Кобудо: что это такое, стиль и правила, приемы и оружие, история возникновения

沖縄古武道 ) - традиционные окинавские боевые искусства работы с холодным оружием . Наиболее характерными видами используемого оружия являются бо , нунчаку , кама , тонфа , сай , кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло) и тимбэй .

Кобудо является эффективным методом противостояния вооружённому человеку или группе вооружённых/невооружённых противников. Эффективность заключается в умении использовать и быстро манипулировать различными предметами, даже если у мастера кобудо не окажется под рукой одного из стандартных для этого вида боевых искусств предметов, всегда существует возможность использовать иной предмет.

Другие названия - Рюкю-кобудо и Окинава кобудо.

Кобудо объединяет в себе боевые системы, зародившиеся на островах архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) и использующие в бою орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей данных островов.

Кобудо является неотъемлемой частью каратэ-до , уникальной системы самозащиты от вооруженного противника, которая обучает мужчин и женщин любого возраста и уровня подготовки виртуозному владению различными видами традиционного оружия.

История

В средние века жители Окинавы, из-за действовавшего на тот момент закона лишённые возможности иметь какое-либо оружие , стали использовать в качестве него различные предметы быта и инструменты повседневного назначения, в основном сельскохозяйственные. Таким образом в течение нескольких столетий сформировался и стал неотъемлемой частью традиционного карате стиль кобудо - работа с оружием. Так орудия труда , под воздействием нового метода их использования превратились в грозное оружие.

Теорий об истории возникновения кобудо на Окинаве множество. Сколько приверженцев этого вида единоборств, столько и мнений.

Многие считают, что оружие появилось, как дополнение к технике различных школ каратэ. Другие же полагают, что оружие кобудо было привилегией высших слоёв общества и использовалось для демонстрации приёмов, а не для боевого применения. Но все мнения сводятся в одном - кобудо пришло с острова Окинава.

Согласно одной из легенд, школы кобудо создавались в условиях противостояния невооружённого простолюдина с вооружённым самураем . В средние века жители Окинавы, лишённые возможности иметь какое-либо оружие, для защиты стали использовать различные предметы повседневного пользования. В основном использовались сельскохозяйственные орудия труда, превращённые в грозное оружие - посох-бо , трезубец-сай , рычаг-тонфа , серп-кама , цеп-нунчаки и другие.

Крестьянское оружие значительно уступало по своим возможностям снаряжению воина того времени, но тем не менее бытовые предметы становились почти без доработок грозным и универсальным оружием, навсегда занявшим место в арсенале боевых средств. Таким образом, в течение нескольких столетий, сформировалось новое боевое искусство - кобудо.

В современном мире кобудо развивается как самостоятельный вид единоборств, который включает в себя лучшие качества боевого направления. И это не случайно, ведь кобудо с самого начала было представлено для реальной, надёжной и эффективной защиты от агрессора.

Философия оружия

Существует большое количество различных видов оружия и предметов, которые сами по себе не являются оружием, а представляют собой орудия труда, изменённые для боевого использования без каких-либо изменений.

Ниже перечислены основные виды оружия КОБУДО:

Бо - (другие названия: рокусяку бо, кон, кун ) - наиболее распространённое оружие, деревянный шест (бо) длиной шесть сяку (року сяку). Японская мера длины сяку составляла около 30,3 см. То есть длина шеста составляла около 182 см. Окинавские названия шеста «кон» или «кун».

Тонфа (тунфа, туйфа, туйха, тункуа ) - палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.

Сай - металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра - один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение саи к вилам для рыхления почвы, прообразу человека, а также кактусу или заколки для волос. Парное оружие.

К родственным видам сай относятся: мандзи-но-саи (саинути саи в форме свастики) и (орудие закреплённое на вершине остроги, похожее по форме на мандзи-но-саи).

Нунчаку - две палки длиной около 30 см, соединённые верёвкой длиной около 10 см. Прообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса.

Кама - серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте - нитёгама (два серпа).

Еку - (эку, уэку, иэку, кай ) - весло.

Суручин - верёвка или цепь с укреплёнными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: нага суручин (длиной 3 м.) и тан суручин (1,5 м.).

Нунтибо - острога , шест длиной около 210 см с нунти на одном конце.

Сансецу кон - деревянный трёхзвенный цеп со звеньями длиной около 65 см, соединёнными верёвками или цепью длиной около 5-7 см.

Тинбэ-рочин или тинбэ-сэйрюто - непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (то хай ) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса (хэра ). То хай использовали как щит, хэрато хай - как дубинку.

В настоящее время то хай трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром около 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи.

Вместо хэра используют рочин или сэйрюто . Рочин представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. Сэйрюто - секач (мачете) для разделки крупной рыбы.

Одним из видов единоборств, практикуемых в клубе является КОБУДО.

Кобудо можно перевести с японского, как «старый военный путь”.

В современном кобудо имеется большое количество разделов, включающих в себя, как работу с оружием, так и без него.

В Саратове её членом является Федерация Кобудо Саратовской области http://саратов-кобудо.рф/

ВФК регулярно проводит региональные и национальные чемпионаты и кубки, семинары и аттестации на ученические пояса и мастерские степени.

За спортивные достижения спортсменам присваиваются спортивные разряды от 3-го юношеского и спортивные звания до "Заслуженного мастера спорта России" в соответствии с ЕВСК.

Соревнования проводятся в нескольких дисциплинах:

Боевые разделы

Ниппон-кемпо. С японского можно перевести, как "японских рукопашный бой". Один из современных видов дзю-дзюцу, основанный в 1932 году. Стоит на вооружении японской полиции.

Поединки проводятся в защитной амуниции, состоящей из шлема с металлической маской, жёсткого нагрудника, перчаток для бокса. Разрешены удары руками и ногами и коленями, броски, болевые приёмы в положении лёжа (в японском варианте разрешены болевые приёмы в стойке), удары руками и ногами по лежачему противнику, в т.ч. в положении лёжа. Особенностью поединков является то, что к технике и силе выполнения ударов предъявляются повышенные требования. Кроме того, любое эффективное техническое действие, будь то удар или или болевой приём, оцениваются в 1 бал (иппон), что существенно снижает преимущество борцов, которые традиционно имеют преимущество в поединках по смешанным правилам, где болевой приём приводят к чистой победе. Бой ведётся до 3-х очков. Приближаясь к реальному бою, в ниппон-кемпо броски не оцениваются. Оцениваются только действия после броска (добивание или болевой приём)

Нунчаку.

Поединки на нунчаку. Экипировка спортсменов состоит из шлема с маской и специализированных спортивных (мягких) нунчаку. Особенностью поединков является то, что спортсмен имеет право нанести удар только после того, как сделает определённое количество перехватов (как правило не менее 4-х). Таким образом поединки превращаются практически в цирковое зрелище, когда спортсмены стремятся максимально быстро и разнообразно вращать, перехватывать и фехтовать нунчаку. Естественно, что для участия в поединках на нунчаку требуется специализированная подготовка по овладению техникой этого вида спортивного оружия.

Демонстрационные разделы

Ката.

Демонстрация традиционных формальных упражнений с традиционными видами окинавского и японского оружия (бо, нунчаку, тонфа, сай, кама и т.п.).

Тайхо-дзюцу.

Парная демонстрация приёмов с оружием и без оружия (дзю-дзюцу) .



Спортсмены клуба регулярно выступают в соревнованиях по кобудо, являются чемпионами и призёрами Саратовской области и России.

Кобудо, что же это такое? Это окинавский термин, который относится к Кобудзюцу.

В переводе на русский язык он звучит как старый боевой путь.

Боевое искусство основано на традициях самураев.

Представляет собой работу с японскими и окинавскими видами оружий.

Немного истории


Жители Окинавы в средние века были лишены возможности применять настоящее оружие против самураев.

В 1477 году, во время Второй династии Шо, мечи и другое оружие были запрещены на Окинаве и островах Рюкю императором Шошиным.

Все оружие на острове было собрано в его королевском замке в Шури на Окинаве.

Это было прямым результатом указа Шошина о том, что Окинава обратилась к развитию карате (открытой руки).

Хотя оружие кобудо на самом деле не является частью каратэ, его развитие проходило одновременно с эволюцией каратэ так, что они почти неотделимы.

В 1600 году японцы вторглись и оккупировали Окинаву. В качестве завоевательной стратегии они использовали продолжающийся запрет на оружие, как метод контроля над населением.

Это сочеталось с отношением японцев, к местному населению которое прослеживается и сегодня. Считалось что жители Окинавы были гражданами второго сорта не такими, как японцы.

Поэтому только японским самураям было разрешено владеть и носить оружие. Для защиты своих домов и земель населению Окинавы пришлось использовать орудия труда против самураев, способных совершать четыре взмаха мечем за одну секунду.

Окинавское карате имеет и китайские корни. Так же, как монахи в Китае разработали оружие из, казалось бы, невинных предметов, так это сделали и окинавцы.

Местные крестьяне и рыбаки использовали в качестве оружия предметы своей повседневной трудовой жизни.

Кобудо в России

В России история кобудо началась с 1997 года. Тогда была основана столичная федерация Кобу-Дзюцу.

С начала своей деятельности федерация занимается популяризацией техники кобудо.

По сведениям википедии, кобудо в наши дни — это самостоятельный вид единоборств.

Он включает в себя главные качества восточных боевых направлений.

Техника по праву считается надежным и эффективным способом борьбы с агрессором.

Совет эксперта: если вы думаете о том, в какой вид спорта отдать вашего ребенка, то стоит попробовать силы именно в этом виде единоборств.

Занятия кобудо лучший способ развития координации, силы и выносливости. Заниматься кобудо можно уже с 4 лет. Это самый оптимальный возраст для начала тренировок.

Соревнования по этой дисциплине представляют собой захватывающее зрелище. Спортсмены показывают красивую, отточенную в многочасовых тренировках технику движения.

Ребенок вырастет здоровым и приспособленным для современной жизни. Сможет постоять за себя.

Приспособления для тренировок

В период развития этого вида единоборств не было специальных тренажеров. Поэтому бойцы пользовались тем что могло помочь в тренировке различных мышц тела.

Так на протяжении веков были отобраны некоторые приспособления. Эти специфические предметы имеют название ходзе ундо.

Использование данных приспособлений позволит телу обучиться принципу поиска дополнительных источников силы и ее эффективного использования.

Физиологически в организме происходит процесс подготовки и разработки связок наряду с созданием баланса тела и дыхания. На официальном сайте федерации кобудо можно узнать много интересной информации относительно этой техники.

"Кобудо" – общее название для различных традиционных (старых) школ боевых искусств, как правило носящих комплексный характер. На основе общей идеи или задачи практикуется работа с разными видами оружия и без него (меч, нож, палка, шест, копье, серп, веревка, цепь, различные их модификации и др.). Первоначально кобудо изучалось чисто с практической точки зрения, но со временем акцент сместился на духовно-психологические аспекты
Современное кобудо - кладезь многовековой мудрости человека. Информация, заложенная в нем, используется для повышения духовного и психологического уровня, для решения задач, связанных с реалиями современной жизни.

Кобудо - работа с оружием

Самым классическим из всех классических видов оружия кобудо, является Бо. Бо (на Окинаве до сих пор используется старое название Кон) является шестом длинной 1800 мм, чаще всего круглого сечения, выполненным из твердой породы древесины, которая хорошо держит удары и при этом не колется и не слоится. Более всего для этого подходит бук и его разновидности.

Кобудо - восемь уровней тренинга с оружием

Кобудо - восемь уровней тренинга с оружием

В кобудо, как и в любом другом боевом искусстве существуют восемь составляющих. Это последовательно сменяющие друг друга ступени совершенствования, поэтому их можно назвать уровнями. В каждом из стилей единоборств существует своя техника, но все они используют единые методы и базовую концепцию.

Все эти уровни важны именно в своей последовательности, любое «перепрыгивание» через ступень, форсирование событий может оказаться причиной травмы и затормозить развитие мастерства.

1. Кихон

«Кихон» означает «основы», «базовая техника», «база». И что же он представляет собой? Это основание, на нём строится вся техника кобудо. В себя кихон включает различные варианты поклонов, положение «ки-о-цукэ» («внимание») сидя и стоя, упражнения разминки, специальные методы по укреплению организма, упражнения на координацию, растяжку, способы удержания оружия и складывания «ги» (тренировочной одежды) и т.п. Если пропустить этот уровень или даже просто плохо проработать «базу», то ничего хорошего в дальнейшем не получится, вся техника останется некачественной, Ваше умение напрямую зависит от степени усвоения основ. Тот, например, кто «коряво» кланяется, тот показывает своё недостаточное внимание и несоответствующее отношение к предмету, а следовательно и плохое умение сражаться.

2. Ходзё-ундо

«Ходзё-ундо» означает «вспомогательные упражнения». Это простейшие движения из ката, основные действия с оружием и своим телом, которые включают в себя: стойки (по-японски тати-ката), удары (кихон-ути) и блоки (кихон-укэ). Ходзё-ундо – вторая ступень мастерства, не менее важная, чем первая.

3. Ходзё-ундо-бункай

«Бункай» переводится в данном случае как «анализ движений», то есть выполнение приёмов в паре с партнёром. Таким образом, занимающийся может усвоить принципы, по которым работают техники в реальной ситуации и учится вовремя реагировать на атаку, своевременно отвечать и чувствовать дистанцию (маай).

4. Ката

В переводе означает «форма». Это связки защит и контратак в передвижении, скомпанованные в строгой последовательности. Это позволяет твёрдо усвоить несколько отдельных наиболее важных выходов из той или иной ситуации.

5. Ката-бункай

Несколько более сложная вещь, чем ходзё-ундо-бункай, так как содержит более сложные и разнообразные комбинации. Ката-бункай может выполняться и против нескольких противников, поэтому занимающийся развивает не только чувство своевременности и дистанции, но и широту охвата пространства и тактику преодоления нападения нескольких.

6. Якусоку-кумитэ

«Якусоку» означает «оговорённый», а «кумитэ» - спарринг. Это подготовительный бой, в котором занимающиеся знают, кто атакует, а кто защищается, какой удар наносит нападающий. Защищающийся имеет право выбора контратаки. Якусоку-кумитэ может быть и иппон-кумитэ (то есть на один шаг, одну атаку), нихон (два шага), самбон (три) или более. Укэтэ (защищающийся) использует весь свой арсенал, полученный при изучении ходзё-ундо, кихон и ката.

7. Дзию-кумитэ

«Дзию» переводится как «свободный», но это не означает, что в данном случае партнёры вольны делать всё, что хотят. Нет, это далеко не так, так как существует ещё множество ограничений. Это только один шаг вперёд по сравнению с якусоку-кумитэ. Защищающийся не знает, каким приёмом будет атаковать сэмэтэ («нападающий»). Это – главное условие. Данный вид редко практикуют из-за высокого риска пораниться.

8. Дзиссэн

А это уже – реальный бой, каким бы он ни был: уличный или на поле боя. Это высшая стадия проявления мастерства в кобудо. Это своеобразный экзамен для каждого занимающегося, тренировавшегося, фактически, в «тепличных» условиях спортивного зала. Конечно, никогда нельзя знать заранее, придётся ли когда-либо использовать свои навыки на деле, но всё же… Мы должны заниматься серьёзно, ведь когда-нибудь Вам придётся отстаивать свои жизнь и честь, а также жизни своих близких.

Чем выше уровень тренировок, тем выше риск травмироваться. Ограничения, существующие на каждом этапе, для того и существуют, чтобы предотвратить эту опасность. Разница между седьмым и восьмым уровнями очень велика. Последний уровень – ситуация реального боя, а человек может не быть к ней готов… Международная Ассоциация Кобудо пытается преодолеть проблемы, связанные с этим, производя специальное безопасное оружие, без защитных приспособлений. Вам нужен будет только лёгкий шлем. Лёгкими, но прочными делаются бо, нунтяку, тонфа, сансэцу-кун, сурутин, тимбэ и т.д.

Историческое развитие Кобудо

Изучение древних видов оружия, которые использовались в боевых искусствах, а также их техники происходило в течение нескольких столетий и закончились созданием различных школ и систем. Эти системы могут быть разделены на две основные группы по их отношению к практическому применению оружия в реальном бою - бугэй и будо. Система будо была создана на основе бугэй и дзюцу. Окинавцы называют эти системы "кобудо", что означает "древние искусства боя с оружием".

"Таура Мусо Рю" - классическое "японское" кобудо ("кобудзюцу"). Это семейная школа, в которой вся основная информация передавалась от отца к сыну вплоть до нынешнего 16 главы школы - Икубо Мотому. Таура Мусо Рю имеет специфичный характер, так как члены семьи Икубо были профессиональными пограничниками, что наложило определенный отпечаток на технику школы.

История зарождения кобудзюцу берет начало с XII века, когда Ёритомо Минамото разбил своего противника Тайра, учредил Сегунат Камакура и назначил управляющим ("дзито") своего сына Симадзу-сё. Клан Иноуэ, сопровождавший нового правителя, сначала разместился в Сакамото-тё, а позже члены клана служили пограничниками.

Основателем школы, изначально называвшейся "Мусо Рю", является Хатироуэмон Иноуэ. Настоящий 16 глава школы Мотому Икубо (Дзуичо Инокубо) собрал воедино и организовал семейное будзюцу, которое было на грани умирания. Он также изменил название на "Таура Мусо Рю Кобудзюцу", добавив название его родного города как приставку, и открыл публике прежде секретную систему обучения, которая всегда передавалась только одному преемнику - обычно члену семьи.

Самураи клана, защищавшие границы области Симадзу между Осуми и Хюга усердно тренировались и передавали тем, кто приходил после них, комплексное будзюцу, включавшее помимо разных техник, изучение тактики и стратегии, а также использование подручных средств, например, дубовых палок и частей бамбука, которые легко можно было использовать в качестве оружия. Так, бамбук использовался для изготовления "доки" - вид лука в западном стиле.

Исторически главы школ искусств знали, что даже самая маленькая утечка информации школы могла привести к гибели их клана и других последователей. По этой причине, искусство преподавалось и сохранялось в тайне, и обучение на самом высоком уровне было доступно только одному преемнику - обычно члену семейства - в одно время. К сожалению, по этой причине нет ни одного "макимоно" (свиток) школы или другого вида доказательства ее подлинности. Однако, превосходство будзюцу этой школы, неоспоримо, и именно это превосходство позволяет философии системы подчеркивать принцип "выживания самых пригодных".

Вскоре после рождения Мотому Икубо стал жить у своего деда, 15-го "торе". Уже в возрасте 3 лет он впервые начал тренироваться в Мусо Рю Кобудзюцу. В тот год на Тихом океане вспыхнула война. Все молодые люди деревни были призваны на войну, в деревне остались только дети и старики. Старого Икубо волновало то, что его внук мог быть единственным кандидатом в преемники, и он тренировал мальчика очень строго. Среди бедности и трудностей, последовавших после войны, никто в Японии особо не заботился о такой "старомодной" вещи как будзюцу.

Именно в этот период, период Второй мировой войны и последующие годы американского контроля в Японии, погибло огромное количество старых боевых школ - многие мастера и лучшие ученики, призванные в армию, погибли, а после войны преподавание боевых искусств было под строжайшим запретом.

Молодой Икубо и его дедушка, однако, продолжали их довольно уникальные отношения "преподаватель - ученик». Обучение продолжалось 15 лет, пока молодой человек не вступил в японские наземные силы самообороны, которые стали великолепной средой для шлифовки полученных знаний будзюцу. В дополнение к упорной работе над искусством его семейства, Икубо также старательно практиковал каратэ, которое он начал изучать в возрасте 10 лет. В 1977 году Икубо-сенсей основал Федерацию Каратэ сил самообороны Хоккайдо.

В 1983 году Икубо был поставлен диагноз - рак печени. В это время будучи полностью уверенным, что он скоро умрет, Икубо-сенсей понял, что Мусо Рю Будзюцу, которое его дед преподавал ему, по существу, умрёт вместе с ним. Но он пережил свою болезнь и решил восстанавливать семейное искусство. Как мастер будзюцу и человек, который знает о том, что смерть стоит у него за плечом, Икубо-торе имеет свою собственную, уникальную точку зрения на жизнь и смерть.

С середины и до конца 1980-х гг. Икубо отдает все свое время систематизации и возрождению семейного будзюцу. Являясь 16 патриархом школы, Икубо-сенсей имеет, подобно его предшественникам, унаследованное имя Дзуичо Инокубо. Осев на северном японском острове Хоккайдо, он в память о своем родном городе добавил название города к названию фамильного искусства, назвав его "Taura Muso-ryu Kobujutsu", и представил секретное до сих пор искусство широкой публике.