, высказывает друг певца, переводчик Олег Смирнов. Он уверен, что в этом деле очень много белых пятен, а факт, что тело поспешно кремировали, доказывает - власти ГДР хотели что-то скрыть. Неизвестным образом исчезали и случайные свидетели. Когда Патриция, приехавшая на место гибели, поинтересовалась у одного из полицейских, почему бумажник Рида сухой, если его нашли в озере, то услышала неожиданный ответ: а кто сказал, что тело нашли в озере? Когда потом женщина пыталась найти этого полицейского, он бесследно исчез. У многих вызывает недоумение и другая деталь. Если это было самоубийство, то почему тело было придавлено камнями ко дну? Создатели фильма пытаются разобраться во всех версиях этого дела.

После ликвидации Штази (Министерство государственной безопасности ГДР) жители Восточной Германии узнали, что на каждого из них существует подробное досье. Такая персона, как Дин Рид, тем более не мог не находиться под пристальным наблюдением этой службы. Однако по словам эксперта музея Штази Феликса Мюллера, ни одного досье на Рида в архивах Штази нет. И нет правдивой информации, как погиб артист.

Одна из огромных удач авторов фильма - большое эксклюзивное интервью с эстонской актрисой Эве Киви, с которой у Дина Рида был многолетний роман. Несмотря на то, что певца очень любили в СССР, ему не позволили купить квартиру в Москве и запретили официально зарегистрировать брак с любимой женщиной. И многие годы Эве и Дину приходилось встречаться в гостиницах…

Не только интервью с Киви уникально - документальный фильм полностью построен на эксклюзивных материалах. В нём, например, показаны документы, которых до этого никто из телезрителей видеть не мог, - результаты вскрытия тела, опровергающие некоторые версии гибели, текст предсмертного письма Дина Рида.

Авторы фильма прослеживают весь творческий и жизненный путь Рида, начиная с того момента, когда он в 12 лет, не зная музыкальной грамоты, выучив шесть аккордов на гитаре, начал писать песни. Он пел их каждому, кто готов был слушать. Однажды таким случайным слушателем оказался продюсер Columbia Records… Уже в 1961 году 23-летний певец, имея альбомы записанных песен, отправляется на гастроли в Латинскую Америку. Он знакомится с Сальвадором Альенде, Че Геварой, Виктором Харой. Политические взгляды жизнерадостного американца стремительно меняются. Весь мир обсуждал поступок певца, когда Рид демонстративно постирал американский флаг "от крови вьетнамских детей".

Из-за конфликтов с американским правительством певец покидает страну и, не получив разрешения остаться в СССР, новый дом находит в ГДР. Почему же однажды, во время встречи с Эве Киви, Дин Рид сказал: "Как я ненавижу эту страну и людей из ГДР"? Почему в Германии певцу начали угрожать расправой? По мнению участников фильма, на политической арене Дин Рид сыграл свою роль. А на переломе эпох не нужны свидетели ни взлётов, ни падений. Те, кто всю жизнь были его кукловодами, кто манипулировал им, это знали. Но узнаем ли мы их имена?

Бернара Батталова

В самый разгар перестройки, в июне 1986 года, весь мир узнал о гибели певца и музыканта Дина Рида, американца, живущего в ГДР. Что стало причиной этой трагедии? Кто был заинтересован в смерти музыканта и общественного деятеля? Замешаны ли во всей этой истории его любимые женщины? Смотрите на канале ТВЦ документальный фильм «Дин Рид. Тайна жизни и смерти» в четверг, 6 ноября, в 23:05.

Американский певец и киноартист Дин Рид был любимчиком советских зрителей. Всегда веселый, открытый для общения, артист-американец был желанным гостем во всех социалистических странах. А потому, когда появилось сообщение о его неожиданной и такой же загадочной смерти, было много версий причины его гибели.

Когда 17 июня 1986 года в озере Цойтенер Зе нашли тело Рида, оно находилось под водой, заваленное камнями. Судмедэксперты сделали вывод, что певец умер почти четверо суток назад. Дальше данные о причинах смерти обрастают разными противоречивыми деталями.

По официальной версии полиции, смерть певца – несчастный случай. Однако его мать и первая жена Патриция уверены, что Дина убили за решение вернуться в Америку. Его последняя жена Рената Блюме интервью не дает. Но однажды она проговорилась, что ее муж был убит пятью ударами ножа. И все-таки большинство знакомых уверено, что после ссоры с женой певец решил-таки свести счеты с жизнью.

Об этом в фильме рассказывает его сосед генерал Эберхард Фэнш – они с женой слышали, как громко ругались Дин и Рената незадолго до трагедии. Спустя время стало известно, что на сиденьи машины погибшего певца осталась предсмертная записка, адресованная генералу. Сам Фэнш вспоминает, что мысли о суициде Дина посещали часто, но соседу удавалось его отговорить от страшного поступка. В фильме Фэнш горько признается: «Он пообещал, что ничего не будет с собой делать. Он поклялся, что не сделает этого, но сделал…».

Сомнения в том, что гибель Дина Рида – самоубийство, высказывает друг певца, переводчик Олег Смирнов. Он уверен, что в этом деле очень много белых пятен, а факт, что тело поспешно кремировали, доказывает – власти ГДР хотели что-то скрыть. Неизвестным образом исчезали и случайные свидетели. Когда Патриция, приехавшая на место гибели, поинтересовалась у одного из полицейских, почему бумажник Рида сухой, если его нашли в озере, то услышала неожиданный ответ: а кто сказал, что тело нашли в озере? Когда потом женщина пыталась найти этого полицейского, он бесследно исчез. У многих вызывает недоумение и другая деталь. Если это было самоубийство, то почему тело было придавлено камнями ко дну? Создатели фильма пытаются разобраться во всех версиях этого дела.

После ликвидации Штази (Министерство государственной безопасности ГДР) жители Восточной Германии узнали, что на каждого из них существует подробное досье. Такой человек, как Дин Рид, тем более не мог не находиться под пристальным наблюдением этой службы. Однако, по словам эксперта музея Штази Феликса Мюллера, ни одного досье на Рида в архивах Штази нет. И нет правдивой информации, как погиб артист.

Одна из огромных удач авторов фильма – большое эксклюзивное интервью с эстонской актрисой Эве Киви, с которой у Дина Рида был многолетний роман. Несмотря на то, что певца очень любили в СССР, ему не позволили купить квартиру в Москве и запретили официально зарегистрировать брак с любимой женщиной. И многие годы Эве и Дину приходилось встречаться в гостиницах…

Не только интервью с Киви уникально – документальный фильм полностью построен на эксклюзивных материалах. В нем, например, показаны документы, которых до этого никто из телезрителей видеть не мог – результаты вскрытия тела, опровергающие некоторые версии гибели, текст предсмертного письма Дина Рида.

Авторы фильма прослеживают весь творческий и жизненный путь Рида – начиная с того момента, когда он в 12 лет, не зная музыкальной грамоты, выучив шесть аккордов на гитаре, начал писать песни. Он пел их каждому, кто готов был слушать.

Дин Сирил Рид (Dean Cyril Reed). Родился 22 сентября 1938 года в Вит Ридж (пригород Денвера), штат Колорадо, США - умер 13 июня 1986 года под Берлином (ГДР). Американский певец, киноактёр, кинорежиссёр и общественный деятель.

Отец - Сирил Рид, сельский учитель.

Мать - Рут Анна Браун, домохозяйка.

Имел двух братьев - Верна и Дейла.

Сам Дин Рид рассказывал: «Я родился в Денвере. Это большой город в американском штате Колорадо. Но оттуда наша семья вскоре опять уехала - колесить вдоль и поперек по Соединенным Штатам. Многие американцы так делали. У моего отца тоже был беспокойный дух. Благодаря этому я многое повидал на своей Родине. Прекраснейший штат в Америке для меня Колорадо. Там много высоких гор, от 21 до 4000 метров, много рек, таких чистых и светлых, что их воду все еще можно пить, много лесов, много зверей, мало промышленных предприятий, много ранчо, ковбоев, родео и диких лошадей».

В возрасте 12 лет гаучился играть на гитаре, с которой впоследствии не расставался. Сочинял песни и музыку.

В 18 лет поступил в Колорадский университет на факультет метеорологии. Во время учёбы Рид подрабатывал выступлениями в барах и клубах. Проучившись два года, бросил учёбу и отправился искать счастья в Голливуде.

В 1958 году Дин Рид приехал автостопом в Лос-Анджелес и после успешного прослушивания подписал незначительный контракт с музыкальной студией Capitol Records. Студия обеспечила ему рекламу, записала несколько пластинок, и он выступил на национальном телевидении.

В 1961 году его диск с заголовком «Наш летний романс» стал хитом в Латинской Америке, в США диск занял почётные 20-е строки хит-парадов. Истинную популярность его песни нашли в Южной Америке, куда его отправили в турне и где его слава превзошла славу самого Элвиса Пресли. После нескольких очень успешных гастролей по странам Латинской Америки он решил остаться в Аргентине. Там он записывал альбомы, снимался в фильмах и вёл собственную телевизионную программу.

Дин Рид - Бэлла чао

С 1964 года снимался в кино, дебютировав в фильме «У любви много обличий».

В 1965-м снялся в трех картинах - аргентинских лентах «Моя первая любовь» и «Новый ритм и старая волна», а также в мексиканской картине «Летом в Гвадалахаре».

В 1967 году сыграл свои первые заметные роли - в фильмах итальянского производства «Бог их сотворил - а я их убиваю!» (Слим Корбетт) и «Баккару» (Баккару).

В 1968 году сыграл главную роль в итальянской картине «Племянники Зорро» (Рафаэль/Зорро).

Дин Рид в фильме "Племянники Зорро"

С середины 1970-х стал сниматься в ГДР и СССР.

Большим успехом у советских зрителей пользовались вестерны с его участием - «Кит и Ко» (Кристофер Беллью) и «Братья по крови» (Гармоника).

Дин Рид в фильме "Братья по крови"

Сыграл в фильмах, имевших общественно-политическое звучание - «Улыбнись, ровесник!» и «Певец» (сыграл чилийского певца Виктора Хара, уничтоженного режимом Пиночета).

Дин Рид в фильме "Улыбнись, ровесник!"

Последними работами на экране стали фильмы «Пой, ковбой, пой» (1981; роль - Джо) и «Уинди» (1984; роль - Гейнс).

Дин Рид в фильме "Пой, ковбой, пой"

Общественно-политические взгляды Дина Рида

Придерживался левых взглядов. Выступал за запрещение ядерного оружия, против войны во Вьетнаме, устраивал концерты, весь сбор от которых шёл заключённым в тюрьмах.

Некоторое время жил в Аргентине, где правые даже обстреливали дом, где жил певец. После военного переворота 1966 года Дин Рид был вынужден выехать из страны.

Несколько лет он прожил в Риме, где также участвовал в общественно-политической жизни: выступал против участия США в войне во Вьетнаме, за что был арестован на одной из демонстраций в Риме.

Впервые приехал в СССР в 1965 году.

28 августа 1970 вместе с молодыми чилийскими коммунистами Дин Рид организовал свою знаменитую акцию - у стен посольства США в Чили он постирал американский флаг. Свой поступок он комментировал так: «Понимаете, я очень люблю мою страну, мне дорога честь её флага, именно поэтому я хотел публично выстирать его - очистить от крови негров и индейцев, от крови вьетнамских детей». За свою выходку он был задержан полицией, но благодаря вмешательству чилийского поэта-коммуниста Пабло Неруды, Дина Рида вскоре отпустили и даже вернули ему отобранный флаг Соединенных Штатов.

Через неделю после этого события партия Альенде победила в предвыборной гонке. В 1971 году вместе с чилийским певцом Виктором Харой он выступал на митингах и концертах перед крестьянами и рабочими, участвовал в постановке революционных театральных пьес.

Много раз посещал СССР и хотел остаться жить и даже приобрести квартиру в Москве. В 1966, 1969, 1970, 1977, 1980 и 1981 годах фирмой «Мелодия» были выпущены долгоиграющие пластинки с лучшими записями Дина Рида, включающими такие популярные песни, как «Хава нагила» и «Белла Чао». Дин Рид всегда отзывался с восхищением о комсомольской стройке БАМа и провёл много времени в гастролях по населённым пунктам БАМа, посвятив много песен этой грандиозной стройке.

С 1973 года Дин Рид поселился в ГДР, где продолжал петь и сниматься в фильмах, не оставляя и политической борьбы в согласии со своими убеждениями.

Смерть Дина Рида

17 июня 1986 года певец был обнаружен мёртвым в Цойтенском озере недалеко от своего дома в Восточном Берлине. Официально было объявлено, что он утонул.

Когда в озере Цойтенер нашли тело Рида, оно находилось под водой, заваленное камнями. Судмедэксперты сделали вывод, что певец умер почти четверо суток назад. Дальше данные о причинах смерти обрастают разными противоречивыми деталями.

По официальной версии полиции смерть певца – несчастный случай. Однако его мать и первая жена Патриция уверены, что Дина убили за решение вернуться в Америку.

Его последняя жена Рената Блюме как-то заявляла, что её муж был убит пятью ударами ножа.

В то же время большинство знавших Рида уверены, что после ссоры с женой певец решил-таки свести счёты с жизнью. Так, его сосед, генерал Эберхард Фэнш, говорил, что они с женой слышали, как громко ругались Дин и Рената незадолго до трагедии. Спустя некоторое время стало известно, что на сидении машины погибшего певца осталась предсмертная записка, адресованная генералу. Сам Фэнш вспоминает, что мысли о суициде Дина посещали часто, но соседу удавалось его отговорить от страшного поступка.

Дин Рид был похоронен в Раухфангсвердере (Германия), но позже мать Дина Рида перевезла прах сына на кладбище Зеленая Монтана в Боулдере (США).

В память о Дине Риде написала песню «Не отпускай» (альбом «Прости меня моя любовь») как воспоминание о своём кумире детства Дине Риде.

В честь Дина Рида названа улица в городе Тында Амурской области.

Дин Рид. Тайна жизни и смерти

Рост Дина Рида: 188 сантиметров.

Личная жизнь Дина Рида:

Первая жена - Патрисия Рид (Хобс), актриса. В браке родилась дочь Рамона (1968 г.р.).

В течение 15 лет у него был роман с эстонской актрисой . Ради Дина актриса рассталась с мужем. Она вспоминала: "С Дином Ридом мы познакомились в 1971 году в Москве. Полюбили друг друга с первого взгляда. И наша любовь не умерла, и никогда не умрет. Как только наши глаза встретились, Дин схватил меня на руки и, когда наши лица соприкоснулись, стал меня целовать. После Москвы приехал в Таллинн, и каждый вечер пел серенады под моим окном. Никогда не забуду нашу первую снежную зиму в Таллинне, и прекрасного, невероятно влюбленного в меня Дина Рида".

Вторая жена - Вибке Рид (Дорндек), работала учительницей и как модель.

В браке 17 мая 1976 года у них родилась дочь Наташа. В ноябре 1977-го Дин Рид и Вибке развелись.

Позже переводчик Дина Рида в СССР Олег Смирнов в интервью говорил, что Вибке была подставлена Дину спецслужбами ГДР: «Много лет спустя, анализируя все обстоятельства этого знакомства, Дин и я пришли к выводу, что девушку эту ему "подложили", чтобы он остался жить в ГДР. После их развода она сделала головокружительную карьеру в МИД ГДР».

Третья жена - , восточногерманская актриса. Рид усыновил ее сына Александера.

Рената Блюме вспоминала, что романтичный способ ухаживания Дина ее покорил. "Однажды я ехала с сыном в отпуск зимой. На автобане он остановил нас и привез нам теплый молочный коктейль. Если он находился в пути, он посылал ежедневно телеграммы. Он был полон невероятного внимания. Он всегда делал так, чтобы я понимала, что я – самая замечательная женщина в его жизни. Скоро мне стало ясно: мы принадлежим друг другу, и я еще раз могу решаться на это. В 1981 была свадьба – в белой одежде из романтичных кружев", - рассказывала она.

Фильмография Дина Рида:

1964 - У любви много обличий (Love Has Many Faces)
1965 - Моя первая любовь (Mi primera novia)
1965 - Летом в Гвадалахаре (Guadalajara en verano) - Роберт Дуглас
1965 - Новый ритм и старая волна (Ritmo nuevo y vieja ola)
1967 - Бог их сотворил - а я их убиваю! (Dio li crea... Io li ammazzo!) - Слим Корбетт
1967 - Баккару (Buckaroo) - Баккару
1968 - Племянники Зорро (I nipoti di Zorro) - Рафаэль/Зорро
1969 - Тайный дневник Фанни (Il diario proibito di Fanny)
1969 - Mitra Baby Face
1969 - Блондин – приманка для убийцы (Blonde Köder für den Mörder) - Боб Мартин
1970 - Саранда (Saranda)
1970 - Банда "Три хризантемы" (La Banda de los tres crisantemos) - Оуэн
1970 - Смерть стучится дважды (La morte bussa due volte) - Боб Мартин
1971 - Адиос, Сабата (Adio’s, Sabata) - Баллантайн
1971 - Пираты зелёного острова (Los Corsarios / I pirati dell’isola verde) - Алан Дрейк
1971 - Потомки Каина (La stirpe di Caino)
1971 - Die Vergnügungsspalte - ковбой
1972 - Veinte pasos para la muerte - Mestizo
1973 - История о карате, кулаках и фасоли (Storia di karat`e, pugni e fagioli) - Сэм
1973 - Из жизни одного бездельника (Aus dem Leben eines Taugenichts) - Бездельник
1974 - Кит и Ко (Kit & Co) - Кристофер Беллью
1975 - Братья по крови (Blutsbrueder) - Гармоника
1976 - Улыбнись, ровесник! (Soviel Lieder, soviel Worte) - камео
1978 - Певец (El Cantor) - Виктор Хара
1981 - Пой, ковбой, пой (Sing, Cowboy, Sing) - Джо
1984 - Уинди (Uindii / Races) - Гейнс

Режиссерские работы Дина Рида:

1981 - Пой, ковбой, пой (Sing, Cowboy, Sing)

Сценарии Дина Рида:

1975 - Братья по крови (Blood Brothers / Blutsbrüder)
1981 - Пой, ковбой, пой (Sing, Cowboy, Sing)


В годы Холодной войны "типичный американский парень" Дин Рид был популярнейшей рок-звездой - за "железным занавесом". В Москве на его концерты ломились толпы фанатов; среди его поклонников был сам Ясир Арафат . Но в 1986 г. его труп выловили из озера. Кто это сделал - КГБ? ЦРУ? Или Рид просто понял, что стал чужим в мире перестройки и гласности?

В апреле 1986 в своей нью-йоркской квартире я вполглаза смотрел "60 минут" - информационную программу CBS. Вдруг там пошел сюжет под названием "Перебежчик". Речь шла о поп-звезде по имени Дин Рид (Dean Reed). Он пел "Отель, где разбиваются сердца" ("Heartbreak Hotel") и "Тутти-фрутти", и где - в СССР! А ведь это было еще только самое начало гласности, когда рок-певца на Красной площади можно было увидеть нечасто. Его имя мне ничего не говорило: я встряхнулся и прислушался.

Как выяснилось, Рид - на Западе абсолютно никому не известный - в Советском Союзе и Восточной Европе уже двадцать лет был настоящей звездой: его называли "красным Элвисом", "коммунистическим Джонни Кэшем", человеком, который принес в Россию рок-н-ролл. Он снимал фильмы - восточноевропейский вариант вестернов - выступая в жанре "поющего ковбоя". Этот типичный американец - в чем никто бы не усомнился, стоило лишь увидеть его светлые волосы, отличные белые зубы, гибкое подтянутое тело, обаятельную улыбку - рьяно пропагандировал "линию КПСС", и делал это потрясающе. Через шесть недель его уже не было в живых.

Тело Рида было найдено в озере неподалеку от его дома в восточноберлинском пригороде Шмеквиц. Как утверждал Рассел Миллер (Russel Miller), опубликовавший об этом статью в "Sunday Times", обстоятельства смерти Рида были окутаны плотной завесой секретности. Берлинская стена еще стояла непоколебимо, в ГДР еще властвовала "Штази", информация скрывалась, и тоненький ручеек фактов превратился в поток домыслов. Кто убил Рида - "Штази"? КГБ? ЦРУ? Неонацисты? Официально в качестве причины смерти был назван несчастный случай, но этому никто не верил. Я твердо решил выяснить, кто убил Рида, и что он был за человек, и сегодня могу сказать, что провел полжизни, прослеживая невероятную судьбу певца и работая над книгой о нем. Права на ее экранизацию купил Том Хэнкс - он же собирается сыграть в фильме главную роль. Когда я встретился с ним в Лос-Анжелесе (изо всех сил пытаясь делать вид, будто пить кока-колу и беседовать о Холодной войне с Томом Хэнксом для меня - самое обычное дело), меня больше всего поразило то, что и его эта история настолько взволновала. Еще бы - ведь в ней, как в капле воды отразилась целая эпоха! Комическая, монументальная, трагическая, героическая, невероятная фигура Дина Рида отчасти напоминает Форреста Гампа [героя знаменитого фильма Р. Земекиса, которого сыграл Том Хэнкс - прим. перев.], отчасти - ловкача-политика, отчасти - рок-звезду. Сегодня просто не верится, что в ноябре исполнится уже 15 лет с момента падения Берлинской стены. Когда Рид покинул США, она только возводилась, а вскоре после его смерти она рухнула. Он был человеком-легендой времен Холодной войны, а Стена - его неизведанным "диким Западом". Оказавшись по другую сторону Стены, он обрел славу. Он стал "товарищем рок-звездой".

Рид родился в 1938 г. в Уит-Ридже - пригороде Денвера (штат Колорадо); местечке столь провинциальном, что там и светофора было днем с огнем не найти, а почти все жители передвигались верхом. Его мать, Рут-Анна (Ruth Anna), бывшая учительница, занималась домашним хозяйством - держала кур и свинью. Отец Сирил (Cyril), тоже учитель, был поборником строгой дисциплины; он гордился Дином, хоть и часто брался за ремень в воспитательных целях. У Дина двое братьев - Верн (Vern) и Дэйл (Dale); ему не хватало отцовского внимания. Сирил одним из первых вступил в ультраправую организацию Общество Джона Бэрча. (Возможно, став коммунистом, Дин испытал сладостное чувство отмщения. Но это еще впереди).

Дин рос как большинство американских детей: учился в военной академии [в США - школы-интернаты для мальчиков военизированного типа - прим. перев.], ездил верхом, плавал, вступил в организацию "Будущие фермеры Америки" ; в семнадцатилетнем возрасте он принял участие в "состязании на выносливость" на мулах по маршруту длиной в 110 миль; правда, его мул проиграл. "Некоторые считали, что в этом проявились его упорство и стойкость, - рассказывала мне его мать. - Я всегда думала, что Дин родился под счастливой звездой". Впрочем, немало неприятностей Дину доставляли его большие оттопыренные уши. Он был худощавым и стеснительным парнем. На гитаре Дин начал играть, надеясь таким образом добиться внимания девочек. В те годы его прозвали "тощий Рид". Послевоенная Америка была безоглядно жизнерадостной страной-победительницей: в то время казалось - любой мальчишка, если очень захочет, может стать президентом, главное, чтобы он был белым и соблюдал "правила игры". К оптимизму примешивались конформизм и страх: шла Холодная война, страну сотрясала антикоммунистическая истерия, в школе на уроках гражданской обороны детей учили прятаться под парты в случае ядерного взрыва (это называлось "пригнись и укройся"). Новомодное "подрывное" течение под названием "рок-н-ролл" делало первые шаги - песня Билла Хейли и его группы "Comets" "Rock Around the Clock" уже била рекорды популярности.

Рид закончил среднюю школу в Уит-Ридже и поступил в колледж, нацелившись на карьеру ведущего прогнозов погоды на телевидении. В 1958 г. он бросил учебу и отправился в Голливуд. У его отца "все эти песенки", мягко говоря, не вызывали энтузиазма, но Рид считал себя отличным певцом и жаждал известности. Эта поездка превратилась в семейную легенду: на смазанном черно-белом снимке Рид за рулем белого "Chevrolet Impala" с откидным верхом, огромного как лайнер, выглядит крайне импозантно. По дороге он подвез одного человека, а тот в знак благодарности подсказал, к кому обратиться в фирме "Capitol Records", и Рид заключил контракт на запись пластинки. Все это было как в кино, вспоминает его мать.

Он поступил в школу драматического искусства при студии "Warner Brothers", где актерское мастерство преподавал Пэйтон Прайс (Paton Price), а одноклассниками Рида были Дон и Фил Эверли (Don and Phil Everly). Дуэт братьев Эверли уже прославился, выпустив в 1957 г. альбом "Wake Up, Little Susie"; студии звукозаписи, лихорадочно искавшие "нового Элвиса", хватались за любого рок-музыканта, которого могли отыскать. С Филом Эверли Рид дружил до конца своих дней.

Я беседовал с Филом в Бэрбенке. Этот красавец с истинно южным обаянием вспоминал, какую роль сыграл в их жизни Прайс. "Он был одним из тех, кого можно назвать "учителем жизни"", - рассказывал Эверли. - А для Дина он стал еще и вторым отцом".

Прайс оказал на Рида огромное влияние. Он был либералом в классическом понимании этого слова, в в Голливуде в то время еще живы были воспоминания о кошмаре маккартизма, поэтому Прайс внушал ученикам: хорошим артистом может стать только хороший человек. Рид твердо усвоил урок. Много лет Прайс поощрял интерес Рида к политике: некоторые считали, что в дальнейшим он стал для него своего рода "крестным". Правда мать Рида заметила: "По-моему, все, чему Пэйтон научил Дина, было связано с сексом". К началу 1960х гг., красавец Рид записывал диски, снимался в эпизодах в плохих фильмах, и порой появлялся на телеэкране. Он встретил Пэтти - девушку, ставшую его первой женой. Но Дин никак не мог угомониться, ему все время хотелось большего. Услышав, что одна из его песен - "Наш летний роман" ("Our Summer Romance") - стала хитом в Чили, он отправился туда, не предупредив буквально никого. В Сантьяго его встретили тысячи поклонников, кричащих: "Вива Дин! Вива Дин!"

"Он был просто наивным гринго, который решил "покорить" Латинскую Америку", - рассказывает диджей одной из радиостанций Сантьяго. По аналогии с героем популярного музыкального фильма Дин получил прозвище "Великолепный гринго".

Он был красив, у него были синие глаза и потрясающая улыбка. Он щеголял в голубом габардиновом пиджаке и обтягивающих брюках. Но в Южной Америке Рид пристрастился к политике. Как-то он увидел на стене надпись: "Янки, убирайтесь домой". Как и большинство американцев, его задело внезапное осознание того, что кому-то они могут не нравиться. Но Рид не впал в уныние: он решил спасти весь мир.

"Южная Америка изменила мою жизнь, потому что там справедливость и несправедливость, богатство и бедность видны невооруженным глазом, - рассказывал он в интервью авторам биографического документального фильма "Американский бунтарь". - Они настолько очевидны, что вы не можете не занять четкой позиции. Я не был ни капиталистом, ни слепцом. Именно там я стал революционером".

Буквально ничто не могло его остановить. Он пел для бедных и богатых, протестовал против войны во Вьетнаме и ядерного оружия, побывал в тюрьме, подружился с поэтом Пабло Нерудой и исполнителем народных песен Виктором Харой (Victor Jara), вместе с друзьями-индейцами путешествовал по Амазонке.

Активное участие в политике подействовало на него так, как на других звезд действует слава - оно подстегивало Рида. Но по-настоящему его карьера "товарища рок-звезды" началась в Хельсинки в 1965 г.

В середине 1960х советские официальные идеологи как раз искали какого-нибудь шоумэна с приемлемыми взглядами, который помешал бы молодежи отбиться от рук. Правда, на Всемирном конгрессе в защиту мира в Хельсинки в 1965 г. московский журналист Николай Пастухов отнюдь не ожидал найти подходящего кандидата. На конгрессе царил полный разброд: русские и китайцы не разговаривали между собой, делегаты орали друг на друга, дело вот-вот могло дойти до потасовки.

И вдруг на сцену выскочил молодой человек и запел, аккомпанируя себе на гитаре. Он заставил всех присутствующих взяться за руки и петь вместе с ним "We Shall Overcome". Это был Дин Рид . Пастухов сразу оценил ситуацию: красивый американец, сторонник социализма, поющий песни в защиту мира. Он сказал себе: "В яблочко!" Именно он помог организовать первые гастроли Рида в СССР.

В 1966 г., когда он выступал в московском Театре эстрады, Риду исполнилось 28 лет. Он пел фолк-баллады и популярные песни вроде "Марии" - советским слушателям она особенно нравилась. Он умел танцевать твист, он вел себя сцене, как настоящий рок-музыкант.

Это было волнующее зрелище. Начинал он обычно с "Призрачных всадников в небе" ("Ghost Riders in the Sky") - эта мелодия стала его "визитной карточкой". Выступая с концертами в странах так называемого "социалистического лагеря", он как-то исполнил ее для Ясира Арафата - на кадрах кинохроники видно, как тот выстукивает мелодию пальцами.

Рассказывая о концертах Рида "Правда" отмечала, что "Дин покинул свою страну в знак протеста против несправедливой войны США во Вьетнаме". Вскоре он заключил контракт с "Мелодией" - государственной фирмой звукозаписи, до этого не выпустившей ни одной пластинки в жанре рока.

В ходе первого турне по Советскому Союзу Рид дал концерты в 28 городах. Его встречали толпы людей. Жил он по-прежнему в Латинской Америке, но часто приезжал в СССР - то с концертами, то на конференции в защиту мира. Каждый, с кем я встречался в Советском Союзе, помнил Рида; даже сегодня, если вы спросите любого русского старше сорока, он ответит: "Ах да, Дин Рид . Помню!"

"Всякий раз, стоило Дину выйти из дома, его окружала толпа поклонников, - рассказывает Эверли, как-то побывавший у Рида в гостях в Восточном Берлине, где они дали совместный концерт. - Парень, он был популярнее Элвиса!"

Был ли он талантлив? У Рида был приятный голос, он неплохо играл на гитаре, обладал кое-какими актерскими данными. Но суть была не в этом. Никто не понял значения Дина Рида, его взлета и падения, лучше, чем Артемий Троицкий , первый и лучший в СССР музыкальный критик-специалист по рок-н-роллу, автор книги "Назад в СССР". "Ни один западный рок-музыкант никогда не приезжал в СССР, - говорит Троицкий. - Дин Рид был молод. Он играл на гитаре. Он был американцем. Буквально для каждого советского подростка рок-н-ролл значил очень много. Он давал им ощущение свободы, возможность чем-то отличаться от родителей. Кроме того, он был своего рода окном в другой мир, окном на Запад. Политика нас не волновала, но ужасающее качество "официальной" советской поп-музыки волновало очень. Слово "Запад" было синонимом слова "хорошо". А Дин Рид носил ковбойские сапоги, приехал из "свободной земли, отчизны героев" и Чака Берри". Следующие шесть лет Рид курсировал между Южной Америкой, Европой и Советским Союзом. Он снимал "спагетти-вестерны", в том числе один с участием Юла Бриннера, в Риме ненадолго увлекся маоизмом, записывал диски в Праге, где творили лучшие рок-музыканты во всем "восточном блоке". Впрочем, на Западе он был по-прежнему малоизвестен: популярность Рида ограничивалась рубежом Берлинской стены. (Кстати, перебежчиком он, по сути, не был: он сохранил американское гражданство и ежегодно отправлял декларации о доходах в Налоговую службу США). Возможно, будь он действительно выдающимся певцом и актером, все сложилось бы по-другому; возможно, он приобрел бы большую известность. Но его талант заключался в его уникальном статусе американца, живущего "по другую сторону", его талант заключался в причудливом сочетании музыки, политики, секса, энергии, даже простого присутствия "в нужном месте в нужное время". Возможно, он это понимал. При всей его политической наивности, при всем самомнении, он обладал способностью трезво взглянуть на себя. Рид был человеком настроения: он мог зажигаться, как электрическая лампочка, и быстро "тускнеть", если дела шли плохо. Однако чаще всего главным для него было движение как таковое: оно позволяло не задумываться о реальности.

В 1971 г., когда Рид приехал в Восточную Германию, он уже был настоящей звездой. Там он начал снимать фильмы и встретил Ренату Блюме (Renate Blume) - гэдээровскую кинозвезду, ставшую его третьей женой (после развода с Пэтти он недолгое время был женат на другой восточной немке).

В 1983 г. они поженились и обосновались в симпатичном доме в Шмеквице, на окраине Берлина; когда я побывал у Блюме, она с подкупающей искренностью заметила: "Интерьер в ковбойско-бидермайеровском стиле". На одной из стен висел американский флаг, который Рид в свое время публично выстирал в Чили в знак протеста против Вьетнамской войны: как он сам объяснил, таким образом он символически смыл с него кровь вьетнамцев. Блюме - настоящая красавица с прямодушным взглядом черных глаз. "Он был мне другом, мужем, "компаньеро"", - говорит она. В общем и целом они с Ридом жили дружно, и в 1985 г. даже собрались вместе снимать фильм под названием "Кровоточащее сердце". Рид должен был выступить в качестве сценариста, режиссера, и сыграть главного героя; главная женская роль отводилась Блюме. Сюжет представлял собой историю любви, развивающуюся на фоне восстания индейцев в Вундед-Ни в 1973 г. - одной из излюбленных тем социалистической пропаганды. Однако осенью 1985 г. Рид отправился в Америку. "Кровоточащее сердце" так и не было снято.

"Добро пожаловать, добро пожаловать домой. Господи, парень, ты даже не облысел, - приветствовал его старый друг Джонни Розенберг (Johnny Rosenberg), когда Рид сошел с трапа самолета в Денвере. "Он буквально выпрыгнул из этого самолета, - рассказывает Розенберг, - с таким видом, будто он величайшая звезда всех времен и народов".

Это была самая долгая поездка Рида в США за четверть века. Он принял участие в кинофестивали в Денвере, где был показан документальный фильм о его жизни. Он встретился со школьной подругой Дикси Шнелби (Dixie Schnelby), и та пообещала, что подготовит его возвращение в Штаты в качестве звезды-музыканта. И он вдруг влюбился в Америку. Он был в восторге от голубого неба над колорадскими горами, от яркого солнца, от непринужденного поведения друзей и их искренней радости при встрече с ним. Они подталкивали его к мысли, будто он может вернуться домой в качестве звезды; когда пришло время уезжать, у Рида сердце разрывалось от горя. Перед отъездом он дал небольшой концерт в доме Розенберга в Лавленде (штат Колорадо). Он стал единственным выступлением Рида на американской земле.

"После поездки в Колорадо он очень скучал по родине, - рассказывает Блюме. - Он страшно тосковал по дому. Он только об этом и говорил".

Тем временем в СССР все стало быстро меняться. "С наступлением гласности, в 1985-86 гг., публика смогла, наконец, увидеть героев российского рока, - объясняет Торицкий. - Американский рок-н-ролл, даже если бы речь шла о Принсе (Prince), а не о Дине Риде, стал терять популярность. Человек вроде Дина Рида мог стать звездой только в очень провинциальной, изолированной от мира стране. Советский Союз и Восточная Европа начали постепенно сближаться с мировым сообществом в культурном отношении. . . В свете новой информации, образ Дина Рида все больше тускнел". По мере того, как правда о советском строе выплывала наружу, люди начали относиться к Риду с презрением за то, что тот безоговорочно поддерживал систему: они поняли, что Рид был просто марионеткой официальных властей. Весной 1986 г. в Москве состоялся рок-концерт в помощь жертвам Чернобыля: Рид на нем присутствовал, но никто не попросил его выступить.

Даже в ГДР ряды поклонников Рида таяли. Виктор Гроссман (Victor Grossman) - американский писатель, живший в ГДР и друживший с Ридом, рассказывает: "Людям, которые начали разочаровываться в системе, не нравились те, кто ее поддерживал. Все меньше зрителей приходило на его концерты, а для звезды выступать в пустом зале не очень-то приятно. К середине восьмидесятых Рид почувствовал, что двери перед ним захлопываются одна за другой".

Его главной надеждой стала программа "60 минут". Он был уверен, что большой сюжет на CBS станет для него "входным билетом", позволяющим заново начать карьеру в США. И действительно, зимой 1986 г. Майк Уоллес (Mike Wallace), самый известный репортер Америки, прилетел к нему в Берлин. Интервью получилось удачным. Передача должна была выйти в эфир осенью, но вместо этого трансляция состоялась 20 апреля 1986 г. - именно тогда я увидел интервью в своей нью-йоркской квартире, а 60 миллионов американцев впервые узнали, кто такой Дин Рид .

Нельзя сказать, что в передаче образ Рида подавался в негативном ключе. Однако, отвечая на вопросы интервьюера, он сказал, что считает советского генсека Михаила Горбачева более нравственным и миролюбивым человеком, чем президента США Рональда Рейгана, да еще и отстаивал необходимость существования Берлинской стены. Его американские друзья пришли в ужас - ведь Холодная война еще продолжалась. Они поняли: в Америке Риду надеяться не на что. Как выразился Розенберг, "единственное, чего ни в коем случае нельзя делать в нашей стране - так это защищать Стену". Позднее редакция "60 минут" переслала Риду письма зрителей; в некоторых из них его называли предателем, или, что еще хуже - конъюнктурщиком, способным преуспеть только к востоку от Берлинской стены.

Рид был в отчаянье. Но у него еще оставался проект "Кровоточащего сердца". Съемки фильма должны были начаться в июне, несмотря на проблемы с деньгами. 12 июня 1986 г. Риду позвонил его немецкий продюсер Геррит Лист (Gerrit List), только что вернувшийся из Москвы, где он обсуждал вопросы финансирования картины. Рид, волнуясь, сказал, что этим же вечером приедет к нему домой. Но Лист его так и не дождался. Поиски Дина продолжались несколько дней. 17 июня в 8:20 утра его тело было обнаружено в озере недалеко от его дома.

Долгое время я был уверен, что Рид стал жертвой преступления, что своими амбициями, подрывными действиями, или тоской по Америке он привлек чье-то недоброжелательное внимание. Тогда, во времена Холодной войны, гипотезы, связанные со спецслужбами - "Штази", КГБ, ЦРУ - неизменно выглядели соблазнительно. На самом же деле он, скорее всего, покончил с собой. Когда перед ним закрылись все двери, Рид не мог не почувствовать себя "человеком из прошлого" - хотя некоторые, особенно его друзья, всегда придерживались, и до сих пор придерживаются, другого мнения. "Дин много смеялся, - говорит Фил Эверли. - Человек, еще способный смеяться, не пойдет на самоубийство".

После падения Берлинской стены информация о его смерти была рассекречена, и я побеседовал с бывшим главой уголовной полиции ГДР Томасом Зиндерманом (Thomas Sindermann). "Я был убежден, что это самоубийство, - вспоминает он. - Из Рида делали идола, этакого американского борца за коммунизм. Власти не хотели, чтобы молодежь знала, что у него были проблемы и он покончил с собой".

Но в том, что смерть Рида была самоубийством, или, по крайней мере, собственноручно инсценированным несчастным случаем, меня убедили не сухие факты, приведенные Зиндерманом или протокол о вскрытии, и даже не вроде бы подлинная предсмертная записка, а слова одной молодой российской писательницы.

"Смерть Дина не стала для меня неожиданностью, - говорит Ксения Голубович. - Думаю, он покончил с собой, потому что именно так должен был поступить герой. Если человек очень хочет стать кем-то, он им становится. Для этого нужна огромная сила. Он умер, когда полностью разрушил самого себя. По своему, Дин все же стал тем, кем хотел".

После стольких лет история Дина Рида все еще неотступно преследует меня, отчасти из-за самого ее масштаба - его биография, трагическая и комическая одновременно, огромна, раздута и перенасыщена деталями, как праздничный фруктовый торт. Ведь, хорошо ли, плохо ли, он не был в этом мире сторонним наблюдателем. Он действительно был легендой Холодной войны.