Презентация занятия для интерактивной доски по окружающему миру (старшая группа) на тему: Презентация "Осенний лес"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация «Осень в лесу»

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен.

Белки меняют цвет своей шубки с рыжего на сероватый. Запасают на зиму грибы, шишки, орехи. Они не впадают в спячку, хотя и проводят большинство времени в своих жилищах - дуплах.

Хитрая лисичка крадется по осеннему лесу. Листья в лесу красные и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Еж нашел ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев-вот и готово жилье на зиму.

Барсуки отъелись за лето, жиру накопили. Не уходят далеко от норы.

Заяц на зиму меняет окрас с серого на белый. Шерсть становится более густой. Это очень осторожное животное.

Медведи осенью очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить как можно больше жиру. Они заранее обустраивают свой дом-ищут пещеры, рвы, куда сносят листья, ветки, мох. Зимой у медведицы появятся маленькие медвежата.

Волки цвет шубки не меняют, но мех у них становится более густым и пушистым: так легче пережить лютые морозы. Они собираются в стаи, потому что так намного удобнее выживать зимой.

Бобры живут большими семьями, строят около водоемов уютные домики, рядом с которыми складывают свою пищу - веточки деревьев. Также они питаются кореньями растений, которые растут в воде. В спячку бобры не впадают.

Лось сбрасывает свои старые рога. Скоро у него вырастут новые. Питается корой деревьев и ветками. Корм к зиме не запасает-в лесу он всегда есть.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи полетели на юг.

Дрозды собрались в стаи и откармливаются перед тем, как улететь в теплые края.

Сойка зарывает желуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них. Весной из этих желудей вырастают молодые дубки.

Скоро зима!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы "В лес за грибами и ягодами" с использованием ИКТ

Занятие для старшей группы с использованием ИКТ «В лес за грибами и ягодами». На занятии дети продолжают знакомиться с лесными грибами и ягодами; их внешним видом и местом произростания....

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшае...

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников «В волшебном лесу»

Данный конспект поможет воспитателю:1) Формировать у детей предпосылки экологического сознания,навыки культуры поведения в природе.2) Формировать чувство ответственности за представителей живой природ...

МБДОУ детский сад «Яблонька» Презентация для детей «ОСЕНЬ» Подготовила воспитатель Пашина Ирина Юрьевна Мулловка 2014 Программное содержание: 1.Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, взаимосвязях живой и неживой природы осенью; 2. Развивать память, мышление, воображение, выразительность речи, расширять и активизировать речевой запас; 3. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Предварительная работа:

  • Беседа об осени.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Заучивание стихов, загадок, примет.
  • Наблюдения за сезонными изменениями на прогулке.
  • Оборудование:
  • Мультимедийная установка.
  • Презентация «Осень».
  • Музыкальный фон
Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» - спросим. Нам ответят: «Это...» На какие периоды делится осень? (Ранняя и поздняя). Расскажите о ранней и поздней осени. Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. На какой картинке верный ответ? Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад - Это просто... (листопад) - О каком явлении осени загадка? Расскажите о листопаде. Какое дерево не сбрасывает листву осенью? Расскажите про него. Загадайте загадку. Чем занимаются осенью люди, вы узнаете, отгадав загадку? Что весною мы сажали, Потом летом поливали. Все, что осенью на грядках Поспевает: вкусно, сладко! Не зевай и собирай Наш осенний … (Урожай) Давайте поиграем! Что здесь лишнее? Что здесь лишнее? Почему? Что можно сказать про эту картинку? Как ведут себя птицы осенью? Как называют таких птиц? Какая птица лишняя? Почему? -Сейчас послушаем как звери и птицы готовятся к зиме. Стихотворение Е. Головина «Собрались и полетели» Что у зайца на уме? Подготовиться к зиме. Прежний стал холодноват, да и – сер, и – маловат. Т.Уманская Почему заяц меняет свою шубку? Каким он становится? Расскажите, что делает осенью белка? Белка осенью без спешки припасла в дупле берёзы шишки, жёлуди, орешки. Не страшны теперь морозы! Сейчас мы послушаем, как готовится к зиме ёж. Лесом катится клубок. У него колючий бок. Он охотится ночами за жуками и мышами. Узнаем, чем занимается осенью медведь? Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме. Положил он лапу в рот и, как маленький сосёт. Г.Ладонщиков … Как готовится к зиме лиса? Рыжий мех и хвост пушистый, осторожный шаг в лесу. Прячет хитрая лисица до поры свою красу… Т.Штаб О каком звере загадка? Как он готовится к зиме? Он живет в лесу густом, В серой шубке и с хвостом, Щелкает зубами, с острыми клыками Что общего у этих зверей? Кто лишний? Почему? Отгадайте, на какой картинке изображена осень? Почему вы так решили? Объясните свой выбор. У каждого времени года есть свои приметы. Есть они у осени. Дети читают стихотворение Т.А. Шорыгиной «Осенние приметы». Список используемых источников
  • Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  • Интернет – ресурсы:
  • images.yandex.ru

Прогулка в осенний лес. Осень - увядание растений, листопад, подготовка к зиме. Что доступно для наблюдения в осенние месяцы – от первых желтых листьев березы до установления снежного покрова. Осень, как и весна, - переломное время года: за сравнительно короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Множество перемен происходит в природе осенью. И самые заметные из них – осеннее раскрашивание листвы, листопад, первый снег. Добрая волшебница В золотой карете, Что с конём игривым, Проскакала Осень, По лесам и нивам. Добрая волшебница, Всё переиначила: Ярко – жёлтым цветом Землю разукрасила. С неба сонный месяц Чуду удивляется. Всё кругом искрится, Всё переливается. (Ю. Капустина)


Осень в наших краях необычайно красочное время года. Сколько разных тонов и оттенков видим мы в это время у деревьев и кустарников! Золото и багрянец листвы – вот главная примета осени. Сентябрь Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах – Это платье золотое, У березы на плечах. Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят, И летят… летят… летят. Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетают журавли. Всё летит! Должно быть, это - Улетает наше лето. (Е. Трутнева) Осенью, как и в другие сезоны года, можно многое наблюдать в растительном мире. А кое - что можно видеть только в это время. Осенняя экскурсия в природу даст вам не меньше впечатлений, чем весенняя или летняя.


Что интересного можно увидеть в это время. Начало сентября. Лиственный лес пока еще зеленый. Но приближение осени дает о себе знать. Среди зеленой листвы берез тут и там выделяются крупные лимонно - желтые пряди. Золото и багрянец – еще не хозяева в лесу, а только робкие гости. Их время впереди. Понемногу опадают желтые листья березы. Подует ветер - закружатся в воздухе редкой стайкой, не спеша опустятся на землю. Нельзя нам на свете прожить без чудес, Они нас повсюду встречают. Волшебный, осенний и сказочный лес Нас в гости к себе приглашает. Закружится ветер под песню дождя, Листочки нам под ноги бросит. Такая красивая эта пора: Пришла к нам опять Чудо-Осень. М. Сидорова Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень – не весна. В. Нирович Озорники Закружился надо мной Дождь из листьев озорной. До чего же он хорош! Где такой еще найдешь – Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала, Мы плясали, как друзья, - Дождь из листиков и я. Л. Разводова


Некоторые травы пожелтели, пожухли. Продолжается грибная страда – в лесу много грибов. Продолжается грибная страда – в лесу много грибов. Осень Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса, В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет сеть куда-то. Дождь и жухлая трава, В сонной чаще ночью Непонятные слова, До утра бормочут. (М. Геллер)


Не слышно птичьего пения, многие птицы уже улетели в теплые края, а другие готовятся к отлету. Спрятались насекомые. Животный мир готовится к зиме. Спрятались насекомые. Животный мир готовится к зиме. Собрались и полетели Утки в дальнюю дорогу. Под корнями старой ели, Мастерит медведь берлогу. Заяц в мех оделся белый, Стало зайчику тепло. Носит белка месяц целый, Про запас грибы в дупло. Рыщут волки ночью темной, За добычей по лесам. Меж кустов к тетерке сонной, Пробирается лиса. Прячет на зиму кедровка, В старый мох орехи ловко. Хвою щиплют глухари. Зимовать к нам прилетели Северяне-снегири. Е. Головин


В далёкие времена появилось много разнообразных примет про осень. Отсюда можно сказать, зима будет ранняя или поздняя, какая будет осень. Пословицы детям говорят о явлениях природы, рассказывают о повадках животных. Приметы осени для дошкольников находятся почти в каждой пословице. Рассказывайте пословицы и поговорки про осень для детей доступным языком. Они должны понимать, о чём именно говорится в них. Если же дети задают вопросы, то разъясните, что означают фразы или слова в пословицах или поговорках. Именно в коротких пословицах есть вся информация: Пословицы Пословицы Осенью все знают, что дожди идти мешают. В сентябре много яблок, в октябре капуста в подарок. Разноцветная осень пришла – веселье детям принесла. Осенняя палитра – к гербарию привыкла. Когда сено косили – дождей не просили. Дерево посадите – урожая сейчас не ждите. В сентябре холодно, да сытно. Что с урожая соберёшь, на том зимой и живёшь. Тот хлеб, что в поле, в рот не положишь. Плохой земли не бывает, есть хозяева, которые ничего в урожае не понимают. В ноябре зима с осенью спорят. Осенью покопаешь, зимой не голодаешь. Кто осенью не работал, зимой ничего не имеет. Осень пришла – дожди с собой принесла.


В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт. От осени к лету поворота нету. Упал с дерева один лист жди осени. Сентябрь холоден, да сыт. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина. Приметы Приметы Если рано опали листочки – рано начнутся зимние денечки; Гром в сентябре – теплая и долгая осень детворе; Много шишек на сосне – зима холодная в тройне; Дождливые дни в сентябре – весь январь в серебре; Осенью мало грибов, а много орехов – зимой будет не до смеха; Много запасов у белки в дупле – к лютой зиме; Птицы низко летят – дожди к нам хотят.


Каждое время года радует взрослых и детей по - своему. Прочитайте детям поговорки про осень и спросите, как они их понимают. Осень – время еды (поговорка говорит о сборе урожая); Осень богатая – зима сытная (если собрано много урожая, значит в зимнее время будет доступное питание); Осенью любая птица богатая (на полях есть чем поживиться); Несколько часов дождливых – много дней сохнет земля; Сентябрь – проводы лета, встреча холодов; День не работал – урожай прохлопал. Поговорки и пословицы про осень - говорят о том, что у природы не бывает плохой погоды. не бывает плохой погоды. Материал подготовила Г.А.Щербакова

Презентация "Осенний лес"

Дети 2 ои мл. группы попадают в мир волнующих, радостных переживаний. Игровые образы помогают развитию творческих способностей детей. Идея - бережное отношение к природе, формирование высоконравственных качеств личности.

Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру.

Задачи:

  • Совершенствовать музыкально-ритмические навыки детей через хороводы, танцы, упражнения, игры.
  • Закреплять вокально-хоровые навыки в процессе группового пения.

Закреплять и расширять знания детей о приметах осени Развивать творческое воображение, память, внимание, речь

Формировать самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, готовность оказать помощь через инсценировку игр

Ведущая: Ребята! Я предлагаю вам сегодня отправиться в осенний лес. В этом году осень теплая, много было солнечных дней, деревья оделись в яркий праздничный наряд. Надеюсь, что на лесных полянках мы увидим много интересного. А поедем мы с вами на поезде. Устраивайтесь поудобнее. Поехали!

Под музыку дети друг за другом двигаются «паровозиком» Ведущая: На поезде ехали, До леса доехали...

Вот мы с вами в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Сколько листочков лежит на земле. Это кто их сорвал и разброса рожкам. (ответы детей) Слышите, как ветер завывает?

тихо, то громко. У-у-у: ня «Осень» муз. И. Кишко

Ведущая:

Листочки, листочки По ветру летят,
У деток под ножками Тихо шуршат.
И плавно, качаясь Ведут хоровод,
А ветер осенний Им песню поет (Разбрасывая листья на пол)

Ведущая: Посмотрите, дети, какой красивый ковер получился из осенних листочков! Сейчас вы подойдете, возьмете, в каждую руку по листочку и станцуете красивый танец, а в конце устроим листопад. (Танцевальная импровизация с листочками) . Листопад листочки остаются на полу. Дети садятся.

Ребенок: Перестали птички петь, солнышко не греет,

А на улице теперь стало холоднее. Мелкий дождик поливает, - Осенью бывает!

нок: Осень достала краски, Ей много покрасить нужно:

тья -жёлтым и красным, Серым- небо и лужи.

дущий: Посмотрите, как красиво осенью! Мы пойдём гулять

Ведущая: Ребята, пока мы с вами гуляли,

На нашей полянке вырос гриб- Мухомор!

Здравствуй, грибок, Здравствуй, дружок!

Ребенок: Мухоморчик- гриб лесной, Тоненькая ножка!

Шляпка ярко- красная! Белые горошки!

Ведущий: вы грибочки выходите, веселее попляшите Танец «мухоморчики» -мальчики

Входит тучка: Вот и небо потемнело, И нагнало тучки.

Дождик по земле стучит, Вам гулять не велит!

Ведущая: Кажется, дождик начинается. А мы не боимся тебя тучка Звучит музыка «Дождь Выходите, малыши, Мы попляшем от души! ТАНЕЦ «КАПЕЛЬКИ» -девочки

а: А сейчас мы поиграем кто тут ловкий мы узнаем «Кто больше повесит капелек на вешалки» играют

мальчики

Ведущий: Не проходит дождик, всех он намочил 1вайте песенку тучке споем она и улетит

Дождик долго плакал, капельками капал!

Дождик долго плакал, Капельками капал!

Кап- кап- кап! Кап-кап-кап!

Капельками капал! (стучат пальчиком по ладошке)

Тучки, улетайте! Дождик забирайте!

Тучки улетайте, дождик забирайте! Да- да- да! Да- да- да!

Дождик забирайте! Тучка уходит

Ведущий: А вот и солнышко! /Входит солнышко/

Солнышко в окошко светит к нам с утра,

Погулять немножко вышла детвора!

Ведущая: А теперь мы отдохнём, Солнышку стихи прочтём. Ребёнок: Что за время года? Хмурится природа,

Листья опадают, Птицы улетают, Туча солнышко закрыла,

Это Осень наступила!

ок: Ёжик лёг в свою кроватку, И уснул в ней сладко- сла ставенки закрыла, Тихо лампу погасила. песню напевал, Чтобы ёжик зиму спал.

Жёлтый листик на ладошке, Приложу 

Солнышко: Какие красивые стихи вы прочитали мне, ребята! Спасибо! А теперь пора играть, на каруселях деток покатать «Солнечная карусель» Игра

Хорошо вы поиграли и нисколько не устали а теперь пора прощаться мне на небо отправляться до свиданья детвора встретимся еще! Пока!! солнышко уходит

(Входит Лесовик)

Лесовичок: Это кто веселится в моем лесу?

Я крепко спал, а вы меня разбудили.

Листочков на моей, полянке сколько разбросали!

Не волнуйся, Лесовичок, сейчас ребята соберут листочк корзинку. Ребята! Какого цвета листочки? (Ответы детей) и листочки по цвету» играют девочки 

Лесовичок: Просто молодцы ребятки, А теперь проверю я,

Как отгадывать загадки Вы умеете, друзья.

1. Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки,

Мчится, что есть духу, Хвост короче уха.

Живо угадай-ка, Кто же это? (Зайка)

2. Кто в лесу глухом живет, Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед, А зимой сосет он лапу. (Медведь)

3. Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач.

Голой ручкой не возьмешь, А зовется это... (Ёж)

Лесовичок: Молодцы, ребятки, Отгадали все загадки.

^^Ребята! У меня в лесу зайчик живет. Он так морковку любит! [аваите проверим, какой он ловкии, быстрый.

«Догонит ли заяц морковку?»

Дети стоят в кругу. Под веселую музыку передают морковку и 

Лесовичок: Нравится вам в осеннем лесу? Посмотрите друг на друга внимательно, проверьте, никто не заблудился.

(Ответы детей)

Вы мне тоже очень понравились. Вижу: любите природу, бережно к ней относитесь. Лесовичок дарит корзину с угощениями. Ведущая и дети благодарят Лесовичка и «уезжают» на поезде

Cлайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Терновский детский сад №2» октябрь 2012г.

Cлайд 2

Cлайд 3

Образовательная область «Познание»: знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (цвет, форма); продолжать учить детей находить много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке, формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвет); поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ним.

Cлайд 4

Образовательная область «Художественная литература»: поддерживать эмоциональный отклик на литературное произведение и его героя. Образовательная область «Художественное творчество»: развивать умение детей использовать в постройке пластины круглой формы, знакомить детей со способами расположения (в ряд); развивать умение анализировать постройку и стимулировать обыгрывание, выражая в речи форму, цвет и отношение к образу.

Cлайд 5

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: показ, рассматривание предмета, использование наглядности, сюрпризный момент, объяснение воспитателя, беседа, художественное слово, вопросы, упражнение детей, игровая ситуация, индивидуальная работа.

Cлайд 6

Оборудование и материалы: - мягкие игрушки «белочка»,«ежик»; - плоскостные деревья «елочка», «клен»; - корзинки; маленькие игрушки «грибочки»; - кленовые листочки желтого и красного цвета; - плоскостные кружочки желтого цвета.

Cлайд 7

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: «один», «много», «кленовые листочки», «красный», «желтый», «осенняя дорожка»

Cлайд 8

Cлайд 9

Ход занятия: Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. А лес этот не обыкновенный, а сказочный. Для этого нам нужно встать друг за другом. Дружно двигаться и внимательно слушать. Построились, все готовы? Тогда в путь. Дети выстраиваются в колонну и шагают под музыкальное сопровождение. Воспитатель: Зашагали ножки: Топ-топ-топ, Прямо по дорожке: Топ-топ-топ, Ну-ка веселее: Топ-топ-топ, Вот как мы умеем: Топ-топ-топ. Зашагали ножки: Топ-топ-топ, Прямо по дорожке: Топ-топ-топ, Топают сапожки: Топ-топ-топ, Это наши ножки: Топ-топ-топ, Стоп!!!

Cлайд 10

Воспитатель: Ну вот, мы и пришли. Посмотрите, как здесь красиво. Воспитатель: А что же это за дерево, которое зимой и летом одним цветом? (елочка) Воспитатель: А какого она цвета? (зеленого) Воспитатель: Ребята, а посмотрите, кто это сидит под елочкой? (белочка) Воспитатель: Белочка-хозяюшка, она делает запасы на зиму. Сушит грибочки, собирает орешки. Сколько грибочков у белочки? (один) Воспитатель: А давайте поможем белочке собрать грибочки. Мы с вами пойдем на полянку и соберем грибочки. Разбежались по земле Лучики, цветочки. Осветили все вокруг Травку и листочки. Кто грибочки соберет И в корзину мне вернет? Дети собирают грибочки в корзину (грибочки расставлены на ковре).

Cлайд 11

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько грибочков у нас в корзинке (много). Давайте отдадим белочке грибочки и пойдем дальше. Воспитатель: Как красиво в осеннем лесу! А что же это за дерево? (клен) Вон сколько листочков упало с него. Наверное был сильный ветер и их сорвало с дерева. Сколько листьев упало? (много) Разноцветные листья лежат на полу. Воспитатель: А кто это шуршит? Кто прячется в листве? (ежик) Показывает детям игрушку-ежа. Воспитатель: Дети, ежик здоровается с вами и вы поздоровайтесь с ним. Воспитатель: Ребята, а какой еж? (колючий)

Cлайд 12

Ежик любит собирать листочки, ему нравится порядок в лесу. Но несколько листочков улетело далеко от дерева. Давайте ежику поможем собрать листья. А какого они цвета? (красного, желтого) Сейчас мы возьмем по одному листочку и положим его в корзинку. Воспитатель: У меня две корзинки. Одна с красной ручкой,а другая с желтой. У кого желтый листочек, отнесет его в корзину с желтой ручкой, а красные листочки будем складывать в корзинку с красной ручкой. Воспитатель: Сколько листочков принесла Даша? (один) Какого цвета у тебя листочек? (желтого) Воспитатель: Сколько листочков принес Денис? (один) Какого цвета у тебя листочек (красного). Дети складывают листочки называя цвет. Воспитатель: Дети, ежик шепчет мне, что вы молодцы, помогли навести порядок в лесу.

Cлайд 13

Послушайте стихотворение. Что ты еж такой колючий? Это я на всякий случай, Знаешь кто мои соседи? Лисы, волки и медведи. Воспитатель: Дети, а зачем ежу нужны иголки? (чтобы защититься от врагов) А вы знаете, как ежик защищается от врагов? Он сворачивается клубочком, прячет нос, наверху остаются иголки, которые защищают его. Вот так. (показывает на игрушке) Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть. Сейчас вы оденьте маски и превратитесь в ежей. Вот вы и ежики. Сейчас вы под музыку будете бегать по полянке,а когда появится лиса, вы должны будете остановиться и свернуться в клубочек (группируются и сидят неподвижно) Лиса ушла, ежики снова гуляют. Игра повторяется два раза.

Cлайд 14

Воспитатель: Ребята,ёжик играл с нами и забыл под каким деревом его домик.Давайте поможем ежику.Мы построим ему дорожку. А выкладывать дорожку мы будем из кружочков. Посмотрите какого они цвета? (желтого) Мы будем брать по одному кружочку и выкладывать дорожку. Дети вместе с воспитателем выкладывают дорожку. Воспитатель: Посмотрите, какая получилась дорожка. Яркая. Осенняя. Теперь ежик обязательно найдет свой домик (ежик убегает по дорожке). Ежик убежал и нам пора возвращаться в детский сад. (Дети уходят под музыкальное сопровождение).

Cлайд 15

Интегрированное занятие подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Т У Л Ь С К А Я Лариса Александровна