Сравнение подводного флота России и США: чей сильнее? Кратко о сравнении флотов россии и сша

Какой-либо повод для научного анализа здесь отсутствует. ВМФ России и ВМС США существуют раздельно друг от друга, в разных временных эпохах. Также, как флоты Первой и Второй мировой войны.

Статистические методы не работают. При многократном количественном разрыве, считать средний возраст корабельного состава не имеет смысла. Также, как и определять %-ое сооотношение новых и старых кораблей. В реальности, эти % будут выражаться различным числом кораблей для каждого из флотов. Слишком различным, чтобы относиться к такому расчету всерьез.

Феномен «средней температуры»

Достаточно исключить из расчетов “устаревшую технику” (корабли, построенные до 2001 г.), как выяснится неожиданное. За первые 15 лет наступившего века американские верфи передали флоту 36 эсминцев (включая, экспериментальный “Замволт” и бёркообразный “Финн” — еще официально не принятые в состав ВМС, но уже спущенные на воду и вышедшие на испытания).

Не менее серьезные результаты показала верфь “Дженерал Дайнэмикс Илектрик Боут”. В указанный период времени были введены в строй 12 многоцелевых атомных подлодок класса “Вирджиния” и одна АПЛ для специальных операций “Картер” (класса “Сивулф”).

Из крупных игроков — два атомных авианосца, “Рейган” и “Джордж Буш”. Еще один (“Форд”), признанный крупнейшим боевым кораблем в истории, был спущен на воду в 2013 г., этой осенью он пополнит боевой состав ВМС.

PCU (pre-comission unit — объект на стадии достройки) Джон Финн. Пройдет еще пара месяцев, и код PCU сменится на USS (Корабль Соединенных Штатов).

Из других авианесущих кораблей, были построены:
— вертолетоносец с неожиданным названием “Америка” (авиакрыло из 30 вертолетов, “Харриеров” и F-35).
— два универсальных десантных корабля класса “Уосп” (“Иводзима” и “Макин Айлэнд”, каждый вдвое крупнее Мистраля);
— экспедиционная плавбаза-вертолетоносец “Пуллер” (78 тыс. тонн).

Из экзотики — морская радарная база системы ПРО, получившая обозначение SBX.

Следующий пункт — шесть быстроходных боевых кораблей прибрежной зоны (LCS), дублирующих задачи сторожевиков, тральщиков и охотников за субмаринами.

Из других крупных единиц: 11 десантных кораблей типа “Сан Антонио” и два морских терминала для загоризонтной высадки бронетехники: “Гленн” и “Монфорд Поинт”.

В сумме — “бригада” из семидесяти кораблей океанской зоны средним возрастом меньше десяти лет. Вот вам и вся статистика.

Без учета “устаревших” кораблей, построенных в период 1980-90х гг. Самым старым действующим кораблем остается “Нимиц” (1975 г). Впрочем, возраст не так страшен для авианосущих кораблей. Их основное оружие непрерывно эволюционирует. За прошедшие 40 лет на палубе “Нимица” сменилось три поколения морской авиации (“Фантом” — F-14 — “суперхорнет”).

И снова о русской угрозе

В реальности все несколько иначе, чем на красивом трейлере российского флота. Успехи отечественных кораблестроителей, ожидаемо, оказались намного скромнее.

За прошедшие 15 лет российский флот получил многоцелевую атомную подлодку “Гепард” (пр. 971), многоцелевой атомоход “Северодвинск” (пр. 885) и три подводных ракетоносца стратегического назначения типа “Борей”.

Четыре дизель-электрические лодки пр. 636.3 (модернизированные “Варшавянки”). Тридцать лет назад такие “черные дыры” представляли смертельную угрозу, однако, в начале XXI века, баланс сил несколько изменился. Лодкам не хватает анаэробной СУ, без которой им не выжить в условиях современной ПЛО (вынуждены всплывать раз в 3-4 дня вместо двух-трех недель у зарубежных аналогов).

Из надводных единиц — пять фрегатов (“Горшков”, “Касатонов”, “Григорович”, “Эссен”, “Макаров”). Четверо их них еще официально не приняты в строй, но мы можем уверенно говорить о них, как о построенных кораблях. Основной фронт работ остался позади; три фрегата уже вышли на этап швартовых испытаний и ГСИ.

Корвет, эсминец и фрегат.
При желании, можно занести в этот список еще семь корветов пр. 20380 и 11611. Говорить о более мелких единицах — МАК и МРК не имеет смысла.

Что такое корвет или малый ракетный корабль?

В ночь на 7 октября 2015 года группировка кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного корабля Дагестан и трёх малых ракетных кораблей проекта 21631 произвели групповой пуск 26-ти ракет 3М14 «Калибр-НК» по объектам Исламского государства в Сирии.

Залп малых кораблей Каспийской флотилии равен половине залпа эсминца “Арли Берк” (96 пусковых шахт). Дальнейшие комментарии излишни.

В отличие от кораблей меньших классов, эсминец еще способен поражать боеголовки баллистических ракет и сбивать спутники на низких околоземных орбитах. Не считая крупных гидроакустических станций, вертолетов и пр. оборудования военного назначения на его борту.

В этом смысле, боевая ценность “малюток” сильно преувеличена. Неужели кто-то всерьез решил приравнять МРК к эсминцам? Что ж, статистика все стерпит.

О техническом факторе вспоминать не любят вообще. Суровая истина состоит в том, что в составе ВМФ РФ, как и других флотов мира, в принципе, отсутствует техника, имеющаяся в распоряжении американских моряков.

Морская база ПРО, подводные ракетодромы, несущие в своих хребтах по 150 “Томагавков”, ракетно-артиллерийский эсминец и шестимегаваттный радар “Иджис”…

В своё время, пытаясь удержаться на пике прогресса, СССР генерировал множество свежих и уникальных контр-решений (сверхтяжелые ПКР, титановые подлодки, космическая система разведки “Легенда”). Современный ВМФ вынужден довольствоваться лишь теми из доступных технологий, реализация которых не требует больших затрат. В результате, получается то, чего и следовало ожидать.

Флот — это не только корабли. Это, в немалой степени, — морская авиация.

Потенциал морской авиации ВМФ России, несомненно, возрос с началом поставок палубных истребителей МиГ-29К (4 единицы) и истребителей берегового базирования Су-30СМ (8 единиц для авиации Черноморского флота).

На другой чаше весов — пять сотен F/E-18E и 18F “Супер Хорнет”, поставленных на палубы американских авианосцев с началом нового века.

Из других зарубежных инноваций — создание патрульного беспилотника “Тритон” (модифицированный для морских задач БПЛА “Глобал Хок”). 15-тонный аппарат c 40-метровым крылом и радаром кругового обзора, способный обследовать за сутки до 7 млн. кв. километров поверхности океана. Помимо РЛС с активной ФАР, в инструментарий дрона входит аппаратура радиотехнической разведки и комплекс оптических датчиков с лазерным дальнометром для визуального распознования целей. Новейшая история флота.

Эпилог. «Слон и моська»?

Любимое занятие наших “диванных экспертов” — заведомо бессмысленное сравнение потенциалов флотов России и США. Оно содержит не больше смысла, чем упоминания о “памперсах” и регулярные статьи об озабоченности американского командования в связи с “нарастающим отставанием в области морских вооружений от России и Китая”. Накопленный потенциал так велик, что американские адмиралы могут “не подниматься на мостик” до середины века.

В отличие от них, нам расслабляться противопоказано. Приведенная выше статистика отчетливо показывает, сколь эффективно идет перевооружение ВМФ России. И сколько еще предстоит сделать, чтобы выйти если не на равный (что невозможно ни по экономическим, ни по геополитическим соображениям), то на адекватный уровень по сравнению с “вероятным противником”. Притом, сразу объявлять такую армаду своим противником излишне опрометчиво. Лучше сделать все, чтобы ВМС США оставались союзником или, хотя бы, нейтралом.

Иначе, зачем рваться в битву, в которой невозможно победить?

«Скованные одной цепью»: БПК “Адмирал Пантелеев” и эсминец “Лассен”. Отработка дозаправки на ходу в море

Впрочем… Количественный и качественный уровень ВМФ России и США таков, что у них меньше шансов вступить друг с другом в бой, чем у кораблей периода Перовой и Второй мировой войны.

Из положительных моментов стоит признать, что сложившаяся ситуация не нова и имеет своё логичное объяснение географического характера. История англосаксов неразрывно связана с морем. У нас все совершенно иначе.

Положа руку на сердце — какие серьезные военные последствия имела Цусима? Японцы дошли до Москвы? Нет — вот и весь ответ. Так же, как и потеря части Севастополя во время Крымской войны и его повторная оккупация в годы ВОВ. Все это были совершенно незначительные, второстепенные неприятности для огромной сухопутной державы.

Итак, давайте посмотрим, что мы имеем во флотах на сегодняшний день. ВМФ США – 286 боевых кораблей, ВМФ России – 196 кораблей . Однако, сравнивать флоты США и России по количественным факторам – бессмысленно, так как со стороны России предмет для сравнения цельно и качественно отсутствует, несмотря на красивый количественный фактор.

Средний возраст кораблей ВМФ России превышает 25 лет , при этом они эксплуатировались в условиях тотального недофинансирования, сколь-нибудь серьезные модернизации не проводились, часто не было возможности провести плановые ремонты и обслуживание – техническое состояние и боеспособность флота России представить несложно. По этому параметру сравнение с ВМФ США невозможно.

Комплексные учения и походы за последние два десятилетия можно пересчитать по пальцам одной руки. Параметр боевой подготовки так же совершенно не в пользу ВМФ РФ. Плавучий тыл отсутствует как категория, с ним произошло то же, что со всеми полимерами.
Смысл существования флота США – проекция силы в любую точку мира . Организационная структура, система базирование и вооружения – соответствуют этой задаче.
Смысл существования , в том виде, как он есть сейчас – НЕЯСЕН .

Стратегический ядерный компонент

Во флоте США стратегическим компонентом является весь флот , в том числе и надводные корабли, и авианосцы, и даже потенциально переоборудуемые в ракетные платформы (корабли-арсеналы) гражданские контейнеровозы, лихтеры и танкеры, способные нести и применять сотни «Томагавков».

США – до половины ПЛАРБ постоянно находятся на боевых позициях , присутствие сил американского ВМФ во всех регионах, система базирования, развитые ВКС позволяют обеспечивать их снабжение информацией и прикрытие, а, следовательно, и применение в любой точке мира.

Для флота России ПЛАРБ – слишком дорогая и уязвимая пусковая платформа , как компонент сил ядерного сдерживания – сам по себе, без развитого надводного прикрытия, не имел смысла уже 10 лет назад. В нынешних условиях способны только пулять МБР от причальной стенки, и то, если хорошо прикрыты. «Гроза АУГ» подводный крейсер «Курск» был показательно безнаказанно утоплен в собственных водах, находясь под прикрытием всего Северного Флота.

Надводный компонент


Современный военно-морского флот предназначен для выполнения трех основных задач: обеспечения стратегического сдерживания в виде одной из составляющих «ядерной триады», поддержки наземных войск в локальных конфликтах и выполнения «декоративных» функций, иначе называемых «демонстрацией флага». В отдельных случаях возможно :

Участие в международных операциях (разминирование Суэцкого канала или бухты Читтагонг);
- защита территориальных вод (вытеснение крейсера «Йорктаун»);

Поисково-спасательные операции (спасение экипажа «Альфа-Фокстрот 586» или поиск посадочных капсул космических аппаратов, приводнившихся в Индийском океане)

Специальные операции (уничтожение спутника USA-193 на низкой околоземной орбите или эскортирование танкеров в Персидском заливе во время Ирано-Иракской войны).

Исходя из вышесказанного, представляется любопытным узнать, как со своими задачами справляются два наиболее мощных флота в мире - Военно-морские силы США и Военно-морской флот Российской Федерации. И это отнюдь не нелепая шутка.
Российский флот по-прежнему является вторым по величине военным флотом, и, как ни странно, все еще способен выполнять поставленные задачи в ближней и дальней морской зоне.

Колоссальная разница в корабельном составе ВМФ России и ВМС США, обусловлена, в первую очередь, различием во взглядах на применение флота по обеим сторонам океана. Америка - преимущественно морская держава, отделенная от остального мира двумя глубокими «противотанковыми рвами» с соленой водой. Отсюда - очевидное стремление иметь мощный флот.

Во-вторых - об этом горят уже давно - мощь современных ВМС США избыточна. В свое время «Владычица морей» Великобритания ориентировалась на «Two power standard» - численное превосходство британского флота над двумя следующими по силе флотами. В настоящее время, американский флот имеет численное превосходство над всеми флотами мира вместе взятыми!

Но какое это имеет значение в век ядерного оружия? Прямой военный конфликт между развитыми державами грозит неминуемо перерасти в глобальную войну с уничтожением всей человеческой цивилизации. И какая разница, чем завершился бой между китайскими и американскими авианосцами, если ядерные боеголовки уже упали на Пекин и Вашингтон?
В то же время, для локальных войн сверхмощный ультрасовременный флот не требуется - «стрелять из пушки по воробьям» или «забивать гвозди микроскопом» - неистощимая народная фантазия уже давно подобрала определения для подобной ситуации. В существующем виде, ВМС США наносят больше ущерба самим Соединенным Штатам, чем их противникам.

Что касается России - мы исконно «сухопутная» держава. Нет ничего удивительного в том, что, несмотря на свои многочисленные подвиги и громкие слова во славу моряков, наш ВМФ практически всегда оставался на второстепенных ролях. Исход Отечественной войны 1812 года или Великой отечественной войны решался отнюдь не на морских просторах. Как следствие - ограниченное финансирование программ ВМФ (тем не менее, этого оказалось достаточно, чтобы иметь второй по величине флот в мире).

«Есть два типа кораблей - подлодки и мишени» - гласит морская мудрость. Подводная компонента - основа флота любого современного государства. Именно субмаринам доверена почетная должность «могильщиков Человечества» - невидимый и неуязвимый боевой корабль способен испепелить все живое на всем континенте. А эскадра ракетных подводных крейсеров стратегического назначения гарантированно уничтожит жизнь на планете Земля.

В составе ВМФ России находятся семь действующих РПКСН проектов 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин», а также один новый ракетоносец проекта 955 «Борей». Еще два ракетоносца находятся в ремонте. Два «Борея» - в постройке, в высокой степени готовности.

Подводная лодка - морская гроза
Под черной пилоткой стальные глаза


В составе ВМС США таких лодок 14 - легендарные стратегические ракетоносцы типа «Огайо». Опасный противник. Предельно скрытный, надежный, с боекомплектом из 24 ракет «Трайдент II».

И, тем не менее, … паритет! Незначительная разница в количестве субмарин уже не имеет значения: 16 выпущенных ракет с 667БРДМ или 24 выпущенные ракеты с подлодки «Огайо» - гарантированная смерть для всех.

Но чудес не бывает. По многоцелевым подлодкам ВМФ России в полном проигрыше: всего 26 многоцелевых АПЛ и подводных носителей крылатых ракет против 58 атомных субмарин ВМС США. На стороне американцев не только количество, но и качество : двенадцать лодок - новейшие АПЛ четвертого поколения типа «Вирджиния» и «Сивулф», по совокупности характеристик являющиеся лучшими в мире. Еще четыре американские лодки - конвертированные ракетоносцы типа «Огайо», несущие вместо баллистических «Трайдентов» крылатые ракеты «Томагавк» - всего 154 ракеты в 22 шахтах + 2 шлюзовые камеры для боевых пловцов. Аналогов такой техники у нас нет.



Главный калибр!


Врочем, не все так безнадежно - в составе ВМФ России имеются атомные лодки специального назначения - одиозный «Лошарик» и его носитель - БС-64 «Подмосковье». Проходит испытания новая АПЛ проекта 885 «Ясень».
Кроме того, у российских моряков есть своя «козырная карта» - 20 дизель-электрических подводных лодок, в отличии от Америки, где ДЭПЛ не строят уже полвека. А зря! «Дизелюха» - простое и дешевое средство для операций в прибрежных водах, кроме того, в силу ряда технических причин (отсутствия мощных насосов контуров реактора и т.д.) - она значительно тише атомной подлодки.

Вывод: могло быть и лучше. Новые «Ясени», модернизация титановых «Барракуд», новые разработки в области создания малых ДЭПЛ (проект «Лада»). С надеждой смотрим в будущее.

Переходим к печальному - надводная компонента ВМФ России просто посмешище на фоне ВМС США. Или это иллюзия?

Легенда о Неуловимом Джо. В составе ВМФ России один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Авианосец или авианесущий крейсер? В принципе, от классического авианосца, советско-российский ТАВКР отличается только тем, что он слабее.

У американцев десять авианосцев! Все, как один, атомные. Каждый - вдвое крупнее нашего «Кузнецова». И…
И … неуловимого Джо поймать нельзя, потому что он никому не нужен. С кем собрались воевать американские авианосцы в открытом океане? С чайками и альбатросами? Или с недостроенной индийской «Викрамадитьей»?
Объективно, никаких противников для «Нимица» в открытом океане нет. Пусть бороздит бесконечную водную гладь и тешит американское самолюбие - пока Госдолг США не достигнет 30 трлн. долл. и не случится коллапс экономики Соединенных Штатов.



Но рано или поздно «Нимиц» подойдет к вражескому берегу и … нападёт на солнечный Магадан? Для сугубо континентальной России из всего американского флота опасны лишь стратегические подлодки «Огайо».
Впрочем, в любом из локальных конфликтов, атомный суперавианосец «Нимиц» оказывается малополезен. Что, впрочем, понятно - мощь палубного авиакрыла «Нимица» просто ничтожна на фоне тысяч боевых самолетов и вертолетов ВВС США, раздиравших в клочья Ирак, Ливию и Югославию.

А вот еще достойные представители класса авианосных кораблей - 17 универсальных десантных вертолетоносцев/кораблей доков типов «Тарава», «Уосп», «Остин», «Сан-Антонио»… Как российский перспективный «Мистраль», только вдвое крупнее.
На первый взгляд, колоссальная наступательная сила!
Но есть один нюанс: пусть все 17 этих кораблей попробуют высадить десант (17 тысяч морских пехотинцев и 500 единиц бронетехники) где-нибудь на побережье Ирана. А лучше - Китая. Кровь будет литься рекой. Второй Дьепп обеспечен.

Примечание. Дьепп - десантная операция, проведенная в августе 1942 года. Через три часа после высадки половина из 6000 десантников были убиты или ранены, союзники побросали танки, снаряжение и в ужасе эвакуировались с побережья Франции.

Десантные операции с использованием малых сил практически всегда обречены на неудачу. И американцы это знают лучше нас - к войне с Ираком они готовились полгода, два месяца терзали противника с воздуха, сбросив на него 141 тыс. тонн взрывчатки, а потом через границу Ирака из Саудовской Аравии хлынула лавина из миллиона солдат и 7000 единиц бронетехники.



USS Essex (LHD-2) - универсальный десантный корабль типа "Уосп"


Ввиду вышесказанного, боевая ценность десантных «Уоспов» и «Сан-Антонио» не слишком велика - их бесполезно использовать против сколь-нибудь серьезных стран. А применять такую технику против папуасов - глупо и расточительно, гораздо проще высадить десант в столичном аэропорту какого-нибудь Зимбабве.

Но как же воюют американцы? Кто доставляет на чужие берега тысячи танков и сотни тысяч солдат? Ясно, кто - быстроходные транспорты Командования морских перевозок. Всего у американцев в наличие 115 таких судов. Формально, не относятся к военно-морскому флоту, но всегда ходят в плотном кольце охранения из эсминцев и фрегатов ВМС США - иначе одна вражеская торпеда пустит на дно дивизию американской армии.



Эскадра быстроходных транспортов Military Sealift Command. Каждый размером с авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"


У ВМФ России таких кораблей, конечно, нет - зато есть Большие десантные корабли (БДК) Целых 19 единиц! Они старые, ржавые, медленные. Зато прекрасно справляются со своими функциями - продемонстрировать флаг и доставить в Сирию партию снаряжения и военной техники на глазах у всего возмущенного Западного мира. У БДК нет ни нормальной ПВО, ни крылатых ракет, - ничего, кроме примитивной артиллерии. Гарантия их безопасности - статус Российской Федерации, как ядерной державы. Попробуй тронь корабли под Андреевским флагом!
В реальный бой их гнать никто не собирается - там, где не может справиться 40 000-тонный «Уосп» нашему БДК (водоизмещение 4000 тонн) делать нечего.

Следующий важный момент - у ВМФ России на ходу всего 15 надводных кораблей дальней морской зоны: крейсеров, эсминцев, больших противолодочных кораблей. Из них лишь 4 могут обеспечить зональную ПВО эскадры в открытых морских районах - тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и три ракетный крейсера проекта 1164 - «Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов».

В составе ВМС США таких кораблей 84, в том числе: 22 ракетных крейсера «Тикондерога» и 62 эсминца типа «Орли Берк».
Американские крейсера и эсминцы несут от 90 до 122 ячеек УВП Mk.41, в каждой из которых притаились крылатые «Томагавки», противолодочные ракетоторпеды ASROC или зенитные ракеты семейства «Стэндэрд», способные разить цели на дальности до 240 км и уничтожать объекты за пределами Земной атмосферы. Единая цифровая система управления оружием «Иджис» вкупе с современными радарами и универсальным вооружением делает «Тикондероги» и «Орли Берки» наиболее смертоносными из всех надводных кораблей ВМС США.



БПК "Адмирал Пантелеев" и USS Lassen (DDG-82)


15 против 84. Соотношение, конечно, позорное. При том, что последнего ровесника наших больших противолодочных кораблей - эсминец типа «Спрюэнс», американцы списали еще в 2006 году.

Но не стоит забывать, вероятность прямого военного конфликта между ВМС США и ВМФ России исчезающе мала - никто не хочет погибать в термоядерном аду. Следовательно, суперэсминцы «Орли Берк» могут лишь бессильно наблюдать за действиями наших кораблей. В крайнем случае - опасно маневрировать и атаковать ругательствами по радиосвязи.

В свое время, для нейтрализации суперкрейсера «Йорктаун» (тип «Тикондерога») оказалось достаточно маленького сторожевого корабля «Беззаветный» и его смелого командира кавторанга В. Богдашина - советский сторожевик проломил американцу левый борт, деформировал вертолетную площадку, снес пусковую установку ракет «Гарпун» и приготовился к повторному навалу. Повторения не потребовалось - «Йорктаун» поспешно покинул негостеприимные территориальные воды Советского Союза.

Кстати, о сторожевиках и фрегатах.

В составе ВМФ России 9 фрегатов, корветов и сторожевиков, не считая сотни малых артиллерийских, противолодочных и ракетных кораблей, ракетных катеров и морских тральщиков.
У ВМС США таких кораблей, разумеется, побольше: 22 пожилых фрегата типа «Оливер Хазард Перри» и три боевых корабля прибрежной зоны типа LCS.



LCS, во всех смыслах, вещь инновационная - ход 45-50 узлов, универсальное вооружение, просторная вертолетная площадка, современная электроника. Ожидается, что в этом году состав ВМС США пополнится четвертым кораблем этого типа. Всего в планах озвучена постройка 12 морских супермашин.

Что касается фрегатов «Перри», они сильно ослабли за последнее время. В 2003 году с них было полностью демонтировано ракетное вооружение. Ежегодно списываются по нескольку кораблей этого типа и к началу следующего десятилетия все «Перри» должны быть проданы союзникам или пущены на слом.

Еще один важный момент - морская базовая авиация.

На вооружении авиации ВМФ России находится порядка полусотни противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142 (будем реалистами - сколько из них в летном состоянии ?)
В составе ВМС США 17 эскадрилий противолодочных самолетов, самолетов морской радиоэлектронной разведки и самолетов-ретрансляторов, всего в количестве полутора сотен машин, без учета резерва и авиации Береговой охраны.
На вооружении стоят легендарные P-3 Orion, а также их специальная разведывательная модификация EP-3 Aries. В настоящее время на вооружение начали поступать новые реактивные противолодочные самолеты P-8 Poseidon.



P-3 Orion и P-8 Poseidon. Смена поколений



Дальний противолодочный самолет Ту-142 в сопровождении "Фантомов"


Даже в теории, морская базовая авиация ВМС США второе превосходит патрульную и противолодочную авиацию ВМФ России. И это, по настоящему, обидно. Не уверен насчет противолодочных способностей «Орионов» и «Посейдонов» (куда они смотрели, когда в Мексиканском заливе всплыла «Щука-Б»?), но в плане поисково-спасательных возможностей - у американцев они выше на порядок.
Когда все еще способные подняться в воздух Ил-38 неделю ищут и не могут найти плоты с места кораблекрушения или льдину с рыбаками - нет, ребята, так нельзя.

Выводы во всей этой истории будут противоречивы: с одной стороны, ВМФ России в его сегодняшнем состоянии, не способен вести сколько-нибудь серьезных боевых действий вдали от родных берегов. С другой стороны, Россия не собирается и не планирует воевать на другом конце света. Все наши современные интересы находятся в ближнем зарубежье, на Кавказе и в Средней Азии.

Демонстрация флага, участие в международных морских салонах и военно-морских учениях, доставка военной помощи дружественным режимам, гуманитарные операции, эвакуация российских граждан из зоны военных конфликтов, охрана территориальных вод Российской Федерации (там, где паковые льды не подходят близко к берегу), охота на пиратские фелюги- ВМФ России умеет делать все (или практически все), что должен делать флот в мирное время.



Российский флот на международных учениях
(на нижней иллюстрации - в голове второй колонны идет БПК пр. 1155)



Военно-морской флот – это эффективный геополитический инструмент, позволяющий государству отстаивать свои интересы далеко за пределами собственных границ в различных уголках земного шара. Американский адмирал Альфред Мэхэн написал в своей книге «Влияние морской мощи на историю», что военно-морские силы (ВМС) оказывают влияние на политику уже фактом своего существования. В XIX столетии границу Британской империи определяли борта ее военных кораблей , в прошлом веке основным гегемоном Мирового океана стал военно-морской флот США. Подобная ситуация сохраняется и поныне, скорее всего, что ничего не изменится и в ближайшие десятилетия.

В настоящее время США имеют самый многочисленный военно-морской флот на планете. В состав ВМС США входит больше всего авианесущих кораблей, американцы обладают самым мощным подводным флотом и авиацией , по всему миру разбросаны их военно-морские базы. Ни одна страна мира не может сравниться с США по уровню финансирования своих военно-морских сил. Это и есть главная основа этой невиданной мощи, другие государства просто не могут позволить себе и десятой части подобных расходов.

Военно-морской флот и стратегические силы – это основа могущества Америки, с помощью авианосцев она решает свои геополитические вопросы по всему миру и, не стесняясь, использует ВМФ в колониальных «разборках».

Сегодня США обладают самым мощным научно-техническим потенциалом на планете, который также работает на ВМС. Правительство страны финансирует десятки программ, направленных на повышение боевых возможностей, боеспособности и защищенности флота. На воду ежегодно спускаются новые корабли, флот оснащается самыми современными видами вооружений и военной техники .

После окончания Холодной войны флот США подвергся определенному сокращению, но в начале нынешнего столетия он опять стал усиливаться — и количество, и качественно.

История ВМС США

Американский военный флот сравнительно молод, его история началась чуть более двухсот лет тому назад. В 1775 году Континентальный конгресс решил отрядить два небольших парусных корабля для перехвата английских транспортов, снабжавших колониальные войска Великобритании на американском континенте.

За три следующих года войны американцы создали небольшую флотилию, основной задачей которой была «работа» на коммуникациях англичан. После окончания боевых действий (в 1778 году) она была расформирована.

В конце XVIII столетия большой проблемой стали алжирские пираты, нападавшие на американские торговые корабли. Для борьбы с этой проблемой в 1794 году Конгресс принял закон о создании военно-морского флота (Naval Act). Через три года на воду были спущены три фрегата, а в 1798 году появилось отдельное министерство, которое занялось делами флота.

Молодой флот участвовал в нескольких небольших кампаниях, защищал торговые суда от пиратов, воевал с англичанами и ловил работорговцев. Американский ВМФ участвовал в войне с Мексикой, обеспечивая высадку армии США на территории противника.

В ходе Гражданской войны, которая продолжалась с 1861 по 1865 год, большая часть американского флота присоединилась к северянам, что во многом предопределило дальнейшую Севера. Боевые корабли осуществляли блокаду южных портов. В этом конфликте впервые участвовали броненосные паровые корабли, которые получили название «мониторы». В 1862 году произошло первое сражение между подобными броненосными кораблями.

После окончания Гражданской войны американский флот опять пришел в упадок, и эта ситуация начала меняться только к 90-м годам. США стремительно наращивали экономическую мощь и становились сильнейшим государством западного полушария. Для продвижения своих интересов им необходим был эффективный инструмент – мощный военный флот.

В 1898 году американцы разгромили испанцев у Филиппин, а в начале XX века приняли амбициозную программу постройки новых боевых кораблей. В 1917 году флот США вступил в Первую мировую войну . Кроме участия в сражениях, ВМС США обеспечивали доставку американских войск в Европу.

В это время способ ведения боевых действий на море начал стремительно меняться: появились подводные лодки и авиация, совершенствовалось торпедное оружие , закладывались первые авианосцы. Могучие линейные корабли постепенно уходили в прошлое, их место занимали крейсера и эсминцы.

В Атлантике американскому флоту приходилось патрулировать конвои транспортных кораблей и защищать их от немецких подлодок и авиации, а в Тихом океане – проводить классическую морскую кампанию против весьма сильного японского флота. ВМС США участвовали практически во всех десантных операциях союзников в Европе и Северной Африке.

Структура ВМФ США

Военно-морские силы США – один из пяти видов вооруженных сил страны. Их организационная структура мало изменилась за двести лет существования.

Американские ВМС поделены на две структурные единицы: военно-морской флот и морскую пехоту, каждая из которых имеет действующий состав и резерв. При этом морская пехота (МП), хотя и действует обычно вместе с ВМФ, но имеет собственное командование и структуру. Она приравнивается к отдельному роду войск, а ее командующий является членом комитета начальников штабов.

Еще существует и береговая охрана (БОХР), входящая в состав министерства внутренней безопасности, но во время войны или чрезвычайных ситуаций она переподчиняется руководству ВМС.

Существует несколько командований ВМС США: Командование сил флота США (это бывший Атлантический флот), Тихоокеанский флот, ВМС в Европе и Командование морских перевозок.

В оперативном отношении американский ВМФ делится на шесть флотов: Второй, Третий, Четвертый, Пятый, Шестой, Седьмой.

Оперативные флоты формируются боевыми и вспомогательными кораблями и личным составом на ротационной основе. Средний срок ротации – шесть месяцев.

Командования сил флота (будем называть его Атлантическим флотом) формирует следующие флоты:

  • Второй флот. Развертывается в северной части Атлантики;
  • Четвертый флот. Развертывается в южной части Атлантического океана, Карибском бассейне;
  • Шестой флот. Его место дислокации – Средиземное море.

Командование Тихоокеанского флота формирует следующие оперативные флоты:

  • Третий. Место дислокации – центральная и восточная часть Тихого океана;
  • Пятый флот. Развертывается в Индийском океане;
  • Седьмой флот. Западная часть Тихого океана.

Обычно суда (в том числе и боевые) делятся между Тихоокеанским и Атлантическим флотом примерно поровну, но в последнее время больше боевых единиц получает Тихоокеанский флот (60%). Существует еще и Десятый флот, который занимается вопросами кибернетической войны и обороны от атак в виртуальном пространстве. В его составе нет кораблей и баз.

Министерство ВМС США – это высший орган военно-морских сил государства. Оно занимается всем спектром вопросов, связанных с повседневной деятельностью, снабжением, мобилизацией и демобилизацией, подготовкой и оснащением флота. Кроме того, министерство разрабатывает программы развития военно-морского флота, занимается ремонтом и модернизацией кораблей, вооружения и береговых сооружений. По сути, министерство – это главный административный орган американского военно-морского флота.

Функции и структура министерства ВМС США остаются неизменными практически с момента его создания.

Главным органом, который занимается непосредственным (оперативным) командованием американским флотом, является штаб ВМС. Его начальник является фактическим командующим ВМС США. Именно он отвечает за выделенные ему ресурсы (материальные и людские). Начальник штаба ВМС является советником президента в вопросах использования военно-морских сил.

В состав штаба ВМС входит несколько отделов, а также четыре межфлотских и десять береговых командований.

Боевой состав ВМФ США

Сегодня ВМС США является самым многочисленным на планете. В начале 2013 года в его составе было 597 кораблей различных типов и классов:

  • 11 атомных авианосцев;
  • 22 крейсера;
  • 62 эсминца;
  • 17 фрегатов;
  • 3 корвета;
  • 14 атомных подлодок-ракетоносцев;
  • 58 многоцелевых подводных лодок;
  • 1 фрегат первого класса;
  • 14 десантных кораблей;
  • 17 вертолетоносцев;
  • 12 тральщиков.

Чтобы дать представление о силе и многочисленности военно-морских сил США, можно привести следующий факт. В 2009 году общее водоизмещение американского флота было в тринадцать раз больше, чем суммарное водоизмещение всех других ВМФ, идущих в рейтинге вслед за ним.

В 2001 году была принята новая программа развития ВМС США – «Си Пауэр-21». Согласно этой программе, структура флота и морской пехоты в ближайшие десятилетия будут значительно усилены. Количество ударных групп будет увеличено с 19 до 36. К 2020 году в составе ВМС США будут находиться 313 боевых кораблей. Приоритетными направлениями этой программы являются:

  • поддержка количества авианосных авиагрупп на уровне одиннадцати единиц;
  • увеличение количества кораблей прибрежной зоны;
  • постройка крейсеров и эсминцев новых видов;
  • строительство десантных кораблей новых модификаций.

Подводный флот ВМФ США

Флот отвечает за один из компонентов ядерной триады – подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Сегодня на вооружении ВМФ США находится 14 подлодок типа «Огайо», каждая из них несет 24 ракеты «Трайдент-2» с восемью боевыми блоками каждая. Подлодки поровну поделены между флотами — Тихоокеанским и Атлантическим. Из четырнадцати подводных ракетоносцев две постоянно находятся на текущем ремонте, а десять – на боевом дежурстве.

По договору СНВ-1 еще четыре подобные субмарины переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк» . Две подводные лодки находятся на Тихоокеанском флоте и две стоят на вооружении Атлантического.

США лидируют по количеству многоцелевых подводных лодок, американский ВМФ имеет их в своем составе 53 единицы. Самыми совершенными из них являются МПЛАТРК типа «Си Вулф», но их всего 3 единицы. Программа строительства данных подлодок была заморожена из-за чрезвычайно высокой цены этих кораблей. Изначально планировалось построить 32 штуки. Вместо этих кораблей в настоящее время строятся подлодки типа «Вирджиния». Их характеристики несколько скромнее, чем у «Си Вулфа», но и стоят они гораздо дешевле. Американцы планируют построить до сорока подлодок типа «Вирджиния».

Большая часть американских многоцелевых подводных лодок – это субмарины типа «Лос-Анджелес». Они считаются устаревшими, их постепенно списывают.

Все американские МПЛАТРК могут стрелять из торпедных аппаратов противокорабельными ракетами «Гарпун» и ракетами «Томагавк» .

Авианосная группа ВМС США

Настоящей гордостью и символом мощи американского флота являются атомные авианосцы. Сегодня в составе ВМС США находятся 11 авианосцев класса «Нимиц». Пять из них стоит на вооружении Тихоокеанского флота, и шесть – Атлантического. В 2013 году в состав Тихоокеанского флота был введен авианосец «Джеральд Р. Форд», относящийся к новому классу авианосных кораблей.

У этого авианосца более совершенна энергетическая установка, для его обслуживания необходим меньший экипаж, паровая катапульта заменена на электромагнитную. По сравнению с предшественниками, эксплуатация «Форда» будет обходиться американским налогоплательщикам в меньшую сумму. Планируется построить три подобных корабля.

Еще несколько авианосцев находятся на консервации.

Авианосцы являются ядром авианосных ударных групп (АУГ), которые, в свою очередь, представляют собой главный ударный компонент каждого из оперативных флотов ВМС США. Один авианосец всегда находится на плановом ремонте.

На каждом авианосце размещено авиакрыло. Оно состоит из нескольких эскадрилий истребительно-штурмовой авиации (от двух до четырех), а также самолетов ДРЛО (Е-2С), самолетов РЭБ и контроля морской обстановки. Также на авианосце базируются противолодочные и ударные вертолеты.

На авианосце, как правило, находятся от 70 до 80 самолетов. Большая часть этих самолетов и вертолетов принадлежат воздушным силам соответствующих флотов, но часть летательных аппаратов находится в подчинении Корпуса морской пехоты.

Как правило, в море одновременно находятся четыре АУГ: по два на каждом из флотов. Однако бывает и так, что в море находится всего лишь одно подобное соединение.

Вплоть до середины 80-х годов прошлого столетия большинство кораблей ВМС США (эсминцы, крейсера, фрегаты) выполняли вспомогательную роль по охране авианесущего корабля в составе АУГ, но потом ситуация несколько изменилась. На вооружение была принята система управления «Иджис», которая существенно повысила боевую роль эсминцев, крейсеров и фрегатов. «Иджис»позволяет обнаруживать и уничтожать (в воздухе, на суше и на море) различные цели на больших дистанциях. Корабли получили установку вертикального пуска (УВП) Мк41, которая имеет 32 или 64 ячейки для размещения зенитных («Стандарт»), крылатых («Томагавк») или противолодочных («Асрок») ракет.

После этого крейсера и эсминцы получили возможность не только наносить ракетные удары по суше с помощью «Томагавков», но и осуществлять прикрытие (ПВО и ПРО) сухопутных и корабельных группировок. Если раньше основным ударным средством ВМС США были боевые самолеты с авианосцев, то теперь нанести массированный удар по группировке противника может и крейсер, и эсминец.

В настоящее время в состав ВМС США входят 22 крейсера типа «Тайкондерога», двенадцать из которых числятся в составе Тихоокеанского флота, а десять – Атлантического. Каждый подобный крейсер оснащается системой «Иджис» и двумя установками Мк41 по 61 ракетной ячейке в каждой.

Несколько лет назад было начато строительство крейсеров нового проекта CG (X), который по замыслу американских флотоводцев должен заменить «Тайкондерога». Однако неизвестно, будет ли выделено финансирование на этот проект.

Основным кораблем надводного флота США является эсминец типа «Арли Бёрк». Сегодня американский флот располагает 62 подобными кораблями, последний из них был принят на вооружение в 2012 году. 27 эсминцев находятся в составе Атлантического флота, 35 – Тихоокеанского. Программа строительства этих кораблей еще далека от завершения, всего планируют спустить на воду 75-100 эсминцев. Каждый из этих кораблей имеет систему «Иджис», пусковую установку Мк41 и может нести около 90 ракет. 22 эсминца имеют систему «Иджис», способную выполнять задачи ПРО.

Реализуется программа строительства нового эсминца «Зумвалт», который имеет весьма футуристический внешний вид из-за применения технологий «стелс». «Зумвалты» имеют очень высокие боевые и технические характеристики, но этот проект вызывает много критики из-за его высокой стоимости. Изначально планировалось построить 32 подобных корабля, но пока намечено строительство только трех.

Эсминцы «Зумвалт» отличаются не только своим внешним видом, на этих кораблях также планируют установить новые системы вооружения, работающие на инновационных физических принципах, в частности рельсотрон . Именно поэтому эсминцы оснащены очень мощной (для кораблей этого класса) энергетической установкой. Каждый эсминец имеет пусковую установку Мк41 и способен нести до 80 ракет.

Фрегаты в американском флоте представлены кораблями типа «Оливер Перри». Многие эксперты называют этот корабль самым неудачным за послевоенный период. Сейчас в строю 15 таких кораблей, еще 16 находятся в резерве. Эти фрегаты, скорее всего, в ближайшие годы будут выведены из состава флота.

На сегодняшний день корветы являются самыми распространенными боевыми кораблями во всех флотах мира — но только не в американском. Их разработка и строительство началось только в нынешнем столетии. Это корабли, способные эффективно действовать в прибрежной зоне. Сегодня в США реализуются два проекта корветов: «Фридом» и «Индепенденс». Построено два корабля «Фридом» и один «Индепенденс». Американское военное руководство пока не может сделать выбор в пользу одного из них.

Планируется построить 55 кораблей, но скорее всего, и эта программа будет урезана – корабли очень дорого стоят.

В настоящее время Америка располагает самым мощным в мире флотом десантных судов. ВМС США имеет в своем составе несколько видов десантных кораблей. Самыми крупными являются универсальные десантные корабли, еще есть вертолетно-десантные суда и десантные транспорты-доки.

Тральщики ВМС США представлены кораблями типа «Авенджер». Все они базируются на Тихом океане.

Авиация ВМС США

Одной из основных ударных сил американского флота является авиация. Кроме истребительно-штурмовых функций, она выполняет еще и множество других.

Флотская авиация имеет весьма сложную структуру управления и подчинения. Она состоит из двух групп: авиация флота и авиация Корпуса морской пехоты.

Часть самолетов ВМС США находится на базе хранения Дэвис-Монтан.

Основным боевым самолетом американского флота и Корпуса морской пехоты является F/А-18 «Хорнет». Его последние модификации (Е и F) имеют весьма высокие характеристики, это практически новый самолет («Супер Хорнет»), а машины ранних серий (А, В, С) постепенно переводят в Дэвис-Монтан. Сегодня на вооружении авиации ВМС находится примерно 1 тыс. самолетов F/А-18, еще сотня хранится в Дэвис-Монтане.

Вторым по численности является самолет AV-8 «Харриер». Этот британский самолет производится в США по лицензии, им вооружен Корпус морской пехоты. Американцы несколько модернизировали эту машину, сегодня ВМС США располагают 138 единицами «Харриера».

В дальнейшем «Харриеры» планируют заменить самолетами пятого поколения F-35 , но пока эта программа идет с сильным отставанием от намеченного графика. КМП поставлено 27 F-35В, авиации флота - всего шесть F-35C.

Самым современным американским противолодочным самолетом является Р-8А «Посейдон», пока их принято на вооружение 19 единиц. В дальнейшем они полностью заменят легендарные «Орионы». Всего планируется построить 117 «Посейдонов».

Основным самолетом радиоэлектронной борьбы является ЕА-18G. Сегодня на вооружении сотня таких самолетов, их количество увеличится до 117 единиц.

Основным палубным самолетом ДРЛО является Е-2С «Хокай», в наличии имеется 61 подобная машина.

На вооружении ВМС США есть конвертоплан MV-22В «Оспрей», который может садиться на палубу авианосца. Эта машина является своеобразным гибридом самолета и вертолета, она может взлетать вертикально и лететь со скоростью самолета. Сейчас на вооружении находятся 184 конвертоплана.

Также на вооружении флота стоят вертолеты АН-1W/Z «Кобра», несколько сот вертолетов Н-60 «Блэк Хок», более двухсот транспортных вертолетов Н-53, включая 56 вертолетов-тральщиков.

Корпус морской пехоты состоит из четырех дивизий, по две на каждый флот. На вооружении морских пехотинцев числятся 447 танк «Абрамс» , более 4 тыс. БМП, 1,5 тыс. орудий, РСЗО, противотанковые комплексы, ЗРК. КМП превосходит по своей мощи большинство современных европейских армий.

Видео о шестом флоте ВМФ США

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Дай бы Бог! Надеюсь и верю в Россию. Уверен, что «Сердюковщину» нужно выжигать калёным железом и из Оборонки и из Гражданки. А Удальцовы-Навальные сами сдуются, как мыльные пузыри. Россия-вперёд!

    Все здорово… Только вот в 2013 г амеры рассчитывают грохнуть Сирию, в 2014г. — Иран, а к 2016 году — Россию и приступить к ликвидации Китая. Причем масштабное применение своих войск они исключают. Новый тип ведения войны отрабатывается в Ливии и Сирии.

    Мечтающим о России не мешало бы изучить «матчасть». Зубешки-то многие себе обломали, а эти чем лучше?

    Не следует забывать о вассалах амеров

    • Правильно там все написано про авианосцы.
      10 авианосцев типа «Нимиц» CVN 68 — CVN 77
      Плюс строится авианосец типа «Джеральд Форд». Этот тип должен придти на замену Нимицу.

      Ссылок по этому поводу полно.
      Получите самую популярную::
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8B_%D0%A1%D0%A8%D0%90

    водоизмещение никак не играет на боевую мощь ПЛ разве что на полезную нагрузку, так что это не аргумент.тем более трайдентов достаточно чтобы накрыть весь земной шар.
    потом один наш АВ против 10 АВ типа Нимиц. все ясно, опять же.
    и в конце написали про нашу ракету, хотя сравнивают ВМС США и ВМФ РФ. причем тут РВСН?

    Бред невероятный!
    1. американские суда 76-89 гг безоговорочно обзываются устаревшими, забыв что у нас 80-90% флота или такие же или старше
    2. все время — сколько судов амеры спишут к 20 году — и при том предполагается что наши ничего списывать не будут.
    3. также автор предполагает что американцы ничего нового не введут в строй за эти годы зато наши все введут по плану.
    4. откуда то автор нашел «3 тяжелых ракетных крейсера» в ВМФ России?
    5. «14 устаревших подводных лодок типа Огайо (постройка 1984-1997 года).» вообще перл! наши подлодки тогда какие?? сверхустаревшие!?
    6. 9 реальных + 13 виртуальных Вирджиний, 3 подлодки Сивулф постройки 1997-2004 года и 4 подлодки Огайо постройки 2004-2007 года. Для справки: подлодка Вирджиния имеет водоизмещение – 7800 тонн. У Ясеня водоизмещение – 13800 тонн. У Борея – 24000 тонн.»
    Для справки. новейшие АПЛ четвертого поколения типа «Вирджиния» и «Сивулф», по совокупности характеристик являющиеся лучшими в мире. Еще четыре американские лодки – конвертированные ракетоносцы типа «Огайо», несущие вместо баллистических «Трайдентов» крылатые ракеты «Томагавк» — всего 154 ракеты в 22 шахтах + 2 шлюзовые камеры для боевых пловцов. Аналогов такой техники у нас нет. И бОльшая водоизмещение Борея это никак не компенсирует!
    7. ну и пр….

    • 1 На все корабли корпуса строятся на много лет вперед. Потом они модернизируются. Смысл менять корпус если он живой и тем более с отлично сохранившимся двигателем? Это я про самый старый корабль у нас в городе на вооружении с 1970 года. У которого корпус в идеале и двигатель. Установлены новые ракетные комплексы, реб, рлс ….. По сравнению Американский флот РФ. По годам. Основной надводный флот примерно равен РФ даже чуть чуть новее. Автор загнул устаревшие. Если брать у нас по годам, то у нас почти весь РФ флот в городе (Главная база ЧФ РФ) 1981-1995. И должны новые прийти скоро.
      2. Ну у нас в городе про списание не слышал. Один возможно из-за аварии в двигателе, старичок хотя очень боеспособный(до аварии) …. У них не могу знать сколько спишут нет…
      3. У нас на вооружение флота пришло много новых РЭБ. Самое главное с 2008 корабли обслуживают регулярно и они как новые у причалов даже самый старый 70го года. Так же на Ракетном Крейсере в комплексе,форт, (нато, Риф,) поменяли в этом году с300 на с400 . 64 ракеты. Да и что-бы многие понимали. За счет того что корабль большой и на нем мощная энерго установка. На флоте все раньше появляется чем в сухопутных… ВВС… Так что по сути флот актуален очень долго… Один пример,палаш, (нато, кортик,) мне он уж очень больно по всему напоминает панцирь с….. А он на кораблях малых по одному. Больших со всех сторон эти комплексы. С 1980х…. И самое главное. По ракетным комплексам и Арте РФ флот превосходит США. (РФ крылатые ракеты ПРО не ловит, США Крылатые ракеты дольние все ловятся ПВО. Те которые почти не реально поймать но есть шанс… У них дальность в 2 раза меньше чем у РФ, а так -же скорость в 3 раза. Хотя из за меньших размеров на США флоте их больше, но у РФ и мощнее боеголовка)
      4. У ВМФ Тяжелые Атомные Ударные Ракетные Крейсера(, Петр Великий,(введен в строй в 1998 году) , Адмирал Нахимов,(спущен на воду в 1988 с 2013 находится на полном перевооружении уже начались раньше срока учения с выходом в море. Несет только Ракет на борту более 300 новых типов только пришедших на вооружение.) Есть еще два… Но их Судьба пока под вопросом. Один на консервации, но иногда на учения выходит в море. Второй на консервации но сейчас собираются списывать на метал из-за дороговизны обслуживания. их года 1980, 1985. Эти корабли США флот боится как огня они были разработаны при СССР для уничтожения в одиночку Авианосных Групп США.(Авианосец с прикрытием Крейсеров, Фрегатов, подводных лодок.) Так же не стоит забывать о Ракетных крейсерах, по сути бюджетной версии (Основные минусы в боевых условиях это Один главный РЛС и ближний бой…. По сути компенсирует Фрегат любой. Т.к РЛС могут распределять нагрузку. А у фрегата ближний бой не намного хуже чем на Ракетном крейсере + на фрегате более мощные РЕБ (в которых по сути и состоит цель их перевооружения)) Рекетных Крейсеров 3три, Москва, Варяг, Маршал Устинов, — Их тоже амеры побаиваются конкретно….
      5. Ну тут автор загнул с устаревшими)))
      6. У Сша нет на вооружении дизель электрических подводных лодок. Они по сути самые без шумные малые убийцы. Типа, Варшавянка, она признана самой без шумной лодкой. У нее с носового торпедного аппарата могут запускаться (после перевооружения) Крылатые ракеты по берегу. — но их мало… Основная цель топить Флот противника незаметно подкравшись. А большие если брать не стоит списывать, Акулы, баллистические ракеты пришли позже… У них и до там были крылатые ракеты, но они у них дальность значительно меньше, за то ПВО ПРО они лучше обходят.). А потом туда воткнули много чего и Булаву. И в, Акулы, Сейчас возвращают Крылатые ракеты. Как вы думаете если в шахты для крылатых ракет впихнули,Булаву, То можно ли впихнуть в, Борей, Крылатые ракеты?) И опять же не забывайте что я выше писал.
      7. У США и РФ разные военные доктрины и флоты строились под разные цели. У США нападать и у РФ Уничтожить нападающего. Долго можно рассуждать кто и кого… Но факт остается фактом. У США флот больше. У РФ более мощное ракетное вооружение. У США было более мощное РЕБ, но перевооружение с РФ уже сыграла роль(До конца пока не известно кто-кого но США явно потеряло свое большое превосходство, а в скоре с таким перевооружением потеряет его вообще и будит в Отстающих).

      Лично мое мнение.
      Просматривал видео про разные учения и тактики флотов (они разные) .
      Вижу в живую из-за места проживания почти каждый день РФ флот. И давно еще несколько раз типа с дружественным визитом заходили пару Штатовских Фрегатов.

      При правильной постановке ударной группы, на данный момент, РФ флот способен уничтожить США флот. Но в силу меньшего количества, нет права на ошибки и тд. Т.к к примеру потеря одного большого корабля для РФ катастрофа. Для США не критично даже несколько.

      И еще раз повторюсь. Из-за доктрин Сша флот специализируется на нанесении удара по суше и в этом больше всего работали их умы. Большая часть РФ флота специализируется именно на уничтожении флота противника.

      К примеру одна из главных целей единственного авианосца РФ. Что бы палубная авиация раскидала по Атлантике 100500 радио буев(Кста они находят все) А ту-160 потом по наводке перепахали Океан уничтожив подводный флот противника. А сам авианосец имеет мощное наступательное вооружения (как на ракетных крейсерах(под взлетной палубой шахты) , чего нет на американских. Ну и для защиты по сути вокруг по всему корпусу зенитные комплексы. У американцев то-же но не в таком количестве и качестве. По тактике на случай войны он должен быть в Атлантике с прикрытием ракетного, либо тяжелого ракетного крейсера и двух БПК И к ним хрен что подойдет. Конкретно такие учения были в 2008 году… Когда Сша очень обеспокоилась. И перепугалась. И после этого и понеслись Грузия, Сирия, Украина. Да и много чего. Они хотят как можно Ближе под предлогом урегулирования конфликтов разместить свои базы к РФ. Так как если выйдет флот РФ в Атлантику. то им Печаль беда будит. А еще и в Тихом Бунт Китая против них по политике и громкие заявления. РФ там перевооружает флот и отправляет новые корабли. Так же. поставляет Ракетные комплексы для Флота Китая. И у РФ с Китаем и Индией постоянные учения ВМФ. Я не говорю уже о том что РФ поставляет подводные лодки Индии. И по одному Авианосцу Китаю и Индии и под них авиацию. Так же если взять учения флота РФ и Китая они стреляют там всем чем есть. А к примеру РФ и Франция ВМФ до кризиса последних лет только артой вместе стреляли… И это не как не тянет на сотрудничество, а как по мне типа на дружбу…

    Все это конечно же осень хорошо, но есть одна серьезная проблема,кто всем этим управлять будет. Может кто нибудь скажет

    • А мы все будем у себя пояса затягивать пока жиды нас добивают — систему надо менять…

    Автор статьи- ты что курил? Что за натянутые за уши факты, откровенная ложь и дешевая пропаганда. Неужели ты думаешь что русский народ такой тупой, что поведется на твою брехню? вот именно из за таких как ты, русский народ в ж*пе.

    Последние события показали, что как раз благодаря флоту в *опе оказались другие, а не русский народ. Оскорбление, конечно, серьезный аргумент, но факты как-то убедительнее. И еще, не выступайте от имени всего русского народа.

    американцы проиграют флоту России, так как у наших моряков есть боевой дух и они прекрасно знают за что они идут воевать,в то время как флот АМЕРИКИ (и армия в том числе) состоит из людей других стран которые воюют ради американского гражданства

    Ребята,не дрейфьте,возродим флот к 20му,если В.В при памяти будет

    я абсолютно согласен с максимом.статья-полнейшая пропагандистская ахинея и ересь.флот и армия в плачевном состоянии,все разворовали и продолжают воровать.и хотя я люблю свою страну,в в такое вранье я верить не могу и не советую.

    Ребята. Главное не количество а качество. Вспомните недавный случай в черном море. Один самолет ослепил эсминец. Флот — ничто без технологий и масштабной поддержки ВВС.

    Итак, давайте посмотрим, что мы имеем во флотах на сегодняшний день. ВМФ США – 286 боевых кораблей, ВМФ России – 196 кораблей. Однако, сравнивать флоты США и России по количественным факторам – бессмысленно, так как со стороны России предмет для сравнения цельно и качественно отсутствует, несмотря на красивый количественный фактор.

    Средний возраст кораблей ВМФ России превышает 25 лет, при этом они эксплуатировались в условиях тотального недофинансирования, сколь-нибудь серьезные модернизации не проводились, часто не было возможности провести плановые ремонты и обслуживание – техническое состояние и боеспособность флота России представить несложно. По этому параметру сравнение с ВМФ США невозможно.

    Комплексные учения и походы за последние два десятилетия можно пересчитать по пальцам одной руки. Параметр боевой подготовки так же совершенно не в пользу ВМФ РФ. Плавучий тыл отсутствует как категория, с ним произошло то же, что со всеми полимерами.
    Смысл существования флота США – проекция силы в любую точку мира. Организационная структура, система базирование и вооружения – соответствуют этой задаче.
    Смысл существования флота России, в том виде, как он есть сейчас – НЕЯСЕН.

    Яндекс.Директ

    Свадьба в Доминикане! Скидка 30%
    Символическая свадьба в Доминикане. Цены 2015. Скидка 30%. Закажи сейчас!
    tropicalwed.comАдрес и телефон
    Россия и США — чей флот сильней?

    Стратегический ядерный компонент

    Во флоте США стратегическим компонентом является весь флот, в том числе и надводные корабли, и авианосцы, и даже потенциально переоборудуемые в ракетные платформы (корабли-арсеналы) гражданские контейнеровозы, лихтеры и танкеры, способные нести и применять сотни «Томагавков».

    США – до половины ПЛАРБ постоянно находятся на боевых позициях, присутствие сил американского ВМФ во всех регионах, система базирования, развитые ВКС позволяют обеспечивать их снабжение информацией и прикрытие, а, следовательно, и применение в любой точке мира.

    Для флота России ПЛАРБ – слишком дорогая и уязвимая пусковая платформа, как компонент сил ядерного сдерживания – сам по себе, без развитого надводного прикрытия, не имел смысла уже 10 лет назад. В нынешних условиях способны только пулять МБР от причальной стенки, и то, если хорошо прикрыты. «Гроза АУГ» подводный крейсер «Курск» был показательно безнаказанно утоплен в собственных водах, находясь под прикрытием всего Северного Флота.

    Надводный компонент

    Авианосцы США: представлены во всех классах.

    Россия – единичный тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) с авиагруппой единичного же состава, самолеты поколения 4+ – в принципе, ударным «авианосным» не является, несмотря на букву «А» в названии класса корабля. Причина – авиагруппа – несколько построенных единиц! Як-41М\Як-141, Су-27К, Су-25ТК и МиГов авианосного варианта, напасть она не в состоянии, а защищать им уже нечего – проводка конвоев неактуальна – некуда, незачем, да и торговые суда в основном попилены еще в 90-х, выведены в оффшоры, проданы, ушли на металл.

    Крейсера УРО США: представлены во всех классах. Характерный пример – крейсера типа «Тикондерога», при практически фрегатском водоизмещении чуть более 10 000 тонн – только универсальных пусковых установок 127 штук – из них возможна стрельба от «Асрока» до «Томагавка», это помимо комплекса ПКР «Гарпун» и ПВО-ПРО «Стандарт» – «Иджис». Аналогов в ВМФ России не имеется и не строится.

    ВМФ России: ТАРК и РКР – полдесятка доживающих свой век ракетных крейсеров советского периода, построенные более четверти века назад, заложенные более 30 лет назад, спроектированные по решениям, концепциям и на платформах полувековой давности. Современные западные эсминцы УРО превосходят их по всем параметрам, стоят дешевле, в содержании несопоставимо дешевле, а по классу систем, по БИУС и по артиллерии – превосходят на порядки.

    Противолодочные корабли – советское наследие, могут эффективно бороться с подлодками прошлых поколений. Актуальность – почти нулевая, задачи по сопровождению сегодня отсутствуют, а чужим подлодкам нет смысла прорываться к нашим морским базам – рубежи пуска КР с ПЛ противника вынесены так далеко, и настолько контролируются флотом вероятного противника, что боевая работа российских противолодочников для срыва ракетного удара – вряд ли возможна.

    К тому же, несмотря на приличное количество, разбросанность их по четырем флотам, нигде, кроме Балтики, не позволяет создать плотную противолодочную завесу, да и там она не актуальна – кто в здравом уме попрётся на АПЛ в Маркизову лужу?

    Корвет «Стерегущий» проекта 20380

    Эсминцы – так же древнее советское наследие, ТТХ ниже существующих западных аналогов постройки середины 90-х, не говоря уже о современных. Интеллектуальные системы – доисторические, дальнобойность и точность артиллерии – проигрыш в разы, о сотне универсальных ракетных контейнеров – не идёт и речи, об интеграции в единую боевую сеть – так же можно только мечтать, корабли почти не автоматизированы, экипажи раздутые, содержание дорогое.

    Фрегаты и корветы УРО – новейшие корветы России – очень сильный класс, не уступающий, и даже превосходящий западные аналоги. Например, корвет проекта 20380 перебалансирован по огневой мощи и более чем универсален – в дополнение к традиционным специализированным комплексам вооружений, имеет УКСК (универсальный корабельный стрельбовый комплекс) на восемь мест, который может нести до 32 ракет различных типов в различных сочетаниях, БИУС «Сигма» построена по сетевому принципу, обеспечивает единое управление всеми средствами корабля, и одновременную работу по воздушным, морским, и подводным целям, несколько БИУС образуют общую сеть соединения.

    Планируется построить 20 единиц. Вот только заказано подобных кораблей – всего 5 единиц, на четыре возможных разнесенных ТВД, причем один из кораблей, вероятно, побил все рекорды по срокам строительства для своего класса – 7 лет.

    С фрегатами всё несколько сложнее – наряду с современными, действительно универсальными и удачными фрегатами проекта 22350, с непонятными целями строятся устаревшие по всем параметрам, кроме наличия одного комплекса «Клаб-Н», еще до спуска фрегаты проекта 11356, и совершенно необъяснимо строительство кораблей проекта 11540. Вероятно, очень захотелось использовать советский задел.

    Сторожевые корабли – охрана границ, рыболовства, пограничный режим. Пока работают советские, замена на современные корветы и фрегаты – планируется в явно недостаточном количестве (см. выше).

    Относительно сильный компонент – ракетные катера, так как по противокорабельным ракетам (ПКР) остался прекрасный советский задел, настолько мощный, что седые конструктора запенсионного возраста, уже практически не генерируя новых идей, до сих пор эффективно эксплуатируют его. Отсюда, так же сильный компонент – комплексы ПКР берегового базирования, в том числе мобильные.

    Тяжелые ракетоносные платформы, корабли-арсеналы – ОТСУТСТВУЮТ во флоте России как класс, несмотря на разработанные и уже эксплуатируемые УКСК. С другой стороны, строить российские корабли подобного класса бессмысленно, так как ВМФ России не в силах организовать не только прикрытие таких кораблей в возможных позиционных районах, но, в отсутствие системы базирование, под вопросом даже их трансокеанский переход, например, в обстановке изоляции, сходной с имевшей место во время перехода II Тихоокеанской эскадры.

    Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

    Морская авиация – НЕСОПОСТАВИМО, у США с авианосной авиацией ВМФ, с авианосной авиацией корпуса морской пехоты и береговой патрульной – более 3800 самолётов.

    Морская авиация берегового базирования РФ – сложно оценивать, вряд ли ситуация там сильно лучше, чем в ВВС.
    ВТА, самолеты-заправщики, самолеты ДРЛО, самолеты РЭБ – НЕСОПОСТАВИМО, единичные экземпляры у России против отлаженной работающей системы в США.

    Морская пехота – в России сейчас добивается, судя по всему, ее постигнет судьба ВДВ, и бригад спецназа ГРУ. В отличие от американской, совершенно не располагает ни организацией корпусного уровня, ни собственной авианосной авиацией, ни компонентом ВКС, ни средствами класса EFV, способными стартовать за десятки километров от точки, не подвергая излишнему риску корабли носители, быстро достигать точки высадки, и выполнять огневые задачи в качестве легкой бронетехники, ни сотнями тысяч подготовленных профессиональных кадров, ни дистанционно управляемыми боевыми дронами типа «Крашер» или «Гладиатор».

    Сильный компонент – десантные корабли, как количественно, так и качественно, на этом фоне непонятно, зачем покупать вертолётоносцы «Мистраль». С другой стороны, по причине отсутствия АУГ, невозможно их боевое применение, нереально прикрыть на переходе, во время высадки, и нечем обеспечить воздушное прикрытие и удары в ходе операции. Целесообразность их существование при отсутствии отечественных авианосцев, как в строю, так и в строительстве – под сомнением. Выброшенные деньги.

    Базирование – США – можно писать десятки, если не сотни диссертаций по системе базирования американского ВМФ.
    Россия – полное отсутствие системы базирования в океанах, единственная договорная недо-база в Сирии – непонятного значения – Средиземное море закрыто Суэцем, Гибралтаром, а вход в него – Босфором с особым режимом прохода военными кораблями.

    Информационное обеспечение – близко к НУЛЕВОМУ, потеряны и зарубежные базы, типа Лурдеса и Камрань, и позиции. Спутниковые группировки – одна устаревшая и выработавшая все плановые ресурсы, и одна недоразвернутая – против нескольких работающих. Когда введено в эксплуатацию последнее «гидрографическое судно»? Вот то-то и оно.

    Многоцелевой фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350

    Возможности развития

    Если в административно-командном тоталитарном СССР мощности судостроительных заводов были сопоставимы с американскими, а непревзойденная нигде в мире советская система образования позволяла быстро готовить обученные экипажи – то сегодня, в молодой демократической всего 20-летней Россиянии (так сказал Президент в новогоднем поздравлении), судостроение успело деградировать, квалифицированные рабочие кадры уничтожены.

    Отечественное тяжелое судостроение уже отсутствует как класс, смежники ликвидированы, как категория, сколь-нибудь грамотные проектировщики и редкие инженеры, обученные частично выжившей профессурой советской школы, при первой же возможности сваливают на запад, да и на восток.

    А что касается подготовки кадров – из среднеобразованных ЕГЭ-тестеров, и «высшеподготовленных юристов-менеджеров», массово производимых новой общностью – россиянским народом, априори невозможно готовить расчеты БЧ для сложных корабельных систем – через понимание не позволяет отсутствующее образование и функциональная неграмотность, а дрессировка – дело долгое, нудное, и неблагодарное – к тому же, любая серьезная модернизация нивелирует результаты предыдущей дрессировки.

    Основной костяк грамотных технических специалистов, непосредственно работающих на боевых постах – мичмана, находятся в плане на ликвидацию. Сержантская замена им предусмотрена, однако пока ее фактически нет.
    Ситуация очень напоминает начало ХХ века – когда 5% грамотного населения не хватало для укомплектования должностей, требующих технической грамотности. Отличие ситуации в том, что тогда происходил рост, как промышленный, так и научный, а сейчас – все более ускоряющаяся деградация.

    Отсюда, задача у флота может быть только одна:
    –- в мирное время – охрана исключительно прибрежных экономических интересов;
    - в военное время – противодесантная оборона первой линии, ценой однозначной собственной гибели, пока РВСН, сухопутные войска и авиация не раскачаются для отражения удара.

    Это неопровержимо, любые другие задачи флот решать не в состоянии, противостоять флотам НАТО, или США, или Европы – или даже одной Турции – он не в силах. В случае потерь в затяжном конфликте – сегодня не могут быть восполняемы ни потери в кораблях, ни потери в людях, поэтому есть смысл строить в мирное время большое количество (десятки) кораблей классов корвет и фрегат, и скорейшим образом вывести из состава ВМФ всю бесполезную рухлядь, приспособленную только отвлекать на себя бюджетные средства.

    А концепция проекции силы для России сегодня может быть только одна – СЯС, «НЕ тронь меня».

    • Ну ты написал. Щас тебя поцреоты в тряпки порвут.

    Андрей! Вы просто феерический при*урок, первой гильдии. И наглый лгун. Вы как плохой повар (и Вам аналогичные поклонники традиционного подхода к оценкам флота) описываете количество и мощь кастрюль и вилок вместо качества еды. Ну вам же конкретно сказано Ракеты главное и РЭБ. И тут у амов провал. А металлобазы, плавучие рыдваны -авианосцы в роли мишеней — да хоть 10 000 000 тонн пускай наделают, как Сталин танков в 41-м. Их ракеты ПКР — это устаревшие тихоходы тамагавк и гарпун. У РФ таких дурацких технологий нет — они нам нахрен не нужны. И Егэ тут не в тему -ибо у них оно же самое — только ещё хуже. Ещё — показано в Крыму — они «прос*али» свою РЭБ, и везде об этом не говорит только ленивый. Но до вас сие не доходит — туго воспринимаете. Или принципиально не воспринимаете. Что за блажь вы пишите про оценки морской авиации — тупой бред. Вот нафига козе баян, если у нас подвижные бастионы стоят!! А вы хоть знаете что это такое? Короче — да, по металлолому Штаты превосходят нас на порядок. А вот по ракетной мощи и эффективности РЭБ — порвём эти плавучие рыдваны на британский флаг. Информационное обеспечение, говорите, =0? Опять тупая и наглая ложь. Да у них куча тупых группировок, только ПО — г… А у нас Воронежи на земле и Лианы в космосе. А вы всё в эпохи Лурдеса, Камрани и Гречко торчите. Кстати, а чё вы забыли про ПЛ «Чёрная дыра». А про АПЛ Лошарик? Глубина погружения 6000 метров. ОН чё, просто так туда ныряет по- вашему. Да нет вообще-то, это основной элемент подводной акустической борьбы. У амеров их нет, а их древний СОСУС, который они тупо непрерывно шаманят — имеет в принципе убогую идею, древнюю, как бивни мамонта. Вот «286 против 186″ — это тупо, как «чего у нас больше, гранат или бульдозеров?» Но ваш опус ещё тупее. Борею или Лошарику вообще не нужны базы, другие АПЛ или корабли — такова ситуация, могут спокойно войти в порты КНР, Индии и Никарагуа. А ваши тупые янки понаделали баз, и теперь они у них как камень на шее. И избавиться не могут, так как структура с Огромным Плавучим Железом и без Лошариков, Бореев, Воронежей и КАЧЕСТВЕННОГО РЭБ и акустики не позволяют сделать инфраструктуру компактней.
    И наконец безмозглый аналитик. Ракеты Трайдент. Это тоже уже бивни мамонта. Это — неплохие баллистические ракеты, и только. А у нас на АПЛ баллистических ракет — как устарелых камней, запускаемых катапультой, уже нет: Булава, Синева, Лайнер — это всё ракеты гибридные, понимаете. И я вас умоляю — учите матчасть

    Пиз*ёж, у нас тоже выводят старье из воружение, а 10 ка американских авианосцев порвет наш флот как тузик грелку

    • Не из «воружение», а из вооружения. Недоумок, выучи сначала русский.
      А потом делай заключения космического масштаба …