Национальные отношения и межнациональные конфликты. Этносоциальные аспекты политических конфликтов в постсоветской России: некоторые вопросы теории и практики. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Этносоциальный конфликт – форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Типы конфликтов Территориальные споры, стремление к суверенизации. Борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования. Против нарушения прав человека, дискриминация языка, образа жизни. Проблемы беженцев, вынужденных переселенцев. Противоречия исторического характера – последствия войн, ошибок в национальной политике.

Слайд 16 из презентации «Нации и национальные отношения» к урокам обществознания на тему «Нации»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке обществознания, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Нации и национальные отношения.ppt» можно в zip-архиве размером 284 КБ.

Скачать презентацию

Нации

«Межнациональные отношения в России» - Въезд. Въезд представителей некоторых национальностей. Неприязнь. Межнациональные отношения в России. Город. Национальные группы. События. Решение. Раздражение. Въезд иностранцев. Вести недели. Реакции людей на видеофрагменты новостей. Открытый вопрос. Как вы сегодня оцениваете работу В.Путина на посту президента России.

«Мораль и религия» - Принципы морали формулируют в обобщённом виде базовые моральные ценности общества. Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человечества. Особенности религии. Сознание. Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика.

«Нации и национальные отношения» - Пути регулирования межнациональных конфликтов. Этнос. Условия гармонизации национальных отношений. Этносоциальный конфликт. Социальные общности. Межнациональная дифференциация. Национальное самосознание. Различные подходы к пониманию сущности этносов. Что такое этнос. Межнациональная интеграция. Основные принципы национальной политики.

«Межнациональные отношения» - Нации и межнациональные отношения. Что возниколо после рода? Назовите наиболее развитую историко-культурную общность людей. Югославия и Албания. Каковы признаки нации? Признаки нации. Что такое племя? Израиль и Палестина. Что такое род? Какой была первая форма объединения людей? Народность. Приведите известные вам примеры межнациональных конфликтов.

«Национальность» - Человек и политика. Элита. Инструменты и механизмы защиты прав и свобод граждан. Национальность влияет на жизнь. Отношения с Татарстаном. Как национальность человека влияет на его жизнь. Малые группы. Результаты. Народы Поволжья. Человек учувствует в политике. Нации и этнические группы. Человек, политика, национальность.


Основные тенденции этнических процессов современности Интеграция. 1) В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз). 2) Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»). «Плавильный котёл» (melting pot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.


Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.


Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого. При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.






Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.


Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.




Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.




Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально- экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.


Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.


Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в


Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.


Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.




Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.разделение трудакапитала стандартизация


Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.






Версия 2: 1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра); 2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти; 3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое. 4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями. 5) Исторические прошлые взаимоотношения народов. 6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.




Версия 2: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно- азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.


Способы разрешения: 1) выработка уважения к национальным особенностям всех этнических групп (развитие толерантности, терпимости); 2) продуманная национальная политика (помощь в экономиче-ском и социальном развитии национальных меньшинств); 3) создание эффективных международных органов; 4) предоставление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам.


Конституция РФ: 1) ст. 2, 19: гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту; 2) ст. 26: каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества; 3) ст. 68: на всей территории РФ государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свои государственный языки, употребляемые наряду с русским; 4) ст. 13, 29: запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства.


Основные принципы национальной политики: 1) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка; 2) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; 3) сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации; 4) равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; 5) гарантия прав коренных малочисленных народов;


6) право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; 7) содействие развитию национальных культур и языков народов РФ; 8) своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; 9) запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; 10) защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах.



Существуют различные виды связей между людьми. Социальной связью называют совокупность отношений, реализуемых через социальные действия, взаимоотношения. В социальной связи выделяются: 1) субъекты связи; 2) предмет связи, по поводу которого она осуществляется; 3) механизм регулирования взаимоотношений. Кратковременные неглубокие взаимодействия между субъектами социальной связи (единичные и регулярные) называются социальными контактами . Социальное взаимодействие характеризуется 1) систематичностью, 2) регулярностью, 3) взаимонаправленностью социальных действий субъектов. Основными формами социальных взаимодействий являются: 1) сотрудничество, 2) соперничество, 3) конфликт.

Сотрудничество предполагает участие в решении общих проблем и обусловленные этим партнерство, дружбу, солидарность между личностями, социальными группами, государствами. Соперничество проявляется в стремлении превзойти друг друга в достижении общих задач, овладении неделимым объектом притязаний (голоса избирателей, территории, привилегии. Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия социальных общностей, организаций, отдельных личностей с несовместимыми целями. Объектами конфликтов являются социальные ресурсы: доходы, собственность, власть, престиж. Причинами конфликтов становятся различия в доступе к социальным ресурсам, стремление к их переделу. Субъектами конфликта могут быть: 1) оппоненты, или противоборствующие стороны, как обязательные участники; 2) вовлечённые группы, являющиеся участниками второго плана; 3) заинтересованные группы, косвенно влияющие на ход конфликта.

Ряд специалистов выделяют три стадии в развитии конфликта: 1) предконфликтную (накопление противоречий); 2) конфликтную (столкновение сторон, реализация их целей); 3) послеконфликтную (принятие мер для окончательного устранения противоречий). Другие социологи считают, что конфликтная ситуация может быть разделена на большее количество этапов: 1) скрытая стадия (противоречия объективно существуют, но еще не осознаются); 2) формирование конфликта (осознание противоречий, выдвижение требований); 3) инцидент (переход к открытому противостоянию); 4) эскалация (разрастание конфликта); 5) разрешение конфликта (частичное или полное).



Исследованием социальных конфликтов занимается наука конфликтология . По мнению создателя органической школы Герберта Спенсера конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. В отличие от марксистов Спенсер считал возможным избежать революций и считал предпочтительным эволюционное развитие человечества. Немецкий социолог Георг Зиммель считал, что конфликты в обществе неизбежны, так как предопределены: 1) биологической природой человека; 2) социальной структурой общества, которой присущи процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения. Зиммель полагал, что частые и непродолжительные конфликты помогают социальным группам и отдельным людям избавиться от чувства враждебности. Главной идеей современного структурного функционализма является идея «социального порядка», внутреннего стремления любой системы к поддержанию равновесия, согласования ее элементов (Талкотт Парсонс, Роберт Мертон).

Социологи выделяют следующие виды конфликтов : 1) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся; 2) по источнику возникновения: объективные, субъективные, ложные; 3) по форме: внутренние и внешние; 4) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные; 5) по объему: глобальные, локальные, региональные, а также групповые и личные; 6) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные; 7) по влиянию на развитие общества: прогрессивные и регрессивные; 8) по сферам общественной жизни: экономические, политические, этнические, бытовые; 9) в зависимости от сфер противоречий: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, конфликты с внешней средой.

Для урегулирования конфликтов предлагаются различные способы : 1) избегание конфликтов; 2) переговоры; 3) использование посредничества; 4) арбитраж (обращение к судебной инстанции, решения которой носят обязательный характер); 5) любовь (Иисус Христос, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг). В предотвращении общественных конфликтов большую роль играет государство, регулирующее социально-экономические условия развития общества. Некоторые исследователи считают, что социальные конфликты могут приносить и пользу , приводя ряд аргументов: дают выход враждебности; способствуют выяснению сил противников; позволяют впоследствии перейти к дружественным отношениям; способствуют сплочению группы; стимулируют экономическое и технологическое развитие; многообразие мелких конфликтов предотвращает раскол по одной линии.

В современных этнических процессах наблюдаются две противоположные тенденции :

1) Тенденция интеграции , т.е. экономического, культурного и политического сближения наций (европейская интеграция с сохранением самостоятельных государств и наций; американский «плавильный котел» – преобразование представителей разных народов в единую американскую нацию; этническая миксация – смешивание этнических групп в новый этнос (Латинская Америка); ассимиляция – слияние народов с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания; аккультурация – взаимное приспособление культур народов при доминировании культуры высокоразвитого народа.

2) Тенденция этнической дифференциации – стремления народов к обретению национальной самостоятельности в различных формах: мультикультурализм – целенаправленная политика развития и сохранения культурных различий; национализм – идеология и политика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда исключительности отдельной нации (этнический, государственный, бытовой); шовинизм – крайне агрессивная форма национализма; дискриминация – умаление прав какой-либо группы граждан по признакам их национальности, расы, пола, вероисповедания; сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, форма расовой дискриминации; апартеид – крайняя форма расовой дискриминации; геноцид – истребление отдельных этносов по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, создание жизненных условий, способствующих их полному или частичному вымиранию; холокост – истребление значительной части еврейского населения нацистами; сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; ирредентизм – движение воссоединения с основным ядром нации.

Следует различать межнациональные и межэтнические конфликты. Межнациональные конфликты происходят между государствами или внутри конфедерации, межэтнические конфликты возникают внутри государства (франко-канадцы и англо-канадцы, проблема басков и каталонцев, курдов в Турции). Причинами межнациональных конфликтов могут быть: расхождение в социально-экономическом развитии; экономические причины – борьба за ресурсы; социальные причины – требования гражданского равенства; культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения родного языка, национальной культуры; конфликтное историческое прошлое;

Выделяют различные типы межнациональных конфликтов: 1) государственно-правовой (сепаратизм); 2) этнотерриториальный; 3) этнодемографический (ассимиляция); 4) социально-психологический (переселенцы и коренное население).

Для разрешения межнациональных конфликтом могут предлагаться различные способы : 1) формирование толерантности к национальным особенностям этносов; 2) продуманная национальная политика; 3) создание специальных международных органов; 4) предоставление национально-культурной автономии национальным меньшинствам; 5) противодействие радикализму; 6) тактика временного перерыва в конфликте; 7) разделение конфликта на фрагменты и последовательное разрешение мелких конфликтов как частей единого целого.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают две разновидности: отношения между разными национальностями внутри одного государства; отношения между разными нациями-государствами.

Способы мирного сотрудничества

А) Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

Б) Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.

В) Создание многонационального государства (культурный плюрализм), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский).

Тенденции в развитии наций

1. Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формы интеграции: экономические и политические союзы (Евросоюз), транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.

2. Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формы дифференциации: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.

Формы межнациональных отношений

1. Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).

2. Ассимиляция.

3. Аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

4. Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

5. Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно-государственный; бытовой.

6. Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.

7. Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

8. Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.

9. Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

10. Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

11. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.

Межнациональный конфликт – 1) любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов; 2) одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Причины межнациональных конфликтов: социально-экономические; культурно-языковые; этнодемографические; экологические; экстерриториальные; исторические; конфессиональные; культурные.

Типы межнациональных конфликтов: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в свое время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Пути решения межнациональных конфликтов

* Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

* Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

* Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

* Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

* Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

* Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

* Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

Из книги Управление финансами автора Дараева Юлия Анатольевна

54. Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы Внешнеторговые отношения являются наиболее распространенными отношениями. Основными целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:1) защита

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Еврейский юмор автора Телушкин Джозеф

Межнациональные браки В доме звонит телефон, мать снимает трубку – на другом конце ее дочь. – Мама, я выхожу замуж. – Мазал тов! – восторженно вскрикивает мать. – Однако тебе необходимо что-то знать, мама. Джон – нееврей. Мама смолчала. – Еще он занят поисками работы.

Из книги Реестр Windows автора Климов Александр

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Разрешения на посещение закрытых районов В ряде стран есть специальные районы, в которые иностранцам вход категорически запрещен. Тех, кто туда все же просачивается, подозревают в шпионаже – со всеми вытекающими из этого последствиями. Бывают и такие районы, вход в

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

42. ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Руководитель обязан вмешаться в конфликт, при этом четко разграничивая свои юридические и моральные права.Для разрешения конфликта руководитель должен:1) объективно оценить ситуацию и признать наличие конфликта, что снимет многие

Из книги Семейный вопрос в России. Том II автора Розанов Василий Васильевич

МАТЕРЬЯЛЫ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ВОПРОСА

Из книги Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты автора Ёрдег Элизабетта

Визы и разрешения Проблема виз может показаться самой большой бюрократической проблемой, на самом деле она очень банальна. Есть множество стран, для въезда в которые необходима зараннее полученная в консульстве виза. Однако, прибывая морем, почти всегда можно обойтись

Из книги 100 великих тайн Вселенной автора Бернацкий Анатолий

Солнечный парадокс: попытка разрешения Как и любая звезда, Солнце таит в себе немало загадок. Но, в отличие от звезд, которые находятся от Земли на расстоянии в десятки световых лет, до Солнца, по космическим масштабам, чуть ли не рукой подать. Поэтому для престижа

Из книги Универсальный справочник прораба. Современная стройка в России от А до Я автора Казаков Юрий Николаевич

Получение разрешения на строительство Строительство объекта недвижимости (здания, сооружения) может выполняться только при наличии разрешения на строительство. Это документ, который удостоверяет право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

Из книги Машканта.ру автора Боголюбов Юрий

Из книги Здоровье мужчины после сорока. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

Из книги Сила рода во мне. Как понять и познать свою связь с родом. Руководство для новичков автора Солодовникова Оксана Владимировна

Пути разрешения проблем Диагностика Существуют четкие клинические критерии андропаузы, или мужского климакса. Помимо анамнеза (фиксирования жалоб самого больного и симптомов, выявляющихся при осмотре) основным диагностическим методом является определение уровня

Из книги автора

Отношения и конфликты: их роль в семейной системе Семейная система – это структура. Она существует благодаря тем невидимым взаимосвязям, которые поддерживают ее именно в таком состоянии. Связи образуются благодаря взаимоотношениям. Стабильность для системы значит


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
Реферат
« Этносоциальные конфликты в мире»
дисциплина: Обществознание

Исполнитель:
Полуяхтов М. А.,
студент т- 12 группы
Руководитель:
Калугина С. А.,
преподаватель
Сухой лог
2017
СОДЕРЖАНИЕ
вВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
1.Этносоциальные проблемы в современном мире…………………..4
2. Исследование динамики этносоциальных процессов…..……….11
3. Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты,
пути их разрешения…………………….………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………….....22
ВВЕДЕНИЕ
Один из важных аспектов исторического развития состоит в неуклонном расширении межэтнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации – всё это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости. Наряду с этим наблюдается и противоположная тенденция. В настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. этносов, среди которых 96,2% населения составляют этносы численностью в один миллион и более человек (их в мире 267). Происходит увеличение численности этносов и уменьшение малочисленных народов. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность.
По мнению политиков, географов, социологов, существующие границы государств будут терять своё значение, если они не соответствуют языковым и территориальным границам проживающих там этносов. Результатом этой тенденции может стать увеличение числа независимых государств со 190 в настоящее время до 300 с лишним (через 25-30) лет. Нередко вторая тенденция оказывается определяющей в системе межэтнических отношений и часто приводит к межэтническим конфликтам.
Этнос – это исторически образовавшаяся группа людей, объединенная общим происхождением, языковыми и культурными признаками. Этнические группы (племена) были значительно раньше образования государства.
В связи с этим заслуживает внимания трактовка этноса, которую приводит Гастон-Арман Амодрюз, включающая в себя расовый компонент: «Этнос – это расовый аспект конкретного сообщества, культурного, политического или языкового… Расовый фактор играет решающую роль в этносе, так как он определяет доминантные тенденции, равно как и большее или меньшее единство этноса».
Сторонником биоприродного направления является отечественный мыслитель, профессор Л.Н. Гумилев, который обосновывал собственную концепцию пассионарности и предпринял попытку создания междисциплинарной теории этноса, используя при этом системный подход в этнологии. Он был уверен, что биофизически этносоциальная общность реальна и во многом определима географией, иными словами, территорией возникновения. Много внимания он уделял «месторазвитию» этносоциального образования.
Кроме того, если во внимание брать качество, которое присуще всем этническим общностям, неизбежно придется абсолютизировать способность уникального конкретного этноса существовать независимо и вне культурного общечеловеческого единства. Не стоит упускать из вида способность этноса формировать государственность. При этом необходимо иметь в виду возможность многосторонней интеграции различных трактовок этноса для выделения универсальной категории, которая должна быть основана на наличии у конкретной группы – социальной общности – этнического самосознания.
1.Этносоциальные проблемы в современном мире
Выравнивание уровня жизни большей части населения развитых стран, отсутствие резких социальных граней в информационном обществе обуславливают если не полное исчезновение, то значительное снижение остроты классовых конфликтов. В то же время многие страны мира, в том числе и развитые, столкнулись в последней трети 20 века с новой для себя проблемой – обострением конфликтов на этнической почве. В той мере, в какой эти конфликты связаны с социальными причинами, их определяют как этносоциальные.
Причины межэтнических конфликтов многообразны. В прошлом они чаще всего порождались ущемлённым статусом этнических меньшинств (ограничениями на использование национального языка и выражение религиозных убеждений, проявлениями расизма и великодержавного шовинизма, ограничениями доступа к престижным профессиям и т.д.)
В современном мире необходимость уважения прав и интересов представителей этнических меньшинств зафиксирована в международно – правовых документах. Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о правах человека (1966) зафиксировали признание международным сообществом равных прав всех людей независимо от расы и национальности. В 1963 году была принята Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в 1978 году Декларация о расе и расовых предрассудках, а также об основных принципах, касающихся роли средств массовой информации в защите прав человека и борьбе против расизма. В большинстве региональных международных документов (в частности, Европейского Союза, Совета Европы) ущемление прав представителей этнических меньшинств рассматривается как нарушение базовых прав человека.
В развитых странах этнические конфликты чаще вызывает не прямая дискриминация, нарушающая права человека, а социальные факторы. Рост динамизма общественного развития в 20 веке, социальные перемены, связанные с модернизацией экономики, непосредственно затронули положение многих этнических меньшинств. В одних случаях рост образовательного, культурного уровня, изменение стандартов и уровня жизни порождают в среде этнических меньшинств новые требования и запросы, к удовлетворению которых общество оказывается не готово. Так, возникающее в ряде стран Западной Европы в среде интелегенции движения за сохранение местных языков, диалектов, наречий выдвинули требования признания их в качестве государственных, что стало источником трений. В других ситуациях типичные для постиндустриальной модернизации изменения в географии размещения производительных сил сказываются на положении национальных регионов, что становится источником новых требований проблем. Ликвидация целых профессий, если она затрагивает интересы одних этнических групп больше, чем других, неизбежно сказывается на состоянии этнических отношений в обществе. Процессы социальных перемен непосредственно влияют на состояние межэтнических отношений. В свою очередь, изменения в этническом облике общества активно воздействуют на его социальное развитие. Это позволяет говорить об этносоциальных процессах как важнейшем факторе общественного развития.
На развитие этносоциальных процессов в большей мере влияют демографические факторы – первоначальное расселение и динамика переселения людей, изменения в численности крупнейших этнических групп. Для 2О века была характерна резкая активизация миграций населения. Многие из них, особенно впервые десятилетия века, носили вынужденный характер. Особенно часто эти миграции следовали за войнами и связанными с ними изменениями государственных границ. После войн начала века – балканских (1912-1913), первой мировой (1914-1918), греко-турецкой (1921-1922) – миллионы человек переселились в те страны, где они были титульной (основной) национальностью. После резкого сокращения территории европейских владений Турции турки покидали земли, перешедшие к Греции, Югославии, Болгарии. Немцы покидали земли, перешедшие к Польше, австрийцы и венгры уезжали с территорий, вошедших в состав Чехословакии, Румынии, Югославии. После второй мировой войны (1939-1945) немцы, которых на землях стран Восточной и Юга – Восточной Европы до войны насчитывалось около 12 млн. человек, были переселены в Германию и Австрию. В Японию после утраты ею колоний вернулось около 6 млн. человек. После распада колониальных империй Великобритании и Франции бывшие чиновники, администраторы, инженеры с семьями возвращались в бывшие метрополии.
После Индо-Пакистанских войн число людей, по религиозным или этническим мотивам поменявших место проживания, измерялось десятками миллионов. С созданием еврейского государства в Палестине (1948) сотни тысяч евреев, в том числе из СССР и Восточной Европы, когда это позволили международные условия, иммигрировали в Израиль. С нормализацией советско-германских отношений после второй мировой войны начался процесс переселения так называемых советских немцев в Германию. С распадом СССР стала наблюдаться тенденция оттока русскоязычного населения с территорий новых суверенных государств. В итоге подобных миграций населения развивался процесс этнической и религиозной консолидации (роста однородности) населения обширных территорий.
Очень редко этническая консолидация носила добровольный характер. Чаще всего речь шла о насильственном переселении людей (депортации) или создании им невыносимых условий существования, вынуждающих их уезжать. Несмотря на признание международным сообществом подобной практики преступной, этнические чистки продолжаются во многих районах мира и в конце XX века. Однако даже там, где со сменой политических режимов, политического курса предпринимаются попытки загладить причиненное ими зло, последствия этнических чисток сказываются долгое время. Историческая память о допущенной в прошлом несправедливости способна долгое время отравлять взаимоотношения народов. Их возвращение на историческую родину нередко оказывается болезненным процессом, связанным с необходимостью очищать уже заселенные земли, допуская новые несправедливости.
Экономические причины, бедность, нищета с незапамятных времен были причиной переселений крупных масс людей. Из Европы XX века с ее высокой плотностью населения, относительным избытком рабочей силы продолжалась иммиграция населения в страны, освоенные еще в XVIII – XIX вв., где сложились общины выходцев из европейских государств. Наибольшую привлекательность для переселенцев представляли США – страна с высоким уровнем жизни, обширной и богатой территорией, где были высокими шансы найти хорошо оплачиваемую работу. Привлекали переселенцев также Канада, Бразилия и Аргентина. В межвоенный период (1918 – 1939) Европу покинуло около 9 млн. человек, половина из них переселилась в США. Значительным был также масштаб миграций в эту страну из государств Азии и Латинской Америки. Большинство стран еще до второй мировой войны начали ограничивать иммиграцию, вводя ежегодные квоты на въезд с целью получения работы, ограничивая возможности получения гражданства, ведя борьбу с нелегальной иммиграцией, высылая со своей территории лиц, проникших на нее без документов или с просроченными визами. В то же время страны демократии не ограничивали въезд на свою территорию лиц, подвергшихся на родине преследованиям по политическим, религиозным, этническим мотивам. Число такого рода беженцев в условиях бурного политического развития XX века неуклонно возрастало. Только Россию во время и после гражданской войны (1918 – 1922) покинуло около 2 млн. человек. Миллионы человек разных национальностей и взглядов покинули Европу, спасаясь от фашизма. Установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы, государствах Азии, диктатур во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, спровоцировало новые потоки беженцев. Многие из политических эмигрантов, при изменении политической ситуации, возвращались на родину, однако часть оставалась в стране пребывания.
Послевоенный период дал импульс новому типу массовых переселений: трудовым миграциям. Концентрация усилий европейских стран на послевоенном восстановлении экономики, бурное индустриальное развитие 1950 – 1960 гг. определили рост спроса на рабочую силу. При высоком уровне квалификации, социальной защищенности трудящихся развитых стран для выполнения работ, не требовавших специальной, профессиональной подготовки, предприниматели стали привлекать рабочих-иммигрантов из стран с низким уровнем жизни. В Англию в этот период приглашались рабочие из бывших колоний (Индии, Пакистана, островных стран Вест-Индии, Бангладеш). Во Францию – из стран Северной Африки (Алжира, Туниса, Марокко). В Германию въезжали рабочие из Турции и Югославии. Кроме того, с развитием интеграционных процессов в Европе, в рамках сближающихся стран, был принят принцип свободного перемещения рабочей силы. Естественно, наметилось движение рабочих-мигрантов в страны с более высоким уровнем жизни, в частности из Италии – на север, в Германию. В итоге трудовых миграций в странах Западной Европы, в прошлом, преимущественно, однонациональных, сложились общины этнических меньшинств. В 1980-е гг. доля иммигрантов в общей численности населения Великобритании составила 4,4%, Германии – 7,6%, Франции – 7,9% , Швейцарии – 14,3%, Люксембурга – 25%. Поскольку иммигранты селились в крупных промышленных центрах, в районах, где цены на жилье были минимальны, возникли районы их компактного проживания.
Часть иммигрантов со временем возвращалась (или высылалась) на родину, когда нужда в их рабочих руках отпадала. Большая их часть стремилась остаться на новой родине, где уровень жизни был выше, получить ее гражданство. Его исходно получали дети иммигрантов, родившиеся в стране временного пребывания родителей. Проживая вместе с родителями, говоря на родном для них языке, исповедуя их религиозные убеждения, дети и даже внуки иммигрантов, особенно с иным цветом кожи, пополняют собой общины этнических меньшинств. Высокий уровень рождаемости в среде иммигрантов из стран Азии, Африки и Латинской Америки определяет быстрые темпы роста численности этих общин. В Германии до 20% всех рождений детей отмечается в семьях иммигрантов. Если эта тенденция сохранится, к 2030 г. каждый четвертый гражданин ФРГ будет иностранцем по происхождению. В США в связи с высоким уровнем рождаемости у американцев с небелым цветом кожи их удельный вес среди рабочей силы к концу XX века превысил 50%. Все большую остроту приобретает проблема беженцев из зон социального бедствия. Ими стали те страны Азии и особенно Африки, где неудачные попытки модернизации и ускоренного развития привели к разрушению традиционного жизненного уклада людей, вырвали их из привычных условий жизни, оставив без средств к существованию. Речь идет не о трудовых миграциях, когда люди, имеющие определенный уровень квалификации, образования, ищут за рубежом лучшие условия найма, чем могут получить на родине. Речь идет о миллионах человек, не имеющих ни квалификации, ни денег на проезд, куда бы то ни было, ни возможности найти пропитание у себя на родине.
В 1950 – начале 1960-х гг. рабочее движение, профсоюзы развитых стран Западной Европы относились к трудовым миграциям нейтрально. Рабочие-иммигранты были заняты в непрестижных и мало оплачиваемых сферах деятельности (коммунальные службы, младший медперсонал, неквалифицированная, вспомогательная работа на производстве). Протесты с их стороны выражались редко, поскольку заработки, которые они получали, были намного выше, чем на родине. Аналогичным образом представители расовых, этнических меньшинств в США (афро-американцы, испано-американцы, выходцы из латиноамериканских стран) довольствовались выполнением неквалифицированного и малоквалифицированного труда.
С середины 1960-х гг. положение стало меняться. В Европе дети иммигрантов, родившиеся и получившие образование в стране пребывания их родителей, считающиеся ее гражданами, не желали мириться с приниженным социальным статусом. В США, благодаря развитию государственной системы образования, уровень профессиональной подготовленности, квалификации молодежи из среды этнических меньшинств также возрос. Это побуждало ее искать работу в новых, более перспективных сферах занятости. Однако общество в целом, наниматели не были готовы рассматривать представителей этнических меньшинств в качестве равноправных граждан. Им постоянно приходилось сталкиваться с явными и косвенными формами дискриминации, предвзятого к себе отношения. Положение особенно обострилось в 1970-е гг. Начало модернизации экономики, связанный с нею рост безработицы усилили конкуренцию на рынке труда. Небелые граждане при экономических трудностях первыми теряли работу и последними получали ее. Доступ к престижным, высокооплачиваемым сферам занятости для них оказался если не закрыт, то существенно ограничен.
В итоге среди этнических меньшинств развитых стран безработица постоянно была в среднем вдвое выше, чем у основной массы населения. Тенденция к формированию специфического слоя маргиналов создавала массу проблем для общества. Безысходность положения, потребность в дополнительном заработке определяли рост преступности, наркомании в среде этнических меньшинств. Это стало причиной быстрого роста напряженности в этнических отношениях во многих городах Западной Европы и США.
В 1960-е гг. в США развернулась массовая кампания протестов небелого населения Америки против расовой дискриминации. Возглавлявший ее Мартин Лютер Кинг стоял на позициях ненасилия, тем не менее, многие города стали ареной беспорядков на расовой почве. В Европе в 1970-е гг. во многих городах поднялась волна насилия, серьезно обеспокоившая «средний класс». Периодически возникали столкновения между безработной молодежью из общин иммигрантов и сторонниками ультраправых, откровенно расистских организаций, в том числе фашистского толка. Они использовали существующие в обществе расовые предрассудки, требовали депортации (высылки из страны) иммигрантов. Во Франции лидер Национального фронта Ле Пен впервые выдвинул свою кандидатуру на общенациональных президентских выборах в 1974 г. и получил лишь 0,75% голосов. Но уже через десятилетие Национальный фронт стал серьезной политической силой, получающей поддержку свыше 10% избирателей. Все это угрожало социальной и политической стабильности, привлекало к себе внимание и правящих кругов, и общественности. Меры, направленные на снижение расовой напряженности в обществе, включили принятие законов, укрепляющих основы равноправия этнических меньшинств, в том числе и в социальной сфере. Первыми пример в этом плане подали США, где в 1960-е гг. были приняты законы о запрещении дискриминации при найме на работу и обслуживании в общественных местах, сдаче в аренду и продаже жилья, защите избирательных прав небелых американцев. Во многих штатах были введены системы квот, подразумевающие, что определенная доля рабочих мест в системе местного самоуправления, на предприятиях должна резервироваться для представителей этнических меньшинств. В Западной Европе были приняты меры по ограничению иммиграции и в то же время укреплены основы антидискриминационного законодательства.
Значительно большее внимание проблемам социального и политического статуса этнических меньшинств стали уделять неправительственные структуры гражданского общества. Так, профсоюзы включили в свои требования при переговорах с предпринимателями специфические запросы представителей этнических меньшинств. Возникли отделения, представляющие их интересы. Их лидеры вошли в состав руководства профсоюзов в США в 1970-е гг., в Великобритании – в 1980-е гг. При общем спаде активности профсоюзного движения значительную часть их членов стали составлять представители меньшинств. В США при участии в профсоюзах лишь 15% самодеятельного населения среди небелых американцев эта доля достигает 24%. В Германии в профсоюзы входит 54% работающих иммигрантов (среди немцев – всего 30%). Ведущие политические партии стали создавать отделения для представителей этнических меньшинств. В округах, где их доля среди избирателей была значительной, кандидаты из их среды стали выдвигаться от общенациональных политических партий на выборах в парламенты, местные органы власти. В Великобритании в 1987 г. впервые в палату общин были избраны четыре представителя этнических меньшинств. В США в 1989 г. впервые в истории этой страны мэром Нью-Йорка был избран представитель афроамериканской общины.
В рамках социальных программ как помощи малоимущим, так и поощрения частнопредпринимательской деятельности большее внимание стало уделяться целевой помощи представителям этнических меньшинств. В США с 1960-х по начало 1990-х гг. реальные доходы афроамериканцев, из расчета на душу населения, возросли на 50% (у белых – на 40%). Примерно треть афроамериканских семей имела годовой доход выше среднего по стране, половина жила в собственных (или приватизированных) домах. В Великобритании примерно десятая часть выходцев из стран Азии, которые в 1970-е гг. были наемными работниками, за десятилетие стали мелкими предпринимателями. Важно отметить, что, принимая меры по преодолению маргинализации небелых меньшинств, более полноценному их вовлечению в политическую и экономическую жизнь общества, правительства развитых стран подчеркивали свое уважение к особенностям их культуры и традиций. В США в 1980-е гг. утратила популярность идея восприятия Америки как плавильного котла или тигля, в котором формируется американская нация. Официальной доктриной стала идея этнического плюрализма и мультикультурализма, подразумевающая, что единство нации не исключает, а, напротив, подразумевает расцвет всех составляющих ее культур, принимающих ряд общих базовых принципов демократической традиции, уважающих общегосударственные интересы.
Конечно, нет оснований считать, что все проблемы, связанные с этносоциальными отношениями, в развитых странах нашли свое решение. Представители общин этнических меньшинств нередко выражают раздражение по поводу жесткой иммиграционной политики. Еще не достигнуто полное равенство возможностей в доступе к наиболее престижным и высокооплачиваемым профессиям. Тем не менее, развитые страны наглядно продемонстрировали, что демократические принципы подхода к возникающим проблемам при достаточных материальных ресурсах и готовности использовать их для достижения социального мира и политической стабильности обеспечивают решение основных проблем общественного развития, в том числе и в периоды модернизаций.
Значительно сложнее дело обстоит в государствах, не располагающих столь значительными материальными ресурсами и столкнувшихся с этносоциальными конфликтами, которые угрожают в XXI веке стать намного более серьезным источником проблем, чем классовая борьба прошлого. Из 164 государств мира с населением более 1 млн. человек (не считая стран, образовавшихся в результате распада СССР и Югославии) менее половины является относительно однонациональными, в них свыше 95% населения принадлежит к одному этносу. Еще в 62 государствах можно выделить преобладающую этническую группу, составляющую от 60 до 95% их населения. Остальные 57 государств являются многонациональными. При этом на упомянутые 164 государства приходится 1357 учтенных различных этнических групп (крупных – 589), большинство из которых не имеет своей государственности, многие проживают на территориях двух или более государств.
Многонациональный состав населения не предопределяет неизбежности возникновения этносоциального конфликта. Тем не менее, мир уже столкнулся с серьезным обострением таких конфликтов, в том числе и в их крайней, вооруженной форме. К концу 1980-х гг. из 111 вооруженных конфликтов, полыхавших в мире, 63 были внутригосударственными, 36 из них (около трети) произошли на почве межэтнических отношений. Тогда ареной большинства из этих столкновений были страны Азии и Африки. Но с распадом СССР на его бывшей территории возникли десятки очагов межэтнической напряженности, появились самопровозглашенные, не признающиеся международным сообществом республики Абхазия, Приднестровская, Ичкерия (Чечня). Центром межэтнических конфликтов стала территория бывшей Югославии. Православные Сербия и Черногория стремились сохранить единство государства и его самобытную модель социализма. В преимущественно католических Хорватии и Словении существовало убеждение, что роль Сербии в федерации слишком велика, преобладала ориентация на западноевропейскую модель развития. В Боснии, Герцеговине, Македонии, где было сильно влияние ислама, также существовало недовольство федерацией. В 1991 г. Югославия распалась. Попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела. Сохранившие тесные связи Сербия и Черногория создали новое федеративное государство – Союзную Республику Югославию (СРЮ). На этом кризис не завершился, поскольку оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство, интересы которого не были учтены в конституциях новых государств, начало борьбу за автономию. Эта борьба переросла в вооруженный конфликт, который в 1991 – 1994 гг. оказался центром внимания международного сообщества. Затем на первый план вышла проблема положения этнических албанцев в сербском округе Косово. Причины обострения этносоциальных конфликтов коренятся в следующем: с одной стороны, отсутствуют материальные ресурсы для удовлетворения социально-экономических запросов этнических меньшинств, с другой – правящие элиты, значительная часть населения, оказываются не готовы признать наличие глубинных причин обострения, межнациональной розни. Предрассудки, идеологические мотивы мешают им принять принцип мультикультурализма и этноплюрализма. Попытки сохранения единства государства репрессиями, этническими чистками, как показывает опыт многих стран, чаще всего и становятся причиной распада ткани государственности.
2. Исследование динамики этносоциальных процессов
Согласно данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира во второй половине 20 века произошло несколько сот вооружённых конфликтов, из которых 70% были межэтническими. В течение последнего десятилетия 20 века – на территории бывшего СССР было зафиксировано пять «этнических войн» и около 20 вооружённых столкновений, приведших к гибели около 100 тыс. человек среди мирного населения.
Межэтнический конфликт – это кризисная социокультурная ситуация, обусловленная несовпадением интересов отдельной этнической группы с интересами других этнических групп или государств в целом и выражающаяся в стремлении данной этнической группы изменить (в том числе, силовыми методами) существующие соотношение между всеми участниками подобного взаимодействия.
Данная кризисная ситуация выражается в «межэтнической напряжённости» - особого психологического состояния этнической общности, которое складывается под взаимодействием совокупности неблагоприятных условий, ущемляющих интересы этноса и затрудняющие его развитие.
Для этого состояния характерны повышенная тревожность, склонность к драматизации любых негативных явлений и поиск виновных в их появлении, страх культурной ассимиляции. Всё это приводит к ощущению необходимости этнической консолидации и борьбы за интересы этноса.
Конечно, здесь необходимо осознавать, что в подобных конфликтах принимает участие не вся этническая группа, а лишь ее часть, в лучшем случае, пользующаяся активной или пассивной поддержкой большинства. Однако в большей или меньшей степени эти интересы обусловлены целым рядом объективных причин. Поэтому представление об этническом конфликте как о столкновении классовых или групповых интересов элит, к которым примыкают введённые в заблуждение массы (как это характерно для теорий социально-экономического детерминизма), не всегда является верным.
Причины этнических конфликтов различны.
Во-первых, это территориальные споры, которые либо предполагают передел сложившегося этнополитического пространства, либо оказываются связанными с проблемой создания независимых территориально-государственных образований и стремлением к изменению своего государственного статуса (возможно, обретение некогда утраченного суверенитета). Таковы грузино-абхазский и армяно-азербайджанский конфликты.
Во-вторых, это непродуманная политика в отношении определённого народа, которая сопровождалась депортацией, вынужденным переселением, произвольным изменением границ между этносами, территориальное расчленение этнических общностей. Примером такого конфликта является чеченский конфликт.
В-третьих, это, согласно «теории относительной экономической деривации», неравность экономических условий (чаще - оформившаяся в результате модернизации, урбанизации, распространения образования, реже - установившаяся исторически). Одним из частных случаев является изменение этнического разделения труда (этнической специализации), где каждый этнос характеризуется определенными видами деятельности - как китайцы в Малайзии, занимающиеся добычей олова и торговлей, или индийцы, работающие на плантациях каучука.
Конечно, в конфликте оказываются, в первую очередь, заинтересованными этносы с худшим материальным положением, «отсталые», в отличие от «передовых». Они чаще выступают инициаторами этнического насилия. Однако причины этому не всегда экономические. Группа может быть отсталой по уровню образования, по уровню хозяйствования - в сельских, а не промышленных, районах, по доминированию традиционалистских устремлений. Такого рода этнические столкновения характерны для, соответственно, «отсталых» и «передовых» народов хауса и ибо, малайцев и китайцев, асамцев и бенгальцев, лулуа и балуба. Однако рост этно национализма характерен и для тех народов, которые пользуются существенными преимуществами по сравнению с представителями иных этнических групп и экономически являются одними из более обеспеченных - в частности, для басков и каталонцев в Испании, для хорватов и словенцев в Югославии.
В-четвертых, причиной этнического конфликта может стать борьба за собственность и ресурсы, которые напрямую связаны с политическими устремлениями этнических элит. При этом этническая общность начинает высказывать претензии на владение материальными ресурсами, находящимися в месте ее проживания, вступая, по существу, в конфликт не с соседними этносами, а государством в целом. Преломление данных факторов через идею национализма актуализирует проблемы и выливается в противостояние одного этноса другому. Среди таких социально-экономических причин И. М. Семашко выделяет этнический групповой эгоизм. В Индии, подчёркивает исследователь, в основе сикхского сепаратизма лежит именно этот фактор. Особое место в ряду социально-экономических причин борьбы автор отводит конкуренции буржуазии различных этнических групп: «Национальная буржуазия по мере своего становления все более нетерпимо относится к своим иноэтническим конкурентам, перенося свою неприязнь на весь данный этнос».
Еще одним из существенных конфликтоформирующих факторов является страх оказаться в подчиненном положении у других народов, страх исчезновения. По мнению Дональда Горовитца, для таких народов типичным становится довод, что отказ удовлетворить любое политическое требование приведет к исчезновению группы. Многие из отсталых групп приводят в пример при этом судьбу американских индейцев. Автор приводит такие примеры:
Синд (Пакистан): синдхи «не хотят превратиться в краснокожих индейцев».
Малайзия: многие малайские лидеры высказывают опасения, что малайцы могут уподобиться американским индейцам.
Пенджаб (Индия): сикхи либо должны добиться равенства, либо смириться с постепенным исчезновением.
Бирма: многие карены считают, что господство бирманцев приведет к исчезновению каренов.
Тема исчезновения используется и меньшинствами в странах Запада, в частности, басками и франко-канадцами.
Явления этнонационализма, приводящие к этническим конфликтам, напрямую связаны и с падением жизненного уровня, и с различным представительством этносов в социальной, политической и научной областях, с ухудшением экологического фона и качества окружающей среды, с депопуляцией, с конфессиональными различиями, а также с процессами миграции.
Их следствием являются культурные изменения, которые проявляются в феноменах многоязычия и полистилистики, в сочетании различных стилей жизни, в распространении непривычной музыкальной среды, специфической национальной кухни и многого другого. Наконец, отметим, что весьма благоприятным фоном для развития конфликта является тоталитарный режим, отвергающий разнообразие - в том числе, этническое, и предпочитающий многообразию унификацию.
Сегодня принято различать следующие типы конфликтов:
- по форме проявления - латентные (скрытые), длящиеся десятилетиями, не создающие угрозы для жизни людей, и актуализированные (открытые);
- по характеру действий конфликтующих сторон - насильственные и ненасильственные;
- по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами - статусные, этнотерриториальные и культурно-языковые;
- по содержанию - конфликты стереотипов, конфликты идей, конфликты действий;
- по особенностям противостоящих сторон - между этнической группой и государством (Абхазия и Нагорный Карабах до создания самопровозглашенных государств), между этническими группами (погромы турок-месхетинцев в Фергане, конфликт между киргизами и узбеками в Ошкской области);
- по специфике соотношения относительных уровней экономического развития и социальной модернизированности сепаратистских регионов и этнических групп в сравнении со средним для государства в целом - сепаратизм отсталой этнической группы в отсталом регионе страны, сепаратизм отсталой этнической группы в развитом регионе страны, сепаратизм развитой этнической группы в отсталом регионе, сепаратизм развитой этнической группы в развитом регионе страны.
Несмотря на то, каждый из этнических конфликтов обусловлен особыми причинами, их динамика и характер развития достаточно предсказуемы. Здесь можно выделить следующие этапы их формирования:
1) латентная фаза - возникновение небольшой группы сторонников национально-этнического возрождения, настаивающей на реставрации этнических традиций и актуализации определенного этнического диалекта;
2) проявление конфликта - оформление деятельности этой инициативной группы в виде партий и движений; политизация деятельности этих организаций и расширение их социальной базы; манипуляции сознанием членов данных организаций через создание идеологем, мифологем и политических стереотипов; усиление взаимных претензий этнических групп; требование чрезвычайных мер для защиты их представителей в ответ на активные действия какой-либо этнической группы; этническая миграция;
3) активное течение конфликта;
4) последствия конфликта.
Характер регулирования конфликта существенно различается на каждой из этих стадий. Конечно, необходимо эффективно реагировать на возникающее этнонациональное напряжение и стремиться локализовать конфликт на стадии его зарождения. Здесь основным принципом регулирования становится гражданское равноправие всех этносов и народностей, которое выражается в политике социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп.
На втором этапе этническая напряженность может быть снята или смягчена эффективным обеспечением всех народностей объективной и непредвзятой информацией о реальном течении конфликта, созданием этнически нейтральных подразделений полиции и армии, строгом преследовании согласно закону всех участников и организаторов уличных беспорядков.
В период активного течения конфликта основной целью его локализации становится начало переговоров по прекращению военных действий, которое может быть осуществлено при нейтрализации сторонников экстремистских методов разрешения конфликта, недопущении раскола властных структур по этническому признаку, проведении комплекса мер по обеспечению минимального количества человеческих жертв и материального ущерба и введение особого контроля за объективностью освещения конфликта в СМИ.
Наиболее эффективные результаты по разрешению этнических конфликтов, как считает Р. Виринен, представляют разделение власти и региональная автономия. В первом случае этническая группа принимается в процесс принятия решений. Во втором предполагается расширение политических, экономических и культурных прав этнической группы на занимаемой ей территории, что предполагает право на использование языка, исповедование традиционной религии, развитие системы образования, обеспечивать внутреннюю безопасность, собирать налоги.
Одним из вариантов самоопределения является национально-культурная автономия, позволяющая национальным, в том числе малочисленным, общностям, не только компактно проживающим, но и разрозненно расселенным, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.
3. Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Уровни межэтнических взаимоотношений: взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.
В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз).
Европейский союз образован в 1993 году в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Россия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.
В июне 2004 года была принята Европейская конституция. Она вызвала неодобрение Ватикана из – за отказа упоминания о «христианских корнях» европейской цивилизации. Кроме того, Испания и Польша попытались пересмотреть порядок принятия решений в ЕС (вместо нынешнего, учитывающего «удельный вес» экономик стран – членов, перейти к процедуре, при которой количество голосов от каждой страны было бы пропорционально её населению).
Однако с приходом к власти в Испании правительства социалистов, эта страна отказалась от своих намерений. Новая конституция подписана 29 октября 2004 в Риме. Для того, чтобы она вступила в силу, ее должны ратифицировать парламенты всех стран-членов. В некоторых странах одобрение предполагалось получить путем всенародных референдумов. В 2005 референдумы во Франции и Нидерландах отвергли Конституцию. В 2009 Конституцию, наконец (с некоторыми оговорками – запрет на аборты) поддержали Ирландия и Польша.
Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»).
«Плавильный котёл» (melting pot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.
Благодаря постоянному притоку эмигрантов население США с 1871 г. по 1913 г. увеличилось с 39,8 млн. до 96,5 млн. человек.
Израэл Зангвилл (1908): «Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации».
Эта метафора получила известность после того, как в Нью-Йорке в 1908 году с большим успехом дебютировала одноименная пьеса английского драматурга и писателя Израэла Зангвилла, повествующая о жизни еврейской семьи, которая, спасаясь от погромов, покинула Россию и обрела прибежище в Америке.
Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).
Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.
При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.
Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.
С другой стороны, растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация), противостоять экспансии сверхдержав.
Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.
Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.
Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.
Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.
Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.
Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.
В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» (всеуничтожение через сожжение).
Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.
Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
Ирредентизм (от итал. irredento – неосвобожденный) – 1) идея воссоединения с основным ядром нации (ирландцы в Ольстере); 2) политическое и общественное движение в Италии в конце 19 – начале 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением – Триеста, Трентино и др.
Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами.
Межэтнические конфликты возникают внутри государства.
Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.
Причины межнациональных конфликтов:
1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);
2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти;
3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.
5) Исторические прошлые взаимоотношения народов.
6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
Типы межнациональных конфликтов:
1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт);
2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);
3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.
Способы разрешения:
1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);
2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;
3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;
4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простого к сложному;
5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.
Этносоциальные конфликты – это форма отношений между национальными общностями, обусловленная состоянием взаимных претензий, которая имеет тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до открытых войн и вооруженных столкновений.
В качестве основной причины развертывания этносоциального конфликта можно рассматривать желание этнических групп, которые поэтапно вовлекаются в этнический процесс, давать свою интерпретацию национальных интересов.
Этносоциальный конфликт выступает как столкновение, противостояние сторон, представляющих этнические и национальные группы со своими интересами, исчерпавших иные способы решения накопившихся социально-политических противоречий. Этнический конфликт обычно подкрепляется определенной идеологией, причем трактовка способов достижения желанной цели у противников неодинакова.
Возникновению конфликта могут способствовать глобализационные мировые процессы, препятствующие свободному проявлению национальной жизни определенного этноса. Прежде всего, это касается замкнутых этнических групп, которые закрыты для культурного обмена с другими этносами. В связи с этим можно рассмотреть противостояние «этнического» и «цивилизационного». Если первое стремится к обособлению, то второе – к объединению. Решить данное противоречие в условиях современного социума – значит, во многом способствовать урегулированию этносоциальных конфликтов на земном шаре.
В целях предотвращения этносоциальных конфликтов необходимы конкретные меры, направленные на изменение тех областей социальной сферы и каждодневной реальности (локальных социумов), где имеется межэтнический компонент, причем область политики – не исключение. Нельзя упускать из виду информационный и экономический факторы, значение которых довольно велико в условиях современного мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе любого конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия, также ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какой либо проблеме, либо противоположные цели, методы или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов оппонентов.
По мнению одного из основоположников общей теории конфликта Р. Дарендорф концепция общества свободного, открытого и демократического вовсе не решает всех проблем и противоречий развития. От них не застрахованы не только развивающие страны, но и те, где имеется устоявшаяся демократия.
Межэтнические конфликты – это специфическое, конкретное этническое выражение общесоциальных противоречий. Большинство политологов связывают их, прежде всего с противоречиями, складывающимися в сфере материального производства. Последние нередко разрешаются путём революций, принимая вместе с тем различные побочные формы, как совокупность коллизий между различными классами, как идейная борьба, политическая борьба и т.д. В то же время характер этих конфликтов, в которых отчётливо просматриваются противоречия между национальными меньшинствами и «коренным» населением, весьма типичен
Существуют две точки зрения на конфликт. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества. У других ученых иная точка зрения. Так, социолог структурно-функционального направления Льюис Козер пишет: "Конфликт препятствует окостенению социальных систем, вызывая стремление к обновлению и творчеству". Другой немецкий социолог Ральф Дарендорф утверждает, что и конфликты незаменимы как фактор всеобщего процесса социального изменения.
В современных условиях абсолютное большинство конфликтов не может быть урегулировано с помощью механизмов классической международной стратегии (военное подавление, «баланс сил», «равновесие страха» и т.п.). Конфликты нового поколения имеют, конечно, общие черты. Можно установить и их сходство с движениями сопротивления, партизанскими и религиозными войнами, национально-этническими столкновениями и другими типами негосударственных международных конфликтов, издавна известными человечеству.
Каждый конфликт должен рассматриваться как уникальный, однако нельзя исключать возможности сравнительного исследования и нахождения некоторых (относительно) общих тенденций в развитии конфликтов, что может дать определенный шанс в поиске путей их решения.
Сходство конфликтов в первую очередь выражается в отсутствии какой-либо ясности относительно природы и путей их урегулирования, их «неправильности» с точки зрения соотношения целей и средств их участников, опасности, которую они представляют для населения. Каждый конфликт многомерен и содержит в себе не один, а несколько кризисов и противоречий, каждый – уникален по своему характеру. Переговоры, консультации, посредничество, соглашения и другие традиционные средства урегулирования в современных конфликтах обнаруживают весьма низкую эффективность. Их действенность определяется возможностями формализации конфликта, придания ему официального статуса, четкого определения его причин и идентификации бесспорных легитимных представителей сторон.
Попытки урегулирования конфликтов сталкиваются с такой проблемой, как «ускользающая» природа успеха. Не всегда существует понимание того, что успех в данной области практически всегда является ограниченным. Кроме того, в последнее время наблюдается явное увлечение операциями военного характера. Однако довольно большая часть конфликтов не может быть урегулирована при помощи операций по поддержанию мира, а тем более принудительными операциями с использованием военной силы.
Все рассмотренные способы урегулирования конфликтов больше подходят для попытки разрешить уже существующий конфликт. Конфликт необходимо решать еще на самом раннем этапе, когда только появляются предпосылки к его возникновению. И в большей степени, появление и предотвращение, например, межгосударственных конфликтов зависит от тех, кто стоит у власти, от проводимой ими политики, а также от их взглядов на ту или иную ситуацию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арутюнян Ю.В.,. Дробижева Я.М Этносоциология: пройденное и новые горизонты// Социс.- 2000.- № 4.– C. 11-22.
2. Балушок В. Этническое и национальное: динамика взаимодействия// Социология: теория, методы, маркетинг. –2009. - №1. - C. 93-107
3. Белецкий, А. К. Топыго М. И. Национально-культурные и идеологические ориентации населения Украины// Полис.- 2008. - № 4. - C. 74-89
4. Городяненко В. Г. Языковая ситуация на Украине// Социс. - 2006 № 9. - C. 107-113
5. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКСМО. 2001. С. 320
6. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов-Н/Д.: ООО «ЦВВР». 2000. С. 280
7. Евтух В. Национальные меньшинства между государственной политикой и самоопределением// Социология: теория, методы, маркетинг. - 2008. - № 1-2. - C. 99-104
8. Сикевич З.В. Социология и психология межэтнических отношений. С.-Пб. 2009. С. 155
9.Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 2007. С.480
10. Ямсков А. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М. 2007. С. 270
Интернет источники
1. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (HYPERLINK "http://window.edu.ru" http://window.edu.ru),
2. Информация размещена на сайте "Российское образование" (HYPERLINK "http://www.edu.ru" http://www.edu.ru).
3. Ресурсы федерального портала "Социально-гуманитарное и политологическое образование" (HYPERLINK "http://www.humanities.edu.ru" http://www.humanities.edu.ru),
4. HYPERLINK "https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.obhis.ru%2Findex.html" \t "_blank" http://www.obhis.ru/index.html - лекции по обществознанию
5. HYPERLINK "https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fseklib.ru%2Fobshestvo.html%3Fstart%3D10" \t "_blank" http://seklib.ru/obshestvo.html?start=10 - сайт, где сборники тестов по обществознанию и учебные пособия