Интересные факты о шести мультфильмах миядзаки. Хаяо Миядзаки сейчас

Имя: Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki)

Возраст: 78 лет

Рост: 164

Деятельность: режиссёр-аниматор, писатель

Семейное положение: женат

Хаяо Миядзаки: биография

Хаяо Миядзаки – знаменитый японский аниматор, режиссер, сценарист, продюсер и просто объект поклонения современных любителей классической анимации. Критики не устают рукоплескать таланту творца, журналисты отмечают глубочайший гуманизм лент Хаяо, а публика охотно идет в кино на каждую его новинку.


Поклонники считают Миядзаки добрым сказочником, тем более, что невысокая фигура (рост Хаяо – 164 см), доброжелательная улыбка и мягкий характер мастера этому способствуют. Однако сам режиссер не раз признавался в том, что смотрит на мир с изрядной долей пессимизма.

Детство и юность

Детство Хаяо пришлось на трудный для Японии период: мальчик родился в 1941 году, в самый разгар Второй мировой войны. Потрясшие мир перемены отставили неизгладимый отпечаток в судьбе и личности Хаяо, сделав его противником фашизма и убежденным пацифистом.


Из раннего детства, прошедшего в городе Акэбоно-тё, художник вынес восхищение летательными аппаратами, позднее появившимися в подавляющем большинстве его лент. Отец мальчика, Кацудзи Миядзаки, в военные годы работал на фабрике «Миядзаки Эйплейн», производившей комплектующие детали для самолетов модели 6M Zero.

Семья будущего режиссера была многодетной, Хаяо стал вторым из четырех сыновей. Вместе с отцом и братьями мальчик объездил почти всю Японию: семье часто приходилось переезжать из-за болезни матери, страдавшей от туберкулеза. Постоянная смена мест продлилась больше 10 лет, с 1947 по 1955 год. В 1956 году случилось чудо - мать Миядзаки полностью выздоровела после тяжелого течения болезни.


Частые переезды не помешали юноше получить отличное образование. В 1958 году Хаяо окончил старшую школу Тоётама и задумался о поступлении в престижный Токийский университет.

Фильмы

Хаяо рано определился с выбором профессии. Анимация увлекла его случайно и навсегда. Еще будучи старшеклассником, юноша увидел мультипликационный фильм «Легенда о белой змее». Впечатление от картины было столь сильным, что Миядзаки решил посвятить себя анимации.


Школьник попробовал силы в создании собственной манги (комикса), но быстро столкнулся с трудностями. Во-первых, Хаяо не умел рисовать людей, одно время его занимали только наброски самолетов. Во-вторых, сравнив рисунки с кадрами вдохновившего его аниме, начинающий художник понял, что детально копирует стиль мультипликатора. Первую работу зрители так и не увидели: Миядзаки в ужасе сжег собственное творение.

В 1963 году молодой человек был зачислен в Университет Гакусюин, где изучал политику и экономику – предметы, далекие от мира анимации. Но и во время студенчества Хаяо сумел получить ценнейший опыт: на протяжении всех лет учебы он входил в состав университетского книжного клуба. Основным объектом внимания книголюбов стала детская литература, тщательно изучались произведения европейских авторов.


Мультфильм Хаяо Миядзаки "Ариэтти из страны лилипутов"

По окончании университета 22-летний Хаяо поступил на службу в Toei Animation, одну из крупнейших анимационных студий в Японии. Вчерашний выпускник начал с азов и быстро поднялся по карьерной лестнице. В 1963 году Хаяо работал фазовщиком – рисовал промежуточные стадии движения персонажей аниме Wan Wan Chuushingur. Уже через 2 года, в 1965-м, талант молодого аниматора заметило руководство студии. Мэтры высоко оценили его вклад в создание черно-белого мультфильма «Космические приключения Гулливера» и даже позволили изменить концовку картины.


Мультфильм Хаяо Миядзаки "Навсикая из долины ветров"

С 1969 по 1971 год Хаяо успел поработать над тремя проектами - трилогией «Кот в сапогах», экранизацией манги «Корабль-призрак», популяризовавшей аниме в СССР, и мультипликационным фильмом «Звериный остров сокровищ». В этот раз Миядзаки занимался раскадровками и отрисовкой ключевой анимации. Параллельно с созданием мультфильмов художник рисовал мангу, в тот же период была издана графическая новелла «Народ Пустыни». Миядзаки публиковался под вымышленным именем Сабуро Акицу.

Хаяо Миядзаки - "Летающий корабль-призрак"

Работа в Toie принесла начинающему художнику опыт и полезные знакомства. В студии Миядзаки совершенствовал технику под руководством известного японского аниматора Ясудзи Мори и познакомился с Исао Такахатой, будущим партнером и близким другом.

Несмотря на очевидные успехи в карьере, Хаяо был недоволен крайне тяжелыми условиями труда. Вместе с другими аниматорами и Такахатой он создал профсоюз, защищавший интересы работников мультипликационных студий. За бунтом последовала закономерная расплата: руководство Toei сняло с проката мультфильм «Принц Севера». Раскадровки к нему нарисовал сам Хаяо, а режиссировал картину Исао Такахата. Переломный момент наступил 1971 году. Друзья решили сменить студию.


В тот же год Миядзаки с партнерами основал автономный проект A-Pro, но старт самостоятельной работы пришлось отложить. Промежуточным пунктом выступила студия TMS Entertainment. Там Миядзаки и Такахата совместно трудились над продолжением сериала «Люпен III». В TMS партнеры проработали 2 года.

Следующей остановкой стало продолжительное сотрудничество с Nippon Animation, где в 1978 году Миядзаки дебютировал в качестве режиссера. Его первая работа – многосерийное аниме «Конан - мальчик из будущего», снятое по произведению «Невероятный прилив».


Мультфильм Хаяо Миядзаки "Люпен III: Замок Калиостро"

Через год аниматоры вновь сменили студию и вернулись в TMS. Уже признанный мультипликатор Миядзаки продолжил заниматься режиссурой. Наконец, Хаяо создал первый собственный полномасштабный мультфильм «Люпен III: Замок Калиостро». Успех картины был оглушительным, «Люпен III» и сейчас входит в список лучших аниме, когда-либо созданных в Японии.


Мультфильм Хаяо Миядзаки "Ведьмина служба доставки"

В интервью культовый аниматор часто повторял, что оставил мангу из-за неудовлетворенности конечными результатами. К счастью для поклонников творца, публика имела совсем другое мнение.

В 1982 году журнал Animage начал публиковать мангу за авторством Хаяо. Героиней иллюстраций стала принцесса, живущая в постапокалиптическом мире и борющаяся за чистоту природы. «Навсикая из Долины ветров» быстро обрела популярность, и руководитель издательства «Токума Сётэн» выступил с предложением об экранизации. Миядзаки согласился, разработку картины начали безотлагательно.


Аниме Хаяо Миядзаки "Унесённые призраками"

По уже сложившейся традиции Хаяо привлек к проекту Такахату: Исао взял на себя продюсирование картины. Благодаря плотному графику работы полнометражный мультфильм появился на большом экране уже в 1984 году. Критики отнеслись к картине благосклонно.

Успех первой ленты вдохновил 43-летнего режиссера. Вместе с Исао Такахатой и редактором Animage Миядзаки создал знаменитую студию Ghibli, подарившую миру ярчайшие шедевры японской анимации. Студия «Гибли» официально появилась в 1985-м, и уже через год представила зрителям дебютный проект – полнометражный фильм «Небесный замок Лапута».

Трейлер фильма Хаяо Миядзаки "Небесный замок Лапута" (1986)

В 1988 году в прокат поступил «Мой сосед Тоторо». Картина переносит зрителей в провинциальную Японию середины 20-го века, где две сестры переживают приключения и встречаются со странными, но милыми духами леса – Тоторо. Обаятельных духов полюбили в Японии и за границей, персонажей ленты узнавали взрослые и дети, а сам Тоторо занял почетное место на эмблеме Studio Ghibli.

Трейлер фильма Хаяо Миядзаки "Мой сосед Тоторо"

«Тоторо» выявил яркую особенность творчества японского гения: главными героями, а точнее героинями в его анимационных фильмах часто становятся маленькие девочки. Смелые, отважные и находчивые девчушки появляются в «Ведьминой службе доставки», оскароносном мультфильме «Унесенные призраками» и мистической «Принцессе Мононоке». Считается, что именно «Принцесса Мононоке» принесла Миядзаки и студии «Гибли» широкую мировую известность.


Мультфильм Хаяо Миядзаки "Принцесса Мононоке"

Особенно яркий успех картина имела в США, признание увенчалось контрактом с Walt Disney, подписанным в 1996 году. По признанию американских коллег, Миядзаки при подписании соглашения был непреклонен. Режиссер потребовал от студии воспроизвести мультфильм в точности, как он был в оригинале. В качестве аргумента аниматор прислал американцам самурайский меч, испачканный в красной краске, и подписал посылку фразой: «Не резать».

Завершив «Принцессу Мононоке», режиссер впервые заявил о желании отказаться от студийной работы и уйти в некоммерческую анимацию. Планы нарушило трагическое событие - смерть Ёсифуми Кондо, одного из ключевых аниматоров Studio Ghibli.


Хаяо Миядзаки - обладатель премии "Оскар"

Миядзаки продолжил работу. Очередным проектом стала лента «Унесенные призраками», увидевшая свет в 2001 году. Об ее успехе красноречиво говорит вереница наград: приз Японской киноакадемии, «Золотой медведь», взятый на Берлинском фестивале 2002 года, и, наконец, «Оскар», полученный на год позже.

Главной героиней картины стала маленькая девочка Тихиро, родители которой, попав в волшебную страну, превратились в свиней. Чтобы спасти их, дочка устраивается на работу к хозяйке этой местности, волшебнице Юбабе. За время пребывания в заколдованном месте Тихиро знакомится с Хаку, драконом и мальчиком в одном лице, а также богом Каонаси (Безликим), дедушкой Камадзи, девушкой Рин.


Мультфильм Хаяо Миядзаки "Ходячий замок"

В 2004 году список триумфов пополнила картина «Ходячий замок», в основе сюжета которого лежит одноименный сказочный роман британского автора Дианы Уинн Джонс. История создания картины достаточно необычна: Миядзаки согласился завершить работу другого режиссера, Мормоу Хосода.

Увы, за взлетами неминуемо следуют падения. В 2006 году студия завершила работу над «Сказаниями Земноморья», полнометражным аниме, экранизирующим цикл книг . Миядзаки годами добивался согласия на экранизацию, однако работать над фильмом начал его сын Горо. В процессе съемок отношения молодого и опытного режиссеров стали крайне натянутыми, а сама Урсула была разочарована дебютной работой Горо.


Мультфильм Хаяо Миядзаки "Рыбка Поньо на утёсе"

Спорные оценки «Сказаний» не заставили режиссера оставить анимацию, и в 2008 году в кинотеатрах появился полнометражный фильм «Рыбка Поньо на утесе». Миядзаки доказал случайность неудачи: новый проект удостоился двух премий в Японии и двух наград Венецианского кинофестиваля 2009 года.

Хаяо подарил миру не только удивительные мультфильмы, одним из проектов стал музей анимации. Идея создания музея «Гибли» впервые была озвучена в 1998 году, но из-за большой занятости автора начало работы неоднократно переносили.


Музей аниме студии "Гибли"

Строительство началось только в 2000 году. Над эскизами работал сам режиссер. Хаяо хотел, чтобы архитектура главного здания стала самоценной частью экспозиции. Официальное открытие состоялось 1 октября 2001 года. Музей аниме-студии выполнен в форме лабиринта, гуляя по которому, посетители встречают персонажей любимых фильмов.

После выхода «Рыбки Поньо» в 2008 году режиссер взял перерыв, продлившийся 6 лет. В этот период Миядзаки участвовал в написании сценариев двух новых лент «Гибли» («Ариэтти из страны лилипутов» и «Со склонов Кокурико») и только в 2014 году вновь занялся режиссурой.

Обожающий самолеты Хаяо не смог отказаться от создания мультфильма «Ветер крепчает», в основу сюжета которого легла история жизни Дзиро Хирокоси, знаменитого японского авиаконструктора, работавшего над воздушными машинами A6M Zero.


Анимационный фильм Хаяо Миядзаки "Ветер крепчает"

Представив работу на Венецианском кинофестивале 2013 года, Миядзаки официально сообщил прессе о завершении карьеры. Спустя год его имя было включено в «Зал славы научной фантастики». А в ноябре 2016 года появилась новость, с восторгом воспринятая многочисленными фанатами: готовится пополнение фильмографии маэстро.

Режиссер трудился над короткометражкой «Гусеница Боро». В новой работе Хаяо решил поэкспериментировать с 3D-технологиями. Премьера состоялась в марте 2018 года в Музее Гибли, где сейчас и демонстрируется.

Личная жизнь

Мультипликатор охотно делится с прессой планами относительно новых проектов и открыто выражает гражданскую позицию, но о личной жизни и семье Миядзаки известно немного.

Женой Хаяо стала Акэми Ота, сотрудница студии анимации. Свадьба состоялась, когда мультипликатору было 24 года. В браке появилось двое сыновей - Горо и Кэйсукэ. Старший сын продолжил дело отца, а Кэйсукэ профессионально занялся резьбой по дереву.


Творчество Хаяо Миядзаки, благодаря множеству поклонников по всему миру, превратилось в настоящую субкультуру. Его анимационные ленты, полные мудрых изречений, разбираются на цитаты. От имени Хаяо действует страничка в «Инстаграме», где представлены фото кадров из популярных мультфильмов мастера. Интересным фактом является то, что в социальной сети существует блог поклонника Миядзаки, который создает кулинарные инсталляции, копирующие кадры из анимационных картин режиссера.

Хаяо Миядзаки сейчас

Творческая биография режиссера еще не завершена. К радости поклонников Хаяо Миядзаки, продюсер студии «Гибли» Тосио Судзуки сообщил, что следующая полнометражная картина мастера «Как вы живете?» увидит свет в течение ближайших трех-четырех лет.


В основу сценария лег сюжет одноименной книги 1937 года о мальчике Дзюнъити Хонда, которого прозвали Копелом в честь ученого . Юноша теряет отца и вынужден переехать в дом богатого дяди, где становится предметом насмешек двоюродных братьев и сестер.

Надежду любителям жанра аниме на появление в будущем шедевров оставляют работы учеников Миядзаки. Весной 2018 года была представлена картина «Мэри и ведьмин цветок» Хиромаса Ёнэбаяси, режиссера, который многому научился у мэтра, работая под его руководством над созданием сцен из фильмов «Унесенные призраками» и «Ходячий замок». Новая режиссерская работа Хиромаса была выпущена на студии «Понок» (Studio Ponoc), но, по его словам, группа художников сохранила подход к созданию анимации, который характерен для студии «Гибли».


Также продолжателем традиций Хаяо называют и мультипликатора Макото Синкая, хотя сам аниматор скромно заявляет, что его возможности переоценивают.

Фильмография

  • 1984 – «Навсикая из долины ветров»
  • 1986 – «Небесный замок Лапута»
  • 1988 – «Мой сосед Тоторо»
  • 1989 – «Ведьмина служба доставки»
  • 1992 – «Порко Россо»
  • 1997 – «Принцесса Мононоке»
  • 2001 – «Унесенные призраками»
  • 2004 – «Ходячий замок»
  • 2008 – «Рыбка Поньо на утесе»
  • 2013 – «Ветер крепчает»
  • 2018 – «Гусеница Боро»
  • Герой Тоторо стал символом студии «Гибли», он также появлялся в мультфильме «История игрушек. Большой побег».
  • «Унесенные призраками» – первая мультипликационная лента режиссера, прибыль от которой достигла планки $ 200 млн еще до проката в США.
  • «Мой сосед Тоторо» стал частью программы эстетического воспитания в японских школах.

Цитаты

«Ты не можешь изменить судьбу, но ты можешь встать и встретить ее»
«Когда кто-то делает что-то, вкладывая свое сердце, его творение обретает душу»
«Просто следуй за своим сердцем и улыбайся»
«Сердце – это тяжелая ноша»
«Вдохновение открывает нам будущее»

Хаяо Миядзаки

Hayao Miyazaki

1941, Токио, Япония

Мультипликатор, режиссёр, мангака

Ранние годы

Второй из четырёх братьев, Хаяо Миядзаки родился в городке Akebono-cho, части токийского района Bunkyo-ku. Во время Второй мировой войны его отец Катсудзи был директором Miyazaki Airplane - завода по изготовлению боевых самолётов, которым владел дядя Хаяо. Неудивительно, что будущий аниматор в основном был занят рисованием самолётов, а авиация стала одним из его главных увлечений на всю жизнь и прослеживалась лейтмотивом во многих фильмах.

Мать Миядзаки была ненасытной читательницей, постоянно в открытой форме подвергавшей сомнению социальные нормы. Позднее Миядзаки признавал, что свой сомневающийся и скептический ход мыслей перенял именно у неё.

С трёх лет Хаяо и его семья были вынуждены часто переезжать - сначала из-за войны, а потом из-за длительного лечения болезни Потта, которым страдала его мать. Сменив три начальных школы, Миядзаки поступил в Среднюю Школу Омия, во время учёбы в которой он познакомился с творчеством одного из важнейших своих вдохновителей - мангаки (художника манга) Осаму Тезука.

«Хякудзядэн»

Впоследствии Миядзаки уничтожил почти все свои ранние работы, назвав их примитивным копированием стиля Тезуки. Во время учёбы в Старшей Школе Тойотама молодой Хаяо увидел анимационный фильм «Хякудзядэн» и после сконцентрировал всё своё внимание на анимации, что было волевым решением, ведь он не рисовал почти ничего, кроме самолётов и боевых кораблей, и для профессиональной карьеры аниматора ему было необходимо научиться рисовать человека.

Миядзаки в 1963 году окончил факультет экономики и политики престижного Университета Гакусюин. Во время учёбы он был членом литературного клуба, объясняя свой выбор тем, что «в те времена это было самым близким к клубу любителей манга вариантом». Интересно, что в клубе в основном изучали западные детские книги.

Начало карьеры мультипликатора

В апреле того же года Хаяо получил работу художника-фазовщика в Toei Animation. Вскоре после вступления на должность, он встал во главе одной из сторон внутреннего трудового конфликта и в течение следующего года уже стал председателем профсоюза. В творческом процессе Миядзаки также проявил принципиальность с самого начала: он лично переписал (и нарисовал) непонравившуюся концовку фильма Gulliver’s Travels Beyond the Moon. К 1968 году Миядзаки стал важной фигурой студии и имел широкий спектр работы: от создания визуальных концептов, дизайна сцен и основной

«Принц Севера»

анимации и до роли художника-постановщика. Одновременно все эти роли он выполнял при создании «Принца Севера», важной анимационной работы Исао Такахаты, коллаборация Миядзаки с которым затянется на тридцать лет. В последующие годы Хаяо принимал всё больше участия в создании проектов студии, придумывая идеи и сюжетные куски для ключевых сцен «Кота в сапогах», «Летающего корабля-призрака», «Али-бабы и сорока разбойников» и других.


«Летающий корабль-призрак»

Миядзаки покинул Toei в 1971-м, следующее десятилетие работая со множеством студий (основные: Mushi Production, Nippon Animation, TMS Entertainment). Работая в паре с Исао Такахатой, он снимает шесть эпизодов первого сезона культового аниме Lupin III, в качестве аниматора работает над World Masterpiece Theater и двумя короткометражками Panda! Go, Panda!

После этого Хаяо и Такахата начинают объёмную подготовку над сериалом-экранизацией «Пеппи Длинныйчулок», но после поездки в Швецию и личной встречи с Астрид Линдгрен проект неожиданно был отменён.

Свой первый полноценный режиссёрский проект - аниме-сериал «Конан - мальчик из будущего» - Миядзаки снимает в 1978-м. Уже в этой экранизации истории Александра Ки можно увидеть общие формы архетипов, идей и образов, которые станут ключевыми в основных работах мастера, в особенности - уникальные дизайны воздушных кораблей.

«Конан - мальчик из будущего»

Прорыв и Студия Ghibli

Нельзя сказать, что первая полнометражная работа Миядзаки «Люпен III: Замок Калиостро» прошла незамеченной, но действительно знаменитой и характеризующей мультипликатора работой является экранизация собственной манги «Навсикая из Долины Ветров». Её успех позволил Миядзаки и Такахате в 1985 году основать собственную студию Ghibli («Гибли»). По сей день оставаясь двумя самыми продуктивными режиссёрами студии, за двадцать с лишним лет они во многом создали лицо японской анимации такими картинами, как Grave of the Fireflies, Kiki’s Delivery Service, Pom Poko и «Принцесса Мононокэ».

Миядзаки с чрезмерной дотошностью подходил к процессу, лично проверяя (и если нужно перерисовывая) буквально каждый кадр своих первых фильмов, и очень быстро приобрёл репутацию трудоголика, отрезающего всё, что мешает ему концентрировать своё внимание целиком на работе. Самым показательным примером являются его неровные отношения со своим сыном Горо, которого Хаяо долгое время попросту игнорировал, и чей режиссёрский дебют («Сказания Земноморья») принимал в штыки, говоря что у сына для подобной работы «слишком мало опыта». В самые последние годы отношения между отцом и сыном смягчились, и сейчас о «Сказаниях» Миядзаки говорит вещи вроде «По крайней мере, я вижу, что он делает это с искренностью».


«Принцесса Мононокэ»

По окончании работы над «Принцессой Мононокэ» в 1997 году Миядзаки публично заявляет, что стал слишком стар для собственного скрупулёзного метода создания анимационных фильмов, и что его как карьера как аниматора на этом заканчивается. Многие восприняли это как окончание его карьеры в анимации в целом, но хоть Миядзаки формально и покинул Ghibli в 1998-м, он планировал написать сценарий и спродюсировать фильм с членом студии Йосифуми Кондо в кресле режиссёра. К несчастью, в том же году Кондо скончался, что в конечном итоге вынудило Миядзаки вернуться в студию Ghibli и начать работу над «Унесёнными призраками». Вдохновлённый дочерью одного из близких друзей, Миядзаки создал фильм, который позволил ему побить сразу несколько мощных рекордов: набрать более 300 миллионов долларов сборов, получить Берлинского «Золотого Медведя» и первым за всю историю японской анимации удостоиться «Оскара» за «Лучшую анимационную картину». Один из самых известных кинокритиков на планете Роджер Эберт после выхода фильма сказал о Миядзаки: «Его фильмы настолько хороши, что они вынуждают тебя пересмотреть собственный подход к анимации».

Туда, обратно и ещё раз

После «Унесённых» Миядзаки вновь заявил, что больше не будет заниматься режиссурой, и точно так же был вынужден вернуться через несколько лет, когда посреди работы над «Ходячим замком» проект неожиданно покинул режиссёр Мамору Хосода. За свои технические достижения картина была номинирована на «Оскар» и получила награды в Венеции и Сиэтле.

Две следующих полнометражных работы Миядзаки - «Рыбка Поньо на утёсе» и буквально только что показанный на Венецианском фестивале «Ветер крепчает» - продолжают поддерживать экспериментальный тон работ мастера. Концепты «Поньо» Миядзаки сделал акварелью, а большинство сцен фильма были отрисованы исключительно от руки, чтобы более естественно передать живой ритм подводного мира. В «Ветре» аниматор возвращается к любимой теме авиации времён Второй мировой войны. Параллельно с работой над «Ветром» Миядзаки вовлечён в работу над «Сказкой о принцессе Кагуе» - возвращением в профессию после четырнадцатилетнего перерыва Исао Такахаты.

Первого сентября, одновременно с фестивальным дебютом фильма «Ветер крепчает», Хаяо Миядзаки заявил, что уходит на пенсию. Зная его историю, сразу хочется предположить, что как минимум следующие несколько лет проекты студии Ghibli не обойдутся без участия мастера.

Однако всё труднее и труднее игнорировать простой факт, что годы берут своё: 5 января мультипликатору исполнилось 72 года, а спартанская рабочая этика и неистовый ритм уже почти 30 лет без перерыва выматывают его самого так же, как и всех работников студии.

Таймлайн

Получает работу художника-фазовщика в Toei Animation.

Становится председателем профсоюза.

Женится на коллеге Акэми Ота.

Работает в качестве художника-постановщика над «Принцом Севера» Исао Такахаты.

Рисует мангу и предлагает идеи для ключевых сцен адаптации «Кота в сапогах».

Уходит из Toei и вместе с Такахатой режиссирует шесть эпизодов первого сезона «Люпена III».

Выходит первая самостоятельная работа Миядзаки как режиссёра - сериал «Конан - мальчик из будущего».

Выходит его первый полнометражный фильм «Люпен III: Замок Калиостро».

Экранизирует собственную мангу «Навсикая из долины ветров». Тогда же «Дисней» дублирует картину на английском, вырезая из оригинала примерно полчаса.

Вместе с Исао Такахатой основывает студию Ghibli.

Выходит «Порко Россо».

Выходит «Принцесса Мононокэ», и Миядзаки объявляет об окончании карьеры режиссёра, официально уходя из студии Ghibli.

Возвращается в режиссёрское кресло из-за смерти оригинального режиссёра «Унесённых призраками», после вскоре вновь объявляет об уходе из профессии.

10

  • Жанр: фэнтези, мелодрама, приключения
  • Год: 1993
  • Композитор: Джо Хисаиси

Мультфильм основан на короткой манге Миядзаки «Эпоха гидропланов» и рассказывает о том, как виртуозному летчику трудно быть человеком среди свиней, которые вдобавок считают, что он сам - свинья промеж людей. В общем, чужой среди свиней и свинья седи чужих.

Действие аниме происходит между Первой и Второй мировыми войнами где-то на Адриатике. Главный герой, пилот Марко Паготт - участник Первой мировой войны. После её окончания Марко разочаровался в людях и в жизни до такой степени, что навлёк на себя проклятие: частично превратился в свинью.

Большая часть событий в «Porco Rosso» построена на реальных событиях и реальных героях. Исключением является, конечно, «свинство» Марко Паготта. Porco Rosso переводится с итальянского как «красная синья», так же мультфильм называется и на японском - «Курэнай-но Бута», однако Миядзаки рекомендовал иностранным переводчикам использовать итальянскую версию названия.

9

  • Жанр: мультфильм, приключения, семейный
  • Год: 2008
  • Композитор: Джо Хисаиси

История повествует о дружбе двух пятилетних детей, мальчика Сооске и рыбки Поньо, дочери колдуна и морской богини. Сооске живёт со своей матерью в доме на утёсе с видом на море. Отец Сооске - капитан рыболовецкого судна и редко бывает дома. Рыбка Поньо вместе со своими многочисленными сёстрами живёт в жилище морского колдуна на дне океана. Однажды любопытная Поньо уплывает из дома понаблюдать за людьми и, случайно попав в стеклянную банку, оказывается выброшенной на берег, где её подбирает Сооске. Поньо влюбляется в Сооске и теперь хочет только одного - стать человеком.

При работе над катиной Хаяо Миядзаки собственноручно нарисовал часть кадров «Поньо». Всего же было создано 170000 отдельных картинок.

8

  • Жанр: драма, исторический, биография
  • Год: 2014
  • Композитор: Джо Хисаиси

«Ветер кепчает» - последняя работа Хаяо Миядзаки, об этом было фициально заявлено на 70-ом Венецианском кинофестивале.

В основу сюжета произведения легла одноимённая манга авторства самого Миядзаки, публиковавшаяся в журнале Model Graphix в 2009 году и рассказывающая о японском конструкторе Дзиро Хорикоси, известном своей работой над истребителями Mitsubishi A5M и Mitsubishi A6M Zero. Кроме того, источником сюжета является рассказ писателя Тацуо Хори «Ветер крепчает», написанный в 1936-37 годах, названием которому послужила цитата из стихотворения Поля Валери «Кладбище у моря»: «Крепчает ветер!.. Значит - жить с начала!»

Постановка мультфильма была произведена лично Хаяо Миядзаки, это его первая работа в качестве режиссёра за 5 лет, предыдущей была «Рыбка Поньо на утёсе»

7

  • Жанр: фэнтези, комедия, приключения, семейный
  • Год: 1989
  • Композитор: Джо Хисаиси

Эта лента стала пятым полнометражным аниме-фильмом Хаяо Миядзаки и вторым его фильмом, созданым по мотивам оригинального художественного произведения. Мультфильм основан на детской книге «Служба доставки Кики» японской писательницы Эйко Кадоно, но книга Эйко Кадоно - это сборник отдельных рассказов о приключениях Кики и, когда Миядзаки внес значительные изменения в сюжет, чтобы создать цельный и последовательный сценарий, Кадоно рассердилась и отказалась разрешать экранизацию. Ее пришлось долго уговаривать.

В мультфильме рассказывается о том, как молодая ведьма Кики по достижению 13 лет должна прожить определенное время среди людей. Кики вместе со своим котом Зизи отправляется в город, где и знакомится с добрым пекарем, который помогает ей начать собственное дело - Экстренную Службу Доставки.

6

  • Жанр: фантастика, фэнтези, приключения, семейный
  • Год: 1986
  • Композитор: Джо Хисаиси

Действие происходит в альтернативной реальности, соответствующей началу XX века. В руках девочки по имени Сита находится Летающий Камень, за которым охотятся агенты правительства и пираты, потому что Камень представляет огромную ценность. Пытаясь скрыться от преследователей, Сита встречает Пазу, своего ровесника, работающего в шахтерском городке. Вместе дети выясняют, что Камень - ключ к таинственному летающему острову Лапута, считавшемуся до того лишь легендой...

Идею Лапуты Миядзаки позаимствовал у Джонатана Свифта из книги «Путешествия Гулливера», где фигурирует одноимённый летающий остров.

5

  • Жанр: фантастика, фэнтези, драма
  • Год: 1984
  • Композитор: Джо Хисаиси

Миядзаки изобразил в своём произведении будущее, в котором человеческая жадность привела мир к глобальной катастрофе, однако люди продолжают совершать те же ошибки, что и до войны, приведшей к опустошению планеты. Оставшимся в живых людям приходится жить в тени Леса и его чудовищных насекомообразных обитателей, пытаясь не допустить распространения вредоносной растительности. Мирная Долина Ветров - одно из царств, образовавшихся на руинах прежних государств. Жители Долины обожают своего доброго правителя и его дочь Навсикаю, необычную девочку, находящую общий язык с исполинскими насекомыми Леса, странными порождениями нарушенной экосистемы.

Но безмятежное существование Долины Ветров нарушается, когда маленькая страна становится пешкой в играх крупных воинственных соседей, сражающихся за остатки драгоценных природных ресурсов планеты. Тем не менее, скрытому потенциалу Навсикаи ещё предстоит раскрыться, и юной принцессе, возможно, удастся изменить судьбу мира.

Имя и характер Навсикаи были придуманы под влиянием поэмы «Одиссея», где аналогичное имя носила феакийская принцесса.

Параллельно с работой над фильмом, Миядзаки работал над одноименной мангой и еще не знал, когда и чем она завершится. Поэтому специально для фильма была придумана «быстрая» концовка, о которой режиссер в дальнейшем отзывался с большим пренебрежением.

4

  • Жанр: фэнтези, драма, приключения
  • Год: 1997
  • Композитор: Джо Хисаиси

Сюжет фильма разворачивается во времена периода Муромати, в эпоху которого в Японии появилось первое огнестрельное оружие. Главные герои - молодой принц Ашитака, ставший после убийства вепря Наго жертвой демонического проклятия и вынужденный покинуть родную деревню, и Сан, которую также называют принцесса Мононоке, оставленная родителями и выращенная волками. Она преданна Лесу и всеми силами старается защитить его от людей, которые готовы на всё, чтобы заполучитьэти заповедные земли, даже на убийство божества.

После своего выхода, этот фильм стал самым кассовым в истории Японии, но впоследствии уступил эту позицию «Титанику».

3

  • Жанр: фэнтези, приключения, семейный
  • Год: 1988
  • Композитор: Джо Хисаиси

Не смотря на занимаемую третью позицию в этом рейтинге, изначально «Мой сосед Тоторо» прошёл не слишком хорошо в японском кинопрокате, полностью окупившись только через два года, когда на прилавки магазинов попали и стали очень популярными плюшевые куклы Большого Тоторо. Кроме этого оригинальный японский релиз анимационной ленты шёл в виде сдвоенных показов с фильмом Исао Такахата «Могила светлячков», поскольку прокатчики посчитали, что выпускать её самостоятельно будет слишком рискованным шагом,но зато эти два мультфильма впоследствии продавались для показа в японских школах как часть программы исторического и эстетического воспитания.

Коротко о сюжете: переехав в деревню, две маленькие сестры, Сацуки и Мэй, случайно знакомятся с лесным духом, которого Мэй называет «Тоторо». Что им принесет дружба с таким необычным существом? Об этом и не только и рассказывается в данной ленте.

Стоит также отметить, что Тоторо - не традиционный японский персонаж: его полностью придумал Хаяо Миядзаки, его название есть искаженное слово «Тролль».

2

  • Жанр: фантастика, фэнтези, мелодрама, приключения
  • Год: 2004
  • Композитор: Джо Хисаиси

«Ходячий замок» создан Хаяо Миядзаки по мотивам одноимённого сказочного романа английской писательницы Дианы Уинн Джонс и был номинирован на 78-ю премию «Оскар» (2006) за «лучший анимационный полнометражный фильм».

Действие фильма происходит в параллельном мире Европы конца XIX-го века, где магия идёт рука об руку с развитием технологий. Скромная жизнь шляпницы Софи полностью изменяется, когда в окрестностях её города появляется ходячий замок таинственного волшебника Хаула, известного своими «похищениями» девичьих сердец. Спасённая этим голубоглазым юношей от приставаний двух военных, она влюбляется в него. Однако волнующая прогулка с ним обходится юной шляпнице её красотой и молодостью, отнятыми колдовством ревнивой Ведьмы Пустоши. В отчаянии Софи отправиться в Дикую Пустошь, которая пользуется дурной славой, в надежде снять с себя проклятие. По дороге ей попадается огородное пугало, которое помогает попасть в странное сооружение - замок Хаула. Оставшись в замке на праввах уборщицы, со временем она обретает в замке своеобразную семью. В замке живут: огненный демон - Кальцифер, ученик Хаула - Маркл, а также сам Хаул - могущественный юный волшебник и хозяин замка. Со временем выясняется, что заклятие лежит не на ней одной и чтобы разгадать тайны проклятий и снять их, героям приходится пройти через множество испытаний и приключений.

1

  • Жанр: фэнтези, приключения, драма, романтика, сказка
  • Год: 2001
  • Композитор: Джо Хисаиси

История начинается с того, как Маленькая Тихиро вместе с мамой и папой переезжают в новый дом. Заблудившись по дороге, они оказываются в странном безлюдном городе. Походив по улицам, они находят ресторанчик полный всевозможными манящими явствами. Родители остаются перекусить, а Тихиро, отказавшись, направляется бродить по городу. Вернувшись к ним, она к своему ужасу обнаружила, что они превращатились в свиней, став пленниками злой колдуньи Юбабы, управляющей купальнями и ресторанами для богов, духов и других сверхъестественных существ у стен которых они и остановились. Чтобы найти способ снять чары со своих родителей и не пропасть самой, Тихиро нанимается на работу в купальни Юбабы. Теперь, она должна придумать, как вернуть своим родителям прежний облик и спастись из пугающего царства призраков.

Фильм имел огромный успех у критиков и зрителей, а также фигурирует во многих списках величайших анимационных фильмов в истории. Он стал самым успешным фильмом в истории Японии, с кассовыми сборами около $274 млн. В японском прокате фильм обогнал «Титаник», являвшийся в то время самым кассовым фильмом в мире, и стал самым кассовым фильмом в истории Японии с общими сборами в 30,4 млрд йен. Он выиграл премию «Оскар» в номинации «лучший анимационный полнометражный фильм» в 2003 году и приз «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале в 2002 году. Также «Унесённые призраками» занимают безоговорочное 1-е место в рейтинге лучших мультфильмов всех времён и народов по версии IMDb.

Хаяо Миядзаки – один из самых известных и титулованных аниме-режиссеров. Добившись мирового признания, он возвел японскую анимацию на пьедестал и установил очень высокую планку для семейных мультфильмов. Младшее поколение называет его добрым сказочником, ведь все работы Миядзаки наполнены радостью и волшебством.

Детство Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки родился в городке Акэбоно-те, расположенном в Бунке-ку – одном из 23 специальных районов Токио. Отец, Кацудзи Миядзаки, был авиационным инженером в семейной компании Miyazaki Airplane, принадлежавшей его старшему брату. Во время войны завод изготовлял штурвалы для истребителей A6M Zero, возможно, поэтому Хаяо с детства трепетно относился ко всему, что летает. Со старшим на два года братом Арито он часами рисовал разные самолетики и часто представлял себя их пилотом. Позже к «авиационным» забавам присоединились и младшие братья – Ютака и Широ.


Семья Миядзаки была довольно богата и могла жить комфортно даже во время войны, ведь работавшие в сфере военной промышленности отец и дядя Хаяо получали огромную прибыль. Но производство компании Miyazaki Airplane несколько раз переносили в условно безопасные районы Японии, поэтому семья Миядзаки часто переезжала.


Когда Хаяо было 3 года, семью эвакуировали в город Уцуномия в префектуре Тотиги. Здесь маленькие сыновья Кацудзи впервые ощутили, что такое война – они пережили ночные авианалеты и страшную бомбардировку города. Когда им в спешке пришлось покидать временное пристанище, Хаяо на всю жизнь запомнил хаос и крики людей, а также цвет ночного неба, окрашенного многочисленными пожарами.


Семья переехала в городок Канума в той же префектуре Тотиги, но через некоторое время вернулась в Уцуномию. После войны семью Миядзаки ждала новая беда – серьезно заболела мама, Ёсико Миядзаки. В 1947 году врачи поставили ей диагноз – болезнь Потта, туберкулёз позвоночника. Кацудзи искал лучшие больницы Японии для прикованной к постели жены, поэтому Миядзаки снова были вынуждены переезжать с места на место. Но все врачи только разводили руками, и Кацудзи вынужден был забрать жену домой.

Творческий процесс Хаяо Миядзаки

Мальчики по очереди ухаживали за мамой, и в это время Хаяо очень сблизился с ней и увлекся литературой. А в 1956 году случилось чудо – мама встала на ноги. Она еще четверть века опекала своих мальчиков – мужа и подросших сыновей.


Из-за частых переездов Хаяо поменял множество школ. В начальную школу он поступил в Уцуномии, где учился с 1 по 3 класс, потом семья переехала в Токио в район Сугинами, и мальчик 4 класс учился в начальной школе района Омия. С 5 класса Миядзаки посещал школу в Эйфуку, потом снова перевелся в среднюю школу Омии, а с 1958 года учился в школе Тотоямы.


Именно тогда он впервые увидел первое цветное полнометражное аниме Hakujaden, или «Легенда о Белой Змее». До этого школьник уже прочитал иллюстрированные рассказы японских мангак Фукусиме, Ямакава и Тэдзука Осаму – их печатали в журналах для мальчиков. Но воспроизведение манги на экране – это было что-то совсем другое, невероятное и захватывающее. Хаяо «влюбился» в главную героиню Пай-Нян и мечтал в будущем создать что-то похожее.


Школьник начал осуществление мечты с создания собственной манги, но когда он написал первое произведение, то с ужасом осознал, что просто копирует стиль своего кумира Тэдзука. К тому же он не умел рисовать людей, ведь с детства увлекался только самолетиками. Хаяо сжег свое творение и начал создавать свой собственный стиль.


После окончания школы Тотоямы Миядзаки поступил в престижный университет Гакусюин, где изучал политику и экономику. В своей диссертации он затронул проблемы японской промышленности. Параллельно Хаяо присоединился к университетскому клубу по изучению детской литературы, где познакомился с произведениями западных авторов.

Карьера Хаяо Миядзаки

Сразу же после окончания университета в апреле 1963 года Миядзаки получил должность художника-фазовщика на киностудии Тоэй. Первым фильмом, для которого Хаяо рисовал промежуточные кадры, стал Wan Wan Chuushingura («Верные слуги-псы»). Условия труда на киностудии не устраивали молодого амбициозного парня, поэтому он собрал группу единомышленников и создал Профсоюз молодых аниматоров. Организация боролась за права работников студии Тоэй, добивалась повышения зарплат и введения социальных льгот. Это приносило много проблем Хаяо, но юный художник никогда не уступал свои принципам.


В 1965 году, во время работы над фильмом «Gulliver no Uchuu Ryoko» («Путешествие Гулливера по ту сторону Луны»), Миядзаки заявил, что оригинальный финал точно не придется по душе зрителям. Он добился разрешения переписать концовку, чем обратил на себя внимание руководства. После инцидента молодому аниматору начали доверять более значимую работу, кроме того, его взял в ученики известный художник Ясудзи Мори.


В 1968 году началось сотрудничество молодого аниматора с именитым режиссером Исао Такахата, который пригласил Хаяо на должность главного раскадровщика, концептуального художника и дизайнера нового проекта под названием Taiyo no Ouji Horus no Daibouken («Принц севера»). Но уже через 10 дней после выхода фильма руководство Тоэй сняло картину с проката, мотивировав это тем, что проект оказался коммерчески провальным.


Несмотря на явно предвзятое отношение руководства студии, Миядзаки продолжал работу. В этот период он принял непосредственное участие в создании таких легендарных аниме, как Nagagutsu o Haita Neko («Кот в сапогах»), Sora Tobu Yureisen («Летучий голландец»), Doubutsu Takarajima («Остров сокровищ животных»).

Фантастические пейзажи аниме студии Ghilbi

В 1969 году увидела свет первая манга Хаяо Миядзаки – Sabaku No Tami, которую молодой автор подписал псевдонимом Сабуро Акицу.


В 1971 году Хаяо наконец распрощался со студией Тоэй и вместе с Еити Отабэ и Исао Такахата организовал собственную студию A Pro. Начинать с нуля оказалось непросто, и уже через несколько месяцев Миядзаки и Такахата пришли работать в TMS Entertainment (ранее Tokyo Movie Shinsha), где вместе создали шесть эпизодов сериала Lupin III («Люпин Третий»). В этом же году Хаяо сопровождал президента Tokyo Movie в Швецию, чтобы получить там права на экранизацию «Пеппи Длинный Чулок» Астрид Линдгрен. Аниматоры ехали не с пустыми руками – у них уже была готова раскадровка некоторых эпизодов о веселой девочке, однако автор книги не приняла предложение японцев. Но Миядзаки не остался без работы, он стал главным аниматором сериала Panda Petit Panda («Панда большая и маленькая»), поставленного Такахатой.


В 1973 году троица Миядзаки – Такахата – Отабэ перешла работать на анимационную студию Zuiyo Enterprises, впоследствии переименованную в Nippon Animation. Здесь Хаяо проявил себя как превосходный режиссер, сняв аниме Mirai Shonen Conan («Конан – мальчик из будущего»).


В 1979 году он вернулся на студию TMS, чтобы срежиссировать очередную часть сериала Lupin III– Lupin III: The Castle of Cagliostro («Люпин III: Замок Калиостро). В 1982 году увидела свет еще одна манга авторства Миядзаки – «Навсикая из Долины ветров». Ее напечатали в журнале Animage, принадлежащем издательскому дому Tokuma Shoten. Вскоре автор получил предложение от руководства издательства на экранизацию своего произведения. Хаяо согласился, и в качестве продюсера привлек свое неизменного партнера Такахату.


Успех анимационного фильма вдохновил Миядзаки, и в его планах появились еще несколько экранизаций собственных произведений. Во время работы над новыми проектами Миядзаки и Такахата предприняли еще одну попытку создать свою студию. В 1985 году вместе с редактором журнала Animage Тосио Судзуки они организовали анимационную студию Ghibli, название которой сегодня знакомо каждому японцу и любителям аниме по всему миру.


В стенах Studio Ghibli и увидели мир новые картины Хаяо – Tenku no Shiro Rapyuta («Небесный замок Лапута»), Tonari no Totoro («Мой сосед Тоторо»), Hepburn: Majo no Takkyubin («Ведьмина служба доставки»), Kurenai no Buta («Порко Россо») и Mimi wo sumaseba («Шепот сердца»), которая стала первым аниме от Ghibli с использованием компьютерных технологий и озвучкой в системе Dolby Digital. Каждое аниме Миядзаки открывало зрителям двери в сказочный мир, давая взрослым возможность снова научиться мечтать и прививая детям важность дружбы, взаимопомощи и гармонии с окружающим миром.


В 1995 году Миядзаки начал масштабную работу над фильмом Mononoke- hime («Принцесса Мононоке»), который после выхода стал самым кассовым фильмом за всю историю кинопроката в Японии. В 1998 «Принцесса Мононоке» принесла Хаяо премию Японской киноакадемии в номинации «Лучший фильм года».


После грандиозного успеха аниматор взял тайм-аут. Во время отпуска Миядзаки наблюдал за играми дочерей своих друзей. Они вдохновили его на написание сценария Sen to Chihiro no Kamikakushi («Унесенные призраками»). В 2001 году свет увидел одноименный анимационный фильм, наполненный фирменной «миядзаковской» атмосферой дружелюбия и волшебства.


Проект принес студии Studio Ghibli более $300 миллионов прибыли. Аниме «Унесенные призраками» было удостоено множества премий – от награды Японской киноакадемии до приза Берлинского кинофестиваля и премии «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм».

Интервью Хаяо Миядзаки и Юрия Норштейна

Хаяо Миядзаки знал, что его шедевр являлся одним из фаворитов Американской киноакадемии, но на вручение «Оскара» не приехал, объяснив свое отсутствие твердой политической позицией: «Я не хотел посещать страну, которая бомбила Ирак».


В 2004 году Миядзаки добавил в копилку своих шедевров экранизацию фэнтези Дианы Уинн Джонс «Ходячий замок». Фильм был номинирован на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. В 2005 году Хаяо Миядзаки удостоился специального приза Венецианского кинофестиваля за совокупный вклад в киноискусство.


В 2008 в мировой прокат вышла «Рыбка Поньо на утесе», вольная экранизация «Русалочки» Андерсена. Фильму было присуждено 5 премий: две награды Венецианского кинофестиваля, две премии Японской академии и приз Asian Film Awards в категории «Лучший композитор», врученный автору музыкального сопровождения к фильму – Дзе Хисаиси.


В 2013 году Хаяо Миядзаки начал работу над картиной «Ветер крепчает», ставшей первым мультфильмом для взрослых в фильмографии режиссера. В основу сюжета легла одноименная манга авторства Хаяо, опубликованная в 2009 году в журнале Model Graphix. Работать над лентой для аудитории, отличной от привычной, было сложно. Миядзаки рассказывал, что даже его любимое занятие – наблюдать за игрой ребят из детского сада, расположенного на территории студии Ghibli, – не помогало ему понять, что от него ждут зрители. «Ветер крепчает»: последний полнометражный фильм Хаяо Миядзаки

Впоследствии Хаяо и Акэми вместе работали над аниме «Путешествие Гулливера по ту сторону Луны» и «Кот в сапогах».

В январе 1967 года у пары родился первенец Горо, а через два года на свет появился второй сын, Кейсуке Миядзаки. После рождения детей Акэми ушла с работы, чтобы посвятить себя семье.


Старший сын пошел по стопам отца и стал аниматором. В 2006 году на студии Ghibli он выпустил фильм «Сказания Земноморья» по циклу произведений Урсулы Ле Гуин. Хаяо сам пытался несколько раз получить разрешение автора на экранизацию ее романов, но каждый раз получал отказ. Во время работы над аниме отношения отца и сына были крайне натянуты, а после выхода картины Ле Гуин выразила разочарование полученным результатом. Автор пожалела, что не доверила работу старшему Миядзаки.

Хаяо Миядзаки и его «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе

В 2015 году в СМИ появилась информация, что Хаяо Миядзаки начал работу над первым в своей карьере мультфильмом с использованием компьютерной 3D-графики. Это будет десятиминутная короткометражка про гусеницу Боро, а премьера мультфильма запланирована на 2018 год.


Хаяо Миядзаки – практически живой бог аниме. Его мультфильмы, не только невероятно красивы, – они бесконечно трогательны, человечны и космически глубоки. Если во время просмотра у вас не выступили слёзы, значит вы что-то перепутали, и это не мультфильм Миядзаки.

Карьера Хаяо Миядзаки длилась более 40 лет. Сейчас он уже оставил пост руководителя Studio Ghibli, на которой были созданы «Мой сосед Тоторо», «Унесённые призраками», «Ходячий замок» и другие чудесные истории. Мы собрали несколько цитат Миядзаки, по которым можно судить о жизненной философии мастера.

  • Цельный мир создается из множества маленьких кусочков. И хаоса.
  • Есть ли какая-то разница между человеком в 18 и в 60 лет? Полагаю, в душе мы остаемся такими же.

Современная жизнь пуста, бесплодна и фальшива. С нетерпением жду, когда застройщики обанкротятся, Япония станет беднее, а из земли прорастет дикая трава.

  • Я догадываюсь, что компьютер способен на большее, чем человеческая рука. Но мне уже слишком много лет, чтобы заставить себя убедиться в этом.
  • Я признаю: рисованная анимация умирает. Мастера рисованной анимации скоро станут не нужны, как когда-то стали не нужны создатели фресок. Но я счастлив, что мне довелось провести в этом умирающем ремесле больше сорока лет.


  • В битве богов и людей людям никогда не выйти победителями.
  • Я законченный пессимист. Но если у кого-то из коллег рождается ребенок, все что мне остается - это пожелать ему счастливого будущего. Ведь ни у кого нет права говорить ребенку, что он не должен был рождаться в этом догорающем мире. И мы никак не можем ему помочь - разве что благословить его. Собственно, думая об этом, я и делаю свои фильмы.

Мне кажется, что дети интуитивно понимают это лучше, чем взрослые: мир, в котором они родились, безжалостен, безнадежен и сыр.

  • В прошлом людям не так просто было решиться отнять другую жизнь, даже не человеческую. Но сейчас общество изменилось, и оно строится на иных принципах. По мере роста наших возможностей мы становились все высокомернее и потеряли истинное значение фразы «У меня нет выбора». Самая сущность нашей цивилизации - это стремление разбогатеть несмотря ни на что, забирая жизни других созданий.
  • Я не люблю читать рецензии. Я люблю смотреть на зрителей.



  • Хороший детский фильм нужно снимать с расчетом на взрослых.
  • Вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды.

Конечно, у нас на студии есть и компьютерный отдел. Но я всегда говорю им: «Старайтесь работать неаккуратно, не стремитесь к идеальным линиям. Мы ведь здесь создаем тайну, а тайна никогда не бывает идеальной».

  • Самая страшная ловушка, в которую может угодить режиссер, - это страх того, что на его фильме зрителю будет скучно.
  • В моих фильмах очень много свиней. Может быть, это просто потому, что свинью легче нарисовать, чем верблюда или жирафа... Но, если говорить правду, мне кажется, что свинья очень похожа на человека - по поведению и внешне.



  • Я верю, что детские души наследуют историческую память предыдущих поколений. Просто по мере взросления и познания мира этой памяти остается все меньше и меньше. И если я сумею сделать фильм, который пробудит ее, то умру счастливым человеком.
  • Обретение свободы - самая большая радость, доступная человеку.
Во многих моих фильмах есть сильные героини - отважные, самодостаточные девушки, которые борются за то, во что верят всем сердцем. Им необходим друг или помощник, но точно не спаситель. Я считаю, что каждая женщина способна быть героем в той же степени, что и мужчина.
  • Вся красота мира легко может поместиться в голове одного человека.
  • Несмотря на пессимизм, я не собираюсь делать фильмы, которые говорят: отчаивайся, беги и прячься. Все, что я хочу сказать - это: не бойся, когда-нибудь все встанет на свои места, и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее.