F 22 количество на вооружении. «Энциклопедия мирового вооружения. Каналы передачи данных

Легенда о дерзком полете конструкторской мысли, потерянных деньгах и несбывшихся надеждах. Гимн величию человеческого разума и притча о безумных путях, на которые иногда сворачивает технический прогресс. Сага о том, как несмелые очертания истины тают в пелене тумана человеческих заблуждений. Парабола об алчности и доверчивости, что идут рука об руку на протяжении веков, питаемые несбыточной людской мечтой о «философском камне» и «вечном двигателе».


Все это – истребителя «пятого поколения». Миф о фантастическом крылатом корабле, что принесет лавры побед к ногам тех, кто сможет построить такую машину.

Еще ни один самолет в истории авиации не преподносился с такой помпой, как грозный истребитель «Рэптор». Беспощадная ярость небес. Абсолютное техническое превосходство ВВС США. Чудотворное средство для выигрыша любых войн. Невидимое и разрушительное , приносящее смерть каждому, кто осмелился «поднять руку» на его создателей.

Парадокс в том, что на сегодняшний день ни один из 187 истребителей «пятого поколения» участия в боевых действиях не принимал. Это было бы нормально, если на Земле прекратились войны – но, с 2003 года, когда на авиабазу Неллис прибыл первый серийный F-22, мир сотрясли множество конфликтов – авиация ВВС США совершила десятки тысяч боевых вылетов, сметя с лица Земли два государства.

Оправдания, связанные с «избыточной мощью самолета» и «несоответствием условий локальных конфликтов назначению F-22» могут вызвать лишь ярость у американских налогоплательщиков: военные потратили 60 миллиардов долларов на создание самолета, для которого нет подходящих задач!

Сравнение F-22 с ядерным оружием не проходит - «Рэптор» не обладает и долей останавливающего эффекта Стратегических Ядерных Сил. В отличие от «Трайдентов» и «Минитмэнов», это чисто тактическое оружие, призванное решать насущные проблемы нашего времени. Но увы…
Пилоты ВВС США предпочитают возить бомбы и доминировать в воздухе, используя проверенные F-15 и F-16.
Получается проще, дешевле, а главное - ничуть не хуже, чем при использовании истребителя «пятого поколения».

Гораздо веселее другой факт: F-22 наверняка окажется малополезен при решении «серьезных задач». До сих пор не утихают споры о малозаметности самолета – эксперты сокрушаются о том, что «Рэптор», скорее всего, не сможет эффективно работать в зоне действия зенитных комплексов С-300.

Здесь следует задать простой опрос: А что вы ожидали? Двенадцать каналов наведения. Шесть скоростей звука. Масса боевой части 150 кг. Солидный комплект радаров и систем обнаружения, способных засекать воздушные цели на дальности в сотни километров.

Лезть напролом в зону действия С-300 – чистое самоубийство. И никакой «Рэптор» здесь не панацея – летчики ВВС США откажутся садиться в кабины, а того, кто отдал приказ о прорыве вражеской ПВО с помощью «Рэпторов», ожидает трибунал.

Что нам «Рэптор»! Закидаем шапками?

Ничуть. 300-ый зенитный комплекс – действительно серьезное оружие, это признают даже мастистые зарубежные эксперты. Другое дело, что для прорыва сквозь заслон С-300 совсем не обязателен убер-самолёт «пятого поколения».

Это как же так?

Грубая сила и ничего более. Обнаруженные позиции ЗРК давят простым способом: залпом противорадарных ракет HARM, наводящихся на источники радиоизлучения. Ракеты запускаются по баллистической траектории, на самонаведении – сами самолеты-носители при этом остаются вне зоны действия ЗРК, а счет выпущенных «Хармов» обычно идет на тысячи.

Тупоголовые «Хармы» перебьют все микроволновки и радиопередатчики в округе, но несколько из них обязательно разорвется вблизи РЛС зенитного комплекса, выведя его из игры. Даже если оператор, почувствовав неладное, успеет выключить радар – «Харм» запомнит последние координаты источника излучения и продолжит свой скорбный путь в направлении предполагаемой цели.

Гремучий коктейль из «Хармов» обильно сдабривается крылатыми ракетами «Томагавк», шквалами радиоэлектронных помех, БПЛА и диверсионными группами спецназа.


Запуск противорадилокационной ракеты AGM-88 High-speed Anti-Radar Missile (HARM)


Очень грубый, затратный и грязный приём – но это единственный способ прорыва современной ПВО. Именно этот сценарий мы наблюдали во всех конфликтах последних лет – обе Войны в Персидском заливе, Югославия, Ливия.
Лишь когда командование убеждается в недееспособности вражеской системы ПВО – в воздушное пространство вторгаются «носители демократии» - сотни боевых самолетов ВВС стран НАТО. Обычные F-15 и F-16.

Убер-самолет F-22 «Рэптор» вновь остался без работы. Как и его коллега B-2 «Спирит». Сверх-возможности этих машин попросту не востребованы.

Кто Вы, истребитель пятого поколения?

У современных летчиков есть все - сверхзвуковые самолеты, способные в автоматическом режиме прорываться к цели, едва не срывая крылом кроны деревьев. Фантастические прицельные комплексы, способные из стратосферы отличить женщину от мужчины, вооруженного человека от мирного обывателя или разглядеть тепловой след проехавшего автомобиля – чувствительность этих систем потрясает воображение. Реактивные боевые машины могут за считанные часы перелететь континент, а их боевая нагрузка превышает показатели стратегических бомбардировщиков времен Второй мировой. Невероятные фигуры высшего пилотажа, управляемое ракетное оружие, оптико-электронные оборонительные комплексы и системы постановки помех.

Спрашивается: Ребята, что вам еще нужно? Бессмертие и бесконечные патроны?

Конечно, прогресс не стоит на месте – на смену четвертому поколению истребителей должно обязательно прийти пятое. Но чем конкретно отличается «пятое поколение»? И здесь, даже у самых смелых теоретиков возникает коллапс сознания.

Малозаметность!
Сделать самолет абсолютно невидимым пока еще никому не удалось – приёмы технологии «стелс» находятся в явном противоречии с законами аэродинамики. Работы по частичному снижению заметности не имеют решающего значения – риск быть обнаруженным по-прежнему остается велик.
Парадоксально, но меры по радикальному снижению заметности могут быть реализованы на самолетах предыдущего поколения – подтверждено на практике: серийные истребители «Супер Хорнет», перспективные машины F-15SE «Сайлент Игл» и «Сайлент Хорнет».


F-15SE Silent Eagle.


"Наплывы" на гондолах двигателей - внутренние отсеки для вооружения. Изменено хвостовое оперение - кили отклонены в стороны для лучшего рассеивания радиоволн

Сверхманевренность! Расскажите о ней Су-27 и его модификации Су-35.

Многофункциональность! Расскажите об этом создателям F-15E «Страйк Игл».

Сверхзвуковая крейсерская скорость без использования форсажа!
Можно. Потребуются «всего лишь» сверхмощные (и прожорливые) двигатели. В принципе, единственное значимое отличие «пятого поколения». Другой вопрос – насколько велика потребность в таких способностях? И не слишком высока заплаченная цена?

Анализируя требования, предъявляемые к «пятому поколению», становится очевидно – они буквально «взяты с потолка». То, что могло действительно пригодиться: беспилотное управление в воздушном бою, абсолютная невидимость для любых средств обнаружения противника – до сих пор остаются атрибутами научной фантастики. То же, что предлагает современная промышленность под видом «истребителя нового поколения» - не более чем архисложная и сверхдорогая машина, чьи задачи дублируются обычными самолетами с гораздо большей эффективностью (затраты/результат).

Здесь можно было поставить точку, если бы не одно важное обстоятельство:

Истребители «пятого поколения» действительно существуют! Но это не имеет никакого отношения к F-22 «Рэптор».

Кто же эти загадочные машины? «Сухой» ПАК ФА? Китайский прототип J-20?
Нет, новое поколение истребителей появилось задолго до создания ПАК ФА. Это был длительный системный процесс, который обрел окончательную форму порядка 20 лет назад.

Сама авиатехника изменениям не подверглась – двигатели, планер – все осталось прежним. Может быть, все дело в авионике – высокотехнологичной «начинке» самолета? И снова, мимо. Радиолокационные станции, ИНС, «fly-by-wire» (электродистанционная система управления) – здесь никаких кардинальных изменений отмечено не было. Увеличение производительности бортовых компьютеров и появление «стеклянных кабин» не привело к революции в авиастроении. К какому поколению относится самолет - 4+ или 4++ имеет не так много значения, как это принято полагать.

Изменения коснулись, в первую очередь, организационных вопросов – новая тактика и специальные приёмы позволили резко повысить мощь современной авиации.

Что все это значит, товарищи? Встречайте нашего первого гостя:

KC-10 «Экстендер» (удлинитель) – воздушный танкер на базе пассажирского авиалайнера DC-10. 11 топливных баков, 90 тонн авиационного топлива. Танкер предназначен для взаимодействия с тактической авиацией: телескопическая заправочная штанга и система «шланг-конус» позволяют передавать топливо на любой из военных самолетов стран блока НАТО. Производительность системы заправки – 5678 л/мин (штанга) и 1590 л/мин (шланг-конус). Танкер способен одновременно передавать топливо трем самолетам. В верхней части фюзеляжа имеется горловина для заправки самого заправщика.

240 воздушных танкеров (500 с учетом Национальной Гвардии и резерва ВВС) – вот где скрывается источник силы ВВС США.


"Парад слонов". Танкеры KC-135 на авиабазе Милденхолл (Великобритания)


К черту истребители «Рэптор»! Системы дозаправки открывают перед тактической авиацией совершенно фантастические перспективы: армада танкеров позволяет оперативно сгруппировать силы и нанести массированный удар по любой точке планеты. Патрулирование над любым регионом Земли или «воздушный мост» для экстренной переброски войск в другое полушарие… Системы дозаправки стоят практически на всех американских самолетах – боевых истребителях и бомбардировщиках, самолетах дальнего радиолокационного обнаружения, транспортных машинах, вертолетах. Ведутся эксперименты с беспилотниками.

На сегодняшний день в составе ВВС России находятся 19 воздушных танкеров Ил-78 (на базе военно-транспортного самолета Ил-76). Также, в качестве воздушных заправщиков могут использоваться фронтовые бомбардировщики Су-24 (подвесной заправочный агрегат УПАЗ-1А «Сахалин»).

Пилоты бомбардировочной авиационной эскадрильи авиабазы Западного военного округа (ЗВО) после 18-летнего перерыва выполнили полеты с дозаправкой топливом в воздухе


- начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Балтийскому флоту Владимир Матвеев, декабрь 2012 г.

Будем объективны: много ли пилотов ВВС России способны провести дозаправку в воздухе в темное время суток? В режиме полного радиомолчания? Ведь это стандартные трюки американских летчиков.


Российские СМИ и официальные источники регулярно публикуют сенсационные сравнения «Рэптора» и российского ПАК ФА. Просто удивительно, какую скандальную известность приобрели истребители «пятого поколения» – самолеты, не совершившие ни одного боевого вылета и имеющие сомнительную ценность в реалиях современных конфликтов. В то же время, системам воздушной дозаправки – одному из столпов, на котором держатся современные ВВС - уделяется предельно мало внимания.

Звездное скопление

Наш следующий гость, хотя и не относится к когорте истребительной авиации, но демонстрирует реальные приоритеты американских военно-воздушных сил. Этот самолет никогда не показывают по телевизору, про него не снимают передачи «Дискавери» и «Ударная сила». В отличие от разрекламированных «Рэпторов», он всегда остается в тени. Пока F-22 и ПАК ФА позируют на авиасалонах, эта машина спокойно выполняет свою ответственную работу: демилитаризованная зона вдоль 38-й параллели на Корейском полуострове, Ближний Восток, пограничные районы Ирана, Северная Африка – вот её сферы ответственности.

Обычный транспортный борт ВВС США? Нет, это E-8 Joint STARS (Joint Surveillance Target Attack Radar System) – авиационный комплекс дальнего наблюдения и целеуказания, предназначенный для распознавания и классифицирования наземных целей в любое время суток при любых погодных условиях, а также для координации боевых действий и двустороннего обмена информацией с наземными силами в режиме реального времени. Разведчик и воздушный командный пункт в одном лице.

В случае реального вооруженного конфликта нужно «валить» его в первую очередь - иначе этот гадёныш вычислит и сдаст всех. «Джи Старс» патрулирует на удалении нескольких десятков километров от поля боя, сканируя местность радаром бокового обзора AN/APY-3, тепловизорами и камерами высокого разрешения – десятки операторов на борту «Джи Старс» ведут непрерывное наблюдение за перемещениями противника, оперативно предупреждая собственные войска о возможных засадах, направлениях эвакуации и о любых изменении обстановки. Существует предположение, что именно «Джи Старс» вычислил кортеж полковника Каддафи.

Обнаружение, управление наземными подразделениями, многоканальная спутниковая связь, ретрансляция сигналов и управление беспилотниками – аналогов этого самолета в мире не существует.
На сегодняшний день в составе ВВС США числятся полтора десятка E-8 «Джи Старс». И это имеет гораздо больше значения, чем пресловутые истребители «Рэптор». Увы, никаких работ по созданию аналогов американского «Джи Старса» не ведется – все заняты обсуждением истребителя «пятого поколения».

Игровой набор «Юный разведчик»

Универсальность – обязательное качество современной боевой авиации.
Но тому, кто готовится к воздушному бою, незачем тащить с собой балласт в виде прицельного комплекса для работы по наземным целям (к примеру, система LANTIRN весит полтонны)!
С другой стороны, во время вылета на штурмовку без LANTIRN не обойтись – комплекс позволяет совершать сверхзвуковые броски на предельно малой высоте, засекать и идентифицировать точечные наземные цели. В любое время суток, в сложных погодных условиях.

Как решить непростую дилемму?

Решением стала гениальная концепция быстросъёмных подвесных комплектов. Прицельно-навигационные контейнеры, разведывательная аппаратура, конформные топливные баки, модули радиоэлектронной борьбы, системы буксируемых ловушек, крепления, замки и широкий спектр подвесного вооружения на все случаи жизни. Все системы крепятся на стандартные узлы внешней подвески и не требуют изменений в конструкции.*
*за исключением конформных топливных баков


Моё имя - Квазимодо!
Безобразные горбы на спине F-16 - конформные топливные баки, превращающие самолет в стратегический бомбардировщик


Подобный подход обеспечивает самолету исключительную универсальность и помогает улучшить именно те способности, которые требуются для выполнения каждой конкретной миссии. Съёмные модули можно комбинировать в любом порядке, подвешивать одни и те же блоки на самолетах разных типов (стандартизация и экономия!), а при необходимости легко заменить поврежденный или неисправный блок на новый (простота, удобство эксплуатации). В то же время, после установки прицельно-навигационного контейнера, любой F-16 приобретает возможности обнаружения, сравнимые с суперсамолетами F-22 и F-35.

В итоге мы получаем относительно простой самолет-платформу и съёмный комплект оборудования. Данная концепция блестяще зарекомендовала себя во всех войнах последних лет. Подвесные контейнеры LITENING, LANTIRN и SNIPER XR с успехом применяются на любых типах истребителей, штурмовиков и стратегических бомбардировщиков стран НАТО.



Навигационный AN/AAQ-13 и прицельный AN/AAQ-14 контейнеры системы LANTIRN (Low Altitude Navigation and Targeting Infrared for Night).
Сочетает в себе РЛС и тепловизоры переднего обзора, лазерный дальномер, оптические датчики сопровождения цели и коррелятор линии визирования ракеты

Например, уже упомянутый LITENING применяется в ВВС США для оснащения F-15E, F-16, A-10, B-52… При необходимости контейнер может быть подвешен под крыло любого палубного самолета «Харриер» или F/A-18. Системой заинтересовались союзники – LITENING совместим с бортовой электроникой самолетов «Панавиа Торнадо», «Еврофайтер Тайфун», «Гриппен»…

Создатели истребителей «пятого поколения» делают то же самое, но гораздо более сложным и затратным способом. Они предлагают изначально оснащать самолет супер-элекроникой, монтируя блоки внутри фюзеляжа. В результате цена самолета взлетает до небес, а половина из установленных систем обычно используется в качестве балласта.

Удивительно, но столь важные системы остались за рамками буйных споров о возможностях "Рэптора" и ПАК ФА. Вместо обсуждения по-настоящему значимых вещей, из года в год продолжаются бессмысленные дебаты вокруг "пятого поколения" истребителей, которое, по-факту, ничего не решает в современной войне.


Прицельный контейнер системы SNIPER XR под фюзеляжем стратегического бомбардировщика B-1B Lancer

F-22 Raptor разрабатывался как истребитель завоевания превосходства в воздухе и должен был превосходить по своим характе­ристикам не только все имевшиеся на тот мо­мент самолеты четвертого поколения, такие как F-16 и Typhoon, но и находящиеся в стадии разработки самолеты потенциальных противников. В настоящее время машина является одной из лучших в своем классе, что регулярно подтверждается результатами уче­ний с участием F-22, но в случае серийного выпуска самолетов Су-35 и истребителя пя­того поколения Т-50 разработки ОКБ Сухого его превосходство может быть утрачено.

БОЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ F-22

На больших дальностях

Идеологию разработчиков «Раптора» можно выразить одной фразой - «первым обнару­жил - первым уничтожил». Основами выжи­вания и победы в бою на больших дальностях является дальность обнаружения и энергия ракеты. Летные характеристики F-22 в соче­тании с низкой ЭПР дают ему преимущества в дальнем бою. Низкая ЭПР играет в этом ведущую роль - дает возможность подойти к противнику на дальность пуска ракет, оста­ваясь незамеченным, по сравнению с самоле­тами с обычной ЭПР. Это позволяет произво­дить пуски в благоприятных условиях.

Большая дальность обнаружения и со­провождения целей бортовой РЛС также минимизирует вероятность поражения огнем противника, что в сочетании с низкой ЭПР позволяет первым обнаружить противника и осуществить пуск ракет. Даже если не брать в расчет малую заметность самолета, F-22 яв­ляется грозным противником благодаря его высоким летным характеристикам. Крейсер­ская сверхзвуковая скорость, то есть полет на сверхзвуковой скорости без включения фор­сажа, избавляет его от необходимости осуществлять разгон перед пуском ракет, тогда как самолеты четвертого поколения с крейсер­скими скоростями в районе 1,2М вынуждены перед пуском ракет осуществлять разгон на форсажном режиме работы двигателей, что приводит к повышенному расходу топлива. F-22 с крейсерской скоростью 1,7М этого не­достатка лишен.

Еще одним преимуществом является больший, чем у существующих истребителей, практический потолок, что тоже способствует повышению кинетической энергии ракет (стрельба ведется, по сути, сверху вниз). Стоящие на вооружении ракеты AMRAAM являются одноступенчатыми, их двигатель работает только на начальном этапе поле­та, а далее полет и маневрирование ракеты происходит за счет набранной энергии. Та­ким образом, сообщая ракете при пуске как можно больше энергии, можно повысить ее дальность или сохранить больше энергии для маневрирования на конечных участках траек­тории. В настоящее время разрабатываются двухступенчатые УР класса «воздух-воздух», а также ракеты, оснащенные прямоточными воздушно-реактивными двигателями, ко­торые смогут свести на нет превосходство тандема F-22/AMRAAM. Не допустить этого может принятие на вооружение ракеты AIM-120D, проходящей в настоящее время испытания, с повышенной на 50% дально­стью полета и другими усовершенствованиями.

Маневренные характеристики

По своим маневренным характеристикам F-22 превосходит все существующие истре­бители во всем диапазоне высот и скоростей полета. Аэродинамика машины в сочетании с высокой тягой двигателей, мощной САУ и управляемым вектором тяги обеспечивают F-22 отличные маневренность и управляе­мость на всех режимах полета. В частности, машина демонстрировала установившийся полет с углом атаки до 60°.

В случае войны F-22 сможет оди­наково эффективно дей­ствовать как в дальнем, так и в ближнем манев­ренном воздушных боях, а если сюда добавить его возможности по пораже­нию наземных целей, то становится ясно - это один из лучших на сего­дняшний день образцов авиационной техники.

Сравнение с F-16 показывает, что Raptor превосходит его во всем диапазоне высот и скоростей полета, причем даже без использо­вания форсажного режима работы двигателей. Только в одной области характеристики F-16 с включенным форсажем приближаются к F-22, что, однако, легко сводится на «нет» включением форсажа пилотом Raptor.

Можно сказать, что в настоящее время хо­рошо подготовленный пилот F-22 будет иметь преимущество над любым противником. Хотя при сравнении с модернизированными самолетами семейства Су-27, в частности Су-35, преимущества американской машины не столь очевидны. Во-первых, против десяти УР Р-77 российского истребителя F-22 несет только шесть ракет AMRAAM. Отсутствует на американском самолете и оптико-локаци­онная станция, работающая в ИК-диапазоне, а наличие пассивного средства обнаружения воздушных целей дает летчику дополнитель­ные преимущества. При ведении ближнего маневренного воздушного боя пилот россий­ского истребителя будет иметь преимущества еще и благодаря наличию нашлемной систе­мы целеуказания (НСЦ) и ракет малой даль­ности с большим углом поля зрения ГСН и высокой маневренностью. Частично это пре­имущество может быть устранено принятием на вооружение УР AIM-9X с управляемым вектором тяги, но НСЦ летчики F-22 получат очень нескоро, если получат вообще. Да и российский истребитель пятого поколения Т-50 уже встал на крыло.

Ударные возможности

F-22 изначально разрабатывался как истребитель завоевания превосходства в воздухе. Требование способности атаковать наземные цели было добавлено позже, что сказалось на ударных возможностях самолета.

Так, требование малозаметности вынудило разработчиков ограничить объем грузоотсеков. В результате оказалось, что значительная часть образцов вооружения «воздух – земля» не может поместиться в них (например, противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM). Таким образом, F-22 не может применять основную американскую противорадиолокационную ракету. Конечно, он может нести данную ракету на внешней подвеске, но в этом случае теряется главное преимущество «Раптора» - малозаметность. Из-за небольшой грузоподъемности внутренних подвесок F-22 также не может брать на борт тяжелые бомбы – их максимальный калибр ограничен 1000 фунтами (454 кг).

В составе БРЭО F-22 из соображений снижения стоимости самолета отсутствует специализированное бомбардировочное оборудование. В программном обеспечении оставлены алгоритмы, необходимые для обнаружения и опознавания целей. Поражение этих целей, в свою очередь, осуществляется управляемыми бомбами с наведением по сигналу навигационной системы GPS.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ F-22 RAPTOR

Кабина пилота

Кабина самолета является, пожалуй, наиболее комфортной среди всех истребителей, когда-либо имевшихся в распоряжении ВВС США. Следует отметить, что для летчиков этих машин практиче­ски не существует ограничений по росту (за исключением очень низких или очень высоких). Бес­переплетный фонарь, состоящий из двух слоев прозрачного поликарбоната с радиорассеивающим напылением, в сочетании с формами планера обеспечивает хороший обзор (угол обзора вниз-вперед - около 15°). Развесовка фонаря выполнена так, чтобы обеспечить его гарантиро­ванное отделение при катапультировании. Катапультное кресло - ACES II класса «ноль - ноль».

Оборудование кабины

Кабина летчика оборудована широкоуголь­ным индикатором на фоне лобового стекла (ИЛС), на который выводится полетная, навигационная и прицельная информация. На приборной доске расположены четы­ре многофункциональных цветных дисплея (электромеханические приборы отсутству­ют), выводимая на них информация призва­на максимально облегчить работу летчика. Так, при отображении тактической обста­новки самолеты противника обозначаются красными кружками, свои самолеты - зе­леными, самолеты группы - в виде синего F-22. Бортовые системы самолета также вы­полняют селекцию целей, обозначая наи­более опасные. Изначально планировалось заменить ИЛС на нашлемную систему, но пока эти работы приостановлены в связи с высокой стоимостью, поэтому в обозри­мом будущем ИЛС на самолете сохранится.

Радиолокационная станция APG-77

Основой прицельного комплекса F-22 является РЛС с фазированной активной антенной решет­кой APG-77 разработки «Northrop Grumman». Первые модификации РЛС оснащались антен­ной, включавшей по 750 твердотельных пере­дающих и приемных модулей, а с модифика­ции APG-77(V)1 на станцию устанавливаются универсальные приемопередающие модули (1500 штук), что значительно повысило характе­ристики. Станция имеет возможность одновре­менно сопровождать несколько целей. Сектор обзора по азимуту и углу места +/-60°. В режиме работы по наземным целям обеспечивается радиолокационное синтезирование апертуры, что позволяет значительно повысить разрешение и дальность обнаружения целей. В целях сниже­ния заметности предусмотрены пассивные ре­жимы работы РЛС, а с помощью быстрого изме­нения рабочей частоты станции обеспечивается снижение вероятности перехвата сигналов при активных режимах ее работы. Проводились ис­следования в области использования РЛС в ка­нале обмена данными, а также использования ее в качестве станции постановки помех.

Силовая установка

На самолете установлены два двухвальных двухконтурных турбореактивных форсирован­ных двигателя F119 компании «Pratt & Whitney», имеющих тягу 15575 кН и массу 1700 кг каждый. По сравнению с другими двигателями, устанав­ливаемыми на самолеты ВВС США, он облада­ет повышенной надежностью, ремонтопригод­ностью и простотой в обслуживании. Двигатели оснащены плоскими соплами с неподвижными боковыми стенками и подвижными верхними и нижними панелями, предназначенными для ре­гулирования площади поперечного сечения сопла и отклонения вектора тяги по тангажу на угол от +20° до -20°.

20-мм пушка Vulcan

Пушка М61А2 Vulcan компании «General Dynamics» расположена справа, в корневой части крыла. Пушечный порт закрывается створкой, открывающейся при стрельбе. Боекомплект - 480 выстрелов.

Ракетное вооружение

Основным вооружением самолета являются УР класса «воздух - воздух» средней дальности AIM-120C AMRAAM. Шесть таких ракет могут размещаться в двух нижних отсеках вооружения, а в случае использования УР ранних модификаций, AIM-120A/B AMRAAM, их количество уменьшается до четырех. Сегодня используются преимущественно УР AIM-120C-7, а к 2015 году планируется принятие на вооружение ракет модификации «D» с увеличенной дальностью полета. В дополнение к AMRAAM в двух бортовых отсеках вооружения могут размещаться по одной УР AIM-9M Sidewinder. Впоследствии их планируется заменить на AIM-9X. При нанесении ударов по наземным целям в нижних отсеках самолета могут размещаться две корректируемые авиабомбы (КАБ) JDAM калибром 454 кг (в отсеке - одна КАБ и одна УР AIM-120C) или до восьми КАБ GBU-39 Small Diameter Bombs (в отсеке - че­тыре КАБ и одна УР AIM-120C). Все КАБ GBU-39, имеющие раскладные поверхности управления, могут быть сбро­шены залпом вне зоны поражения средств ПВО при индивидуальном наведении каждого боеприпаса.

Обеспечение малой заметности

Снижение заметности самолета проводится по нескольким направлениям, приоритет - снижению эффективной площади рассеяния (ЭПР). Это достигается, в первую очередь, конфигурацией плане­ра, поверхности которого ориентированы в нескольких направлениях - обеспечивается отраже­ние сигнала РЛС в строго ограниченные сектора пространства. Все немногие выступающие элементы планера закрыты экранирующими щитками, а кромки отсеков и технологических лючков выполнены зубчатыми, что тоже обеспечивает рассеяние радиолокационного сигнала. Не менее важную роль иг­рает применение радиопоглощающих материалов и покрытий. На самолете применяются материалы нового поколения, которые более стойки к повреждениям по сравнению с радиопоглощающими по­крытиями самолетов F-117 и В-2. Кроме того, выполнение мелкого ремонта покрытия самолета F-22 возможно на аэродромах базирования, тогда как В-2 требует специального оборудования, а прове­дение работ по ремонту и восстановлению его покрытия осуществляется только в условиях ремонт­ного завода. Снижение заметности в инфракрасном диапазоне обеспечивается специальной конструкцией сопел двигателей, которая обеспечивает снижение температуры истекающих газов. Третьим направлением является жесткий контроль за электромагнитным излучением бортовых средств, при­званный минимизировать возможность пеленгации источника излучения.

По словам генерального конструктора истребителя Т-50 А.Н.Давиденко, ЭПР (эффективная площадь рассеивания) истребителя F-22 составляет 0,3 – 0,4 кв.м. Для сравнения: ЭПР истребителей F-15 и Су-27 – около 12 кв.м, МиГ-29 – 5 кв.м.

Подкрыльевые узлы подвески

Изначально машина проектировалась для применения в условиях противодействия современной, мощной и хо­рошо организованной системы ПВО, причем в первый день конфликта - для достижения наибольшего эффекта. Впрочем, сохранена и возможность установки подкрыльевых пилонов для подвески ПТБ (в перегоночном вариан­те) или средств поражения. Естественно, что при установ­ке пилонов говорить о малой заметности не приходится, но они могут значительно повысить возможности само­лета при использовании в качестве истребителя ПВО. На F-22 предусмотрена возможность сброса пилонов вместе с ПТБ при подходе к зоне боевых действий. В настоящее время ведутся разработки пилонов с уменьшенной ЭПР.

Светотехническое оборудование

Аэронавигационные огни самолета выпол­нены конформными. Электролюминесцент­ные строевые огни размещены в носовой части фюзеляжа, на верхней части законцовок крыла и наружных поверхностях килей. Подсветка топливоприемника осуществля­ется фарами, размещенными на внутренней стороне створок приемного устройства. Подсветка кабины - электролюминесцент­ная. Интенсивность регулируется автомати­чески и не создает помех при использова­нии очков ночного видения.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

F-22A Raptor стал первым в мире истребителем пятого поколения, поступившим на вооружение. Единственным эксплуатантом нового само­лета стали Военно-воздуш­ные силы США. В начале работ по про­грамме создания пер­спективного истребителя общее количество потребных истребителей завоевания превосходства в воздухе оценивали в 750 самолетов. Впоследствии это количество сократилось до 187 из-за слишком большой стоимости F-22 (146,2 млн. долларов США за самолет), в то же время на Raptor были возложены и ударные функции.

15 декабря 2005 года 27-я истребительная эскадри­лья 1-го истребительного авиакрыла, дислоцировавшаяся на авиабазе Лэнгли, штат Вирджиния, стала первым оснащенным F-22A подразделением ВВС США, достиг­шим состояния начальной оперативной готовности (это означало, что эскадрилья способна в любой момент времени отправить в лю­бой район планеты 12 самолетов F-22A). Решение об этом было при­нято после успешного завершения 422-й испытательно-оценочной эскадрильей ВВС США начатых еще в 2001 году испытаний про­граммного обеспечения Block 3.0, предназначенного для Raptor.

К маю 2009 года заказчику было поставлено 139 самолетов, кото­рые были распределены в 27-ю и 94-ю истребительные эскадрильи (иаэ) 1-го истребительного авиакрыла (авиабаза Лэнгли, Вирджи­ния), 7-ю и 8-ю иаэ 49-го истре­бительного авиакрыла (авиабаза Холломэн, Нью-Мексико), а также 90-ю и 525-ю иаэ 3-го авиакрыла (авиабаза Элмендорф, Аляска). Кроме того, истребители F-22A состоят на вооружении Резерва ВВС США (302-я иаэ 477-й истре­бительной группы, авиабаза Эл­мендорф, и 301-я иаэ 44-й истре­бительной группы, авиабаза Хол­ломэн) и Авиации Национальной гвардии США (149-я иаэ 192-го истребительного авиакрыла, авиа­база Лэнгли). Подготовка летчиков на новые самолеты проводится в 43-й иаэ 325-го истребительного авиакрыла Учебного авиационного командования (авиабаза Тиндалл, Флорида). Дальнейшее изучение F-22A и отработка тактических и иных вопросов осуществляется в 422-й испытательно-оценочной эскадрилье Боевого авиационного командования и в 412-й летно-испытательной эскадрилье 412-го ис­пытательного авиакрыла, авиабаза Эдвардc, Командования материально-технического обеспечения ВВС США.

Среди указанного количества F-22A имелись истребители че­тырех модификаций: Block 10, 20, 30 и 35, причем самолеты первой модификации будут модернизированы до стандарта Block 20.

По состоянию на 2012 год в ВВС США поступили 184 F-22, последний самолет произведен в 2011 году, после чего производство прекращено. Таким образом, парк Raptor станет самым малочисленным из всех истребителей, находившихся когда-либо на вооружении ВВС США.

В феврале 2007 года первая группа F-22A была направлена в первую «зарубежную командиров­ку», основными задачами которой стали проверка возможностей 1-го авиакрыла по оперативному наращиванию сил и средств на удаленном ТВД, а также традици­онная для ВС США демонстрация силы. 12 истребителей F-22A из 27-й эскадрильи с авиабазы Лэнгли были переброшены на авиабазу Кадена (Япония), где они провели 120 суток.

В октябре 2008 года вторая груп­па Raptor (восемь самолетов из 90-й эскадрильи) были переброше­ны на авиабазу Андерсен, остров Гуам, а затем их там сменили шесть истребителей из 525-й эскадрильи, остававшихся там до конца лета 2009 года.

Считается, что воздушном бою Raptor значительно превосходит самолеты четвертого поколения. В качестве подтверждения приводят результат учебных воздушных боев между Raptor и другими американ­скими истребителями в ходе уче­ния «Northern Edge» в 2006 году - «новичок» тогда одержал победу с разгромным счетом 144:0. С другой стороны, эксплуатация нового истребителя выявила многочисленные проблемы, ставящие под сомнение боевую эффективность «Раптора», по крайней мере, до их устранения.

Так, в 2010 г. из-за проблем с системой обеспечения пилота кислородом, OBOGS, разбился строевой истребитель F-22, летчик погиб. После этого начали поступать жалобы от пилотов строевых частей на удушье в полете. После длительных разбирательств комиссия ВВС США и Lockheed Martin выяснила, что причиной удушения является несинхронная работа дыхательного модуля системы OBOGS, отвечающего за давление подаваемого летчику кислорода, и агрегатов, следящих за компенсацией перегрузок. Из-за рассинхронизации работы этих элементов комплекса жизнеобеспечения грудь и живот летчика сдавливались костюмом снаружи, а изнутри это давление не компенсировалось достаточным давлением подаваемого кислорода. Оказалось, что в проблемах с удушением был виноват один из клапанов модуля системы OBOGS, отвечавшего за правильное функционирование противоперегрузочной части костюма Combat Eagle. Он свободно пропускал воздух внутрь костюма, но не обеспечивал должной скорости стравливания. Как результат, на выходе из маневра с перегрузкой дыхательный модуль OBOGS снижал давление подаваемого кислорода до необходимого значения, а костюм продолжал некоторое время оставаться надутым.

В результате командованием ВВС США были наложены жесткие ограничения на полеты F-22. В частности, пилотам на данных истребителях было запрещено подниматься на высоту более 7600 метров (чтобы в случае удушья можно было успеть снизиться), кроме того, маршруты полетов должны были проходить с таким расчетом, чтобы от любой их точки можно было долететь до ближайшего аэродрома не более, чем за полчаса. Все это очень сильно снизило боевой потенциал F-22. Лишь после доработки системы подачи воздуха в противоперегрузочную систему началась постепенная отмена ограничений на полеты (все F-22 были переоснащены новыми комплектующими в 2013 году).

Raptor проектировался с учетом обеспечения назначенного ресурса 8000 летных часов. Согласно планам командования ВВС США еже­годный налет истребителей дол­жен составить в среднем 335 лет­ных часов - в этом случае срок службы Raptor достигнет 24 лет. В настоящее время специалисты «Lockheed Martin» изучают воз­можность увеличения назначенно­го ресурса F-22A до 10000 летных часов. При этом сотрудники компании-разработчика особо подчеркивают, что в течение всего назначенного ресурса самолету не потребуется проходить какие-либо промежуточные обследования или ремонты, за исключением регулярного обследования и восста­новления специального покрытия, предназначенного для обеспечения малой заметности самолета.

В 2009 году ВВС США обнаро­довали информацию о том, что каждый час полета F-22A требует проведения до 30 часов техобслу­живания, из которых примерно половина приходится как раз на поддержание в работоспособности специального покрытия. С учетом технической сложности F-22, это совсем немного – на уровне истребителей четвертого поколения.

Единственный на сегодняшний день известный случай боевого применения F-22 - нанесение удара по исламистам в г. Ракка (Сирия) в сентябре 2014 г. Юмор ситуации в том, что для суперсовременного американского истребителя стоимостью буквально на вес золота не нашлось более подходящей цели чем отряды боевиков, вооружение и содержание которых на порядок дешевле, чем регулярной армии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ F-22 A Raptor

Размеры

  • Длина: 18,90 м
  • Высота: 5,08 м
  • Размах крыла: 13,56 м
  • Площадь крыла: 78,04 м

Силовая установка

  • Два ТРДДФ с управляемым вектором тяги F-119-PW-119 (сопло отклоняется в вертикальной плоскости). Тяга двига­теля- более 156 кН

Масса

  • Пустого: 19 700 кг
  • Нормальная взлетная: 29 300 кг
  • Максимальная взлетная: 38 000 кг

Топливо

  • Масса топлива во внутренних отсе­ках: 8200 кг
  • Внешние пилоны: возможна подвес­ка двух ПТБ объемом по 2271 л каждый

Летные характеристики

  • Максимальная скорость на высоте: более 2,25М
  • Максимальная скорость без вклю­чения форсажа: 1,82М
  • Практический потолок: 19800 м
  • Дальность полета с ПТБ: 2960 км
  • Перегоночная дальность: 3219 км
  • Боевой радиус: 760 км

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: одна 20-мм пушка М61А2, боекомплект - 480 вы­стрелов.
  • Ракетно-бомбовое: две УР AIM-9M (AIM-9X) в бортовых отсеках вооруже­ния и до шести УР AIM-120C AMRAAM (AIM-120D) в нижних отсеках, или две УР AIM-120C и две КАБ GBU-32 JDAM калибром 454 кг, или две AIM-120C и восемь КАБ GBU-39. На внешних пилонах возможна подвеска четырех УР АIМ-120.

(Подготовлено для портала «Современная армия» © http://www.сайт по материалам журнала «Мировая авиация». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Истребитель F-22 Raptor является многоцелевым аппаратом, разработанным совместными усилиями самых успешных компаний США в авиастроении. Этот проект был запущен для замены устаревшей модели истребителя F-15 Eagle . Новый самолет класса F-22 является единственным представителем истребителей пятого класса, который стоит на вооружении ВВС США.

История создания самолета F-22

Военные США давно планировали заказать изготовление более качественной машины, которая бы отличалась своими характеристиками от всех существующих летательных аппаратов. Так, в начале 1981 года командованием ВВС были составлены основные требования к новому истребителю. Наиболее важным было оснащение самой доскональной и новой авионикой и двигателями с компьютерным управлением. Кроме того, машина должна быть практически незаметной для всех приборов противника, и при всем этом она должна выполнять множество функций и боевых задач.

Летом 86 года был начат конкурс по созданию нового аппарата, при этом были организованы две команды, которые занимались созданием нового агрегата, на проектирование выделялось 50 месяцев. Оба изделия были готовы в начале 90 года, они обозначались как изделие YF-22 и изделие YF-23. За счет того, что в процессе проектировки и изготовления в 80-х годах было использовано большое количество средств, изготовителям пришлось отбросить установку РЛС для бокового обзора и еще некоторые системы оптики и защиты. Сами заказчики были вынуждены отказаться от данного оборудования, поскольку установка данного прогрессивного оборудования привела бы к большей стоимости дальнейших разработок проекта F-22. Победителем в данном конкурсе летом 1991 года была объявлена машина, которую создавали такие компании: Lockheed, Boeing и Dynamics.

F-22 видео

Первый самолет модели F-22 произвел отрыв от взлетной полосы в сентябре 97 года. В сравнении с первоначальной версией проекта данный аппарат имел силовую установку со значительно большими показателями тяги − 15,8 тысяч кгс. Двигатели имели возможность менять плоскости, в которые направлялись векторы тяги. Данная машина от макетной версии отличалась и строением корпуса.

К серийному изготовлению истребителя F-22 приступили в 2001 году. А в 2004 году первые машины данного класса были переданы на военную базу ВВС США под названием «Неллис». С момента начала изготовления и до 2004 года был создан 51 истребитель. Первая боевая эскадрилья, состоящая из самолетов F-22, была укомплектована в 2006 году и базировалась в Лэнгли.

В начале 2006 года правительство США планировало заказать 384 самолета данного класса, но в 2008 году данное количество было уменьшено до 188, причем на то время было готово уже 127 единиц. Данное уменьшение заказа было вызвано мировым кризисом в экономике и относительно большой стоимостью самолета. За счет всего этого большие ставки правительство сделало на более дешевую и эффективную машину F-35. К тому же в 2009 году правительство сократило финансирование проекта истребителя F-22 Raptor. Также в 2011 году конгресс США сообщил о прекращении дальнейшего развития данного самолета в пользу F-35. Последняя серийная машина F-22 Raptor была изготовлена в декабре 2011 года. За все время серийного производства было создано 195 машин данного типа.

Особенности конструкции многоцелевого истребителя F-22 Raptor

В основу разработки новой машины конструкторы вложили основное кредо: первым увидел – первым уничтожил. Для получения таких показателей на машине было установлено множество самых лучших систем маскировки и снижения заметности типа Stealth.

Особенностью данного истребителя было размещение вооружения во внутренней части самолета, что значительно снижало заметность. Все же самолет на крыльях имеет посадочные места для вооружения, но они практически не использовались. Данное решение конструкторов значительно повышало универсальные качества аппарата.

Корпус данного истребителя на 40% состоял из новых композиционных материалов, использование которых позволило значительно снизить массу конструкции. Данные материалы были представлены углепластиком с повышенной стойкостью от перегрева. В составе конструкции широко использовались материалы, которые поглощали радиоволны. Много деталей было оснащены ПКМ, которые изготовлены из бисмалемида, они позволяли выдерживать температуру в 230 градусов.

Такие конструкции, как фонарь кабины, отсеки шасси, были изготовлены в пилообразной форме. Данная конструкция способствовала более эффективному рассеиванию электромагнитных волн, что снижало заметность машины в полете для вражеских РЛС. Крылья самолета F-22 Raptor имели ромбовидную форму со стабилизатором вертикального типа V-образной формы. Что касается живучести машины, то она проектировалась с учетом выдерживания ударов зажигательных снарядов российского производства, которые имели калибр 30 миллиметров.

Силовая установка Raptor представлена двумя двигателями типа P&W F119-PW-100, которые оснащены реактивными соплами с плоской конструкцией. Данная схема значительно снижает заметность в ИК-спектре. На данных двигателях установлены форсажные камеры. Тяговооруженность аппарата представлена тягой в 15 876 кгс. Без применения форсажного режима двигатели выдают мощность в 11 тысяч кгс. Нужно отметить, что даже без применения форсажа машина легко преодолевает скорость звука, а данными показателями обладает считаное число самолетов. Сопла истребителя изготовлены из специальных керамических материалов, которые обладают высокими показателями поглощения радиоволн, что также снижает заметность аппарата.

В состав бортового оборудования входят две установки ЭВМ с обозначением CIP. Каждая эта система состоит из 66 модулей, а в основе каждого модуля установлен 32-разрядный процессор класса i960.

Бортовая система РЛС представлена установкой AN/APG-77, которая оснащена фазированной антенной. Особенностью антенны является то, что она состоит из 2 тысяч элементов, которые производят прием и излучение сигналов. Данная установка позволяет производить обнаружение цели на расстоянии в 225 километров, а дальность установки БРЛС составляет 525 километров. Данный радар оборудован системами защиты, что предотвращает перехват сигнала противником. Радар самолета позволяет находить цель таким образом, что враг этого и не заметит с помощью своего оборудования.

Что касается боевой мощи самолета F-22 Raptor, то она была представлена 20-миллиметровой пушкой класса M61A2 Vulcan, с помощью которой можно произвести 480 залпов. Кроме того, машина несла шесть ракет типа воздух-воздух с обозначением AIM-120C AMRAAM, также установлены две ракеты класса AIM-9M Sidewinder. На борту аппарата была размещена и бомбовая нагрузка, которая состояла из корректируемых бомб модели JDAM и управляемых бомбовых снарядов типа GBU-39. Особенностью истребителя F-22 было то, что он мог производить атаку на сверхзвуковых скоростях полета.

Истребитель F-22 Raptor характеристики:

Модификация F/A-22A
Размах крыла, м 13,56
Длина самолета, м 18,90
Высота самолета, м 5,08
Площадь крыла, м 78,04
Масса, кг
пустого 19700
нормальная взлетная 29300
максимальная взлетная 38000
топлива 8200
Тип двигателя 2 ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100
Статическая форсированная тяга, кН 2 х 156,0+
Максимальная скорость, км/ч 2410 (М=2.25)
Крейсерская скорость, км/ч 1963 (М=1.82)
Перегоночная дальность, км 3219
Практическая дальность с ПТБ, км 2960
Боевой радиус действия, км 759
Практический потолок, м 19812
Макс. эксплуатационная перегрузка 9,0
Экипаж, чел 1

Истребитель F-22 / Фото: eurasian-defence.ru

США впервые применили истребители F-22 Raptor в боевых условиях, сообщает Time со ссылкой на источники в американском министерстве обороны. Cамолеты этого типа нанесли несколько ударов по сирийскому городу Ракка и его пригороду. Этот город считается основной позицией боевиков «Исламского государства». Ранее пресс-секретарь Пентагона контр-адмирал Джон Кирби объявил, что для нанесения ударов по позициям террористов использовались крылатые ракеты Tomahawk, пишет издание Lenta . ru .


Какие именно задачи выполняют истребители F-22 в Сирии, пока неизвестно. Нанесение ударов по позициям «Исламского государства» в Сирии началось утром 23 сентября 2014 года. Отмечается, что в операции принимают участие Бахрейн, Иордания, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, однако их роль пока до конца не ясна. Ранее США поразили около 200 целей «Исламского государства» на территории Ирака.

Истребитель F-22 был разработан во второй половине 1980-х годов и совершил первый полет в сентябре 1997 года. На вооружение США боевой самолет, относящийся к истребителям пятого поколения, поступил в 2005 году. В настоящее время на вооружении ВВС США стоят 178 самолетов такого типа; какое количество истребителей применяется в США, пока неизвестно. Производство F-22 было официально закрыто в 2011 году, но сами производственные линии законсервированы.

11 сентября 2014 года президент США Барак Обама объявил, что Вашингтон намерен создать коалицию, которая займется борьбой с боевиками «Исламского государства» на территории Сирии и Ирака. При этом американский президент отметил, что США не станут вводить войска в эти страны, но усилят интенсивность воздушных ударов.


Техническая справка

Lockheed/Boeing F-22 Raptor

F-22 «Рэптор» (англ. F-22 Raptor) — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 является первым и на сегодняшний день единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения.

А также он является самым дорогим истребителем в мире. Пара прототипов YF-22 с двигателями GE YF120 и P&W YF119 В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе - передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle.

Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным. В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения.

В октябре того же года были отобраны две команды - Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель. К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолётов - YF-22 и YF-23.

На разработку самолётов ATF к концу 80-х годов были затрачены огромные средства, поэтому компаниям пришлось отказаться от РЛС бокового обзора, оптико-локационной станции и системы предупреждения о ракетном нападении (на самолётах F-22 устанавливается система AN/ALR-94). Требования к самолёту были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и серийных самолётов.

23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.

8 июня 2002 года, авиабаза Эглин. Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. По сравнению с опытным образцом, F-22 оснащался более мощными двигателями (15876 кгс против 13900 на прототипе) с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, планер самолёта был частично изменен: изменилась форма крыла, рулей высоты, носового обтекателя, фонарь кабины пилота был перемещен вперед.

Серийное производство самолёта началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада. К 2004 году был построен в общей сложности 51 самолёт. В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть - 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе Лэнгли.

Рисунок: ru.wikipedia.org

В основу проектирования самолёта положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа «First look - first kill» (первый обнаружил - первый поразил). Для этого широко использованы технологии снижения заметности («Stealth»). Важным, характерным для истребителей 5-го поколения конструктивным решением, снижающим заметность самолёта, является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках.

F-22 имеет и внешние подвески, но установка на них боекомплекта ухудшает малозаметность. Целью данного конструкторского решения было повышение универсальности самолёта.

В конструкции планера самолёта доля полимерных композиционных материалов (ПКМ) составляет не менее 40 % (по другим данным 60 %), из них не менее 30 % приходится на термопластичные углепластики, широко применены радиопоглощающие материалы (РПМ).

F-22 сопровождает российский разведчик Ту-95, пролетающий вблизи Аляски / Фото: ru.wikipedia.org

В частности, РПМ конструктивно оформляет кромки крыла самолёта. Большая часть конструкции выполнена из ПКМ на основе бисмалеимидов - класс термостойких полимеров, работоспособных при температурах до 230 градусов. Вторые по значению полимерные композиты представлены термопластичными углепластиками, в частности материалом Avimid K-III фирмы «Дюпон», к достоинствам которых, помимо прочности, ремонтопригодности и термостойкости, относятся лучшие характеристики допускаемой повреждаемости.

Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеивание электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приемопередающей антенны РЛС противника.

Крыло - ромбовидное, вертикальный стабилизатор V-образной формы. Проектирование самолёта велось с учётом требований боевой живучести. По целому ряду данных, живучесть конструкции планера решена применительно к осколочно-фугасному зажигательному (ОФЗ) снаряду, составляющему основу боекомплекта российских 30-мм авиационных пушек.

Рисунок: ru.wikipedia.org

Тактико-технические показатели

Технические характеристики
Размах крыла, м
13,56
Длина самолёта, м
18,90
Высота самолёта, м
5,09
Площадь крыла, м²
78,04
Площадь В. О., м²
16,54
Площадь Г. О., м²
12,63
Масса, кг: БРЭО - 858
пустого - 19700
нормальная взлётная(100 % топлива) - 29200 максимальная - 38000
нормальная (6+2 УР) - 1116
максимальная 10370
топливо (с двумя ПТБ) - 8200 (11900)
при максимальной взлётной массе - 487
при нормальной взлётной массе - 374
Процентный состав материалов в конструкции планера, % :
алюминиевые сплавы - 16
титановые сплавы - 39
композиты - 24
ЭПР, м² от 0,0001 до 0,3-0,4
Двигатель, кол-во х тип двигателя
2х ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100
Статическая форсированная тяга, кгс
15876
Тяговооружённость:
при нормальной взлётной массе - 1,087
при максимальной взлётной массе - 0,83
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч:
2700 - максимальная
2410 - максимальная безфорсажная
Бесфорсажная сверхзвуковая крейсерская скорость, км/ч (M)
1826 (1,72)
Дозвуковая крейсерская скорость , км/ч (M)
850 (0.8)

Максимальная скорость у земли, км/ч (M)

1490 (1.22)
Дальность, км:
с двумя ПТБ - 2900
перегоночная - 3219
Боевой радиус, км
760
Практический потолок, м
~19812
Максимальная эксп. перегрузка, g 9.5
Длина разбега, м
250 - 450
Обслуживание, чел-час на час полёта
13
Скорость крена, рад/с
3,49
Расчётный ресурс самолёта, ч
6000
Рабочее давление гидросистемы, кг/см²
560


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ

6 мая телеканал CBS показал в программе «60 минут» двух американских пилотов, которые объяснили ведущему, почему они боятся летать на лучшем в мире истребителе F-22 Raptor. Сюжет вызвал бурную реакцию в американском обществе, но на наш взгляд запоздалую. Известно, что ВВС закупили 179 истребителей F-22 по цене более чем 400 миллионов долларов за штуку, но ни один из этих чудо-самолетов не принял участие в боевых действиях ни в Ираке, ни в Ливии ни в Афганистане. Предлагаем вашему вниманию статью по теме, вышедшую еще в апреле 2011 года.

Почему США отстранили F-22 от участия в ливийской операции

После начала военной операции западной коалиции в Ливии США неожиданно стали объяснять, по каким причинам их “самый совершенный истребитель” – F-22 Raptor – не принимает участия в боевых действиях, хотя таких объяснений от американских военных, вроде бы, никто не требовал. Даже больше, ВВС США вдруг посчитали необходимым публично объяснить, почему они не будут модернизировать системы связи F-22, а также из-за выявленных неполадок урезали предельную высоту полета самолета более чем вдвое. Учитывая, что истребитель за шесть лет своей службы ни разу не принимал участия в боевых действиях, такое поведение американских военных заставляет задуматься о реальных возможностях “Раптора”.

Была бы возможность

Военная операция западной коалиции в Ливии началась 19 марта 2011 года. В ней приняли участие ВВС и ВМС Великобритании, Франции, США, Италии и Канады, причем основные боевые задачи выполняли истребители F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, Dassault Rafale и Panavia Tornado GR4. Незадолго до начала операции, получившей название “Одиссея. Рассвет”, некоторые американские и европейские аналитики предвкушали участие в ней американского истребителя F-22 Raptor, единственного в мире боевого самолета пятого поколения, принятого на вооружение.

Однако ожидания экспертов не оправдались – F-22 в небе Ливии так и не появился, причем, согласно заявлению ВВС США, не появится и впредь. Несмотря на то, что другие участники западной коалиции участия F-22 в военной операции и не ожидали, США вдруг решили оправдаться, назвав массу причин, по которым знаменитые “Рапторы” не были направлены на обеспечение бесполетной зоны над территорией Ливии.

Первым по этому вопросу 22 марта 2011 года высказался аналитик Лексингтонского института Лорен Томпсон. По его словам, самый продвинутый американский боевой самолет просто не предназначен для выполнения военных задач, подобных тем, что реализовывались в Ливии в самом начале “Одиссеи”. Напомним, основной целью первого этапа военной операции было обеспечение бесполетной зоны над территорией африканского государства, для чего необходимо было вывести из строя все системы противовоздушной обороны, находившиеся под контролем войск, лояльных Муаммару Каддафи. При этом противостояние ливийской авиации в расчет не принималось (и действительно, с начала “Одиссеи” ни один ливийский самолет не был замечен в воздухе).

Томпсон отметил, что F-22 физически не предназначен для нанесения ударов по наземным целям. Самолет может быть вооружен двумя корректируемыми бомбами JDAM калибра 450 килограммов, которые способны, однако, поражать стационарные, но не движущиеся цели. Кроме того, как выяснилось, радар F-22 не способен картографировать местность, как это делают РЛС с синтезированной апертурой, а значит, не может самостоятельно выбирать наземные цели. Это фактически означает, что если F-22 в нынешнем своем виде и будет использоваться для бомбардировки каких-либо объектов, информация о целях будет загружаться в бортовой компьютер самолета еще до взлета.

Но и на этом перечисление недостатков американского истребителя пятого поколения не закончилось. Оказалось, что истребитель имеет весьма ограниченные возможности связи. Самолет способен обмениваться информацией только лишь с другими F-22 в звене. Raptor оснащен и “урезанной” системой связи стандарта Link 16, широко используемой военными США и НАТО, но она работает исключительно на прием оперативных сведений от других самолетов и вертолетов и не может быть использована для передачи данных. При создании F-22 инженеры намеренно ограничили возможности связи истребителя, чтобы обеспечить еще большую его малозаметность – предполагается, что в случае боевого применения самолет всегда будет действовать в режиме радиомолчания.

На умозаключения Томпсона можно было бы закрыть глаза – бывает, что аналитики рассказывают вещи, которые впоследствии либо опровергаются военными, либо так и не выходят за рамки домыслов и догадок, не находя фактического подтверждения. Тем не менее, в конце марта 2011 года по вопросу неучастия F-22 в ливийской операции решил высказаться лично командующий ВВС США Нортон Шварц. По его словам, американский истребитель не принимает участия в ливийской операции, потому что территориально находится далеко от района боевых действий.

“Если бы F-22 были размещены на одной из баз в Европе, они несомненно приняли бы участие в ливийской операции”, – заявил Шварц. При этом он добавил, что “поскольку операция в Ливии началась относительно быстро, было принято решение использовать различные ресурсы, расположенные неподалеку”. В настоящее время американские F-22, по данным ВВС США, базируются в Виргинии, Нью-Мехико, Калифорнии, Флориде, Аляске и на Гавайях. Под конец своего выступления Шварц заявил, что “факт неучастия F-22 в конкретно этой операции не является показателем его бесполезности”.

В тот же день, выступая на слушаниях подкомитета по ассигнованиям Палаты представителей США, Шварц попытался объяснить, по какой причине ВВС в 2010 году решили отказаться от модернизации систем связи истребителя F-22, которую планировалось провести в рамках программы Increment 3.2. По словам Шварца, на F-22 планировалось установить систему связи стандарта MADL, которая в настоящее время создается для перспективных истребителей F-35 Lightning II. Новая система MADL пока не прошла проверку на боевое применение, а значит, ее использование на F-22, по словам Шварца, означает лишние траты и определенный риск, на которые ВВС пойти не могут. При этом остальные параметры программы Increment 3.2 будут реализованы.

Характеристики F-22
Экипаж: 1 человек;
Длина: 18,9 метра;
Размах крыльев: 13,56 метра;
Масса пустого: 19,7 тонны;
Максимальная взлетная масса: 38 тонн;
Двигатели: 2 P&W F-119-PW-100 тягой 140 килоньютонов;
Тяговооруженность: 1,08;
Максимальная скорость: 2,25 числа Маха;
Крейсерский сверхзвук: 1,5 числа Маха;
Боевой радиус: 759 километров;
Потолок: 19,8 тысячи метров;
Вооружение: 20-миллиметровая пушка, до шести ракет класса “воздух-воздух” или две бомбы JDAM, четыре точки подвески на крыльях для вооружения массой до 2,3 тонны.

Бывший руководитель разведки ВВС США Дэвид Дептула, присутствовавший на слушаниях в Палате представителей, жестко раскритиковал отказ от установки MADL на истребители F-22. По его словам, было бессмысленно создавать “самый совершенный истребитель в мире”, чтобы потом не иметь возможности обмениваться данными с другими самолетами. “Тут мудрости на пенни, а дурости на фунт”, – такими словами Дептула прокомментировал решение ВВС США отказаться от установки систем MADL на истребители F-22.

Любопытно все же, что для того, чтобы позволить F-22 обмениваться информацией с другими самолетами, вертолетами и наземными подразделениями, ВВС США создали специальный воздушный боевой узел связи. В его состав вошли шесть специальных версий беспилотных летательных аппаратов RQ-4 Global Hawk Block 20, с которыми истребители способны обмениваться данными. При этом беспилотники умеют ретранслировать данные с F-22 на другие самолеты и вертолеты, оборудованные системой Link 16. Такая связка создана на случай ведения масштабных боевых действий и в реальности пока еще не применялась.

То есть ВВС США фактически подтвердили, что возможность обмена данными пилотам F-22 все же нужна. Но для чего нужно было создавать для “Раптора” отдельный узел связи и отказываться от модернизации собственных систем связи истребителя, не совсем понятно. Вероятно, ставка по-прежнему делается на малозаметность – обмениваясь информацией с узлом связи, F-22 получает более широкий доступ к оперативной информации, не выдавая при этом своего местоположения.

Любопытно, что F-22 был принят на вооружение ВВС США в 2005 году. С тех пор он не принимал участия ни в одной военной кампании, которые США вели за пределами страны. С одной стороны, американский истребитель слишком дорог для участия в военных действиях в Пакистане, Ираке, Афганистане или Сомали. Но с другой, как еще можно проверить все возможности самолета, который на деле свое “могущество” пока так и не доказал.

Технические неприятности

Очередной удар по имиджу американского истребителя пятого поколения был нанесен в конце марта 2011 года, когда выяснилось, что ВВС США ввели ограничение на предельную высоту полета F-22. Согласно распоряжению Авиационного боевого командования (ACC) ВВС США, предельная высота полета F-22 не должна превышать 7,6 тысячи метров – при том, что, согласно заявленным техническим характеристикам, “потолок” “Раптора” составляет около 20 тысяч метров. Причиной для такого решения стало расследование, целью которого является проверка бортовых систем генерации кислорода (OBOGS), установленных на многие истребители ВВС США.

По данным ACC, используемая военными OBOGS может быть дефектной. В частности, предполагается, что причиной потери F-22 17 ноября 2010 года на Аляске могли стать неполадки OBOGS. Эта система отвечает за генерацию кислорода и подачу дыхательной смеси в маску пилота на больших высотах полета. Из-за сбоя OBOGS пилот разбившегося F-22 Джеффри Хэни мог испытать кислородное голодание и потерять сознание. Введя запрет на обычные полеты, ВВС США при этом уточнили, что он не распространяется на боевые вылеты американских истребителей, которые по-прежнему не ограничены в своих перемещениях.

Ограничение в ACC пояснили тем, что на высоте полета в 15 тысяч метров и более пилот имеет в своем распоряжении всего десять секунд до потери сознания в случае, если прекращается подача кислорода в маску. Этого времени не хватит, чтобы снизить самолет до высоты, на которой можно дышать без маски с дыхательной смесью. Высота в 7,6 тысячи метров была сочтена командованием безопасной, потому что у пилота в случае прекращения поступления кислорода есть возможность снизиться до 5,4 тысячи метров – высоты, на которой уже можно дышать без маски.

Впрочем, авторитет F-22 был подорван много раньше. Так, в феврале 2010 года ВВС США на некоторое время приостановили полеты всех “Рапторов” – выяснилось, что корпус самолета неустойчив к воздействию влаги и легко поддается коррозии. Коррозия на истребителях обнаруживалась и раньше, но в данном случае оказалось, что система отвода лишней влаги от фонаря самолета конструктивно плоха и со своей задачей не справляется. В результате ржавчина появлялась на некоторых элементах фонаря самолета и даже внутри кабины пилота, причем появившаяся коррозия могла послужить причиной неполадок системы катапультирования.

В 2009 году ВВС США в качестве эксперимента направили 12 истребителей F-22 с Аляски на базу Андерсен на Гуаме. Дождливая погода на острове оказалась немилосердной к боевым машинам, и вскоре выяснилось, что в условиях повышенной влажности электронные системы самолетов работают нестабильно, а система охлаждения вычислительных компонентов во влажной атмосфере просто отказывается служить. Был ли исправлен этот недочет, неизвестно. Зато известно, что с тех пор F-22 во влажном климате больше ни разу не применялся.

В том же году бывший инженер Lockheed Martin Дэррол Олсен обвинил американскую компанию в создании бракованного F-22. По данным Олсена, на самолеты F-22 наносилось несколько лишних слоев покрытия, чтобы истребитель мог пройти все необходимые радиолокационные тесты. Брак же заключается в том, что радиопоглощающее покрытие F-22 без особого труда стирается с фюзеляжа под воздействием воды, масла или топлива. В Lockheed Martin обвинения Олсена отвергли, заявив, что при производстве самолета используется стойкое и качественное радиопоглощающее покрытие.

Модернизация
Начиная с 2012 года ВВС США будут тратить на модернизацию истребителей F-22 500 миллионов долларов ежегодно. В частности, начнется программа модернизации Increment 3.1, предполагающая установку нового бортового оборудования, авионики и программного обеспечения. Благодаря этой программе истребитель научится картографировать местность, выбирать наземные цели и применять новые бомбы SDB. Реализация программы модернизации Increment 3.2 начнется в 2014 году. По неподтвержденным данным, в результате этой программы F-22 получат обновленное программное обеспечение, некоторые новые элементы конструкции и новые вычислительные системы.

Двумя годами ранее была выявлена забавная неполадка в бортовом компьютере F-22. В феврале 2007 года ВВС США решили впервые вывести F-22 за пределы страны, перегнав несколько истребителей на базу ВВС Кадена на Окинаве. Звено из шести F-22, вылетевших с Гаваев, после пересечения 180-го меридиана – международной линии перемены дат – полностью лишилось навигации и частично – связи. На базу ВВС на Гавайях истребители вернулись, визуально следуя за самолетами-заправщиками. Причиной неполадки стала ошибка в программном обеспечении, из-за которого произошел сбой в работе компьютера при смене времени.

И это только те неполадки, о которых ВВС или министерство обороны США объявляли официально. При этом не исключено, что существуют и скрываемые недостатки самолета. Например, о неполадке бомбардировщиков B-2, в результате которой растрескивалась металлическая панель в хвостовой части самолета между двигателями, стало известно только после того, как инженеры Northrop Grumman нашли способ исправить ее.

Неполадки сложной военной техники вообще не являются чем-то экстраординарным, поскольку некоторые особенности эксплуатации невозможно учесть заранее. Эти “детские болезни” устраняются впоследствии по ходу использования и учитываются в более новых разработках. Но в истории с F-22 остается много необъяснимого. Ведь, и правда, не понятно, почему США в случае с ливийской операцией неожиданно стали оправдываться за отсутствие истребителя в воздушном строю коалиции, хотя в случае с Ираком или Афганистаном таких попыток не предпринималось.

Правда, история учит, что самое современное и дорогое вооружение используется в конфликтах, даже очень крупных, в последнюю очередь. Наиболее ярким примером этого могут служить британские линкоры класса “Дредноут” и немецкие “Нассау”. Эти корабли простояли в портах приписки практически всю Первую мировую войну и были использованы в боевых действиях только в последние годы войны. 31 марта 2011 года Главное контрольное управление США объявило, что стоимость покупки одного F-22 для ВВС США составляет 411,7 миллиона долларов. В общей сложности, американские военные должны получить 187 F-22, 170 из которых уже приняты на вооружение.