Проект по посадке деревьев в школе. Экологический проект «Чудо-сад» по посадке деревьев в школах, специализирующихся на обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Формы организации детской деятельности

27 мая 2017 года в Нижневартовске (ХМАО-Югра), в школе №29, посадили «Чудо-сад».
Экологический социальный проект «Чудо-сад», разработанный Нотариальной палаты Югры, смог претвориться в жизнь благодаря победе в региональном конкурсе «45 полезных дел» регионального благотворительного фонда местных сообществ «Мы вместе» и дорожно-строительной компании «Автобан».

На выигранный грант в размере 50 тысяч рублей и дополнительные средства, выделенные Нотариальной палаты Югры, а также личные средства нотариусов Нижневартовска и Нижневартовского района, собранные ко Дню защиты детей, были закуплены 55 саженцев деревьев и кустарников, а также целая машина плодородной земли под посадку саженцев и разбивку цветочных клумб. Среди купленных кустарников: калина, черемуха, рябина черноплодная, рябина обыкновенная, яблоня сибирская, сирень, пузыреплодник калинолистный. Саженцы деревьев, специально районированные для крайнего Севера, были доставлены в Нижневартовск из Омского плодопитомника.
Нотариусы Нижневартовска лишь недавно начали сотрудничать со школой №29 и помогают получать образование и заниматься творчеством детям с ограниченными возможностями здоровья. После проведения нотариусами очередной благотворительной акции в этой школе и появилась идея облагородить территорию учебного заведения, - рассказала нотариус Нижневартовска Любовь Варгатюк.- Искренне надеюсь, что мы с нотариусами города смогли внести свою частичку души, чтобы наш город стал стал еще уютнее, красивее, чтобы всем вартовчанам здесь было уютно и комфортно жить. Хочется, чтобы когда сюда придут наши внуки, они знали, что эти деревья сажали их бабушки, дедушки, папы и мамы, и сами продолжили облагораживать наш родной город".
Посадка деревьев состоялась, несмотря даже на холодную дождливую погоду. В посадке деревьев кроме школьников и педагогов приняли участие:нотариусы Любовь Варгатюк, Ольга Небутова, Александр Попов, Вера Поветкина с супругом, сыном, внуками, помощником нотариуса Виталием Лукомским, Светлана Сметанина с супругом и сотрудниками нотариальной конторы, Евгения Танасиенко с супругом, их дочь Карина с супругом и друзьями, а также сотрудники конторы.
«Ямы для посадки саженцев мы подготовили заранее. Несмотря на выходной день, на посадку саженцев деревьев вышли учащиеся старших классов и учителя, большинство которых даже не приглашали. Большая благодарность, конечно, нотариусам города, которые пришли к нам в этот день целыми семьями! Благодаря этим высаженным кустарникам, уверена, мы сможем немного приблизиться к сказочному названию проекта - «Чудо-сад»! - рассказала заместитель директора нижневартовской школы №29 Валентина Пожиткова. - Высаженные деревья, безусловно, помогут улучшить окружающую среду школы и благотворно повлияют на здоровье не только детей с ограниченными возможностями, но и всех наших воспитанников. Этот сад, конечно же, может стать «живой» площадкой для изучения природоведения, экологии. Выражаем огромную благодарность от всех детей всем причастным к проекту и высадке деревьев неравнодушным лицам!»
Как отметила Валентина Пожиткова, приятной неожиданностью для детей стало получение после проведения экологической акции детской книги о животных «Берегите лебедей», написанной ветераном Великой Отечественной войны Виталием Яковлевичем Ботвиным при содействии Издательского дома "Новости Югры".
«Мы искренне рады, что совместными усилиями нам удалось вовлечь вартовчан в общеполезное мероприятие по посадке деревьев и заложить «Чудо-сад» для «особых» ребят. Ухаживать за зелеными «соседями» будут сами школьники. А это приучит подрастающее поколение любить и оберегать природу. Кроме того, акция «Чудо-сад» - это создание благоприятной среды не только в микрорайоне, но и городе в целом», - отметил исполнительный директор фонда «Мы вместе» Сергей Благородов.

Нотариальная палата Югры планирует продолжить реализацию экологического проекта "Чудо-сад" в других школах Югры, специализирующихся на обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» города Рязани

Проект по экологии на тему:

Экологическая акция: « Посади своё дерево».

Выполнила:

Громова Т.,

ученица 9А класса

Преподаватель:

Ганаева Т. Ю.

Рязань 2015

План.

    Введение;

    Актуальность темы;

    Цель;

    Основной материал;

    Заключение;

    Список литературы.

1

Введение

С каждым годом количество зеленых насаждений на планете неуклонно уменьшается. Этому способствуют промышленные вырубки, лесные пожары, засуха. Несмотря на то, что леса являются возобновляемым ресурсом, скорость их вырубки слишком высока и не покрывается скоростью воспроизводства. Ежегодно уничтожаются миллионы гектаров лиственных и хвойных лесов. На фоне тотальной урбанизации особенно печальная ситуация складывается в городах. Всё это я наблюдаю в моём городе Рязани. Мои родители, бабушки и дедушки рассказывали мне, что город Рязань был «зелёным городом». Как это было и как город выглядит сегодня??






Сегодняшняя Рязань действительно отличается от старой малым количеством зелёных насаждений.

2

Узнала из прессы, что в наш город приезжал Николай Дроздов.

Знаменитый ученый и телеведущий, доктор биологических наук Николай Дроздов назвал экологическую обстановку в Рязанской области «довольно напряженной». Об этом он заявил на с городскими эко-активистами в пятницу, 4 сентября 2015 года, связав такую ситуацию с развитым промышленным производством.

«В области развито машиностроение, металлообработка. Большой объем составляют такие тяжелые для экологии промышленные отрасли, как нефтепереработка и электроэнергетика», - отметил Дроздов. К основным загрязнителям региона он отнес РНПК и Рязанскую ГРЭС.

По его мнению, действующей в области программы по улучшению экологической обстановки недостаточно для исправления ситуации. «Нужно привлечь неравнодушных людей с каждого города, села и объединить тех, кто любит свой родной край, кто думает о нем и кто готов позаботиться об экологии», - заявил Дроздов.

Эта статья меня очень огорчила, и захотелось найти еще больше информации об экологии моего города. На сайте «Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации» я обнаружила печальный рейтинг Рязани:

4

Как мы видим, Рязань находится на 66 месте из 94 городов. Город относится к худшим по категории «Использование территорий». Это очень печально, но это действительно так. К примеру, возьмем знаменитый курортный поселок Солотча и близ лежащие вокруг него озера, которые были воспеты Паустовским в его книгах. Отличное место для отдыха – чистый воздух, сосновый бор. В последние годы здесь ведется массовая вырубка реликтовых сосен и строительство жилых домов.

Например, летом 2013 г. вся Рязань была возмущена варварским уничтожением 50 вековых сосен в Солотче на участке с кадастровым № 62:29:0150005:0110. На запрос жителей Солотчи в администрацию Рязани о правомерности строительства на землях городских лесов (что запрещено Лесным кодексом РФ) был получен ответ. Этот участок находится в муниципальной собственности Рязани. В 2007 году он был предоставлен вместе с соснами, на нем растущими, в долгосрочную аренду для строительства индивидуального жилого дома (сейчас там строится уже 3-й дом) жительнице Рязани Верясовой Марии Федоровне, 1929 года рождения. После незаконной вырубки сосен участок передан в субаренду другой гражданке. Информация была опубликована в газете «Рязанские ведомости». Вырубка леса продолжается по настоящее время.

На фото: участок леса в п.Солотча оформленный до вырубки на нём более 50 реликтовых сосен, на арендатора Верясову М.Ф.

Что же вы делаете, взрослые люди? Почему не думаете о будущем?

Также экологическими проблемами области являются сильное загрязнение воздуха, водных объектов и почв, существенные недостатки в обращении с отходами, вырубка, негативное воздействие состояния окружающей среды на здоровье населения. С 2006 года значительно ухудшилось качество воздуха, которым дышат Рязанцы. Тогда показатель загрязнения воздуха составил 17,8 единиц, при том, что индекс свыше 14 единиц считается очень высоким. Сейчас, в основном, благодаря контролю, за валовыми выбросами загрязняющих веществ в воздух, эти показатели удалось снизить до 7-9 единиц. Проблемы с атмосферой в Рязани достаточно значительны. Каждый рязанец может и сам это наблюдать. Стоит только выехать ненадолго за пределы города, и по возвращении обязательно почувствуешь в воздухе тяжелый химический запах. Обычно наши органы чувств привыкают к нему, потому мы его и не замечаем. Все мы помним события 2010 года, когда горели леса и торфяники. В городе просто невозможно было находиться. Тогда, погибли большие площади рязанских лесов, а ведь это легкие Рязанской атмосферы.

Ученые всего мира уже давно бьют тревогу – состояние водных ресурсов на Земле ухудшается с каждым днем. Подобная тенденция прослеживается по всему миру, и, если проблема не будет решена в ближайшее время, неизвестно, к чему это приведет. Как ни печально, но «глобальный водный кризис» не обошел стороной и Рязанскую область, воды которой таят в себе ряд совсем «не сказочных опасностей». Проблемы с водными ресурсами в нашем городе огромны. Рязанская область считается одной из наиболее обеспеченных водными ресурсами в нашей стране. При этом по данным последних заборов воды из питьевых источников Рязанской области, в частности из реки Оки, вода в них не соответствует санитарным правилам и нормам СЭС.

Тем не менее, к нам в пользование поступает вода, подвергшаяся жесткой чистке и фильтрации.

Все это свидетельствует о том, что Ока сейчас переживает не лучшие времена, хотя это далеко не новость. И з внутренних водоемов Рязани наиболее загрязненной является река Трубеж, в которой отмечено превышение норм нефтепродуктов, фенола, меди, марганца, соединений азота. Одна из причин сильного загрязнения Трубежа поступление неочищенных сточных вод Московского округа Рязани. Состав вод Трубежа не лучшим образом сказывается на качестве окской воды, в которой, в результате, также повышается содержание нефтепродуктов, фенолов и токсичных элементов. Более-менее благоприятна ситуация с рязанским озерным массивом, который находится под охраной не только экологических организаций, но и общественных объединений, а также органов культурного и туристического развития города. Исключение составляет разве что Ореховое озеро, где справиться с загрязнением берегов практически невозможно, даже несмотря на регулярные «рейды чистоты» и проходящие на территории озера субботники. Состояние воды в регионе, несмотря на усилия различных органов по защите окружающей среды, ухудшается с каждым днем. Это чревато во многих планах: бытовом, культурном, экономическом и так далее. Как показывает практика, законодательное регулирование проблемы оправдывает себя лишь на малую часть, поэтому перед Рязанской областью стоит первостепенная задача поиска новых средств разрешения сложившегося кризиса. В противном случае, мы рискуем превратиться в маленькую российскую Африку, где дефицит пресной воды станет печальной нормой.

В городе происходит строительство многоэтажных домов на месте парков.

Очень страшная статистика!

Что мы, дети, можем сделать для спасения нашей Родины?

Мы решили провести в школе экологическую акцию под названием «Посади своё дерево»

Главные цели акции:

*восстановление и увеличение количества лиственных деревьев;

* воспитание бережного отношения к лесам района;

*привлечение учащихся школы и родителей к лесопосадкам, как способу улучшения качества экологической обстановки в нашем регионе.

7

Основная часть

Важнейшим природным богатством Рязанской области является залегающий мощным пластом высококачественный торф. Хотя последнее обстоятельство накладывает на регион огромную ответственность: на торфяниках области нередко случаются сильнейшие лесные пожары, последний из которых бушевал в 2010 году . Такие пожары бывают не каждый год, но при наличии северо-западного ветра Рязань может полностью затянуть дымом от торфяников. Чтобы этого больше не произошло, нужно посадить в наших хвойных лесах такие лиственные деревья, как дуб, тополь, каштан, вяз и другие, тем самым сделать его смешанным.

Во-первых, древесина дуба, например, содержит большое количество влаги, что будет способствовать снижению скорости распространения огня и это позволит пожарным быстрее его затушить.

Во-вторых, лиственные деревья хорошо очищают воздух, поглощают вредные вещества.

Каштан.



Одно взрослое дерево каштана очищает от поступающих выхлопных газов пространство объемом до 20 тыс. м3. При этом в отличие от многих других деревьев, каштан разлагает ядовитые вещества почти без ущерба для своего здоровья.

8

Тополь.

Тополь - это спасение для экологически неблагоприятной местности. Среди городских деревьев тополь занимает ведущее место в очищении атмосферного воздуха, являясь своего рода воздушным дворником. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода тополю нет равных. У этого дерева есть и масса других великих достоинств. Тополь хорошо поглощает шум, устойчив к загрязнению воздуха, особенно выхлопными газами от машин и отходами от заводов. Тополиная листва приглушает звуковые волны и увлажняет воздух в 10 раз больше, чем ель. Тополь насыщает воздух озоном, выделяя в атмосферу большое количество фитонцидов и ароматических масел. Гектар тополей вырабатывает кислорода в 40 раз больше, чем гектар хвойных деревьев. Кислорода, который выделяет одно взрослое дерево за сутки, хватит для дыхания 3 человек в течение этого времени. При этом один автомобиль за 2 часа работы сжигает столько кислорода, сколько один тополь синтезирует за 2 года. Кроме того, тополь успешно увлажняет воздух вокруг себя. Особым достоинством тополя является его неприхотливость и жизнестойкость: он выживает вдоль автомагистралей и рядом с дымящими заводами. Липы и березы в этих условиях гибнут. Раздражающую многих проблему тополиного пуха можно решить заменой черного тополя «непушащими» видами – серебристым и белым.


9

Дуб.

Представители дуба широко используются в озеленении населенных пунктов, дворов городских многоэтажек и сельских домов. Рощи, аллеи, одиночные экземпляры дуба украшают парковые зоны. Крупные листья выделяют много фитонцидов, очищающих воздух.

Также хорошо справляются с поглощением вредных веществ из воздуха шиповник, сирень, акация.




10

Подсчитано, что гектар лиственных деревьев задерживает в год до 100 т пыли и взвешенных в воздухе твердых частиц. Хотя хвойные деревья не так успешно улавливают пыль, как лиственные, они вырабатывают фитонциды – биологически активные вещества, подавляющие патогенные микроорганизмы. К тому же хвойные растения очищаютвоздух в течение всего года, а не только в теплое время. Березы тоже вырабатывают фитонциды, однако эти деревья, как и липы, лучше сажать подальше от автодорог и «грязных» производств – они не так жизнестойки, как тополя или каштан. Необходимо 10 деревьев, чтобы нейтрализовать вред от 1 автомобиля.

Мы, ученики 9А класса, изучили физиологические особенности некоторых деревьев и решили собрать семена каштана и дуба для выращивания саженцев. Затем мы провели инструктаж о правильности выращивания их и раздали семена учащимся школы. Весной планируем высадить наши молодые деревья.


Инструктаж по посадке желудя:



    Подготавливаем плоды к посадке. Желуди перед посадкой нужно промыть проточной водой, а лучше с мылом, чтобы очистить их от плесени и бактерий. Это нужно для того, чтобы проросшее молодое дерево не заболело.

    Земля. Дуб любит плодородные лесные почвы, поэтому не сможет расти в песчаных и глиняных. Землю для будущего дерева можно принести из леса или набрать там же, где дуб сбросил эти желуди. Для него также подойдет рассадная земля из магазина. Ее можно перемешать с прошлогодней листвой, это пойдет только на пользу прорастающему желудю.

    Процесс посадки . Желуди можно посадить каждый в отдельный горшок, несколько в одно ведро или сразу в землю на улице. Если попробовать вырастить дуб из желудя в домашних условиях, то будет намного интереснее наблюдать за его прорастанием. При посадке следует учесть, что корневая система дуба развивается очень быстро. Поэтому горшок для желудя должен быть просторным. Вырастить дуб из желудя можно двумя способами: положить желудь в блюдечко, на влажную марлю и ждать его прорастания, а потом пересадить в горшок; сразу посадить будущее дерево в уютное кашпо. Желудь нужно сажать только в горизонтальном положении. Горшок необходимо заполнить землей на 2/3, положить желудь и засыпать землей до верха горшка.

    Уход и полив. Дуб любит воду, поэтому желудь нужно поливать ежедневно, до появления ростка. После необходимо просто следить за влажностью земли. Землю в горшке иногда можно даже и прорыхлить для скорого прорастания.

    Прорастание. На прорастание уходит примерно месяц или два.

    Достаточно долго, но первым делом развивается корневая система, а потом уже появляется росток.

12

    Закалка. Молодое деревце держать в домашних условиях можно два года. Для того, чтобы успешно вырастить дуб из желудя, необходимо его закалять. Это нужно для того, чтобы после пересадки в открытый грунт акклиматизация не затянулась на длительное время. Деревце нужно иногда выносить на открытый воздух, например, на балкон, чтобы оно привыкало к «заквартирному» климату.

    Пересадка в открытый грунт . Благоприятное время для пересадки саженца - весна, когда подросшее деревце еще не распустило листву. Почва для пересадки должна быть плодородной. Подготавливать ямку для посадки не нужно, достаточно проделать в земле отверстие с помощью колышка. После этого в ямку сажают деревце, аккуратно опуская в нее корни. Свободное пространство засыпают землей.

    Пересадка. После пересадки нужно следить за влажностью почвы и поливать деревце по мере ее высыхания. Также нужно очищать почву от сорняков. На первую неделю-две можно создать тень для ствола, но макушку должно освещать солнце. Это состояние является самым благоприятным для роста дуба. Деревце может скинуть листья, но это не значит, что саженец не прижился. Он должен привыкнуть к новомуклимату.

Инструктаж по посадке каштана:

    Проведите процедуру стратификации . Для этого поместите плоды каштана во влажную холодную среду. Например, в контейнере пересыпьте их крупным речным песком и поставьте на нижнюю полку холодильника или в холодный подвал дней на 10;

    Посадка каштана в горшок. Обработанные плоды высаживайте на глубину 2-3 см (не глубже трех диаметров плода). Проросший каштан нужно посадить в горшок с землей (почва должна быть удобренной и влажной) и поставить в прохладное место до наступления весны. Слишком сильное заглубление замедлит прорастание, а слишком высокое приведет к пересыханию посадочного материала. Подойдет погреб или любое неотапливаемое помещение, только чтобы температура воздуха не опускалась ниже, чем +5оС;

    Совет. Высаживать ростки каштанов можно в конце весны. Желательно выбрать не солнечный день, чтобы было не слишком жарко;

    Закалка. Для закаливания саженцев за 2 недели до даты высадки

13

    желательно выносить горшки с молоденькими каштанами на улицу и оставлять на 1-2 часа. С каждым днем время нужно увеличивать, чтобы растения быстрее адаптировались;

    Совет. Перед посадкой ваши молодые каштаны должны находиться на улице сначала целый день, а потом оставьте саженцы на сутки.

    Выбор места. Для посадки молодых саженцев нужно выбрать подходящее место. Это может быть хорошо освещенный участок, освобожденный от построек и высоких растений. Очень важно в период активного роста обеспечить растению много света, поэтому рядом с домом и хозпостройками лучше каштан не высаживать. Необходимо обеспечить съедобному каштану условия роста, максимально приближенные к естественным, поэтому по рекомендациям специалистов, в радиусе 5 км не должно быть высоких насаждений, препятствующих проникновению солнечного света на крону деревьев. Также важно, чтобы взрослые деревья не затеняли молодые саженцы.

    Почва. Почву для посадки каштанов лучше выбирать плодородную, идеальный вариант – плотный чернозем. Если земля будет песчаная или глинистая, то корни могут преть и закисать в воде.

    Пересадка в открытый грунт. Для посадки необходимо выкопать квадратную яму, шириной 50- 60 см. Теперь приготовьте плодородную смесь, смешав перегной с субстратом и добавив доломитовую муку. Проверьте кислотность почвы, она должна быть от 5.0 до 6.0, не выше. Если почва кислая, добавьте в нее известь. Если вы видите, что почва плохо пропускает влагу, необходимо обеспечить дренаж, добавив в подготовленную яму слой песка (не более 15 см).

    Питательная смесь. Перемешиваем питательную смесь и заглубляем в яму саженец. Придерживаем молодое деревцо рукой и аккуратно накрываем слоем земли. Можно уплотнить землю вокруг каштана руками, а потом полить водой. Установите подпорку, чтобы деревцо быстрее укоренилось, поскольку корневая система еще не достаточно хорошо развита, при сильных ветрах дерево может упасть и погибнуть.

    Выращивание. После посадки весной, на протяжении теплого времени года подкармливать растение не нужно, вносить удобрения лучше всего с наступлением осени. Это может быть нитроаммофоск (на ведро воды 15 г). А еще через год, весной рекомендуем обогатить почву такой смесью: возьмите ведро воды, добавьте 15 г мочевины и 1 кг коровяка. Перемешайте все компоненты, чтобы у вас получился жидкий раствор. Внесите в почву под молодое деревце.

    Ухаживание. После посадки и пока каштан не окрепнет, необходимо обеспечивать растению постоянный полив, но только в засушливое время. Если осадков выпадает достаточно, то чрезмерное переувлажнение почвы может губительно сказаться на росте съедобного каштана.

14

    Чтобы насытить почву кислородом, старайтесь рыхлить землю, а область приствольного круга присыпать слоем торфа или древесными щепками, слоем до 10 см. Каждую весну необходимо срезать поврежденные и сухие ветки.


15

Заключение

Лес – один из основных типов растительного покрова земли, источник самого древнего на земле материала – древесины, источник получения полезных растительных продуктов, среда обитания животных. Мы должны его беречь, потому что без леса и растений на Земле не будет жизни, так как в первую очередь лес является источником необходимого нам кислорода. Но почему-то, об этом мало кто вспоминает, рубя лес на продажу и пытаясь нажиться на этом. Человечеству необходимо осознать, что вырубка леса - это ухудшение состояния окружающей среды. Оно является большой угрозой для нашего будущего. Можно лишь предложить всем беречь лес и окружающую его природу:

    не засорять леса бытовым и промышленным мусором, стихийными свалками;

    перестать многочисленные строительства в лесных зонах дач, коттеджей, дорог, в том числе стихийные и неконтролируемые;

    не повреждать и губить леса в результате промышленного загрязнения;

    бесконтрольно самовольно не рубить деревья на хозяйственные нужды;

    охранять от лесных пожаров;

    более интенсивно работать по восстановлению лесов после вырубок;

    стараться приостанавливать естественную гибель старых лесов и др.

    расширять площади зеленых насаждений в городах.

История человечества знала немало печальных примеров, когда неразумная вырубка лесов, варварское использование природных ресурсов превращало некогда живой уголок в безжизненную пустыню, в которой нет места и устроившему это бедствие человеку.

Приведенные выше данные показывают, что состояние окружающей среды в Рязанской области - неблагополучное, и заметно отражается в состоянии здоровья населения. Я призываю всех рязанцев проявить сознательность и активность в борьбе за экологию нашей Родины, и посадить хотя бы по одному лиственному дереву.

Собственные фотоматериалы.

17

Проектная работа. Тема: «Мы и деревья»

Тухватуллина Вера Петровна, воспитатель МБДОУ «Юлдузский детский сад» Чистопольского района. Республики Татарстан.
Описание материала: Предлагаю вам свой проект для детей старшей группы, о значении деревьев в нашей жизни.

Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Место реализации проекта: Республика Татарстан, Чистопольский район, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юлдузский детский сад».
Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.
Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет), родители воспитанников.
Продолжительность: средней продолжительности.
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи:
Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Актуальность.
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня экологической грамотности детей;
Формирование осознанной потребности в общении с природой;
Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
Создание художественно – эстетической среды;
Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Взаимодействие участников проекта.
Этапы работы над проектом.
Этапы:
- Деятельность педагогов;
- Деятельность детей;
- Деятельность родителей.
Подготовительный этап.
Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.
Постановка проблемы (погружение в проблему). Формируют проблему: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья, понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.
Практическая деятельность.
Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности: посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев, уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.
Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ. Изготавливают поделки для выставки из природного материала. Составляют гербарий листьев. Принимают участие в подготовке новых проектов.
Игровая деятельность:
1. Дидактическая игра «Сравни»
Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как... (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как... (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как... (Красивая девушка, красавица, царевна)
Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинка)
Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных скатертях.

2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

3. Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)

4. Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

6. Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

7. Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево». Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

«Найди такой же лист». Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.

«Лесные пятнашки». Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

«От дерева до дерева». Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?

Наблюдения и исследовательская деятельность.

1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка:
«Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Организованная деятельность:

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».
Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?».
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Беседа «Красота природы бесценна».
Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим приложение)
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Составление гербария деревьев участка.

Консультация на тему «Природа как воспитатель». (смотрим приложение)
Участие родителей в акции «Посади дерево».
Изготовление совместных поделок с детьми:
Украшение уголка природы красивыми растениями.
Изготовление оригами – «Ёлочка».
Мозаика – «Дерево».
Пословицы, поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях:
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».
Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж».
Лепка «Листик».
Аппликация «Осенний ковёр».
Слушание: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», заучивание песен о деревьях.
Экскурсия по участку детского сада.
Рассматривание семян различных деревьев.
Экологические наблюдения.
Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации (дерево, кустарник), о внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности.
Экологические экскурсии.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Уроки мышления.
Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.
Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты.
Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Формы работы с родителями.
Полученный результат:
В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»:
у детей возрос интерес к природе;
закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках;
появилось желание больше узнать о деревьях;
сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
возросла умственная и речевая активность;
дети научились самостоятельно делать выводы;
сформировался эстетический вкус;
знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности;
родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев;
в организации выставки поделок из природного материала;
Анкетирование: На основе данного проекта возможна разработка других экологических проектов, таких как: «От семечки - к дереву», «Обитатели садов и лесов».

Приложение.
Консультация «Природа как воспитатель».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми
глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.
Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами».

Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».

Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».

Используемая литература:
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

Где было пустое место, где не было ничего,

Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.

В. Берестов.

Аннотация проекта

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Вид проекта: исследовательский, детско- родительский.

Введение

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Актуальность и социально- экономическая значимость

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Анализ ситуации

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы .

Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов и дубов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить каштаны и дубочки?» С помощью родителей мы нашли орехи каштана и желуди дуба. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.

Цели и задачи проекта

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.

Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана и дуба.

Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.

Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Участники проекта

Дети старшей группы, родители, педагог.

Сроки реализации проекта: 1-1,5 месяца.

Этапы реализации проекта

1 этап - организационный (1 неделя)

Изучение методической литературы.

Подбор справочной, детской художественной литературы.

Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.

Изготовление картинок к «Волшебному телевизору» (системный оператор)- дерево.

Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»

Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе и других деревьях.

Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)

Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить орехи каштана и желуди?»

Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.

Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.

2 этап - основной (1 месяц)

Вид деятельности Формы организации детской деятельности
Игровая

деятельность

Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь» (ящик ощущений), «Определи на ощупь», «Волшебный телевизор».

Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка-1» (от семечка до дерева).

Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям».

Коммуникативная

деятельность

Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево».

Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).

Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).

Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!»

Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».

Познавательно-

исследовательская

деятельность

Рассматривание коллекции семян.

Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.).

Рассматривание альбома «Деревья».

НОД «Дерево- дом и столовая для животных».

Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов.

Наблюдение за ветками ивы и каштана, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»

Исследовательская деятельность

«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями);

«Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?».

Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»), (совместно с родителями).

Восприятие

художественной

литературы и

фольклора

Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб».

Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» (карточки из коллекции «Тайны леса»).

Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).

Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983), «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932), «Лоракс» (2012), «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»).

Самообслуживание

и элементарный

бытовой труд

Посадка орехов каштана и желудей дуба дома и в детском саду.

Поручение «Полив росточков».

Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо.

Конструирование «Деревья в нашем городе» (оригами).

«Экологические знаки» (совместно с родителями).

Изобразительная

деятельность

Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Дуб», «Березовая роща».

Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Раскрашивание деревьев.

Рисование с натуры «Ветка каштана».

Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика), (совместно с родителями).

Лепка коллективная «Могучий дуб» (барельеф).

Музыкальная

деятельность

Слушание:

Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина».

«В лесу родилась елочка», слова Р. Кудяшевой, музыка Л. Бекмана.

Двигательная

деятельность

Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле».

Пальчиковая гимнастика: «Елка».

П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло».

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами

Помочь детям посадить дома орех каштана, желудь дуба.

Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.

Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.

Участие в фотовыставке «Самое красивое дерево около нашего дома».

Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.

Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

3 этап - заключительный (1 неделя)

Изготовление паспорта дерева.

Оформление выставки творческих работ: «Ветка каштана», «Красивое дерево», «Могучий дуб».

Оформление фото выставки «Самое красивое дерево около нашего дома».

Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».

Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».

Управление и обеспечение проекта

Ресурсное обеспечение

Методическая литература:

Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.

Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.

Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010.

Методический материал, имеющийся в детском саду

Набор карточек «Деревья».

Дидактический материал «Почемучка-1».

Демонстрационный материал «Уроки экологии».

Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».

Схема для описательного рассказа о деревьях.

Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из желудя вырос дуб».

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта

Выращенные дубки и каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.

Фотовыставка «Самое красивое дерево около нашего дома».

Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).

Выставка творческих работ.

Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».

Итоговое мероприятие

Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.

Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.

Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.

Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемые результаты

Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.