Что такое. Что такое катана? Изготовление и фото

Катана.

Мечи Катана и Вакидзаси.

Сегодня почти каждый может ответить на вопрос, как называется самурайский меч — катана. В целом это верный ответ, но не совсем. Классификация самурайских мечей и терминология их наименований на самом деле не такое уж и простое дело. Проще всего различать японские мечи по длине. Широко известен тот факт, что японский воин всегда носил при себе два меча: длинный и короткий. Эта пара именовалась «даисё» и состояла из «дайто» — большого меча, и «сёто» — малого меча. Вот именно дайто и стоит именовать катаной, сёто же в последствии получит название вакидзаси, который служит оружием ближнего боя или на крайний случай приспособлением для ритуального самоубийства, если под рукой не оказалось оружия, специально для этого предназначенного. Вакидзаси имели право носить торговцы и ремесленники, а вот дайто — только самураи и аристократы.

Катана и Вакидзаси в паре.

Катана — двуручный изогнутый японский меч длиной 95-105 см (сам клинок в среднем был 70-75 см, но в любом случае для катаны больше двух сяку (1 сяку = 30,3 см).
Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в комплект вооружения самураев.
Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.
Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина лезвия около трех сантиметров, толщина спинки — от 5 мм. Рукоять обтягивают кожей ската, акулы или другим материалом и оплетают шелковым шнуром. Существует более десяти способов оплетки.Вес катаны зависит от ее длины, толщины лезвия и других параметров. В любом случае, катана из стали весит больше 1 кг. Встречаются катаны весом в 1,9 кг. Катана, имеющая хорошую закалку, может рубить более мягкий метал без повреждений для себя.


Подставка — Катанакакэ

Тамахаганэ-Японская сталь.


куски стали после первичной выплавки

Уникальная технология тамахагане имеет удивительную историю. Она совершенно чудесным образом оказалась не потеряна для нас, современных ценителей ножевого искусства, и была возрождена в 70-х годах XX века. В чем же уникальность знаменитой японской стали tamahagane, и почему ее - имеющую такие древние корни - столь высоко ценят во всем мире, в век роботов и нано технологий?
Сталь тамахагане имеет неоднородную структуру, то есть различную степень твердости в разных участках полотна, что позволяет лезвию ножа лучше поглощать удар, а значит, обеспечивает ему долгую жизнь. Неоднородная структура тамахагане объясняется неравномерным содержанием углерода, что присуще только данной технологии. Помимо высоких технических характеристик сталь тамахагане обладает невероятно роскошным внешним видом (конечно же, уже на финальной стадии - после полировки) - необыкновенные узоры на поверхности тамахагане завораживают любого - от профессионала до обычного пользователя. Именно эти качества легендарной тамахагане легли в основу создания серии кухонных ножей Samura Tamahagane.
Тамахаганэ, тамахагане, tamahagane - это основная и базовая японская сталь для изготовления клинков мечей, катан и ножей. На западном побережье Японии, в префектуре Симанэ на о.Хонсю в 6-7 века н.э., где в руслах рек добывали железный «черный песок» - сатэцу, начинается история происхождения стали тамахагане. Именно здесь, в уникальных плавильных печах татара, рождались первые куски легендарной стали для мечей японских самураев. Производство тамахагане - интересный, сложный и довольно дорогой процесс.

Татара

Тамахагане изготавливали в специальных одноразовых печах татара, для осуществления одной выплавки требуется 5 дней - один день на постройку татара, три дня идёт плавка, и один день уходит на извлечение выплавленного железа. По существу татара - это желоб, сделанный из глины, приблизительно 5 футов шириной, 15 футов длиной и 48 дюймов высотой.В специально приготовленное место, непосредственно под будущей печью, засыпается древесный уголь, который будет сжигаться до тех пор, пока все это место не заполнится пеплом до краев. После постройки новых стен на дне татара разводят огонь, в который непрерывно, в течение трех часов подкладывается древесный уголь и небольшие куски дуба. Полученные угли покрывают железным песком сатэцу, а сверху засыпают древесным углём. Процесс добавления железа и древесного угля повторяют каждые полчаса в течение трех суток! В результате выплавляемое железо насыщается углеродом.


Рисунок художника Нагасио Сэцудзана (1774-1833) на шелковом свитке изображает работу печи татара.

Хамон — линия закалки лезвия у катаны. Возможности катаны основаны на совершенной технологии. Гений японских кузнецов проявился в том, что им удалось создать клинок одновременно острый и гибкий. Секрет же заключается в термообработке готового клинка. За счёт покрытия клинка глиной можно контролировать скорость охлаждения - в результате в одном клинке образуется сталь двух видов: гибкая и очень твёрдая т.е. меч получается острым и ударостойким. Граница между двумя видами стали уникальна для каждого меча.

Составные части катаны: Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) — Фути (Fuchi), Шнур — Ито (Ito),Лезвие — Ками,Верхнее кольцо (головка) рукояти — Касира (Kashira),Вход в ножны — Коигучи (Koiguchi),Оконечность ножен — Кодзири (Kojiri),Петля для завязок — Куриката (Kurikata),Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти — Мекуги (Mekugi),Украшение на рукояти под (или над) оплеткой — Менуки (Menuki),Хвостовик — Накаго,Завязки — Сагэо (Sageo) Кожа ската на рукоятку — Самэ (Same),Ножны — Сая (Saya),Прокладка между гардой и кольцом (шайба) — Сеппа (Seppa),Молоточек для разборки меча — Тецу,клинок — Тосин,Гарда — Цуба (Tsuba),Рукоять — Цука (Tsuka),Оплетка — Цукамаки,Муфта для фиксации меча в ножнах — Хабаки.
Цуба


гарда японского клинкового оружия, такого как катана и других мечей (тати, вакидзаси), танто или нагината.
Цубы обычно украшены изящной отделкой и являются в наши дни предметами коллекционирования. Мастерство изготовления цуб в Японии было передаваемым по наследству ремеслом. Бусидо порицал ношение самураем колец, серег и прочей бижутерии. Однако самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубу. Тем самым формально без нарушения кодекса показывались вкус и богатство самурая.
Ошибочно мнение, что цуба выполняла роль гарды. Гарда - поперечная перекладина, деталь европейского меча. Гарда предназначена для защиты руки от оружия противника. На раннем оружии гарды не существовало вовсе. Первые варианты гарды представляли собой планку, перпендикулярную лезвию и рукояти, и находящуюся в той же плоскости. Начиная с XVI века стали появляться круглые гарды, а также гарды, защищающие руку целиком с помощью изогнутой части, идущей от верхней части рукояти до нижней. Японская фехтовальная школа не знает блоков катаны катаной в принципе. Катана изготавливалась из стали довольно высокой твердости, но весьма хрупкой. Стоимость же катаны достигала невероятных размеров, в зависимости от её качества. Тем не менее, и катана ковавшиеся на поток, и катана изготавливаемые по спец. заказу при встречном ударе об другую катану имели высокие шансы разлететься. Блоки не предусматриваются ни клинком, ни цубой, ни какой-либо другой частью катаны. Цуба, помимо чисто декоративной функции, служили упором для руки. Давление же, испытываемое рукой при упоре в цубу в разы меньше давления при упоре в гарду, поскольку площадь применения силы существенно больше, чем у гарды. Это, и ряд других причин обусловили появление в кендо выпадов. С тяжелым европейским мечом выпады произвести было гораздо тяжелее и неудобнее.

Терминология.

В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:
Тати — длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). В музеях демонстрируются в положении лезвием вниз.Катана — длинный меч (длина клинка 61—73 см), с несколько более широким и толстым клинком и меньшим изгибом по сравнению с тати. Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются прежде всего по манере ношения. Постепенно с XV века катана вытеснила тати как оружие для пешего боя. В музеях демонстрируются в положении лезвием вверх, по манере ношения. В древности катанами называли кинжалы, но с XVI века перенесли это название на мечи утигатана.
Вакидзаси — короткий меч (длина клинка 30,3—60,6 см). С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая, дайсё («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.
Танто (косигатана) — кинжал или нож (длина клинка < 30,3 см). В древности кинжалы называли не «танто», а «катана». Меч тати, как правило, сопровождался коротким танто.
Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям. В широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытеснился термином кэн для обозначения прямого меча.Нагината — промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека.Кото — букв. «старый меч». Мечи, произведённые до 1596 года. Считается, что после этого времени многие приёмы традиционной технологии были утеряны.Синто — букв. «новый меч». Мечи, произведённые с 1596 до 1868 года, то есть до начала промышленной революции периода Мэйдзи. За редким исключением, мечи синто не рассматриваются как высокохудожественные творения кузнецов, хотя могут отличаться роскошной отделкой. По внешним признакам воспроизводят мечи кото, но по качеству металла уступают им. Гэндайто — букв. «современный меч». Мечи, произведённые после 1868 года и по настоящее время. Среди них присутствуют как массово выпускавшиеся для армии по упрощённой фабричной технологии сёвато (букв. «меч периода Сёва»), в том числе, син-гунто (яп.син гунто:?, букв. «новый армейский меч»), так и мечи, выкованные после возобновления в 1954 году производства современными кузнецами по традиционными технологиям, для которых предлагается использовать название син-сакуто (япсин сакуто:?, «недавно сделанный меч») или син-гэндайто (букв. «новый современный меч»).
История Катаны.


Катана - Тати.
Итак, катана или дайто берет свое начало тем что первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы», III—VI вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука (538—710 гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо, а к VII веку освоили технологию ковки многослойной стали. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.
На рубеже VII—VIII вв. у японских мечей появился изгиб. Легенда связывает появление одного из первых таких мечей с именем кузнеца Амакуни (англ.) из провинции Ямато. Амакуни будто бы выковал известный меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона) в 703 году, и, хотя точная датировка отсутствует, этот меч считается самым древним изогнутым японским мечом.
В начале VIII века в результате укрепления власти императора в Японии начался период Нара (710—794 гг.). Производство оружия было поставлено под контроль централизованного государства, кузнецам предписано было ставить подписи на свою продукцию. Закупленные мечи хранились на императорских складах и выдавались воинам на время войны или их службы. Отмечается развитие технологии локальной закалки режущего лезвия при помощи нанесения термостойкой пасты на клинок. Тем не менее знать периода Нара предпочитала длинные прямые и изогнутые мечи китайского и корейского происхождения, возможно благодаря их роскошной ювелирной отделке. В Корее были изготовлены 44 меча Дайто («великие мечи»), которые император на протяжении последующих столетий вручал военачальнику или сановнику как символ предоставленных полномочий на время кампании.
Боевые качества катаны.


Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал жертве бороду. Другой меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал колени.Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (боб), потому что упавший на его лезвие боб разрезался на две части.Испытатель мечей Оно Ханкэй (XVII век) перерубил мечом ствол ружья. Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта. Миф был опровергнут в телепередаче «Разрушители мифов»-даже робот, сила удара которого во много раз превосходила человеческую, смог только погнуть ствол пулемета M2HB.В 1662 году испытатель Ямано перерубил мечом синто два тела (трупа), уложенных один на другой. Это не считалось уникальным результатом.
Современная оценка японских мечей.



После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.
Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

Национальное сокровище (кокухо). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.

Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.

Особо важный меч.

Важный меч.

Особо оберегаемый меч.

Оберегаемый меч.
В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу. В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

Меч с выгнутым наружу лезвием длиной более 60 см (дайто) с длинной и прямой рукояткой, которая дает возможность применять хват двумя руками. Несильный изгиб лезвия и заостренный конец допускают также использовать колющие удары. Сражение одной рукой сильно осложняется тем, что

у катаны нет навершия. Масса японской катаны традиционная для мечей данного типа (примерно 1 - 1,5 кг).

Самурайский меч катана фото

История и характеристика катаны

Эпоха самурайского меча катаны началась в 15 столетии в результате совершенствования тати. Катана применялась в качестве стандартного вооружения самурая, преимущественно в паре (так называемый комплект дайсё – длинный и короткий) с малым мечом вакидзаси, который использовался в ближнем бою или в харакири. Катану было разрешено носить только самураям. Катана – наиболее прочный в мире меч, который позволял разрубать почти все материалы - мясо, кости и даже железо. Профессионалы владения катаной в сражении с бойцом, применяющим европейский меч, могли перерубить этот меч (твердость лезвия катаны 60-65 HRC против 50-58 HRC твердости европейских мечей).

Приемы владения катаной

Длинная рукоять давала возможность эффективно маневрировать катаной. Как правильно держать катану? Преимущественно использовался хват, при котором конец рукоятки лежит в середине левой ладони, а правая рука сжимает рукоять около гарды. Синхронное движение обеих рук дает возможность создавать широкую амплитуду взмаха без больших силовых затрат. В основном удары наносятся вертикально. Распространенное в Европе деление на "блок-удар" практически не используется. Вместо этого наносятся удары по мечу или рукам соперника, убирающие его оружие с траектории атаки и позволяющие дальнейшим взмахом поразить противника.

Хват катаны

Настоящий японский самурайский меч катану можно отличить по характерной линии закалки хамон, которая образуется вследствие использования особых методов ковки и закалки, и по рукояти цука, которая обернута кожей ската и замотана полоской шелка. В качестве обтяжки могла использоваться простая кожа. Деревянные рукояти или рукояти из слоновой кости бывают только у сувенирных и парадных катан.

фото линия закалки хамон

Клинок сделан по крайней мере из двух различных типов стали: вязкого в сердцевине и прочного в режущей кромке. Эти составляющие перед ковкой проходили очищение приемом множественного сложения и сварки.

Ножны самурайского меча катаны носят название сая; они сделаны из дерева и на их поверхность нанесен лак.

Фото ножны катаны сая

Ношение катаны

Японские самурайские мечи катану и вакидзаси носят лезвием вверх на левом боку в ножнах, которые помещены за поясом. Когда самурай заходил в дом, он вытаскивал катану из-за пояса. При угрозе он держал меч в левой руке в состоянии готовности к бою или, если хотел показать доверие, в правой. Присаживаясь, он клал меч на пол в черте досягаемости, при этом вакидзаси оставался за поясом. Если нужда часто применять катану отсутствовала, ее оставляли дома в недекорированной оправе сирасая, сделанной из магнолии, которая сохраняла меч от коррозии.

Ношение катаны

Катана видео

Видео, в котором демонстрируются основные приемы владения катаной, техника выполнения ударов.

Другие интересные статьи

Наверно, ни одно оружие в мире не окутано таким ореолом загадочности и мистики, как японская катана. Сейчас, в наши дни, она является коллекционным оружием (причем довольно дорогим, стоит отметить). В прежние века катана была символом воинского сословия Японии – самураев. Ее красота, блеск, форма не перестают волновать любителей холодного оружия. Так в чем заключается секрет катаны? Не в истории, литературе и кино. Эта слава обусловлена легендарным качеством клинка, а также почти мистическими отношениями между катаной и ее обладателем- самураем.

Катана (японское чтение слова – кунъёми) представляет из себя изогнутый меч с односторонним заточенным клинком. Изготавливали оружие из стали. Можно сравнить катану с шашкой, однако есть и различие – рукоять японского меча длинная, что предполагает использование сразу двух рук. Длина лезвия – от 60 до 75 см, рукояти – где то около 15-20 см. Таким образом, можно подсчитать, что вся длина катаны была приблизительно 100 см.

История создания

Впервые в источниках катана упоминается в 15 веке. Японские воины до нее уже носили оружие – тати, который подвешивался на пояс, окатану (меч более большого размера). Катана стала скорее видоизмененной модификацией тати. Носить катану и использовать ее по назначению разрешалось лишь самураям. Конечно, у них были и другие типы вооружения – луки, стрелы, копья. Но ни одно из них не завоевало такую популярность, как длинный, слегка изогнутый меч за поясом самурая. Не столько ее использование, сколько процесс создания вызывал массу вопросов. Связь между катаной и самураем-сварщиком была священной.

Считалось, что в мече находится душа воина, поэтому ее использовали лишь в самых крайних случаях – например, катану можно использовать в вопросах чести (которые могут включать спасение дворянина или членов семьи, защиту от верной смерти). Бывали и такие случаи, когда катаной измельчали колбасу на ужин или обед. Некоторым это покажется откровенной глупостью, а самураи относились к своему мечу, как своей душе, поэтому использование катаны в качестве кухонного ножа было приемлемо, если воин действительно голоден.

Как же создавали катану?

Самурай-сварщик в течение времени, когда он находился в мастерской, не мог есть мясную пищу, употреблять алкоголь, иметь сексуальные отношения. Иногда изготовление катаны занимало несколько месяцев (отметим, что техника создания японского меча не меняется на протяжении тысячи лет). Сначала листы стали складывались вместе, заливались раствором из глины и воды, затем сверху посыпались золой, чтобы весь шлак вышел из металла. Затем сталь раскаляют, чтобы куски прилипли друг к другу.

Далее идет уже знакомая всем работа кузнеца – молотом кусок стали расплющивают, затем складывают – такая процедура повторяется неоднократно. Затем в состав добавляют сталь более мягкого состава, чтоб клинок не сломался при сильной нагрузке. Затем катане придается форма, потом клинок обрабатывается жидким раствором глины, чтобы избежать окисления. Следом идет процесс закалки – сталь накаляют до предела выдержки металл, затем охлаждают. На завершающих этапах идет заточка лезвия (с одной стороны), полировка. Катана готова.

Не стоит думать, что катана была единственным мечом самураев. Ее носили в сочетании с другими колюще-режущими орудиями. Более короткий меч назывался вакидзаси (общая длина с рукоятью – от 50 до 80 см).

Присутствовал также традиционный японский кинжал танто (общая длина с рукоятью – около 50 см). Еще одним изогнутым японским мечом является тачи, который был немного длиннее катаны. Тачи носили подвешенными на шнурах от пояса. Такого рода меч предпочитали воины верхом на лошадях, где достаточная длина клинка обеспечивала досягаемость, необходимую для битвы с пешим самураем.

Примечательно, что первые японские мечи были не местные, так сказать – они были импортированы из Китая и Кореи. Их изготавливали обоюдоострыми и прямыми, без различных изгибов. Ранние мечи, созданные японцами, были просто имитацией прямых мечей из Китая и Кореи. Они назывались джокото,или древними мечами. Традиционный японский меч изменился с прямого на изогнутый. Изогнутый клинок можно было извлечь из ножен быстрее, он также был более эффективен, как рубящее оружие при использовании всадником.

Впервые японцы начали свое производство около 2000 лет назад.

Тогда случился казус – воин Мусоши Килалотамен заснул перед костром, не заметив, что его клинок оказался частично в огне. Он проснулся о того, что горел уже его плащ, и начал быстро тушить его. Заодно пытался остудить раскаленный докрасна меч кастрюлей, попавшей под руку.

При ударе кастрюли о металл углерод укрепил сталь, и меч стал еще крепче. Конечно, это легенда, но кто знает, вдруг в ней есть и частица правды? Доподлинно неизвестно, когда именно японцы стали ковать свои мечи, но без сомнения, они превзошли всех мировых мастеров в этом деле. Ковка катаны не была делом рук только одного мастера – один занимался лезвием, другой – полировкой, третий создавал рукоять (обтягивая ее кожей).

Читатель может задать вопрос – как же воины проверяли новый меч? Насколько он удобен в обращении, а лезвие остро? Ответ прост – катану, перед тем, как начать использовать в военных походах, тестировали на осужденных. Подробности лучше опустить – все-таки не фильм ужасов.

Закат использования катаны

В период Эдо (1603-1867 годы) в Японии царил мир, и оружие (также как и самураи) постепенно уходили в прошлое. Прогресс не стоял на месте – вскоре в стране Восходящего солнца появилось огнестрельное оружие, роль катаны заметно снизилась. Уже не было такого массового потока новых мечей. Начиная с 12 века до 1867 года (с перерывами) Японией правили сегуны – военные чины. В 1867 году последний сегун уходит в отставку, и вся власть сосредотачивается в руках императора. Спустя 10 лет, в 1877 году, был издан указ Хайтореи, который ограничил право ношения оружия военными и полицейскими. Фактически, класс самураев в Японии был отменен. Вместе с ним и катана.

Хотя катана и вошла в историю и является предметом коллекций, она продолжает жить в кино, литературе и сердцах тех, кто по-настоящему ценит оружие чести.

Технология производства

В 710 г. нашей эры чело¬век-легенда и первый фехтовальщик Амакуни впер¬вые применил в бою меч с изогнутым лезвием, который был выкован из нескольких разнородных железных пласти¬нок. Этот меч отличался «сабельным профилем» и с XII по середину XIX просуществовал в такой форме почти без изменений.
С XII века катаны стали непременным атрибутом японской аристократии. После революции Мэйдзи, когда чиновникам было предписано носить шпаги европейского образца, катаны утратили свое привилегированное положение.
Сегодня любое японское оружие , в т.ч. катана , классифицируется по длине клинка, каждый вид меча имеет свое название. К основным типам относятся: нодати - двуручный меч с длиной клинка более 84 см; тати - придворная саб¬ля самурая с клинком как у катаны , но более пышным декоративным убранством; тинса -катана — придворная сабля длиной до 61 см; вакидзаси - являлась парой к катане или тати, длиной до 51 см; танто - боевой нож, который часто но¬сили вместо вакидзаси , с клинком в 28-40 см, и кайкен - женский нож с прямым клинком 8-16 см.
Катана существенно отличается от любых других мечей , изобретенных человечеством. По гибкости, остроте и прочности катаны превосходят арабские булаты , не говоря уже о европейских мечах . Большинство специалистов бескомпромиссно считают катану лучшим длинным клинком в мире.
В фильме «Убить Билла», режиссер Квентин Тарантино допустил серьезную погрешность во времени и способе изготовления катаны . По японской традиции, оружейник, сковавший клинок, никогда не стал бы заниматься изготовлением фурнитуры - для этого у него был целый штат производственников. На самом деле, катана представляет собой целый конструктор как результат труда многих человек, и настоящий самурай всегда имел несколько комплектов фурнитуры для своего меча . Клинок передавался по наследству из века в век, и в зависимости от разных обстоятельств облик катаны менялся. Например, на войне нужно было придать мечу аскетичный облик, а на свидание с дамой самурай мог явиться с богато украшенной катаной Катана получила такую широкую известность во многом благодаря технологии ее изготовления. Самое основное в любой катане - это металл, для изготовления клинка предназначалась особая железная руда, содержавшая примеси молибдена и вольфрама. Прутки закапывали в болото на 8 лет, чтобы ржавчина выела слабые места в изделии, после чего оно отправлялось к кузнецу. Кузнец расплющивал прутки специальным молотом, превращая их в фольгу, потом эта фольга складывалась и снова сплющивалась - в результате готовый клинок содержал в себе около 50000 слоев прочнейшего металла. Немаловажен факт, что настоящая катана была самозатачивающейся из-за упорядоченного движения молекул - достаточно было повесить клинок на стену, чтобы через определенное время вновь получить острое, как бритва, лезвие. Клинок подвергался поэтапной шлифовке: девять шлифовальных кругов уменьшали зернистость, после чего мастер лично полировал его пылью древесного угля. Последний этап в производстве - это закалка в жидкой глине, в процессе которой на клинке появлялась тонкая матовая полоска - якиба. Известные мастера ставили на хвостике клинка свою подпись. По окончании ковки и за¬калки меч в течение 2-х недель полировался до зеркального блеска, и лишь после этого работа счита¬лась законченной.
Обычно мастер создавал клинок в одиночестве либо с избранным учеником, которому из уст в уста передавал свои знания и опыт. Процесс изготов¬ления меча мог длиться от нескольких месяцев до 10-15 лет. Известно немало случаев, когда глава самурайского рода заказы¬вал мастеру изготовление катаны для своего новорожденного сына, чтобы по взрослении наследника и окончании его обучения он мог получить свой меч «по спецзаказу».

«Оружие души»

Для японцев катана была не просто оружием - она отражала дух японской нации и являлась символом сословий, вершивших историю в течение веков. И хотя меч не самое древнее оружие Японии, он занимает в истории и менталитете страны особое место. Самые первые японские мечи были очень похожи на своего китайского собрата - прямого меч «цзянь», и мало походили на катану . Именно такие мечи активно использовались первыми сословиями самураев в раннем средневековье, и уже тогда меч практически считался «оружием души» военной касты. Отношение самураев к мечу и этика «кэн-дзюзу» составляли неотъемлемую часть кодекса «бушидо», определявшего весь уклад жизни самурая. Наряду с зеркалом и яшмовым ожерельем, меч входил в число священных символов императорской власти. Меч также был отличительным признаком общественного положения воина, символом чистоты, и - что характерно только для Японии - лучшим драгоценным подарком.
Катану преподносили знатным людям, меч вносили в храмы по поводу особых торжеств, дарили послам иных государств в знак уважения. При этом правила ношения меча строго регламентировались этике¬том.
После появления катаны , именно этот меч стал считаться символом самурайского достоинства, «оружием души» благородного воина, строго соблюдавшего сложные ритуалы даже повседневного ношения катаны . Признаки достоинства у самураев были свои. Например, одним из них считалось наличие большого ассортимента мечей - 10 и более, - различавшихся формой и расцветкой ножен и рукоятей. Все мечи предназначались для ношения в разных ситуациях: на придворных праздниках, охоте, на войне. Скажем, если самурай желал выразить свое миролюбие, он вешал катану на правый бок, т.к. извлечь его из ножен было труднее. Катана на левом боку означала, что ее хозяин «готов к войне».
Приходя в гости, самурай передавал свою катану слуге, который кланялся и водружал меч лезвием вверх на специальную подставку. Если самурай пришел в гости к давнему другу, то он снимал даже короткий клинок вакидзаши , вешая его под правую руку рукоятью к себе. Обернутая к собеседнику рукоять могла трактоваться как оскорбление, ибо такой жест означал сомнение владельца клинка в фехтовальном мастерстве оппонента. Если же собеседник случайно касался меча своего гостя, это воспринималось последним как угроза его чести, и могло даже привести друзей к поединку. Если же хозяин дома искренне восхищался красотой клинка и просил разрешения полюбоваться им, трогая лезвие через тонкую ткань, то это, напротив, считалось большой честью для его владельца.
С точки зрения японских масте¬ров кузнечного дела, меч по-настоящему чего-то стоил, если в него была вложена душа кузнеца. В историю вошел один очень интересный поединок, в коем соперничали величайшие оружейники XIV века Муромасой и Масамуне. Кузнецы вонзили свои катаны в дно небольшого ручья, повернув лезвия мечей против течения. В то время была осень, и все листья, попавшие на лезвие меча Муромасы, рассекались пополам, а листья, что приближались к клинку Масамуне, огибали его, не касаясь. Муромаса в этом поединке признал себя побежденным, т.к. японская «мифология меча» гласит, что меч есть не оружие агрессии, но оружие мира, и его истинное назначение — предотвращать и прекращать войны.

Применение катаны

В феодальной Японии тренировка применения катаны выглядела более чем жестоко - только что созданными катанами рубили заключенных, чтобы посмотреть, какое воздействие меч оказывает на кости и ткани. Меч катана по своей форме имел слегка изогнутое лезвие, что позволяло клинку дольше оставаться в разрезе, тем самым, глубже проникая в рану. Многие боевые приемы самураев специально задумывались так, чтобы, используя всего 10-15 см кончика меча проникать в тело на 5-10 см. Это позволяло гораздо легче и быстрее сделать разрез и выдернуть меч для дальнейшего использования.

Схватка на катанах продолжалась несколько секунд, и, дабы не скучать, самураи стремились овладеть разнообразной тактикой. У них водились более хитрые приемы, нежели очевидное «ударить первым», позволявшие сопернику сделать первый выстрел, и тогда атака становилась для него смертельной. Во всем этом лежит задумка - обмануть соперника, этим же смыслом наделены почти все битвы на катанах . Движением глаз и тела самурай представлял врагу определенную картину, в рамках которой тот атаковал, и в ответ действовал неожиданно. Самураи старой школы не размахивали своими мечами , сохраняя холодное спокойствие до решающего мгновенья. Они знали, что «если слишком высоко поднимать меч, будет трудно обмануть противника».