Конспект открытого занятия – викторины по экологии в подготовительной группе «Мы- друзья природы. Экологическая викторина «Знатоки природы» в подготовительной группе

КОНСПЕКТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ

в подготовительной группе

«Природа - наш друг»

Воспитатель: Кравцова Н.М.

ТЕМА: Природа - наш друг»

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: создание условий для формирования представлений о природе.

Задачи: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о природе;

развивать творческое воображение и коммуникабельность в процессе проведения игр, основываясь на свободном обмене мнениями детей.

Учить давать четкие и лаконичные ответы на поставленные вопросы.

Развивать экологическое мышление.

Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Оборудование : карточки, иллюстрации, магнитофон, записи, дидактические игры, песочные часы.

Предварительная работа : наблюдения, опытническая деятельность,

экскурсий, беседы, чтение литературы,

рассматривание иллюстраций.

Условия игры :

Количество баллов зависит от сложности вопросов.

(К) - 3 балла /красный/;

(Ж) - 2 балла /желтый/;

(С) - I балл /синий/.

Ход викторины :

Разминка. Задаю по очереди по три вопроса каждой команде.

1. Придумать кличку кошки.

1a. Придумать кличку собаки.

2. Назвать самое длинношеее животное.

2а. Назвать самое крупное морское животное.

3. Что ест лягушка зимой в речке?

За. Куда зайцу удобнее бежать с горы или в гору?

За все верные ответы присуждается 1 очко /синий кружок/.

Тур: животный мир

Вопросы:

(С) - каким животным хвост помогает при полете?

(С) - почему кузнечики зеленого цвета?

(Ж) - что происходит с птицами зимой, весной, летом?

(Ж) - как определить возраст черепахи?

(К) - разложить картинки с изображением стадии роста и развития лягушки.

(К) - отобрать иллюстрации й составить группы: "Звери", "Птицы",

"Насекомые".

Тур: Растения.

(С) - назвать правила ухода за комнатными растениями.

(С) - что бывает с растениями зимой?

(Ж) - назвать, что это? /дерево, кустарник, травянистое растение, грибы/.

(Ж) - игра "Путаница”. Расположить части растений правильно. Почему части растений нужно расположить именно так?

(К) - зачем растению: листья, корни, стебель?

(К) - назвать правила поведения в лесу. /Объяснить иллюстрации/

Физкультурная пауза:

«В лесу тишина»

Наступает в лесу тишина, Руки плавно поднять вверх, опустить.

Заблестела на небе луна. Покачать поднятыми руками.

Ежик свернулся клубком, Руки на поясе, свести и развести

Зайчик уснул под кустом. Присесть на корточки.

Только сове не спится, Руки в виде крыльев - в стороны,

В небе ночном кружится: помахать вверх-вниз.

Ищет своих друзей,

Бывает грустно и ей. Пробежаться по кругу.

Покричала. Полетела.

Пошумела.

И на ветку дуба старого. Наклонить туловище вперед, руки

отвести назад.

Она тихо села. Присесть.

Тур: Воздух.

(С) - как обнаружить ветер?

(С) - теплый или холодный воздух находится вверху в комнате? Почему?

(Ж) - как деревья помогают очищать воздух?

(Ж) - почему парашют медленно опускается и не падает?

(К) - рассказать о свойствах воздуха.

(К) - что такое ветер?

Аутотренинг : /музыкальный фон./

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок

Я вдыхаю его чистый

Свежий воздух.

Колышутся травы

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно,

Я радуюсь встрече

С удивительным миром природы.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником

Всему живому.

Тур: Вода.

(С) - Что такое вода?

(С) - Кому нужна вода?

(Ж) - где можно увидеть воду?

(Ж) - Почему воду нужно беречь?

(К) - Расскажите о свойствах воды.

(К) - В каком виде бывает вода?

Вопросы для зрителей :

1. Кто из этих животных не живет в лесу? /волк, жираф, лиса/

2. Назовите перелетных птиц, /кукушка, ласточка, грач/

3. Какие вы знаете полевые цветы?

4. Как зимуют еж и медведь?

Тур: Времена года.

(С) - Куда исчезают осенью насекомые?

(С) - Назовите первые весенние цветы.

(Ж) - Назовите три периода осени.

(Ж) - Назовите зимующих птиц.

(К) - Назовите признаки весны.

(К) - По каким примерам можно определить на картинке лето, /картинка/

Подведение итогов. Награждение победителей.

Задачи:

Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы.
Развивать логическое мышление, речь.
Активизировать внимание, память.
Учить детей соблюдать правила игры.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

До начала занятия дети группы делятся на две команды. Дети решают, как они назовут свои команды, выберут капитанов, обсудят эмблемы. Знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.

Ход занятия:

Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами.
В викторине участвует небольшое количество детей, все дети садятся за столы, берутся за руки и закрывают глаза на 1 минуту (психологический настрой).
— Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобиться справедливое жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей.
— ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы».

Давайте вспомним правила нашей игры:

Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей на вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял флажок. За каждый правильный ответ отвечающий получает балл. Тот кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов является победителем.
Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.
Нужно быть очень внимательным и терпеливым.
Обратите внимание на стол стоящий перед вами, на нем подготовлен волчок, со стрелкой, стрелка укажет какая команда должна будет отвечать первой.
И так начинаем!

Ведущий:

Есть мир чудесный - он вокруг
И стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица
Шуметь берёзкой кудрявою в лесу
И я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.

Презентация 1. (Приложение № 1).

Слайд 1. Наша викторина пройдёт под названием “Знатоки природы ”.
Слайд 2. Наша планета как большой красивый дом.
Слайд 3. Она радует нас утренними, нежными восходами, разноцветными прощальными закатами, пейзажами родной природы;
Слайд 4. Завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей.
Слайд 5. Она удивляет высокими горами, крутыми скалами и холмами,
Слайд 6. Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами.
Слайд 7. Земля – планета гармонии. На ней всё соразмерно и взаимосвязано.
Слайд 8. Природа планеты совершенна. Нашу Землю называли загадочной планетой и таинственной.
Слайд 9. Однако, для чутких сердец она раскрывает самые сокровенные свои тайны. Мы познаём и объясняем явления природы, секрет рождение нового дня, разнообразный мир живого и неживого на планете.
Слайд 10. Сохранить планету такой же красивой предстоит Вам, нашему будущему поколению.

I – Приветствие команд.

Приветствие команды «Чистый родничок»

Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним, мы, красоту природы,
Пусть журчит, искрится,
«Чистый родничок»!

Приветствие команды «Защитники леса»

Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим.

II Разминка. С детьми «Бывает — не бывает»

Ледоход летом (не бывает)
Листопад летом (не бывает)
Дождь летом (бывает)
Роса зимой (не бывает)
Заморозки весной (бывает)
Гроза летом (бывает)
Метель летом (не бывает)
Радуга летом (бывает)
Град летом (бывает)
Буран летом (не бывает)
Иней зимой (бывает)
Туман осенью (бывает)
Капель летом (не бывает)
Иней летом (не бывает)
Мороз летом (не бывает)
Лужи зимой (не бывает)

III «Соберипазл»

Детям предлагается разрезные картинки «пазл». Оценивается та команда, которая быстрее соберет пазл и расскажет, что там изображено.

IV.«Вопрос-ответ»

1. Самое длинношеее животное. (Жираф)
2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
4. Длинноухий трусишка. (Заяц)
5. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
6. Какая змея имеет капюшон? (Кобра)
7. Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)
8. Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)
9. Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)
10. Какое животное строит плотины на реках? (Бобр)
11. Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)
12. У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)
13. Полосатый родственник кошки. (Тигр)
14. Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда)

V. Подвижная игра «Болото».

Проводят две линии одна от другой на расстоянии 7–10 шагов. Между ними чертят мелом 10–12 кругов на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – «замочил» ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.

VI. «Загадочный ящик»: загадка о хлебе.

Рос сперва я на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
То в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.

VII. – Выбрать правильное поведение в лесу

Презентация 1.(Приложение № 1 продолжение).

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. Подумаешь, в лесу и так их много.
Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь!
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.
Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.
В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте.
А теперь поставьте знаки охраны природы туда, где дети поступают неправильно.(правило сопровождается картинкой).

VIII. Литературная пауза: дети читают стихи о природе
(Приложение № 2).

Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.

— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине «Знатоки природы». Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.
А сейчас, ребята давайте встанем в полукруг и исполним «Гимн природе» «Дом земля»

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.

Приложение № 2. Стихи.

Что такое лес?
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

Что такое луг?
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.

Что такое поле?
Что такое поле?
Для коней раздолье,
Пашни полоса,
Метёлочки овса.
В поле колосится
Спелая пшеница
И шумит там рожь,
Колючая, как ёж.
В поле ветер свищет,
Мышка зёрна ищет,
Ящерка снуёт,
Солнышко встаёт.
Знает только птица,
Где его граница,
Ну а ты пойдёшь —
Края не найдёшь.
Что такое река?
Что такое река?
На воде облака.
Над водою - ивы.
Весенние разливы.
Окуни, ерши.
Кувшинки, камыши.
Пена на песке,
Лодка вдалеке.
В гнёздышке утёнок,
В домике бобрёнок.
Под корягой рак,
На берегу рыбак.

Что такое сад?
Что такое сад?
Розовый наряд.
Яблони цветущие,
Скворечники поющие.
Синие капели,
Мячики-качели.
Заросли шиповника,
Ягоды крыжовника.
Груши золотистые,
Персики пушистые.
Шорох листопада,
Осенняя прохлада.
Снегирей семейка,
Любимая скамейка.

Что такое огород?
Что такое огород?
Овощей хоровод.
Дыни сладкие,
Помидоры гладкие.
С клубникой грядки,
Грабли и лопатки.
Лейка с дождём.
Улитка под листом.
А под землёй крот
Устроил ход.
Ещё для порядка
Сторож Ванятка —
Пугало сердитое,
Соломою набитое.

Что такое море!
Что такое море?
Чайки на просторе.
Скалы-великаны,
Холодные туманы.
Волны трёхэтажные,
Моряки отважные.
Акулы зубастые,
Киты головастые.
Камней подводных глыбы,
Диковинные рыбы.
Кораллы, осьминоги,
Медузы и миноги,
А на дне темно,
Как в кино…

Что такое горы?
Что такое горы?
С ветром разговоры.
Снежные вершины,
Грозные лавины.
Тропы каменистые,
Антилопы быстрые,
Пропасти бездонные
И пещеры тёмные.
Колючие кустарники,
Змеи и лишайники,
Козы-скалолазы,
А под землёй алмазы.
Реки, как хрусталь,
В синей дымке даль,
Где парит орёл —
Страж высоких гор.

Приложение №1. Презентация

Раздел сайта - познавательное развитие

Воспитатель коррекционной группы

МБДОУ «Ручеёк»

Игра-викторина «Знатоки природы» (для детей подготовительной группы)

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о животных, птицах, насекомых. Продолжать развивать интерес детей к природе. Воспитывать наблюдательность, любознательность, желание заботиться о природе.

Материал:

Эмблемы для команд - снежинки и лучики

Картинка с изображением животных и их следами, карандаши

Картинки с изображением зимующих и перелетных птиц

Контурные изображения птиц - на листах

Экологические знаки

Предварительная работа:

Знакомство с пословицами и поговорками о природе, лесе;

Разучивание стихов о природе;

Изготовление эмблем.

Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но вы - любознательные дети и вам открываются любые тайны!

Реб: Нас солнца луч смешит и дразнит. Нам нынче весело с утра, Природа дарит звонкий праздник и главный гость на нем – игра. Она наш друг большой и умный, не даст скучать и унывать. Затеет спор веселый, шумный, поможет новое узнать.

Итак, начинаем игру. Проходить наша игра будет между двумя командами « Снежинки» и «Лучики». По итогам каждого конкурса будет начисляться фишки каждой команде.

конкурс 1. «Зимние и весенние слова» Вам необходимо подобрать «зимние и весенние» слова. Командам нужно назвать как можно больше примет зимы и весны (дети называют слова, например: сосулька, снегурочка, снегирь, снеговик, подснежники и т. д.)

конкурс 2. « Найди ошибку в рассказе»

Выполнить это задание смогут внимательные ребята. Послушайте рассказ и найдите ошибки. Команда, которая найдёт больше ошибок, получит фишку.

ЗИМНИЙ ДЕНЬ. Тихо зимой в лесу. И только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Да изредка можно увидеть уток. Накануне выпал снег и хорошо видны следы животных, которые здесь побывали. Вот пробегал заяц. «А это чьи следы?» - сказал Петя. «Это, наверное, следы ежа», - сказала Наташа. «Что-то не видно белок, где же они?» - спросила Таня. «Да ты что, не знаешь, что зимой белки спят в своих дуплах?» - ответил Петя. (Дети называют ошибки: - скворцы, утки – перелётные птицы, на зиму улетают в тёплые края, еж – зимой спит, белки – зимой ведут активный образ жизни).

Внимательно слушали рассказ, справились и с этим сложным заданием.

конкурс 3. «Занимательные вопросы»

Как называется явление природы, когда идет снег? (снегопад) - В какое время года бывает ледоход? (весной) - Какой месяц «Год кончает, а зиму начинает?» (декабрь) - В какое время года у животных бывает линька? (весна, осень) - У кого из животных есть иголки? (Ёж, ехидна, дикобраз)
- Чем выделяется берёза среди других деревьев? (Цветом ствола)
- Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
- Кого из животных называют шатуном? (Медведя)
- Какое животное можно назвать длинноухим? (Заяц, осёл)
- У кого уши на ногах? (У кузнечика). - Животное, названием которого обозначают пешеходный переход? (Зебра.) - Что такое кузница дятла? (На пне щель, дятел вставляет шишку и долбит).

Куда осенью исчезают насекомые? (Некоторые прячутся под кору деревьев, некоторые погибают).

Стрекоза вредное или полезное насекомое? (Полезное, она воздушный хищник, на лету схватывает комаров, мух). - Почему о зайце говорят: «сам себя обогнал?» (При беге заяц задние лапы выбрасывает впереди передних). - Назовите животных, которые впадают на зиму в спячку.(Еж, медведь, барсук.) - У какой птицы зимой выводятся птенцы? (У клеста).

Какие птицы – первые вестники весны? (Грачи, скворцы)

Тепло ли травке под снегом зимой? (Тепло, снег служит одеялом).

Назовите самое трудолюбивое насекомое. (Муравей. Пчела)

Домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник).

Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Хвост помогает белке прыгать с дерева на дерево, укрывает от холода).

Назовите съедобные грибы. (Шампиньоны, лисички, опята, сыроежки, подберезовики, боровики, подосиновики).

Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом).

Чем питаются лягушки? (Живыми насекомыми комарами и мухами).

Для чего сажают деревья? (Их листья поглощают вредные газы, а выделяют кислород).

В какое время года просыпаются ежи, строят птицы гнезда? (Весной).

Что будет, если исчезнут насекомые? (Исчезнут растения, они их опыляют, насекомые, рыбы, птицы – они питаются ими). - Сколько ног у паука? (восемь)

Чем питается бабочка? (нектаром)
- Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

Сколько лапок у жука? (шесть)

У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)

Как называется дом муравьев? (муравейник)
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
- Кто носит свой дом на спине? (улитка, черепаха.)
- Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - это..? (насекомые)
- Карась, сом, щука, окунь - это..? (рыбы) - Кому нужна вода? (Всем живым существам. Всему живому на земле).

Что такое глобус? (модель земли).

Что обозначено на глобусе синим, зеленым и коричневым цветами? (Вода, растения, земля)

Чем является лес для зверей и птиц? (Домом).

Молодцы! Обе команды прекрасно справились с заданием.

конкурс 4. Ну, а сейчас наступило время для конкурса капитанов. Задание для капитанов такое: надо голосом изобразить животных, название которых вы услышите в рассказе. Капитан, сделавший это лучше, заработает для своей команде фишку. Слушайте внимательно. - Было темно и пустынно. Только изредка было слышно завывание волка. А рядом ему вторил другой. Но вот лучик солнца разбудил петуха. Следом за ним проснулась курочка. Загоготал гусь. Около сарая послышался лай Полкана. Замычала корова. За забором жалобно замяукал котёнок. Наступило утро.

конкурс 5. «Следопыты» или «Узнай, кто оставил тут след». - Зимой в лесу на снегу можно увидеть очень много разных следов. Кто же эти следы оставил на снегу? (ответы детей) Правильно, следы оставляют животные и птицы, живущие в лесу. И вот вам задание: на карточках нарисованы следы животных и птиц. А вам надо найти животное, которому они принадлежат. Команда, которая правильно выполнит задание, станет обладателем ещё одной фишки. - Молодцы! Отлично знаете животных, быстро распознали их следы.

конкурс 6. Пантомимо: «Лесной карнавал»

Представьте себе, что в лесу у зверей карнавал, все пришли в масках. Узнать их можно по движениям, повадкам, мимике.

Команда: «Снежинки» на лесном карнавале, а команда: «Лучики» отгадывают, кто пришел на карнавал. Молодцы, справились с заданием!

конкурс 7. «Перелётные и зимующие птицы»

Перед вами фланелеграф, на котором изображены солнце и снежинка. Команде «Снежинки» надо вспомнить зимующих птиц и выложить картинки с их изображением рядом со снежинкой. А команде «Лучики» найти перелётных птиц и поместить рядом с солнцем. Команда, выполнившая задание быстро и без ошибок, получит фишку.

конкурс 8. «Сосчитайте, сколько спряталось птиц»

конкурс 9. « Пословицы и поговорки о природе» Чья команда больше назовёт – будет победителем и получит фишку.

Кто умеет добрым быть – тот природу не будет губить. - Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу. - Птиц, зверей оберегай – никогда не обижай. - Лес – богатство и краса, береги свои леса. - Растения – земли украшения. - Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Враг природе тот, кто лес не бережет.

Лес видит, а поле слышит.

Лес и вода – родные брат и сестра.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Ты, дружок, смотри не подкачай,

Правдивым быть и умным обещай.

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби леса, цветы, простор полей,

Все, что зовется Родиной твоей.

конкурс 10. «Назови знак» Перед вами разложены экологические знаки, надо объяснить их значение. Та команда, которая выполнит задание правильно, получит фишку.

Стихотворение "Лесные правила"

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.

Ветки сосен не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Всех зверей нужно любить, нельзя топать, хлопать и ловить!

Вот и подошла к концу наша игра. Подведем итоги (считаем фишки). - Вы все очень старались. Четко выполняли все задания. Показали себя настоящими знатоками природы. Работали дружно, сплочённо в своих командах. Молодцы! - А теперь - сюрприз для вас. Хотите очутиться на лесной полянке? Закройте глаза… «Раз, два, три, лес скорее оживи!» (Звучит фонограмма «Голоса леса»

Реб: В мире великом много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда крыльев жуков,
Бабочек трепет и мотыльков —
Разве не чудо?

Игра закончена, друзья, до свидания!
Всем хочу сказать на прощание:
Нас так много живет на Земле И о природе – одной- позаботиться можем вполне!

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

  • Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.
  • Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию.
  • Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению.
  • Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
  • Воспитывать любовь к родной природе.

Словарная работа: дикорастущие, культурные, вяз, богомол, боровик, груздь, божья коровка.

Оборудование: магнитная доска с магнитами, буквы для выкладывания ответов на загадки, подставка с зимующими и перелетными птицами, карточки с грибами, картинки с дикорастущими и культурными растениями, карточки с вопросами для двух команд, «загадочные объявления», две картины «Что напутал художник», корзина с шишками, подносы, призы, награды.

Ход мероприятия

Ведущий. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды. Это команда «Волчата» (указывается капитан команды) и команда «Медвежата» (указывается капитан команды). Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Каждый правильный ответ будет оцениваться шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя игры. Итак, начнем с приветствия команд. Приветствие команд:

1. «Волчата» – пожалуйста:

«Знает мать – волчица
В воспитанье толк:
Многому учиться
Должен серый волк,
Чтобы из волчонка
Вырос поскорей,
Сильный и красивый
Ловкий храбрый зверь!»

2. «Медвежата» – пожалуйста:

«Медведь не запасает
Грибов и ягод впрок,
К зиме он нагуляет
Под шубою жирок.
Забудет все тревоги,
И там, где бурелом,
Уляжется в берлоге
Под сваленным стволом».

Прекрасные приветствия. Молодцы! (По одной шишке.)
Наша викторина продолжается.

Разминка команд. Игра: «Назови быстро».

Команда «Медвежата»: слушайте

  1. Белобокая птица. (Сорока)
  2. Какое растение может нас обжечь? (Крапива)
  3. Новогоднее дерево. (Елка)
  4. Время года, когда просыпается природа. (Весна)
  5. Лошадь в тельняшке. (Зебра)
  6. Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
  7. Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)

Команда «Волчата»:

  1. Дикий родственник свиньи. (Кабан)
  2. Как называется жилище медведя? (Берлога)
  3. Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
  4. Красногрудая птица. (Снегирь)
  5. Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
  6. Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
  7. Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)

С разминкой команды справились. Переходим к первому заданию. Вы должны на слух по описанию узнать и назвать знакомые вам деревья. По три дерева каждой команде.

Команда «Волчата».

– Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)

– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)

– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха.)

Команда «Медвежата».

– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа.)

– Шероховатые листочки этого дерева состоят из разных по размеру половинок. Необычна и древесина: твердая, упругая, от воды не коробится, когда высохнет – не трескается. А чурбаки из него получаются и вовсе волшебные: топором не расколешь – вязнет топор в древесных волокнах. (Вяз.)

– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)

Второе задание: «Составь букет».

Каждой команде дается по одной нарисованной вазе и набор картинок дикорастущих и культурных растений.

Команда «Волчата» – собирает букет из дикорастущих растений.
Команда «Медвежата»
– собирает букет из культурных растений.

Третье задание: Блиц-конкурс «Назови лишнее слово».

«Медвежата»:

  1. Клен, липа, береза, ель , тополь.
  2. Белка, медвежонок , лиса, волчица.
  3. Стрекоза, комар, муха, щука , кузнечик.

«Волчата»:

  1. Рябина, сосна, черемуха, тюльпан .
  2. , акула, камбала, скумбрия.
  3. Лиса, корова , еж, заяц, волк.

Внимание! Переходим к конкурсу капитанов.

Отгадай загадку и напиши ответ. (Выложить ответ из букв.)

«Волчата»:

У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (Лиса.)

«Медвежата»:

В гору бегом
С горы кувырком. (Заяц.)

  1. Помогу всем, у кого сломался будильник! (Петух.)
  2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
  3. Я самая обаятельная и привлекательная1 Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу: называть по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (Лиса.)
  4. Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)
  5. Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно рощу новый! (Ящерица.)
  6. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Змея.)

Так, посмотрим, как капитаны справились со своей задачей. Молодцы. Кладу по одной шишке в ведерки. А сейчас давайте немного отдохнем!

Физкультминутка:

Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Пятое задание. Выбрать зимующих и перелетных птиц.

На подставке.

Воробей, галка, сорока, дятел, синица, сова. Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль.

«Волчата»: зимующие птицы.
«Медвежата»:
перелетные птицы.

Шестое задание. Назвать по пять насекомых.

Муравей, муха, кузнечик, таракан, пчела, оса, шмель, жук, божья коровка, красный клоп, богомол.

Седьмое задание. «Назови гриб». (По пять грибов.)

Дети вытягивают карточки с изображением грибов и называют их.

Сыроежка, груздь, масленок, рыжик, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, волнушка, опята.

Восьмое Домашнее задание. Рассказы о волке и медведе.

Волк – это хищник. Он может быстро и долго бежать. Большой, мохнатый хвост держит прямо. Это очень опасный и сильный зверь. Волки живут семьями, они хорошие родители. Волки очень любят пить воду, поэтому живут возле речек или ручьев, озер. Волк – это санитар леса, его дом – называется логово.

Медведь: тоже хищник. Это большой и сильный зверь, бегает очень быстро. Ловко лазает по деревьям. Медведь – всеядное животное: ест травы, корни растений, желуди, орехи, мед, насекомых, червяков, птиц, нападает на домашних животных. На зиму забирается в берлогу, спит до весны. Зимой в берлоге рождаются медвежата: 2 или 3.

А сейчас давайте поиграем в игру «Маленькая птичка» .

Надо внимательно следить куда полетит птичка (указательный палец правой руки). Не поворачивая голову, следить одними глазами: вправо, влево, вверх, на нос, вперед. Два раза.

Девятое задание: природа красива в любое время года, поэтому художники любят рисовать ее. Наше следующее задание: рассматривание картин: «Что напутал художник?»

В заключение чтение стихотворения ведущим:

«Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению ,
Паучок – терпению ,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду .
Учит снег нас чистоте .
Учит солнце доброте .
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе .
(В.Орлов)

Подсчет очков. Награждение медалями. Победила дружба. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

Литература:

  1. Веретенникова С.А . «Ознакомление дошкольников с природой»: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» и «Воспитание в дошкольных учреждениях». – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 1980 г.
  2. Чиркова С.В . Родительские собрания: Подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008.
  3. Коломина Н.В . Занятия по экологии в детском саду. ООО «ТЦ Сфера», 2003.

наталия карташова
Викторина по экологии для подготовительной группы «Природа вокруг нас»

Викторина по экологии для подготовительной группы .

«Природа вокруг нас »

Программное содержание : обобщить знания детей о живой природе , в форме экологической викторины .

Предварительная работа : показ презентации о жизни зайца и ежа, беседы о жизни животного мира, познавательные игры из серии «природный мир » .

Оборудование : картинки с животными, листки бумаги, карандаши, игрушки животных.

Сегодня у нас с вами ребята необычное занятие, а соревнование. Делимся на две команды. (на столе лежат карточки с рисунками ежей и зайчат, дети выбирают по карточки и формируются команды).

1 КОНКУРС. «Быстро ответь на вопрос»

Команда «Ежей»

Белобокая птица (сорока)

Какое растение может нас обжечь (крапива)

Новогоднее дерево (елка)

Время года, когда просыпается вся природа (весна)

Лошадь в тельняшке (зебра)

Команда «Зайчат»

Дикий родственник свиньи (кабан)

Красногрудая птица (снегирь)

Зверь, который строит на реке платины (бобр)

Жилище медведя (берлога)

Домашний родственник зайца (кролик)

2 КОНКУРС. «Отгадать по описанию дерево»

Команда «Ежей»

Красавица русского леса. Этому дереву посвящено много песен, стихов. С белой кроной и тонкими ветвями. Птиц привлекает «сережками» с семенами. (береза)

Дерево имеет резные листочки. Осенью ветви обсыпаны гроздьями ярких ягод. В зимнее время любят это дерево посещать птицы. (рябина)

Команда «Зайчат»

Праздничное дерево с тонкими иголочками. (елка)

Это дерево могучий богатырь. Даже в сильные ураганы оно крепко «сидит» в земле.

3 КОНКУРС. «Назови лишнее слово» .

Команда «Ежей»

1. белка, медвежонок, лиса, волчица.

2. стрекоза, комар, муха, щука, кузнечик.

3. клен, липа, ромашка, дуб.

Команда «Зайчат»

1. грач, акула, окунь, кит.

2. лиса, корова, еж, заяц, волк.

3. рябина, сосна, черемуха, тюльпан.

Дети должны назвать лишнее слово и объяснить почему.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Мы идем во лесок, будь внимателен дружок (ходьба на месте)

Впереди ручеек, перейти – вот мосток. (идем на носочках)

Пробирайся осторожно – промочить здесь ноги можно. (высоко поднимаем ноги)

Промочить здесь ноги можно, мы попробуем немножко. (прыгаем)

По извилистой дорожке, как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом (присесть)

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути (легкий бег на месте)

Мы пришли с тобой дружок, во дремучий во лесок. (ходьба)

4 КОНКУРС. «Разбери животных»

На столе расставлены игрушки зверей домашних, диких и животные жарких стран.

Первая команда по одному игроку подходит к столу и кладет в пакет одно домашнее животная, а вторая команда должна собрать диких животных.

5 КОНКУРС. «Рассказ о животного своей команды»

Команда «Ежей» . Рассказывает о жизни ежей.

Команда «Зайчат» . Рассказывает о жизни зайчат.

6 КОНКУРС. «Отгадай загадку» .

Команда «Ежей» .

У него из всех зверей хвост пушистей и длинней (лиса)

В одежде богатой, а сам слеповатый (крот)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец (лось)

Команда «Зайчат» .

Не портной, а с иголками (еж)

Комок пуха, длинное ухо (заяц)

Хозяин лесной, просыпается весной (медведь)

7 КОНКУРС. «Рисуем символ команды» .

Первый игрок своей команды рисует туловище, а остальные дорисовывают животного – символа своей команды : еж и заяц.