Технологии образования. ноября – Павел – ледостав. Ноябрь: пасмурные дни

Осень – прекрасная пора года, которую воспевали многие литературные классики и изображали на холстах своих картин в самых разнообразных красках великие художники. Эта пора года вобрала в себя опыт многих поколений в виде многочисленных примет, связанных как с отдельной календарной датой, так и со временем года в целом.

Так, например, существует поверье, что тёплая осень ведёт к холодной и долгой зиме. Если в лесу много рябины, то осенью будет много дождей, если мало, то, наоборот, осень будет сухой. Осенний иней – признак хорошей солнечной, сухой и тёплой погоды.

Большое количество осенних примет охватывает народный календарь, где наши предки испокон веков записывали свои наблюдения относительно природных закономерностей и их связей с определёнными событиями.

Сентябрь – первый осенний месяц, устанавливающий после новые природные условия – свои порядки. В народе его часто называют хмурнем или вераснем. Бытует также поговорка: "холоден сентябрь, но сыт", отражающая в полной мере народное представление об этом месяце.

Издавна у наших предков сентябрь в первую очередь ассоциировался с огнём и в поле, и в избе. Из общих погодных примет сентября можно выделить следующие. Если гром гремит в сентябре, значит, осень будет тёплой. Высоко, не спеша, летят журавли в небе и курлычут – осень будет хорошая.

Сентябрьский народный календарь чрезвычайно богат разнообразием старинных примет.

1 сентября - Андрей Стратил-тепляк. В этот день поспевает овёс, а кони чуют наступление осени.

3 сентября – по народному календарю День Бабы Василисы. В этот день, чтобы не истощить плодовое дерево, собирают последние яблоки. Баба Василиса о льнах заботится.

4 сентября – Агафон-огуменник. Издавна люди считали, что в ночь на Агафона-огуменника леший из лесу выходит, бегает по деревням и сёлам, сумасбродствует и раскидывает вязаные снопы по гумнам. Поэтому в этот день его караулят с кочергою в руках, надев навыворот тулуп.

5 сентября – Луп-брусничник. На Лупа случаются первые заморозки. В народе и говорят, что на Лупа мороз бьет овёс.

6 сентября – Евтихий. Если на Евтихия идёт дождь – будет осень сухая и урожай на будущий год хороший.

8 сентября – Наталья-овсянница. Этот день в первую очередь связан с началом косьбы овса.

9 сентября – Пимен Великий. Если на рябине в это день много ягод, то зима будет мягкой.

11 сентября – по народному календарю встречают День Ивана Предтечи. В этот день соблюдают строгий пост, поэтому его ещё называют "Иван-Постный". Ивана Предтеча запрещает есть всё круглое (арбузы, яблоки, картофель и т.д.), варить щи, рубить капусту, срезать мак, он также не одобряет песни и пляски. Если на Ивана Постного утром туман быстро рассеивается в лучах солнца – значит, хорошая погода сохранится надолго.

12 сентября – Свитник. В этот день издавна сохранился обычай ячменные стебли сплетать с овсяными и льняными – так заговаривали ниву на новый урожай.

1 октября – Евмен и Арина. Если в этот день журавли отлетают, то на Покров будет мороз. Чтобы воротить журавлей и сберечь хорошую погоду, им вслед кричат "Колесом дорога".

2 октября – по народному календарю Трофимов день. Часто говорят, что на Трофима счастье не проходит мимо: куда идёт Трофим - туда и счастье весело за ним. С этого дня девушки присматривают себе женихов. Со 2 по 10 октября в народе отмечалась пчелиная девятина. В это время на столе обязательно должен стоять мед. На Трофима собирают грибы-листопадники.

3 октября – Астафья. Если на Астафью вечером дует северный ветер – ожидай стужи, если южный – будет тепло, если западный – месяц влажным будет, а если восточный – будет ясная погода. В этот день тепло и летит паутина – признак хорошей, долгой осени и нескорого наступления холодов.

5 октября – Листопадник. Если к этому дню с берёз не опали все листья – снег будет поздно.

7 октября – Фёкла-зарёвница. Последний день сбора боровиков. На Фёклу молодые девушки обычно гадали о своём суженом, спрашивали о нём у домового.

8 октября – Сергий-капустник. В этот день начинают рубить капусту. Если на Сергия выпал первый снег, то зима укрепиться на Михайлов день (21 ноября).

9 октября – по народному календарю Иоанн Богослов. Если на Иоанна будет дождь со снегом, то в январе дождь случиться трижды, если тепло и солнечно, то июнь будет холодный и дождливый.

11 октября – Всеволод. В этот день, согдасно поверьям, молодые приносили ведунье пирог с мёдом, чтобы она случайно не расстроила их свадьбу.

13 октября – Григорий. В этот день люди набивали свои матрасы новой соломой. Если на Григория снег выпадет, то зима не скоро придёт.

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. Если на Покров ветер дует с востока – зима морозная будет. Если на Покров выпадет первый снег – молодые будут счастливыми. Успенье поле засевает, а Покров плоды собирает. Собирают последние плоды. Северный ветер на Покров сулит холодную зиму, южный – теплую, западный – снежную. Не даром в народе говорят: каков Покров, такова и зима будет.

15 октября – Киприан и Иустинья. Считалось, что в этот день люди защищены от злых сил, и можно ничего не бояться.

16 октября – Дионисий. На Дионисия люди заговаривали свой двор от злых духов и осенних лихорадок.

17 октября – по народному календарю Ерофеев день. Наши предки считали, что именно в этот день ночью лешие бродят по лесам, кричат, хохочут и хлопают в ладоши, а к утру, как пропоют первые петухи, засыпают в своём логове. Поэтому на Ерофеев день люди не ходят в лес и не отдаляются далеко от дома.

18 октября – Харитины. В этот день женщины садились за ткацкие станки и ткали свой первый холст.

19 октября – Фома. Наши предки верили, что горбушка хлеба в этот день всегда поможет больному.

22 октября – Яков. Заготавливают дрова на зиму. Существовало поверье, что Яков в этот день на землю белую курицу посылает, день коротает.

23 октября – Евлампий. На Евлампия рога месяца указывают, в какую сторону ветры дуть будут. Если рог укажет на северный ветер – быть скорой зиме, если на южный, то будет слякоть до самой Казанской (4 ноября).

25 октября . В эту ночь гадают по звёздам о погоде и будущем урожае. Если на северо-западе собрались тучи – жди дождей. Если звёзды ярко светят – к морозу, если их вовсе нет – к снегопаду. Туманности в звёздах – к хорошему урожаю.

26 октября – Карп. В этот день парились в бане - выгоняли хворь из тела. Настаивали целебные снадобья.

27 октября - День Прасковьи-трепальницы. На Прасковью-трепальницу начинают трепать лён. Если на Прасковью грязь – до зимы осталось недолго.

29 октября – Лонгин Сотник – целитель болезней глаз. В этот день выносили на утренний морозец зимнюю одежду, чтобы очистить её от злой силы.

Ноябрь

Ноябрь – последний осенний месяц, ворота зимы и сумерки года. По народным приметам его называют листопадом, груднем, полузимником, студнем. Ноябрьские ночи особенно темны до первого снега. Если в ноябре снегу много надует – хлеба в следующем году прибудет. Комары поздней осенью - признак тёплой зимы. Если листья опадают медленно – значит, морозы водворятся нескоро. Если, напротив, листопад пройдет быстро, следует ожидать ранней и холодной зимы.

2 ноября – Садок. В этот день просят Садока избавить от напрасной смерти и страшных болезней.

4 ноября – Казанская, праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери. На Казанскую не советуют отправляться в далёкие путешествия. Если на Казанскую пойдёт дождь, то следом за ним и зима наступит. Кто в этот день женится, тот счастлив будет.

5 ноября – Яков. В этот день крестьяне землю «кормили», чтобы на следующий год принесла им богатый урожай.

8 ноября – согласно народному календарю, Дмитриев день. На Дмитриев день издавна справляют поминки по усопшим. В народе считается, что до Дмитриевой субботы зима ждёт, а после запрягает своих лошадей. Если в этот день снег лежит, значит, весна будет поздняя.

9 ноября – Нестор Летописец. Если в это день в семье кто-то болел, то всю работу делали молча.

10 ноября - День Прасковьи-льняницы. В этот день обычно мнут лён и приносят в церковь первинку. На Прасковью молодые девушки молятся о хороших красивых женихах.

11 ноября – Авраамий-овчар и Настасья-овечница. В народе завелось, что с этого дня нужно остригать овец.

13 ноября – Юровая. Праздник охотников и рыбаков. Издавна существует поверье, что если на Юровую ходят стаями – быть голоду и болезням.

14 ноября – по народному календарю День Кузьмы и Демьяна (Кузьминки). Этот день у наших предков ассоциировался с началом зимы и наступлением первых морозов. На Кузьму и Демьяна обычно подают на стол курицу. Если на Кузьму и Демьяна листья с деревьев опали не чисто - налицо верный признак грядущей суровой зимы и сухого знойного лета.

16 ноября – Георгий. На Георгия ткали изо льна полотно. Считалось, что оно может сделать девушку царевной.

17 ноября – Никандр. В этот день нельзя давать из дома уголь и огонь, иначе зимой тепла не будет.

18 ноября – Галактион. В этот день устраивались девичьи посиделки, молились о своих женихах.

19 ноября – Павел Исповедник. Если в этот день идёт снег, то вся зима обещает быть снежной - озимым тепло, урожай хороший будет.

21 ноября - Михайлов день. В народе бытует выражение "Михайловские заморозки", отражающее сущность этого дня. Зима с Михаила морозы кует. Если на Михайлов день иней появился – следует ждать больших снегопадов. Если в этот день с утра туман – верный признак грядущей оттепели.

22 ноября - Матрёнин день. Наши предки утверждали, что с Матрёны зима поднимается на ноги, и налетают лютые морозы. С Сергия (8 октября) зима берёт начало, а с Матрёны закрепляется.

24 ноября - Фёдор Студит. Со Студита холодно стало и сердито. Федор Студит лошадей морозит.

25 ноября – по народному календарю Иван Милостивый. Если дождь на Милостивого – жди оттепели.

27 ноября – Филипп. Если на Филиппа появится иней на деревьях – будет урожай на овёс.

28 ноября – по народному календарю День Гурия - целителя зубного. На Гурия слякоть и грязь, снег и дождь - все вперемешку. Согласно старым поверьям, Гурий на пегой ездит. Если в этот день снег толстым покровом ляжет, то будет лежать до самого половодья.

29 ноября – по народному календарю Матвей. На Матвея часто случаются оттепели. В этот день, считается, земля преет.

30 ноября – Григорий. Этот день – указатель зимы: каков он, такова и зима будет. Если лёд тёмного цвета – на следующий год будет хороший урожай.

Народный осенний календарь игр и затей с детьми. Часть 3. Ноябрь. Народные праздники и традиции ноября вместе с детьми.

Народный осенний календарь игр и затей с детьми. Часть 3. Ноябрь

Календарь на предыдущие месяцы Вы найдете здесь:

О месяце ноябре: русские традиции

Ноябрь назывался в русском народе «хмурень». Спросите ребенка, на какое слово похоже слово «хмурень»? (хмурый) Почему у ноября «хмурый характер»? Говорили раньше и так: «Ноябрь – сентябрю внук, октябрю – сын, а зиме – родной батюшка».

В ноябре люди прощались с Солнцем и Землей до будущей весны, ведь земля на долгие месяцы уйдет под снег.

Называли ноябрь «груденъ» — от слова «груда», везде – груды промерзшей земли. А еще – «листогноем» (листья преют) и «полузимником» (осень и зима встречаются).

  • Ноябрь – ворота зимы.
  • Ноябрь – сумерки года.
  • В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
  • В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.

Даты народного календаря на ноябрь

4 ноября. Казанская зимняя (осенняя)

Это день переходный от осени к зиме. Начинается предзимье. С утра может идти дождь, а к вечеру – снег. В этот день заканчивали строительство, расплачивались с мастерами – плотниками, каменщиками, штукатурами.

В этот день люди примечали погоду. Давайте и мы с детьми зарисуем ее значками в календаре природы, а потом пронаблюдаем – совпадут ли приметы (придумайте с ребенком вместе, как Вы зарисуете погоду: например, много вертикальных линий – это дождь, снежинки – снег, солнышко – солнечный день, синий кружок – холодно, красный — тепло и т.д.)

  • Что Казанская покажет, то зима и скажет.
  • Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
  • В День Казанской Богоматери всегда идет дождь.
  • Дождь пойдет, так все луночки зальет, снег пойдет – все дороги заметет.
  • До Казанской не зима, после Казанской – не осень.

10 ноября. Ненила- Льняница, Параскева Пятница

Это женский день народного календаря, «бабий праздник».

Параскева – покровительница женской рукодельной работы, прежде всего связанной с пряжей. В этот день мяли и трепали лен, первые пряди льна несли освещать в церковь, часть оставляли у икон. Устраивали «льняные смотрины» – выставляли напоказ на улицу вытрепанный лен.

В Костромской губернии был обряд – варили кашу из пшена нового урожая, заправляли ее свежесбитым льняным маслом и в ходе трапезы благодарили Бога за новое пшено и свежее льняное масло.

Познакомьте малыша с тем, как люди выращивают и обрабатывают лён , покажите льняные изделия, которые есть у Вас дома (например, салфетка, скартерть, полотенце, одежда). Вам поможет

Покажите ребенку разную пряжу , которая есть у Вас дома или в ближайшем магазине: шерстяную, хлопчатобумажную, льняную, синтетическую, разную по фактуре и толщине нитей. Найдите среди его вещей вязаную одежду и сшитую одежду, рассмотрите, чем они отличаются.

Старшему дошкольнику можно показать, как набирать петли на спицах, или как вязать цепочку петелек из толстых ярких ниток крючком. Покажите разные нитки для вязания крючком – лен, хлопок, синтетические, шерсть, сравните их на ощупь (толщина, фактура).

Вязание крючком очень полезно для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики детей. Для дошкольника достаточно научиться вязать крючком цепочки из воздушных петель и выкладывать из них разные изображения и узоры на картоне или ткани — контур солнышка, цыпленка, цветочка, кораблика или любой другой, который Вы захотите выложить из пряжи. Таким способом можно выполнить небольшие открытки в подарок или панно. Вы рисуете силуэт, а малыш вяжет цепочку петелек, и вместе Вы приклеиваете связанные крючком разноцветные цепочки к силуэту (клей ПВА наносится на контур, и к нему прикладывается цепочка, если остались лишние концы цепочки, то укладываются дальше по контуру рядом с первым слоем или в спираль или волну в зависимости от сюжета).

Если Вы никогда не вязали, то Вам поможет это видео. Первую петлю всегда делает взрослый, а дальше цепочку вяжет ребенок.

11 ноября – Анастасия – овчарница

Стригут овец и получают шерсть.

Загадайте загадки об овцах:

— По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Почему в загадке овцы называются шубой и кафтаном?)

— Не прядет, не ткет, а людей одевает (овца, баран).

Видео для детей о том, как стригут овец и получают у них шерсть:

Перед просмотром видео спросите малышей:

  • Кто такой парикмахер?
  • Что он делает?
  • Где работает?
  • А есть ли парикмахеры для животных? Зачем они нужны?

Из видео Вы узнаете:

  • Бывает ли парикмахерская для овец?
  • Как их стригут мастера?
  • Сколько шерсти получается с одной овцы?
  • Как относятся овцы к новой прическе?
  • Что и как делают из овечьей шерсти?

http://youtu.be/xmwCaVHsX2I

12 ноября. Зиновий — синичник

Не пропустите этот замечательный день народного календаря – синичкин праздник.

Это птичий праздник, и мы обязательно отпразднуем его вместе с детьми. Сделаем кормушки (сказку про кормушки и как их сделать и как стать Добрым Повелителем Птиц Вы найдете в статье ), сварим птичий пудинг (см. статью ), расскажем «Как воробьишко Африку искал», а также посмотрим видео «Синичнкин календарь» или прочитаем эту замечательную сказку!

Аудиовариант познавательной и очень доброй и увлекательной сказки В. Бианки про синичку Вы найдете в виде ниже:

Синичкин календарь. В. Бианки. Часть 1.

Синичкин календарь. В. Бианки. Часть 1.

Полная версия Синичкиного календаря по месяцам в аудиоварианте есть .

14 ноября – Кузьма и Демьян — Рукомесленники

Кузьма и Демьян – покровители ремесла: у мужчин – кузнечного, у женщин – всех.

Это день прощания с осенью и встречи зимы. Это день завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерен нового урожая, поэтому Кузьму и Демьяна называли также кашниками.

В эти дни продолжался свадебный период, и к Кузьме и Демьяну обращались с просьбой: «Кузьма – Демьян, скуй нам свадьбу, свадьбу крепкую, вековечную».

Этот день интересен и тем, что он связан с известным всем нам выражением «подкузьмить». К Кузьме- Демьяну были приурочены торги, которые не всегда проходили честно. Поэтому и возникло это выражение об обмане – «подкузьмить». А еще говорят до сих пор и так «подъегорить» (обмануть) – но это связано уже с декабрьским календарем.

В этот день проходил «куриный праздник» , проводились обряды, связанные с сохранностью кур: в курятниках кропили стены и насесты святой водой, утепляли стены в курятнике, вешали там «куриного бога» в виде камня с отверстием или горлышко глиняного сосуда.

Готовили на Кузьминки специальное кушанье – куриную лапшу и пирог – курник с начинкой из куриного мяса и яйцами. Это была еда, которая готовилась для жениха и невесты и подавалась на свадебном пиру.

На три дня Кузьминок девушки снимали помещение и устраивали ссыпчину , в нем принимали в гости парней. Каждой девушке надо было принести для ссыпчины что-то из дома в сыром виде.Девушки собирали продукты и все вместе готовили пиршество. Обязательным блюдом на пиршестве была каша.

Давайте и мы сделаем свою домашнюю ссыпчину. Приготовьте и Вы вместе с детьми что-то вкусное, расскажите, как варится суп или каша (увы, многие современные дети, с которыми я занималась, представления не имеют о том, из чего делается каша или суп. Исправьте это – расскажите им о своем труде по приготовлению вкусной еды, прокомментируйте свои действия – что это, что Вы делаете, в какой последовательности и почему и вместе приготовьте любимое блюдо)

19 ноября – Павел – ледостав

  • Если на Ледостав снегопад, то зима будет снежная и хорошая для озимых.
  • Если лед на реке становится грудами – то и хлеба будут груды, а если лед гладкий – так и хлеба будет гладко.
  • Встретились в этот день два друга – звон – мороз да бела вьюга.

Загадайте в этот день ребенку загадки про лед, сделайте вместе с ним лед из воды с помощью формочек, попробуйте опустить кусочек льда в воду –он поплывет! А потом разморозьте лед обратно в воду. Этот простой опыт поможет малышу отгадать загадки о льде на основе своего жизненного опыта, а не просто запоминая отгадку. Обсудите, откуда берется зимой лед на реке или на озере:

— Текло, текло и легло под стекло (почему так говорится о льде в этой загадке?)

— Я вода и по воде же и плаваю. Кто я? (лед) – т.к. лед плавает в воде, хотя сам сделан из воды.

21 ноября – Михайлов день.

В эти дни был уже снег, так и говорили «Михайло приехал на белом коне». Но в эти дни он часто таял – наступали оттепели, которые так и назывались – «Михайловские оттепели».

— С Михайла зима не стоит, не мерзнет.

Михайлов день – сытный веселый праздник. Когда я знакомлюсь с нашей историей и традициями, я всегда восхищаюсь умением русского народа не только трудиться, но и отдыхать! Даже про труд наши прабабушки пели в колыбельных младенцу о том, что он вырастет и пойдет «на работку на таку, на весёлую страду!» (и никакого намека на то, что работа-то очень трудная!, один оптимизм! — «веселая страда»). А уже сделать праздник из того, что просто встречается по ходу жизни, они всегда умели – это тоже очень и очень важно – просто для того, чтобы жить счастливо.

И вот как было – рассчитались с работниками, вырастили еду, рады этому. Хлеба много, полевые работы закончены – хорошо! Надо отметить праздником, доставить радость себе и близким!

«Вот и Михайлов праздник – по деревням пиры, в избах везде – гости».

Как встречали и потчевали гостей:

— Ну, хозяйка, сажай! – говорит хозяин, рассаживая гостей за столом и наблюдая при этом степень родства и требования почета.

— Присядьте, присядьте, гости дорогие! – отвечает хозяйка и ставит на стол чашку со студнем, давая каждому гостю пирог и ложку. – Милости просим! Рады приветствовать, чем Бог послал».

— С праздником, будьте здоровы! – говорит первый гость.

— Просим приступить, — говорит хозяин дома. По его слову в торжественном молчании приступали к первому блюду – студню. Далее подавалась каша, за кашей- свинина или говядина, лапша и чай с баранками и пирогами.

Поиграйте в этот день с ребенком в прием гостей, разыграйте диалоги между хозяйкой (хозяином, если у Вас сын) и гостями. И пусть еда будет современная – это не важно! Нам важно сохранить тот лад в семье, которые веками был в русских семьях, то уважение к гостю, к хозяину и хозяйке, которое прививалось малышам с пеленок.

22 ноября. Матрёна зимняя

С зимней Матрены снова зима. Облачная снежная погода в этот день предсказывает ненастный май, иней – урожай овса, дождь – урожай пшеницы (Смоленская область).

Иней на деревьях в этот день – к морозам, туман – к оттепелям.

Загадайте ребенку загадку про метель и вьюгу:

— Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица (ветер, метель, вьюга). Почему так сказано про метель в этой загадке? Придумайте свою загадку о ветре:

— Летает да не (орел, ворон и т.д.). Гуляет на улице, да не… (кот, собака) – подставляем слова в загадку те, которые придумает малыш исходя из своего собственного жизнненого опыта. Загадываем эту загадку родственникам и друзьям, записываем в альбомчик с первыми сочинениями малыша.

27 ноября – Филиппов день (Филипповки)

С него начинался Рождественский пост. Завершался свадебный период.

В этот день заканчивалась «кудельница» (подготовка льна для прядения). И начиналась первая неделя прядения. Девушки садились за прялки, а юноши приходили к ним для общения. Очень хорошо прядение показано во многих сказках, например, в сказке А. С. Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком».

Говорили так: «Не напрядешь зимою, нечего ткать будет летом», «Не ленись прясть, хорошо оденешься», «У ленивой пряхи и для себя нет рубахи», «Соха кормит, а веретено одевает» (объясните ребенку, что такое соха и веретено (веретено встречается во многих сказках), спросите, как веретено может одевать человека?

Покажите как пряли раньше в этом видео: малыш увидит реальный пример прядения бабушками. Иначе получается что о прялке и веретене он из сказок знает, а вот как реально выглядели эти предметы, как ими пользовались даже не представляет! Давайте это исправим и покажем прялочку и бабушек, которые до сих пор прядут!

Загадайте детям загадку о веретене – загадки мы всегда загадываем только тогда, когда у малыша уже есть жизненный личный опыт для ее отгадывания (то есть он видел веретено и как оно работает):

— Чем больше я верчусь, тем больше я толстею (веретено).

Однажды, на одном из семинаров для педагогов, им был задан вопрос: "Как Вы думаете, почему мы скалываем простынь, прежде чем положить ее в шкаф?" Вопрос удивил всех присутствующих. Ведь это, по их мнению, никак не касалось проблем педагогики. На самом деле лектор решал микро задачу - через созданный образ понять и представить состояние учащихся в момент получения информации. Учащиеся после каждого урока получают именно такую "простынь" новых знаний, определений, формул. Но если "развертывание" содержания учебной дисциплины происходило совместно с учителем и в детском коллективе, то сворачивать в "шкафчик памяти" почему-то каждый ученик должен сам и наедине. Что же получается? Замечательный урок был наполнен интересной информацией, ребята овладевали определенными знаниями, осваивали некоторые умения, смотрели в сторону какого-то навыка. И учитель, движимый требованиями классической дидактики, в конце урока осуществляет закрепление и обобщение в череде вопросов: "Какую тему мы сегодня с Вами изучали? Что было самым главным? Какое определение было для нас новым?", тем самым еще раз показывая пространство новых знаний. А потом "спокойно" оставляет учащихся наедине с "развернутой информационной простыней", подразумевая, что дети сами справятся с запоминанием и воспроизведением полученных знаний. Учащиеся должны самостоятельно набить кучу шишек, опираясь на метод проб и ошибок, чтобы однажды, после очередной неудачной попытки качественно воспроизвести информацию, самому себе сказать: "У меня плохо (или вообще не) получается, я не могу".

Однако нам пора вернуться в стены лицея. На уроке английского языка ребята в беседе показали знание всех месяцев года. Но в определенный момент, когда вопросы задавались врассыпную, учащиеся легко стали сбиваться, путая и переставляя месяцы, как на русском, так и на английском языках.

ТРИЗ-комментарий:

Итак, необходимо было решить проблему запоминания последовательности не связанных между собой слов. При более глубоком анализе здесь можно выделить по крайней мере 2 противоречия:

  1. Слов должно быть много, чтоб повысить скорость обучения и должно быть мало, чтоб ученик мог их легко запомнить.
  2. Слова должны быть новыми и "чужими" для ребенка, потому что он должен получить новые знания и должны быть знакомыми, близкими, чтоб легче воспринималась и запоминались.

Вот эти противоречия и решает предложенный ниже метод.

Хронологическая запись фрагмента урока английского языка во 2 классе

    - Ребята, сколько месяцев в году?
    - Двенадцать.
    - А давайте найдем предмет из нашего окружения (на стене висят часы), чтобы в нем тоже было чего-либо двенадцать….
    - Часы.
    - Да, действительно, на циферблате есть числа от одного до двенадцати. А ведь часы здесь не просто так висят. Они давно хотели НАМ всем помочь, но никто не слышал их слов.
    - Как же они нам помогут?
    - А для этого мы их сфотографируем. Давайте нарисуем в своих тетрадях портрет наших часов, точно отображая циферблат, где мы можем видеть все двенадцать чисел….
    - Готово.
    - Новый год начинается с первого месяца. Как его зовут?
    - Январь.
    - Возьмем первую букву этого месяца "Я" и поставим её около единицы.
    - Второй месяц - это …?
    - Февраль!
    - Какую букву поставим около двойки?
    - Букву "Ф"!
    - Замечательно. Теперь нам совсем просто будет определить, какую букву мы поставим около цифры 3?
    - "М", потому что МАРТ.
    - "А" около 4, потому что АПРЕЛЬ!
    - А сейчас пойдут и напишут на большом циферблате нашей фотографии (на доске) главные буквы от каждого месяца: Аня - апрель, Денис - май, Наташа - июнь, Сергей - июль, Саша - август. Все справились с заданием, молодцы. Но прежде чем продолжить нашу сказочную беседу с часами, вдруг попросилось к нам в гости стихотворение Георгия Граубина "СОН" Сейчас оно прозвучит, а по окончанию давайте ВМЕСТЕ определим причину его появления у нас на уроке:

      Между летом и зимой
      Всё впадает в сон:
      Засыхает зверобой,
      Опадает клён.
      Дуб морозцем опален,
      Спать сурки идут…
      Люди этот самый сон
      Осенью зовут.
      Да,
      С ентябрь,
      О ктябрь,
      Н оябрь -
      Настоящий сон:
      В первых буквах этих слов
      Зашифрован он.

    Так что же интересного спряталось в этом стихотворении? Кто заметил?
    - Там перечисляются все три осенних месяца.
    - Каких? Кто все осенние месяцы перечислит подряд?
    - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
    - А почему стихотворение назвали "СОН"? Кто догадался?
    - СОН - получился из первых букв этих трех месяцев: С - сентябрь, О - октябрь, Н - ноябрь.
    - Давайте самостоятельно заполним нашу фотографию этими тремя осенними буквами. А какого цвета для вас осень? Давайте выделим этот участок на наших волшебных часах и закрасим его в "осенний" цвет. Ведь для каждого он свой: для Саши оранжевый, для Насти - жёлтый. Что же у нас получилось?

    Остался последний двенадцатый месяц в старом году, когда мы с нетерпением ждем наступления нового года. Это декабрь - первый зимний месяц в России. Букву "Д" мы с вами ставим около цифры 12. Наши часы - помощники раскрыли нам почти все свои секреты. А почему почти? Так ведь мы не окончили раскрашивать времена года. Начали с осени - осенний СОН, помните? А какие еще времена года мы знаем? ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО. И наш циферблат условно разделен на четыре равные части. Давайте закончим эту работу, тогда часы поведают нам основную свою тайну. А зимушка - зима какая у нас?

    Холодная, снежная, ледяная, каникулярная…

    Каким цветом можно её закрасить на нашем циферблате?

    Голубым, синем, серебряным…

    Холодно на улице всем животным и сказочному животному "ДЯФ" тоже. Оно от холода так и кричит: "ДЯФ! Как холодно! ДЯФ! Как скользко! ДЯФ! Как весело кататься!". Что спрятало в своем имени это сказочное животное?

    Три месяца зимы: Д - декабрь, Я - январь, Ф - февраль!

    Конечно, но вот прогрело солнце первую проталинку, появились подснежники. Наступило следующее время года. Какого цвета оно?

    Зеленого, солнечного, теплого, розового…

    Самый первый весенний праздник, которому все рады - это праздник МАМ, который приходит к нам 8 Марта! И опять у нас появилось волшебное слово Праздник МАМ. Кто догадался?

    - "МАМ"- это три месяца весны: М - март, А - апрель, М - май.

    Молодцы. Нам покорились почти все секреты волшебных часов. Но что же нас ждет летом? Жара, солнце, купание на реке, загар, проливные дожди, ягоды. Какого цвета это время года?

    Красного, оранжевого, малинового, темно-зеленого….

    Однажды летним днем ослик И-А, отмечая свой день рождения, весело прыгал и танцевал, распевая: "И-И-А!" Вы уже догадались! Да это песенка про лето: И - июнь, И - июль, А - август. Когда он пел про июнь, то танцевал с Винн и-Пухом. Какие буквы есть в имени медвежонка и в названии первого летнего месяца?

    Значит первый месяц лета чем-то похож на веселого и забавного Винни -Пуха! А что же Винни-Пуха ждет осенью? Вы уже знаете! Это осенний …

    СОН: сентябрь, октябрь, ноябрь!!!

    Итак, нам часы подарили четыре волшебных слова: СОН , ДЯФ , МАМ , ИИА . Чтобы эти слова стали иметь волшебную силу, необходимо повторить про них то, что нам рассказали часы. Итак, кто даст волшебную силу этим словам? Все?! Вот это да, вы действительно стали настоящими волшебниками. Но давайте послушаем Игоря, который стал смелее на нашем уроке.

    Я расскажу про осенний СОН…

    Теперь слово "СОН " обладает волшебной силой и появляется отдельно в тетрадях и на нашей доске. Ира, а ты какому слову хотела дать волшебную силу?

    Я скажу про сказочное животное "ДЯФ"…

    Давайте и его теперь запишем: Д Я Ф - имя сказочного зимнего животного. Саша, а ты какое волшебное слово осчастливишь?

    Ребята, что теперь происходит со словом, где оно появляется? Да, действительно оно каким-то образом вдруг появляется в наших тетрадях. И последнее слово, которое ждет вашей помощи. Ну, давай Полина, теперь только в твоих силах сделать его волшебным.

    ИИА - это песня ослика, танцующего с Винни-Пухом.

    Теперь это слово имеет силу появиться в наших тетрадях. Но наш волшебный циферблат заговорил вдруг по-английски, ничего не понимаю. А вы понимаете? J anuary, F ebruary, M arch, A pril, M ay, J une, J uly, A ugust, S eptember, O ctober, N ovember and D ecember. Давайте сделаем так, чтобы "главные" английские буквы месяцев тоже прыгнули на наш циферблат. Делаем самостоятельно эту работу….

    Денис показывает свою работу на доске, а вы поменяйтесь между собой тетрадями и познакомьтесь с работой своих одноклассников (ребята стали сравнивать, искать схожести и различия между буквенными обозначениями ).

Можно считать итогом этой совместной работы проверку знаний учащихся через отсроченное время. Ребята с легкостью воспроизвели как русские, так и английские слова, тихо произнося непонятное для окружающих предложение: СОН у ДЯФа про праздник МАМ и танцующего ИИА.

А через два года состоялся тот разговор мамы с приятельницей, с которого начиналась статья. Значит, учитель понял значение "опорных свертышек" и принял их, перестал считать незнания учащихся недоработкой других учителей, так как уже знал, КАК и ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, чтобы помочь детям качественно воспроизводить информацию.

Вот этот алгоритм:

Что делать

Выбрать объект доступный и понятный для учащихся.

Создать позицию принятия (понимания) известной системы, чтобы сформировалась “платформа” уверенности, на которую потом надо будут “ставить” знания.

“Впустить” элемент сказочности.

Реализовать принцип - играя, обучаемся. Состояние игры “снимает” страх у ребят перед обучением.

Зафиксировать образ знакомого объекта (например, нарисовать его в тетради ).

Согласовать восприятия выбранного объекта, чтобы в будущем избежать “разночтений”.

Определяя какие-то новые понятия (или закрепляя их ), выделять в качестве опорного знака часть слова - носителя этого понятия (например - заглавную букву ).

Свернуть одно понятие в знак - символ.

Записать знак в определенном месте образной модели (рисунке )

“Привязать” свернутое понятие к определенному месту на картинке.

Объединить несколько знаков - символов (в нашем примере - это времена года - СОН, ДЯФ и др. ).

Свернуть объем информации в объединенный новый знак-символ, который состоит из нескольких “старых”.

Ввести элемент фантазии (сказочности). Новый этап свертывания превращается в забавную сказку.

Повторить (напомнить ) что это просто игра, тем самым поддержать обстановку доверия как между самими ребятами, так и между педагогом и учениками.

Провести моторную работу (например, заштриховать время года = часть циферблата цветом, который выбрал сам ребенок ).

“Включить” мышечную (моторную) память (звуковая и зрительная уже задействованы ), тем самым усилить образную память.

Организовать повторение новых “свертышек” (в нашем примере - дать волшебную силу новым словам ).

Закрепить новообразование через повторение самими учениками.

Обменяться тетрадями (записями).

Сравнивая свои сокращения (представления) с чужими, осуществить первичное запоминание и закрепление собственного образа “свертышки”.

Объединить все новообразования в одну логическую систему (например, в предложение или единый образ, символ )

Провести полное свертывание информации, сделав все новые элементы частью более крупной системы. Такая модель позволит намного быстрее сделать обратный ход “развертывания” информации.

Ноябрь-Листогной . Холодно становится. , все чаще заряжает мелкий без передышки дождь, затягиваются туманы. Название у месяца - Листогной, потому что деревья сбрасывают свои последние листья. Погода, особенно, кажется холодной с дождем и мокрым снегом. Природа готова к зиме. Вот-вот и ляжет снег.

Ноябрь: пасмурные дни

Описание природы поздней осени ноября (I - II неделя)
Все молчаливей и грустней становится осень. Пришла пора для поздней осени - месяц ноябрь. Совсем редко стало появляться солнце. Кучевые облака на небе сменила тусклая серая пленка. Тепла совсем уж не осталось. Снега мало, если и выпадет, то снежный покров неустойчивый, от чего и погода кажется особо холодной. Посохшую траву приминает мокрый снег. на воде образуется тоненький ледок. То дождь со снегом вихрем крутит, то просто мелкой изморосью непрестанно льет весь день, а то и солнце выглянет немного и тут же спрячется за линию дождя.

Деревья почти полностью освободились от листьев, кое-где еще срывает сильным ветром одинокий лист и несет его в водянистой пелене. На зиму в период холодов кора деревьев твердеет, обеспечивая защиту от ледяного ветра, льда и снега. В лесу, то в одном, то в другом месте можно встретить зимнего гостя снегиря. Вместе со снегирями к ноябрю прилетают стаи чечеток и клестов. Лесные звери уже полностью готовы к зиме, одеты в зимние шубки, а тут еще и волчата подросли в диком лесу и лиса пробежками от дерева к дереву ищет в норках спрятавшихся на зимовку мышей и барсуков. Слышен в сухом лесу кабан, треща ветвями пробирается к своей стае. Зимой дикие кабаны стараются держаться вместе, подготавливают себе ночлег из вороха старых листьев. Лес заснул, но звери не дремлют, впереди не легкое испытание долгой зимы.

Ноябрь в народном календаре

"До Казанской еще не зима - с Казанской уже не осень "

Месяц ноябрь суров и холоден в отсутствие снега. Бывает изредка и солнце, но уже почти не греет, а если настигает ветер, то обдает арктическим холодом с ног до головы. Начинается ноябрь в народном календаре с главной даты 4 ноября - праздник Казанской иконы Божьей Матери. Не по погоде теперь работать, теперь весь ноябрь и всю зиму отсиживаться дома, да греться припасенными поленьями до самого тепла. На Казанскую лужи замерзают, покрываются тонким ледком, а тут уже и Дмитров день - 8 ноября подошел. Отмечали, что до Дмитрова дня еще осень оставалась. 10 ноября - Ненила-Льняница, заготавливали лен для пряжки. Настасья-Овчарница приходилась на 11 число месяца, благодарили пастухов за то, что овец весь год оберегали. Зиновей - 12 ноября - праздник птичек-синичек, к этому дню прилетают стаями снегири, щеглы и многие другие зимние гости.

Осень в русской поэзии

Поздняя осень навевает грустные задумчивые настроения. Сергей Есенин часто писал стихи о любви, и даже осенняя природа, пора некой грусти и уныния, не смогла его остановить. Он продолжал искать свою любовь и осенью: «Я сегодня влюблен в этот вечер». Но все же Есенин всегда восхвалял это время года, употребляя самые разные словосочетания и сравнения: «тихая радость», «листва золотая», «в розоватой воде».

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

Бунин, Бальмонт и Плещеев в своих стихах об осени подчеркивали в первую очередь грусть и скуку. Они писали о тех изменениях, которых произошли в природе: падает листва, птицы улетают на юг, «солнце реже смеется». Как бы по-разному не относились к осени русские поэты, одно можно сказать с точностью: для всех них это была особенная пора, пора размышлений.

Ноябрь: встреча зимы

Описание природы поздней осени ноября (III - IV неделя)
Все ближе-ближе зима. Облака сплошные и серые, в воздухе стоит туманная дымка, а по утрам лужи покрываются корками льда. К концу месяца пруды замерзают, затягиваясь полностью ровным льдом. Средняя температура воздуха октября 2-3 градуса ниже нуля по Цельсию. Внешне ноябрь серый и грустный месяц, только последняя неделя ноября может окрасится в белый свежевыпавший снег, который наконец прочно осядет на почве и ветвях деревьев.

Снижается температура воды и многие рыбы уже зарываются в ил, сомы, караси, карпы проводят зиму в спячке. На зиму в речках остается много плавающих рыб, окуни, ерши, щуки. Столбик термометра к концу месяца уже прочно опускается ниже нуля, осталось только снегу выпасть, как зима начнется.

И вот, внезапно, как и говорится - на голову, снег выпадает. В считанные мгновения застилает белым покрывалом поля, берега рек и деревья. Все окутано снегом, как будто становится теплее и радостней от белых хлопьев, неспешно падающих с неба. Зима приходит не спеша и заточает в ледяные кандалы природу.

Вторая половина ноября в народном календаре

"Федор Студит - землю студит "

Народ встречает зиму весельем и праздниками - 14 ноября день Кузьмы-Демьяна, еще этот день называли - Кузьминки. Теперь лучи солнца не способны согревать. А с уже со следующего дня - 15 ноября Акундин день, принимались за работы по дому. Дивчины ткали, пряли, вышивали, а мужики хлеб мололи. К 19 ноябрю ледоставом оковывала зима пруды и речки льдом, так ведь уже 20 ноября - Федот, про него и говорили - в этот день лед на лед встает.

Зима вдыхала холод, и вдруг, как будто оступилась, отступила на шаг назад - гремят Михайловские оттепели 21 ноября. Тает успевший закрепиться на земле снег, на дорогах грязно и скользко. Но это ненадолго, приходит Матрена на 22 ноября и зима вовсю показывает свои силы, налегают морозы. 25 ноября Федор Студит. Знающие говорили, если льет в этот день дождь, то быть еще долго оттепелям с грязевым снегом под ногами, а если лежит прочно снег, то долгой и снежной будет зима. К 29 ноябрю зима уже прочно встает на ноги, подходит время метелей и усиления морозов. На санях въезжает в Русь зима.

Осень в русской живописи

Легкую грусть поздней осени можно увидеть в пейзаже Александра Степанова "Осень": бесцветное небо, голые ветки, блеклая пожухлая трава. Близость зимы, одиночество и неотвратимость - вот чувства, которые вызывает произведение.


(Картина Ефима Волкова "Болото осенью")

В пейзаже Ефима Волкова "Болото осенью" небо тоже неопределенного серого цвета, а вот настроение совсем другое. Может быть потому, что здесь также присутствует изображения людей и человеческого жилья, что придает жизни картине, делает ее жизнеутверждающей.

В предыдущей публикации мы предлагали Вам , а сейчас давайте поближе познакомимся с осенними братьями-месяцами. Это некоторые взрослые думают, что осень одинаково серая и слякотная, а на самом деле — все осенние месяцы разные и по-своему привлекательные!
Давайте научим малышей видеть мир удивительным в любой сезон, да и сами заново научимся этому!

Читаем с детками стихи про сентябрь, октябрь, ноябрь!

Стихи про сентябрь

С. Маршак

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря —
И открылась школа.

Начнём, как всегда, с классики — стихотворений из маршаковского «Круглого Года» и, конечно, с первого месяца осени — сентября! Он может быть дождливым и задумчивым, прохладным и чуть печальным — но всё же Сентябрь такой зелёный, тёплый, часто солнечный, похожий на лето!

Н. Светлячок

Пришёл сентябрь с красками,
Коснулся листьев ласково
И деревце простое
Вдруг стало золотое.

Юльетта

Осень лодку в уютную серость
Направляет бесшумным веслом,
Только дерево празднично светится
За холодным осенним окном.

Все еще зеленеют упрямо,
Только клен этот ждать не хотел:
Полыхнул, словно солнцем, а рано
Он жар-птицей на юг улетел.

Н. Язева

В сентябре, в сентябре
Много листьев на земле
Желтые и красные!
Все такие разные!

Сентябрьский абрикос

Юльетта

По утрам пронзительна прохлада.
Это осень, и уже всерьез.
Но о том тревожиться не надо,
Так сказал сентябрьский абрикос.

Так поют цикады в теплый вечер,
Ведь, как летом, ночь короче дня.
Не спешат дожди идти навстречу,
Как и птицы лето догонять.

Лето не закрыло, словно двери,
За собой далекий горизонт.
И, поверь, еще не все потеряно,
Не пора еще расправить зонт.

В сентябре по-летнему влюбленный,
Потому что машет веткой мне
Абрикос, по-летнему зеленый,
Весь играя в солнечном огне.

А. Мецгер

***
Жёлтый лист летит как птичка,
На урок спешит Лисичка.
Новый ранец за спиной,
Ранец с азбукой лесной.

Сентябрь. Прозвенел звонок,
Малышка в первый класс шагает.
И жёлтых листиков клубок,
По небу ветерок гоняет.

Стихи про октябрь

С. Маршак

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

А вот в октябре осень уже всерьёз… Но всё равно тревожиться не надо, хоть и хорошо иногда чуточку погрустить о лете… А потом встрепенуться — и броситься в ворохи золотых листьев — шуршащих, ароматных, волшебных!

Юльетта

Почему-то нам приснилось лето,
Хоть давно уж осень наяву,
И всю ночь трепал деревья ветер,
Обрывая мокрую листву.

Поредели солнечные клены,
Через кроны видно синеву.
И стоят деревья удивленно,
И роняют золото в траву.

Может быть, им тоже снилось лето…
Только вправду – осень наяву
Рассыпает щедро, как монеты,
Золотую пỏд ноги листву.

Какими только красками ни удивляют деревья в октябре, когда художница-Осень, в сентябре несмело пробовавшая свои новые краски, уже разошлась вовсю и красит мир в тёплые, солнечные, огненные тона! Как будто специально для того, чтобы нам стало теплее среди дождей и туманов.

Дерево-костёр

Юльетта

На краю тумана
дерево стоит.
Факелом багряным
дерево горит.

Не коснёшься кроны:
кажется, чуть тронь –
Обожжёт ладони
дерево-огонь.

Смыл с деревьев краски
дождь… но до сих пор
Под дождём не гаснет
дерево-костёр!

О. Аленкина

Скоро ляжет в спячку ёжик,
Сбросит роща свой наряд,
А пока вдоль всех дорожек
Листья яркие кружат.

Улыбается Октябрь,
И уже щекочет нос
Утром школьным,
Утром ранним
Самый маленький
Мороз.

И. Демьянов

Октябрь приближается.
Но светел день лесной.
И осень улыбается
Небес голубизной,

Притихшими озерами,
Что стелют синь свою,
И розовыми зорями
В березовом краю!

Вот мхов седые кружева
На старом валуне,
И желтый листик кружится,
Другой уже на пне!..

А рядышком, под лозами,
Под их густую сень,
Забрался подберезовик —
И шляпа набекрень.

Но все в лесу печальнее:
Найти цветка не смог,
Как маятник качается
Осиновый листок.

Деревьев тени длинные…
И холодней лучи.
А в небе журавлиные
Журчащие ручьи!

Стихи про ноябрь

С. Маршак

День седьмого ноября —
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.
Весь народ – и млад и стар —
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

«Видишь, музыка идёт там, где шли трамваи» — помню эту строчку с детства! И хотя сейчас далеко не все и не везде празднуют «красный день календаря», стихотворение мне нравится!

А.С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Л.Луканова

Дождик льет как из ведра,
Сидит дома детвора.
Весь ноябрь хмурится,
Холодно на улице.

Т. Керстен

Яблони и сливы голые стоят.
Выглядит уныло наш осенний сад.
За окном то дождик, то холодный снег.
Мрачно, неуютно на душе у всех.
Утонуло солнце в лужах ноября.
Но не будем злиться на него мы зря.
Приготовим лыжи, санки и коньки.
Ждут нас очень скоро зимние деньки.

И хотя в ноябрьских стихах всё отчётливее осенняя грусть, я считаю, что его густые туманы удивительно уютны! Вот выйдите вечером погулять, когда рыжий свет фонарей мягко рассеивается в тысячах мельчайших дождинок.

Скоро зима… Но это же здорово! Это значит — первый снег, Новый Год, приятный сюрпризы, новые встречи и радости!

А пока что… Подружимся с Осенью и будем вместе ждать нового Лета!

Юльетта

***
Сегодня закончилось лето,
И дождь не стихает с утра…
Тепло мы и пестро одеты,
А жарко ведь было вчера!..

Как быстро закончилось лето!
Мы ждали его целый год –
Оно промелькнуло кометой,
И снова к нам осень идет.

Внезапно закончилось лето…
Умчалось оно за моря
И скрылось за тучами где-то,
Оставив нам дождь сентября…

Ну что же, закончилось лето…
Но есть у нас теплый наш Дом.
Всю зиму мы будем согреты
Уютным домашним теплом.

Ну вот и закончилось лето,
Но ты не печалься о нём.
Мы знаем, что есть оно где-то,
И снова к себе его ждём!

(Прочитано 1 раз, 1 визитов сегодня)