Работы шехтеля в стиле модерн. Шехтель — звезда русской архитектуры

Фёдор Осипович Шехтель (Франц-Альберт, 26 июля (7 августа) 1859, Санкт-Петербург - 7 июля 1926, Москва) - российский архитектор, живописец, график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX-XX столетий. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.

Родился в Санкт Петербурге 26 июля (7 августа) 1859 в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога, здесь же родились его брат Осип (1858) и сёстры Александра (1860), Юлия (1862) и Мария (1863). Отец Осип Осипович (1822-1867) в 1855 году женился на Дарье Карловне (Розалии Доротее) Гетлих, будущей матери Фёдора Осиповича. Мать происходила из семьи петербургских купцов и позже служила экономкой в семье Третьяковых.

В Саратове примечательной личностью считался дядя зодчего - купец 1-й гильдии Франц Осипович Шехтель, который выступил в роли одного из учредителей первого в городе литературно-музыкального кружка просвещённого купечества - Немецкого танцевального клуба. В мае-июне 1859 года Ф. О. Шехтель построил в своём загородном саду деревянный летний театр с партером и ложами. Впоследствии театр не раз горел и перестраивался, менялся и облик устроенного Шехтелем увеселительного сада. В настоящее время на месте сада разбит сквер, в котором стоит современное здание Саратовского академического театра драмы, ведущего своё начало от маленького театра Шехтеля.

Переезд Осипа Осиповича Шехтеля с семьёй на постоянное место жительства в Саратов случился, видимо, в течение 1865 года, когда будущему зодчему было шесть лет. Возможно, на переезде Осипа настоял его старший брат. Сам он тяжело заболел, а других братьев - Антона, Ивана и Алоиза Шехтелей - уже не было в живых. Вероятно, хозяйство братьев требовало постоянного внимания, а инженер-технолог Осип Шехтель мог правильно управлять принадлежавшей братьям ткацкой фабрикой и театром.

Осенью 1865 года городская дума передала антрепризу сроком на пять лет петербургскому купцу инженеру-технологу Осипу Осиповичу Шехтелю. Однако способностям Шехтеля-антрепренёра не суждено было раскрыться полностью: он умер от воспаления лёгких в конце февраля 1867 года. Осип Осипович Шехтель пережил брата только на два месяца, оставив в наследство запутанные торговые дела и огромные долги. Его жена через доверенное лицо - Т. Е. Жегина - продала загородный сад с театром французской подданной Аделаиде Сервье. Так как братья состояли «в нераздельном капитале», то вышло так, что из-за огромных долгов Ф. О. Шехтеля семья его младшего брата оказалась без всяких средств к существованию. Положение было настолько тяжёлым, что в 1868 году Дарья Карловна отдала своего младшего сына Виктора-Иоанна в семью проживавшего в столице статского советника К. Ф. Дейча, фамилию которого он впоследствии принял. Старший сын Осип был определён в Мариинскую земледельческую школу в Николаевском городке (ныне Октябрьский городок Татищевского района Саратовской области), а младшие дети, в том числе Фёдор, продолжали обучаться дома.

После сдачи вступительного экзамена осенью 1871 года Фёдор Шехтель был зачислен во второй класс первой мужской гимназии - единственного учебного заведения, дававшего среднее образование. Учился Фёдор Осипович посредственно, фактически имея приличные баллы по чистописанию, да ещё по рисованию и черчению. Этим предметам Шехтель учился у «милейшего, добрейшего старичка» Андрея Сергеевича Година, того самого, у которого пятью годами раньше учился «технике рисования с натуры» сын командующего Саратовским губернским батальоном Миша Врубель.

26 августа 1873 года Фёдор Шехтель стал одним из 43 «казеннокоштных» воспитанников местной Тираспольской римско-католической семинарии (католическая семинария была открыта в Саратове 11 февраля 1856 года и предназначалась для подготовки детей колонистов в священнослужители) и окончил её в 1875 г. Свидетельство № 168 об окончании полного курса приготовительного четырёхклассного училища при Тираспольской римско-католической семинарии было выдано Шехтелю с большим опозданием, когда ему шёл уже 22-й год. Позаботиться о получении свидетельства заставила сама жизнь. Осенью 1880 года «саратовский мещанин Ф. О. Шехтель» был вызван из Москвы на жеребьёвку в Саратовское городское по воинской повинности присутствие. Лица, окончившие училище, имели определённые льготы при прохождении воинской службы. Свидетельство об окончании приготовительного училища было получено Шехтелем 31 октября 1880 года. Две недели спустя, 14 ноября, в Присутствии им был получен документ, по которому он был «признан совершенно неспособным к воинской службе и навсегда освобождён от службы».

В 1875 году Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д. Н. Чичагова, которое он оставил в 1878 году, не окончив курса (на основании рапорта инспектора К. А. Трутовского «за плохую посещаемость»). В 1880-е годы работал помощником у архитекторов А. С. Каминского (зятя П. М. Третьякова) и К. В. Терского, испытав большое воздействие их романтического историзма. Занимался книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню, сотрудничал в юмористических журналах «Сверчок» и «Будильник» (под псевдонимом Финь-Шампань), вместе со своим другом Н. П. Чеховым (братом А. П. Чехова) писал иконы и эскизы церковных росписей, участвовал в оформлении коронационных торжеств 1883 и 1896 гг. Антон Павлович представлял Шехтеля начинающим авторам как прекрасного рисовальщика и виньетиста, особенно после того как Фёдор Осипович оформил виньетками первый его сборник «Пёстрые рассказы» в 1886 году. До начала 1890-х годов работал и в театре, оформляя спектакли под руководством художника К. Ф. Вальца (Большой театр) и антрепренёра, также уроженца Саратова, Михаила Валентиновича Лентовского (народный театр «Скоморох»). Свою карьеру Лентовский начинал в "летнем театре городского «Сада Шехтель» в Саратове, принадлежавшему дяде и отцу Фёдора Осиповича. Построенный по проекту Шехтеля в «помпейском» стиле открытый театр «Антей», пожалуй, самая крупная его работа тех лет. Сложная механическая начинка сцены была специально предназначена для постановки всякого рода «чудес, полётов, превращений», и здесь увидели свет самые головокружительные феерии и оперетты Лентовского. В Петербурге для Лентовского Шехтель строил театр «Ливадия» и ресторан в «китайском» стиле «Кинь-Грусть», а в Москве - множество временных сооружений. Н. А. Попов - замечательный русский театральный деятель, режиссёр, энтузиаст и руководитель народных театров, писатель и критик - так вспоминает о Шехтеле: Ф. О. Шехтель очень легко относился к своим театральным работам, ни с какой стороны не ценил своих эскизов и, раздавая их по мастерским, не заботился об их сохранении. И большая часть исчезла бесследно. У него самого хранились только два альбома - «Люди-звери» и ещё один альбом с набросками костюмов. Остальная сохранившаяся часть его работ находится у немногих частных лиц и в Государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина. К Бахрушину в своё время пришёл архив Лентовского и среди вороха бумаг Бахрушина удалось выделить значительную коллекцию работ Шехтеля, которая состояла из афиш, рисунков, программ. Опыт графика и сценографа помог ему развить идею архитектуры как эксцентрически-живописного зрелища.

В 1894 году, сдав экзамен на право производства строительных работ, начал работать самостоятельно. Видимо, самой первой постройкой Шехтеля можно назвать жилое помещение на углу Немецкой (ныне Бауманской), 58 и Денисовского переулка. Будучи учеником Каменского, которому порою и приписывают авторство, Шехтель в 1878 (1884?) году выполнил заказ текстильного фабриканта Щапова на это строительство. Свой первый личный дом на Петербургском шоссе, 20, Шехтель возводил, числившись купцом.

К концу XIX века по его проектам было построено уже немало зданий, преимущественно дач и особняков. Лейтмотивом образных концепций Шехтеля было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское. Западное Средневековье с налётом романтической фантастики доминирует в первой крупной самостоятельной работе Шехтеля - особняке З. Г. Морозовой на Спиридоновке (1893 г.), где С. Т. Морозов дал архитектору практически неограниченные финансовые ресурсы. К работе над оформлением этого здания Шехтель привлёк тогда ещё малоизвестного М. А. Врубеля. Среди построек зодчего 1890-х годов следует ещё назвать «готическую» дачу И. В. Морозова (1895) в Петровском парке (в комплексе усадьба, конюшня, ограда), построенный в этом же стиле особняк М. С. Кузнецова на Мясницкой улице, д.6, дом готических форм по адресу проспект Мира, 43 и собственный дом в Ермолаевском переулке (1896 г.). С 1893 по 1898 годы помощником Шехтеля работал архитектор В. Д. Адамович.

Работы архитектора конца 1890-х годов показывают мастерское владение «готикой», но зодчий вновь несколько раз обращается к «русскому» стилю, делает классические интерпретации. Черты принципиально нового направления, позже названного «модерном», впервые проступили в торговом доме В. В. Аршинова на Большой Ордынке, 32 (1899 г.).

Перелом от готики к модерну произошёл в 1900 году. Весной Шехтель выполнил проект здания типографии А. А. Левенсона в Трёхпрудном переулке, выдержанный в формах любимой им готики, но уже в конце года, когда завершалась постройка этого сооружения, он создал внутреннюю лестницу в совершенно иной манере. Что же произошло в творческой биографии мастера в процессе перестройки этого сооружения.

14 апреля 1900 года в Париже открылась Всемирная выставка, почти на целый год взбудоражившая художественную среду всей Европы. Шехтель был награждён за участие в ней серебряной медалью.

После постройки особняка Морозовой Шехтель становится популярным и востребованным архитектором и много строит. Ряд других зданий - таких, как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901 г.) и композиционно-стилистически варьирующий их московский Ярославский вокзал (1902 г.), - решены в «неорусском» духе. В любом случае Шехтель весьма свободно трактует старинные прототипы, стилизуя их с учётом современных функций. Зачастую облик здания строится - как в известнейшей его постройке - особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900 г.) - на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью.

В 1901 году Фёдор Осипович удостоен звания академика Императорской Академия художеств. Служил преподавателем в Училище изящных искусств А. О. Гунста.

Он участник выставки «Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля» в Москве (1902-1903 гг.).

Среди других его значительных работ - особняк А. И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13 (1901), дом «Московского общества страхования от огня» и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901), перестройка Художественного театра (1902 г.) (собственно, именно благодаря Шехтелю он обрёл свой «фирменный» дизайн), банк «Товарищества мануфактур» П. М. Рябушинского на Биржевой площади (1903-1904), Доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища (1904-1906 гг.), типография П. П. Рябушинского «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907-1909 гг.), торговый дом Купеческого общества в М. Черкасском переулке (1909 г.), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912 г.). В последних трёх случаях артистический изыск уступил место так называемому «рациональному модерну» - с более скупым декором и строгой пластикой стен. Данью памяти А. П. Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге (1914 г.).

Среди нестоличных проектов архитектора можно отметить старообрядческую Белокриницкую церковь Троицы со сторожкой в Балаково Самарской губернии, построенную по заказу купцов братьев Мальцевых. Эта церковь - прекрасный образец национально-романтического варианта модерна - неорусского стиля. Шехтель получил право постройки этой церкви, победив в 1909 году в конкурсе Московского архитектурного общества, в котором, кстати, участвовали и будущие лидеры советской архитектуры, студенты Института гражданских инженеров Виктор и Александр Веснины (они получили за свой проект третью премию). Зодчий предложил Анисиму Мальцеву проект храма на 1200 молящихся с просвирней и оградой. Идея была одобрена, и всего через два года на высоком берегу реки Балаковки в завершении Амбарной площади поднялось фантастическое сооружение из бетона и камня. Журнал «Зодчий» за 1911 год поместил заметку о строительстве церкви Шехтеля в селе Балаково.

Возведённая в Иваново-Вознесенске великолепная Спасская церковь в византийском стиле была выстроена на средства фабриканта А. И. Гарелина, наблюдение за строительством проводил архитектор П. Г. Беген. В 1900 году храм заложили, а освятили постройку 30 октября 1903 года. В оформлении фасадов церкви Ф. О. Шехтель использовал византийские тройные арочные окна, разделённые полуколоннами. Храм завершался пятью шлемовидными куполами на гранёных барабанах. Стены украшали мозаичные орнаменты.

В конце 1900-х - начале 1910-х годов в творчестве архитектора появляются рационалистические черты и ретроспективистские тенденции, большая однотипность и простота используемых образов. В качестве примеров переосмысления классического наследия в творчестве Шехтеля в этот период можно назвать собственный дом архитектора на Большой Садовой улице (1909), выставочное здание в Камергерском переулке (1914-1915) и библиотеку-музей А. П. Чехова в Таганроге (1910).

Шехтель являлся одним из основателей Московского литературно-художественного кружка (1899 г.); с 1901 года член, а с 1906 по 1922 гг. был бессменным председателем Московского архитектурного общества (МАО), участник всех состоявшихся в России с 1892 по 1912 гг. архитектурных съездов. С 1908 г. состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Почётный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, перешёл в православие и принял имя Фёдора.

После октябрьской революции 1917 г. зодчий был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений при ВСНХ, членом и председателем целого ряда конкурсных жюри, которые объявлялись Московским архитектурным обществом, ВСНХ, Наркомпросом. Продолжал работать и как педагог (с 1896 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище композицию).

С 1921 по 1923 гг. возглавлял архитектурно технический совет Комитета по строительству государственных сооружений, был председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1923 году принял участие в первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, спроектировав павильон Туркестана. Среди неосуществлённых проектов советского периода - архитектурная часть обводнения 50 тысяч десятин Голодной степи (1923), проект Мавзолея В. И. Ленина (1924), памятника 26 бакинским комиссарам, Днепрогэса (1925), крематория, Болшевского оптического завода и рабочего посёлка при нём. Проекты этих лет по преимуществу носят архаичный, ретроспективный характер.

В 1918 году особняк на Большой Садовой, д.4, построенный Шехтелем для себя, был национализирован, а зодчий с семьёй выселен. Скитался по разным квартирам, пока не нашёл пристанище на Малой Дмитровке, 25, у своей дочери, Веры Фёдоровны Шехтель (Тонковой).

Умер Ф. О. Шехтель в Москве 7 июля 1926 года от рака желудка.Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Ф. О. Шехтель был женат на своей кузине, Наталье Тимофеевне Жегиной, отец которой Т. Е. Жегин был известной личностью и дружил с П. М. Третьяковым. Его тёща - Екатерина Францевна Жегина, в девичестве Шехтель, дружила с актрисой А. И. Шуберт.

Сын Ф. О. Шехтеля, Лев Фёдорович Жегин (1892-1969), носивший фамилию матери, стал живописцем и теоретиком искусств. Занимался также исследованием формально-композиционных основ древнерусского искусства (книга «Язык живописного произведения», 1970).

Дочь, Екатерина (Китти) Фёдоровна Шехтель, посвятила себя воспитанию племянников и внучатых племянниц.

Другая дочь, Вера Фёдоровна Шехтель (Тонкова) - художник-оформитель, в ранней юности участница движения футуристов, возлюбленная В. Маяковского. Вышла замуж за сотрудника мастерской отца, архитектора, поляка по происхождению, Генриха Гиршенберга. В 1919 году у них родилась дочь Марина (впоследствии театральный художник Лазарева-Станищева Марина Сергеевна). От второго брака с Сергеем Васильевичем Тонковым в 1932 году родился сын Вадим, впоследствии заслуженный артист России известный в образе экстравагантной старушки Вероники Маврикиевны Мезозойской.

Литература:

Башенко Р. Д., Богаевский К. Ф. - М.: Изобразительное искусство, 1984. - С. 15-25.
. Записки Московского архитектурного общества / Ред. Курдюков Н. С. - М.: 1905-1909. Т. 2. Вып. 2. 1908: Шехтель Ф. О. О поездке на XVIII международный конгресс архитекторов в Вене.
. Кириченко Е. И. Большая садовая, д.4. - М.: Издательство «Правда», 1984.
. Кириченко Е. И. Фёдор Шехтель. - М.: Стройиздат, 1973. - 141 с.
. Кириченко Е. И., Сайгина Л. В. Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель. - М., 2002.
. Кириченко Е. И. Ф. Шехтель // Зодчие Москвы. - М.: Московский рабочий, 1981. - С. 276-287. - 302 с.
. Логинова А. С. Искусство русского модерна. - М.: Советский Художник, 1989.
. Мушта А. Отрочество Шехтеля. - Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - М.: Памятники Отечества, 1998.
. Мушта А. Родная земля зодчего. - Годы и люди. Вып.3. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1988.
. Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. - М.: Жираф, 1998. - С. 265. - 500 экз. - ISBN 5-89832-006-7
. Сафонцева Н. И. По проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. В сб. «Архитектурное наследие и реставрация». - М.: Росреставрация, 1990. - С. 186-202.
. Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Лит.: Биографический справочник. - М.: 1997.
. Коронационный сборник 14 мая 1896 года: С соизволения Его Императорского Величества Государя Императора: в 2 т.: в 4 кн. / Под ред. В. С. Кривенко

ru.wikipedia.org

Он оставил после себя не просто творческое наследие - целую Москву. К сожалению, некоторые здания, спроектированные Шехтелем, были уничтожены в 30-е годы, в связи с грандиозными планами Советской власти по перестройке центра столицы. Но и то, что сохранилось, является несомненными шедеврами.

Биография Федора Шехтеля

Он родился в Петербурге 26 июля (7августа) 1859 года. Его отец учился в то время в технологическом институте. В семье было пятеро детей. Родом отец будущего архитектора был из Саратова, и семейные дела потребовали его возвращения в родной город. В Саратове у Шехтелей был прибыльный алкогольный бизнес. Они держали увеселительный сад. Спустя несколько лет семья распалась. Отец умер от воспаления легких. Из-за неудачных вложений в золотые сибирские прииски имущество пошло прахом. Имущество пошло с молотка, детей отдали на усыновление в другие семьи. Оплачивать обучение в гимназии было некому, и тринадцатилетнего Федора пристроили в училище при духовной семинарии. С этого времени страх перед бедностью преследовал его всю жизнь.

В 1875 году Шехтель приехал в Москву. Здесь он проживет последующие 50 лет. Облик города, начиная с последних десятилетий XIX века, будет складываться при его непосредственном участии. В доме , где служила экономкой его мать, Шехтель познакомился с архитектором Александром Каминским, который станет для него первым учителем и старшим другом. Через год Шехтель поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако средств закончить обучение не хватило - через два года он был отчислен.

Училищу Шехтель был обязан знакомством с Исааком и Николаем Чеховым. Последний свел Шехтеля с братом Антоном. Их многое объединяло. Шехтелю приходилось подрабатывать рисовальщиком под псевдонимом «Финь Шампань» в тех же журналах, где печатались ранние рассказы и фельетоны . Выход из бедности был только один - браться за любую работу и делать ее быстро и добросовестно. Шехтель не отходит от чертежной доски, сотрудничая с архитектурными мастерскими, рисует для журналов, оформляет книжные и нотные обложки, делает декорации к торжествам и массовым гуляниям, придумывает театральные костюмы.

Для коронации им была выполнена грандиозная композиция «Весна-красна». Так пришла слава. В 1894 году Шехтель получает право подписывать работы собственным именем. Федор Осипович спроектировано здание Московского художественного театра в Камергерском переулке. В 1902 году вместе со Станиславским, Немировичем-Данченко и Саввой Морозовым он создал здание, ставшее эталоном новой театральной культуры. Оно соединило в себе красоту, простоту и удобство. Причем работал Шехтель безвозмездно. Он придумал и символ театра - чайку, парящую над волнами. В том же году Шехтель получает звание академика архитектуры. Он становится создателем нового стиля, получившего название русский модерн. Этот стиль стал неотъемлемой частью Серебряного века отечественной культуры.

Шехтелю принадлежат многие московские особняки (в частности, особняк Рябушинского), по его проекту построено здание Ярославского вокзала. Новаторским было проектирование отжилых помещений, предназначенных для прислуги. Принципом русского модерна было «не человек для дома, а дом для человека». Тщательность в отделке зданий объяснялась требованиями уюта и комфорта. Шехтель славился безукоризненностью строительных работ. Красота и качество были для него тождественными понятиями. С приходом большевиков у Шехтеля реквизируют дом и дачу. Семья перебирается в квартиру дочери, но и там их уплотняют, подселяют нескольких жильцов. Последние годы жизни Шехтеля - снова бедность и невостребованность. Из архитектурных проектов реализован только павильон Туркестана. Умер Федор Осипович 7.07 1926 года в Москве.

  • Племянник Шехтеля вспоминал, что тот имел обыкновение работать с откупоренной бутылкой шампанского, словно играючи, весело и дерзко.

Известный зодчий немецкого происхождения Фёдор Осипович Шехтель (урожденный Франц-Альберт Шехтель) вписал своё имя в историю русской архитектуры золотыми буквами.

Шехтель всем сердцем был влюблён в Москву. Именно поэтому практически все его многочисленные сооружения находятся недалеко от российской столицы. Среди работ Фёдора Осиповича по пять театров и церквей, четыре часовни, две типографии, вокзал, банк, кинотеатр, три усадьбы, шесть дач и 30 особняков - такой плодовитостью и неординарностью идей едва ли может похвастаться любой другой зодчий. Большинство сооружений сохранилось до наших времён, пережило бессчётное количество реставраций, но не утратило былого величия.

Шехтель родился 26 июля (7 августа) 1859 года. Корни его семьи уходят в Германию, но детство будущего архитектора прошло в Санкт-Петербурге, а в шесть лет он вместе с семьёй переехал в Самару. Его мать, Доротея Гетлих, была дочерью когда-то состоятельного купца, неудачно вложившего свой капитал в сибирские золотые прииски. Надеясь исправить ситуацию, хранительница очага отправилась в Москву, где волею судьбы попала в дом Павла Михайловича Третьякова и устроилась у него экономкой. Впоследствии зять создателя известнейшей картинной галереи, Александр Степанович Каминский, оказал огромное влияние на зодческую карьеру юного Шехтеля.

Фёдор Осипович оказался блистательным учеником, с лёгкостью превзошедшим своего наставника. За какой бы стиль он ни принимался - неоготический, неорусский, неоклассический или созданный им самим национальный вариант модерна – его везде ждал успех. Идеи молодого зодчего были свежи и смелы, а положение выходца из разорившейся интеллигентной семьи только разжигало огонь стремлений достичь новых вершин. Возможно, этим и объясняется невероятная плодовитость архитектора.

Пожалуй, венцом творчества Фёдора Осиповича стал Ярославский вокзал, расположенный в Москве около станции метро «Комсомольская». Проект был полностью составлен в 1901 году, а возведение этого поистине масштабного памятника архитектуры проходило с 1902 по 1904 год. На месте неказистых построек зодчий возвёл настоящий дворец в неорусском стиле. В его оформлении угадываются традиционные русские мотивы. Это огромная арка на входе, украшенная гербами Москвы, Архангельска и Ярославля, взмывающие вверх башни и высокая кровля, увенчанная ажурным гребнем, напоминающая крышу старинного терема.

До революций здание славилось богатым внутренним убранством, однако многочисленные реставрации и перестройки превратили когда-то роскошный интерьер в безличные и скучные казенные помещения.

Следующий шедевр – это всем известный в России и за рубежом МХТ им. А. П. Чехова, расположенный в Камергерском переулке. Над этим проектом Шехтель работал безвозмездно, из любви к искусству, а все затраты по строительству взял на себя русский меценат Савва Морозов.

Безликое здание театра было перестроено по замыслу Фёдора Осиповича: в его новой версии царит атмосфера преклонения перед великим и вечным искусством. Идея была настолько близка архитектору, что он на время отказался от всех своих проектов и весь 1902 год посвятил планировке и строительству этого здания. Биограф зодчего писал:

«Близкая по своим устремлениям творчеству Шехтеля программа театра вдохновила его на создание одного из лучших своих произведений»

И это действительно так, потому что продумано и тщательно распланировано было всё - от парадного входа до занавеса с изображенной на нем той самой знаменитой чайкой, которая и стала эмблемой МХТ им. А. П. Чехова.

Следующая, но не менее важная работа зодчего, - церковь Николая Чудотворца у Соломенной Сторожки. В 1915 году Шехтель принял православие, следуя церковным обычаям, сменил имя и в течение последующего года работал над своим лучшим, как он сам считал, проектом. Он безмерно дорожил им, так как чувствовал духовную потребность привнести что-то в новообретённую веру.

Согласно всем традициям древнерусского зодчества, церковь была возведена за месяц, но простояла всего 45 лет, а закрыта была и того раньше – уже через 20 лет после завершения строительства. К сожалению, это деревянное сооружение не сохранилось до наших дней. Но сегодня в 300 метрах от первоначального расположения церкви стоит её копия, возведенная в 1997 году.

Огромную известность принесли архитектору возведенные им особняки. И первый среди них по значимости принадлежал супруге Саввы Морозова, Зинаиде Григорьевне.

Дом на Спиридоновке напоминает замок: он наполнен духом романтичности и аристократизма. Внутри можно увидеть настенные панно, и витраж работы , с которым Шехтелю посчастливилось работать над проектом особняка. Особый изыск помещению придает готическая парадная лестница из резного дерева.

Морозов сам выбрал для особняка стиль – английскую неоготику, вероятно, так сложилось из-за предпочтений хозяина, несколько лет прожившего в Манчестере. В остальном же он предоставил амбициозному архитектору полную свободу и неограниченные возможности.

Шехтель и Врубель вместе тщательно продумали все детали интерьера, создав уникальную, неповторимую атмосферу. Кстати, считается, что именно это здание стало прообразом дома булгаковской Маргариты. Сейчас в особняке располагается Дом приёмов Министерства иностранных дел России.

Если пройти дальше по Спиридоновке, можно увидеть ещё одну знаменитую работу Шехтеля - , русского мецената и коллекционера. Это здание находится на углу улиц Малая Никитская и Спиридоновка. Сейчас там располагается Музей-квартира Максима Горького.

Особняк строился с 1902 по 1906 год. Во внешнем облике постройки и внутри нее рациональность и удобство сочетаются с красотой и поэтичностью. Проект Шехтеля потрясает своей беспрецедентной смелостью: автор полностью игнорирует традиции классицизма, забывая о симметрии и чёткости форм.

Рамы огромных окон украшают узоры из переплетающихся ветвей, а решетка ограды выполнена в виде повторяющихся спиралей. Главным украшением дома стал венчающий его широкий майоликовый фриз с изображением орхидей и водорослей. Всё в интерьере словно рассказывает сказку о подводном царстве: на полу выложен рисунок в виде гальки, на стенах многочисленные витражи со стрекозами, парящими над волнами, а над лестницей сверкает лампа в форме медузы.

Ещё одно поразительное творение Шехтеля - Товарищество скоропечатни А. А. Левенсона. Это здание было возведено в 1900 году в Трёхпрудном переулке. Оно по праву считается одним из самых красивых домов в Москве. Скоропечатня А. А. Левенсона стала первой типографией в стиле модерн.

Она состоит из двух самостоятельных частей: первая - административное здание издательства и редакции, выполненное предельно просто и лаконично, вторая - административный корпус, отдалённо напоминающий романо-готический замок. Типография была закрыта в 1917 году, но любоваться объектом культурного наследия можно до сих пор.

И, конечно, никак нельзя забыть об особняках самого Шехтеля. Всего их было построено три. Один из них расположен в Ермолаевском переулке, совсем недалеко от станции метро «Маяковская». Этот дом построен с учётом личных капризов архитектора и полностью удовлетворял все его требования. В стиле почти ничего не осталось от Средневековья, зато чувствуется сильное влияние модерна.

Здание состоит из нескольких частей, заметно отличающихся друг от друга своим внешним видом. Это говорит о том, что Шехтель любил экспериментировать, и уж в своём-то доме он мог себе это позволить. Вот и вышло так, что башни соседствуют с выступающим вперед прямоугольным корпусом с высокой кровлей и пристроенным позднее корпусом в форме неправильного треугольника. К сожалению, в настоящее время попасть внутрь особняка не представляется возможным, поскольку сейчас в нем расположено посольство Уругвая.

Умер Фёдор Осипович Шехтель 7 июля 1926 в возрасте 66 лет. Невозможно переоценить его вклад в русское и европейское зодчество. Шехтеля по праву называют создателем нового языка архитектуры. Именно он превратил в русский модерн. Среди его работ насчитывается более 210 объектов культурного наследия, а 86 из них дошли до наших дней. Именно ему мы обязаны шедеврами русской архитектуры, которые легли в основу всемирного представления о старой Москве. Один из современников говорил о Шехтеле:

«Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского…»

Так и вся его жизнь была наполнена яркими взрывами, водоворотами страстей и творческих побед. Фёдор Осипович Шехтель оставил глубокий след в истории отечественной архитектуры.

Федор Шехтель в конце XIX века создал новаторский архитектурный язык, который усвоили многие видные зодчие начала XX столетия. Шехтелевский модерн составил целую эпоху в истории русской архитектуры.
Федор Осипович Шехтель, прошедший искусы «псевдорусскости» и неоготики и в конце концов придумавший русский модерн — стиль, религией которого стало поклонение идее красоты в чистом виде.

Корни Федора Шехтеля

Федор Шехтель родился в Петербурге в 1859 году, при рождении получил имя Франц Альберт (в православие Шехтель крестился лишь в 1915 году — с наречением Федором). Петербург архитектор никогда не считал своей родиной, он был москвичом по жизни и по духу. Тесные связи имелись у Федора Осиповича и с Саратовской землей.

Предки зодчего переехали из Баварии на Волгу в 1760-х годах. В 1820-х годах дед Шехтеля обосновался в Саратове, занимался торговлей — и весьма успешно: вскоре он стал очень богатым человеком. Богатые люди давали своим детям приличное образование — дед Шехтеля тоже отправил одного из своих сыновей, Осипа, учиться в Петербург (в Технологический институт). Там Осип Осипович женился, пошли дети, одним из которых был Франц Альберт. Однако пошатнувшиеся дела в Саратове вызвали возвращение Осипа Шехтеля на родину в 1866 году, где он вскоре, увы, умер. Семья Шехтелей после этого впала в бедность. Спасала лишь поддержка родственников.

В 1871 году мать будущего архитектора Шехтеля уехала в Москву, устроившись по протекции экономкой в семейство знаменитого мецената П.М. Третьякова, основателя Третьяковской галереи. Франц Альберт остался «приживалом» в Саратове, учился в местной первой гимназии — учился плохо, во втором классе даже остался на второй год. С 1875 года он — тоже в Москве.

Начало


Вероятно, у Третьяковых юный Федор Шехтель познакомился с Александром Каминским, видным представителем эклектики в тогдашней русской архитектуре. Тот оценил художественные дарования своего юного знакомца и взял его на работу в собственную мастерскую. По сути, это была единственная профессиональная школа в судьбе Шехтеля. По окончании сотрудничества с Каминским он развивался самостоятельно — на свой страх и риск: осваивал архитектурный опыт прошлого, далекого и недалекого, зорко приглядывался к работам современников.

В 1875— 1878 годах Шехтель учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), коего не окончил, будучи отчислен «за плохую посещаемость». Профессиональной школой этот опыт вряд ли можно назвать. Эти годы ознаменовались новыми знакомствами и дружбами: так, учась в МУЖВЗ вместе с Николаем Чеховым, Шехтель близко сошелся с ним, а позже и с его братом Антоном Павловичем.

Первыми самостоятельными работами архитектора стали проекты провинциальных усадеб. Видимо, по рекомендации А. Каминского он познакомился с богатейшим семейством фон Дервизов, по заказу которых в 1883—1889 годах обновил их рязанские усадьбы — в Сохе, Старожилове и Кирицах. Да что там обновил! В тех же Кирицах Шехтель возвел сказочный дворец, настоящую невидаль, привлекавшую в эти места массу любопытствующих. Это была чистейшая эклектика — с искусной компоновкой неоготических и неорусских элементов, — но столь безудержная, как бы похваляющаяся собственной смелостью, что никто не посмел упрекнуть автора в повторении «чужого», в движении по накатанной колее.

К первым работам Шехтеля стилистически примыкают чуть более поздние дома А. А. Локалова и П. Д. Иродова в селе Великом Ярославской губернии, а также часовня Михайловской церкви в Таганроге, положившая начало дерзаниям Шехтеля в области храмовой архитектуры.

Эти постройки и проекты зодчего начала 1890-х годов сделали ему имя в среде купцов и предпринимателей, а она тогда была наиболее мобильной, наиболее восприимчивой к художественной новизне.

Шехтель - мастер модерна


Переход Шехтеля от неорусского стиля и неоготики на качественно иной уровень, к собственно модерну, произошел в середине 1890-х годов.

Первой его этапной работой на этом пути стал московский особняк жены знаменитого Саввы Морозова 3. Г. Морозовой на Спиридоновке. Именно в этом проекте Шехтель заложил основы оригинального стиля, на два десятилетия определившего лицо русской архитектуры и принесшего его автору оглушительную славу.

На первый взгляд, морозовский дом — всё та же неоготика. Но только на первый взгляд. Это уже не привычная нам «фасадная» постройка, поставленная вдоль уличной красной линии: Шехтель отодвинул особняк несколько в глубь усадьбы, при этом отказавшись от идеи главного фасада — все фасады морозовского дома равноправны и в равной мере формируют то удивительное единство, которое свойственно шедеврам архитектора. Это единство касается не только экстерьера, предназначенного для «кругового» обзора (этот обзор предполагает движение не только в пространстве, но и во времени) и достаточно лаконично украшенного декором, с укрупнением тех или иных деталей (они исполняют роль «точек притяжения», «остановки взгляда», «мысленного усилия»), — но и внутреннего устройства особняка. Последнее, не забывая об уюте и комфорте, направлено на осознание идеи красоты. И здесь важна композиционная ось, каковой является парадная лестница — вокруг нее компонуются внутренние помещения. Этот прием отныне станет одним из основных в профессиональном «наборе» Шехтеля.

К оформлению особняка Шехтель привлек совершенно еще тогда неизвестного Михаила Врубеля — малую готическую гостиную украсили три панно художника («Утро», «Полдень» и «Вечер»), парадная лестница получила врубелевскую скульптуру «Роберт и Бертрам», по рисунку Врубеля был выполнен витраж с изображением рыцаря на коне.

Это уже была не архитектура в чистом виде, а универсальное искусство, поставившее своей задачей познание красоты и «приучение» к ней тех, кому предстояло здесь жить.

Особняк Рябушинского - апофеоз творчества Шехтеля


Вторая этапная (и вместе с тем вершинная) работа Шехтеля — особняк С. Г. Рябушинского на Малой Никитской в Москве, построенный по проекту архитектора в 1900 году.

Поразительно: в этом проекте автор предвосхитил, напророчил «содержание» только-только начинавшего утверждаться Серебряного века русской культуры — с его нервным и увлекающимся духовными крайностями сознанием, которое уже тогда предчувствовало грядущие катастрофы. Идеальная гармония особняка Рябушинского парадоксальным образом складывается из множества звучащих в нем диссонансов. Уже в экстерьере строгие внешние формы испытывают тектоническое давление, как бы стремятся вздыбиться — на это «играют» криволинейные силуэты окон, декора и украшающих фасады панно. В интерьере же текучесть формы возводится в абсолютный принцип. Подобные «единство и борьба противоположностей», кажется, невозможны в архитектуре, однако Шехтель доказывает: нет, возможны, тут только требуется не ограничивать творческую волю, не изменяя при этом вкусу (а он был у Шехтеля врожденным), и быть чутким по отношению к голосам эпохи.

Ныне в бывшем особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской размещается Мемориальный музей-квартира А. М. Горького. Пролетарский писатель жил в этом доме, предоставленном ему советским правительством, в 1932—1936 годах.

Шехтель без работы не сидел — заказчики выстраивались к нему в очередь. В 1901 году он был избран академиком — несмотря на отсутствие законченного художественного образования.

Шехтель после революции

После революции 1917 года Федор Осипович пытался «встроиться» в новую действительность, но она не приняла его. Все его тогдашние опыты, относящиеся к выполнению «социального» заказа и службе победившему пролетариату, как-то неубедительны — будь то проект Мавзолея В. И. Ленина или проект памятника 26-ти бакинским комиссарам.

Не от хорошей жизни знаменитый зодчий занялся и промышленной архитектурой, заняв должность заведующего архитектурным подотделом Днепрогэса. Очевидным было угасание — большевистской России Шехтель оказался не нужен. Кажется, он и сам понимал это — оттого столь печальным видится финал жизни архитектора.

Умер Шехтель в июле 1926 года в полной нищете.

Модерн Шехтеля в архитектуре Ярославского вокзала.

Федор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель (1859-1926 гг) - российский архитектор рубежа 19 и 20 столетия. Выходец из семьи немецких колонистов он был одним из воспитанников Приготовительного училища Тираспольской римско-католической епархиальной семинарии. Его семья дружила с П. И. Третьяковым, который взял на себя заботу о Франце, устроив его в мастерскую архитектора А. Каминского. В соавторстве с Каминским Шехтель участвовал в работе над проектом фасада Исторического музея Москвы. В 1875 г. Шехтель начинает учиться на курсе Чичагова на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Через 3 года его отчислили за плохую посещаемость, так как он вынужден был зарабатывать на жизнь. 1880-1890-е гг. ознаменовались разнообразной деятельностью Франца Шехтеля: он создавал декорации к спектаклям, рисовал костюмы для постановок, проектировал сооружения для парков, а также работал оформителем, художником. В этот же период началась работа над архитектурными проектами, которые он уже подписывал собственным именем. Шехтель являлся кавалером орденов св. Анны и св. Станислава

Архитектура Шехтеля расцвела в недолгую эпоху модерна и привнесла в столицу свежую струю модного направления европейского зодчества и особую философию искусства. Однако архитектор не ограничился оригинальным модерном, периодически возвращаясь к канонам классики. По его проектам возведено около пятидесяти сооружений, многие из которых охраняются государством и входят в Золотой фонд отечественной архитектуры. В архитектуре Шехтеля первым московским особняком стал дом Морозовых (1893 г.) на ул. Спиридоновка, 17 (Дом приемов МИД России), выполненный по заказу владельца по мотивам английской готики.

Особняк Морозовых.

К архитектуре Шехтеля принадлежит трехэтажный дом 8 на Мясницкой улице - дом с Меркуриями, построенный в 1898 г. для М. Кузнецова. На этой же улице вырос и доходный дом Строгановского училища с керамическим фризом.

Дом 8 на ул. Мясницкой. 1898 г. Здание Торгового дома фарфоровых заводов М. Кузнецова.

В 1900 г. Ф. Шехтель создал проект особняка Рябушинского на углу Спиридоновки и Малой Никитской в стиле модерн с добавлением в него национальных мотивов. Особенностью архитектуры Шехтеля, проявившиеся в этом проекте, стали плавные, извилистые линии в декоре фасада, сочетающиеся с кубическим зданием и огромными окнами, рамы которых изображают ветви деревьев. Поддерживает плавность линий кованая решетка ограды, напоминающая скрученные спирали, создающие эффект движения. Дом украшает мозаичный фриз, изображающий орхидеи и вьющиеся растения с извивающимися стеблями. Начиная с этого проекта, Шехтель стал востребованным и модным архитектором, которого приглашали самые богатые люди столицы. Сейчас в здании расположен музей Горького.

Особняк Рябушинского. 1900 г.

В 1901-1902 гг. архитектор построил особняк примы оперы А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13 (сейчас здесь посла Австралии), соединив на его фасаде ковку, орнамент из лепнины, изображающей растения, женские головки.

Особняк А.И. Дерожинской. Кропоткинский переулок, 13.

В 1902 г. Ф. Шехтель начал реконструкцию Художественного театра (МХАТ) в Камергерском переулке, который украсил барельеф с музами. В 1904 г. в архитектуре Шехтеля появился еще один особняк в Ермолаевском переулке, 28, построенный зодчим для своей семьи (сейчас здесь располагается резиденция посла Уругвая). Сооружение отличается ярусностью и разноформенностью: прямоугольный корпус с высокой крышей, часть здания - в виде неправильного треугольника, башни. Окна дома выполнены в стиле поздней готики.

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28.

В 1906-1907 гг. Шехтель создал проект нового здания Ярославского вокзала, в неорусском стиле. Основной акцент здания - ассиметричные башни над полукруглыми пилонами. Главный вход имеет крышу с оригинальным козырьком, фасад украшает панно, фронтон декорирован барельефами с изображениями Георгия Победоносца, Св. Архангела Михаила. Скульптура медведя с секирой на барельефе символизирует Россию.

Здание Ярославского вокзала. 1906-1907 гг.

В 1910 г. на Большой Садовой, 10 был построен еще один особняк Шехтелей, ставший одним из замечательных образцов архитектуры Шехтеля в стиле классицизм с портиком из четырех колонн.

Особняк Шехтелей на Большой Садовой, 10.

Архитектура Шехтеля украшала и другие города и пригороды: усадьба Кирицы С.П. фон Девиза (1883-1889 гг.), усадьба Соха П.П. фон Дервиса (1883-1889 гг.), усадьба Старожилово дом управляющего Ф.П.Фон Бергольца в имении П.П. фон Дервиса (1883-1889 гг.) в Рязанской области, часовня Михайловской церкви (1887 г.) Таганрог, дом А.А.Шилова в Пруссах (1888г.), дом Локалова, дом Иродова в селе Великое (1888-1890 гг.), особняк П.М. Мальцева, храм Пресвятой Богородицы в г. Балаково (1900- 1912гг.) и многие другие здания, которые могут служить примером для современных архитекторов.