Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Путешествие в природу. Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Синичкин день

Проведение занятий в старшей группе отличается от этой формы ознакомления с природой в средней группе. Обучение на занятиях в старшем дошкольном возрасте становится основным средством образовательной работы в детском саду, в том числе и по формированию знаний о природе. Усложняются задачи, которые решаются на занятиях.
Основной задачей обучения на занятиях является формирование у детей 5—6 лет обобщенных знаний об объектах и явлениях природы, сезонных изменениях в ней. Вместе с тем накопление конкретных представлений о природе по-прежнему составляет существенное звено в этой работе. Другая, не менее важная задача — развитие навыков познавательной деятельности и совершенствование ее способов. Особое внимание необходимо уделять развитию умений целенаправленно наблюдать и анализировать природные явления, сравнивать объекты природы, устанавливать более глубокие связи между ними, делать обобщения.
Учитывая необходимость подготовки детей к школе, в старшей группе на занятиях по ознакомлению с природой должны решаться задачи формирования важных учебных умений. Поэтому обучая детей на занятиях, следует развивать умения принимать познавательную задачу, отбирать и использовать адекватные способы ее решения, доводить начатое дело до конца, объективно оценивать полученный результат.
Разносторонность и усложнение усваиваемых детьми в старшей группе знаний о природе, умений и навыков требует включения в занятия разнообразных методов обучения: наглядных, практических и словесных. По-прежнему широко используется наблюдение, которое теперь существенно усложняется. Усложняются и задачи, которые могут быть решены с помощью этого метода.
Усвоение обобщенных знаний о связях между объектами и явлениями природы успешно осуществляется посредством простейших опытов, моделирования, элементарной поисковой деятельности дошкольников.
Значительное место в обобщении и систематизации знаний о природе занимают беседы. При проведении бесед с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо обеспечить высокую умственную и речевую активность детей. Это возможно при использовании разнообразных приемов: вопросов поискового, проблемного характера, работы с моделями, сравнений, упражнений в обобщениях и доказательствах.
Успех ознакомления детей с природой на занятиях обеспечивается в том случае, если они будут представлять собой систему. Для этого содержание отбираемых для усвоения знаний, умений и навыков должно постепенно усложняться: от накопления конкретных представлений к их углублению, уточнению, а затем обобщению. Вместе с тем воспитателю необходимо предусмотреть неоднократное возвращение детей к одному и тому же объекту, явлению природы (повторные наблюдения, чтение, рассматривание с усложнением задач). При этом в каждом следующем занятии следует стремиться показать все новые и новые проявления его сущности, рассматривая с разных сторон.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе осенью
Беседа о лете (обобщающая)
Цель. Обобщить и систематизировать представление о лете по основным существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, солнцепек), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками
Экскурсия в парк -
Цель. Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки и т. д.). Расширять знание о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение листьев и опадание, наличие плодов и семян), особенностях поведения птиц. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми явлениями.
Рассматривание картины «Клесты»
Цель. Учить узнавать клеста по характерным признакам внешнего вида (крупная птица с ярким оперением, имеет скрещенный сильный клюв), особенностям местообитания (любит ели), познакомить с кормом клеста, способом его добывания. Учить устанавливать связи" между строением клюва и способом добывания пищи (определить это как приспособление к условиям жизни), между характером пищи и местом обитания птицы. Упражнять в сравнении (клеста с воробьем, синицей, снегирем). Обогащать словарь путем введения слов: шишка, семена, клест, скрещенный, приспособлен. Воспитывать интерес к проявлениям приспособлений у животных.
Рассматривание плодов и семян
Цель. Учить различать плоды и семена деревьев и кустов ближайшего природного окружения. Дать знание о значении плодов и семян в жизнедеятельности растений, в жизни животных. Совершенствовать обследовательские действия, повышать их осознанность и результативность. Учить использовать полученные знания в дидактической игре («Детки на ветке»). Воспитывать осознанное бережное отношение к плодам и семенам растений.
Беседа об овощах (обобщающая)
Цель. Формировать обобщенное представление об овощах (овощи — это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнить представление о многообразии овощей. Формировать умения обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Воспитывать умения внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
Наблюдение за черепахой
Цель. Углублять и расширять представление о черепахе (ее внешнем виде), типичном поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь). Учить устанавливать связь между строением панциря, его качествами и назначением, а также особенностями передвижения черепахи. Дать знание о месте обитания черепахи на воле, учить создавать в уголке природы аналогичные условия. Учить ухаживать за черепахой, вызывать симпатию к ней, интерес.
Беседа о труде людей осенью
Цель. Систематизировать знание о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены видов труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Обогащать словарь путем введения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы, зимовка. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.
Беседа об осени (обобщающая)
Цель. Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знание о зависимости внешнего вида, особенностях существования растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых). Закрепить знание о труде людей осенью. Упражнять в установлении связей между знакомыми фактами. Развивать навыки учебной дятельности: умения логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения а старшей группе зимой
Беседа о зимующих и перелетных птицах (формирование обобщенного представления)
Цель. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений). Учить классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, скворец, стриж) на основе установления связи между характером корма и возможностями его добывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Обучение новым способам ухода за комнатными растениями
Цель. Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, и опрыскивания из пульверизатора. Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умения работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.
Беседа о том, кто как зимует
Цель. Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и еж зимой спят, у зайца и белки изменяются окраска и густота шерсти, пища; зимующие птицы приближаются к жилью человека, синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири — ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле; насекомые спрятались под кору деревьев, в щели и подвалы домов; рыбы опустились на дно рек, озер и там спят). Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменениях условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать в трудных условиях.
Экскурсия в парк
Цель. Уточнять и расширять знание о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный, колючий; люди тепло одеты: деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Закреплять умения находить и узнавать зимующих птиц в природе (воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря), учить видеть особенности их поведения зимой, Упражнять в различении деревьев по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знание о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
Беседа о домашних животных (формирование понятия)
Цель. Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные». Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умения насыщать обобщенные существенные признаки конкретным содержанием, отражать ход размышлений в речи. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников.
Беседа о зиме (обобщающая)
Цель. Конкретизировать и углублять представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности образа жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Развивать связную речь, умение говорить последовательно, логично, с использованием эпитетов, сравнений. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте зимнего пейзажа.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе весной
Наблюдение за живородящими рыбками и их мальками
Цель. Расширять представление о живородящих рыбках. Познакомить с меченосцами, научить узнавать их по характерным признакам. Сравнить мальков с детенышами зверей: они умеют плавать, самостоятельно питаются, прячутся от взрослых рыб. Уточнить представление об условиях, необходимых для размножения меченосцев, роста мальков: чаще включать грелку, отсаживать мальков, кормить их. Обогащать словарь путем введения слов: мальки, размножение, условия. Воспитывать интерес к жизни аквариумных рыбок, желание заботиться о них.
Посадка семян гороха
Цель. Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знание об условиях, необходимых для роста гороха (земля, вода, свет, тепло). Учить сажать проросший горох: сделать углубление, правильно вложить горошину, присыпать землей, полить из лейки с ситечком. Обогащать словарь путем введения слов: семена, горох, фасоль, растение. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.
Рассматривание живородящих комнатных растений (бриофиллюм, хлорофитум)
Цель. Научить узнавать бриофиллюм и хлорофитум по характерным признакам (особенностям листьев, стеблей). Дать знание о размножении растений детками, научить находить их у растений, сравнивать между собой. Дать знание об укоренении деток, показать приемы посадки. Воспитывать интерес к жизни растений.
Экскурсия на водоем (в период таяния льда)
Цель. Уточнить представление о состоянии водоема весной (лед тает, начинается ледоход, вода мутная, темная). Выявить причины ледохода. Учить устанавливать связь между изменением температуры и состоянием воды. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.
Беседа о том, кто где живет
Цель. Систематизировать представление о местах обитания диких зверей, насекомых, домашних животных (живут там, где есть пища, удобно выращивать детенышей и спасаться от врагов). Учить применять конкретные знания о поведении, потребностях, повадках животных для доказательства. Воспитывать умения рассуждать, отражать суждения в развернутой речи.
Рассматривание веток тополя, березы, ели
Цель. Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разнообразные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь путем введения слов: почки, кора, липкие, пахучие, клейкие, душистые. Воспитывать учебные умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответ на вопрос воспитателя в собственных наблюдениях.
Беседа об уходе за комнатными растениями (обобщающая)
Цель. Обобщить представление об уходе за комнатными растениями. Закрепить знание об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить представление о направленности- способов ухода (полив, удаление тТыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений. Закрепить умение выбирать вид ухода, необходимые инструменты, ориентируясь на состояние комнатного растения. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.
Беседа о весне (обобщающая) . Цель. Уточнить и систематизировать знание о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются птицы). Научить понимать связи между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой, природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада

Тема: «Наедине с природой».

воспитатель первой квалификационной категории Матвеева Марина Сергеевна. АНОДО «Планета детства «Лада» детский сад «Белочка» №176.
Назначение: Занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
1. Формирование умения составлять описательный рассказ по картинкам.
2. Уточнить представления детей о характерных особенностях каждого сезона.
3. Формирование представлений о закономерной повторяемости изменений в жизни природы, от сезона к сезону.
4. Учить детей рассматривать и обследовать объекты неживой природы, делать выводы.
Ход занятия:
На полу сидим в кругу. Раздаточные карточки у детей.
Воспитатель: Ребята, давайте сыграем в игру «Когда это бывает?»
Пришло время загадок.
Пусты поля
Мокнет земля
Дождь поливает
Когда это бывает.

Снег на полях
Лед на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает.

Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает

Солнце печет
Липа цветет
Рожь поспевает
Когда это бывает
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а отгадайте загадку: «Зимой беленький, а летом серенький».
Дети: Это заяц.
Воспитатель: Правильно, это зайка. А сегодня он к нам прискакал, узнать, что мы знаем о природе.
На столе диаграмма, у детей карточки со знаками по временам года.
Начинаем рассказ: Оля (по карточке) – Это осень. Осенью бывает дождь. Появились лужи. Солнце осенью светит реже. Погода пасмурная…
Дети рассказывают друг за другом, один начинает, второй продолжает, третий заканчивает. Так о каждом времени года.
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой, мир живой природы. У нас на столе лежат картинки: мальчикам нужно отобрать изображение не живой природы, а девочкам живой природы и потом объяснить, чем отличается живая природа от неживой (движется, растет, питается, дышит, размножается). Давайте проверим правильно ли выбраны картинки: человек, кит, собака, птица, слон, дерево, цветок, ежик. Все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.
А солнце, облака, радугу, камни, почву, воду относят к неживой природе, так как у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.
Физминутка: - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Зайчик будет бросать вам мяч, а вы будете его возвращать с ответом.
-после зимы идет…
-после лета…
-зимний месяц…(ответы нескольких детей)
-летний месяц…(ответы нескольких детей)
-после вторника…
-день, а потом…
-ночь, а за ней…
-выходные…
-перелетная птица…
-зимующая птица…(ответы нескольких детей)
-кто на зиму впадает в спячку…(ответы нескольких детей)
-кто первый прилетает весной…
-какая птица не вьет себе гнездо…
-осенний месяц…(ответы нескольких детей)
-весенний месяц…(ответы нескольких детей)
Воспитатель: А какие природные явления вы знаете? (Ветер, снег, радуга, листопад, капель, ледоход, иней, роса, туман, сосульки, капель, град, дождь, солнце).
А какие бывают только зимой? Летом?
А какие бывают облака? (кучевые, перистые, грозовые и дождевые)
А из каких идет дождик и снег?
А как называется лес, в котором растут сосны и ели? А если деревья? А если все вместе? (ответы детей).
В конце занятия зайка спрашивает: «Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали». Хвалит детей и дарит медальки со своим изображением.

Важно: все конспекты занятий по ознакомлению с природой есть на нашем сайте!

Сентябрь

1. «Ежевика. Дельфины» Ознакомление с природой/Аппликация

Цели:
Познакомить детей с ежевикой.
Закрепить знания о витаминах, последовательности созревания ягод.
Словарь: ежевика, превосходный, ожина (укр).

Цели:
Расширить знания детей о дельфинах.
Закрепить знания о черноморских рыбах и моллюсках.
Словарь: дыхало, белобочка, дрессированный.
Развивать мышление детей, связную речь.
Воспитывать бережное отношение к обитателям моря.

2. «Грибы» Ознакомление с природой / Лепка

Цели:
Познакомить детей с грибами: маслятами, опятами.
Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы.
Словарь: масленок, опенок, белый гриб, серенький, кузовок.
Познакомить детей со сказкой, пословицами и загадками о грибах.
Развивать мышление детей, мелкую моторику.
Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе.
Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

3. «Хомяк. Перепел» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Расширить и уточнить знания детей о хомяках (особенности внешнего вида, образа жизни).
Познакомить детей с понятием «грызуны».
Словарь: хомяк, одиночество, рыжевато-бурый.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
Воспитывать интерес к природе родного края.

Октябрь

1. «Лох серебристый. Жужелица» Ознакомление с природой / Ручной труд

Цели:
Познакомить детей с названием растения, его внешним видом, использованием его человеком.
Познакомить с загадкой о лохе, раскрыть ее значение.
Словарь: лох, душистый, серебристый, садовый и дикорастущий.

2. «Боярышник. Медуза» Ознакомление с природой / Конструирование из бумаги

Цели:
Познакомить детей с растением, его значением для животных и человека.
Словарь: боярышник, долговечное, жизнестойкое, впрок.
Познакомить детей с загадкой о боярышнике.
Воспитывать интерес к природе родного края.

Цели:
Расширить и углубить представления детей о медузе.
Показать детям закономерные связи в природе.
Словарь: акваланг.

Воспитывать интерес к природе, желание узнавать о ней что-то новое.

3. «Светлячки» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Познакомить детей с насекомым, его образом жизни и внешним видом.
Познакомить с загадкой и приметой.
Словарь: самка, самец, зигзаг, светляк.
Учить детей дорисовывать детали к рисунку, добиваться нужной яркости цвета путем сильного или слабого нажима на карандаш.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать интерес к природе, любознательность.

Ноябрь

1. «Софора» Наблюдение в природе

Цели:
Познакомить детей с растением, его внешним видом, значением для человека и животных. Обратить внимание на его ядовитость.
Словарь: софора японская, заморская гостья, исцелять, недуг.
Воспитывать интерес к природе родного края.

2. «Мидия. Малиновка» Ознакомление с природой / Аппликация

Цели:
Познакомить детей с мидией, ее внешним видом, образом жизни, с огромной важности значением мидий для Черного моря.
Словарь: моллюск, плотно, деликатес, жемчужина, мидия.
Познакомить детей с легендой о мидиях.
Закрепить умение детей вырезать ножницами и аккуратно наклеивать.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать любознательность, интерес к природе родного края.

Цели:
Познакомить детей с малиновкой (зарянкой).
Вызвать у детей эмоциональный отклик от знакомства с этой птицей, желание самим стать добросердечнее.
Словарь: малиновка, зарянка, добросердечность, насекомоядная.
Развивать интерес к жизни птиц, желание заботится о них.

3. «Олень» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.Словарь: изящное, панты, бурелом.
Продолжать учить детей отгадывать загадки.
Воспитывать интерес к природе родного края.

Декабрь

1. «Кипарис» Наблюдение в природе

Цели:
Познакомить детей с кипарисом, историей его появления на крымской земле.
Словарь: кипарис, вечнозеленый.

2. «Королек. Катран» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Познакомить детей с птицей, ее внешним видом, повадками, особенностями.
Объяснить детям значение слова «солидный», «потаенный», выражения «на крыле».
Побуждать подбирать синонимы к слову «маленькая». Развивать связную речь детей.
Закрепить знания о знакомых птицах. Познакомить детей с легендой о корольке.
Закрепить навыки счета и рисования округлых предметов. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

Цели:
Познакомить детей с черноморской акулой катран, ее внешним видом, образом жизни, особенностями поведения.
Словарь: бурый, брюхо, жабры.
Развивать у детей интерес к морским обитателям.

3. «Лекарственные растения» Ознакомление с природой

Цели:
Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабан.
Развивать связную речь детей.
Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
Развивать интерес к природе родного края.

4. «Красная Книга и заповедники» Ознакомление с природой

Цели:
Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе.
Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Словарь: Красная Книга, заповедник.
Упражнять в умении классифицировать животный мир.

Январь

1. «Грецкий орех. Тушканчик» Ознакомление с природой / Ручной труд

Цели:
Познакомить детей с историей появления этого дерева в Крыму.
Расширить знания детей о характерных особенностях и свойствах дерева и его плодов – орехов.
Познакомить детей с загадкой и поговоркой о грецком орехе.
Воспитывать у детей любознательность и интерес к родной природе.

Цели:
Познакомить детей с внешним видом, образом жизни и повадками тушканчика.
Словарь: тушканчик, оплетать, курносый, предгорье.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

2. «Рапана. Богомол» Ознакомление с природой

Цели:
Продолжать знакомить детей с обитателями Черного моря.
Подвести к выводу о тесных взаимосвязях подводной жизни.
Расширить и уточнить знания о рапане.
Словарь: рапана, пришелец, песчаный.
Развивать детское творчество, мелкую мускулатуру кистей рук при изготовлении поделок. Воспитывать устойчивый интерес к родной природе.

Цели:
Продолжить знакомство детей с миром насекомых.
Закрепить умение обобщать насекомых по существенным признакам (шесть ног, тело из трех частей, усики). Словарь: богомол.
Воспитывать интерес к насекомым и гуманное поведение при встрече с ними.

3. «Дятел» Ознакомление с природой/ Рисование

Цели:
Уточнить и расширить знания детей о дятлах, о значении деревьев.
Познакомить с вредителями леса.
Учить детей понимать фразеологизм «длинный язык».
Развивать чувство ритма, мелкую мускулатуру кистей рук, мышление детей.

Февраль

1. «Можжевельник. Белка» Ознакомление с природой / Аппликация

Цели:
Познакомить детей с растением, его особенностями, использованием человеком.

Цели:
Расширить и уточнить знания детей о белках.
Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями.
Познакомить с загадкой о белке и пословицами:
«Подальше положишь – поближе возьмешь», «У кошки котя – тоже дитя».
Словарь: шустрая, задиристая, деловитая, скандальная.
Продолжать учить отгадывать загадки и изображать отгадки.
Воспитывать интерес к природе родного края.

2. «Ворона. Хамса» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках ворон.
Познакомить детей с загадкой и пословицами о воронах.
Словарь: всеядный, падаль.
Продолжать учить детей рисовать птичьи яйца в гнезде, смешивать краски на палитре.
Упражнять в звукоподражании, развивать артикуляционный аппарат детей.
Воспитывать любознательность, интерес к птицам родного края, гуманное к ним отношение.

Цели:
Познакомить детей с черноморской хамсой.
Уточнить и расширить знания о рыбах.
Закрепить знания о понятиях «планктон», «хищник».
Словарь: хамса, нерест, косяк.
Учить детей понимать природные взаимосвязи, пищевые цепочки.
Воспитывать интерес к обитателям Черного моря.

3. «Заяц» Ознакомление с природой / Конструирование из бумаги

Цели: Закрепить и расширить знания о зайцах.
Познакомить детей с особенностями приспособления крымских зайцев к местному климату.
Уточнить понятие о травоядных животных, о временах года, о способах приспособления животных к окружающему миру.
Познакомить с пословицей о зайце, вспомнить знакомые сказки с участием зайцев.
Словарь: травоядный, наст. Развивать мышление, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к природе родного края.

Март

1. «Миндаль» Наблюдение в природе

Цели:
Познакомить с особенностями миндального дерева, использованием его человеком.
Словарь: миндаль, зябнуть, биологи.
Воспитывать любознательность, интерес к природе.

2. «Дикие свиньи. Шмель» Ознакомление с природой / Подготовка руки к письму

Цели:
Расширить и уточнить знания детей о диких свиньях.
Словарь: разъяренный, калкан, рыло.
Объяснить детям значение фразеологизма «встать грудью».
Познакомить с пословицей и загадками о кабане, свинье и поросятах.
Воспитывать интерес и гуманное отношение к природе.

Цели:
Познакомить детей с шмелем, с процессом опыления.
Закрепить знания о развитии насекомых, о домашнем скоте, о Красной Книге.
Словарь: шмель, матка, соты, опыление, самоотверженно.
Развивать координацию движений руки, мелкую моторику.
Сформировать у детей убеждение о необходимости бережного отношения к природе.
Воспитывать интерес к насекомым.

3. «Морской конек. Жаворонок» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Познакомить детей с морским коньком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).
Словарь: морской конек, горизонтально, вертикально, порция.
Расширить знания детей о Красной книге.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Цели:
Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).
Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах, об особенностях крымского климата.
Познакомить детей с загадкой, стихотворением, приметами о жаворонках.
Словарь: жаворонок, противень, земледельцы, «пернатые друзья», «превосходные летуны», фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна».
Упражнять детей в звукоподражании, рисовании и приемах раскрашивания.
Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться.

4. «Змеи» Ознакомление с природой / Лепка

Цели:
Познакомить детей со змеями.
Словарь: грациозная, жало.
Раскрыть необоснованность преследования людьми змей.
Воспитывать у детей гуманные чувства к незаслуженно преследуемым людьми змеям.
Формировать правила поведения при встрече со змеями.

Апрель

1. «Пион. Кеклик» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Познакомить детей с цветком, легендой о нем.
Побуждать детей эмоционально воспринимать объекты природы.
Уточнить знания об оттенках красного цвета.
Словарь: пион, пурпурный, «уплетать за обе щеки».
Продолжать учить детей выполнять барельефную лепку, дополняя ее элементами из природного материала.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук детей.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Цели:
Познакомить детей с птицей кеклик.
Словарь: кеклик, самоотверженно, выводок.
Продолжить знакомить детей с законами природы.
Упражнять в звукоподражании, ходьбе в полуприсяде.
Воспитывать интерес к природе родного края.

2. «Баклан. Куница» Ознакомление с природой / Лепка

Цели:
Познакомить детей с хохлатым бакланом, его внешним видом, повадками, использованием человеком.
Уточнить знания детей об особенностях водоплавающих птиц.
Словарь: баклан, хищные повадки, оперение, прирученный.
Воспитывать интерес к природе родного края.

Цели:
Познакомить детей с куницей каменной. Закрепить знания о грызунах, линьке у животных. Словарь: куница, гибкое, акробат.
Воспитывать интерес к природе родного края.

3. «Лягушка» Ознакомление с природой / Конструирование из бумаги

Цели:
Расширить и уточнить знания детей о лягушках.
Словарь: земноводное, линять, линька.
Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке и фразеологизмом «развязался язык».
Упражнять детей в звукоподражании. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Май

1. «Акация белая» Наблюдение в природе

Цели:
Познакомить детей с белой акацией.
Закрепить знания о строении дерева, о домашних животных.
Словарь: акация, надземный, медонос, целебный.
Познакомить с пословицей: «Красота дерева в цветах, а мудрость – в корнях».
Воспитывать интерес к природе родного края.

2. «Ястреб. Краб» Ознакомление с природой/ Подготовка руки к письму

Цели:
Познакомить детей с ястребом перепелятником.
Формировать у детей обобщенное представление о птицах.
Словарь: ястреб перепелятник, семьянин, добытчик, «становиться на крыло».
Упражнять детей в звукоподражании.
Познакомить детей с пословицей, поговоркой и стихотворении о ястребе.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера.
Воспитывать у детей интерес к жизни птиц.

Цели:
Познакомить детей с крабом (внешний вид, особенности поведения, повадки).
Словарь: панцирь, клешни, жабры, линька.
Развивать мелкую моторику кистей рук детей.
Воспитывать у детей интерес к обитателям Черного моря.
Побуждать детей активно оберегать природу.

3. «Бабочки» Ознакомление с природой/ Рисование

Цели:
Расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми бабочками.
Закрепить знания детей о развитии насекомого.
Словарь: голубянка, бабочка Павлиний Глаз, бабочка Адмирал.
Воспитывать интерес к жизни бабочек.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Наталия Долматова
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Что такое природа»

Тема: «Что такое природа?»

Цель: расширить знание детей о живой и неживой природе.

Задачи: Продолжать учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек

часть природы/.

Учить детей отличать природные объекты от искусственных /созданных

человеком/.

Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.

Словарная работа: обогащение словаря: мудрость, искусственные объекты /не природа/;

активизация словаря: живая и неживая природа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение литературы о природе,

наблюдения, дидактическая игра «Ромашка».

Методические приёмы: художественное слово, беседа, сравнения, показ иллюстраций,

Оборудование: интерактивная доска, фото - слайды с изображением природы, экологические знаки, фото-слайды с изображением муравья и божьей коровки, Д/и «Ромашка».

1. -Ребята, вы любите гулять в лесу, в парке, на лугу?

А кто из вас отдыхал на море?

Кто отдыхал в горах?

Что вам больше всего понравилось?

Ребята, как вы думаете, что такое природа?

Природа-это реки, моря, озёра, леса и поля, небо и солнце, почва и воздух, и всё живое.

Ребята, а вы знаете, что человек - тоже часть природы и самая маленькая букашка-это тоже часть природы.

Я вам прочитаю стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева, а вы внимательно послушайте.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворён,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоён.

Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (стихотворение о красоте природы).

Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, что вы видите на экране, на экране (на экране фото-слайды природы).

Природа.

А как бы вы назвали эти изображения?»

Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать.

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать-

На землю падает опять. (Вода).

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут-

А я всё терплю

И всем добром плачу. (земля, почва).

Голубой платок,

Красный колобок, По платку катается,

Людям улыбается. (Небо, солнце).

В густом лесу, под ёлками,

Осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками

Колючий и живой. (Еж).

Стоят два дуба.

На дубах - бочка,

На бочке - кочка,

На кочке – лес. (Человек).

Много рук нога одна. (Дерево).

Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки.

А что вы ещё видите на экране? (дети называют объекты живой и неживой природы).

Ребята, скажите, что относится к живой природе? (животные, растения, всё то, что растёт, дышит, питается и размножается).

А что относится к неживой природе? (солнце, камни, вода, почва).

Скажите, почему вы не видите на экране изображение домов, машин, заборов, заводов?/ если дети будут затрудняться с ответом, помочь/

Все то, что сделано руками человека, мы не можем называть природой.

И так, природа – это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека, даже из природного материала. Например: деревянный стульчик сделан из природного материала дерева, но он сделан руками человека и стульчик природой не является. Машина сделана руками человека - это не природа. А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек – это природа. Верблюда и лошадь человек просто приручил, сделала их домашними животными, они и без человека существовали в природе. Верблюд и лошадь питаются, дышат у них бывают детеныши. А машину человек сделал сам. Машина не дышит, у нее не бывает детенышей. Человек часто придумывает вещи, которые похожи на природные объекты. Например: вертолет похож на кого?

Стрекозу.

Подводная лодка на кого похожа?

На кита.

2. Физ. минутка.

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

3. - Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку вещи и к чему они относятся. На доске вокруг желтой серединки прикреплены белые лепестки ромашки, на обратной стороне которых изображены объекты живой и не живой природы и не природы. Дети по очереди отрывают лепестки. Я задаю вопросы:

Что изображено на лепестке?

Из чего оно сделано?

К чему относится данный объект? (ребенок, давший наибольшее количество полных ответов, награждается открыткой с изображением растения или животного).

4. - Ребята, природа радует человека своей красотой! Любуясь красотой природы человек, становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правильности.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучатся нужно.

Нас деревьях всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.

Ребята, чему учит нас природа?

А как вы думаете, природа нуждается нашей дружбе?

Нуждается.

(Показать экологические знаки и обсудить с детьми значение знаков).

Люди должны жить в дружбе с природой, беречь все, что есть на земле! Никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.

Ребята, вам знакомы эти насекомые?/ показываю картинки с изображением божьей коровки и муравья/

Ребята, скажите они красивые?- Кто держал их в руках?

А знаете ли вы, что такие маленькие насекомые приносят большую пользу природе, но часто страдают из-за неразумного любопытства человека.

Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться, не причиняя им вреда. Не ломать деревья и кустарники. Помогать зимой птицам.

Вы хотите ребята, стать защитниками природа?

Тогда давайте дадим клятву:

Ты дружок смотри не подкачай

Правдивым будь и добрым, обещай!

Не обижай не птахи, не сверчка,

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса, простор полей –

Все, что зовется

Родиной твоей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе «Красная книга» Занятие по ознакомлению с миром природы в средней группе Красная книга как средство воспитания бережного, внимательного отношения детей.

«Путешествие в зимний лес». Конспект занятия в первой младшей группе по ознакомлению с миром природы Интегративные задачи: - расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных зимой (лиса, заяц, медведь); - сформировать умение выделять.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса» Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса». Цель: создание условий для уточнения и закрепления.

Конспект ОД «Познавательное развитие» ознакомление с миром природы в старшей группе. «Путешествие в мир природы» Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. Конспект по экологии «Цветочный город» Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Весна» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе на тему "Весна". Цель: повторить признаки весны, формировать развитие.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Наблюдение за котёнком» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во 2 младшей группе «Наблюдение за котёнком». Цель: Знакомство детей с живым объектом.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Путешествие в сказку Колобок» Цель: -Продолжить формировать представления у детей о животных, живущих в лесу (лиса, заяц, медведь, волк). -Познакомить с их повадками,.

Конспект занятия по ознакомлению с природным миром во второй младшей группе «У природы есть друзья - это мы, и ты» В группу входит Лесная Фея: Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки (Здороваются) Я пришла вас попросить о помощи Воспитатель: Что.

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в старшей группе Конспект занятия Тема: «Что случилось с рекой?» Задачи: 1. Учить устанавливать причинно – следственные связи: к чему ведет небрежное отношение.

Библиотека изображений:

Программные задачи:

— формировать у детей представления о видовых признаках группы животных - насекомых (разнообразие, отличительные признаки, передвижение, польза), сезонных изменениях в их жизни;

— (ватные палочки), создавая предметные рисунки.

Материал и оборудование: маски-шапочки с изображением насекомых, макет дерева, сундук, 2 мольберта, магнитная доска, гуашь чёрного цвета, ватные палочки, заготовки для рисунков с овалами красного цвета по количеству детей, аудиозаписи: «Звуки природы. Прогулка по лесу», «Песенка друзей» (сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского), «Божья коровка» (сл. К. Костина, муз. И. Лагерева), весёлой музыки.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Здравствуйте, дети! Добрый день и добрый час! Утро доброе для вас!

Дети здороваются. Раздаётся стук в дверь. Передают конверт.

В. Нам письмо от Лесовичка. (Читает.) Ребята, . Отправимся к нему в гости? (Да.)

Дети вместе с воспитателем проговаривают:

Мы едем, едем на тележке,

Распевать в лесу потешки.

Колёса скрипят - скрип, скрип, скрип,

Птички свистят - фить, фить, фить.

Жук жужжит - ж-ж-ж.

Ветер свистит - у-у-у,

Ручеёк журчит - буль, буль, буль,

В речку он бежит,

Долго-долго ехали,

Наконец приехали! У-ух!

Дети.

Здравствуй, лес, чудесный лес!

Полный сказок и чудес!

В. Слышите? Лес тихонько с нами здоровается.

Звучит аудиозапись «Звуки природы. Прогулка по лесу».

В. Нас встречает Лесовичок, давайте поздороваемся с ним.

Дети. Здравствуй, Лесовичок!

Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Посмотрите вокруг. Какая пора года сейчас? Что вы видите?

Дети. Пришло лето. Ярко светит солнце, стало жарче. Трава зелёная, много ярких цветов. Летают бабочки, звенят комары, стрекочут кузнечики, звонко поют птицы.

Лесовичок. Ребята, злой волшебник заколдовал насекомых.

К нам пришёл волшебник злой.

Он руками замахал,

Насекомых заколдовал.

Они головы склонили,

Замолчали и застыли.

Ну, вот пришли друзья-зверушки,

Они живут на лесной опушке.

В миг злодея вон прогнали

Насекомых расколдовали.

Вместе будем мы плясать,

Веселиться и скакать.

Кого расколдовали друзья-зверушки, мы узнаем, отгадав загадки.

Лесовичок загадывает загадки, дети отгадывают их.

Вместе с чаем круглый год

Сладкий кушаем мы мёд.

На цветке найти смогла

Этот мёд для нас… (пчела).

Н. Шемякина

Увидев на клумбе прекрасный цветок

Сорвать я его захотел.

Но стоило тронуть рукой стебелёк,

И сразу цветок улетел. (Бабочка.)

В. Лунин

Он рогатый и усатый,

Многоногий и крылатый,

Издаёт гудящий звук

При полёте толстый… (жук).

А. Измайлов

Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поёт,

А по листику ползёт. (Божья коровка.)

А. Хребтюгов

Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он - гордость лесного оркестра

И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик.)

Н. Стожкова

Выходят дети в масках-шапочках с изображением насекомых.

Пчела. Мы живём большими семьями, с утра до вечера собираем с цветов нектар. Люди для нас строят дома, ульи, подкармливают, заботятся.

Жук. , под ним спрятаны тонкие нежные крылышки. Бывают такие жуки, которые не умеют летать, они только ползают по земле и растениям.

Бабочка. У меня большие яркие крылышки. Я порхаю от цветка к цветку, пью сладкий цветочный нектар, который достаю своим длинным хоботком.

Божья коровка. На моей красной спине чёрные круги, с каждой стороны по три ноги. Я умею хорошо защищаться: в минуту опасности выделяю жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет и отпугивает врагов.

Кузнечик. Свою жизнь провожу на лугу среди травы. Мои большие задние лапки работают, как пружинки, подкидывают меня высоко вверх. Пою песенки необычными ножками, потирая их о бока тела.

В. Ребята, мы расколдовали насекомых.

Физкультминутка

Чок-что, каблучок!

(Топать ногами.)

В танце кружится сверчок.

(Кружиться на месте.)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

(Имитировать игру на скрипке.)

Крылья бабочки мелькают -

(Махать крыльями-руками.)

С муравьём она порхает.

(Кружиться в парах.)

Приседает в реверансе

(Девочки делают реверанс.)

И опять кружится в танце.

(Кружиться в парах.)

Под весёлый гопачок

(Активные танцевальные движения.)

Лихо пляшет паучок.

(Активные танцевальные движения на месте.)

Звонко хлопают ладошки!

(Аплодисменты.)

Всё! Устали наши ножки!

(Сесть на место.)

Дидактическая игра

«Кто, что умеет делать?»

Детям раздают карточки с изображением насекомых. Воспитатель просит разместить насекомых на доске: посадить бабочку на цветок, жука - под листок и т.д. Затем задаёт детям вопросы:

  • Что умеет делать комар? (Пищать, кусаться, летать.)
  • Что умеет делать пчела? (Жалить, жужжать, летать, собирать нектар, жить в улье, кружиться, делать мёд.)
  • Что умеет делать муравей? (Переносить груз, ползать, строить муравейник, кусаться, шевелить усиками.)
  • Кто из насекомых умеет летать? (Бабочка, стрекоза, пчела, муха, жук.)
  • Кто из насекомых умеет прыгать? (Кузнечик.)
  • Кто из насекомых умеет жужжать? (Жук, пчела, оса, шмель, муха.)

Подходят к макету дерева. Видят сундук.

Лесовичок. Давайте откроем сундук и посмотрим, что в нём. (Достаёт заготовки для рисунков с овалами красного цвета и показывает детям.)

В. Ребята, кого из насекомых вам напоминают эти овалы? (Божьих коровок.) Давайте вспомним, что есть у насекомых? (У насекомых есть брюшко, голова, лапки, усики, крылышки, на голове - глаза.) Сейчас мы их дорисуем, но не кисточками, а ватными палочками.

Дети под мелодию «Божьей коровки» (сл. К. Костина, муз. И. Лагерева) рисуют божьих коровок.

В. Посмотрите, сколько красивых божьих коровок у нас получилось. Подарим их Лесовичку.

Лесовичок. Спасибо, ребята, ваши божьи коровки не только украсят мой лес, но и будут приносить пользу - бороться с тлёй.

В. Где мы сегодня побывали? Что узнали? (Ответы детей.)

А теперь мы улыбнёмся,

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу на прощание

Мы подарим обещание.

Дети.

Будем с насекомыми дружить,

Охранять их и любить!

Дети прощаются с лесом и Лесовичком под мелодию «Песенки друзей» (сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского).