Что означает в квитанции жкх обращение с тко. Переработка твердых коммунальных отходов. Договоры с собственниками помещений на предоставление новой услуги по обращению с ТКО

Отходы ТКО - это аббревиатура, которая возникла относительно недавно. Несколько ранее в разговоре, а также в документах такой вид отходов именовался как ТБО (твердые биологические отходы).

Помимо изменения аббревиатуры и перечня отходов ТКО, Федеральным законом были внесены изменения в способы утилизации мусора. Обо всем подробнее расскажем в статье.

Что это такое?

Твердые коммунальные отходы - расшифровка отходов ТКО. Понятие было официально установлено Законом Федерации от 29.12.2014 № 458-ФЗ.

Исходя из содержания этого ФЗ ТКО - это все те отходы, которые формируются и накапливаются в жилых помещениях в результате жизнедеятельности людей, а также товары народного потребления, которые утратили свой срок годности. Также законодательством к твердым отходам коммунального быта был отнесен мусор, который формируется в результате деятельности лиц юридической специфики, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, можно прийти к выводу, что ТКО - это тот мусор, который образуется в результате деятельности человека, предприятий и организаций.

Разновидности ТКО

Отходы, относящиеся к ТКО, подразделяются на 2 категории:

  • биологические - те, которые еще называют отбросами;
  • небиологические - обычный бытовой мусор.

Следовательно, к твердым коммунальным отходам относится большая часть городского мусора. Биологические ТКО - это пищевые и растительные отходы, кости и т. п. Небиологический мусор - это синтетические отходы (стекло, пластик, целлюлоза, текстиль, полиэтилен и пр.)

Отличия ТКО от ТБО

ТКО - твердые коммунальные отходы. ТБО - твердые биологические отходы. Первое понятие официально, согласно установленному закону, вытеснило второе. Поэтому ТБО осталось только в разговорной речи, в документации оно больше не фигурирует.

Отходы ТКО - это более расширенное понятие, нежели бытовой мусор. Все дело в том, что в ТКО входят не только отходы, которые регулярно выносятся из жилых домов и квартир, но и мусор, который скапливается в офисах и на предприятиях в течение рабочего дня.

ТБО и ТКО несут одинаковый смысл, поэтому нет ничего страшного для обычного человека в том, чтобы перепутать эти 2 понятия. Важное значение эти аббревиатуры имеют для предприятий и организаций, занимающихся сбором и утилизацией мусора возле жилых домов и промышленных зданий. Ведь эти предприятия работают с документацией, в которой фигурирует исключительно сокращение ТКО.

До действий ФЗ № 438 оплата за вывоз мусора складывалась из статуса помещения - жилое или нежилое, а также из количества квадратных метров. После вступления в силу данного закона оплата за услугу вывоза мусора зависит от статуса потребителя - физическое или юридическое лицо.

Дело в том, что обычные жители квартир и домов накапливают и выносят намного меньше мусора, чем такового получается с предприятий, офисов. Разумеется, и оплата первых будет намного меньше, чем вторых.

Таким образом, ТБО и ТКО - практически равнозначные понятия. Только первое осталось разговорным, а второе фигурирует в документах и отчетах.

Какие отходы относятся к ТКО по ФККО?

В Федеральном классификационном каталоге отходам ТКО посвящен целый раздел. В блоке № 7 можно отыскать категории, к которым относится тот или иной вид мусора.

7 (30 000 00 00 0) - номер в каталоге, посвященный твердым коммунальным отходам. Далее приведем "выписку" из ФККО, в которой отражены списки основных видов мусора:

7 31 110 01 72 4 неотсортированные отходы из квартир
7 31 110 02 21 5 крупногабаритные отходы из квартир
7 31 200 01 72 4 мусор и сметенная грязь, собранные с улиц
7 31 200 02 72 5 мусор, собранный после уборки парковых зон
7 31 200 03 72 5 смет и мусор, собранный с общественных клумб и кладбищ
7 31 205 11 72 4 смет, собранный возле бордюров у дорог транспортного движения
7 31 211 01 72 4 отходы с решеток снегозадержания
7 31 211 11 39 4 налет счищения оборудования для снеготаяния с большей долей содержания SiO 2
7 31 300 01 20 5 остатки растений с газонов и цветников
7 31 300 02 20 5 остатки растительной природы после опила деревьев, срезания кустов
7 33 100 01 72 4 сор из офисных помещений, некрупногабаритный
7 22 100 02 72 5 сор из помещений офисного и бытового направления, который практически не опасен
7 33 151 01 72 4 мусор с плавучих транспортных средств, не предназначенных для перевозки людей

Это далеко не полный перечень отходов ТКО из ФККО. Но уже просмотрев небольшую выдержку из каталога, можно увидеть много повторений с незначительными уточнениями. Разницы существенной в этом нет, кроме различий в категориях опасности.

Некоторые виды ТКО относятся и к некоторым другим разделам классификационного каталога: раздел № 4 "Отходы потребления производственные и непроизводственные".

Правила сбора

Отходы ТКО - это мусор, который подлежит определенным правилам обращения. Все эти правила прописаны в официальном документе "Об обращении с ТКО" от 12.11.2016 № 1156.

Обращение с отходами ТКО: сбор, вывоз, утилизация выполняет специально назначенная региональная организация, которая полностью ответственна за проводимые действия.

Места сбора мусора из жилых помещений заявлены в договоре, заключенном с такой региональной организацией. Чаще всего сбор отходов осуществляется:

  • в емкости или пакеты разового пользования, которые предоставляет данная региональная организация;
  • в контейнеры, урны или другие крупные емкости, размещенные на специально предназначенной площадке на улице;
  • в мусороприемные камеры, расположенные в жилых домах.

Это касается некрупных отходов. Крупногабаритные собираются в следующих местах:

  • в специальных бункерах, расположенных на площадках;
  • на специально отведенной территории.

Главным при соблюдении правил обращения является отделение отходов 1 и 2 классов опасности от безопасных.

Способы утилизации

Способов избавления от твердых коммунальных отходов несколько:

Захоронение

Захоронение отходов ТКО - это самый выгодный в плане финансов способ избавление от мусора. Выгодно финансово, но пагубно для окружающей среды, поскольку многие виды ТКО не разлагаются вовсе или на это уйдет несколько десятков, а возможно и сотен лет. К тому же, захоронение требует задействование огромных территорий земли. Для этого отводится специальный полигон для захоронения.

Полигоны обязательно должны располагаться за жилыми зонами, а также вдали от водоохранных, рекреационных, лечебно-профилактических, парковых зон.

Некоторые переработанные и захороненные отходы способны выделять опасный газ, способный нанести вред всему окружающему. Такой свалочный газ также необходимо собирать и утилизировать.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что захоронение имеет лишь одно преимущество перед другими способами утилизации ТКО - дешевизна.

Сжигание

Сжигание отходов ТКО - самый распространенный способ утилизации. После сжигания мусора от него остается лишь зола, которую проще ликвидировать, чем первоначальный вид твердых бытовых отходов.

Недостатком сжигания является то, что в процессе горения в атмосферу выделяется большое количество вредных и даже опасных веществ. Поэтому проводить процесс утилизации огромного количества мусора данным способом под открытым небом запрещено. Для этого используют специальные печи, которые обладают функцией нейтрализации выделяемых газов.

К преимуществам данного метода ликвидации ТКО можно отнести небольшие финансовые затраты, а также то, что после сжигания от мусора не остается ничего, кроме золы, которую легко ликвидировать. Если рационально подойти к процессу сжигания отходов, то выделяемое тепло можно задействовать для получения отопления и/ или электроэнергии.

Разработан один из методов безопасного сжигания мусора - пиролиз. Его суть заключается в термической ликвидации отходов, но без присутствия воздуха. Таким образов в процессе не формируется и не выделяется никаких вредных газов и дымов.

Компостирование

Компостирование применимо только для отходов растительного или пищевого вида, поскольку компостирование - это ничто иное, как разложение. Собранные воедино органические отходы подвергаются воздействию микроорганизмов, которые своей деятельностью превращают отходы в компост.

Компост считается самым лучшим видом удобрений, поскольку состоит исключительно из органического сырья. Такой вид удобрений широко применим в сельском хозяйстве.

Для компостирования ТКО выделяется удаленный от жилых зон участок земли, где много влаги и тени, а также есть возможность отведения лишнего количества влаги.

Если судить о преимуществах этого метода, то их несколько:

  • безопасность для окружающей среды;
  • дешевизна;
  • получение полезного для сельского хозяйства удобрения;
  • улучшение состояния земли, на которой осуществляется процесс компостирования.

Недостатков немного:

  • выделения большой площади земли;
  • выделяемый в процессе перегнивания неприятный запах.

При помощи компостирования удается безопасно утилизировать 35 % от всего количества ТКО. Но, чтобы данный процесс утилизации проходил беспрепятственно, требуется отсортировывать органические отходы от синтетических. Для этого в некоторых дворах устанавливают отдельные контейнеры для пластика, стекла и т. п. В странах Европы это практикуется уже давно.

В России активно действует система сбора отработанных батареек, старых лампочек, отслуживших ртутных градусников.

Переработка вторсырья

Некоторые отходы ТКО способны обрести "вторую жизнь". Для этого применяется такой метод утилизации, как переработка вторсырья. Такой способ позволяет не только в несколько раз снизить количество отходов, но и существенно сэкономить природные ресурсы.

Вторичной переработке подлежат следующие виды мусора:

  • черные и цветные металлы, которые отправляют под пресс, а затем на переплавку;
  • древесина, которая помогает сократить вырубку деревьев;
  • пластмасса, однако вторичная переработка этого материала намного затратнее, чем ее первичное производство;
  • стекло, которое в качестве вторсырья идет на использование в строительстве;
  • нефтепродукция (масла, асфальт);
  • макулатура, которая идет на изготовление новой бумаги;
  • использованная электроника.

Класс опасности

Подавляющее число отходов, относящихся к ТКО, имеют 4 и 5 класс опасности. К 5 классу относят самый безопасный для окружающей среды мусор, к 4 - малоопасные.

При утилизации 5 класса отбросов не требуется никаких официальных подтверждений и составления паспорта на мусор. К такому виду отходов ТКО относят спилы и срубы деревьев, кустовые ветки, листья, мусор, собранный с парковых, аллейных зон. Все это можно вывозить и ликвидировать без лицензий и прочих документов.

В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.

Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ . Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами , профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.

Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов — твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:

Извлечение

Статья 1. Основные понятия
[…]
твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
[…]

Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 1. Основные понятия
[…]
норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
[…]
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами […] — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора ;
[…]
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
[…]

Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)» . На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО , под которыми понимаются организации коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой — гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6-24.13).

В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ . Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.

Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО — региональные операторы — будут иметь не только права, но и обязанности.

Например, автор статьи, работая одно время экологом на крупном предприятии, сбилась с ног в поисках компаний, готовых принять некоторые специфические виды отходов. Причем в лицензиях компаний эти отходы были указаны, однако по разным причинам (чаще всего это было отсутствие выгоды и желания «возиться» с такими отходами) нам отказывали.

На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:

Обработка ТКО;

Обезвреживание ТКО;

Захоронение ТКО;

Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы , которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

К СВЕДЕНИЮ

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не будут учитываться его затраты на обработку, утилизацию ТКО.

Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы — в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.

В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО , утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО , установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.

На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).

Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу , которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

С 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 4 и 5, в соответствии с которыми внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО ) будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, в то время как плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО будут являться операторы по обращению с ТКО , региональные операторы , осуществляющие деятельность по их размещению.
Кроме того, согласно п. 9, которым также будет дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные — в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские — во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.

На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.

Например, однажды разработчику проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, потребовавшему от сельской школы договор с полигоном, была предъявлена вместо него справка с печатью местной администрации о том, что данной школе разрешено вывозить ТБО в ближайший овраг за селом!

Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
(в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017)
[…]
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
[…]

Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога» . Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.

Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.

Аббревиатура ТБО расшифровывается как «твердые бытовые отходы». Иначе говоря, ТБО – это вещи, лишившиеся своих потребительских свойств: макулатура, разбитое стекло, остатки пищи и т. д. Их можно условно разделить на биологические и небиологические. Все это образуется в квартирах ежедневно и составляет основную долю всех городских твердых отходов.

До декабря 2014 года аббревиатура ТБО присутствовала в официальных документах, но с федеральным законом № 458 ее заменили на ТКО. Поэтому разницы между ТБО и ТКО нет.

Сделаны эти поправки были для того, чтобы нормализовать ситуацию с загрязнением окружающей среды. Твердые отходы, годами гниющие на свалках, привели к серьезному ухудшению экологической обстановки во многих крупных городах. Изменения в законодательстве направлены на борьбу с загрязнением и увеличением перерабатываемого мусора.

Расшифровка ТКО и ТБО

Согласно принятому в декабре 2014 года закону, ТКО – это отходы, появляющиеся в жилых помещениях и являющиеся результатом человеческой деятельности, или вещи, которые не могут выполнять свои функции. Отходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей тоже относятся к этой категории, и именно этот пункт делает понятие «твердые коммунальные отходы» шире чем «твердые бытовые отходы».

Для обычных граждан разница между этими аббревиатурами не принципиальна, она важна для организаций, занимающихся сбором и вывозом мусора, так как понятие «ТБО» теперь перешло разговорную речь и не может использоваться в официальной документации.

Замена ТБО на ТКО потребовалась для разъяснения ситуации, связанной с вывозом твердых отходов. Если для утилизации ТБО были важны статус (жилое или нежилое) и площадь помещения, то стоимость коммунальных услуг за сбор коммунальных отходов зависит от нормативов, установленных на потребителя в зависимости от его статуса. Теперь жители многоквартирных зданий будут платить за уборку мусора меньше, чем предприятия.

Способы утилизации ТКО

Есть несколько вариантов избавиться от ТКО:

  • захоронение;
  • сжигание;
  • компостирование;
  • переработка.

Захоронение ТКО

На первый взгляд, захоронение твердых отходов на полигонах является самым дешевым способом, но на практике это не совсем так.

Полигоны для твердого мусора должны располагаться вдалеке от жилых, рекреационных, водоохранных районов, нельзя, чтобы рядом со свалками были больницы и парки. Они занимают огромные территории, и если в будущем потребуется их использование, придется потратить много денег и времени, чтобы на них можно было заниматься сельским хозяйством и стоить жилые здания.

Свалки наносят огромный вред почве и воздуху, загрязняют грунтовые воды. Кроме того, в процессе разложения отходов выделяется газ, который может загореться. Чтобы избежать пожара, его необходимо собрать и утилизировать.

К тому же, захоронение радиоактивных и токсичных твердых отходов запрещено, и для них нужен другой метод утилизации.

Сжигание ТКО

Самым распространенным способом утилизации ТКО является сжигание. В отличие от захоронения, требующего много пространства, после сжигания от твердых коммунальных отходов остается только зола.

Еще одним преимуществом этого метода является его дешевизна. Кроме того, побочным эффектом от сжигания является выделение тепла, которое можно использовать для отопления и иных целей.

Как и в случае с захоронением, главным недостатком сжигания является вред, наносимый окружающей среде. При горении твердые отходы выделяют токсичные вещества, загрязняющие воздух и воду. Но современные мусоросжигатели оснащены системой очистки и не вредят природе.

К сжиганию относится и пиролиз – разложение твердых коммунальных отходов под воздействие высокой температуры в безвоздушной среде. Этот метод тоже безопасен для природы.

Схема пиролиза ТКО

Компостирование – это разложение коммунальных отходов микроорганизмами. Утилизировать таким способом можно только органические виды мусора. В результате такой переработки получается компост – натуральное удобрение, которое в дальнейшем используется в сельском хозяйстве.

Этот способ является простым и дешевым, но для его реализации необходима сортировка мусора. Единственным недостатком является неприятный запах, выделяемый в результате гниения.

Переработка ТКО

К ТКО относится большое количество мусора, который можно использовать вторично:

  • чермет и цветмет отправляется на литейные заводы для последующей переплавки;
  • пластик , если он не сильно загрязнен, а к полученному после переработки материалу нет жестких требований;
  • стекло , которое после переработки можно использовать в строительстве;
  • макулатура , из которой делают бумагу;
  • дерево , которое в дальнейшем может пригодиться в строительстве;
  • бытовая электроника , из электронных плат которой отсортированный металл отправляется на переработку;
  • нефтепродукты : асфальт или битум.

Для каждого вида отходов существует своя технология переработки. Использование вторсырья в производстве позволяет сэкономить природные ресурсы.

Классификация ТКО и их переработка, выражена в процентах

Варианты экономии на мусоре

Изменения в закон были внесены, чтобы урегулировать систему вывоза и переработки мусора. Раньше отходы либо вывозили и скидывали на полигон, не разбираясь, есть ли там сырье, пригодное для переработки, либо забирали только то, что относится к ТБО, а остальное скидывали на ближайшую свалку.

Теперь управляющая компания обязана следить за накоплением отходов и чистотой контейнеров, снижать стоимость услуг по обращению ТКО за переработанный твердый мусор.

Существуют способы снизить плату за этот вид коммунальных услуг:

  • Стоимость услуг зависит от количества людей, постоянно проживающих в квартире. При отъезде в отпуск или командировку на срок более 5 суток стоит подать заявление на перерасчет.
  • Если предоставляемые оператором услуги низкого качества (несвоевременный вывоз коммунальных отходов и т. п.), следует написать претензию. В таком случае оператор обязан заплатить штраф, а жильцы могут добиться снижения оплаты.
  • При разделении твердых отходов плата рассчитывается исходя из объема, а не нормативов на каждого жильца. К тому же, конечный счет за услуги снижается за счет мусора, переданного на переработку.

Введение

В процессе производства образуется большое количество отходов, которые при соответствующей обработке могут быть вновь использованы как сырье для производства промышленной продукции. В будущем большая доля потребностей в сырье будет восполняться продуктами переработки отходов промышленного производства.

Все, виды промышленных отходов делятся на твердые и жидкие. К твердым отходам относятся отходы металлов, дерева, пластмасс и других материалов, пыли минерального и органического происхождения от очистных сооружений в системах очистки газовых выбросов промышленных предприятий, а также промышленный мусор, состоящий из различных органических и минеральных веществ: резины, бумаги, тканей, пескi1 ,шлака и т. п. К жидким отходам относятся осадки сточных вод после их обработки, а также шламы пылей минерального и органического происхождения в системах мокрой очистки газов.

Для полного использования отходов в качестве вторичного сырья разработана их промышленная классификация.

Разработка мероприятий по обезвреживанию и переработке неутилизируемых промышленных отходов привела к необходимости дополнительной классификации их по гигиеническому и технологическому принципам. Классификация по гигиеническому принципу подразделяет промышленные отходы на 6 категорий, которые приведены в таблице 1.

Критерием определения целесообразности переработки отходов в местах их образования является количество и степень использования отходов в производстве. При термической обработке отходов пластмасс расходуется большое количество кислорода и выделяется много высокотоксичных продуктов (углеводороды, хлористый водород и др.).


Таблица 1- Классификация отходов

Наиболее рациональным методом ликвидации пластмассовых отходов служит высокомолекулярный нагрев без доступа воздуха (пиролиз).

Основными направлениями ликвидации и переработки твердых промышленных отходов (кроме металлоотходов) являются вывоз и захоронение на полигонах, сжигание, складирование и хранение на территории промышленного предприятия до появления новой технологии переработки их в полезные продукты (сырье).


1. Переработка твердых промышленных отходов

Обработку целесообразно проводить в местах образования отходов, что сокращает затраты на погрузочно-разгрузочные работы, снижает безвозвратные потери при их перевалке и транспортировке и высвобождает транспортные средства. На большинстве химических предприятий отходы входят в состав промышленного мусора предприятий, при этом разделение мусора на отдельные его компоненты оказывается экономически нецелесообразным. В настоящее время разработаны и внедрены в промышленном масштабе технологии обработки, утилизации и ликвидации промышленного мусора. Качественный и количественный состав промышленного мусора любого предприятия примерно стабилен в течение года, поэтому технология переработки мусора разрабатывается применительно к конкретному предприятию и определяется составом и количеством промышленного мусора, образующегося на территории.

Например, в Запорожье разработана система переработки промышленного мусора в строительные материалы и комбинированные удобрения. Зола становится основным материалом для изготовления искусственного гравия, из которого создаются стеновые панели и несущие конструкции жилых и производственных зданий.

В ФРГ разработан способ безотходной переработки отходов в электродуговой печи. При высокой температуре (1500-1700С) в печи минеральная часть (силикаты и металл) плавится и разделяется на металл и шлак. В результате переработки 1 т отходов образуется около 140 кг феррометалла.

Переработку твердых бытовых и промышленных отходов в Москве, Санкт-Петербурге и Ереване производят на специальных заводах. В промышленной зоне Бирюлево (Москва) работает завод для сжигания более 2 млн. м 3 в год твердых отходов. В Санкт-Петербурге работает завод по обезвреживанию и переработке 400 тыс. м 3 в год твердых отходов, который вырабатывает в год тыс. т сельскохозяйственного компоста широко используемого в теплицах.

Захоронение отходов - должно проводиться в специально отведенных местах по согласованию с органами государственного санитарного надзора. Пункт захоронения отходов необходимо располагать на незатопляемой территории с низким уровнем грунтовых вод, с наличием водоупорного глинистого слоя. Расстояние от места захоронения отходов до населенных мест и открытых водоемов рыбохозяйственного назначения устанавливается в каждом конкретном случае по согласованию с органами государственного санитарного надзора.


2. Переработка твердых коммунальных отходов

В настоящее время весь мир и, в частности, наша страна находится в стадии стремительного роста городов. Применительно к России урбанизация проходит на фоне значительного расслоения населения и массовой миграции сельского населения в крупные города. Рост населения городов сопровождается резким увеличением количества бытовых отходов. Стабилизация экономической ситуации в стране также ведет к росту потребления и соответственно увеличению количества твердых коммунальных отходов (ТКО). Таким образом, всегда существовавшая проблема ТКО становится сегодня еще более актуальной. Основным способом переработки ТКО является биотехнологические процессы и сжигание. К сожалению, отсутствие достаточного количества современных биотехнологических производств приводит к тому, что основная масса отходов захоранивается на полигонах или сжигается. Сгорание органической части утверждениям сторонников метода, не сокращает, а увеличивает их массу (на 1 кг углерода расходуется более 2,5 кг кислорода) и переводит в газообразное состояние; при этом образуется токсичная и супертоксичные диоксины. Происходит потеря органических веществ, которые можно переработать в удобрения и использовать для озеленения и сельского хозяйства. Очевидно, что самым экологически и экономически перспективным является биотехнологический способ переработки, при котором обеззараживание ТКО происходит без затрат энергоносителей (за счет активности термофильных микроорганизмов), а органические компоненты перерабатываются в компост.

2.1 Материалы и методы переработки ТКО

Эксперименты проводились на базе предприятия «Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов» (ОЗ МПВО) с использованием штатного оборудования. Для приготовления и внесения в ТКО растворов питательных веществ была разработана и изготовлена специальная установка. Измерения температуры ТКО в биобарабана проводили пирометром с учетом поправки (корректировалась раз в смену), температуру компоста в буртах на глубине 0,5 м - максимальным термометром, физико-химические параметры компоста - по стандартным методикам.

Если рассмотреть процесс механизированного компостирования с точки зрения кинетики роста микроорганизмов, то становится ясным, что при компостировании отходов - периодическом культивировании микроорганизмов, содержащихся в исходных ТКО - питательной средой выступает органическая часть отходов.

Обычно все 4 фазы протекают в одном реакторе. На заводе МПВО эти стадии разделены. Лаг-фаза и фаза экспоненциального роста, а также часть стационарной фазы протекает в биобарабане. По сути дела лаг-фаза и фаза экспоненциального роста - это выход процесса на температурный режим, а собственно санация ТКО протекает в начале стационарной фазы. Разумеется, это относится лишь к доминирующей на конечном этапе биотермической санации, целевой группе микроорганизмов - термофилам. Микроорганизмы мезофильной группы, которые доминируют на начальном этапе, обеспечивают разогрев массы ТКО до температур, когда в дело вступают термофилы, в дальнейшем и гибнут в биобарабане. Роль мезофиллов и скорость выхода процесса на температурный режим различны в зависимости от исходной температуры ТКО. В плане отметить, что мезофиллы не успевают перейти в стационарную фазу роста - при повышении температуры они сразу переходят в фазу лизиса. Численность микроорганизмов сильно зависит от условий в биореакторе, которые неодинаковы по его длине. В таблице 2 приведено количество микроорганизмов в различных участках биореактора.


Таблица 2


В условиях резкого снижения интенсивности перемешивания и аэрации микроорганизмы продолжают разрушать остаточные органические субстраты и поддерживать температуру компоста. Эта стадия называется «дозревание». По мере исчерпания запасов веществ микроорганизмы переходят в фазу лизиса, что сопровождается остыванием компоста. Процесс продолжается от 8 месяцев до 1,5 лет. В течение этого времени завершаются процессы разложения органических веществ, происходит падение температуры до 30 0 С и ниже. Микробное число снижается с 9*10 10 до 4*10 7 , рН стабилизируется на уровне 8,13-8,17. По завершении стадии дозревания количество микроорганизмов падает и стабилизируется к моменту остывания компоста на уровне 10 7 , в соответствии с таблице 3

Таблица 3 – Изменение микробиологических показателей компоста при дозревании в штабелях

Ввиду многообразия микроорганизмов на начальном этапе процесса и смене микробных сообществ по мере его протекания некорректно использовать содержание микроорганизмов того или иного вида (или ОМЧ) в качестве параметра, по которому можно судить о кинетике процесса. Более универсальным параметром, отражающим интенсивность протекания микробиологических процессов, является температура компостируемого субстрата. График ее изменения повторяет, разумеется, с некоторым временным сдвигом, кривую роста микроорганизмов. Поэтому в качестве основного контрольного параметра мы использовали температуру компоста.

26.12.2018, Сашка Букашка

Платежка за коммунальные услуги скрывает в себе множество непонятных для простого человека обозначений. Мы продолжаем раскрывать для вас их значение, и теперь настала очередь узнать, что такое ТКО в квитанции за квартиру.

В 2017-2018 годах многие потребители впервые столкнулись в своих квитанциях на оплату с такой строкой, как «оплата обращения с ТКО». В 2019 году эта строка станет привычной для всех жильцов многоквартирных домов, ведь эту услугу Правительство РФ вывело из состава общедомовых нужд. Так что же скрывается за этой загадочной аббревиатурой?

Обращение с ТКО: что это в квитанции

Расшифровывается аббревиатура очень просто: «твердые коммунальные отходы». Именно это понятие с 2016 года фигурирует в Жилищном кодексе. По нормам , теперь обращение с ТКО является коммунальной услугой. И если раньше ее оплачивали централизованно управляющие организации или жилищно-эксплуатационные объединения, а собственники квартир просто платили за это в составе общедомовых нужд, то теперь ситуация изменилась. За вывоз мусора (а это именно такая услуга) должны поквартирно платить все жильцы, а в функции управляющей организации, как и раньше, входит заключение договора на ее осуществление.

Региональные операторы и разделение обязанностей

Каждый регион должен определить оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и установить единые тарифы на вывоз мусора и других отходов, а также их переработку. В свою очередь, управляющая организация должна заключить договор на вывоз мусора, а также:

  • содержать в чистоте контейнерные площадки;
  • оборудовать их и следить за правильностью размещения.

В свою очередь оператор обязан вывозить мусор на свалки согласно графику, а также:

  • сортировать отходы;
  • обрабатывать отходы;
  • обезвреживать и захоранивать их.

Весь этот цикл входит в плату, которую жильцы вносят по квитанции ЖКХ. Переходный период на новый порядок установлен до 01.01.2019. Поэтому в прошлом году жители регионов, где еще не был выбран региональный оператор, или домов, УО или ТСЖ которых еще не заключили соответствующий договор, могли платить за вывоз мусора по старым правилам и не встречать в своих документах строчку «обращение с ТКО». Но в 2019 году все изменится.

Как платить за ТКО по квитанции

Когда бытовые отходы входили в общедомовые нужды, плата за них не выделялась, а стоимость распределялась кратно площади квартиры или иного помещения в многоквартирном доме. Теперь, когда это отдельная коммунальная услуга, для нее предусмотрена отдельная строка. Норматив платы определяют в зависимости от количества проживающих людей. Тариф устанавливается на региональном уровне и зависит от различных факторов:

  • фактическое число и объем используемых контейнеров;
  • наличия условий и возможностей для сортировки и раздельного хранения (это даст возможность установить более низкий тариф, чем за несортированные отходы);
  • преобладание отходов, не подлежащих захоронению и сжиганию (мусор, который можно перерабатывать).

Норматив чиновники рассчитывают, исходя из среднестатистического «производства» мусора одним человеком. Возраст, состояние здоровья и социальное положение в этом случае роли не играют. Коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами контролируется государством и муниципальной властью в части формирования тарифов и исполнения операторами услуги своих обязанностей. Поэтому в документе должен быть именно тот тариф, который утвержден в регионе.