Почему медведя мы называем мишкой? Почему медведя назвали медведем? Версии происхождения названия медведя

Приёмы, способствующие развитию техники чтения у младших школьников.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся, является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Чтение - один из основных способов всестороннего развития школьников, приобретения информации.

Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда факторов, среди которых решающую роль играют: зрительный, речедвигательный, речеслуховой, смысловой. Чтобы грамотно руководить работой по формированию навыка чтения, надо понять, что чтение – это вид деятельности , для которого характерны две взаимосвязанные стороны: одна из них «находит своё выражение в движении глаз и речезвукодвигательных процессах», другая – «в движении мыслей, чувств и намерений читающего, вызванных содержанием читаемого.»* Следует знать, что и при громком, и при молчаливом чтении, как только зрительный импульс поступил в головной мозг, из него тут же посылаются сигналы в речедвигательный, артикуляторный и слуховой механизмы, которые незамедлительно приходят в действие. Чтение включает следующие компоненты: зрительное восприятие, произнесение и осмысление читаемого. По мере овладения процессом чтения у читателя происходит всё большее сближение, всё более тонкое взаимодействие между указанными компонентами. «Конечной задачей развития навыка чтения является достижене того синтеза между отдельными сторонами процесса чтения, каким характеризуется чтение опытного чтеца…» Учителю следует хорошо усвоить, что чтение - это вид речевой деятельности, в которой во взаимодействии выступают следующие компоненты: восприятие графической формы слова; перевод её в звуковую; понимание прочитанного. О процессах чтения беседую и с родителями. Они должны стать союзниками в этом сложном деле. Во время индивидуальных консультаций довожу до сведения родителей, как их ребёнок прочёл при проверке: скорость чтения, понимание прочитанного, какие ошибки допустил. Обязательно сравниваю с предыдущими его результатами, ни в коем случае не сравниваю с результатами других детей.

* «Как формировать навык чтения у младших школьников.»

Проверка выразительности чтения проводится отдельно. Чередую контроль за техникой чтения с домашними проверками, привлекаю к этой работе родителей. Например, в первом классе, дети получили такое задание (3 четверть)

1. Читай правильно:

Сладкоежка

Обсасывает

Прожорливый

Причмокивает

Объешься

2. Прочитай текст:

Медведь.

Сидит медведь – сладкоежка. Ест сладкую малину.

Чавкает, урчит, причмокивает. Не по одной ягодке срывает, а весь куст целиком обсасывает – одни веточки остаются.

Ну и жадный же ты, мишка! Ну и прожорливый!

Смотри, объешься – живот заболит.

Запиши предложение:

4. Какой медведь? Запиши ответ:

«Чтение. Работа с текстом.»

В классе обязательно проверяем и определяем максимальную скорость чтения, поддерживаем здоровый дух соревнования.

Чтение для первоклассника - это сложный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности.

Их преодоление и слияние всех элементов в сложное действие требует больших волевых усилий и значительного объёма внимания, его устойчивости.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества.

Беглость - скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется числом слов, прочитанных за единицу времени. По словарю русского языка даётся такое определение: «Беглое чтение - чтение без затруднений.» (Ожегов И. Т) Скорость чтения зависит от таких факторов:

Поля зрения и время движения глаз.

Правильность определяется, как правильное чтение, без искажений.

«Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается»*

Сознательност ь- понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.*

Выразительность - способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.*

· «Методика обучения чтению»

· ., ., « Методика преподавания русского языка в начальных классах »

Очень важно в работе над техникой чтения правильно проводить работу над исправлением и предупреждением ошибок при чтении. Учителю следует в первую очередь выявлять причины ошибочного чтения, а затем работать индивидуально.

Причинами ошибочного чтения являются:

1 Несовершенство зрительного восприятия;

Для устранения подобных ошибок, пользуюсь различными упражнениями. Упражнения включаю в читательские разминки, которые провожу на каждом уроке чтения, начиная с первого класса.

Для отработки дыхания можно использовать такое упражнение:

Дети читают пословицу, объясняют смысл, набирают воздух в лёгкие и на одном выдохе чётко выговаривая каждый слог, произносят.

На счёт один-два-три-четыре- задерживают дыхание, на счёт один-два-три-четыре - выдыхают.

Несколько секунд займёт счёт на одном дыхании, как можно дольше: один, два, три, четыре, пять…

Интересна работа с таблицей согласных: дети делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда один раз. Делают следующий вдох и на выдохе читают согласные другого ряда и т. д.

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л

Очень нравится детям разнообразная работа со скороговорками и чистоговорками.

Иногда читают без ошибок, с разной интонацией: удивление, восхищение, гнев и т. д.

На каждом уроке чтения работаем над чёткостью артикуляции звуков при любом темпе речи. Как разминочное упражнение использую игру «Сломанный телефон» Один ученик каждого ряда передаёт «на ушко» заготовленную пословицу следующему. Затем «цепочкой» передают друг другу. Задание носит соревновательный характер – в каком ряду пословица дошла в неискажённом виде. Использую также фразеологизмы. В конце игры дети каждого ряда объясняют смысл услышанной пословицы или фразеологизма.

Хорошим помощником в организации читательских разминок является занимательный материал из книги «Занимательное азбуковедение» Использую различные задания,

Особенно интересны детям игры. С целью правильного произношения звуков, укрепления интереса к чтению, проводим игру «Сломанный телефон» В каждом ряду учитель передаёт шёпотом поговорку или фразеологизм. Дети «цепочкой» передают друг другу. Победителем становится тот ряд, кто правильно и быстро восстановит фразеологизм.

В книге есть интересные упражнения для отработки дикции, постановки логического ударения. Так, в первом классе, использую на читательских разминках, пальчиковый театр. Исходя из темы урока, дети получают различные задания, например разыграть сценку, используя вежливые слова. Такой приём помогает ребёнку проявить себя, а также развивать речь, фантазию, образность мышления.

Для повышения техники чтения использую упражнения из книги Валерия Борисовича Эдигея « 1500 умных задач, чтобы стать грамотным и читать без проблем» Книга не только увлекает детей процессом чтения, но и влияет на грамотность письма. С первого класса в читательские разминки включаю задания на реконструкцию предложения

Маша живёт недалеко от колыш

Дети читают предложение про себя и восстанавливают его:

МАША ЖИВЁТ НЕДАЛЕКО ОТ ШКОЛЫ.

Валерию Борисовичу Эдигею удалось создать систему развития техники чтения. В ней основную роль играет интерес к прочтению и через него развивается скорость мыслительных процессов при чтении, познавательный интерес и скорость чтения. В книге «Чтение с увлечением» материал располагается таким образом:

Выполнение «математических действий» с буквами, результатом которых должно стать слово.

Комплекс из четырёх «зашифрованных» слов, одно из которых лишнее,

Целью заданий третьей группы является развитие способности абстрагировать, находить общее в предметах совершенно разносторонних.

Здесь в текстах второго уровня сложности «зашифрованы» словосочетания.

Читая предложение, ребёнок фиксирует в памяти каждый из его фрагментов и, только дочитав до точки, осознаёт смысл прочитанного в полном объёме.

ГА+ЗЕ+ТАК-К= ВОС+ТЮОК-Ю=

На первом этапе дети выполняют простейшие операции: вычитают из последнего слога одну букву, затем убирают из различных слогов, в первом случае - газета, а во втором - восток.

З…+… …Р=ЗАГАР Б…Г…Ж=…А+…А…

Такие задания интересны детям, особенно в первом классе.

Эти упражнения – совершенствование способности запоминать и краткосрочно фиксировать фрагменты прочитанного. Второй вид заданий включает четыре деформированных слова, одно из которых лишнее. Лишнее слово определяется после расшифровки. Объединение трёх слов в группу предполагает поиск общего признака для этихслов. Лишнее слово ребёнок записывает в пустые клетки, фиксируя на зрительном уровне найденную связь.

ИРГТ ДВЕЕМДЬ ИСАЛ ДОЛАВОЗ

Найденное детьми слово – водолаз . Огромна мыслительная деятельность детей даже на примере простейших заданий.

Упражнения третьего вида – это восстановление деформированных слов и подбор группе слов. Такие упражнения формируют умение фиксировать главные пункты текста, определять связь между ними и запоминать содержание текста.

Задания четвёртого вида предлагают зашифрованные словосочетания:

ПРОСНЁТСЯ СЕРЁЖА И НАЧИНАЕТ СВОИ ИЕЩВ КАСИТЬ, ИНОД СОНОК ЛЕЖИТ У НЕГО НА СТУЛЕ. ДРУГОЙ ОДП ЛОСТОМ. ИОНД АТОПК ПОД КРОВАТЬЮ. ДРУГОГО И В ТЕНАМОК ЕНТ. ИЩЕТ СЕРЁЖА ИОСВ ИЩЕВ КАЖДОЕ УТРО. ПОКА НАЙДЁТ – И В ОЛУШК ДАОЗПОЕТ.

Дети восстанавливают текст, читают вслух, а затем каждый в своём темпе. Тексты подобраны разные по степени сложности и по объёму. Использую их в разных классах, в читательских разминках.

В книге «Увлечение чтением» тексты познавательные, расширяют кругозор, очень интересны по содержанию. Их использую уже в третьем и четвёртом классах.

Изучив соответствующую литературу, я выбрала приемлемые для моего класса приёмы.

На каждом уроке чтения обязательными стали читательские разминки.

Это упражнения на отработку правильного дыхания.

Благодаря интересно подобранным заданиям, ребёнок увлечётся процессом чтения, а также разовьётся зрительная память.

С первого класса использую задания на реконструкцию слова в составе предложения. Затем подбираю задания на реконструкцию двух слов. А в третьем-четвёртом классах-задания на реконструкцию частично деформированного текста и полностью деформированного.

Тексты составлены так, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к чтению.

Для развития скорости и гибкости чтения(умение менять скорость чтения в зависимости от содержания), используем упражнение «Буксир» Этот приём применяю с третьего класса: читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников(80-120 слов в минуту) Дети читают тот же текст про себя. Стараясь поспеть. Также использую упражнение «Спринт», чтение с максимальной скоростью. Обязательным, на уроках чтения стал приём жужжащего чтения. Чтение, когда ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью, определяет ученика с наибольшим количеством слов.

Интересен для ребят приём чтения до первой ошибки. Ученик читает текст произведения до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно и продолжает чтение до первой ошибки и так далее. Такие упражнения формируют технику чтения, сознательное прочтение текстов.

Эффективно проводить упражнения с различными заданиями, отрабатывающими внимание: найти слова, состоящие из одного слога, с ударением, падающим на первый слог, Найти предложение с восклицательной интонацией.

Ежедневно, много раз в день, я произношу/пишу слово мишка . При этом, я имею ввиду не человека по имени Михаил, а медведя. Мне стало интересно - почему и когда? мы стали называть медведя мишкой? Попыталась разобраться. Пришлось начать с самого начала...


Сразу оговорюсь, что приведенные ниже цитаты спорны. Я прочитала разные дискуссии, версии. Единого истинного мнения не нашла. Невероятно всё сложно, поэтому привела лишь некоторые, который на мой взгляд дают хоть какое-то представление о том, почему медведь, которого мы часто называем мишкой, спит в логове Бера...Мой поиск был очень увлекательным и интересным. Итак!
"Берлога"
Судя по всему это должно быть Логовом Бера, так почему в нем спит Медведь? И кто такой этот Бер?
Как выяснилось, у славян слово «Бер» означало имя духа стихии. Каждому духу соответствовало какое-то животное. Беру соответствовал медведь-шатун. В разбуженном раньше срока медведе просыпался опасный дух стихии
.
-"Как появилось само слово «Бер»? Из сочетания двух звуков «б» и «р» - «бр». Произнесите громко «бр», и почувствуете, что это сочетание звуков настораживает, как бы предупреждает об опасности. «Бр» - не влезай убьет! «Бр» - не стой под падающим деревом без берета. А гласный звук «е» вставлялся между согласными, когда надо было подчеркнуть активное действие. В сочетании с будоражащим, пробуждающим «р-р-р», в слоге «ер» ощущалось активное действие. Поэтому «е» и добавлялась между согласными, чтобы его подчеркнуть. «Бер» - это активная опасность!"
-"В старину даже было такое слово «берлять» - хулиганить. Так и говорили – «Ванька по ночам опять берлять начал. Как шатун шатается по большаку»"
-"Волхвы предупреждали: берлоги медведи интуитивно образуют в особых местах, где дух Бера должен спать. Иначе, беда!"

В разных языках часто встречаются слова похожие на "бер". Приведу ещё одну интересную цитату:

- "Оригинальное же имя, судя по всему, звучало примерно как бер (бир, бур, быр, бр) . У европейских народов, не скованных предрассудками относительно тотема, оно сохранилось (ср. немецкое Bar или английское bear). В русском же последним намеком на исчезнувшее слово являются производные — существительное «берлога» (логово бера) и прилагательное «бурый» (цвет медвежьей шерсти)."
- " Английское «bear» и древнее английское «bera» («бурый») произошли из праславянского «бер» .
У нас в слове медведь ухваченная внутренняя суть – ведающий, что делать с медом, а у англичан - чисто внешний признак – бурый.

Из русского – ведающего, что делать с медом, - получился английский и немецкий «бурый» . Слово это закрепилось даже за цветом коричневый (brown). А потом, когда начали варить пиво, и оно тоже оказалось коричневым, то и пиво стали называть «beer». Практически, в честь нашего Бера.
У нас же в русском языке имя духа Бера получило развитие совсем в другом направлении.
Сберечь – не дать разбушеваться Беру. Связать его.
Оберег – спасающий от духа стихии.
Берег – оберег от моря и бурь."

Каков он русский язык - ОБЕРЕГ!




"Медведь"
В древние времена люди пользовались эвфемизмами – словами-заменителями. Истинное название зверя-божества было столь священным, что его запрещалось произносить вслух. Считалось, что если назвать зверя его именем, тут-то он и явится. Медведь - это иносказательное прозвище того самого о ком написано выше.
- "...этимологией слова медведь будет, например, объяснение его происхождения из сложения корней медв- (медв - то же, что мед, - сравни медвяный) + ???д (???д-а), что устанавливает, следовательно, за ним исконное значение ("верное значение" - etymon logos) в виде "медо-ед", "поедателя меда";.
Все просто! Но клянусь, никогда ранее я не задумывалась об этом.



Так почему же медведя мы теперь называем мишкой?
Сначала я предполагала, что это от мужского имени Миша, Михаил..Но и здесь не все так однозначно...
-"Нарицательное употребление собственных имен возникает не произвольно, а всегда обусловлено некоторыми причинами. Одна из главных — это созвучие. Имя собственное просто похоже на название какого-то предмета, животного или действия и со временем обретает в сознании пользователей языка устойчивую связь с этим явлением. «Емеля», то есть Емельян, — обычное обозначение болтуна и пустомели, потому что само это имя похоже на слова «мельница» и «молоть», которые связаны с понятием пустой болтовни.

К этой же категории относится и слово «мишка» как обозначение медведя. По мнению ученых, оно появилось на основе древнерусского «мечька»/ «мешька» — «медведь». В дальнейшем это слово в русском языке было утрачено (хотя по‑болгарски медведь и сейчас называется «мечка»), а медведя стали иногда называть полной формой имени — Михаил, Михайло, порой даже с добавлением отчества — Иванович или Потапович"

Когда иностранцу говорят о России, его воображение, помимо других ассоциаций, живо рисует медведя. Этот зверь уже давно стал нашим символом. И не только за рубежом. Образ Русского медведя можно встретить у нас самих и в живописи, и в геральдике, и в современной символике товаров и организаций. Почему медведь так популярен у нас и почему именно с ним сравнивают нас иностранцы?

Кажется, ответ лежит на поверхности: это давнишний стереотип. Его формированию положили начало «Записки о московитских делах» барона С. Герберштейна, вышедшие в 1526 году, и последовавшие за ними многочисленные карикатуры, изображающие Россию в виде глупого и злого медведя. В «Записках…» «правдивый» барон пишет, что по улицам русских селений и городов ходят медведи, а в голодное зимнее время они вламываются в дома и нападают на людей. И эти сведения так полюбились неразборчивой западной публике, что барону вторили многие писатели на протяжении столетий.

Но на деле с этим стереотипом всё сложнее. И «Записки…» барона повлияли на его формирование не самым главным образом. Конечно, на Руси скоморохи всегда водили с собой дрессированных медведей. Но ведь и в Индии на улицах до сих пор можно увидеть и слонов, и коров, и обезьян. А называть индусов этими животными никому не приходит в голову. Значит, ответ искать нужно глубже… в психологии людей.

«Да вы сами виноваты!»

Стереотип – вещь мощная. Он, как предрассудок, даёт человеку шаблон представлений, рождается быстро и легко, а вот разрушается долго, трудно. Особенно стойки негативные стереотипы. Поэтому мы для Запада долго ещё будем (а, может, и вечно) медвежьей страной.

Негативен ли образ Русского медведя? В глазах иностранцев – да. Рассмотрите старые зарубежные офорты, гравюры и иллюстрации по этому поводу. Россия-медведь на них – просто глыба тупой силы, неуправляемый агрессивный зверь, символ отсталости, неграмотности, жестокости и всего худшего, что есть в человеке. Можно только руками разводить, откуда они взяли о нас такое представление? Чем-чем, а вот агрессией и жестокостью, например, Россия никогда особенно не отличалась. Так в чём же дело?



По-моему, привычка сравнивать русских с медведем возникла по двум причинам.

Первая причина. На Руси с незапамятных времён существовал культ медведя (подробнее об этом речь пойдёт в конце статьи). Он пришёл к нашим предкам из зоолатрии – ранней формы религии, обожествляющей животных – людей каменного века. Этот зверь был тотемом праславян. А у славян образ медведя трансформировался в бога домашнего скота Велеса. Доказательством этому может служить факт, что одна ипостась Велеса – медведь.

Но и после формирования самобытной религии, и даже после прихода христианства, почитание медведя сохранилось. Его уважали, почти что приравнивали к богам, считали своим покровителем и оставляли ему в лесу подношения и подарки. Ведь жизнь большинства русских народов протекала в лесу. А медведь – самый сильный зверь, хозяина леса.


Чтобы обратить на себя милость своего тотема-покровителя – медведя, его изображения наносились на боевые щиты, паруса ладей, вышивали его символические обозначения на одежде. Также он был излюбленным персонажем на праздниках ряжений. Некоторые княжеские дружины назвали себя медведями – чтобы подчеркнуть свою силу и неустрашимость. Из-за частого упоминания этого зверя иноземные купцы и путешественники стали нарицательно называть русских медведями. А потом это вошло в традицию.

Вторая причина. Что ни говори, но Русь с самого своего начала была сильным, независимым и большим государством. Были времена упадка и раздробленности, но даже тогда никто не мог сломить её. Эта жизнестойкость, свободолюбие и патриотизм всегда вызывали уважение, трепет и даже страх у окружающих соседей.

Европейские соседи, похоже, кроме страха ничего не испытывали. Если проследить их историю, то они всегда были маленькими или небольшими государствами, постоянно воюющими друг с другом. После покорения Европы Римской империей в начале нашей эры, они утвердились во мнении, что любое большое, единое и сильное государство есть угроза для маленьких стран. Поэтому страх перед сильным у европейцев в крови.

Когда индивид не может справиться с какими-то сильными эмоциями, он вытесняет их из своего сознания другими, не менее сильными, но не травмирующими его. Такой процесс психологи называют замещением. Например, ребёнок может ненавидеть своего отца, чтобы не бояться его.


Также и европейцам легче презирать Россию, чем бояться её. И чем сильнее страх, тем сильнее презрение. А в выказывании своего презрения все средства хороши – от карикатур, до животных прозвищ. Но почему медведь? Ответ прост. Он вызывает у человека сходные чувства – смесь страха с уважением. Этот зверь такой же большой и сильный, основательный и неторопливый, миролюбивый, но яростный, если его потревожить.

Славянский характер

В России образ медведя так же популярен, как и за границей. Как было выше сказано, этого зверя наши предки почитали всегда. И хотя в фольклоре он может показаться нам неуклюжем и тугоумным персонажем, в народном сознании медведь – олицетворение силы, спокойствия и уверенности.

Наши предки так долго жили бок о бок с медведем, что в нашем сознании сложился и до сих пор жив архетипический образ медведя. Он частый персонаж народных сказок («Теремок», «Колобок», «Медведь и Лиса» и т.д.), басен и литературных произведений (Н.И. Сладков «Медвежий характер», К. И. Чуковский «Краденое солнце» и другие), живописи. Даже сейчас этот архетип популярен, и образ медведя найдётся в геральдике областей и в символике спорта и политических организаций.


На Руси на любые празденства кто-нибудь обязательно наряжался медведем, молодожёны проводили свадебный обряд, сидя на медвежьей шкуре, в барских домах часто бывали ручные медвежата. Из уважения наши предки называли его Топтыгин, Потапыч или ласково мишкой. Также они считали его своим предком, а позднее заколдованным человеком или грешником.

Чем же медведь покорил воображение славян? Его поведение и некоторые черты облика напоминают человека: медведь может ходить на ногах, лазать по деревьям и плавать, кормить грудью и нянчить своих детёнышей, кряхтеть как старый дед, а его следы похожи на отпечатки босых ног человека. Даже характером он похож на русского человека: добродушный, спокойный, медлительный и всю зиму проводит в спячке. Наверное, поэтому медведь так прочно вошёл в нашу ментальность.

Но это не все причины любви славян к медведю. Он олицетворял необыкновенную силу, тайные знания и находчивость. По древнему преданию, эти качества переходили к тому, кто победит дикого медведя в поединке. Но для русского человека с широкой душой было интереснее приручить, а не победить этого страшного зверя.


В 2009 году в Америке прошёл социологический опрос «Медведь как символ России». По его результатам почти 80% респондентов выделили агрессивность и жестокость как самые главные качества Русского медведя. А как вы воспринимаете наш символ?

Во всем Северном полушарии, наверное, не найдется человека, который не знал бы медведя. Большинству этот зверь знаком с колыбели: нередко первая игрушка ребёнка – это медвежонок. Знаком медведь и по старым русским сказкам, басням и поговоркам, в которых он – один из главных героев. Часто возникает вопрос, а почему этого дикого лесного зверя назвали медведем?

Нет сомнений, что слово «медведь» состоит из двух частей. Первая часть – это «мёд», с давних пор известный человеку продукт, вырабатываемый и запасаемый пчёлами. Вторая часть – «ведь» — происходит от слова «ведать», то есть «знать». Выходит, что медведь – это зверь, «ведающий мёдом» или «знающий место нахождения мёда». Интересно, что у других народов, соседствующих с Россией, название этого зверя составлено из тех же слов, иногда, правда, в другом порядке. Так украинцы называют зверя «ведмiдь», белорусы «мядзведзь». Болгары тоже связывают его название с мёдом.

Так почему же всё-таки медведя назвали «медведем»? Если немного пофантазировать, не отступая от истины, можно предположить, что причиной была не только любовь зверя к мёду, но и свойственное ему любопытство. Известно, что медведь, зверь по своей природе очень осторожный и сообразительный, встретив в лесу свежий след человека, не преминет пройти по нему, чтобы выяснить, что делал в его угодьях непрошеный гость. Такой уж это любознательный зверь. Теперь вообразим, что охотник, бродя по лесу, мог наткнуться на дерево с дуплом диких пчёл. Находка редкая, но желанная. Прикинул человек, сколько можно добыть мёда, и заметил место. Через день-два он с товарищами, с посудой, топорами и пилами является за мёдом. А мёда уже нет. Дерево раскрошено, дупло разбито, мёд вместе с сотами выеден, кругом вьются злые осиротелые пчёлы. По следам видно — медведь был. Такая история могла повториться не раз и не два и навести людей на мысль, что лес-это пасека звериная, где все пчёлы на учете. Возможно, люди рассуждали так: заметит, мол, зверь, что человек на его пасеке пчёл обнаружил, и спешит мёд уничтожить, чтобы добро чужому не досталось. После этого и стали называть лесного зверя «медведем», то есть зверем, знающем, где находится мёд. Невдомёк было человеку, что он сам своим следом приводит зверя к дуплу пчёл.

Слово «медведь» встречается в древнерусском языке с XI века. Однако знали зверя много раньше: изображение пещерного медведя известны ещё по наскальной живописи. С тех далёких времён сохранилось много названий и прозвищ, который человек присваивал медведю.

Знакомясь с повадками медведя, люди с давних пор удивлялись силе и сообразительности зверя: говорили, что у него «силы на десятерых, а ума на дюжину»; уверяли, что если бы у зверя на передних лапах был «супротивный» палец, он мог бы удерживать «в руках» разные предметы и во многом превзошел бы человека.

В народе до настоящего времени сохранилось двойственное отношение к медведю: с одной стороны — почтение, а с другой — страх. В глухих уголках Сибири охотники с давних пор, чтобы не накликать беду, называли медведя иносказательно: он, сам, хозяин леса, черный зверь или просто зверь. До середины XIX века на медвежьей охоте применяли не очень надёжное оружие — рогатину, кремневые и шомпольные ружья. Бывали случаи, когда охотник попадал в лапы медведю, и дело кончалось трагически. Видимо, тогда хищник и получил такие прозвища, как лапистый зверь, ломыга, бурило, костоправ, косматый чёрт, чёрная немочь и другие.

В Средней России к западу от Уральских гор медведь, по отношению к человеку всегда был менее агрессивен, и называли его по-иному. В малолесных полупромышленных районах, где люди знали медведя больше понаслышке, в нём видели добродушного и миролюбивого зверя и давали ему безобидные, вызывающие симпатию имена: Михаил Иванович, Топтыгин, Косолапый, Медведь-батюшка, Дедушка. Охотники и жители лесных районов ближе сталкивались с медведем и считали его опасным, не предсказуемым зверем, способным легко переходить от добродушия к раздражению, а иногда и к внезапному нападению. Они знали, что медведь может и скотину «заломать», и пасеку разорить, и овёс вытоптать, если поле близко к опушке леса. В таких местах медведя называли скотинником, стервятником, овсянником, бортовиком (от слова «борть», то есть пчелиный улей) или вообще пакостником.

Многие народные названия медведя, основанные на повадках и характере зверя, исключительно удачны. В некоторых местах Сибири медведя называют босоногим стариком, видимо, потому, что отпечаток его задней лапы напоминает след босой ноги человека, но с широкой стопой и узкой пяткой. Кстати сказать, у человека тоже бывают « медвежья стопа», то есть плоскостопие. Не зря медведя называют и косолапым: при ходьбе он действительно «косолапит»: носки его лап смотрят внутрь, а пятки наружу. Название Топтыгин, по-видимому, тоже как-то связано со сходством стопы медведя и человека (топтать, топтаться).

Молодой медведь-годовик, который перезимовал в берлоге с матерью, у охотников называется лончак. По составителю толкового словаря В.И.Далю, это слово происходит от старинного выражения лони (лонись, лонясь, лонысь), означающего «в прошедшем году». Раньше лончаком называли любое первогодовалое животное.

В народе, да нередко и в популярной литературе, годовалого медведя называют пестуном, от старинного слова пестовать, то есть нянчить. Дело в том, что иногда в выводке медвежат-сеголеток можно встретить медвежонка-годовика. Объясняли это тем, что медведица будто бы оставляет при себе одного детёныша из прошлого выводка в качестве няньки будущих медвежат. Однако подобное маловероятно, так как медведица приносит потомство один раз в два-три года, следовательно, когда у неё появляются новые медвежата, детям её уже два- два с половиной года и в «няньки» они не годятся. По-видимому, уже в первое лето к медведице с выводком мог пристать одинокий чужой медвежонок-годовичок (лончак), по какой либо причине отбившийся от семьи или потерявший мать. Его-то и стали называть пестуном.

Медведя, недостаточно ожиревшего к осени и по этой причине не залёгшего на зиму в берлогу, называют шатуном. Шатуны чаще бывают в Сибири, особенно в годы неурожая основного нажировочного корма медведя – кедрового ореха. К западу от Урала, где у медведя в основном травяно-ягодное питание, шатуны – явление редкое. Бескормица для медведя губительно: если, бродя по глубокому снегу, истощенный шатун не найдёт падаль или не добудет крупного зверя, до весны он не доживёт.

Сельские жители и охотники лесных районов Нечерноземья крупных и смелых медведей, нападающих на скот, называют стервятниками, а мелких, питающихся растениями и насекомыми, — муравьятниками. Считают даже, что это два разных вида. В действительности различие в характере и размерах взрослых зверей, обитающих в одной местности, зависит от условий, сложившихся в год их рождения. Например, если медведица принесёт двух или трёх медвежат в неурожайный на корма год или, что ещё хуже, если медвежата в первое же лето потеряют мать и будут вынуждены перейти к самостоятельному образу жизни, они, как недокормыши, навсегда останутся недомерками. – наоборот, если у медведицы родится один детёныш и это совпадёт с урожаем ягод и других кормов, медвежонок хорошо развивается и вырастает крупным смелым зверем.

У медведя немало и региональных названий, связанных с особенностями питания. Например, на Камчатке и в некоторых районах Тихоокеанского побережья его называют рыбоед; на востоке Якутии, где медведь часто добывает сусликов, раскапывая их норы, у местного населения он именуется сусленником, а чаще евражкоедом; тянь-шаньского белокоготного медведя называют пищухоедом, на Малом Кавказе он известен как фруктоед и так далее. В общем, у медведя названий больше, чем у любого другого зверя нашей фауны.

И недаром бурый медведь, самый популярный из лесных зверей, как символ силы и предусмотрительности изображён на гербах многих городов России и Западной Европы.

Н.РУКОВСКИЙ

Фото В.Животченко

Охота и охотничье хозяйство 8/2003 г.

Быстрые новости сегодня

Славянский характер

Когда иностранцу говорят о России, его воображение, помимо других ассоциаций, живо рисует медведя. Этот зверь уже давно стал нашим символом. И не только за рубежом. Образ Русского медведя можно встретить у нас самих и в живописи, и в геральдике, и в современной символике товаров и организаций. Почему медведь так популярен у нас и почему именно с ним сравнивают нас иностранцы?

Кажется, ответ лежит на поверхности: это давнишний стереотип. Его формированию положили начало «Записки о московитских делах» барона С. Герберштейна, вышедшие в 1526 году, и последовавшие за ними многочисленные карикатуры, изображающие Россию в виде глупого и злого медведя. В «Записках…» «правдивый» барон пишет, что по улицам русских селений и городов ходят медведи, а в голодное зимнее время они вламываются в дома и нападают на людей. И эти сведения так полюбились неразборчивой западной публике, что барону вторили многие писатели на протяжении столетий.

Но на деле с этим стереотипом всё сложнее. И «Записки…» барона повлияли на его формирование не самым главным образом. Конечно, на Руси скоморохи всегда водили с собой дрессированных медведей. Но ведь и в Индии на улицах до сих пор можно увидеть и слонов, и коров, и обезьян. А называть индусов этими животными никому не приходит в голову. Значит, ответ искать нужно глубже… в психологии людей.

«Да вы сами виноваты!»

Стереотип – вещь мощная. Он, как предрассудок, даёт человеку шаблон представлений, рождается быстро и легко, а вот разрушается долго, трудно. Особенно стойки негативные стереотипы. Поэтому мы для Запада долго ещё будем (а, может, и вечно) медвежьей страной.

Негативен ли образ Русского медведя? В глазах иностранцев – да. Рассмотрите старые зарубежные офорты, гравюры и иллюстрации по этому поводу. Россия-медведь на них – просто глыба тупой силы, неуправляемый агрессивный зверь, символ отсталости, неграмотности, жестокости и всего худшего, что есть в человеке. Можно только руками разводить, откуда они взяли о нас такое представление? Чем-чем, а вот агрессией и жестокостью, например, Россия никогда особенно не отличалась. Так в чём же дело?
По-моему, привычка сравнивать русских с медведем возникла по двум причинам.

Первая причина . На Руси с незапамятных времён существовал культ медведя (подробнее об этом речь пойдёт в конце статьи). Он пришёл к нашим предкам из зоолатрии – ранней формы религии, обожествляющей животных – людей каменного века. Этот зверь был тотемом праславян. А у славян образ медведя трансформировался в бога домашнего скота Велеса. Доказательством этому может служить факт, что одна ипостась Велеса – медведь.

Но и после формирования самобытной религии, и даже после прихода христианства, почитание медведя сохранилось. Его уважали, почти что приравнивали к богам, считали своим покровителем и оставляли ему в лесу подношения и подарки. Ведь жизнь большинства русских народов протекала в лесу. А медведь – самый сильный зверь, хозяина леса.

Чтобы обратить на себя милость своего тотема-покровителя – медведя, его изображения наносились на боевые щиты, паруса ладей, вышивали его символические обозначения на одежде. Также он был излюбленным персонажем на праздниках ряжений. Некоторые княжеские дружины назвали себя медведями – чтобы подчеркнуть свою силу и неустрашимость. Из-за частого упоминания этого зверя иноземные купцы и путешественники стали нарицательно называть русских медведями. А потом это вошло в традицию.

Вторая причина . Что ни говори, но Русь с самого своего начала была сильным, независимым и большим государством. Были времена упадка и раздробленности, но даже тогда никто не мог сломить её. Эта жизнестойкость, свободолюбие и патриотизм всегда вызывали уважение, трепет и даже страх у окружающих соседей.

Европейские соседи, похоже, кроме страха ничего не испытывали. Если проследить их историю, то они всегда были маленькими или небольшими государствами, постоянно воюющими друг с другом. После покорения Европы Римской империей в начале нашей эры, они утвердились во мнении, что любое большое, единое и сильное государство есть угроза для маленьких стран. Поэтому страх перед сильным у европейцев в крови.

Когда индивид не может справиться с какими-то сильными эмоциями, он вытесняет их из своего сознания другими, не менее сильными, но не травмирующими его. Такой процесс психологи называют замещением. Например, ребёнок может ненавидеть своего отца, чтобы не бояться его.

Также и европейцам легче презирать Россию, чем бояться её. И чем сильнее страх, тем сильнее презрение. А в выказывании своего презрения все средства хороши – от карикатур, до животных прозвищ. Но почему медведь? Ответ прост. Он вызывает у человека сходные чувства – смесь страха с уважением. Этот зверь такой же большой и сильный, основательный и неторопливый, миролюбивый, но яростный, если его потревожить.

В России образ медведя так же популярен, как и за границей. Как было выше сказано, этого зверя наши предки почитали всегда. И хотя в фольклоре он может показаться нам неуклюжем и тугоумным персонажем, в народном сознании медведь – олицетворение силы, спокойствия и уверенности.

Наши предки так долго жили бок о бок с медведем, что в нашем сознании сложился и до сих пор жив архетипический образ медведя. Он частый персонаж народных сказок («Теремок», «Колобок», «Медведь и Лиса» и т.д.), басен и литературных произведений (Н.И. Сладков «Медвежий характер», К. И. Чуковский «Краденое солнце» и другие), живописи. Даже сейчас этот архетип популярен, и образ медведя найдётся в геральдике областей и в символике спорта и политических организаций.

На Руси на любые празденства кто-нибудь обязательно наряжался медведем, молодожёны проводили свадебный обряд, сидя на медвежьей шкуре, в барских домах часто бывали ручные медвежата. Из уважения наши предки называли его Топтыгин, Потапыч или ласково мишкой. Также они считали его своим предком, а позднее заколдованным человеком или грешником.

Чем же медведь покорил воображение славян? Его поведение и некоторые черты облика напоминают человека: медведь может ходить на ногах, лазать по деревьям и плавать, кормить грудью и нянчить своих детёнышей, кряхтеть как старый дед, а его следы похожи на отпечатки босых ног человека. Даже характером он похож на русского человека: добродушный, спокойный, медлительный и всю зиму проводит в спячке. Наверное, поэтому медведь так прочно вошёл в нашу ментальность.

Но это не все причины любви славян к медведю. Он олицетворял необыкновенную силу, тайные знания и находчивость. По древнему преданию, эти качества переходили к тому, кто победит дикого медведя в поединке. Но для русского человека с широкой душой было интереснее приручить, а не победить этого страшного зверя.

В 2009 году в Америке прошёл социологический опрос «Медведь как символ России». По его результатам почти 80% респондентов выделили агрессивность и жестокость как самые главные качества Русского медведя. А как вы воспринимаете наш символ?