Занятие в ДОУ «Путешествие в зимний сказочный лес. Технологическая карта организованной учебной деятельности по экологии. Тема: "Как вести себя в лесу"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №106».

Конспект открытого логопедического занятия

в старшей группе для детей с ОНР.

Тема: «Путешествие в осенний лес».

Подготовила: учитель-логопед

Широкова Светлана Валериевна

Тема открытого занятия «Путешествие в осенний лес»

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень. Лес. Деревья»; закрепить понятия «хвойные», «лиственные» деревья, жёлуди и каштаны – плоды. Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных (дубовый, кленовый еловый, сосновый, берёзовый, рябиновый); образование единственного и множественного числа существительных (дуб – дубы, берёза – берёзы и др.); образование родительного и предложного падежа имён существительных. Развитие мелкой моторики рук.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания и памяти, творческого воображения, умения отгадывать загадки. Формирование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса и графических навыков.

Коррекционно-воспитательные цели . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Предметные картинки с изображением деревьев, листья (бумажные) с цифрами от 1 до 5 и буквой «п», магнитная доска с магнитами, мяч, «наложенные картинки» (демонстративный материал), пуговичный бассейн, 2 лотка, каштаны и жёлуди, фольга, фломастеры 2-х цветов (красный и зелёный) и «наложенные картинки» на каждого ребёнка.

Ход занятия

Оргмомент .

«Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнём наше занятие, мы должны сделать зарядку для нашей головы».

Кинезиологические упражнения «Ухо-нос» («Правой рукой держимся за нос, а левой – за правое ухо. Хлопок. Поменяли руки» 4 раза); «Колечко» (поочерёдное соединение с большими пальцами остальных пальцев на обеих руках одновременно). «Молодцы!»

- « А теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами оказались в волшебном осеннем лесу. Откройте глаза. Что у меня в руках? (осенние листья с деревьев). А как вы догадались, что листья осенние? (Они жёлтые, оранжевые. Такие листья бывают только осенью). Да, но они необычные, на них цифры и даже буква. Сейчас мы сядем на свои места и узнаем, какой в них секрет».

2. Рассматривание и называние предметных картинок с изображением деревьев.

– « На первом листе загадки:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает

Когда это бывает?

Целый день он шлёпал, шлёпал,

Ямы лужами заштопал.

Растут – зеленеют,

Упадут – пожелтеют

Его весной и летом

Все видели одетым

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Весной роняет слёзы

Прилетают в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

Рассматривание предметных картинок с изображением деревьев, называние.

«Какие ещё деревья у нас на магнитной доске»? (Дуб, липа, каштан, клён)

«Назовите одним словом эти деревья»? (Лиственные).

«А как назвать сосну и ель»? (Это хвойные деревья, у них вместо листьев хвоинки).

«Где у нас растёт ель? Посмотрите глазками в окно, на ель. А теперь взгляд переведите на доску».

3.«Наложенная картинка»

«А вот и лист с цифрой 2. Здесь следующее задание. Художник решил изобразить листья с разных деревьев, но так увлёкся, что у него получилась что-то непонятное. Давайте попробуем разобраться. Нужно назвать, какие листья здесь спрятались (Дубовый, берёзовый…). Молодцы! С этим заданием вы тоже справились»!

4. Динамическая пауза. Игра «Один – много» (с мячом).

«А вот у нас лист и на нём буква, какая? (П). Это значит, нужно сделать паузу и немного отдохнуть. Мы выйдем на свободное место, на полянку и поиграем в игру «Один – много». Я назову дерево, а вы мне скажите много (берёза – берёзы, дуб -…)». (Педагог бросает мяч и называет одно дерево, а ребёнок кидает обратно и называет много.) Молодцы, все справились с заданием, возвращаемся на свои места».

5. Выполнение индивидуальных заданий на местах.

«Ребята, у меня лист с цифрой 3 и на ней загадка:

Он до поздней осени

Весь стоит зелёный.

Значит он выносливый,

Значит закалённый.

А отгадку вы должны найти у себя на листочке и обвести фломастером. Какой нам необходим цвет? (зелёный)» Индивидуальная помощь по мере необходимости.

6. «Сюрприз»

«А вот и последний лист и на нём написано: «Сюрприз». Вы любите сюрпризы? (да). Тогда идите ко мне». Детям предлагается в пуговичном бассейне найти «сюрприз» (завёрнутые в фольгу каштаны и жёлуди), затем, сев на своё место, развернуть и сказать, что там.

«А что такое жёлуди и каштаны? (плоды деревьев: каштана и дуба). У нас есть два лоточка, расположенные под изображением дуба и каштана, нужно правильно разложить плоды». Каждый ребёнок подходит и кладёт в нужный лоток свой плод. Проверяется правильность выполнения.

«Плоды какого дерева»? (каштана, дуба)

«Мы были в волшебном лесу. Вам понравилось? (Да). А теперь закройте глазки, я досчитаю до 3-х и мы окажемся в нашей группе. (Дети закрывают глаза). Кто оказался в группе, садится на своё место».

7. Итог занятия.

«Вот и последний листик. Нужно сказать, что интересного было на занятии? О чём мы с вами говорили? Какое задание вам понравилось больше всего?» (Ответы детей)

Анализ занятия.

1.На занятии использованы следующие нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии.

Цветотерапия (хромотерапия) – использование цвета в лечебных целях, цветовая медитация (то есть созерцание цвета в какой-то временной отрезок). Так, в данном случае, оранжевый цвет (солнце) оказывает укрепляющее действие на жизнеспособность организма, снабжает энергией внутренние органы (селезёнку, поджелудочную железу), укрепляет органы дыхания, улучшает настроение, снимает депрессию). Жёлтый цвет улучшает память, активизирует умственную деятельность. Зелёный цвет благотворно влияет на зрение.

Во время рассматривания картинок внимание и взгляд детей был переключён на окно; в начале и в конце занятия дети кратковременно закрывали глаза, что способствовало снятию напряжения с глаз и тренировке зрительно-моторной координации.

Кинезиологические упражнения на межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга») помогут активизировать различные отделы коры ГМ или корригировать проблемы в различных областях психики. Даже Клеопатра использовала эти упражнения, для молодости и красоты, чтобы поддерживать свой мозг в активном состоянии, потому что, поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.

2. Использование пуговичного бассейна, как элемент игровой терапии, способствует повышению интереса к занятиям, развитию мелкой моторики и поисковой деятельности.

Спасибо за внимание! Всем желаю здоровья, успехов и творчества!

Использованная литература.

1.Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике./ Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006г.

2.Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. – СПб: Издательский дом «Литера», 2001г.

3.Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников./ А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002г.

4.Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб: Союз, 1999г.

5.Лопатина Л. В. Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, издательство «Союз», 2001г.

6.Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. Ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003г.

7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб: издательство «Речь», 2000г.

Конспект занятия в средней группе по теме «Путешествие в лес.»

Конспект занятия в средней группе по теме «Путешествие в лес. Рисование по образцу».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: расширить представление детей о лесе, совершенствовать навыки рисования.
Задачи: закрепить знания о деревьях; воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни; способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения; учить рисовать дерево нетрадиционным способом.
Предварительная работа с детьми: разучивание с детьми стихов и загадок.
Оформление группы: пейзажами Шишкина И.И. «Хвойный лес», «Еловый лес», «Березовая роща», «Опушка леса», «Дуб»; плакат-рисунок экологических ситуаций; искусственные ёлочки.

I Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, мы получили телеграмму (показываю, читаю)
«Очень вас друзья люблю,
Приходите в гости, жду. Лес»
Лес приглашает нас в гости! Но попадает в лес тот, кто ответит на вопросы.
- Какое сейчас время года? Какой месяц?
- Какой месяц был перед октябрём?
- Какой будет после октября?
- Назовите все осенние месяцы. (ответы детей)
Воспитатель: Осень мимо пролетала
И листочки разбросала.
Чтобы попасть в лес, нужно превратиться в листья.
Возьмите по одному листочку (дети выбирают любой лист дерева)
Раз, два, повернись - и в листочек превратись (дети выполняют задание)
- Ты на каком дереве рос? Ответы детей (Я рос на берёзе)
- Значит ты, какой лист? (берёзовый лист) и т. д.
- Подул ветер, и листочки полетели.
- Прилетели в лес на полянку.
II Отгадывание загадок.
Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою?...
Все открой, не утаи.
Ты же видишь мы свои.
- Ребята, а что такое лес? (много деревьев)
- А какие деревья растут в лесу? (ответы детей)
- Какие загадки про деревья вы знаете?
Ребенок 1: У неё одёжки колки-
Всё иголки, да иголки
Звери шутят: «Дядя ёж
На неё слегка похож» (ёлка)
Ребенок 2: У меня длинней иголки
Чем у ёлки
Очень прямо я расту
В высоту
Если я не на опушке
Ветки только на макушке (сосна)
- Ель и сосна какие деревья? (хвойные)
Ребенок 3: Клейкие почки
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит над горой. (береза)
Ребенок 4: Что за дерево стоит
Ветра нет а лист дрожит. (осина)
Ребенок 5: С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают
Шкурку тонкую снимают. (липа)
Воспитатель: раньше с коры молодых лип драли лыко-кору, и из неё плели лапти. (показать лапти)
III Экологическая ситуация
Воспитатель: Про лес написано много стихов, нарисовано картин.
- Почему человек так любит лес? (ответы детей)
- Какие стихи вы знаете?
Ребенок 6: Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зеленый.
Значит, я выносливый.
Значит, закаленный.
Ребенок 7: Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?
Воспитатель: Посмотрите внимательно на этот рисунок, мне очень больно на все это смотреть.
- Что нельзя делать в лесу? (ответы детей по картине)
- Почему нельзя ломать ветки? (деревья живые)
- Почему нельзя разорять гнезда? (птицы наши друзья, мы помогаем птицам)
- Почему нельзя выбрасывать мусор? (Лес - это дом для растений, животных, птиц. В доме должно быть чисто.)
IV Экологический тренинг.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем, представьте себя деревьями… (дети закрыли глаза) Ты какое дерево? А ты? (ответы детей: я береза, я дуб я рябина и т.д)
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу. (открываем глазки)
Плавно руками помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
Крылья сложили назад.
Сейчас мы тихо пройдем, сядем за столики и раскрасим веточки рябины.
V Рисование
VI Рефлексия
- Где мы с вами побывали? (в гостях у леса) Чем занимались? (играли: превращались в листочки, в деревья, были на полянке, рассматривали картины и т.д., рисовали) Понравилось вам в гостях? Будете вы Его беречь?

Конспект комлексного занятия в подготовительной группе «В зимнем лесу».

Задачи:

1. Закрепить сезонные изменения в природе зимой.

2. Воспитывать интерес к изучению природы, умение видеть красоту окружающего мира.

3. Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни.

Материал : Картины с изображением зимнего пейзажа; демонстрационные игрушки «Дикие животные»; макет медвежьей берлоги; демонстрационное дерево; демонстрационные картинки зимующих птиц; серия карточек «зимующие и перелётные птицы»; разрезные картинки «Зимний пейзаж»; аудиозапись звуков зимнего леса и голосов птиц.

Ход занятия:

В. -Ребята, у нас сегодня необычное занятие закройте глаза и представьте, что мы с вами попали в лес (звук метели). На столах лежат элементы картинок, соберите их и вы поймёте в каком лесу мы с вами оказались.

В. -Как вы думаете, о чём и о ком мы с вами будем говорить на занятии?

Д.-О зиме.

В.- Правильно. Какие приметы зимы вы заметили?

(Дети перечисляют признаки зимы: много снега, снег белый, пушистый, реки покрыты льдом, деревья без листвы, и укутаны снегом, на улице холодно и т.д.)

Дети с воспитателем ходят по группе, переходя от одной картинке к другой.

В.- Кого мы с вами можем встретить в лесу, узнаете, отгадав загадку:

« Зверька узнаем мы с тобой, по двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой, и в шубке рыжей летом».

Д. -Белка (рассматривание изображения белки в серой шубке).

В. -Как вы думаете, почему на зиму белка меняет цвет шубки?

Д.- Чтобы не заметили враги.

В.- Да, для того чтобы ей было легче прятаться от своих врагов, например от куницы. Зимой деревья стоят без листвы. И на фоне тёмно-серых веточек и стволов, серая шубка менее заметная, чем рыжая. Серая шубка не только не заметна, но ещё и намного теплее. А в самые сильные морозы, белка спит в своём дупле. Оно у неё тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда листочков, сухого мха, поэтому в дупле сухо, мягко и тепло. Ребята, подумайте, а как белочка ещё готовится к зиме?

Д.- Делала припасы: собирала орешки, сосновые и еловые шишки, сушила грибочки.

В. -Давай те с вами вспомним, а кто из зверей ещё меняет цвет шубки к зиме?

Д. - Заяц.

В.- А зачем зайцу белая шубка? (рассматривание изображения зайца в белой шубке)

Д.- Чтобы удобно было прятаться от врагов, на белом снегу она не заметная.

В. -Как вы думаете, куда зайцу легче бежать в горку или с горы? (ответы детей)

В.- В горку, потому что задние лапы у него длиннее и очень сильные, заяц ими отталкивается и делает очень большие прыжки, убегая от своих врагов. А где же живёт зайчик?

Д.- В лесу, под кустиком.

В. -Да у него нет домика – норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке, или под кустом, а ночью выходит добывать себе еду, обгладывает кору с деревьев. Послушайте про это стихотворение: « У косого нет берлоги, не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги, а от голода – кора»

В.- Ребята, а кто же главные враги зайчишки? (ответы детей)

Отгадайте загадку: «Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт» (Лиса)

В. -Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтобы было не холодно ходить по снегу. И ходит лисичка как в валенках. А где же спит лисичка? (ответы детей)

Ещё загадка: « Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный». (Волк)

В.- Волк тоже охотится за зайцем. Хотя он и не меняет свою шубку, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Волки спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят они днём, а ночью охотятся.

Дети садятся на стульчики на ковре. Стульчики стоят в два ряда с двух сторон ковра. На ковре с боку стоит макет медвежьей берлоги и демонстрационное дерево с картинками перелётных и зимующих птиц.

В.- Ребята, а каких животных мы не встретим зимой в лесу и почему? (ответы детей: медведи, барсуки, ежи и т.д.) Правильно, правда медведей и барсуков нет в Крыму, но мы знаем, что эти звери впадают в спячку. Поэтому они не делают особых запасов на зиму, заботятся только о тёплом домике. Ежи спят в норке, утеплённой мхом, сухой травой и листочками. Медведи зимуют в берлоге. Посмотрите у нас на ковре, какой-то холмик,хотите узнать кто там спит?

Д.-Да!

В.- Тогда отгадайте загадку: « Летом ходит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос» (медведь)

В. -Зимой в лесу можно встретить не только зверей. А кого ещё, как вы думаете? (ответ детей: птиц).В наших Крымских лесах очень много снегирей. Грудка самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становится похожа на румяное яблочко.

Физ.минутка: Стынут ветки на морозе, у сосны и ели.

Что за чудо? На берёзе – яблоки поспели.

Подойду поближе к ней, и глазам не верится,

Стайка алых снегирей облепила деревце (голос снегиря)

В.- Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов. А каких перелётных птиц вы знаете? (Ворона, воробей, синица, сорока, галки) (После каждого названия птиц звучат их голоса). Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки. (Показ демонстрационных картинок). Ребята, обратите внимание какое необычное дерево «выросло» у нас на ковре. (на дерево прикреплены маленькие картинки птиц). На этом дереве устроилось много разных птиц. Давайте разделим этих птичек, на зимующих и перелётных. (дети снимают птиц с дерева в две стопки).

Рассматривают изображение на экране.

Размышляют, делают вывод.

Дети отвечают на вопрос воспитателя. Закрепляют название леса по большему содержанию в нём какого-то определённого вида деревьев.

Называют признаки зимы.

Дети включаются в игровую ситуацию. Размышляют, находят правильные ответы.

Дети внимательно рассматривают пейзаж. Отмечают несоответствия. Убирают лишние фигурки растений и животных, обосновывают свой выбор. Закрепляют знания о том, что животные приспосабливаются к изменению природных явлений.

Предполагаемые ответы: «Не может быть цветов, потому что растениям для жизни нужно тепло, а его зимой недостаточно», «Не может быть рыжей белки. Она меняет свою летнюю рыжую шубку на зимнюю серую, потому, что она теплее и менее заметная среди зимних деревьев». «Не бывает зайца в серой шубке, он так же меняет свою шубку на белую, она менее заметна на снегу». «Не бывает ужей на снегу. Зимой они спят, собравшись по несколько штук в один клубок, забившись под пни или в расщелины» «Лягушек. Как только осенью вода становится холодной, они сразу ныряют на дно, зарываются в ил и спят всю зиму».

Дети кружатся под музыку, изображают снежинки

Называют три зимних месяца на казахском и русском языке.

Рассматривают, сравнивают.

Предварительно подготовленный ребенок читает стихотворение:

Приехали здесь друзья на пикник,

костер развели пожарить шашлык

Лес встретил их щедро, как добрых друзей,

Чирикали птички, пел соловей.

И, как благодарность, на месте

остались пакеты, бутылки и банки!

Дети формулируют правила поведения в лесу.

Подготовленные дети разыгрывают представление «В лесу»

Ребёнок в костюме зайца:

Я – Заяц. Расскажу, как мне живётся в лесу. К зиме, ребята, побелел, шубку белую надел. Очень трудно зимой бывает. А питаюсь я корой, ягодой замерзшей. Что под снегом найду, всё мне в прок пойдёт. А я вот животом маюсь. Кто-то удобрения для полей рассыпал, а я их за соль принял, полизал и чуть-чуть не умер. Живот до сих пор болит.

Ребёнок – лиса:

Я зимы не боюсь,

В шубу тёплую ряжусь.

Хвост, красивый какой,

Он мне нравится самой.

Живу в норе, там сплю, отдыхаю.

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую

Или живность какую.

Об этом, наверное, мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды совсем нет. Вышла я на полянку, где люди отдыхали. Кругом консервные банки валяются, а из одной так вкусно рыбой пахнет. Сунула нос в банку. Там и есть-то нечего, но нос сильно повредила. Кровь шла, а сейчас нарывает, болит.

Ребёнок в костюме медведя:

Я в берлоге крепко сплю.

И меня будить нельзя.

С осени я жир коплю,

Много ем и много пью.

Медведю зимой одна работа-

Крепко спать и весны ждать.

Но люди своим шумом и выстрелами разбудили меня. Вышел я из берлоги, наступил на что-то ужасное, оно вонзилось мне в лапу! Сколько крови потерял! Спасибо сороке, она мне вытащила острый осколок от бутылки. Лапа до сих пор болит, еле хожу.

Я ёжик. Зимой я крепко сплю, зарывшись в тёплую норку. Но какой-то охотничий пёс раскопал мою норку. Свернулся я в клубок, чтобы защититься. Он как толкнул меня лапой, и я покатился с горки вниз и попал прямо на горячие угли, которые какой-то бездельник оставил в кострище. Едва выбрался, но иголочки и ножки обжёг. Так больно, что плакать хочется.

Дети отвечают на вопрос. Делают вывод: «Во всех несчастьях, произошедших с животными виноват человек»

Дети читают стихотворения:

    Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

2.Ветки с дуба не ломай!

И огонь не разжигай.

3.Никогда не забывай,

Мусор с травки убирай!

4.Из рогатки не стрелять,

Ты пришёл не убивать!

5.Здесь не надо всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги-

Ведь они нам не враги.

6. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться,

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Работая в группах, выбирают экологический запрещающий знак, как нельзя вести себя в лесу, и объясняют свой выбор.

— Белова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №42» г. Воркуты.

Цель занятия в детском саду:

  • расширить представления детей о жизни диких животных зимой, через использование игр развивающей направленности.

Используемые методы для занятия в детском саду:

  • методы повышения познавательной активности (проблемные вопросы, игровая мотивация);
  • методы повышения эмоциональной активности (игровые и воображаемые ситуации);
  • методы обучения и развития творчества (усвоение систематизированных связей, проблемные ситуации, игровые приемы).

Влияние интегрированных связей на развитие целостного представления об обучаемом объекте:

  • в игровой форме дети расширяют представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой, количественном и порядковом счете;
  • развивают конструктивные навыки;
  • учатся ориентироваться на местности с помощью плана-схемы и на этой основе расширяют, обогащают и уточняют словарный запас.

Обеспечение связи с предметно-развивающей средой в группе:

Межпредметная связь:

  • ознакомление с окружающим,
  • развитие элементарных математических представлений,
  • развитие речи.

Оборудование для занятия в детском саду:

  1. План-схемы части групповой комнаты.
  2. Карточки – изображения частей животных (морда, хвост) белки, зайца, кабана, лисы, волка, рыси, оленя, лося — 8 штук.
  3. Карточки-изображения животных (тех же) – 8 штук.
  4. Наборное полотно — 2 штуки.
  5. Игровизоры и листы с заданиями-лабиринтами — по 8 штук.
  6. Геометрические головоломки «Танграм», карточки-схемы к ним — по 8 штук.
  7. Карточки-изображения жилищ диких животных — 8 штук.
  8. Карточки-изображения следов диких животных на снегу — 8 штук.

Примечание: работа на занятии ведётся с подгруппой детей (8 человек). Дикие животные наших лесов, которые впадают в зимнюю спячку (медведь, ёж, барсук), не рассматриваются.

Задачи занятия в детском саду:

  • расширять элементарные представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой;
  • формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе.

Ход занятия в детском саду ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС:

Воспитатель: — Ребята, скажите какое сейчас время года? Какой месяц? (Дети отвечают.) Мы с вами уже ощутили на себе, как холодно и морозно бывает зимой. А каково зимой диким животным в лесу? Какая у них главная забота, как вы думаете? (Дети отвечают.) Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в зимний лес. Согласны? Я думаю, что в зимнем лесу нас ждёт много интересного.

Прятки в лесу

— Ой, мне кажется, что в нашем зимнем лесу кто-то спрятался, а кто же это, мы узнаем, когда по плану найдём карточки-подсказки, а в конверте находится изображение того, кто спрятался именно в этом месте.

Дети находят по плану сначала карточки-подсказки с изображением частей животного (уши, хвост, морда). Назвав их, открывают конверт с карточками-изображениями диких животных наших лесов (зайца, белки, лисы, волка, рыси, кабана, лося, оленя).

Пример: — Это заячьи уши. Это заячий хвост. Это заячья морда. Здесь спрятался заяц.

Игра «Кто на каком месте?»

Дети выстраиваются в одну линию. У них в руках карточки с изображениями диких животных, которых они отыскали. Напротив них, на столе выстроены в ряд лесные жители – резиновые игрушки. Детям предлагается назвать, каким по счету стоит их животное, какое животное стоит «перед», «после», «за ним», «между».

Дети называют: — Заяц первый, кабан второй, лиса третья. Кабан стоит за зайцем, перед лисой и т.д.

Воспитатель: — А теперь по очереди называйте, каким по порядку стоит каждое животное. Который по счету стоит заяц?

Работа с планшетами-игровизорами

Воспитатель: — Зимой в лесу тяжелее всего живется пугливому зайчишке. В поисках пищи он забегает очень далеко. Да и лисы очень боится, путает следы. Давайте поможем нашему зайцу вернуться в свой родной лес.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, на которых лежат планшеты-игровизоры, под прозрачными пластиковыми экранами которых находятся листы- лабиринты. Дети отмечают путь выхода из лабиринта сначала визуально, затем с помощью маркера. Если сделана неверная линия, то с помощью салфетки она убирается. Проверка выполнения задания происходит в парах: рядом сидящий проверяет правильность выполнения задания своего товарища.

Вопросы про жизнь диких животных

Воспитатель приглашает детей стать в круг. Показывает детям большой «снежок» — мяч, оклеенный белой бумагой.

Воспитатель: — Узнать больше о жизни диких животных зимой нам поможет волшебный «снежок». Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав.

Проблемные вопросы:

  • Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)
  • Кто из диких животных ниже лисы, но выше белки? (Заяц.)
  • Утепляет ли заяц свою нору к зиме? (Нет, её у него нет.)
  • Почему белки чаще селятся в хвойных лесах? (Белки питаются семенами шишек хвойных деревьев – ели, сосны, кедра.)
  • Как хвост лисе помогает? (В сильный мороз она им укрывает лапы и нос; заметает следы.)
  • Почему зимой волки сбиваются в стаи? (Так легче охотиться.)

Динамическая «Звериная зарядка»

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – белые клубочки.
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад.)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

Работа с головоломкой «Танграм»

Воспитатель : — А сейчас на нашем пути встретятся вместе непримиримые враги — заяц и лиса. Как это случится, вы узнаете, если выложите изображения лисы и зайца, используя геометрическую головоломку «Танграм».

Дети выкладывают изображения лисы и зайца. Причем на одном столе у одного ребенка – изображение зайца, у другого – изображение лисы. Воспитатель задает детям вопросы: из каких фигур состоит заяц, из каких изображение лисы, из скольки фигур состоит изображение лисы, зайца.

Найди след

Воспитатель: — Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные. Мы их сейчас все внимательно рассмотрим, а потом по цепочкам следов найдём места, где прячутся животные в зимнюю стужу.

Карточки-изображения диких животных и соответствующих схематических изображений их следов прикрепляются к столам, стульям, полкам групповой мебели двусторонним скотчем. По ковру воспитатель разбрасывает карточки со схематическим изображением «следов» животных, а в конце каждого «следа» кладет перевернутую лицевой стороной вниз карточку-изображение жилища дикого животного — места, где животное прячется в непогоду. Дети внимательно рассматривают карточки-подсказки и определяют, где чей след.

— Это заячий след.
— Это лисий след и т.д.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания (визуально многие следы похожи) и в случае правильного ответа открывает карточку-изображение жилища (логово, нора, ямка под кустом, лёжка, дупло и т.д.).

Воспитатель: — Наше путешествие к лесным жителям подошло к концу. Если вам оно понравилось, прикрепите к магнитной доске смайлик с улыбкой и расскажите, что вам понравилось? Если вам какое-нибудь из заданий показалось трудным, прикрепите смайлик с грустным выражением. Расскажите, что было трудным. Я предлагаю вам дома вместе с родителями подумать, как мы, люди, могли бы помочь диким животным зимой.

В качестве сюрпризного момента детям целесообразно предложить видеопросмотр презентации «Дикие животные наших лесов зимой», подготовленный родителями детей. Его просмотр предлагается провести во второй половине дня.