Павел спесивцев. Семья спасет мир, или «Вы нас потеряли, а теперь нашли. Рождают тело, но не характер

Хотелось бы рассказать о новой молитвенной практике в тюремном служении: неделе молитвы, прошедшей в декабре 2014 года во всех тюрьмах Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Это зарождающаяся добрая традиция, надеемся, в будущем должна распространиться по всей Святой Руси, проникнуть во все тюрьмы и колонии на территориях, окормляемых Московским Патриархатом, не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в Казахстане.

Впервые . Теперь она была проведена во второй раз. Подобная практика «недели молитвы» существует и у протестантов, но та неделя молитвы, которая была проведена в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России.

Старшим священником храма святителя Николая в СИЗО 5 Иоанном Чураковым были разработаны особые прошения и молитвы в соответствии с канонами Русской Православной Церкви.

Раньше молитва о заключенных совершалась по старому чину молений о плененных, но нельзя не согласиться с тем, что между человеком, попавшим в плен, и заключенным в тюрьму по решению суда, существует большая разница.

Службы недели молитвы были составлены таким образом, чтобы затронуть все основные проблемы и все категории лиц, связанных с печальной тюремной темой. Молились и о заключенных, и о справедливом нелицеприятном правосудии, и о жертвах преступлений, и о семьях заключенных, и о возвращении к нормальной свободной жизни.

В заключительный день совершалась молитва о сотрудниках уголовно-исполнительной системы.

1. В первый день молились о заключенных . В прошениях о плененных, в первую очередь, говорится о скором освобождении и избавлении от всевозможных неприятностей во время нахождения в плену.

В чине неделе молитвы вспоминается о том, что заключенные в первую очередь связаны своими грехами. Эти люди, попавшие в сети лукавых людей и лукавых духов, лишившиеся поддержки близких людей, единственную надежду могут возлагать на Бога, который один лишь в силах извести из темницы душу их (Пс.141 ст. 8).

И только за освобождением духовным, можно ожидать окончательного и бесповоротного освобождения физического, которое является ответом на молитвы человека и на смиренное принятие своей участи, какой бы она ни была.

В положенном для чтения Евангелия месте службы звучали слова Спасителя: «Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех, раб есть греха. Раб же не пребывает в дому во век: сын пребывает во век. Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете».

Промыслительно то, что эта служба совершалась перед образом Богородицы «Неупиваемая Чаша». Именно перед этой иконой люди молятся о внутренней свободе, которую получает каждый, кто с верою припадает к чудотворному образу: свободе от страстей, от рабства греха.

2. В понедельник, 15 декабря, в Сизо 4 «Медведь» молились об исполнении правосудия . В истинном правосудии имеют нужду все. Подследственные – они, конечно, хотели более мягкого для них решения суда, но на их судьбе часто отрицательно сказываются все человеческие слабости и пороки. Этим порокам и слабостям подвержены, не только они, но и те, кто остался на свободе, те, в руки которых вручена их судьба.

Осужденные тоже зависят от решения суда, ибо суд выносит постановление об условно-досрочном освобождении. Нуждаются в правосудии и жертвы преступлений, которые должны чувствовать себя под защитой закона. Судьи, которые вершат правосудие, должны также молиться Господу, для того чтобы он послал им Соломонову премудрость.

Звучала евангельская притча о немилосердном судье, который исполнил настойчивое прошение вдовицы, чтобы избавиться от докучавших ему просьб. (Лк.18:1–8). Христос рассказал ее нам для того, чтобы показать, как нужно молиться, ведь если судья неправедный исполнил настойчивое прошение вдовицы, то тем более его исполнит исполненный Правды Бог.

Сама Церковь и каждый ее член уподобляются евангельской вдовице, тем более что Христос здесь говорит именно об истинном Правосудии, о том чтобы на суд не влияли человеческие слабости и пороки: подкуп, клевета, лжесвидетельство, заблуждение, честолюбие и т.д. Именно прошения об этом звучат на сугубой ектенье.

Вспоминалось также и то обстоятельство, что никто из нас не в силах своими силами, своей праведностью оправдаться перед Богом. Звучали также слова апостола, (Иак 2: 1-13) о том, что кто нарушит одну лишь заповедь, повинен во всем. Помнить об этом особенно важно в наш развращенный век, когда один грех, тот же аборт, или прелюбодеяние, оправдывается людьми и даже не считается за грех, а за другие грехи люди несут наказание и всеобщее осуждение.

Говорится в чтении и о том, что люди должны относиться одинаково к богатым и бедным, к знатным и отверженным и уничиженным всеми. Апостол Иаков в этом послании указывает путь спасения – милосердие к другим людям, ибо человека, не сотворившего милости, Бог будет судить без милости.

3. В третий день в «Матросской тишине» была совершена молитва об умножении заботы о жертвах преступлений . Люди, по тем или иным обстоятельствам попавшие в тюрьму, по сути дела молились о своих недругах, от которых так зависит их судьба.

Не всегда жертва преступления проявляет качества истинного христианина. Зачастую этими людьми и их родственниками овладевает злоба и жажда мести, и они требуют для виновного большего наказания, чем он заслуживает по совести и закону.

Эти чувства часто бывают взаимными, – жертвы преступления требуют сурового наказания преступнику, а тот вынашивает планы ответной мести. Это приводит к тому, что зло вертится в замкнутом кругу ветхозаветного закона «Око за око, зуб за зуб». Но в стенах Церкви совершается иная молитва, по новозаветному закону любви и прощения.

В этот день в стенах тюрьмы заключенные молились об их жертвах, о том, чтобы те не унывали, чтобы Бог облегчил их печаль; а также и о том, чтобы они не предвосхищали суда Божьего и помнили и о своих грехах, о чем говорится в молитве Господней: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим», и в притче о должниках, где Христос говорит о том же (Мф. 18:21-35).

И это очень важно, так как Церковь молится не только лишь о телах и материальном благополучии потерпевших от преступных действий, но и об их душах, часто исполненных скорби и печали, а порой и переполненных злобой и обидой.

4. На окраине Москвы, недалеко от Николо-Перервинского монастыря стоит необычное здание, напоминающее древний замок в современном исполнении. Четыре круглые кирпичные башни по углам возвышаются над железобетонными стенами. Над одной из башен сияет позолотой православный крест.

Это место подобно замку, построенному сирийским язычником Диоскуром для своей дочери Варвары, прославленной в лике великомучениц, чтобы сохранить ее красоту и чтобы не допустить до ее слуха учения Христа. Оно тоже скрывает за своими стенами, увенчанными спиралью Бруно, скорбящие женские сердца.

В этом замке в одной из башен открыто и дерзновенно звучит колокольный звон, возносятся слова молитв, звучат песнопения русско-византийской традиции. В четвертый день, день памяти великомученицы Варвары, в женской тюрьме «Печатники» и в СИЗО 7 «Капотня» совершилась молитва о примирении семей заключенных . Она служилась по чину умножения любви в семьях, принятому в Церкви. Немаловажно то, что о семьях молились как женщины в женской тюрьме, так и заключенные мужчины в СИЗО 7.

Надо не забывать о том, что наилучший способ сохранить, восстановить и преумножить любовь к человеку, к своему ближнему – это молитва о нем, с таким же усердием, с такими же слезами, как о нашей собственной душе. Если мы будем молиться о наших семьях, то мы научимся любить. А без взаимной любви невозможна истинно христианская семейная жизнь.

5. В пятый день в Краснопресненской тюрьме совершалась молитва о возвращении в общество . Она совершалась по чину молебна перед началом доброго дела.

Всем нам, и особенно заключенным необходимо помнить о том, что мы порой не можем изменить свою жизнь, потому что надеемся на себя, на свои силы. Христос же нас призывает обратиться к Нему, довериться Ему.

Важно не только верить в Бога, необходимо верить Ему, Богу. Только с Его помощью люди излечиваются от своих страстей и обретают духовную свободу. А за ней уже следует исправление всей жизни человека.

6. И в заключительный – шестой – день в СИЗО 5 была совершена молитва о сотрудниках . 19 декабря, память святителя Николая, великого святого, почитаемого повсюду. В этот день в храме святителя Николая в СИЗО 5 был престольный праздник. Вместе с заключенными молились и сотрудники.

После Литургии был совершен молебен о сотрудниках. В молитвах вспоминались их небесные покровители: это Лонгин сотник, тот самый, что стоял у Креста Христова и вскоре уверовал в Него, а после пролил за Него свою кровь, а также тюремный страж, который сторожил апостола Петра, и уверовал в Христа, когда чудесным образом открылись двери тюрьмы и спали оковы с заключенных христиан.

Тогда апостол добровольно остался в тюрьме, чтобы не подвергать нареканию стража. И этот человек стал заботиться о заключенных христианах с великой любовью и тщанием. Так и в наше время вместе с заключенными молятся и сотрудники, сам начальник тюрьмы майор внутренней службы Добров Евгений Александрович идет впереди крестного хода, несет фонарь, и я вспоминаю, как в Бутырской тюрьме, в самом начале неделе молитвы такой же фонарь нес и заключенный.

Круг замыкается, вместо вражды и отчужденности в сердце поселяется любовь. Христос объединяет благоразумного разбойника с Лонгином сотником, раба со свободным, в Нем «нет ни эллина, ни иудея» (Кол. 3:11)

Нам важно не забывать этот немаловажный аспект: сотрудники тюрем и колоний – это не палачи! Они не только охраняют заключенных и обеспечивают надлежащую дисциплину, но и выводят заключенных на прогулку, предотвращают конфликты между заключенными, водят их в больницу, в баню. Недаром тех из них, кто более всех контактирует с заключенными, называют воспитателями. Не охранниками и не надзирателями, а именно воспитателями!

Церковь должна призывать и сотрудников, и заключенных к истинной христианской любви друг к другу, и самый лучший путь к этому – совместная молитва.

Необходимо также разрушать негативные стереотипы и штампы в обществе в отношении заключенных и сотрудников уголовно-исполнительной системы. Это задача не только тюремных, но и остальных приходских священников – сеять семена любви и милосердия в души прихожан.

PS: При обсуждении доклада владыка Иринарх благословил добавить седьмой день, посвятив его тюремному духовенству.

Ровесники. Это существительное нередко используется как художественно-публицистический прием. Как у людей одинакового возраста при равных стартовых возможностях по-разному может сложиться жизнь.

Роман Авдеев и Павел Спесивцев – ровесники. Родились в середине 60-х. Разница в возрасте полгода.

Роман Авдеев. Рядовая биография. Родился в подмосковном Одинцово. Там же учился в школе, поступил в институт, женился, ушел в армию (стройбат), вернулся. Молодая жена, ребенок. Надо содержать семью. Не до продолжения учебы в институте. В конце 80-х занялся традиционным бизнесом «купи-продай». В связи, с чем получение высшего образования растянулось на двенадцать лет. «Купи-продай» превратился в серьезный банковский бизнес. Сегодня Роман Авдеев – долларовый миллиардер. Место жительства не изменилось. Все то же подмосковное Одинцово.

В общем-то, в миллиардерском статусе нет ничего сверх необычного. Абрамович тоже не графских кровей. Да и к тому же Авдеев всего лишь 69-й в списке Форбса.

Павел Спесивцев. Такая же обычная биография. Родился в рабочем Люблино. Учился в школе. Потом он поступил в МАИ, который окончил в 1988, женитьба, служба в армии, рождение детей.

С 1990 по 2000 г. работал по специальности инженера-радиотехника. А уже в 2001 году был рукоположен в сан диакона. Так началось его служение в церкви.

Таких поворотов в жизни, какие случились в судьбах Авдеева и Спесивцева на сломе эпох, новейшая история дает предостаточно. Чисто внешне их жизненные пути разошлись диаметрально. Один – миллиардер, другой – иерей в одном из московских храмов. У каждого свой мир. Но случается (очень-очень редко), что и параллельные миры пересекаются. Счастливые параллельные миры.

Авдеев и Спесивцев – отцы больших семейств. Многодетные отцы. У Павла Спесивцева 14 детей, у Романа Авдеева 23. У отца Павла приемных детей шесть. У Романа Ивановича девятнадцать. Разница чисто количественная. Но вопрос не в количестве, а в принципе. Зачем им это надо? Зачем брать на себя такой колоссальный груз ответственности?

Что бы там не говорили, богатые люди в большинстве своем охотно занимаются благотворительностью. Роман Авдеев не исключение. Он помогал и помогает детским домам. В какой-то момент для него стало очевидным, что материальная помощь ничего кардинально не меняет в системе этих детских учреждений. По его словам, «детские дома – замкнутый порочный круг, ничего по существу не меняется». Конечно, можно было бы и дальше помогать финансово и ставить галочку напротив очередного доброго дела.

Но я спросил себя, что же я хочу. Если хочешь, делай, - так миллиардер обосновал для себя свое решение. И десять лет назад в семье появились первые приемные дети.

Павел Спесивцев еще более жестко высказался по поводу детских домов:

Мы считаем, что система детских домов не способна решить проблемы детей. Точно установленный факт, что дети, взятые из детского дома даже в младенчестве, несут на себе печать брошенности. Мы люди церковные и понимаем, что должны решать проблемы тех, кто брошен, - объясняют свой выбор Спесивцевы. К тому же состоянию здоровья супруги не могли иметь больше своих детей, а желание было.

Желающих усыновить или взять под опеку брошенных детей на самом деле немало, но отважившихся на этот шаг единицы. Причина? Потенциальные родители боятся дурной наследственности, девиантного поведения приемных детей. Что можно ждать от ребенка, родившегося от алкоголички или наркоманки?

Мы детей, ни по каким критериям не отбирали, - заявляет Роман Авдеев и продолжает. - Я в плохую наследственность не верю. Все можно решить воспитанием. Когда есть в семье любовь, все вопросы решаемы. Должна действовать система убеждения. Если ты говоришь одно, а делаешь другое, о системе убеждения следует забыть. Если нет личного примера, то такая система не работает. Все остальное болтовня. Тяжело бывает. Ошибки воспитательные случаются.

Отец Павел не так категоричен. Он предполагает, что дурные черты наследственности могут иметь место. Но, как и Авдеев верит в целительную силу воспитания и личного примера. Считает важнейшим фактором воспитания, чтобы семья вела церковную жизнь.

Мы же хоть что-то для них можем сделать. И они это однозначно чувствуют. Когда мы привезли вторую тройню, один из них Сережа так объяснил свое появление в семье: «Вы нас потеряли, а теперь нашли». Это очень утешительно для приемных родителей. Когда дети начнут самостоятельную жизнь, мы надеемся, что годы, прожитые вместе, не прошли даром. Если начнется генетическая ломка, у них будет выбор, как жить. Без опыта жизни с нами, у них такого выбора не было бы. Что выбрать голос крови или голос сердца?

Голос сердца. Как добиться, чтобы дети его услышали? Готовых рецептов нет. У каждой семьи свой путь, и как он будет пройден предсказать невозможно. Но в основе любого пути лежит общий знаменатель. Любовь. И тогда все другие обстоятельства (быт, образование, достаток), сопровождающие семью становятся второстепенными.

Сравнивать семейный быт Авдеевых и Спесивцевых в какой-то мере смешно. У миллиардера дети живут в закрытом поселке в нескольких домах, которыми занимается штат педагогов и воспитателей. Дети практически с младенческого возраста учатся говорить на двух языках (русский и английский).

Семья Спесивцевых в количестве двенадцати человек (двое старших сыновей женились и живут отдельно) проживают на окраине Москвы в стандартной «трешке». При такой людской скученности на одном квадратном метре для выбивания слезы можно было бы использовать глагол «ютиться». Но этот глагол абсолютно неуместен в отношении Спесивцевых. Трехкомнатная квартира оказалась огромным миром детства, в котором всем счастливо и комфортно.

Пока я был у них в гостях, посмотрел отрывки из спектаклей домашнего театра Спесивцевых, понаблюдал, как самые младшие съезжают с горки и катаются на велосипеде.

Супруги считают, что в материально-финансовом обеспечении у них все благополучно. Конечно, с таким благополучием жилищные условия не улучшишь, но Спесивцевы надеются в обозримом будущем получить государственную субсидию, чтобы прикупить некоторое количество квадратных метров.

И все-таки классики были правы. Бытие определяет сознание. Роману Авдееву, наверное, не составило бы труда приобрести для своих детей школу. Но двенадцать сыновей и дочерей учатся в почти самой обыкновенной подмосковной школе (гимназия ОГИ).

Я могу позволить обучать детей в частных школах. Но не хочу, чтобы мои дети погружались в то, что называется «почесыванием родителей». Исполнение любого каприза ваших детей за ваши деньги. Мне этого не надо, - объясняет свой выбор Роман Авдеев.

Дети Спесивцевых не ходят в детский сад, а более старшие получают образование на дому. Образование и воспитание на свои плечи взвалила супруга Вера. В школу ходят сдавать зачетные работы, подтверждающие выполнение государственных программ.

Мы не отгородились от мира стеной, как иногда думают про нас, - говорит отец Павел. - Возможно, наши дети не совсем такие как все. Но мы не видим, чтобы у них был маленький круг общения. Мы же не живем в изоляции. Наши дети с выступлениями приглашаются на все праздники в КЦСО (комплексный центр социального обслуживания). У нас есть свой домашний театр. Скорее можно говорить о том, что мы создали своего рода фильтр от внешнего влияния, но никак не стену.

Домашнее образование позволяет семье много путешествовать. Учатся там, где живут. Еще домашнее обучение очень рационально. Высвобождается время на другие вещи. Старшие дети помогают матери в воспитании младших, занимаются домашним хозяйством. Но на будущий год старшие девочки все-таки пойдут в школу.

Недолго задержатся в «почти обычной школе» дети Авдеева.

Я решил, что до 12 лет дети учатся здесь, а потом уезжают в интернат в Германию. А дальше будут выбирать. Вернуться или остаться. Как поступят, не знаю. У меня еще не было подобного эксперимента. Я бы хотел, чтобы они вернулись сюда. Очень бы хотел. У меня самого даже такой мысли нет – эмигрировать. Но это мой выбор. У детей – свой выбор. Это очень важно иметь выбор.

Трудно спрогнозировать, как сложатся в дальнейшем детские судьбы. Хочется верить, что все будет хорошо. Перефразируя известную цитату, можно смело утверждать, что Семья спасет мир. Семья, в которой царит любовь, в силу которой верит и миллиардер Авдеев, и священник Спесивцев, живя в своих не пересекающихся параллельных мирах. Хотя кто знает. Все может случиться. Здание банка Романа Авдеева находится примерно в полукилометре от храма, в котором служит отец Павел.

Недавно в газете «Московский Комсомолец» вышла интересная статья, посвященная многодетным семьям, в ней рассказывается о повседневной жизни таких разных, но во многом схожих семей. Так получилось, что героями этого материала стала моя семья и семья священника Павла Спесивцева. Мне очень понравилась статья и особенно подводка к ней: «Супермногодетные семьи подмосковного бизнесмена и московского священника живут по-разному, а ценности — одни». Предлагаю ее вашему вниманию.

А в квартире много нас — это раз!
Ровесники. Это существительное нередко используется как художественно-публицистический прием. Как у людей одинакового возраста при равных стартовых возможностях по-разному может сложиться жизнь.


Роман Авдеев с супругой и дочкой.

Роман Авдеев и Павел Спесивцев — ровесники. Родились в середине 60-х. Разница в возрасте полгода.

Роман Авдеев. Рядовая биография. Родился в подмосковном Одинцове. Там же учился в школе, поступил в институт, женился, ушел в армию (стройбат), вернулся. Молодая жена, ребенок. Надо содержать семью. Не до продолжения учебы в институте. В конце 80-х занялся традиционным бизнесом «купи-продай». В связи с чем получение высшего образования растянулось на двенадцать лет. «Купи-продай» превратился в серьезный бизнес. Сегодня Роман Авдеев —богатый, очень богатый человек. Но место жительства его не изменилось. Все то же подмосковное Одинцово.

Павел Спесивцев. Такая же обычная биография. Родился в рабочем Люблине. Учился в школе. Потом он поступил в МАИ, который окончил в 1988-м, женитьба, служба в армии, рождение детей.

С 1990 по 2000 гг. работал по специальности инженера-радиотехника. А уже в 2001 году был рукоположен в сан диакона. Так началось его служение в церкви.

Таких поворотов в жизни, какие случились в судьбах Авдеева и Спесивцева на сломе эпох, новейшая история дает предостаточно. Чисто внешне их жизненные пути разошлись диаметрально. Один — бизнесмен, другой — иерей в одном из московских храмов. У каждого свой мир. Но случается (очень-очень редко), что и параллельные миры пересекаются. Счастливые параллельные миры.

Авдеев и Спесивцев — отцы больших семейств. Многодетные отцы. У Павла Спесивцева 14 детей, у Романа Авдеева — 23. У отца Павла приемных детей шесть. У Романа Ивановича — 19. Разница чисто количественная. Но вопрос не в количестве, а в принципе. Зачем им это надо? Зачем брать на себя такой колоссальный груз ответственности?

Что бы там ни говорили, богатые люди в большинстве своем охотно занимаются благотворительностью. Роман Авдеев не исключение. Он помогал и помогает детским домам. В какой-то момент для него стало очевидным, что материальная помощь ничего кардинально не меняет в системе этих детских учреждений.

—Я спросил себя, что же я хочу. Если хочешь, делай, — так Авдеев обосновал для себя свое решение. И десять лет назад в семье появились первые приемные дети.

Павел Спесивцев еще более жестко высказался по поводу детских домов:

— Мы считаем, что система детских домов не способна решить проблемы детей. Точно установленный факт, что дети, взятые из детского дома даже в младенчестве, несут на себе печать брошенности. Мы люди церковные и понимаем, что должны решать проблемы тех, кто брошен, — объясняют свой выбор Спесивцевы. К тому же по состоянию здоровья супруги не могли иметь больше своих детей, а желание было.

Павел Спесивцев с супругой.
Желающих усыновить или взять под опеку брошенных детей на самом деле немало, но отважившихся на этот шаг единицы. Причина? Потенциальные родители боятся дурной наследственности, девиантного поведения приемных детей. Что можно ждать от ребенка, родившегося от алкоголички или наркоманки?

— Мы детей ни по каким критериям не отбирали, — заявляет Роман Авдеев и продолжает: — Я в плохую наследственность не верю. Все можно решить воспитанием. Когда есть в семье любовь, все вопросы решаемы. Должна действовать система убеждения. Если ты говоришь одно, а делаешь другое, о системе убеждения следует забыть. Если нет личного примера, то такая система не работает. Все остальное болтовня. Тяжело бывает. Ошибки воспитательные случаются.

Отец Павел не так категоричен. Он предполагает, что дурные черты наследственности могут иметь место. Но, как и Авдеев, верит в целительную силу воспитания и личного примера. Считает важнейшим фактором воспитания, чтобы семья вела церковную жизнь.— Мы же хоть что-то для них можем сделать. И они это однозначно чувствуют. Когда мы привезли вторую тройню, один из них Сережа так объяснил свое появление в семье: «Вы нас потеряли, а теперь нашли». Это очень утешительно для приемных родителей. Когда дети начнут самостоятельную жизнь, мы надеемся, что годы, прожитые вместе, не прошли даром. Если начнется генетическая ломка, у них будет выбор, как жить. Без опыта жизни с нами у них такого выбора не было бы. Что выбрать — голос крови или голос сердца?

Семья Павла Спесивцева.

Голос сердца. Как добиться, чтобы дети его услышали? Готовых рецептов нет. У каждой семьи свой путь, и как он будет пройден — предсказать невозможно. Но в основе любого пути лежит общий знаменатель. Любовь. И тогда все другие обстоятельства (быт, образование, достаток), сопровождающие семью, становятся второстепенными.

Сравнивать семейный быт Авдеевых и Спесивцевых в какой-то мере смешно. У Авдеева дети живут в закрытом поселке в нескольких домах, которыми занимается штат педагогов и воспитателей. Малышня практически с младенческого возраста учатся говорить на двух языках (русский и английский).

Семья Спесивцевых в количестве двенадцати человек (двое старших сыновей женились и живут отдельно) проживает на окраине столицы в стандартной «трешке». При такой людской скученности на одном квадратном метре для выбивания слезы можно было бы использовать глагол «ютиться». Но этот глагол абсолютно неуместен в отношении Спесивцевых. Трехкомнатная квартира оказалась огромным миром детства, в котором всем счастливо и комфортно.

Пока я был у них в гостях, посмотрел отрывки из спектаклей домашнего театра Спесивцевых, понаблюдал, как самые младшие съезжают с горки и катаются на велосипеде.

Супруги считают, что в материально-финансовом обеспечении у них все благополучно. Конечно, с таким благополучием жилищные условия не улучшишь, но Спесивцевы надеются в обозримом будущем получить государственную субсидию, чтобы прикупить некоторое количество квадратных метров.

И все-таки классики были правы. Бытие определяет сознание. Роману Авдееву, наверное, не составило бы труда приобрести для своих детей школу. Но двенадцать сыновей и дочерей учатся в почти самой обыкновенной подмосковной школе.

— Я могу позволить обучать детей в частных школах. Но не хочу, чтобы мои дети погружались в то, что называется «почесыванием родителей». Исполнение любого каприза ваших детей за ваши деньги. Мне этого не надо, — объясняет свой выбор Роман Авдеев.

Семья Романа Авдеева.

Дети Спесивцевых не ходят в детский сад, а старшие получают образование на дому. Образование и воспитание на свои плечи взвалила супруга Вера. В школу ходят сдавать зачетные работы, подтверждающие выполнение государственных программ.

— Мы не отгородились от мира стеной, как иногда думают про нас, — говорит отец Павел. — Возможно, наши дети не совсем такие, как все. Но мы не видим, чтобы у них был маленький круг общения. Мы же не живем в изоляции. Наши дети с выступлениями приглашаются на все праздники в КЦСО (комплексный центр социального обслуживания). У нас есть свой домашний театр. Скорее можно говорить о том, что мы создали своего рода фильтр от внешнего влияния, но никак не стену.

Домашнее образование позволяет семье много путешествовать. Учатся там, где живут. Еще домашнее обучение очень рационально. Высвобождается время на другие вещи. Старшие дети помогают матери в воспитании младших, занимаются домашним хозяйством. Но на будущий год старшие девочки все-таки пойдут в школу.

Недолго задержатся в «почти обычной школе» дети Авдеева.

— Я решил, что до 12 лет дети учатся здесь, а потом уезжают в интернат в Германию. А дальше будут выбирать. Вернуться или остаться. Как поступят, не знаю. У меня еще не было подобного эксперимента. Я бы хотел, чтобы они вернулись сюда. Очень бы хотел. У меня самого даже такой мысли нет — эмигрировать. Но это мой выбор. У детей — свой выбор. Это очень важно — иметь выбор.

Трудно спрогнозировать, как сложатся в дальнейшем детские судьбы. Хочется верить, что все будет хорошо. Перефразируя известную цитату, можно смело утверждать, что Семья спасет мир.

Семья, в которой царит любовь, в силу которой верит и миллионер Авдеев, и священник Спесивцев, живя в своих непересекающихся параллельных мирах. Хотя кто знает. Все может случиться.

Здание офиса Романа Авдеева находится примерно в полукилометре от храма, в котором служит отец Павел.

Супермногодетные семьи подмосковного бизнесмена и московского священника живут по-разному, а ценности - одни

Ровесники. Это существительное нередко используется как художественно-публицистический прием. Как у людей одинакового возраста при равных стартовых возможностях по-разному может сложиться жизнь.

Роман Авдеев с супругой и дочкой.

Роман Авдеев и Павел Спесивцев — ровесники. Родились в середине 60-х. Разница в возрасте полгода.

Роман Авдеев. Рядовая биография. Родился в подмосковном Одинцове. Там же учился в школе, поступил в институт, женился, ушел в армию (стройбат), вернулся. Молодая жена, ребенок. Надо содержать семью. Не до продолжения учебы в институте. В конце 80-х занялся традиционным бизнесом «купи-продай». В связи с чем получение высшего образования растянулось на двенадцать лет. «Купи-продай» превратился в серьезный бизнес. Сегодня Роман Авдеев —богатый, очень богатый человек. Но место жительства его не изменилось. Все то же подмосковное Одинцово.

Павел Спесивцев. Такая же обычная биография. Родился в рабочем Люблине. Учился в школе. Потом он поступил в МАИ, который окончил в 1988-м, женитьба, служба в армии, рождение детей.

С 1990 по 2000 гг. работал по специальности инженера-радиотехника. А уже в 2001 году был рукоположен в сан диакона. Так началось его служение в церкви.

Таких поворотов в жизни, какие случились в судьбах Авдеева и Спесивцева на сломе эпох, новейшая история дает предостаточно. Чисто внешне их жизненные пути разошлись диаметрально. Один — бизнесмен, другой — иерей в одном из московских храмов. У каждого свой мир. Но случается (очень-очень редко), что и параллельные миры пересекаются. Счастливые параллельные миры.

Авдеев и Спесивцев — отцы больших семейств. Многодетные отцы. У Павла Спесивцева 14 детей, у Романа Авдеева — 23. У отца Павла приемных детей шесть. У Романа Ивановича — 19. Разница чисто количественная. Но вопрос не в количестве, а в принципе. Зачем им это надо? Зачем брать на себя такой колоссальный груз ответственности?

Что бы там ни говорили, богатые люди в большинстве своем охотно занимаются благотворительностью. Роман Авдеев не исключение. Он помогал и помогает детским домам. В какой-то момент для него стало очевидным, что материальная помощь ничего кардинально не меняет в системе этих детских учреждений.

—Я спросил себя, что же я хочу. Если хочешь, делай, — так Авдеев обосновал для себя свое решение. И десять лет назад в семье появились первые приемные дети.

Павел Спесивцев еще более жестко высказался по поводу детских домов:

— Мы считаем, что система детских домов не способна решить проблемы детей. Точно установленный факт, что дети, взятые из детского дома даже в младенчестве, несут на себе печать брошенности. Мы люди церковные и понимаем, что должны решать проблемы тех, кто брошен, — объясняют свой выбор Спесивцевы. К тому же по состоянию здоровья супруги не могли иметь больше своих детей, а желание было.


Павел Спесивцев с супругой.

Желающих усыновить или взять под опеку брошенных детей на самом деле немало, но отважившихся на этот шаг единицы. Причина? Потенциальные родители боятся дурной наследственности, девиантного поведения приемных детей. Что можно ждать от ребенка, родившегося от алкоголички или наркоманки?

— Мы детей ни по каким критериям не отбирали, — заявляет Роман Авдеев и продолжает: — Я в плохую наследственность не верю. Все можно решить воспитанием. Когда есть в семье любовь, все вопросы решаемы. Должна действовать система убеждения. Если ты говоришь одно, а делаешь другое, о системе убеждения следует забыть. Если нет личного примера, то такая система не работает. Все остальное болтовня. Тяжело бывает. Ошибки воспитательные случаются.

Отец Павел не так категоричен. Он предполагает, что дурные черты наследственности могут иметь место. Но, как и Авдеев, верит в целительную силу воспитания и личного примера. Считает важнейшим фактором воспитания, чтобы семья вела церковную жизнь.— Мы же хоть что-то для них можем сделать. И они это однозначно чувствуют. Когда мы привезли вторую тройню, один из них Сережа так объяснил свое появление в семье: «Вы нас потеряли, а теперь нашли». Это очень утешительно для приемных родителей. Когда дети начнут самостоятельную жизнь, мы надеемся, что годы, прожитые вместе, не прошли даром. Если начнется генетическая ломка, у них будет выбор, как жить. Без опыта жизни с нами у них такого выбора не было бы. Что выбрать — голос крови или голос сердца?


Семья Павла Спесивцева.

Голос сердца. Как добиться, чтобы дети его услышали? Готовых рецептов нет. У каждой семьи свой путь, и как он будет пройден — предсказать невозможно. Но в основе любого пути лежит общий знаменатель. Любовь. И тогда все другие обстоятельства (быт, образование, достаток), сопровождающие семью, становятся второстепенными.

Сравнивать семейный быт Авдеевых и Спесивцевых в какой-то мере смешно. У Авдеева дети живут в закрытом поселке в нескольких домах, которыми занимается штат педагогов и воспитателей. Малышня практически с младенческого возраста учатся говорить на двух языках (русский и английский).

Семья Спесивцевых в количестве двенадцати человек (двое старших сыновей женились и живут отдельно) проживает на окраине столицы в стандартной «трешке». При такой людской скученности на одном квадратном метре для выбивания слезы можно было бы использовать глагол «ютиться». Но этот глагол абсолютно неуместен в отношении Спесивцевых. Трехкомнатная квартира оказалась огромным миром детства, в котором всем счастливо и комфортно.

Пока я был у них в гостях, посмотрел отрывки из спектаклей домашнего театра Спесивцевых, понаблюдал, как самые младшие съезжают с горки и катаются на велосипеде.

Супруги считают, что в материально-финансовом обеспечении у них все благополучно. Конечно, с таким благополучием жилищные условия не улучшишь, но Спесивцевы надеются в обозримом будущем получить государственную субсидию, чтобы прикупить некоторое количество квадратных метров.

И все-таки классики были правы. Бытие определяет сознание. Роману Авдееву, наверное, не составило бы труда приобрести для своих детей школу. Но двенадцать сыновей и дочерей учатся в почти самой обыкновенной подмосковной школе.

— Я могу позволить обучать детей в частных школах. Но не хочу, чтобы мои дети погружались в то, что называется «почесыванием родителей». Исполнение любого каприза ваших детей за ваши деньги. Мне этого не надо, — объясняет свой выбор Роман Авдеев.


Семья Романа Авдеева.

Дети Спесивцевых не ходят в детский сад, а старшие получают образование на дому. Образование и воспитание на свои плечи взвалила супруга Вера. В школу ходят сдавать зачетные работы, подтверждающие выполнение государственных программ.

— Мы не отгородились от мира стеной, как иногда думают про нас, — говорит отец Павел. — Возможно, наши дети не совсем такие, как все. Но мы не видим, чтобы у них был маленький круг общения. Мы же не живем в изоляции. Наши дети с выступлениями приглашаются на все праздники в КЦСО (комплексный центр социального обслуживания). У нас есть свой домашний театр. Скорее можно говорить о том, что мы создали своего рода фильтр от внешнего влияния, но никак не стену.

Домашнее образование позволяет семье много путешествовать. Учатся там, где живут. Еще домашнее обучение очень рационально. Высвобождается время на другие вещи. Старшие дети помогают матери в воспитании младших, занимаются домашним хозяйством. Но на будущий год старшие девочки все-таки пойдут в школу.

Недолго задержатся в «почти обычной школе» дети Авдеева.

— Я решил, что до 12 лет дети учатся здесь, а потом уезжают в интернат в Германию. А дальше будут выбирать. Вернуться или остаться. Как поступят, не знаю. У меня еще не было подобного эксперимента. Я бы хотел, чтобы они вернулись сюда. Очень бы хотел. У меня самого даже такой мысли нет — эмигрировать. Но это мой выбор. У детей — свой выбор. Это очень важно — иметь выбор.

Трудно спрогнозировать, как сложатся в дальнейшем детские судьбы. Хочется верить, что все будет хорошо. Перефразируя известную цитату, можно смело утверждать, что Семья спасет мир.

Семья, в которой царит любовь, в силу которой верит и миллионер Авдеев, и священник Спесивцев, живя в своих непересекающихся параллельных мирах. Хотя кто знает. Все может случиться.

Здание офиса Романа Авдеева находится примерно в полукилометре от храма, в котором служит отец Павел.

В Москве в ближайшее время стартует пилотный проект по предоставлению бесплатного жилья приемным семьям, усыновившим не менее пятерых детей, трое из которых являются инвалидами или ребятами старшего возраста.
В семье Спесивцевых, проживающих в Новокосино, воспитывают 14 детей, из которых шестеро - приемные. В гостях у многодетных, чадолюбивых супругов побывали временно исполняющий обязанности Мэра столицы С. С. Собянин и исполняющий обязанности Министра Правительства города Москвы, руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы В.А. Петросян.

Главное сокровище на свете - дети

Здесь воцарился просторный мир детства, где каждый чувствует себя уютно и счастливо. У многочисленной семьи Спесивцевых - трехкомнатная квартира в Новокосино.Трое старших детей уже живут отдельно, у двоих - свои семьи. Но в их теперешней квартире площадью 80 кв. м сосредоточена большая часть семейства, и на каждого приходится чуть больше 7 кв. м. Конечно же, тесновато. И вот- - не иначе, как промыслом Божиим, случилось маленькое чудо: пилотный проект Правительства Москвы открыл радостные перспективы.

Приметы доброты, радушной, теплой заботы, трогательной нежности заметны уже при входе в их дом. В коридоре, в огромном аквариуме живут пять большущих черепах.

Следующим притягивает к себе внимание наивный декоративный кролик. Живой уголок представляют еще тритон и кошка.

Со стены на вошедших смотрят три большие марионетки в жизнерадостных одеждах, готовые поведать о спектаклях домашнего кукольного театра. В одной из комнат развернул-ся вернисаж рисунков самого младшего Спесивцева. Удивительно, но в доме, где столько детей, - сосредоточенная тишина. Потому что каждый занят своим делом.

Давно замечено, что домашняя обстановка становится продолжением внутреннего «я» своих хозяев, отражая их душевный склад, образ мышления, интересы и привычки. Благотатную энергетику дома Спесивцевых чувствует на себе каждый, кто переступает порог.

Чарующее, многоликое детство, доверчивое, солнечное, трепетное, звенит нежными колокольчиковыми голосами, смотрит распахнутыми, любо-знательными глазами, и отсюда не хочется уходить. Толково подобранная мебель-трансформер не перегружает пространства, потому здесь хватает места и для живого уголка, и для шведской стенки с качелями.

Младшие Спесивцевы потянули за собой Сергея Семёновича Собянина - показывать кролика. Каждому малышу дорогой гость по-взрослому пожал руку, внимательно разглядел вислоухого любимца-питомца детворы, а потом с интересом посмотрел цветное слайд-шоу о путешествиях большой дружной семьи.

В путешествия они отправляются «караваном». За рулем семейной легковушки - старший сын Николай и взрослые дети, в восьмиместной «газели», подаренной Правительством Москвы, - родители и младшие чада. Выезжали Спесивцевы в Санкт-Петербург, Псков, Ярославль, Кострому, Владимир, Суздаль, Нижний Новгород, отдыхали в Ростове-на-Дону, Анапе, Сочи, Новороссийске и Тамани.

На постах ГАИ «семейный поезд» всегда встречают улыбками и приветс-твиями.

Когда мы вместе, то и душа на месте

Когда гости супермногодетной семьи услышали от супругов Спесивцевых, что им очень хотелось бы взять к себе еще двоих деток, то и Сергей Семёнович, и Владимир Аршакович не могли скрыть своего изумления.

Тогда у нас будет 8 своих и 8 приемных детей, 8 мальчиков и 8 девочек, - пояснила многодетная мама Виктория.

По-разному можно относиться к нумерологии, но цифра «восемь» в психоматрице человека отвечает за чувство долга к близким, чувство терпимости и доброты.

О большой семье Виктория Спесивцева мечтала с детства, потому что росла единственным ребенком у родителей. И так ей хотелось братика или сестренку, что однажды она даже предложила маме: «А давай утащим к себе какого-нибудь хорошенького малыша с детской площадки?»

Мечта сбылась, когда Виктория вышла замуж за Павла Спесивцева. Дети пошли один за другим: сначала родились двое мальчишек с разницей в два года, потом четыре девочки и снова мальчик.

Став многодетным отцом, Павел Спесивцев, воцерковленный в 1995 го-ду в храме Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове, начал уделять особое внимание образованию и духовному воспитанию своих чад.

Однажды во время Патриаршего богослужения на Рождество 2001 -года в Елоховском Богоявленском соборе протопресвитер Матфей Стаднюк после пятого помазанного ребенка предложил Павлу Спесивцеву самому нанести елей на чело, а в ответ на удивленный отказ произнес, повернувшись ко Святому Алтарю: «Сподоби, Господи, раба Твоего!»

Летом 2001 года в Свято-Алексиевской Пустыни, что под Переславлем-Залесским, где ныне подворье митрополита Ярославского и Ростовского, Павел Спесивцев был рукоположен в священный сан диакона, а 7 октября 2001 года состоялась его иерейская хиротония. При Пустыни был лицей, в котором отец Павел преподавал физику и информатику, благо имел он диплом инженера МАИ.

Тот период жизни супруги вспоминают с благоговением. Вместе с семьей Спесивцевых в одном доме жили еще четверо школьников 5-9 классов из других семей, которых родители отправили учиться в православной школе. Отец Павел и его матушка Виктория стали их воспитывать, как своих собственных, и поняли, что хотели бы еще иметь детей.

Нашему младшему Илье было тогда два годика, - вспоминает матушка Виктория. - Сама я больше рожать не могла. И получалось, что маленькому Илюше предстояло общаться только с большими братьями-сестрами.

А интереснее ему была бы своя возрастная компания! Вот тогда мы и подумали: а не взять ли нам на воспитание сирот?

За сиротою - сам Бог с калитою

Всё удалось, когда отца Павла перевели в Москву. С 2010 года он стал служить в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках и преподавать Закон Божий в Лицее духовной культуры. Тогда в их семье появились полуторагодовалые тройняшки: Егор, Лиза и Даша. Жизнь этой тройни с младенчества начиналась не слишком счастливо. Отец их неизвестен. Мать отказалась забирать своих малышей из больницы, куда они попали, в очередной раз заболев. Чуть позже сама она попала в тюрьму.

А матушка Виктория именно в то время исследовала сайты в Интернете в поиске детей-сирот. -И нашла Егора, Лизу и Дашу!

В оформлении не было никаких препятствий. Нам всегда встречались понимающие и неравнодушные люди, - с благодарностью вспоминает матушка Виктория. - Особенно благодарны мы органам опеки Новокосино и Дому малютки, откуда наша тройня. Каждый вечер, читая интернет-форумы, я узнавала от опытных родителей и волонтеров много нового и важного о трудностях воспитания приемных детей, о проблемах детского здоровья. Эти советы оказались как нельзя кстати. Ведь сначала шло далеко не всё гладко.

В первые дни тройняшки устраивали истерики при малейшем отказе им в чем-либо, в три голоса вопили и бились головой обо что попало.

Но я была невозмутима, показывая, что меня этим не проймешь. И уже к концу первой недели в нашем доме они присмирели, прекратили свое «вынь да положь», перестали выражать неудовольствие, когда я, соблюдая режим дня, укладывала их спать.

Но прежде, чем взять в семью Егора, Лизу и Дашу, отец Павел и матушка Виктория побеседовали со старшими детьми.

Сначала я был в легком шоке, - вспомнил старший сын Спесивцевых 24-летний Николай. - Решение родителей у меня протеста не вызывало, но изумлению моему не было предела! Такое безграничное чадолюбие - сегодня большая редкость.

О своих собственных детях и о том, сколько их будет, Николай Спесивцев пока не задумывается. «Как Бог даст», - говорит он. Но, как самый старший из детей, чувствует ответственность за всех остальных.

А приемные тройняшки вместе с родным сыном Спесивцевых Ильей стали «четверняшками».

Рождают тело, но не характер

Желающих усыновить или взять под опеку брошенных детей немало, но отважиться на такой шаг могут единицы. Потенциальные приемные родители или опекуны боятся дурной наследственности, девиантного поведения ребенка, родившегося у родителей с наркотической и алкогольной зависимостью.

Отец Павел верит в целительную силу воспитания и личного примера.

Когда мы привезли к себе вторую тройню, то один из деток, Сережа, сказал: «Вы нас потеряли, а теперь мы нашлись!» Какая радость услышать такое приемным родителям! Мы верим, что годы жизни с нами не пройдут даром. Если вдруг приемных детей коснется генетическая ломка, у них будет выбор, как жить дальше. А без опыта жизни в нашей семье у них такого опыта не было бы…

Дети Спесивцевых детский сад не посещают, старшие получали образование на дому, а в школу до недавних пор ходили только сдавать зачетные работы.

Кто-то считает, что мы отгородились от мира непроницаемой стеной, - поделился размышлениями отец Павел. - Но это не так. Наши дети действительно не такие, как большинство, но у них достаточно широкий круг общения. Мы не живем в изоляции. У нас даже есть свой домашний театр.

Детей приглашают выступать на все праздники в Территориальный центр социального обслуживания. Да, мы создали некий фильтр от внешнего негативного влияния сегодняшней среды, но это не непроницаемая стена.

Все мы очень мало делаем, чтобы исполнить Божью заповедь --- - «кто одно дитя примет во Имя Мое, тот Меня принимает», потому что это очень трудно, - считает отец Павел. - Но в своей семье мы можем попытаться это сделать.

Тем более что когда рядом много любимых и любящих тебя детей, особенно малышей, постоянно чувствуешь себя молодым. Отцу Павлу исполнилось 47 лет, матушка Виктория на четыре года моложе.

Мир спасет семья

Отрадно, что такое ответственное и непростое дело, как домашнее воспитание детей, постепенно начинает цениться государством.

Разработанный пилотный проект предусматривает предоставление специальной жилой площади для приемных семей, которые возьмут на воспитание пятерых и более детей, - рассказал временно исполняющий обязанности главы Департамента социальной защиты В.А. Петросян. - Жилье будет предоставляться из расчета 10 кв. м на одного члена семьи.

Все корректировки в соответствующее постановление столичного Правительства будут внесены до конца июля, а с августа начнется распределение квартир.

Но есть особое условие в пилотном проекте: из пятерых усыновленных детей трое должны быть старшего возраста, от 12 лет, либо детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Крайне редко их забирают в семьи. Хотелось бы обратить внимание и на то, что, по условиям проекта, взять на воспитание московских детей-сирот старшего возраста или с ограниченными возможностями здоровья могут и семьи из других регионов, - особо подчеркнул В.А. Петросян. - Это позволит им полноправно участвовать в проекте получения бесплатного жилья многодетными.

Первыми участниками пилотного проекта по предоставлению жилья приемным семьям, по всей вероятности, станут Спесивцевы. Если всё сложится, они получат квартиру в районе Некрасовка.

В течение десяти лет квартира будет предоставляться по договору безвозмездного найма, а по окончании этого срока перейдет в собственность семье.

Около года проект будет работать в пилотном режиме, - отметил С.С. Собянин. - Нам необходимо создавать и совершенствовать такие стимулирующие механизмы, чтобы нововведение работало во благо детей. Если пилотный проект покажет себя эффективным, мы сделаем его более масштабным.

Диана БЛАГОВА

В день своего знакомства с семьей Спесивцевых временно исполняющий обязанности Мэра Москвы Сергей Семёнович Собянин встретился и пообщался и с другими жителями Новокосино.

С 1 июля 2008 года в Москве многодетной признается семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет.