Осенние приметы. ноября – Михайлов день. Ноябрь: встреча зимы

Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, в том числе в начальном образовании. На уроке познания мира во 2 классе обучение школьников проектной деятельности осуществляется в процессе “путешествия” по осеннему лесу. Материалы к уроку в “папку исследователя” дети готовили на уроках ИЗО, чтения, внеклассного чтения и индивидуально, что позволило обеспечить интегративную основу обучения. Ведущим принципом урока является обучение посредством “делания”, а не только повторения действий учителя. Учащиеся в группах сами отбирают необходимый материал (из “папки исследователя”), оформляют страницу книги о жизни зверей осенью, представляют ее перед классом, при этом еще и оживляют картину осеннего леса, закрепленную на доске. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется внутренне вознаграждение от самого процесса работы, чувства достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха в достижении результата.

Тема: Жизнь зверей осенью

Цель: создать условия для целостного представления мира природы; создать проект: книга о жизни животных осенью; коллективная картина “Тайны осеннего леса”.

  1. на основе житейского опыта, знаний, полученных на уроках чтения, внеклассного чтения закрепить и обобщить знания об особенностях жизни зверей осенью;
  2. формировать межличностные отношения, умение контролировать собственное поведение, организуя групповую работу как условие самостоятельного добывания знаний;
  3. создать условия для развития творческих способностей и творческого мышления;
  4. формировать познавательные мотивы учения на видении конечного результата своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Наглядность и оборудование:

  • на доске огромный рисунок пустого осеннего леса;
  • ширма с заголовком: “Ноябрь – вечер года”;
  • на каждую группу белые листы форматом А-4;
  • иллюстрации: дикие животные, мини – тексты о них в сезон осени, колосья, грибы, шишки, жёлуди;
  • дети сидят группами.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня мы вместе с волшебницей – осенью отправимся путешествовать по осеннему лесу, который перед вами. Грустно в этом лесу, голо, сыро, пусто. Спряталось куда-то всё живое, но жизнь в лесу продолжается. Волшебница – осень приоткроет нам сегодня тайны леса.

II. - Отгадайте, какое слово зашифровано в названиях осенних месяцев? (на ширму вывешивается плакат: С ентябрь, о ктябрь, н оябрь) Дети: сон.

Георгий Граубин так и назвал своё стихотворение “Сон”, послушайте его:

Между летом и зимой
Всё впадает в сон:
Засыхает вся трава,
Опадает клён.
Дуб морозом опалён,
Спать барсуки идут.
Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да, сентябрь, октябрь, ноябрь –
Наступает сон:
В первых буквах этих слов зашифрован он.

Ребята, волшебница – осень приглашает вас открыть тайну осеннего Леся самим, а она будет помогать вам своими приметами, стихами, загадками, пословицами. Мы начнём путешествовать и во время него все открытия будем фиксировать на чистых листах, чтобы потом составить книгу, названием которой будет первый лист с загадкой.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Почему ноябрь называют вечером года?”

(ответы детей)

Каждая группа будет оформлять лист о том, кого подскажет загадка:

1 группа.

В сосне дупло, в дупле тепло,
А кто в дупле живёт в тепле? (Белка)

2 группа.

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

3 группа.

Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголки очень много,
А ниток ни одной. (Ёж)

4 группа.

Тише, дети, дети, тише:
Там в шкафу скребутся ….(мыши).
Мыши в поле очень ловки,
А зовут их так – полёвки.

5 группа.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора (Заяц).

Вы выбрали себе лесного жителя и ваша задача – помочь ему устроиться к зиме. Чтобы это сделать, выберите себе о нём из папки исследователя необходимый материал, оформите его на лист вместе с иллюстрациями и подготовьтесь представить его для нашей книги.

(Ребята отбирают о своём животном всевозможный материал и включаются в работу.)

А теперь приоткроем тайну осеннего леса и заселим его жителями, а лист для книги закрепим на ширму.

1 группа: рассказывает о белке, заселяют её в дупло сосны, на ветки развешивают грибы, жёлуди.

2 группа: рассказывают о медведе, заселяют его в берлогу под сломанным деревом, а барсука в нору.

3 группа: рассказывают о еже, прячут его в нору под пень, выстилают её осенними листьями.

4 группа: расселяют мышей, суслика по норам, кладут им запасы – колоски.

5 группа: рассказывают о зайце и оставляют его у дерева.

IV. – Молодцы, ребята, вы помогли разгадать тайну осеннего леса, правильно расселили его жителей, помогли им с припасами на зиму. Пока вы всё это делали, пришла телеграмма:

“ПРОСИМ НЕ ТРЕВОЖИТЬ. МЫ ПРИГОТОВИЛИ СЕБЕ ТЁПЛЫЕ ЗИМНИЕ ЖИЛИЩА И ЛОЖИМСЯ СПАТЬ ДО ВЕСНЫ. МЫ ВАС НЕ ТРОГАЕМ, И ВЫ ДАЙТЕ НАМ ОТДОХНУТЬ СПОКОЙНО”

МЕДВЕДЬ, БАРСУК, СУСЛИК И ПОЛЕВЫЕ МЫШИ.

Как мы должны вести себя в осеннем лесу?

V. Рефлексия.

Какие чувства испытали во время путешествия?

О ком бы ещё хотели узнать?

Кому подарим нашу книгу?

В предыдущей публикации мы предлагали Вам , а сейчас давайте поближе познакомимся с осенними братьями-месяцами. Это некоторые взрослые думают, что осень одинаково серая и слякотная, а на самом деле — все осенние месяцы разные и по-своему привлекательные!
Давайте научим малышей видеть мир удивительным в любой сезон, да и сами заново научимся этому!

Читаем с детками стихи про сентябрь, октябрь, ноябрь!

Стихи про сентябрь

С. Маршак

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря —
И открылась школа.

Начнём, как всегда, с классики — стихотворений из маршаковского «Круглого Года» и, конечно, с первого месяца осени — сентября! Он может быть дождливым и задумчивым, прохладным и чуть печальным — но всё же Сентябрь такой зелёный, тёплый, часто солнечный, похожий на лето!

Н. Светлячок

Пришёл сентябрь с красками,
Коснулся листьев ласково
И деревце простое
Вдруг стало золотое.

Юльетта

Осень лодку в уютную серость
Направляет бесшумным веслом,
Только дерево празднично светится
За холодным осенним окном.

Все еще зеленеют упрямо,
Только клен этот ждать не хотел:
Полыхнул, словно солнцем, а рано
Он жар-птицей на юг улетел.

Н. Язева

В сентябре, в сентябре
Много листьев на земле
Желтые и красные!
Все такие разные!

Сентябрьский абрикос

Юльетта

По утрам пронзительна прохлада.
Это осень, и уже всерьез.
Но о том тревожиться не надо,
Так сказал сентябрьский абрикос.

Так поют цикады в теплый вечер,
Ведь, как летом, ночь короче дня.
Не спешат дожди идти навстречу,
Как и птицы лето догонять.

Лето не закрыло, словно двери,
За собой далекий горизонт.
И, поверь, еще не все потеряно,
Не пора еще расправить зонт.

В сентябре по-летнему влюбленный,
Потому что машет веткой мне
Абрикос, по-летнему зеленый,
Весь играя в солнечном огне.

А. Мецгер

***
Жёлтый лист летит как птичка,
На урок спешит Лисичка.
Новый ранец за спиной,
Ранец с азбукой лесной.

Сентябрь. Прозвенел звонок,
Малышка в первый класс шагает.
И жёлтых листиков клубок,
По небу ветерок гоняет.

Стихи про октябрь

С. Маршак

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

А вот в октябре осень уже всерьёз… Но всё равно тревожиться не надо, хоть и хорошо иногда чуточку погрустить о лете… А потом встрепенуться — и броситься в ворохи золотых листьев — шуршащих, ароматных, волшебных!

Юльетта

Почему-то нам приснилось лето,
Хоть давно уж осень наяву,
И всю ночь трепал деревья ветер,
Обрывая мокрую листву.

Поредели солнечные клены,
Через кроны видно синеву.
И стоят деревья удивленно,
И роняют золото в траву.

Может быть, им тоже снилось лето…
Только вправду – осень наяву
Рассыпает щедро, как монеты,
Золотую пỏд ноги листву.

Какими только красками ни удивляют деревья в октябре, когда художница-Осень, в сентябре несмело пробовавшая свои новые краски, уже разошлась вовсю и красит мир в тёплые, солнечные, огненные тона! Как будто специально для того, чтобы нам стало теплее среди дождей и туманов.

Дерево-костёр

Юльетта

На краю тумана
дерево стоит.
Факелом багряным
дерево горит.

Не коснёшься кроны:
кажется, чуть тронь –
Обожжёт ладони
дерево-огонь.

Смыл с деревьев краски
дождь… но до сих пор
Под дождём не гаснет
дерево-костёр!

О. Аленкина

Скоро ляжет в спячку ёжик,
Сбросит роща свой наряд,
А пока вдоль всех дорожек
Листья яркие кружат.

Улыбается Октябрь,
И уже щекочет нос
Утром школьным,
Утром ранним
Самый маленький
Мороз.

И. Демьянов

Октябрь приближается.
Но светел день лесной.
И осень улыбается
Небес голубизной,

Притихшими озерами,
Что стелют синь свою,
И розовыми зорями
В березовом краю!

Вот мхов седые кружева
На старом валуне,
И желтый листик кружится,
Другой уже на пне!..

А рядышком, под лозами,
Под их густую сень,
Забрался подберезовик —
И шляпа набекрень.

Но все в лесу печальнее:
Найти цветка не смог,
Как маятник качается
Осиновый листок.

Деревьев тени длинные…
И холодней лучи.
А в небе журавлиные
Журчащие ручьи!

Стихи про ноябрь

С. Маршак

День седьмого ноября —
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.
Весь народ – и млад и стар —
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

«Видишь, музыка идёт там, где шли трамваи» — помню эту строчку с детства! И хотя сейчас далеко не все и не везде празднуют «красный день календаря», стихотворение мне нравится!

А.С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Л.Луканова

Дождик льет как из ведра,
Сидит дома детвора.
Весь ноябрь хмурится,
Холодно на улице.

Т. Керстен

Яблони и сливы голые стоят.
Выглядит уныло наш осенний сад.
За окном то дождик, то холодный снег.
Мрачно, неуютно на душе у всех.
Утонуло солнце в лужах ноября.
Но не будем злиться на него мы зря.
Приготовим лыжи, санки и коньки.
Ждут нас очень скоро зимние деньки.

И хотя в ноябрьских стихах всё отчётливее осенняя грусть, я считаю, что его густые туманы удивительно уютны! Вот выйдите вечером погулять, когда рыжий свет фонарей мягко рассеивается в тысячах мельчайших дождинок.

Скоро зима… Но это же здорово! Это значит — первый снег, Новый Год, приятный сюрпризы, новые встречи и радости!

А пока что… Подружимся с Осенью и будем вместе ждать нового Лета!

Юльетта

***
Сегодня закончилось лето,
И дождь не стихает с утра…
Тепло мы и пестро одеты,
А жарко ведь было вчера!..

Как быстро закончилось лето!
Мы ждали его целый год –
Оно промелькнуло кометой,
И снова к нам осень идет.

Внезапно закончилось лето…
Умчалось оно за моря
И скрылось за тучами где-то,
Оставив нам дождь сентября…

Ну что же, закончилось лето…
Но есть у нас теплый наш Дом.
Всю зиму мы будем согреты
Уютным домашним теплом.

Ну вот и закончилось лето,
Но ты не печалься о нём.
Мы знаем, что есть оно где-то,
И снова к себе его ждём!

(Прочитано 1 раз, 1 визитов сегодня)

Ноябрь-Листогной . Холодно становится. , все чаще заряжает мелкий без передышки дождь, затягиваются туманы. Название у месяца - Листогной, потому что деревья сбрасывают свои последние листья. Погода, особенно, кажется холодной с дождем и мокрым снегом. Природа готова к зиме. Вот-вот и ляжет снег.

Ноябрь: пасмурные дни

Описание природы поздней осени ноября (I - II неделя)
Все молчаливей и грустней становится осень. Пришла пора для поздней осени - месяц ноябрь. Совсем редко стало появляться солнце. Кучевые облака на небе сменила тусклая серая пленка. Тепла совсем уж не осталось. Снега мало, если и выпадет, то снежный покров неустойчивый, от чего и погода кажется особо холодной. Посохшую траву приминает мокрый снег. на воде образуется тоненький ледок. То дождь со снегом вихрем крутит, то просто мелкой изморосью непрестанно льет весь день, а то и солнце выглянет немного и тут же спрячется за линию дождя.

Деревья почти полностью освободились от листьев, кое-где еще срывает сильным ветром одинокий лист и несет его в водянистой пелене. На зиму в период холодов кора деревьев твердеет, обеспечивая защиту от ледяного ветра, льда и снега. В лесу, то в одном, то в другом месте можно встретить зимнего гостя снегиря. Вместе со снегирями к ноябрю прилетают стаи чечеток и клестов. Лесные звери уже полностью готовы к зиме, одеты в зимние шубки, а тут еще и волчата подросли в диком лесу и лиса пробежками от дерева к дереву ищет в норках спрятавшихся на зимовку мышей и барсуков. Слышен в сухом лесу кабан, треща ветвями пробирается к своей стае. Зимой дикие кабаны стараются держаться вместе, подготавливают себе ночлег из вороха старых листьев. Лес заснул, но звери не дремлют, впереди не легкое испытание долгой зимы.

Ноябрь в народном календаре

"До Казанской еще не зима - с Казанской уже не осень "

Месяц ноябрь суров и холоден в отсутствие снега. Бывает изредка и солнце, но уже почти не греет, а если настигает ветер, то обдает арктическим холодом с ног до головы. Начинается ноябрь в народном календаре с главной даты 4 ноября - праздник Казанской иконы Божьей Матери. Не по погоде теперь работать, теперь весь ноябрь и всю зиму отсиживаться дома, да греться припасенными поленьями до самого тепла. На Казанскую лужи замерзают, покрываются тонким ледком, а тут уже и Дмитров день - 8 ноября подошел. Отмечали, что до Дмитрова дня еще осень оставалась. 10 ноября - Ненила-Льняница, заготавливали лен для пряжки. Настасья-Овчарница приходилась на 11 число месяца, благодарили пастухов за то, что овец весь год оберегали. Зиновей - 12 ноября - праздник птичек-синичек, к этому дню прилетают стаями снегири, щеглы и многие другие зимние гости.

Осень в русской поэзии

Поздняя осень навевает грустные задумчивые настроения. Сергей Есенин часто писал стихи о любви, и даже осенняя природа, пора некой грусти и уныния, не смогла его остановить. Он продолжал искать свою любовь и осенью: «Я сегодня влюблен в этот вечер». Но все же Есенин всегда восхвалял это время года, употребляя самые разные словосочетания и сравнения: «тихая радость», «листва золотая», «в розоватой воде».

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

Бунин, Бальмонт и Плещеев в своих стихах об осени подчеркивали в первую очередь грусть и скуку. Они писали о тех изменениях, которых произошли в природе: падает листва, птицы улетают на юг, «солнце реже смеется». Как бы по-разному не относились к осени русские поэты, одно можно сказать с точностью: для всех них это была особенная пора, пора размышлений.

Ноябрь: встреча зимы

Описание природы поздней осени ноября (III - IV неделя)
Все ближе-ближе зима. Облака сплошные и серые, в воздухе стоит туманная дымка, а по утрам лужи покрываются корками льда. К концу месяца пруды замерзают, затягиваясь полностью ровным льдом. Средняя температура воздуха октября 2-3 градуса ниже нуля по Цельсию. Внешне ноябрь серый и грустный месяц, только последняя неделя ноября может окрасится в белый свежевыпавший снег, который наконец прочно осядет на почве и ветвях деревьев.

Снижается температура воды и многие рыбы уже зарываются в ил, сомы, караси, карпы проводят зиму в спячке. На зиму в речках остается много плавающих рыб, окуни, ерши, щуки. Столбик термометра к концу месяца уже прочно опускается ниже нуля, осталось только снегу выпасть, как зима начнется.

И вот, внезапно, как и говорится - на голову, снег выпадает. В считанные мгновения застилает белым покрывалом поля, берега рек и деревья. Все окутано снегом, как будто становится теплее и радостней от белых хлопьев, неспешно падающих с неба. Зима приходит не спеша и заточает в ледяные кандалы природу.

Вторая половина ноября в народном календаре

"Федор Студит - землю студит "

Народ встречает зиму весельем и праздниками - 14 ноября день Кузьмы-Демьяна, еще этот день называли - Кузьминки. Теперь лучи солнца не способны согревать. А с уже со следующего дня - 15 ноября Акундин день, принимались за работы по дому. Дивчины ткали, пряли, вышивали, а мужики хлеб мололи. К 19 ноябрю ледоставом оковывала зима пруды и речки льдом, так ведь уже 20 ноября - Федот, про него и говорили - в этот день лед на лед встает.

Зима вдыхала холод, и вдруг, как будто оступилась, отступила на шаг назад - гремят Михайловские оттепели 21 ноября. Тает успевший закрепиться на земле снег, на дорогах грязно и скользко. Но это ненадолго, приходит Матрена на 22 ноября и зима вовсю показывает свои силы, налегают морозы. 25 ноября Федор Студит. Знающие говорили, если льет в этот день дождь, то быть еще долго оттепелям с грязевым снегом под ногами, а если лежит прочно снег, то долгой и снежной будет зима. К 29 ноябрю зима уже прочно встает на ноги, подходит время метелей и усиления морозов. На санях въезжает в Русь зима.

Осень в русской живописи

Легкую грусть поздней осени можно увидеть в пейзаже Александра Степанова "Осень": бесцветное небо, голые ветки, блеклая пожухлая трава. Близость зимы, одиночество и неотвратимость - вот чувства, которые вызывает произведение.


(Картина Ефима Волкова "Болото осенью")

В пейзаже Ефима Волкова "Болото осенью" небо тоже неопределенного серого цвета, а вот настроение совсем другое. Может быть потому, что здесь также присутствует изображения людей и человеческого жилья, что придает жизни картине, делает ее жизнеутверждающей.

Однажды, на одном из семинаров для педагогов, им был задан вопрос: "Как Вы думаете, почему мы скалываем простынь, прежде чем положить ее в шкаф?" Вопрос удивил всех присутствующих. Ведь это, по их мнению, никак не касалось проблем педагогики. На самом деле лектор решал микро задачу - через созданный образ понять и представить состояние учащихся в момент получения информации. Учащиеся после каждого урока получают именно такую "простынь" новых знаний, определений, формул. Но если "развертывание" содержания учебной дисциплины происходило совместно с учителем и в детском коллективе, то сворачивать в "шкафчик памяти" почему-то каждый ученик должен сам и наедине. Что же получается? Замечательный урок был наполнен интересной информацией, ребята овладевали определенными знаниями, осваивали некоторые умения, смотрели в сторону какого-то навыка. И учитель, движимый требованиями классической дидактики, в конце урока осуществляет закрепление и обобщение в череде вопросов: "Какую тему мы сегодня с Вами изучали? Что было самым главным? Какое определение было для нас новым?", тем самым еще раз показывая пространство новых знаний. А потом "спокойно" оставляет учащихся наедине с "развернутой информационной простыней", подразумевая, что дети сами справятся с запоминанием и воспроизведением полученных знаний. Учащиеся должны самостоятельно набить кучу шишек, опираясь на метод проб и ошибок, чтобы однажды, после очередной неудачной попытки качественно воспроизвести информацию, самому себе сказать: "У меня плохо (или вообще не) получается, я не могу".

Однако нам пора вернуться в стены лицея. На уроке английского языка ребята в беседе показали знание всех месяцев года. Но в определенный момент, когда вопросы задавались врассыпную, учащиеся легко стали сбиваться, путая и переставляя месяцы, как на русском, так и на английском языках.

ТРИЗ-комментарий:

Итак, необходимо было решить проблему запоминания последовательности не связанных между собой слов. При более глубоком анализе здесь можно выделить по крайней мере 2 противоречия:

  1. Слов должно быть много, чтоб повысить скорость обучения и должно быть мало, чтоб ученик мог их легко запомнить.
  2. Слова должны быть новыми и "чужими" для ребенка, потому что он должен получить новые знания и должны быть знакомыми, близкими, чтоб легче воспринималась и запоминались.

Вот эти противоречия и решает предложенный ниже метод.

Хронологическая запись фрагмента урока английского языка во 2 классе

    - Ребята, сколько месяцев в году?
    - Двенадцать.
    - А давайте найдем предмет из нашего окружения (на стене висят часы), чтобы в нем тоже было чего-либо двенадцать….
    - Часы.
    - Да, действительно, на циферблате есть числа от одного до двенадцати. А ведь часы здесь не просто так висят. Они давно хотели НАМ всем помочь, но никто не слышал их слов.
    - Как же они нам помогут?
    - А для этого мы их сфотографируем. Давайте нарисуем в своих тетрадях портрет наших часов, точно отображая циферблат, где мы можем видеть все двенадцать чисел….
    - Готово.
    - Новый год начинается с первого месяца. Как его зовут?
    - Январь.
    - Возьмем первую букву этого месяца "Я" и поставим её около единицы.
    - Второй месяц - это …?
    - Февраль!
    - Какую букву поставим около двойки?
    - Букву "Ф"!
    - Замечательно. Теперь нам совсем просто будет определить, какую букву мы поставим около цифры 3?
    - "М", потому что МАРТ.
    - "А" около 4, потому что АПРЕЛЬ!
    - А сейчас пойдут и напишут на большом циферблате нашей фотографии (на доске) главные буквы от каждого месяца: Аня - апрель, Денис - май, Наташа - июнь, Сергей - июль, Саша - август. Все справились с заданием, молодцы. Но прежде чем продолжить нашу сказочную беседу с часами, вдруг попросилось к нам в гости стихотворение Георгия Граубина "СОН" Сейчас оно прозвучит, а по окончанию давайте ВМЕСТЕ определим причину его появления у нас на уроке:

      Между летом и зимой
      Всё впадает в сон:
      Засыхает зверобой,
      Опадает клён.
      Дуб морозцем опален,
      Спать сурки идут…
      Люди этот самый сон
      Осенью зовут.
      Да,
      С ентябрь,
      О ктябрь,
      Н оябрь -
      Настоящий сон:
      В первых буквах этих слов
      Зашифрован он.

    Так что же интересного спряталось в этом стихотворении? Кто заметил?
    - Там перечисляются все три осенних месяца.
    - Каких? Кто все осенние месяцы перечислит подряд?
    - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
    - А почему стихотворение назвали "СОН"? Кто догадался?
    - СОН - получился из первых букв этих трех месяцев: С - сентябрь, О - октябрь, Н - ноябрь.
    - Давайте самостоятельно заполним нашу фотографию этими тремя осенними буквами. А какого цвета для вас осень? Давайте выделим этот участок на наших волшебных часах и закрасим его в "осенний" цвет. Ведь для каждого он свой: для Саши оранжевый, для Насти - жёлтый. Что же у нас получилось?

    Остался последний двенадцатый месяц в старом году, когда мы с нетерпением ждем наступления нового года. Это декабрь - первый зимний месяц в России. Букву "Д" мы с вами ставим около цифры 12. Наши часы - помощники раскрыли нам почти все свои секреты. А почему почти? Так ведь мы не окончили раскрашивать времена года. Начали с осени - осенний СОН, помните? А какие еще времена года мы знаем? ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО. И наш циферблат условно разделен на четыре равные части. Давайте закончим эту работу, тогда часы поведают нам основную свою тайну. А зимушка - зима какая у нас?

    Холодная, снежная, ледяная, каникулярная…

    Каким цветом можно её закрасить на нашем циферблате?

    Голубым, синем, серебряным…

    Холодно на улице всем животным и сказочному животному "ДЯФ" тоже. Оно от холода так и кричит: "ДЯФ! Как холодно! ДЯФ! Как скользко! ДЯФ! Как весело кататься!". Что спрятало в своем имени это сказочное животное?

    Три месяца зимы: Д - декабрь, Я - январь, Ф - февраль!

    Конечно, но вот прогрело солнце первую проталинку, появились подснежники. Наступило следующее время года. Какого цвета оно?

    Зеленого, солнечного, теплого, розового…

    Самый первый весенний праздник, которому все рады - это праздник МАМ, который приходит к нам 8 Марта! И опять у нас появилось волшебное слово Праздник МАМ. Кто догадался?

    - "МАМ"- это три месяца весны: М - март, А - апрель, М - май.

    Молодцы. Нам покорились почти все секреты волшебных часов. Но что же нас ждет летом? Жара, солнце, купание на реке, загар, проливные дожди, ягоды. Какого цвета это время года?

    Красного, оранжевого, малинового, темно-зеленого….

    Однажды летним днем ослик И-А, отмечая свой день рождения, весело прыгал и танцевал, распевая: "И-И-А!" Вы уже догадались! Да это песенка про лето: И - июнь, И - июль, А - август. Когда он пел про июнь, то танцевал с Винн и-Пухом. Какие буквы есть в имени медвежонка и в названии первого летнего месяца?

    Значит первый месяц лета чем-то похож на веселого и забавного Винни -Пуха! А что же Винни-Пуха ждет осенью? Вы уже знаете! Это осенний …

    СОН: сентябрь, октябрь, ноябрь!!!

    Итак, нам часы подарили четыре волшебных слова: СОН , ДЯФ , МАМ , ИИА . Чтобы эти слова стали иметь волшебную силу, необходимо повторить про них то, что нам рассказали часы. Итак, кто даст волшебную силу этим словам? Все?! Вот это да, вы действительно стали настоящими волшебниками. Но давайте послушаем Игоря, который стал смелее на нашем уроке.

    Я расскажу про осенний СОН…

    Теперь слово "СОН " обладает волшебной силой и появляется отдельно в тетрадях и на нашей доске. Ира, а ты какому слову хотела дать волшебную силу?

    Я скажу про сказочное животное "ДЯФ"…

    Давайте и его теперь запишем: Д Я Ф - имя сказочного зимнего животного. Саша, а ты какое волшебное слово осчастливишь?

    Ребята, что теперь происходит со словом, где оно появляется? Да, действительно оно каким-то образом вдруг появляется в наших тетрадях. И последнее слово, которое ждет вашей помощи. Ну, давай Полина, теперь только в твоих силах сделать его волшебным.

    ИИА - это песня ослика, танцующего с Винни-Пухом.

    Теперь это слово имеет силу появиться в наших тетрадях. Но наш волшебный циферблат заговорил вдруг по-английски, ничего не понимаю. А вы понимаете? J anuary, F ebruary, M arch, A pril, M ay, J une, J uly, A ugust, S eptember, O ctober, N ovember and D ecember. Давайте сделаем так, чтобы "главные" английские буквы месяцев тоже прыгнули на наш циферблат. Делаем самостоятельно эту работу….

    Денис показывает свою работу на доске, а вы поменяйтесь между собой тетрадями и познакомьтесь с работой своих одноклассников (ребята стали сравнивать, искать схожести и различия между буквенными обозначениями ).

Можно считать итогом этой совместной работы проверку знаний учащихся через отсроченное время. Ребята с легкостью воспроизвели как русские, так и английские слова, тихо произнося непонятное для окружающих предложение: СОН у ДЯФа про праздник МАМ и танцующего ИИА.

А через два года состоялся тот разговор мамы с приятельницей, с которого начиналась статья. Значит, учитель понял значение "опорных свертышек" и принял их, перестал считать незнания учащихся недоработкой других учителей, так как уже знал, КАК и ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, чтобы помочь детям качественно воспроизводить информацию.

Вот этот алгоритм:

Что делать

Выбрать объект доступный и понятный для учащихся.

Создать позицию принятия (понимания) известной системы, чтобы сформировалась “платформа” уверенности, на которую потом надо будут “ставить” знания.

“Впустить” элемент сказочности.

Реализовать принцип - играя, обучаемся. Состояние игры “снимает” страх у ребят перед обучением.

Зафиксировать образ знакомого объекта (например, нарисовать его в тетради ).

Согласовать восприятия выбранного объекта, чтобы в будущем избежать “разночтений”.

Определяя какие-то новые понятия (или закрепляя их ), выделять в качестве опорного знака часть слова - носителя этого понятия (например - заглавную букву ).

Свернуть одно понятие в знак - символ.

Записать знак в определенном месте образной модели (рисунке )

“Привязать” свернутое понятие к определенному месту на картинке.

Объединить несколько знаков - символов (в нашем примере - это времена года - СОН, ДЯФ и др. ).

Свернуть объем информации в объединенный новый знак-символ, который состоит из нескольких “старых”.

Ввести элемент фантазии (сказочности). Новый этап свертывания превращается в забавную сказку.

Повторить (напомнить ) что это просто игра, тем самым поддержать обстановку доверия как между самими ребятами, так и между педагогом и учениками.

Провести моторную работу (например, заштриховать время года = часть циферблата цветом, который выбрал сам ребенок ).

“Включить” мышечную (моторную) память (звуковая и зрительная уже задействованы ), тем самым усилить образную память.

Организовать повторение новых “свертышек” (в нашем примере - дать волшебную силу новым словам ).

Закрепить новообразование через повторение самими учениками.

Обменяться тетрадями (записями).

Сравнивая свои сокращения (представления) с чужими, осуществить первичное запоминание и закрепление собственного образа “свертышки”.

Объединить все новообразования в одну логическую систему (например, в предложение или единый образ, символ )

Провести полное свертывание информации, сделав все новые элементы частью более крупной системы. Такая модель позволит намного быстрее сделать обратный ход “развертывания” информации.

Цели: Расширять у детей знания и представления об особенностях октября.

Активизировать внимание и память детей.

Учить бережному отношению к природе.

Оборудование:

1. Кроссворд с названием месяца.

2. Изображения ежа, белки, зайца, горностая, бобра, лисицы.

3. Плакат с напечатанными пословицами об осени.

4. Фонограмма пьесы П.И.Чайковского «Октябрь»

Ход занятия:

Играет пьеса П.И.Чайковского «Октябрь», из цикла «Времена года».

Ребята, мы начинаем наше занятие с музыки, но это не просто музыка. Это музыкальное произведение написал русский композитор П.И.Чайковский и назвал он его именем одного осеннего месяца, а какого мы с вами сейчас узнаем. Но прежде я хочу сказать, что тем детям, кто активно работает на занятии и правильно выполняет задание, я даю фишки, а тот, кто наберет больше всего фишек, в конце занятия получит приз.

На плакате написаны слова, в которых пропущены буквы, надо вставить эти буквы и мы узнаем о каком месяце эта пьеса и о каком месяце мы с вами будем говорить. Кто хочет сделать это? (Выходит один ребенок.)

МО РКОВЬ

К АРТОФЕЛЬ

ЛИСТ

РЯ БИНА

ЯБ ЛОКО

ВЕТЕР

ОСЕНЬ

Все ли буквы правильно вставлены? Как же называется этот месяц?

Октябрь. Правильно. Вот сегодня мы поговорим с вами об октябре.

Сначала, давайте с вами почитаем описание этого месяца. У вас на столе лежат листочки с текстом. Давайте прочтем этот текст вслух.

ОКТЯБРЬ

Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опадают увядающие. Пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету повороту нету». По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда. Но характер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеется. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит, а то и первые снежинки запорхают.

А теперь прочтите его про себя.

Почему октябрь в старину называли «листопадом»?

Почему говорят, что в октябре «семь погода на дворе»?

Отгадайте загадки:

Летел пан

На воду пал.

Сам не тонет

И воды не мутит. (ЛИСТ)

Летит без крыльев и поет.

Прохожих задевает:

Одним проходу не дает,

Других он прогоняет. (ВЕТЕР)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле

Только ноги на земле. (ДОЖДЬ)

Ребята, в октябре звери продолжают готовиться к зиме. В лесные кладовые пропитание на всю зиму заготавливают, норы утепляют, шубки летние на зимние меняют.

Еж нанизывает опавшие листья на иглы и устилает ими норку. Сейчас Артем прочитает нам стихотворение о ежике, а вы его внимательно послушайте.

ЗОЛОТОЙ КЛУБОЧЕК

Загорелись как пожар, на рябине кисти.

Катится на встречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись–ка, это еж!

Золотым клубочком стал

Хитрый ежик колкий,

Листья клена нанизал

На свои иголки.

Их несет к себе домой,

Стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой

Спать под елью сладко.

Пусть ему навеют сны

Снежные метели,

Пусть проспит он до весны

В теплой колыбели.

У животных продолжается линька. Мех белки, зайца, горностая, ласки светлеет, чтобы на белом снегу зверьки стали незаметными для охотника, волка, лисы. А люди примечают – если шубки на животных раньше обычного становятся пушистыми и густыми, значит, зима придет ранняя. Белочка рыжую шубку меняет на серо – голубую, делает запасы, утепляет гнездо. Вот как рассказывал о беличьем гнезде С.Гейченко (директор Пушкинского музея – заповедника в Михайловском):

«Как-то порушил ветер старую липу, поломал, повалил на землю. Стали ее убирать, а в ней оказалось дупло, в нем беличье гнездо.

Белка очень хорошо подготовилась к зиме. Дупло было большое, теплое, с понатыканной во все стенки паклей, беличьей шерстью и пухом. В одном уголке лежали сушеные грибы, в другом – орехи, а в третьем – яблоки. Благодать!

Отрезали мы кусок ствола и прикрепили его к столбу деревянной ограды, что стоит неподалеку.

Первое время белка боялась подойти к своему обновленному домику, бегала вокруг, да около него, потом все-таки решилась: уж больно хороши были в нем запасы!»

Бобры укрепляют плотины и ремонтируют свои хатки. Медведи в глухих лесных чащобах подыскивают место для берлоги, куда залягут с начала зимы на спячку.

Лисица бродит по берегам рек и ручьев, высматривает молодых неопытных уточек.

Насекомые: жуки, пауки, мухи – забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.

Но в октябре готовятся к зиме не только животные, но и люди.

Давайте попробуем разгадать кроссворд об этом. Прежде чем вписывать в строчку слова надо отгадать загадку.

По горизонтали:

1). Расселась барыня на грядке.

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки и

Крупной соли пол мешка. (Капуста)

2). Красный нос в землю врос.

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен

Нужен только красный нос. (Морковь)

3). Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

4). Неказиста, мешковата.

А придет на стол она,

Скажут весело ребята-

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

По вертикали:

1). Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я…(свекла).

Вы все правильно разгадали кроссворд.

Как же люди готовятся к зиме?

Тоже делают запасы. Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. Не зря в народе говорят: «Сентябрь яблоками пропах, а октябрь капустой», «Ни один рот без капусты не живет», «Крепкие сочные кочаны хрустят, сердце веселят».

Давайте немного разомнемся, покажем, как квасят капусту. (Игра «Мы капусту рубим»)

Мы с вами узнали, что в октябре и люди и звери готовятся к зиме.

А теперь, давайте, найдем пословицы и поговорки, в которых говорится об этом месяце и об осени и попробуем их объяснить. Посмотрите на доску и попробуйте найти нужные пословицы. Потому что не все они об осени.

- Осень идет, и дождь с собой ведет.

- Грибок в кузовок – будет пирожок.

- Если грач на горе, то весна на дворе.

- Красна весна цветами, а осень плодами.

- От осени к лету поворота нету.

- Апрель водою славен, почками красен.

- Ни один рот без капусты не живет.

Ребята, прочитайте еще раз пословицы об осени. Может кто-нибудь запомнил хотя бы одну? Кто сможет рассказать пословицу по памяти? (2-3 ребенка)

А сейчас, у нас будет еще одно задание на смекалку и сообразительность.

На доске написаны ряды слов. Надо найти в этих словах лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, МАРТ

ПОДОСИНОВИК, СЫРОЕЖКА, РЯБИНА , ГРУЗДЬ

ГРАЧ, ЛАСТОЧКА, ВОРОБЕЙ , ГУСЬ

Ребята, о каком осеннем месяце мы с вами говорили?

Об октябре.

Сейчас я прочту вам стихотворение о приметах осени, а вы внимательно послушайте и скажите, какие и сколько примет осени перечислены в этом стихотворении.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно.

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето

А вторая – куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день.

Потемнеют облака.

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь-

Значит, наступила осень.

Сколько примет перечислено в стихотворении? Вспомните и назовите их.

Настала пора подводить итоги, посчитайте у кого сколько фишек?

Награждаются дети, которые набрали наибольшее количество фишек.