В какой местности живет агафья лыкова. Агафья Карповна Лыкова: последние известия о сибирской отшельнице

Агафья Лыкова – последняя представительница семьи отшельников-старообрядцев, найденных геологами в конце 70-х годов прошлого столетия. Бабушка Агафья живёт на заимке в глухой тайге за 250 км от ближайшего населённого пункта. И хоть попасть к ней в гости нелегко, пожилую женщину регулярно навещают представители власти, священники-старообрядцы, представители МЧС и волонтёры. Ей оказывают бытовую и медицинскую помощь, привозят продукты питания.

Агафья Лыкова жива или нет сейчас: уникальная семья старообрядцев-отшельников

В 70-х годах прошлого века геологи обнаружили в глухой тайге затерянное поселение семьи старообрядцев, которые бежали в лес от преследования властей и официальной церкви. На тот момент семья Лыковых состояла из пяти человек: главы семейства, двух братьев и двух сестёр. Агафья – самая младшая в роду и последняя из оставшихся в живых.

Отшельники вели натуральное хозяйство. Успешно выращивали хлеб и овощи, занимались собирательством и ловили рыбу. После проведённого медицинского обследования медики были удивлены прекрасным здоровьем и хорошей физической формой всех членов семьи. Они были крепкими и выносливыми. Могли без устали совершать длинные пешие переходы и справлялись с хозяйством в тяжёлых условиях, применяя самые примитивные орудия труда. Показательным стал способ охоты одного из сыновей Лыковых – не имея никакого оружия, он просто гнал дичь по лесу, пока животное не теряло силы.

Мать семейства Лыковых, которую исследователи уже не застали в живых, была грамотной и научила читать и писать всех детей. Они почитали все церковные праздники. Хорошо знали Священное Писание и помнили наизусть множество молитв.

Отшельники отказались жить среди людей, однако познакомились с современным бытом, побывав в гостях у геологов. И если просмотр телевизора напугал их, то за подаренную одежду, посуду и орудия труда они были очень благодарны. Особенную радость у них вызвала соль, без которой им приходилось обходиться долгое время.

Несмотря на то, что единственными лекарственными препаратами им служили целебные растения, отшельники мало болели и не страдали хроническими недугами. До самых холодов они ходили босиком, а после надевали самодельную обувь из лыка. Правда, ситуация изменилась после того, как их стали активно посещать гости из внешнего мира. Организм Лыковых оказался неприспособленным к борьбе с обычными для нас микробами и вирусами. Они стали часто болеть и в течение нескольких лет умерли один за другим.

Агафья Лыкова жива или нет сейчас: как бабушка Агафья живёт сейчас

После того, как Агафья осталась в одиночестве, ей много раз предлагали переселиться в более комфортные условия. Однажды, она даже попыталась жить в женском монастыре. Однако, всё равно возвратилась к себе на заимку и с тех пор наотрез отказывается покидать её, считая, что жизнь в лесу полезна для её души и тела.

Агафья не любит принимать гостей, однако в последнее время возраст и слабое здоровье вынуждает её всё чаще обращаться за помощью. Заимка Лыковых находится на территории заповедника, и попасть туда можно только по специальному разрешению.

Однако, число гостей и помощников Агафьи не уменьшается. Несколько раз в месяц ей привозят продукты питания и медикаменты. Сотрудники заповедника часто проведывают бабушку, а пилоты «Роскосмоса» доставляют посылки и корреспонденцию. Власти Хакассии организовали помощь с заготовкой дров и ремонтом дома. Старообрядческая церковь часто направляет к ней помощников.

Пожилая женщина живёт на заимке в окружении домашних животных – котов и собак, которые помогают ей справляться с грызунами и змеями. Кроме того, она разводит коз. Не забывает Агафья и о диких животных. Добрая женщина подкармливает их, не давая умереть от голода зимой.

Несмотря на отставку Амана Тулеева, большого друга Агафьи Лыковой, руководство края обещает и дальше не обделять отшельницу своим вниманием.

Одежда из конопли, обувь из бересты, огонь с помощью огнива. Летом - страшные дикие звери, зимой - морозы и снега по пояс. Никаких благ цивилизации, а до ближайшего населенного пункта 250 километров.

40 лет назад облетая глухую тайгу на вертолете, советские геологи заметили огород в безлюдных местах в верховьях реки Абакан. Оказалось, что в лесу живет семья староверов Лыковых - отец и четверо взрослых детей. Многие годы они были оторваны от мира, но после одной газетной заметки стали известны на весь Советский Союз.

Через пару лет, в 1982 году к отшельникам отправился журналист «Комсомольской правды» Василий Песков. Ожидая увидеть семью из пяти человек, он застал только отца Карпа, его дочь Агафью и три свежие могилы. От болезней один за другим умерли два брата и сестра. В 1988 умер и отец Карп, в лесу осталась одна только Агафья, не пожелавшая менять уклад жизни.

Губительная цивилизация

Незнающие люди обвиняли Пескова в смерти Лыковых от непривычного контакта с внешним миром. Журналист очень переживал из-за этого, ведь именно он пытался оградить их от толп нахлынувших зевак. Многие годы он посещал Лыковых - помогал, привозил кухонную утварь, медикаменты и даже козу, чтоб у отшельников всегда было свежее молоко.

В одну из последних встреч с Агафьей, ныне покойный Песков спросил ее, хорошо ли это по ее мнению, что люди “нашли” их семью. Агафья призналась, что ей кажется, людей им послал Бог. Если бы не люди - они бы давно умерли.

Владимир Шелков/TASS

«Какая была наша жизнь - обносились, все лопотинки [одежда] в заплатах. Страшно вспомнить, ели траву, кору,» - цитирует Агафью «Комсомольская правда».

Как прославились лесные робинзоны

По итогам встреч с Лыковыми Песков написал серию очерков. История отшельников покорила многих: за каждым выпуском о Лыковых в газетные киоски выстраивалась очередь.

Илья Питалев/Sputnik

Песков рассказывал друзьям, что жена Брежнева по утрам отправляла специального человека к киоску, чтобы тот поскорее купил ей «Комсомольскую правду» - так ей не терпелось прочитать продолжение саги о сибирских отшельниках. Позже очерки Пескова были изданы отдельной книгой «Таежный тупик», которая была переведена на многие языки.

Почему Лыковы забрались в леса

По всей России было много людей бежавших и скрывавшихся по религиозным убеждениям (и до сих пор время от времени СМИ пишут о таких случаях). Старообрядцы в России всегда терпели гонения, прекратил их лишь царь Николай II. Но после революции советская власть взялась за них с новой силой - заставляла вступать в колхозы, сажала в тюрьмы.

От коллективизации семейство Лыковых забралось подальше в лес, оказались на территории заповедника. В 1930-е годы начальство заповедника запретило им охотиться и рыбачить.

Илья Питалев/Sputnik

Однажды пришел анонимный донос, что старообрядцы - браконьеры. Охранники заповедника пошли проверить это и случайно застрелили брата Карпа Лыкова. Однако следствию обрисовали все так, будто это старообрядцы оказывали вооруженное сопротивление.

В 1937, самый страшный год большого террора, к Лыковым пришли из НКВД, стали подробно расспрашивать о случившемся. Члены семьи поняли, что нужно бежать. С тех пор они забирались в тайгу все дальше и дальше, постоянно меняя место жительства, заметая следы.

Звезда Агафья

Сейчас Агафье 74 года, уже 30 лет она живет одна в лесу. Единственный раз, когда Агафья пыталась выйти в люди, была в 1990 году. Женщина пришла жить в часовенный старообрядческий монастырь, исповедовавший беспоповство и даже постриглась в монахини. Однако взгляд на веру у Агафьи оказался другой, и она вернулась в свое поселение. В 2011 же году к Агафье приехали представители официальной русской старообрядческой церкви и совершили крещение по всем правилам.

Илья Питалев/Sputnik

Местные власти поддерживают Агафью, бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался, чтобы отшельнице предоставляли всю необходимую помощь. Интерес к одинокой отшельнице с каждым годом только растет. К ней наведываются съемочные группы, журналисты, врачи и волонтеры.

В 2015 году британская съемочная группа во главе с режиссером Ребеккой Маршалл приезжала к Агафье снимать документальный фильм о ее жизни «Лес во мне».

Илья Питалев/Sputnik

Уединение Агафья считает главным путем к спасению души. Хотя одинокой она себя не считает. «Рядом с каждым христианином всегда есть ангел-хранитель, а также Христос и апостолы», - считает отшельница.

birdinflight.com

Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание в глухой тайге, за 250 километров до ближайшего поселка. Они ели кору, охотились и быстро забыли, что такое элементарные человеческие удобства вроде туалета или горячей воды. Журнал Smithsonianmag вспоминал, зачем они бежали от цивилизации и как пережили столкновение с ней, а на портале BIRD IN FLIGHT опубликован материал по мотивам этой статьи:

«Тринадцать миллионов квадратных километров дикой сибирской природы кажутся мало подходящим местом для жизни: бесконечные леса, реки, волки, медведи и практически полное безлюдье. Но несмотря на это, в 1978 году, пролетая над тайгой в поисках места для высадки команды геологов, пилот вертолета обнаружил здесь следы людского поселения. На высоте около 2 метров по склону горы недалеко от безымянного притока реки Абакан, вклинившись между соснами и лиственницами, находилась расчищенная площадка, служившая огородом. Место это прежде никогда не исследовали, советские архивы о проживающих здесь людях молчали, а ближайший поселок находился более чем в 250 километрах от горы. Поверить, что там кто-то живет, было почти невозможно.

Узнав о находке пилота, группа ученых, направленных сюда на поиски железной руды, отправилась на разведку - незнакомые люди в тайге могли оказаться опаснее дикого зверя. Разложив по рюкзакам подарки для возможных друзей и на всякий случай проверив исправность пистолета, группа под руководством геолога Галины Письменской направились к участку в 15 километрах от своего лагеря.


Первая встреча была волнительной для обеих сторон. Когда исследователи дошли до цели, они увидели ухоженный огород с картошкой, луком, репой и груды таежного хлама вокруг почерневшей от времени и дождей хижины с единственным окошком - размером с карман рюкзака. Письменская вспоминала, как из-за двери нерешительно выглянул хозяин - древний старик в старой рубахе из мешковины, заплатанных портках, с нечесаной бородой и всклокоченными волосами - и, опасливо глядя на чужаков, согласился пустить их в дом.

Хижина состояла из одной тесной заплесневелой комнаты, низкой, закопченной и холодной, как погреб. Ее пол был покрыт картофельными очистками и скорлупой от кедровых орехов, потолок провисал. В таких условиях в течение 40 лет здесь ютились пять человек. Кроме главы семейства, старика Карпа Лыкова, в доме жили двое его дочерей и двое сыновей. За 17 лет до встречи с учеными здесь же умерла от истощения их мать, Акулина. Хотя речь Карпа звучала разборчиво, его дети уже говорили на своем наречии, искаженном жизнью в изоляции. «Когда сестры говорили между собой, звуки их голоса напоминали замедленное приглушенное воркование», - вспоминала Письменская.


Младшие дети, родившиеся в лесу, до этого никогда не встречали других людей, старшие забыли, что когда-то жили другой жизнью. Встреча с учеными привела их в исступление. Первое время они отказывались от любых угощений - варенья, чая, хлеба, бормоча: «Нам это не можно!» Оказалось, что хлеб тут видел и когда-то пробовал только глава семейства. Но постепенно связи налаживались, дикари привыкали к новым знакомым и с интересом узнавали о технических новинках, появление которых пропустили. Прояснилась и история их поселения в тайге.

Карп Лыков был старовером, членом фундаменталистской православной общины, отправляющей религиозные обряды в том виде, в котором они существовали до XVII века. Когда власть оказалась в руках Советов, разрозненные общины староверов, бежавшие в свое время в Сибирь от преследований, начавшихся еще при Петре I, стали уходить все дальше от цивилизации. Во время репрессий 1930-х годов, когда нападкам подвергалось само христианство, на окраине староверской деревни советский патруль на глазах у Лыкова застрелил его брата. После этого у Карпа не осталось сомнений в том, что нужно бежать. В 1936 году, собрав пожитки и взяв с собой немного семян, Карп с женой Акулиной и двумя детьми - девятилетним Савином и двухлетней Натальей - ушли в леса, строя хижину за хижиной, пока не обосновались там, где семью нашли геологи. В 1940-м, уже в тайге, родился Дмитрий, в 1943-м - Агафья. Все, что дети знали о внешнем мире, странах, городах, животных, других людях, они черпали из рассказов взрослых и библейских историй.


Но жизнь в тайге тоже давалась нелегко. На многие километры вокруг не было ни души, и Лыковы десятилетиями учились обходиться тем, что было в их распоряжении: вместо обуви шили галоши из бересты; латали одежду, пока она не истлевала от старости, а новую шили из конопляной мешковины. То немногое, что семья взяла с собой во время побега, - примитивная прялка, детали ткацкого станка, два чайника, со временем приходило в негодность. Когда оба чайника заржавели, их заменили сосудом из бересты, и готовить стало еще сложнее. К моменту встречи с геологами диета семейства состояла в основном из картофельных лепешек с молотой рожью и семенами конопли.

Беглецы постоянно жили впроголодь. Использовать мясо и мех они начали только в конце 1950-х, когда Дмитрий повзрослел и научился выкапывать ловчие ямы, подолгу преследовать добычу по горам и стал таким выносливым, что мог круглый год охотиться босиком и спать на 40-градусном морозе. В голодные годы, когда урожай уничтожали животные или заморозки, члены семьи ели листья, коренья, траву, кору и ростки картошки. Именно таким запомнился 1961-й, когда в июне выпал снег, и Акулина, супруга Карпа, отдававшая всю еду детям, скончалась. Остальных членов семьи спас случай. Обнаружив на огороде случайно проросшее зернышко ржи, семья построила вокруг него забор и охраняла сутками. Колосок принес 18 зернышек, из которых несколько лет восстанавливали посевы ржи.


Ученых поражала любознательность и способности людей, так долго находившихся в информационной изоляции. Из-за того, что младшая в семье, Агафья, говорила нараспев и растягивала простые слова в многосложные, некоторые гости Лыковых сперва решили, что она умственно отсталая, - и сильно ошиблись. В семье, где не существовало календарей и часов, она отвечала за одну из самых сложных задач - на протяжении многих лет вела учет времени.

Старик Карп в свои 80 лет с интересом реагировал на все технические новинки: он с энтузиазмом воспринял новость о запуске спутников, рассказав, что заметил перемену еще в 1950-х, когда «звезды стали скоро по небу ходить», и был в восторге от прозрачной целлофановой упаковки: «Господи, что измыслили: стекло, а мнется!»

Но самым прогрессивным членом семьи и любимцем геологов оказался Дмитрий, знаток тайги, сумевший соорудить в хижине печь и сплести берестяные коробы, в которых семья хранила еду. Многие годы, изо дня в день самостоятельно строгая доски из бревен, он подолгу с интересом наблюдал за быстрой работой циркулярной пилы и токарного станка, которые увидел в лагере геологов.

Оказавшись на десятилетия оторванными от современности по воле главы семьи и обстоятельств, Лыковы наконец начали приобщаться к прогрессу. Сперва они приняли от геологов только соль, которой в их рационе не было все 40 лет жизни в тайге. Постепенно согласились взять вилки, ножи, крючки, зерно, ручку, бумагу и электрический фонарик. Каждое новшество они принимали нехотя, но телевизор - «греховное дело», с которым они столкнулись в лагере геологов, - оказался для них непреодолимым соблазном. Журналист Василий Песков, которому удалось много времени провести рядом с Лыковыми, вспоминал, как семейство тянуло к экрану во время их редких посещений лагеря: «Карп Осипович садится прямо перед экраном. Агафья смотрит, высунув голову из-за двери. Прегрешенье она стремится замаливать сразу - пошепчет, покрестится и снова высунет голову. Старик же молится после, усердно и за все разом».


Казалось, знакомство с геологами и их полезные в хозяйстве подарки дали семье шанс на выживание. Как часто бывает в жизни, все получилось в точности наоборот: осенью 1981 года троих из четырех детей Карпа не стало. Старшие, Савин и Наталья, скончались из-за почечной недостаточности, возникшей в результате многих лет суровой диеты. Тогда же от воспаления легких умер Дмитрий - вполне вероятно, что инфекцию он подхватил у геологов. Накануне смерти Дмитрий отказался от их предложения перевезти его в больницу. «Нам этого не можно, - прошептал он перед смертью. - Сколько Бог даст, столько и буду жить».

Оставшихся в живых Карпа и Агафью геологи пытались убедить вернуться к родственникам, жившим в деревнях. В ответ Лыковы лишь перестроили старую хижину, но родное место покинуть отказались. В 1988 году не стало Карпа. Похоронив отца на горном склоне, Агафья вернулась в хижину. «Господь даст, и она проживет», - сказала она тогда помогавшим ей геологам. Так и случилось: последний ребенок тайги спустя четверть века продолжает жить в одиночестве на горе над Абаканом.

В марте этого года сотрудники заповедника «Хакасский» вертолетом добрались до участка «Заимка Лыковых» и впервые с прошлой осени навестили знаменитую таежную отшельницу, рассказали в пресс-службе заповедника. По словам 71-летней Агафьи Лыковой, зиму она перенесла хорошо, неприятной неожиданностью стали только ноябрьские морозы.

Чувствует себя отшельница удовлетворительно, жалуется лишь на сезонные боли в ногах. На вопросы, не хочет ли она перебраться поближе к людям, Агафья Лыкова неизменно отвечает: «Никуда я уже не поеду и силой данной клятвы не покину этой земли». Госинспекторы привезли женщине ее любимые гостинцы и письма от единоверцев, помогли по хозяйству и рассказали мирские новости, - добавили в заповеднике «Хакасский».

В 2016 году Агафья Лыкова впервые за много лет покинула тайгу. Из-за сильной боли в ногах ей потребовалась медицинская помощь и лекарства. Чтобы добраться до больницы, староверке пришлось воспользоваться еще одним благом цивилизации - вертолетом.

Как говорят сами инспекторы, сотрудники отдела охраны регулярно навещают Агафью. К сожалению, случается это не так часто. Из-за труднодоступности местности зимой и ранней весной добраться до заимки возможно лишь на вертолете, а летом только на лодках по горно-таежным рекам.

В 2015 году умер единственный сосед Агафьи, геолог Ерофей Седов. Он участвовал в экспедиции, обнаружившей семью отшельников. После выхода на пенсию Седов поселился неподалеку от заимки Лыковой.

Блогер Денис Мукимов, за год до кончины Седова посетивший заимку, описал отношения Лыковой и Седовой следующим образом: «Добродушного Ерофея и строгую Агафью мало что связывает. Они здороваются друг с другом, но редко разговаривают. У них возник конфликт на почве религии, и Ерофей не готов следовать правилам Агафьи. Он сам верующий, но не понимает, что может иметь Бог против консервов в железных банках, почему пенопласт - дьявольский предмет и почему огонь в печке надо разжигать только лучиной, а не зажигалкой».

Агафья похоронила Седова и с тех пор живет совсем одна.

Сегодня имеется множество видео свидетельств о жизни Агафьи Карповны Лыковой, известной отшельницы, родившейся в 1944 году в Саянской тайге и до сих пор живущей там.

В одном из видео из уст Агафьи Карповны прозвучало, что при жизни своего отца она дала ему слово не покидать место, где родилась.

Я много размышляла над этой фразой. Да, дочь могла дать такое обещание, но как мог отец его принять?

Анализируя многочисленные видео сюжеты о семье Лыковых, я задумалась: «А сполна ли Карп Осипович Лыков выполнил свой родительский долг?» Не буду задаваться вопросом, как и зачем он попал в это Богом забытое место, пригодное для проживания разве что зверей? Это состоявшийся факт, и его нужно принимать как данность.

После того, как в 1978 году журналист Песков «рассекретил» семью Лыковых, к ним на заимку повалил любопытствующий люд, который якобы "инфицировал" их и стал причиной смерти старших двух сыновей и дочери, умерших один за другим в конце 1981 года. Хотя эта причина никем и ничем не доказана. Просто мнение тех, кому это выгодно.

Человек не должен жить в одиночестве в тайге. Для зверей эти условия естественны, но не для людей. У человека нет клыков, когтей, чтобы разрывать других животных и съедать, Нет и шерсти, которая бы защищала его тело от жары или холода. И чтобы там не говорили, что человек может обойтись без цивилизации, с этим нельзя согласиться.

Человек должен жить в социуме. Мы видим на кадрах, что у Агафьи Карповны есть много предметов домашнего обихода, инструментов, одежды, книг, созданных цивилизацией. Об Агафье Карповне нельзя сказать, что она вне цивилизации. С самого рождения она общалась с людьми, пусть их круг был неширок, но именно эти люди взрастили ее.

Агафья Карповна умеет читать и писать. Честь и хвала родителям, обучившим ее грамоте. Но к чему я клоню? Мудрый отец обязан был подумать, что рано или поздно Агафья останется одна в труднодоступной таежной глуши. И ей придется не только рубить деревья для обогрева жилья в долгие сибирские зимы, заниматься рыболовством для пропитания, а это тяжкое дело даже для мужчин, ремонтировать жилье, время разрушает и то, что добротно построено. Разве такое посильно для женщины?

Не мог не понимать Карп Осипович Лыков (грамотный человек, отправившийся в тайгу с книгами 15 века!), что его дочери, оставшейся без защиты отца и братьев, после нашествия пришлых людей придется еще бороться и за свою половую неприкосновенность.

Что такое в таежных условиях, без людской поддержки, без элементарного родовспоможения выносить и родить ребенка? Это - верная смерть. Целомудренная дочь тайги это прекрасно понимала, и когда на нее были поползновения со стороны одного негодяя, женщина вынуждена была свой, как она считала, позор предать огласке, обратившись к властям. Насильника поймали и посадили в тюрьму.

Отец, воспитавший в строгих стандартах религиозных правил дочь, обязан был задуматься, как защитить ее после своей смерти? На мой взгляд, он должен был дать ей наказ: идти к людям. Отцовское слово – великая сила!

Но отец не сделал этого, чем в подсознании дочери установил программу, не позволяющую ей нарушить свое обещание!

Легко ли пожилой женщине жить с этим добровольно взятым на себя долгом? Думаю, что нет. Однажды журналистская судьба занесла меня в место, сродни тому, где живет Агафья Лыкова. Это примерно в тысяче километров на север от Магадана, неподалеку от Сугойского кривуна, вытекающего из могучей реки Колымы. На берегу речки Мутная расположилась база сеймчанских геологов. Несмотря на то, что я там была в окружении надежных людей, меня не покидало чувство угнетенности и страха от оглушающей тишины - белого безмолвия.

Всего несколько часов, проведенные в суровых колымских сопках, дали мне реально почувствовать, что такое Север. Но обитатели базы находились в гораздо лучшем положении, чем Лыковы. У геологов была радиосвязь, вертолетами им систематически доставляли все необходимое. Галия, единственная женщина на базе, даже угощала меня тортом собственного изготовления. Но за все это северянам нужно было платить здоровьем, а иногда и жизнью. На базе у Галии пропал 6-летний ребенок. На его поиски была поднята вся магаданская авиация, но безрезультатно. (Полеты над Колымой - ).

Просматривая видеоролики об Агафье Карповне,где она голыми руками в ледяной воде делала углубление для бревна на дне речки, мне казалось, что я тоже ощущаю зашпоры. Я слышала укусы комаров, от которых она отмахивалась, а комаров там несметные полчища. Мне было зябко, глядя на задымленную печку, которая пожирала кубометры дров, а надлежащего тепла, чтобы походить по комнате или лечь спать раздетым, так и не давала.

Судьба этой удивительной женщины не безразлична миллионам людей, ей сочувствуют и помогают. Власти предлагают всяческую помощь, но не все Агафья Карповна может принять. Стоит у нее в подсознании программа: я должна умереть здесь! Что можно сказать? Судьбу детей во многом определяют их родители.

Агафья Карповна имеет право на достойную старость, нуждается в элементарном лечении, а человека лечить может только человек. Но с 16 февраля 1988 года, когда умер ее отец, она, навечно приговоренная, осталась в этом студеном крае... Но сдается мне, что за "клятвой" сокрыто нечто иное.

Продолжение следует.

Об этом сказала хозяйка заимки специалистам, которые исследовали почву и воду территории после запуска ракеты с Байконура.

Информацию подтвердили и в заповеднике «Хакасский», к которому относится этот труднодоступный участок. Прямой связи жителей заимки с заповедником «Хакасский» нет. Поэтому пока подробностей минимум - на заимку уже выехали специалисты заповедника. К ним присоединятся полицейские Таштыпского района, на обслуживании которого находится участок. Как только все на заимке обследуют, расспросят отшельницу, сотрудники полиции уже дадут какую-то более подробную информацию.

Ему не хватало общения

Но, скорее всего, криминала в смерти отшельника никакого нет - Ерофею Сазонтьевичу Седову было под 80 лет. Условия жизни – таежные.

Он работал мастером-бурильщиком в той экспедиции геологов, которые обнаружили семью Лыковых, а затем и взяли над ней шефство. После того, как ему отняли ногу из-за развившейся гангрены, Седов переехал на заимку к Агафье. Это было лет двадцать назад. Как он признавался журналистам:

Привык я в тайге жить. Здесь я как дома…

Маленькая избушка Ерофея находится в метрах 100 от дома Агафьи. Жилье Седова – у подножья горы, у Лыковой – на вершине. Это расстояние, недоступное для Ерофея (ну, куда он на своем протезе поскачет по крутой тропинке?) легко преодолевала Агафья.

Сын Седова, который живет в Таштаголе (Кемеровская область), подарил ему радиоприемник, - единственное развлечение на заимке Лыковых. Иногда Агафья приходила послушать последние новости. То, что ей было непонятно, объяснял Ерофей.

К Ерофею изредка приезжал сын. Напомним, добраться туда можно только вертолетом или на лодке по реке.

Всех приезжих встречали оба. От привезенных газет Агафья отмахивалась, а вот Ерофей радовался. При этом он спрашивал:

Вы из какой газеты?

Из «Комсомолки».

Это – самая лучшая газета! Я ее с молодости читаю.

Как рассказывали коллеги из других изданий, признанием в любви именно к их газете, он встречал всех.

Ему, конечно же, не хватало общения. И он старался чем-нибудь заинтересовать собеседников, которые больше интересовались жизнью Агафьи, а не его.

Какое применение найдет жилью Седова хозяйка заимки, покажет жизнь. Может, кто и пожелает скрасить жизнь таежной отшельницы, которая в последнее время просит помощника.

«Последний раз видел отца в Великий пост, он выглядел уставшим»

Мы дозвонились до сына Ерофея Седова, Николая Ерофеевича. Он рассказал, что был у отца «крайний» (он почему-то сознательно избегал слова «последний») раз перед Пасхой.

Шла как раз страстная неделя, - говорит Николай Седов. – Отец выглядел очень уставшим. Они же с Агафьей Карповной все посты соблюдали. И не так, как многие современные люди делают, постятся для диеты. Они делали все по канонам, строго. Но он не болел. Ни о чем особенном не говорили, так, о делах житейских. О его смерти мне сообщили пять дней назад. Сказали, что все случилось 20 апреля по старому стилю. А по новому, стало быть, 3 мая. Как только в районе заимки появились люди, Агафья Карповна сообщила им об этом. Они уже сообщили дальше. Не могу сказать, что там случилось, возраст у отца все-таки был преклонный. Агафья Карповна его сама похоронила. Все она правильно сделала. Человек умер, а на улице тепло. Неужели нужно было дожидаться, когда за телом приедут? Это долг любого человека, когда люди живут на отдалении: кто-то умер, предать его земле. Как только появится возможность (расстояние, как вы понимаете большое), я обязательно поеду к отцу на могилу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сосед Агафьи Лыковой Ерофей: «Она человек такой… многострадальный!»

На заимку староверов -отшельников Лыковых «закинули» очередную посылку – крупы, корм для животных, теплые вещи. «Презент» к зиме от губернатора Кемеровской области Амана Тулеева , он уже давно «шефствует» над последней из семьи Лыковых 69-летней Агафьей и живущим по соседству таким же отшельником Ерофеем Седовым. ()

Агафья Лыкова за посылку поблагодарила людей молитвами

Днем на заимке Лыковых, куда прибыл гуманитарный груз для Агафьи, было – 2 °С. Зима на Западном Саяне, в том самом «таежном тупике», где живет отшельница, выдалась теплой. Кристально-белый снег, непролазная тайга, скрывающая избушку отшельницы на берегу реки Еренат, и… тишина, которую внезапно разорвал гул винтов вертолета. Это МИ-8 МЧС России привез Агафье Карповне подарок «с большой земли» в 200 килограммов… В посылке - корм для скота, лекарства и запасы провианта. ()

Агафья Лыкова: «К вамъ большоя и великое прошение…»

На днях редактору газеты «Красноярский рабочий» Владимиру Павловскому пришло письмо с таким вот странным обратным адресом: «Река Еринат, обитель во имя Пресвятой Богородицы Троеручицы». Оказалось, это знаменитая отшельница 68-летняя Агафья Лыкова (она живет в Хакасии , ближайший поселок Мрассу - в 120 км непролазной тайги) с «оказией» передала письмо своему давнишнему другу, который не раз приезжал к ней в тайгу. ()

«Агафья Лыкова только воскликнула «о-о-о-о», когда Василия Пескова увидела!»

Именно Василий Песков поведал миру об уникальной семье староверов Лыковых, спрятавшихся от цивилизации в саянской тайге в 1938 году. Впервые Василий Михайлович приехал к Агафье в 1982 году и с тех пор уже не забывал своих героев, часто навещал, всегда с подарками, лакомствами, лекарствами. Его документальная повесть Таежный тупик» о жизни хакасских «робинзонов» пользовалась сумасшедшей популярностью, переиздавалась, была переведена на несколько языков. ()

Нашелся человек, готовый поехать в «таежный тупик» спасать Агафью Лыкову Слова «Таежный тупик» не нуждаются в пояснении. Редкий из читающих газеты людей не знает, что речь идет о судьбе Лыковых. Впервые о таежной «находке» геологов «Комсомольская правда» рассказала в 1982 году. Интерес к маленькой документальной повести был огромным. Еще бы, речь шла о семье, более тридцати лет прожившей в изоляции от людей. И не где то на юге, а в Сибири , в тайге. Все было интересно – обстоятельства, приведшие к исключительной «робинзонаде», трудолюбие, сплоченность людей в борьбе за существование, находчивость и умелость и, конечно, религиозная вера, ставшая причиной жизненного тупика, но и служившая опорой людям в необычайных, исключительных обстоятельствах. Непросто было в 82 м году собрать информацию обо всем, что случилось. Что-то недоговаривалось, о чем то Лыковы просто предпочитали молчать, еще не вполне доверяя людям из «мира», кое что в сбивчивом непоследовательном рассказе было просто трудно понять. И как проверить услышанное? Пришлось подробно расспрашивать геологов, уже хорошо знавших Лыковых, сопоставлять, сравнивать. Еще труднее было повествование публиковать. 1982 год. Гласности не было. Как рассказать в молодежной газете об отшельниках староверах, не впадая в «антирелигиозные разоблачения»? Единственно верным было, показав драму людей, восхититься их жизнестойкостью, вызвать чувство сострадания и милосердия. Так история Лыковых и изложена ().

После того как в прессе появилось письмо отшельницы с просьбой о помощи, в заповедник позвонил 37-летний мужчина и заявил, что готов приехать на заимку. Помощника найти не так-то просто, он должен быть еще и одной веры с Агафьей, иначе им точно не ужиться вместе. Заимка Лыковой - не просто заимка, а практически монастырь, где она сама себе хозяйка. ()

Василий Михайлович Песков. Таежный тупик

Слова «Таежный тупик» не нуждаются в пояснении. Редкий из читающих газеты людей не знает, что речь идет о судьбе Лыковых. Впервые о таежной «находке» геологов «Комсомольская правда» рассказала в 1982 году. Интерес к маленькой документальной повести был огромным. Еще бы, речь шла о семье, более тридцати лет прожившей в изоляции от людей. И не где то на юге, а в Сибири, в тайге. Все было интересно – обстоятельства, приведшие к исключительной «робинзонаде», трудолюбие, сплоченность людей в борьбе за существование, находчивость и умелость и, конечно, религиозная вера, ставшая причиной жизненного тупика, но и служившая опорой людям в необычайных, исключительных обстоятельствах.

Непросто было в 82 м году собрать информацию обо всем, что случилось. Что-то недоговаривалось, о чем то Лыковы просто предпочитали молчать, еще не вполне доверяя людям из «мира», кое что в сбивчивом непоследовательном рассказе было просто трудно понять. И как проверить услышанное? Пришлось подробно расспрашивать геологов, уже хорошо знавших Лыковых, сопоставлять, сравнивать.