Межконтинентальная крылатая ракета «Буря. Межконтинентальная крылатая ракета буря - бабушка бурана

В конце сороковых годов перед советскими конструкторами встал вопрос доставки новых ядерных боезарядов к целям. В качестве перспективных носителей атомного вооружения рассматривались бомбардировщики и баллистические ракеты. Однако развитие авиационной и ракетной техники того времени не позволяло возлагать на нее большие надежды. Существующие и перспективные баллистические ракеты имели недостаточную дальность полета для поражения целей на территории США, а самолеты для выполнения боевой задачи должны были прорываться через противовоздушную оборону противника. Требовалось найти способ решения сложившейся проблемы.


Предварительные работы

В качестве перспективного средства доставки ядерных боезарядов в начале пятидесятых годов рассматривались сверхзвуковые бомбардировщики и крылатые ракеты (самолеты-снаряды по классификации тех лет). Подобная техника могла бы атаковать цели, преодолевая ПВО противника. Однако достижение высоких летных данных, необходимых для прорыва обороны, было связано с массой технических и технологических проблем. Тем не менее, путь развития средств доставки был определен. В Советском Союзе стартовали несколько проектов по созданию перспективной авиационной и ракетной техники.

Еще в конце сороковых несколько научно-исследовательских организаций доказали принципиальную возможность создания межконтинентальной крылатой ракеты (МКР) с крейсерской скоростью не менее 3000 км/ч и дальностью порядка 6000 километров. Подобный боеприпас мог бы уничтожать цели на территории противника при помощи ядерной боевой части, а также был способен преодолевать все существующие системы противовоздушной обороны. Однако для строительства межконтинентальной крылатой ракеты требовалось создать новые технологии и новое специальное оборудование.

Первый проект отечественной МКР разрабатывался в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева. Одной из важнейших задач в ходе этого проекта стало создание систем навигации и управления. Без подобной аппаратуры перспективная крылатая ракета не могла выйти в район цели, а о надежном ее поражении даже не шло речи. Новая МКР должна была использовать систему астронавигации и ориентироваться по звездам. Разработка астронавигационной системы оказалась непростой задачей – это оборудование должно было не только точно определять координаты ракеты, следя за звездами, но и работать в условиях многочисленных помех (Солнце, другие звезды, блики от облаков и т.п.). В 1953 году сотрудники НИИ-88 под руководством И.М. Лисовича завершили работы по астронавигационной системе АН-2Ш. В дальнейшем эту систему совершенствовали, но кардинальные изменения в ее конструкцию не вносились.

Проект МКР, создававшийся в ОКБ-1, определил основные черты облика всех будущих ракет этого класса. Королев предложил использовать двухступенчатую схему. Это значит, что межконтинентальная крылатая ракета должна была взлетать вертикально, используя первую ступень с жидкостными двигателями. После подъема на нужную высоту должен был включаться маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель второй ступени. Вторая ступень фактически представляла собой самолет-снаряд. Теоретическая проработка этого предложения показала его перспективы, вследствие чего все новые проекты МКР подразумевали использование двухступенчатой архитектуры.

Проект «Буря»/«350»

Конструкторское бюро под руководством Королева работало над новой МКР до 1954 года, после чего было вынуждено отказаться от этого проекта, поскольку все его силы уходили на проект межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7. Весной 54-го все работы по тематике МКР были переданы в ведение министерства авиационной промышленности.

20 мая 1954 года Совмин выпустил постановление, в соответствии с которым требовалось разработать два варианта межконтинентальных крылатых ракет. К работам по программе «КРМД» («Крылатая ракета межконтинентальной дальности») привлекли ОКБ-301 во главе с С.А. Лавочкиным и ОКБ-23 В.М. Мясищева. Проекты получили условные названия «Буря» (ОКБ-301) и «Буран» (ОКБ-23). Кроме того, проекты носили заводские обозначения «350» и «40» соответственно. Научным руководителем темы «КРМД» назначили директора НИИ-1 академика М.В. Келдыша.

Конструкторскому коллективу ОКБ-301 при создании проекта «Буря»/«350» пришлось искать новые нетривиальные решения возникающих технических задач. Требования к перспективной МКР были таковы, что создание удовлетворяющего им изделия было связано с созданием и освоением новых технологий. Забегая вперед, необходимо отметить, что в ходе проекта «Буря» советская промышленность освоила изготовление и обработку деталей из титана, создала несколько новых термостойких сплавов и материалов, а также разработала большое количество специального оборудования. В дальнейшем все эти технологии неоднократно применялись в новых проектах. Интересен тот факт, что главным конструктором «титановой» крылатой ракеты «Буря» был Н.С. Черняков, позже ушедший в ОКБ П.О. Сухого и руководивший созданием «титанового» ракетоносца Т-4.

Эскизное проектирование МКР «Буря» заняло всего несколько месяцев. Уже в августе 1954 года ОКБ-301 представило заказчику документацию по проекту. Изделие «350» должно было строиться по той же схеме, что и МКР, ранее разрабатывавшаяся под руководством С.П. Королева. «Бурю» предлагалось сделать двухступенчатой, причем вторая ступень должна была представлять собой самолет-снаряд с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, автономной системой управления и ядерной боевой частью.

Заказчик рассмотрел предложенный проект, однако высказал некоторые новые пожелания и скорректировал технические требования. В частности, вес боевой части увеличили на 250 кг, до 2,35 тонны. Из-за этого конструкторам КБ С.А. Лавочкина пришлось внести в проект «350» значительные коррективы. Межконтинентальная крылатая ракета сохранила общие черты облика, но заметно потяжелела и увеличилась в размерах. Из-за этого стартовый вес двухступенчатой системы вырос до 95 тонн, 33 из которых приходилось на вторую ступень.

В соответствии с обновленным проектом было построено несколько моделей, которые испытывались в ЦАГИ и ЛИИ. В Летно-исследовательском институте аэродинамика моделей проверялась путем сброса с переоборудованного самолета-носителя. Все предварительные испытания и конструкторские работы завершились в начале 1957 года. К этому времени проект приобрел окончательный облик, который в дальнейшем почти не менялся. Вскоре после окончания проекта началось строительство нескольких опытных образцов.

Технические особенности

Будучи построенной по схеме, предложенной еще в начале десятилетия, МКР «Буря» состояла из первой (разгонной) ступени с жидкостными ракетными двигателями и второй (маршевой), представлявшей собой самолет-снаряд и оснащенной ядерной боевой частью. Как отмечает историк авиации Н. Якубович, конструкцию «Бури» можно описывать как с позиций ракетной техники, так и с точки зрения авиации. В первом случае «Буря» выглядит, как двух- или трехступенчатая (если учитывать отделяемую боевую часть) ракетная система, во втором – как самолет-снаряд вертикального взлета с ракетными ускорителями.

Первая ступень МКР «Буря» состояла из двух блоков. В каждом из них имелись топливные баки для 6300 кг горючего и 20840 кг окислителя. В хвостовой части блоков размещались четырехкамерные двигатели С2.1100, разработанные в ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева. В газовой струе двигателей располагались рули, предназначенные для корректировки траектории полета на первом этапе полета. Первая ступень межконтинентальной крылатой ракеты предназначалась для подъема маршевой на высоту около 17500 метров. После этого автоматика должна была включать прямоточный двигатель второй ступени и производить сброс разгонных блоков.

Вторая ступень изделия «350» являлась собственно крылатой ракетой. Фюзеляж второй ступени почти полностью был отдан под сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель РД-012, разработанный под руководством М.М. Бондарюка. Между обшивкой и каналом воздухозаборника в фюзеляже располагались топливные баки. На верхней поверхности фюзеляжа, в средней и хвостовой его части, размещался отсек с аппаратурой наведения и системой охлаждения. Боевая часть располагалась в центральном теле регулируемого воздухозаборника. Вторая ступень «Бури» была выполнена по аэродинамической схеме среднеплан и имела треугольное крыло малого удлинения. Стреловидность по передней кромке – 70°. В хвостовой части ракеты предусмотрели Х-образное оперение с рулями.

Несмотря на расчетную максимальную дальность полета не менее 7000-7500 километров, МКР «350» получилась достаточно компактной. Общая длина готовой к старту ракеты равнялась примерно 19,9 метрам. Первая и вторая ступени были немного короче. Стартовые ускорители имели длину 18,9 метра и диаметр не более 1,5 метра. Каждый из блоков первой ступени при старте обеспечивал тягу порядка 68,6 тс. 18-метровая вторая ступень имела фюзеляж диаметром 2,2 метра и крыло размаха 7,75 метра. Ее прямоточный двигатель на крейсерской скорости обеспечивал тягу до 7,65 тс. Общая масса готовой к старту МКР превышала 97 тонн, 33,5 из которых приходилось на каждый из блоков первой ступени и 34,6 тонны – на вторую ступень. Необходимо отметить, что в ходе доработок и испытаний стартовый вес ракеты «Буря» неоднократно изменялся, как в большую, так и в меньшую сторону.

Для запуска ракеты «Буря» был создан специальный стартовый комплекс на железнодорожной платформе. После вывода на стартовую позицию стартовый комплекс предполагалось разворачивать в нужном направлении и поднимать ракету в вертикальное положение. По команде ракета с помощью двигателей первой ступени должна была подниматься на высоту порядка 17,5 километров. На этой высоте происходила отцепка отработанных блоков первой ступени и запуск прямоточного двигателя второй. При помощи прямоточного двигателя вторая ступень должна была разгоняться до скорости порядка М=3,1-3,2. На маршевом участке включалась система астронавигации, корректировавшая траекторию полета. В нескольких десятках километров от цели «Буря» должна была подниматься на высоту 25 км и переходить в пикирование. Во время пикирования предлагалось сбрасывать центральное тело воздухозаборника с боевой частью. Испытания макетов, сбрасываемых с самолета-носителя, показали, что отклонение боеголовки ракеты на максимальной дальности не превысит 10 километров от цели.

Испытания

К середине 1957 года были изготовлены несколько экземпляров изделия «350». В июле их доставили на полигон Капустин Яр (согласно некоторым источникам, испытания велись на полигоне Владимировка). Первый запуск ракеты «Буря» был запланирован на 31 июля 1957 года (по другим данным, на 1 августа). В ходе первого испытательного пуска предполагалось проверить работу первой ступени. Тем не менее, из-за отказа систем запуск не состоялся и ракету отправили на доработку. В нескольких первых испытаниях вместо готовой второй ступени использовался ее массогабаритный макет. Он представлял собой корпус ракеты с топливными баками, заполненными песком или водой. Первый полет перспективной МКР состоялся лишь 1 сентября и закончился неудачей. Через несколько секунд после старта произошел аварийный отстрел газовых рулей, из-за чего изделие потеряло управление и упало недалеко от стартовой позиции. Последний запуск 57-го года, состоявшийся 30 октября, тоже закончился аварией.

После ряда доработок испытания возобновились 21 марта 1958 года. Целью четвертого пуска была отработка полета на начальном участке траектории. Вместо запланированных 95 секунд ракета «350» пробыла в воздухе чуть более одной минуты. На 60-й секунде полета автоматика управления по неким причинам перевела ракету в пикирование, и через 3 секунды изделие врезалось в землю. 28 апреля очередной «Буре» удалось совершить полет продолжительностью более 80 секунд. На этот раз причиной преждевременного падения ракеты стал сбой в работе электросистем, из-за которого произошел сброс блоков первой ступени. Ракета поднялась на высотку около 15 километров.

Запуск 22 мая 1958 года стал первым удачным в ходе программы испытаний. Облегченное на 30% изделие «350» за 90 секунд работы двигателей первой ступени поднялось на высоту более 17 километров и достигло скорости около М=2,95. На этой скорости произошел штатный запуск прямоточного двигателя второй ступени. Испытываемая ракета упала в заданном районе через две минуты после старта. Тестовые запуски с целью отработки полета на начальном участке траектории и испытания второй ступени продолжались до конца марта 1959 года. Из семи запусков, проведенных с 11 июня 1958 года по 29 марта 59-го, лишь один был признан удачным. В двух произошли отказы различных систем на старте, остальные завершились авариями в полете.

Стоит отметить, успешный полет 29 марта 1959 года прошел не в полной мере удачно. Первая ступень успешно вывела МКР на расчетную высоту, после чего начал работу сверхзвуковой прямоточный двигатель. Полет второй ступени изделия «350» с половинной заправкой топливом проходил на высоте 15 километров. За 25 минут 20 секунд ракета преодолела более 1300 километров. Тем не менее, во время горизонтального полета из-за сбоя бортового оборудования немного уменьшилась скорость.

С 19 апреля 1959 года по 20 февраля 60-го были проведены еще три запуска, признанные успешными. В ходе апрельского полета МКР «Буря» находилась в воздухе более 33 минут и преодолела свыше 1760 километров. В некоторых источниках утверждается, что во время этих испытаний ракета пролетела около 2000 км, затем повернула в обратном направлении и пролетела еще 2000 км.

В середине 1959 года ОКБ-301 обновило проект, оснастив межконтинентальную крылатую ракету «Буря» новыми двигателями. Первая ступень теперь оснащалась двигателями С2.1150, а вторая получила силовую установку типа РД-012У. Двигатели новых типов обеспечили прирост в тяге и, как следствие, в летных характеристиках. Первый полет модернизированной МКР состоялся 2 октября 1959 года. На маршевом участке траектории ракета впервые использовала астронавигационную систему. 20 февраля следующего года ракета «Буря» установила новый рекорд дальности, пролетев около 5500 километров.

Из четырех испытательных запусков 1960 года лишь один завершился аварией. 6 марта через 25-26 минут после старта начались неполадки в работе маршевого прямоточного двигателя. Полет прервали, дав команду на самоуничтожение. К этому времени ракета пролетела около 1500 километров.

Согласно программе испытательного полета 23 марта 1960 года, МКР «Буря» должна была достигнуть мыса Озерный (Камчатка). Пуск, подъем на высоту 18 км и последующий полет на маршевом участке прошли без каких-либо проблем. На включение и начало работы астронавигационной системы ушло не более 12-15 секунд. На 118-й минуте полета в баках второй ступени закончилось топливо. Еще через 2-2,5 минуты ракета должна была перейти в пикирование, однако произошел отказ системы управления. Устойчивый полет ракеты «350» продолжался 124 минуты, после чего она упала, преодолев в общей сложности свыше 6500 километров. Скорость на маршевом участке достигала М=3,2.

16 декабря того же года ракета «Буря» должна была долететь до полигона Кура (Камчатка). Изделие пролетело более 6400 километров и отклонилось от расчетной траектории не более чем на 5-7 километров. Скорость второй ступени достигала М=3,2. Все системы в ходе этого полета работали штатно. Полет был прекращен после израсходования запаса топлива.

Проекты на основе «Бури»

Уже в 1957-58 годах, после нескольких успешных испытаний межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, стало ясно, что проект «350» в виде ударной системы не имеет практически никаких перспектив. Межконтинентальные крылатые ракеты проигрывали баллистическим по подлетному времени и, как следствие, по боевым возможностям. Кроме того, МКР, в отличие от боевых блоков МБР в будущем могли стать достаточно легкой целью для перспективных систем противовоздушной обороны. Из-за этого 5 февраля 1960 года Совмин постановил прекратить работы по проекту межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». Тем же постановлением ОКБ-301 разрешалось провести пять дополнительных испытательных запусков, предназначенных для отработки различных систем.

Это разрешение было обусловлено тем, что еще в 1958 году конструкторы под руководством С.А. Лавочкина и Н.С. Чернякова начали работать над перспективным беспилотным разведчиком на базе «Бури». В июле 1960 года руководство страны потребовало разработать стратегический комплекс фото- и радиотехнической разведки, используя имеющиеся наработки по МКР «350». Разведчик должен был летать на высотах порядка 25 км со скоростью 3500-4000 км/ч. Радиус действия задавался на уровне 4000-4500 километров. Беспилотный разведчик нужно было оснастить несколькими аэрофотоаппаратами ПАФА-К и АФА-41, а также комплексом радиотехнической разведки «Ромб-К». Предлагалось создать два варианта беспилотного летательного аппарата. Один из них должен был получить посадочные устройства, обеспечивавшие его многоразовое применение. Второй вариант предполагалось сделать одноразовым. Для этого он должен был нести запас топлива, необходимый для полета на дальность до 12000-14000 километров, а также радиоаппаратуру для передачи данных на расстоянии до 9 тыс. км.

9 июня 1960 года не стало С.А. Лавочкина. Проект перспективного стратегического разведчика буквально осиротел. Из-за отсутствия поддержки со стороны генерального конструктора проект сбавил темпы, а к концу года был закрыт. Стоит отметить, на судьбе проекта сказалась не только смерть Лавочкина. К этому времени появилась реальная возможность создать разведывательный спутник с подходящим составом оборудования. Эксплуатация подобных систем была незначительно сложнее использования доработанной крылатой ракеты. Кроме того, для запуска разведывательных спутников предлагалось использовать ракеты-носители, унифицированные с МБР Р-7. Из-за этого проект стратегического фото- и радиотехнического разведчика был закрыт.

Во время разработки разведчика было проведено лишь три из пяти разрешенных испытательных пусков. Еще один, состоявшийся 16 декабря 1960 года, имел иные цели. В начале 60-го сотрудники ОКБ-301 предложили использовать МКР «350» в качестве основы для скоростной высотной мишени, которую можно было бы использовать для подготовки расчетов зенитных ракетных комплексов «Даль». После единственного тестового запуска по программе разработки мишени проект был прекращен. Сам проект ЗРК «Даль» тоже не был успешным – его закрыли в 1963 году.

Итоги

В декабре 1960 года все работы по разведчику и мишеням прекратились. Подобные переработки проекта МКР «Буря» посчитали бесперспективными. Таким образом, проект «350» не дал никаких результатов в виде практически применимой ударной, разведывательной и т.п. системы. Тем не менее, этот проект нельзя признать неудачным. При разработке межконтинентальных крылатых ракет советские ученые и конструкторы провели большое количество исследований, создали массу новых технологий и развили несколько важных направлений. Специально для перспективных МКР была создана первая в стране астронавигационная система и ряд другой радиоэлектронной аппаратуры. Также нельзя не отметить освоение нескольких новых технологий, связанных с изготовлением и обработкой титановых деталей. Немаловажной частью проекта «Буря» стала разработка сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Разработка двигателя РД-012 позволила накопить большой объем знаний в этой области, который был использован в более поздних проектах.

Что касается непосредственных итогов проекта, то «Буря», равно как и весь класс межконтинентальных крылатых ракет, попросту не выдержала конкуренции с межконтинентальными баллистическими ракетами, появившимися в конце пятидесятых годов. Баллистические ракеты, такие как Р-7, имели больший модернизационный потенциал и более высокие боевые возможности. Советский Союз пятидесятых и шестидесятых годов не мог позволить себе одновременно вести несколько проектов стратегических ударных систем и поэтому был вынужден учитывать их перспективы. Баллистические ракеты межконтинентальной дальности оказались выгоднее и удобнее крылатых по целому ряду параметров. Необходимо отметить, что подобная экономия ранее привела к прекращению работ по проекту МКР «Буран», разрабатывавшемуся в ОКБ-23 под руководством В.М. Мясищева. Руководство страны и командование вооруженных сил посчитали невыгодным одновременное создание двух крылатых ракет с примерно равными характеристиками.

В итоге межконтинентальная крылатая ракета «Буря» стала очередным пунктом в длинном списке и военной техники, позволивших создать новое оборудование или освоить новые технологии, но не поступивших на вооружение. В последние годы ведущие страны вновь проявляют внимание к высокоскоростным крылатым ракетам большой дальности. Возможно, в будущем новые проекты приведут к созданию МКР, в некотором роде похожей на «Бурю». Однако нельзя исключать и такой вариант развития событий, при котором новые проекты повторят судьбу советского изделия «350».

По материалам:
http://testpilot.ru/
http://buran.ru/
http://cosmopark.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-767.html
Якубович Н.В. Неизвестный Лавочкин. – М.: Яуза, Эксмо, 2012

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Мало, кому известно о создании в Советской России, в середине 50-х годов прошлого века, машины, опередившей свое время, почти на полвека. Обогнавшей Америку в холодной войне, только за счет своей конструкции. Это еще не был космический аппарат, в то время, когда такого понятия как «космонавтика», не существовало вообще. Это был наш носитель ядерного заряда, первая крылатая межконтинентальная ракета. Она была испытана, успешно совершила несколько полетов. Но была забыта, напомнив о себе, только 12 апреля 1981 г., когда с мыса Канаверал был запущен первый американский космический челнок, имеющий абсолютно такую же компоновку и конструкцию. Но, обо всем по порядку...

Государственное задание

15 августа 1953 г. на семипалатинском ядерном полигоне успешно рванула наша первая термоядерная, т.е. водородная, бомба! Это было политическое событие, глобального масштаба! За «железным занавесом», Советской России есть что противопоставить любым силовым воздействиям извне! Но сам термоядерный заряд лишь объект доставки, тогда как средство, требующееся для перемещения такой мощной бомбы на другой континент, еще предстояло найти. Просто долететь до побережья Северной Америки и вернуться на родной аэродром наши самолеты могли. Но такой заряд предназначался для конкретных целей в глубине американского континента, а это уже совсем другая дальность. К тому же требовался носитель, который невозможно уничтожить. Способный лететь со скоростью в несколько Махов. То есть, превышающий скорость звука в 2 и более раза.

Главный куратор создания и испытания водородной бомбы был министр среднего машиностроения и танковой промышленности В.А. Малышев. Ему правительство поручило и решение вопроса по способу доставки изделия до цели. По заданию правительства, помимо работы КБ Королева над баллистической ракетой Р-7 и работы КБ Янгеля над Р-16, было решено привлечь к работе КБ Лавочкина, для создания альтернативного средства доставки. Малышев вызвал к себе С. А. Лавочкина, прославленного нашего авиаконструктора, и его заместителя Н. С. Чернякова. Наум Семенович Черняков и стал главным конструктором проекта изделия, которое назвали Ла-350 - «Буря».

(1900 – 1960 г.)


(1915 – 1998 г.)

Конструкция

Эскизный проект «Бури» был уже готов к лету 1955 г. Конструкция представляла собой полноценный самолет (крылатая ракета) с небольшим треугольным крылом, размещенный на платформе из двух ракет-ускорителей по бокам. Знакомая компоновка? И это в 1955 г!


Ла-350 «Буря»

Всё здесь было впервые, каждое решение-новаторство. Впервые был использован титан, для полетов на высоких скоростях. Впервые применялась автоматическая астро-навигационная система. И сама компоновка комплекса, в таком виде не использовалась нигде в мире. Кроме титана в конструкции комплекса использовались и иные, не использовавшиеся ранее термостойкие материалы. Применялись новые материалы для герметизации, различных покрытий, термоизоляции и т.п. Большинство из них осваивались в СССР впервые.

Говорит Владимир Зуев, подполковник запаса:

«Буря» могла летать на трех скоростях звука, неся ядерную бомбу, ориентируясь по звездам. Отклонение машины от цели составляло не более 1 км на дистанции 8000 км, что для ядерного заряда несущественно. Корпус - титановый. Все - впервые в мире».

Стартовал комплекс с лафета, вертикально. Ускорители (первая ступень), с ЖРД-11, конструкции А. М. Исаева, создавали суммарную тягу при взлете 140 тонн, выводили комплекс на высоту 18000 м. и здесь отстыковывались. Оставив первую ступень, запускалась вторая ступень, сама крылатая ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем М. М. Бондарюка, с тягой до 8 тонн. Этот маршевый двигатель выходил на полную мощность и разгонял ракету до постоянной скорости М=3,2-3,5, унося её на максимальную дальность 8000 км. Перед целью, ракета набирала высоту 25 км и оттуда пикировала на заданный объект.

Испытания

От эскизного проекта до полноценного изделия прошло всего 3 года. Фантастически короткие сроки! И машина, на грани фантастики!

В 1957 г. комплекс был перевезен в Астраханскую область на полигон «Владимировка». Первый пуск состоялся 1 сентября 1957 г. Он оказался неудачным. Неправильная работа автоматики привела к тому, что ракета, оторвавшись, описала дугу над пусковой установкой и врезалась в землю, взметнув море огня. Потом были еще неудачные запуски. Конечно, к этому были готовы и все понимали, что когда всё делается впервые, испытывается что-то новое и неизведанное, неудачи и ошибки могут быть.

Семен Алексеевич Лавочкин считал проект «Буря», главным делом своей жизни. Остро воспринимая неудачи, он понимал, что от него и его конструкторской группы ждут успешных испытаний. Не хотела летать и рвалась на испытаниях и «семерка» (Р-7) С. П. Королева. Только в августе 1957 г. четвертая Р-7 Королева полностью выполнила программу полета. И в этот день главная военно-стратегическая задача страны была решена.

Говорит 1-й заместитель С. П. Королева, академик В. П. Мишин:

«Если бы в то время не была бы решена задача доставки ядерного заряда до территории США, Американцы с их союзниками задушили бы нашу страну!»

А что же «Буря». После ряда доработок, «Буря» совершает первый удачный полет в мае 1958г.

Свидетельствует Н. С. Черняков:

«Пошла, оторвалась, не свалилась! Набрала нужную высоту, нужную скорость. Здесь напряжение беспредельное! Трудно выдержать такое. Легла на курс. Пошла! Не отклонилась! Нормально. Ну, тут прыгают все, целуются, радуются! Это ни с чем не сравнить, и никак не описать! Это надо пережить...»

Последующие испытания показали феноменальные способности ракеты и выдали ряд рекордов, в том числе полет на скорости 3500 км/ч на дальность 4000 км! При этом она имела преимущества перед баллистической ракетой Королева. Запуск баллистической ракеты засекались натовскими службами слежения, в наивысшей точке траектории полета. Они знали, когда производился запуск Р-7, и вычисляли точку прибытия ракеты. Словом, они знали о Р-7. Но «Буря» могла лететь гораздо ниже и могла совершать маневры в любой заданный момент, поэтому рассчитать её полет, определить место старта или попадания, западные службы были не в состоянии. Специалисты НАТО еще долгие годы были в неведении о существовании такого аппарата у СССР. Было выполнено еще несколько испытательных полетов, где была достигнута заданная дальность в 8000 км.

Рассматривалась вероятность использования на «Буре» силовой установки на ядерном топливе. Но эта разработка не получила широкого развития.

Закрытие программы

«Буря» полетела, но слишком поздно. Ракета Королева Р-7 опередила её на год с лишним. Раньше «Бури» закончила испытание и ракета Р-16, сконструированная в КБ Михаила Янгеля, которая была более перспективной для военных разработок, чем даже ракеты Королева. Позже, именно ракеты М. Янгеля использовались в качестве стратегического «щита» и «меча» СССР, предоставив ракетам Королева осваивать космос. Страна, задавленная оборонными расходами, не могла себе позволить еще одну программу. Тем не менее, КБ Лавочкина предложило руководству вариант создания на базе «Бури» высотного пилотируемого фоторазведчика большой дальности. И 5 февраля 1960 г. выходит постановление правительства о разработке такой модификации «Бури». Стали поговаривать о перспективе вывода второй ступени в космос, с последующим возвращении её на землю. Однако, 9 июня 1960 г. Семен Алексеевич Лавочкин скончался. Проект просуществовал до конца года и был закрыт, единоличным решением Н. С. Хрущева.

Заключение

Есть мнение, даже уверенность современников и соратников С. А. Лавочкина, что если бы не его кончина, возможно, именно КБ Лавочкина выпустило бы в космос первый челнок, гораздо раньше американского «Шаттла». Американцы смогли перенять и использовать конструкцию С. А. Лавочкина лишь через четверть века. Реализовав её в своем «Шаттле» только в 12 апреля 1981 г. в День Космонавтики. Нашей космонавтики! Это можно расценить по всякому, в том числе и как дань уважения.

Специалисты всех конкурирующих КБ и ОКБ, связанные с авиационной и космической техникой, были единодушны во мнении: «Программу «Бури» закрывать было нельзя!»

Говорит 1-й заместитель С. П. Королева, академик В. П.Мишин:

«Я считаю, что закрытие «Бури» было большой ошибкой. Таких ошибок советское правительство делало очень много. Но закрытие проекта по «Буре», когда «Буря уже начала летать, было грубейшей ошибкой».

Проживи Семен Алексеевич Лавочкин еще лет 10, и кто знает, может быть «главное дело» его жизни сделало бы его не менее известным в мире конструктором, в сфере освоения космоса, чем С. П. Королева его космические корабли. Но время распорядилось по-своему. Его запомнили, в основном, как замечательного конструктора авиационной техники в СССР.

Что ж, история имеет только один сценарий. И все события прошлого расстановлены строго, согласно ему...

Конструктор Наум Семенович Черняков, позже, стал главным конструктором сверхзвукового Т-4 ОКБ Сухого, ставшего очередным, непревзойденным шедевром советского авиастроения.

Технические данные Ла-350 «Буря»

Ускорители

Маршевая ступень

Первый полет

Размеры

Диаметр корпуса, м

Расстояние между ускорителями, м

Размах крыла, м

Площадь крыла, м 2

Угол стреловидности крыла по передней кромке

70ВВВВВВ°

Массы

Стартовая, кг

Пустой, кг

Масса боеголовки, кг

Силовая установка

Двигатели

2х 4 ЖРД Р-11 С2.253 (С2.1100)

СПВРД РД-012У

Лётные данные

Максимальная скорость, М=

Высота полета, км

Дальность полета

Для восстановления справедливости и напоминания всем о величии Советского Союза, о забытой победе отечественных конструкторов, опередивших своим проектом крылатой ракеты межконтинентальной дальности само время, посвящается …

История проекта «Буря»

1953 год. СССР проводит успешные испытания водородной бомбы. Советский союз становится ядерной державой. Но наличие ядерной бомбы не говорит об обладании страной ядерным оружием . Оружие надо уметь применить против противника, а для этого необходимо средство доставки ядерной бомбы на территорию противника.

Доставка бомбы самолетами стратегического назначения была практически сразу отклонена – бывшие еще недавно союзники во 2-й мировой войне крепко обложили Советский Союз десятками военных баз НАТО. Оставался единственный вариант – создать ракетный носитель ядерной бомбы, способный совершить полет на сверхзвуковой скорости, значительно превышающей скорость звука, и доставить бомбу на территорию противника.

Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев дает указание о создании летательного аппарата, способного доставить ядерный боеприпас на территорию Соединенных Штатов. В конце 1953 года правительство поручает зампредседателя совета министров Малышеву, в ведомстве которого находилась вся атомная и ядерная энергетика, начать работы по разработке данного проекта.

Малышев поручает заняться данным проектом авиаконструктору Лавочкину и его заместителю Чернякову. Проект получает название «Буря». Лавочкин назначает Чернякова главным конструктором проекта в своем ОКБ-301. Новейшие технологии, примененные в проекте «Буря» :
— летальный аппарат обладал невероятной для того времени скоростью полета более чем 3М;
— дальность действия первой в мире ракеты-носителя около 8 000 километров;
— впервые для полетов применяется астронавигация;
— впервые разработан и создан прямоточный реактивный двигатель;
— впервые для запуска летательного аппарата применяется вертикальный старт;
— впервые в постройке ЛА используется титан.
— впервые внедряется новейшая технология производства сварочных работ титана.

Проектные работы по КРМД полностью готовы к концу 1954 года. Ракета была двухступенчатой. Минобороны СССР практически утверждает проект, внося, правда, небольшие изменения. Доработанный эскиз готов в 1955 году. Проект утвержден. Начинаются работы по созданию прототипа.

Основные устройства и оборудование проекта «Буря»

Для создания первой в мире сверхзвуковой межконтинентальной ракеты как средства доставки ядерного боеприпаса на территорию противника использовались огромные производственные мощности Советского Союза.
Основу ракеты-носителя составляет летательный аппарат, спроектированный по самолетной схеме со среднерасположенным треугольным крылом со стреловидностью по передней кромке 70 градусом. «Буря» имела тонкий сверхзвуковой профиль и корпус цилиндрической формы, сужающийся с обеих сторон.

Внутри, вдоль корпуса располагался воздухозаборник маршевого прямоточного двигателя «РД-12», разработанного конструкторами ОКБ-670. Прямоточный двигатель создавал тягу почти в 8 тонн. Головная часть ракетного корпуса была выполнена как сверхзвуковой диффузор, оборудованный конусом с тремя ступенями.

Ядерный боеприпас располагался в диффузоре, в головной его части . Топливные баки были выполнены в форме колец, которые располагались по окружности воздушного канала. Хвостовое оперение оборудовалось аэродинамическими рулями.

Управление аэродинамикой находилось в специальном переднем отсеке фюзеляжа. Отсек имел собственное охлаждение. В нем располагалось астронавигационное оборудование. Дополнительно данное оборудование защищалось огнеупорными кварцевыми пластинами.

Навигационная система инерционного типа – работа конструкторов под началом Толстоусова, астронавигационное оборудование – работа конструкторов ОКБ-165 — получает название «Земля». Комплекс приборов «Волхов» — работа конструкторов НИИ-49.

На конечном участке «Буря», согласно командам автопилота и системы наведения, находясь на высоте около 25 000 метров, начинала пикирование на цель, приобретая фантастическую на то время скорость. В 1955 году проект представили на рассмотрение, после которого увеличили вес ядерного боеприпаса, что привело к общему увеличению массы «Бури».

Первую ступень разработал конструктор Исаев, для нее в 1954 году начались разработки четырехкамерного ракетного двигателя С2.1000 с турбонасосом. Ускорители создавали на старте тягу в 65 тонн. Вес готовой к старту 1-й ступени равнялся 54 тоннам. Реактивные двигатели доставляли «Бурю» на высоту порядка 18 километров. На данной высоте происходило отделение первой ступени и запуск второй ступени. Ускорители создавали на заводе №207.

К началам испытаний прямоточный двигатель РД-012У претерпел несколько серьезных изменений. В итоге двигатель получился с несколько уменьшенной камерой сгорания диаметра 17 сантиметров, имел ТНА и систему регулирования.

Всего СПВРД прошел 18 различных испытаний, в том числе и в составе ракеты. Двигатель показал свою надежность в новых условиях высоких температур и скоростей. РД-012У показал на больших высотах фантастическую скорость, достигающую 3,3 Махов. Надежность работы за время, равное 6 часам, не достигалась аналогичными проектами еще довольно продолжительное время. Расстояние в 8 тысяч километров «Буря» не смогла преодолеть, но это не вина двигателя РД-012У.

Испытания «Бури»

До конца 1958 года «Бурю» преследует полоса неудач. Восемь пусков были признаны неудачными. 28 декабря был совершен 9-й пуск «Бури». Время полета ракеты чуть более 5 минут.

10 и 11 пуск принесли успех конструкторам – более 1300 километров на скорости 3,3 тысячи км/ч и более 1750 километров на скорости 3,5 тысячи км/ч. Это был первый успех.

На 12-й пуск в ракету устанавливают оборудование астронавигации, но пуск прошел неудачно.

В 13-й полет ракету поднимали модернизированные ускорители и укороченный СПВРД «РД-012У», полет продлился более 360 секунд.

14-й пуск. Ракета преодолела 4 тысячи километров. Это был рекорд по практически всем летным показателям того времени.
Завершились испытания на так называемой короткой трассе – расстояние в 2 тысячи километров. Начались испытания на длинных дальностях.

Следующие четыре пуска прошли в направлении с Каспийского моря на Камчатку. В последнем, 18-й пуске ракета прошла расстояние в 6,5 тысячи километров. 18-й пуск состоялся в середине декабря 1960 года.

Прямоточный двигатель отработал нормально, расход топлива превысил ожидаемые расчеты. Отклонение от цели на таком расстоянии получилось 5-6 километров. И хотя 8 тысяч километров ракета не достигла, но последние пуски давали уверенность о возможном преодолении и этой цифры. Началась документационная подготовка ракеты к серийному выпуску.

Судьба «Бури»

Кроме проекта «Буря» в Советском Союзе было еще несколько аналогичных проектов ракет-носителей ядерного боезаряда. Все, кроме одного, были закрыты или прекращены. Этот один — проект межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которым занимался авиаконструктор Королев.

Именно эта ракета стала основой первого спутника Земли, выведенного на орбиту, полета человека в космос. Ракета соответствовала всем требованиям, поставленным проекту ракеты-носителя, и она пошла в серийное производство.
Руководство Советского Союза принимает решение о сокращении разработок в данной области и сосредоточении на модернизации и совершенствовании пошедшей в серийное производство ракеты носителя.

Авиаконструктор Лавочкин, глава конструкторского бюро проекта «Буря», пытался сохранить проект под любым предлогом, например, как ракету-мишень или БПЛА. Но Лавочкин уходит из жизни. Поддержку «Буря» больше не находит, и разработка уникального проекта прекращается.

Остались 5 прототипов «Бури». Четыре из них использовали и запустили для проектных разработок БПЛА-фоторазведчика и отработки мишени для комплекса противовоздушной обороны «Даль». Всего было создано 19 прототипов проекта «Буря».

Интересно .
Примерно в то же самое время, 56-58 годы, Соединенные Штаты проводили разработку и испытания сверхзвуковых КР «NAVAHO G-26» и межконтинентальной ракеты G-38. Было произведено 11 пусков ракет. Все окончились неудачно. Программа по их созданию полностью прекращена.

Основные технические данные «Бури» :
— длина – 19,9 метра;
— диаметр – 1,5 метра;
— межблочная длина – 5,2 метра;
— высота – 6,65 метра;
— размах крыла – 7,7 метра;
— вес — 97 тонн, после доработок — 130 тонн;
— вес БЧ – 2,2 тонны, после доработок – 2,35 тонны;
— окислитель — азотная кислота;
— горючее — амины и керосин.

И последнее .
Если бы Королев не создал и успешно не испытал ракету-носитель Р-7, то его место в истории заняла бы уникальная «Буря».

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье « ».

Предисловие автора: В выпуске № 4 за 1996 год журнала "Самолеты мира" уже было рассказано о межконтинентальной крылатой ракете (МКР) С. А. Лавочкина «Буря». Продолжая разговор об этом классе летательных аппаратов, остановлюсь на трех других его представителях: американских ракетах «Snark» и «Navaho», советской «Буран», а также попытаюсь объяснить, почему работы по МКР не получили большего развития.

Начнем с американских. В 1946 г. ВВС США (US Air Force) заключили договоры с фирмами Consolidated Vultee, Martin Co., Northrop Corp. и North American Aviation Inc. на разработку различных управляемых ракет класса «земля-земля».

Northrop в 1947 г. приступила к разработке дозвуковой крылатой ракеты «Snark» (обозначалась также XSSM-A-3, SM-62 и В-62) с межконтинентальной дальностью полета по программе МХ-775. Она представляла собой высокоплан со стреловидными крыльями без горизонтального оперения, с турбореактивным двигателем Pratt-Whitney J-57 (первоначально предполагалось установить двигатель Allison J-71). Старт производился при помощи двух сбрасываемых твердотопливных ускорителей фирмы Aerojet Corp. Летные испытания ракеты начались в марте 1951 г., а в середине 1959-го «Snark» поступили в войска (702nd Strategic Missile Wing). Эта МКР могла нести боеголовку весом в 2250 кг на расстояние 10140 км без подвесных баков и на расстояние 11200 км — с подвесными баками.


Чтобы в перспективе получить ракету практически неуязвимую для средств ПВО, параллельно с дозвуковыми крылатыми ракетами проектировалась сверхзвуковая. Ее разработка велась фирмой North American, по программе МХ-770, под обозначениями XSSM-A-2 и XSV-64 «Navaho».

Требования постоянно менялись. Сначала в 1946 г. запланировали создание ракеты с дальностью в 500 миль (804,5 км) и маршевой скоростью полета, соответствующей числу М=1. Со временем требуемая дальность возросла до 6300 миль (10137 км), а скорость маршевого полета до М=3. На разгонной ступени ракеты с дальностью полета 800 км предполагалось установить однокамерный ЖРД тягой 331 кН, затем на ракете G-26 — двухкамерный с тягой 1600 кН, а на ракете G-38 — трехкамерный с тягой 1788 кН.

Маршевая ступень представляла собой крылатую ракету с треугольным крылом. После отстыковки разгонной ступени она совершала самостоятельный полет с помощью двух маршевых СПВРД Curtiss-Wright Corp. RJ-47. Для отработки маршевой ступени был разработан аналог Х-10, который проходил летные испытания самостоятельно, без первой ступени. На нем устанавливался вначале ТРД Westingause J-40, а позднее ТРД Pratt-Whitney J-57. При первом полете, состоявшемся 6 ноября 1956 г., из-за дефекта в системе управления на высоте в 2 мили (3200 м) ракета была уничтожена; во втором возникли неполадки в ускорителе; в третьем и четвертом — трудности с зажиганием ПВРД. US Air Force 11 июля 1957 г. аннулировало контракт на разработку «Navaho». Оставшиеся семь ракет были использованы при реализации программы RISE (Research in Supersonic Environment) для проведения замеров температур и давления на скорости, соответствующей числу М=3. В пятом пуске, состоявшемся 12 августа 1957 г., удалось получить дальность полета 300 миль (480 км). В восьмом полете 10 января 1958 г. была достигнута дальность 2000 миль (3200 км) — максимальное значение, полученное, на этой ракете. Последний — одиннадцатый — пycк «Navaho» состоялся 18 ноября 1958 г.

Как уже говорилось, в СССР научно-исследовательские работы по сверхзвуковым МКР были начаты еще во второй половине сороковых годов. Согласно постановлению правительства от 13 февраля 1953 г. в ОКБ-1 НИИ-88 приступили к созданию экспериментальной крылатой ракеты (ЭКР) с дальностью полета 800 км, предназначенной для проверки основных принципов и технических решений, закладываемых в МКР. После передачи этой темы в авиационную промышленность в мае 1954 г. задание на разработку МКР получили ОКБ-23 В.М. Мясищева и ОКБ-301 МАП С.А. Лавочкина.

Мясищевская ракета «Буран» (индекс «40») должна была нести нагрузку в полтора раза большую, чем «Буря». СПВРД РД-018А с диаметром камеры сгорания 2000 мм для маршевой ступени создавался в ОКБ-670 М.М. Бондарюка, его дублировало ОКБ-36 В.Д. Добрынина. Разработка ЖРД для двигательной установки первой ступени велась в ОКБ-456 В.П. Глушко. После проведения аэродинамических, динамических исследований и компоновки «Бурана» в 1954 г. предварительно приняли одно-двигательную схему для маршевой ступени, а для первой ступени — схему с четырьмя ускорителями. Маршевая ступень получила индекс «42», ускорители — «41». МАП предъявил на рассмотрение ВВС эскизный проект «Бурана» 12 сентября 1955 г. В марте следующего года он был взят за основу для дальнейшей разработки ракеты. Однако в августе 1956 г. от ОКБ-23 потребовали установить новый боезаряд большего веса. «Буран» пришлось перекомпоновать. Уже в октябре МАП представил заказчику дополнения к эскизному проекту и макет крылатой ракеты с новым боезарядом «40А». Точно так же, как на «Буре», на «Буране» предполагалось использовать титановый сплав ВТ-5, из-за отсутствия которого в мае — апреле 1957 г. рабочие чертежи на первые восемь «40А» пришлось переделать под нержавеющую сталь.

Первая ступень «Бурана» включала в себя крылатую ракету «42А» и закрепленные на ней (симметрично относительно ее продольной оси) четыре ускорителя «41А». В передней и средней частях ускорителей располагались баки для компонентов топлива — окислителя АК-27И, горючего (вероятно, керосина) и перекиси водорода, в хвостовой части — ЖРД конструкции ОКБ-456 МОП с тягой 70000 кгс. Для воспламенения топлива в камерах сгорания использовалось пусковое топливо ТГ-02, самовоспламеняющееся при взаимодействии с окислителем АК-27И. На каждом ускорителе было установлено по четыре газовых руля в одном сбрасываемом отсеке.

Второй (маршевой) ступенью являлась сама крылатая ракета, выполненная по нормальной самолетной схеме со среднерасположенным тонким треугольным крылом и трапециевидным оперением. Корпус имел цилиндрическую форму и состоял из трех частей: передней, средней и хвостовой. В хвостовой части установили СПВРД РД-018А. Топливо поместили в пяти герметичных топливных отсеках, на которые разделялось пространство между наружной и внутренними обшивками средней части. Сверху этой части имелся гаргрот с размещенными в нем приборами астронавигационной системы управления и автопилота, электрооборудование и другая аппаратура. Передняя часть корпуса, несущая боевой заряд, выполнялась отделяемой. Пространство между коком и обтекателем, из которых состояла передняя часть, служило входным каналом диффузора двигателя. По всей длине передней и средней частей проходил канал воздухозаборника СПВРД.

Старт «Бурана» производился вертикально со стартового стола. С момента отрыва ракета управлялась газовыми рулями, затем шло переключение на воздушные рули, а газовые сбрасывались. После достижения соответствующей М=3,2 скорости происходило выключение ЖРД ускорителей и спустя две секунды — сброс ускорителей. Через несколько секунд включался маршевый СПВРД. Затем ракета достигала вершины траектории участка выведения — около 20000 метров, скорость снижалась до скорости маршевого полета—3290 км/ч (М=3,1) и включалась астронавигационная система. Далее происходило снижение высоты полета ракеты с высоты 20000 до 17400 метров. Заброс траектории на участке выведения осуществлялся с целью получения максимальных скоростных напоров, приблизительно равных максимальным скоростным напорам на участке маршевого полета. На этом этап выведения заканчивался. Маршевый полет проходил с постоянной скоростью, соответствующей числу М=3,1. По мере выгорания топлива высота полета возрастала до 24700-25200 метров в районе цели. По достижении заданной географической точки производилось отделение головной части и начинался участок свободного падения головной части корпуса на цель.

Работы по межконтинентальной крылатой ракете «Буран» были прекращены 28 ноября 1957 г. На этот момент в производстве находилисьтри опытных экземпляра «42А»: на первом закончили агрегатную сборку, но монтаж систем с готовыми изделиями и монтажными макетами задерживался; ко второму и третьему только еще изготавливались отдельные детали и узлы.

С. П. Королев со своими МБР Р-7 значительно опережал работы, проводившиеся в ГКАТ (Государственный комитет при Совете Министров СССР по авиационной технике) по межконтинентальным крылатым ракетам. Первый пуск Р-7 состоялся через три года после выхода постановления правительства — 15 мая 1957 г. Он оказался неудачным, затем последовало еще два неудачных пуска. За одиннадцать дней до начала летных испытаний «Бури» в четвертом пуске Р-7 впервые достигла района цели. В период с 24 декабря 1958 г. по 27 октября 1959 г. прошли совместные испытания. Из 16 пусков — два аварийных, в четырех точность оказалась недостаточной, но в десяти ракеты достигли цели с заданной точностью.

За день до завершения совместных испытаний (26 ноября 1959 г.) подкомиссия в составе К. А. Вершинина, П.В. Дементьева, В. Д. Калмыкова и других представителей министерства обороны и промышленности рассмотрела вопрос о создании крылатых ракет класса «земля-земля». В отношении межконтинентальных ракет отмечалось, что МКР, обладая существенно меньшими, чем у МБР, высотами и скоростями полета при приблизительно равных точностях попадания в цель, требованию заблаговременного и точного определения координат цели, сложности старта и технического обслуживания ракет, огневой производительности — все же имеют некоторые преимущества перед ними. МКР способны выполнять задачи, которые нельзя возложить на другие виды летательных аппаратов. Так, при оборудовании их системой наведения на конечном участке полета МКР могли поражать малоразмерные цели. Определенные преимущества давала траектория полета: малая высота полета, а следовательно, и небольшая дальность обнаружения РЛС значительно расширяли непросматриваемую с иностранных территорий зону размещения стартовых позиций. Также существовало мнение, что одновременное нахождение на вооружении баллистических и крылатых ракет должно заставить противника понести большие расходы на средства обороны от двух различных типов межконтинентальных ракет. И, наконец, привлекала возможность создания на базе крылатых ракет беспилотных разведчиков как одноразового, так и многоразового использования.

Наилучший результат, полученный к 26 ноября 1959 г. при испытании «Бури» — дальность 1760 км при средней скорости 3400 км/ч. Комиссия заявила о прекращении работ по боевому варианту «Бури», но при этом летные испытания и доводку решили продолжать. Их результаты и предложения по применению ракеты потребовали доложить во второй половине 1960 г. Кроме того, на базе МКР предполагалось разработать беспилотный фоторазведчик.

Ракета Р-7 была принята на вооружение 20 января 1960 г. К тому времени уже велись летно-конструкторские испытания Р-7А с головной частью массой в 3000 кг и дальностью 12000 км. Осенью 1960 г. ее также приняли на вооружение и впоследствии она заменила Р-7.

5 февраля 1960 г. вышло постановление Совета Министров и ЦК КПСС о прекращении работ по «Буре» в боевом варианте. Правда, разрешалось провести еще пять пусков в рамках работ по беспилотному фоторазведчику.

Однако споры вокруг крылатых ракет с большой дальностью полета не утихали. На состоявшемся в марте 1960 г. заседании ГКАТ много внимания было уделено вопросу участия комитета в создании ракетной техники. Приведу несколько выдержек из стенограммы.

А. И. Микоян:

«... Необходимо создавать беспилотные летательные аппараты, так как большие скорости усложняют и делают невозможной работу с летчиком...»

М.В. Келдыш:

А.С.Яковлев:

«...Ракеты, которые создали т. т. Лавочкин и Ильюшин, нужно сохранить и развивать...»

С. Б. Ильюшин:

«... Разработку баллистических ракет из Государственного комитета передавать не нужно. Надо самим более организованно заняться этим делом, так как самолеты для достижения дальних целей в период войны не смогут обеспечить доставку груза к цели...».

В феврале и марте 1960 г. по длинной испытательной трассе произвели три пуска ракет «350» с полной заправкой топливом, оборудованных системой автоматической ночной астронавигации. 23 марта 1960 г. в семнадцатом пуске была получена наибольшая дальность—6500 км. Работа маршевого двигателя прекратилась из-за полной выработки топлива. Значение удельной тяги СПВРД(и) оказалось меньше принятого при проектировании. Тем самым подтвердились прежние опасения. В 1956 г. макетная комиссия по МКР «Буран» заметила, что значение «J» получено без учета реальной теплотворной способности топлива. На XVIII «Научных чтениях по космонавтике» представитель бывшего ОКБ-670 -дал еще одно объяснение. Реальные сопротивления знали по продувкам, но с определенной степенью точности, и поэтому переразмерили критическое сечение сопла. Удельная тяга, которая должна была быть на уровне 1710 кгс.с/кг, стала 1615 кгс.с/кг.

Однако дальность 8000 км не позволяла охватить всю территорию «вероятного противника», и в 1959 г. военные потребовали большей дальности. Так же думали и за океаном: в августе 1959 г. первая американская МБР «Atlas» доставила боевой груз на расстояние 9000 км. Ей «ответила» Р-7А. Увеличение дальности полета шло за счет уменьшения массы головной части. На крылатой ракете решение подобной задачи невозможно без увеличения запаса топлива и, следовательно, потребовалась бы значительная модернизация.

Конечно, о превосходстве МБР над МКР по скорости и высоте полета знали с самого начала работ по межконтинентальным ракетам, на иное никто и не рассчитывал. Другое дело — средства ПВО, способные бороться со сверхзвуковыми МКР, которых ни у нас, ни у американцев тогда еще не было (они появились только в начале шестидесятых годов). ЗУРы «Nike Ajax», В-300 и В-750 имели наклонную дальность 30-40 км и могли защищать только отдельные объекты, а у истребителей типа МиГ-17 потолок около 17000 метров («Snark» летела на высоте 18000 метров со скоростью 1060 км/ч). Даже дозвуковая МКР оказывалась способна прорваться сквозь ПВО конца пятидесятых годов, за исключением разве только ПВО вокруг Москвы и некоторых других важных объектов. Примером прорыва высотного самолета могут служить полеты разведчиков U-2, одному из которых 9 апреля 1960 г. удалось пролететь почти через весь Советский Союз, не попав в зону действия ЗУР.

На новом витке истории повторилась ситуация конца второй мировой войны, когда крылатая ракета V-1 противостояла баллистической V-2: относительная простота конструкции и низкая стоимость первой и неуязвимость второй. Ракеты V-1 могли быть сбиты истребителями ПВО, обладавшими такой же скоростью полета, но, несмотря на это, 32-м процентам V-1, выпущенных по Лондону и обнаруженных британской службой наблюдения, удалось достичь района цели. Стоимость изготовления «Snark» составляла всего 10% от стоимости изготовления стратегического бомбардировщика В-52, и можно сказать, что, даже имея такие же потери, как и V-1, «Snark» являлась весьма эффективным носителем ядерного боезаряда. Небольшие, по сравнению со стратегическим бомбардировщиком, габариты обеспечивали ей существенно меньшую дальность обнаружения наземными и авиационными радиолокационными средствами, что также снижало вероятность уничтожения этой крылатой ракеты противовоздушной обороной. Таким образом, в конце 50-х — начале 60-х годов из-за недостаточного развития средств ПВО существовало «окно», в котором даже дозвуковые МКР могли конкурировать с баллистическими ракетами того же назначения. Однако с появлением зенитных ракетных комплексов дальнего действия — «Даль», «Nike Hercules» и «BOMARC» — вероятность прорыва в район цели межконтинентальных крылатых ракет постепенно свелась к нулю. Так, уже в сентябре 1959 г. ракеты «ВОМАRС» поразили две мишени (переделанные из крылатых ракет «Regulus 2»), летевшие со сверхзвуковыми скоростями, а 23 марта 1961 г. такую же мишень, но на дальности 718 км сбила «Super ВОМАRС».

Большие высоты полета перестали защищать крылатую ракету или бомбардировщик от ПВО противника и упростили их обнаружение РЛС. По этой причине в начале шестидесятых годов свернули работы и по сверхзвуковому бомбардировщику ОКБ В.М. Мясищева «50». Кроме того, сверхзвуковая МКР по целому ряду показателей была сложнее, чем баллистическая того же класса, и, следовательно, менее надежна. Это обстоятельство усугублялось тем, что активный участок полета у баллистической ракеты измерялся минутами, а у «Бури» он составлял два с половиной часа.

Испытания МКР «Буря» в 1960 г. еще не были закончены. Поэтому даже при благоприятном решении на вооружении она появилась бы самое раннее во второй половине 1961 г. —то есть «Буря» становилась современницей уже не Р-7, а гораздо более поздних и совершенных ракет. В октябре 1960 г. начались летные испытания новой МБР Р-16 конструкции КБ М.К. Янгеля на низкокипящих компонентах топлива, а в 1961 г. на боевое дежурство заступил первый ракетный полк, вооруженный этими ракетами. В том же 1960-м приступили к летным испытаниям МБР Р-9А конструкции КБ СП. Королева.

Подводя итог, можно сказать, что вне зависимости от причин, по которым прекращены работы по той или иной межконтинентальной крылатой ракете, большого будущего они не имели. Как всегда, главным судьей остается время: если бы это решение по сверхзвуковым МКР оказалось ошибочным, то очень скоро к ним вернулись. Однако прошло 35 лет, а «возврат» не состоялся.

Удивительно схожи дальнейшие судьбы ОКБ-23 и ОКБ-301. Года через два с половиной—три после закрытия работ по МКР они стали филиалами ОКБ-52: в октябре 1960 г. ОКБ-23 (филиал №1), в декабре 1962 г. ОКБ С. А. Лавочкина (филиал № 3). Правда, Мясищев получил новое назначение на должность начальника ЦАГИ и в 1967 г. вновь стал генеральным конструктором. А вот М.М. Пашинин — генеральный конструктор Машиностроительного завода им. С.А.Лавочкина — на этом закончил свою карьеру. И дело тут не в мистике, а в практике. Разработка МКР на значительное время отвлекла внимание конструкторских бюро и после закрытия этой тематики их позиции существенно ослабли. Затем последовали еще два проекта с аналогичным результатом: для ОКБ-23 таковым стал бомбардировщик «50», для ОКБ С.А.Лавочкина — зенитно-ракетная система «Даль».

Вероятно, пусть даже не прямо, а косвенно, драматическая судьба «Бурана» и «Бури» предопределила и судьбу их создателей.

Межконтинентальная крылатая ракета "Буря". Задолго до того как американцы задумали и осуществили свою «Бурю в пустыне» российская «Буря» появилась в волжских степях. Об этом долго было известно только узкому кругу специалистов и военных, причастных к разработке носителей ядерного оружия. Только в 1992г. на московской научной конференции, посвященной Международ- ному году космоса, впервые прозвучали названия «Буря» и «Буран» (еще один проект МКР, не путать с советским космическим кораблем многоразового использования). Предисловие В 1949г. когда еще не была принята на вооружение ракета Р-1 встал вопрос о межконтинентальном носителе ядерного заряда. Каким он должен быть - баллистической или крылатой ракетой, или может быть стратегическим бомбардировщиком? С.П. Королев представил на научно-технический совет НИИ-88 эскизный проект ракеты Р-3 с даль- ностью стрельбы 3000км. В пояснительной записке к проекту он писал, что одним из перспективных направлений в развитии ракет дальнего радиуса действия является раз- работка крылатых ракет (Королев занимался ими еще в 30-е годы). Не все в совете Главных конструкторов поддерживали идею работы над межконтинентальными крылатыми ракетами (МКР). Королев собрал группу энтузиастов, которые взялись за исследование возможных схем таких ракет. Так в структуре королевского ОКБ-1 появилась лаборато- рия И.М.Лисовича. Основной проблемой было создание системы управления для МКР. Б.Е.Черток предложил создать систему ориентации по звездам (систему астронавигации) для чего необходимо было решить ряд серьезных проблем. Ориентация по звездам ослож- нялась тем, что сильное влияние оказывали световые помехи (полярные сияния, сереб- ристые облака, другие, «ненужные», звезды, солнце). Необходимо было создать прибор который не только бы «находил», «опознавал», но и надежно удерживал звезду в поле зрения прибора. Эта проблема была решена применением гироскопической стабилизации оптической системы которая позволяла удерживать направление на звезду, даже если она на время исчезала из поля зрения. Для определения угловой высоты звезды над горизонтом была впервые создана гировертикаль. Было разработано программное устрой- ство на основе кулачкового механизма, выдающее команды на автопилот. Сейчас, когда компьютеры вошли в нашу жизнь, эта конструкция может показаться смешной. Но прибор, несмотря на свою простоту, давал прекрасные результаты: погрешность по углу не пре- вышала одной угловой минуты. Действующий макет системы управления был изготовлен и готов к установке на самолет к началу 1952г. В течение 1952–1955гг. система была испытана сначала в 10 полетах на самолете Ил-12 по маршруту Москва – Даугавпилс протяженностью 700км. а затем было выполнено четыре высотных полета на реактивном Ту-16 дальностью 4000 км. Испытания показали, что за 5–6 часов полета система накапливала ошибки в пределах 3–7км. что по тем временам было хорошим результатом. Работы подстегивались сообщениями из-за океана о начале разработки американ- ской фирмой «Норт Американ» в 1950г. МКР «Навахо». Данные разведки подтверждали, что «Навахо» – это сверхзвуковая МКР с дальностью полета до 6500км. Приходилось торопиться с ответом. Выполненные к началу 1952г. в НИИ-88 исследования и разработки позволяли говорить о возможности, в случае создания мощного сверхзвукового прямоточного воз- душно реактивного двигателя (СПВРД) с удельной тягой не менее 1700 кгс/кг, разра- ботки и построения двухступенчатой МКР с дальностью полета до 8000км. при старто- вом весе 90–120т. Первая ступень МКР должна иметь мощный ЖРД, который при верти- кальном старте забрасывал вторую ступень с боеголовкой на высоту 15-20 км, где происходило разделение ступеней. Далее вторая крылатая ступень с помощью СПВРД совершала горизонтальный полет и доставляла боеголовку к цели. В 1954г. Королев вынужден был отказался от дальнейших работ над МКР и сосре- доточить все силы на разработке первой советской МБР Р-7. Все материалы вместе с лабораторией Лисовича были переданы в Министерство авиационной промышленности. В мае вышло постановление Совета Министров СССР о разработке межконтинентальных носи- телей ядерного заряда. Вместе с МБР Р-7, разработка которой поручалась Королеву, предусматривалась разработка «легкой» МКР «Буря» и «тяжелой» МКР «Буран». Разра- ботка первой ракеты поручалась КБ С.А.Лавочкина, а второй - КБ В.М.Мясищева. Рождение «Бури» Главным конструктором «Бури» (изделие 350 или Ла-350) у Лавочкина был назначен Н.С.Черняков. «Буря» представляла собой двухступенчатую МКР со стартовым весом 98т. способную доставить боевую часть массой 2350кг/ на расстояние 8500км. 1-ю ступень «Бури» составляли два ускорителя, состоящие из топливных баков и четырехкамерного ЖРД Р-11 разработки ОКБ-2 Исаева. В топливные баки каждого ускорителя заправлялось 20840кг. окислителя и 6300кг. горючего. В струе газов ЖРД располагались газовые рули, обеспечивающие управление ракетой на начальном участке полета. После набора скорости газовые рули сбрасывались и управление полетом осуществлялось воздушными рулями и стабилизаторами, установленными на ускорителях. Ускорители симметрично располагались под крыльями маршевой (второй) ступени и крепились к ее фюзеляжу на четырех узлах каждый. Вторая ступень представляла собой крылатую ракету со средне- расположенным тонким треугольным крылом малого удлинения (стреловидность по перед- ней кромке 70градусов). В носовом отсеке располагалась боевая часть, а в середине корпуса в охлаждаемом отсеке располагллась система управления. Датчики астронави- гационной системы закрывались жаропрочными пластинами из кварцевого стекла. Астро- навигационную систему управления разработал филиал НИИ-1, руководимый Р.Чачикяном. Ступень была оснащена СПВРД РД-012У конструкции М.М.Бондарюка. Стартовала «Буря» вертикально с железнодорожной платформы, и после разгона стартовыми ускорителями до скорости М=3 на высоте 18–20км. СПВРД выходил на режим максимальной тяги и уско- рители сбрасывались. Далее полет до района цели происходил с постоянной скоростью М=3,15–3,2 и плавным набором высоты (по мере выработки топлива) до 25,5км. На мар- шевом участке полет корректировался с помощью системы автоматической астронавига- ции «Земля». При приближении к цели маршевая ступень должна была переводиться автопилотом в крутое пикирование на цель с отделением боевого ядерного заряда на высоте около 18км. По результатам самолетных испытаний вероятное отклонение от цели не должно было превышать 10км. В конструкции «Бури» впервые нашел применение титан. Этот металл сохранял высокие механические свойства при значительных темпера- турах, возникающих в условиях д лительного полета на больших сверхзвуковых скорос- тях. Для обеспечения возможности его применения в ОКБ-301 Лавочкина впервые в Советском Союзе была разработана и внедрена технология сварки титана, а также неко- торые виды механической обработки этого материала. Вместе с титаном в конструкции «Бури» использовались и другие термостойкие материалы, применявшиеся для герметиза- ции, изоляции, остекления и т.д. Большинство из них к моменту создания «Бури» были не освоены в СССР, и их внедрение шло параллельно работам над ракетой. Эскизный проект «Бури» был выполнен в августе 1954г. После рассмотрения заказ- чиком эскизный проект ракеты был доработан вес боевого заряда увеличили с 2,1 до 2,35 тонны. Это повлекло за собой изменения в конструкции и, соответственно, отра- зилось на сроках. Вес МКР несколько увеличился. Для первой ступени ракеты «Буря» в ОКБ-2 Исаева с 1954г. разрабатывался четырехкамерный ракетный двигатель С2.1100 с турбонасосной системой подачи топлива. Техническая документация для “Бури” была завершена в 1957г. и вскоре было начато производство опытного экземпляра. Парал- лельно с ним на заводах в Куйбышеве была запущена серия ракет для проведения лет- ных испытаний. Всего было изготовлено 19 ракет.
Летные испытания начались 31 июля 1957г. на полигоне Капустин Яр. При попытке первого запуска 1 августа взорвался клапан в одном из ускорителей по чистой случай- ности все не закончилось взрывом самой ракеты. Первый раз ракета оторвалась от пускового устройства 1 сентября, но из-за преждевременного сброса газовых рулей ракета потеряла управление, упала и взорвалась недалеко от старта. При втором пуске ракета взорвалась на 31 секунде полета, в третьем -на 63, в четвертом -на 81. В это время (в конце 1957г.) были прекращены работы по «Бурану», который так и не успел совершить ни одного полета. Только в пятом полете 22 мая 1958г. первая сту- пень отработала положенные 90,5 сек до отделения. На высоте 17,3км. при скорости М=2,95–2,97 в этом полете впервые был запущен СПВРД, успевший проработать до окон- чания топлива 29,5сек. Первая попытка шестого запуска снова была неудачной из-за отказ ускорителей ракета осталась на старте. Следующая попытка сделана 3 июля – пуск состоялся но на 56-й секунде полета произошел отказ автопилота. В седьмом полете 13 июля маршевая ступень потеряла устойчивость на 96-й секунде из-за нештатного отделения ускорителей. В восьмом полете 10 сентября удалось запустить СПВРД, который неустойчиво проработал 65 сек. Девятый полет 28 декабря продолжался 309 сек. до взрыва топливного бака. В десятом - 29 марта 1959г. была достигнута продолжительность полета 25мин. 20сек. и дальность 1315км. Одиннадцатый запуск состоялся со второй попытки 2 октября 1959г. программа полета была выполнена полностью. Полет продолжался 33,5 минут по замкнутой трассе при крейсерской ско- рости М=3,15. При начальной высоте 17км. была достигнута дальность 1766км. Полеты по короткой трассе без использования системы астронавигации на этом завершились. На «Бурю» установили систему астронавигации и последующие полеты осуществлялись на максимальную дальность в направлении Камчатки. Первая попытка включения навигации по звездам была произведена в 12-м полете который продолжался чуть более 10 минут. В 13-м полете была достигнута дальность 5500 км. ракета была оснащена модернизиро- ванными ускорителями с двигателями С2.1150 и СПВРД РД-012У. Но к тому времени первые МБР Р-7 встали на боевое дежурство, проводились летные испытания МБР Р-16 М.Янгеля. Эти ракеты могли преодолеть любую противовоздушную оборону тех лет, имели большую скорость полета, относительно простую конструкцию и т.д. Было при- нято решение ограничить стратегический ракетный парк страны баллистическими раке- тами от крылатых ракет решено было отказаться. «Буря», только начавшая летать опоздала. Согласно постановления правительства от 5 февраля 1960г. работы по про- екту МКР «Буря» были прекращены, но работы над вариантом беспилотного фоторазвед- чика большой дальности и мишени были продолжены, но ненадолго. В июне 1960г. скончался генеральный конструктор Лавочкин, проект разведчика просуществовал до октября, а мишени - до начала следующего года. Было произведено 4 пуска «Бури» в интересах создания фоторазведчика и скоростной высотной мишени для комплекса ПВО «Даль». 23 марта 1960г. за 2 ч. 4 мин. полета на высоте 18–24,5км. при скорости М=3,2–3,15 ракета преодолела 6500 км! Захват навигационной звезды произошел на 114-й секунде полета. Полет завершился после полной выработки топлива (заправка во всех испытательных полетах была неполной). Последний полет состоялся 16 декаб- ря дальность составила 6425км. Всего произведено 17 (по другим данным 18) пусков. «Буран», который не поднялся МКР «Буран» начала создаваться в ОКБ-23 Мясищева позже «Бури». И когда «Буря» уже совершила свой первый полет «Буран» был еще только в чертежах. Главным конс- труктором первого «Бурана» был Г.Н.Назаров. По своей схеме «Буран» практически не отличался от «Бури». Первая ступень состояла из четырех ускорителей с двига- телями Глушко. Разделение первой и второй ступеней. происходило на высоте 18200м. Вторая ступень, собственно крылатая ракета, строилась по классической схеме с треугольным крылом стреловидностью 70° с тонким сверхзвуковым профилем. Корпус был выполнен из титановых сплавов. Оперение – крестообразное, с аэродинамическими рулями. Онаоснащалась СПВРД РД-018 конструкции того же Бондарюка. Расчетная даль- ность стрельбы для «Бурана» составляла 9000км. Подтвердить характеристики ракеты не удалось т.к. полет ее так и не состоялся. К тому времени уже начала летать «Буря» – страна не могла себе позволить два проекта МКР с близкими характеристи- ками. Программа МКР «Буран» была закрыта в ноябре 1957 г. КБ Мясищева полностью переключилось на работу над стратегическим бомбардировщиком. За океаном. Когда в СССР начались работы над «Бурей» и «Бураном», в США уже велfсь раз- работка МКР "Навахо". Характеристики этих разработок как и их судьба были схожими. Так же как и «Буря»,«Навахо» полетела, но не была доведена до конца. В июле 1957г. работы над МКР были прекращены. К крылатым ракетам вернулись через двадцать лет, но это уже другая история... ТТХ МКР «Навахо» «Буря» «Буран» Стартовая масса т. - 66,2 - 98,3 - 175 Полная длина м. - 25,1 - 19,9 - 27 Дальность полета км. - 5400 - 8500 - 9000 Высота полета км. - 22-24 - 18-25 - 18-20 Скорость полета км/час. - 3450 - 3350 - 3350 Масса ГЧ кг. - 2250 - 2350 - 3500 КВО км. - 10 УСКОРИТЕЛИ Количество шт. - 1 - 2 - 4 Стартовая тяга т. - 128,45 - 2х68,6 - 4х70 Стартовая масса т. - 2х27 Длина м. - 23,1 - 18,9 - 19,1 Диаметр м. - 1,83 - 1,45 - 1,2 Горючее спирт ТГ-02 керосин Окислитель жидкий азотная жидкий кислород кислота кислород МАРШЕВАЯ СТУПЕНЬ Взлетная масса т. - 40,9 Число СПВРД шт. - 2 - 1 - 1 Тяга кг. - 2х3940 - 7750 - 13500 Длина м. - 20,7 - 18,0 - 23,3 Диаметр м. - 1,83 - 2,2 - 2,4 Размах крыла м. - 8,72 - 7,75 - 10,6 Площадь крыла кв.м. - 38,9 - 60 - 98 По другим данным в качестве окислителя в ускорителях «Бурана» использовалась азотная rислота (пусковое горючее ТГ-02)