Sd.Kfz.301 “Bogward IV” Дистанционно управляемая подрывная машина. Военный заказ для «Боргварда»

В конце 1943 года отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) заключил договора с компаниями BMW и Weserhuette на разработку так называемого «малого истребителя танков» - Panzerkleinzerstoerer. Позже такая машина получила наименование «Rutscher» (непоседа). Однако в конце февраля 1944 года эту работу аннулировали, так как на вооружение приняли истребитель танков Jagdpanzer 38, позже получивший название «Хетцер».

К проектам «Rutscher» вновь вернулись в конце 1944 года. На уже упоминавшемся заседании «комиссии по развитию танков», прошедшем 23 января 1945 года, начальник штаба генерала-инспектора танковых войск генерал-майор Томале сообщил, что в настоящее время разработка проекта «малого истребителя танков» является весьма важной задачей. Эти машины рассматривались как оружие поддержки пехоты в ближнем бою. При этом считалось, что оно может нанести «максимальный урон противнику при затратах на его производство минимального количества дефицитного сырья и рабочей силы».

Выступивший вслед за Томале полковник Хольцхауэр, возглавлявший отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6), сказал, что в течение двух последних лет был рассмотрено более 20 различных проектов «малого истребителя танков», но при этом лишь проекты компаний BMW и Weserhiitte оказались приемлемыми для изготовления.

В ходе обсуждения было принято решение о разработке боевой машины массой 3,5-5 тонн с экипажем из двух человек, двигателем мощностью 90 л. с. (предполагалось использовать 4-цилиндровый Tatra). Кроме того, рассматривался вариант установки на машину 5-скоростной коробки перемены передач FAK-45 фирмы Zahnradfabrik в блоке со 150-сильным дизелем Saurer, опытный образец которого предполагалось испытать к марту 1945 года.

Деревянная модель (в натуральную величину) малого истребителя танков «Rutscher», разработанного фирмой BMW. Этот проект, вооруженный двумя 80-мм пушками PAW8H63, рассматривался в январе 1945 года (ИП)


Толщина брони составляла 20 мм лоб корпуса и 14,5 мм на бортах и корме, общая высота машины предполагалась не более 1,5 метра, а клиренс, для лучшей проходимости, должен был составлять не менее 350 мм. В качестве вооружения предполагалось использовать 80-мм (если быть точным 81,4-мм) противотанковое орудие Panzerabwehrwerfer 8 Н63 (8-cm PAW 8Н63) и пулемет. Предполагалось в самое короткое время изготовить пять образцов «Rutscher» с целью определения его характеристик и рассмотрения возможности организации серийного производства.

Здесь следует сделать небольшое отступление, и сказать два слова о 80-мм пушке PAW 8Н63. Эта артсистема, спроектированная и изготовленная компанией Rheinmetall в 1944 году, создавалась как дальнейшее развитие противотанкового гранатомета «Офен-рор». Ее снаряды были довольно оригинальной конструкции - они имели кумулятивную головную часть, в центре, в картонной гильзе, размещался метательный заряд, а в нижней части - шесть стабилизаторов. При выстреле роль пороховой каморы играло пространство между хвостовой и головной частями, в котором размещался метательный заряд. При прохождении снаряда через ствол заряд сгорал полностью.

Внешне PAW 8Н63 выглядело как обычная пушка - она имела лафет, щит, колеса. Серийное производство этих орудий началось в конце 1944 года на заводе фирмы Wolf в Магдебурге, и до конца войны была изготовлена 301 артсистема.

Для стрельбы из PAW 8Н63 использовались выстрелы с кумулятивным снарядом Pwk.Gr.5071, имевшем начальную скорость 520 м/с. Бронепробиваемость снаряда на дистанции 750 м составляла 145 мм по нормали. Однако кучность PAW 8Н63 была значительно ниже, чем у обычных противотанковых орудий. Помимо кумулятивных, для стрельбы из PAW 8Н63 использовались и осколочно-фугасные снаряды, дальность стрельбы которыми составляла 1500 м.

Основным привлекательным моментом использования PAW 8Н63 в качестве вооружения для «легкого истребителя танков» являлся небольшой откат орудия при довольно крупном калибре артсистемы. Кстати, проектом «Rutscher» серьезно заинтересовалось командование люфтваффе, которое предполагало использовать данную машину для вооружения частей парашютистов.


Ход работ по «малому истребителю танков» рассматривался 19 марта 1945 года на заседании штаба генерала-инспектора танковых войск. К этому времени на рассмотрение поступили варианты «Rutscher» компаний BMW массой 3,8 тонны (вооружение - две 80-мм пушки PAW 8Н63), Bussing-Nag массой 5 тонн (проект предполагал широкое использование автомобильных агрегатов, находившихся в производстве), Humboldt-Deutz массой около 5 тонн и Weserhuette массой около 3,5 тонн (полностью оригинальной разработки).

В ходе обсуждения военные пришли к выводу, что создание полноценной боевой машины с заданными характеристиками при использовании уже находившихся в производстве узлов и агрегатов невозможно. А для разработки самоходки оригинальной конструкции (с новыми двигателем, трансмиссией и ходовой частью) массой 3,5-5 тонн и освоения ее серийного производства потребуется не менее полутора - двух лет. Также отмечалось, что при применении освоенных промышленностью узлов и агрегатов можно в достаточно сжатые сроки создать и начать серийное производство самоходной установки, вооруженной 80-мм орудием PAW 8Н63, но массой в 7-10 тонн (варианты подобных машин предлагала компания Daimler-Benz). Однако учитывая тот факт, что огонь PAW был эффективен на дистанциях менее 600 метров, создание такой машины признали нецелесообразным как достаточно дорогой, но имеющей малую боевую ценность.

В результате, создание «легкого истребителя танков» и организацию его серийного производства в ближайшее время признали нецелесообразным. Вместе с тем, компаниям Weserhuette и Daimler-Benz предложили вести дальнейшее проектирование самоходных установок массой 3,5 и 7,5 тонн соответственно. После изготовления опытных образцов и их испытания предполагалось вновь вернуться к обсуждению необходимости производства «малого истребителя танков». При этом рекомендовалось рассмотреть возможность вооружения машин не только 80-мм PAW 8Н63, но и 75-мм пушкой KwK L/48 для обеспечения ведения эффективного огня на дистанциях свыше 600 метров.


Командование берлинского гарнизона осматривает танкетки «Боргвард», вооруженные 88-мм реактивными гранатометами RPz.B 54 «Панцершрек». Весна 1945 года. На фото видны четыре машины, причем помимо установки шести «панцершреков» на специальной установке, еще один гранатомет уложен на надгусеничной полке (ИП)

Возможно, с описанными выше работами по созданию «малого истребителя танков» связано появление самоходной противотанковой установки шести 88-мм реактивных гранатометов RPz.B 54 «Панцершрек» на шасси танкетки Sd. Kfz. 301 B-IV «Борг-вард». В некоторых источниках данная машина именуется как Panzerjager «Wanze» (клоп).

«Боргварды» начали поступать в войска в 1943 году и предназначались, прежде всего, в качестве управляемых по радио машин - носителей взрывчатых веществ. На танкетке крепился специальный сбрасываемый контейнер с взрывчаткой, который подрывался после того, как В-IV отошла на безопасное расстояние. При помощи этих зарядов проделывали проходы в минных полях, подрывали огневые точки противника и т. п.

«Боргвард» производился в трех модификациях (Ausf. A, Ausf. В и Ausf. С), и представлял собой машину массой 3,6-4, 85 тонны с двигателем мощностью 49-78 л.с, который позволял ей двигаться со скоростью до 40 км/ч. При передвижении машины на марше ее вел механик-водитель, для которого имелось специальное место. Броневая зашита «Боргварда» составляла 8-22 мм, в зависимости от модификации.


Бойцы Красной Армии на трофейной немецкой танкетке «Боргвард» с установкой шести 88-мм «панцершреков». Берлин, май 1945 года. Помимо гранатометов машина имеет три дымовых гранатомета на переднем листе корпуса (АСКМ)


Всего до конца 1944 года изготовили 1181 серийную машину подобного типа, которые поступили на вооружение батальонов радиоуправляемых танков. По состоянию на 1 января 1945 года в строю оставалось 79 танкеток В-IV, и еше 318 находились в учебных частях и на складах. Возможно, переоборудование их в противотанковые самоходные установки стало следствием проектирования «малого истребителя танков». Хотя не исключена и вероятность того, что это было сделано по инициативе «снизу».

Точное количество Panzerjager Wanze, изготовленных на базе B-IV «Боргвард» неизвестно. Наиболее часто встречающаяся цифра - 56 машин. При этом различные источники сообщают об участии этих самоходок в боях за Берлин весной 1945 года, подтверждением этого служат их фото на улицах города. Есть упоминания о том, что Panzerjager Wanze действовали в составе 1-го дивизиона истребителей танков, а также применялись в полосе 11-й добровольческой панцергренадерской дивизии СС «Нордланд».

Судя по имеющимся нескольким фото Panzerjager Wanze, пусковые направляющие «Панцершрек» монтировались на специальной поворотной раме. Кроме того, на некоторых из них видны установки дымовых гранатометов на переднем листе корпуса. Вероятно после выстрела по противнику из «Панцершрека» предполагалось прикрыть отход машины за укрытие дымовой гранатой.



Немецкая танкетка «Боргвард» с установкой шести 88-мм «панцершреков» на выставке трофейного вооружения и техники. Москва, ЦПК и О имени Горького. 1946 год. Слева от «Боргварда» виден «Ваффентрагер» Ардельта (АСКМ)

Официальное обозначение: Schwere Ladungstrager, Sd.Kfz.301
Альтернативное обозначение: “Bogward IV”, Gerät 690 или Sondreschlepper B IV
Год начала работ: октябрь 1941
Год постройки первого прототипа: 1942
Стадия завершения работ: с мая 1942-го по сентябрь 1944-го года построено примерно 1181 экземпляров.

Было бы ошибочным считать, что дистанционно управляемыми боевыми машинами вплотную занимались только в Советском Союзе, где в 1930-е гг. провели множество экспериментов с использованием танков БТ-7, Т-26 и Т-37, а также тягачей Т-20. На базе Т-26 даже была выпущена небольшая «телемеханическая серия» из машин управления ТУ-26, которые могли управлять двумя различными модификациями «дистанционных» танков ТТ-26 (с подрывным зарядом и «линейный»), однако не меньший объем работ в данном направлении был проделан немецкими специалистами.

Впервые тематика использования боевых машин на дистанционном управлении была поднята в Германии в те же 1930-е гг., но тогда командование вермахта ещё не определились, как именно их применять и в каком количестве они нужны. С усиленной энергией к этому вопросу вернулись после кампании в Польше, когда сухопутным силам понадобились специализированные машины, способные транспортировать подрывной заряд к укрепленным позициями противника. Осенью 1939 года попытались использовать для этой цели танки Pz.Kpfw.I, но полученные машины типа Landusleger I особого успеха не имели в виду слабого бронирования и высокой уязвимости. Тогда в управлении вооружений инициировали широкую программу постройки дистанционно управляемых машин сразу трех типов, которая привела к появлению таких экземпляров, как легкие Sd.Kfz.302/303a/303b «Goliath», средние Sd.Kfz.304 «Springer» и тяжелые Sd.Kfz.301 «Borgward IV».

Разработка машины известной под официальным обозначением Sd.Kfz.301 , была начата осенью 1941 года, когда уже имелся определенный опыт в создании и использовании более лёгких образцов (также использовались названия Schwere Ladungstrager, Gerät 690, «Borgward IV» или Sondreschlepper B IV ). Первоначально имелся заказ на легкий гусеничный транспортер амуниции, который одновременно мог бы использоваться в качестве минного заградителя на дистанционном управлении. Поскольку сразу подразумевалась определенная одноразовость применения, конструкцию необходимо было сделать максимально дешевой.

Первые машины типа B IV, полученные в 1942 году, также имели обозначение , а их основной задачей стала доставка к целях подрывных зарядов. Ходовая часть, применительно на один борт, состояла из 5 сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Подвеска торсионная с расположением торсионных валов на одной оси. Ведущее колесо имело вместо зубьев цилиндрические ролики. Каждая гусеничная цепь набиралась из 75–76 траков с резиновыми подушками шириной 205 мм.

Корпус машины был достаточно простым и имел толщину бронелистов 3, 4, 5, 8 и 10 мм. Кроме того, конструкторы фирмы Bogward установили верхний лобовой лист брони под значительным углом наклона, что позволяло не только легко сбрасывать 500-кг подрывной заряд, но и повышало пулеустойчивость при отходе от цели.

В отличии от других немецких машин аналогичного типа Sd.Kfz.301 сразу проектировался с местом водителя и штатными органами управления, что позволяло управлять машиной на марше и перевозить полезную нагрузку до 500 кг. Место водителя располагалось слева по борту и закрывалось четырехгранной бронированной рубкой со смотровыми щелями и откидными панелями. На первой модификации устанавливался бензиновый двигатель Bogward 6M RTBV объёмом 2,31 литра и мощностью 49 л.с. при 3300 об\мин. В системе питания использовалось два топливных бака ёмкостью 45 и 35 литров, в которые заливался бензин с октановым числом не ниже 70-74. Полная боевая масса составила 3450 кг.

Машины типа В-IV комплектовалась коротковолновым радиоприемником EP-3, электронным дешифратором и блоком реле системы взрыва. Система позволяла выполнять следующие команды: пуск и остановка двигателя, движение вперёд и назад, изменение скорости, повороты и остановка машины, сброс и подрыв заряда. Подрыв заряда осуществлялся путем замыкания цепи электровзрывателя, но также предусматривалась система автоматического подрыва вместе с контейнером при попадании её на мину. В целях предотвращения самопроизвольного подрыва контейнера со взрывчатым веществом применялся оригинальный предохранитель, представлявший из себя блокиратор электрических цепей взрыва. Этот предохранитель не допускал подрыв взрывчатого вещества до момента ухода машины на расстояние (от 0 до 900 метров).

Испытания опытных образцов Sd.Kfz.301 проходили отнюдь не так гладко, как на это рассчитывали, да и обстановка на фронтах не требовала немедленного наличия там машин подобного типа. В связи с этим, массовой производство развернули только в мае 1942 года, а до июня 1943 года было изготовлено 616 серийных машин и 12 прототипов.

Модификация Sd.Kfz.301 Ausf.B имела весьма незначительные отличия от исходного варианта. Были использованы гусеничные траки без резиновых подушек, а ведущее колесо стало другой конструкции. По опыту применения модели Ausf.B толщина бортов и кормы была доведена до 10 мм. Общее количество машин этой серии, выпущенных с июня по ноябрь 1943-го года, составило 260 экземпляров.

Наиболее успешной стала модификация Sd.Kfz.301 Ausf.C , претерпевшая более значительные изменения. Прежде всего, была изменена конструкция корпуса, в которой было уменьшено количество используемых бронелистов, а кабина водителя перенесена на правый борт. Схему бронирования значительно доработали – теперь машина защищалась 20 мм вертикальной броней и 6 мм бронирование крыши и днища. Также был установлен двигатель Borgward 6B мощностью 78 л. с., благодаря чему скорость возросла до 40 км/ч, хотя боевая масса поднялась до 4850 кг. Всего, в период с декабря 1943-го по ноябрь 1944-го года, было изготовлено 305 машин варианта Sd.Kfz.301 Ausf.C.

Боевое применение подрывных машин типа Sd.Kfz.301 большинством зарубежных авторов оценивается как успешное. Для подобной оценки действительно есть целый ряд аргументов, но однозначно говорить об их высокой боевой ценности, пожалуй, не стоит.

Первые Sd.Kfz.301 Ausf.A поступили на вооружение 301-го и 302-го танковых батальонов незадолго до сражения на Курской дуге. Во время операции «Цитадель» они применялись для расчистки минных полей и, частично, для доставки подрывных зарядов. Как правило, из состава батальона выделялось несколько машин управления, которые управляли тремя-четырьмя Sd.Kfz.301. Это могли быть как танки, так и штурмовые орудия. Первое время дистанционно управляемым машинам действительно сопутствовал успех, но ровно до того момента, пока советские солдаты не выработали эффективную тактику борьбы с ними. Например, было установлено, что лобовая броня не спасает Sd.Kfz.301 Ausf.A от патрона любого противотанкового ружья, а с бортовой проекции машины поражаются бронебойными пулями калибра 7,62-мм на дистанции 50-70 метров – установка накладных 8-мм бронелистов сильно положения не улучшило. Также выяснилось, что оператор далеко не всегда может контролировать действия управляемой машины, поскольку на большом удалении контакт с ней не редко терялся. Этим недостатком пользовались экипажи танков, против которых пробовали использовать Sd.Kfz.301.

После неудачи под Курском оба батальона были отправлены в Польшу, где летом-осенью 1944 года участвовали в подавлении Варшавского восстания – здесь они использовались для разрушения уличных баррикад. Впоследствии, несколько Sd.Kfz.301 было захвачено в польской столице в январе 1945 года вместе с САУ StuG III Ausf.G и транспортерами Renault UE, погруженными на ж\д-платформы, но не успевшими эвакуироваться в тыл. Другая часть машин активно использовалась в время оборонительных боёв под Веной.

Несмотря на то, что сборка Sd.Kfz.301 была полностью прекращена в конце 1944 года, планировавшиеся им на смену многоцелевые машины типа Е-5 так и не появились. В связи с этим появилась идея использовать Sd.Kfz.301 в качестве «пилотируемых» носителей противотанковых средств – достаточно сказать, что на 1-е марта 1945 года в строю ещё оставалось 397 Sd.Kfz.301 (из них 318 находилось на складах).

Если верить данным из открытых источников, то в феврале-марте 1945 года первые эксперименты провели с трофейными транспортерами Renault UE, но их было слишком мало, да и техническое состояние этих машин оставляло желать лучшего. Тогда и вспомнили про Sd.Kfz.301. Импровизированные истребители танков оборудовались шестью пусковыми установками типа Panzerschreck калибра 88-мм и тремя гранатомётами для постановки дымовой завесы. Другой вариант оснащался только четырьмя Panzerschreck и получил собственное название “Wanze” , которое впоследствии «приклеилось» ко всем машинам этой модификации (а всего их было 56 штук), в результате чего сейчас используется обозначение Panzerjager Wanze . Хотя эффективность противотанковых вариантов Sd.Kfz.301 была во многом сомнительной их всё же использовали в ходе боёв на улицах Берлина. Сказать что-либо об успешности их боевого применения очень трудно, поскольку документальных свидетельств пока найти не удалось.

К настоящему времени в приличном состоянии сохранилось только три Sd.Kfz.301, которые находятся в Heeresgeschichtliches Museum (Вена, Австрия), Музей БТТ (Кубинка, Россия) и в Танковом Музее г.Мюнстер. Между тем, в 2014 году на территории Австрии был найден ещё один разбитый Sd.Kfz.301.

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны», АСТ, Астрель, Москва, 2004
Thomas Ilming «Die „Wunderwaffe“ unter dem Sudbahnhof: Borgward B IV». Viribus Unitis, ISBN 978-3-902551-19-1. 2011
© Ф.Зенгер-унд-Эттерлин «Taschenbuch 1943-1957». 2 Jhrlang. J.F.Lehmanns Verlag Munchen. 1957

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАДИОУПРАВЛЯЕМОЙ ПОДРЫВНОЙ МАШИНЫ
Sd.Kfz.301 Ausf.C образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 4850 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4100
Ширина, мм 1830
Высота, мм 1250
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ 450 кг взрывчатого вещества
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 20 мм
борт корпуса – 20 мм
корма корпуса – 20 мм
крыша надстройки – 6 мм
крыша корпуса – 6 мм
днище – 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Bogward 6B, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 78 л.с.; запас топлива 75 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 1-скоростной КПП (1+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из 75-76 стальных траков шириной 205 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА 120 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ коротковолновыйм радиоприемник EP-3
электронный дешифратор
блок реле системы взрыва

С 1943 года некоторым армейским танковым подразделениям для решения специальных задач придавались подразделения управляемых по радио машин типа В-IV (Sd.Kfz.301)


Дистанционно-управляемая по радио машина типа B-IV (в советских документах тех лет она именовалась «телетанкетка») представляла собой гусеничную машину малых габаритов, управляемую по радио из обычного танка (Т-III, T-IV и др.) и несущую на борту сбрасываемый контейнер с зарядом взрывчатого вещества. Машина предназначалась для взрывных работ, а также разведки местности и противника.

Согласно положений «Временного наставления по использованию радиотанкеток», командование Вермахта определяло следующий перечень задач, решаемых с помощью машин типа В-IV:
разведка обороны противника перед первым танковым эшелоном в полосе наступления танковых соединений, путем вызова на себя огня противотанковых средств и выявления минных полей;
разведка местности с целью определения её проходимости (болота, крутые скаты, ложбины, противотанковые рвы, непросматриваемые овраги и д.р.);
разрушение долговременных оборонительных сооружений и сооружений полевого типа;
уничтожение (подрыв) тяжёлых танков противника;
подрыв мостов и других сооружений при невозможности использовать для этого сапёров;
уничтожение живой силы противника (в радиусе до 40 метров - убойное действие, до 80 метров - временный вывод из строя.)

В более поздних документах к перечню задач, решаемых машинами типа В-VI. добавились такие, как дегазация местности и ослепление противника путем постановки дымовых завес. При использовании машины для дегазации местности в контейнер вместо взрывчатого вещества помещалось дегазационное оборудование. Для задымления местности на танкетку устанавливались устройства для дымопуска.


Серийные модификации

Существовало три серийные модификации телетанкетки B-IV.
Sd.Kfz.301 Ausf.A

Главное отличие от остальных машин гусеничные траки с резиновыми подушками, которые на Sd.Kfz.301 Ausf.B-C были заменены другими траками (без подушек). Ведущее колесо имело вместо зубьев цилиндрические ролики и было устроено по тому же типу, что и ведущее колесо на «Ганомаге». На машине был установлен двигатель Borgward 6M мощностью 49 л.с. (по немецким данным, советские испытания в Кубинке показали другую мощность - 50 л. с., в дальнейшем в статье будут фигурировать данные, полученные на НИБТПолигоне в Кубинке при испытаниях телетанкетки Sd.Kfz.301 Ausf.B, они немного разнятся с некоторыми изданиями). Боевая масса составляла 3,45 тонн. Изготовлено 616 машин, а также12 прототипов.
Sd.Kfz.301 Ausf.B

Антенна была перенесена вперёд, также изменения коснулись ходовой части, ведущее колесо в связи с переходом на новые траки стало абсолютного другого вида (как на обычном танке). Изготовлено 260 машин.
Sd.Kfz.301 Ausf.C

В машине был установлен более мощный двигатель Borgward 6B мощностью 78 л. с., благодаря чему её скорость возросла до 40 км/ч, а также было увеличено бронирование. Всё это привело к увеличению массы машины до 4,85 тонн. Сама броня составляла 20 мм (оба борта, корма и лоб), а днище и крыша были забронированы 6-мм бронёй. Кроме того, место механика-водителя (он вёл машину на марше) было перенесено к левому борту. Было изготовлено 305 машин.



Для движения машины в ходе перемещений (на марше) было предусмотрено ручное управление, которое осуществлял механик-водитель. Управление машиной по радио осуществлялось одним оператором во время боя или проведения разведки.

Радиоуправляемая танкетка В-IV была выполнена на специальной базе, имела сварной бронированный корпус. Корпус собирался из листового железа различной толщины (от 5 до 1 мм). Лобовые листы изготавливались из катанной гомогенной 8-мм брони, кроме того, на более поздних образцах, для усиления броневой защиты, на бортах и корме машины навешивались дополнительные 8-мм бронированные экраны, а также 8-мм броневые щитки над отделением управления (в официальных немецких документах, датируемых августом 1943 г. упоминается, что корпус машины имеет только лобовую броню, судя по всему тут имеется ввиду Sd.Kfz.301 Ausf.A, а не Ausf.B, которую исследовали на НИБТПолигоне в Кубинке).

Массо-габаритные показатели машины Sd.Kfz.301 Ausf.B Ausf.С масса 3,8 тонн 4,85 тонн длина 3700 мм 4100 мм ширина 1800 мм 1830 мм высота 1175 мм 1250 мм ширина колеи 1600 мм - длина опорной поверхности гусеницы 95 мм - клиренс 270 мм -

На В-IV устанавливался 2,25 литровый четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 50 лошадиных сил. Двигатель установлен в кормовой части корпуса, слева. Запуск двигателя осуществлялся стартёром мощностью 1 лошадиная сила или же рукояткой.

Система питания двигателя имела объём 75 литров (два бака ёмкостью 45 и 35 литров соответственно). Машина эксплуатировалась на бензине с октановым числом 70–74.

Механизмы трансмиссии состояли из гидротрансформатора и автоматической четырёхскоростной коробки передач (две передачи вперёд - две назад).


Гусеничная цепь мелкозвенчатая, шириной 205 мм, состоит из 75–76 траков. Ведущие колёса - передние, направляющие - задние. Подвеска торсионная с расположением торсионных валов на одной оси. Опорные катки двойные с резиновыми бандажами.

В-IV комплектовалась коротковолновым радиоприемником EP-3, электронным дешифратором и блоком реле системы взрыва. Посредством радиосигнала мог осуществляться пуск и остановка двигателя, движение (вперёд и назад), изменение скорости, повороты и остановка машины, сброс и подрыв заряда. Напряжение бортовой сети составляло 12 Вольт.


Сброс контейнера со взрывчатым веществом (вес взрывчатки 500 кг) и его подрыв осуществлялся по радио путём замыкания цепи электровзрывателя. Для сброса контейнера при помощи электровзрывателя разрывались болты-стяжки крепления контейнера, который, в свою очередь, под собственной тяжестью скатывался с переднего наклонного листа. Предусматривалась система автоматического подрыва (самоуничтожения) телетанкетки вместе с контейнером при попадании её на мину (под воздействием взрывной волны замыкались два контакта и на взрыватель шел электрический сигнал от малогабаритной батареи).

Для недопущения несанкционированного подрыва контейнера со взрывчатым веществом (например, при транспортировке в расположении своих войск) применялся своего рода предохранитель, представлявший из себя блокиратор электрических цепей взрыва, недопускающий подрыв взрывчатого вещества до момента ухода машины на определённое (заблаговременно введённое оператором) расстояние (от 0 до 900 метров). При попадании телетанкетки на мину при действующем блокираторе, взрывчатое вещество, размещённое в контейнере, могло быть подорвано только вследствии воздействия на него детонации (взрывной волны) от мины (устройство автоматического подрыва в этом случае не функционирует).

максимальная скорость 38 км/ч глубина преодолеваемого рва до 1,35 м высота преодолеваемой вертикальной стенки до 0,45 м максимальный подъём 0,35 м глубина преодолеваемого брода 0,8 м среднее удельное давление на грунт 0,49 кг/см² запас хода по горючему при средней скорости 20 км/ч 150 км радиус управления по радио до 1,5 км

Специалистами ГБТУ Красной Армии были предложены следующие меры для борьбы с телетанкетками:
Телетанкетка должна быть уничтожена на расстоянии не ближе 100 м от человека и 20 метров от танка…
Основным средством борьбы с телетанкеткой является противотанковое ружьё, с дистанции прямого выстрела, и артиллерия всех калибров…
Бронебойные пули стрелкового (пулемёт, винтовка) с дистанции 75-50 м бортовую броню пробивают насквозь…
Пулевые попадания в верхний край контейнера со взрывчатым веществом могут вызвать его подрыв…
Кроме ходовой части наиболее уязвимыми местами, для вывода из строя, телетанкетки являются левый борт от середины до кормы (двигатель) и центр правого борта (радиоаппаратура)…
Танки и САУ, кроме уничтожения телетанкетки из пушки и пулемета могут противодействовать ей с помощью маневра, т.к. при уходе машины с линии атаки телетанкетки оператор, управляя телетанкеткой на растоянии, не может своевременно направить её за танком (САУ)…
При нахождении телетанкетки без контейнера с взрывчатым веществом она может поражаться любым способом и с слюбого растояния, так как не имеет никакого вооружения.

С использованием данных предложений должностными лицами других родов войск были выработаны свои указания бо борьбе с новым видом вооружения.


Дальнейшим развитием данного типа машин явилась управляемая по радио машина «Springer» («Прыгун») фирмы NSU.

Первые телетанкетки B-IV поступили на вооружение 301-го и 302-го танковых батальонов. В их составе телетанкетки участвовали в Курской битве, во время которой главным образом занимались разминированием минных полей.

В августе 1944 года в 301-й танковый батальон поступил 21 танк Tiger, которые использовались в качестве машин управления. В состав взвода входило четыре танка: один командирский и три машины управления, каждая из которых управляла тремя танкетками B-IV.

На 15 июля 1944 года 302-й танковый батальон имел аналогичную с 302-м структуру. В состав роты входило два взвода, а в состав взвода входило 4 САУ StuG 40 G: одна из них была командирской, а три управляли четырьмя телетанкетками каждая, также в состав взвода, как и в 301-м танковом батальоне, входил бронетранспортёр Sd.Kfz.251/1 Hanomag, перевозивший механиков-водителей девяти телетанкеток B-IV. Кроме того, каждый взвод имел в резерве 12 телетанкеток B-IV. Также стоит отметить, что на вооружении 302-го батальона находились французские транспортёры-танкетки Renault UE, в каком качестве они использовались нам не известно, но одна такая машина была захвачена частями Красной Армии в январе 1945 года в Варшаве вместе с телетанкетками B-IV, погружёнными на железнодорожные платформы. Судя по всему, она принадлежала 302 танковому батальону, так как на фото присутствовала САУ StuG 40 G.

Эти телетанкетки также были на вооружении 301 и 302-го танковых батальонов в то время, когда эти подразделения участвовали в подавлении Варшавского восстания. Машины применяли для подрыва повстанческих барикад. Часть их в январе 1945 была захвачена частями Красной Армии непосредственно на железнодорожных платформах.

Кроме использования по прямому назначению Sd.Kfz.301 использовали в качестве обычного бронированного транспортёра и даже как своего рода САУ. Часть этих телетанкеток в конце войны переоборудовали в импровизированные истребители танков. Одна такая САУ была захвачена в полной исправности частями Красной Армии в центре Берлина недалеко от Бранденбургских ворот. Эта машина была вооружена тремя гранатомётами для постановки дымовой завесы, а для стрельбы по танкам на ней была установлена импровизированная установка, представлявшая из себя шесть труб «Панцершреков» стрелявших 88-мм реактивными снарядами. К сожалению, об эффективности этого истребителя танков нам ничего не известно, но, судя по всему, он мог быть эффективен только как машина, действующая из засады на городских улицах, но не более того. Также известны фотографии уничтоженной подобной САУ, вооружённой четырьмя 88-мм «Панцершреками». Эта машина имела собственное имя «Ванце».

Танкетка ТИПА «B-IV» имеет следующую характеристику: высота - 1,25 м, ширина - 1 м, длина - 3,36 м, вес - 3,6 т. Проходимость по местности равна танку Т-III. Бронировка крайне незначительна, только лобовая броня непробивается бронебойными пулями. Вооружения танкетка не имеет, но снабжена аппаратом для дымопуска и несёт на себе заряд ВВ - торпеду в 450 кг.

Особенность танкетки «В-IV» заключается в том, что она может управляться не только человеком (водитель в танкетке), по и при помощи радио (водитель вне танкетки).

В последнем случае управление осуществляется из танка T-III, T-IV или штурмовых орудий, снабжённых специальным прибором управления по радио. Радиус управления по радио достигает 2000 м. Каждый танк управления направляет действия только одной радиотанкетки.
Рядиотанкетка предназначена:
для разведки обороны перед танковой атакой путем вызова на себя огня и выявления мин путём подрыва самой танкетки;
для разведки местности перед нашим передним краем и для установления её проходимости;
для устранения препятствий на местности и на дорогах путём их подрыва;
для разрушения (подрыва) долговременных оборонительных сооружений, мостов и других объектов;
для уничтожения тяжёлых танков путем подрыва при таранном ударе.

Взрыв танкетки опасен для живой силы в радиусе до 80 м.

Подразделения радиотанкеток обычно действуют в составе танковых или моторизованных дивизий. Самым мелким боевым подразделением является взвод - одновременно действуют 4 танкетки; наибольшим подразделением, которое в полном составе вводится в бой, является рота - одновременно действуют 10 танкеток.

Местность, изрытая воронками от авиабомб и тяжёлых снарядов, окопами и траншеями, а также полузакрытая местность затрудняет применение танкеток. Болотистая местность, а также лес и густой высокий кустарник делают их применение невозможным.

Немецкое наставление требует, чтобы результат действий радио танкеток был немедленно использован наступающими войсками. Таким образом, появление танкеток на поле боя сигнализирует о последующей за ними вскоре танковой атаке на данном участке фронта.

Лёгкая бронировка и наличие на радиотанкетке большого заряда взрывчатого вещества делают её весьма уязвимой. Огонь противотанковых ружей и орудий даже малого калибра при стрельбе прямой наводкой легко выводит танкетки из строя на дальних дистанциях.

Для парирования действий танкеток "В-IV" артиллерийским начальникам принимать следующие меры:

а) Системой артиллерийского наблюдения немедленно вскрывать появление раднотанксток по мере выхода их на исходные рубежи. Отличительным признаком «B-IV» являются малые их габариты н отсутствие огня из танкетки при сближении с нашим боевым порядком. Эти признаки должны быть широко известны личному составу артиллерийских частей.

Одновременно с обнаружением танкеток «B-IV» организовывать разведку танков управления. Танк управлении должен видеть «B-IV», поэтому следует искать одиночные танки Т-III или T-IV, стоящие на полузакрытых позициях за линией двигающихся танкеток на удалении около 1 км.

Донесения об обнаружении танкеток «B-IV» и танков управления передавать немедленно по всем линиям артиллерийской связи. Эти донесения являются также сигналом предупреждения о вероятной крупной танковой атаке противника на данном участке.

б) Борьбу с танкетками «B-IV» осуществлять общей системой артиллерийского противотанкового огня. Основная задача - не допустить подхода танкеток к нашим заграждениям (рвы, эскарпы, минные поля) или огневым долговременным сооружениям для подрыва их или для постановки дымовой завесы непосредственно перед передним краем.

Для того, чтобы не вскрыть системы противотанкового огня, уничтожение танкеток «B-IV» проводить заранее выделенными орудиям из состава противотанковых районов первой линии, преимущественно 45-мм или 57-мм пушками с наиболее опытными и подготовленными расчётами.

Немцы обеспечивают действия танкеток огневыми средствами, имеющими задачу уничтожить орудия, вступающие в борьбу с «B-IV», поэтому батареи, стоящие на закрытых огневых позициях, должны быть готовы подавить огневые средства сопровождения танкеток в начале их деятельности.

Выделенным орудиям открывать огонь с момента подхода радио-танкеток на предельную дальность действительного огня прямой наводкой. Стрельбу вести по общим правилам стрельбы по танкам. Для расчёта упреждения практическую боевую скорость танкеток считать равной скорости танка Т-III. Поражение танкетки достигается как paзрушением ходовой части, так и попаданием в корпус, выводом из строя приемной установки управления или взрывом возимой на танкетке торпеды.

в) В случае дымопуска огонь по радиотанкетке вести до уничтожения дымовых аппаратов независимо от того, потеряла ли она подвижность или нет.

г) Обнаруженные танки управления подавлять, уничтожать огнём выделенных для этой цели батарей, стоящих на закрытых позициях. Задача огня - повреждение танков или создание условий, мешающих их нормальной работе, что немедленно скажется на действиях радио-танкеток и может привести к потере ими способности к движению.

д) По участку атаки радиотанкеток немедленно подготавливать огонь большей части артиллерийских средств, так как направление действий танкеток «B-IV».


С 1943 года некоторым армейским танковым подразделениям для решения специальных задач придавались подразделения управляемых по радио машин типа В-IV (Sd.Kfz.301)
Согласно положений «Временного наставления по использованию радиотанкеток», командование Вермахта определяло следующий перечень задач, решаемых с помощью машин типа В-IV:
разведка обороны противника перед первым танковым эшелоном в полосе наступления танковых соединений, путем вызова на себя огня противотанковых средств и выявления минных полей;
разведка местности с целью определения её проходимости (болота, крутые скаты, ложбины, противотанковые рвы, непросматриваемые овраги и д.р.);
разрушение долговременных оборонительных сооружений и сооружений полевого типа;
уничтожение (подрыв) тяжёлых танков противника;
подрыв мостов и других сооружений при невозможности использовать для этого сапёров;
уничтожение живой силы противника (в радиусе до 40 метров - убойное действие, до 80 метров - временный вывод из строя.)
В более поздних документах к перечню задач, решаемых машинами типа В-VI. добавились такие, как дегазация местности и ослепление противника путем постановки дымовых завес. При использовании машины для дегазации местности в контейнер вместо взрывчатого вещества помещалось дегазационное оборудование. Для задымления местности на танкетку устанавливались устройства для дымопуска.




Для движения машины в ходе перемещений (на марше) было предусмотрено ручное управление, которое осуществлял механик-водитель. Управление машиной по радио осуществлялось одним оператором во время боя или проведения разведки.

Радиоуправляемая танкетка В-IV была выполнена на специальной базе, имела сварной бронированный корпус. Корпус собирался из листового железа различной толщины (от 5 до 1 мм). Лобовые листы изготавливались из катанной гомогенной 8-мм брони, кроме того, на более поздних образцах, для усиления броневой защиты, на бортах и корме машины навешивались дополнительные 8-мм бронированные экраны, а также 8-мм броневые щитки над отделением управления (в официальных немецких документах, датируемых августом 1943 г. упоминается, что корпус машины имеет только лобовую броню, судя по всему тут имеется ввиду Sd.Kfz.301 Ausf.A, а не Ausf.B, которую исследовали на НИБТПолигоне в Кубинке).



Массо-габаритные показатели машины Sd.Kfz.301 Ausf.B Ausf.С масса 3,8 тонн 4,85 тонн длина 3700 мм 4100 мм ширина 1800 мм 1830 мм высота 1175 мм 1250 мм ширина колеи 1600 мм - длина опорной поверхности гусеницы 95 мм - клиренс 270 мм -

На В-IV устанавливался 2,25 литровый четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 50 лошадиных сил. Двигатель установлен в кормовой части корпуса, слева. Запуск двигателя осуществлялся стартёром мощностью 1 лошадиная сила или же рукояткой.

Система питания двигателя имела объём 75 литров (два бака ёмкостью 45 и 35 литров соответственно). Машина эксплуатировалась на бензине с октановым числом 70–74.

Механизмы трансмиссии состояли из гидротрансформатора и автоматической четырёхскоростной коробки передач (две передачи вперёд - две назад).



Сброс контейнера со взрывчатым веществом (вес взрывчатки 500 кг) и его подрыв осуществлялся по радио путём замыкания цепи электровзрывателя. Для сброса контейнера при помощи электровзрывателя разрывались болты-стяжки крепления контейнера, который, в свою очередь, под собственной тяжестью скатывался с переднего наклонного листа. Предусматривалась система автоматического подрыва (самоуничтожения) телетанкетки вместе с контейнером при попадании её на мину (под воздействием взрывной волны замыкались два контакта и на взрыватель шел электрический сигнал от малогабаритной батареи).


Для недопущения несанкционированного подрыва контейнера со взрывчатым веществом (например, при транспортировке в расположении своих войск) применялся своего рода предохранитель, представлявший из себя блокиратор электрических цепей взрыва, недопускающий подрыв взрывчатого вещества до момента ухода машины на определённое (заблаговременно введённое оператором) расстояние (от 0 до 900 метров). При попадании телетанкетки на мину при действующем блокираторе, взрывчатое вещество, размещённое в контейнере, могло быть подорвано только вследствии воздействия на него детонации (взрывной волны) от мины (устройство автоматического подрыва в этом случае не функционирует).



В августе 1944 года в 301-й танковый батальон поступил 21 танк Tiger, которые использовались в качестве машин управления. В состав взвода входило четыре танка: один командирский и три машины управления, каждая из которых управляла тремя танкетками B-IV. Эти телетанкетки также были на вооружении 301 и 302-го танковых батальонов в то время, когда эти подразделения участвовали в подавлении Варшавского восстания. Машины применяли для подрыва повстанческих барикад. Часть их в январе 1945 была захвачена частями Красной Армии непосредственно на железнодорожных платформах.

На 1 марта 1945 года в строю имелось 397 телетанкеток B-IV.Кроме использования по прямому назначению Sd.Kfz.301 использовали в качестве обычного бронированного транспортёра и даже как своего рода САУ. Часть этих телетанкеток в конце войны переоборудовали в импровизированные истребители танков. Одна такая САУ была захвачена в полной исправности частями Красной Армии в центре Берлина недалеко от Бранденбургских ворот. Эта машина была вооружена тремя гранатомётами для постановки дымовой завесы, а для стрельбы по танкам на ней была установлена импровизированная установка, представлявшая из себя шесть труб «Панцершреков» стрелявших 88-мм реактивными снарядами. К сожалению, об эффективности этого истребителя танков нам ничего не известно, но, судя по всему, он мог быть эффективен только как машина, действующая из засады на городских улицах, но не более того. Также известны фотографии уничтоженной подобной САУ, вооружённой четырьмя 88-мм «Панцершреками». Эта машина имела собственное имя «Ванце».


Неправильно было бы считать, что боевые роботы и беспилотные аппараты – это достояние исключительно современных армий. Разработка подобных устройств велась еще во время Первой мировой войны, а к моменту начала Второй мировой войны в этой области были достигнуты первые ощутимые успехи. Именно во время этого вооруженного конфликта на поле боя появились первые роботы. Правда, несовершенство оборудования тех лет значительно снижало боевую эффективность дистанционно управляемых машин. Так или иначе, и советские предвоенные проекты создания телетанков, и немецкие гусеничные дистанционно-управляемые машины навсегда вошли в историю.

Первые попытки создания телеуправляемых машин предпринимались в Германии еще в годы Первой мировой войны. Тогда изобретатель по фамилии Флеттнер вполне успешно демонстрировал свою «сухопутную торпеду» на четырех колесах. Данная «торпеда» управлялась по проводам и предназначалась для транспортировки огнемета и разрезания проволочных заграждений.

Работы в этом направлении были возобновлены в Германии лишь в 1930-е годы. Теперь здесь задумались над созданием малых минных тральщиков Minenraumwagen. В 1939 году компания «Боргвард» разработала радиоуправляемую машину, получившую обозначение SdKfz 300 B-I. Данная гусеничная машина обладала массой 1,5 тонны и оснащалась небольшим двигателем мощностью 29 л.с., который позволял ей развивать скорость 5 км/ч при движении по ровной местности, запас хода машины составлял всего 18 км. Металлический корпус устанавливался на шасси с тремя опорными катками. Данная тележка-тягач буксировала сцепку, которая состояла из нескольких тяжелых зубчатых колес. При наезде данных колес на противопехотную или противотанковую мину происходил взрыв.

SdKfz 300 B-I

Всего с 1939 по май 1940 года в Германии было собрано 50 таких машин. Управление этим минным тральщиком осуществлялось оператором, который находился в специально переоборудованном для этих целей танке Pz.Kpfw.I Ausf.B. Командирский танк получил обозначение Kleiner Panzer Befehlswagen I (Sd.Kfz.265). Это был легкобронированный танк с пулеметным вооружением, который оснащался двумя радиостанциями: приемной Fu2 и приемо-передающей Fu6, его экипаж состоял из 3-х человек. Эта же боевая машина была центром радиоконтроля для «Богварда» B-II.

В апреле 1940 года в Германии была заказана разработка новой радиоуправляемой танкетки «Богвард», получившей обозначение B-II. Всего планировалось изготовить 100 таких машин. Новый минный трал превосходил предшественника в размерах и массе (около 2,3 тонн) и имел более мощный 6-цилиндровый двигатель мощностью 49 л.с. Ходовые качества машины удалось улучшить за счет использования новой подвески, в которую включили по одному дополнительному опорному катку с каждого борта, запас хода вырос до 30 километров.


SdKfz 300 B-II

Необходимо отметить тот факт, что обе модели относились к числу экспериментальных. Были построены только прототипы, которые были приписаны к саперной роте Mineraeum-Kompanie. Также на базе B-II был создан плавающий вариант танкетки (амфибия), которая известна под названием Ente («Утка»). Данные машины использовались лишь в тренировочных целях и для испытаний на полигоне в Куммерсдорфе. Возможно, они не пошли в серии, так как немецкие генералы решили, что дешевле и проще разминировать минные поля, используя танковые минные тралы и саперов. В любом случае до 1943 года все работы по проектированию радиоуправляемых минных тралов были прекращены, что не мешало разработке других радиоуправляемых боевых машин.

Радиоуправляемая танкетка «Богвард» В-IV

Начиная с 1943 года, некоторым армейским танковым подразделениям для решения специальных задач стали придавать подразделения управляемых по радио машин, получивших обозначение В-IV (Sd.Kfz.301). Это была дистанционно-управляемая по радио танкетка, в Советском Союзе подобные машины именовали «телетанкетками». Танкетка «Богвард» В-IV представляла собой машину на гусеничном ходу небольших габаритов, управление которой осуществлялось из командирских танков (Т-III, T-IV, StuG40 и других машин). На борту такая танкетка несла сбрасываемый контейнер, в котором содержался заряд взрывчатого вещества. Основным предназначением танкетки было проведение взрывных работ, а также разведки местности и системы обороны противника.


В положении «Временное наставление по использованию радиотанкеток» командование Вермахта определяло роль танкеток В-IV на поле боя следующим образом:

Проведение разведки обороны противника перед первым танковым эшелоном в полосе наступления танковых соединений, путем выявления минных полей и вызова на себя огня противотанковых средств, вскрытия системы обороны противника;
- проведение разведки местности с целью определения ее проходимости для бронетехники (болота, ложбины, крутые скаты, противотанковые рвы, непросматриваемые овраги и т.д.);
- разрушение путем подрыва оборонительных сооружений полевого типа, а также долговременных оборонительных сооружений;
- уничтожение путем подрыва тяжелых танков противника;
- осуществление подрыва мостов и иных инженерных сооружений при невозможности использовать для этих целей саперов;
- поражение живой силы противника (в радиусе до 40 м – убойное действие, до 80 м – временный вывод солдат из строя.)

В более поздних документах, которые затрагивали вопросы использования данных машин, перечень решаемых задач был расширен за счет добавления дегазации местности и ослепления противника с помощью постановки перед его позициями дымовых завес. Если танкетки B-IV использовались для дегазации местности, то в контейнер вместо взрывчатки помещали необходимое дегазационное оборудование. Для задач по задымлению местности на танкетке устанавливались устройства для постановки дыма.


Радиоуправляемая танкетка В-IV была построена на специально созданной базе и обладала сварным бронекорпусом. Он собирался из листового железа разной толщины. Лобовые листы корпуса машин версии Ausf.A изготавливались из катанной гомогенной брони толщиной 8-мм, помимо этого, на более поздних образцах, для усиления бронезащиты, на бортах и корме машины устанавливались дополнительные 8-мм бронированные экраны, а также 8-мм бронещитки над отделением управления. Наиболее массивной из трех версий танкеток В-IV была машина в исполнении Sd.Kfz.301 Ausf.С, которая весила 4,85 тонны, ее длина составляла 4100 мм, ширина – 1830 мм, высота – 1250 мм. Клиренс танкетки составлял 270 мм.

На танкетке был установлен 2,25 литровый четырехтактный 6-цилиндровый двигатель, развивавший мощность 49 л.с. Силовая установка находилась в корме корпуса с левой стороны. Запускался двигатель при помощи стартера мощностью 1 л.с. или с помощью рукоятки. Для движения машины на марше на ней имелось ручное управление, вел ее механик-водитель. В бою или во время проведения разведки танкеткой по радио управлял оператор из специального танка или САУ управления.


Питание двигателя осуществлялось от двух топливных баков общей емкостью 75 литров. При этом эксплуатировалась танкетка на бензине с октановым числом 70-74. Механизм трансмиссии радиоуправляемой танкетки состоял из четырехскоростной автоматической коробки передач (2 вперед и 2 назад) и гидротрансформатора. Ведущими колесами были передние, задние – направляющими. Опорные каткие (по 5 на борт) были двойными, с резиновым бандажом. Подвеска – торсионная, с расположением торсионных валов на одной оси.

Каждая танкетка В-IV оснащалась коротковолновым радиоприемником EP-3, блоком реле системы взрыва и электронным дешифратором. С помощью радиосигнала оператор мог запустить и остановить двигатель, а также осуществлять движение (вперед и назад), менять скорость, осуществлять повороты и останавливать машину. Также он производил сброс и подрыв заряда взрывчатки массой до 500 кг. Напряжение бортовой сети машины составляло 12 В. Сброс контейнера, в котором располагалась взрывчатка, и последующий подрыв осуществлялись по радио путем замыкания цепи электровзрывателя. При помощи электровзрывателя разрывались болты-стяжки крепления контейнера, который под воздействием собственного веса скатывался с переднего наклонного бронелиста танкетки.

Всего было разработано 3 серийных модификации радиоуправляемой танкетки B-IV:

Sd.Kfz.301 Ausf.A
Главным отличием от двух других машин были гусеничные траки, обладавшие резиновыми подушками. Ведущее колесо танкетки вместо зубьев имело цилиндрические ролики и было устроено по такому же принципу, что и ведущее колесо на бронетранспортерах «Ганомаг». На машину ставили двигатель Borgward 6M, развивавший мощность 49 л.с. Боевая масса не превышала 3,45 тонн. Всего было произведено 616 танкеток данной версии, а также 12 прототипов.

Sd.Kfz.301 Ausf.B
На этой машине антенна была перенесена вперед, также изменения коснулись конструкции ходовой части, ведущее колесо танкетки в связи с переходом на новые траки стало абсолютно другим (как на танке). Всего было произведено 260 танкеток данной версии.

Sd.Kfz.301 Ausf.C
На танкетке появился более мощный двигатель Borgward 6B, развивавший мощность 78 л. с., благодаря его установке, максимальная скорость выросла до 40 км/ч. Также на машине было улучшено бронирование. Все это привело к росту массы танкетки до 4,85 тонн. Сама броня составляла 20 мм (лоб, оба борта и корма), крыша и днище – 6-мм. Помимо этого, место механика-водителя (который вел танкетку на марше) переместилось к левому борту. Всего было произведено 305 танкеток данной версии.


Впервые данные телетанкетки были применены в боевых условиях во время операции «Цитадель». Основной их задачей стало проделывание проходов в минных полях, которые достаточно плотно прикрывали все опорные пункты обороны советских войск. При решении данной задачи танковые роты радиоуправления понесли очень серьезные потери. Об эффективности данных машин споры не утихают по сей день, и вопрос этот достаточно сложный. Однако уже первое реальное применение показало, что эффективно управлять танкетками можно на расстоянии до 1 километра, а не 1,5-2 как изначально задумывалось. К тому же местность на поле боя, которая была изрыта воронками от снарядов и авиабомб, траншеями и окопами затрудняла их использование. Не способствовала их эффективность и полузакрытая местность. Лес, высокий кустарник и болотистый грунт также делали применение радиоуправляемых танкеток невозможным.

Применение немцами нового типа боевой техники не осталось незамеченным советским командованием, которое оперативно выработало рекомендации войскам. Специалисты ГБТУ Красной Армии для борьбы с телетанкетками предписывали следующее:

Телетанкетки необходимо уничтожать на расстоянии не ближе 20 метров от танка и 100 метров от человека;
- основным средством борьбы с этой радиоуправляемой машиной является противотанковое ружье на дистанции прямого выстрела, а также артиллерия всех калибров;
- при использовании стрелкового оружия (винтовка, пулемет) с бронебойными пулями бортовую броню танкетки можно пробить с дистанции 50-75 метров;
- попадания пуль в верхний край контейнера с взрывчаткой могут вызвать детонацию. Помимо ходовой части самыми уязвимыми местами танкетки для вывода ее из строя являются центр правого борта (радиоаппаратура) и левый борт от середины до кормы (силовая установка);
- САУ и танки, помимо уничтожения телетанкетки огнем пушки и пулеметов могут противодействовать ей с помощью совершения маневра, так как при уходе боевой машины с линии атаки радиоуправляемой танкетки оператор, управляющий машиной на расстоянии, не в состоянии своевременно направить ее вслед за танком (САУ);
- В случае если телетанкетка не имеет контейнера с взрывчаткой, она может поражаться любым способом и с любого расстояния, так как не несет на себе никакого вооружения.


Самоходная мина «Голиаф»

Специально для поражения вражеской бронетехники в Германии была создана и небольшая радиоуправляемая танкетка-торпеда, известная как Sd.Kfz.302 «Goliath» (Leichter Ladungstrager), она была разработана на базе трофейного французского образца производства компании Kergesse. Эти самоходные мины выпускались тремя немецкими компаниями, уже известной «Borgward», а также «Zundapp» и «Zachertz». Производилась танкетка в двух модификациях – Sd.Kfz.302 (E-Motor) с электромотором и Sd.Kfz.303 (V-Motor) с обычным двигателем внутреннего сгорания. Всего с апреля 1942 года по январь 1945 года в Германии было выпущено 7569 таких самоходных мин, что позволяет говорить о них, как о массовом виде вооружений.


Французы создали опытный прототип танкетки Engin K Kegress к весне 1940 года и даже успели провести все испытания, однако почти готовый к серийному выпуску образец был потоплен ими в Сене во время вторжения немецких войск во Францию. Немцы не поленились поднять разработку со дна реки и отправить в Германию для всестороннего изучения на заводе «Боргвард», который с конца 1930-х годов работал в области разработки телеуправляемых механизмов для нужд армии. Инженеры «Боргварда» разобрали французскую машину на винтики и тщательным образом изучили. Именно на ее основе и была создана ими собственная телетанкетка, которая была отправлена в серийное производство.

Гусеничная самоходная мина «Голиаф» представляла собой танкетку без экипажа, которая управлялась по проводу на расстоянии. «Голиафы» использовались в гитлеровской армии с 1943 года и до конца Второй мировой войны. Небольшая гусеничная машины имела примерно следующие размеры – 150х85х56 см. При весе в 400 кг она могла нести до 75-100 кг взрывчатки, предназначенной для уничтожения танков противника, его полевых укреплений и различных зданий и сооружений. Длины кабеля хватало, чтобы управлять танкеткой на расстоянии до 700 метров.


Корпус «Голиафа» делился на 3 отсека: в переднем размещалось взрывчатое вещество, в среднем механизмы управления устройством, в заднем – катушка с трехжильным кабелем. В версии с электродвигателем две 12 В аккумуляторные батареи «Varta» должны были обеспечивать эксплуатацию танкетки в течение 40-50 минут без проведения подзарядки батарей. Электродвигатели располагались в гусеничных обводах. Такая танкетка была малошумной, но это было одно из немногих ее преимуществ. Со временем от версии с электродвигателем отказались, так как она была сложнее и дороже. Одна такая танкетка стоила примерно 3 тысячи рейсхмарок. К тому же такие машины было достаточно трудно чинить, особенно в полевых условиях. Поэтому со временем немцы перешли на выпуск самоходных торпед SdKfz. 303 с бензиновым двигателем внутреннего сгорания объемом 0,7 литра и мощностью 12 л.с.

Специально для транспортировки телетанкеток «Goliath» была создана двухколесная тележка, которую должны были катить два человека. Однако данная тележка была предназначена для транспортировки устройства расчетом непосредственно на поле боя, на большие расстояния танкетку перевозили в кузове грузовиков.


Управление телетанкеткой «Голиаф» осуществлялось оператором с помощью пульта, который подключался к машине при помощи кабеля. На пульте имелись два рычажка: с правой стороны вверху был рычажок для поворотов машины вправо или влево, а с левой стороны – рычажок с тремя позициями для контроля движения (вперед, стоп и назад). Подрыв самоходной мины осуществлялся поворотом ключа, который оператор вставлял в пульт. Скважина для ключа находилась ниже рычажка контроля движения танкеткой.


Первой боевой операцией, в которой приняли участие танкетки «Голиаф», стало сражение на Курской дуге. Во время операции «Цитадель» телетанкетки входили в состав 654-го противотанкового дивизиона, который был вооружен самоходными установками «Фердинанд». Эффективность данных устройств в боевых условиях оказалась низкой. Сказывалось низкая проходимость, зависимость от местности, небольшая скорость движения. Также выяснилось, что запас хода устройств очень мал, не превышал одного километра. При движении по пересеченной местности аккумуляторные батареи быстро разряжались, иногда их хватало всего на 5-8 минут работы. Попасть такой самоходной миной в движущийся танк противника было практически нереально, а для уничтожения инженерных объектов часто не хватало имеющегося заряда взрывчатки. В то же время при использовании против неподвижных целей танкетки были более эффективны. В советских донесениях были отмечены случаи, когда немецкие танкетки взрывались рядом с советскими танками, нанося им повреждения и выводя из строя. Также известно, что телетанкетки «Голиаф» использовались во время подавления Варшавского восстания в 1944 году. Немцы использовали их для разрушения уличных баррикад.

К недостаткам подобных телетанкеток, кроме недостаточной проходимости, относили небольшую скорость – до 10 км/ч, слабое бронирование (максимум 10 мм) и зависимость от кабеля, который в бою легко повреждался осколками снарядов и мин, также его можно было легко перерубить саперной лопаткой. Несмотря на то, что таких танкеток было выпущено более 7,5 тысяч, успешным это оружие не считалось. Существенным недостатком была также высокая стоимость. Версии с электродвигателем стоили 3 тысячи рейсхмарок, для сравнения противотанковое 75-мм орудие Pak 40 стоило 12 тысяч рейсхмарок. В этом плане версии с двигателем внутреннего сгорания обходились немцам дешевле, их стоимость удалось снизить примерно втрое – до 1000 рейсхмарок, но и эти машины не спасли Третий рейх от поражения.


Источники информации:
http://masterok.livejournal.com/2769150.html
http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/sd.kfz.301.htm
http://warspot.ru/1363-boevye-roboty-vermahta
http://alternathistory.livejournal.com/381523.html
http://www.tehnikapobedy.ru/sd300.htm
http://42.tut.by/454152