Основные этапы развития политической мысли в западной европе. Страны Западной Европы во второй половине XX века — начале XXI века

В 1992 году в политической жизни США произошли радикальные изменения: республиканцы, которые на протяжении 12 лет осуществляли политику консервативной революции, были внезапно вытеснены на президентских выборах малоизвестным демократом, Биллом Клинтоном.

Политическая жизнь США

Билл Клинтон открыл новую эпоху в жизни США. Уже в течение первых двух лет своего правления, молодой президент смог разрешить этнонациональные конфликты на Юге государства, которые продолжались со времен Гражданской войны 1861-1865гг. В 1994 году республиканцам удалось взять реванш на выборах в Сенат, однако в 1996 году, кресло президента государства вновь получил Клинтон.

До начала 2000 года Биллу Клинтону удалось провести масштабные преобразования в социальной и экономической сфере, не прибегая при этом к радикальным реформам. В период его президентства, серьезнейшими политическими акциями сверхгосударства стали вооруженные операции в ряде стран «третьего мира», в частности, Сомали, Афганистане и Сербии.

Правление Дж. Буша мл.

В новый век США вошли с новым президентом - Дж. Бушем мл. В течение первого года своего правления, президент Буш не предпринимал никаких радикальных изменений в государственной политике. Однако, после трагических сентябрьских событий 2001 года, правительство Дж. Буша выбрало курс ужесточения ведения внешней политики.

В 2003 году развернулась масштабная военная компания по борьбе с терроризмом в государствах Ближнего Востока. Ориентация государства на внешнеполитические военные мероприятия стала причиной внутреннего экономического кризиса в США в 2006 году - множество крупнейших предприятий потерпели банкротство.

Из-за нестабильности на валютной бирже, экономический кризис постепенно охватил все страны мира, включая постсоветское пространство. На очередных президентских выборах в 2008 году, по старой политической традиции республиканца Дж. Буша мл. сменил демократ Б. Обама.

Политическая жизнь Европы

Распад двухполюсного мира вызвал довольно противоречивые настроения в политической жизни Западной Европы. Вместо угрозы глобального столкновения двух сверхдержав, СССР и США, появилось множество локальных военных противостояний, в которых западноевропейские государства принимали непосредственное участие.

Основными политическими организациями, которые ориентировали политическую жизнь Западной Европы, были ООН, НАТО и ЕС. В 1995 году 52 государствами, входящими в состав ОБСЕ был подписан пакт «О стабильности в Европе», в котором закреплялись добрососедские отношения в виду положений Совета Европы и ООН.

Членство западноевропейских государств в НАТО определило их участие в Коссовском конфликте в 1999 году.

Европейский Союз

В конце 20 века политическая роль Европейского Союза в жизни Западной Европы значительно увеличилась. Начиная с 1996 года по 2004 год, количество стран-участников увеличилось на 10 государств. Именно в этот период Европейский союз изменил статус исключительно экономической организации на экономико-политическое образование.

политический режим власть избирательный

Политическая мысль античности и Средневековья. Изучение истории мировой политической мысли необходимо не только для лучшего познания нынешней политической жизни, но и для прогнозирования будущего. Как говорится, всякое новое -- это хорошо забытое старое. Знание прошлого дает возможность избежать допускаемых ошибок и просчетов или во всяком случае не повторять их.

Мировая политическая мысль стала развиваться с переходом человечества от первобытнообщинного к рабовладельческому обществу с его антагонистическими классами и государством. Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего же развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в Древней Греции. Убедительным примером тому являются труды древнегреческих мыслителей -- Платона и Аристотеля.

Платон (427 -- 347 гг. до н.э.) -- идеолог афинской аристократии. Свои политические взгляды изложил в диалогах "Государство" и "Законы". Исходя из позиций идеализма, Платон делил людей на три сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преобладающим в душе человека: разумному, аффективному (эмоциональному) и вожделеющему (чувственному, жаждущему богатства). Разумное начало присуще философам-мудрецам; аффективное -- воинам, вожделеющее земледельцам и ремесленникам. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он считал умеренность, меру. Управлять государством должны философы-мудрецы. Широко известно изречение Платона: "Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать... до тех пор государствам не избавиться от зол" (Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т.З. Ч.1. С. 275). Воины, будучи эмоциональными, яростными, должны заботиться о безопасности государства, защищать его, вожделеющие ремесленники и земледельцы обязаны трудиться. Для того чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей и частной собственностью, жены у них должны быть общими, а воспитывать детей надлежит государству. Обеспечивать материально эти сословия вменялось в обязанность трудящимся.

Этические воззрения Платона были ориентированы не на индивида, а на общество, и поэтому предназначение человека -- служить государству, а не наоборот.

Политика, по определению Платона, -- царское искусство, требующее знаний по управлению людьми. Идеальной формой государственного устройства в ранних работах им считались правление аристократии (мудрых) и монархия, наихудшими же -- демократия и тирания, поскольку первая ведет к своеволию и безначалию, а вторая держится на вероломстве и насилии. В своем последнем сочинении "Законы" он отдавал предпочтение такому roсударственному правлению, в котором бы сочетались начала и демократии и монархии. В нем он отказался и от идеи лишить частной собственности философов и воинов. Земля, будучи собственностью государства, должна одинаковыми по плодородию участками отдаваться во владение гражданам вместе с домом.

Аристотель (384 -- 322 гг. до н.э.) -- идеолог земледельческой аристократии, ученик Платона и учитель великого полководца Древнего мира А.Македонского. Обладая энциклопедическими знаниями, он внес большой вклад в философию, природоведение, историю, политику, этику, литературу и эстетику. Его политические взгляды изложены в трактатах "Политика" и "Никомахова этика". В отличие от идеализма Платона Аристотель склонялся к диалектическому материализму и вплотную подошел к нему. Он критиковал идею Платона об общности жен и детей и защищал необходимость частной собственности, рабовладения, моногамной семьи. Политика, по Аристотелю,-- управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни.

Аристотель обследовал 156 греческих и варварских государственных устройств и выделил три правильные и три неправильные государственные формы. К правильным формам, которые преследуют общественное благо, он относил монархию (политическую власть одного), аристократию (правление немногих), политию (правление многих); к неправильным, преследующим частные интересы, -- тиранию (деспотическую власть одного), олигархию (власть богатых) и демократию (власть большинства). Правильные государственные формы основаны на власти закона, неправильные пренебрегают законами. Аристотель отмечал, что тирания и крайняя демократия одинаково десгютически относятся к гражданам. Наиболее правильной формой государственного правления он считал политию, в которой сочетались бы черты олигархии и демократии. По существу, полития -- это ограниченная до разумных пределов демократия.

Аристотель в отличие от Платона ставил на первое место человека, а не государство, и утверждал, что человек

есть существо общественное. Труды Аристотеля являлись настольными книгами для многих политических мыслителей последующих поколений.

Аристотель был очень почитаем в Беларуси. Большое внимание его социально-политическому и этическому учению уделяли Ф.Скорипа, С.Будный, С.Полоцкий. В учебных заведениях Беларуси философия Аристотеля в интерпретации Ф.Аквинского изучалась до конца XVIII в.

Следующий период в развитии европейской политической мысли -- Средневековье (конец V -- середина XVII в.) -- характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на духовную жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на государственное управление. "Притязания церкви на участие в государственной власти одними из первых пытались обосновать епископы Иоанн Златоуст (345 -- 407) и Аврелий Августин (Блаженный) (354 -- 430), которые использовали библейское положение о том, что "всякая власть от Бога". Августин Блаженный считал, что в мире существуют две общности: "град божий" (церковь) и "град земной" (государство). Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй -- на любви к себе, насилии, разбое и принуждении. Для того чтобы государство оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле. Августин Блаженный считал, что приобщать к христианству можно насильственно, а за эретизм необходимо карать.

Виднейшим идеологом католицизма и феодализма в средние века был доминиканский монах Фома Аквинский (1225 -- 1274). Взяв из учения Аристотеля ряд идей, он пытался приспособить их к своим религиозным взглядам. Будучи сторонником общественного неравенства и эксплуатации, Аквинский считал, что они установлены Богом. Божьей воле он приписывал и существование монархии на земле, сторонником которой был сам. Светской власти, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души -- Богу, церкви и папе римскому, которому должны подчиняться все, в том числе и монархи. Выступая против еретических движений XI -- XII вв., поколебавших у многих веру в святость и незыблемость феодальных устоев, Ф.Аквинский отстаивал свирепые казни еретиков и инквизицию. Он был убежденным сторонником контроля церкви над государством, наукой и искусством, божественности феодального права.

Политическая мысль Возрождения и Нового времени. Период Возрождения (XIV -- XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавшего развитие техники, светских (гуманитарных) наук, городов, торговли, искусства. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие и проявление творческих способностей и т.д. Гуманизм возродил интерес к античной древности, когда человеческая природа не толковалась как средоточие греховности, какой она представлялась религиозным схоластам Средневековья.

Родиной Возрождения, или Ренессанса, была Италия. Здесь наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась и политическая мысль, защищавшая интересы буржуазии и новый общественный строй. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли (1469 -- 1527). В сочинении "Государь" и других книгах он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства, возникновение котороro определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства -- защита частной собственности. Правитель должен избегать посягательства на имущество подданных, ибо это неизбежно вызовет их ненависть. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. По его мнению, народ нередко ошибается в общих вопросах, но гораздо реже -- в частных.

Наилучшей формой государственного правления мыслитель считал республику. Именно в ней могут быть обеспечены порядок и свобода, сочетание общих и частных интересов. Но если народ не готов к такой форме правления, то воспитать в нем республиканский дух должно государство с сильным правлением. К этому выводу он пришел исходя из необходимости объединения раздробленной в то время Италии.

Для достижения этой цели он считал пригодными все способы, в том числе и аморальные: подкуп, насилие, обман, убийство. Правитель всегда будет оправдан, если результаты его политики окажутся хорошими. Используя аморальные методы управления, государь должен стремиться делать добро, прикрываться нравственными и религиозными добродетелями. По убеждению Макиавелли, правитель, преследующий цель создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Лев боится капканов, а лисица -- волков. Следовательно, государю надо быть подобным льву, чтобы отпугнуть волков, и лисицей, чтобы уметь обходить капканы (Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982. С.351). Впоследствии безнравственная политика стала называться "макиавеллизмом". Многие государственные и политические деятели в различных странах в своей политической деятельности использовали рекомендации Макиавелли.

Одновременно с политическими учениями, защищающими частную собственность и государство, стоящее на страже интересов эксплуататорских классов, в Западной Европе стали появляться публикации, осуждающие эту собственность и порожденную ею эксплуатацию человека человеком, критикующие возникший капиталистический строй. Первым таким произведением было сочинение англичанина Томаса Мора (1478 -- 1535) "Утопия". Изданное в 151б г., оно по существу положило начало новому идейно-политическому течению -- утопическому социализму.

В книге сделана попытка установить связь государства с интересами эксплуататорских классов, которые используют его для своих личных выгод. Автор противопоставил существующему тогда государству государственное устройство вымышленного острова Утопия, которое носило демократический характер, предполагавший выборность должностных лиц. Основными функциями конструируемого Мором государство являлись руководство народным хозяйством и образованием, организация производства и распределения. Т. Мор и другие представители раннего периода утопического социализма (XVI -- XVIII вв.), в частности Т.Кампанелла, Ж.Мелье, Морелли, Г.Мабли, предлагали заменить частную собственность, в которой они видели источник всех бед, общественной и сформировать общество с грубой уравнительностью, аскетизмом и регламентацией общественной и даже семейной жизни людей.

Период Нового времени (XVII -- XVIII вв.) характеризовался укреплением капитализма, борьбой буржуазии за власть, буржуазными революциями в Англии, Голландии и Франции.

Одной из главных проблем в политической пауке этого времени была проблема взаимоотношений личности и государства. Взаимодействию этих субъектов политики была посвящена теория "естественных прав".

Теория "естественных прав" была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального общества и обосновывала равенство людей, данное им природой. Сторонники этой теории выступали за законодательное закрепление свободы убеждений и действий людей, права обладания и распоряжения собственностью, гарантий от произвола и т.д.

Теория "естественных прав" человека дополнялась теорией "общественного договора", согласно которой государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Для этого они решили выйти из "естественного состояния и перейти в гражданское общество". Государство, образованное волеизъявлением свободных людей, должно обеспечить охрану их прав, свобод, не гарантированных в естественном состоянии. В разных вариантах теории "естественного права" и "общественного договора" интерпретировали и развивали Г.Гроций и Б.Спиноза (Голландия), Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Уипстэнли (Англия), Г.Лейбниц, И.Кант (Германия), А.И.Радищев, декабристы (Россия), Т.Джефферсон, Т.Пейн (США),. Ж.Мелье, Г.Мабли, Морелли, Д.Дидро, К.Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо (Франция).

Один из наиболее ярких политических мыслителей Нового времени, английский философ Томас Гоббс (1588 -- 1679), обосновывал возникновение государственной власти необходимостью упорядочения "естественного состояния" людей, в котором отношения между ними представлялись как "война всех против всех". Государство сравнивалось им с библейским чудовищем Левиафаном ("искусственным человеком", "земным богом"), способным обуздать темные инстинкты людей, расчистить путь законам разума и установить в обществе гражданское состояние. Он изображает государство как сложный механизм господства и подчинения: государство не только должно выполнять функцию господства, но и заниматься воспитательно-просветительной деятельностью, поощрять всякого рода хозяйственные занятия (земледелие, судоходство, промыслы), силой принуждать к труду физически здоровых людей.

Гоббс -- сторонник сильной власти. Его симпатии на стороне абсолютной монархии. Вместе с тем он считал, что подданные способны делать по своему усмотрению то, что не запрещено законом. Они должны иметь на уровне частноправовых отношений широкую инициативу, систему прав и свобод.

Большой вклад в политическую науку внесли англичанин Джон Локк (1б32 -- 1704) и француз Шарль Луи Монтескьё (1б89 -- 1755), разработавшие концепцию разделения властей. Локк предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Следует также отметить выдвинутое им положение об обязанности в гражданском обществе всеми без исключения исполнять его законы. Отстаивание Локком идеи неотчужденности от личной свободы, права на жизнь и собственность было признано впоследствии началом идеологии буржуазного либерализма.

Монтескьё дополнил теорию разделения властей тем, что наряду с законодательной и исполнительной выделил и судебную власть. К тому же он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Идеи свободы, гражданских прав и разделения властей, обоснованные этими мыслителями, получили закрепление в конституциях Франции, США и других государств.

Т. Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескьё -- одни из первых представителей идейно-политического течения, получившего название "просвещение™. Просветители критиковали феодальные порядки и отстаивали интересы зарождавшегося класса буржуазии. Они верили в огромные возможности человеческого разума и науки в деле рациональной перестройки общества. Ими много было сделано для освобождения науки от власти религии и использования научных достижений в практике. Просветители внесли большой вклад в развитие как естественных, так и общественных наук, в том числе и политических.

Критика отжившего феодального строя достигла особой остроты в произведениях выдающегося представителя эпохи Просвещения во Франции Мари Франсуа Аруа (1694 -- 1778), выступавшего под псевдонимом Вольтер. За критику и вольнодумство он дважды сидел в Бастилии, из-за преследований значительное время провел за границей. Замечания Вольтера по вопросам политики и права сыграли большую роль в формировании политической идеологии назревшей буржуазной революции во Франции. Он горячо отстаивал принципы равенства, свободы и частной собственности. Причем равенство он признавал лишь в частном праве и выступал против равенства в политических правах, считал, что бедные не должны иметь их. Вольтер настойчиво обращал внимание на связь права с нравственными нормами. Выступая против абсолютизма, вместе с тем он был сторонником власти просвещенного монарха. Произведения Вольтера пользовались большой популярностью и в Беларуси. Во многом это было вызвано их антикатолической направленностью.

В плеяде французских просветителей благодаря оригинальности своих взглядов выделялся Жан-Жак Руссо (1712 -- 1778). Его политические воззрения выражали интересы мелкой буржуазии, особенно крестьянства. Подобно многим ученым эпохи Возрождения и буржуазных революций XVI -- ХЧШ вв., в поисках ответа на вопрос об истоках государственности он обращался к "естественному состоянию" людей. Однако в отличие от них, в частности от Гоббса, который характеризовал это состояние как "войну всех против всех", Руссо считал время перехода человечества от дикости к общественному существованию "самой счастливой эпохой" в истории, в которой не было социального неравенства и торжествовала свобода. С появлением частной собственности общество теряет эти блага. Общественный договор, в результате которого учреждается публичная власть, по мнению Руссо, был лишь уловкой богатых с целью закабаления бедных.

Выступая против частной собственности, он критикует не только феодальные порядки, но и растущий капитали противопоставляет промышленной цивилизации образ жизни свободных землевладельцев. Для восстановления свободы им предлагалось заключить новый общественный договор, который бы представлял собой ассоциацию равных свободных индивидов, или республику. Руссо был сторонником прямой демократии, при которой все граждане имеют возможность непосредственно влиять на государственную политику. Он считал, что представительные органы закрепляют рабство людей. В своей деятельности каждый человек должен подчиняться только сообществу, его законам, а не отдельным лицам. Для эффективного действия законов необходима достаточно сильная политическая и морально-психологическая зрелость граждан. При этом отстаивалось право граждан участвовать в принятии законов. Ратуя за политическое равенство, за уравнивание имущественного положения граждан, он вместе с тем считал, что нужно сохранить мелкую частную собственность, основанную на индивидуальном труде.

Идеи Руссо о равенстве и демократии способствовали пробуждению революционного сознания во Франции. Они вдохновляли знаменитых якобинцев -- Робеспьера, Марата, Дантона, Сен-Жюста -- на борьбу против феодального строя. Эти идеи были закреплены в Декларации прав человека и граждан и других актах Французской республики.

Свой вклад в политическую науку внес и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 -- 1804). Он теоретически обосновал выдвинутую античными мыслителями -- Платоном и Цицероном идею правового государства, в котором верховенствуют юридические законы. Заслуга Канта и в том, что установление правового государства он связывал с нравственностью и формированием гражданского общества.

Связь между государством и гражданским обществом обстоятельно рассмотрел классик немецкой философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -- 1831). Гражданское общество он трактовал как систему политических институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп. Серьезное внимание им было уделено роли индивидуальных и групповых интересов в политической жизни и развитии гражданского общества. Государство, по его мнению, представляет собой систему всеобщего интереса, гражданское общество систему частного интереса основным принципом взаимоотношений в гражданском обществе, по Гегелю, является индивидуализм.

Европейская политическая мысль XIX в. Социально-политическая ситуация в Европе в XIX в. после Великой французской буржуазно-демократической революции (1789 -- 1794), в результате которой произошел переход от мануфактурного производства к промышленному, характеризовалась укреплением капиталистических отношений. В данный период активно развивалась буржуазная демократия, образовывались "современные формы" государств (конституционные монархии и республики), в которых буржуазия получала полное политическое господство. Проблемы, связанные с социально-политическими процессами, нашли отражение и в политической науке.

Теоретики политики этого периода наряду с рассмотрением проблем личности значительное внимание уделяли большим социальным группам: классам, нациям, расам, их положению в обществе и взаимоотношениям.

Ведущим политико-идеологическим течением этого времени был либерализм. Либеральные политические мыслители отстаивали буржуазные права и свободы, в первую очередь реализацию "личной свободы", свободу частной собственности и конкуренции, выступали за разделение властей, против вмешательства государства в экономику.

Важнейшим нравственным принципом, который они считали главной движущей силой развития общества, было стремление человека к пользе для себя, выгоде, наслаждениям. Этот принцип лег в основу нового направления в методологии политического мышления, получившего название утилитаризма.

Основоположником утилитаризма является английский философ и юрист Иеремия Бентам (1748 -- 1832). Общественные интересы, общественное благо он сводил к сумме частных интересов и благосостояния. Реализацию принципа пользы он связывал с гарантиями прав и свобод, которые обязано было обеспечить демократическое государство. В отличие от теоретиков "естественного права" и "общественного договора", а также просветителей, главными целями которых были коренная ломка феодальной политической системы и установление политического господства буржуазии, первой задачей утилитаристов было совершенствование буржуазного государства.

Многие буржуазные ученые были обеспокоены тем, что широкое развитие демократии может привести к ущемлению права меньшинства. Особенно выразительно такая обеспокоенность и стремление усовершенствовать буржуазную демократию проявились у французского политического мыслителя и политического деятеля Алексиса Токвиля (1805 -- 1859) и английского утилитариста и защитника прав и свобод личности Джона Стюарда Милля. (1806 -- 1873).

Л. Токвиль отмечал положительные стороны демократии, в частности улучшение благополучия большинства граждан и предоставление им широкого политического участия. Вместе с тем оп обращал внимание и на ее возможные отрицательные последствия: вероятность установления буржуазного индивидуализма, которые приводят к усилению централизации и бюрократизации государственного управления, социальному подчинению, "равенству в рабстве". Преодолеть недостатки демократии, по его мнению, можно путем укрепления представительной власти, создания свободных учреждений местного самоуправления и добровольных политических и гражданских ассоциаций.

Милль особенно рьяно выступал против тирании большинства над личностью. "Все, что уничтожает индивидуальность, есть деспотизм", -- писал он.

По Миллю, в основе социальных противоречий лежит противоположность "большинства посредственностей" и "меньшинства просвещенных". В качестве основного средства, сдерживающего развитие демократии и вызывающего усиление власти невежд, оп, как и Токвиль, выделял представительные органы власти. Милль разработал оригинальную систему выборов в эти органы, согласно которой образованные люди должны получить право голосовать в нескольких избирательных округах, в то время как остальные будут иметь возможность подачи голосов только в одном округе. Такие выборы, по его мнению, позволили бы сохранить у власти интеллектуальную и нравственную элиту.

Кроме того, для уравновешивания двух начал -- демократического и элитаристского -- Милль предлагал одну палату парламента сделать демократической, а другую устроить так, чтобы можно было ограничивать демократию. Подобным противовесом должно явиться и разделение властей. Если законодательная власть выборная, то исполнительная -- назначаемая. При этом законодательные органы не должны вмешиваться в "частности управления", а могут лишь ограничиваться наблюдением и контролем за деятельностью исполнительных органов. Для повышения эффективности управления необходимо, по мнению Милля, ввести конкурсные экзамены при занятии управленческих должностей. Продвижение же по служебной лестнице должно зависеть от личных заслуг чиновника.

Характерной особенностью развития социально-политической мысли Европы в первой половине XIX в. явилось активное осмысление результатов происшедших буржуазных революций. Как оказалось, их итоги для трудящихся не были радостными. Бедность и неравенство остались. Поменялись лишь формы эксплуатации. Это обстоятельство побуждало передовых мыслителей продолжать поиски путей к более справедливому общественному устройству. В частности, такие поиски велись представителями критического утопического социализма. Наибольшей известностью среди них пользовались А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн. В отличие от представителей социалистического идейного течения раннего периода (Т.Мора, Т. Кампанеллы, Ж.Мелье и др.) критические утописты дали более глубокую и всестороннюю критику капиталистических порядков, отказались от пропаганды аскетизма, грубой уравнительности и регламентации жизни людей, выдвинули ряд новых положений, которые впоследствии были использованы К.Марксом и Ф.Энгельсом, в частности идеи о плановом и коллективном ведении хозяйства, всестороннем развитии личности, распределении по труду, отмирании государства. Как и многие их предшественники, они предполагали претворить свои идеи в жизнь, рассчитывая на силу разума, примера, пропаганды справедливых форм экономических, социальных и политических отношений. Особой оригинальностью отличались воззрения Клода Анри де Рувруе Сен-Симона (17бО -- 1825), который доказывал, что основная задача переустройства общества-- переход от феодального режима к промышленному. Он полагал, что установление господства "промышленников" приведет к ликвидации деления общества на управляющих и управляемых, что политическая власть, бывшая до того властью над людьми, превратится во власть, осуществляющую чисто административные функции, -- распоряжение и управление производством в целях удовлетворения общественных потребностей. Деньги, которые до того тратились на полицию, войска и другие средства принуждения, пойдут на промышленную деятельность, распространение знаний и организацию досуга. На протяжении полутора веков в мировой политической науке важное место принадлежало учению Карла Маркса (1818 -- 1883) и Фридриха Энгельса (1820 -- 1895). К тому же это учение составляло теоретическую основу политической деятельности абсолютного большинства коммунистических партий.

Марксистское политическое учение возникло в середине прошлого столетия, в период перехода от мануфактурного производства к промышленному, вызвавшему формирование двух основных классов капиталистического общества -- пролетариата и буржуазии. В самом начале своего существования марксизм стал претендовать на выражение и защиту интересов рабочего класса, которому он отводил главную роль в процессе перехода от капитализма к коммунистической формации.

Основным теоретическим положением, на котором строился марксистский анализ политики, является учение о классовой борьбе, суть которого состоит в том, что разделение труда, возникновение обмена и производства для обмена, появление частной собственности привели к црциальному неравенству, возникновению классов, различающихся отношением к средствам производства, а точнее, владением или невладением ими. С целью реализации интересов этих классов между ними идет борьба за власть, т.е. политическая борьба. Опираясь на это положение, Маркс и Энгельс доказывали; что борьба рабочего класса может быть успешной при условии, что она примет политический характер. Политику же они определяли как организованное насилие одного класса над другим (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 442).

В основе политических отношений, т.е. отношений, вытекающих из борьбы за власть, по их мнению, лежат производство и социально-экономические отношения. Они утверждали, что капитализм так же, как и предшествующие ему формации, преходящ. Конфликт между развивающимися производительными силами и сдерживающими это развитие частнособственническими отношениями, обострение классовых противоречий приведут общество к признанию необходимости замены старых общественных отношений новыми, базирующимися на общественной собственности на средства производства. Эта замена произойдет в результате социалистической революции, которую совершит рабочий класс, самый революционный и сознательный класс, руководимый коммунистической партией.

Одной из ключевых в политическом учении марксизма является идея установления в результате социалистической революции диктатуры пролетариата, при помощи которой будет построено социалистическое общество.

К.Маркс и Ф.Энгельс предложили и свое видение происхождения государства, показав, что оно является продуктом классовых отношений и возникает из потребности регулирования отношений между классами. Государство есть орудие господства классов, владеющих средствами производства, над неимущими.

Экономически господствующий класс, по Марксу, является господствующим одновременно и политически и идеологически. Господствующая идеология стремится обосновать экономическое и политическое главенство властвующих классов. Она играет большую роль в формировании политического сознания масс. Это формирующееся под воздействием господствующей идеологии сознание вступает в противоречие с сознанием, определяемым бытием людей, их потребностями и интересами. Именно бытию Маркс отводил главную роль в формировании политического сознания.

Исходным пунктом для понимания политического поведения масс Маркс считал анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп, а также анализ диктуемых этим положением интересов.

В отличие от Гегеля основным принципом гражданского общества Маркс считал не индивидуализм, а коллективизм. В коллективе он видел ту ассоциацию, которая обеспечит личности свободу, возможность самоутверждения, проявления и развития способностей и талантов.

В политической науке XIX в. получили отражение и реакционные взгляды на распространение идей либерализма и социализма, на развитие буржуазной демократии после Великой французской революции. В частности, эти взгляды проявились в "теории завоевания", выдвинутой представителем социального дарвинизма австрийско-польским социологом и юристом Людовиком Гумпловимем (1838 -- 1909). Главной движущей силой истории он считал борьбу рас за существование, в результате которой побеждают наиболее сильные. Их господство обязано было обеспечивать государство, которое возникало в процессе борьбы расовых общностей между собой. Однако в питье "раса" им включались не биологические, а социальные различия. Будучи противником биологичесго расизма, расами он называл нации и классы.

Войны же, ведущиеся за передел мира, Л.Гумплович пытался оправдать действием биологических законов. Огонь и меч, по его мнению, должны быть главными орудиями, используемыми для подавления "высшей расой" (господами) революционного движения пролетариата, который он причислял к "низшей расе".

Подобные идеи выдвигались и другими европейскими мыслителями этого периода, в частности немецким философом Фридрихом Ницше (1844 -- 1900). Движущей силой общественного развития он считал волю к власти. По ", Ницше, вся история развития общества -- это борьба воль двух рас: "сильной" (аристократических господ) и "слабой" (угнетенных, подневольных, массы, толпы). Выступая против идей социализма, он стремился доказать, что эксплуатация является "естественным" и "высшим" законом жизни. Для того чтобы она существовала, необходимо бороться против идей "демократии", "равенства", "прав человека". Отвергая социализм, Ницше считал, что его можно допустить в качестве эксперимента. Люди в процессе этого эксперимента должны убедиться в его не состоятельности, что "в социалистическом обществе жизнь сама себя опровергает, сама подрезает себе корни".

Будучи сторонником идеи возвышения человека, индивида, в развитии этой идеи он доходил до крайности. Так, главная роль в наведении порядка на земле им отводилась "сверхчеловекам". Только они имеют право управлять государством. Их деятельность не должна быть связана моральными и правовыми нормами. Одна из функций государства -- ведение войн, которые являются жизненной необходимостью.

Идеи Л.Гумпловича и Ф.Ницше были впоследствии использованы фашистами для обоснования своей политики.

В конце XIX в. наметилось размежевание и среди политических мыслителей, отстаивающих идею социализма. В частности, одна часть из них придерживалась марксистского, революционного подхода к переходу от капитализма к социализму, другая -- отрицательно относилась к социалистической революции и предлагала эволюционный, реформистский путь к социалистическому строю. Ярым сторонником второго пути был один из "отцов" современной социал-демократии Эдуард Бернштейн (1850 -- 1932). По его мнению, в процессе развития буржуазной демократии классовая борьба все больше будет приобретать мирные формы, революционные способы борьбы уступят место парламентским, борьбе за реформирование капиталистического общества. Такая борьба будет способствовать врастанию социализма в капитализм. Основой социалистических отношений он считал кооперацию. Вместе с тем социализм им рассматривался не столько как практика, сколько как этический идеал.

В заключение следует отметить, что в XIX в. были заложены теоретические основы политических течений, которые определили развитие человечества в нынешнем столетии.

Средневековым периодом принято называть временной отрезок между Новой и Давней эпохой. Хронологически его умещают в рамки от конца V-VI до XVI (иногда включительно) веков. В свою очередь, Средневековье делится на три периода. Это, в частности: ранняя, высокая (середина) и поздняя эпоха (начало Возрождения). Далее рассмотрим, как развивались средневековые

Общая характеристика

По объему событий, имеющих то или иное значение для культурной жизни, XIV-XVI столетия считаются обособленными, самостоятельными периодами. Степень наследуемости характерных черт прежних этапов была различной. Средневековая Центральная и Восточная ее части, а также некоторые территории Океании, Азии и Индонезия сохранили элементы, свойственные Древнему периоду. Населенные пункты территории Балканского полуострова стремились к достаточно интенсивному Той же тенденции придерживались и другие Европы: на юге Испании, Франции. При этом им свойственно обращение к прошлому, сохранение рудиментов достижений предыдущих поколений в тех или других областях. Если говорить о юге и юго-востоке, то развитие здесь опиралось на традиции, сформированные еще в Римское время.

"Культурная колонизация"

Этот процесс распространился на некоторые средневековые Существовало достаточно много этносов, культура которых строго придерживалась рамок древности, но их стремились приобщить к господствующей на многих других территориях религии. Так, к примеру, было с саксами. Франки пытались силой приобщить их к своей - христианской - культуре. Это же коснулось и прочих племен, сохранивших политеистические верования. А вот римляне при захвате земель никогда не пытались заставить народ принять новую веру. Культурной колонизацией сопровождалась с XV столетия завоевательная политика голландцев, португальцев, испанцев, а позднее и прочих государств, осуществлявших захват территорий.

Кочевые племена

История средневековой Европы, на раннем этапе в частности, была наполнена пленениями, войнами, разрушениями населенных пунктов. В это время активно проходило движение кочевых племен. Средневековая Европа переживала Великое переселение народов. В ходе него происходило распределение этносов, которые оседали в определенных регионах, вытесняя или объединяясь с уже существовавшими там народностями. В результате формировались новые симбиозы, социальные противоречия. Так, к примеру, было в Испании, которая была захвачена арабами-мусульманами в VIII столетии нашей эры. В этом плане история Средневековой Европы мало чем отличалась от Древней.

Образование государств

Средневековая развивалась достаточно бурно. В ранний период сформировалось множество мелких и крупных государств. Самым большим было франкийское. Римская область Италии также стала независимым государством. Остальная Средневековая Европа разбилась на множество крупных и мелких княжеств, находившихся лишь в формальном подчинении королей более обширных образований. Это, в частности, относится к Британским островам, Скандинавии и прочим землям, не вошедшим в состав больших государств. В восточной части мира также проходили аналогичные процессы. Так, к примеру, на территории Китая в разное время существовало порядка 140 государств. Вместе с императорской существовала и феодальная власть - владельцы феодов имели, кроме прочего, администрацию, войско и в некоторых случаях даже собственные деньги. В результате этой раздробленности частыми были войны, отчетливо проявлялось своеволие, а государство было в целом ослабленным.

Культура

Средневековая развивалась весьма неоднородно. Это нашло свое отражение в культуре того периода. Существовало несколько направлений развития этой сферы. В частности, выделяют такие субкультуры, как городская, крестьянская, рыцарская. Развитием последней занимались феодалы. К городской (бюргерской) культуре следует относить ремесленников и купцов.

Виды деятельности

Средневековая Европа жила в основном за счет натурального хозяйства. В тех или других регионах, однако, отмечается неодинаковый темп развития и приобщения к тем или иным видам деятельности. Например, кочевые народы, оседавшие на землях, освоенных ранее другими народностями, стали заниматься земледелием. Однако качество их труда и последующие результаты деятельности были гораздо хуже, чем у коренного населения.

В ранний период Средневековая Европа переживала процесс дезурбанизации. В ходе него жители из разрушенных крупных населенных пунктов переезжали в сельскую местность. В результате горожане были вынуждены переходить к другим видам деятельности. Все необходимое для жизни производили крестьяне, кроме изделий из металла. Вспашка земли практически повсеместно осуществлялась либо самими людьми (они впрягались в плуг), либо с использованием крупного скота - быков или коров. С IX-X столетий стал применяться хомут. Благодаря этому стали впрягать лошадь. Но эти животные были в очень небольшом количестве. Вплоть до XVIII века крестьяне пользовались сохой и деревянной лопатой. Достаточно редко можно было встретить а ветряные стали появляться в XII столетии. Постоянным спутником того периода был голод.

Социально-политическое развитие

Земельная собственность начальных периодов распределялась между общинами крестьян, церковью и феодалами. Постепенно происходило закабаление людей. Земли свободных крестьян стали присоединяться под теми или другими предлогами к участкам церковных либо светских феодалов, проживающих с ними на одной территории. В итоге к XI столетию процветала экономическая и личная зависимость в разной степени практически повсеместно. Крестьянин за пользование участком должен был отдать 1/10 всего производимого, молоть на барской мельнице хлеб, работать в мастерских или на пашне, принимать участие в прочих работах. В случае военной опасности ему вменялась защита земли хозяина. Крепостное право Средневековой Европы отменялось в разных регионах в различные периоды. Первыми были освобождены зависимые крестьяне во Франции в XII столетии - в начале Крестовых походов. С XV века стали свободными крестьяне в Англии. Это происходило в связи с огораживанием земель. В Норвегии, например, крестьяне и не были зависимыми.

Торговля

Рыночные отношения были или обменными (товар на товар) или финансовыми (товар-деньги). Для разных городов был свой вес серебра в монетах, различная покупательская способность. Чеканить деньги могли крупные феодалы, те, кто брал патент на чеканку. В связи с отсутствием систематической торговли стали развиваться ярмарки. Они, как правило, приурочивались к тем или иным религиозным праздникам. Под стенами княжеского замка формировались крупные рынки. Купцы организовывались в цехи и вели внешнюю и внутреннюю торговлю. Приблизительно в то время образовался Ганзейский союз. Он стал крупнейшей организацией, объединившей купцов ряда государств. К 1300 году в его составе находилось более 70 городов между Голландией и Ливонией. Они были поделены на 4 участка.

Во главе каждой области стоял какой-либо крупный город. Они имел связи с более мелкими населенными пунктами. В городах были складские помещения, гостиницы (в них останавливались купцы), торговые агенты. Развитию в материально-культурном плане содействовали в определенной степени

Технический прогресс

В рассматриваемый период он имел исключительно количественный характер. Это можно отнести и к Китаю, который шагнул далеко вперед относительно Европы. Однако любое усовершенствование встречалось с двумя официальными препятствиями: цеховым уставом и церковью. Последняя налагала запреты в соответствии с идеологическими соображениями, первый - из-за боязни конкуренции. В городах ремесленники были объединены в цеха. Организация за их пределами была невозможна по нескольким причинам. Цеха распределяли материал, количество продукции, места для сбыта. Ими также определялось и строго контролировалось качество товара. Цеха следили за оборудованием, на котором осуществлялось производство. Устав регламентировал и свободное время, и трудовое, одежду, праздники и многое другое. Технологии хранились в строжайшем секрете. Если их записывали, то только шифром и передавали исключительно родственникам по наследству. Часто же технологии так и оставались загадкой для будущего поколения.


Политическое развитие Европы

К IX–Х вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй. Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обремененного массой повинностей крестьянства.

В XI - XIII вв. вся территория Западной Европы представляла череду величественных неприступных замков, владельцы которых с помощью средне- и мелкопоместных дворян (баронов и рыцарей) осуществляли организацию близлежащей местности и живущего на ней населения, состоявшего преимущественно из крестьян. Владельцы поместий осуществляли на своих территориях функции государственной власти: судебную (символом всевластия сеньора были тюрьмы и виселицы, «украшавшие» въезды в замки), фискальную (сбор податей), политическую (военные отряды).

Особое место в феодальном обществе Западной Европы занимала католическая церковь. Церкви принадлежало около трети земель, население которых находилось в феодальной зависимости. Сама церковь была организована по феодальному образцу по принципу строгой иерархии, на монархических началах возглавлялась римским папой. У католической церкви были свои суды, вооруженные силы; ряд норм, установленных церковью, имел юридическое значение (каноническое право). Духовенство было привилегированным сословием феодального общества, а церковь – важной частью феодальной структуры.

В период феодальной раздробленности католицизм был единственной силой, объединяющей западноевропейский мир. Будучи мощной экономически и политически, церковь играла господствующую роль в идеологии средневекового общества. Отсутствие резкой границы между рабовладельческим и феодальным обществами давало возможность использовать апологетику рабства для оправдания крепостничества.

Идеологическое господство религии и церкви обусловило то обстоятельство, что основные направления политико-правовой идеологии феодального общества Западной Европы выступали в религиозном облачении. Общей идейной основой всех политических и правовых доктрин средневековья были религиозные представления, тексты св. писания. Идеологи господствующих классов-сословий ссылками на Библию стремились обосновать сословное неравенство, привилегии феодалов, зависимое положение крестьян. Этой цели служили тексты о “покорности рабов своим господам”, “богоустановленности власти”, “непротивлении злу насилием”, содержащиеся в Новом завете. Крестьянство и горожане свой протест против феодального строя выражали в еретических движениях.

Императоры и короли стремились обосновать свою независимость от церкви в светских делах; одним из острых вопросов была инвеститура (право назначать епископов). Защищаясь от притязаний церкви, императоры и короли ссылались на тексты того же писания о богоустановленности всякой (т.е. и их) власти (“существующие же власти богом установлены”). Они по-своему толковали “теорию двух мечей” – меч светской власти не зависит от церкви, поскольку Христос говорил: “Царство мое не от мира сего”.

Защита легистами независимости светской власти вызывала раздражение католической церкви, запретившей духовенству изучение римского права, а также преподавание его в Парижском университете.

Борьба римских пап и императоров порой принимала довольно острые формы; католическая церковь взывала к подданным и вассалам неугодных ей правителей, освобождая их от присяги; короли и императоры в борьбе с церковными феодалами прибегали к вооруженной силе; однако всегда, когда движения народных масс принимали опасный характер, церковь и государство выступали совместно: короли и императоры помогали искоренять ереси, духовенство помогало подавлять крестьянские восстания.

Города, находившиеся под властью феодальных сеньоров, вели с ними ожесточённую борьбу, которая вначале нередко носила форму тайного заговора, а затем превращалась в открытую борьбу за коммуну и освобождение от сеньориальной власти. Развитие товарно-денежных отношений в Европе приводило к большим изменениям, как в помещичьем, так и в крестьянском хозяйстве.

И помещики, и крестьяне начали продавать на рынке часть своей зерновой, животноводческой и винодельческой продукции, а в связи с этим переходить к ведению более интенсивного хозяйства - осушать болота, расчищать леса, разрабатывать пустоши, разводить виноградники и т. д. Несмотря на продолжавшееся господство натурального хозяйства, в XII в. уже намечались новые формы экономического развития и совершался частичный переход к денежной ренте. Вместе с этим в ряде мест росла барщина и увеличивалась продуктовая рента.

Рост могущества многих крупных феодалов, превращавшихся в самостоятельных политических властителей - территориальных князей, использовавших развитие городов и товарного производства Германии в собственных интересах, ослабил власть императора в пределах Германского королевства. Правда, отдельные германские города (Вормс, Кёльн, Ульм и др.), стремясь избавиться от власти своих сеньоров - епископов и князей, поддерживали императоров как в конце XI в., так и позднее. Однако эта поддержка императорской власти была недостаточна. Остальные германские города всё более и более становились княжескими.

Средневековое общество было прежде всего обществом аграрным. Сельское хозяйство основано было на ручном труде. Крестьяне в средние века не обладали собственностью на землю, а лишь пользовались ею, выполняя в пользу ее собственника определенные повинности (денежная рента, натуральный оброк, барщина). Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем, обладая административной, полицейской и судебной властью в отношении населения сеньории. В XI-XII вв. земледелец, как правило, имел собственное хозяйство (домен), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян.

В середине IX в. все крестьяне превратились из собственников в держателей земельных участков. Из свободных крестьян-общинников они становились феодально-зависимыми в соответствии с установленными государством принципами: нет земли без сеньора и каждый свободный франк должен найти себе сеньора.

Социальное развитие Европы

В X-XII вв. в Западной Европе окончательно складываются два главных слоя средневекового общества: зависимые крестьяне и воины-землевладельцы. У каждой из этих групп был свой образ жизни, свои взгляды на мир, свое положение в обществе. Их интересы нередко пересекались, что становилось порой причиной серьезных столкновений.

В раннем средневековье военный вождь (король) начинает как бы подниматься все выше по своему положению над рядовыми свободными членами варварских племен. Вслед за королем в его свите «возвышаются» и лично преданные ему люди, мужественные дружинники, даже верные слуги.

У народов, принявших христианство, возникает многочисленное духовенство. Оно также занимает свое, особое место радом с крестьянами и воинами.

Так, к XI в. сложилась новая структура общества. Она очень отличалась от первобытных порядков у древних германцев, с одной стороны, а с другой - от общества Древнего Рима.

К X-XI вв. свободных крестьян осталось не так уж и много. В основном на земле трудятся зависимые люди. Понятно, что среди них много потомков римских рабов и колонов. Но ведь и германцы оказались в том же самом положении.

Как вошло в обычай в раннем средневековье, крестьяне, остававшиеся на земле, снабжали продовольствием и всем необходимым тех сородичей, что избрали своим делом войну. Так стали возникать подати и иные повинности крестьян в пользу «сильных» соплеменников.

В неспокойные времена крестьянину одному трудно защитить свое хозяйство, семью и жизнь. Для этого необходимо заручиться покровительством какого-нибудь могущественного соседа, например крупного сеньора или монастыря. Но в обмен на защиту крестьянину приходилось отказаться от собственности на землю и от свободы в пользу своего покровителя - признать себя зависимым.

Чем сильнее был сеньор, тем безопаснее чувствовал себя на его земле крестьянин. Чем больше земли с крестьянами было у сеньора, тем богаче и могущественнее он считался. Зависимыми становились и те, у кого не было собственной земли, а она была дана «из милости» каким-нибудь крупным землевладельцем, например дружинником, которому за службу король подарил большое поместье. Зависимыми становились за долги, из-за каких-нибудь провинностей, вступив в брак с кем-либо из зависимых, просто под нажимом могущественного соседа.

К XI в. владельцами лучших земель считались церковь и светские сеньоры. Крестьяне же за пользование землей и покровительство сеньоров должны были нести повинности, размер которых регулировал старый обычай.

Повинности в пользу сеньора могли состоять в работе на господском поле (от нескольких дней в году до нескольких дней в неделю), в продуктовом или денежном оброке, в обязанности молоть муку только на мельнице сеньора за назначенную им плату (а также давить виноград на его прессе и т. п.), выполнять «общественные работы» (например, чинить мосты или поставлять подводы в случае надобности), а также подчиняться судебным приговорам сеньора.

При этом уровень несвободы разных групп крестьянства очень различался. С одних крестьян их господин требовал только курицу на Рождество да десяток яиц на Пасху, зато другим приходилось работать на него чуть ли не половину всего времени. Крестьян, чья жизнь была особенно тяжела, называли во Франции сервами, а в Англии - виллaнами.

Но даже сервов и вилланов нельзя назвать крепостными. Крепостничество распространяется в Восточной Европе только на рубеже XV-XVI вв.

В XI в. сеньор не мог казнить серва, продать или обменять его без земли и отдельно от семьи. Более того, сеньор нес вполне определенные обязанности по отношению к крестьянину и действительно защищал его от разных бед, потому что понимал: он сам будет богаче, если его крестьяне не окажутся нищими. Сеньор не мог даже согнать серва с его земли, если серв выполнял все положенные повинности. Отношения крестьянина и сеньора регулировались не произволом сеньора, а древним устоявшимся обычаем. В некоторых странах при его нарушении крестьянин мог обратиться в суд, и не так уж были редки случаи, когда он дело выигрывал.

До поры до времени бремя зависимости было для крестьян вполне терпимым.

Во-первых, потому, что с крестьянина, который мало производит, много взять нельзя.

Во-вторых, тогда не умели сохранять надолго пищевые продукты, да и торговля продовольствием почти отсутствовала.

Значит, сеньор мог требовать лишь столько, сколько нужно для прокормления его самого, членов семьи, а также челяди. Лишь по мере оживления торговли поборы начинают понемногу расти там, где сопротивление крестьян не было достаточно сильным и упорным.



1. Разъясните, какие проблемы политической и экономической жизни были наиболее актуальными в странах Западной Европы в первые послевоенные годы. Как они решались?

Главной проблемой экономической жизни после войны была необходимость восстановить экономику. Одновременно с достижением к концу 1940-х годов довоенного уровня развития был сокращен уровень к сокращению безработицы, что привело к улучшению социальной обстановки.

Однако в политической сфере вторая половина 1940-х годов стала временем острой борьбы прежде всего по вопросам государственного устройства. Ситуации в отдельных странах существенным образом различались. Великобритания в полной мере сохранила довоенную политическую систему. Франция и ещё ряд стран должны были преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А в Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма и создании новых демократических государств.

Несмотря на различия, существовали и общие черты в политической жизни западноевропейских стран в первые послевоенные годы. Одна из них заключалась в приходе к власти левых сил – социал-демократических и социалистических партий. В ряде случаев в первых послевоенных правительствах участвовали и коммунисты.

Основными политическими мероприятиями первых послевоенных правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий.

Несмотря на массовую поддержку политики левых партий и ослабленные позиции партий консервативного толка, утверждение демократических основ послевоенного общества и экономические преобразования проходили в острой борьбе.

2. В чём состояли и чем объяснялись особенности западноевропейских конституций 1940-х годов?

Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 1940-х годов – в 1946 г. во Франции (конституция Четвёртой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, - были наиболее демократическими за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам, зафиксированным ещё в Декларации прав человека и гражданина, провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов» и др.

В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40 – 42-часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Эти меры предпринимались под влиянием требований и выступлений трудящихся. Так, в Великобритании в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, особенностью новых послевоенных конституций стал высокий уровень демократизма и защита прав человека.

3. Охарактеризуйте причины «экономического чуда» в ряде стран Западной Европы в 1950-е годы.

«Экономическое чудо» в 1950-е годы в ФРГ и Италии стало возможным благодаря целому ряду процессов:

1. перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимической, электронной, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов;

2. американской помощи по плану Маршалла;

3. большому спросу на различные промышленные товары, который возник у населения после войны;

4. значительному резерву дешёвой рабочей силы за счёт переселенцев, выходцев из села;

5. отсутствию в бюджете этих стран в первые послевоенные годы расходов на армию и вооружения.

4. Какие политические силы и благодаря чему пришли к власти в странах Западной Европы в 1950-е годы? Дополнительно: какую роль в этом играли политические лидеры? *Как вы думаете, почему левые партии не удержались у власти?

Определяющей чертой политического развития стран Западной Европы в 1950-е годы стал приход к власти консервативных партий. Они создавались после войны на базе распавшихся довоенных партий, а иногда – заново.

Эти партии объединяли крупных промышленников, банкиров, известных католических деятелей. Вместе с тем они стремились получить широкую поддержку в обществе, чему должно было способствовать выдвижение христианских ценностей в качестве главных идейных основ новых партий. Занимая в целом консервативные позиции, христианские демократы учли особенности политической ситуации. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями.

А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию.

Придя к власти в 1950-е годы, лидеры консервативных партий отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили о социальных гарантиях для людей труда, обществе всеобщего благосостояния. В ФРГ была принята теория «социального рыночного хозяйства», основанного на частной собственности и свободной конкуренции. Британские консерваторы, находившиеся у власти в 1951 – 1957 гг. (премьер-министры У. Черчилль, а затем А. Идеи), провели реприватизацию (возвращение в частные руки) некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.).

Основной причиной, почему коммунисты не смогли удержаться у власти, стало то, что ряд консервативных партий стран Западной Европы взяли часть идей левых партий, чем переманили к себе их избирателей.

5. Объясните, почему режим, установившийся во Франции в 1958 г., назвали «режимом личной власти».

Потому что конституция 1958 года предоставляла самые широкие права президенту, который избирался на семилетний срок. Он являлся главой государства и верховным главнокомандующим, назначал членов правительства и всех высших гражданских и военных должностных лиц. Президент не только подписывал все законы, но, по существу, решал их судьбу: мог вернуть на повторное рассмотрение в парламент или вынести на референдум. Он имел право распустить Национальное собрание (нижнюю палату парламента) и назначить новые выборы. Но парламент, со своей стороны, не мог сместить президента и практически не имел возможности добиться отставки правительства.

6. Как вы ответите на вопрос: кто и почему заинтересован в интеграции западноевропейских государств? *Представьте, что вы живёте в одной из европейских стран (выберите страну, род занятий и др.). Выскажите и аргументируйте ваше отношение к интеграции.

Заинтересованными в интеграции западно-европейских государств были, во-первых, сами страны Западной Европы. Так, западноевропейские государства стремились укрепить свои позиции в условиях появления в послевоенном мире нескольких экономических центров, таких как США, Япония, социалистическое содружество. Во-вторых, всё отчетливее ощущалась потребность устранить межгосударственные противоречия в самой Западной Европе, например между Францией и Германией.

Во-вторых, в интеграции были заинтересованы не только государства, но и европейские монополии. В послевоенные десятилетия банковский и промышленный капитал приобретал всё более наднациональный характер. Сложилась сеть транснациональных корпораций (ТНК), для которых государственные границы становились препятствием. Представители крупной буржуазии видели в объединённой Европе прежде всего «Европу трестов». Объединение поддерживали и социал-демократические деятели, считавшие, что оно позволит «упорядочить» экономическое развитие стран региона, эффективнее регулировать экономику.

Взгляд на интеграцию с точки зрения рабочего на заводе в развитой стране Западной Европы:

Обычный рабочий на заводе выступал против интеграции, поскольку на его место станет претендовать трудоспособное население экономически неразвитых стран, национальные правительства которых не умеют или не хотят обеспечить их рабочими местами и достойной оплатой труда. А рабочий той же Франции или Германии может лишиться рабочего места по причине более дешевого предложения.