Особая организация вооруженных сил, при которой строевая служба. Государство как форма организации общества в целом (особая система отношений между людьми и организациями)

Билет 1.

1. Государство: понятие (3 определения), признаки, сущность.

Понятия: Государство-это общество на самом высоком уровне развития (греки). Гегель: государство – это шествие бога на Земле. Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Государство-это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной территории, использующая право и социальный аппарат принуждения.

Признаки государства

    Территория и территориальная организация власти. Внутреннее территориальное деление.

    Население.

    Суверенитет.

    Налоговая система.

    Наличие особого публичного аппарата управления, обладающего специальным легальным аппаратом принужления – применение силы и контроля (полиция, суды, армия).

    Законодательная система.

    Наличие государственно символики, столицы, герба, государственного языка.

Понятия государства.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа.

Признаки государства.

    Наличие публичной власти

    Система налогов и займов

    Территориальное деление населения

    Монополия на правотворчество

    Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

    Находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающим на его территории

    Обладает определенными материальными средствами для проведения своей политики

    Выступает единственным официальным представителем всего общества

    Суверенитет

    Символы – герб, флаг, гимн

Сущность государства .

Главное в сущности государства – содержательная сторона, то есть, чьи интересы данная организация политической власти осуществляет.

В связи с этим можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

    Классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса.

    Общечеловеческий подход в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

    В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественно осуществлению интересов определенной религии.

    В рамках национального подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.

    В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

Понятие и признаки государства

Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт - государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались. Экономические отношения - базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.

Государство отличается от родоплеменной организации следующими признаками. Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически господствующему классу, является политической, классовой властью. Эта публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей - первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем - армию, полицию, тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически господствующего класса.

Во-вторых, разделением подданных не по кровнородственному, а по территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей, князей и т.д.) под защитой их стен селилось торгово-ремесленное население, росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать. Именно в городах прежде всего люди связаны были не кровнородственными, а соседскими отношениями. С течением


времени кровнородственные связи заменяются соседскими и в сельской местности.



Причины и основные закономерности образования государства были едиными для всех народов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные государства.

Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоения на антагонистические классы. Данную форму можно рассмотреть на примере Афинского государства. Впоследствии по этому пути шло формирование государства и у других народов, например у славян. Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства - демократическая республика - возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому, что нам достаточно хорошо известны все существенные подробности образования этого государства. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебсом; победа плебса взрывает старый родовой строй и на его развалинах воздвигает государство, в котором скоро совершенно растворяются и родовая аристократия, и плебс. У германских победителей Римской империи государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не дает никаких средств. Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данного общества факторами, например войной с соседними племенами или уже существующими государствами. В результате завоевания германскими племенами обширных территорий рабовладельческой Римской империи родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстро переродилась в феодальное государство.

1.5. Сущность государства

Для того чтобы более глубоко понять, что собой представляет государственно-организованное общество, необходимо рассмотреть сущность государства.

Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие. В чем состоит сущность государства? Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса.


Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которое является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств;

Социалистическое государство на этапе диктатуры пролетариата осуществляет ее уже в интересах гигантского большинства населения, тем самым оно является государством не в собственном смысле слова. Это уже полугосударство. Со сломом буржуазного государственного аппарата, рассчитанного на осуществление преимущественно функций подавления, на первое место выдвигаются созидательные цели и функции, происходит расширение социальной базы нового государства, сущностью которого является выражение воли и интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические положения в социалистических государствах Так и остались только в теории, на практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией; государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной верхушке.

Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли кaк в социалистических, так и в буржуазных западных государствах: Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом используя опыт развития государств социалистической ориентации. Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, тем самым подтвердив мысль о том, что любое государство призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Были введены, правда, в результате борьбы народных масс за свои гражданские и политические права, социальные гарантии для различных слоев населения, расширены материальные стимулы. Произошло соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского общества, что дало основание западным ученым считать современное общество уже «некапиталистическим в собственном смысле слова». И действительно, современное западное общество подчас больше ориентировано на социализм, чем страны, называвшие себя социалистическими.

Государственный механизм превратился из орудия преимущественно подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных


посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуют его во всей полноте. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущербной. Все дело в том, какое государство рассматривается и в каких исторических условиях.

Поэтому любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое - по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание - гражданским обществом.

Современная теория исходит из многомерности действительного бытия государства: его можно рассматривать с позиций национального, религиозного, географического и прочих подходов.

Кроме того, что государство есть публичная власть, отделенная от населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно может рассматриваться и как политическая организация-ассоциация, проникнутая самыми различными системами властеотношений и институтов. И.Кант писал, что государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. К.Маркс исходил из того, что государство следует рассматривать как определенную ассоциацию, в которой члены ее объединяются в единое целое публично-властными структурами и отношениями.

Таким образом, государство в собственном смысле слова (классовый подход) есть политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединяются в единое целое публично-властными отношениями и структурами, есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

1.6. Теории происхождения государства

Наиболее известной и распространенной теорией происхождения государства является классовая, разработанная основоположниками марксизма-ленинизма (подробно смотри вопрос 1.3). Однако вопрос о сущности государства, его возникновении и закономерностях развития привлекал внимание многих ученых и мыслителей задолго до Маркса. Ими были разработаны различные оригинальные теории возникновения государства, обогатившие мировую науку, внесшие определенный вклад в процесс познания человеком окружающего мира.


1. Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим).

У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.

Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость.

2. Согласнопатриархальной теории государство вырастает из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство - это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Сторонники этой теории (Платон, Аристотель) определенно высказываются в пользу города-полиса, говорят о разделении труда между горожанами, что представляет собой афинскую идеализацию египетского кастового строя. Быт в государстве основан на началах справедливости, общности, равенства, коллективизма. «Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в этом нет крайней необходимости, не должно быть жилища или кладовой, куда не имел бы доступа любой желающий». Платон ~ противник крайностей богатства и бедности. Он тонко подмечает политическое значение имущественного расслоения общества, что ведет к государству бедных и богатых. Его идеалом является аристократическое государственное устройство.

3. Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время - во времена буржуазных революций XVII - XVIII веков. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма - государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.

4. Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины XIX века был Л. Гумплович (1838 - 1909), профессор государственного права в Австрии, вице-президент Международного института социологии в Париже. Одним из сторонников этой теории был К.Каутский.


Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие, вот что приводит к образованию государства. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на себя, платить дань или подати. При любом случае такого завоевания возникают классы, но не вследствие раскола общины на различные подразделения, а в результате соединения двух общин, из которых одна делается господствующим, другая - угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создается победителями для управления побежденными, превращается в государство.

Таким образом, согласно этой концепции, государство - «естественно» (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов, обратив их в «живые орудия». Однако сторонники теории насилия не способны объяснить, почему только на определенной стадии завоевания появляются частная собственность, классы и государство. Общеизвестно, что насилие лишь влияет на процесс образования государства (древние германцы), но само оно как таковое без соответствующих экономических предпосылок не может быть причиной его возникновения.

5. Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер, считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе, полагал Г.Спенсер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

6. Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный русский ученый Л.И.Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению, подчинению «выдающимся личностям». З.Фрейд - основатель психо-аналитического направления в буржуазной социологии - выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека.


Э.Дюркгейм в противовес индивидуально-психологической теории развивал взгляд на человека как прежде всего на общественное, а не биопсихологическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.

1. Понятие государства, его признаки и сущность. Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть – это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений. Развитие государства сложный диалектико– логический процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых, в конечном счете, начинают преобладать прогрессивные.

Будучи главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда. Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно– территориального деления. Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

2. Теория происхождения государства. В науке сложилось несколько теорий происхождения государства. Теологическая теория – одна из самых древних, обоснование которой связывают, например, с Фомой Аквинским. Для нее характерна производность государства от воли Бога, поэтому в государстве все изначально целесообразно и человеку вмешиваться в установленный порядок вещей недопустимо.

Патриархальная теория обоснована великим древнегреческим философом Аристотелем. Государство, как считал ученый, – продукт общественного развития, обусловленный потребностями человека к общению. Государство является результатом разросшейся семьи (семья, большая семья, селение, полис (высшая форма объединения, которая позволяет удовлетворить все потребности человека). Договорная теория получила теоретическое обоснование в работах Т. Гоббса, Ж. –Ж. Руссо, А. Н. Радищева в период борьбы с абсолютизмом (XVII– XVIII вв.). Сторонники данной концепции признавали, что до возникновения государства и права общество находилось в естественном состоянии. По мнению Ж. –Ж. Руссо, это был «золотой век человечества» , так как люди были равны, и отсутствовала частная собственность. Томас Гоббс, напротив, считал, что это было состояние «войны всех против всех» .

Теория насилия обоснована Л. Гумпловичем и К. Каутским. Они считали, что государство появляется в результате насилия, применяемого для удержания в повиновении завоеванные территории и народы. Психологическая концепция возникновения государства зародилась в конце XVIII века при теоретической поддержке Н. М. Коркунова и Л. И. Петражицкого, которые утверждали, что психологическая потребность человека в авторитете и лидере обусловила развитие общества и государства. Усложнение отношений и связей между членами общества привело к признанию государства в качестве лучшей формы обеспечения их интересов.

Марксистско–ленинская концепция происхождения государства была обоснована К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. Лениным. Основные позиции данной теории, характерные для Древней Греции и Древнего Рима, изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» . Марксистско– ленинская теория исходит из того, что основная причина появления государства связана с развитием экономики, с возникновением потребности управлять делами общества, поэтому данную теорию называют также экономической.

3. Функции государства – это основные направления государственной деятельности, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе. Функции характеризуют то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях, что «предписано» , задано ему особенностями развития самого общества и от чего оно не должно и не может отказаться. Применительно к основным сферам жизнедеятельности общества можно выделить следующие функции современного государства.

1. Экономическая функция. В современном государстве эта функция охватывает: формирование экономической политики (разработка стратегических направлений экономического развития страны); создание правовых основ рынка (формирование системы рыночного законодательства; обеспечение равноправия форм собственности; развитие предпринимательства; государственно–правовую охрану собственности, прав и интересов потребителей; ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции); внешнеэкономическую деятельность государства (деятельность, связанная с интеграцией национальной экономики в мировую, государственное стимулирование иностранных инвестиций); оперативное управление государственным сектором экономики (государственными предприятиями, учреждениями, являющимися объектами собственности государства).

2. Финансовая функция, содержанием которой охватывается деятельность государства по налогообложению; финансированию и кредитованию; финансовому контролю (определение и учет доходов производителей, таможенный контроль и др.); формированию государственного бюджета и его исполнению. 3. Социальная функция. Сравнительно новый вид государственной деятельности. 4. Охранительная функция, в сферу которой входят: защита прав и свобод граждан; охрана правопорядка, борьба с преступностью и поддержание режима конституционной законности; оборона страны и обеспечение национальной безопасности; государственная поддержка мирового правопорядка.

5. Экологическая функция – жизненно важная деятельность любого государства. Экологическая деятельность государства имеет планетарное значение и не ограничивается собственной территорией. В системе права современных государств есть специальная отрасль – природоохранительное законодательство, призванное регулировать деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). 6. Функция государственной поддержки науки, культуры, образования. Протекционистская политика государства в этих сферах – наиболее специфическая форма государственной деятельности, связанная с поддержкой и развитием науки, культуры и образования.

4. Механизм государства. Понятие государства раскрывается через совокупность присущих ему органов. Орган государства есть автономная часть государства, предназначенная для выполнения функций и задач государства. Он учреждается в установленном законом порядке (путем выборов, назначения и т. д.); наделен государственно–властными полномочиями (вправе издавать общеобязательные акты, использовать принудительные меры для обеспечения их действия); осуществляет функции и задачи государства и действует от его имени и по поручению; реализует полномочия в специфических организационно–правовых формах.

Законодательные органы (законодательная власть) – это образуемые непосредственно народом представительные органы, которые осуществляют государственную власть в форме издания законов, а также путем парламентского контроля за исполнительной властью. В различных странах высшие представительные (законодательные) органы власти имеют различное название (в Германии – бундестаг, в США – конгресс, в Испании – кортесы, в Англии – парламент). Общепринятое собирательное название законодательных органов – парламент. Исполнительные органы власти формируются представительными (законодательными) или иным путем и осуществляют– государственную власть в форме, исполнительно–распорядительной деятельности. В Российской Федерации исполнительная власть возложена на Правительство, состоящее из председателя, его заместителей и федеральных министров. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства (транспорта, связи, путей сообщения, по атомной энергии, экономике, финансов, образования, культуры, обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных дел и др.), федеральные агентства, федеральные службы и др.

Судебные органы (органы правосудия) осуществляют государственную власть в форме разбирательства уголовных и гражданских дел, а также путем конституционного судопроизводства. Судебные органы образуют сложную систему, в которую входят органы конституционного контроля (Конституционный суд), суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным судом, и система арбитражных судов.

5. Формы государства. Под формой государства принято понимать способ организации и осуществления государственной власти. Составляющими формы государства являются: форма правления, форма государственного (территориального) устройства и государственный режим. Форма правления (или тип государственного правления) – это организация верховной власти государства, т. е. устройство высших органов государственной власти, их структура, порядок образования и взаимоотношения друг с другом и с населением, а также степень участия граждан в их формировании.

Принято различать две формы правления – монархическую (монархии) и республиканскую (республики). Монархия (в переводе с греческого – единовластие) есть такая форма правления, при которой верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит единоличному главе государства. Монархии бывают абсолютными и ограниченными. Абсолютная монархия характеризуется всевластием монарха и отсутствием каких–либо представительных учреждений; возникла в рабовладельческую эпоху и была упразднена в процессе буржуазных революций (XVII–XIX вв.). Абсолютная монархия в современных условиях – исключение. Такая форма правления сохранилась лишь в Саудовской Аравии и Омане.

Первоначальной формой ограниченной монархии выступала дуалистическая монархия. При сохранении юридической и фактической независимости монарха эта форма правления характеризуется тем, что наряду с монархом, сохраняющим юридическую и фактическую независимость, функционируют представительные учреждения власти с законодательными (законосовещательными) и контрольными функциями. Республиканская форма правления (республика) характеризуется выборностью главы государства. Первые республики – Афины V–IV вв. до н. э. , Спарта V–IV вв. до н. э. , Римская аристократическая республика V–IV вв. до н. э. В истории известны и феодальные города–республики: Флоренция, Венеция, Генуя; Новгород и Псков.

Для президентской республики характерно: наделение президента полномочиями главы государства и главы исполнительной власти; выборы президента на всеобщих выборах, вследствие чего не только законодательная, но и исполнительная власть получает мандат от народа; отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Правительство формируется президентом, он же назначает на высшие должности и смещает с должности в аппарате исполнительной власти. Типичной страной с президентской формой правления являются США.

Главная особенность парламентарной республики заключается в провозглашении принципа политической ответственности правительства перед парламентом. К парламентарным республикам можно отнести Италию, Финляндию, ФРГ, Венгрию, Чехию, Словакию, Эстонию – всего около 1/15 современных государств. Существуют и, так называемые смешанные (гибридные), или парламенто–президентские, республики, сочетающие черты парламентарной и президентской республик (Франция, Украина, Россия и др.).

6. Государственное (территориальное) устройство. Это элемент формы государства. Он отражает то, как территориально устроено государство, каковы взаимоотношения центральной и местной власти, каким способом организована (устроена) территория государства. Ключевым является понятие «территория государства» – пространство (суша, водное и воздушное пространство), на которое распространяется государственная власть. Принято выделять три разновидности форм государственного (территориального) устройства: унитарное государство; федеративное и конфедеративное (конфедерация).

Унитарным является государство, составные части которого не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Составные части унитарного государства (области, или губернии, графства) обладают статусом административных территориальных единиц (т. е. не обладают признаками государственного суверенитета). Для унитарного государства характерно единое гражданство (административно–территориальные единицы не устанавливают своего гражданства); одноканальная система налогов. Федеративное государство – это сложное государство, составные части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета).

Вне зависимости от этих особенностей все федеративные государства характеризуются: двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации); наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; двухпалатным парламентом, где одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации; отсутствием у субъектов федерации права выхода из ее состава; верховенством федерального права; непризнанием за субъектом федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми суверенными признаками); финансовой зависимостью субъектов федерации от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти, права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и др. денежных знаков). Таким образом, создается механизм подчинения центральной властью субъектов федерации; принцип двойного гражданства и др.

Своеобразную форму государственного устройства представляет конфедерация – союз суверенных государств, созданных для достижения определенных целей (политических, военных, экономических). Конфедерация, имея сходство с федерацией, вместе с тем существенно отличается от нее. Эти отличия состоят в следующем: конфедерация – это временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено; государства – члены конфедерации в полном объеме сохраняют за собой суверенитет, субъекты конфедерации обладают правом сецессии; нуллификации или отказа в признании, а равно применении актов союзной власти; устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов);

в конфедерации создаются национальные государственные органы. Однако образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных в договорных актах. Отсутствуют судебные органы, ограничен круг исполнительных структур власти. Парламент конфедерации формируется представительными органами государств–членов. Создаваемые на постоянной основе, государственные органы конфедерации лишены властных полномочий. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресуются не гражданам, а органам власти государств – членов конфедерации; механизм их обеспечения сходен с механизмом действия международно–правовых норм.

7. Государственный (политический) режим. Если форма правления и форма государственного (территориального) устройства раскрывают организацию верховной власти, ее структуру, то понятие «государственный режим» позволяет уяснить, как, с помощью каких средств государственная власть организует взаимодействие с населением, каковы государственно–правовая атмосфера, уровень демократии в обществе. Соответственно государственный (политический) режим представляет собой совокупность способов, средств, которые использует государство для достижения своих целей.

Исторически первой формой является деспотический режим, характеризующийся полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, жестоким подавлением любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия. Этот режим держится на силе деспота и страхе подвластных. Он присущ ранним стадиям развития государственности и встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии. Африки, Южной Америки. При определенных условиях деспотия может возникнуть и в современных государствах. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях демократического режима народ признается единственным и главным источником власти, которую он осуществляет как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти.

Авторитарный режим ограничивает демократию и устанавливает власть одного лица или группы лиц (диктатуру). Такой режим существенно ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует принцип разделения властей, ущемляет гражданские и политические права граждан, незаконно присваивает или захватывает власть. Тоталитарный режим возник в XX веке. Его характеризуют: господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия; ограничение политических свобод, запрещение политических партий и легализация деятельности партии власти, сращивание государственного и партийного аппарата; жесткая централизация государственного управления, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления; разжигание социальной и национальной розни; развязывание террора по отношению к собственному народу; тотальный контроль над всеми сферами жизни, ее огосударствление; подавление экономической свободы, сферы частных интересов, неоправданное вмешательство государства в экономику; милитаризация; утверждение тоталитарной «законности» и др.

8. Правовое государство: понятие и признаки. Правовое государство характеризуется конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод

В специальной литературе к числу принципов (признаков) правового государства относят: -верховенство закона; -соответствие закона праву; -разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; -взаимную ответственность личности и государства; -реальность и гарантированность прав и свобод. 1. В современном значении верховенство закона выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие отношения во всех ее сферах общественной жизни регулируются посредством законов. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально отвечать потребностям общественного развития, основываться на началах равенства и справедливости.

2. Соответствие закона праву. Закон есть лишь одна из форм выражения права, хотя и наиболее важная. В правовом государстве господствуют не всякие, а правовые законы, т. е. те, которые согласуются с принципами, природой права. Приоритет права над законом означает связанность законодателя неотчуждаемыми правами и свободами человека и теми ценностями, которые они выражают. Законодатель не может нарушать границы права, узаконить то, что по своей природе чуждо праву. Поэтому лишь тот закон выступает мерой свободы и справедливости, который отражает согласованные интересы в обществе. Значит, количество законов в указанном смысле еще не характеризует государство в качестве правового.

3. Согласно принципу разделения властей, чтобы предотвратить возникновение авторитарной, абсолютной власти, не связанной правом, эта власть должна быть разграничена на обособленные ветви. Разделение единой государственной власти на три относительно самостоятельные, независимые отрасли не допускает возможных злоупотреблений властью и возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом. Согласно концепции разделения властей каждая из них имеет свои функции и наделена соответствующей компетенцией. Между ними нет противоречий. Власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно они также не в состоянии.

4. Взаимная ответственность личности и государства – неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии законодательно закрепленных процедур привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и применения жестких санкций (ч. 3, ст. 41, ст. 52, 53 Конституции РФ).

5. Правовое государство не только признает и закрепляет широкий спектр прав и свобод, но и реально обеспечивает их осуществление. В нормах главы 2 Конституции РФ, направленных на обеспечение государственно–правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, отражены важнейшие принципы судопроизводства. В частности, в ст. 49 закреплена презумпция невиновности. Гарантиями прав и свобод личности являются закрепленные в ст. 50 положения о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

6. Конкретные шаги по формированию правового государства в современной России сводятся к обеспечению реального действия норм, закрепляющих принципы правового государства: -детализация (разгосударствление) социальной жизни (в тоталитарном государстве, каковым называют СССР, существовал всеобъемлющий контроль государства над обществом, сейчас же необходимо формировать гражданское общество); -обеспечение верховенства закона во всех сферах жизни общества; -демократизм и научность правотворчества, постоянное совершенствование законодательства, -создание эффективной системы надзора за законностью; -обеспечение правовой защиты всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было; -обеспечение неотвратимости юридической ответственности;

-четкое разграничение компетенции властей, недопустимость подмены одной власти другой, создание механизма сдержек и противовесов; -повышение авторитета представительных органов; -повышение эффективности деятельности исполнительных органов, контроль за их деятельностью; -обеспечение независимости суда; -повышение правовой культуры населения и должностных лиц государственных органов и т. д.

«Вооруженные силы России» - Нарукавный знак Сухопутных войск РФ. Армейская выправка, форма, осанка. Космические войска. Самостоятельные рода войск ВС РФ. Годные к службе по состоянию здоровья. Средняя эмблема Сухопутных войск РФ. Конституция РФ. Флаг кораблей и судов ВМФ Росси. Военно-воздушные силы. Ракетные войска стратегического назначения.

«Основы военной службы» - Статистика. Основная нагрузка по подготовке по военно-учётным специальностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО). Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Задачи подготовки по военно-учётным специальностям:

«Призыв на военную службу» - Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Проблемы современной российской армии. Неблагополучная. Образовательные учреждения. Материально мало обеспеченная. Государство. Проблемы школы. Общество. В РФ в 2005 году достигло призывного возраста 400 000 человек. 2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

«Психологическая служба» - Проблемы Службы практической психологии образования Москвы. Задачи Службы практической психологии образования. Базовые психологические услуги оказываются в образовательном учреждении, специализированные – в ППМС-центрах. Стандарты психологических услуг. Алгоритм взаимодействия педагога-психолога с педагогами в рамках пролипрофессиональной деятельности.

«История вооруженных сил России» - Петр I ввел новую систему комплектования армии. История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. В 80-х годах XVII века было реорганизовано по образу полков «нового строя». В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. Военные реформы 1860-70-х годов. Работа над определениями.

Хозяйственные организации - организации, создаваемые для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.

К хозяйственным организациям относятся: юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в т.ч. ООО, АО, ПК и т.д., неюридические лица всех форм, в т.ч. подразделения организаций, организации на базе ИТД и т.д.

Общие характеристики хозяйственной организации:

1. Наличие ресурсов. К ним относятся: кадры организации, капитал, материалы, технология, информация, которые составляют внутреннюю среду организации. Каждая организация преобразует имеющиеся ресурсы для достижения определенной цели.

2. Организации зависят от внешней среды и в отношении ресурсов, и в отношении своих клиентов.

3. Организации основаны на разделении труда. Разделение труда может быть горизонтальным и вертикальным. Горизонтальное разделение труда -- это разделение на параллельно функционирующие подразделения внутри организации. В крупных организациях горизонтальное разделение труда производится путем образования подразделений (отделов, служб), имеющих свои конкретные цели. Вертикальное разделение труда предполагает координацию работы составных частей организации: отделов, служб, различных подразделений, т.е. управление ими.

4. Необходимость управления. Хотя перед каждым подразделением ставятся конкретные цели, их деятельность должна быть скоординирована для реализации общей цели организации. Такой координацией занимаются руководители организации.

Хозяйственные организации могут быть классифицированы по следующим признакам:

по формам собственности:

· государственные;

· муниципальные;

· общественные;

· арендные;

· частные;

· групповые;

· смешанные;

по правовому положению:

· полное товарищество;

· товарищество на вере;

· общество с ограниченной ответственностью;

· общество с дополнительной ответственностью;

· акционерное общество;

· дочерние и зависимые общества;

по размерам: крупные, средние и малые;

Особые виды организаций

К особым (специфическим) формам организации производственной и коммерческой деятельности можно отнести административные организации свободные экономические зоны, оффшорные компании, совместные предприятия, общественные и религиозные предприятия и многочисленные другие формы, имеющие национальную специфику, обусловленную историческими, политическими, культурными, религиозными и иными особенностями страны. В принципе, отдельные разновидности этих форм организации экономической деятельности могут быть отнесены к отдельным стандартным формам (партнерствам или акционерным обществам). Однако в связи с тем, что действующее налоговое законодательство конкретной страны либо сочетание особенностей организации и налогообложения могут устанавливать для этих форм деятельности особые режимы налогообложения, для целей настоящей работы формы организации деятельности этого типа целесообразно выделить в отдельную категорию.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона -- это в той или иной степени обособленная географическая территория.

Для некоторых стран "свободные зоны" по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические зоны".

Оффшорные компании и зоны

Оффшорная компания -- это компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, имеющая право работать исключительно за рубежом. Создание таких компаний поощряется некрупными государствами, так как они приносят странам дополнительный доход.

Оффшорные зоны -- государства, которые освобождают от уплаты налогов юридические лица, не ведущие деятельность на их территории. Как правило, вместо множества налогов в казну государства уплачивается только ежегодный фиксированный сбор.

Классические оффшоры обычно не ведут деятельности в стране их юрисдикции. Они не платят налоги с прибыли и не сдают финансовую отчетность.

К оффшорам в чистом виде относятся:

· Британские Виргинские острова;

· Сейшельские острова;

· Панама;

· ряд других государств.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

· общественная организация;

· общественное движение;

· общественный фонд;

· общественное учреждение;

· орган общественной самодеятельности;

· политическая партия.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Признаками общественных и религиозных организаций (объединений) являются:

1. добровольное объединение граждан;

2. общность интересов и удовлетворение духовных или иных нематераильных потребностей участников.

Основные положения общественных и религиозных организаций (объединений) являются:

1. общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям;

2. участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам организаций, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов;

3. учредителями общественных объединений могут выступать физические лица и/или общественные организации.

Организации средств массовой информации также входят в число особых видов организации. Главной задачей СМИ является информирование населения в разных областях: политические новости, новости мирового масштаба, чрезвычайные происшествия и т.д.

Связи с общественностью, пиар -- технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации -- фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле -- управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе, для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов.

Обобщая все выше перечисленное можно сделать вывод о том, что социальная система безусловно является сложной открытой системой со множеством механизмов саморегулирования и подсистем, поскольку каждый человек в свою очередь так же является системой.