Народы без государства. Крупнейшие народы без государств

В мире и сегодня существуют народы, в силу исторических причин не имеющие своей государственности. Некоторые из них могут обрести государство в обозримом будущем, другие на это даже не рассчитывают.

1 Палестинцы


Сегодня поселения палестинцев занимают компактную территорию внутри государства Израиль, хотя по мнению историков этот народ проживал здесь задолго до прихода евреев. Впрочем, даже соседние арабские страны отказывают палестинцам в национальной уникальности, называя их то египтянами, то саудовцами, то сирийцами. Последние генетические исследования указывают на высокое сходство генотипа палестинцев и евреев. Официально государства Палестина не существует, хотя оно и было признано большинством стран членов ООН. США, Канада, Испания, Швеция, Норвегия и ряд других стран заявляют, что о создании Палестинского государства речь может идти только в случае прямых переговоров с Израилем, но тот пока не торопится с признанием суверенитета соседей. Более того Израиль осуществляет военный контроль большей части палестинских территорий, включая те, где власть официально принадлежит Палестинской национальной администрации.

2 Баски


Баски - один из наиболее древних народов Европы. В частности генетики определили, что значительная часть испанцев, португальцев, французов, англичан и ирландцев имеют общие с современными басками корни. В конце периода диктатуры Франко среди басков возникла подпольная организация Эускади Та Аскатасуна (Баскония и свобода), известная как ЭТА. Самым эффективным средством к признанию независимости члены ЭТА считают теракты и вооруженный шантаж. Региональное правительство басков от террористов решительно отмежевывается, но в то же время вдохновленное примером Косово все свои усилия направляет на создание собственной государственности.

3 Курды


Ираноязычный народ курды в настоящее время проживает в этногеографической области Курдистан, охватывающей территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Всего, включая диаспоры, в мире живут около 38 млн. курдов. Интересно, что в качестве независимого государства Курдистан был признан мировым Арбитражным судом еще в 1920 году. Но политические реалии оказались для курдов не столь радужными – национальная автономия так и осталась на бумаге. Сегодня среди курдов популярна идея создания «Большого Курдистана», но учитывая территориальные претензии сразу к четырем странам это не представляется возможным. А пока в непризнанном Курдистане работают собственные медиа-холдинги, в том числе десяток спутниковых телеканалов вещающих на курдском языке.

4 Цыгане


Цыгане – этническая группа, проживающая преимущественно в Европе, хотя немалое количество цыган к сегодняшнему дню перебралось и на Американский континент. В мире насчитывается около 10 млн. цыган. Интересно, что согласно лингвистическим и генетическим исследованиям предки цыган покинули территорию Индии в количестве не превышающем 1000 человек. Из-за мозаичности расселения цыган часто сравнивают с евреями, но в отличие от последних у них нет государственности и скорее всего не будет. В 1971 году в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, в ходе которого цыгане признали себя единой нетерриториальной нацией.

5 Тибетцы


У тибетцев есть своя история, культура, язык, религия, но нет главного – государства. Место проживания тибетцев практически полностью расположено на территории Китая. Независимость Тибет утратил полностью в 1949 году, когда китайцы "освободили" тибетцев от империалистов. Тибетское правительство действует и сейчас, но в изгнании – его штаб-квартира во главе с Лобсанг Сенге находится на севере Индии. У правительства есть и своя Конституция – Хартия тибетцев в изгнании. Далай-лама XIV отказавшись в 2011 году от политической власти сохранил за собой роль духовного лидера Тибета. Он заверил, что правительство в изгнании будет распущено, но после того, как Тибет вновь обретет свободу. Однако острые разногласия межу правительством Китая и Тибета не позволяют на это рассчитывать в ближайшем будущем.

6 Каталонцы


Наряду с басками головной болью испанского правительства являются каталонцы. Народ с богатейшей культурой и традициями с каждым годом все громче заявляет о своей независимости от Испании. Нежелание Мадрида расставаться с Каталонией объясняется еще и тем, что последняя на сегодня один из крупнейших промышленных и портовых центров Королевства. Каталонский сепаратизм в конечном итоге привел к планам проведения референдума, которые нарушил Конституционный Суд Испании. Вместо референдума 9 ноября 2014 года состоялся опрос о политическом будущем Каталонии, который не имел юридической силы. Тем не менее результаты опроса интересны: около 1,6 млн. человек из 2 млн. проголосовавших желают независимости провинции, однако низкая явка – в Каталонии правом голоса обладают 5,4 млн. человек – не позволяет в полной мере выяснить насколько каталонцы хотят отделения от Испании.

7 Сикхи


Начало 1980-х годов в Индии было отмечено движением сикхских сепаратистов, которые вознамерились создать собственное государство – Халистан. Сикхи это достаточно многочисленный народ, насчитывающий свыше 20 млн. человек, придерживающийся своеобразной религии – сикхизма. Несмотря на то, что в основе веры сикхов лежит уважение к любому живущему на Земле, экстремистские движения провели в индийских городах ряд крупных терактов, в одном из которых была убита Индира Ганди. А в 1986 году сепаратисты официально объявили о создании Халистана. Индийские власти весьма жестко отвечали на любые действия сепаратистов и только со временем волны насилия удалось снизить. Сейчас индийское правительство дало сикхам ряд прав и свобод, а также разрешило религиозную автономию. Но не более того.

Политическая карта мира пестрит множеством государств, но в многих из них существуют народы, группы людей, которые не имеют своей автономности, а существуют только как часть многонациональных госудрств. Как результат - сепаратистские движения, которые пытаются воплотить свои идеи путем партизанских войн.

Народы без государства

Джеймс МинаханJames Minahan, составитель "Энциклопедии Народов, Этнических и Национальных Групп, не Имеющих Государственности"Encyclopedia of the Stateless Nations Ethnic and National Groups Around the World, насчитывает более 300 народов, которые формально имеют право претендовать (или де-факто претендуют) на создание собственного государства.

Одна из проблем народов, не имеющих своих государств, заключена в сфере терминологии и права. Так, размыты понятия "народ" и "нация", следовательно, неясно, какая группа людей может считаться народом и претендовать на создание своего государства. В научной и юридической литературе существуют несколько определений этих понятий. Существует теория "номинализма" (ее адепты доказывают, что нацией может считаться группа людей, считающая себя нацией), "натурализма" (нация - это исторически сложившаяся группа людей), "волюнтаризма" (соответственно, группа людей, добровольно объединившаяся и считающая себя одной нацией). Сторонники "территориального принципа" утверждают, что нацией может считаться группа людей, компактно проживающая на определенной территории. Есть "лингвистический" принцип, который гласит, что нацией могут считаться люди, говорящие на одном языке, "ценностный" (нацию образую люди, разделяющие определенные морально-этические ценности). Теория "цели" гласит, что нацией может считаться группа людей, имеющих общую историю и общую миссию. Пол ГилбертPaul Gilbert, автор фундаментального исследования "Философия Национализма"The Philosophy of Nationalism высказывает мнение, что нацией можно считать только группу людей, претендующих на создание своего государства.

Также нет критериев, которые позволяют отнести ту или иную общину к числу народов, которые имеют право претендовать на создание независимого государства. Обычно такими считают религиозно-этническое меньшинство, которое пытается отделиться от многонационального государства. Лидеры подобных движений предпочитают считать государства, от которых пытаются отделиться, - империями-поработителями. Достаточно часто они априори отвергают сам принцип мультиэтнического государства, предпочитая создавать государство моноэтническое.

В 1991 году была создана Организация Непредставленных НародовUnrepresented Nations and Peoples Organization. В числе учредителей были представители народов, населявших СССР - армян, крымских татар, татар, латышей, эстонцев и грузин. Ныне в состав Организации Непредставленных Народов входят 69 этнических групп и меньшинств, насчитывающих более 150 млн. человек. В их числе и народы, проживающие на территории стран бывшего СССР: татары, талыши, башкиры, чеченцы, ассирийцы, чуваши, черкесы, крымские татары, марийцы, коми, удмурты, буряты, тувинцы и гагаузы. Среди членов сразу две курдские организации (представляющие иранских и иракских курдов) и Тайвань, де-факто являющийся независимым государством. Эти народы крайне различаются по многим параметрам. Их объединяет одно: их представителей нет в составе ведущих международных организаций, таких как ООН. Хартия Организации Непредставленных Народов гласит, что деятельность этой структуры базируется на пяти основных принципах: ненасилие, права человека, самоопределение и демократия, сохранение окружающей среды и толерантность. За полтора десятилетия шесть основателей Организации смогли создать свои государства - на политической карте мира появились независимые Грузия, Армения, Эстония, Латвия, Палау и Восточный Тимор (Тимор-Лешти).

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Статья 1 Декларации гласит: "Государства охраняют на их территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности". В подавляющем большинстве случаев в 20 веке большие государства разными путями признавали уникальные особенности малых народов, проживающих на их территории. Им предоставлялись определенные культурные и лингвистические права, а в ряде случаев и автономия.

Монсеррат ГуберноMontserrat Guibernau, автор книги "Народы без Государств"Nations Without States: Political Communities in a Global Age, указывает, что в условиях современной западной цивилизации многие народы предпочитают не бороться за образование своих национальных государств. По ее мнению, это обусловлено демократическими изменениями, произошедшими в странах Запада: национальное государство изначально требовалось, прежде всего, для сохранения культурной и языковой самобытности малых народов. В случае, если "материнское" государство предоставляло им подобные права, борьба за национальное самоопределение утрачивала привлекательность. Губерно подчеркивает, что сепаратистские настроения во многих странах Европы и Северной Америки вероятно будут существовать неопределенно долгое время, однако они не имеют шансов превратиться в мощные национально-освободительные движения. Ныне подобные взгляды разделяют, в основном, немногочисленные радикалы.

Майкл КитингMichael Keating, автор книги "Многонациональная Демократия: Народы Без Государства в Постсуверенную Эру"Plurinational Democracy: Stateless Nations in a Post-Sovereignty Era, отмечает, что в последние десятилетия связь между народом и государством разорвана. Один народ не обязательно создает государство, в то же время государство не гарантирует счастья и процветания образовавшему его народу. Более того, в некоторых случаях государство вообще оказывается ненужным для достижения процветания, обеспечения безопасности и поддержания порядка. Демократия также не может считаться необходимым условием для создания и существования государств. Китинг уверен, что в обозримой перспективе государства не исчезнут, однако мир изменится - это будет сложная и часто противоречивая система распределения властных полномочий. Он отмечает, что народы, ныне не имеющие своего государства, в этой ситуации рискуют никогда не обрести своего государства.

Гидон ГоттлибGidon Gottlieb, автор книги "Народ Против Государства"Nation Against State, отмечает, что в 20 веке великие державы выделяли территории и позволяли создавать новые державы на основе принципа права на самоопределение. Все подобные переделы проходили после окончания трех крупнейших конфликтов - двух мировых войн и Холодной войны. Однако лишь единожды - после окончания Первой Мировой войны - подобные решения принимались коллективно всеми великими державами (Россия, где произошла большевистская революция, в этом процессе участвовала косвенно - она, например, предоставила независимость Финляндии). По мнению Готтлиба, большинство ныне имеющихся национальных и этнических конфликтов не могут быть разрешены путем перекройки государственных границ и выделения каждому народу своего собственного государства.

В мире насчитывается несколько десятков самопровозглашенных государств, которые, однако, международное сообщество не считает таковыми. В большинстве своем, это этнические анклавы, отколовшиеся от "материнских" стран. По данным Института Изучения Проблем Самоопределения, действующего при Принстонском УниверситетеLechtenstein Institute on Self-Determination at Princeton University, самопровозглашенные государства обосновывают свои претензии на независимость по-разному. Как правило, они доказывают, что на данной территории исторически сложилась общность людей, объединенных религией, языком, культурой и пр., которые не видят своего будущего в составе иного государства. Особый вес подобные аргументы приобретают в случае, если на данной территории некогда существовало независимое государство. Однако стороны, выступающие против предоставления независимости, используют схожие доказательства. К примеру, противники независимости Палестины доказывают, что палестинского народа никогда не существовало, так же, как и одноименного государства.

Подобные дебаты ведутся практически во всех случаях, когда речь заходит о признании или не признании нового государственного образования. Причиной этого является двусмысленность современного международного права. К примеру, в 1975 году Хельсинское Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе провозгласило принцип нерушимости государственных границ, образовавшихся после окончания Второй Мировой войны. С другой стороны, Конвенция ООН о Гражданских и Политических Правах (вступила в силу в 1976 году) декларирует право наций на самоопределение. Международный СудInternational Court of Justice также в 1975 году вынес вердикт, согласно которому право на самоопределение принадлежит не государствам, а отдельным гражданам. Известный специалист по международному праву Марк ВеллерMarc Weller, сотрудник Кембриджского УниверситетаUniversity of Cambridge, называет этот парадокс "ловушкой самоопределения".

Карен ПаркерKaren Parker, автор книги "Случай Самоопределения"The Case for Self-Determination, отмечает, что современное международное право не может однозначно ответить на вопрос: что необходимо сделать, чтобы создать новое государство. В 20 веке, в результате краха колониальных империй, появился так называемый "декларативный" способ - то есть, некая территория просто объявляет о том, что она представляет собой независимое государство. Традиционный путь - так называемый "конституционный" - более сложный. Он декларирует, что для приобретения полноценного статуса самопровозглашенным государствам необходимо международное признание. Формальный акт дипломатического признания означает, что одно государство признает независимый статус другого и полномочия его правительства (в международной практике всегда признается правительство той или иной страны, а не сама страна). Существует два типа официального признания - "де-факто" и "де-юре". Признание "де-факто" (то есть, на основе факта существования данной структуры) имеет "неофициальный" характер, однако этого достаточно, чтобы оба государства могли установить дипломатические отношения, взаимно признавали паспорта и визы и пр. Признание "де-юре" (то есть, на основе существующих международных норм) предусматривает установление межгосударственных отношений в полном объеме. Иногда признание "де-факто" предшествует признанию "де-юре". К примеру, Великобритания "де-факто" признала правительство большевиков легитимной властью России в 1921 году, а "де-юре" - лишь три года спустя.

Признание также необходимо, если власть в стране меняется необычным путем - например, в результате переворота, революции или внешнего вторжения. Правительство "Талибана", которое де-факто управляло большей частью территории Афганистана в 1996-2001-е годы, было признано лишь тремя государствами мира, в то время как свергнутое им правительство, которое контролировало не более 12% территории страны, признавалось легитимным более, чем 70-ью государствами. В июне 1940 года советскими войсками были заняты Латвия, Литва и Эстония. Эти страны утратили свою государственность и были инкорпорированы в состав СССР в статусе союзных республик. США не признавали легитимность этих действий СССР и считали страны Балтии независимыми, но оккупированными государствами. Посольства этих республик продолжали действовать в Вашингтоне, несмотря на протесты Москвы.

Любопытно, что в состав США ныне входят ранее независимые государства. К примеру, Конфедерацию Штатов США, появившуюся в 1861 году и исчезнувшую после поражения в Гражданской войне, официально признало одно из карликовых германских государств. Республику Техас, существовавшую на политической карте мира в 1836-1845-е годы, признали пять стран. Некоторые индейские племена, а также Гавайи также ранее являлись независимыми государствами, а ныне считаются народами, не имеющими своей государственности.

Войны за независимость

Партизанские войны отличаются наибольшей жестокостью, значительным числом жертв и появлением огромного числа беженцев. Мы публикуем краткую информацию о некоторых партизанских войнах недавнего прошлого и современности, в которых государствам противостояли или противостоят сепаратисты, пытающиеся обрести государственность с помощью военной силы.

Ныне в мире насчитываются сотни движений сепаратистов, некоторые из которых используют военные или террористические методы. Они действуют не только в государствах Третьего Мира, но и во вполне устоявшихся странах Запада. Так, Великобритания долгое время борется с террористами Ирландской Республиканской АрмииIrish Republican Army. Политические методы борьбы используют шотландские и корнуэльские сепаратисты. Франция периодически сталкивается с атаками вооруженных группировок корсиканских и баскских сепаратистов. Кроме того, там в 1994 году была образована сепаратистская Савойская Лига (Савойя была присоединена к Франции в 1860 году). Испания десятилетия ведет войну с баскскими сепаратистами из террористической организации ETA. В Канаде долгое время сепаратистские настроения сильны во франкоязычном Квебеке, в Новой Зеландии - среди коренного населения (маори).

Сепаратисты есть и в США. К примеру, Аляскинская Партия НезависимостиAlaskan Independence Party выступает за независимость штата Аляска (аналогичные взгляды разделяют некоторые обитатели Техаса, Вермонта и ряда иных штатов), коренные жители Гавайев - за восстановление своего государства (в 1898 году США аннексировали Гавайи, до этого независимое королевство, управляемое полинезийскими вождями), группа испаноязычных американцев (их интересы представляет, например, Объединенная Народная ПартияUnited People′s Party) призывает образовать на территории южной части США, некогда отнятой у Мексики, новое независимое государство. Сепаратисты есть и в среде чернокожих и белых расистов. Кроме того, некоторые племена индейцев также периодически подчеркивают, что некогда они были независимыми, и намекают на возможность восстановления утраченной государственности.

Согласно исследованию, проведенному Weslean College, ежегодно в мире происходит 40 -100 вооруженных конфликтов, в основном, это партизанские войны. Кровопролитные партизанские войны десятилетиями шли в ЮАР, Анголе, Кампучии, Ливане, Нигерии, Марокко, Сальвадоре, Никарагуа, Гватемале, Бангладеш, Эфиопии, Индонезии. Они продолжаются в Афганистане, Шри Ланке, Мьянме (Бирме), Колумбии, на Филиппинах, в Судане, Курдистане (Турция и Ирак), Чечне (Россия)...

В ряде случаев партизанам удавалось взять верх над регулярными войсками. К примеру, партизанская тактика, широко применявшаяся китайскими коммунистами под руководством Мао Цзэдуна, позволила им одержать победу над войсками националистов (Гоминьдан). Мао сформулировал десять принципов партизанской войны. К их числу относятся следующие постулаты: "Атаковать врассыпную, сперва окружать врага, потом собирать свои силы в кулак", "Сперва брать под контроль деревенские районы и мелкие города. Крупные города захватывать в последнюю очередь", "Чем меньше потерь, тем больше победа", "Использовать захваченное оружие и пленных для борьбы с врагом", "Использовать периоды переговоров с врагом для отдыха, перегруппировки и подготовки" и т.д. Довольно часто партизаны терпели военное поражение, но, в результате, достигали политической победы. Так произошло в Родезии (ныне Зимбабве), Алжире, Восточном Тиморе, ЮАР.

Партизанские войны второй половины 20 века дали миру нескольких великих полководцев. К примеру, прославился вьетнамец Во Нгуен Гиap, под руководством которого вьетнамские повстанцы, безнадежно уступавшие противнику в численности и огневой мощи, сперва освободили страну от французской оккупации, а затем изгнали войска США. Партизанские лидеры Мао Цзэ-Дун, Хо Ши Мин, Фидель Кастро, Даниэль Ортега, Роберт Мугабе, Нельсон Мандела, Че Гевара стали широко известны во всем мире.

Все партизанские войны идут по схожей схеме: регулярные войска контролируют крупные населенные пункты, партизаны базируются в сельской местности, лесах, горах и пустынях. Партизаны обычно используют тактику, называемую военными специалистами США "hit and run" - "ударил и беги". Регулярные войска стараются проводить облавы и уничтожать партизанские базы.

Вьетнам
Вьетнамские партизаны при поддержке Китая и СССР смогли выиграть войну у Франции. В 1950 году коммунистические повстанцы начали партизанскую войну против французских колонизаторов. Французские войска контролировали крупные города, партизаны базировались в деревнях, успешно перерезали французские коммуникации и уничтожали мелкие группы оккупантов. В 1952 году французы начали создавать базы в тылу партизан и использовать спецподразделения для атак противника. Сперва эта тактика приносила успех, но в 1954 году вьетнамцы окружили и заставили капитулировать крупную французскую военную базу на плато Дьен Бен Фу. Война закончилась, и Вьетнам обрел независимость.

Малайзия
В 1948 году партизанскую войну с британскими колонизаторами начали коммунисты Малайзии. Британцы смогли разгромить основные силы партизан за шесть лет, хотя отдельные перестрелки продолжались до 1960 года. Партизан подвело незнание политических реалий - их война за независимость была бессмысленной, поскольку Великобритания уже в принципе согласилась предоставить независимость своим колониям. Кроме того, британцы решили лишить партизан поддержки населения: для этого была начата беспрецедентная кампания по строительству новых деревень в безопасных местах и переселению в них крестьян из районов, контролируемых партизанами. Кроме того, британские спецподразделения начали успешную войну в джунглях, применив против партизан их же методы.

Кения
В 1950-е годы британцы вели антипартизанскую войну в Кении с местными националистами - они называли себя мау-мау. Мау-мау страдали от нехватки огнестрельного оружия (лишь каждый десятый из них имел ружье или пистолет), но зато они пользовались поддержкой не только в деревнях, но и в крупных городах. Их атаки отличались особой жестокостью, они убивали всех белых, в том числе женщин и детей. Британские солдаты смогли разгромить крупные отряды повстанцев, британская контрразведка выявила и захватила основных лидеров, которые управляли партизанами из городов. Однако мау-мау были уничтожены не колонизаторами, а своими соплеменниками - представителями племен и кланов, лояльных к британцам. Эти люди были обучены и экипированы британской армией и, в итоге, фактически, вырезали мау-мау.

Алжир
В 1954 году начала партизанскую войну против Франции Армия Национального Освобождения Алжира - организация исламско-националистического толка. Алжирцы сочетали партизанские рейды с организацией убийств и терактов. Французские войска построили "Линию Мориса" -укрепления, разделявшие Алжир и Тунис, откуда повстанцы получали поддержку. Они планомерно "зачищали" территории, применяя тактику "квадрата" - четыре отряда французских войск, двигаясь с разных сторон, окружали участок местности, контролируемый партизанами. Французы также использовали лояльных к ним алжирцев для выявления активистов Армии Национального освобождения, благодаря чему смогли практически уничтожить ячейки АНО в городах. Несмотря на то, что французские войска разгромили партизан, в 1959 году Франция предоставила Алжиру независимость.

Африканские колонии Португалии - Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау
Партизанская война началась в конце 1950-х годов. Ангольским (из организации "МПЛА - Партия Труда") и мозамбикским (ФРЕЛИМО) партизанам активно помогали СССР и Китай, их командиры обучались в Болгарии и Чехословакии. Партизаны прибегли к необычной тактике: они брали под контроль отдельные районы и немедленно создавали там школы, в которых вели политическую пропаганду для того, чтобы приобрести симпатии местного населения. В отличие от многих других партизан, партизаны Анголы и Мозамбика старались не грабить деревни. Они часто снабжали крестьян оружием, солью и промышленными товарами, захваченными у колонизаторов. Португальцы некоторое время успешно боролись с партизанами, применяя подразделения десантников и коммандос, наполовину состоявшие из местных уроженцев, лояльных к метрополии. Чтобы получать информацию о базах партизан, они применяли пытки, уничтожали мятежные деревни, что вызывало возмущение международного сообщества. В конечном итоге, экономика Португалии не выдержала тягот войны, и колониям была предоставлена независимость.

Мьянма (Бирма)
Некоторые национальные меньшинства Мьянмы (их насчитывается около 20-ти) долгое время пытаются обрести независимость силой оружия.

Например, карены (потомки выходцев из Тибета) ведут войну за независимость с 1949 года. Точная численность этого народа неизвестна, однозначно, что в Мьянме их более 5 млн. Их армия состоит из 5-20 тыс. человек, причем войска Мьянмы в борьбе с ними проявляют крайнюю жестокость, что периодически вызывает протесты в мире. Карены используют традиционные методы войны в джунглях и горах, но войска Мьянмы на порядок превосходят их по численности. Кроме того, у каренов нет авиации и тяжелого вооружения. По состоянию на 2007 год, карены сохраняли боеспособность, хотя их войска были оттеснены к границе с Таиландом.

Второй наиболее мощной группировкой является Армия Независимости Качина, которая вела войну с властями с 1961 года. В лучшие годы численность ее отрядов достигала 8 тыс. человек. Изначально Качин поддерживал маоистский Китай, попутно сепаратисты контролировали производство и торговлю опиумом. В 1991 году сепаратисты заключили перемирие с центральным правительством и де-факто образовали полунезависимое государство.

Филиппины
Филиппины - единственная страна в Юго-Восточной Азии, большинство жителей которой исповедуют христианство. Однако на юге филиппинского архипелага живут мусульмане, составляющие примерно 5% населения страны. На этих островах долгое время существовали независимые султанаты, которые успешно отбивали многочисленные попытки испанцев (контролировали северную и центральную части архипелага) оккупировать их. В начале 1970-х годов мусульманские сепаратисты активизировались и начали войну за самоопределение. Их головной организацией является "Фронт Освобождения Моро" (слово "моро" испанского происхождения и обозначает "мавра" - мусульманина). Исламистская террористическая организация, возглавляемая "Абу Сайаф" имеет тесные связи с "Аль Каедой" (ее основатель воевал в Афганистане с советскими войсками) и другими международными террористическими исламистскими структурами. "Абу Сайаф" специализируется на убийствах, похищениях людей (в том числе и иностранных туристов) с целью выкупа - часто похищенных убивают, зафиксированы также случаи подрыва бомб на борту пассажирских кораблей. Война с сепаратистами, в основном, идет в джунглях, где действуют филиппинские спецподразделения, обученные и экипированные США. В последние годы им удалось рассеять соединения сепаратистов и уничтожить ряд их лидеров.

Индия
В Индии действуют много сепаратистских движений, наиболее известными из которых являются адепты создания независимого Кашмира и государства Сикхов.

Государства Индия и Пакистан возникли одновременно в 1947 году. Британскими колонизаторами Индия была разделена на две части - индуистскую (отошла к Индии) и мусульманскую (к Пакистану и современным Бангладеш). Именно тогда возникла проблема Кашмира. Большинство населения Кашмира составляли мусульмане, однако правящая династия была индуистской. Кашмирский махараджа был настроен присоединиться к Индии, а влиятельные мусульманские лидеры выступали за включение провинции в состав Пакистана. Поводом к войне стали волнения, начавшиеся в одном из районов Кашмира в октябре 1947 года. Повстанцы, поддержанные Пакистаном, опрокинули части армии махараджи. Тогда махараджа обратился за военной помощью к Индии, которая откликнулась на его просьбу. Сразу после этого в Кашмир были двинуты и регулярные пакистанские части, которые немедленно атаковали индусов. Впоследствии Кашмир становился причиной еще двух индо-пакистанских вооруженных конфликтов. Ныне там действует мощная организация сепаратистов "Харакат уль-Муджахеддин". В состав группировки входят несколько тысяч человек, в основном, пакистанцы, кашмирцы и арабы, она имеет тесные связи с "Аль Каедой". "Харакат" постоянно проводит атаки на индийских солдат, чиновников и мирное население, а также организует террористические акты за пределами Кашмира.

В начале 1980-х годов в Индии активизировались сикхские сепаратисты, намеренные создать независимое государство Халистан. Сикхи, которых поддерживали пакистанские спецслужбы, провели ряд крупных терактов, венцом которых было убийство в 1984 году премьер-министра Индии Индиры Ганди. В 1986 году они официально объявили о создании Халистана. Индийские войска и силы безопасности подавляли волнения, применяя весьма брутальные методы. Однако впоследствии войну насилия удалось снизить: Индия предоставила сикхам права, за которые те боролись, включая религиозную автономию. Тем не менее, сикхские сепаратисты периодически совершают нападения на индусов, в том числе и на мирное население.

Шри Ланка
С 1983 года организация Тигры Освобождения Тамил Илам (ТОТИ) ведет войну за создание независимого государства Тамил Илам на севере Шри Ланки. Большинство населения страны составляют сингалы, государственной религией является буддизм, члены ТОТИ - этнические тамилы исповедуют индуизм. ТОТИ имеет под ружьем 8-10 тыс. человек, массово использует боевиков-детей, в том числе и маленьких девочек, а также террористов-смертников. За два десятилетия в результате боев и терактов погибли более 80 тыс. человек, в их числе - президент Шри Ланки (убит в 1993 году). ТОТИ - единственная террористическая организация, которая имеет свой флот, который периодически вступает в настоящие морские сражения с ВМС Шри Ланки. В одном из них, произошедшем в 2001 году, с обеих сторон принимали участие 18 судов: правительственная эскадра потеряла три современных сторожевых катера и проиграла бой.

Битва за Курдистан

Курды являются самым крупным народом мира, не имеющим своей государственности. Большинство историков уверены в том, что курды (и их предки) проживают на этих территориях более 2 тыс. лет, то есть намного дольше, чем арабы и турки, имеющие свои государства. На протяжении истории курды неоднократно создавали независимые княжества. Эти факты являются важными аргументами сторонников создания независимого курдского государства.

Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до 30 млн. человек. В Турции проживают 14-15 млн. курдов, в Иране - 4.8 - 6.6 млн., в Ираке - 4-6 млн., в Сирии - 1-2 млн. Почти 2 млн. курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и высокоорганизованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200-400 тыс. курдов, они проживают, в основном, на южном Кавказе и в России. Большинство курдов - мусульмане-сунниты. Часть курдов исповедует шиизм, часть - езиды (адепты уникального курдского религиозного культа).

За последние полтора века курды неоднократно пытались добиться независимости. В 1840-е годы курдский эмир из области Бохтан (входила в состав Османской Империи) возглавил движение за независимость. В 1842 году он начал чеканить свою монету и перестал признавать власть султана. Через пять лет Бохтан был занят турецкими войсками, а эмират ликвидирован. В 1854 году, воспользовавшись Крымской войной, племянник мятежного эмира предпринял новую попытку создать независимый Курдистан. Он организовал восстание, которое изначально добилось значительных успехов. Под контроль повстанцев попал крупный город Мосул. После этого курды начали готовить наступление на Эрзерум и Ван, на которые с севера наступали войска Российской Империи. Однако турки подавили восстание.

В январе 1918 года президент США Вудро ВильсонWoodrow Wilson выступил с речью перед Конгрессом СШАUS Congress. Эта речь вошла в историю под названием "14 пунктов"Fourteen Points. В ней содержались предложения по упрочению мира после окончания Первой Мировой войны (де-факто, война закончилась только через 10 месяцев). Вильсон декларировал, что народы, входящие в состав Османской Империи (подразумевались и курды), должны получить право на самоопределение. Эти тезисы обсуждались на переговорах в Версале, на которых страны-победительницы решали судьбы мира - в результате на политической карте мира появилось множество новых государств. В Севрском Договоре 1920 года указывалось, что курды имеют право создать свое государство, если пожелают этого. В 1923 году был принят Лозаннский Договор: часть Курдистана, до начала Первой Мировой войны входившая в состав Османской Империи, была разделена между Турцией и двумя новообразованными государствами - Сирией и Ираком.

Тогда также были предприняты первые реальные шаги в сторону создания курдской государственности. В Мосульском вилайете Османской Империи (нынешний Иракский Курдистан), занятом англичанами, некоторое время обсуждались планы организовать конфедерацию курдских княжеств. Британцы даже назначили курдского шейха правителем города Сулеймания. Однако в 1919 году шейх поднял восстание, арестовал британских представителей, провозгласил себя королем Курдистана. Достаточно быстро его отряды были разгромлены, а новорожденное государство и сама идея курдской конфедерации были уничтожены. В 1922-1924 году на территории современной Турции существовало карликовое Королевство Курдистан.

Идея курдского государства была полностью похоронена правительством Турции, лидером которого был Мустафа Кемаль Ататюрк. В 1923 году Ататюрк денонсировал Севрский Договор и отказался предоставить курдам независимость. В 1924 году Турция приняла закон, запрещающий использовать курдский язык, курдскую национальную одежду и само название "курды" (турецкие ученые объявили курдов "горными турками", одичавшими и забывшими исконный турецкий язык). Проводились массовые депортации курдов в Западную и Центральную Анатолию. В конце 1930-х годов восстания курдских сепаратистов (или борцов за независимость) в Турции были подавлены (любопытно, что в 1927 году в очередной раз восставшие курды провозгласили создание независимой Республики Арарат).

Курдские волнения в Турции стали причиной активизации курдских сепаратистов в соседних странах. В 1929 году была предпринята попытка создания курдской автономии или республики на территории советского Азербайджана. В 1946 году в иранском городе Мехабад было провозглашено создание курдской Мехабадской Республики, просуществовавшей несколько месяцев. В те же годы возникли первые курдские политические партии, в программы которых входили положения о необходимости создания независимого государства.

В начале 1979 года, в результате Исламской революции в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась в руках курдов. Однако уже в скором времени начались вооруженные столкновения между отрядами курдов и посланными из Тегерана частями Корпуса Стражей Исламской Революции. В результате, Иран восстановил контроль над Иранским Курдистаном.

В 1964 году в Ираке вспыхнуло восстание курдов, которое продлилось до 1975 года. Тогда курды получили право на автономию. Примерно в это же время к власти в Ираке пришел Саддам Хусейн, который начал проводить в отношении курдов политику репрессий (курды называют ее геноцидом). В последующие 15 лет иракская армия уничтожила более 8 тыс. курдских деревень - в войне применялись боевые отравляющие газы. Параллельно проводилась политика "арабизации" Курдистана. В 1991 году, после разгрома армии Саддама Хусейна в Кувейте, державы-победительницы создали "зону безопасности" в Иракском Курдистане - в частности, ее воздушное пространство постоянно патрулировали американские и британские самолеты, которые были призваны лишить Саддама Хусейна возможности использовать военную силу для очередного усмирения курдов. В 1992 году в Иракском Курдистане впервые прошли выборы. После оккупации Ирака в 2003 году иракские курды вошли в состав парламента и правительства страны. Ведущие курдские партии в Ираке добиваются лишь автономии, поддерживая принцип федерального государства. В настоящее время в Иракском Курдистане существует фактически полунезависимое государство. По крайней мере, часть курдов надеется, что он станет основой будущего независимого и объединенного "Большого Курдистана".

Националистическое и сепаратистское движение Рабочая Партия Курдистана (РПК) было создано в 1974 году, ее главной целью было создание независимого Курдистана. С 1985 года РПК ведет настоящую войну против властей Турции, требуя создания курдской автономии. В результате, за время конфликта погибло более 50 тыс. человек (данные разных источников различаются, варьируясь от 37 до 55 тыс.). В 1999 году турецкие спецслужбы арестовали в Кении Абдуллу Оджалана - бессменного лидера РПК. Оджалан был приговорен к смертной казни, из заключения он призвал своих последователей к отказу от насилия. После этого террористическая активность РПК на некоторое время сошла на "нет". Движение даже сменило название - сперва на Конгресс за Свободу и Демократию Курдистана, позднее - на Конгра-Гел. Оджалан остается в заключении.

Однако, в последние два года боевики РПК (эту организацию Турция, Сирия, США, Европейский Союз, Австралия и НАТОNATO считают террористической) вновь активизировались: они создали новые базы в Иракском Курдистане и начали совершать рейды на турецкую территорию. Ныне РПК насчитывает 4 - 5 тыс. активных членов и десятки тысяч сочувствующих. РПК получает финансовую помощь от многочисленных курдских общин. Ранее турки неоднократно вторгались на территорию Ирака, чтобы положить конец атакам РПК - за последние полтора десятилетия подобных операций было не менее 25-ти. В последний раз крупномасштабная операция была проведена в 1995 году - в Северный Ирак вошли 35 тыс. турецких солдат, которые смогли уничтожить 158 инсургентов. Ныне Турция в очередной раз подтянула к иракской границе около 100 тыс. солдат и проводит обстрелы и бомбежки районов, занимаемых курдами.

по материалам Washington ProFile

Ровно 92 года назад - 6 декабря 1921 года - был подписан англо-ирландский договор, признающий Ирландию автономным доминионом Великобритании. Год спустя возникло Ирландское Свободное Государство. Так ирландцы одержали победу в войне за независимость. Здесь коротко и немного о народах, которые до сих пор не имеют собственного государства.

Баски, 2, 5 млн человек

Происхождение басков до сих пор остается неясным. Есть предположение, что это потомки иберийского племени васконов, обитавшего на территории современной Испании за 3000 лет до нашей эры. По другой версии, баски являются выходцами с Кавказа. Также исследователи не имеют единого мнения о происхождении баскского языка, который не может быть отнесен ни к одной известной группе.

Собственное государство у басков было только однажды в истории: во время гражданской войны в Испании в октябре 1936 году они провозгласили республику Эускади. Но уже в апреле следующего года генерал Франсиско Франко, которого поддерживали Германия, Италия и Португалия, обрушил на Страну Басков свои войска. 26 апреля немцы разбомбили Гернику, 20 июня националистами была захвачена столица Страны Басков Бильбоа, и с ее автономией было покончено. При диктатуре демонстрация баскского флага и лаубуру , а также использование баскского языка были запрещены.

В 1959 году была основана националистическая организация «Эускади Та Аскатасуна» («Страна басков и свобода», ЭТА), которая боролась за восстановление автономии и создание независимого государства Эускади посредством террора. ЭТА заставляла предпринимателей платить «революционный налог», грабила банки и похищала людей. Самый громкий теракт, устроенный баскскими подпольщиками, произошел в 1973 году. Прорыв тоннель под улицей в центре Мадрида, ЭТА взорвала проезжавшую машину председателя правительства Испании адмирала Луиса Карреро Бланко.

Страна Басков получила постоянную автономию в 1980 году. К баскским землям принадлежат четыре провинции на севере Испании и три - на юго-западе Франции, их население составляет около 2,5 миллионов человек.

Курды, 30-38 млн человек

Вопрос происхождения курдов также является спорным. Существует гипотеза о том, что они потомки одного из племен древней Персии, однако в Средние Века в Иране слово «курд» было в первую очередь социально-экономическим термином, применимым к любым кочевникам. Основная часть курдов - около 35 миллионов - проживает в исторической области Курдистан, расположенной на стыке территорий Ирана, Ирака, Сирии и Турции.

Среди курдов существует множество движений разной степени радикальности, которые пытаются добиваться расширенной автономии внутри своих стран или формирования собственного национального государства.

В Турции долгое время было запрещено использование курдского языка и обучение в национальных школах. Курды были объявлены несуществующей нацией; власти называли их горными турками. С 1984 года Рабочая партия Курдистана находится в состоянии войны с правительством Турции, которое, впрочем, проводит в последнее время более либеральную национальную политику, так как предоставление курдам автономии является одним из основных условий интеграции страны в ЕЭС.

Во время Ирано-иракской войны 1980-1988 годов Иран поддерживал курдских сепаратистов в Ираке, против которых Саддам Хуссейн применял химическое оружие. Сейчас населению курдской части Ирака предоставлена широкая автономия.

В Сирии начиная с 1962 года курды были вынуждены «обменивать» паспорта, не получая взамен сданных документов новых - таким образом, они лишались гражданства и приобретали статус иностранцев-апатридов. Во время гражданской войны правительственные войска ушли из мест компактного проживания курдов, чем способствовали развитию местного самоуправления. В 2012 году в Сирии был создан Курдский верховный комитет, захвативший несколько городов и сформировавший там собственные органы власти.

Уйгуры, 11 млн человек

Уйгуры - представители одного из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии. После распада Тюркского каганата в VIII веке там сформировался Уйгурский каганат, однако в результате завоевания в середине XVIII века он вошел в состав Китая. С этого момента уйгуры с переменным успехом борются за суверенитет.

После революции в Китае в начале XX века уйгуры неоднократно поднимали восстания. В 1933 году, в то время как Китай пытался подавить национально-освободительное движение, обещая предоставить национальному меньшинству права и свободы, уйгуры объявили о создании Восточно-Туркестанской Исламской республики. Такое название было выбрано из-за того, что на ее территории проживало множество национальных диаспор, изначально же ее планировалось назвать Исламская Республика Уйгурия. Китайский губернатор Шэн Шицай заручился поддержкой советских войск, и республика была упразднена уже в 1935 году.

Однако с началом Второй мировой войны Шэн Шицай занял позицию, неугодную СССР. В 1944 году перед Отделом специальных заданий НКВД СССР была поставлена задача - помогать национально-освободительному движению уйгуров. 12 ноября была провозглашена Республика Восточный Туркестан. Руспублика просуществовала пять лет - до 1949 года, когда она вошла в состав только провозглашенной Китайской народной республики.

В 1955 году был создан Синьцзянь-Уйгурский автономный район (СУАР), занимающий 1/6 часть территории Китая. Сразу после этого началась активная китаизация района, заключающаяся в поощрении переселения китайцев в СУАР и смешанных браков с национальными меньшинствами. В результате уйгуры, которых в КНР около 11 миллионов, составляют только 45% населения СУАР. Часть уйгуров продолжает бороться за независимость Восточного Туркестана.

Цыгане, 8-10 млн человек

В международной традиции цыгане обозначаются как рома, однако в разных языках название цыган происходит от слов «египтяне», «чехи» или «черные», что отражает различные представления об их происхождении.

Предки цыган были выходцами из Индии, которые потом осели в Византии и других странах. Когда цыгане начали переселяться в Европу, первыми это делали гадалки, мелкие воришки и попрошайки, поэтому их стали воспринимать как криминальную группу. В конце XV века страны Западной Европы приняли ряд законов против бродяг, который из-за кочевого образа жизни затронул и цыган. С представителями этого этноса боролись с помощью казней мужчин, порки и клеймления женщин и детей, отрезания уха. В Пруссии в 1725 году был принят закон, по которому надлежало повесить всех цыган старше 18 лет. Поскольку такие меры ограничивали для цыган возможности существовать в рамках закона, они сильно криминализовались.

В апреле 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, на котором цыгане признали себя единой нацией и утвердили свой флаг и гимн. Флаг представляет из себя две горизонтальные полосы - синюю и зеленую, на которых изображено красное колесо. У разных групп цыган варианты флага могут отличаться, но колесо на них присутствует всегда.

Так как цыгане разбросаны по всему земному шару - они населяют страны Европы, Северной Африки, Австралии и обеих Америк - желания создать собственное государство они не высказывали.

Тибетцы, 5,4 млн человек

Исповедующие буддизм тибетцы издавна жили в Тибете высоко в горах. Долгое время они оставались независимыми, а с введением в XIV веке института далай-ламы создали Тибетское теократическое государство. После провозглашения Китайской Народной Республики маоисты вторглись с Тибет якобы с целью освободить его от теократической власти.

В марте 1959 году в столице Тибета произошло восстание против китайской оккупации и насаждения атеизма. Оно было подавлено, однако война с повстанцами в других районах Тибета продолжалась еще 20 лет. Тибет окончательно вошел в состав КНР. Сторонникам независимости Тибета и 14-му Далай-ламе пришлось бежать за границу и искать убежища в Непале, Индии и Бутане. Правительство Китая пыталось ассимилировать тибетцев путем переселения их в долины, а китайцев в горы.

В 1960 году на севере Индии был создан Тибетский парламент в изгнании. Сейчас он называется Ассамблея тибетских народных депутатов, ему подотчетен совет министро. Также была создана Верховная судебная комиссия Тибета. Тибетская община в Индии, насчитывающая 100 тысяч человек, заведует своими школами, больницами и другими государственными учреждениями, каждым из которых распоряжается соответственный департамент.

Два года назад Далай-лама оставил за собой только статус духовного лидера, передав политическую власть правительству в изгнании. Когда Тибет вновь обретет независимость, правительство будет распущено для формирования нового путем демократических выборов.

В научной и юридической литературе существуют несколько определений этих понятий: теория «номинализма», доказывающая, что нацией можно считать группу людей, считающая себя нацией; «натурализма», где нация - это исторически сложившаяся группа людей; «волюнтаризма» - добровольно объединившаяся группа людей, считающая себя одной нацией. Сторонники «территориального принципа» утверждают, что нация - это группа людей, компактно проживающая на определенной территории. Есть «лингвистический принцип», считающий, что нацией можно считать людей, говорящих на одном языке. Согласно ценностному принципу, нацию образуют люди, разделяющие определенные морально-этические ценности. «Целевая теория» гласит, что нация - группа людей, имеющих общую историю и общую миссию. Пол Гилберт, автор фундаментального исследования «Философия национализма» высказывает мнение, что нацией можно считать только группу людей, претендующих на создание своего государства.

Также нет критериев, которые позволяют отнести ту или иную общину к числу народов, имеющих право претендовать на создание независимого государства. Например, религиозно-этническое меньшинство, которое пытается отделиться от многонационального государства. Лидеры подобных движений предпочитают считать страны, от которых пытаются отделиться, - империями-поработителями. Достаточно часто они априори отвергают сам принцип мультиэтнического государства, предпочитая создавать государство моноэтническое.

В 1991 году была создана Организация непредставленных народов. В числе ее учредителей - представители народов, населявших СССР: армян, крымских татар, татар, латышей, эстонцев и грузин. Ныне в состав Организации непредставленных народов входит 69 этнические группы и меньшинств, насчитывающих более 150 млн человек. В их числе и народы, проживающие на территории стран бывшего СССР: татары, талыши, башкиры, чеченцы, ассирийцы, чуваши, черкесы, крымские татары, марийцы, коми, удмурты, буряты, тувинцы и гагаузы. Среди членов две курдские организации и Тайвань, де-факто являющийся независимым государством. Эти народы, крайне различные по многим параметрам, имеют одно объединяющее звено: их представителей нет в составе ведущих международных организаций, например, таких как ООН. Хартия Организации непредставленных народов гласит, что деятельность этой структуры базируется на пяти основных принципах: ненасилие, права человека, самоопределение и демократия, сохранение окружающей среды и толерантность. За полтора десятилетия шесть основателей Организации смогли создать свои государства - на политической карте мира появились независимые Грузия, Армения, Эстония, Латвия, Палау и Восточный Тимор (Тимор-Лешти).

В 1992 году Генеральная ассамблея ООН приняла декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Статья 1 декларации гласит: «Государства охраняют на их территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности». В подавляющем большинстве случаев в ХХ веке большие государства разными путями признавали уникальные особенности малых народов, проживающих на их территории. Им предоставляли определенные культурные и лингвистические права, а в ряде случаев и автономию.

Монсеррат Губерно, автор книги «Народы без государств», указывает, что в условиях современной западной цивилизации многие народы предпочитают не бороться за образование собственных национальных государств. По ее мнению, это обусловлено демократическими изменениями, произошедшими в странах Запада: национальное государство изначально требовалось, прежде всего, для сохранения культурной и языковой самобытности малых народов. В случае если «материнское» государство предоставляло им подобные права, борьба за национальное самоопределение утрачивала привлекательность. Губерно подчеркивает, что сепаратистские настроения во многих странах Европы и Северной Америки вероятно будут существовать неопределенно долгое время, однако они не имеют шансов превратиться в мощные национально-освободительные движения. Ныне подобные взгляды разделяют, в основном, немногочисленные радикалы.

Майкл Китинг, автор книги «Многонациональная демократия: народы без государства в постсуверенную эру», отмечает, что в последние десятилетия связь между народом и государством разорвана. Один народ не обязательно создает государство, в то же время государство не гарантирует счастья и процветания образовавшему его народу. Более того, в некоторых случаях государство вообще оказывается ненужным для достижения процветания, обеспечения безопасности и поддержания порядка. Демократия также не может считаться необходимым условием для создания и существования государств. Китинг уверен, что в обозримой перспективе государства не исчезнут, однако мир изменится - это будет сложная и часто противоречивая система распределения властных полномочий. Он отмечает, что народы, ныне не имеющие своего государства, в этой ситуации рискуют никогда не обрести его.

Гидон Готтлиб, автор книги «Народ против государства», отмечает, что в ХХ веке великие державы выделяли территории и позволяли создавать новые державы на основе принципа права на самоопределение. Все подобные переделы проходили после окончания трех крупнейших конфликтов - двух мировых войн и холодной войны. Однако лишь единожды - после окончания Первой мировой войны - подобные решения принимали коллективно все великие державы (Россия, где произошла большевистская революция, в этом процессе участвовала косвенно - она, например, предоставила независимость Финляндии). По мнению Готтлиба, большинство ныне имеющихся национальных и этнических конфликтов не могут быть разрешены путем перекройки государственных границ и выделения каждому народу своего собственного государства.

В мире насчитывается несколько десятков самопровозглашенных государств, которые, однако, международное сообщество не считает таковыми. В большинстве своем, это этнические анклавы, отколовшиеся от «материнских» стран. По данным Института изучения проблем самоопределения, действующего при Принстонском университете, самопровозглашенные государства обосновывают свои претензии на независимость по-разному. Как правило, они доказывают, что на данной территории исторически сложилась общность людей, объединенных религией, языком, культурой и пр., которые не видят своего будущего в составе иного государства. Особый вес подобные аргументы приобретают в случае, если на данной территории некогда существовало независимое государство. Однако стороны, выступающие против предоставления независимости, используют схожие доказательства. К примеру, противники независимости Палестины доказывают, что палестинского народа никогда не существовало, так же, как и одноименного государства.

Подобные дебаты возникают практически во всех случаях, когда речь заходит о признании или не признании нового государственного образования. Причиной этого является двусмысленность современного международного права. К примеру, в 1975 году хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе провозгласило принцип нерушимости государственных границ, образовавшихся после окончания Второй мировой войны. С другой стороны, конвенция ООН о гражданских и политических правах (вступила в силу в 1976 году) декларирует право наций на самоопределение. Международный суд также в 1975 году вынес вердикт, согласно которому право на самоопределение принадлежит не государствам, а отдельным гражданам. Известный специалист по международному праву Марк Веллер, сотрудник Кембриджского университета, называет этот парадокс «ловушкой самоопределения».

Карен Паркер, автор книги «Случай самоопределения», отмечает, что современное международное право не может однозначно ответить на вопрос: что необходимо сделать, чтобы создать новое государство. В ХХ веке, в результате краха колониальных империй, появился так называемый «декларативный» способ - то есть, некая территория просто объявляет о том, что она представляет собой независимое государство. Традиционный путь - так называемый «конституционный» - более сложный. Он декларирует, что для приобретения полноценного статуса самопровозглашенным государствам необходимо международное признание. Формальный акт дипломатического признания означает, что одно государство принимает независимый статус другого и полномочия его правительства.

Существует два типа официального признания: де-факто и де-юре. Признание де-факто (то есть, на основе существования данной структуры) имеет неофициальный характер, однако этого достаточно, чтобы оба государства могли установить дипломатические отношения, взаимно признавали паспорта и визы и пр. Признание де-юре (то есть, на основе существующих международных норм) предусматривает установление межгосударственных отношений в полном объеме. Иногда признание де-факто предшествует признанию де-юре. К примеру, Великобритания де-факто признала правительство большевиков легитимной властью России в 1921 году, а де-юре - лишь три года спустя.

Признание также необходимо, если власть в стране меняется необычным путем - например, в результате переворота, революции или внешнего вторжения. Правительство «Талибана», которое де-факто управляло большей частью территории Афганистана в 1996-2001 годы, признало лишь три государства мира, в то время как свергнутое им правительство, которое контролировало не более 12% территории страны, признавало легитимным более чем 70 государств.

В июне 1940 года советские войска заняли Латвию, Литву и Эстонию. Эти страны утратили свою государственность и были инкорпорированы в состав СССР в статусе союзных республик. США не признавали легитимность этих действий СССР и считали страны Балтии независимыми, но оккупированными государствами. Посольства этих республик продолжали действовать в Вашингтоне, несмотря на протесты Москвы.

Любопытно, что в состав США ныне входят ранее независимые страны. К примеру, Конфедерацию Штатов США, появившуюся в 1861 году и исчезнувшую после поражения в Гражданской войне, официально признало одно из карликовых германских государств. Республику Техас, существовавшую на политической карте мира в 1836-1845-е годы, признали пять стран. Некоторые индейские племена, и Гавайи также ранее являлись независимыми государствами, а ныне считаются народами, не имеющими своей государственности.

В детстве, еще в 70-е годы, мне подарили книгу «Курдские народные сказки». По содержанию они были чем-то похожи на турецкие сказки, чем-то на татарские. Я прочитал ее от корки до корки, но где находится страна, где живут курды, было не понятно. Став постарше, узнал, что курдские партизаны сражаются за независимость в Ираке, Иране. Причем одну группу поддерживал СССР, а другую Великобритания и США. Сепаратистов не жаловали. Саддам Хусейн жестко расправлялся с сепаратистами, травив их с помощью химического оружия. В наши дни курдское ополчение Пешмерга принимает боевые действия с ДАИШ в сражениях за Мосул в Ираке. Оно смогло быстро отвоевать подступы к городу. Но будучи связанными соглашением с правительством Ирака и международной коалицией, не участвует в штурме самого Мосула

Разделенный народ

Курдский народ по воле Аллаха разделен граница​ми ряда государств. Курдистан - большая территория, расположенная на стыке хребтов Малой Азии и Иранского нагорья, входит сейчас в состав Турции, Ирана, Ирака, Сирии. Курды живут в Афганистане, Пакистане (провинция Белуджис​тан), странах Закавказья. Восточная Анатолия, Эль-Камышлы, Мосул, Киркук – центры расселения курдов. Курдами по происхождению были многие известные правители и полководцы Тур​ции, Ирана, Египта, других стран Ближнего и Среднего Востока. Например — легендарный Юсуф ибн Айюб – Салах ад-Дин (Саладин), разбивший в битве при Хаттине крестоносцев III Крестового похода: Ричарда Львиного Сердца, короля Иерусалимского Ги де Лузиньяна, великого магистра тамплиеров Жерара де Ридфора.

Подавляющее большинство курдов - . Часть – шииты, алавиты. Есть курды-езиды, живущие глав​ным образом в Ираке и Турции. Курды – воинственный народ, что объясняется бурной и кровавой историей территорий их обитания. Отличавшиеся боеспособностью курдские военные формирования верой и правдой служили Османским султанам, персидским шахам, правителям других стран, где они жили. С другой стороны, турецкие курды – наиболее отсталая в экономическом отношении часть населения страны. Так, большинство приезжавших в Россию турецких рабочих – строителей, готовых на тяжелую работу за небольшие зарплаты были курдами. Турецкая «золотая молодежь» называла пренебрежительно словом, по-русски звучащим как «курдятина».

По вопросу курдов позиция официальной Анкары и джихадистов ДАИШ в какой-то момент совпали. Террористы мстили за поддержку курдской Пешмергой военных США в 2003 году в Ираке. Эрдоганом же вместо политического диалога проводилась беспощадная политика по отношению к этому национальному меньшинству, выступающему против ассимиляции, за автономию в составе Турции. Конечно, в какой-то степени это можно объяснить действиями Курдской рабочей партии и ее пожизненно осужденного лидера Абдуллы Оджалана . К тому же десятилетиями нападавшие на турецких военных курдские партизаны находили убежище на территории Сирии, что крайне раздражало турецких лидеров. Поэтому турецкая армия считает себя вправе уничтожать курдские отряды в этой соседней стране. Так, 24 августа турецкие танки и спецназ вошли в район сирийского города Джараблус в рамках операции «Щит Евфрата». Как заявил президент Турции , военная операция направлена против ДАИШ и курдских повстанцев. И тех, и других Анкара обвиняет в терроризме. Кстати, сирийские курды сейчас нацелены на создание собственного самостоятельного государства. Иракские же курды разделены на две фракции: враждующие с курдами, контролирующими северную Сирию и являющиеся их союзниками. В 1990-х годах они даже вели между собой боевые действия. В то же время «худой мир лучше хорошей войны»: на днях было объявлено перемирие между турецкими и курдскими военными в Сирии. Боевиков же — джихадистов, совершивших теракт в Газиантепе, может остановить только реальное объединение усилий, укрепление антитеррористического сотрудничества .

Из истории и традиций курдов

Курды – гордый и воинственный народ. Со временем воинственность курдов не уменьшалась. Этому способствовала бурная и кровавая история района их обитания. Повседневная жизнь курдов была тес​но связана разного рода воинскими занятиями: упражнениями в езде, владении оружием, гимнастических играх, набегах и охоте. Воинственность поддерживал обычай кровной мести. Мстили не только кровнику, но и всем его родствен​никам - ближним и дальним. Месть продолжалась иногда двадцать - тридцать лет, истребляя и разо​ряя целые семейства.

Боевые искусства и серьезная военная подготовка стали важными в вопросах выживания этого воинственного народа. Курдские мальчики готовились стать воинами с ран​него детства. Их учили состязанию на копьях, верховой езде и стрельбе. Будущие воины приобретали необходимые навыки через имеющие военно-прикладное значение игры и состязания с бутафорским оружием - деревянны​ми кинжалами, саблями и мечами. Играя в войну, дети сражались между собой, подражая поведению взрослых. Общему физическо​му развитию способствовала игра, в кото​рой «надо приседать и вставать сорок раз, поднимая и опуская при этом по камешку.

Мастерство владения оружием курдские мужчи​ны оттачивали в тренировочных и состязательных фехтовальных поединках. Особенно часто прово​дились поединки в фехтовании на мечах или на саблях. Часто поединки проводились в виде «отанцованного фехтования», представляющего сочетание фехтовального поединка и танца, обяза​тельных и импровизированных манипуляций с оружием. В таком фехтовании применялось как настоящее оружие (меч, сабля, кинжал), так и бу​тафорское (деревянные макеты), а также палки, заменявшие стальные клинки. Среди курдов распространена игра в меч и щит, дающая умение отражать щитом любые уда​ры мечом.

Курды всегда были великолепными всадниками. В этом качестве пользовались спросом у восточных правителей. Курдская конница заставляла считаться с собой многих правителей и завоевателей. В Турции были сформированы легкие кавалеристские курд​ские подразделения «Хамадийе» и пограничные «Аширет Алайлары» («племенные полки»). В 20-е годы в Хорасане – Иран англичане сформировали на основе курдской конницы так называемую «Курдлеви» – «курдские львы». «Курд с детства учится управлять конем и оружи​ем, он постоянно упражняется, чтобы развивать лов​кость… Курд никогда не позволял другому, даже брату, сесть на своего коня. Курды ник​огда не употребляли в пищу конину и кобылье молоко, кроме как в лечебных целях.

Гарцевание на лошадях и воен​ные игры составляли в прежнее время любимое заня​тие этого народа. Часто курды устраивали конные турниры, похо​жие на рыцарские, когда всадники, вооруженные длинными шестами, неслись друг на друга и старались выбить ударом шеста соперника из седла. Для защиты от удара они использовали щиты, которые держали другой рукой, но случались и такие по​единки, где всадники выезжали без щитов, надеясь на свое мастерство и слабость соперника. Нередко такие поединки проводились между «отрядами». Среди курдов была популярна конная игра «джрит» – метание дротика. Поймать летящий в воздухе «джрит», метнуть его обратно и попасть в заднюю луку седла противника считалось высшим классом. Упражнение «таккалэ» производится верхом: всадник на карьере мечет вперед небольшую палку – «таккалэ», отскакивая от земли, поднимается снова в воздух, и в этот момент всадник должен поймать ее, не меняя аллюра.

Положение курдской женщины в обществе рез​ко выделяло ее среди других мусульманских наро​дов Передней и Центральной Азии: они, самые свободные и неза​висимые среди всех мусульманок, никогда не закрывали своих лиц. Жена курда за​меняла курду товарища, как в домашнем быту, так и на войне. Если мужчина отправлялся на войну, то женщины дома защищали скот и хозяйство. Курдские женщины славились умением обра​щаться с разным оружием. Но наиболее популяр​ным оружием среди них была палка или дубинка.

Курды и СССР

В 20-х годах молодая советская власть интересовалась просоветски настроенными курдами. В 1923-1930 годах на территории Азербайджана существовал уезд, а затем округ «Красный Курдистан». Но отношения с Кемалем Ататюрком ценились выше, поэтому Москва в курдском вопросе держалась нейтралитета, не оказывая поддержки ни курдам против турок, ни туркам по отношению к курдам. СССР с пониманием относился к борьбе курдов против британцев. Отношения с курдскими лидерами были установлены уже тогда.

После Великой Отечественной войны в 1945 году курды объявили республику Махабад на территории между Турцией, Ираном и Ираком, которую уже в 1946 году подавили иранские войска. Отряды курдов во главе с Мустафой Барзани , отцом руководителя нынешнего иракского Курдистана Масуда Барзани , бежали в СССР, где Сталин предоставил им убежище. В курдах видели силу, способную помочь в восстановлении влияния в Ираке и Иране, но потом Кремль охладел к этой идее. Курдов переселили в Узбекистан. Генерал Павел Судоплатов вспоминал о создании курдской боевой бригады для диверсионных операций на Ближнем Востоке. После смерти Сталина реализация этих планов прекратилась.

Получило развитие курдской национальной культуры: печатались книги, издавались газеты, в Ереванском педучилище открыли курдский факультет. На московском Международном Фестивале молодежи и студентов в 1957 году делегацию иракских курдов возглавлял Джаляль Талабани, президент Ирака в 2005-2014 годах. В 1958 году после революции 1958 года в Ираке около 800 курдских репатриантов во главе с Барзани возвратились отправилось обратно в Курдистан для поддержки социализма.

Курды и Российская Федерация

Иракский и сирийский Курдистан – нефтеносный регион. На сегодня ситуация сложилась непростая ситуация с добычей и экспортом нефти в иракском Курдистане достаточно сложная. Поставки в Турцию время от времени прекращаются из-за взрывов нефтепровода боевиками ДАИШ. Одновременно Багдадское правительство стремится пересмотреть принципы распределения нефтяных доходов и приостанавливает экспорт.

Глава представительства иракского Курдистана в Москве Асо Талабани заявил: «Мы заинтересованы в расширении присутствия российских нефтяных компаний на своей территории» . Также Талабани обещал обеспечить российским нефтяникам безопасность.

P.S. Курды – гордый и энергичный народ. Дай Аллах им обрести душевный покой в поклонении Всевышнему! Хотелось бы, чтобы не агрессивность и воинственность, а высокая духовность, мудрость и терпимость были бы отличительной чертой этого народа.

По информации сайта «info-islam.ru».