Экскурсия с младшими школьниками в осенний парк. Осенние изменения в жизни животных. Повторение и закрепление изученного материала

Анна Пантелеева
Осенняя экскурсия в парк для старшей группы «Осень - чудная пора»

Цель : формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи :

Образовательная :

обобщить и систематизировать знания детей об осени ;

закреплять знания детей о деревьях, кустарниках , и умение узнавать их по листьям.

Развивающая : развивать речь детей, внимание, мышление. Воображение, память.

Воспитательная : воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, способствовать получению основных эмоций.

Предварительная работа : беседа об осени , её признаках, разучивание стихов, рассматривание картины «Осень золотая » , чтение рассказов, знакомство с деревьями на территории детского сада.

Ход экскурсии.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами получили письмо вот в таком красивом конверте. А от кого оно мы можем узнать, отгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

(Осень .)

Воспитатель. Осень приглашает нас на прогулку в парк . Вы принимаете её приглашение?

Воспитатель. Ребята, вы должны помнить, что в парке вы гости . Поэтому вести себя нужно хорошо. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Ответы детей.

Воспитатель. Ну, а теперь мы смело можем отправляться в путь.

По дороге воспитатель уточняет, какая погода.

Придя в парк , читает стихотворение «Осень художница » .

Повязала осень пёстрый фартук ,

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела.

Ребята, представьте, что вы все художники. Вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень . Какие цвета вы возьмете для своих пейзажей. Давайте подумаем, какая он осень . Опишите её.

Ответы детей.

Воспитатель. С приходом осени все вокруг изменилось. Ребята, что вы можете сказать о кустарниках и деревьях ?

Ответы детей.

Воспитатель. А какие деревья вы знаете? (Ответы.) послушайте загадку.

Стоит Алёнка – платок зелёный.

Тонкий стан белый сарафан.

(Берёза.)

парке берёзу и сделаем вокруг нее хоровод. Берёза считается символом России. В народе говорят : «Где берёза вырастет, там русский человек приживется» .

Воспитатель. Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью ? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит) . Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

А у меня для вас ещё одна загадка.

Вот колючка-недотрога!

Лучше ты ее не трогай.

Ой, остры иголочки

У зеленой. (елочки) .

Воспитатель. Давайте найдем в парке ель и станем вокруг нее в хоровод.

Воспитатель. Две больших сосны стояли рядом,

А меж ними елочка росла,

Две сосны подружку укрывали,

Чтоб вершинку ветры не сломали,

Чтоб красивой елочка была.

Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев – маленькие иголочки, шишки. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка

Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим , какие ещё деревья здесь растут.

Проходя по парку , дети называют деревья. (Каштан, вяз, рябина.)

Воспитатель. Давайте остановимся около рябины.

Я по парку погуляла ,

Где заря растет узнала.

Поглядела вверх - она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина ?-

Это дерево - рябина!

Рябина очень красивое дерево, посмотрите на его крону. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят, чай заваривают) . Кто еще любит ягоды рябины? (Птицы)

Воспитатель. А сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете деревья. Давайте поиграем в игру «К названному дереву беги» .

Проводится игра.

Воспитатель. В парке растут не только деревья, но и кустарники . Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.) Я сейчас ребята закройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят? (Ответы детей.) молодцы, правильно. Это ветер играет с листьями : срывает их с деревьев и кружит в воздухе. Поиграем с листьями? Я буду показывать вам листочки, а вы называть с какого они дерева.

Проводится игра «От какой ветки детки» .

Воспитатель. Ребята, давайте соберем листочки, чтобы сделать красивые поделки. Нам пора отправляться в детский сад. Но мы обязательно ещё посетим наш парк .

МБОУ СШ №14

Тема: «Экскурсия в осенний городской парк»

Выполнила:
учитель начальных
классов
Осипова Т.С.

Дзержинск-2017

Экскурсия в осенний парк
"Деревья в осеннем лесу"

Цель: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в парке; расширить и углубить знания о деревьях осеннего парка; воспитывать в детях эстетические чувства.

Задачи:

    Расширить представления детей о характерных признаках деревьев, растущих в парке.

    Сформировать умения различать окружающую природу в связи с временем года.

    Укрепление коллективных отношений.

    Воспитывать у детей интерес и любовь к месту в котором он живет.

План экскурсии:

2. Выход в парк.

3. Возвращение в класс.

4. Подведение итогов.

Ход экскурсии

1. Подготовительная беседа с учащимися (в классе).

Накануне экскурсии ребята читают стихи об осени, разгадывают загадки, знакомятся с народными приметами, пословицами и поговорками.
Дети рассказывают стихотворения: А. Плещеев " Скучная картина" ; А. Плещеев "Осенняя песенка".
Учитель читает загадки:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто... (Листопад)

Осенью он часто нужен -
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)

Учитель: Ребята сегодня мы с вами совершим осеннее путешествие в парк.
Но перед этим я должна вас спросить: Помните ли вы как себя нужно вести?
Учащиеся: Да, нельзя без разрешения никуда уходить, идти нужно парами друг за другом, не уходить далеко от учителя, не кричать, не мусорить, не рвать растения, не дразнить встретившихся животных, слушать команды учителя и его речь.
Учитель: Молодцы, помните эти правила сами и напоминайте другим!

2. Выход в парк

Учитель: Куда мы пришли?

Учащиеся: в осенний парк

Учитель: Какие изменения произошли в осеннем парке с прошлого посещения? Почему?

Учащиеся: наступила осень.
Дети вспоминают, какая погода была летом, как выглядели растения. Отмечают изменения, которые произошли с растениями (многие отцвели, дали семена, засохли, потеряли листву, погибли и т. д.).

Учитель: Как называется явление, когда опадают листья?

Учащиеся: (листопад)

Учитель: На деревьях почти не осталось листьев, они лежат на земле, под деревьями. Они покоробились, и порывы ветра носят их по дорожкам сада. Но в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью – они образуют покров на земле, чтобы корни не промерзали, в них зимуют насекомые. А разлагаясь, они превращаются в прекрасное удобрение.
Учитель предлагает походить по осеннему парку и рассмотреть деревья.

Учитель: Ребята, какие деревья вы увидели?

Учащиеся: Дуб, Осина, Береза, Ель.

Учитель: Давайте рассмотрим эти деревья.

В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы. (Береза )

Народ с любовью называет ее березонькой, кудрявой, белоствольной, нарядной. Береза широко распространена в наших лесах. Она часто растет на вырубках, на брошенных полях. Живет она долго. К 80 годам дерево может достичь высоты 30 м. Широкое распространение березы объясняется тем, что она не прихотлива к климату, может расти на любых местах.

Как размножается береза?

Ранней весной появляются на березке длинные сережки. Осенью созревают семена, и плод березы разносится ветром.

У березы ствол с темными крапинками. Листья вырезные, они летом зеленые, осенью желтые.

Теперь отгадайте следующую загадку:

И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,

Если только кто подскажет

То, что жёлуди на нем! (Дуб)

Дуб достигает 40 м. Буро-серая кора молодых дубков гладкая, но с возрастом темнеет и на ней появляются продольные трещины. Листья обратнояйцевидные с заметными лопастями. В лесу дуб образует небольшую крону, но на свободе раскидывает свои толстые извилистые сучья далеко в стороны.

Следующая загадка:

Захожу я в зимний лес
Встретил Чудо из чудес.
Зелёное, могучее,
Но чересчур колючее (Ель)

Ель одно из самых распространенных деревьев. Живет она до 300 лет и в зрелом возрасте (120 - 150 лет) иногда достигает высоты 50 м. Ствол ее круглый и прямой. Ель - дерево исключительное по своим свойствам. Одним из таких свойств является музыкальность. Из ели с древнейших времен делают музыкальные инструменты, в том числе струнные. Новгородские гусли средневековой Руси чаще всего делали из ели.

Отгадайте последнюю загадку:

Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летам
Вся дрожу, как в холода. (Осина)

Осина. Ствол серовато – зеленый, высотой 25-30 м. Жесткие округлые листья приходят в движение при малейшем ветерке. Неустойчивое положение листьев объясняется тем, что их длинные черешки сплюснуты и посередине заметно тоньше.

Учитель: А теперь давайте, я вам буду описывать дерево из нашего волшебного, осеннего парка, а вы по описанию,должны будите мне сказать, что это за дерево.

1. Это дерево широко распространено в наших лесах, часто растет на брошенных полях. Это дерево не прихотливо к климату и ранней весной на ней появляются длинные сережки.

Учащиеся: Береза

2. Это дерево живет 300 лет, ствол круглый прямой. В старину из него получались самые лучшие музыкальные инструменты?
Учащиеся: Ель

3. У этого дерева ствол серовато - зеленый, жесткие округлые листья, приходящие в движение от малейшего дуновения ветерка.
Учащиеся: Осина

4. Это дерево достигает в длину 40 м. Листья у него обратнояйцевидные с заметными лопастями. Когда это дерево молодо, то кора у него гладкая, а со временем появляются трещины.
Учащиеся: Это Дуб.

Учитель: Молодцы! Наша экскурсия подходит к концу. Поэтому давайте с вами возьмем листики каждого описанного нами дерева и отправимся назад в класс. Я помогу вам в сборе листочков.

Сбор листьев деревьев.

3. Возвращение в класс.

Учитель: Ребята отправляемся в класс. Еще раз напоминаю вам правила поведения: Идти парами, не отставать, не кричать, идти дружно, рядом со мной.

При приходе в класс, учитель просит положить собранные листья на парту, для дальнейшего использования.

4. Подведение итогов.

Учитель: Ребята о каких деревьях мы с вами узнали, которые растут в нашем парке?
Учащиеся: Дуб, Осина, Береза, Ель.
Что вам показалось наиболее интересным? (ответы учащихся)
А теперь давайте каждый из вас сделает свое волшебное осеннее дерево.

Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей об осени; показать, что природа прекрасна во все времена года, и в ней ничего не происходит случайно, объясняя, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений; формировать навыки посадки деревьев; учить ориентироваться по плану экологической тропы.

Планируемые результаты: развитие качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

Предварительная работа: наблюдения, заучивание стихов, песен, чтение рассказов, рассматривание картин, беседы.

Ход занятия

Занятие начинается с появления почтальона.

Воспитатель. Ребята, вы слышали, кто-то стучится в дверь.

Входит почтальон: Здравствуйте, ребята!

Я - почтальон веселый,

Я целый день спешу -

Открытки, телеграммы,

Посылки разношу.

Вам письмо!

Получите и распишитесь.

Воспитатель благодарит и прощается с почтальоном.

Воспитатель . Ребята, давайте посмотрим, кто нам прислал письмо: «Здравствуйте, ребята! Это я - Дядюшка Ау, я хочу пригласить вас погулять вместе со мной. Чтобы найти меня, вы должны посмотреть на план экологической тропы и найти, где я вас жду. Жду вас в парке. Дядюшка Ау».

Ребята, давайте посмотрим, где ждет нас дядюшка Ау. (дети ищут). Молодцы, нашли! Идем искать? (дети входят в парк). Ребята, посмотрите, а вот и дядюшка Ау нас встречает. Здравствуйте, Дядюшка Ау!

Дядюшка Ау . Здравствуйте, ребята! Вы были в парке летом? (ответы детей). А как вы думаете, какое сейчас время года? (ответы детей). Правильно, осень. Я хочу прогуляться с вами в осеннем парке. Вы согласны? А как вы думаете, чем отличается парк от леса? Хотите посмотреть и узнать что-то новое? Тогда идем в парк.

Воспитатель . Посмотрите, как все изменилось в парке. Ребята, что вы заметили? (Листья изменили окраску, растения завяли, трава пожухла). Правильно, здесь побывала осень и устроила листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод.

Дядюшка Ау . Ребята, вы знаете, почему листья желтеют и опадают? (сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме.)

Воспитатель. Давайте вспомним, что нужно растению, дереву, чтобы оно хорошо росло и зеленело? (свет, тепло, вода). А сейчас хватает света и тепла? (ответы детей). Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки и готовятся к зиме, ведь зимой они расти не будут.

Дядюшка Ау . Ребята, как вы думаете, опавшие листья нужны растениям? (ответы детей).

Воспитатель. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни от морозов, траву. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзает, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. А весной опавшие листья (опад), перегнив под дождем, удобрят почву и дадут деревьям питание, а также полезные вещества для роста.

Дядюшка Ау . Ребята, а давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожки опад, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (ответы детей).

Воспитатель. Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Ребята, давайте мы с вами пойдем по парковой тропинке и послушаем, как шуршат листья (дети ходят). Интересно? Красиво? Что мы слышим? (листья шуршат, шелестят). Давайте вместе скажем: шуршат, шелестят.

Дядюшка Ау . Ребята, как называются деревья, которые здесь растут. Назовите? (тополь, клен, вяз).

Воспитатель . Как вы узнали их? (по листьям). Найдите листик тополя (вяза, клена). (Дети находят и приносят).

Дядюшка Ау . Ребята, а я тоже нашел листочки, а с каких они деревьев не знаю. Помогите мне? (клен, ясень). Ребята, а вы мне покажете эти деревья?

Воспитатель . Дядюшка Ау, мы тебе покажем и расскажем все, что знаем. Пойдемте, посмотрим на дерево ясень. Ребята, посмотрите внимательно, какие части есть у этого дерева? (корень, ствол, крона, состоящая из веток). А что располагается на ветках? (листья). Давайте рассмотрим их. Из чего состоят листья? (из черенка и листиков к нему прикрепленных). А как вы узнали, что это листочки ясеня, а не другого дерева? (ответы детей).

Дядюшка Ау . Ребята, сколько же всего у ясеня листочков? Я не умею считать, помогите мне (дети считают). Молодцы, и я вместе с вами научился считать.

Воспитатель . Ребята, приложите ладонь к нижней части листа и посмотрите, какие листочки по размеру? (маленькие). Какие они по форме? (овальные). Ребята, а вы заметили еще что-нибудь на этом дереве, кроме листьев? (ответы детей). Правильно. посмотрите, какие метелочки висят, как украшения.

Дядюшка Ау . А что это такое? (это семена).

Воспитатель . Они поспевают осенью. Посмотрите сколько семян на метелочке? (дети рассматривают). Ребята, а у Дядюшки Ау еще остался листик. С какого он дерева? (клена). Покажите его Дядюшке Ау, пожалуйста. (дети показывают). Ребята, а как вы узнали, что это клен? (по листьям). Что есть у этого дерева? (ответы детей). Какие по цвету листья? (темно-зеленые и желтые). Приложите лист к ладони, какой он? (крупный, похож на пальцы с заостренными верхушками, пронизанный многочисленными жилками разной толщины). Ребята, давайте сравним листочки ясеня и клена. Чем они отличаются? (ответы детей).

Дядюшка Ау . Ребята, а как вы думаете, есть еще отличия между этими деревьями?

Дети. Они отличаются плодами, у ясеня много мелких плодов с одним крылышком, и они на одной розеточке (метелочке), а у клена - плод крупнее, плоский с двумя крылышками.

Воспитатель . Ребята, прислонитесь к стволу дерева, что вы ощущаете? (тепло). Понюхайте кору дерева, чем она пахнет? (деревом, лесом).

Дядюшка Ау . Ребята, а как вы думаете, есть ли у клена полезные свойства?

Воспитатель. Листья клена очень полезны, используют их в лечебных целях. настой или отвар листьев снимает воспаление. снижает температуру, заживляет раны.

Дядюшка Ау. Ребята, я хочу поиграть с вами в интересную игру. Называется она «Такой листок лети ко мне». Возьмите каждый по листочку, слушайте внимательно и смотрите, у кого будет листочек клена, летите ко мне (ясеня, тополя, вяза).

Дети разбегаются и говорят слова:

Мы листочки, мы листочки.

Мы осенние листочки,

Мы на веточках сидели.

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок.

Дети бегают, помахивая листочками. Дети останавливаются, и Дядюшка Ау говорит слова: «У кого такой же листок - летите ко мне!»

Воспитатель . Молодцы, все справились. ребята, воздух бывает чистым и свежим только там, где растет много зеленых друзей. Как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы воздух был чистым и свежим? (ответы детей).

Дядюшка Ау . Я знаю, что нужно делать! Нужно посадить саженец и за ним ухаживать.

Воспитатель . Ребята, а кто из вас видел, как сажают саженцы? (ответы детей). С чего начинают? (ответы детей). Ребята, у нас здесь лежат предметы. Что вы видите? (лопата, кастрюля, ведро, машина, веревка, чашка, лейка). Выберите то, что необходимо для посадки деревьев. (дети выбирают). А почему вы не взяли машину? (игрушка)). Кастрюлю с чашкой? (посуда). Зачем веревочка вам нужна? (ответы детей). Сегодня мы с вами посадим саженец. Вот он. Посмотрите, что есть у этого саженца? (корни, ствол, ветки, крона). Молодцы! Что сначала мы будем делать? (ответы детей). Верно, ребята, выкопаем для него ямку и посадим. Что будем делать дальше? (ответы детей). Мальчики помогут придержать саженец аккуратно за ствол, чтобы не сломать его и не повредить корни. Девочки будут присыпать маленькой лопаткой корни, а затем польют саженец из небольшой лейки и ведерка.

Воспитатель. Какие вы у меня молодцы! Давайте все вместе споем песню, которую недавно разучили на музыкальном занятии:

Посадили деревце

У себя во дворе.

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто мы, часто мы,

Чтоб оно со временем

Дало тень, дало тень.

Дедушка Ау . Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали? (ответы детей). Понравилась вам прогулка? Хочу с вами попрощаться, мне пора домой. Я к вам еще приду. До свидания.

Воспитатель. До свидания, Дедушка Ау. Ребята, сегодня мы с вами нарисуем все вместе картину «Наш парк осенью».

Урок -экскурсия.

Тема. В гости к осени.

Цели: познакомить с осенними изменениями в природе; расширять знания учащихся о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе;

Научаться наблюдать изменения в живой и неживой природе и устанавливать взаимосвязь между ними.

Предварительная подготовка к экскурсии: нужно выбрать место проведения экскурсии – участок парка; побывать учителю на этом месте, отметить места остановок, объекты изучения; дети заранее готовят стихи об осени, рассказы о животных и растениях; экскурсия должна проводится в тёплый и солнечный день.

Ход урока – экскурсии.

1.Организационный момент. В классе учитель делит детей на группы. Каждая группа в парке получит своё задание на цветных карточках в форме листьев.

II. Актуализация знаний

Учитель читает стихотворение:

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

III. Формулирование темы и целей урока

– Ребята сформулируйте тему урока по прочитанному стихотворению.
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Изучим изменения в природе осенью) (слайд 5)

Учитель.Прежде чем мы отправимся на экскурсию, давайте повторим правила поведения в парке.

1.Не ломать деревья и кустарники, не рвать травянистые растения.

2.Не обрывать паутину и не убивать пауков.

3.Не распугивать птичьи стаи.

4. Не ловить и не уносить животных домой.

5.Не шуметь, не пугать птиц и животных!

–Учитель. Это очень хорошо, но давайте вспомним и закрепим тему прошлого урока.

IV. Работа по теме урока. Экскурсия в парке.

1.Повторение и закрепление изученного материала

– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
– Как греет солнце? (Ответы детей.)
– Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; Осадки, без осадков; Ветрено, безветренная погода; температура воздуха.)
– Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?(слайд 6)
– А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в Якутии температура – 50°, а в Арктике – 57°. Где теплее?

2.«Открытие» новых знаний.

Самостоятельная работа в группах по инструкционным картам.

1 группа. Внимательно посмотреть вокруг и перечислить деревья и кустарники у которых пожелтели и покраснели листья.

2 группа. Собрать коллекцию опавших листьев с деревьев и кустарников .

3 группа. Соберите семена и плоды различных растений .

5. Осенние изменения в неживой природе

– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно (слайд 7).

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза,затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все этоосенние явления в неживой природе (слайд 8).

6. Как меняется осенью жизнь растений

– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
– Давайте вспомним нашу экскурсию, как мы остановились на минуту и прислушались к звукам в лесу. Слышали шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.

– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
– А теперь подумаем, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?
– Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву? (слайд 10)
Обратите внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

3. Игра «Отгадай растение»

Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.

4. Осенние изменения в жизни животных

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)
– А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
– У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
– Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зеленым побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы мышами, другими мелкими животными.)

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
Кто сможет рассказать о перелетных птицах?
Учитель рассказывает о перелетных птицах (слайд 13).
– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых (слайд 14).
Необходимо заострить внимание на вопросе охраны природы. Учитель рассказывает детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

Контрольная карта №1

Контрольная карта №2

Контрольная карта №3

    Солнце ниже поднимается над горизонтом по сравнению с летом. Световой день становится короче.

    Становится меньше солнечных дней; преобладает пасмурная погода, чаще идут моросящие прохладные дожди. По утрам – туманы, иногда бывают и первые заморозки с инеем на траве. Чаще дуют ветры средней силы.

    Вода в водоемах стала холодной. Почва также становится холодной

    Листья меняют окраску. Начинается листопад. На некоторых деревьях и кустарниках сохранились плоды.

    Цветущих трав не наблюдается. Травы начинают увядать.

    Все меньше становится насекомых (одни забираются поглубже в почву, другие – под кору).

5.Физкультминутка.Подвижная игра.

6. Продолжение работы по теме экскурсии. Игра «Отгадай животное»

Учитель рассказывает о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает, о каком звере идет речь? Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.(Медведь)

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса)

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобер)

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно, и спать ложиться на всю зиму!(Барсук)

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)

Заполнение таблицы.

7. Возвращение в класс.

VI. Рефлексия.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Осенью в щель заберётся,

Что удалось вам?

В чём испытывали затруднения?

– Ребята, давайте проверим, что получилось у нас в таблицах

– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?

6. Итог урока – экскурсии.

Выполнили мы поставленные задачи?

Достигли вы цели урока?

Чтобы вы ещё хотели понаблюдать по теме, но вам не удалось?

Что нового вы узнали?

VII. Домашнее задание

Рабочая тетрадь № 1, стр. 13.

Рисунок осеннего дерева.

Конспект экскурсии

Тема: «Осень, осень, ты прекрасна…»

Задачи: учить различать виды деревьев и кустарников (по форме и окраске листьев, по наличию плодов), показать различия окраски коры деревьев (берёза, осина, клён). Расширить представления детей о состоянии растений в период золотой осени, об особенностях поведения птиц. Обратить внимание детей на красоту осеннего пейзажа, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края. Расширять и пополнять словарный запас детей.

Предварительная работа: наблюдение за окраской листьев деревьев из окна группы; рассматривание иллюстраций, цветных фотографий с изображениями осеннего леса, листопада; наблюдение за работой дворника по уборке листьев; наблюдение за поведением птиц осенью, их отлётом в тёплые края; чтение стихов об осени: «Зайчик» (А.Блок), «Осень» (А.Майков), «Лес осенью» (А.Твардовский), «Падают, падают листья» (М.Ивенсен).

Ход экскурсии:

Перед выходом на экскурсию поговорить о том, какая сегодня погода.

Педагог: Сегодня и вправду хорошая погода: светит солнце, дует лёгкий ветерок, а мы пойдём в парк и посмотрим, какими стали деревья осенью.

Придя на место экскурсии, воспитатель обращает внимание детей на красоту разноцветной листвы, отмечает яркость её расцветки и разнообразие красок.

Читает отрывок из стихотворения Е.Трутневой:

Стало вдруг светлее вдвое,

Парк, как в солнечных лучах,

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Какого цвета листья на берёзе? (Жёлтого, золотого. ) Посмотрите, как они красиво блестят на солнце! А какого цвета листья были летом? (Зелёного ) Наступила осень и листья на берёзе желтеют и опадают. Кружась в воздухе, падают на землю золотые листочки. Давайте мы с вами превратимся в листочки и покружимся как листики и опустимся на землю (дети медленно кружатся и приседают). А сейчас мы пойдём к другому дереву. Листья у него крупные и узорные. На что они похожи? (На ладошки, на салфеточки, на звёздочки ). Кто знает, как называется это дерево? (Клён ) А какого цвета кленовые листья? (Зелёные, жёлтые, красные ) А вы знаете, почему они становятся такими? Осенью смолнце греетслабо, становится всё холоднее и листья постепенно меняют свою окраску: желтеют и краснеют.

Проводится подвижная игра «Раз-два-три, к названному дереву беги!»

Воспитатель подходит к осине и просит подойти детей.

А теперь подойдите тихонечко ко мне и послушайте. Что вы слышите? (Ветер шумит, листья шуршат, шумит листва. ) Это шелестят листья осины на ветру. А почему они так дрожат? (Им холодно на ветру, жалко, что кончилось лето, боятся упасть вниз… ) А вы заметили, что в парке стало тихо? (Птиц не слышно ) Почему птицы не поют? И где они сейчас? (Птицы грустят, что лето кончилось, стало холодно, они улетают в тёплые страны. ) Осенью воздух становится холоднее, не слышно птичьих голосов, умолкли их песни. Многие птицы улетают в тёплые края, потому что солнце чаще прячется за холодные дождевые тучи, дует холодный ветер и исчезли комары и мошки. Птицам стало трудно добывать себе корм. Когда будет снова тепло, наступит весна, птицы опять вернутся и будут радовать нас своим щебетом.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, голубой,

Как красив ты, лист цветной!

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

(И.Михайлова)

Воспитатель предлагает детям побегать по опавшим листьям, собрать букет осенних листьев. Проводит игру «Такой листок беги ко мне!»

А теперь мы должны попрощаться с осенним парком и возвращаться в детский сад! Дети прощаются с парком, дарят ему добрые пожелания.

После экскурсии дети рисуют на тему осеннего парка, печатают листьями, выполняют аппликацию «Узор из осенних листьев». Проводится игра «С какого дерева листок», оформит группу букетом из осенних листьев.