«Сатана» против «Миротворца»: Межконтинентальная баллистическая ракета. Ракета "Сатана": технические характеристики. Межконтинентальная баллистическая ракета "Сатана" Скорость сатаны

Для новичка старт самой мощной из существующих в мире межконтинентальных баллистических ракет SS-18 Satan неизменно оборачивается разочарованием.


Полдня трясешься попутным транспортным «бортом» на Байконур. Потом пару часов приплясываешь на наблюдательном пункте, стараясь согреться под пронизывающим казахстанским степным ветром (за 45 минут до старта служба безопасности полностью перекрывает движение по дорогам полигона, и после этого туда уже никак не попадешь). Наконец предстартовый отсчет завершен. Далеко на краю горизонта из земли, как чертик из табакерки, выскакивает крохотный «карандашик», зависает на долю секунды, а затем в сияющем облаке стремительно уносится ввысь. Лишь пару минут спустя тебя накрывает отголосками тяжелого грохота маршевых двигателей, а сама ракета уже посверкивает в зените далекой звездочкой. Над местом старта оседает желтоватое облако пыли и невыгоревшего амилгептила.

Все это не идет ни в какое сравнение с величественной неторопливостью старта мирных космических ракетносителей. К тому же их запуски можно наблюдать с куда более близкого расстояния, поскольку кислородно-керосиновые двигатели даже в случае аварии не грозят уничтожением всего живого вокруг. С «Сатаной» иначе. Снова и снова разглядывая потом фото и видеосъемку запуска, начинаешь понимать: «Мама моя! Это же совершенно невозможно!»

Прыгающая «Сатана»

Вот и сам создатель «Сатаны» конструктор Михаил Янгель и его коллеги-ракетчики поначалу так и отнеслись к идее: «Чтобы 211 тонн «выпрыгивали» из шахты?! Это невозможно!» В 1969-м, когда возглавляемое Янгелем КБ «Южное» приступило к работе над новой тяжелой ракетой Р-36М, нормальным способом запуска из шахтной пусковой установки считался «горячий» газодинамический старт, при котором маршевый двигатель ракеты включался уже в шахте. Конечно, некоторый опыт проектирования «изделий», использующих «холодный» («минометный») старт, был накоплен. Сам Янгель экспериментировал с ним почти 4 года, разрабатывая так и не принятую на вооружение ракету РТ-20П. Но ведь РТ-20П была «сверхлегкой» – всего 30 т! К тому же она была уникальной по компоновке: первая ступень – твердотопливная, вторая – жидкотопливная. Это избавляло от необходимости решать связанные с «минометным» стартом головоломные проблемы гарантированного зажигания первой ступени. Разрабатывавшие пусковую установку Р-36М смежники Янгеля из питерского ЦКБ-34 (ныне КБ «Спецмаш») поначалу категорически отвергали саму возможность «минометного» старта для жидкотопливной ракеты весом более 200 т. Только после смены руководства ЦКБ-34 его новый главный конструктор Владимир Степанов решил попробовать.

Экспериментировать пришлось долго. Разработчики пусковой установки столкнулись с тем, что масса ракеты не позволяла применять для ее амортизации в шахте обычные средства – гигантские металлические пружины, на которых покоились ее более легкие собратья. Пружины пришлось заменять мощнейшими амортизаторами, использующими газ высокого давления (при этом амортизационные свойства не должны были снижаться за весь 10-15-летний срок боевого дежурства ракеты). Потом настал черед разработки пороховых аккумуляторов давления (ПАД), которые бы выбрасывали эту махину на высоту не менее 20 м над верхним краем шахты. Весь 1971 год на Байконуре проводились необычные эксперименты. Во время так называемых «бросковых» испытаний массогабаритный макет «Сатаны», заправленный вместо азотного тетраоксида и несимметричного диметилгидразина нейтральным щелочным раствором, вылетал под действием ПАД из шахты. На высоте 20 м включались пороховые ускорители, которые сдергивали с ракеты поддон, прикрывающий ее маршевые двигатели в момент «минометного» старта, но сами двигатели, естественно, не включались. «Сатана» валилась на землю (в специально подготовленный рядом с шахтой огромный бетонный лоток) и разбивалась вдребезги. И так девять раз.

И все равно первые три реальных старта Р-36М уже по полной программе летноконструкторских испытаний были аварийными. Лишь на четвертый раз, 21 февраля 1973 года, «Сатане» удалось не уничтожить собственную пусковую установку и улететь туда, куда ее и запускали, – на камчатский полигон Кура.

Ракета в стакане

Экспериментируя с «минометным» стартом, конструкторы «Сатаны» решали несколько задач. Без увеличения стартовой массы повышались энергетические возможности ракеты. Немаловажным было и снижение неизбежно возникающих при газодинамическом старте вибрационных нагрузок на взлетающую ракету. Однако главным было все же повышение живучести всего комплекса в случае первого ядерного удара противника. Принятые на вооружение новые Р-36М размещались в шахтах, в которых прежде стояли на боевом дежурстве их предшественницы – тяжелые ракеты Р-36 (SS9 Scarp). Точнее сказать, старые шахты использовались частично: газоотводные каналы и решетки, необходимые для газодинамического старта Р-36, «Сатане» были ни к чему. Их место занял металлический силовой «стакан» с системой амортизации (вертикальной и горизонтальной) и оборудованием пусковой установки, в который прямо в заводском транспортно-пусковом контейнере и загружалась новая ракета. При этом защищенность шахты и находящейся в ней ракеты от поражающих факторов ядерного взрыва повышалась более чем на порядок.

Мозг в отключке

Кстати, «Сатана» защищена от первого ядерного удара не только своей шахтой. Устройство ракеты предусматривает возможность беспрепятственного прохождения через зону воздушного ядерного взрыва (на тот случай, если противник попытается накрыть им позиционный район базирования Р-36М, чтобы вывести «Сатану» из игры). Снаружи на ракете есть специальное теплозащитное покрытие, позволяющее преодолевать пылевое облако после взрыва. А чтобы излучение не повлияло на работу бортовых систем управления, специальные датчики просто отключают «мозг» ракеты при прохождении через зону взрыва: двигатели продолжают работать, но системы управления застабилизированы. Лишь после выхода из опасной зоны они вновь включаются, анализируют траекторию, вводят поправки и ведут ракету к цели.

Непревзойденная дальность пуска (до 16 тыс. км), огромная боевая нагрузка в 8,8 т, до 10 разделяющихся боеголовок индивидуального наведения плюс самый совершенный из имеющихся на сегодня комплекс преодоления противоракетной обороны, оснащенный системой ложных целей, – все это делает «Сатану» страшным и уникальным .

Для ее последнего варианта (Р-36М2) разрабатывалась даже платформа разведения, на которую можно было установить 20 или даже 36 боевых блоков. Но по договору их не могло быть больше десяти. Немаловажно и то, что «Сатана» – это целое семейство ракет с подвидами. И каждая может нести разный набор полезной нагрузки. В одном из вариантов (Р-36М) размещено 8 боевых блоков, прикрытых фигурным обтекателем с 4 выступами. Выглядит это как будто на носу ракеты закреплено 4 веретена. В каждом – по две соединенных попарно (основаниями друг к другу) боеголовки, которые разводятся уже над целью. Начиная же с Р-36МУТТХ, у которой была повышена точность наведения, появилась возможность поставить боевые блоки послабее и довести их количество до десяти. Они крепились под сбрасываемым в полете головным обтекателем по отдельности друг от друга на специальной раме в два яруса.

Позднее от идеи самонаводящихся головок пришлось отказаться: они оказались непригодны для стратегических баллистических носителей из-за проблем при входе в атмосферу и по некоторым другим причинам.

Многоликая «Сатана»

Будущим историкам придется поломать голову над тем, чем на самом деле была «Сатана» – оружием нападения или обороны. Орбитальный вариант ее прямой «прародительницы», первой советской тяжелой ракеты SS-9 Scarp (Р-36О), принятый на вооружение в 1968 году, позволял забрасывать ядерную боеголовку на околоземную орбиту, чтобы наносить удары по противнику на любом витке. То есть, атаковать США не через полюс, где за нами постоянно следили американские радары, а с любого незащищенного системами слежения и противоракетной обороны направления. Это было, по сути, идеальное оружие, о применении которого противник мог узнать, только когда над его городами уже поднимутся ядерные грибы. Правда, уже в 1972 году американцы развернули на орбите спутниковую группировку предупреждения о ракетном нападении, которая засекала не подлет ракет, а момент старта. Вскоре Москва заключила с Вашингтоном соглашение о запрещении выведения в космос ядерного оружия.

Теоретически, «Сатана» унаследовала эти возможности. По крайней мере сейчас, когда ее запускают с Байконура в виде конверсионной ракеты-носителя «Днепр», она легко выводит на околоземные орбиты полезные нагрузки, вес которых немногим меньше устанавливаемых на ней боевых блоков. При этом ракеты приходят на космодром из строевых полков РВСН, где они стояли на боевом дежурстве, в штатной комплектации. Для космических программ нештатно работают разве что двигатели разведения ядерных боеголовок индивидуального наведения. При выведении на орбиту полезных нагрузок, их используют в качестве третьей ступени. Судя же по рекламной кампании, развернутой для продвижения «Днепра» на международный рынок коммерческих пусков, он вполне может использоваться и для ближних межпланетных перевозок – доставки грузов к Луне, Марсу и Венере. Получается, что при необходимости «Сатана» может доставить туда и ядерные боеголовки.

Впрочем, вся последовавшая за снятием с вооружения Р-36 модернизации советских тяжелых ракет вроде бы свидетельствует об их сугубо оборонительном предназначении. Уже то, что при создании Янгелем Р-36М серьезная роль отводилась живучести ракетного комплекса, подтверждает, что его планировалось использовать не при первом и даже не при ответновстречном ударе, а при «глубоком» ответном ударе, когда ракеты противника уже накроют нашу территорию. То же самое можно сказать и о последних модификациях «Сатаны», разработкой которых уже после смерти Михаила Янгеля занимался его преемник Владимир Уткин. Так что в недавнем заявлении российского военного руководства о том, что срок службы «Сатаны» будет продлен еще на десятилетие, прозвучала не столько угроза, сколько озабоченность американскими планами развертывания системы национальной ПРО. И регулярный запуск с Байконура конверсионного варианта «Сатаны» (ракеты «Днепр») подтверждает, что она в полной боеготовности.

Самая мощная в мире ракета «Воевода» заступила на боевое дежурство еще четверть века назад

Первый ракетный полк под командованием подполковника О.И. Карпова с ракетным комплексом (РК) РС-20В (Р-36М2) «Воевода» (по западной классификации - SS-18 «Сатана») заступил на боевое дежурство 25 лет назад в Домбаровском ракетном соединении (Оренбургская обл.).

В июне 1979 г. в Конструкторском бюро «Южное» под руководством генерального конструктора В.Ф. Уткина было разработано техническое предложение по ракетному комплексу «Воевода» с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой 4-го поколения. В июне 1982 г. был выполнен эскизный проект РК с ракетой РС-20В (Р-36М2). Летно-конструкторские испытания ракеты были проведены с марта 1986-го по март 1988 г.

До 1990 г. комплексы с ракетой РС-20В «Воевода» были поставлены на боевое дежурство также в дивизиях, дислоцированных вблизи городов Ужур (Красноярский кр.) и Державинск (Казахстан). По состоянию на 1992 г. было развернуто 88 пусковых установок с ракетами РС-20В «Воевода».

Домбаровское ракетное соединение является на сегодняшний день единственным, где проводятся пуски ракет РС-20Б и РС-20В «Воевода» непосредственно из позиционного района дивизии.

Теперь уже российская ракета Р-36М2 "Воевода", она же "Сатана", по мнению издателей "Книги рекордов Гиннеса" - самая мощная и самая тяжёлая в мире. По весу она сравнима с Кремлёвским "Царь-колоколом" или символом США – "статуей Свободы" - более 200-т тонн.

Ракета может доставить на североамериканский континент 10 ядерных и сотни ложных боеголовок из любой точки России. При этом суммарный залп только одной ракетной дивизии по мощности равен более 13-ти тысячам атомных бомб, сброшенных на японский город Хиросиму.

"Сатане" не страшна любая противоракетная оборона.

К 2018 году на вооружении российских войск должна появиться новая тяжёлая жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Оружие станет ответом России на развёртывание американских систем ПРО в Европе, передает РИА Новости.

«Строительство ракеты продолжается. Завершение - 2018 год», - заявил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Сергей Каракаев.

Тактико-техническое задание на разработку МБР было разработано ещё в прошлом году, а в настоящий момент начались опытно-конструкторские работы. Разработчиком ракеты выступает Государственный ракетный центр имени Макеева и реутовское «НПО машиностроения», а изготовителем -- Красноярский машиностроительный завод.

Ранее Министерство обороны РФ уже анонсировало разработку подобного оружия в том случае, если США не откажется от политики создания ПРО в Европе. Каракаев тогда отметил, что для преодоление этой ПРО России необходимы новые жидкостные МБР со стартовой массой около 100 тонн, имеющие качественное соотношение стартовой массы и полезной нагрузки.

Новая ракета призвана заменить тяжелую баллистическую ракету Р-36М2 «Воевода», более известную как «Сатана». До этого все последние российские разработки межконтинентальных баллистических ракет -- как морского базирования ("Булава"), так и сухопутного ("Тополь-М", "Ярс") -- являлись твердотопливными.

Консультант командующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник в отставке Виктор Есин заявил:

"Мы бы не стали создавать тяжелые ракеты, если бы американцы не размещали систему ПРО. Решение России создать новую МБР не приведет к возвращению периода холодной войны. Это скорее приведет к обострению и к определенной гонке вооружений."

Ранее Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО на саммите в Лиссабоне в 2010 году, однако переговоры зашли в тупик из-за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания.

Леонид Ивашов, военный эксперт, директор Академии геополитических проблем, генерал-полковник запаса, прокомментировал для «Однако» новую разработку:

"Во-первых, меня радует, что мы возвращаемся к жидкостным ракетным двигателям, потому что это более мощные и менее вредные для экологии ракеты. Во-вторых, на базе этой ракеты будет выстраиваться не только военная система, это ещё и перспективная космическая ракета. Плюс, будут задействованы, возрождены, те предприятия, которые спасовали или деградировали после того, как мы перешли на твёрдотопливные «Булаву», «Тополь» и другие системы. Я в этом вижу только пользу."

Конечно, эта новая тяжёлая ракета представляет конкуренцию. Американцы вообще практически полностью перешли на твёрдотопливные ракеты, а энергетически мощные (а значит способные выводить более серьёзные грузы и на орбиту, и в качестве боевых головок) - это жидкостные ракеты, на новых видах топлива.

Да, в какой-то мере это может быть ответом на развертывание американской системы ПРО в Европе. Но ПРО в Европе – это большой блеф, большая обманка, и не особенно волнует многих военных специалистов, и меня в том числе. Наши ракеты летают не через Европу, траектории их проходят гораздо севернее.

Видео запуска ракеты Р-36М2 "Воевода" (Сатана):

1975 (РГЧ)
15А18: 18 сентября
15А18М: 11 августа

Производитель ПО Южмаш Годы производства с 1970 года Единиц произведено 500
100 Р-36М2 Годы эксплуатации Р-36М до 1982 года Основные эксплуатанты СССР СССР /Россия Россия РВСН Модификации ракеты семейства Р-36М:
Р-36М (15А14)
Р-36М УТТХ (15А18)
Р-36М2 (15А18М)
Р-36М3 "Икар"
космические ракеты:
«Днепр» (15А18) (конверсионная) Основные технические характеристики

Р-36М:
Масса: 211,4 т
Диаметр: 3 м
Длина: 34,6 м
Забрасываемый вес: 8800 кг
Тип ГЧ: 1х25 Мт, 1х8 Мт или РГЧ ИН 8х1 Мт или 10х1 Мт
Максимальная дальность: 11000-16000 км
Обобщённый показатель надёжности: 0,935

Изображения на Викискладе

Ракетный комплекс с многоцелевой межконтинентальной баллистической ракетой тяжёлого класса предназначен для поражения всех видов целей, защищённых современными средствами ПРО , в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району . Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара .

Основные черты комплекса:

История создания [ | ]

Ракетный комплекс «Воевода»
с ракетой Р-36М2

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ «Южное ». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36 .

Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:

  • по точности стрельбы - в 3 раза.
  • по боеготовности - в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты - в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации - в 1,4 раза.
  • по защищённости пусковой установки - в 15-30 раз.
  • по степени использования объёма пусковой установки - в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для наилучшего использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264 , состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16 000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 20-25 Мт и дальностью полёта 11 200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1,3 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО . Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжёлые ложные цели . Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК) . Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления , выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер , транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Система управления [ | ]

Разработчик системы управления (включая БЦВМ) - Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).

Испытания [ | ]

Бросковые испытания ракеты с целью отработки системы миномётного старта начались в январе 1970 года , лётные испытания проводились с 21 февраля . Уже на первых пусках по полигону Кура на Камчатке система управления позволила получить отклонение по азимуту-дальности 600х800 метров.

Из 43 испытательных запусков 36 окончились успешно и 7 окончились неудачей.

Моноблочный вариант ракеты Р-36М с «лёгкой» ГЧ был принят на вооружение 20 ноября 1978 года . Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября 1979 года . Первый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря 1974 года .

В 1980 году ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1.

В 1982 году МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р-36М УТТХ (15А18).

Р-36М УТТХ [ | ]

Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ (индекс ГРАК - 15П018 , код СНВ - РС-20Б , по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.4 ) с ракетой 15A18 , оснащённой 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа 1976 года.

Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300 000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника. Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счёт:

Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырёхкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.

Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми высокоскоростными боевыми блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырёхкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Ещё одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полёте они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухъярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем . Также были увеличены объём памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшенных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537 . Используется миномётный метод запуска ракеты.

Лётно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 года на полигоне Байконур . По программе лётных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.

18 сентября 1979 года три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на новом ракетном комплексе. По состоянию на 1987 год было развёрнуто 308 МБР Р-36М УТТХ в составе шести ракетных дивизий. На май 2006 года в состав РВСН входило 74 шахтные пусковые установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащённых 10 боевыми блоками каждая.

Высокая надёжность комплекса подтверждена 159 пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Эти отказы при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.

Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя лёгкого класса «Днепр » на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2.

Р-36М2 [ | ]

Ракета Р-36М2 без ТПК. Двигательная установка первой ступени закрыта поддоном.

9 августа 1983 года постановлением Совета Министров СССР КБ «Южное» была поставлена задача доработать ракету Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской противоракетной обороны (ПРО). Кроме того, было необходимо повысить защищённость ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва .

В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2 . Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных баллистических ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлён маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:

Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 особое внимание уделялось следующим направлениям:

  • повышение защищённости и живучести ШПУ и КП;
  • обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса;
  • увеличение времени автономности комплекса;
  • увеличение гарантийного срока эксплуатации;
  • обеспечение стойкости ракеты в полёте к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов;
  • расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.

Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счёт повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полёте к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения , в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.

В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.

Стационарный ракетный комплекс 15П018М включает в себя 6-10 межконтинентальных баллистических ракет 15А18М , смонтированных в шахтных пусковых установках 15П718М , а также унифицированный командный пункт УКП 15В155 высокой защищённости.

Конструкция [ | ]

Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надёжности в составе ракеты 15А18.

В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закреплённых однокамерных ЖРД , имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.

В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненный по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырёхкамерный, открытой схемы, ранее уже использовавшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ +АТ , ступени полностью ампулизированы.

Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.

Для ракеты разработан новый головной обтекатель , обеспечивающий надёжную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

Термоядерные заряды покрыты слоем тяжёлого и плотного металла - урана-238 для защиты от проектировавшегося в то время лазерного оружия в США по программе СОИ, а также от кинетического и осколочно-фугасного противоракетного оружия.

В составе любого типа боевого оснащения применён КСП ПРО состоящего из ложных целей, генераторов активных радиопомех, дипольных отражателей (РЭБ).

Испытания [ | ]

Лётно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 году. Первый пуск 21 марта закончился аварийно: из-за ошибки в системе управления не запустилась двигательная установка первой ступени. Ракета, выйдя из ТПК, тут же упала в ствол шахты, её взрыв полностью разрушил пусковую установку. Человеческих жертв не было.

Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 года, а 11 августа ракетный комплекс принят на вооружение . Лётно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвёртого поколения Р-36М2 (15А18М) со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре 1989 года.

Пуски [ | ]

21 декабря 2006, в 11 часов 20 минут по мск, был произведён учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне Кура полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов Тюменской области. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.

24 декабря 2009, в 9 часов 30 минут по мск, был произведён пуск РС-20В («Воевода»); пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Вадим Коваль сообщил: «24 декабря 2009 года в 9:30 мск РВСН проведён пуск ракеты из позиционного района соединения, дислоцированного в Оренбургской области». По его словам, пуск проведён в рамках опытно-конструкторской работы в целях подтверждения лётно-технических характеристик ракеты РС-20В и продления срока эксплуатации ракетного комплекса «Воевода» до 23 лет.

Р-36М3 «Икар» [ | ]

В 1991 году был разработан проект ракетного комплекса пятого поколения Р-36М3 «Икар» , но переговоры по Договору СНВ-1 и распад СССР привели к прекращению работ по этой теме.

Ракета-носитель «Днепр» [ | ]

«Днепр» - конверсионная космическая ракета-носитель , созданная на базе подлежащих ликвидации межконтинентальных баллистических ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2 кооперацией российских и украинских предприятий и предназначенная для выведения до 3,7 тонн полезной нагрузки (космического аппарата или группы спутников) на орбиты высотой 300-900 км.

Реализацией программы создания и эксплуатации ракеты-носителя «Днепр» занимается Международная космическая компания ЗАО «Космотрас ».

РН «Днепр» используют в двух модификациях:

  • «Днепр-1» - использующую основные составные части МБР без доработок, за исключением переходника обтекателя.
  • «Днепр-М» - вариант РН, модернизированный установкой дополнительных двигателей ориентации и стабилизации, доработкой системы управления и применением удлинённого головного обтекателя, за счёт чего достигнуты более широкие возможности по выведению полезного груза, в том числе увеличенная максимальная высота орбиты.

Для запусков РН «Днепр» используются пусковая установка на площадке 109 космодрома Байконур и пусковые установки на базе Ясный 13-й Краснознамённой Оренбургской ракетной дивизии в Оренбургской области.

Тактико-технические характеристики [ | ]

Р-36М Р-36М УТТХ Р-36М2
Тип ракеты МБР
Индекс комплекса 15П014 15П018 15П018М
Индекс ракеты 15А14 15А18 15А18М
По договору СНВ РС-20А РС-20Б РС-20В
Код НАТО SS-18 Mod 1 «Satan» SS-18 Mod 3 «Satan» SS-18 Mod 2 «Satan» SS-18 Mod 4 «Satan» SS-18 Mod 5 «Satan» SS-18 Mod 6 «Satan»
Шахтная пусковая установка (ШПУ) ШПУ 15П714 типа ОС-67 ШПУ 15П718 ШПУ 15П718М
Основные ТТХ комплекса
Максимальная дальность, км 11 200 16 000 10 500 11 000 16 000 11 000
Точность (КВО), м 500 500 500 300 220 220
Боеготовность, сек 62
Условия боевого применения
Тип старта миномётный из ТПК
Данные ракеты
Стартовая масса, кг 209 200 208 300 210 400 211 100 211 100 211 400
Количество ступеней 2 2 + ступень разведения
Система управления автономная инерциальная
Габаритные размеры ТПК и ракеты
Длина, м 33,65 34,3 34,3
Максимальный диаметр корпуса, м 3
Боевое оснащение
Тип головной части «Тяжёлая» моноблочная «Лёгкая» моноблочная РГЧ ИН РГЧ ИН «Лёгкая» моноблочная РГЧ ИН
Масса головной части, кг 6565 5727 7823 8470 8470 8800
Мощность термоядерного заряда 18-20-25 Мт 8 Мт 10х500 Кт 8х1,3 Мт 8 Мт 10х800 Кт
КСП ПРО квазитяжелые ложные цели, генераторы активных радиопомех
История
Разработчик КБ «Южное»
Конструктор 1969-1971 гг.: М. К. Янгель
с 1971 г.: В. Ф. Уткин
В. Ф. Уткин
Начало разработки
Пуски
Пуски бросковых макетов
Всего пусков
Лётно-конструкторские испытания
Пуски с ПУ с 21 февраля 1973 с 31 октября 1977 г. c 21 марта 1986 г.
Всего пусков 43 62
Из них успешные 36 56
Принятие на вооружение 1978 г. 1979 г. 1980 г. 1988 г.
Изготовитель Южный машиностроительный завод

Сравнительная характеристика [ | ]

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет четвёртого поколения
Наименование ракеты РТ-2ПМ Р-36М2 РТ-23 УТТХ РТ-23 УТТХ (БЖРК)
Конструкторское бюро КБ «Южное»
Генеральный конструктор А. Д. Надирадзе , Б. Н. Лагутин В. Ф. Уткин
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор , С. Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор ВНИИЭФ , Е. А. Негин ВНИИП , Б. В. Литвинов
Начало разработки 19.07.1977 09.08.1983 09.08.1983 06.07.1979
Начало испытаний 08.02.1983 21.03.1986 31.07.1986 27.02.1985
Дата принятия на вооружение 01.12.1988 11.08.1988 28.11.1989 -
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса 23.07.1985 30.07.1988 19.08.1988 20.10.1987
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 369 88 56 36
Максимальная дальность , км 11000 11000 10450 10000
Стартовая масса , т 45,1 211,1 104,5 104,5
Масса полезной нагрузки , кг 1000 8800 4050 4050
Длина ракеты , м 21,5 34,3 22,4 22,6
Максимальный диаметр , м 1,8 3,0 2,4 2,4
Тип головной части Моноблочная

Р-36М (Индекс ГРАУ - 15П014, код СНВ - РС-20А , по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.1,2,3 Satan (рус. «Сатана» )) - советский стратегический ракетный комплекс третьего поколения, с тяжелой двухступенчатой жидкостной, ампулизированной межконтинентальной баллистической ракетой 15А14 для размещения в шахтной пусковой установке 15П714 повышенной защищенности типа ОС. Создавался кооперацией промышленности под руководством КБ «Южное» (г. Днепропетровск), главные конструкторы М. К. Янгель (1969-1971 гг.) и В. Ф. Уткин (с 1971 года). Система управления разработана харьковским НПО «Электроприбор». Главный конструктор системы управления - В. А. Уралов.

Основные черты комплекса:

  • пусковая установка - стационарная, шахтная;
  • ракета - двухступенчатая с ЖРД на высококипящих компонентах топлива, с миномётным стартом из транспортно-пускового контейнера;
  • система управления ракеты - автономная, инерциальная, на основе бортовой цифровой вычислительной машины;
  • ракета допускает применение различных видов боевого оснащения (головных частей), в том числе разделяющихся с индивидуальным наведением боевых блоков.

    История создания

    Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищенности 15П714 вело КБ «Южное». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36. Ведущим конструктором комплекса (с 1985 г. - главным конструктором) и всех его последующих модификаций с 1971 г. был С. И. Ус.
    Примененные при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс.

    Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:

  • по точности стрельбы - в 3 раза.
  • по боеготовности - в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты - в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации - в 1,4 раза.
  • по защищенности пусковой установки - в 15-30 раз.
  • по степени использования объема пусковой установки - в 2,4 раза.

    Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для оптимизации использования объема из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенного переходника второй ступени. Примененные конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.
    На первой ступени применена двигательная установка РД-264, состоящая из четырех работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

    На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырехкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.
    ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя - тетраоксид диазота (АТ).
    Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.
    Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.


    Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трех вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полета 16000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 25 Мт с дальностью полета 11200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1 Мт;

    Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО. Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжелые ложные цели. Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.
    Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение минометного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК). Впервые в мировой практике была разработана и внедрена минометная схема для тяжелой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления, выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

    Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер, транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удаленного командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

    Испытания

    Бросковые испытания ракеты с целью отработки системы минометного старта начались в январе 1970 года, лётные испытания проводились с 21 февраля 1973. Уже на первых пусках с космодрома Плесецк по полигону Кура на Камчатке система управления позволила получить отклонение по азимуту -дальности 600х800 метров.
    Из 43 испытательных запусков 36 прошли успешно и 7 окончились неудачей.

    Моноблочный вариант ракеты Р-36М с «лёгкой» ГЧ был принят на вооружение 20 ноября 1978 г. Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября 1979 г. Первый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря 1974 г.
    В 1980 г. ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1.
    В 1982 г. МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р-36М УТТХ (15А18).

    Модификации

    Р-36М УТТХ

    Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ (индекс ГРАУ - 15П018, код СНВ - РС-20Б, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.4) с ракетой 15A18, оснащенной 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа 1976 года.

    Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника.

    Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счет:

  • повышения точности стрельбы в 2-3 раза;
  • увеличения количества боевых блоков (ББ) и мощности их зарядов;
  • увеличения района разведения ББ;
  • применения высокозащищенных шахтной пусковой установки и командного пункта;
  • повышения вероятности доведения команд на пуск до ШПУ.

    Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырехкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.

    Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми скоростными блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырехкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Еще одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полете они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухъярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем. Также были увеличены объем памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшеных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.

    Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537. Используется минометный метод запуска ракеты.

    Летно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 г. на полигоне Байконур. По программе летных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.
    18 сентября 1979 г. три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на новом ракетном комплексе. По состоянию на 1987 г. было развернуто 308 МБР Р-36М УТТХ в составе пяти ракетных дивизий. На май 2006 г. в состав РВСН входит 74 шахтные пусковые установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенных 10 боевыми блоками каждая.

    Высокая надежность комплекса подтверждена 159 успешными пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Эти отказы при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.
    После распада СССР и экономического кризиса начала 1990-х встал вопрос о продлении сроков эксплуатации Р-36М УТТХ до замены их новыми комплексами российской разработки. Для этого 17 апреля 1997 года был произведен успешный пуск ракеты Р-36М УТТХ, изготовленной 19,5 лет назад. НПО «Южное» и 4-е ЦНИИ МО провели работы по увеличению гарантийного срока эксплуатации ракет с 10 лет последовательно до 15, 18 и 20 лет. 15 апреля 1998 года с космодрома Байконур был произведен учебно-тренировочный пуск ракеты Р-36М УТТХ, при котором десять учебных боевых блоков поразили все учебные цели на полигоне Кура на Камчатке.
    Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя легкого класса «Днепр» на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2.


    Р-36М2 «Воевода»

    9 августа 1983 года постановлением Совета Министров СССР КБ «Южное» была поставлена задача доработать ракету Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской противоракетной обороны (ПРО). Кроме того было необходимо повысить защищенность ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва.

    Ракетный комплекс четвертого поколения Р-36М2 «Воевода» (индекс ГРАУ - 15П018М, код СНВ - РС-20В, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.5/Mod.6) с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса 15А18М предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара.

    В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2. Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлен маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

    По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:

  • повышения точности в 1,3 раза;
  • увеличения в 3 раза длительности автономности;
  • уменьшения в 2 раза времени боеготовности.
  • увеличения площади зоны разведения боевых блоков в 2,3 раза;
  • применения зарядов повышенной мощности (10 разделяющихся головных частей индивидуального наведения мощностью от 550 до 750 кт каждая; общий
  • забрасываемый вес - 8800 кг);
  • возможности пуска из режима постоянной боеготовности по одному из плановых целеуказаний, а также оперативного переприцеливания и пуска по любому неплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления;

    Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 «Воевода» особое внимание уделялось следующим направлениям :

  • повышение защищенности и живучести ШПУ и КП;
  • обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса;
  • увеличение времени автономности комплекса;
  • увеличение гарантийного срока эксплуатации;
  • обеспечение стойкости ракеты в полете к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов;
  • расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.

    Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полете к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения, в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.
    В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.


  • Для ракеты построены ШПУ со сверхвысокой защищенностью от поражающих факторов ЯВ путем переоборудования ШПУ ракетных комплексов 15А14 и 15А18. Реализованные уровни стойкости ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва обеспечивают ее успешный пуск после непоражающего ядерного взрыва непосредственно по ПУ и без снижения боевой готовности при воздействии по соседней ПУ.
    Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надежности в составе ракеты 15А18.
    В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закрепленных однокамерных ЖРД, имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.

    В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненный по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырехкамерный, открытой схемы, ранее уже использовшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ+АТ, ступени полностью ампулизированы.
    Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.
    Для ракеты разработан новый головной обтекатель, обеспечивающий надежную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва.

    Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

  • две моноблочные ГЧ - с «тяжелым» и «легким» ББ;
  • РГЧ с десятью неуправляемыми ББ мощностью 0,8 Мт;
  • РГЧ смешанной комплектации в составе шести неуправляемых и четырех управляемых ББ с системой самонаведения по картам местности.

    В составе боевого оснащения созданы высокоэффективные системы преодоления ПРО («тяжелые» и «легкие» ложные цели, дипольные отражатели), которые размещаются в специальных кассетах, применены термоизолирующие чехлы ББ.
    Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 г. Первый пуск 21 марта закончился аварийно: из-за ошибки в системе управления не запустилась двигательная установка первой ступени. Ракета, выйдя из ТПК, тут же упала в ствол шахты, ее взрыв полностью разрушил пусковую установку. Человеческих жертв не было.

    Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 г. 11 августа 1988 ракетный комплекс принят на вооружение. Летно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвертого поколения Р-36М2 (15А18М - «Воевода») со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре 1989 года. На май 2006 года в состав РВСН входит 74 шахтных пусковых установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенными 10 боевыми блоками каждая.
    21 декабря 2006 года в 11 часов 20 минут по московскому времени был произведен учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне Кура полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов Тюменской области. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.

    24 декабря 2009 года в 9 часов 30 минут по московскому времени был произведен пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-20В («Воевода»), сообщил пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Вадим Коваль: «Двадцать четвертого декабря 2009 года в 9.30 мск РВСН проведен пуск ракеты из позиционного района соединения, дислоцированного в Оренбургской области», - сообщил Коваль. По его словам, пуск проведен в рамках опытно-конструкторской работы в целях подтверждения летно-технических характеристик ракеты РС-20В и продления срока эксплуатации ракетного комплекса «Воевода» до 23 лет.

    Ракета-носитель «Днепр»

    «Днепр» - конверсионная космическая ракета-носитель, созданная на базе подлежащих ликвидации межконтинентальных баллистических ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2 «Воевода» кооперацией российских и украинских предприятий и предназначенная для выведения до 3,7 тонн полезной нагрузки (космического аппарата или группы спутников) на орбиты высотой 300-900 км.

    Реализацией программы создания и эксплуатации ракеты-носителя «Днепр» занимается Международная космическая компания ЗАО «Космотрас».

    РН «Днепр» используют в двух модификациях:

  • «Днепр-1» - использующую основные составные части МБР без доработок, за исключением переходника обтекателя.
  • «Днепр-М» - вариант РН, модернизированный установкой дополнительных двигателей ориентации и стабилизации, доработкой системы управления и применением удлинённого головного обтекателя, за счёт чего достигнуты более широкие возможности по выведению полезного груза, в том числе увеличенная максимальная высота орбиты.
    Для запусков РН «Днепр» используются пусковая установка на площадке 109 космодрома Байконур и пусковые установки на базе Ясный 13-ой Краснознамённой Оренбургской ракетной дивизии в Оренбургской области.
  • «Воевода» - ракета, которая относится к межконтинентальным ракетам тяжелого класса и была разработана на Украине. Комплекс был создан для поражения разных видов целей, которые защищаются современными средствами ПРО, причем применяются они в условиях любых боев.

    Ракетные войска - мощь России

    Особенные, поскольку они являются главным компонентом стратегических страны. Главная задача ракетных комплексов - сдерживать возможную агрессию и поражать разными типами ударов стратегические объекты противника. В составе ракетных войск специального назначения России три ракетные армии и 12 ракетных соединений. Вооружение комплексов - это 6 типов ракет 4-го и 5-го поколений, три из которых базируются в шахтах, три - имеют мобильное грунтовое базирование.

    Самым мощным ракетным комплексом в мире по праву считается баллистическая ракета «Воевода». Она способна доставить порядка 10 боевых блоков массой 8 тонн на расстояние до 11,5 тысячи километров. Ее технические характеристики во многом лучше самых мощных американских комплексов.

    Как проводились испытания

    Первые испытания ракетного комплекса пришлись еще на 1986 год - они проводились на Байконуре. А уже через пару лет комплекс был принят на вооружение, после чего он испытывался с применением разного вида боевого оснащения. «Воевода» - ракета, которая считается одной из самых мощных среди межконтинентальных. Технологическое оснащение комплекса не находит равных среди аналогов по всему миру, а высокий уровень тактико-технических характеристик служит залогом того, что с помощью ракеты можно легко поддерживать военно-стратегический паритет.

    Стоит отметить, что «Воевода» испытывалась непросто, поскольку из 43 пусков удачными были лишь 36. А самый первый старт закончился аварией: ракета, выйдя из шахты, упала обратно в ствол, обошлось без жертв. Но последующие испытания были безопасными и успешными, и «Воевода» (она же «Сатана») была признана одной из самых надежных в мире. Планируется, что ракета будет на вооружении аж до 2022 года, а затем предполагается замена ракеты «Воевода» современной межконтинентальной баллистической ракетой «Сармат».

    Главные цели

    Во время разработок производители преследовали цель обеспечить качественно новый уровень ТТХ и высокую боевую эффективность. Как следствие, межконтинентальная баллистическая ракета «Воевода» разрабатывалась в следующих направлениях:

    1. Повышалась живучесть ПУ и КП.
    2. Обеспечивалась устойчивость боевого управления в любых условиях применения комплекса.
    3. Расширялись оперативные возможности по переприцеливанию ракет, в частности при стрельбе по неплановым целеуказаниям. Скорость ракеты «Воевода» и время пуска из полной боевой готовности поражает показателями - с ними не сравнится ни один другой ракетный комплекс в мире.
    4. Обеспечивалась стойкость ракеты в полете к поражающим факторам с земли и высотным ядерным взрывам.
    5. Увеличивалась автономность комплекса.
    6. Увеличивался гарантийный срок эксплуатации

    Комплекс «Воевода» - ракета, которая отличается надежностью эксплуатации и живучестью в несколько раз больше по сравнению со многими ракетными комплексами.

    В чем особенности?

    В ходе тестирований ракета обрела большую стойкость к различным воздействиям. Боевое применение комплекса стало эффективнее и оперативнее благодаря нескольким факторам:

    1. Точность комплекса была повышена в 1,3 раза.
    2. Стали применяться заряды большей мощности.
    3. Площадь зоны разведения боевых блоков увеличилась в 2,3 раза.
    4. Комплекс запускается из разных режимов.
    5. Ядерная ракета «Воевода» стала работать в три раза дольше в режиме автономности.
    6. Время на боеготовность уменьшилось в два раза.

    Благодаря оснащению комплекса прогрессивными техническими решениями он стал обладать лучшими энергетическими возможностями.

    Система амортизации

    Разработка ракетного комплекса велась на основе достижений прошлого с использованием по максимуму имеющихся современных инженерных сооружений, коммуникаций и систем. Как следствие, «Воевода» - ракета, которая отличается высокой эффективностью, работает на жидком топливе, полностью ампулизирована и рассчитана для поражения особо важных объектов в разном диапазоне дальности. Разработка ракеты велась по двухступенчатой схеме, в которой последовательно располагались ступени и системы, разводящие основные элементы оснащения. Энергетические возможности комплекса были увеличены за счет нескольких факторов:

    1. Были улучшены характеристики двигателя, внедрена оптимальная схема выключения ДУ.
    2. В полости горючего была выполнена двигательная установка II ступени.
    3. Улучшению подверглись аэродинамические характеристики.

    Двигательная установка разведения - это четырехкамерный ЖРД, который оснащен поворотными камерами сгорания - они выдвигаются в полете в рабочее положение. В ракете также используется универсальная жидкостная система, которая стала залогом быстрой и качественной сборки комплекса на заводе.

    Особенности управления

    Межконтинентальная баллистическая ракета «Воевода» имеет управляемый боевой блок, который имеет форму биконического тела и обладает минимальным аэродинамическим сопротивлением. Система управления ракетой продумывалась таким образом, чтобы достигались сразу несколько целей:

    1. Обеспечивалась работоспособность после воздействий ядерного взрыва в полете.
    2. Разводились боевые блоки максимально высокоточно.
    3. Использовался прямой метод наведения, не требующий подготовки специального полетного задания.
    4. Обеспечивается дистанционное нацеливание.

    Специально для решения этих задач ракета оснащается мощным бортовым вычислительным комплексом. Ракета «Воевода», характеристики которой внушали страх, отличается уникальными боевыми и эксплуатационными показателями. Все характеристики комплекса подтверждаются многочисленными испытаниями в воздухе и на земле. Проведенные показали, что она отличается надежностью.

    Самая мощная в мире

    «Воевода» - ракетный комплекс, который вступил на боевое дежурство еще в прошлом веке. В 1979 году генеральный конструктор Уткин В. Ф. предложил новое техническое решение, касающееся ракетного комплекса. В 1992 году было развернуто около 88 пусковых установок, причем ракета остается самой мощной и тяжелой в мире. Ее вес - больше 200 тонн, а суммарный залп одной ракетной дивизии по мощности равен 13 000 атомных бомб.

    Ракета Р-36М2 «Воевода» оснащается совершенным и модернизированным комплексом средств, способных преодолевать ПРО и прорывать систему СОИ. В ракете имеются 10 боевых блоков, которые прикрыты сбрасываемым в полете обтекателем, - они размещаются на специальной раме в два ряда. Двигатель ракеты - это 4-камерный ЖРД, который имеет поворотные камеры сгорания - они выдвигаются в рабочее состояние при полете.

    Основные отличия

    1. Ракета отличается высокой стойкостью к поражающим факторам вследствие
    2. Она может быть запущена даже после того, как противник нанес удар по позициям ракетного комплекса.
    3. Специальное темное теплозащитное покрытие облегчает прохождение ракеты через облако пыли, которое образуется после ядерного взрыва. Такое покрытие обеспечивает живучесть ракетного комплекса.
    4. Ракета оснащена специальными датчиками, которые измеряют нейтронное и гамма-излучение, регистрируя опасный уровень. Когда ракета проходит ядерный «гриб», система управления выключается, но двигатели продолжают работу.
    5. Для создания корпуса ракеты использовались материалы высокой прочности - алюминиево-магниевый нагартованный (упрочненный) сплав.
    6. Межконтинентальная баллистическая ракета «Воевода» имеет продуманную систему управления, которая скрыта в герметичном корпусе приборного отсека. Система остается стабилизированной до тех пор, пока ракета не покинет опасную зону. После этого автоматика включается, и системой управления корректируется траектория комплекса.
    7. Пневмогидравлическая система ракеты простая, в ней довольно мало автоматических элементов. Соответственно, нет необходимости в проведении профилактических работ.

    Ракетный комплекс заправляется агрессивными компонентами жидкого топлива, но при этом он находится в боевой готовности порядка 25 лет. Адаптированы к сложным боевым условиям двигатели ракеты: они увеличили их тягу, сделали более стойкими основные системы и элементы комплекса.

    Особенности «Воеводы»

    Ракета «Сатана» («Воевода») является многоцелевой и предназначена для поражения самых разных целей. К особенностям комплекса можно отнести следующее:

    1. Пуск выполняется из шахты.
    2. Ракета двухступенчатая и работает на высококипящих компонентах топлива.
    3. Управление комплексом автоматическое, на основе бортовой вычислительной машины.
    4. Могут применяться разные виды боевого оснащения (головные части).
    5. Ноу-хау, воплощенное только в данной ракете, - минометный старт.

    Модификации

    Существует несколько модификаций «Воеводы». Первая - Р-36М УТТХ, представляющая собой ракетный комплекс третьего поколения. Он способен поразить одной ракетой до 10 целей, в том числе особо крупные или маленькие цели на площади. Данный комплекс отличается повышенной точностью стрельбы, увеличением количества боевых блоков.

    «Днепр» - созданная на базе комплекса «Воевода» ракета. Фото показывает, что перед нами модифицированная ракета, в которой подверглись доработке дополнительные двигатели ориентации и стабилизации, система управления, а также использовался удлиненный головной обтекатель.

    Основные перспективы

    Изначально предельный срок боевого дежурства ракет «Воевода» ставился на 2018 год, а теперь речь идет о 2026 годе. Специалисты говорят о том, что уже сейчас ракетный комплекс превысил гарантийный срок эксплуатации, при этом срок его боевого дежурства уже составляет около 24 лет. На данный момент проводятся работы с целью повышения срока эксплуатации ракеты до 30 лет, поэтому планируется сохранить данный комплекс в боевом составе стратегических ракетных войск вплоть до 2022 года.

    Эксперты считают, что повысить максимально возможный срок эксплуатации ракет «Воевода» возможно благодаря тому, что они отличаются техническим совершенством, которое выражается в конструктивных и технологических решениях комплексов. Также было отмечено, что «Воевода» РС-20В будет находиться в боевом составе российских ракетных войск вплоть до 2026 года.

    Выводы

    Ракетный комплекс «Воевода» уникален: впервые запущенный еще в 1986 году, он вызвал много споров и расхождений во мнениях. Чего стоили только неудачные пуски, которые могли бы поставить крест на этих комплексах... Но своевременная модернизация и использование современных технологий привели к тому, что ракета «Воевода» со временем стала самой мощной и тяжелой в мире, попав по этим показателям в Книгу рекордов Гиннеса. Благодаря продуманной конструкции и совершенным системам, которыми оснащена ракета, она находится на вооружении в боевой готовности уже четверть века.

    Ракетный комплекс «Воевода» («Сатана») хорош тем, что он неуязвим для ПРО, поскольку боеголовки комплекса в полете сопровождают ложные блоки. При этом площадь их рассеивания и плазменные следы такие же, как у реальных боеголовок, что путает противника. Кроме того, это очень защищенное оружие, расположенное в недоступных для атак противника шахтах. И главное: комплекс может простоять в законсервированном состоянии порядка 10 лет и всего за 30 секунд начать старт.