Авиационный противотанковый ракетный комплекс «Вихрь. "калашников" справился со сложностями выпуска ракет "вихрь" и приступил к серийной сборке

Первая партия управляемых ракет «Вихрь-1» поставлена заказчику - Министерству обороны России.

Первая партия управляемых ракет «Вихрь-1» поставлена заказчику- Министерству обороны России. Об этом сообщил Алексей Криворучко- гендиректор Концерна «Калашников», в состав которого входит ОАО «НПО „Ижмаш“, где выпускается это оружие. По словам главы „Калашникова“, до конца 2015 года предприятие намерено выполнить все свои обязательства по ранее заключенному госконтракту, общая сумма которого составляет около 13 миллиардов рублей. На производстве, по словам его руководителя, уже налажена серийная сборка изделий.

Сверхзвуковая ракета „Вихрь-1“, которой оснащаются противотанковые ракетные комплексы „Вихрь-М“, предназначена для поражения бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей. Максимальная дальность стрельбы составляет до 10 км, при этом пуски возможно производить в диапазоне высот от 5 метров до 4 тысяч. Конкурс, объявленный Минобороны России на поставку данного вида вооружения, Концерн „Калашников“ выиграл еще в 2013 году. На предприятии заверяют, что все оговоренные контрактом условия по поставкам боеприпасов будут реализованы: для этого имеется и соответствующая производственная база, и ресурсы.

Предполагается, что новая управляемая ракета пополнит номенклатуру вооружения самолетов штурмовой авиации Су-25М и вертолетов Ка-52. „Вихрь-1“ стал, по сути, продолжением хорошо зарекомендовавшей себя ракеты „Вихрь“, получив увеличенную дальность полета, более высокую скорость, а также обновленную систему слежения за целью, имеющую в своей основе высокоточную лазерно-лучевую аппаратуру управления.

При всей широте линейки вооружения отечественной боевой авиации этот ракетный комплекс- далеко не лишний. Дело в том, что при разработке „Вихрей“ конструкторам удалось уникальным образом совместить массу, скорость и боевые возможностей ракеты с ее размерами. А именно- длина этого боеприпаса была увеличена до 2,7 метра, тогда как у ПТУР „Штурм“ и „Атака“ этот показатель не дотягивает и двух метров. В итоге „подросшая“ ракета получила значительно большую дальность, а также увеличенную скорость. При этом диаметр „Вихря-1“ остался на уровне предыдущих „летающих“ противотанковых ракетных комплексов, что позволило размещать в пусковых установках летательных аппаратов все те же 12 ракет на вертолете и до 16- на самолете (по 6 или 8 с каждой стороны крыла или пилона).

Ракета сохранила кумулятивно-осколочную боевую часть, однако получила взрыватель двойного действия: контактный для уничтожения бронированной техники на земле, и неконтактный, позволяющий поражать цели, находящиеся в воздухе. В этом случае подрыв боеприпаса производится при подлете к вражескому вертолету или беспилотнику на расстоянии пяти метров, а поражение объекту наносится осколками разорвавшейся боевой части. А использование в заряде „Вихря“ схемы „тандема“ позволяет в свою очередь эффективно уничтожать бронированную технику, оснащенную системой так называемой „динамической защиты“. При попадании, к примеру, в танк, элементы этой защиты подрываются первой частью „тандема“ ракеты, после чего происходит подрыв уже кумулятивной части, „прожигающей“ броню.

Еще одно отличие новой ракеты заключается в использовании многоканальных средств связи, целеуказания и автоматического прицеливания. Эти системы объединены здесь в единый блок, что дает принцип автономности средств поражения. Фактически здесь действует система „выстрелил- забыл“. Комплекс сам производит выбор цели и ее распознавание, выполняет прицеливание, а также сопровождает ракету до момента выполнения атаки. Это обеспечивается за счет применения телевизионного и тепловизионного каналов обнаружения и слежения, использования лазерного дальномера (аппаратура управления с приемником лазерного излучения размещена в конце хвостового отсека ракеты) и канала наведения.

Во время испытания новых ракет, проводившихся, в том числе, и на реальных боевых машинах, оружие подтвердило свое право называться не просто высокоточным, а инновационным. Боевая работа летчика-оператора начиналась уже на дальности в 15 километров от цели. Прицельный комплекс, встроенный бортовую цифровую вычислительную систему ракеты, сам „прощупывал“ местность. Причем, если координаты района нахождения объектов поражения были заранее введены в „мозг“ оружия, то сканирование начиналось даже без команды человека.

Получив информацию об обнаружении цели, летчик подтверждал ее принадлежность, получал информацию о входе в зону разрешенной дальности, после чего давал уже непосредственно команду на применение оружия. Аппаратура слежения сразу же переходила в режим автоматического сопровождения. Интересно, что в полете к цели (а он даже на расстоянии в 10 километров не превышает по времени 28 секунд), ракету невозможно „сбить с толку“. Например, установкой помех, или выпуском дымов. За выбранный объект атаки „Вихрь“ „цепляется“ раз и навсегда.

Ракеты этого типа одинаково эффективно могут применяться в дневное и ночное время, использоваться в жаркой пустыне и в Арктике. Диапазон температур, при которых „Вихрь-1“ и вся установленная на его борту аппаратура сохраняет свои боевые способности, превышает 100 градусов- от -50 до +50! А сверхзвуковая скорость полета сводит на нет усилия средств противовоздушной обороны противника по перехвату этого оружия в условиях его боевого применения.

О том, что ракеты „Вихрь-1“ в ближайшее время начнут поступать на вооружение частей ВКС России, было заявлено в ходе последнего Единого дня приемки военной продукции. В частности, как сообщил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, все проблемы, ранее сопутствующие таким поставкам, уже устранены. В числе таких трудностей называлась слабая отработка документации, а также изменение перспективного носителя с Ка-50 на Ка-52. Новые ракеты сегодня ждут в строевых частях армейской авиации, где на вооружении стоят вертолеты Ка-52. В частности, в Восточном военном округе в рамках Гособоронзаказа планируют в текущем году получить 22 таких боевых машины. 10 из них предназначены для морской авиации Тихоокеанского флота и будут базироваться на Камчатке.

По мнению члена экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии России полковника запаса Виктора Мураховского, ракета „Вихрь-1“ способны существенно поднять боевые возможности их носителей- штурмовиков Су-25 и вертолетов Ка-52. К основным преимуществам нового оружия эксперт относит большую дальность пуска, возможность использования в любое время суток, а также совершенную систему управления.

Советский противолодочный ракетный комплекс корабельного базирования РПК-1 «Вихрь» (82Р) (по классификации МО США и НАТО - FRAS-1). Разработан НИИ-1 (ныне Московский Институт Теплотехники) под руководством главного конструктора Н. П. Мазурова. Пусковые установки разрабатывались в СКБ-203 МАП (ныне КБ «Старт») под руководством А. И. Яскина.
В 1963 году две универсальные установки М-11 для запуска «Вихря» были представлены на государственные испытания на Феодосийском полигоне.


Серийное производство ракет «Вихрь» началось в 1964 году на заводе № 7 в Свердловске. В том же году ракета прошла первый этап государственных испытаний. Пуски производились как с наземных пусковых установок, так и с ОС-332 – модернизированного противолодочного корабля проекта 159. Второй этап государственных испытаний состоялся уже на головном корабле проекта 1123 Москва – противолодочном крейсере Москва – в 1967 году.
Официально ракетный корабельный противолодочный комплекс «Вихрь» (РПК-1) с неуправляемыми ракетами 82Р приняли на вооружение по постановлению Совмина СССР № 440-168 от 12 июня 1968 года.
Комплекс РПК-1 «Вихрь» получили два крейсера проекта 1123 Москва и три крейсера проекта 1143 Киев.

В состав комплекса РПК-1 «Вихрь» входят:
— Баллистическая неуправляемая ракета 82Р
Ракета 82Р с двухкамерным твёрдотопливным двигателем и нормальной аэродинамической конфигурацией. При старте ракеты с короткой направляющей включался твердотопливный двигатель ракеты с осевым соплом. После схода ракеты с направляющей ПУ происходил запуск двигателя проворота, с помощью которого осуществлялась стабилизация ракеты, путём её вращения за счет косо поставленных сопел двигателя проворота и аэродинамических стабилизаторов.

Пусковая установку МС-18
МС-18 - двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в подпалубном погребе и размещался в 2 вращающихся барабанах под ПУ. Барабан вмещал 8 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на опытовом судне ОС-332 и противолодочных крейсерах проекта 1123 «Москва» и «Ленинград».

— Система управления стрельбой ПУСТБ-1123 «Спрут»
Корабельная система управления и наведения «Спрут» имела силовой электрический привод дистанционного автоматического поворота ПУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях, работала от системы обмена информацией МВУ-200 «Море-У» или гидроакустических средств по типовым схемам в зависимости от обстоятельств ведения боя.
Корабельная система управления и наведения «Спрут» включала:
Центральный прибор управления стрельбой (ЦПУС), который обеспечивал наведение ПУ по азимуту и углу места, управление предстартовой подготовкой и одиночный или залповый пуск с ПУ.


Приставку «Тифон» вычислительную машину (ВМ) обеспечивающую обработку информации целеуказания, выработку данных, классификацию целей с выбором типовой схемы использования противолодочного оружия корабля и определение главной цели, распределение целей между противолодочным оружием.
Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учета углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.

Главным средством целеуказания служили корабельные гидроакустические средства освещения надводной и подводной обстановки.
Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.
Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.
По подводным целям принятые данные целеуказания поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели противолодочным оружием корабля в зависимости от дальности до неё. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ до 200 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить любые цели в радиусе 1,5 км от точки подрыва, на глубине до 500 метров и на дальности до 24 км от места старта.

По надводным кораблям принятые данные поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели с учётом расчётного упреждения. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ 0 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить надводную цель или ордер кораблей в радиусе 1,2 км от точки подрыва и на дальности от 10 до 24 км от места старта.


Уничтожение подводных лодок ракетами «Вихрь» должно было осуществляться по данным целеуказания от собственного гидроакустического комплекса корабля или от внешних источников (вертолет, гидроакустический буй). ПУС «Спрут» обрабатывал поступающую информацию и выдавал углы наведения пусковой установки МС-18. Стрельба могла проводиться одиночными ракетами или двухракетными залпами. Ракета оснащалась специальной боевой частью. Взрыв БЧ происходил после приводнения на глубинах от 0 до 200 м. При пусках на максимальную дальность расчетное отклонение ракеты составляло 1200 м, а радиус поражения лодки – около 1500 м. Без применения ядерного заряда эффективность комплекса «Вихрь» была близка к нулю.
Комплекс РПК-1 «Вихрь» сняли с вооружения в начале 1980-х годов, а его носители отправили за рубеж на металлолом.

Тактико-технические характеристики РПК-1 «Вихрь»:
Калибр, мм: 540;
Длина ракеты, мм: 6000;
Вес ракеты, кг: 1800;
Дальность стрельбы максимальная, км: 24;
Дальность стрельбы минимальная, км: 10;
Скорость погружения, м/с: 12;
Глубина действия, м: 500;

Танки, едва только появившись первый раз на поле боя, оказали на всю военную мысль того времени колоссальное влияние. Моментально появились специальные боеприпасы, второе рождение переживала полковая артиллерия.

Сегодня «танкобоязнь» уже не проявляется в столь яркой форме, потому как войска получили в свое распоряжение немало эффективных средств, которые помогают эффективно бороться с бронетехникой противника. К примеру, к таковым относится управляемая ракета «Вихрь-1».

Основные сведения

Разработка ракеты началась в начале 80-х годов прошлого века. Изначально она предназначалась для Ка-50, а также Су-25Т. Последний являлся модификацией знаменитого «Грача», предназначенной специально для борьбы с тяжелой бронетехникой потенциального противника.

Сложности компоновки

Разработчики сразу столкнулись с жестким ограничением по диаметру, так как на пилонах Ка-50 необходимо было разместить не менее 12, а на подвесках Су-25Т - не менее 16 ракет. Именно из-за этого управляемая ракета «Вихрь-1» отличается рекордно удлиненным корпусом. Это не только позволило «втиснуться» в нужный диаметр, но и обеспечило максимально возможную дальность и скорость полета, так как аэродинамические характеристики у такой схемы максимально оптимальные.

Выполнена ракета по конструктивной схеме «утка», ее крылья в походном положении сложены. Чтобы обеспечить максимально стабильную курсовую устойчивость, конструкторы «наградили» ее способностью к продольному вращению в полете.

Конструктивные особенности

В передней части корпуса традиционно расположился отсек с тандемной боевой частью, а также скрытыми в нишах «крыльями», то есть стабилизаторами курсовой устойчивости. Кроме того, там же находится неконтактный взрыватель, который был использован в конструкции ради повышения эффективности ракеты для возможного ее применения по воздушным целям противника. Всю среднюю часть занимает простая осколочно-тандемная боевая часть.

Весь остальной объем занят твердотопливным маршевым двигателем с двумя конусовидными соплами, слегка отклоненными в стороны. В самом конце хвостового отсека расположена различная аппаратура, служащая для наведения ракеты на цель.

Хранение в походном положении

Как мы и говорили, за ходовую устойчивость отвечают стабилизаторы, находящиеся в носовой части. Их четыре, они образуют Х-образную проекцию. Для обеспечения продольного вращения в полете конструкторы придали им легкое закручивание по часовой стрелке. Храниться управляемая ракета «Вихрь-1» может только в транспортном контейнере. Гарантия - не более десяти лет при соблюдении всех условий.

Принятие на вооружение и первые испытания

Принятие на вооружение этого оружия состоялось сравнительно недавно, в 1985 году. Впервые испытания в условиях, предельно приближенных к боевым, проводились в 1986 году, когда «Вихрями» отстреливались с борта вертолета Ми-28 и штурмовиков Су-25Т. Особенно высокую эффективность показали именно штурмовики, показавшие способность к преодолению эшелонированной противовоздушной обороны условного противника.

Проще говоря, было доказано, что «Грачи» могут успешно атаковать танковые колонны условного противника на марше, нанося им серьезный ущерб. Каковы основные характеристики «Вихрь-1»? ТТХ ракеты следующие:

  • Длина - 2,75 м.
  • Диаметр корпуса - 152 мм.
  • Вес ракеты (вместе с транспортировочным контейнером) - 59 кг.
  • Скорость максимальная - 610 м/с.
  • Высота запуска - от 4 до 4000 метров.
  • Дальность запуска - от 400 метров до 10 километров.
  • Максимальное время полета к цели - до 28 секунд.

Дальнейшее развитие концепции

В 1990 году, перед самым развалом Советского Союза, на вооружение была принята управляемая ракета "Вихрь-1 М", обладающая впечатляющей универсальностью. Ее предполагалось использовать не только по наземным, но также по воздушным, надводным, прочим видам целей, включая скопления живой силы противника. В отличие от предшественника, ракета была сделана полностью автономной, с использованием наиболее совершенной и сложной электронной начинки.

Благодаря этому, вертолеты и штурмовики, оснащенные этим типом оружия, могут эффективно и в кратчайшие сроки выполнять очень широкий спектр задач. Из-за этого «противотанковая» ракета «Вихрь-1» является, по сути, широкопрофильной и полностью универсальной. Сегодня за разработку и выпуск отвечает ОАО «Концерн "Калашников"», расположенный в городе Ижевске, Удмуртия.

Важные особенности ракет семейства «Вихрь»

Отличительными особенностями ракет последних поколений являются следующие черты:

  • Большая дальность полета, в сочетании с прекрасной аэродинамикой и гиперзвуковой скоростью, обеспечивают высокую вероятность боевой живучести даже в условиях преодоления эшелонированной противовоздушной обороны условного противника.
  • Сверхзвуковая скорость полета также позволяет одновременно атаковать несколько целей, обеспечивая повышенную живучесть самолета или вертолета-носителя. Проще говоря, противнику становится не до них.
  • Автоматическая система наведения по лазерному лучу позволяет с гарантией поражать даже цели малого размера.
  • Отличная защищенность от станций РЭБ вероятного противника, что опять-таки повышает вероятность успешного преодоления эшелонированной противовоздушной обороны.
  • Широчайшая номенклатура поражаемых целей, вплоть до крупных надводных кораблей и даже подлодок в надводном положении.

Порядок боевого применения ракеты

Пилот, приблизившись к месту вероятной дислокации противника (примерно за 10-15 километров до него) должен активировать систему сканирования местности «Шквал-М». В случае когда координаты вероятного нахождения цели были введены заранее, система активируется автоматически, без участия человека.

После того как цель обнаружена, пилот должен опознать ее, используя визуальные и технические средства опознавания. Ему необходимо совместить отметки цели и прицела таким образом, чтобы первая занимала не менее ¾ контрольного дисплея. После этого автоматика сама переходит в режим сопровождения предполагаемой цели. Пуск ракеты может быть произведен только в том случае, когда пилот достиг максимально возможной дистанции поражения.

Кроме того, на пилоте лежит работа по недопущению сильного отклонения цели от азимута, захваченного аппаратурой автоматического сопровождения, так как, в противном случае, гарантировать удачный запуск невозможно.

Особенности боевого применения

Впрочем, не стоит считать здешнюю автоматику «глупой». Специалисты ОАО «Концерн "Калашников"» ее значительно доработали. Аппаратура вполне способна вести цель какое-то время даже после того, как потеряла ее из видимости (между штурмовиком и танком возник какой-то объект). Если все же имел место сбой автоматического сопровождения, летчик должен был повторно захватить ее в ручном режиме.

Как мы уже говорили, производился только по достижении нормальной дистанции, а также при уверенном удерживании объекта автоматикой ракеты. В новых разновидностях комплекс «Вихрь-1» способен на одновременное удержание и сопровождение до четырех целей с отстрелом ракет по ним в течение примерно 30 секунд. Считается, что вероятность поражения даже малоразмерного объекта составляет не менее 0,8.

Для расширения номенклатуры боевого применения уже в сегодняшние дни были разработаны ракеты с термобарической и осколочно-фугасной боевой частью, предназначенные специально для работы по крупным скоплениям живой силы и техники противника. За счет этого сверхзвуковая ракета «Вихрь-1» становится еще более универсальной.

Штурмовая «специализация»

Несмотря на то что за весь период эксплуатации ракеты делалось немало попыток приспособления ее под наземные ракетные комплексы, практика доказала, что самым оправданным способом их применения является запуск с борта боевых вертолетов и штурмовиков.

Впрочем, сегодня все же существуют и даже эксплуатируются комплексы, предназначенные для установки на легкобронированной технике и даже джипах. Их создание - заслуга ОАО «Концерн "Калашников"». На вооружении нашей армии ничего подобного, по словам военных экспертов, нет, так как с подобными целями значительно лучше справляется комплекс «Корнет».

Перспективы комплекса

В связи с тем, что этот тип вооружения может быть использован по наземным, надводным и воздушным целям, скорость которых не превышает 800 км/ч, а также с учетом имеющихся наработок по унификации с наземными ракетными комплексами, достаточно привлекательно выглядят перспективы поставок «Вихря» в те страны, рельеф которых благоприятствует использованию комплекса в качестве ПВО.

Кроме того, ПТРК «Вихрь-1» пользуется стабильной популярностью в арабских государствах, так как они заинтересованы в покупках многофункционального и надежного оружия.

Основным предназначением авиационного противотанкового ракетного комплекса «Вихрь» является поражение бронетехники, включая технику, оснащенную реактивной броней, и малоскоростных воздушных целей, которое летят на скоростях до 800 км/ч.

Комплекс «Вихрь» начали разрабатывать в конструкторском бюро приборостроения (научно-производственное объединение «Точность») в 1980 году. Работами руководил главный конструктор А.Г.Шипунов. Авиационный ПТРК «Вихрь» в 1992 году приняли на вооружение.

Комплекс «Вихрь» к началу 2000 года использовался на противотанковом штурмовике Су-25Т (Су-25ТМ, Су-39, две пусковые установки АПУ-8, до 16 ракет) и вертолете (две ПУ, до 12 ракет).

На выставке в Фарнборо 1992 года впервые представили усовершенствованную модификацию ракеты «Вихрь-М». Имеется модификация корабельного комплекса «Вихрь-К», включающая артиллерийскую установку АК-306 калибра 30 мм и 4 противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» с дальностью огня до 10 тыс. метров. Комплексы «Вихрь-К» предназначаются для вооружения патрульных катеров и кораблей.

В состав авиационного ПТРК 9К121 «Вихрь» входят :
— 9А4172 – сверхзвуковая управляемая ракета (управление осуществляется по лучу лазера);
— И-251 «Шквал» – круглосуточная обзорно-прицельная система;
— АПУ-8 (АПУ-6) – авиационная пусковая установка.

Комплекс дает возможность вести огонь одиночными ракетами или залпом из двух ПТУР. Высокая сверхзвуковая скорость управляемой ракеты (до 610 м/с) снижает уязвимость вертолета при атаке и позволяет за один заход поражать несколько целей. Для преодоления дистанции в 4000 метров ракете необходимо 9 секунд. Для сравнения: самая мощная американская вертолетная ПТР FGN-114K «Hallfire» движется с дозвуковой скоростью, и это расстояние покрывает за 15 секунд.

При создании ракеты использована аэродинамическая схема «утка». Ракеты имеют складное крыло. Для наведения служит всесуточный автоматический прицельный комплекс. Во время приближения к району нахождения цели, его координаты в БЦВМ вертолета заведены заранее, на расстоянии около 12 км автоматически включается режим телевизионного сканирования местности.

Обнаружив на телевизионном экране изображение цели, летчик направляет в ее сторону вертолет, после чего обрамляет сеткой прицела цель и нажимает кнопку автослежения. Прицел переходит на автосопровождение цели, а при достижении разрешенной дальности запускает ракету. Тип старта – вышибным зарядом из транспортно-пускового контейнера.

Работа лазерно-лучевой системы наведения и автоматической системы сопровождения цели гарантируют высокую точность стрельбы, которая практически не зависит от дальности. Лазерно-лучевая система управления имеет мощность излучения, которая на порядок меньше пороговой мощности срабатывания систем предупреждения о лазерном облучении зарубежного производства, обеспечивающую высокую скрытность использования. Вероятность уничтожения подвижной малоразмерной цели класса «танк» ракетами «Вихрь» – 0,8 .

Хранение, транспортировка и использование ракеты осуществляются с применением транспортно-пускового контейнера, который обеспечивает безрегламентное складирование противотанковых управляемых ракет в течение 10 лет.

Кумулятивно-осколочно-фугасная боевая часть ракеты 9А4172 может пробить броню (включая активную) современных зарубежных танков с различных ракурсов. Максимальная бронепробиваемость – 1000 мм. ПТУР «Вихрь» имеет неконтактный и контактный взрыватели.

Основные характеристики ПТРК 9К121 «Вихрь» :
Разработчик — КБ «Приборостроения»;
Дальность стрельбы днем – до 10 км;
Дальность стрельбы ночью – до 6 км;
Высота пуска – от 5 до 4000 м;
Время полета:
— на дальность 6000 м – 14 с;
— на дальность 8000м – 23 с;
— на максимальную дальность – 28 с;
Средняя скорость полета – 600 м/с;

Габариты ракеты 9А4172:
— длина – 2750 мм;
— максимальный диаметр корпуса – 125-130 мм;
— размах крыла – 240 мм;
— размах стабилизаторов – 380 мм;
Стартовый вес ракеты – 40-45 кг;
Габариты транспортно-пускового контейнера:
— длина – 2870 мм;
— диаметр – 140 мм;
Вес ракеты в транспортно-пусковом контейнере – 59 кг;
Температура применения – от -50 до +50 градусов;

Боевая часть:
— масса – 8-12 кг;
— масса взрывчатого вещества – 4…5,5 кг;
— тип взрывателя – неконтактный и контакный;
— радиус действия неконтактного взрывателя – 2,5…3 м;

Аппаратура управления И-251 «Шквал»:
— ночной канал – тепловизионный;
— дневной канал – телевизионный;
— система сопровождения цели – автоматическая;

Авиационная ПУ АПУ-8:
— носитель – Су-25Т (Су-39);
— количество ракет на пусковой установке – 8;
— масса пустой/снаряженной пусковой установки – 60/535 кг;



— угол наведения в ВП – 10 градусов;

Авиационная пусковая установка АПУ-6:
— носитель — Ка-50 (Ка-52);
— количество ракет на пусковой установке – 6;
— масса пустой пусковой установки – 60 кг;
— длина пусковой установки – 1524 мм;
— ширина пусковой установки – 720 мм;
— высота пусковой установки – 436 мм;
— угол наведения в ВП – 10 градусов.

/По материалам topwar.ru и dic.academic.ru /

Первая партия управляемых ракет «Вихрь-1» поставлена заказчику – Министерству обороны РФ. Об этом сообщил Алексей Криворучко – гендиректор Концерна «Калашников», в состав которого входит ОАО «НПО «Ижмаш», где выпускается это оружие. По словам главы «Калашникова», до конца 2015 года предприятие намерено выполнить все свои обязательства по ранее заключенному госконтракту, общая сумма которого составляет около 13 миллиардов рублей. На производстве, по словам его руководителя, уже налажена серийная сборка изделий.В основе управления лазер Сверхзвуковая ракета «Вихрь-1», которой оснащаются противотанковые ракетные комплексы «Вихрь-М», предназначена для поражения бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей. Максимальная дальность стрельбы составляет до 10 км, при этом пуски возможно производить в диапазоне высот от пяти метров до четырех тысяч. Конкурс, объявленный Минобороны России на поставку данного вида вооружения, Концерн «Калашников» выиграл еще в 2013 году. На предприятии заверяют, что все оговоренные контрактом условия по поставкам боеприпасов будут реализованы: для этого имеется и соответствующая производственная база, и ресурсы.Предполагается, что новая управляемая ракета пополнит номенклатуру вооружения самолетов штурмовой авиации Су-25М и . «Вихрь-1» стал, по сути, продолжением хорошо зарекомендовавшей себя ракеты «Вихрь», получив увеличенную дальность полета, более высокую скорость, а также обновленную систему слежения за целью, имеющую в своей основе высокоточную лазерно-лучевую аппаратуру управления.Выстрелил - забыл При всей широте линейки вооружения отечественной боевой авиации этот ракетный комплекс – далеко не лишний. Дело в том, что при разработке «Вихрей» конструкторам удалось уникальным образом совместить массу, скорость и боевые возможности ракеты с ее размерами. А именно – длина этого боеприпаса была увеличена до 2,7 метра, тогда как у ПТУР «Штурм» и «Атака» этот показатель не дотягивает и до двух метров. В итоге «подросшая» ракета получила значительно большую дальность, а также увеличенную скорость. При этом диаметр «Вихря-1» остался на уровне предыдущих «летающих» противотанковых ракетных комплексов, что позволило размещать в пусковых установках летательных аппаратов все те же 12 ракет на вертолете и до 16 – на самолете (по шесть или восемь с каждой стороны крыла или пилона).Ракета сохранила кумулятивно-осколочную боевую часть, однако получила взрыватель двойного действия: контактный, предназначенный для уничтожения бронированной техники на земле, и неконтактный, позволяющий поражать цели, находящиеся в воздухе. В этом случае подрыв боеприпаса производится при подлете к вражескому вертолету или беспилотнику на расстоянии пяти метров, а поражение объекту наносится осколками разорвавшейся боевой части. Использование в заряде «Вихря» схемы «тандема» позволяет в свою очередь эффективно уничтожать бронированную технику, оснащенную системой так называемой «динамической защиты». При попадании, к примеру, в танк, элементы этой защиты подрываются первой частью «тандема» ракеты, после чего происходит подрыв уже кумулятивной части, «прожигающей» броню.Перехват невозможен Еще одно отличие новой ракеты заключается в использовании многоканальных средств связи, целеуказания и автоматического прицеливания. Эти системы объединены здесь в единый блок, что дает принцип автономности средств поражения. Фактически здесь действует система «выстрелил – забыл». Комплекс сам производит выбор цели и ее распознавание, выполняет прицеливание, а также сопровождает ракету до момента выполнения атаки. Это обеспечивается за счет применения телевизионного и тепловизионного каналов обнаружения и слежения, использования лазерного дальномера (аппаратура управления с приемником лазерного излучения размещена в конце хвостового отсека ракеты) и канала наведения.Во время испытания новых ракет, проводившихся в том числе и на реальных боевых машинах, оружие подтвердило свое право называться не просто высокоточным, а инновационным. Боевая работа летчика-оператора начиналась уже на дальности в 15 километров от цели. Прицельный комплекс, встроенный в бортовую цифровую вычислительную систему ракеты, сам «прощупывал» местность. Причем, если координаты района нахождения объектов поражения были заранее введены в «мозг» оружия, то сканирование начиналось даже без команды человека.Получив информацию об обнаружении цели, летчик подтверждал ее принадлежность, получал информацию о входе в зону разрешенной дальности, после чего давал уже непосредственно команду на применение оружия. Аппаратура слежения сразу же переходила в режим автоматического сопровождения. Интересно, что в полете к цели (а он даже на расстоянии в 10 километров не превышает по времени 28 секунд) ракету невозможно «сбить с толку». Например, установкой помех или выпуском дымов. За выбранный объект атаки «Вихрь» «цепляется» раз и навсегда.Будет ли «сирийская проверка»? Ракеты этого типа одинаково эффективно могут применяться в дневное и ночное время, использоваться в жаркой пустыне и в Арктике. Диапазон температур, при которых «Вихрь-1» и вся установленная на его борту аппаратура сохраняет свои боевые способности, превышает 100 градусов – от –50 до +50! А сверхзвуковая скорость полета сводит на нет усилия средств противовоздушной обороны противника по перехвату этого оружия в условиях его боевого применения.О том, что ракеты «Вихрь-1» в ближайшее время начнут поступать на вооружение частей ВКС России, было заявлено в ходе последнего Единого дня приемки военной продукции. В частности, как сообщил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, все проблемы, ранее сопутствующие таким поставкам, уже устранены. В числе таких трудностей называлась слабая отработка документации, а также изменение перспективного носителя с Ка-50 на Ка-52. Новые ракеты сегодня ждут в строевых частях армейской авиации, где на вооружении стоят . В частности, в Восточном военном округе в рамках Гособоронзаказа планируют в текущем году получить 22 такие боевые машины. Десять из них предназначены для морской авиации Тихоокеанского флота и будут базироваться на Камчатке.По мнению члена экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии России полковника запаса Виктора Мураховского, ракета «Вихрь-1» способна существенно поднять боевые возможности их носителей – штурмовиков Су-25 и . К основным преимуществам нового оружия эксперт относит большую дальность пуска, возможность использования в любое время суток, а также совершенную систему управления.Важно также, считает член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии России, что «Вихрь-1» – полностью отечественная разработка. И комплектующие для этого оружия, и предприятия, участвующие в его производстве, относятся исключительно к российской юрисдикции, что в условиях нынешних ограничений, вызванных санкционными действиями зарубежных партнеров, приобретает особую значимость.Перспективным представляется использование данных боеприпасов и в ходе нынешней воздушной операции против террористов в Сирии. Тот же Виктор Мураховский отмечает, что заявленная дальность полета новой российской ракеты дает возможность ее применения на безопасном удалении самолета-носителя от зенитно-ракетных комплексов боевиков, прежде всего ПЗРК.