English Channel: интересные факты о проливе Ла-Манш. Благодаря чему известен Гибралтар

Приливы и отливы – периодические изменения уровня воды в морях и океанах, зависящие от положения Луны и Солнца относительно нашей планеты. Человек не ощущает на себе гравитационных влияний Луны, а на примере воды это хорошо заметно.
Эти явление можно наблюдать два раза в сутки, так на водные массы Земли действует притяжение Луны. Оно настолько сильно, что уровень воды в некоторых районах может подниматься до 19,6 м – самые высокие приливы, наблюдаются в бухте Фанди на восточном побережье Канады. Аргентина, Порт Галлегас – может похвастаться показателями до 18 м.

Люди, которые видели это завораживающее действие впервые, надолго остаются под глубоким впечатлением. Бывали и трагические случаи, когда при наступлении отлива туристы забредали на осушенные участки слишком далеко, и при возвращении воды обратно, они не успевали вернуться обратно на сушу и в панике оказывались погребенными под водой. Во внутренних водоемах высота прилива меняется настолько слабо, что зачастую это воспринимают просто как волны. Часто люди ошибочно считают, что вода движется только когда дует ветер, это совсем не так. Водная масса Земли меняет свой уровень каждые шесть часов, то поднимаясь, то снижаясь, так вода следует за Луной, а та в свою очередь вращается вокруг планеты.


Притяжение Солнца так же играет немалую роль, но по воздействию оно почти в два раза меньше лунных притяжений, так как находится от планеты намного дальше. Масса воды мирового океана под действием Луны с одной стороны, и под действием Солнца с другой, вытягивается,и принимает форму овала.

Учеными доказано что притяжение действует не только на воду, земля так же подвержена искажению формы, но из-за того что она не настолько пластична, для людей деформация поверхности земли остается малозаметным. Под действием двух планет образуются две волны, бегущие к противоположным сторонам земного шара, тем самым создавая приливы и отливы. А поскольку положение Луны и Солнца по отношению к земной поверхности постоянно меняется, то изменяются и показатели приливно-отливных явлений.


Полной водой – называется максимальный уровень поверхности воды во время прилива. Малой водой – минимальный уровень во время отлива. В небольших закрытых водных пространствах изменения уровня малозаметны, так как этому мешают участки суши, то же самое и с уровнем воды внутренних морей. А наиболее мощные приливы образуются на берегах океанов и в водоемах, которые тесно связаны с ними.


Самые первые упоминания о приливах описаны древнегреческим историком Геродотом, в 425 году до нашей эры и только через полтора века эти природные явления связали с Луной. Ранее большая часть ученых Древнего Востока считали Землю живым существом, а приливно-отливные явления, объясняли как ее дыхание. Вторая же часть наивно верила, что вся жидкость планеты это ее кровь, а приливы это пульсация от биения сердца. В восточных регионах планеты люди считали изменения уровня воды, проявлением гнева морских божеств, живущих глубоко на дне моря. Мусульмане же наоборот верили, что это делает ангел, сидящий в облаках над океанами. Когда он опускает свою ногу в воду, наступает прилив, а когда поднимает, приходит отлив.

Первым человеком, который точно определил природу изменения уровня воды, стал римский натуралист и писатель Плиний. В 77 году нашей эры, в своих трудах он дал точное объяснение наступлениям и отступлениям вод, а так же установил очевидную связь с фазами Солнца и Луны. В период Эпохи Возрождения стали быстро развиваться науки, в учениях о море так же стал заметен прогресс, наиболее интенсивным изучением приливов на то время занималась Англия. С 18 века стали вести книги с записью всех сведений об этих природных явлениях, в дальнейшем они получили широкое использование в практике мореплавания.

В дни когда все три планеты расположены на одной прямой, т. е. Луна и Солнце находятся с одной стороны земли, гравитационная сила планет суммируется, такое явление происходит два раза в месяц – в новолуние или полнолуние. Приливы в такие дни считаются самыми обильными по количеству прибывающей массы воды. Уровень воды на разных поверхностях земного шара поднимается с разной скоростью, на это очень влияет рельеф морского дна и уровень его наклона. Если водные просторы окружены очень крутыми берегами или отвесными скалами то отметка воды сначала поднимается медленно, затем постепенно наращивает скорость потока и к уровню полного прилива снова замедляется. Аналогично происходит и график отлива.

Совсем иначе выглядит картина на пологих рельефах местности, здесь вода несется с большей скоростью, сопровождаясь высокими волнами стремительно захватывающими всю прилегающую отмель. Очень опасные явления именуемые бором, встречаются в устьях рек связанных с океаном. При сильном приливе морская вода с огромной силой врывается в русло, смешиваясь с речной водой образует пенную массу, которая поворачивает воды реки вспять. Течение начинает двигаться в обратную сторону, разрушая берега и снося все на своем пути, нередко оно было причиной крушения кораблей, которые находились в фарватере реки во время прилива. Когда высота прилива стремительно вырастает в одном месте, то с другой стороны она так же стремительно спадает. Ученые предполагают, что через каких-то 12-13 миллиардов лет Земля будет постоянно повернута к Луне одним боком, уровень воды станет стабильным и приливы исчезнут.


А пока с каждым годом это природные явления все больше осваиваются людьми. С целью использования огромной энергии приливов на берегах морей и океанов строятся гидроэлектростанции. Первая станция выдавала мощность всего лишь в 800 киловатт, в дальнейшем их постепенно модернизировали и сейчас цифры приближаются к выработке сотни тысяч киловатт. Это позволяет человечеству производить электроэнергию, используя бесплатные возможности планеты, и что немаловажно, делать это экологически чистым путем, и не загрязнять при этом Землю.

Босфорский пролив: у кромки двух континентов

Согласно древнегреческой легенде, Босфор получил свое наименование от прекрасной Ио, дочери властителя Аргоса, которая в подобии белой коровы спряталась в глубине вод от праведного гнева Геры. Хотя называют с тех пор Босфорский пролив «бычьим» или «коровьим бродом», красота его берегов поразительна и досталась в благодарность от возлюбленной самого Зевса. У греков имелось официальное название для водной артерии – Боспор Фракийский.

Пролив выполняет две важные функции: извилистой лентой соединяет Черное море с Мраморным, служит морским торговым путем для России, государств Юго-Восточной Европы, Украины и Закавказья через Дарданеллы к странам Средиземноморья и Атлантического побережья, а также разграничивает Азию и Европу.

Немного истории

К единой версии о возникновении канала ученые не пришли. Вполне возможно, что морская вода заполнила трещину, образовавшуюся в результате землетрясения.Многие придерживаются теории Всемирного потопа (или черноморского?), произошедшего примерно 7,5 тыс. лет назад на исходепоследнего ледникового периода во время массового таяния вековых ледяных глыб. Уровень воды в морях – Черном и Мраморном, поднялся выше обычной отметки. Волны, хлынув через берег, проложили себе путь по руслу древней реки, образовав соединительный рукав, который на многие столетия стал предметом спора многих стран с Турцией, на чьей территории пролив Босфор находится .

Не раз конфликты заканчивались кровопролитными сражениями, начиная с Троянской войны XIII века до н.э. Во времена Византийской и Османской империй для прохождения Босфора требовалось специальное разрешение – фирман султана, лишь после русско-турецких войн в результате подписания Кючук-Кайнарджинского договора сначала российские корабли, а после Первой мировой войны с заключением Севрского договора суда всех государств получили возможность беспрепятственного преодоления Босфора. С 1936 года по сегодняшний день согласно статьям договора о режиме турецких проливов Босфор остается международной территорией судоходства.



Босфор современный

Гибкой линией длиной 31 км пересекает Босфорский пролив стамбульские кварталы с севера на юг. Глубина фарватера колеблется от 36 до 124 м, но прохождение судов осложняется искривлениями траектории, напоминающей букву S, плохой видимостью во время осенних туманов и дождей.

Целая система башен-маяков сооружалась издавна, чтобы обеспечивать безопасное преодоление природного канала, а сейчас бригады диспетчеров и лоцманов удивляют своей слаженной работой, позволившей обходиться без серьезных инцидентов последние несколько десятков лет.

Минимальная ширина пролива Босфор 700 м, максимальный показатель в некоторых местах между европейским и азиатским побережьями достигает 3420 м. Свыше 48 тысяч судов ежегодно проходят по каналу, не считая прогулочных и пассажирских паромов, курсирующих от берега к берегу. Значительная доля в этой цифре принадлежит танкерам с нефтью – российской, азербайджанской, казахской, а также рыболовным траулерам, сухогрузам и яхтам.

Мосты через Босфор

Замысел мостостроительства через Босфор возник еще в средневековье, но оказался осуществимым лишь во второй половине ХХ столетия.

К 50-летию образования Турецкой республики в конце октября 1973 г. сдан в эксплуатацию висячий Босфорский мост имени Ататюрка, гигантская ажурная конструкция, словно парящая на высоте 64 м над уровнем воды. Протяженность Богазики, как ласково именуют его стамбульцы, 1074 м, ширина проезжей части почти 33 м, а опоры возвышаются над Босфором ввысь на 165 м.

Свыше 200 тыс. транспортных единиц движется ежедневно через пролив, перемещая на противоположный берег более 600 тыс. человек. Передвижение по мосту платное и запрещено для пешеходных прогулок из-за множественных случаев самоубийств в первые несколько лет его эксплуатации.

Второй мост через Босфор в Стамбуле протяженностью 1090 м и шириной 39 м сооружен в 1988 году по проекту Freeman Fox & Partners, как и мост Ататюрка, и назван именем Султана Мехмеда Фатиха Завоевателя. Располагается севернее Ататюркского моста на 5 км и связывает районы Стамбула – Анадолу Хисары на азиатском побережье и Румели Хисары на европейском берегу мегаполиса. Система растяжек на стальных тросах удерживает подвесное полотно между высокими пилонами. Ежесуточно скоростную транспортную артерию используют почти 150 тыс. автомобилей для пересечения Босфора, перемещая свыше полумиллиона пассажиров. Пешеходное движение по мосту не разрешается.

Планируется возведение еще одного, третьего моста, который предположительно выполнит разгрузочную функцию и объединит трансъевропейскую магистраль со скоростной трассой Northern Marmara вдоль Черноморского побережья.

Тоннель под Босфором

Задумка сооружения тоннеля под Босфором возникла еще в XIX столетии и принадлежала султану Абдул-Меджиду, однако в то время для ее реализации недоставало ни средств, ни технического оснащения для подземных работ. Возможность осуществления строительства появилась лишь в начале XXI века. Проект Мармарай, помимо прокладки железнодорожного пути ниже уровня дна Босфорского пролива на 4,6 м, включал реконструкцию полотна близлежащих станций и перегонов вдоль побережья Мраморного моря общей протяженностью 63 км и создание высокопропускного участка между пунктами Халкалы и Гебзе.

Длина самого тоннеля, пересекающего Босфорский пролив ниже уровня моря на отметке 60 м, составляет 13,6 км, из них лишь 1,4 км – именно под водой. Поезд ныряет в тоннель на станции Айрылыкчешме азиатского берега и появляется из-под земли в Казлычешме европейской части Стамбула, находясь в пути не более 4 минут.

Эксплуатация тоннеля началась в конце октября 2013 года. Ежедневно около полутора миллионов пассажиров преодолевают пролив Босфор подземным транспортом.

Прогулка по Босфору

Морские прогулки начинаются от паромного порта, располагающегося на окраине площади Эминеню, на которую можно пройти пешком по Галатскому мосту, спустившись к нему от Галатской башни. Общественным транспортом – скоростным трамваем – легко добраться из любого района европейской части Стамбула.

Путешествие по проливу возможно несколькими способами:

Государственным транспортом;

На коммерческих прогулочных паромах;

Экскурсионными корабликами, на которые продают билеты уличные зазывалы;

На небольших частных катерах.

Отправляясь на прогулку по Босфору в Стамбуле, желательно внимательно изучить цены, расписание и маршрут следования с возможными остановками на протяжении экскурсии, чтобы выбрать наиболее оптимальный вид транспорта с точки зрения культурной программы и финансов.

Прогулки на коммерческих паромах включают следование вдоль азиатского побережья пролива, поворот у моста Фатиха и путешествие уже ближе к европейскому берегу. В течение полутора часа туристы наслаждаются видами прибрежных застроек традиционного для Стамбула архитектурного стиля – яли, возникшего в конце XVII столетия, в переводе с турецкого языка «дом возле воды».

Туристы, привыкшие к самостоятельному осмотру достопримечательностей, арендуют для прогулки по Босфору небольшие частные катера, оговаривая маршрут путешествия и его стоимость с владельцами транспортного средства. Много экскурсий, дневных и ночных, предлагают прямо на улицах Стамбула зазывалы. Стоимость их дороже, но преимущество в том, что туристов забирают автобусом прямо у мест проживания, доставляют на пристань, а после поездки привозят обратно. Чаще обычного предлагаются путешествия по Босфору от Эминеню до Кадыкея и Ускюдара, двухчасовые круизы в бухту Золотой Рог.

Государственные паромы мало чем отличаются от коммерческих, разве что следуют с пятью остановками на промежутке между Эминеню и Анадолу Каваги, которые можно использовать для самостоятельного осмотра интересных мест на побережьях Босфора.

Пока паром отчаливает от пристани Эминеню, туристы любуются величественным видом мечети Сулеймание, последнего пристанища султана Сулеймана Великолепного и его жены Роксоланы. Вдоль берега тянутся пышные дворцы турецких вельмож XVIII и XIX веков, деревянные виллы, пышные яли, ночные клубы и рестораны.

У самого пилона Босфорского моста приютилась белокаменная мечеть Ортакей с куполообразной крышей и взмывающей ввысь стройной остроконечной башней.

Среди достопримечательностей европейского побережья Босфора стоит упомянуть дворцы Чифте Сарайлар и Долмабахче, замок Топхане, крепость Румелихисар, Музей изящных искусств и Морской, а также Парк Йылдыз района Бешикташ, располагающийся на месте бывших охотничьих угодий правящих династий. Особым колоритом отличается рыбный базар Сарыер – от разнообразия морепродуктов разбегаются глаза, а приобретенную рыбу соглашаются приготовить в любом рыночном ресторанчике за символическую плату.

Азиатский берег Босфорского пролива также знаменит интересными для осмотра объектами – старинная башня Леандра провожает каждый корабль, следующий по Босфору, грандиозны своим восхитительным великолепием дворец Вейлербейи, крепость Анадолухисары, вилла Кючкжсу, а также функциональное здание вокзала Хайдар Паша Тары.

Интересные факты, связанные с Босфором

Вопросом «Куда течет Босфор?» ученые задавались, начиная с глубокой древности. После исследования течений пролива российским ученым-океанографом С.О.Макаровым в 1881 году подтвердился неожиданный факт – Босфор течет туда и обратно. Поверхностный опресненный слой воды движется из Черного моря в Мраморное, а у самого дна наблюдается подводная соленая река, направляющаяся в противоположную верхнему течению сторону, которая продолжает свое движение уже по дну Черного моря.

В первый день эксплуатации тоннеля под Босфором остановились поезда из-за вдруг пропавшего электричества, пассажирам пришлось выбираться на поверхность земли пешком.

Традиционные межконтинентальные заплывы через Босфорский пролив происходят ежегодно, а вот теннисный матч на мосту Ататюрка между турецкой спортсменкой Ипек Сеноглу и американкой Винус Уильяме состоялся лишь однажды – в 2005 году и территориально проходил действительно между двумя материками.

Советы туристам

Выбирая экскурсию по Босфору, следует внимательно изучить возможные предложения, выбрать наиболее подходящее среди нескольких вариантов, похожих содержанием и отличающихся стоимостью.

Отправляться на прогулку по Босфору лучше рейсовым катером, чем экскурсионным. Получается дешевле, а маршрут тот же. Помимо экономии, эффективнее используется время: спланированный самостоятельно перерыв в путешествии на обед плавно вписывается в посещение выбранных достопримечательностей на берегу.

Несмотря на жаркую погоду в Стамбуле, Босфор всегда отличается прохладным ветерком. Эфиль-эфиль – так называется по-турецки его освежающее дуновение. Однако тем, кто быстро зябнет, стоит позаботиться о легком кардиганчике, отправляясь на прогулку по Босфору, особенно под вечер.

Коренные стамбульцы в Босфорском проливе не купаются, считают его воды недостаточно чистыми после ежедневного движения большого количества суден.

Анонсы

Босфорский пролив – уникальная изюминка Стамбула, разделяющая турецкий мегаполис на европейскую и азиатскую части. Стратегически важный географический объект, Босфор, словно морские врата, открывает торговый путь для черноморских государств через Средиземное море далее к просторам Атлантического океана. Прогулка вдоль канала привносит особый шарм в путешествие по Турции, ведь предоставляет возможность оказаться одновременно у кромки Европы и Азии.

У Босфорского пролива особое очарование – его берега принадлежат разным континентам. Отсекая Европу от Азии, канал соединяет водные миры нескольких морей, обеспечивает торговое судоходство многих стран Черноморского побережья. Незамерзающий и зимой, Босфор, будто неугомонный труженик, бережно переправляет тысячи судов ежегодно по извилистому фарватеру, открывая им путь к бесконечным просторам Атлантического океана.

1. Оливки – это фрукты, в не овощи. Оливки могут быть зеленого, фиолетового, темно-коричневого, черного и даже розового цвета.
2. Родиной оливковых деревьев является Средиземноморье. Плантации оливковых деревьев формируют облик Греции, Италии, Турции, Испании и Израиля.
3. Оливковое дерево может достигать 8- 15 метров в высоту, крона имеет округлую форму. Листья оливкового дерева удлиненные овальной формы. Сверху листья серовато-зеленого цвета, а снизу имеют серебристый окрас. Цветы у оливковых деревьев мелкие белого цвета, собраны в кистевидные соцветия. Цветут оливковые деревья в мае.
4. Оливковое дерево является вечнозеленым и может жить до 2000 лет. Одно из старейших оливковых деревьев в мире растет на острове Крит. Дереву около 4000 лет и оно до сих пор плодоносит. Средняя продолжительность жизни оливковых деревьев составляет от 300 до 600 лет.
5. На сегодняшний день в мире насчитывается более 800 миллионов оливковых деревьев. Оливковые деревья растут только на плантациях, диких оливковых деревьев ныне не найти. Возможно это связано, что культивирование оливковых деревьев началось еще в эпоху Древней Греции и диких предков оливковых деревьев совсем не осталось.
6. Плоды оливковых деревьев содержат косточку, их размеры составляют от 1,5 до 2 сантиметров. Цвет оливок зависит от зрелости плода. Незрелые оливки – зеленого цвета, а спелые оливки – от темно-фиолетового до черного цвета. Считается, что зеленые плоды называются оливками, а созревшие – маслинами. Но это синонимы и так можно называть оливки любого цвета. Все сорта оливок делятся на масличные и для консервирования. Оливки, из которых получают масло, мелкие, жесткие с крупной косточкой. А оливки для консервирования более крупные с сочной мякотью и небольшой косточкой.
7. Оливки в сыром виде нельзя употреблять в пищу, потому что они содержат горький гликозид олеуропин. Поэтому их перед употреблением вымачивают в растворе щелочи или крепком рассоле.
8. Мякоть оливок богата белками, пектинами, витаминами А, Е, К и В, а также железом, калием, фосфором и полифенолами. В оливка содержится более 70% масла, в котором высокий уровень ненасыщенных жирных кислот. Ненасыщенные жирные кислоты обладают способностью снижать уровень холестерина в крови, защищая сердечно-сосудистую систему, снижая риск развития инфарктов и атеросклероза.
9. А согласно библейской истории о потопе, голубь, которого Ной выпустил из ковчега, чтобы понять закончился ли потоп. Голубь возвратился с оливковой ветвью в клюве, что означало, что где-то там есть земля и вода отступила.
10. Оливковая ветвь является символом мира. С незапамятных времен люди использовали оливковую ветвь для объявления перемирия, посылая ее своим врагам. В Древней Греции олимпийских чемпионов украшали венками из оливковых ветвей. Эта традиция была возрождена во время Олимпийских игр 2004 года в Афинах.
11. Крупнейшим производителем оливкового масла в мире является Испания, Италия занимает второе место.
12. Наиболее популярными для консервирования сортами оливок в Италии являются:
Баресане (baresane) – мясистые черные оливки со сладковатым вкусом родом из Апулии.
Чериньола (cerignola) – зеленые и черные оливки
Грече – зеленые оливки гигантских размеров.
Сицилиане – зеленые оливки с терпким вкусом.
ди Гаэте (gaeta) – фиолетово-черные оливки с кисловатым вкусом из региона Лацио
Кастельветрана (castelvetrano) – зеленые оливки с острова Сицилия с соленовато-сладким вкусом и маслянистой текстурой.
Сарацена (saracena)– древний сорт оливок также с острова Сицилия. Это маленькие черные оливки.
Таджаска (taggiasca) – сорт оливок, которые растут на скалистом побережье Лигурии. Это маленькие глубокого красновато-черного цвета со сладким вкусом и фруктовым ароматом.

Транспортный переход через Керченский пролив — идея, которую пытались реализовать десятки лет назад. В связи с этим, в данный период к стройке века приковано максимально внимание. Сейчас строительство объекта приблизилось к наиболее важному этапу — транспортировке арок на фарватерные опоры.

Однако данная процедура полностью зависит от погодных условий в проливе, которые имеют свои особенности.

Историческая справка о гидрометеорологии Керченского пролива

Акватория Керченского пролива в гидрометеорологическом отношении относится к хорошо изученным. Исследования начали проводиться еще с конца XVIII века, а систематические наблюдения начались в 1873 году после организации морского гидрометеорологического поста в порту Керчи. С 1927 года наблюдения стали выполняться на морской гидрометеорологической станции Тамань. Об этом сообщает Информационный центр «Крымский мост».

В 1922-1928 годах экспедиционные работы в Керченском проливе проводились Азово-Черноморской промысловой экспедицией, а в 1928-1932 годах Азово-Черноморской рыбохозяйственной станцией. В 1946-1958 годах регулярные экспедиционные работы в проливе выполнял Азово-Черноморский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии.

С 1944 года на северном побережье Керченского пролива работает морская гидрометеорологическая станция I разряда Опасное (Жуковка), а с 1950 года в южной части пролива – пост Заветное.

В 1960-1991 годах экспедиционные наблюдения выполняли суда Гидрометслужбы. С 1992 года число систематических экспедиционных исследований открытых частей пролива снизилось, особенно в начале периода, что обусловлено, прежде всего, экономическими проблемами причерноморских государств, выходом из строя и утратой практически всего научно-исследовательского флота.

В 2014 году в Керченском проливе возобновились гидрометеорологические изыскания в интересах проекта строительства Крымского моста. Эту работу провели специалисты Государственного океанографического института им. Н. Н. Зубова.

Характеристики ветрового режима в Керченском проливе оценивались по наблюдениям на морских гидрометеорологических станциях (МГ) и постах (МГП) – Опасное (севернее трассы моста, 69-летний период наблюдений – 1945-2013 годы), Керчь (118-летний период наблюдений – 1891-2013 годы), Заветное (южнее трассы моста, 63-летний период наблюдений – 1950-2013 годы) и Тамань (с 1939 по 2013 годы).
Южная часть Азовского моря характеризуется наибольшим среднегодовым числом дней со скоростью ветра более 10 м/с и 15 м/с. Наибольшая повторяемость штормов приходится на период февраль-март, а наименьшая – на август-сентябрь.

Керченский пролив считается районом с умеренной штормовой деятельностью. Среднемноголетние значения скорости ветра здесь составляют от 4,2 м/с до 5,2 м/с в зависимости от района пролива.

Абсолютный максимум скорости ветра в 28 м/с (при порывах до 33-34 м/с) фиксировали на гидрометеостанции Керчь в феврале 1946 года, в марте 1949 года, в январе 1954 года и в октябре 1969 года. Станция Заветное в октябре 1987 года фиксировала ветер скоростью в 30 м/с.

В целом наибольшие величины скорости ветра отмечаются в феврале. Шторма скоростью 20 м/с наблюдаются в Керчи только с октября по январь.

В летний сезон ветровая активность значительно снижается. Максимум штилевых условий наблюдается, как правило, в весенний и осенний сезоны на станциях Керчь (10-11 % от времени наблюдения) и Заветное (7-8 % от времени наблюдения).

Средняя скорость ветра в августе на станции Керчь за период наблюдений с 1891 по 2013 годы составляла 4,4 м/с. В сентябре за тот же период – 4,5 м/с. Самая высокая среднемесячная скорость ветра в эти месяцы составляла 7 м/с – это было в 2012 году.

Однако усиление ветра до штормовой силы возможно в любой период года и в любом районе Керченского пролива. Так, в августе 1945 года станция Керчь фиксировала ветер скоростью 17 м/с, в сентябре 1948 года – 25 м/с.

Максимальные порывы ветра в августе фиксировались в 1979 году (до 20 м/с) и в сентябре – в 1906 году (до 25 м/с).

Максимальная средняя скорость ветра за период инженерно-гидрометеорологических изысканий в рамках проекта строительства Крымского моста на станции Опасное составила 15 м/с, Керчь – 16 м/с, Тамань – 14 м/с. Максимальная средняя скорость ветра на острове Тузла за три периода полевых наблюдений составила 17,2 м/с.

За 11 месяцев наблюдений было выделено 19 штормовых периодов. Наибольшее усиление в летний период наблюдалось 20-21 июня 2014 года, когда через исследуемый район проходил глубокий циклон с юга, а средняя скорость ветра достигала 16,8 м/с.

Для наблюдений за изменениями погоды и планирования работы в акватории осенью 2015 года для строителей Крымского моста были установлены три метеостанции – со стороны Керчи и Тамани. Приборы измеряют семь базовых метеопараметров в автоматическом режиме круглые сутки. Информация поступает в штабы строительства на обоих берегах пролива.

За это время самым сложным по метеоусловиям оказался октябрь 2016 года, когда количество штормовых часов достигло 447 (более 18 суток, в том числе когда штормовое предупреждение действовало 13 суток подряд). Максимальные порывы ветра фиксировались в ноябре 2015 года и составили тогда 30 м/с.

Август 2016 года был относительно спокойным: количество штормовых часов составило 127 (около 5 суток), в сентябре фиксировалось 219 часов с ветром выше 10 м/с – это примерно 9 суток. Максимальные порывы ветра в августе и сентябре 2016 года не превышали 19 м/с.

В целом на данный момент можно отметить, что 2016 год был более ветреным, чем 2017-й. За январь – июль прошлого года зафиксировано в общей сложности 1525 штормовых часов, а за тот же период в этом году – на 12 % меньше (1343 часов).

Штормовые условия ограничивают применение высотной техники (например, строительных кранов). В то же время гидрометеорологические условия Керченского пролива хорошо изучены проектировщиками Крымского моста еще на стадии разработки проекта и учтены в графиках производства работ. Стройка продолжается вне зависимости от погоды, но ведется с учетом ограничений по метеоусловиям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .