Почему медведь так называется. Почему русских называют медведями? Смотри, объешься – живот заболит

Приёмы, способствующие развитию техники чтения у младших школьников.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся, является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Чтение - один из основных способов всестороннего развития школьников, приобретения информации.

Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда факторов, среди которых решающую роль играют: зрительный, речедвигательный, речеслуховой, смысловой. Чтобы грамотно руководить работой по формированию навыка чтения, надо понять, что чтение – это вид деятельности , для которого характерны две взаимосвязанные стороны: одна из них «находит своё выражение в движении глаз и речезвукодвигательных процессах», другая – «в движении мыслей, чувств и намерений читающего, вызванных содержанием читаемого.»* Следует знать, что и при громком, и при молчаливом чтении, как только зрительный импульс поступил в головной мозг, из него тут же посылаются сигналы в речедвигательный, артикуляторный и слуховой механизмы, которые незамедлительно приходят в действие. Чтение включает следующие компоненты: зрительное восприятие, произнесение и осмысление читаемого. По мере овладения процессом чтения у читателя происходит всё большее сближение, всё более тонкое взаимодействие между указанными компонентами. «Конечной задачей развития навыка чтения является достижене того синтеза между отдельными сторонами процесса чтения, каким характеризуется чтение опытного чтеца…» Учителю следует хорошо усвоить, что чтение - это вид речевой деятельности, в которой во взаимодействии выступают следующие компоненты: восприятие графической формы слова; перевод её в звуковую; понимание прочитанного. О процессах чтения беседую и с родителями. Они должны стать союзниками в этом сложном деле. Во время индивидуальных консультаций довожу до сведения родителей, как их ребёнок прочёл при проверке: скорость чтения, понимание прочитанного, какие ошибки допустил. Обязательно сравниваю с предыдущими его результатами, ни в коем случае не сравниваю с результатами других детей.

* «Как формировать навык чтения у младших школьников.»

Проверка выразительности чтения проводится отдельно. Чередую контроль за техникой чтения с домашними проверками, привлекаю к этой работе родителей. Например, в первом классе, дети получили такое задание (3 четверть)

1. Читай правильно:

Сладкоежка

Обсасывает

Прожорливый

Причмокивает

Объешься

2. Прочитай текст:

Медведь.

Сидит медведь – сладкоежка. Ест сладкую малину.

Чавкает, урчит, причмокивает. Не по одной ягодке срывает, а весь куст целиком обсасывает – одни веточки остаются.

Ну и жадный же ты, мишка! Ну и прожорливый!

Смотри, объешься – живот заболит.

Запиши предложение:

4. Какой медведь? Запиши ответ:

«Чтение. Работа с текстом.»

В классе обязательно проверяем и определяем максимальную скорость чтения, поддерживаем здоровый дух соревнования.

Чтение для первоклассника - это сложный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности.

Их преодоление и слияние всех элементов в сложное действие требует больших волевых усилий и значительного объёма внимания, его устойчивости.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества.

Беглость - скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется числом слов, прочитанных за единицу времени. По словарю русского языка даётся такое определение: «Беглое чтение - чтение без затруднений.» (Ожегов И. Т) Скорость чтения зависит от таких факторов:

Поля зрения и время движения глаз.

Правильность определяется, как правильное чтение, без искажений.

«Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается»*

Сознательност ь- понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.*

Выразительность - способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.*

· «Методика обучения чтению»

· ., ., « Методика преподавания русского языка в начальных классах »

Очень важно в работе над техникой чтения правильно проводить работу над исправлением и предупреждением ошибок при чтении. Учителю следует в первую очередь выявлять причины ошибочного чтения, а затем работать индивидуально.

Причинами ошибочного чтения являются:

1 Несовершенство зрительного восприятия;

Для устранения подобных ошибок, пользуюсь различными упражнениями. Упражнения включаю в читательские разминки, которые провожу на каждом уроке чтения, начиная с первого класса.

Для отработки дыхания можно использовать такое упражнение:

Дети читают пословицу, объясняют смысл, набирают воздух в лёгкие и на одном выдохе чётко выговаривая каждый слог, произносят.

На счёт один-два-три-четыре- задерживают дыхание, на счёт один-два-три-четыре - выдыхают.

Несколько секунд займёт счёт на одном дыхании, как можно дольше: один, два, три, четыре, пять…

Интересна работа с таблицей согласных: дети делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда один раз. Делают следующий вдох и на выдохе читают согласные другого ряда и т. д.

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л

Очень нравится детям разнообразная работа со скороговорками и чистоговорками.

Иногда читают без ошибок, с разной интонацией: удивление, восхищение, гнев и т. д.

На каждом уроке чтения работаем над чёткостью артикуляции звуков при любом темпе речи. Как разминочное упражнение использую игру «Сломанный телефон» Один ученик каждого ряда передаёт «на ушко» заготовленную пословицу следующему. Затем «цепочкой» передают друг другу. Задание носит соревновательный характер – в каком ряду пословица дошла в неискажённом виде. Использую также фразеологизмы. В конце игры дети каждого ряда объясняют смысл услышанной пословицы или фразеологизма.

Хорошим помощником в организации читательских разминок является занимательный материал из книги «Занимательное азбуковедение» Использую различные задания,

Особенно интересны детям игры. С целью правильного произношения звуков, укрепления интереса к чтению, проводим игру «Сломанный телефон» В каждом ряду учитель передаёт шёпотом поговорку или фразеологизм. Дети «цепочкой» передают друг другу. Победителем становится тот ряд, кто правильно и быстро восстановит фразеологизм.

В книге есть интересные упражнения для отработки дикции, постановки логического ударения. Так, в первом классе, использую на читательских разминках, пальчиковый театр. Исходя из темы урока, дети получают различные задания, например разыграть сценку, используя вежливые слова. Такой приём помогает ребёнку проявить себя, а также развивать речь, фантазию, образность мышления.

Для повышения техники чтения использую упражнения из книги Валерия Борисовича Эдигея « 1500 умных задач, чтобы стать грамотным и читать без проблем» Книга не только увлекает детей процессом чтения, но и влияет на грамотность письма. С первого класса в читательские разминки включаю задания на реконструкцию предложения

Маша живёт недалеко от колыш

Дети читают предложение про себя и восстанавливают его:

МАША ЖИВЁТ НЕДАЛЕКО ОТ ШКОЛЫ.

Валерию Борисовичу Эдигею удалось создать систему развития техники чтения. В ней основную роль играет интерес к прочтению и через него развивается скорость мыслительных процессов при чтении, познавательный интерес и скорость чтения. В книге «Чтение с увлечением» материал располагается таким образом:

Выполнение «математических действий» с буквами, результатом которых должно стать слово.

Комплекс из четырёх «зашифрованных» слов, одно из которых лишнее,

Целью заданий третьей группы является развитие способности абстрагировать, находить общее в предметах совершенно разносторонних.

Здесь в текстах второго уровня сложности «зашифрованы» словосочетания.

Читая предложение, ребёнок фиксирует в памяти каждый из его фрагментов и, только дочитав до точки, осознаёт смысл прочитанного в полном объёме.

ГА+ЗЕ+ТАК-К= ВОС+ТЮОК-Ю=

На первом этапе дети выполняют простейшие операции: вычитают из последнего слога одну букву, затем убирают из различных слогов, в первом случае - газета, а во втором - восток.

З…+… …Р=ЗАГАР Б…Г…Ж=…А+…А…

Такие задания интересны детям, особенно в первом классе.

Эти упражнения – совершенствование способности запоминать и краткосрочно фиксировать фрагменты прочитанного. Второй вид заданий включает четыре деформированных слова, одно из которых лишнее. Лишнее слово определяется после расшифровки. Объединение трёх слов в группу предполагает поиск общего признака для этихслов. Лишнее слово ребёнок записывает в пустые клетки, фиксируя на зрительном уровне найденную связь.

ИРГТ ДВЕЕМДЬ ИСАЛ ДОЛАВОЗ

Найденное детьми слово – водолаз . Огромна мыслительная деятельность детей даже на примере простейших заданий.

Упражнения третьего вида – это восстановление деформированных слов и подбор группе слов. Такие упражнения формируют умение фиксировать главные пункты текста, определять связь между ними и запоминать содержание текста.

Задания четвёртого вида предлагают зашифрованные словосочетания:

ПРОСНЁТСЯ СЕРЁЖА И НАЧИНАЕТ СВОИ ИЕЩВ КАСИТЬ, ИНОД СОНОК ЛЕЖИТ У НЕГО НА СТУЛЕ. ДРУГОЙ ОДП ЛОСТОМ. ИОНД АТОПК ПОД КРОВАТЬЮ. ДРУГОГО И В ТЕНАМОК ЕНТ. ИЩЕТ СЕРЁЖА ИОСВ ИЩЕВ КАЖДОЕ УТРО. ПОКА НАЙДЁТ – И В ОЛУШК ДАОЗПОЕТ.

Дети восстанавливают текст, читают вслух, а затем каждый в своём темпе. Тексты подобраны разные по степени сложности и по объёму. Использую их в разных классах, в читательских разминках.

В книге «Увлечение чтением» тексты познавательные, расширяют кругозор, очень интересны по содержанию. Их использую уже в третьем и четвёртом классах.

Изучив соответствующую литературу, я выбрала приемлемые для моего класса приёмы.

На каждом уроке чтения обязательными стали читательские разминки.

Это упражнения на отработку правильного дыхания.

Благодаря интересно подобранным заданиям, ребёнок увлечётся процессом чтения, а также разовьётся зрительная память.

С первого класса использую задания на реконструкцию слова в составе предложения. Затем подбираю задания на реконструкцию двух слов. А в третьем-четвёртом классах-задания на реконструкцию частично деформированного текста и полностью деформированного.

Тексты составлены так, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к чтению.

Для развития скорости и гибкости чтения(умение менять скорость чтения в зависимости от содержания), используем упражнение «Буксир» Этот приём применяю с третьего класса: читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников(80-120 слов в минуту) Дети читают тот же текст про себя. Стараясь поспеть. Также использую упражнение «Спринт», чтение с максимальной скоростью. Обязательным, на уроках чтения стал приём жужжащего чтения. Чтение, когда ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью, определяет ученика с наибольшим количеством слов.

Интересен для ребят приём чтения до первой ошибки. Ученик читает текст произведения до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно и продолжает чтение до первой ошибки и так далее. Такие упражнения формируют технику чтения, сознательное прочтение текстов.

Эффективно проводить упражнения с различными заданиями, отрабатывающими внимание: найти слова, состоящие из одного слога, с ударением, падающим на первый слог, Найти предложение с восклицательной интонацией.

Медведь - очень известное животное. Его образ присутствует с нами еще с раннего детства в виде плюшевой игрушки и героя множества народных сказок, мультфильмов, пословиц. Он очень популярен в славянской культуре.

Несмотря на свою видимую неуклюжесть, он очень силен, достаточно быстро бегает, ловко лазит по деревьям и вылавливает рыбу из водоемов. Это всеядное животное, питающееся фруктами, ягодами, насекомыми, грызунами и даже падалью. Но известно оно именно своим пристрастием к меду, что в какой-то мере и объясняет, почему же медведя назвали медведем. Многие считают, что этот хозяин леса получил свое имя из-за того, что ест мед. Так это или нет, разберемся в статье о происхождении названия медведя.

Версии происхождения названия

Почему медведя назвали медведем? Есть несколько вариантов, объясняющих название. И некоторые из них указывают на очевидный состав слова. Его первая часть - "мед" - не требует расшифровки, а вторая - "ведь" - происходит от слова "ведать", то есть "знать". Это сочетание встречается у разных народах и в различных вариациях. Например, у украинцев, у них мишка называется «ведмидь».

В народе долго бытовало поверье, будто медведь в лесу всегда идет по следу человека. Люди в лесу очень часто находят дупла с медом диких пчел, такие находки, как правило, случайны, поэтому люди их оставляют, чтобы вернуться завтра с нужными инструментами. Но, вернувшись на следующий день, они уже ничего не обнаруживают, так как следовавший за ними мишка сразу же разорил улей и полакомился медом. Отсюда и пошло название, что это зверь, который ведает, где мед.

Согласно второй версии, "медведь" - это искажение более раннего названия животного - "медоед". Его так называли, чтобы не произносить настоящего прозвища, которое для многих народов являлось табу и его не разрешалось даже упоминать. Например, у славян было поверье, что звери, если их назвать по имени, услышат и обязательно придут, именно поэтому имена опасных животных запрещалось произносить вслух. Из-за этого, кстати, многие животные утратили свои первоначальные имена, и сейчас мы их знаем только те, которые были заменителями настоящих.

Есть предположение, что самое древнее имя мишки - «орктос», которое было заимствовано у греков. Но насколько это правдивая версия, мы вряд ли сможем уже узнать.

В иностранных языках его называют «бар» или «бер», и в русском языке жилище животного называют берлога, логово бера. По всей видимости, его именно так и называли наши предки, но в разговорной речи использовали слово заменитель «медведь». Из-за суеверий и сейчас в лесу охотники не произносят его имя, а называют хозяином леса.

В поисках истины, почему медведя назвали медведем

Само слово появилось на Руси примерно в XI веке, но на самом деле это одно из многочисленных прозвищ косолапого. Многие народы, которые проживают в районах обитания этого хищника, относятся к нему очень уважительно, порой даже как к божеству. Запрет на название вслух этого животного имел место еще в ведической традиции и передавался через поколение к поколению, поэтому «медведь» имеет очень много слов замещений.

Например, в словаре Даля их 37: ломака, лесник, костоправ, лохматый, Топтыгин, мишка косолапый, микуш, Потапыч и многие другие. Интересно, что в народе медведицу именовали матухой, маткой или нарекали ее человеческими именами Аксинья, Матрена.

Лингвисты до сих пор пытаются выяснить настоящее название медведя. Они обращаются к латыни и санскриту. Так, на санскрите медведь назвался «бхрука», где «бхр» означает «браниться или ворчать». В иностранных языках название не сильно видоизменилось и сохранился корень «бер». Следует отметить, что в русском языке некоторые исследователи рассматривают связь слова "берлога" с прогерманским "беро", что значит "бурый".

Ученый Афанасьев А. Н. в результате своих исследований пришел к выводу, что название этого животного связано с отношением к нему. Например, в латыни есть слово «урсус», от которого образовалось французское «оурс», и итальянское «орсо», а в древнерусском языке есть «урс». Все эти корни означают «разрушительные способности».

Многие лингвисты уверены, что самым древним названием медведя было - «рус», которое возникло при перестановке и замены слогов «урс», то есть оно было видоизменено на «рус», такое явление можно наблюдать даже на более позднем этапе развития языка, например, медведь - ведмедь. От «рус» пошло и название страны - Русь, в которой поклонялись медведю. Но, это все лишь гипотеза, одна из многих.

Национальный символ

Медведь в нашей стране, особенно в Сибири, - это больше чем животное, это национальный символ. Древние племена, которые проживали на территории Сибири, называли его Великий Кам. В корейском языке, кстати, медведя называют «ком». С тунгусского языка «кам» переводится как "шаман" или "дух", а у айнов считается, что под шкурой медведя скрывается охотник.

До распространения христианства все ведические народы праздновали день, посвященный Великому Каму. Это праздник весны, когда он просыпается после зимней спячки и выходит из берлоги. Для того чтобы его задобрить, для него несли блины. Отсюда пришла поговорка «первый блин Каму», но со временем она обрела другой смысл.

Камов день хоть и был языческим, но стал прототипом христианского праздника - Масленицы.

Для восточных славян тоже характерен праздник «пробуждающий медведя», его отмечали 24 марта. Праздновали его с плясками в шкуре или овечьем тулупе.

Как на Руси называли медведя?

Испокон веков медведь на Руси имел множество имен: бер, берсек, хозяин, рыкарь, Михаил Потапыч, мишка, ведмедь, Кам. А на многих старинных европейских картах северная часть Руси называется Биармия. «Биар» - медведь, «ма» - земля, следовательно, Биармия - Медвежья земля.

Медведь был символом силы, он был тотемным животным многих славянских племен, являлся героем многих сказок и народных былин. Его изображение встречается на многих гербах древних русских городов.

Антропологи считают, что культ медведя был распространен от Урала и до Эльбы. В североевропейской культуре именно он является царем зверей.

Именем его называют детей, например, Михаил. В древности также нарекали детей именем Медведь (отсюда происхождение фамилии Медведев).

Имена белого медведя

Как называют белого медведя на севере? Местные народы нарекли его очень необычным именем - ошкуй. На Чукотке было распространено его называть - умкой, и известный мультик имеет вполне этнографические корни.

Вместо заключения

Итак, почему медведя назвали медведем? Существует огромное количество названий этого удивительного и величественного животного, которого очень почитали в древности славянские племена, и который до сих пор остается символом нации. Медведь ведает, где мед. Именно с таким образом сластены и сладкоежки ассоциируется это животное у всех нас с детства.

После анекдота из фильма "О чем еще говорят мужчины" про Медведева Михаила Потаповича я задумалась, почему, собственно, на Руси медведя мы называем Мишей или Михаилом. Даже имя "миша" уже, боюсь, можно писать как уменьшительное от "медведь" А ведь никакой видимой связи между словами медведь и Михаил нет. (кроме буквы М, конечно) Ваша скромная слуга спросила гугл и вот что он ответил:

Славянские народы считают что медведь произошел от человека. Думают, например, что если снять с медведя шкуру, то он выглядит, как человек. Бытует убеждение, что у медведя человечьи глаза, ступни и лапы с пальцами, как руки человека. И особенности поведения у медведя тоже человеческие: он умеет ходить на двух ногах, любит плясать под музыку, умывается и совокупляется, как люди, понимает человеческую речь и сам иногда говорит. К тому же, как и люди,он неравнодушен к мёду и водке. Он наделён разумом. Однако болгары называют медведем глупого человека. Доказательство человеческого происхождения медведя охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других зверей. Собаки знают, что медведь - обращенный человек. Бог не создал медведя, как других зверей, и в Ноевом ковчеге его не было. Медведь способен снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча, или окурить жилище его шерстью.
С медведем связан ряд календарных примет, поверий и магических действий
13 декабря. У славян - День Медведя (св.Андрей).
27 сентября. По представлению русских Сибири, медведь залегает в берлогу на Воздвиженье.
6 февраля. Среди зимы на Ксению полузимицу он переворачивается в берлоге на другой бок, а встает на Благовещение (7 апреля).
Случайная встреча с медведем в дороге служит у русских добрым предзнаменованием и сулит путнику удачу. При встрече с медведем, чтобы он не тронул, чаще всего прикидываются мёртвым, а для женщины самым верным средством считается показать ему свою грудь (от вида обнаженной женской груди медведь убегает).


Общие черты в образе медведя у славян в целом проявляются прежде всего в представлениях о человеческом происхождении медведя и его сожительстве с человеком, а также в символике плодородия, здоровья и силы.
Личные имена медведя у славян
Русские - Миша, Мишка, Мишук, Михайло Иванович, Топтыгин, Потапыч.
Украинцы - Герасим Потапович.
Болгары - Маркул.
Сербы - Мартин, стрико Mujo (дядюшка Миша).
Поляки - Bartosz (Бартош)
//otvet.mail.ru/question/9273469/

И это еще не все. Оказывается, раньше *еще раньше, товарищи * медведя славяне называли именем Бер.
Бером наши предки называли Медведя, пробудившегося от спячки раньше времени, покинувшего свою БЕРлогу, логово Бера.
Оберег – корень «бер». Бер – неуправляемый стихийный Дух, бурный, буйный, бешеный. Бером наши предки называли Медведя, пробудившегося от спячки раньше времени, покинувшего свою БЕРлогу, логово Бера. В таком состоянии медведь являл собой особую опасность, сокрушая все вокруг и превращая в безлад. Так, что запрещалось даже упоминать имя Бера, дабы не накликать беду. Слово оберег, понимается как защита от Бера. Оберег смиряет стихийный Дух, делает его ладным, приносит в жизнь Лад, порядок, красоту.
В славянской традиции защитой от Бера ведает Велес. Его называли скотьим богом, а скот с древнейших времен считался основным богатством семьи. Поэтому Велес - это бог богатства. И корень «воло» и «вло» стал составной частью слова «володеть» (владеть). С Велесом также связано и понятие «волхвы». Поэтому Велес - это еще и бог мудрости.

//howea.mybb.ru/viewtopic.php?id=51

Ежедневно, много раз в день, я произношу/пишу слово мишка . При этом, я имею ввиду не человека по имени Михаил, а медведя. Мне стало интересно - почему и когда? мы стали называть медведя мишкой? Попыталась разобраться. Пришлось начать с самого начала...


Сразу оговорюсь, что приведенные ниже цитаты спорны. Я прочитала разные дискуссии, версии. Единого истинного мнения не нашла. Невероятно всё сложно, поэтому привела лишь некоторые, который на мой взгляд дают хоть какое-то представление о том, почему медведь, которого мы часто называем мишкой, спит в логове Бера...Мой поиск был очень увлекательным и интересным. Итак!
"Берлога"
Судя по всему это должно быть Логовом Бера, так почему в нем спит Медведь? И кто такой этот Бер?
Как выяснилось, у славян слово «Бер» означало имя духа стихии. Каждому духу соответствовало какое-то животное. Беру соответствовал медведь-шатун. В разбуженном раньше срока медведе просыпался опасный дух стихии
.
-"Как появилось само слово «Бер»? Из сочетания двух звуков «б» и «р» - «бр». Произнесите громко «бр», и почувствуете, что это сочетание звуков настораживает, как бы предупреждает об опасности. «Бр» - не влезай убьет! «Бр» - не стой под падающим деревом без берета. А гласный звук «е» вставлялся между согласными, когда надо было подчеркнуть активное действие. В сочетании с будоражащим, пробуждающим «р-р-р», в слоге «ер» ощущалось активное действие. Поэтому «е» и добавлялась между согласными, чтобы его подчеркнуть. «Бер» - это активная опасность!"
-"В старину даже было такое слово «берлять» - хулиганить. Так и говорили – «Ванька по ночам опять берлять начал. Как шатун шатается по большаку»"
-"Волхвы предупреждали: берлоги медведи интуитивно образуют в особых местах, где дух Бера должен спать. Иначе, беда!"

В разных языках часто встречаются слова похожие на "бер". Приведу ещё одну интересную цитату:

- "Оригинальное же имя, судя по всему, звучало примерно как бер (бир, бур, быр, бр) . У европейских народов, не скованных предрассудками относительно тотема, оно сохранилось (ср. немецкое Bar или английское bear). В русском же последним намеком на исчезнувшее слово являются производные — существительное «берлога» (логово бера) и прилагательное «бурый» (цвет медвежьей шерсти)."
- " Английское «bear» и древнее английское «bera» («бурый») произошли из праславянского «бер» .
У нас в слове медведь ухваченная внутренняя суть – ведающий, что делать с медом, а у англичан - чисто внешний признак – бурый.

Из русского – ведающего, что делать с медом, - получился английский и немецкий «бурый» . Слово это закрепилось даже за цветом коричневый (brown). А потом, когда начали варить пиво, и оно тоже оказалось коричневым, то и пиво стали называть «beer». Практически, в честь нашего Бера.
У нас же в русском языке имя духа Бера получило развитие совсем в другом направлении.
Сберечь – не дать разбушеваться Беру. Связать его.
Оберег – спасающий от духа стихии.
Берег – оберег от моря и бурь."

Каков он русский язык - ОБЕРЕГ!




"Медведь"
В древние времена люди пользовались эвфемизмами – словами-заменителями. Истинное название зверя-божества было столь священным, что его запрещалось произносить вслух. Считалось, что если назвать зверя его именем, тут-то он и явится. Медведь - это иносказательное прозвище того самого о ком написано выше.
- "...этимологией слова медведь будет, например, объяснение его происхождения из сложения корней медв- (медв - то же, что мед, - сравни медвяный) + ???д (???д-а), что устанавливает, следовательно, за ним исконное значение ("верное значение" - etymon logos) в виде "медо-ед", "поедателя меда";.
Все просто! Но клянусь, никогда ранее я не задумывалась об этом.



Так почему же медведя мы теперь называем мишкой?
Сначала я предполагала, что это от мужского имени Миша, Михаил..Но и здесь не все так однозначно...
-"Нарицательное употребление собственных имен возникает не произвольно, а всегда обусловлено некоторыми причинами. Одна из главных — это созвучие. Имя собственное просто похоже на название какого-то предмета, животного или действия и со временем обретает в сознании пользователей языка устойчивую связь с этим явлением. «Емеля», то есть Емельян, — обычное обозначение болтуна и пустомели, потому что само это имя похоже на слова «мельница» и «молоть», которые связаны с понятием пустой болтовни.

К этой же категории относится и слово «мишка» как обозначение медведя. По мнению ученых, оно появилось на основе древнерусского «мечька»/ «мешька» — «медведь». В дальнейшем это слово в русском языке было утрачено (хотя по‑болгарски медведь и сейчас называется «мечка»), а медведя стали иногда называть полной формой имени — Михаил, Михайло, порой даже с добавлением отчества — Иванович или Потапович"

Когда иностранцу говорят о России, его воображение, помимо других ассоциаций, живо рисует медведя. Этот зверь уже давно стал нашим символом. И не только за рубежом. Образ Русского медведя можно встретить у нас самих и в живописи, и в геральдике, и в современной символике товаров и организаций. Почему медведь так популярен у нас и почему именно с ним сравнивают нас иностранцы?

Кажется, ответ лежит на поверхности: это давнишний стереотип. Его формированию положили начало «Записки о московитских делах» барона С. Герберштейна, вышедшие в 1526 году, и последовавшие за ними многочисленные карикатуры, изображающие Россию в виде глупого и злого медведя. В «Записках…» «правдивый» барон пишет, что по улицам русских селений и городов ходят медведи, а в голодное зимнее время они вламываются в дома и нападают на людей. И эти сведения так полюбились неразборчивой западной публике, что барону вторили многие писатели на протяжении столетий.

Но на деле с этим стереотипом всё сложнее. И «Записки…» барона повлияли на его формирование не самым главным образом. Конечно, на Руси скоморохи всегда водили с собой дрессированных медведей. Но ведь и в Индии на улицах до сих пор можно увидеть и слонов, и коров, и обезьян. А называть индусов этими животными никому не приходит в голову. Значит, ответ искать нужно глубже… в психологии людей.

«Да вы сами виноваты!»

Стереотип – вещь мощная. Он, как предрассудок, даёт человеку шаблон представлений, рождается быстро и легко, а вот разрушается долго, трудно. Особенно стойки негативные стереотипы. Поэтому мы для Запада долго ещё будем (а, может, и вечно) медвежьей страной.

Негативен ли образ Русского медведя? В глазах иностранцев – да. Рассмотрите старые зарубежные офорты, гравюры и иллюстрации по этому поводу. Россия-медведь на них – просто глыба тупой силы, неуправляемый агрессивный зверь, символ отсталости, неграмотности, жестокости и всего худшего, что есть в человеке. Можно только руками разводить, откуда они взяли о нас такое представление? Чем-чем, а вот агрессией и жестокостью, например, Россия никогда особенно не отличалась. Так в чём же дело?



По-моему, привычка сравнивать русских с медведем возникла по двум причинам.

Первая причина. На Руси с незапамятных времён существовал культ медведя (подробнее об этом речь пойдёт в конце статьи). Он пришёл к нашим предкам из зоолатрии – ранней формы религии, обожествляющей животных – людей каменного века. Этот зверь был тотемом праславян. А у славян образ медведя трансформировался в бога домашнего скота Велеса. Доказательством этому может служить факт, что одна ипостась Велеса – медведь.

Но и после формирования самобытной религии, и даже после прихода христианства, почитание медведя сохранилось. Его уважали, почти что приравнивали к богам, считали своим покровителем и оставляли ему в лесу подношения и подарки. Ведь жизнь большинства русских народов протекала в лесу. А медведь – самый сильный зверь, хозяина леса.


Чтобы обратить на себя милость своего тотема-покровителя – медведя, его изображения наносились на боевые щиты, паруса ладей, вышивали его символические обозначения на одежде. Также он был излюбленным персонажем на праздниках ряжений. Некоторые княжеские дружины назвали себя медведями – чтобы подчеркнуть свою силу и неустрашимость. Из-за частого упоминания этого зверя иноземные купцы и путешественники стали нарицательно называть русских медведями. А потом это вошло в традицию.

Вторая причина. Что ни говори, но Русь с самого своего начала была сильным, независимым и большим государством. Были времена упадка и раздробленности, но даже тогда никто не мог сломить её. Эта жизнестойкость, свободолюбие и патриотизм всегда вызывали уважение, трепет и даже страх у окружающих соседей.

Европейские соседи, похоже, кроме страха ничего не испытывали. Если проследить их историю, то они всегда были маленькими или небольшими государствами, постоянно воюющими друг с другом. После покорения Европы Римской империей в начале нашей эры, они утвердились во мнении, что любое большое, единое и сильное государство есть угроза для маленьких стран. Поэтому страх перед сильным у европейцев в крови.

Когда индивид не может справиться с какими-то сильными эмоциями, он вытесняет их из своего сознания другими, не менее сильными, но не травмирующими его. Такой процесс психологи называют замещением. Например, ребёнок может ненавидеть своего отца, чтобы не бояться его.


Также и европейцам легче презирать Россию, чем бояться её. И чем сильнее страх, тем сильнее презрение. А в выказывании своего презрения все средства хороши – от карикатур, до животных прозвищ. Но почему медведь? Ответ прост. Он вызывает у человека сходные чувства – смесь страха с уважением. Этот зверь такой же большой и сильный, основательный и неторопливый, миролюбивый, но яростный, если его потревожить.

Славянский характер

В России образ медведя так же популярен, как и за границей. Как было выше сказано, этого зверя наши предки почитали всегда. И хотя в фольклоре он может показаться нам неуклюжем и тугоумным персонажем, в народном сознании медведь – олицетворение силы, спокойствия и уверенности.

Наши предки так долго жили бок о бок с медведем, что в нашем сознании сложился и до сих пор жив архетипический образ медведя. Он частый персонаж народных сказок («Теремок», «Колобок», «Медведь и Лиса» и т.д.), басен и литературных произведений (Н.И. Сладков «Медвежий характер», К. И. Чуковский «Краденое солнце» и другие), живописи. Даже сейчас этот архетип популярен, и образ медведя найдётся в геральдике областей и в символике спорта и политических организаций.


На Руси на любые празденства кто-нибудь обязательно наряжался медведем, молодожёны проводили свадебный обряд, сидя на медвежьей шкуре, в барских домах часто бывали ручные медвежата. Из уважения наши предки называли его Топтыгин, Потапыч или ласково мишкой. Также они считали его своим предком, а позднее заколдованным человеком или грешником.

Чем же медведь покорил воображение славян? Его поведение и некоторые черты облика напоминают человека: медведь может ходить на ногах, лазать по деревьям и плавать, кормить грудью и нянчить своих детёнышей, кряхтеть как старый дед, а его следы похожи на отпечатки босых ног человека. Даже характером он похож на русского человека: добродушный, спокойный, медлительный и всю зиму проводит в спячке. Наверное, поэтому медведь так прочно вошёл в нашу ментальность.

Но это не все причины любви славян к медведю. Он олицетворял необыкновенную силу, тайные знания и находчивость. По древнему преданию, эти качества переходили к тому, кто победит дикого медведя в поединке. Но для русского человека с широкой душой было интереснее приручить, а не победить этого страшного зверя.


В 2009 году в Америке прошёл социологический опрос «Медведь как символ России». По его результатам почти 80% респондентов выделили агрессивность и жестокость как самые главные качества Русского медведя. А как вы воспринимаете наш символ?