Лев Лурье — о судьбе графини Марии Тарновской и участи ее поклонников. История «Черного Ангела».Мария Тарновская

Знаменитый итальянский кинорежиссер Лукино Висконти должен был снять фильм «Смерть в Венеции», но не этот, ставший классикой, а совершенно другой. И главной героиней в нем должна была стать русская женщина.


В конце прошлого года в Италии отмечали столетие со дня рождения классика мирового кино, Лукино Висконти. Как полагается - ретроспективы по телевидению, юбилейные статьи, публикации. Вышла к юбилею и книга Alessandro Bencivenni. Luchino Visconti , в издательстве Il Castorо («Бобер»). Книга эта оказалась ценным подарком любителям киномузы. В архивах римского института имени Антонио Грамши, в особом личном фонде Лукино Висконти была обнаружена и опубликована рукопись, которую прежде считали утраченной. Это рукопись сценария: с названием «Смерть в Венеции», но не имевшего никакого отношения к другому фильму Висконти, по новелле Томаса Манна. Ее подзаголовок гласит: «Процесс Марии Тарновской».


Сценарий, в соавторстве с другой легендой кино, Микеладжело Антониони, и еще двумя друзьями, был написан в далеком 1946-м году, в соответствии с контрактом, который Висконти заключил с промышленником Риккардо Гуалино - я недавно рассказывал о нем и о его проекте построить Новый Петербург: после падения фашизма и окончании ссылки неугомонный Гуалино пробовал свои силы как кинопродюсер.


Само создание сценария превратилось в легенду. Маэстро сдал на несколько месяцев свой римский дом, а сам заперся в гостинице, чтобы ничего ему не мешало писать о Тарновской. Это должен был быть его второй фильм, после успешного «Наваждения».


Кто же такая Мария Николаевна Тарновская , и почему Лукино задумал о ней фильм, увы, не реализованный?


Ровно сто лет тому назад имя Тарновской гремело по всему миру. В 1907 году один из ее любовников убил в Венеции ее другого мужчину, официального жениха, а преступный план был разработан, с корыстной целью, ее третьим любовником. Тарновскую и двух ее сообщников судили в Венеции. Вот краткое резюме, но эта увлекательная история заслуживает более подробного рассказа.


Процесс Тарновской стал мировой сенсацией, ее биография была переведена на все важнейшие европейские языки, ее фотографии и портреты переполняли иллюстрированные журналы, о Тарновский написаны книги, невероятное множество статей. На театральных сценах ставились пьесы из ее жизни, а в 1917-м году о ней поставили первый, немой еще фильм «Цирцея».


Тарновская, девичья фамилия, О’Рурк, дочь графа Николая Морицевича О"Рурка, чьи предки состояли в родстве с королями Стюартами, родилась в 1877 года в Киеве. В семье, а, затем, и в обществе ее прозвали Манюней. Манюня вышла замуж за Василия Тарновского, семейное прозвание Васюк - за сына известного киевского мецената и коллекционера. Но дела мецената Тарновского-старшего пришли в упадок, молодая пара лишилась прежних финансовых возможностей. Васюк стал пить и гулять, а Манюня обратила взоры на других мужчин, добивавшихся ее благосклонности.


Супруги окунулись в бесчисленные романы, а Марию вскоре перестали принимать в приличных домах Киева.


Манюня стала хлопотать о разводе, поручив ведение дела знакомому адвокату - москвичу Донату Прилукову.


Обремененный семьей человек, имевший обширную практику, Прилуков влюбился в Тарновскую, бросил жену и детей, пробовал даже отравиться, но, в конце концов, уехал с Манюней за границу. Около 80 тысяч рублей, доверенных ему клиентами, дали им возможность несколько месяцев пожить на широкую ногу, но деньги быстро иссякли.


Прилуков вместе с Тарновской разработал план преступления.


Манюня посчитала свою очередную курортную жертву - графа Павла Комаровского - достаточно богатым человеком, и заинтересовалась им, узнав, что граф овдовел. По просьбе Манюни влюбленный в нее Комаровский застраховал свою жизнь в ее пользу на 500 тысяч франков.


Тот же незадачливый граф познакомил Манюню со своим молодым другом - губернским секретарем Николаем Наумовым. Неуравновешенный, склонный к выпивке и всецело подпавший под влияние Тарновской, 23- летний Наумов стал орудием в разработанном плане убийства своего старшего приятеля Комаровского.


Тот отдыхал в Венеции. Однажды Наумов появился в его доме, представившись другом хозяина. Когда Комаровский вышел навстречу гостю, Наумов выстрелил в него в упор со словами: «Вы не должны жениться на графине!». Комаровский не погиб сразу, и обливаясь кровью, спросил у Наумова: «Что я вам сделал плохого?» Потом они плакали вместе, обнявшись, и когда прибежали слуги, они подумали, что Комаровский пытался покончить жизнь самоубийством, а его юный друг пытался остановить.


Арестованный киллер узнал от следователей, в первую очередь, от петербургского сыщика Филиппова об истинных мотивах убийства, и сознался, назвав имя заказчицы. Тарновская и Прилуков были задержаны в Вене, при попытке получить деньги убитого Комаровского по страховке. Следствие тянулось более двух лет, и громкий судебный процесс состоялся в Венеции лишь весной 1910-го. На скамье подсудимых оказались Наумов, Прилуков, Тарновская и ее камеристка швейцарка Элиза Перье, посвященная во все замыслы госпожи.


Зал суда напоминал театр в день долгожданной премьеры. В Венецию съехались сотни журналистов. Итальянцы прозвали Марию angelo nero («Черный ангeл»).


Тарновская защищалась изобретательно, изображая себя игрушкой в хитросплетениях чужих страстей. Вот ее слова:


В суде, когда я спокойна, меня называют циничной; если бы я плакала и теряла самообладание, мои слезы назвали бы крокодиловыми. Никто не подозревает, что я переживаю. Разве я, в самом деле, авантюристка, преступница, убийца, какой меня изображают? Если я не являюсь конкуренткой на приз за добродетель, то все, по крайней мере, убедятся, что я больная слабая женщина, а не мегера и демоническая натура.


Рассказывали, что во время судебного процесса в Венеции ежедневно меняли карабинеров, сопровождавших графиню в суд - из боязни, что и на них подействует магия «Черного ангела».


Приведем цитату из тогдашней хроники: «Необычайно высокого роста, худощавая, элегантно одетая, с благородными чертами лица и сверкавшими жизнью, невероятно живыми глазами, всегда смеющаяся, кокетливая, находчивая и разговорчивая даже в тяжелые минуты. Муж был ее рабом, как и все окружающие, сама она была рабою своей страсти к роскоши, удовольствиям, а, следовательно, и деньгам».


Суд не поддался на уловки обвиняемых и их адвокатов - от наказания освободили лишь одну швейцарку Перье. Тарновскую же осудили на восемь лет исправительных работ в Венеции, на соляных промыслах. Кара могла быть и более суровой, но подсудимых признали виновными не в убийстве, а в покушении на убийство, посчитав, что Комаровский умер в результате неудачного лечения.


В те годы Игорь Северянин написал сонет «Тарновская»:


По подвигам, по рыцарским сердцам,
Змея, голубка, кошечка, романтик, -
Она томилась с детства. В прейскуранте
Стереотипов нет ее мечтам
Названья и цены. К ее устам
Льнут ровные «заставки». Но - отстаньте! -
Вот как- то не сказалось. В бриллианте
Есть место электрическим огням.
О, внешний сверк на хрупости мизинца!
Ты не привлек властительного принца:
Поработитель медлил. И змея
В романтика и в кошечку с голубкой
Вонзала жало. Расцвела преступкой,
От электрических ядов, - не моя!.. -
Тарновская.


Что касается дальнейшей судьбы Марии Николаевны, то, согласно легенде, в нее будто бы заочно влюбился некий миллионер, и после того как она отбыла наказание, женился на ней и увез в Америку. Я применил все возможные рычаги и инструменты, поднял на ноги специалистов по русской диаспоре, но пока следов Тарновской, после освобождения из венецианской тюрьмы, не нашел.


Самой известной книгой о Тарновской стал роман «Цирцея», писательницы Анны Виванти. Именно по этому роману потом сняли и немой фильм. В 1970-х годах итальянский государственный телеканал RAI снял телефильм. В России не так давно вышел целый цикл ретро- детективов под общим названием «Преступление в стиле модерн», посвященный расследованиям петербургского сыщика Владимира Филиппова. Сюжет о Тарновской назывался «Убийство в Венеции». В этом перечне не хватает фильма Висконти.


Несостоявшаяся картина была призвана стать важной вехой в истории кино. Напомню, что его собирались делать 60 лет тому назад, с воистину новаторским приемом - об одном и том же убийстве должны были рассказать, совершенно по разному, три разных персонажа - сама Тарновская, киллер Наумов и адвокат Прилуков.


Фильм так и не сняли: вроде бы из-за интриг вокруг главной женской роли. Теперь можно прочитать сценарий и вновь подивиться воистину драматичной истории. Жаль, конечно - благодаря гениальному Висконти, роковая киевлянка стала бы одним из мифов XX столетия, а теперь одним русским мифом на Западе меньше.

Лев Лурье - о судьбе графини Марии Тарновской и участи ее поклонников

Венеция помнит роковую русскую графиню. И зарабатывает на ней


Лев Лурье, Венеция


В центральном венецианском квартале Сан-Марко в доме под номером 2497 располагается гостиница "Ала", а внизу только что открыт бар-музей "Тарновска". Концепцию бара-музея придумал Андреа Салмасо, директор венецианской сети отелей, куда входит гостиница "Ала". Салмасо убежден: успех новому заведению обеспечен — ведь назван он в честь киевлянки графини Марии Николаевны Тарновской, которая сто лет тому назад заставила говорить о себе весь мир.

В 1910 году Россия — в центре внимания мировой прессы. Бежит из Ясной Поляны и умирает на станции Астапово Лев Толстой. В Париже с невероятным успехом проходят гастроли "Русские сезоны" Сергея Дягилева. И, наконец, "Казо руссо" в Венеции — судебный процесс над русскими, собравший сотни репортеров со всех концов света. Даже для многочисленных случайных туристов он стал главным аттракционом венецианской ранней весны. Больше, чем голуби на площади святого Марка, львы у ратуши и дом Шейлока.

Венецианские судьи подробно рассматривают быт и нравы российской элиты Серебряного века. На скамье подсудимых — сын пермского губернатора, известный московский адвокат и русская графиня, в предках у которой — Мария Стюарт.

Графиня Мария Николаевна О"Рурк (по мужу — Тарновская) происходит из древнего ирландского рода (выходец из него, например, знаменитый актер Микки Рурк). Ее прадед отправился в Россию служить императрице Елизавете Петровне. Елизавета официально признала за ним титул "ирландского графа". Графиня О"Рурк — стройная рыжеволосая, с голубыми глазами девица, что называется, кровь с молоком; с юности она привлекала внимание мужчин. Поклонники говорили, что у Тарновской опьяняющие глаза и тициановский цвет волос, что она обаятельная и смелая, то, что в Америке называется tomboy (женщина с манерами мужчин).

В 17 лет Мария окончила Полтавский институт благородных девиц (где ее прозвали demivierge, то есть полудевственницей). Демивиержками в те годы называли девиц, которые, оставаясь физически девственными, познали тайны плотской любви.

В последних классах института Мария обнаружила: в нее без памяти влюблен красавец и богач Василий Тарновский — самый модный жених Киева. Поклонник, как и его избранница, происходил из знатного, хорошо известного на Украине рода. Васюк Тарновский — неслужащий дворянин 22 лет. По слухам, его ожидает огромное наследство, но пока живет на полном родительском содержании. Пользуется репутацией доброго малого и кутилы. Тарновская обожала роскошь, ее муж не скупился.

Любимый десерт Марии Николаевны состоял из клубники в эфире, она колола себе морфин позолоченным шприцем и пила одуряющий абсент — спирт, настоянный на полыни. Ничто не мешало веселью супругов — великосветская дама графиня Мария Тарновская родила сына прямо в отдельном кабинете одного из киевских ресторанов.

Младший брат Василия, ученик реального училища Петр, в 17 лет повесился. Многие считали: Петр ушел из жизни из-за своей прекрасной невестки. Разрываясь между братом и невесткой, Петр предпочел самоубийство.

Поклонников Мария предпочитала искать среди бретеров. Как будто хотела принудить мужа к смертельной дуэли. Или погибнет, или отправится на каторгу. Тарновскому (человеку добродушному и даже трусоватому) пришлось драться на шпагах с любовником жены Павлом Голенищевым-Кутузовым-Толстым. Впрочем, обошлось царапинами. Потом появился Стефан Боржевский — с ним Тарновская жила в имении, пока муж находился в Киеве.

Как-то Тарновская пригласила мужа и любовника на ужин в ресторан "Гранд-отеля". Когда Боржевский, выйдя провожать Марию Николаевну, у подъезда гостиницы на глазах мужа наклонился к ней и поцеловал, Василий Васильевич достал пистолет. Пуля попала в заднюю часть шеи Боржевского, но сонной артерии не задела.

Пока муж находился под домашним арестом и следствием, Мария Николаевна горя не знала.

У нее новый поклонник, барон Владимир Шталь. Ради нее он бросил жену. Шталь пригласил Марию Николаевну провести месяц в Крыму, та согласилась. Стефан Боржевский тоже отправился долечиваться в Ялту. Но через несколько дней у него поднялся жар, и он вскоре умер. Характерно восклицание Тарновской в часовне, где находился труп Боржевского: "Скорее его похоронили бы, а то он ужасно воняет!"

Она объяснила Шталю: взаимность стоит дорого. Барон был готов купить ее любовь. Шталь застраховал свою жизнь в пользу Тарновской и через два дня застрелился в Киеве у анатомического театра.

Между тем Василия Тарновского судят за убийство Боржевского. Самой Марии Николаевны на суде не было. Все же остальные свидетели, по существу, выступили на стороне Василия Васильевича. Тарновского оправдали. Марию Николаевну ославили на всю Россию.

В круг многочисленных светских знакомых графини входил Донат Прилуков, московский присяжный поверенный, специалист по коммерческим и гражданским делам. Женат; супруга — милая, серьезная, любящая женщина; трое детей.

В 1906 году на Рождество Прилуков получил письмо из Киева от Тарновской не на домашний адрес, а в контору. В нем она неожиданно признавалась адвокату в любви.

Какое-то время Прилуков жил на два дома. Для любовницы он снял особняк Чижиковой на Садовой-Кудринской. Но как ни крепился московский адвокат, в конце концов его, как и всех мужчин Тарновской, что называется, понесло. Как-то на глазах у всей светской Москвы Прилуков по ее приказу даже прыгнул из театральной ложи на сцену прямо во время спектакля.

Тарновская с ее любовью к роскоши стоила Прилукову в среднем 4 тысячи рублей в месяц. Адвокат постепенно принялся залезать в клиентские деньги. В конце концов похитил 80 тысяч, доверенных ему клиентами, бежал с Марией в Алжир. Скоро и деньги Доната Прилукова закончились.

За границей Тарновская неожиданно встретила своих старинных приятелей — графа Павла и графиню Эмилию Комаровских. Эмилия тяжело болела. Быстро оценив обстановку, Мария Николаевна Тарновская стала любовницей мужу и сестрой милосердия больной жене. Вскоре Эмилия Комаровская ушла в мир иной. Уже потом, когда Тарновскую арестовали, родственники Эмилии Комаровской заподозрили неладное и потребовали эксгумации тела. Но итальянская юстиция, ведшая дело Тарновской, не была заинтересована в затягивании следствия.

Павел Комаровский нигде не служил и занимался благородными дворянскими делами: организатор съезда российских пожарных, любитель искусств, жертвователь в Орловский губернский музей, владелец большой библиотеки.

На следующий день после смерти жены граф Комаровский сделал Марии Николаевне официальное предложение. Тарновская обещала связать свою судьбу с графом сразу после развода с Василием Васильевичем. И они отправились в Орел.

В городе было мало людей круга Комаровского, разве что Николай Наумов — его младший приятель, в некотором смысле ученик. Потомственный дворянин, сын пермского губернатора, из старой дворянской семьи, его двоюродный дед — Иван Тургенев. Это элегантный молодой человек 24 лет. Он пьет абсент, переводит Бодлера, словом, декадент. Николай Наумов влюбился в Тарновскую немедленно и страстно. Он даже написал поэму в честь графини, где клялся быть ей верным до гроба.

Представив Марию Николаевну родственникам, Комаровский отправился в Венецию, чтобы купить там палаццо, где собирался поселить любимую. Она же задержалась в Орле. Зря графиня времени не теряла. Вскоре Наумов стал очередным и самым преданным сексуальным рабом госпожи Тарновской. Она проделывала над ним разнообразные эксперименты: тушила папиросы об его кожу, заставила наколоть свои инициалы в качестве татуировки, стегала плетью, ездила на нем, как на лошади. А Наумова это приводило в восторг.

Между тем Тарновская осмотрелась в Орле, и мысль о браке с Комаровским стала казаться ей не такой уж привлекательной. Имение графа выглядело запущенным и было обременено долгами. И граф вовсе не был так баснословно богат, как ей казалось. Никакой приязни к нему она не испытывала и начала понимать, что ввязалась в дурацкую историю.

Комаровская с верным Прилуковым обговорили подробности и начали действовать. Необходимо было обобрать Комаровского, а затем убить его так, чтобы не вызвать подозрений.

Мария Николаевна объяснила графу Комаровскому: бракоразводный процесс затягивается. Положение ее двусмысленно. В случае если с графом что-нибудь случится, она останется одна без детей, без родины и без состояния. Павел Евграфович отдал Тарновской 80 тысяч рублей; составил страховой полис на ее имя на полмиллиона франков и завещал ей все движимое и недвижимое имущество. Мария Николаевна настояла на том, чтобы в договор о страховке вписали пункт о том, что все деньги она сможет получить и в случае насильственной смерти графа. С этого момента судьба графа Комаровского была решена.

План заключался в том, чтобы использовать Наумова как зомби-убийцу. Скорее всего, Наумову удастся бежать с места преступления. Но и будь он словлен, убийство сочтут преступлением из ревности, он не выдаст Тарновскую и отбудет недолгий тюремный срок.

4 сентября 1907 года. Венеция. Квартира графа Павла Комаровского. Молодой человек в коричневой шляпе и сером пальто звонит в дверь ранним утром. Хозяин еще не вставал ото сна. Открывает горничная — итальянка. Через несколько минут граф в халате выходит к незнакомцу в прихожую. По словам горничной, Комаровский явно знал визитера, был удивлен, но обрадован. Пытался обнять молодого человека. Она вышла. В этот момент из передней раздались один за другим четыре выстрела. Когда туда вбежала она и другие слуги, то увидели лежащего в луже крови Комаровского и склонившегося над ним посетителя, который плакал. Они решили, что произошел несчастный случай. Тут молодой человек встал, открыл входную дверь и убежал на улицу.

Тяжелораненого графа доставили на санитарной гондоле в венецианскую больницу. Раны его поначалу казались несмертельными, но он потерял много крови. В больнице Комаровский составил завещание на имя Тарновской, он отдал ей все состояние. Завещание заканчивалось так: "Прошу браслет и письма Марии Николаевны положить ко мне в гроб". На вторые сутки после ранения и операции по извлечению пули Комаровскому сделали в больнице промывание желудка. Оно привело к внутреннему кровотечению и смерти.

Уже через несколько часов после покушения Наумова задержали и доставили в полицию Вероны. Там он зарыдал и дал исчерпывающие признательные показания. На следующий день после покушения австрийская полиция задержала в венской гостинице Доната Прилукова. Прямо в поезде, идущем в Вену, арестовали Марию Тарновскую и ее горничную Элизу Перье.

Следствие тянулось два с половиной года, показания обвиняемых и свидетелей необходимо было перевести с русского на итальянский. Допросили 250 свидетелей, привлекли 22 эксперта, из них 9 психиатров. Результатом работы итальянской юстиции стали 34 увесистых тома на трех языках: русском, итальянском и французском. И только 4 марта 1910 года в Венеции начался суд над Николаем Наумовым, Марией Тарновской, Донатом Прилуковым и Элизой Перье.

Не было сколько-нибудь известной в мире газеты, которая не аккредитовала бы на процессе своего корреспондента. Репортажи из Венеции всю весну увеличивали тираж и "Нью-Йорк таймс", и "Матэн", и "Русского слова". В зале суда — художник Эдгар Дега, великая французская актриса Режан. Но и те, кто не попал в зал суда, простые венецианцы, страстно интересовались происходящим. Тарновская вызвала всеобщее возмущение, ее называли "проклятая богом". На фасаде дома, где был убит Комаровский, появился лозунг "Тарновскую — на галеры!"

20 мая суд закончился. Перье оправдали. Наумов приговорен к 3 годам 4 месяцам тюрьмы, Тарновская — к 8 годам 4 месяцам, Прилуков — к 10 годам.

Суд над Тарновской — повод для обсуждения "жгучих вопросов": психоанализ, мазохизм, загадочная славянская душа и русские нравы в целом. Комаровские, Тарновские, Наумовы, Прилуковы — таков правящий класс России перед грядущей революцией.

В Италии Марию Николаевну не забывали никогда: несколько раз переиздавался роман Анны Виванти "Цирцея", Висконти и Антониони собирались снимать о графине кино с Роми Шнайдер в главной роли. А теперь вот на первом этаже палаццо Маурогонато с видом на знаменитую барочную церковь Санта-Мария дель Джильо "Русскому делу" посвящен целый музей.

Здравствуйте уважаемые.
Так уж довелось, что большинство самых кровожадных жестоких и свирепых преступников находятся среди мужчин. Такова природа. Однако и женщины иногда "отличаются" на этот поприще. Давайте вспомним нескольких таких дам в нашей истории.
Мария Тарновская (Черная вдова), 1877-1944
Настоящая роковая женщина. Поговаривали, что за свою жизнь она толкнула на смерть и убийства не менее 14 человек. Мария родилась в 1877 году в семье графа Николая О’Рурка, потомка ирландских королей. Девушка росла красивой и распущенной, и еще в институте благородных девиц ее прозвали «демивьержка» («полудевственница»).

В 18 лет Мария обвенчалась с самым завидным женихом Киева, наследником богатого промышленника Василием Тарновским. Молодые вели ну ооочень богемный образ жизни. Даже своего первенца она родила во время гуляний в ресторане, закрывшись в отдельной комнате.
Со временем старик Тарновский обеднел и перестал давать сыну деньги. Мария нашла выход из ситуации: влюбила в себя родного брата мужа, разбила ему сердце и подтолкнула к самоубийству. Когда тот покончил с собой, деньги и наследство брата достались Василию, и супруги продолжили безбедную жизнь. Они переехали за границу, но там случилось несчастье: Мария серьезно заболела и чуть не умерла. Вместо того чтобы поддержать ее, муж завел роман на стороне.

Выздоровев и вернувшись на родину, Тарновская начала мстить. Она меняла любовников одного за другим, надеясь, что муж будет драться с одним из них на дуэли и погибнет. Не дождавшись смерти супруга, Мария подала на развод. Дело о разводе Тарновских вел известный адвокат Прилуков. Он влюбился в красавицу, бросил ради нее семью, забрал деньги клиентов и бежал с ней в Алжир. Но украденных денег хватило ненадолго, вскоре влюбленные оказались близки к бедности.
И Марии вновь пришлось «спасать ситуацию». Новой жертвой она выбрала отдыхавшего там же овдовевшего графа Комаровского. Тот настолько проникся чувствами к красавице, что решил на ней жениться, а заодно — поддавшись на уговоры — застраховал свою жизнь в ее пользу.
Пока граф ездил в Венецию, чтобы купить домик для будущей супруги, та завела третьего любовника — родственника Ивана Тургенева дворянина Наумова, писавшего стихи о смерти и распивавшего абсент. Тарновская сделала Наумова своим сексуальным рабом: она тушила о него сигареты, стегала плетью, всячески издевалась и мучила.

Выбрав момент, женщина пожаловалась поэту на Комаровского, обвинив его в приставаниях. По ее плану, Наумов должен был отправиться в Венецию и убить богатого вдовца, а потом скрыться в Швейцарии. Так Мария получила бы страховку и избавилась от надоедливого поклонника. Но что-то пошло не так. Застрелив Комаровского, поэт не успел бежать и попался полиции. Там он разрыдался и сдал «заказчицу». Тарновская оказалась на скамье подсудимых вместе с адвокатом Прилуковым.
Черную вдову приговорили к восьми годам колонии, но всего срока она не отсидела. Выйдя на свободу, вышла замуж за американского офицера, от которого ушла к аргентинскому миллионеру. Перестав беспокоиться о деньгах, Мария успокоилась и стала примерной женой и матерью.
Вот такая дама.

Антонина Макарова (Тонька-пулеметчица) (1920-1979)
Об этой женщине Вы наверняка слышали. Сериал "Палач" как раз о ней.
Когда началась война, Макарова училась на медицинском факультете. В возрасте 19 лет девушка добровольно пошла санитаркой на фронт.

Там Антонина оказалась в центре печально известного Вяземского котла, где гитлеровцы разгромили советские войска. Девушка чудом вырвалась из плена, несколько месяцев скиталась по лесам и оказалась в занятом немцами селе Локоть. Поначалу ютилась в доме у женщины, а потом в поисках лучшей жизни перешла к фашистам. Немцы поручили девушке самую жестокую работу: расстреливать схваченных ими партизан, беглых советских солдат. Ей выдали пулемет и назначили зарплату — 30 марок за каждый расстрел. И Тонька согласилась.

Первый «выход», вспоминала Макарова, дался ей нелегко. Но немцы накачали ее спиртным, и кровавая работа пошла как по маслу. Как вспоминала потом Тонька-пулеметчица, земляков ей было не жалко. «Я не знала тех, кого расстреливаю. Они меня не знали. Поэтому стыдно мне перед ними не было», — заявила она на допросе.

Вечерами после работы Тонька развлекалась в клубе с немецкими солдатами. Летом 1943 года Макарову откомандировали в немецкий тыловой госпиталь на лечение от венерических болезней. В немецком тылу Тонька завела роман с поваром-ефрейтором, который тайно вывез ее в своем обозе на Украину, а оттуда — в Польшу. Там ефрейтора убили, а Макарову немцы отправили в концлагерь в Кенигсберге. Когда в 1945 году Красная армия захватила город, Макаровой удалось выдать себя за советскую медсестру благодаря украденному военному билету. Она указала, что с 1941-го по 1944 год работала в 422-м санитарном батальоне, и устроилась работать медсестрой в советский передвижной госпиталь. Там она познакомилась с раненым солдатом Виктором Гинзбургом и вышла за него замуж. После Победы муж увез ее в родную Белоруссию.
Антонина Макарова-Гинзбург была задержана сотрудниками КГБ 30 лет спустя, когда оформляла пенсию. В 1979 году ее казнили. Она стала первой из трех женщин, приговоренных в СССР к высшей мере наказания за все время после сталинских репрессий. По записям немцев, Тонька-пулеметчица расстреляла 1500 человек, по данным советского следствия — минимум 167.

Тамара Иванютина (Отравительница), 1941-1987

Вторая женщина, расстрелянная в СССР после сталинских репрессий, выросла в многодетной семье.
В марте 1987 года в школе, где работала Тамара, произошло массовое отравление. В больницу попали три шестиклассника, четыре учителя, логопед, медсестра, библиотекарь, водитель, заведующий столовой и техник, чинивший в школе холодильник. Поначалу недомогание списали на эпидемию гриппа, но когда больные стали лысеть и один за другим умирать, врачи обратились в милицию.
Выяснилось, что в день отравления жертвы ужинали в столовой, все ели одно и то же: гречневый суп и жареную куриную печенку. Приготовление еды никто не контролировал: диетсестра Кухаренко скончалась за две недели до событий от загадочно возникшей сердечно-сосудистой недостаточности… Тело умершей Кухаренко решили эксгумировать, в останках нашли следы токсичного металла. При опросе учителей выяснилось, что в конце прошлого года с подобными симптомами болели еще два школьника, учитель химии и парторг. Последняя скончалась.

Под подозрение попали все сотрудники столовой. Во время обыска у посудомойки Тамары Иванютиной обнаружили странную банку, небольшую, но тяжелую. Экспертиза показала, что внутри содержится яд для уничтожения крыс. В ходе расследования выяснилось, что Иванютина, ее сестра и родители уже 11 лет травят людей. Жертвами становились как «враги семьи», чем-то обидевшие ее членов, так и близкие люди.
Так, Иванютина отравила первого мужа, чтобы получить его квартиру. Выйдя замуж во второй раз, уничтожила свекра и свекровь, а затем небольшими порциями яда «угощала» супруга ради дома с участком, где держала свиней и кур. Ради бесплатного питания для скотины Тамара устроилась в школьную столовую, забирала домой все отходы и убивала всех, кто вставал на пути: парторга, диетсестру, учеников, просивших остатки котлет для домашних животных…

Следствие доказало, что за свою жизнь Иванютина отравила 29 человек, девять из которых скончались. Ее сестра Нина убила мужа ради квартиры в Киеве, а родители — соседа по коммунальной квартире, смотревшего телевизор на большой громкости, и родственницу, сделавшую им замечание из-за лужи в туалете. Находясь в СИЗО, мать семейства объяснила свою жизненную позицию так: «Чтобы добиться желаемого, нужно не жалобы писать, а дружить со всеми, угощать. Но в пищу особенно зловредным добавлять яд». Суд приговорил Тамару Иванютину к расстрелу, ее родителей — к 10 и 13, а сестру — к 15 годам колонии.

Продолжение следует....
Приятного времени суток.

Знаменитый итальянский кинорежиссер Лукино Висконти
прежде, чем снять свой шедевр «Смерть в Венеции»,
ставший классикой, собирался снять другой фильм с таким же названием.
И главной героиней в нем должна была стать женщина из России...

Мария Николаевна О"Рурк. http://ru.wikipedia.org/wiki/Β%D0%F3%F0%EA

Игорь Северянин
(Сонет с кодой)


Змея, голубка, кошечка, романтик, -

Стереотипов нет её мечтам
Названья и цены. К её устам


О, внешний сверк на хрупости мизинца!
Ты не привлёк властительного принца:
Поработитель медлил. И змея


Вонзала жало. Расцвела преступкой,

Тарновская.

«В прейскуранте стереотипов нет её мечтам названья и цены…»

Киевская аристократка королевских кровей, которая кружила головы мужчинам и обирала их до нитки.
Женщина – вечная загадка. А взращенные на киевской земле, и подавно.
Вспомнить хоть Булгакова с его Маргаритой..

По рождению Мария принадлежала к верхушке местной аристократии. В жилах ее отца, графа Николая Морицевича О"Рурка, текла королевская кровь; предки его находились в родстве с ирландскими отпрысками Стюартов. Родители и старшие братья называли девочку Манюней, это прозвище впоследствии употреблялось и в обществе. С годами Манюня превратилась в худощавую, высокую, гибкую девушку, в которой с первого взгляда чувствовалась аристократическая порода. Живость характера и обаяние привлекали к ней взоры и сердца молодых людей. В числе поклонников 18-летней выпускницы Института благородных девиц Марии О"Рурк оказался популярный киевский донжуан и сердцеед Василий Тарновский. Однако родители не желали и слышать об этом браке. Граф О"Рурк не считал Тарновских равными себе (хотя их предок был запорожским "войсковым товарищем" еще в XVII веке). А гордый старик Тарновский с высоты своего богатства презирал не слишком состоятельного графа. Это сопротивление только разожгло страсть молодых людей, придав их отношениям романтический оттенок. Весь киевский бомонд сочувствовал им. Но самое главное, что их союзницей оказалась бабушка Васюка - Людмила Тарновская, типичная вольнолюбивая украинка. Она посоветовала внуку устроить "похищение" невесты. И вот в деревенской церкви под Киевом состоялось венчание, на котором присутствовали избранные представители "золотой молодежи". Для них все это было увлекательным приключением. Поставленные перед фактом и уступившие общественному мнению, отцы молодых благословили брак.


Василий Васильевич Тарновский.

В распоряжении молодых были имения в Качановке и Отраде (Полтавская губерния). Супруги сделались кумирами праздно веселящейся публики. В Киеве они устраивали шикарные приемы и кутежи, на которых впервые начала собираться молодежь без всякого надзора старших. После застолья всем обществом отправлялись в театр или варьете. Василий Тарновский был без ума от своей жены и выполнял любые ее капризы. В 1897 году у них родился сын - тоже Василий, через два года - дочь Татьяна. Но на безоблачном небе семейного счастья начали появляться первые тучи. Дела старика Тарновского пришли в упадок. Его сын был вынужден сильно ограничить свои расходы. А Мария привыкла жить широко и отвыкать не собиралась. Начались ссоры и сцены, после которых Васюку порой приходилось искать утешения на дне бутылки. Тем временем Манюня стала изыскивать собственные способы оплаты многочисленных счетов. Первой трагедией на этом пути оказалось самоубийство Петра Тарновского - шурина Марии. В киевских кругах толковали, будто бы она влюбила в себя несчастного и подтолкнула его к гибели, чтобы ее муж получил деньги брата. Вскоре умерла старая бабушка Василия, год спустя - его отец. Запутанные дела по наследству не позволяли Манюне тратить столько, сколько ей хотелось. Но она уже ощутила в себе способность кружить головы мужчинам и опустошать их карманы. Говорили, что в Киеве не осталось ни одного мало-мальски богатого человека, который хоть раз не попользовался ее благосклонностью. С мужем ее больше ничто не связывало, и Тарновская стала хлопотать о разводе, поручив ведение дела знакомому адвокату - москвичу Донату Прилукову. Но и он имел несчастье влюбиться в Тарновскую, и, покинув свою семью, адвокат бежал со своей клиенткой-возлюбленной за границу.

Жадная до комфорта и роскоши, Мария завела себе несколько любовников разного типа, от робкого и подчинённого до богача с инстинктом собственника, который хотел жениться на ней. И все они проявляли безграничный интерес к "живому объекту роскоши, который я воплощала собой в мужском обществе половины Европы". Она натравливала их одного на другого, покоряла, покорялась, подстрекала, чтобы убить богатого жениха руками юного любовника, и получить в наследство деньги. Затея почти осуществилась...

4 сентября 1907 года, в Венеции, секретарь канцелярии губернатора Николай Наумов застрелил графа Павла Комаровского. За несколько дней до этого события граф застраховал свою жизнь на сумму 500 тысяч рублей в пользу невесты, графини Марии Николаевны Тарновской. На её имя он также оставил завещание. Тарновская, будучи любовницей Наумова, уговорила его на убийство графа. Николай появляется на пороге графского дома. Он сообщает прислуге, что к хозяину приехал друг из России. Когда Павел Камаровский выходит навстречу гостю не подозревая беды. Когда Комаровский приблизился, раскрыв руки для объятий, Наумов почти в упор сделал несколько выстрелов. Раненый граф смог только спросить: "Что я вам сделал?" - "Теперь вы не женитесь на Тарновской!" - отвечал Наумов. Они сидели рядом и заливались слезами. Сбежавшаяся прислуга вообразила, что Комаровский пытается покончить с собой, а друг утешает его.

Тем временем Прилуков с двумя сыщиками подстерегал Наумова, чтобы сразу же сдать его полиции. Но сентиментальная сцена затянулась, и адвокат решил, что преступника схватили прямо на месте. Он увел своих людей, а через некоторое время Наумов выскользнул из дома и отправился на вокзал. Однако в Вероне его арестовали. Графа же поместили в венецианскую больницу Ospedale. Казалось, что врачи смогут спасти его жизнь. Но 8 сентября граф скончался.

Первой версией следователя, основанной на показаниях Комаровского и Наумова, было убийство на почве ревности. И тут в Вене взяли под стражу вдохновителей преступления - Тарновскую и Прилукова, которые пытались там получить деньги по страховке. Когда Наумов узнал от следователей о материальной подоплеке трагедии, он пришел в отчаяние и сознался, что выстрелил в друга по наущению своей любовницы.

Разбирательство всех тонкостей дела об убийстве графа Комаровского затянулось на два с лишним года.
Судебный процесс проходил в Венеции весной 1910-го. На скамье подсудимых оказались Наумов, Прилуков, Тарновская и ее камеристка Элиза Перье, посвященная во все замыслы госпожи. Судилище над очаровательной женщиной по столь драматическому поводу стало всемирной сенсацией. Зал суда напоминал театр в день громкой премьеры. Здесь, блистая нарядами, присутствовала вся местная знать. Толпы венецианцев наблюдали за тем, как Тарновскую перевозили из тюрьмы Джиудека в суд на особой гондоле, в сопровождении конвоя карабинеров.

Фигура графини вызывала осуждение и в то же время любопытство. Говорили, что из-за её красоты четырнадцать любовников покончили жизнь самоубийством. Когда Тарновскую вели под конвоем, толпа выкрикивала проклятия и бросала розы, а она с полным безразличием проплывала на чёрной гондоле. Карабинеры, сопровождающие графиню, менялись ежедневно, т. к. боялись, что они могут влюбиться в фатальную женщину.

Наконец был вынесен приговор: Прилукову четыре года исправительных работ, Тарновской - восемь, а Наумову - три года ссылки. Кара могла быть и более суровой, но подсудимых признали виновными не в убийстве, а в покушении на убийство, посчитав, что Комаровский умер в результате неудачного лечения.

Графиня выходит из тюрьмы 10 июня 1915 года и продолжает жить в Италии. После Октябрьской революции, когда её владения были конфискованы большевиками, она отправляется во Францию, где в 1921 году обвораживает одного американского офицера затем они вместе едут в Южную Америку в Аргентину. Она пережила двух любовников и мужа (умерли ли они естественной смертью, мы не знаем), получила в наследство меховую торговлю и умерла в 1949 году в Санта-Фе. О ней было написано несколько романов, снято четыре фильма, а еще один Лукино Висконти оставил в виде сценария.

Графиня Мария Тарновская

«Расцвела преступкой, от электрических ядов, -
не моя!.. - Тарновская»

И вновь - к тексту Сонета Игоря Северянина.

По подвигам, по рыцарским сердцам,
Она томилась с детства. В прейскуранте
Стереотипов нет её мечтам
Названья и цены.

Автор тоже подпал под обаяние «Чёрного ангела», иначе - откуда противоречивость этих четырёх строк? Невероятно, чтобы Северянин был небрежен и совместил несовместимое - обычные мечты барышень и оригинальную, изящно высказанную мысль о прейскуранте.

Может, потому и «нет цены», что в её глазах все эти романтические устремления ничего не стоили по сравнению с прагматичными желаниями хищницы, не ограниченной нравственными принципами?

… К её устам
Льнут ровные «заставки». Но - отстаньте! -
Вот как-то не сказалось. В бриллианте
Есть место электрическим огням.

Это уже ближе к истине - некая искусственность в естественном блеске бриллианта. Или я не права? И поскольку бриллиант несколько фальшив, то и к устам льнут не рыцари, а «ровные заставки»?
О, внешний сверк на хрупости мизинца!..

Человек, хоть раз видевший близко бриллиант, никогда не забудет его голубоватого свечения, идущего изнутри и составляющего душу камня. «Внешний сверк», увы, по другому ведомству.

Поработитель медлил. И змея
В романтика и в кошечку с голубкой
Вонзала жало.

То есть, случись в жизни Марии Тарновской сильный, уверенный, самодостаточный мужчина, который смог бы обуздать её натуру, вернуть чистоту и естественность бриллианту, убрав «электрические огни», доставшиеся, видимо, по наследству, и «внешний сверк», то «убийство в Венеции» могло бы и не состояться? Интересно, сколько голубок и кошечек, которым судьба подарила рыцаря, несут в себе этот «электрический огонь», способный превратить их в змею, если обстоятельства жизни изменятся? И как отличить их среди «бриллиантов без внешнего сверка на хрупости мизинца»?

Расцвела преступкой,
От электрических ядов, - не моя!.. -
Тарновская.

Иначе говоря, змея победила голубку, и женщина, которая могла стать адресатом иного сонета, теперь «не моя!.. - Тарновская»

Во время судебного процесса в Венеции Мария Николаевна говорила адвокату:

В суде, когда я спокойна, меня называют циничной; если бы я плакала и теряла самообладание, мои слёзы назвали бы крокодиловыми. Никто не подозревает, что я переживаю. Разве я в самом деле авантюристка, преступница, убийца, какой меня изображают?.. Если я не являюсь конкуренткой на приз за добродетель, то все, по крайней мере, убедятся, что я больная слабая женщина, а не мегера и демоническая натура…

«Змея, голубка, кошечка, романтик…»

Но «не моя!.. - Тарновская».

________________________________________ ________________

Мария Николаевна Тарновская
http://open.az/index.php?newsid=42269

Легенды и были Тарновских из Качановки
http://www.vilavi.ru/sud/300706/300706.shtml


Граф Павел Комаровский

Николай Наумов

Адвокат Донат Прилуков


Граф Павел Комаровский


Графиня Мария Тарновская

«Арестованный киллер молчал, пока не узнал от следователей, в первую очередь, от петербургского сыщика Филиппова об истинных мотивах убийства, лишь тогда сознался, назвав имя заказчицы. (Кстати именно Прилуков сообщил полиции об убийстве в отеле.) Тарновская и Прилуков были задержаны в Вене, при попытке получить деньги убитого Комаровского по страховке. Следствие тянулось более двух лет, и громкий судебный процесс состоялся в Венеции лишь весной 1910-го. На скамье подсудимых оказались Наумов, Прилуков, Тарновская и ее камеристка швейцарка Элиза Перье, посвященная во все замыслы госпожи. Зал суда напоминал театр в день долгожданной премьеры. В Венецию съехались сотни журналистов В суде, заинтригованные этим случаем, побывали герцог Аосты, Кардуччи, Д"Аннунцио и многие другие. На каждое заседание суда приходила половина Венеции, чтобы посмотреть, как плывет на лодке в суд присяжных «la puta assassina» (путана -убийца). И дальше, в насыщенную историю роковых женщин.


Итальянцы прозвали Марию angelo nero («Черный ангeл»). Настолько разителен был диссонанс между её историей преступницы и ангельской внешностью.
Корреспонденты гадали, устоят ли присяжные заседатели перед чарами подсудимой. Охрану в тюрьме меняли ежедневно, боясь, что Тарновская обольстит стражей.
Во время судебного процесса в Венеции Мария Николаевна говорила адвокату:
В суде, когда я спокойна, меня называют циничной; если бы я плакала и теряла самообладание, мои слёзы назвали бы крокодиловыми. Никто не подозревает, что я переживаю. Разве я в самом деле авантюристка, преступница, убийца, какой меня изображают?.. Если я не являюсь конкуренткой на приз за добродетель, то все, по крайней мере, убедятся, что я больная слабая женщина, а не мегера и демоническая натура…
В суде Марии пришлось пережить ещё одно предательство. Прилуков (будучи хорошим адвокатом, но и отменным подлецом) валил всю вину на свою любовницу, упирая на её гипнотические способности. Не выдержав такого удара, женщина потеряла сознание.

Итальянские присяжные, вопреки ожиданиям, устояли. От наказания освободили одну Перье, остальные были приговорены к различным срокам лишения свободы. Тарновской дали самый большой срок, её осудили на восемь лет исправительных работ в Венеции, на соляных промыслах. Кара могла быть и более суровой, но обвиняемым вменили не убийство, а лишь покушение, посчитав, что Комаровский умер в результате неудачного лечения.

Расцвела преступкой,
От электрических ядов, — не моя!.. —
Тарновская.
(Игорь Северянин Веймарн август 1913 г)

В защиту её выступил один-единственный человек - врач. Он осмотрел женщину и сказал, что её нужно не судить, а лечить и её поведение - следствие болезни. Сейчас этот недуг (весьма распространенный среди женщин) знают все - ПМС . У Тарновской он принял крайние формы. Но тогда врача подняли на смех. Тем не менее, Мария запомнила своего защитника. После освобождения она разыскала его и отблагодарила.
Дальнейшая судьба Марии Тарновской мало известна. До Киева дошли слухи, что в Манюню заочно влюбился некий американский миллионер. После того как она отбыла наказание, он будто бы женился на ней и увез жену в Штаты. Были ли они счастливы - неизвестно.
В передаче о ней было сказано, что прожила она долгую жизнь.

Энрико Гроппали посвятил ей роман "Дьявол это женщина".
До Гроппали её волнующая история вдохновляла многих актрис, которые хотели бы её воплотить на сцене, от Изы Миранды до Орнеллы Мути.(итал. актрисы)
Самой известной книгой о Тарновской стал роман «Цирцея», писательницы Анны Виванти. Именно по этому роману потом сняли и немой фильм. В 1970-х годах итальянский государственный телеканал RAI снял телефильм. В России не так давно вышел целый цикл ретро— детективов под общим названием «Преступление в стиле модерн», посвященный расследованиям петербургского сыщика Владимира Филиппова. Сюжет о Тарновской назывался «Убийство в Венеции».

(Использованы факты из передачи «Эпоха и люди»,