Перспективный комплекс средств автоматизации образцов бтвт, интегрируемый в асу и есу тз. Комплекс ЕСУ ТЗ: желаемое и действительное

Единая система управления тактическим звеном ЕСУ ТЗ «Созвездие»

Однако без системы управления тактическим звеном, то есть уровнем «бригада-батальон-рота-солдат», автоматизация управления большого смысла не имеет. Задачу по созданию Единой системы управления тактическим звеном решают с 2000 года в концерне «Созвездие», ведущем предприятии по созданию АСУ, средств связи для ВС РФ и силовых структур. Шифр разработки «Созвездие-М».

Ее появление сулит технологическую революцию в области управления: зона ведения боевых действий бригады расширяется вдвое при двукратном сокращении цикла боевого управления. При этом возможно непрерывное ведение боевых действий и их обеспечение, что позволяет максимально использовать боевой потенциал тактических формирований. В ходе боевой подготовки с использованием этой системы результаты были просто ошеломляющие -- отдельные нормативы «солдат с компьютером» выполняет в 40 раз быстрее, чем раньше. Собственно, это уже не просто компьютер, а коммуникатор. В этом году предложено решение в виде IP-телефонии, которая позволит выйти на отдельного военнослужащего простым набором номера. Военные получают «мобильник» с WiFi-связью, GSM-модулем, ГЛОHACC и радиостанцией шестого поколения. Вес аппаратуры -- полкилограмма.

Единая цифровая защищенная полевая сеть связи создается с использованием мэдж-технологий на базе станций Wi-Fi. «По обычной радиостанции или радиостанции старого парка время доведения команды или боевого распоряжения от командира бригады до командира подразделения исчислялась десятками минут. Сейчас, с использованием автоматизированных средств управления, от единицы секунд до десятков секунд», -- утверждает Владимир Федоров, начальник отдела концерна «Созвездие».

Для обеспечения оперативных контуров управления в составе оперативного командования требования по взаимодействию заданы в обеих системах. Более того, ЕСУ ТЗ должна взаимодействовать не только с «Акацией», но и с другими АСУ видов и родов войск. Взаимодействовать планируется не путем замещения одних средств автоматизации другими, а на основе интеграции их ресурсов.

Испытания «Созвездия-М» тянулись до августа 2008 года. До событий в Южной Осетии у военных так и не дошли руки рассмотреть заявку на опытно-войсковую эксплуатацию системы шифрования и защиты от помех. Во время конфликта оказалось, что американская система «Harris», с помощью которой осуществлялось управление у грузин, показала себя отлично.

Летом 2009 года КШМ с ЕСУ ТЗ участвовали в учениях «Кавказ». Впрочем, до испытании на практике дело опять не дошло, так как «Созвездие» не связали с «Акацией».

В Министерстве обороны признают, что ЕСУ ТЗ «Созвездие» сейчас требует переработки. Однако другого пути нет. «Мы создаем общую систему управления войсками. Раньше флот свою систему развивал, военно-воздушные силы -- свою. Денег тратилось громадное количество», -- говорит начальник Генерального Штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров. В СССР действовали 16 разных систем управления. Теперь создается одна на всех.



Один из императивов военно-технического прогресса на современном этапе – создание единой системы управления войсками в тактическом звене (ЕСУ ТЗ).
В ноябре «Красная звезда» посвятила несколько публикаций масштабному полигонному эксперименту – исследовательскому КШУ мотострелковой Таманской бригады с использованием ЕСУ ТЗ. В них отражался взгляд преимущественно военнослужащих – пользователей системы. Однако свои выводы по итогам учения сделали и учёные – создатели ЕСУ ТЗ. Наш собеседник – один из главных создателей системы, генеральный директор ОАО «Концерн «Созвездие» Юрий СИДОРОВ.

Юрий Викторович, как вы оцениваете итоги недавнего командно-штабного учения с применением средств связи и автоматизации ЕСУ ТЗ?
- Важнее объективная оценка руководителей учения: все пункты тактико-технического задания по головной ОКР «Созвездие-М» выполнены, и фактически создание технической основы ЕСУ ТЗ завершено. Руководители учения отметили также необходимость пересмотра всех уставов и наставлений, поскольку система позволяет командиру в режиме реального времени руководить подчинёнными из любой машины управления, не вызывая к себе ни одно должностное лицо (штаб становится понятием виртуальным). Эта оценка полностью удовлетворяет меня, как одного из создателей системы.
На учении мы сформировали модули командира бригады, начальника штаба и запасной. Получилось реально распределённое управление командования бригады вплоть до огневых средств. С получением информации любым должностным лицом. Этим мы подтвердили, что техническую основу ЕСУ ТЗ создали правильно. В целом итоги октябрьского исследовательского КШУ оцениваю положительно.
- Объём переданной в ходе КШУ информации обнадёживает, и всё же может сложиться впечатление, что связь в ЕСУ ТЗ всё же неустойчивая. Почему на учении от КП бригады до переднего края было только 2 км?
- Были направления и по 10-12 км, мы использовали для ретрансляции радиорелейные станции, которых в бригаде достаточно много. Технически передача информации на большое расстояние проблемы не представляет. Следует лишь правильно использовать технические средства.
Распространение радиоволн накладывает на управление свои особенности. На меньших расстояниях для создания локальных сетей можно использовать высокоскоростные средства. Дальность всегда следует перекрывать узкополосными радиостанциями, ретрансляторами и снижением скорости передачи. Увлекаясь высокой скоростью, нельзя забывать о требовании соответствующего роста мощности на большую дальность связи. Там, где нужны «дальнобойные» средства, используются комплексы типа «Акведук». Весь набор средств в бригаде есть, и в ходе командно-штабного учения он использовался грамотно, комбинированно и комплексно.
Замечу: при всех технических возможностях системы на этапе подготовки к исследовательскому КШУ некоторое негативное отношение к средствам связи ЕСУ ТЗ сложилось в силу того, что мы не имели опыта комплексного и корректного использования, а военнослужащие не имели его тем более. Учились все. По докладу начальника связи, в ходе учения было 4 процента отказов (сбоев связи). Однако для того и проводятся учения, чтобы выявлять несовершенства системы. Зная недостатки, легче их устранять.
- Учение проходило на равнине. А что будет со связью и эффективностью ЕСУ ТЗ в горах?
- В горах надо использовать ретрансляторы. Мы демонстрировали малозаметные для противника высотные ретрансляторы. Мощность и цена этих изделий невелики, а дальность связи – несколько десятков километров. За счёт высоты мы обеспечиваем прямую видимость, и единицы ватт перекрывают огромное расстояние. Остаётся разработать методологию и грамотно составить наставление по использованию этого комплекса средств. Кстати, на учении было опробовано не всё из имеющихся средств.
- Сможет ли комбриг увидеть на мониторе кроме наземной ещё и воздушную обстановку? Подсистемы управления ПВО сопряжены с ЕСУ ТЗ?
- На учении отмечалось, что начальник службы ПВО на своём мониторе видит всё. Как недостаток – с задержкой это же видит командир бригады. Задержка связана с тем, что система ПВО разрабатывалась задолго до ЕСУ ТЗ. Согласно юридическим алгоритмам мы полностью использовали предыдущие наработки, добились сопряжения этой подсистемы с ЕСУ ТЗ. Однако не могли радикально модернизировать эту подсистему (как и все остальные). Это заняло бы слишком много времени и потребовало бы денег. Для обеспечения сопряжения нам удалось лишь компенсировать большое количество технических «дыр» и недоработок.
Простой пример. Чтобы в подсистеме ПВО заменить систему связи, необходимо провести целый ряд коррекций и испытаний. Это стоит и времени, и средств, которых в рамках головной работы выделить мы не могли. А иных средств на это наши предприятия просто не имели. И сегодня связь в секторе ПВО ведётся по низкоскоростной радиостанции, на что уходит дополнительное время. Поскольку обстановку в реальном времени видит на своём мониторе начальник управления ПВО, дальше стоит чисто техническая задача передачи информации. Для себя мы пробовали ставить высокоскоростную радиостанцию и реально видели на мониторе комбрига воздушную обстановку. Думаю, к лету 2011 года сможем заменить в системе вышеупомянутые технические средства и устраним эту организационно-юридическую проблему.
- Юрий Викторович, а проблема современных средств РЭБ?
- Действительно, на этапе испытаний ЕСУ ТЗ отечественные средства РЭБ кое-что подавляли. Эти средства затрудняли управление войсками, замедляли информационный обмен, и всё же управляемость в основном сохранялась. Мы решаем задачу синхронизации работы системы со средствами РЭБ. Это опять же проблемы «математики» и эффективности использования.
Между средствами РЭБ и средствами связи – вечная гонка на опережение. Сегодня мы ищем методы и методологии использования средств РЭБ для маскировки, защиты и содействия нашей системе связи. И эту задачу можно до бесконечности экстраполировать в будущее, ведь лучшее – враг хорошего.
- Учение прошло по определённому сценарию. Однако решаемые тактические задачи всегда будут неоднотипны. Возможно ли в перспективе полное алгоритмирование управления средствами программного обеспечения? Можно ли сделать так, чтобы человек принимал решение, а большинство промежуточных (ручных) операций техника осуществляла автоматически?
- По моему мнению, ресурс созданной технической основы используется не более чем на 60 процентов. Всему остальному нам надо учиться. Военнослужащим – менять тактику использования средств автоматизации, а нам – нарабатывать «математику».
К слову, американцы тратят очень значительные средства на создание математического обеспечения АСУВ. И нам для достижения достаточно полного использования технических средств и возможностей необходимо создавать так называемые экспертные системы и их элементы – системы поддержки принятия решения. Задача достаточно сложная, поскольку здесь требуются чисто научные изыскания, как то – использование методологии нечёткой логики. И это дело не одного года.
В принципе с использованием средств ЕСУ ТЗ заложенные программы до 2020 года позволят достичь высокой степени алгоритмирования. Разработки дополнительных средств при этом не потребуется, только модернизация. При грамотном использовании ресурсов (с учетом роста возможностей вычислительной техники) наши программно-технические комплексы с этой задачей справятся.
- Возможен ли сегодня в рамках ЕСУ ТЗ автоматический переход с топоосновы оперативного командования (1:200.000) на топооснову командира бригады и ниже? Если нет, то почему?
- С технической точки зрения никаких препятствий к этому нет. Мы используем электронные карты масштаба 1:200.000 по двум причинам. Первая – не снят гриф секретности с более подробных топографических карт, которые должны использоваться на самом переднем крае (с большой вероятностью их утери). Это противоречие надо снимать какими-то организационными мерами (возможно, скачивать карты фрагментами). Вторая причина – мы используем наработки военно-топографического управления. ЕСУ ТЗ – система, которая вобрала в себя и превратила в единое целое все отечественные разработки за предыдущие десятилетия. Мы используем разработку топоосновы «Интеграция», которая велась военно-топографическим управлением. Это сегодня многие специалисты утверждают, что можно было выбирать. А фактически объединение всех разработок опиралось на целый комплекс организационно-юридических канонов – ГОСТов, указаний, решений... Мы были очень жёстко связаны этими канонами (особенно в начальный период) и обязаны были использовать то, что разрабатывало Министерство обороны, в частности ГИС «Интеграция».
Автоматический переход с одной топоосновы на другую возможен, однако с помощью вышеупомянутой ГИС это сделать непросто. Мы уже создали специальные шаблоны и методики перехода, которые будем изменять и совершенствовать. Переделка технической основы ЕСУ ТЗ и дополнительные средства при этом не требуются.
- Юрий Викторович, решают ли ваши специалисты (или смежники) задачу создания современных электронных, а не сканированных с бумаги топокарт?
- Основа всей нашей «математики» – электронные карты. Однако повторюсь: созданием современных электронных карт централизованно занималось военно-топографическое управление. Мы – пользователи результатов этой работы. И «недозволенные» методики, то есть сканированные с бумажной основы карты, не используем только тогда, когда на определённый участок местности нет подробных электронных.
- В какие сроки и насколько полно можно устранить отмеченные на учении 5-й бригады недостатки ЕСУ ТЗ? В частности, сделать возможной автоматическую детализацию топоосновы, сопряжённую с масштабированием графических значков? Карта, графика – это же основа основ тактики и оперативного искусства...
- В больших системах определённые недостатки и замечания, требующие устранения, – явление естественное. Что касается графических значков. На организационных совещаниях неоднократно обсуждался этот недостаток. Однако в концерне «Созвездие» разрабатывали информационно-лингвистическое обеспечение для создания документов и файлов ЕСУ ТЗ, а не топографические знаки.
Не имея на то ни времени, ни специалистов, ни средств, в ходе подготовки и проведения исследовательского КШУ мы старались как-то усовершенствовать и доработать «топографические инструменты». Закрыли несколько пробелов. Много топографических знаков наши подсистемы сами ввели в состав информационно-лингвистического обеспечения. Кроме того, мы пытались компенсировать отмеченные недостатки взаимодействием со смежниками, получившими соответствующие ОКР в наследство от военно-топографического управления. И потому совершенно нелогично ставить в вину головной организации «Созвездие» недоразработку топокарт, ведь мы их никогда и не разрабатывали и задачи такой в рамках ЕСУ ТЗ не имели. Пытаемся эффективно использовать то, что есть. И по ходу дела совершенствуем чужую разработку. Математически это возможно. Проблему будем устранять совместными ресурсами и усилиями организаций и подсистем.
- Имея полный комплект оборудования и программное обеспечение ЕСУ ТЗ, командование 5-й бригады повседневно использует совершенно другой графический редактор (для разработки планов БТУ, РТУ, штабных тренировок). Как, впрочем, и другие армейские бригады. Что не так с вашим программным обеспечением?
- Это не техническая проблема, а чисто исторический нюанс. Ещё шла разработка ЕСУ ТЗ, когда на вооружение уже принималась система автоматизации деятельности должностных лиц объединения (армии). И за 6 лет она проникла на все уровни управления – до бригад. Та ОКР использовала разработанные ранее графические редакторы. А мы используем иную операционную систему и только завершаем опытную эксплуатацию ЕСУ ТЗ. Теперь задача военно-научного сопровождения и двух головных организаций «Системпрома» – достигнуть унификации. Мы уже подписали с «Системпромом» несколько протоколов о взаимодействии и обеспечиваем конвертацию необходимых программ и файлов. Проведение доработок обоюдно признано нецелесообразным, поскольку первый графический редактор уже используется, а ЕСУ ТЗ на вооружении пока не стоит. Как только будет принято соответствующее решение, мы унифицируем графические средства. А в принципе использование двух графических редакторов – не такая уж большая проблема.
- По отзывам участников учения, индивидуальный носимый комплект ЕСУ ТЗ весит 3,5 кг и автономно работает около 3 часов. Имеются ли резервы снижения веса и повышения автономности?
- Безусловно, имеется. Определённые шаги в этом направлении мы уже сделали. Показали коммуникатор, который работает около 3 часов, а весит значительно меньше. Перед нами два возможных направления развития: использование элементной базы более высокой степени интеграции со снижением потребления энергии портативными коммуникаторами или очень динамично развивающееся направление новых источников энергии, в тех же габаритах дающих в 3-4 раза большую ёмкость аккумуляторов. Думаю, в ближайшее время вес также уменьшим в 2 раза. Вместе с тем надо понижать энергопотребление комплектов, добиваясь экономичного использования организационными мерами.
- Юрий Викторович, насколько унифицированы или разделены по категориям компетентности (от рядового до генерала) «железо» и «софт» ЕСУ ТЗ?
- «Железо» и «софт» унифицированы по уровням управления, и так будет всегда. В низовом звене не требуется дорогих средств. Законы экономики жёстко диктуют свои условия.
Низовое звено пользуется портативными техническими средствами. Среднее звено – носимыми техническими средствами. Высшее звено – возимыми техническими средствами. На этих слоях управления степень унификации близка к 80 процентам. ЕСУ ТЗ создавалась в десятках различных ОКР. В последние годы мы достигли определённой унификации, обмениваясь «железом» и «софтом», и всё же полной унификации пока нет. Это чисто организационный момент. В рамках завершенной технической основы ЕСУ ТЗ сближение продолжается. Нужны время и деньги для замены аппаратуры и проведения типовых испытаний (чтобы всё узаконить по ГОСТу). Все основания для полной унификации сегодня есть.
- Если на поле боя носимый комплект или какой-то иной фрагмент ЕСУ ТЗ попадёт в руки противника, не повлияет ли это на ход и исход операции? Заложена ли система защиты (самоликвидации)?
- С самого начала разработки предполагалось, что комплекты могут оказаться в руках противника. Система самоликвидации заложена в системе, имеющей соответствующий гриф. На переднем крае используются только несекретные технические средства. Информация, заложенная в них, не позволит вмешаться в ход управления, поскольку в ЕСУ ТЗ существует эффективная система безопасности и ведется постоянный мониторинг состава технических средств. Всё отработано на математических моделях с помощью стенда генерального конструктора и проверено на государственных испытаниях. В случае подозрения техническое средство дистанционно выводится из синхронизма. Сомневаюсь, что в первые же минуты после попадания средства в руки противника удастся что-то почерпнуть. Сработает одна из методологий борьбы с программными воздействиями. Кстати, подобно антивирусной программе в компьютере, система безопасности в два раза снижает скорость передачи информации и затрудняет управление.
- Понятно, что запас прочности нашей ЕСУ ТЗ определит время. И все же, к примеру, ноутбук зарубежного производства имеет гарантию до 3 лет. На какое время эксплуатации рассчитан бригадный комплект?
- Технические средства могут прослужить 10-15 лет. Что подтверждается долгоживущими радиостанциями и автомобилями. Имеются система и структура поддержания боеспособности, ремонта и перманентной модернизации. При этом технические средства могут взаимозаменяться постоянно. По мере разработки и появления новых средств система будет постоянно совершенствоваться. Замена нынешних компьютеров на более быстродействующие при этом не даст ускорения в разы, производительность системы будет увеличиваться постепенно, на проценты. Сопряжение этих средств с программно-техническим комплексом не вызовет никаких проблем. Потому что техническая архитектура всех носимых и возимых ПТК открытая. Все средства объединяются единой локальной сетью, в которую можно включать любой набор технических средств, в любой машине. Установка вновь разработанных цифровых средств связи не вызовет никаких проблем, если все технические средства работают по стандартным протоколам.
- Люди, принимающие решения о судьбе ЕСУ ТЗ, заказчики-пользователи системы и её разработчики-производители – все три стороны стоит рассматривать в отдельности. Удается ли найти взаимопонимание и консенсус?
- Консенсус достигнут в том плане, что изложенные на бумаге требования технического задания выполнены. Если документально закреплённые требования станут «современнее», опять будет достигнут консенсус.
В целом ЕСУ ТЗ представляет собой комплекс цифровых средств, гибко реагирующий на конкретно поставленные задачи. Маршрутизаторы работают только в «цифре». И даже критикуемый иногда «Акведук» – тоже цифровая система связи пятого поколения. Просто за минувшие 10 лет задача модернизации «Акведука» ни разу не была сформулирована и поставлена.
В бригаде использовались именно цифровые средства. Если говорить о недавно заданных в разработку унифицированных средствах и установке их в программно-технические комплексы, то это не проблема. Что и было продемонстрировано в 2010 году, когда в бригаду поступили и стали успешно использоваться новые коммуникаторы, радиостанции (в том числе портативные).
- При переходе на ЕСУ ТЗ вашей продукцией могут быть вооружены десятки бригад, это сотни тысяч военнослужащих. Кто и на какой ресурсной базе будет вести их подготовку к работе с системой? Кто будет готовить новобранцев и резервистов (в случае естественных боевых потерь)? Что вы делаете в этом направлении?
- Октябрьское исследовательское КШУ мы смогли провести только потому, что оснастили учебные классы и осуществили на этой базе четырёхмесячную подготовку гвардейцев-таманцев. Не сделав этого, мы не смогли бы продемонстрировать результат – выполнение требований технического задания.
Мы готовы и впредь содействовать организации и проведению обучения. И всё же решающая роль нам не принадлежит. Такого количества учителей в «Созвездии» нет. Создание разветвлённой структуры, непосредственно подготовка преподавателей и организация занятий – сфера приложения усилий Министерства обороны.
Аналоги существовали – учебные центры, в которых преподавали специалисты из военных академий и университетов. Можно дискутировать, насколько эффективно они готовили личный состав, однако вряд ли удастся придумать что-либо принципиально новое. Этим вопросом надо заниматься уже сегодня, ведь обученных нами летом и осенью 2010 года военнослужащих по призыву скоро уволят в запас. Придётся всё начинать сначала. И так без конца. До учения августа 2011 года нам предстоит подготовить уже третью волну специалистов. Это должна быть отработанная система.
Если будет поставлена задача, мы поможем подготовить преподавателей, предоставим все необходимые технические документы и методические разработки. Десятки наших промышленных предприятий к подобному взаимодействию готовы, что и доказало исследовательское КШУ. В дальнейшем необходимо лишь наращивать эффективность процесса.
- Вы упомянули организационно-юридические сложности. Неужели даже особое внимание к «Созвездию» председателя правительства не позволяет ускорить преодоление всех трудностей и препятствий на пути ЕСУ ТЗ, одним росчерком пера снять юридические нюансы?
- Не всё так просто. Юридические сложности – это целая совокупность и целая технология разработки систем. В единой структуре огромное количество оговаривающих различные элементы ГОСТов, особая технология проверок и технология обеспечения безопасности. Никаким волевым решением поменять всю технологию разработки нельзя, даже если ГОСТы совершенно устарели для создания систем уровня ЕСУ ТЗ.
Простой пример. Для проведения проверок и учений требуется сертификация элементов ЕСУ ТЗ, которая действует только на вполне конкретный облик. Изменение программного обеспечения и контрольной суммы автоматически снимает сертификацию. Для выхода на учение 2009 года концерн затратил 24 млн. рублей на сертификацию. В 2010 году пришлось проводить новую сертификацию, то есть первые 24 млн. мы просто выбросили в корзину... И подобных юридических хитросплетений немало.
Требования защиты гостайны также не позволяли юридически корректно доказать, что наша система пригодна, это факт. Хорошо, что нам пошли навстречу, удалось организационно усовершенствовать методологию, и всё же мы вынуждены создавать новое старыми инструментами. Для этого целая группа предприятий, различных сертификационных учреждений, системы безопасности вырабатывают целые пакеты решений и правил использования юридических документов. Только так можем двигаться вперед. К счастью, весь директорский корпус военно-промышленного комплекса России прекрасно понимает, какую задачу мы решаем. И все работают согласованно. Можно сказать, что нас объединяет общая идея.
Вся система и технология разработки организационно и юридически рассчитана на изготовление отдельных технических средств. АСУВ создавалась по своим техническим требованиям как единое целое, а проверялась как набор технических средств. Каждый элемент технической основы соответствует ГОСТам, техническим заданиям, требованиям. Каждый элемент из совокупности можно принять на вооружение. Учения показали, что и «в наборе» технические средства соответствуют требованиям к ЕСУ ТЗ. Это отражено в документах. И нет организационно-юридических препятствий для принятия системы на вооружение. Можно заказывать, изготавливать, поставлять комплекты в войска. И далее нарабатывать «математику», модернизировать и совершенствовать ЕСУ ТЗ.

На снимке: генеральный директор ОАО «Концерн «Созвездие» Юрий СИДОРОВ.

Сергей Иванович Скоков до недавнего времени был начальником Главного штаба Сухопутных войск. Помимо других задач отвечал в Минобороны за разработку, испытание и внедрение в практику Единой системы управления войсками (силами) и оружием (). О том, как этот процесс реализуется сейчас, какие имеются проблемы и нерешенные вопросы, каковы перспективы внедрения – наша с ним беседа.

В то время как все усилия сосредотачиваются на автоматизации алгоритмов работы пунктов управления войсками, нужно определить, что машина может сделать за человека, и автоматизировать в первую очередь процесс подготовки войск.

– Сергей Иванович, в последнее время появились критические публикации в СМИ о том, что внедрение в войска ЕСУ ТЗ явно тормозится. Отмечалось, что мероприятия по созданию и внедрению Единой системы управления в войска уже значительно отстают от графика. Очень вяло идет подготовка к намеченному на октябрь 2011 года важному бригадному тактическому учению. Что вы можете сказать по этому поводу?

Недостатки и недоработки действительно были. Но процесс разработки и испытания ЕСУ ТЗ наращивался. Насколько он продвинулся, мы сможем сделать вывод совсем скоро на учениях с отдельной мотострелковой бригадой, оснащенной ЕСУ ТЗ. Именно по итогам этого учения должна определиться перспектива развития ЕСУ ТЗ.

– Однако в экспертном сообществе есть мнение, что даже после принятия ЕСУ ТЗ на вооружение проблемы с ее внедрением и эксплуатацией в войсках все же останутся. Какие это проблемы и с чем они связаны?

В основном ЕСУ ТЗ создана исходя из понимания военного дела работниками промышленности. В силу объективных причин и новизны задачи мы, военные, не смогли грамотно и всесторонне поставить разработчикам задачу . Даже самый великий ученый, если он практически не командовал танковым взводом, не сможет качественно описать задачи, решаемые этим взводом, функционал командира взвода и его подчиненных при решении этих задач. А без этого невозможно создание полноценной АСУ танкового взвода.

То есть в основе создания любой АСУ находится функциональная архитектура . Она должна определить цели, задачи, посредством которых будут достигаться цели, алгоритмы решения этих задач, функциональные обязанности должностных лиц. Все это нужно детально описывать. После этого можно уже вести речь и о разработке специального программного обеспечения (СПО). Эту работу должны делать эксперты – те специалисты, в чьих интересах создается АСУ.

После разработки функциональной архитектуры эксперты с аналитиками (их иногда еще называют инженерами по базе знаний) должны создать системную архитектуру, при этом увязать все процессы, которые будут обеспечивать достижение необходимых целей. И только после этого этапа аналитики совместно с программистами могут приступить к разработке технической архитектуры.

Впоследствии эксперты должны дать оценку конечному результату. В случае с ЕСУ ТЗ мы, военные, при создании двух первых архитектур, мягко выражаясь, активного участия не приняли . Несмотря на это, основной упор делаем на оценку конечного результата, предварительно внятно не описав, что нужно в итоге. Поэтому система создана по пониманию промышленности, и упрекать ее в этом нельзя.

– Так создана работоспособная система?

Альтернативы созданной в нашей стране ЕСУ ТЗ нет. Систему нужно принимать на вооружение, интенсивно эксплуатировать, при этом совершенствовать. Если будут созданы условия, это можно будет сделать в течение трёх ближайших лет.

– О каких условиях вы говорите?

В свое время я неоднократно докладывал предложения, в которых просил принять решение по трем позициям. Во-первых , подчинить Главкомату Сухопутных войск (СВ), хотя бы временно, один из научно-исследовательских институтов, который бы занимался проблемами ЕСУ ТЗ.

Во-вторых , так как речь идет о создании интеллектуальных продуктов, необходимо было разработать действенную систему мотивации для тех, кто должен творить эти продукты. Опыт показывает, что в данном случае одна и та же работа может делаться месяц, а может быть сделана и за неделю.

В-третьих , я предлагал «оградить» Главкомат СВ от огромного количества должностных лиц, которые по своим должностным полномочиям имели отношение к разработке ЕСУ ТЗ, но смутно понимали, о чем идет речь. Необходимость согласования с ними любых действий и документов, докладывая при этом необъяснимые для них вещи, – одна из причин потери значительного количества времени в частности. И в итоге – неполное удовлетворение результатами в целом.

Когда я возглавлял эту работу, решение этих трех позиций считал достаточным условием, которое могло бы обеспечить оперативное развитие ЕСУ ТЗ.

– Эти предложения, конечно, выполнены не были? Может, здесь существуют и более глобальные проблемы, которые сейчас тормозят взаимодействие представителей оборонки и военного ведомства?

Да, положительных решений принято не было. Стоит вспомнить опыт СССР, где чудеса технического прогресса творились по очень дееспособной схеме. Для реализации политического решения человеку или группе людей создавались необходимые условия. Если есть результат – герой, если его нет – остается обижаться только на самого себя. Сейчас считаю, что для развития АСУ, да и вообще для того, чтобы создавать что-то приличное, ВПК нужно вернуться к советской схеме, аналоги которой работают и дают результат во всем мире.

– Насколько наш военно-промышленный комплекс соответствует потребностям национальной обороны? Мы способны создать АСУ для войск на уровне мировых стандартов?

Да, сможем, я в этом уверен. Вспомните, когда американцы создали ядерную бомбу, сразу же в СССР была создана термоядерная, то есть мы обогнали американцев, не догоняя. Дальше, если есть объекты и средства поражения, нужны их носители. Когда промышленность это создала, для применения этого оружия в МО появились РВСН.

Можно привести пример и из нашего времени. В ЕСУ ТЗ по похожей схеме внедрена система связи, в основе которой вместо аналоговых средств связи применяются цифровые, то есть получена совершенно иная, цифровая система связи. Это связь нового, пятого поколения. То есть мы уже совершаем прорыв.

– Бытует мнение, что вы не согласны с идеологией создания АСУ, которую предлагает в данный момент руководство Генштаба. Что, по вашему мнению, делается неверно?

При создании АСУ в ГШ ВС РФ основные усилия сосредотачиваются на автоматизации алгоритмов работы (функциональных обязанностей) должностных лиц пунктов управления при организации боевых действий. Но данный функционал был актуален для алгоритмов решения задач в условиях, характерных периоду завершения Великой Отечественной войны.

Сейчас совсем другая ситуация. Скажем, изменился характер военных угроз для России. К трем традиционным сферам вооруженной борьбы – к земле, воде и воздуху – добавились еще две: это космос и информационная сфера. Соответственно, необходимо уточнение целей, задач, решаемых ВС РФ, способов их решения. Как парировать эти новые угрозы.

На мой взгляд, первое, что нужно сделать на интеллектуальном уровне, прежде чем начинать процесс автоматизации, так это реализовать основную функцию управления – целеполагание (мы вели речь о создании функциональной архитектуры). Дальше нужно понять, что машина может сделать за человека (то есть построение системной архитектуры – второе действие). Помните пример с цифровой системой связи? Здесь аналогичная ситуация. Даже самый толковый эксперт, не зная возможности технологий, без грамотного аналитика эту задачу не решит.

Только третьим, когда мы заставим машину сделать часть работы за нас (создав необходимое программное обеспечение и исполнительные механизмы), будет понимание того, что останется сделать человеку, – только тогда будет понятен алгоритм работы должностных лиц при выполнении конкретной задачи, то есть их функционал.

Четвертым действием после определения необходимого количества времени и должностных лиц для выполнения этой задачи будет решение вопроса об организационно-штатной структуре органа управления. То есть если в установленное нами время задача решается одним человеком, но при этом должна решаться или дублироваться на трех пунктах управления, то для этого понадобятся три человека. Если ее нужно решать круглосуточно, то уже необходимо привлекать девять человек.

Это механизм создания АСУ и ее адаптации к деятельности человека объективен, и альтернативы ему быть не может. Конечно, если идти этим путем, то нужно понимать, что за один день, тем более факультативно, эту задачу не решить.

Например, созданный в рамках ОКР «Созвездие М2» макет СПО, в основу которого заложен вариант интеллектуальной системы поддержки военных действий (ИСПВД), позволил уточнить план перегруппировки омсбр в район боевого предназначения в течение 15 минут, а уточнение плана осуществляли четыре человека.

На выполнение этой задачи в бригаде в ходе КШУ при существующих средствах ЕСУ ТЗ было затрачено около 13 часов вместо нормативных 18 часов. К ее решению привлекались до 30 человек. То есть с помощью ИСПВД затрачен 1 человеко-час, а в бригаде около – 400 человеко-часов , при этом ИСПВД позволила сократить затраты на решение одной и той же задачи в сотни раз.

Второй, на мой взгляд, системной ошибкой при создании АСУ является то, что сейчас все внимание сконцентрировано на автоматизации управления в ходе ведения боевых действий . Хотя не секрет, что цели боевых действий достигаются выполнением мероприятий подготовки к боевым действиям и руководством в ходе их ведения. Подготовка к войне осуществляется в мирное время, в период нарастания угрозы и скорее всего, будет завершаться с началом войны (вооруженного конфликта).

В этом направлении по сей день никто ничего серьезного не пытается делать. Войска и органы управления решают задачи «подготовки» ежедневно, и автоматизация процесса подготовки необходима больше, чем самих боевых действий . Поэтому в первую очередь необходимо автоматизировать задачи, решаемые не только в рамках «Плана применения» (структуру и содержание которого нужно разрабатывать), но и в рамках «Плана подготовки», о котором сейчас вообще никто речь не ведет.

– Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы получилась полноценная ЕСУ ТЗ?

Думаю, никто не возразит, что победу в бою «добывают» экипажи боевых машин и пехота. Им в этом должны помогать огромное количество различных структур (воинских формирований) боевого обеспечения и обслуживания. При этом сейчас в рамках разработок автоматизировано управление войсками только на уровне общевойсковых бригад (Цифровая бригада – ЦБ ). Для ликвидации этой проблемы, по-моему, необходимо принять несколько конструктивных и организационных решений.

Первое – полностью интегрировать ЦБ на оперативный уровень звена управления , автоматизация которого сейчас осуществляется в рамках начавшейся создаваться АСУ ВС РФ, и в дальнейшем развивать их в пределах одной технической «идеологии».

Второе – автоматизировать управление тактического формирования (ТФ) боевого обеспечения и обслуживания . Сопрячь их с АСУ армии и ЦБ. Этим сейчас пока никто не занимается.

При этом нужно помнить, что цели при выполнении любой задачи достигаются реализацией мероприятий двух блоков:
Первый – качественная подготовка всех, кто ее будет выполнять, и всего, что может повлиять на ее выполнение.
Второй – достаточный уровень управления всеми субъектами при решении этой задачи.

Соответственно, необходимо создать и автоматизировать работу двух систем:
— первая – комплектование и подготовка ТФ к выполнению задач по предназначению;
— вторая – организация и управление ТФ в ходе решения поставленных задач.

Кроме того, для обеспечения функционирования этих систем должна быть создана техническая основа – комплекс систем обеспечения. Единое разведывательно-информационное пространство (ЕРИП), способное выдать необходимую информацию всем в части их касающейся, с точностью, в том числе обеспечивающей применение (ВТО).

Цифровая система связи (ЦСС) должна своевременно, гарантированно, в полном объеме доводить достоверную информацию до всех субъектов ЕРИП. Комплекс средств автоматизации управлением войсками и оружием, информационное обеспечение всех субъектов боя должны обеспечить максимальную реализацию потенциала людей, техники и в целом воинских формирований в бою. Для этого система поражения противника должна строиться с учетом возможностей АСУ ТФ и оружия. Существующие подходы должны быть пересмотрены.

– Что конкретно необходимо изменить?

В системе комплектования и подготовки тактического формирования (ТФ) предстоит определить требования к специалистам, должностным лицам и в целом к ТФ. Кроме того, способы изучения, сбора, хранения и использования информации о них (индивидуальные электронные паспорта). Также должны быть определены принципы комплектования образовательных учреждений, порядок подготовки специалистов в них как в мирное, так и военное время.

Помимо всего прочего в связи с переходом ВС РФ на бригадную структуру необходимо определить содержание, порядок разработки и уточнения «Плана подготовки бригады», а также разработать совершенно новую систему, обеспечивающую ее выполнение.

Создавая АСУ организации и управления ТФ, в ходе выполнения задач по предназначению необходимо будет определить :
– порядок формирования целей и задач, решаемых ТФ как в мирное, так и в военное время;
– перечень мероприятий, которые должны обеспечить решение каждой из этих задач, требования к ним и порядок выполнения, функциональные обязанности специалистов и должностных лиц ТФ при выполнении этих мероприятий;
– оптимальную структуру системы управления и в целом организационно-штатную структуру ТФ;
– структуру, содержание, порядок разработки и уточнения «Плана применения ТФ».

– Как вы думаете, какой будет результат?

Если верить военным учёным, то перевооружение тактического формирования современным вооружением, военной, специальной техникой может увеличить их боевой потенциал на 25–30%, а автоматизация управления – до 200%.

Статья, размещенная в военно-научном журнале "Вестник Академии военных наук" № 3 (32) за 2010 год (спецвыпуск).
В статье рассмотрены технические средства повышения уровня командной управляемости для перспективных образцов БТВТ.
Для повышения уровня командной управляемости на образцах БТВТ предлагается использовать технические средства, составляющие комплекс средств автоматизации (КСА):

  • программно-технический комплекс (ПТК);
  • бортовую информационно-управляющую систему (БИУС);
  • автоматизированные рабочие места членов экипажа (АРМ).
Данный КСА интегрируется в АСУ подразделением и ЕСУ ТЗ. Дается краткое описание предлагаемых технических средств, предназначение и обоснование необходимости включения в состав комплекса средств автоматизации.
В заключительной перечислены установленные на БТВТ на момент написания статьи (2010г.) элементы КСА.
Фактически статья является "ликбезом", где в краткой и сжатой форме описываются наработки, перспективы, требования и проблемы на момент 2010 года. Изначально предназначалась для представителей промышленности, КБ и других специалистов и шла отдельным докладом на 5 межрегионалной научно-практической конференции "Многоцелевые гусеничные и колесные машины: разработка, производство, модернизация, эксплуатация, боевая эффективность, наука и образование" - "Броня-2010".
PS: При размещении сюда часть текста вырезал.

"Вестник Академии военных наук" № 3 (32) за 2010 год (спецвыпуск)

Технические средства повышения уровня командной управляемости для перспективных образцов БТВТ


Тенденции развития современных способов и средств ведения боевых действий приводят к смещению направлений и возможностей роста основных характеристик и потенциальных возможностей танков и других боевых машин в область автоматизации рабочих процессов по управлению их огнем, движением и защитой .

Однако повышение основных свойств боевых машин традиционным путем достигается ценой значительного технического усложнения комплексов и систем их обеспечивающих. С ростом огневой мощи образцов танков и других боевых машин произошло усложнение комплекса управления огнем, которое проявилось в резком увеличении числа органов управления и средств отображения информации, а также операций, которые вынужден выполнять экипаж при подготовке и в процессе боевого применения вооружения танков и других боевых машин. Это же можно в полной мере отнести к комплексу устройств, задействованных в управлении движением (силовой установкой и силовой передачей) и средствами защиты танков и других боевых машин.

В связи с возросшими потенциальными возможностями танков и противотанковых средств по огневой мощи, мобильности, скорости перемещения и оперативности решения боевых задач, в настоящее время существует проблема использования этих возможностей из-за низкой эффективности управления танками и танковыми подразделениями.

Попытки разрешения этого противоречия привели к появлению технических средств, расширяющих физические возможности экипажа по управлению оружием и движением в масштабе отдельно взятого танка. Однако, этого оказалось недостаточно и на танках появилась необходимость в технических средствах, расширяющих возможности членов экипажа по обработке информации, прежде всего в области решения вычислительных задач, в том числе: баллистических, навигационных, обнаружения и распознавания образов, ранжирования целей, выбора типа оружия и боеприпасов, поражения подлетающих ПТС, активного маскирования после лазерного облучения, опознавания принадлежности «свой-чужой», межмашинного взаимодействия и др.

Необходимость создания указанных технических средств в образцах БТВТ обусловлена:
- резким усложнением конструкции современных образцов БТВТ, насыщением их электроникой;
- отсутствием сопряжения между различными системами;
- увеличением числа органов управления и средств отображения информации;
- увеличением числа операций, которые вынужден выполнять экипаж при подготовке и в процессе боевого применения вооружения танков и других боевых машин;
- ограниченными способностями человека освоить управление современной боевой техникой и эффективно реализовать ее потенциальные возможности.

Решение этой проблемы может быть достигнуто лишь комплексной автоматизацией процессов управления как отдельным образцом вооружения, так и подразделением в целом, т.е. путем создания непрерывной технологической цепочки переработки информации в рамках автоматизированной системы управления подразделением тактического звена . Это может быть обеспечено при условии установки на все объекты соответствующих технических средств автоматизации и управления, обеспечивающих их функционирование в единой системе.
В этой связи в настоящее время наряду с традиционными боевыми свойствами в системе БТВТ: огневой мощью, подвижностью и защищенностью, на первый план выдвигается командная управляемость .

В общем случае под командной управляемостью понимается приспособленность подразделений и образцов БТВТ к изменению процессов своего функционирования под воздействием внешних управляющих команд органа управления в заданных условиях боевого применения.

Для повышения уровня командной управляемости на образцах БТВТ предлагается использовать следующие технические средства, составляющие комплекс средств автоматизации:
1. Программно-технический комплекс в составе :
- комплекс средств связи и обмена данными;
- система ориентирования;
- система опознавания и целеуказания;
- программное обеспечение с информационной базой.
2. Бортовая информационно-управляющая система в составе :
- информационно-управляющая система шасси;
- информационно-управляющая система вооружения;
- информационно-управляющая система защиты;
- информационно-управляющая система внутримашинного взаимодействия;
- встроенная система технического диагностирования;
- программное обеспечение.
3. Автоматизированные рабочие места членов экипажа .

Программно-технический комплекс (ПТК) в представленном составе позволяет интеграцию образца БТВТ в автоматизированную систему управления (АСУ) подразделением и подсистему командования и штаба единой системы управления тактического звена (КиШ ЕСУ ТЗ), а также решение в масштабе времени близком к реальному информационных, расчетных, телекоммуникационных, навигационных задач и качественную организацию военной связи.

Комплекс средств связи и обмена данными (КСС и ОД) необходим для создания системы связи и обмена данными в АСУ подразделением (КиШ ЕСУ ТЗ) и организации обмена информацией между компонентами ПТК и членами экипажа.

В состав КСС и ОД должны входить :
1. Цифровая аппаратура внутренней связи и коммутации (типа АВСКУ), представляющая собой программно-аппаратный комплекс унифицированных блоков с аппаратурой связи и передачи данных, объединенных по интерфейсу 100BaseTX стандарта IEEE 802.3 (Ethernet на витой паре).
2. Радиостанции, в зависимости от задач конкретного образца БТВТ. На линейных образцах радиостанции УКВ диапазона (типа Р-168-25У-2), на командирских дополнительно КВ диапазона (типа Р-168-100У-2). Существующие радиостанции УКВ и КВ диапазона не позволяют организовать скоростные цифровые радиосети, поэтому необходимо дополнительно наличие высокоскоростных радиостанций СВЧ диапазона* (типа Р-168-МРА) . Высокоскоростная радиостанция СВЧ диапазона позволит обеспечивать передачу командно-сигнальной информации и тактических данных в АСУ подразделением в реальном масштабе времени, а также возможность использования дистанционного управления из другого аналогичного образца или КШМ (машины боевого управления).
3. Аппаратура передачи данных, криптозащиты и имитозащиты (типа Т-236-В), выполняющая функцию транзитно-оконечной аппаратуры обмена данными в сети обмена данными и работающая по каналам, образованным радиосредствами.

Система ориентирования предназначена для навигации образца БТВТ, должна быть комбинированной и включать в себя :
- аппаратуру самоориентирующейся навигации;
- аппаратуру спутниковой навигации.

Необходимость наличия аппаратуры самоориентирующейся навигации обусловлена выполнением функциональной задачи по приему и обработке внешних команд по управлению огнем и маневром танка (целе- и курсоуказания) . Аппаратура самоориентирующейся навигации позволит определять совместно с приборным комплексом объекта БТВТ угол и дальность до цели и нанесение местоположения цели на электронной карте.

Система опознавания и целеуказания предназначена для идентификации объектов, находящихся в непосредственном боевом соприкосновении на поле боя, приема целераспределений и целеуказаний, поступивших от вышестоящего командира на образец, и передачи вышестоящему командиру координат обнаруженных целей .

Полноценное использование функций целеуказания возможно только при наличии в составе ПТК аппаратуры самоориентирующейся навигации и системы опознавания. Совместное их использование обеспечит :
- идентификацию объектов, находящихся в непосредственном боевом соприкосновении на поле боя и передачу их координат с сеть АСУ подразделением;
- внешнее целеуказание подворотом поля зрения панорамного прицела командира машины с точностью, позволяющей цели попасть в поле зрения прицела (совместно с информационно-управляющей системой вооружения);
- внешнее целеуказание с отражением координат цели на электронной тактической карте.

Бортовая информационно-управляющая система (БИУС) в представленном составе необходима для автоматизации рабочих процессов управления системами (комплексами) и агрегатами образца БТВТ во всех режимах эксплуатации, а также для диагностики этих систем (комплексов) и агрегатов .

При этом БИУС должна обеспечивать:
- управление функционированием оборудования образца БТВТ;
- совместимость её составных подсистем по каналам управления, сбора информации, органам управления и отображения информации;
- внутримашинное взаимодействие;
- взаимодействие с ПТК.

Информационно-управляющая система шасси (ИУС-Ш) предназначена для автоматизированного управления силовой установкой, трансмиссией, подвеской, тормозами, оборудованием шасси, системой видеонаблюдения шасси.

Информационно-управляющая система вооружения (ИУС-В) предназначена для автоматизированного управления средствами вооружения образца БТВТ. Объединение существующих сейчас отдельных не взаимосвязанных между собой, выпускаемых различными предприятиями разунифицированных приборов комплекса вооружения в ИУС-В практически невозможно. Требуется пересмотр существующих принципов построения (конструкция, состав, структура) комплекса вооружения с учетом современных IT-технологий для интеграции в единую ИУС-В.

Информационно-управляющая система защиты (ИУС-3) предназначена для автоматического и автоматизированного управления средствами активной и пассивной защиты образца БТВТ: приборы обнаружения средств нападения, ППО, элементы системы постановки завес, средства активной защиты и т.п.

Информационно-управляющая система взаимодействия (ИУС-Вз) предназначена для автоматизации взаимодействия между системами внутри объекта, обеспечения информационного обмена и взаимодействия между ИУС шасси, ИУС вооружения, ИУС защиты и ПТК.

Встроенная система технического диагностирования предназначена для определения вида технического состояния образца БТВТ и его составных частей (систем, комплексов), поиска места отказа и повреждения, выдачи рекомендаций по объему необходимых работ ТО и ремонта, а также по необходимости использования внешних средств технического диагностирования и (или) ручных методов поиска места отказа .

Для обеспечения взаимодействия «человек-машина» и решения задач автоматизации основных процессов управления и обмена информацией для каждого члена экипажа необходимо создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) . АРМ должны разрабатываться на основе современных средств электронной и вычислительной техники и включать в себя :
- средства отображения информации;
- средства обработки информации;
- средства ввода/вывода информации.

Образцы БТВТ должны оборудоваться следующими АРМ (по необходимости) :
- АРМ командира (АРМ-К),
- АРМ механика-водителя (АРМ-МВ)
- АРМ наводчика (АРМ-Н) (для боевых машин),
- АРМ других членов экипажа.

АРМ-К должно быть оснащено средствами управления приборами технического зрения, средствами отображения фоноцелевой обстановки, средствами управления комплексом вооружения и цепями стрельбы. Для решения задач информационного взаимодействия и интеграции образца БТВТ в АСУ подразделением и КиШ ЕСУ ТЗ с АРМ-К осуществляется управление аппаратурой ПТК. В связи с загруженностью командира информацией предлагается состав средств отображения информации на АРМ-К из двух мониторов. Один предназначенный для вывода тактической информации (информация ПТК), второй - информация БИУС.

АРМ-МВ должно быть оснащено органами управления и отображения, представляющими для контроля параметры режимов работы двигателя, трансмиссии, оборудования шасси, навигационные и маршрутные параметры, видеоинформацию об окружающем пространстве в передней полусфере и в зоне заднего вида.

АРМ-Н должно быть оснащено средствами управления приборами технического зрения, средствами отображения фоноцелевой обстановки, средствами управления комплексом вооружения и цепями стрельбы.

Исследования проведенные в 38 НИИИ МО РФ показали, что при использовании предлагаемого состава комплекса средств автоматизации на танке значение показателя командной управляемости по сравнению с танком Абрамс М1А2 SEP будет выше в 1,48 раза, на БМП по сравнению с БМП М2А3 Bradley будет выше в 1,36 раз .

Из предлагаемого выше состава комплекса средств автоматизации на объектах БТВТ в настоящее время установлено:
по ПТК (частичный состав):
- об. 291 (ПТК-Т-1);
- об. 188А1К (ПТК-Т-1У);
- об. 195 (КУВз);
- изд. Р-149 МА3 (БТР-80 с ПТК «Созвездие»);
- изд. Р-149 МГ3 (БМП-3 с ПТК «Созвездие»);
по ИУС-Ш:
- БМП-3М (ИУСШ-688);
- БМД-4 (ИУСШ-960М);
- БТР-90с (БИУС-1);
- об. 195 (ИУС-Д);
- ИУС-Ш «ЭСУ» для военной автомобильной техники.

Решений по полноценной БИУС для образцов БТВТ в настоящее время нет, научно-технический задел лишь по ИУС-Ш. Наиболее сложная обстановка складывается по разработке ИУС-В и интеграции всех систем посредством ИУС-Вз в БИУС, а также взаимодействия БИУС и ПТК. В сложившейся обстановке особенно актуально открытие НИОКР по разработке комплекса средств автоматизации, в составе ПТК, БИУС и АРМ, для перспективных образцов БТВТ.

* Р-168-25У-2 - до 16 кб/с; Р-168-100У-2 - до 16 кб/с; Р-168-МРА - до 3,5 Мб/с.

А.В. Трофимов, кандидат технических наук, 2010г.

В военной истории Великобритании слово «Балаклава» прочно ассоциируется с конной атакой британской Легкой бригады под командованием лорда Кардигана на позиции Русской армии во время Балаклавского сражения 25 октября 1854 года в ходе Крымской войны. Эта атака стала примером напрасной жертвы, она была заведомо обречена на неудачу. Историки спорят до сих пор, исследуя причины этой безумной отваги британской кавалерии.

Любой военный эксперт, изучив исторические документы, скажет вам, что основная причина была в нечётком управлении войсками и в неправильной оценке боевой обстановки. Лорд Кардиган не стал утруждать себя доведением информации до подчинённых, постановкой конкретных задач, он просто скомандовал: «В атаку!». Нападение было внезапным для русской армии, но она достойно встретила противника. Легкая бригада, получив отпор и отступая под перекрёстным огнём русской артиллерии, была полностью уничтожена.

После Крымской войны, мировая военная наука не раз пересматривала систему управления войсками, чтобы свести к минимуму подобные ошибки и обеспечить максимальную эффективность боевого применения войск. Эффективность любой системы управления определяются достигнутым результатом, а также какой ценой он был получен.

Современное высокотехнологичное вооружение, подготовка к его применению офицеров и солдат стали намного дороже за последние сто лет. Не всегда стоящая на вооружении дорогостоящая техника гарантирует победу. Это хорошо продемонстрировала война во Вьетнаме, где обладавшая современным оружием армия США не смогла одолеть уступающую ей в вооружении армию Вьетнама и была вынуждена эвакуироваться из Индокитая.

Фраза «Победителей не судят» давно перестала быть оправдательным критерием для оценки результатов военных действий, так как боевое применение современных вооруженных сил требуют больших затрат из государственного бюджета, зачастую несоразмерных полученным результатам.

История показала, что государства, развязывающие войну и страны ведущие защиту своего суверенитета, сталкиваются с одинаковыми проблемами, вызванные ресурсным голодом: в финансовых средствах, материалах для производства вооружения, мобилизационном потенциале.

В связи с этим к подготовке и оснащению вооруженных сил со стороны любого государства предъявляются все более высокие требования, которые ужесточаются с каждым годом. «Задача предстоящего десятилетия (для Вооруженных сил России), - говорил Президент России Владимир Путин, - заключается в том, чтобы новая структура Вооруженных Сил смогла опереться на принципиально новую технику. На технику, которая „видит“ дальше, стреляет точнее, реагирует быстрее - чем аналогичные системы любого потенциального противника. Наша цель - построение полностью профессиональной армии».

Построение профессиональной армии и создание эффективной системы управления войсками – это две взаимосвязанные задачи, которые должны базироваться на общих принципах, обеспечивающих достижения поставленных целей при наименьших затратах, в том числе и в ходе реальных боевых действий.

Основные принципы управления войсками определяются Министерством обороны РФ в следующем виде:

  1. Единоначалие;
  2. Централизация управления во всех звеньях с предоставлением подчинённым возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения поставленных им задач;
  3. Твёрдость и настойчивость в реализации принятых решений; оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки ;
  4. Личная ответственность командующих (командиров) за принимаемые решения, применение подчинённых войск и результаты выполнения ими поставленных задач;
  5. Высокая организованность и творчество в работе командующих (командиров), штабов и др. органов военного управления.

Обращу ваше внимание на пункты 2, 3 и 5, которые, по моему мнению, являются одними из ключевых показателей в искусстве управления войсками. В современной российской армии они стали воплощаться в полной мере начиная с 1 декабря 2014 года, когда Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ) заступил на круглосуточное боевое дежурство. Первое «боевое крещение» НЦУО РФ получил во время операции российских ВКС в Сирии.

Именно участие российских ВКС в уничтожении группировок ИГИЛ и «Джебхат-ан-Нусра» (обе запрещены в Российской Федерации) показали правильность принятого 8 мая 2013 года Президентом России решения.

«Решение о создании НЦУО было принято Президентом России в целях совершенствования системы централизованного управления военной организацией государства и экономикой страны при решении вопросов подготовки к вооружённой защите страны. Национальный центр – это, по сути, действующий в круглосуточном режиме механизм управления всеми сферами деятельности Вооружённых Сил. Он должен обеспечить способность и готовность войск к решению поставленных задач, выполнение гособоронзаказа, финансовые и материально-технические ресурсы, комплектование войск и подготовку кадров, решение медицинских и жилищных вопросов, нашу международную деятельность» - эти слова Министра обороны Сергея Шойгу показывают, как на практике было достигнута реализация пункта 2 принципов управления войсками.

В предшествующие 50 лет обеспечение управления Вооруженными Силами (ЦКП ВС РФ) осуществлялось Центральным командным пунктом Генштаба. В современных условиях объемы информации многократно увеличились, цикл изменения актуальности сократился с недель и суток до часов и минут. Информационный обмен ЦКП ВС РФ, базировавшийся на табеле срочных донесений с низкой периодичностью предоставления информации в письменных документах (телеграммах, донесениях, сводках и других), перестал удовлетворять предъявляемым требованиям по информационному обеспечению руководства Министерства обороны.

После заступления на боевое дежурство НЦУО РФ фактически свёл к минимуму время принятия решений для быстрого реагирования на любую ситуацию. Именно это и обеспечило успех российских ВКС в Сирии.

Поясню. Четыре года правительство Сирийской арабской республики, возглавляемое Башаром аль-Асадом, и её армия проигрывали пядь за пядью территорию своей страны подготовленным инструкторами ЧВК (США, Турции и некоторых арабских стран) и оснащенным современным оружием, средствами связи и разведки группировкам боевиков, включая ИГИЛ. Боевики успевали везде - они наносили эффективные удары по воинским частям, по позициям обороны, по военным конвоям и городам Сирии. Тактика группировок была не предсказуема, захваченные населённые пункт тут же превращались в крепости с развитой инфраструктурой снабжения и фортификаций. Где произойдёт очередной прорыв, никто в командовании армии САР не мог сказать со 100% уверенностью.

Дело в том, что в действиях группировок ИГИЛ прослеживалась отработка доктрины «сетецентрических войны» (англ. Network-centric warfare ) армии США, которую они начали разрабатывать в 1998 году. Главный принцип ведения боевых действий в условиях «сетецентрической войны» – это создание так называемых «стай» (вооруженных группировок), с последующими атаками противника на всех направлениях при помощи небольших по численности подразделений.

Это концепция ведения боевых действий, предусматривающая увеличение боевой мощи группировки объединённых сил за счет образования информационно-коммутационной сети, объединяющей источники информации (разведки), органы управления и средства поражения (подавления), обеспечивающая доведение до участников операций достоверной и полной информации об обстановке в реальном времени.

Сетецентрическую войну (СЦВ), по замыслу авторов, способны вести только высокоинтеллектуальные силы. Такие силы, пользуясь знаниями, полученными от всеохватывающего наблюдения за боевым пространством и расширенного понимания намерений командования, способны к большей эффективности, чем при ведении автономных, сравнительно разрозненных действий.

Группировки ИГИЛ были лишь инструментом в войне против правительства Башара Асада, управление через АСУВ и координацию боевых действий этих группировок вероятнее всего обеспечивали подрядчики ЧВК и сотни военных инструкторов, расквартированных в Турции, Кувейте и Ираке.

Доктрина СЦВ предусматривает четыре основные фазы ведения боевых действий.

  1. Достижения информационного превосходства посредством опережающего уничтожения (вывода из строя, подавления) системы разведывательно-информационного обеспечения противника (средств и систем разведки, сетеобразующих узлов, центров обработки информации и управления)
  2. Завоевания превосходства (господства) в воздухе путем подавления (уничтожения) системы ПВО противника.
  3. Постепенное уничтожение оставленных без управления и информации средств поражения противника, в первую очередь ракетных комплексов, авиации, артиллерии, бронетехники.
  4. Окончательное подавление или уничтожение очагов сопротивления противника.

Была ли возможность у армии САР противостоять боевым действиям на основе доктрины СЦВ, ответ очевиден. Поэтому российские ВКС действительно переломили эту «безысходную» ситуацию, так как свои боевые действия они координировали и управляли ими из единого центра АСУВ ВС РФ, в который собиралась вся информация по ТВД в Сирии. Помимо боевых задач НЦУО РФ централизованно и параллельно решал все вопросы по снабжению и размещению на базах Хмеймим и Тартус нашей группировки вооруженных сил, сведя логистические операции к минимальным затратам. Не стоит забывать и об информировании мировых СМИ о ходе боевых действий с предоставлением эксклюзивных кадров со средств воздушной и космической разведки.

Можно ли назвать российскую АСУВ ВС РФ и несущий боевое дежурство НЦУО РФ ответом доктрине СЦВ? И да, и нет.

Проще рассмотреть это сравнение по критерию «как есть».

АСУВ АРМИИ США.

Доктрина СЦВ, стартовавшая в 1998 году, впервые на практике была применена в войне с Ираком в 2003 году. Технической основой этой доктрины стали две АСУВ армии США - система боевого планирования и управления авиацией на ТВД - ТВМСS (Theater Battle Management Core Systems ) и информационная система боевого управления FBCB2 (Force XXΙ Battle Command Brigade or Below ), охватывающая тактическое управление по иерархии «бригада-батальон-рота».

Терминалы FBCB2 размещались на борту танков, БМП, БТР, САУ, ракетных пусковых установок и многоцелевых автомобилей повышенной проходимости линейных подразделений Армии и Корпуса морской пехоты США. Они были подключены к двухуровневой сети радиосвязи, включающей воздушно-наземный сегмент EPLRS/SINCGARS и космический сегмент INMARSAT. Обмен данными осуществлялся в рамках виртуальной сети тактического Интернета.

Таким образом, командирам передовых подразделений американских дивизий на поле боя были предоставлены возможности напрямую взаимодействовать с артиллерийскими подразделениями и тактической, а в отдельных случаях и стратегической авиацией.

Действия иракской армии были практически парализованы ситуационной информированностью американских войск на ранней стадии о переброске и накапливании сил обороняющихся. Характерным примером служит операции по захвату большого моста на юго-востоке Багдада.

В отчётах предоставленных командованию армии США эта операция характеризуется как «отражение попытки ночной контратаки двух бригад Республиканской гвардии при поддержке 70 танков на предмостный плацдарм одного батальона 3-й механизированной дивизии, усиленный 10 танками Abrams и 4 БМП Bradley, в городской застройке Багдада. Наткнувшись на бомбовой удар и артиллерийский огонь еще до начала перехода в контратаку и потеряв в плотных предбоевых порядках половину состава убитыми и ранеными, иракцы вынуждены были отступить».

На самом деле АСУВ дала сбой, так как не смогла обнаружить выдвигающиеся иракские бригады своевременно. Перед началом операции разведка внимательно изучила фотографии, полученные со спутников, сообщила, что мост не охраняется и никаких войск противника в окрестностях не наблюдается. Поэтому появление иракских подразделений для американского батальона стало полной неожиданностью, задержав выполнение боевой задачи почти на сутки. Лишь абсолютное господство в воздухе и превосходство в огневой мощи спасли американцев от поражения.

В целом во время компании в Ираке объединённая АСУВ оказалась малоэффективной по причине низкой пропускной способностью информационных каналов, поэтому подразделения армии США и Корпуса морской пехоты часто переходили на традиционные средства связи. По результатам войны в Ираке АСУВ была отправлена на доработку, а до тех пор рекомендована к использованию против иррегулярных войск противника..

После войны в Ираке перспективная АСУВ прошла комплексную доработку в соответствии с программой Joint Battle Command Platform . Она включает в себя информационная стыковку систем АСУВ сухопутных войск, ПВО, авиации и военно-морского флота с помощью программного интерфейса DIB (DCGS Integrated Backbone) и оснащение их терминалами FBCB2. В космическом и воздушном сегменте завершается переход на широкополосную связь. Операции в Ливии и война в Сирии показывают направление дальнейшего совершенствования этой АСУВ на практике

В настоящее время эта система действует параллельно с мультиспектральной разведывательной сетью HART (Heterogeneous Airborne Reconnaissance Team), которая имеет летный парк БПЛА в количестве 7400 единиц.

Отдельно от АСУВ работает Кибернетическое командование США (United States Cyber Command, USCYBERCOM), которое планирует, координирует, объединяет, синхронизирует и проводит мероприятия по руководству операциями и защите компьютерных сетей министерства обороны США. Также особняком стоит Стратегическое командование Вооружённых сил США (United States Strategic Command, USSTRATCOM), которое объединяет управление стратегическими ядерными силами, ПРО и военными космические силами.

Таким образом, говорить о действующей единой автоматизированной системе управления войсками в армии США не приходится. Единственным преимуществом в управлении войсками Армии США являются спутниковые группировки глобальной космической связи INMARSAT (11 геостационарных спутников) и IRIDIUM (66 спутников, обращающихся вокруг Земли по 11 орбитам на высоте примерно 780 км), которые позволяют осуществлять оперативное стратегическое управление войсками США на большом расстоянии, минимизируя задержки прохождения информации.

АСУВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

Это первая в мире единая система управления всеми воинскими подразделениями входящими в структуру Вооруженных сил России , в том числе и ядерной триадой, реализованная в действующем Национальном центре управления обороной Российской Федерации и соответствующих центрах подчинённых органов управления: военный округ (оперативно-стратегическое командование) – армия – дивизия (бригада).

Техническую основу АСУ ВС РФ составляет автоматизированная система управления войсками (АСУВ) отечественного производства «Акация-М», которая имеет в войсках мобильный аналог (МЧ АСУ Р «Акация-М»), поставляемый на вооружении военных округов России с 2005 года. АСУВ «Акация-М» позволяет военнослужащим находиться в одном и том же информационном пространстве, как в местах постоянной дислокации (НЦУО и Центры управления войскам округов), так и при выходе в поле или в ходе боевых действий. По сути «Акация-М» - это военный аналог интернета. Программное обеспечение, на котором работает АСУВ разработано под типовые силы и средства управления, а также типовые боевые расчеты.

АСУВ «Акация-М» в сочетании с развернутыми своими мобильными вариантами обеспечивают оперативно-стратегическое и оперативное управление Вооруженными силами России.

Оперативно-тактическое и тактическое управление войсками осуществляют комплексы Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-М2» и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» .

ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» проходит обкатку и дальнейшее совершенствование в Сухопутных войсках, а ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» в войсках ВДВ. Обкатка этих комплексов проходила во время многочисленных общевойсковых учений и внезапных проверок, которые Вооруженные силы России провели в 2015 году, а также в реальных боевых условиях во время операции российских ВКС в Сирии.

Все информационные потоки от АСУВ концентрируются в «Ставке Верховного Главнокомандования» - НЦУО РФ. В ПАК НЦУО действует информационная система на базе ОС Astra Linux производства компании «РусБИТех» , а обеспечение геопространственной информацией строится на концепции территориально распределенного сбора, хранения и доставки геопространтсвенных данных (полное наименование - ЕАСО ВС РФ ГПИ) разработки Группы «Кронштадт» .

Основу Национального центра составляют три центра управления:

  • Центр управления стратегическими ядерными силами (СЯС) предназначен для управления применением ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства страны;
  • Центр боевого управления осуществляет мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализ и прогноз развития угроз для Российской Федерации или ее союзников. Он же обеспечивает управление применением Вооруженных Сил, а также войск и воинских формирований, не входящих в структуру Минобороны России;
  • Центр управления повседневной деятельностью , ведущий мониторинг всех направлений деятельности военной организации государства, касающихся всестороннего обеспечения Вооруженных Сил. Он же координирует деятельность федеральных органов власти по удовлетворению потребностей не входящих в состав Минобороны других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Следующим этапом работы предполагается масштабирование данных информационных технологий вниз по структуре вооруженных сил до штабов соединений и тактических единиц, с сохранением базовых принципов архитектуры системы и апробированных в НЦУО конкретных программно-аппаратных решений мониторинга обстановки, поддержки принятия решений и других элементов управления войсками и силами.

В ходе «полевых испытаний» во время учений и боевого применения в Сирии АСУВ ВС РФ показала следующие результаты:

  1. Была достигнута высокая оперативность информационного обмена, (сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке), повышающая скорости выполнения основных задач управления в 5-6 раз, по сравнению с неавтоматизированными системами управления.
  2. За счет постоянного сбора данных обстановки в режиме круглосуточного мониторинга, была обеспечена непрерывность работы всей АСУВ ВС РФ от оперативно-стратегического уровня (НЦУО) до уровня тактического звена (ЕСУ ТЗ) .
  3. В результате использования единых аппаратно-программных комплексов (АПК), единого программного обеспечения (в том числе для графического отображения данных обстановки) для всех уровней управления от солдата до командующего Вооруженными силами, была достигнута высокая степень унификации элементов системы управления.
  4. Была проверена живучесть АСУВ на случай выхода из строя группы АПК (штабов с АПК), которая благодаря способности АСУВ быстро восстанавливать свою работоспособность, в том числе и в распределенном режиме, показала высокую степень надежности применяемых средств и элементов комплексов.