И родил Менакер Миронова, или Еврейское кумовство в фильмографии любимого актёра - Это фейк или правда? Династия мироновых

(к 77-летию со дня рождения)

Продюсеров сейчас много, артистов еще больше... Великих - единицы! А я их видел, я их любил и помню!

Буду опровергать расхожие мифы на конкретном и всем известном примере. Первый из них гласит: чаще всего талант проявляется и находит свое развитие не у «избалованных москвичей», а у тех, кто приехал с периферии, откуда-нибудь, со станции «Зима». Этот миф охотно поддерживали в официальной пропаганде, чтобы легким способом приподнять окраины и еще раз «поставить на место» интеллигенцию в угоду рабоче-крестьянскому началу. Известная политика «шариковых».

Андрей Миронов - яркое тому опровержение! Он появился на свет в Москве, в роддоме имени Грауэрмана, 7 марта 1941 года. Родители: Мария Владимировна Миронова и Александр Семенович Менакер, артисты юмористического цеха, объявили датой его рождения 8 марта, согласно репризе одной своей миниатюры: «Андрюша - подарок женщинам в Женский день 8 марта». В дальнейшем жизнь полностью подтвердила это утверждение.

Григорий Горин в своем эссе «Андрей» пишет, что ребенок родился на сцене, т. к. Мария Миронова до последнего момента играла в Театре миниатюр и к «Грауэрману» поехала после спектакля.

Второй миф повествует о том, что иметь известных родителей сложно для детей, т. к. это якобы мешает развитию их дарования в отличие от прочих, кому приходится самостоятельно преодолевать все житейские сложности.

Опять же веяние официального общественного мнения. На самом деле, известные родители - это прекрасная квартира в центре Москвы, престижная школа, где учатся дети из «хороших семей», беспрепятственное поступление в профильный вуз, хорошая одежда, привозимая из-за границы, модные пластинки, аппаратура, велосипед, летний отдых не в профсоюзных пионерских лагерях, а с родителями в Пестово, Доме отдыха Художественного театра, и, наконец, окружение, где дядя Ледя Утесов сажает тебя на колени и гладит по головке, а Никита Богословский юморит «за всю масть»

Все это Андрюша Миронов имел в полном объеме. Для тех, кто не помнит или не застал, отмечу, что популярность дуэта Миронова-Менакер была в свое время такой же, как сегодня у Ивана Урганта или Максима Галкина.

В 40-60 годы дуэтные выступления имели самое широкое распространение в разговорном жанре. Дуэт Миронова и Менакера отличался еще и тем, что Мария Владимировна была русской, при полном засилии в «разговорном цехе» еврейских имен. Александр Семенович Менакер, будучи человеком умным, никогда не высовывался из-за спины жены. Поэтому и на правительственные концерты их допускали, и в загранице не отказывали. Да и образы у артистов были соответствующие: «хабалка-жена» и интеллигентный, сдержанный муж в ее подчинении...

В Советском Союзе национальность определялась по отцу. Так вот, Андрей Миронов - еврей! Но в таких смешанных браках можно было национальность и фамилию взять материнские. Так и стал Андрюша Миронов русским... В советской жизни так было проще и надежнее! Андрей обожал отца, а маму слегка боялся. И это сохранилось на всю последующую жизнь. Мнение М.В. Мироновой всегда было главенствующим в семье, даже когда сын стал Народным артистом России. Мария Владимировна была выше и по званию -Народная артистка СССР. Менакер имел звание Заслуженного артиста РСФСР. Выше еврею, артисту разговорного жанра, в Москонцерте было подняться очень трудно.

Итак, Андрей Миронов закончил 170-ю престижную школу, поступил в Щукинское театральное училище, и в 1962 г. был принят в труппу Московского театра Сатиры, где проработал 25 лет.

А сейчас - очередной миф: «Природа на детях отдыхает...» Нет смысла в хронологическом порядке перечислять роли А. Миронова в театре. Достаточно назвать имена героев: Присыпкин, Жадов, Хлестаков, Чацкий, Фигаро, Дон Жуан, Мекки Мессер, Лопахин. Когда в спектакле играл Миронов, в любом городе Советского Союза театры были переполнены. Аналогичное наблюдалось в Югославии, Италии, Германии, Америке. «Любимец публики» - иначе не скажешь...

Каждый при встрече с ним расцветал в улыбке, стремился взять автограф, пожать руку. Столь же удачной была его карьера в кино. Режиссеры: Э Рязанов, А. Гайдай, А. Митта, А. Герман - «стояли в очереди»... Он снялся в 43-х фильмах, среди которых: «Три плюс два», «Бриллиантовая рука», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Соломенная шляпка», «Лев Гурыч Синичкин», «Небесные ласточки», «12 стульев», «Трое в лодке, не считая собаки», «Блондинка за углом», «О бедном гусаре замолвите слово», «Человек с бульвара Капуцинов».

В графе «профессия» у Миронова пишется: актер, певец, телеведущий, режисер, сценарист. Кто не помнит его песни: «Остров невезения», «Кто на новенького» и многие другие.

Андрей много гастролировал не только с театром, но и с сольными концертами. Там он читал несколько фельетонов, исполнял монологи из спектаклей и много пел. В результате скопилось песен на 10 альбомов. Наибольшей популярностью пользовались «Ну, чем мы не пара», «Актер и песня», «Жизнь моя - кинематограф», «Поет Андрей Миронов».

Еще одна грань творчества артиста - телевидение. У редакторов ЦТ всегда были свои любимчики, их приглашали чаще других. Миронов в этом плане был уникален. Его «хотели» все редакторы, режиссеры, руководители ТВ, что вполне понятно. Присутствие в программе Андрея означало успех. Он участвовал в 25 крупных телепроектах («Судьба играет человеком», «Рудин», «Дачная жизнь»).

Кстати, он много занимался и озвучиванием мультфильмов: Комедиант, кот Леопольд, шут Карпуша, все роли в «Раз ковбой, два ковбой».

Поскольку речь идет о разносторонности дарования артиста, то следует упомянуть и радио. С его участием выпущено 10 радиоспектаклей, в том числе: «Золотой теленок», «Остановите Потапова!», «Алмаз Раджи».

Григорий Горин в посмертном эссе «Андрей» продолжает эту мысль: «Недовольство самим собой выросло в сильное чувство внутренней неудовлетворенности, переходящей иногда в трагическое отчаяние... Постороннему человеку в это трудно поверить. Миронову отчаиваться? Это со стороны. А если вдуматься и понять, что происходит внутри? Сыграно много. Но за это каждая новая роль дается все мучительнее и мучительнее... Хочешь не хочешь, в чем-то начинаешь повторяться. Это моментально замечают коллеги, критики, а за ними зрительный зал... Твои достоинства немедленно признаются твоими недостатками...»

Удивительно! Но подобными комплексами может страдать только очень сильная личность. В Андрее Миронове уживалось два человека: один играл на сцене, «жил» на экране, пел, был любимцем телезрителей, второй любил ездить на хороших машинах, элегантно одеваться, прилично зарабатывать.

Женщин в его жизни было достаточно, что неудивительно. Первый серьезный роман с Татьяной Егоровой свадьбой не закончился. В день бракосочетания у А. Менакера случился инфаркт. После смерти А. Миронова вышла довольно спорная книга Т. Егоровой, где она приписывает себе основную роль в жизни артиста. В 1970 г. Миронов знакомится с Екатериной Градовой и делает ей предложение. Брак продолжался 4 года. Родилась дочь Мария, названная в честь матери. В 1977 г. актер женится на Ларисе Голубкиной, с которой он прожил до конца жизни и вырастил также ее дочь Машу.

Последние годы жизни Андрей Миронов очень сильно мучился от фурункулеза. Он умер от обширного кровоизлияния в мозг на сцене рижского театра, не доиграв финальную сцену в спектакле «Безумный день или женитьба Фигаро». Это случилось 14 августа 1987 г. Артисту было всего 46 лет. Похоронили его на Ваганьковском кладбище. По советским традициям, до Новодевичьего ему не хватило звания Народного СССР.

А если не он, то кто в этой стране был более «Народным»?!

На протяжении всей жизни многие считали Миронова маменькиным сынком. Он и сам не оспаривал тот факт, что мама занимала главенствующее место в его судьбе. Женщина властная, авторитарная, но при этом невероятно обаятельная, Мария Владимировна Миронова распоряжалась сыном, как хотела, с первых секунд его жизни. В частности, велела записать в графу «дата рождения» 8 марта, чтобы появление на свет Андрюши, по ее словам, стало «подарком для всех женщин». На самом деле Миронов родился накануне, 7 марта.

Следующим поворотным шагом стала смена фамилии. По рождению Андрей был записан как Менакер, на фамилию отца, известного эстрадного артиста Александра Менакера. Но послевоенные годы, отмеченные антисемитскими настроениями в обществе, внесли свои коррективы. Мария Владимировна, в оставившая свою фамилию, посчитала, что и сын должен стать Мироновым - чтобы его будущая карьера не была подпорчена графой о национальности в паспорте. В третьем классе документы Андрюши были окончательно и бесповоротно изменены.

Он рос «подающим надежды»: таким его хотела видеть мать. Получил музыкальное образование, учил английский язык. Играл в школьных спектаклях, рано обнаружив в себе страсть к перевоплощению. Будучи пятиклассником, Андрюша (как называли его близкие люди с детства и всю жизнь) пробовался на роль в кинофильм «Садко», но режиссер его забраковал, не разглядев таланта в пухленьком, круглощеком парнишке. К слову, лишний вес с детства был большой проблемой для артиста. И, обнаруживая недюжинную силу воли, Миронов всегда боролся с ним, при необходимости сидел на . Впрочем, при его перманентной занятости и невероятной пластичности килограммы уходили от одних только упражнений на сцене и перед софитами.

А вот еще с одной проблемой здоровья - фурункулезом - дело обстояло сложнее. Андрей Миронов периодически вынужден был делать надрезы на фурункулах, чтобы выпустить из них гной, однако меры не давали полного излечения. Напарники актера, зная о болезни, даже по сюжету фильма или спектакля старались не дотрагиваться до его шеи или подмышек, где гнездились нарывы. Именно из-за этой болезни Миронов позволял себе выйти на сцену во время творческого вечера или гастролей не в рубашке, как было принято, а в водолазке с высоким горлом. Элегантный и холеный, он не хотел, чтобы отвратительные фурункулы были видны зрителям...

Несмотря на проблемы со здоровьем, внешне Миронов казался советским женщинам, как минимум, полубогом. Голубоглазый, с золотыми волосами, потрясающей улыбкой и невероятным обаянием, он практически не знал отказов у противоположного пола. Встречаться предпочитал с коллегами по цеху: одним из первых стал громкий роман с Натальей Фатеевой. Красавцы-актеры вместе снимались в комедии «Три плюс два». Однако дальше любовной связи их отношения не пошли: потенциальную невестку не одобрила всемогущая Мария Владимировна. Фатеева была старше Андрюши, с ребенком от первого брака... Миронова приложила все усилия, чтобы роман завершился как можно скорее.

Откровенную неприязнь она высказывала и к еще одной возлюбленной сына: актрисе Татьяне Егоровой. Миронов и Егорова несколько раз подавали заявление в ЗАГС, однако до дела у них так и не дошло, в том числе и из-за страха угодить в немилость к Андрюшиной маме. Повезло в этом плане белокурой радистке Кэт - Екатерине Градовой. Она стала законной супругой знаменитого артиста, родила ему дочку Машу (сегодня Мария Миронова - известная , у нее есть сын Андрей, названный в честь деда). Правда, долго не продержался: супруги не сошлись характерами. Вторая женитьба Миронова - на давней подруге, актрисе Ларисе Голубкиной - оказалась более удачной. Он усыновил падчерицу Машу (актрису Марию Голубкину). Голубкина оставалась с мужем до конца его жизни, замуж она больше не вышла.

Говорить о карьере такого артиста, как Андрей Миронов, в какой-то мере даже глупо: она, эта карьера, вершилась у всех на глазах. Целое поколение выросло на фильмах с участием замечательного актера. «Достояние республики», «Старики-разбойники», «Бриллиантовая рука», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Двенадцать стульев»... В театре Сатиры, где Андрей Александрович прослужил всю жизнь, ему удалось сыграть не менее яркие и запомнившиеся роли: Лопахина в «Вишневом саде», Хлестакова в «Ревизоре», Олега Баяна в «Клопе», Чацкого в «Горе от ума»... Благодаря телеверсии, пожалуй, самым известным театральным образом стал веселый плут Фигаро из бессмертной комедии Бомарше. Именно в этой роли Миронов вышел на сцену в последний раз. Во время рижских гастролей, в возрасте 46 лет он скончался от обширного кровоизлияния в мозг. Умирая, Андрей Миронов договаривал слова своей роли...

Андрей Миронов - легенда советского кино. Его популярность не измерялась миллионными гонорарами, но он по сей день обожаем миллионами поклонников самой большой страны на свете, и как истинный актер, до конца остался верен своему искусству.

Андрей Миронов родился в Москве 7 марта 1941 года в семье популярных эстрадных актеров Александра Менакера и Марии Мироновой, однако родители зарегистрировали рождение сына только 8 марта. Вскоре накачалась война и театр, где служили его родители, эвакуировали в Ташкент, а по возвращении в Москву, в 1948 году Андрей пошел в школу. Через два года ему сменили полученную при рождении фамилию Менакер на материнскую - Миронов, ради того чтоб не возникало лишних вопросов о национальности.

Учась в школе, Андрей занимался в театральной студии. В 1952 году он впервые пробовался на роль в сказке режиссера Александра Птушко «Садко», но роль маленького нищего ему не дали - от природы аккуратный и чистоплотный Андрей не захотел надевать рваную дерюгу и его тут же «уволили».

Окончив школу, Андрей в 1958 году поступил в театральное училище им. Щукина при театре им. Вахтангова, а в 1961-м состоялся его дебют в кино с ролью второго плана в драме «А если это любовь?». Через год Миронова приняли в труппу Московского академического Театра сатиры, где он проработал 25 лет.

Тем временем обаятельный молодой актер быстро набирал популярность в кино. Второй картиной Миронова стала популярная комедия «Три плюс два» (1962), где он уже получил одну из главных ролей. Успехом пользовались и следующие фильмы - «Мой младший брат» (1962), «Берегись автомобиля» (1966). Амплуа блестящего комедийного актера он сполна реализовал, сыграв вместе с Юрием Никулиным и Анатолием Папановым в культовой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968). Роль Геши Козодоева сделала Миронова всенародным любимцем.

В 1971 году Миронов женился на актрисе актриса Театра Сатиры Екатерине Градовой. Через два года у них родилась дочь Мария. Но в 1974 году Градова и Миронов расстались. Развод был официально оформлен в 1976 году. К этому времени Миронов уже жил с актрисой Ларисой Голубкиной, а вскоре они поженились. Андрей удочерил Машу Голубкину, дочь жены от первого брака.

В 70-е Миронов продолжал укреплять свою популярность в качестве одного из лучших комедийных актеров страны такими лентами как «Старики-разбойники»(1971), «Достояние республики» (1971), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). Он также сыграл в ряде блестящих телевизионных фильмов - «Соломенная шляпка» (1974), «Обыкновенное чудо» (1978), «Трое в лодке, не считая собаки» (1979), и, конечно, сериале «12 стульев» (1977). Роль Остапа Бендера в последнем стала новой визитной карточкой актера, не меньшей популярностью пользовались песни в его исполнении.

С началом 80-х обожаемый актер стал сниматься реже. Его начал тяготить «комедийный» имидж, отсутствие серьезных работ, в то время как в театре он мог играть роли любого плана. Но фильмы Миронова по-прежнему пользовались успехом, будь то лирические комедии «Будьте моим мужем» (1981) и «Блондинка за углом» (1983) или одна из немногих драматических лент «Мой друг Иван Лапшин» (1984). Последней работой Андрея Миронова в кино стала роль мистера Фёста в комедийном вестерне «Человек с бульвара Капуцинов» (1987). После выхода на экраны фильм стал хитом, но сам актер до премьеры не дожил.

14 августа 1987 года на сцене Рижского оперного театра в последней сцене спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Андрею Миронову стало плохо. Его увезли на «Скорой», но два дня спустя, утром 16 августа, знаменитый актер скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг. Миронов похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Фильмография

  • Человек с бульвара Капуцинов, 1987
  • Следопыт, 1987,
  • Мы с Шерлоком Холмсом, 1985
  • Победа, 1985
  • Мой друг Иван Лапшин, 1984
  • Сказка странствий, 1983
  • Блондинка за углом, 1983
  • Кое-что из губернской жизни, ТВ, 1983
  • Будьте моим мужем, 1981
  • Раз ковбой, два ковбой… , 1981
  • Приключения кота Леопольда, сериал, 1976 - 1987
  • О бедном гусаре замолвите слово, ТВ, 1980
  • Назначение, ТВ, 1980
  • Трое в лодке, не считая собаки, ТВ, 1979
  • Фантазии Фарятьева, ТВ, 1979
  • Обыкновенное чудо, ТВ, 1978
  • Особых примет нет, 1978
  • 12 стульев, сериал, 1977
  • Голубой щенок, 1976
  • Небесные ласточки, 1976
  • Рикки-Тикки-Тави, 1975
  • Повторная свадьба, 1975
  • Шаг навстречу, 1975
  • Страницы журнала Печорина, ТВ, 1975
  • Соломенная шляпка, ТВ, 1974
  • Лев Гурыч Синичкин, ТВ, 1974
  • Маленькие комедии большого дома, 1974
  • Безумный день или женитьба Фигаро, ТВ, 1974
  • Невероятные приключения итальянцев в России, 1973
  • Новые приключения Дони и Микки, 1973
  • Достояние республики, 1971
  • Старики-разбойники, 1971
  • Тень, 1971
  • Семейное счастье, 1970
  • Две улыбки, 1970
  • Кабачок «13 стульев», сериал, 1969
  • Бриллиантовая рука, 1968
  • Любить, 1968
  • Таинственная стена, 1967
  • Берегись автомобиля, 1966
  • Год как жизнь, 1965
  • Два воскресенья, 1963
  • Мой младший брат, 1962
  • Три плюс два, 1962
  • А если это любовь?, 1961

Статья: ТВ-Парк (№14/1998 г.)

Александр Семенович Менакер

Первым в своей родословной Александр Семенович Менакер упоминал прадеда, который был солдатом, столяром по профессии, после войны 1812 года поселился в Петербурге и открыл на Николаевском рынке мастерскую. Весной 1913 года в семье его внука, петербургского юриста Семена Исаковича Менакера, родился первый сын Алик.

Свой актерский дебют Александр Менакер описывал так: "В трехлетнем возрасте… состоялось мое "историческое" выступление с группой людей в Аничковом дворце перед царской фамилией. …Мне как самому маленькому была поручена роль мышки. Конечно, выступление было "ответственным", но я тогда еще не понимал этого. Однако в голосе воспитателей было такое напряжение и страх, что от испуга на сцене вокруг меня образовалась небольшая лужица, что, естественно, вызвало смех и государя императора, и всей его свиты…".

С четырнадцати лет Алик участвовал в представлениях популярных тогда "живых газет". Став профессиональным артистом, исполнял музыкальные фельетоны, затем решил попробовать свои силы в режиссуре.

В 1939 году заехал к друзьям в Москву и получил приглашение выступить с пародией в Театре эстрады и миниатюр. Тогда же он впервые увидел Марию Владимировну. И жизнь круто изменилась.

Мария Владимировна

Мария Миронова родилась в 1911 году и была коренной москвичкой. Ее отец утверждал, что род их идет от бояр Ивана Грозного. Владимир Николаевич Миронов служил товароведом, мама Елизавета Ивановна, до замужества была сельской учительницей.

Маша Миронова поразила Менакера прежде всего своей удивительной находчивостью и, как он сам определял, непобедимостью. В то время она была замужем за талантливым режиссером-кинодокументалистом Михаилом Слуцким.

Александр Менакер: "Слуцкий часто заходил за женой после спектакля, и они вместе уходили домой. Но однажды Мария Владимировна пошла домой одна, и я предложил себя в провожатые. А через несколько дней как-то так получилось, что мы назначили свидание днем у памятника Островскому, у Малого театра. С тех пор мы считаем, что во всем виноват великий классик, что это он был той "печкой", от которой мы начали наш совместный танец".

Оба они развелись со своими супругами. У Александра Семеновича остался в первой семье сын, Кирилл Ласкари, в дальнейшем он всегда был очень дружен с братом Андреем.

26 сентября 1939 года влюбленные артисты поженились. Тогда же был задуман и вскоре родился их знаменитый театр двух актеров.