Конспект НОД «Путешествие в осенний лес» в средней группе

Конспект занятия «Путешествие в осенний лес»

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.

1. Расширять знания детей о времени года - осени.

2. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей.

3. Закреплять цвета: желтый, красный, зелёный.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

6. Развивать интонационную выразительность речи, активизировать и обогащать словарь.

Средства: картина осеннего леса, листья из цветной бумаги (красные, желтые, зеленые, лист клена, дуба и березы, гуашь, разведенная с водой, листы бумаги с силуэтом дерева, салфетки.

Способы работы с детьми: беседа, наблюдение, художественное слово, сюрпризный момент, дидактическая игра «С какого дерева листочек», дыхательная гимнастика «Дуем, дуем на листочки», пальчиковая игра «Осенние листья», индивидуальная работа, рисование в нетрадиционной форме.

Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений об осени, наблюдения за осенними явлениями на прогулках, проведение дидактических игра, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, рассматривание иллюстраций по темам: «Осень», «Деревья».

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте поприветствуем, друг друга, встанем в круг. Дети встают в круг и улыбаются - приветствуя друг друга. Раздается стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму от Зайчика, который приглашает детей на прогулку в осенний лес. Но сначала давайте вспомним, какое сейчас время года.

Ребята послушайте стихотворение …

Если на деревьях листья пожелтели.

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим про прекрасное время года - осень.

Воспитатель: Ребята, а вы любите осень? За что? (Дети отвечают: «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть». А играть вы любите? Давайте с вами поиграем в игру «Да - нет» и еще раз вспомним, что происходит осенью в природе.

Дидактическая игра «Да- нет». Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают:

Осенью цветут цветы? Да!

Тучки солнце закрывают? Да!

Холодный ветер прилетает? Да!

И букашки прилетают? Нет!

Звери норки закрывают? Да!

Урожай все собирают? Да!

Часто - часто льют дожди? Да!

Солнце светит очень жарко? Нет!

Можно детям загорать? Нет!

Ну а что же надо делать,

Куртки, шапки надевать? Да!

Воспитатель. Все верно ответили! Молодцы!

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Воспитатель: Сначала давайте вспомним, кто же нас пригласил в гости.

Дети: Зайчик

Воспитатель: Отправляемся в путь.

Физкультминутка «По ровненькой дорожке». Дети строятся в колонну.

По ровненькой дорожке,

В лесок шагают ножки - раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед)

В яму - бух, (присаживаются на корточки)

Вылезли из ямы, (дети поднимаются).

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке (дети идут шагом)

Шагают наши ножки - раз, два, раз, два.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в осенний лес. (На полу разложены цветные листочки). Посмотрите, как много на земле листочков, как будто все покрыто красивым, ярким ковром. А какого они цвета? (Ответы детей.) У нас есть и красные, и зеленые, и желтые листья.

Воспитатель: Как шуршат, шелестят осенние листья? (Дети изображают звук: «ш-ш-ш». Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Давайте поиграем с опавшими листочками.

Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть. (Ребята выполняют дыхательную гимнастику «Сдуем листочки» 2-3 раза) - Ребята, посмотрите, нас кто-то уже встречает? (Воспитатель показывает игрушку Зайчик)

Дети: Зайчик.

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на Зайчика и скажите, какой он?

Дети: Серенький, ушки длинные, у него есть маленький круглый хвостик.

Воспитатель: А где живет зайчик?

Дети: В лесу.

Зайчик: Ребята, я очень спешу, мне пора возвращаться в осенний лес. Пора мне разноцветных листиков набрать, чтобы украсить мой дом. А как мой дом называется?

Дети: Норка.

Зайчик: Правильно. Молодцы!

Воспитатель: Давай зайка и мы тебе поможем. (дети соглашаются помочь)

Зайчик. Ребята, я приготовил для вас игру. У меня есть 3 корзиночки: красная, желтая и зеленая. Помогите мне разложить листочки в корзинки по цветам.

Проводится дидактическая игра «Разноцветные листочки». (Дети под музыку берут листочки и раскладывают их по корзинам) .

Зайчик: Молодцы, ребята! Я возьму эти листочки и украшу ими свой домик.

Воспитатель: Давайте сейчас с вами представим, что мы осенние листочки, которые играют с ветром. Поиграем?

Физкультминутка «Осенние листочки». Дети приглашают поиграть зайчика в игру. (Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, а как называется пора, когда много-много листьев падает на землю?

Дети: листопад.

Воспитатель: Дети, скажите, а листья у всех деревьев одинаковые?

Дети: У всех деревьев разные листочки.

Воспитатель: Давайте вспомним, на каком дереве, какие листочки растут.

Дидактическая игра «С какого дерева листок». (Назвать листья, изображённые на картинке. Детям предлагаются кленовый, березовый и дубовый листья)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Зайчик: А сейчас мне пора к себе в норку. До свидания, ребята.

Дети: До свидания, зайка.

Воспитатель: Ребята, мы с вами попутешествовали по осеннему лесу. Полюбовались яркими картинами осени. Но пока мы с вами играли, листочки совсем облетели с деревьев. Как грустно стало в лесу! А я придумала, давайте мы нарисуем листья на деревьях. Для этого нам надо вернуться в группу.

Физкультминутка.

(Дети строятся в колонну и, повторяя слова, возвращаются на свои места.)

Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем

Дружно, весело идем,

Скоро в садик мы придем, (обычная ходьба.)

Воспитатель: Вот мы и пришли. Теперь тихонько садимся за столы и с помощью красок будем творить чудеса. Но сначала подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Осенние листья».

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (сжимаем кулачки)

Красный листик,

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

Воспитатель раздает каждому ребенку листы бумаги с силуэтом дерева и показывает, как с помощью поролоновой губки и гуаши раскрасить осенние деревья. Просит показать сначала желтую краску, затем красную и зеленую. Воспитатель объясняет принцип рисования поролоном.

Воспитатель: Обмакиваю поролон в желтой краске, прикладываю к листу и сразу же убираю (отрываю, прикладываю - отрываю…

Затем тоже проделать с красным и зеленым цветом.

Самостоятельная работа детей. По ходу занятия воспитатель подходит к ребятам и помогает. В конце дети составляют из рисунков большую панораму и любуются красивым осенним лесом.

Итог занятия.

В конце занятия воспитатель задает вопросы детям:

Что вам больше всего сегодня понравилось на занятии?

А где мы были?

У кого мы побывали в гостях?

Что мы рисовали?

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваши рисунки! Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!

Цели:
-Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-Активизировать глагольный словарь по данной теме.
-Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
-Продолжать учить согласовывать движения с речью.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук умение рисовать.
Интегрирование по разделам: познание, развитие речи, изо, физическая культура.
Оборудование: мяч, карточки с изображением животных, грибов, зонт.
Словарная работа: Игра «Скажи наоборот»
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Я предлагаю послушать стихотворение Елены трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
- О каком времени года говорилось в стихотворении?
- Назовите осенние месяца?
- Осень в сентябре какая? (осень в сентябре ранняя)
- Осень в октябре какая? А в ноябре?
- Сегодня мы отправимся в осенний лес. Хотите в осенний лес.
Но чтобы в него попасть нужно выполнить мое задание. Оно называется «Скажи наоборот» (с мячом). Организовали круг
Большой – маленький
Громко – тихо
Высокий – низкий
Открыть – закрыть
Пустой – полный
Вежливый – грубый
Легко – трудно
Тепло – холодно
Сильный – слабый
Солнечный – пасмурный
Чистый – грязный
Молодцы, справились с моим заданием. Посмотрите, у меня есть волшебный зонт с помощью него мы и попадем в осенний лес. Все под зонтик становитесь. Посмотрите зонт закрутился, а теперь закройте глаза отправляемся в лес. Откройте глаза.
- Вот мы и попали в лес. А тут нас ждут новые задания и испытания. Посмотрите как красиво в осеннем лесу:
Поворачиваем голову вправо влево
И снова вправо – влево
А теперь подняли голову вверх
Опустили вниз, посмотрим под ноги

И опять вверх, вниз.

Посмотрите осенью с деревьев опадают листья. Как называется это явление? (Это явление называется листопад)

Следующее задание «Подбери действие» при выполнении этого задания будьте внимательные.

Листья осенью что делают? (опадают, желтеют, летят)

Дождь что осенью делает? (моросит, идет)

Урожай осенью что делают? (убирают)

Птицы осенью что делают? (улетают)

Деревья осенью что делают? (Роняют листву)

Звери осенью что делают? (готовятся к зиме, меняют шубки)

Продолжаем выполнять задания. Я вам говорю слово, а вы мне отвечаете на вопросы: какой, какая, какие со словом «осенний»:

Небо какое? Осеннее

Ветер какой? Осенний

Солнце какое? Осеннее

Туча какая? Осенняя

Дождь какой? Осенний

Цветы какие? Осенние

Погода какая? Осенняя

Сапоги какие? Осенние

Утро какое? Осеннее

Пальто какое? Осеннее

Предлагаю провести физминутку:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки вверх поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Дождь прошел, а после него появляются грибы. Какие грибы вы знаете?

Грибы можно разделить на две группы. На какие? (съедобные, несъедобные - ядовитые)

В лесу много грибов. Помогите мне разложить грибы в две корзины. В первую – съедобные грибы, а во вторую – несъедобные.

Игра «Собери грибы».

Ребята, а ядовитые грибы можно срывать и сшибать ногами?

Осенью вся природа готовится к зиме. Птицы тоже готовятся.

А к чему они готовятся? (к перелету в теплые края)

Как мы называем таких птиц? (перелетные)

Почему они улетают? А еще вы знаете, что многие из перелетных птиц являются водоплавающие. Зимой замерзают все водоемы и птицам негде плавать и добывать корм.

А те птицы, которые остаются зимовать, как они называются?

Кто помогает птицам перезимовать зиму? (человек делает кормушки, насыпает корм. А в лесу это делают лесники)

А еще осенью часто дует холодный ветер. Давайте выполним дыхательное упражнение «Ветерок»

Подул маленький ветер у у у у у у

Подул сильный ветер УУУУУУУУ

Осенние листочки на веточках сидят

Осенние листочки детям говорят

Осиновый ААААААААААА

Рябиновый ИИИИИИИИИ

Березовый ООООООООО

Дубовый ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

Игра «Исправь ошибки» Ребята послушайте внимательно, что я вам скажу об осени правильно, а что неправильно: -

Осенние месяцы - февраль, июнь и март. - Правильно?

Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь. - Правильно?

Осенью погода ясная, солнечная и теплая. - Правильно?

Когда бывает такая погода: ранней осенью или поздней осенью?

Скажите, какое из двух предложений правильное:

Осенью дети надевают панамки, шорты и сандалии.

Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги. - Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках, шортах, футболках и сандалиях?

Рассказ по сюжетной картине. - Назвать животных.

Как готовятся к зиме эти звери? Какие запасы делают? - Для чего звери делают запасы на зиму?

Пошел дождик. Какая погода? дождливая.

Если дует ветер- ветреная,

На улице холодно- холодная,

Пасмурно- пасмурная,

Сыро- сырая,

Хмуро-хмурая,

Солнечно- солнечная,

Ясно- ясная.

4. Дети составляют рассказы по сюжетной картине.

Марина Марусина
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в Осень»

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экологии «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ»

Цель: формирование познавательных интересов и способностей детей,

основ экологической культуры.

Задачи:

Систематизировать представление детей о характерных признаках осени;

Учить детей вслушиваться в звуки осенней природы и оформлять

услышанное и наблюдаемое в речи;

Обогащать эмоционально – чувственную и познавательную сферу детей через

установление простейших сезонных закономерностей явлений живой и неживой природы;

Способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности;

Формировать умение отстаивать свою точку зрения, делая выводы, умозаключения;

Содействовать развитию памяти, внимания, воображения, обогащать словарь;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, учить детей беречь её;

Пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.

Материал:

Посылка Лесовичка с загадками и сюрпризом;

Фрагмент из музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»;

- «Пруд», голубой островок из бумаги, с разбросанными листьями разных деревьев;

Листья на каждого ребёнка разных пород деревьев;

Картины с изображением осенней природы, картины И. Левитана «Золотая осень»;

Дидактическая игра «Кто лишний?» (изображение птиц);

Дидактическое упражнение «С какой ветки детки?»;

Изображения листьев и облачков, на каждого ребёнка;

Знаки, напоминающие о правилах поведения на природе;

Копилка народных мудростей;

Микроскопы;

Выставка поделок из природного материала;

Листы цветной бумаги для составления осенних картин, листья разных деревьев;

Гостинцы от Лесовичка.

Ход НОД

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка от нашего

старого знакомого Лесовичка. Тут и письмо есть, давайте прочитаем, что он нам написал!

Письмо Лесовичка

В лесу мокром, золотом ходит осень под зонтом…

А вы знаете что-нибудь об осени? Ребята, расскажит

мне о природе-чудеснице в это время года.

Что вы узнали, почувствовали, услышали и ощутили.

Я посылаю вам свои загадки и загадочное объявление.

А вы пришлите мне ваши

рассказы про осень. С нетерпением жду ваших ответов.

Воспитатель: Почитаем с вами загадки и объявление? (Ответ детей)

Загадки и загадочное объявление, присланные Лесовиком

Гонит осень в небе тучки, Верещунья, белобока,

Пляшут листья на дворе. А зовут её (Сорока)

Гриб, надетый на колючки, Не дровосек, не плотник,

Я несу к своей норе. (Ёж) А первый в лесу работник. (Дятел)

Друзья! Прошу разбудить весной!

Приходите лучше с мёдом. (Медведь)

Воспитатель: - Итак, закроем глаза и представим, чем пахнет осень?

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь.»

ответы детей: грибами, ягодами, фруктами, овощами, листьями, сыростью.)-А теперь вслушаемся в звуки осени. Какие они? Поможет нам услышать вот это стихотворение.

(Дети читают и обыгрывают по ролям диалог Шёпота и Шороха):

В тишине лесной глуши

Шёпот к шороху спешит.

Шёпот по лесу шуршит:

Ты куда?

К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши…- В лесу Шёпот не спеши! (В. Суслов)

Воспитатель: - Давайте представим себе,какие лесные шорохи можно услышать осенью? (Ответы детей)-А какие звуки слышны в осеннем лесу? (Ответы детей: Листья опадают на

землю и шепчутся, прощаясь друг с другом; капли дождя тихонько стучат по земле, слышен шорох листьев под ногами.)- Дети, а мне кажется, что чего-то не хватает, чего сейчас в лесу мы не услышим и почему (Не слышно пения птиц они улетели в тёплые края.)Скажите, какие бывают птицы (Ответы детей: перелётные и зимующие) - Как вы думаете, почему птицы улетаю на юг (Ответы детей: им становится голодно и холодно) А все ли они улетают сразу (Ответы детей)- Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми. Почему и какие это птицы (Исчезают насекомые, прячутся; ласточки, стрижи, жаворонки, кукушки)Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. (Исчезают червячки, не заметны плоды и зёрна растений и деревьев; скворцы, журавли, грачи.) А в последнюю очередь улетают водоплавающие птицы. (Гуси, лебеди, утки; становится совсем холодно и вода в реках и озёрах начинает замерзать)Теперь ясно, почему мы не слышим их пения. - А какие птицы остаются у нас зимовать и почему? (Воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, тетерева, клесты, филины, снегири; у этих птиц оперение гуще,они прилетают ближе к жилью человека) Давайте поиграем в игру «Кто лишний?»

Воспитатель: - Молодцы ребята, много знаете о птицах. -А теперь отгадайте ещё одну загадку Лесовичка. (Воспитатель читает рассказ Д. Н. Кайгородовой «Разноцветные кораблики»)«Добрался я до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: жёлтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик,опустится на воду и тотчас поплывёт. Много их прилетит и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замёрзнет».

Воспитатель: - Скажите, ребята, что это за кораблики прилетают на пруд?Почему это происходит? (Ответы детей) -А теперь я приглашаю вас тоже на «пруд».(«голубой островок» из бумаги сразбросанными разноцветными листьями от разных деревьев).- Потрогайте эти «кораблики», понюхайте их. Чем они пахнут? Какие они на ощупь?- А теперь подбросим листочки вверх. Что с ними происходит? (Они падают, кружатся, летят)А как всё это можно назвать? (Листопад)

Давайте ещё устроим листопад (Неоднократно повторить это слово). Как вы думаете, какой цвет главный в осеннем лесу? (Жёлтый, золотой.)- Посмотрите ребята, какое множество оттенков в этих листьях-корабликах.

Воспитатель: Осень длинной, тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!

Это дети, разноцветная осень, но если вы хотите увидеть золотую осень во всём её очаровании, давайте отправимся в лес и свои листочки возьмём. (Переход к выставке осенних картин; дети идут со своими листочками. (Воспитатель обращает внимание детей на картину И. Левитана «Золотая осень».)- Как вы думаете, правильно ли об этой картине говорится, что здесь изображено «золотое чудо природы»? Найдите, что здесь золотое. (Ответы детей)- Мы видим, как жёлтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берёз красиво оттеняет голубизну неба. - Попробуйте приложить свои листочки к картине. (Среди своих листочков дети находят листья похожих оттенков и прикладывают их к картине.) - Лес сверкает, как золотой остров. Земля покрыта мягким жёлтым ковром. - Дети, взгляните на остальные картины и скажите, какой ещё бывает осень (Хмурая, печальная, грустная, унылая, дождливая….)«Унылая пора, очей очарованье»,- так об осени сказал поэт А. С. Пушкин. - Художники рассказывали нам о красоте осени кистью и красками. А русский народ в старину был очень наблюдательным и оставил нам огромное богатство –мудрые приметы, пословицы и поговорки, по ним можно определить какая осень будет, какая зима, какое лето. Ребята вы знаете народные приметы об осени (Ответы детей)-Ой, я совсем забыла, ведь у нас есть копилка народных мудростей, туда сложены пословицы и приметы разных времён года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да)

В: В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу. (Воспитатель берёт копилку и открывает крышку. Дети рассказывают приметы, пословицы, поговорки.)

Поговорки:

Коли ясно, то и осень прекрасна.

От осени к лету, поворота нету.

Осень идёт, и дождь с собой ведёт.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Приметы:

– Много жёлудя на дубе – к лютой зиме.

– Осенью паутина на ясную погоду

– Гром в сентябре – тёплая осень.

– Если орехов много, а грибов нет зима

будет снежная, суровая.

– Большие муравьиные кучи- к мягкой зиме

Вот какие вы молодцы! Много примет знаете.

Ну, а теперь из этого прекрасного уголка

Осени мы с вами отправимся в её тайную лабораторию.

Вот только какой необычный «транспорт» мы для этого выберем?

Осенние листочки или облака-путешественники? (Дети выбирают «транспорт»)

Отправляемся, и немного отдохнём!

Физминутка

Ветер щёки толстые

Надул, надул, надул

И на листочки пёстрые (на облака воздушные)

Подул, подул, подул…. (Повторяют упражнение несколько раз)

Упражнение на дыхание

А теперь громко, протяжно произнесём: «Сильный ветер» - подуем сильно, продолжительно.

(Повторяют несколько раз)- Дети, вспомним как надо вести себя в лесу, на природе. (Ответы детей)- А сейчас нам надо разгадать ещё одну загадку Лесовичка. Прозрачная, чистая, струйкою льётся,лещется в речке, мерцает в колодце. Зверей и людей, и растение напоит.

И дождиком чистым всю землю умоет. (Вода)- Вот мы с вами и оказались в тайной лаборатории Осени. - В посылке Лесовичка лежит капелька. Сейчас прочитаем, что здесь написано.

«Сначала летом я попала в тучку вместе с другими капельками,нас становилось всё больше и больше. Затем мы падали на землю звонким, весёлым дождём. Напоив растения, мы сливались в быстрые ручейки и стекались в речки, озёра и большие лужи. Дождик прекращался, и снова светило солнце. И чем жарче оно светило, тем меньше воды становилось в речках и ручейках. Отгадайте, куда она исчезала? (ответы) Да, она испарялась. Невидимыми струйками в виде пара улетала снова в тучку. И так повторяется всегда. Но очень часто люди обо мне не думают. Если не будет

воды, всё живое погибнет! А вы знаете, как сберечь воду?»(Ответы детей)

Посмотрите ребята, в тайной лаборатории есть «волшебный глаз».

Кто скажет,как он называется (Ответы детей)- Рассмотрим опавшие разноцветные листья через него. (Дети рассматривают листья через микроскоп) Правда, хороша художница Осень?

Практическое задание: Найти листья дуба, клёна, рябины, берёзы, осины.

Игровое упражнение: «С какой ветки детки?» (Дети по листьям определяют дерево)

Воспитатель: - У Осени есть не только своя лаборатория, но и «Умей - город».

Она такая выдумщица! Хотите побывать в нём?- Вот её выставка. Все работы сделаны из засушенных листьев, мха,шишек и коры деревьев (природного материала). Мастером здесь может стать каждый! Давайтесоставим из осенних листочков свою картину. А, потом из них сделаем книжку про осень и отправим её нашему знакомому Лесовичка. Согласны? (Дети складывают картину из листьев)

Интересно у Осени в гостях, но пора возвращаться!

Ветер щёки толстые

Надул, надул, надул.

И на листочки пёстрые

Подул, подул, подул. (Дети выполняют упражнение)

Может быть, кто-нибудь из вас хочет рассказать стихотворение об осени?

(Дети рассказывают стихотворения)

Молодцы ребята много вы знаете о природе-чудеснице осенью. Я думаю, Лесовичок, будет вами доволен? Когда мы выйдем на прогулку давайте обязательно вспомним с вами пословицы и поговорки об осени,а ещё не забудем повесить кормушки для наших птичек, чтобы они чаще прилетали к нам в гости. - А, что вам больше всего запомнилось на занятии, чьи ответы понравились? Как вы думаете, кто из ребят был самым активным (Ответы детей)

Сейчас дети я угощу вас гостинцами, которые прислал Лесовичок. (Угощает детей сладкими грибочками и орехами)

Конспект НОД по окружающему миру для детей средней подгруппы

« Путешествие в осенний лес »

подготовила воспитатель

БДОУ МО « Динской район « Детский сад № 37»

Симонян А.В.

Цель: Всесторонне развивать личность ребенка, его ценностные представления об окружающем мире, кругозор, личностные качества.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать отзывчивость, любовь к природе.

Развивающие:

Развивать наглядно-образное мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение, умение работать в коллективе, взаимодействовать;

Развивать фантазию, воображение.

Образовательные:

Расширить и обобщить представления детей об осени, лесе, деревьях, лесных обитателях;

Формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения.

(На земле разбросаны листья ярких цветов.Звучит музыка)

Воспитатель: Какие красивые листья!

(Поднимает несколько листьев и рассматривает)

Воспитатель : Вот этот похож на солнышко, такой же жёлтый. А этот лист красный.

Соберу ещё листьев и у меня получится букет.

(Дети совместно с воспитателем начинают собирать листья)

Воспитатель: Интересно, а почему же они лежат на земле?

Полина: Потому что наступила осень.

Воспитатель: А какая она эта осень?

Альбина: Дождливая

Арина: Холодная

Настя: Разноцветная

Воспитатель: А какие приметы осени вы знаете?

Вероника: Осенью птицы улетают в тёплые края

Аня: Листья на деревьях начинают опадать

Воспитатель: Совершенно верно. Осень разукрасила листья в яркие цвета, а шалун ветер

сорвал их с деревьев и принёс нам.

Воспитатель: Как называется это явление в природе?

Яна: Листопад

Воспитатель: Ой, как же сейчас красиво в осеннем лесу. Ребята, я предлагаю вам

отправиться в осенний лес и посмотреть всю красоту осеннего леса.

Физкультминутка

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (ходьба)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Воспитатель: Ну вот, мы с вами и в лесу. Скажите, а в какой лес мы с вами попали?

Артём: В смешанный

Воспитатель: Как вы догадались?

Виталий: Здесь много разных деревьев

Воспитатель: А какие еще виды леса вы знаете?

Максим: Лиственный

Аня: Хвойный

Воспитатель: Почему его называют лиственным?

Арина: Там растут только лиственные деревья

Воспитатель: Какие лиственные деревья вы знаете?

Вероника: Берёза, дуб

Яна: Ива, тополь

Воспитатель: А почему хвойный лес?

Артём: Потому что там растут только хвойные деревья

Воспитатель: Какие хвойные деревья вы знаете?

Полина: Ель, сосна

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, кто-то сюда идет?

(Выходит расстроенный старичок - лесовичок с корзиной).

Воспитатель: Вы кто?

Старичок – лесовичок: Я хранитель леса, Старичок - лесовичок.

Воспитатель: А почему вы такой расстроенный?

Старичок – лесовичок: Я собирал листья, чтобы сделать букет. Но подул ветер и

разбросал их. Теперь я не знаю, как мне быть?.

Воспитатель : Не расстраивайтесь, ребята помогут вам собрать листочки.

(Ребята собирают листья и отдают их старичку-лесовичку)

Старичок – лесовичок: Спасибо, ребята. Сейчас мы посмотрим. Какие же вы листочки собрали?

(Старичок-лесовичок показывает листок, а дети называют с какого он дерева)

Старичок – лесовичок: За вашу помощь и доброту я хочу поиграть с вами в игру «К

названному дереву беги».

(Проводится игра)

Старичок – лесовичок: Какие вы молодцы. А кто знает как себя надо вести в лесу?

Полина: Хорошо

Максим: Тихо

Старичок – лесовичок: А почему?

Вероника: Чтобы не разбудить животных

Старичок – лесовичок: Ребята, а какие животные живут в лесу?

Аня: Медведи, волки

Настя: Тигры, белочки

Старичок – лесовичок: Как их можно назвать?

Виталий: Дикие животные

Старичок – лесовичок: А как они осенью к зиме готовятся?

Маша: Запасаются едой, ягодами, грибами

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла!

(Приносит и показывает гриб)

Воспитатель : Что это?

Данил: Гриб

Воспитатель: Рассмотрим его повнимательнее. Из чего же он состоит?

Аня: Из ножки

Полина: Из шляпки

Воспитатель: А для чего нужны грибы? Кто, кроме людей, употребляет грибы в еду?

Максим: Чтобы их кушать

Аня: Их любят и животные

Воспитатель: Какие грибы относятся к съедобным?

Арина: Лисички, опята

Виталий: Белый гриб

Воспитатель: Мы с вами знаем, что есть съедобные…и какие еще грибы?

Артём: Ядовитые

Воспитатель: Какие грибы относятся к ядовитым? Назовите ядовитые грибы?

Полина: Мухоморы, бледная поганка

Старичок – лесовичок: Взгляните на полянку, сколько много тут грибов! Предлагаю

вам поиграть. Я раздам вам корзинки, а вы будете собирать грибы и складывать их туда..

Но мы собираем только какие грибы?

Максим: Съедобные

Старичок – лесовичок: Правильно, съедобные!

(Игра «В лес за грибами я пошѐл»)

Старичок – лесовичок: Молодцы, ребята, сколько грибов собрали! И что же мне с ними

Воспитатель: Старичок--лесовичок, а ты передай их белочке, они зимой ей пригодятся! А

нам пора возвращаться в детский сад.

Старичок – лесовичок: Спасибо, ребята, что помогли мне. Я снова вас жду в гости в

своем лесу. До свидания!

Дети хором: До свидания!

(Старичок-лесовичок уходит)

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу и чтобы вернуться обратно в детский

сад, нужно сказать волшебные слова:

Чтобы в садик возвратиться

Нужно в листья превратиться

Покружиться, покружиться

И на землю опуститься

Воспитатель: Ну вот мы и вернулись.

Где мы сегодня с вами были?

Вероника: В осеннем лесу

Воспитатель: Кого мы там встретили?

Артём: Старичка-лесовичка

Воспитатель: Что мы делали в лесу?

Виталий: Любовались его красотой, играли

Воспитатель: А ещё?

Арина: Помогли Старичку-лесовичку собрать листочки и приготовили запасы на зиму

для белочки

Данил: Принесли полную корзину разноцветных листьев

Воспитатель: А что мы можем с ними сделать?

Настя: Украсить нашу группу к осеннему празднику

Воспитатель: Совершенно верно, осень наградила нас такой красотой и сейчас мы с вами

украсим нашу группу, наполним её ароматом и осенними красками.

(Дети совместно с воспитателем украшают группу)

Конспект НОД в старшей группе по теме

«Путешествие в осенний лес»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Систематизировать и закрепить знания детей о грибах, об их основных признаках. Уточнить какие грибы являются ядовитыми, а какие съедобные.

Развивать коммуникативные навыки детей, умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространенные предложения.

Создать ситуацию радостного эмоционального настроения.

Воспитывать бережное отношение к природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Лес, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, мухомор, поганка, грибной, ножка, шляпка, грибница, грибник, искать, собирать, срывать, наклоняться, солить, варить, жарить, консервировать, вкусно, опасно.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Беседа с детьми о грибах по теме: «Как мы искали грибы».
  2. Сюжетно-ролевые игры:

«Семья» - «Прогулка в лес», «Семейный обед из грибных блюд», «Грибные заготовки на зиму».

  1. Дидактические игры:

«Отвечай быстро», «Кто больше назовет действий», Съедобное – несъедобное».

  1. Разучивание стихов.
  2. Чтение произведения В.Г. Сутеева «Под грибом», отгадывание загадок о грибах.

МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ:

Музыкальный центр, телевизор, аудио кассета, презентация «съедобные и несъедобные грибы», разрезные карточки с грибами, костюм медведя, волшебный сундучок, кленовые листочки из цветной бумаги; декорации для оформления музыкального зала: деревья, пенек, грибы, белочка, лужайка.

ХОД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Место проведения познавательной деятельности музыкально-спортивный зал

1. Организационный момент. Определение темы, целей мероприятия.

Дети под музыку выходят в зал, выстраиваются в игровой части зала.

Ребята, посмотрите, к нам в зал пришли гости. Поздоровайтесь с гостями (Дети здороваются).

- Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей).

Правильно, осень. У меня в руках таинственная корзиночка, ее прислала нам Осень. Давайте посмотрим что там. (Воспитатель достает листья, имитирует листопад).

Это пригласительный билет в сказочный лес. Дети, давайте соберем листочки и составим красивый букет. Он будет стоять у нас в группе, и напоминать нам об осенней красоте природы.

Ребята, мы сейчас отправимся на прогулку в «сказочный лес».

После положительного ответа воспитатель предлагает детям занять места в «электричке» и отправиться в путешествие. Дети полукругом садятся возле проектора.

Садитесь поудобнее. Пока мы едем, мы вспомним, какие лесные дары нам приносит Осень. (Ответы детей).

2. Беседа с детьми о разновидностях грибов.

Грибы выделяются в особое царство живой природы. Их на свете очень много и все они очень разные.

Послушайте, ребята прочитают вам стихотворение о грибах:

Разбежались по полянке мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути и от белых отвести.

Там, где солнышко пригрело, задержаться можно смело:

Значит, здесь семья маслят или рыжики стоят.

Я под елкой, а под елкой кто-то спрятался в иголках,

В темной шляпке набекрень боровик укрылся в тень.

А веселые ребята – тонконогие опята –

Притаились возле пня и кричат: «Ищи меня!»

Нам и лето, нам и осень чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, - это чудо из чудес.

З.Александрова.

Для того, чтобы легче было искать грибы, необходимо знать, где какие грибы любят расти. Некоторые грибы сами рассказывают о том, где их можно найти.

Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит гриб? (Ответы детей).

Правильно! Шляпка, ножка и грибница.

Слайд № 1.

«Гриб боровик»

Посмотрите, вот и первый гриб.

Ребята, что это за гриб? (Ответы детей).

Где растут боровики? (Ответы детей).

(Ответы детей).

Какой формы у него ножка? (Ответы детей).

Вот гриб – боровик,

Он к почету привык,

Как полковник важен он

Всяк ему отдаст поклон.

Слайд № 2.

«Гриб подосиновик»

Ребята, а как вы думаете, какие грибы растут в сосновой роще? (Ответы детей).

Правильно! Это грибы подосиновики.

Где любят расти подосиновики? (Ответы детей).

Любят подосиновики забираться в папоротники. А как выглядит подосиновик? (Ответы детей).

Какого цвета у него шляпка? (Ответы детей).

Какой формы у него ножка? (Ответы детей).

Что готовят из подосиновиков? (Ответы детей).

Ребенок читает стихотворение:

Как фонарик – светофор,

Что зажегся красным светом,

Украшает старый бор

Гриб и осенью и летом.

Слайд № 3.

«Гриб подберезовик»

Ребята, как вы думаете, какие грибы могут расти под березами? (Ответы детей).

Как выглядит подберезовик? (Ответы детей).

Какого цвета у него шляпка? (Ответы детей).

Какой формы у него ножка? (Ответы детей).

Почему подберезовики называют сыновьями березы? (Ответы детей).

Правильно! У деревьев с грибами - большая дружба.

Ребенок читает стихотворение:

Под высокой березой,

Где цветут ромашки,

Вырос подберезовик

В серенькой рубашке.

Слайд № 4.

«Грибы лисички»

Ребята, посмотрите, что это за дружная семейка? (Ответы детей).

Правильно! Это лисички. Эти грибы ранние.

Ребята, как вы понимаете «ранние» грибы? (Ответы детей).

Правильно! Собирают их грибники уже в июле, когда другие грибы еще не появляются.

Как выглядит лисичка? (Ответы детей).

Какого цвета этот гриб? (Ответы детей).

Почему так называется? (Ответы детей).

Где растет лисичка? (Ответы детей).

Что готовят из грибов – лисичек? (Ответы детей).

Ребенок читает стихотворение:

Заплели лисички

Рыжие косички,

Разбежались стайкой

По лесной лужайке.

Нас с тобой грибы зовут:

«Посмотрите-ка, мы тут!»

Ребята, скажите, все эти грибы, о которых мы с вами вспомнили, съедобные или не съедобные? (Ответы детей).

Правильно! Это съедобные грибы.

Слайд № 5.

«Гриб мухомор»

- Посмотрите, какой красивый гриб растет: красный с белыми пятнами.

Что это за гриб? (Ответы детей).

Какого цвета у него шляпка? (Ответы детей).

Как выглядит ножка? (Ответы детей).

Как выдумаете, это съедобный или несъедобный гриб? (Ответы детей).

Когда этот гриб состарится, его края красной шапочки загнуться в вверх, он превратиться в блюдечко на ножке. Пойдет дождь и в блюдечке соберется вода.

Как вы думаете, ее можно пить? (Ответы детей).

Почему? (Ответы детей).

Правильно! Она будет ядовитой. Напьется жучок этой воды и погибнет.

Ребята, а какие вы еще знаете ядовитые грибы? (Ответы детей).

Как надо поступать, если в лесу вам попался незнакомый гриб? (Ответы детей).

Правильно! Топтать и срывать нельзя. Многие животные питаются грибами и используют несъедобные грибы в качестве лекарства.

Вот мы и приехали в лес.

  1. Физминутка «Боровик»:

Среди бора вырос гриб, Дети разводят руки в стороны.

Что зовется боровик.

Каждый день он подрастал Дети сели и потихоньку встают.

И теперь заметный стал.

Ах, какой же он нарядный Повороты, руки на поясе.

В шапке темно-шоколадной!

Ах, какой же он большой, Дети встают на носочки.

С ножкой крепкой и прямой!

Лес, хорош подарок твой! Дети делают одной рукой поклон.

Мы возьмем его домой. Хлопают в ладоши.

3. Закрепление представлений о грибах.

Дети, посмотрите вокруг - как красиво! А вам нравится в лесу? (Ответы детей).

Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу? (Ответы детей).

Как много в осеннем лесу разных красок: желтых, зеленых, красных – разных!

Ребята, где вы видите эти краски? (Ответы детей)

Слышится оханье, появляется медвежонок.

Медвежонок:

Кто это на моей полянке шумит?

Дети:

Это мы пришли в гости. Мы знакомимся с жизнью леса.

Воспитатель:

Ребята, это сказочный медвежонок, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.

Медвежонок:

Я хочу вам рассказать, как мне живется осенью в лесу. Каждый занят своим делом. Вон, видите, белочка, она готовит орешки на зиму и сушит грибочки.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите как много грибов на полянке. В лесу много грибов, но не все можно кушать.

Ребята, расскажите медвежонку, какие грибы нельзя кушать? Почему? (Ответы детей).

Какие можно? (Ответы детей).

Гриб нельзя выдергивать из земли, его аккуратно нужно срезать.

Ребята, почему нельзя грибочки выдергивать из земли? (Ответы детей).

Правильно, если не будет грибов, животным нечем будет питаться.

Ребята, расскажите медвежонку, как люди употребляют грибы в пищу? Что готовят из них? (Ответы детей).

Медвежонок, ребята знают много о грибах.

А теперь, давайте поиграем в игру вместе с медвежонком.

Дети садятся на стульчики.

5. Дидактическая игра «Собери грибок».

(Собрать грибок из разрезанных карточек. Повтор игры 2-3 раза)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.

  1. Дидактическая игра «Найди потерявшееся слово».

Воспитатель читает стихотворение, а дети договаривают родственное слово, слову «гриб»:

Как-то раннею порой вдруг полился дождь грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для грибов.

Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал - грибную.

Вдруг под елочкой на кочке видит маленький грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле - грибница!

Стал заглядывать под елки, под березу и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и грибище!

Т. Кулакова.

7. Подведение итогов:

Воспитатель:

Ребята, вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Кто напомнит, о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей).

О чем мы с вами вспомнили и рассказали медвежонку? (Ответы детей).

А теперь нам пора проводить медвежонка, его, наверное, заждалась мама. Ведь осенью у всех зверят много дел, они готовятся к зиме.