Самолет ф 22 технические характеристики. «Энциклопедия мирового вооружения

6 мая телеканал CBS показал в программе «60 минут» двух американских пилотов, которые объяснили ведущему, почему они боятся летать на лучшем в мире истребителе F-22 Raptor. Сюжет вызвал бурную реакцию в американском обществе, но на наш взгляд запоздалую. Известно, что ВВС закупили 179 истребителей F-22 по цене более чем 400 миллионов долларов за штуку, но ни один из этих чудо-самолетов не принял участие в боевых действиях ни в Ираке, ни в Ливии ни в Афганистане. Предлагаем вашему вниманию статью по теме, вышедшую еще в апреле 2011 года.

Почему США отстранили F-22 от участия в ливийской операции

После начала военной операции западной коалиции в Ливии США неожиданно стали объяснять, по каким причинам их “самый совершенный истребитель” – F-22 Raptor – не принимает участия в боевых действиях, хотя таких объяснений от американских военных, вроде бы, никто не требовал. Даже больше, ВВС США вдруг посчитали необходимым публично объяснить, почему они не будут модернизировать системы связи F-22, а также из-за выявленных неполадок урезали предельную высоту полета самолета более чем вдвое. Учитывая, что истребитель за шесть лет своей службы ни разу не принимал участия в боевых действиях, такое поведение американских военных заставляет задуматься о реальных возможностях “Раптора”.

Была бы возможность

Военная операция западной коалиции в Ливии началась 19 марта 2011 года. В ней приняли участие ВВС и ВМС Великобритании, Франции, США, Италии и Канады, причем основные боевые задачи выполняли истребители F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, Dassault Rafale и Panavia Tornado GR4. Незадолго до начала операции, получившей название “Одиссея. Рассвет”, некоторые американские и европейские аналитики предвкушали участие в ней американского истребителя F-22 Raptor, единственного в мире боевого самолета пятого поколения, принятого на вооружение.

Однако ожидания экспертов не оправдались – F-22 в небе Ливии так и не появился, причем, согласно заявлению ВВС США, не появится и впредь. Несмотря на то, что другие участники западной коалиции участия F-22 в военной операции и не ожидали, США вдруг решили оправдаться, назвав массу причин, по которым знаменитые “Рапторы” не были направлены на обеспечение бесполетной зоны над территорией Ливии.

Первым по этому вопросу 22 марта 2011 года высказался аналитик Лексингтонского института Лорен Томпсон. По его словам, самый продвинутый американский боевой самолет просто не предназначен для выполнения военных задач, подобных тем, что реализовывались в Ливии в самом начале “Одиссеи”. Напомним, основной целью первого этапа военной операции было обеспечение бесполетной зоны над территорией африканского государства, для чего необходимо было вывести из строя все системы противовоздушной обороны, находившиеся под контролем войск, лояльных Муаммару Каддафи. При этом противостояние ливийской авиации в расчет не принималось (и действительно, с начала “Одиссеи” ни один ливийский самолет не был замечен в воздухе).

Томпсон отметил, что F-22 физически не предназначен для нанесения ударов по наземным целям. Самолет может быть вооружен двумя корректируемыми бомбами JDAM калибра 450 килограммов, которые способны, однако, поражать стационарные, но не движущиеся цели. Кроме того, как выяснилось, радар F-22 не способен картографировать местность, как это делают РЛС с синтезированной апертурой, а значит, не может самостоятельно выбирать наземные цели. Это фактически означает, что если F-22 в нынешнем своем виде и будет использоваться для бомбардировки каких-либо объектов, информация о целях будет загружаться в бортовой компьютер самолета еще до взлета.

Но и на этом перечисление недостатков американского истребителя пятого поколения не закончилось. Оказалось, что истребитель имеет весьма ограниченные возможности связи. Самолет способен обмениваться информацией только лишь с другими F-22 в звене. Raptor оснащен и “урезанной” системой связи стандарта Link 16, широко используемой военными США и НАТО, но она работает исключительно на прием оперативных сведений от других самолетов и вертолетов и не может быть использована для передачи данных. При создании F-22 инженеры намеренно ограничили возможности связи истребителя, чтобы обеспечить еще большую его малозаметность – предполагается, что в случае боевого применения самолет всегда будет действовать в режиме радиомолчания.

На умозаключения Томпсона можно было бы закрыть глаза – бывает, что аналитики рассказывают вещи, которые впоследствии либо опровергаются военными, либо так и не выходят за рамки домыслов и догадок, не находя фактического подтверждения. Тем не менее, в конце марта 2011 года по вопросу неучастия F-22 в ливийской операции решил высказаться лично командующий ВВС США Нортон Шварц. По его словам, американский истребитель не принимает участия в ливийской операции, потому что территориально находится далеко от района боевых действий.

“Если бы F-22 были размещены на одной из баз в Европе, они несомненно приняли бы участие в ливийской операции”, – заявил Шварц. При этом он добавил, что “поскольку операция в Ливии началась относительно быстро, было принято решение использовать различные ресурсы, расположенные неподалеку”. В настоящее время американские F-22, по данным ВВС США, базируются в Виргинии, Нью-Мехико, Калифорнии, Флориде, Аляске и на Гавайях. Под конец своего выступления Шварц заявил, что “факт неучастия F-22 в конкретно этой операции не является показателем его бесполезности”.

В тот же день, выступая на слушаниях подкомитета по ассигнованиям Палаты представителей США, Шварц попытался объяснить, по какой причине ВВС в 2010 году решили отказаться от модернизации систем связи истребителя F-22, которую планировалось провести в рамках программы Increment 3.2. По словам Шварца, на F-22 планировалось установить систему связи стандарта MADL, которая в настоящее время создается для перспективных истребителей F-35 Lightning II. Новая система MADL пока не прошла проверку на боевое применение, а значит, ее использование на F-22, по словам Шварца, означает лишние траты и определенный риск, на которые ВВС пойти не могут. При этом остальные параметры программы Increment 3.2 будут реализованы.

Характеристики F-22
Экипаж: 1 человек;
Длина: 18,9 метра;
Размах крыльев: 13,56 метра;
Масса пустого: 19,7 тонны;
Максимальная взлетная масса: 38 тонн;
Двигатели: 2 P&W F-119-PW-100 тягой 140 килоньютонов;
Тяговооруженность: 1,08;
Максимальная скорость: 2,25 числа Маха;
Крейсерский сверхзвук: 1,5 числа Маха;
Боевой радиус: 759 километров;
Потолок: 19,8 тысячи метров;
Вооружение: 20-миллиметровая пушка, до шести ракет класса “воздух-воздух” или две бомбы JDAM, четыре точки подвески на крыльях для вооружения массой до 2,3 тонны.

Бывший руководитель разведки ВВС США Дэвид Дептула, присутствовавший на слушаниях в Палате представителей, жестко раскритиковал отказ от установки MADL на истребители F-22. По его словам, было бессмысленно создавать “самый совершенный истребитель в мире”, чтобы потом не иметь возможности обмениваться данными с другими самолетами. “Тут мудрости на пенни, а дурости на фунт”, – такими словами Дептула прокомментировал решение ВВС США отказаться от установки систем MADL на истребители F-22.

Любопытно все же, что для того, чтобы позволить F-22 обмениваться информацией с другими самолетами, вертолетами и наземными подразделениями, ВВС США создали специальный воздушный боевой узел связи. В его состав вошли шесть специальных версий беспилотных летательных аппаратов RQ-4 Global Hawk Block 20, с которыми истребители способны обмениваться данными. При этом беспилотники умеют ретранслировать данные с F-22 на другие самолеты и вертолеты, оборудованные системой Link 16. Такая связка создана на случай ведения масштабных боевых действий и в реальности пока еще не применялась.

То есть ВВС США фактически подтвердили, что возможность обмена данными пилотам F-22 все же нужна. Но для чего нужно было создавать для “Раптора” отдельный узел связи и отказываться от модернизации собственных систем связи истребителя, не совсем понятно. Вероятно, ставка по-прежнему делается на малозаметность – обмениваясь информацией с узлом связи, F-22 получает более широкий доступ к оперативной информации, не выдавая при этом своего местоположения.

Любопытно, что F-22 был принят на вооружение ВВС США в 2005 году. С тех пор он не принимал участия ни в одной военной кампании, которые США вели за пределами страны. С одной стороны, американский истребитель слишком дорог для участия в военных действиях в Пакистане, Ираке, Афганистане или Сомали. Но с другой, как еще можно проверить все возможности самолета, который на деле свое “могущество” пока так и не доказал.

Технические неприятности

Очередной удар по имиджу американского истребителя пятого поколения был нанесен в конце марта 2011 года, когда выяснилось, что ВВС США ввели ограничение на предельную высоту полета F-22. Согласно распоряжению Авиационного боевого командования (ACC) ВВС США, предельная высота полета F-22 не должна превышать 7,6 тысячи метров – при том, что, согласно заявленным техническим характеристикам, “потолок” “Раптора” составляет около 20 тысяч метров. Причиной для такого решения стало расследование, целью которого является проверка бортовых систем генерации кислорода (OBOGS), установленных на многие истребители ВВС США.

По данным ACC, используемая военными OBOGS может быть дефектной. В частности, предполагается, что причиной потери F-22 17 ноября 2010 года на Аляске могли стать неполадки OBOGS. Эта система отвечает за генерацию кислорода и подачу дыхательной смеси в маску пилота на больших высотах полета. Из-за сбоя OBOGS пилот разбившегося F-22 Джеффри Хэни мог испытать кислородное голодание и потерять сознание. Введя запрет на обычные полеты, ВВС США при этом уточнили, что он не распространяется на боевые вылеты американских истребителей, которые по-прежнему не ограничены в своих перемещениях.

Ограничение в ACC пояснили тем, что на высоте полета в 15 тысяч метров и более пилот имеет в своем распоряжении всего десять секунд до потери сознания в случае, если прекращается подача кислорода в маску. Этого времени не хватит, чтобы снизить самолет до высоты, на которой можно дышать без маски с дыхательной смесью. Высота в 7,6 тысячи метров была сочтена командованием безопасной, потому что у пилота в случае прекращения поступления кислорода есть возможность снизиться до 5,4 тысячи метров – высоты, на которой уже можно дышать без маски.

Впрочем, авторитет F-22 был подорван много раньше. Так, в феврале 2010 года ВВС США на некоторое время приостановили полеты всех “Рапторов” – выяснилось, что корпус самолета неустойчив к воздействию влаги и легко поддается коррозии. Коррозия на истребителях обнаруживалась и раньше, но в данном случае оказалось, что система отвода лишней влаги от фонаря самолета конструктивно плоха и со своей задачей не справляется. В результате ржавчина появлялась на некоторых элементах фонаря самолета и даже внутри кабины пилота, причем появившаяся коррозия могла послужить причиной неполадок системы катапультирования.

В 2009 году ВВС США в качестве эксперимента направили 12 истребителей F-22 с Аляски на базу Андерсен на Гуаме. Дождливая погода на острове оказалась немилосердной к боевым машинам, и вскоре выяснилось, что в условиях повышенной влажности электронные системы самолетов работают нестабильно, а система охлаждения вычислительных компонентов во влажной атмосфере просто отказывается служить. Был ли исправлен этот недочет, неизвестно. Зато известно, что с тех пор F-22 во влажном климате больше ни разу не применялся.

В том же году бывший инженер Lockheed Martin Дэррол Олсен обвинил американскую компанию в создании бракованного F-22. По данным Олсена, на самолеты F-22 наносилось несколько лишних слоев покрытия, чтобы истребитель мог пройти все необходимые радиолокационные тесты. Брак же заключается в том, что радиопоглощающее покрытие F-22 без особого труда стирается с фюзеляжа под воздействием воды, масла или топлива. В Lockheed Martin обвинения Олсена отвергли, заявив, что при производстве самолета используется стойкое и качественное радиопоглощающее покрытие.

Модернизация
Начиная с 2012 года ВВС США будут тратить на модернизацию истребителей F-22 500 миллионов долларов ежегодно. В частности, начнется программа модернизации Increment 3.1, предполагающая установку нового бортового оборудования, авионики и программного обеспечения. Благодаря этой программе истребитель научится картографировать местность, выбирать наземные цели и применять новые бомбы SDB. Реализация программы модернизации Increment 3.2 начнется в 2014 году. По неподтвержденным данным, в результате этой программы F-22 получат обновленное программное обеспечение, некоторые новые элементы конструкции и новые вычислительные системы.

Двумя годами ранее была выявлена забавная неполадка в бортовом компьютере F-22. В феврале 2007 года ВВС США решили впервые вывести F-22 за пределы страны, перегнав несколько истребителей на базу ВВС Кадена на Окинаве. Звено из шести F-22, вылетевших с Гаваев, после пересечения 180-го меридиана – международной линии перемены дат – полностью лишилось навигации и частично – связи. На базу ВВС на Гавайях истребители вернулись, визуально следуя за самолетами-заправщиками. Причиной неполадки стала ошибка в программном обеспечении, из-за которого произошел сбой в работе компьютера при смене времени.

И это только те неполадки, о которых ВВС или министерство обороны США объявляли официально. При этом не исключено, что существуют и скрываемые недостатки самолета. Например, о неполадке бомбардировщиков B-2, в результате которой растрескивалась металлическая панель в хвостовой части самолета между двигателями, стало известно только после того, как инженеры Northrop Grumman нашли способ исправить ее.

Неполадки сложной военной техники вообще не являются чем-то экстраординарным, поскольку некоторые особенности эксплуатации невозможно учесть заранее. Эти “детские болезни” устраняются впоследствии по ходу использования и учитываются в более новых разработках. Но в истории с F-22 остается много необъяснимого. Ведь, и правда, не понятно, почему США в случае с ливийской операцией неожиданно стали оправдываться за отсутствие истребителя в воздушном строю коалиции, хотя в случае с Ираком или Афганистаном таких попыток не предпринималось.

Правда, история учит, что самое современное и дорогое вооружение используется в конфликтах, даже очень крупных, в последнюю очередь. Наиболее ярким примером этого могут служить британские линкоры класса “Дредноут” и немецкие “Нассау”. Эти корабли простояли в портах приписки практически всю Первую мировую войну и были использованы в боевых действиях только в последние годы войны. 31 марта 2011 года Главное контрольное управление США объявило, что стоимость покупки одного F-22 для ВВС США составляет 411,7 миллиона долларов. В общей сложности, американские военные должны получить 187 F-22, 170 из которых уже приняты на вооружение.

«Раптор» (F-22 Raptor) - многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. F-22 на сегодняшний день является единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения в мире.
Характеризуя этот самолёт, заслуженно используют определение "Самый", самый современный, самый дорогой, самый "невидимый", самый, самый, самый...
Однако, даже самая-самая техника не застрахована от неполадок, приводящих как к трагическим последствиям, так и к нелепым и даже анекдотическим ситуациям.
До сих пор не решена серьёзнейшая проблема с кислородным оборудованием самолёта, приведшая уже к трагическим последствиям с гибелью пилота.Известен случай, когда группа самолётов не смогла долететь из США до Японии, как оказалось, в программном обеспечении не учтена была линия смены дат, и вся группа, потеряв ориентировку, вынуждена была возвратиться назад, следуя визуально за самолётом-заправщиком.
А ещё случается и такое...

Пилот не мог открыть фонарь кабины и просидел в кабине ПЯТЬ ЧАСОВ!

Чтобы освободить пилота, не оставалось ничего другого, как разрезать фонарь кабины! Скотчем размечаем место будущего разреза...

Экипировка спасателей должна соответствовать важности момента, ведь не лифт какой-нибудь открывают, самый современный истребитель! Работа закипела, пилы вгрызаются в поликарбонатный беспереплётный цельнотянутый фонарь, покрытый специальным напылением, долженствующим исключить отражение сигнала РЛС от оборудования кабины.

Высокотехнологичный деревянный клин предохраняет пилу от заклинивания.

Это сладкое слово "Свобода"! Гип-гип ура!

Элементарная неисправность позволительна, наверное, продукции ВАЗа, но не такой дорогой штуковине как «Раптор». Вся процедура, с ремонтом, обошлась в 180 000 долларов. Признавайтесь, кто еще искал на этой фотке лужу? .

F-22 Raptor истребитель пятого поколения основные предназначения самолёта, схожи с нашей разработкой .

T-50 PAK-FA и F 22 RAPTOR

Видео: F-22 Raptor истребитель пятого поколения

Как всегда лучшие моменты с участием истребителя пятого поколения F-22 Raptor , фигуры высшего пилотажа, показательные выступления, стрельба.

Необходимо отметить Т-50 (ПАК-ФА) в 2013 году будет поставлена установочная партия или мелкосерийное производство самолётов это типа для испытания вооружений, в то время как F-22 Raptor уже снят с производства в 2011 году, и ведутся работы для разработки нового многоцелевого истребителя F-35. Пока так же покрыто тайной характеристики относящегося к пятому поколению.

За время производства с 1997 года по 2012 год было выпущено 195 машин, из них 187 истребителей переданы ВВС США. Военно-воздушные силы изначально хотели получить 750 F-22 Raptor .

многоцелевой истребитель f 22 raptor

Слова летчика подполковника Раймонда" Buzz " произнесённые после тестовых испытаний F-22 Raptor «Мы уже продемонстрировали способность самолета действовать практически безнаказанно в воздушной сфере, так же успешно самолёт атакует наземные цели, на такой скорости, высоты и дальности,что Raptorы готовы к бою против любого врага". На самом деле так и происходит: как не модернизируй , их время безвозвратно уходит, да и с вооружением новейшего тоже не всё ясно, самолёт почти готов, а про вооружение пока ничего неслышно. А F-22 Raptor готовый комплекс, который хоть сейчас может приступить к выполнению боевых задач.

f 22 raptor единственный представитель, стоящий на вооружении, мы еще пока выпустили предсерийные образцы

Общие характеристики F-22 Raptor
Основное предназначение: многоцелевой истребитель, завоевание превосходства в воздухе.
Исполнитель: Lockheed-Martin, Boeing. Части и подсистемы обеспечивают около 1000 поставщиков в 42 государствах.

Силовые установки: два Pratt & Whitney F119-PW-100 турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами с тягой 15876 кгс, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 11000 кгс и позволяют самолёту совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа.

истребитель пятого поколения f 22 raptor

  • Размах крыльев: 44 футов 6 дюймов (13,6 м)
  • Длина: 62 футов 1 дюйм (18,9 м)
  • Высота: 16 футов 8 дюймов (5.1 метра)
  • Вес: 43340 фунтов (19700 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 83500 фунтов (38000 кг)
  • Запас топлива: Внутренний: 18000 фунтов (8200 килограммов), 2 внешних топливных бака: 26000 фунтов (11900 кг)
  • Максимальная скорость: 2100 км/ч (2,0 Маха) ,по другим данным 2600 км/ч
  • Максимальная бесфорсажная скорость: 1850 км/ч (1,78 М)
  • Крейсерская скорость: 950 км/ч (0,9 М)
  • Дальность: без ПТБ, боевая: 1900 км без ПТБ, нормальная: 2500 км
  • Боевой радиус: 760-1100 км
  • Практический потолок: ~20000 м
  • Максимальная эксп. перегрузка: 9,5 G
  • Потребная длина взлётной полосы: 915 м
  • Расчётный ресурс самолёта: 8000 ч

кокпит F-22A Raptor

  • Вооружение: один M61A2 20-мм пушки с 480 выстрелов
  • внутренний отсек: двух ракет AIM-9 инфракрасного (теплового поиска) воздух-воздух и шести AIM-120 радиолокационного наведения воздух -воздух, или две в 1000 фунтов GBU-32 JDAMs и две AIM-120 радиолокационного наведения ракеты (воздух-земля)
  • Экипаж: Один
  • Стоимость: $ 143 млн, тем не менее F-22 не является самым дорогим самолётом
  • пальма первенства у малозаметного бомбардировщика B-2 Spirit, каждый из них стоит 1,157 млрд долларов
  • Начало поставок: декабрь 2005
  • Общее количество, 195

Описание F-22 Raptor
F-22 Raptor является новейшим истребителем ВВС США. Сочетание малозаметности, используются стелс-технологии., маневренности и интегрированной авионики, в сочетании с улучшением возможностей поддержки, представляет собой скачок в повышении боевых возможностей F-22 Raptor . Raptor позволяет уничтожать цели класса как воздух-воздух так и воздух-земля.
F-22 Raptor предназначен для завоевания воздушного господства, быстро и на больших расстояниях поражать различные объекты. Сочетание датчиков, встроенный авионики, имеет дополнительные возможности, которые включают штурмовые, радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки, это позволяет быть в курсе развивающейся ситуации и позволяет первыми применить оружие и избежать возможных угроз. F-22 Raptor позволяет пилоту отслеживать, выявлять, стрелять и уничтожать, прежде чем быть обнаруженным самому.
Сочетание аэродинамического дизайна и повышенная тяга позволяет F-22 Raptor летать на сверхзвуковых скоростях полета (более чем в 1,5 Маха) без использования форсажа, в отличии например от нашего который тоже может летать на сверхзвуке с включением форсажа но непродолжительное время.

mnogotselevoi istrebitel pyatogo pokoleniya f 22 raptor

Сложный аэродизайн F-22 Raptor , расширенные возможности управления полетом, изменяемым вектором тяги, а также высокий показатель соотношения тяги к весу обеспечивает возможность переиграть всех текущих и прогнозируемых самолетов. F-22 характеристики обеспечивают синергетический эффект обеспечение F-22 невидимость от всех современных средств воздушного нападения. Сочетание невидимости, интегрированной авионики, резко уменьшают заметность для зенитно-ракетных комплексов, и сводит к минимуму возможности врага, чтобы отслеживать и атаковать F-22. Сочетание снижения наблюдаемости подчеркивает преимущество внезапности в тактической обстановке. Для примера самолёты четвертого поколения - российские Су-27 или - имеют коэффициент отражённой поверхности, характеризующий радиолокационную заметность самолёта, в пределах 12 м². У самолёта F-22 Raptor - 0,3-0,4 м², судить об этом сложно, так как F-22 Raptor ещё не принимал участие в боевых действиях. Для российских разработчиков поставлена та же задача по снижению заметности.

Сочетание невидимости, интегрированной авионики, резко уменьшают заметность для зенитно-ракетных комплексов

F-22 имеет более высокую надежность и ремонтопригодность, чем любой истребитель в истории по крайней мере так декларировалось. Налёт на одно лётное происшествие в строевых частях составляет примерно 33 000 часов.

— многоцелевой истребитель пятого поколения производства США, построенный в первую очередь для борьбы с истребителями противника, но также способный осуществлять наземные атаки, разведку и постановку помех.

История создания

В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю, который должен был заменить F-15 Eagle. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным.

В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны две команды — Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель.
К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолетов — YF-22 и YF-23.
Первый полет прототипа YF-22 состоялся 29 сентября 1990 года, а 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.

В апреле 1993 года завершились работы над эскизным проектом истребителя, а в феврале 1994 года началась сборка первого опытного самолета. Первый полет опытный самолет, получивший обозначение F-22А Raptor, совершил 7 сентября 1997 года . В ноябре 2000 года были закончены летные испытания.
В 2001 году начался серийный выпуск F-22. С декабря 2005 года истребитель стал поступать на вооружение в ВВС США.

Летно-технические характеристики

Встроенная 20-мм пушка М61А2 Vulcan c 480 патронами.

В режиме воздух-воздух :
в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 управляемых ракет (УР) воздух-воздух AIM-120C AMRAAM и

В режиме воздух-земля :
в главном отсеке (под фюзеляжем): 2 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAM и 2 управляемые 450-кг бомбы GBU-32 JDAM и
в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder

В роли самолета завоевания превосходства в воздухе :

на 4 внешних узлах: 4 AIM-120C AMRAAM и 2 2271 л ПТБ

В роли дальнего истребителя :
в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAM. и
в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder,
на 4 внешних узлах: 8 AIM-120C AMRAAM и 4 2271 л ПТБ

Сначала стоимость одного истребителя F-22 оценивалась, по различным данным, от 130 до 180 миллионов долларов .
По данным из доклада Главного контрольного управления США, опубликованного в конце 2010 года, стоимость одного самолета составляла 411,7 миллиона долларов .

Аварии и катастрофы истребителя F-22 Raptor

В ночь на 16 ноября 2012 года истребитель F-22 Raptor на юго-востоке США. Инцидент произошел поблизости от военной авиабазы "Тайндолл" к югу от города Панама во Флориде. Пилоту удалось катапультироваться, он был госпитализирован. О других жертвах или пострадавших не сообщалось.

16 ноября 2010 года на Аляске потерпел катастрофу F-22A Raptor с бортовым номером 06-4125. Самолет, приписанный к 525-й эскадрилье 3-го авиакрыла (база "Эльмендорф-Ричардсон", штат Аляска), разбился в 160 км от Анкориджа в ходе выполнения тренировочного полета . Пилот Джеффри Хэни не успел катапультироваться и погиб.

25 марта 2009 года F-22A (серийный номер 91-4008) , в 35 километрах к северо-востоку от военной базы Edwards Air Force Base во время испытательного полёта. Пилот Дэвид Кули — 49-летний ветеран с 21-летним стажем пилотирования, погиб.

20 декабря 2004 года F-22A (серийный номер 00-4014) разбился при взлёте с авиабазы Нелли с (штат Невада), пилот катапультировался.

25 апреля 1992 года прототип YF-22A (серийный номер 87-0701) потерпел аварию при посадке на авиабазе Эдвардс и был списан. Авария произошла из-за недостатков системы управления самолетом.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Многоцелевой истребитель пятого поколения Lockheed/Boeing F-22 Raptor

F-22 «Раптор» (англ. F-22 Raptor) - многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 на сегодняшний день является единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения и самым дорогим истребителем в мире.

Тактико-технические характеристики F-22

    Тип малозаметный многоцелевой истребитель

    Разработчик Lockheed Martin Corporation

    Производитель Lockheed Martin Aeronautics Boeing Defense, Space & Security

    Статус эксплуатируется, серийное производство завершено

    Основные эксплуатанты ВВС США

    Годы производства 1997-2011

    Единиц произведено всего: 195, серийных: 187

    Стоимость программы разработки $66,7 млрд (вместе со стоимостью серийного производства $74 млрд)

    Стоимость единицы $146,2 млн (без учета НИОКР)

    Базовая модель YF-22

Проекции самолёта F-22A

Трансзвуковой полёт над авианосцем Джон К. Стеннис

РЛС с АФАР APG-77

    Размах крыла: 13,56 м

    Длина самолёта: 18,90 м

    Высота самолёта: 5,09 м

    Площадь крыла: 78,04 м²

    Площадь В. О.: 16,54 м²

    Площадь Г. О.: 12,63 м²

    Экипаж: 1 человек

Масса:

    БРЭО: 858 кг

    Пустого: 19700 кг

    Нормальная взлётная: 30206 кг (100 % топлива)

    Боевая: 25776 кг (52 % топлива)

    Максимальная: 38000 кг

    Нормальная: 1116 кг (6+2 УР)

    Максимальная: 10370 кг

    Топливо: 9367 кг

    ПТБ: 7200 кг

    при максимальной взлётной массе: 487 кг/м²

    при нормальной взлётной массе: 387 кг/м²

    боевая (6+2 УР, 52 % топлива): 330 кг/м²

Процентный состав материалов в конструкции планера:

    Алюминиевые сплавы: 16 %

    титановые сплавы: 39 %

    Композиты: 24 %

ЭПР: по данным различных источников, от 0,0001 до 0,3-0,4 м² (подробнее см. ниже)

Двигатель

    Тип двигателя: 2х ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100

    Статическая форсированная тяга: 15876 кгс

Тяговооружённость:

    боевая (6+2 УР, 52 % топлива): 1,23

    при нормальной взлётной массе: 1,05

    при максимальной взлётной массе: 0,83

Лётные характеристики

    Максимальная скорость: 2570 км/ч (2,42 М)

    Крейсерская скорость: 1890 км/ч (1,78 М)

Дальность:

    без ПТБ, нормальная: 1500 км

    без ПТБ, 100% топлива внутри: 2300 км

    100 % внутри + 2 ПТБ: 3330 км

    100 % внутри + 4 ПТБ: 5700 км

    на скорости 1,2 M: 1000 км

    Боевой радиус: 750 км

    Практический потолок: ~19812 м

    Максимальная эксп. перегрузка: 9 G

    Потребная длина ВПП:1300 м

    Обслуживание: 13 человеко-часов на час полёта (по другим данным 30)

    Скорость крена: 3,49 рад/с (200°/сек)

    Расчётный ресурс самолёта: 6000ч

    Рабочее давление гидросистемы: 560 кг/см²

Авионика

    БРЛС: РЛС с АФАР APG-77

    Максимальная дальность обнаружения: до 210 км (по другим данным до 270-300 км) при ЭПР цели 1 м²

    Масса: 553,7 кг

    Потребляемая мощность: 16533 Вт

    Объём: 0,565 м³

    Расход охлаждающего воздуха: 4,38 кг/мин

    Расход охлаждающей жидкости: 33,9 л/мин

    Диаметр АФАР: 0,813 м

    масса: 219,1 кг

    Объём: 0,275 м³

    Рассеиваемая мощность: 8278 Вт

    Расход охлаждающей жидкости: 11,3 л/мин

AN/ALR-94 Станция предупреждения об облучении, состоит из 30 датчиков, расположенных в крыльях и фюзеляже,что обеспечивает на всех диапазонах перекрытие в пределах 360°.Система способна обнаруживать, сопровождать и опознавать цель,на расстоянии 460 км и более.При сближении с целью на расстояние не менее 180 км обеспечивается целеуказание для APG-77 с использованием формируемого системой ALR-94 файла сопровождения. В результате этого бортовая РЛС обнаруживает и сопровождает цель с помощью очень узкого луча (2ґ2° в азимутальной и угломестной плоскостях).ALR-94 определяет направление,тип угрозы и расстояние до нее,а затем рассчитывает расстояние,на котором РЛС противника может обнаружить F-22.Все данные поступают на бортовые дисплеи,и летчику предоставляется своевременная графическая информация для проведения маневров по защите самолета.На экране основного дисплея отметки РЛС управления огнем зенитных ракет и РЛС дальнего обнаружения заключены в окружности,которые показывают их расчетную эффективную дальность ведения огня.
AN/AAR 56 ИК система предупреждения о ракетной атаке.

История

Начало работ над истребителем пятого поколения

В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе - передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным.

В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны две команды - Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель. К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолётов - YF-22 и YF-23. На разработку самолётов ATF к концу 80-х годов были затрачены огромные средства, поэтому компаниям пришлось отказаться от РЛС бокового обзора, оптико-локационной станции и системы предупреждения о ракетном нападении (на самолётах F-22 устанавливается система AN/ALR-94). Требования к самолёту были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и серийных самолётов.

23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.

Программа ATF и F-22 Raptor

Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. По сравнению с опытным образцом, F-22 оснащался более мощными двигателями (15876 кгс против 13900 на прототипе) с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, планер самолёта был частично изменен: изменилась форма крыла, рулей высоты, носового обтекателя, фонарь кабины пилота был перемещен вперед.

Серийное производство самолёта началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада. К 2004 году был построен в общей сложности 51 самолёт. В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть - 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе Лэнгли.

В 2006 году планировалось закупить 384 самолёта для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолётов, 127 из которых были уже построены. Экономический кризис и огромная стоимость самолёта заставили правительство США отказаться от закупок данного самолёта и сделать упор на программу F-35.

21 января 2009 года группа конгрессменов США направили президенту Бараку Обаме письмо, в котором доложили о распространении ЗРК С-200/300 по всему миру, как главном аргументе за продолжение производства истребителей F-22 Raptor.

6 апреля 2009 года, в рамках публикации проекта бюджета Пентагона на 2010 год, министр обороны США Роберт Гейтс сообщил о планах завершения производства истребителей F-22 в 2011 году на одобренном ранее Конгрессом США количестве в 187 машин. В июле того же года Конгресс отказался от увеличения закупок данного истребителя начиная с 2010 года в пользу увеличения расходов по программе разработки многоцелевого истребителя F-35.

13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в Мариэтта, штат Джорджия покинул последний серийный истребитель F-22A с бортовым номером 10-4195. Он стал 195-м F-22A выпущенным начиная с 1997 года и 2 мая 2012 года стал последним, 187-м серийным истребителем переданным ВВС США.

Конструкция

В основу проектирования самолёта положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа «First look - first kill» (первый обнаружил - первый поразил). Для этого широко использованы технологии снижения заметности («Stealth»). Важным, характерным для истребителей 5-го поколения конструктивным решением, снижающим заметность самолёта, является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках. F-22 имеет и внешние подвески, но установка на них боекомплекта ухудшает малозаметность. Целью данного конструкторского решения было повышение универсальности самолёта.

Планер

В конструкции планера самолёта доля полимерных композиционных материалов (ПКМ) составляет не менее 40 % (по другим данным 60 %), из них не менее 30 % приходится на термопластичные углепластики, широко применены радиопоглощающие материалы (РПМ). В частности, РПМ конструктивно оформляет кромки крыла самолёта. Большая часть конструкции выполнена из ПКМ на основе бисмалеимидов - класс термостойких полимеров, работоспособных при температурах до 230 градусов. Вторые по значению полимерные композиты представлены термопластичными углепластиками, в частности материалом Avimid K-III фирмы «Дюпон», к достоинствам которых, помимо прочности, ремонтопригодности и термостойкости, относятся лучшие характеристики допускаемой повреждаемости.

Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеивание электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приемопередающей антенны РЛС противника. Крыло - ромбовидное, вертикальный стабилизатор V-образной формы.

Проектирование самолёта велось с учётом требований боевой живучести. По целому ряду данных, живучесть конструкции планера решена применительно к осколочно-фугасному зажигательному (ОФЗ) снаряду, составляющему основу боекомплекта российских 30-мм авиационных пушек.

Двигатели

Двигатели P&W F119-PW-100 с плоским реактивным соплом для снижения ИК-заметности

F-22 оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15876 кгс, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 11000 кгс и позволяют самолёту совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, что является важным тактическим преимуществом.

Сопла двигателей имеют плоскую форму, снижающую заметность самолёта в инфракрасном диапазоне. В конструкции сопловых устройств применен радиопоглощающий материал на основе керамики, который снижает радиолокационную заметность самолёта.

Бортовое оборудование

F-22 Raptor управляют две отказоустойчивые бортовые ЭВМ, называемые CIP - Common Integrated Processor. В каждом из них - 66 модулей, основой каждого модуля является 32-разрядный RISC-процесссор i960.

Бортовая РЛС

F-22 оборудован РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой. Антенна такого типа состоит из 1500 приёмно-излучающих элементов. Основным достоинством такой антенны является электронное управление главным лепестком диаграммы направленности (аналог сканирования лучом) - нет нужды в механическом сканировании, что упрощает конструкцию и повышает надёжность работы. Дальность обнаружения крупной аэродинамической цели типа истребитель (ЭПР >1 м²) до 270-300 км, крылатая ракета (0,1-0,5 м²) - до 150 км, наземные цели - до 70 км.

Каналы передачи данных

Самолёт оснащен интегрированной системой связи, навигации и идентификации, первоначально разработанной компанией TRW. В её состав входит система радиолокационного опознавания - «свой-чужой», а также защищённые и помехоустойчивые каналы IFDL и Link-16 JTIDS.

На самoлете реализована схема как приёма, так и передачи данных по каналу IFDL между другими F-22, тогда как канал Link-16 JTIDS по соображениям улучшения радиолокационной малозаметности реализован только для приёма данных.

В рамках модернизации Increment 3.2, истребитель планировалось оснастить более современным каналом MADL, устанавливаемым на бомбардировщики B-2 Spirit и многоцелевые истребители F-35 Lightning II. Однако в 2010-ом году ВВС США отказались от этой инициативы в пользу малозаметности.

Вооружение

F-22 вооружён 20-миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan, ракетами класса воздух-воздух: шестью AIM -120C AMRAAM и двумя AIM -9M Sidewinder.

А также корректируемыми бомбами JDAM и управляемыми высокоточными авиабомбами класса SDB (Small Diameter Bomb) GBU-39.

Истребитель способен производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.

Эксплуатация

По состоянию на октябрь 2010 года в ВВС США было передано 168 истребителей F-22. По состоянию на июль 2010 года F-22 состоял на вооружении следующих частей ВВС США:

    1-е Истребительное крыло, авиабаза Лэнгли, штат Виргиния

    27-я Истребительная эскадрилья

    94-я Истребительная эскадрилья

    192-е Истребительное крыло Национальной Гвардии, авиабаза Лэнгли, штат Виргиния

    149-я Истребительная эскадрилья

    325-е Истребительное крыло, Тиндалл (авиабаза), штат Флорида - центр подготовки пилотов.

    43-я Истребительная эскадрилья

    49-е Истребительное крыло, Холломэн (авиабаза), штат Нью-Мексико

    7-я Истребительная эскадрилья

    8-я Истребительная эскадрилья

    44-я Группа Истребителей Резервного Командования ВВС, Холломэн (авиабаза), штат Нью-Мексико

    301-я Истребительная эскадрилья

    53-е Крыло, Эглин (авиабаза), штат Флорида

    422-я испытательно-оценочная эскадрилья

    57-е Крыло, Неллис (авиабаза), штат Невада - в 10 милях к северо-востоку от Лас-Вегаса

    433-я эскадрилья боевого применения

    412-е испытательное крыло, Эдвардс (авиабаза), штат Калифорния - в 60 милях к северу от Лос-Анджелеса

    411-я испытательная эскадрилья

    3-е Крыло, Элмендорф (авиабаза), штат Аляска

    90-я Истребительная эскадрилья

    525-я Истребительная эскадрилья

    477-я Группа Истребителей Резервного Командования ВВС, Элмендорф (авиабаза), штат Аляска

    302-я Истребительная эскадрилья

    15-е Крыло, Хиккэм (авиабаза), штат Гавайи

    19-я Истребительная эскадрилья

    154-е Истребительное крыло Национальной Гвардии, Хиккэм (авиабаза), штат Гавайи

    199-я Истребительная эскадрилья

В 2006 году были проведены учения «Норден Эйдж», в которых проводились учебные воздушные бои 12 истребителей F-22 с F-15, F/A-18C и F/A-18E. За первую неделю учений самолёты F-22 условно сбили 144 самолёта противника без потерь со своей стороны. Всего за две недели учений группировка F-22 одержала 241 условную победу, потеряв два самолёта.

В июне 2012 года на Аляске были проведены учения, включавшие индивидуальные воздушные бои истребителей F-22 с Тайфунами под управлением немецких пилотов. По словам майора Марка Грюна, участвовавшего в учениях, в ходе учений противники сражались на равных, на больших расcтояних F-22 имел преимущество за счёт новейшего оборудования, однако на близкой дистанции более лёгкий Тайфун оказывался в выгодном положении.

По состоянию на май 2012 года на вооружении ВВС США находилось 184 F-22. Поставки самолёта на экспорт запрещены конгрессом США в 1997 году.

Экономические показатели

Стоимость самолёта

На сегодняшний день, самолёт F-22 является самым дорогим истребителем, стоящим на вооружении, в мире. Себестоимость производства одного самолёта оценивается в 146,2 млн долларов (на 2008 год), а полная цена с учётом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства - 350 млн.

Главным образом такая высокая стоимость обусловлена многократным сокращением объемов закупки данного самолета. В связи с распадом СССР, из первоначально запланированных 750 единиц, за все время производства истребителя было закуплено всего 187 единиц.

Иногда об F-22 говорят, что он «на вес золота», что буквально соответствовало финансовым рынкам на февраль 2006 года - стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 млн долларов.

При этом, F-22 не является самым дорогим самолётом в мире - самым дорогим является малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit, каждый из которых обошёлся ВВС США без учёта НИОКР в 1,157 млрд долларов., а с учётом НИОКР - в 2,1 млрд долларов.

По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22 (с учетом стоимости программы разработки) достигла 411,7 млн долларов.

Эксплуатационные расходы

По утверждению Пентагона, эксплуатационные расходы на единицу F-22 не сильно превышают аналогичные показатели других истребителей. Однако, данное утверждение было подвергнуто сомнению и критике в некоторых американских СМИ. По мнению газеты «The Washington Post», эксплуатационные расходы на данный истребитель намного выше цифр, заявляенных Пентагоном. Статья в газете утверждала, что связано это было с уязвимостью радиопоглощающего покрытия, ускоренный износ которого, по словам автора статьи, мог вызвать даже обычный дождь. Также, со ссылкой на неназванных американских военных, газета сообщала что себестоимость лётного часа F-22 составляет $44 000.

На слушаниях в Сенате США представители Пентагона назвали сообщения в «The Washington Post» необоснованным и далее сделали следующее заявление:

За 2008-ой финансовый год, стоимость одного часа полёта F-22, включающая только переменные затраты, составила 19 750 долл. В то время, как для F-15 этот показатель был 17 465 долл. США;
- за тот же 2008-ой финансовый год, полная стоимость одного часа полёта F-22, включающая переменные, постоянные и прочие косвенные затраты, составила 44 259 долл. В то время, как для F-15 тот же показатель составил 30 818 долл. США;
- дождь, другие атмосферные осадки, климатические и погодные условия никак не влияют на работоспособность радиопоглощающих покрытий F-22 Raptor; процент боеготовности F-22 Raptor с 2004 по июль 2009 года увеличился с 62 до 68 процентов.
- Средний уровень боеготовности всего остального авиапарка составляет 64,5 %;
- трудоемкость межполётного обслуживания F-22 составляет 13 часов на 1 час полёта. По планам, на июль 2009 года трудоемкость должна была составлять 19 часов на 1 час полёта, а по окончании «взросления» должна быть доведена до 11 часов.

О некоторых проблемах с антирадарным покрытием также сообщалось в заметках журнала Air Force Magazine, опубликованных 13-20 июля 2009 года. Как пишет журнал, проблема заключалась в том, что данное покрытие держалось в два раза меньше, чем это было предусмотрено. Однако, далее говорится о решении данной проблемы и постояном улучшении качества покрытия, что позволило увеличить боеготовность F-22 до 68 %.

Что касается трудоёмкости обслуживания, у F-22 она не является чрезмерно высокой и составляет 30 человеко-часов на 1 час полёта. Для сравнения, у истребителя третьего поколения F-4 «Фантом» II этот показатель составлял 35 чел.-ч/ч, а у F-104 «Старфайтер», считавшегося сложным в обслуживании - 50 чел.-ч/ч.

ЭПР F-22

В опубликованной в «Вестнике Российской Академии Наук» том 73, № 9, с. 848 (2003) статье «Фундаментальные и прикладные проблемы стелс-технологий» в основу которой положено научное сообщение на Президиуме РАН, авторы Погосян, Михаил Асланович - чл.-корр. РАН, директор ГУП авиационно-промышленного комплекса «Сухой» и Лагарьков, Андрей Николаевич - чл.-корр. РАН, директор Института теоретической и прикладной электродинамики Объединённого института высоких температур РАН, дают такую оценку ЭПР истребителя F-22, цитата:

«Если в 1980-х годах самолёты типа F-15 имели ЭПР более 10 м² то у модернизированного авиационного комплекса ЭПР составляет 1-1.5 м², а у перспективных авиационных комплексов пятого поколения, таких как F-22, JSF, - 0.3 м²»«

- «Фундаментальные и прикладные проблемы стелс-технологий»

1 марта 2010 года Премьер-министр Владимир Путин посетил Опытно-конструкторское бюро «Сухого». Во время визита, главный конструктор самолёта ПАК-ФА Т-50 - А. Н. Давиденко сказал следующее:

«Самолёты четвертого поколения - российские Су-27 или американский F-15 - имеют коэффициент отражённой поверхности, характеризующий радиолокационную заметность самолёта, в пределах 12 м². У самолёта F-22 (американский истребитель пятого поколения) - 0,3-0,4 м². У нас аналогичные требования к заметности»

Существует и другая точка зрения на показатели ЭПР, опубликованная на сайте GlobalSecurity.org, в статье, посвящённой F-35:

Согласно отчетам от ноября 2005-го года, ВВС США утверждает что F-22 имеет наименьшую ЭПР среди всех пилотируемых летательных аппаратов стоящих на вооружении ВВС США, с фронтальным ЭПР 0.0001~0.0002 м² (что соизмеримо с мраморным шариком во фронтальном аспекте). Согласно данным отчётам, F-35 обладает ЭПР сопоставимым с металлическим мячом для гольфа, около 0.0015 м². Что является 5 - 10 раз больше чем минимальный фронтальный ЭПР истребителя F/A-22. Однако F-35 обладает ЭПР меньше, чем у F-117, и сравнимым с аналогичным показателем бомбардировщика B-2 (ЭПР которого вдвое меньше, чем у F-117).
Для сравнения, ЭПР МиГ-29 составляет около 5 м².

F-35 Joint Strike Fighter (JSF) Lightning II

Повторяя утверждения озвученные в ноябре 2005-го года, компания заявляет что в превосходящие летные качества F-22, входят показатели ЭПР, которые «лучше» чем требования под которые был подписан контракт. Данные засекреченные требования были подсчитаны в районе −40 dBsm. Размер сопоставимый с небольшим стальным шаром.
- F-16.net

Судить о достоверности данных, предоставляемых американскими и российскими специалистами в данный момент сложно, так как F-22 Raptor ещё не принимал участие в боевых действиях. Однако некоторые военные публицисты пытаются оценить ЭПР отдельных американских истребителей, на основе доступных данных о практике боевого применения малозаметных ударных самолётов F-117.
В ходе войны НАТО против Югославии, когда был сбит один (данные различных источников расходятся, по заявлениям США, был потерян только один самолёт, по данным российского исследователя Владимира Ильина, ссылающегося на сербские источники - три) F-117 и ещё один был поврежден, совершил вынужденную посадку. Уничтоженный самолёт был сбит зенитно-ракетной системой С-125 (ракетой 5В27Д 1976 года выпуска производства завода АВИТЕК), способной атаковать цели с ЭПР не менее 0,3-0,5 м² (в зависимости от модификации), однако, заявленная американцами эффективная поверхность рассеивания F-117 составляет 0,025 м², что делало бы невозможным его обнаружение и, тем более, уничтожение данной зенитно-ракетной системой. Этот факт может свидетельствовать о дезинформации как с американской стороны (о реальной ЭПР самолётов), так и с российской (о реальных возможностях зенитно-ракетных систем). Однако, по данным командира взвода сбившего F-117, у самолета были открыты бомболюки, что значительно увеличило ЭПР и стало причиной его печальной судьбы.

Технические проблемы

В мае 2012 года министр обороны США Леон Панетта подписал распоряжение, накладывающее существенные ограничения на полёты истребителей F-22 Raptor. Поводом для этого стали безрезультатные поиски причины сбоев бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), жалобы пилотов на удушье и неприятные запахи в кабине. Согласно распоряжению, F-22 теперь не имеют право совершать длительные перелёты, а также всегда обязаны находиться в зоне досягаемости взлетно-посадочных полос, чтобы, в случае необходимости, пилоты могли совершить экстренную посадку. При этом, как отмечает Defense News, полёты самолётов, базирующихся на Аляске, запрещены полностью, поскольку расположенные там базы сложны для экстренной посадки.

Решение о наложении жёстких ограничений на полёты F-22 было принято вскоре после того, как ВВС США перевели несколько таких истребителей на одну из баз в юго-западной Азии, а также после публичного заявления двух пилотов о том, что они отказываются летать на Raptor. 15 мая 2012 года подкомитет Палаты представителей США по военным ассигнованиям распорядился выделить 50 миллионов долларов на установку дублирующей системы обеспечения дыхательной смесью на истребители F-22.

Истребители F-22 с начала 2011 года находятся под действием ещё одного запрета - им нельзя подниматься выше 7,6 тысячи метров. Считается, что на этой высоте при возникновении признаков удушья пилот имеет возможность снизиться хотя бы до 5,4 тысячи метров, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине. Кроме того, за последние почти полтора года ВВС США несколько раз приостанавливали полёты F-22. В частности, истребители не могли подниматься в воздух с мая по сентябрь прошлого года.

ВВС США предпринимали попытки избавиться от неполадок в с системой OBOGS с конца 2010 года. В ноябре 2010 года на Аляске разбился истребитель F-22 под управлением пилота Джеффри Хэни. По данным следственной комиссии, которую возглавлял генерал в отставке Грегори Мартин (Gregory Martin), причиной катастрофы стало неверное функционирование OBOGS, из-за чего Хэни начал испытывать удушье. При этом на погибшего пилота возложили ответственность за катастрофу.

В ходе проведённых проверок удалось выявить источник проблемы. По данным Пентагона, им оказался жилет, который носят пилоты, чтобы облегчить дыхание при пониженном давлении кабины F-22: при высоких перегрузках он слишком сильно надувался и мешал нормально дышать. В результате последовавшей в связи с этим модернизации, с целью обеспечения лучшего притока воздуха, были произведены два существенных изменения. Во-первых, был заменен клапан в жилете, поддерживающем давление летчиков: теперь он реагирует на смену давления в кабине и сдувается, когда в нём нет необходимости. А во-вторых, был увеличен объём воздуха, поступающего пилоту. Такое изменение стало возможно после удаления фильтра, определявшего наличие загрязнений в присутствующем в системе кислороде. При этом возможность загрязнения была исключена в принципе.

После получения гарантий того, что принятые корректирующие меры позволят свести к минимуму возникающие у пилотов F-22 признаки гипоксии, Пентагон одобрил запланированное ВВС последовательное снятие ограничений на полёты начиная с 24 июля 2012 года.

Видео с F-22