Элен запашная возраст. Кто жена дрессировщика Аскольда Запашного (фото)? Биография, личная жизнь, дети, жены и возлюбленные Аскольда Запашного

Аскольд Запашный родился 27 сентября 1977 года в городе Харьков, Украина. Его отец - Вальтер Михайлович Запашный уже тогда являлся одним из самых авторитетных дрессировщиков страны, Заслуженный артист РСФСР. Цирковыми артистами были и бабушка с дедушкой. Причем отцом бабушки Лидии был знаменитый эксцентрик и клоун Карл Томпсон, выступавший в России под сценическим именем Мильтон.

Запашные специализировались на дрессуре хищных зверей. Эта опаснейшая профессия не раз ставила жизнь их родителей, Вальтера и Татьяны Запашных, на тонкую грань, за которой эта жизнь могла закончиться. Страшные рваные раны остались на ногах матери после нападения тигра. А уж о травмах, полученных отцом, можно рассказывать часами.

Но такая жизнь - на лезвии бритвы - была единственно-возможной и привычной для родителей. Такой она стала и для Аскольда Запашного. Цирковая биография Аскольда началась в очень раннем возрасте. На манеж выходил еще в детстве, но участие в первом цирковом номере мальчик принял, когда ему было 10 лет. Официальным дебютом считается выход на сцену в 11-летнем возрасте. Тогда, зимой 1988 года, Запашные гастролировали в Риге. Аскольд и Эдгард участвовали в номере «Машина времени», который очень тепло принимали зрители.

В 1991 году Аскольд Запашный вместе с семьей отправился в Поднебесную. Наступившие «лихие 90-е» поставили их подопечных на грань голодной смерти, ведь требовавшаяся провизия для львов и тигров - это каждодневные немалые расходы. А в 90-е покупать провиант животным с каждым днем становилось все трудней. К счастью, выход был найден. Китайцы предложили родителям выгодный контракт. На тот момент сыновья окончили школу. Препятствий для выезда за границу не было и семья переезжает в Китай.

В известном месте отдыха, Сафари-парке в пригороде Шэньчжэня, для Запашных возвели летний цирк. В обязанности Вальтера Запашного входило обучение китайских дрессировщиков. Сыновья тоже участвовали в процессе. А чтобы отличаться от китайцев, они стали блондинами.

Аскольд Запашный довольно быстро выучил сложный китайский язык, которым хорошо владеет и сегодня. В эти годы он научился жонглировать, стоя на лошадях, и дрессировать обезьян. Позже в этом виде дрессуры они с братом достигли таких высот, что получили главный приз «Золотая тройка» от Первого всероссийского фестиваля-конкурса циркового искусства.

После окончания китайского контракта цирковое семейство вернулось в Москву. В эти годы они много гастролировали, объездив не только все крупные города постсоветского пространства, но и далекие зарубежные страны. Побывали даже в Японии.

А еще Аскольд и Эдгард Запашные начали работать со львами и тиграми. В 1998 году отец передал сыновьям свой прославившийся аттракцион «Среди хищников». Аскольд с братом не только переняли от него все премудрости дрессуры хищных животных, но и во многом развили это опасное и красивое искусство. Аскольд Запашный со своим авторским трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве» внесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Вскоре братья создали свой цирк, назвав его «Цирком братьев Запашных». Его отличает особый стиль, которого нет ни у кого из коллег ни в стране, ни за рубежом.

Аскольд Запашный является директором Большого Московского Цирка, который расположился на проспекте Вернадского. Чтобы увидеть грандиозное шоу легендарных дрессировщиков под названием «Садко», «Камелот» и «Легенда», «К.У.К.Л.А.» и «Sиsтема», регулярно приходит множество зрителей, покидающих цирковое представление в состоянии полного восхищения.

Аскольд Запашный - медийная личность - известный, популярный человек, часто участвует в различных телевизионные шоу. Он вместе с Марией Петровой являлся участником 4 сезона телешоу «Ледниковый период» в 2013 году, так же появился в рейтинговых телепроектах «Братья Сафроновы», «Улица Веселая», «Сто к одному» и многих других.

В сентябре 2016 года Аскольд, как и его брат, на выборах в Госдуму VII созыва был доверенным лицом партии «Единая Россия». Через два года Запашный стал профессором кафедры «Режиссура цирка» Российской Академии театрального Искусства.

Награды и Премии Аскольда Запашного

1997 - Победитель фестиваля циркового искусства «Золотая тройка» в Ярославле;

1999 - Заслуженный артист России - за заслуги в области искусства;

1999 - Звание «Артист года» от Союза цирковых деятелей;

2001 - Лауреат премии Правительства Москвы;

2002 - Лауреат национальной премии «Циркъ»;

2005 - Лауреат Международного конкурса артистов цирка в г. Саратове, главный приз «Золотая тройка». Специальный приз за высокие достижения в цирковом искусстве награжден Международными призами от Китайской ассоциации циркового искусства - награда «Золотой лев».

2006 - Вместе с братом был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый длинный прыжок льва с человеком на спине.

2007 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске. - Главная награда «Золотой медведь».

2008 - Почетное звание «Народный артист Удмуртии».

2011 - Победитель Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в Москве. Специальный приз от Монгольского государственного цирка и от Большого цирка «Мундиаль» (Испания). Также имеет Общественные награды от губернатора Кемеровской области, губернатора Брянской области и губернатора Новосибирской области.

2011 - Второй раз занесен вместе с братом в Книгу рекордов Гиннесса за рекорд-трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей».

2012 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске и второй раз награда «Золотой медведь» за исполнение конного номера «Эллада».

2012 - Почетное звание народный артист России - за большие заслуги в области циркового искусства.

2012 - губернатор Кемеровской области Аман Тулеев наградил Аскольда и Эдгарда Запашных высшей наградой Кемеровской области - Орденом «Ключ Дружбы», за высокий профессионализм, преданность и верность своему делу. А их маму Татьяну Васильевну Запашную - медалью «Материнская доблесть».

2014 - Факелоносец на эстафете Олимпийского огня.

2014 - Награжден памятной медалью и благодарственным письмом от Дмитрия Медведева «За большой вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».

2015 - Награжден благодарственным письмом от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел РФ «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2014 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы.»

2016 - Награжден почетной грамотой от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2015 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы.»

2017 - Принцесса Монако, Стефания, вручила приз «За заслуги в развитии Российского цирка».

2017 - Премия «Серебряный клоун» на 41-м Международном цирковом фестивале в Монте-Карло, Монако. Братья выразили несогласие с результатами голосования жюри.

2018 - Согласно Указу президента России Владимира Путина, 2018 год был объявлен Годом добровольца. Аскольд Запашный вместе с братом Эдгардом Запашным стали его послами.

Придёт известный дрессировщик, представитель одной из самых знаменитых цирковых династий в мире, Аскольд Запашный. Мы узнаем все секреты его профессии, а вот о том, какой он папа, как воспитывает своих дочерей, Эльзу и Еву, и какое будущее ждёт детей, чей папа — директор цирка, «О!» рассказала супруга укротителя тигров, Элен Запашная.

Ева и Эльза — погодки, но внешне они совсем разные, а по характеру похожи?

По характеру девочки очень разные. Ева больше похожа на меня, она очень энергичная, постоянно куда-то идёт, бежит, двигается. Она из тех, кто за любую тусовку. А Эльза — вся в Аскольда, спокойная, немного замкнутая, внимательная, любит возиться с мелкими деталями, доводит любое дело до конца. Ей больше нравится сидеть в своей комнате, чем находиться в обществе.

Эльза очень любит рисовать, а Еве нравится всё по чуть-чуть: берётся, бросает, берётся, бросает. Но есть и то, что её по-настоящему увлекает — это цирк. Ева может репетировать допоздна, пробовать себя в разных жанрах, а вот Эльзу приходится немного заставлять ещё: она очень любит цирк, но гораздо больше ей нравится рисовать и лепить. И у неё это на самом деле здорово получается! Картины Эльзы реалистичные, живые, а персонажами из пластилина у нас уже целые полки заставлены.

Конечно, девочки любят играть вместе, но и ссоры у них бывают — наверное, как у всех.

Девочкам нравится учиться в школе?

В этом году Ева закончила второй класс, а Эльза — первый. Девочки учатся в обычной государственной школе, но это действительно очень хорошая школа. В ней учились ещё братья Запашные, и директор школы их прекрасно помнит. В параллельном классе преподает первая учительница братьев, а классный руководитель Евы, Наталия Геннадиевна Камович, часто вспоминает историю, когда она Аскольду двойку поставила в первом классе. Мы очень гордимся нашей школой и стараемся держать планку.

А вы как-то специально готовили Еву и Эльзу к школе?

Эльза ходила на подготовительные курсы при школе, а Ева не успела. С ней вообще получилась очень внезапная история: девочки ходили в одну группу детского сада, и мы всегда вели их одинаково, хотели, чтобы они пошли в один класс. Но в какой-то момент воспитатели начали говорить мне: «Посмотри, Еве стало очень скучно, может ей пора в школу?» Я долго сопротивлялась, но в итоге привела её в первый класс. Еве было 6 лет и 9 месяцев.

Мне очень нравится подход нашей школы: учителя говорят, что переучивать им намного сложнее, чем учить с нуля, поэтому если ребёнок чего-то не умеет — это не так страшно. Несмотря на то, что раньше они были как близняшки, вместе с семи утра и до девяти вечера, а тут им пришлось разделиться, кажется, для меня это время было даже большим стрессом, чем для них.

Чем девочки занимаются в свободное от школы время?

Всё их свободное время занимает цирк. Когда коллектив уезжает на гастроли, а это бывает на 2−3 месяца в год, девочки ходят в школу художественной гимнастики, занимаются под руководством Александры Блиновой. Кроме того, я подзагрузила их музыкальной школой, потому что считаю, что для девочки важно получить музыкальное образование, тем более фортепьяно. Освоить инструмент не так-то просто, но если я увижу, что у них получается, они раскрылись, то буду настаивать, чтобы дело не бросали, хотя им тяжело, я это вижу.

А чем Ева и Эльза занимаются в цирке?

Ева безумно любит лошадей, на манеже она учится делать трюки, а вне репетиций — моет, кормит и убирает за ними. С тренером обе девочки занимаются художественной гимнастикой и акробатикой. Цирковые дети имеют уникальную возможность поглощать всё, что их окружает, учиться практически на ходу. В цирке всегда висит расписание, где написано какой тренер и где сегодня репетирует. Ты можешь сам составить себе график и целый день переходить с одной точки на другую.

В цирке братьев Запашных есть две примы — Елена Петрикова и Елена Бараненко. Елена Петрикова дрессирует собачек, и Ева прямо бежит к ней на репетиции! Даже если Лена разрешит просто косточку подать или дать какую-то команду — это большое удовольствие для неё. А Елена Бараненко работает с попугаями, и Ева с большим удовольствием посещает её репетиции.

Элен, а у вас никогда не было мысли отдать девочек в школу в Израиле?

Мы физически находимся большую часть времени в России, поэтому я не могу отдать девочек в школу в Израиле. Мы подстраивались под обстоятельства. Конечно, я очень скучаю по Израилю, но и к Москве привыкла. Главное — я знала, за кого выхожу замуж, так что этот вопрос не обсуждается.

Я знаю, что девочки уже участвуют в настоящих шоу. Какие у них обязанности?

У них сейчас только театральные роли. У Аскольда все шоу — это настоящая история, в которой есть свои герои. Последний раз главными героями были девочки. В проекте «Ангелы» у Евы была очень важная роль. Для неё она даже выучила язык жестов — целый год занималась с немым преподавателем. А Эльза была по сценарию её сестрой, играла роль поменьше.

Волнуетесь за них, когда они на сцене?

Только в первый раз. Знаете, когда начинается, как я его называю, «новогодний чёс», и идёт по 3 представления в день, силы остаются только на то, чтобы контролировать то, что происходит за сценой: вовремя переодевать, выводить и забирать после выхода.

Аскольд на репетициях ведёт себя как строгий директор или как папа?

Аскольд пытается очень доходчиво до любого артиста донести, что от него требуется. У него в манеже нет братьев, друзей, подруг или детей — есть артисты, и ко всем он предъявляет одинаковые требования. Он может очень долго спокойно объяснять, чего он хочет от тебя получить, но это ведь не строгость. Строгость он может проявлять к каким-нибудь безалаберным артистам, которые опаздывают, не выходят в манеж или вообще могут себе позволить не прийти на репетицию.

А какой он папа?

Он — самый лучший папа на свете. Даже если он устал, то все равно укладывает девочек спать, играет в разные игры. Вечера — это полностью его время. Кстати, Аскольд у нас геймер, и дети стали такими же, но я совершенно не против. Они вместе играют в компьютерные игры. Когда бабушки начали ворчать, я сначала приняла их сторону, а потом смотрю, Эльза какие-то рейтинги высокие там бьёт, такие умные стратегии выстраивает, играет в такие сложные мужские игры… Ну не хочет она в куклы играть, а хочет в эту стратегию. А почему нет?

Конечно, они у меня и книги читают, пишут читательские дневники. Я контролирую, чтобы они читали по несколько глав регулярно. Не могу похвастаться, что они с удовольствием это делают, просто пытаюсь привить им любовь к книгам.

Я знаю, что вы планируете, чтобы и Эльза, и Ева продолжали цирковую традицию. А что будет, если, например, Эльза скажет, что выбирает другой путь?

Понимаете, наша задача как родителей детей такой династии — это привить настолько сильную любовь к этому искусству, чтобы ребёнок никуда не захотел из него уходить. Но ни в коем случае не забывать о том, что другая профессия тоже нужна. Мне очень нравится фраза, которую говорил братьям Вальтер Михайлович, когда он заставлял их учиться и получать второе образование: «Цирк — это мир, в котором ты можешь очень быстро отойти от манежа, от травм никто не застрахован, а голова всегда будет работать!»

Поэтому мы девочкам даём и общее образование, и ещё любовь к цирку. Правда, Аскольд честно говорит: «Я бы не хотел, чтобы мои дети с хищниками работали, это не женская профессия». Но если кто-то из девочек скажет, что хочет только туда, я уверена, он поддержит и научит всему, что знает сам.

Аскольд Запашный является одним из самых узнаваемых цирковых артистов в России. На выступления дрессировщика хищных животных с удовольствием приходят тысячи людей различных возрастов и профессий.

Биографию представителя знаменитой цирковой династии Запашных осветит данный материал.

На заметку поклонникам цирка

Аскольд Запашный появился на свет в украинском городе Харьков осенью 1977 г. Артист является этническим немцем, однако родным для него является русский язык. Также знаменитый циркач свободно владеет английским и китайским.

Аскольд впервые начал осваивать азы дрессировки тигров в 10 лет и вместе со своим братом Эдгардом стал представителем четвертого поколения цирковой династии Запашных. Семья постоянно меняла прописку, выступая в различных регионах СССР, и Аскольд успел поучиться в нескольких школах.

За успеваемостью мальчика строго следил отец Вальтер, который каждую свободную минуту в перерывах между утомительными выступлениями уделял воспитанию своих детей. Цирковой дебют Аскольда Запашного состоялся в начале 1989 г . в возрасте одиннадцати лет. Юный дрессировщик принял участие в интерактивном номере, который был положительно воспринят зрителями Риги, где проходило выступление.

В начале 90-х многие российские циркачи оставляли свою деятельность, не имея возможности получать от выступлений достаточное количество денег для достойного существования. В подобной ситуации оказалась и семья Запашных, испытывавшая нехватку средств на содержание тигров.

Остаться на плаву Аскольду и его семье помог переезд в Китай, где циркачи получали выгодные гонорары. Артисты обосновались в городе Шэньчжэнь, обучая местных дрессировщиков и регулярно выступая на местной арене.

Для того чтобы зрители издалека могли отличать русских циркачей от китайских, Аскольд и его брат перекрасились в блондинов. За годы, проведенные в Поднебесной, представитель династии Запашных овладел навыками жонглирования и езды на лошади в положении стоя. В 1997 г. Аскольд стал лауреатом престижного российского конкурса “Золотая тройка”, проводимого среди циркачей.

По возвращении из Китая семья Запашных обосновалась в Москве и периодически отправлялась на гастроли в крупные города России и стран ближнего зарубежья. В 1998 году Вальтер Запашный доверил сыновьям исполнение циркового номера “Среди животных”, являвшегося визитной карточкой династии артистов.

Позднее Аскольд попал в книгу рекордов Гиннесса как человек, выполнивший самый дальний прыжок верхом на спине льва. В “нулевых” братья основали свой собственный цирк, аналогов которому нет нигде в мире. В 2012 г. Аскольд занял руководящую должность в главном государственном цирке России.

Год спустя браться представили вниманию зрителей шоу-программу “Эмоции” , которую успешно показывали в Санкт-Петербурге. Будучи медийной персоной, Аскольд регулярно становится участником различных телевизионных программ. В 2013 г. артист выступал в рейтинговом шоу “Ледниковый Период” в паре с известной фигуристкой Марией Петровой.

Артист вносит немалый вклад в общественно-культурную жизнь России, параллельно принимая участие в киносъемках. В середине 2015 г. артист, находясь на рабочей площадке, получил рассечение бедра в результате удара лапы тигра.

К счастью, после непродолжительного пребывания в больнице циркач вернулся к своему привычному рабочему графику. В 2016 г. Аскольд Запашный принял участие в рейтинговой ТВ-передаче “Кто хочет стать миллионером?”. В 2017 году артист принял участие в выборах в Государственную думу, представляя “Единую Россию”.

Личная жизнь

В начале своей профессиональной карьеры Аскольд Запашный начал встречаться с коллегой по цирковым выступлениям Еленой Бараненко, с которой состоял в романтических отношениях около 8 лет. Позднее на гастролях, проходивших в Беларуси, артист впервые увидел свою будущую жену Элен Райхлин.

Молодая девушка ранее практически ничего не знала о цирковых достижениях семьи Запашных и привлекла внимание Акольда неподдельным интересом к дрессировке животных. Пара на протяжении трех лет встречалась в перерывах между гастролями Аскольда, так как Элен была еще студенткой и не могла себе позволить бросить учебу ради отношений.

Родители артиста, видевшие будущей женой сына циркачку, изначально отнеслись к его избраннице прохладно. Со временем Элен приобщилась к цирковой деятельности и присоединилась к семье Запашных. Аскольд и его жена воспитывают двух дочерей Еву и Эльзу, которые уже успели выступить в цирке, став представителями пятого поколения знаменитой династии.

Аскольд Запашный, как и многие российские артисты, ведет страничку в Instagram, в которой регулярно публикует кадры подготовки к выступлениям и семейные фото.

Краткие сведения об Аскольде Запашном выглядят следующим образом. Он родился 27.09.1977 г. в Украине, в Харькове. Является одним из представителей знаменитой цирковой династии в четвертом поколении, народный артист России. Выступает в цирке как дрессировщик хищников, канатоходец, жонглер, акробат, вольтижер. Далее об Аскольде Вальтеровиче Запашном будет рассказано более подробно.

Знаменитая семья

Начиная рассказ о биографии Аскольда Запашного, нельзя не упомянуть о его знаменитой семье, насчитывающей четыре поколения. В цирке работали не только его родители, но также и бабушка, дед и прадед. Последнего звали Карл Томпсон. Он происходил из немецкой семьи, был клоуном-эксцентриком и выступал в России под псевдонимом Мильтон.

Затем семья Запашных стала специализироваться на дрессуре хищных зверей. Вальтер и Татьяна Запашные, родители Аскольда и его старшего брата Эдгарда, постоянно находились на гастролях. Эдгард родился в Ялте в 1976 году, а Аскольд в Харькове в 1977-м.

Школьные годы

Братья, несмотря на годичную разницу в возрасте, учились в одном классе. Отец мечтал об их цирковом будущем. Поскольку семья все время колесила по городам, мальчикам пришлось сменить множество школ.

Однако это не давало им права на плохую успеваемость, за этим строго следил отец. Он, несмотря на сильную занятость, всегда находил возможности для воспитания сыновей.

Начало карьеры

Цирковую биографию Аскольд начал еще в раннем возрасте. В первом цирковом номере он принял участие в 10 лет, а его официальный дебют состоялся в 11-летнем возрасте. Тогда семья гастролировала в Риге, где их номер «Машина времени» был тепло принят зрителями.

Когда в 1991 году Аскольд окончил школу, его семья заключила выгодный контракт, по которому она могла выступать в Китае. Это позволило сохранить животных в голодные 90-е. Для Запашных китайской стороной был выстроен летний цирк возле города Шэньчжэнь, в Сафари-парке.

Творчество

Аскольд Запашный во время пребывания в Китае и позже приобрел множество цирковых профессий. Он научился ходить по канату, жонглировать на спине у лошади, стал прекрасным акробатом-вольтижером, стал дрессировать не только крупных хищников, но и обезьян.

В данном виде дрессуры братья Запашные достигли больших высот. На 1-м всероссийском фестивале циркового искусства, прошедшем в 1997 году в г. Ярославле, они получили первый приз - «Золотую тройку».

После того как китайский контракт был закончен, семья вернулась в Москву. В 1998 году, на праздновании собственного юбилея, их отец, Вальтер Запашный, передал аттракцион под названием «Среди хищников» сыновьям.

Братья побывали на гастролях во множестве стран. Таких как Китай, Монако, Италия, Финляндия, Латвия, Эстония, Япония, Венгрия, Болгария, Монголия, Казахстан, Белоруссия.

Путь к вершинам мастерства

Аскольд Запашный и его брат Эдгард переняли премудрости дрессуры хищников от отца и развили их. Так, например, Аскольд за исполнение авторского трюка, представляющего собой самый длинный прыжок, совершаемый на спине у льва, оказался в Книге рекордов Гиннесса.

В 1999 году А. Запашный становится заслуженным артистом РФ, а в 2012 году - народным. А еще в 2012-м он получает должность художественного руководителя Большого Московского цирка, на которой работает по сей день, не прекращая артистические выступления.

Запашный с отличием окончил ГИТИС. Со своим братом он организовал «Цирк братьев Запашных». Он является режиссером-постановщиком и автором сценария многих цирковых шоу, среди которых такие, как: «Колизей», «Камелот», «Садко», «Легенда», «Страшная сила», «Хозяйка мертвого озера».

Эти шоу неизменно привлекают множество зрителей, которые остаются от них в большом восторге.

Личная жизнь Аскольда Запашного

На протяжении длительного времени знаменитый дрессировщик ходил в завидных женихах. Что немудрено при его видной внешности, росте 177 см, известности и богатстве. По свидетельству его окружения, за артистом охотились многие красавицы.

Однако в один момент они были разочарованы, так как стало известно, что Аскольд нашел наконец свою избранницу. Они поженились и родили двух очаровательных дочерей. Нужно отметить, что имена им были даны очень звучные - Ева и Эльза - в соответствии с традициями знаменитой цирковой семьи.

Встреча с Элен

С ней Аскольд Запашный познакомился во время гастролей в Минске. По национальности она еврейка и имеет израильское гражданство. Когда они встретились, Аскольду было 27 лет. К тому времен он расстался с артисткой цирка Еленой Бараненко, с которой восемь лет прожил в гражданском браке, так и не решившись на его узаконение.

Место рождения Элен - Белоруссия, однако еще будучи ребенком она с родителями уехала в Израиль. Девушка пришла в цирк вместе с другом Аскольда и сразу понравилась артисту. Ее отличали красота, обаяние, умение вести беседу. Кроме того, что Элен Райхлин являлась интересной личностью, она заинтриговала Аскольда еще и тем, что до встречи ничего не знала о нем и его творчестве. Это было для Запашного внове, так как он был избалован вниманием женщин, а здесь не находил его.

Преодоление препятствий

Три года длились их встречи, которые были почти эпизодическими, так как девушка не могла бросить получение высшего образования, а знаменитый дрессировщик не мог отменить гастроли.

Кроме этого, препятствием для развития отношений стало и мнение представителей обеих семей. Родные не были в восторге от возможного союза молодых людей. Родители девушки мечтали о еврейском зяте-враче, а семья дрессировщика хотела видеть в качестве его будущей супруги представительницу циркового круга. Ведь, по их мнению, только такой человек мог понять и разделить необычный стиль жизни артиста.

Но настоящая любовь помогла преодолеть препятствия, и брак состоялся. Родившиеся дочери укрепили его. Родные также коренным образом изменили свое мнение. Так, в одном из интервью мать Запашного вспоминала, что сначала отнеслась к невестке довольно холодно, но со временем приняла ее и полюбила. Она сказала сыну, что даже если они с Элен расстанутся, она будет оставаться членом семьи.

В 2016 году Эльза и Ева в первый раз выступили в цирке вместе с народными артистами РФ Аскольдом Запашным и Эдгардом Запашным - с отцом и дядей.

Авария и операции

В 2010 году братья Запашные при возвращении в Брянск для начала репетиций новой цирковой программы попали в аварию. Их автомобиль, наехав на бордюр и потеряв два моста, затормозил всего в 10 см от дерева. К счастью, никто из братьев не пострадал. Аскольд и Эдгард чудом были спасены благодаря ремням и сработавшим подушкам безопасности.

В 2014 году Аскольд Запашный перенес три сложнейших операции на позвоночнике, которые проводились в Германии. Нарушения в позвоночнике у артиста произошли вследствие исполнения им акробатических номеров и сложных трюков. Позже в интервью он вспоминал об этом с улыбкой, однако отметил, что, если бы вовремя не пошел к врачам, мог остаться на всю жизнь инвалидом.

Участие в общественно-политической жизни

Кроме цирковой деятельности и участия во многочисленных шоу, Аскольд Запашный принимает активное участие в общественно-политической жизни страны. Вот некоторые примеры:

  • 2011-й - подписание обращения против давления на судебную систему в связи с делом НК «ЮКОС».
  • 2012-й - доверенное лицо В. В. Путина.
  • 2014-й - подписание обращения, поддерживающего позицию Президента РФ по Крыму и Украине.
  • 2016-й - доверенное лицо «Единой России» на выборах в Думу и доверенное лицо С. С. Собянина, мэра Москвы.

СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ Когда в вашей жизни появился цирк?

АСКОЛЬД ЗАПАШНЫЙ Я не знаю ответа на этот вопрос, потому что «рожден в опилках». Мы с братом Эдгардом ‒ потомственные цирковые артисты в четвертом поколении, и для нас цирк и жизнь начались одновременно. И цирк был настолько естественен, что какие-то обычные явления нами в детстве воспринимались более непривычными, чем, живущие рядом дикие звери или возможность кататься на верблюде или слоне. В песочнице мы точно играли реже, чем наши нецирковые сверстники.

С.Р. Интересно, а что сегодня для вас, циркового артиста, непривычное, необычное?

АСКОЛЬД Ну, вот недавно, например, я впервые в жизни в компании олимпийских чемпионов прокатился по олимпийской трассе по бобслею в Сочи. Это были совершенно сумасшедшие ощущения! Даже несмотря на то, что на следующий день у меня дико болела спина, потому что во время проката на таком бобе человек испытывает нагрузки в 5G. Это штука удивительная, очень опасная. Но для меня даже не это стало главным, а возможность оказаться среди этих людей, среди суперпрофессионалов. Это эмоции неподдельные! А после этого я пошел и прыгнул с моста в пропасть в банджи. Вы не представляете, какой я счастливый был! Да, конечно, я не боюсь высоты, в цирке я хожу по канату на 12 метрах с партнерами на плечах, несу ответственность и за их жизни. Но когда ты поднимаешься на мост над ущельем в 200 метров и прыгаешь оттуда – это другое. Это круто! Вот это и есть ощущения вне цирка.

С.Р. Рождение детей не заставило стать менее рисковым ?

АСКОЛЬД Помню, моя мама, когда только появилась дочь, сказала: «Ну, теперь-то ты будешь более аккуратен, должен беречь себя!» И даже подняла палец вверх. Но я не верю в то, что надо быть осторожнее, чтобы что-то не случилось. Я – рациональный человек, но, если что-то судьбой или чем-то, кем-то еще уготовано, так тому и быть. Я об этом не задумываюсь, потому что такие мысли способны привести к паранойе… Так же, кстати, как и гиперопека детей может превратиться в манию, и я знаю примеры, когда родители, забыв обо всем, на этой опеке и зацикливаются. А поскольку вещь это инстинктивная и связана с психологией, у них на это даже и повод всегда находится. Так и вырастает несамостоятельный балбес. Но рано или поздно он что-то сам ведь захочет сделать? Вот тогда, будучи неподготовленным, он и способен совершить серьезные ошибки. Так что моя точка зрения такова: опекать детей нужно настолько, насколько это действительно необходимо, рисковать же самому стоит, когда имеется в виду какой-то благородный риск, и при этом брать от жизни максимум. Поэтому, когда говорят: вот, ты должен быть осторожным, у тебя семья, ответственность и т. п. (а я при этом люблю с парашютом прыгнуть или в открытый океан к акулам опуститься), я вспоминаю, как опасно летать в самолете или ехать с лихими водителями по серпантину. И где опаснее, где рискованнее, скажите мне? А об этих ежедневных рисках почему-то никто не вспоминает. Да, я несколько утрирую, но просто заявлять, что нужно больше себя беречь, если у тебя появились дети, это только стереотип. А я не люблю стереотипов.

С.Р. Похожи ли Ева и Эльза на своего папу в этой тяге к необычному?

АСКОЛЬД Трудно сказать, они еще маленькие… Хотя в этом году я специально возил девочек в Диснейленд, хотел посмотреть, как они реагируют на те или иные аттракционы. Там же не только детские качельки-карусельки есть… Когда в первый раз с Евой решили проехать на американской горке с двумя мертвыми петлями, мне даже за нее страшно стало. Шли мы к горке, музыка такая забойная играла, атмосфера было немножко напряженная, и я Еву отвлекал, потому что видел: она волнуется. Мы сели на сиденье, нас закрыли специальными держалками, я взял руку дочери и почувствовал, как быстро бьется ее сердечко. «Ой, что же я делаю», ‒ подумалось тогда. Хотя на этой горке даже более младшим детям кататься разрешено. В общем, мы прокатились, и, когда все закончилось, с карусели выскочил безумно счастливый ребенок с криками: «Я хочу еще!!! Это было круто!!!» И это ‒ здорово! Но были и парадоксы. Например, когда обе дочери пошли в комнату ужасов, Ева устроила такую истерику прямо на входе, что мне пришлось вывести ее. А с младшей я прокатился там аж 9 раз. И такие вещи непредсказуемы. Я просто предлагал дочерям все аттракционы, на что-то они соглашались, от чего-то отказывались. Например, падающий лифт их испугал. Подобной же философии руководствуюсь и в их воспитании: если есть возможность, подойдите, посмотрите. А я всегда готов сначала на себе все проверить. После этого сами принимайте решение.

С.Р. Элен, скажите, ваши девичьи ожидания хоть немного оказались похожи на нынешнюю семью?

ЭЛЕН А я совершенно никак не представляла себе будущую семью, не думала об этом. На первом месте была карьера. Я же выросла в Израиле, и здесь девушки сначала думают именно о работе. Кроме того, я никогда не испытывала дефицита в молодых людях, поэтому и переживать, и мечтать было не о чем. В общем, цели искать мужа не стояло. Была цель закончить медицинский в Минске, где я училась, и поскорее уехать домой, продолжать династию врачей. Врачом я стала, и работаю сейчас дерматологом-косметологом, но только в Москве. Все в моей жизни изменила случайная встреча с Аскольдом в Минске. Еще во время учебы там я побывала на выступлении братьев, где Аскольд увидел меня и добился встречи... В общем, меньше чем через три месяца мы с ним уже мечтали о том, какой будет наша семья и дети.

С.Р. А стать цирковой артисткой после встречи с Аскольдом могли?

ЭЛЕН Могла бы. И Аскольд предлагал мне это. Но… Я пришла в цирк, когда мне уже исполнилось тридцать. К тому же, к сожалению, физических данных для акробатики у меня не было. Принципиально важно было и то, что, начав уже взрослой, я никогда бы не смогла дотянуться до профессионального уровня. Цирковые, чтобы выйти в манеж со своим номером, трудятся всю жизнь. А я? Стать цирковой артисткой, выступая в поставленном другими готовом номере, например, с собачками? И все только потому, что удачно вышла замуж? Нет, это было не для меня, я не хотела краснеть ни перед самой собой, ни перед цирковыми. Хотя выходы на манеж у меня все же были. В Казани, вместе с балетными девочками. Танец, который длился секунд 15‒20, мне казался очень простым… Так вот, мне понадобился месяц на его отработку. Затем был просмотр, смотрели братья, весь коллектив. Первый раз не одобрили, разрешили выйти на манеж только со второго раза. Всего лишь 20-секундный танец!

С.Р. Ева и Эльза будут пятым цирковым поколением вашей семьи?

АСКОЛЬД Конечно! Они уже работают в цирке. В зимние праздники сестер можно будет увидеть на представлении «Ангел Ы» в Лужниках, где обе играют главные роли. А карьеру им я начал строить практически с рождения: выносил на общий поклон в крупных проектах. Даже специальные костюмчики у них для каждого выступления были. Впервые в маленьких ролях выбегать на сцену дочки стали три года назад. Это был эксперимент, я хотел посмотреть, как они, во-первых, справятся со сценой, второе, что немаловажно, смогут ли работать на постоянной основе: приходить, гримироваться, одеваться ‒ выполнять долг…

С.Р. Смогли?

АСКОЛЬД Да. А позже у них были главные роли в спектакле «Посланник». Сначала роль получила Ева, потому что Эльза была излишне капризна, а здесь нужно было полный спектакль вести. Когда старшая начала репетировать, младшая сперва присматривалась. И вдруг у нее появилась ревность, она спросила, когда будет репетировать. Я очень порадовался, провел с ней взрослую беседу, сказав, что это не игра и если она готова работать, то можно начинать. Но уж не отступать. «Папа, я обещаю все делать», ‒ сказала Эльза. Я рискнул и не пожалел ‒ девочки полноценно отработали полный сезон.

С.Р. То есть никаких проблем с воспитанием, с послушанием, у вас нет?

АСКОЛЬД Нет. Поймите, я – профессиональный дрессировщик, который на протяжении сорока лет находился в клетке с убийцами и выжил. Но вопрос не в страхе. Я умею дисциплинировать, воспитывать. Дрессура – это просто воспитание более опасных, чем дети, существ с достаточно ограниченным интеллектом.

Совет от Элен Запашной

У меня две девочки-погодки, воспитывающиеся в абсолютно одинаковых условиях. И они настолько разные! Не верю, что характер формируется с годами, уверена: какая родилась, такой и останешься. Можно только что-то подкорректировать, обезопасить. Вывод: все советы могут быть только и строго индивидуальны. Помнить об этом ‒ мой единственный совет всем мамам и папам.

С.Р. Как думаете, что девочек больше всего привлекает в цирке?

ЭЛЕН Цирк – это костюмы, грим. Девочкам там уделяют внимание. А еще – адреналин. Помню, в ту ночь, когда Еве предстояло первый раз совсем одной выйти в «Посланнике» на манеж, мы с Аскольдом не спали всю ночь. Дело в том, что на всех репетициях, на всех сценах с ней за руку выбегал папа, одной прямо перед зрителями ей предстояло остаться впервые. Причем и дублеров, случись что, у девочек не было. А у Аскольда самый страшный сон ‒ это остановка спектакля. Как же нас трясло за час до премьеры! Помню, мы стоим перед кулисой, звонит третий звонок, гаснет свет… Я держу Еву и чувствую ее бешеное сердцебиение. «Мамочка, я так боюсь», ‒ шепчет мне дочь. Не помню точно, что я ей говорила, но суть была такая: «Солнышко, ты это делаешь только для себя!» То же я ей говорю, когда она играет на экзаменах в музыкальной школе: «Не обращай внимания на экзаменаторов, закрой глаза, забудь счет, забудь все, играй душой. Люди пришли тебя не экзаменовать, а просто послушать». И все получилось.

С.Р. Расскажите про девочек. Какие они?

ЭЛЕН Они обе учатся в музыкальной и обычной государственной школе, в первом и во втором классах. Эльза – младшая, копия Аскольда. Замкнутая, но очень творческая девочка. Стеснительная, говорит мало, не любит, когда ее трогают, тревожат, может проводить целые дни в своей комнате, смотреть мультики. Все куклы в нашем доме с подрезанными волосами – «с прическами», раздетые и раскрашенные в черных, готических тонах. Это дело рук и фантазии Эльзы. Ева, это ‒ я. Болтунья, расскажет все и всем, что можно и, что нельзя. Она – лидер, активная девочка, хороший организатор, в своем классе уже руководит. Ева очень хорошо считает, понимает, как зарабатываются деньги. Обожает оставаться ночевать в гостях. Например, мы из цирка уезжаем, она говорит: «Мам, можно я сейчас к бабушке ночевать поеду?» Или к подруге просится. Полностью социально адаптированная. Неважно, кто к нам домой приходит, ‒ Ева со всеми находит общий язык, а в цирке экскурсию гостям устраивает.

С.Р. Понятно, что имена девочкам выбирались с прицелом на цирковую карьеру. А кто выбирал?

ЭЛЕН Аскольд. И это моя принципиальная позиция. Я считаю, что выбор имени ‒ как второе рождение ребенка. Мама становится мамой или еще во время беременности или родив малыша, а у отцов по-другому. Тем более у таких брутальных отцов, как наши братья. Выбор имени ребенку папой, думаю, ‒ это некое участие отца в его рождении. Так, он понимает, что ребенок тоже его. Поэтому имя было прерогативой Аскольда. Я бы приняла любое.

С.Р. Девочки уже работают в цирке. А вот, скажут, детство…

АСКОЛЬД У них удивительное детство! В этом году, например, дочери побывали в четырех странах. И с цирком, и отдыхали. Не каждому ребенку такое удается в их возрасте. Я хочу дать им все, что возможно, но при этом не избаловать. Они знают четкую границу между отдыхом и работой ‒ это то, чему меня учил отец ‒ и уже очень ответственно относятся к работе. Но потом я им компенсирую труд, чем они захотят. Например, мы можем зайти в магазин, где я куплю девочкам все, на что они укажут. Здесь им можно все, в другом месте, на работе, все будет наоборот. Будет работа, будет ответственность, а это – подарок за работу. И вот так я пытаюсь их воспитывать. Плюс уважение к старшим, вообще к людям, любовь к животным, любовь к своей работе. По моим расчетам, на фоне других возможностей это должно сделать их счастливыми. Эта моя формула воспитания. А они… Приезжаю домой ‒ кидаются мне на шею, кричат: «Папа, наш самый любимый папа!»

С.Р. Элен, а вы не против, что девочки уже выступают в цирке? В перспективе, наверное, ведь будет риск?..

ЭЛЕН О будущем риске я не думаю. Не хочу об этом думать. К тому же есть отработанная техника безопасности, к нашему реквизиту никто никогда не подходит. Да и сейчас девочки еще не делают ничего травмоопасного в силу возраста. В цирке очень четкие законы: во сколько человек первый раз может в клетку войти, на какую высоту подняться и т. п. Все строго регламентировано. На самом деле, в смысле ежедневных опасностей я согласна с Аскольдом – мы просто ко многим уже привыкли. Например, когда наша няня выходит с девочками на улицу, я больше волнуюсь, как они перейдут дорогу, чем когда муж работает в манеже. А недавно Ева впервые без меня вместе с классом поехала на экскурсию. Я жутко переволновалась, звонила каждую секунду, как они едут, как доехали. Так что случиться может что угодно и где угодно. И да, я очень рада, что дочери в цирке, и очень хочу, чтобы они стали настоящими цирковыми артистами. К тому же я очень уважаю своего мужа, чтобы, войдя в его семью, устанавливать свои законы. Единственное, мы с Аскольдом даем девочкам полноценное образование, для того чтобы к моменту, когда они смогут сами выбирать, у них был багаж знаний и, собственно, возможность этого выбора, кем становиться. Но, думаю, к этому возрасту мы сделаем максимально все, чтобы они полюбили цирк как свой образ жизни.