"Вихрь" (ракета). Противотанковый ракетный комплекс. Авиационный противотанковый ракетный комплекс «Вихрь

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)

Комплекс 9К121 "Вихрь", ракета 9А4172 "Вихрь" - AT-16 SCALLION
Комплекс 9К121М "Вихрь-М", ракета 9А4172К "Вихрь-1" - AT-16 SCALLION

Авиационный противотанковый ракетный комплекс. Разработан в КБ Приборостроения (НПО "Точность", г.Тула), главный конструктор - . Разработка комплекса начата в 1980 г. Испытания - 1982 г. Войсковые испытания с 1989 г. Комплекс 9К121 принят на вооружение в 1992 г. Производство комплекса велось ПО "Ижмаш". Усовершенствованная ракета комплекса "Вихрь-М" впервые публично показана на авиасалоне в Фарнборо в 1992 г.

Контракт на производство ПТУР "Вихрь-1" заключен между Министерством обороны России и НПО "Ижмаш" (концерн "Калашников") 22.07.2013 г. на сумму 13 млрд руб с условием выполнения до конца 2015 г. До конца 2013 г. планируется выпустить пробную партию и провести испытания ракет "Вихрь-1".

ПТУР "Вихрь" и блок НУР С-8 УБ-20 под Ка-50

Пусковые установки - применение ПТУР осуществляется с авиационной пусковой установки АПУ-8 на самолетах типа Су-25Т / Су-39 (ПУ на 8 ракет) и с авиационной пусковой установки АПУ-6 несколько иного типа с 6 ракетами на вертолетах.

Ракета 9А4172 "Вихрь" / 9А4172К "Вихрь-1" :
Конструкция - ракеты выполнена по аэродинамической схеме "утка", пуск осуществляется из ТПК.

Система управления и наведение - по данным первой половины 1990-х годов система управления инерциальная с автопилотом с каналом радиокоррекции на маршевом участке траектории и с использованием лазерной ГСН на конечном этапе. На носителе - на этапе разработки комплекса применялась система наведения "Радуга" (вертолет-носитель Ми-24 с оператором-наводчиком), после принятия на вооружение в 1990 г. - система наведения "Шквал" (лазерная с ТВ-каналами, разработчик и произвордитель - Красногорский ОМЗ "Зенит") и ночная система "Меркурий" с ТВ-каналом.

Во время испытаний ПТУР "Вихрь" был поражен самолет-мишень Ту-16 летящий со скоростью 800 км/ч.

ПТУР "Вихрь-1" - автоматическая лазерная система наведения.

Двигатель - РДТТ

ТТХ ракет :

Тип БЧ -тандемная кумулятивная с радиовзрывателем

Бронепробиваемость - 1000-1200 мм

Модификации :

Комплекс 9К121 "Вихрь", ракета 9А4172 "Вихрь" - AT-16 SCALLION - базовый вариант ПТРК, принят на вооружение в 1992 г.

Комплекс 9К121М "Вихрь-М", ракета 9А4172К "Вихрь-1" - AT-16 SCALLION - модернизированный вариант комплекса, в 1992 г. на авиасалоне в Фарнборо впервые показан на публике (вероятно, макет) - таким образом по состоянию на 1992 г. как минимум разработка модификации уже велась.


- комплекс "Вихрь-К" (корабельный) - вариант размещения ПТУР "Вихрь" на артиллерийской установке калибра 30-мм. На установке размещается четыре ПТУР "Вихрь" с дальностью стрельбы до 10 км. Комплексом "Вихрь-К" предполагается оснащать патрульные корабли и катера.

Носители :
- вертолет Ми-24 - с системой наведения "Радуга" с оператором-наводчиком. Вероятно, применялся при испытаниях ПТРК.


Су-25ТМ / Т-8М-10, борт №10 синий (рисунок Keith Fretwell, 1997 г., Мировая авиация. №104 / 2011 г.)

ПТУР "Вихрь" под Су-39 (1997 г.)


- вертолеты Ка-50 / - 12-16 ПТУР на двух пусковых установках АПУ-8. Так же по сомнительным данным середины 1990-х годов предполагалось применение с .


ПТУР "Вихрь" под вертолетом Ка-50, 1990-е годы.

ПТУР "Вихрь" под Ка-50 (1990-е годы).


- вертолеты Ми-17В-5 - предлагалось использование на вертолете 12 ПТУР и системы наведения комплекса "Вихрь-М". На авиасалоне МАКС-2001 была представлена модель вертолета с ПТУРами.


Вмодель вертолета Ми-17В-5 с ракетным комплексом "Вихрь-М" на выставке МАКС-2001, август 2001 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru).

Статус : Россия
- 1997 г. - согласно СМИ ПТУРы есть на вооружении.

2007 г. август - на авиасалоне МАКС-2007 ПТРК "Вихрь" были показаны на подвеске вертолета Ка-52.

2013 г. 22 января - СМИ сообщают , что НПО "Ижмаш" рассчитывает получить от Минобороны заказ на сумму ок.14 млрд руб на производство ПТУР "Вихрь-1".

2013 г. 22 июля - СМИ сообщили о подписании контракта между Минобороны и НПО "Ижмаш" ГК "Ростех" на производство ПТУР "Вихрь-1" на сумму 15 млрд руб. НПО "Ижмаш" стало победителем соответствующего конкурса. Согласно контракту поставка ПТУРов должна пройти до конца 2015 г.

2013 г. 06 августа - генеральный директор НПО "Ижмаш" Константин Бусыгин сообщил прессе , что до конца 2013 г. в рамках ранее заключенного контракта планируется выпустить пробную партию ракет "Вихрь-1" и провести их испытания.

Источники :

Авиация - космонавтика. N 5 / 1995 г.
Аэроплан. N 1 / 1993 г.
Бутовски П., Ларионов А.В., Противотанковый самолет Су-39. // Авиация и время. N 3 / 1995 г.
Воевода С.С., архив, 1992.
Гриф М.Л., архив, 1992.
Кузнецов Г., Под сенью винта во всем диапазоне. // Крылья Родины N 3 / 1993 г.
Левин М., Для черновой работы. // Крылья Родины. N 9 / 1993.
Литовкин В., "Разрушитель" взлетает после поражения. // Известия 16.09.1993 г.
Мороз В., Су-25ТК: штурмовику уточняют задачи. // Красная Звезда. 11.11.1992 г.
Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 4 / 1993.
Противотанковый комплекс 9К121 Вихрь. 2012 г. ().
Рыбак Б., Леноровиц Д., Опыт морских вертолетов воплощается в Ка-50. // Aviation Week & Space Technology (выпуск на русском языке, осень 1992 г.)
Советские вооруженные силы, 1988 г. DIMMI, Томск.

Чуприн К.В., архив, 1992 г.

«Вихрь» - ракета из состава российского противотанкового (ПТРК) 9К121 «Вихрь» (по натовской классификации - АТ-16 Scallion), имеющая лазерное наведение. Она запускается с кораблей, а также с вертолетов и штурмовиков Су-25. Впервые была показана в 1992 году на авиасалоне в Фарнборо.

История разработки

Комплекс «Вихрь» был разработан в бывшем Советском Союзе как аналог американского ПТРК AGM-114 Hellfire. Работа началась в 1980 году и проводилась тульскими конструкторами из КБП под руководством А. Г. Шипунова. Первые экземпляры были поставлены в войска в 1985 году. Какую же дальнейшую судьбу имела ракета «Вихрь»? Испытания комплекса на вертолетах В-80 и штурмовиках Су-25Т, проведенные в 1986 году, подтвердили его высокую эффективность. В дальнейшем комплекс подвергся модернизации, завершившейся в 1990 году. Однако из-за напряженной финансовой ситуации для российских войск было закуплено лишь небольшое число готовых изделий для целей тестирования. Серийное производство началось в 2014 году, а первые комплексы поставлены в российские ВС в конце 2015 года для Ка-52.

Варианты ПТРК

Известны два варианта этого противотанкового комплекса:


Основы поражающий способности ракеты

Каковы особенности ПТРК «Вихрь»? Ракета комплекса предназначена для поражения жизненно важных наземных целей, в том числе бронированных, оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней (динамической защитой). Практически все противотанковые боеприпасы работают на основе кумулятивного действия, т. е. путем прокалывания брони струей раскаленного металла. Взрыво-реактивная броня может быть пробита только несколькими попаданиями в одно и то же место. Этот принцип реализован в тандемных боеприпасах, вроде ракеты «Вихрь-1», в которой имеются два кумулятивных заряда, срабатываемых в быстрой последовательности. Без тандемных зарядов попасть в одно и то же место на броне практически невозможно.

Состав ПТРК «Вихрь»

Ракета "Вихрь-1" является боевой частью противотанкового комплекса "Вихрь-М", который также включает в себя следующие составные части:

  • пусковая установка для авиатехники (вертолеты, самолеты) типа АПУ-6 или АПУ-8;
  • автоматическая система обзора и прицеливания типа И-251 «Шквал-М».

Автоматическая прицельная система «Шквал-М» разработки красногорского завода «Зенит» снабжена телевизионным и тепловизионным (инфракрасным) каналами прицеливания, каналом лазерного луча для управления ракетой, автоматическим блоком отслеживания цели, цифровым компьютером и системой стабилизации ракеты в полете в двух плоскостях. Система И-251 обеспечивает обнаружение целей и идентификацию их в дневное и ночное время, автоматическое слежение за целями и наведение на них ракет, а также выдает точную информацию для артиллерийского и ракетного обстрела.

Технология прицеливания

Если координаты цели предварительно занесены в бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) вертолета (самолета), в памяти которого должна храниться карта района полета, то при подлете к цели на расстояние 12-15 км автоматически включается система «Шквал-М». Если координаты цели известны лишь ориентировочно, то систему прицеливания комплекса «Вихрь-М» включает пилот. Она начинает сканирование местности по телевизионному (или тепловизионному) каналу, отображая его результаты на телеэкране в кабине.

После появления цели на телеэкране летчик включает режим максимального увеличения, опознает цель и наводит на ее изображение метку прицельной сетки. После этого система «Шквал-М» переводится пилотом на автосопровождение опознанной цели. В этом режиме летчик должен удерживать вертолет в таком положении по отношению к цели, чтобы она находилась в допустимых для аппаратуры слежения пределах азимутального угла (до ±35°) и угла места (от +5° до -80°). Когда достигается разрешенная дальность стрельбы, автоматически пускается противотанковая ракета «Вихрь». По одной цели можно одновременно пустить две ракеты или полминуты обстреливать до 4 целей.

Ракета «Вихрь»: характеристики

Ракета предназначена для поражения бронированных наземных целей, в том числе оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней, на расстоянии до 8 км при ведении обстрела с вертолета и до 10 км с самолета в дневное время (до 5 км ночью), а также для поражения воздушных целей при условии прикрытия средствами ПВО. Она оснащена как контактным, так и неконтактным взрывателями. Последний позволяет поражать воздушные цели при приближении к ним на расстояние до 5 м.

Скорость полета ракеты является сверхзвуковой и достигает 610 м/с, так что расстояние в 4 км она преодолевает за 9 с. При этом ПТУР комплекса AGM-114K Hellfire для покрытия этой дистанции требуется 15 с, поскольку летит она с дозвуковой скоростью.

При угле встречи с препятствием в 90° ракетой гарантированно пробивается гомогенная стальная броня толщиной 1000 мм.

Конструкция ракеты

Боевой заряд ракеты выполнен по тандемной схеме и разнесен по ее длине. Спереди расположен лидирующий кумулятивный заряд, за которым находится привод четырех аэродинамических рулей, способных выдвигаться из ниш в направлении назад относительно хода ракеты. Далее расположен второй комбинированный боезаряд, имеющий как кумулятивную, так и осколочно-фугасную части.

За боезарядом размещено топливо для маршевого двигателя и собственно сам твердотопливный двигатель с двумя соплами, направленными под углом к оси ракеты. Здесь же, в хвостовом отсеке ракеты, находится приборный контейнер с аппаратурой системы управления, а также приемник лазерного светолуча.

В задней части корпуса расположено аэродинамическое оперение ракеты в виде четырех загнутых по часовой стрелке (при взгляде с носа ракеты) крыльев пятиугольной формы, которые перед пуском (при нахождении внутри транспортно-пускового контейнера (ТПК)) прилегают к корпусу, а затем раскрываются при помощи спецмеханизма.

Наличие управляемых рулей-крыльев в передней части, а также неуправляемых в задней позволяет отнести аэродинамическую схему ракеты к типу «утка».

Работа механизмов ракеты при пуске и полете

Она транспортируется в армированном стекловолокном пластиковом ТПК, из которого и стартует под действием порохового аккумулятора давления. При запуске происходит небольшой выброс сгоревших газов из заднего торца ТПК. Сразу после выхода из пускового контейнера выдвигаются крылья и запускается двигатель ракеты. Лазерный прицел расположен на корме ракеты, которая стремится остаться в лазерном луче во время полета.

Наведение по лазерному лучу на цель является гарантией высокоточной стрельбы, которая не снижается при увеличении дальности цели. При этом мощность излучения лазерного прицела настолько низка, что она оказывается на порядок меньше, чем пороговая мощность срабатывания, которой обладают зарубежные системы сигнализирования о лазерном облучении. Это обеспечивает предельную скрытность применения оружия. Ракета «Вихрь» способна уничтожить подвижную малоразмерную цель класса «танк» с вероятностью 80 %.

Основным предназначением авиационного противотанкового ракетного комплекса "Вихрь" является поражение бронетехники, включая технику, оснащенную реактивной броней, и малоскоростных воздушных целей, которое летят на скоростях до 800 км/ч.

Комплекс начали разрабатывать в конструкторском бюро приборостроения (научно-производственное объединение "Точность") в 1980 году. Работами руководил главный конструктор Шипунов А.Г. Авиационный ПТРК "Вихрь" в 1992 году приняли на вооружение.

Комплекс к началу 2000 г. использовался на противотанковом штурмовике Су-25Т (Су-25ТМ, Су-39, 2-е пусковые установки АПУ-8, до 16 ракет) и вертолете Ка-50 "Черная Акула" (2-е ПУ, до 12 ракет).

На выставке в Фарнборо 1992 года впервые представили усовершенствованную модификацию ракеты "Вихрь-М".

Имеется модификация корабельного комплекса "Вихрь-К", включающая артиллерийскую установку АК-306 калибра 30 мм и 4 противотанковые управляемые ракеты "Вихрь" с дальностью огня до 10 тыс. м. Комплексы "Вихрь-К" предназначаются для вооружения патрульных катеров и кораблей.

Комплексу "Вихрь" на западе дали обозначение AТ-12 (АТ-9).

Состав авиационного противотанкового комплекса 9К121 "Вихрь".

В его состав входят:
- 9А4172 – сверхзвуковая управляемая ракета (управление осуществляется по лучу лазера);
- И-251 "Шквал" – круглосуточная обзорно-прицельная система;
- АПУ-8 (АПУ-6) – авиационная пусковая установка.

Комплекс дает возможность вести огонь одиночными ракетами или залпом из двух ПТУР. Высокая сверхзвуковая скорость управляемой ракеты (до 610 м/c) снижает уязвимость вертолета во при атаке и позволяет за один заход поражать несколько целей. Для преодоления дистанции в 4 тыс. м ракете необходимо 9 секунд. Для сравнения: самая мощная американская вертолетная ПТР FGN-114K "Hallfire" движется с дозвуковой скоростью, и это расстояние покрывает за 15 секунд.

При создании ракеты использована аэродинамическая схема "утка". Ракеты имеют складное крыло. Для наведения служит всесуточный автоматический прицельный комплекс. Во время приближения к району нахождения цели, его координаты в БЦВМ вертолета заведены заранее, на расстоянии около 12 км автоматически включается режим телевизионного сканирования местности. Обнаружив на телевизионном экране изображение цели, летчик направляет в ее сторону вертолет, после чего обрамляет сеткой прицела цель и нажимает кнопку автослежения. Прицел переходит на автосопровождение цели, а при достижении разрешенной дальности запускает ракету.

Тип старта – вышибным зарядом из транспортно-пускового контейнера.

Работа лазерно-лучевой системы наведения и автоматической системы сопровождения цели гарантируют высокую точность стрельбы, которая практически не зависит от дальности. Лазерно-лучевая система управления имеет мощность излучения, которая на порядок меньше пороговой мощности срабатывания систем предупреждения о лазерном облучении зарубежного производства, обеспечивающую высокую скрытность использования. Вероятность уничтожения подвижной малоразмерной цели класса "танк" ракетами "Вихрь" – 0,8.

Хранение, транспортировка и использование ракеты осуществляются с применением транспортно-пускового контейнера, который обеспечивает безрегламентное складирование противотанковых управляемых ракет в течение 10 лет.

Кумулятивно-осколочно-фугасная боевая часть ракеты 9А4172 может пробить броню (включая активную) современных зарубежных танков с различных ракурсов. Максимальная бронепробиваемость – 1000 миллиметров. "Вихрь" имеет неконтактный и контактный взрыватели.

Тактико-технические характеристики противотанкового комплекса 9К121 Вихрь:
Разработчик - КБ "Приборостроения";
Дальность стрельбы днем – 0,5-10 км;
Дальность стрельбы ночью – до 5 (6) км;
Высота пуска – от 5 до 4000 м;
Время полета:
- на дальность 6000 м – 14 с;
- на дальность 8000м – 23 с;
- на максимальную дальность – 28 с;
Средняя скорость полета – 600 м/с;
Габариты ракеты 9А4172:
- длина – 2750 мм;
- максимальный диаметр корпуса – 125-130 мм;
- размах крыла – 240 мм;
- размах стабилизаторов – 380 мм;
Стартовый вес ракеты – 40-45 кг;
Габариты транспортно-пускового контейнера:
- длина – 2870 мм;
- диаметр – 140 мм;
Вес ракеты в транспортно-пусковом контейнере – 59 кг;
Температура применения – от -50 до +50 градусов;
Боевая часть:
- масса – 8-12 кг;
- масса взрывчатого вещества – 4-5,5 кг;
- тип взрывателя – неконтактный и контакный;
- радиус действия неконтактного взрывателя – 2,5-3,0 м;
Аппаратура управления И-251 "Шквал":
- ночной канал – тепловизионный;
- дневной канал – телевизионный;
- система сопровождения цели – автоматическая;
Авиационная ПУ АПУ-8:
- носитель – Су-25Т (Су-39);
- количество ракет на пусковой установке – 8;
- масса пустой/снаряженной пусковой установки – 60/535 кг;



- угол наведения в ВП – 10 градусов;
Авиационная пусковая установка АПУ-6:
- носитель - Ка-50 (Ка-52);
- количество ракет на пусковой установке – 6;
- масса пустой пусковой установки – 60 кг;
- длина пусковой установки – 1524 мм;
- ширина пусковой установки – 720 мм;
- высота пусковой установки – 436 мм;
- угол наведения в ВП – 10 градусов.

Авиационный противотанковый ракетный комплекс "Вихрь" предназначен для поражения бронированной техники, в том числе оснащенной реактивной броней, и малоскоростных воздушных целей, летящие со скоростью до 800 км/ч.

Разработка комплекса начата в 1980 году в КБ приборостроения (НПО "Точность") под руководством главного конструктора А.Г.Шипунова. Принят на вооружение в 1992 году.

К началу 2000 года комплекс использовался на противотанковом штурмовике Су-25Т (Су-25ТМ, Су-39, подвешивается до 16 ракет на двух пусковых установках АПУ-8) и боевом вертолете Ка-50 "Черная Акула" (подвешивается до 12 ракет на двух ПУ).

В 1992 году на выставке в Фарнборо впервые была показана усовершенствованная модификация ракеты "Вихрь-М".

Имеется вариант корабельного комплекса "Вихрь-К" , который включает 30-мм артиллерийскую установку АК-306 и четыре ПТУР "Вихрь" с дальностью стрельбы до 10 км. Комплексом "Вихрь" предполагается оснащать патрульные корабли и катера.

На западе комплекс "Вихрь" получил обозначение AТ-12 (АТ-9) .

Состав

В состав комплекса ракетного оружия "Вихрь" входят:

    сверхзвуковая управляемая по лучу лазера ракета 9А4172 (см. схему );

    круглосуточная обзорно-прицельная система И-251 "Шквал";

    авиационная пусковая установка АПУ-8 или АПУ-6;

Комплекс позволяет вести стрельбу одиночными ракетами и залпом из двух ракет. Высокая сверхзвуковая скорость ракеты (до 610 м/c) способствует снижению уязвимости вертолета во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей. Дистанцию 4 км ракета пролетает за 9 с. Для сравнения: наиболее мощная американская вертолетная противотанковая ракета FGN-114K "Hallfire" имеет дозвуковую скорость и покрывает это расстояние за 15 с.

Ракета выполнена по аэродинамической схеме "утка" со складным крылом. Ее наведение осуществляется при помощи всесуточного автоматического прицельного комплекса. При приближении к району нахождения цели, координаты которой заранее заведены в БЦВМ вертолета, на расстоянии приблизительно 12 км автоматически включается режим телевизионного сканирования местности. Обнаружив изображение цели на телевизионном экране, летчик направляет вертолет в ее сторону, затем обрамляет цель сеткой прицела и нажимает кнопку автоматического слежения. Прицел переходит на автоматическое сопровождение цели, а по достижении разрешенной дальности производит пуск ракеты.

Тип старта - из транспортно-пускового контейнера вышибным зарядом.

Лазерно-лучевая система наведения в сочетании с автоматической системой сопровождения цели гарантирует высокую точность стрельбы, практически не зависящую от дальности. Мощность излучения лазерно-лучевой системы управления, на порядок меньшая пороговой мощности срабатывания зарубежных систем предупреждения о лазерном облучении, обеспечивает высокую скрытность применения. Вероятность уничтожения малоразмерной подвижной цели класса "танк" ракетой "Вихрь" - 80%.

Хранение, транспортировка и применение ракеты осуществляются с использованием транспортно-пускового контейнера, обеспечивающего безрегламентное складирование ПТУР в течение 10 лет.

Кумулятивно-осколочно-фугасная с лидирующим кумулятивным зарядом БЧ ракеты 9А4172 способна пробить броню (в том числе активную) самых современных зарубежных танков с любых ракурсов. Максимальная бронепробиваемость - 1000мм."Вихрь" имеет контактный и неконтактный взрыватели

Тактико-технические характеристики

Разработчик КБ "Приборостроения"
Дальность стрельбы, км:
- днем
- ночью

0.5-10
до 5 (6)
Высота пуска,м 5-4000
Время полета, с:
- на максимальную дальность
- на дальность 8000м
- на дальность 6000м

28
23
14
Средняя скорость полета, м/с 600
Габариты ракеты 9А4172, мм:
- длина
- максимальный диаметр корпуса
- размах крыла
- размах стабилизаторов

2750
125-130
240
380
Стартовый вес ракеты, кг 40-45
Габариты ТПК, мм:
- длина
- диаметр

2870
140
Вес ракеты в ТПК,кг 59
Температура применения, град o C от -50 до +50
Боевая часть:
- вес, кг
- вес взрывчатого вещества, кг
- тип взрывателя
- радиус действия неконтактного взрывателя, м

8-12
4-5.5
контакный и неконтактный
2.5-3.0
Аппаратура управления И-251 "Шквал"
- дневной канал телевизионный
- ночной канал тепловизионный
- система сопровождения цели автоматическая
Авиационная пусковая установка АПУ-8
Носитель Су-25Т (Су-39)
Число ракет на ПУ 8
Вес пустой/снаряженной ПУ, кг 60/535
Длина ПУ, мм 1524
Ширина ПУ, мм 720
Высота ПУ, мм 436
10
Авиационная пусковая установка АПУ-6
Носитель Ка-50 (Ка-52)
Число ракет на ПУ 6
Вес пустой ПУ, кг 60
Длина ПУ, мм 1524
Ширина ПУ, мм 720
Высота ПУ, мм 436
Угол наведения в вертикальной плоскости, град 10

Концерн "Калашников" в рамках исполнения государственного оборонного заказа завершил поставки Министерству обороны России управляемых ракет "Вихрь-1" .

«С момента возобновления государственного контракта весной 2014 года нам удалось в кратчайшие сроки не только наладить крупносерийное производство новых ракет «Вихрь-1», но и решить вопрос с заменой импортных комплектующих на отечественные , – отметил гендиректор концерна «Калашников» Алексей Криворучко. – На сегодняшний день все оговоренные контрактом условия по поставкам боеприпасов успешно реализованы ».

Концерн «Калашников»* стал победителем конкурса Минобороны России в июле 2013 года и в октябре 2015 года поставил российскому военному ведомству первую партию продукции. Общая стоимость государственного контракта составила 13 млрд рублей.

Управляемая ракета «Вихрь-1», разработанная в Тульском конструкторском бюро приборостроения , предназначена для уничтожения бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей. Максимальная дальность стрельбы составляет до 10 000 м, при этом пуски могут осуществляться с высоты до 4 000 м.Максимальная бронепробиваемость – 1000 миллиметров. «Вихрь-1» имеет неконтактный и контактный взрыватели.

Особенность этих ракет в том, что они были специально разработаны для применения с авиационной техники, в частности со штурмовиков Су-25 и новейших вертолетов Ка-52. У этих ракет большая дальность пуска, их можно применять в любое время суток. Кроме того, на них реализован принцип – "выстрелил-забыл": то есть достаточно оператору или летчику захватить цель, нажать кнопку, и дальше он может не сопровождать ни цель, ни полет ракеты, все происходит в автоматическом режиме.

Ракета имеет сверхзвуковую скорость, она может применяться не только по подвижным наземным целям или надводным, но и по некоторым малоскоростным воздушным целям, например, вертолетам или легким самолетам. Эта ракета фактически управляется информационным лазерным полем. То есть лазер не облучает цель, он просто в достаточно узком луче формирует информационный поток для ракеты, чтобы она знала, куда лететь. При этом и комплектующие, и предприятия, участвующие в производстве, сейчас относятся исключительно к российской юрисдикции.

"Глаза" для винтокрылов >>

Тактико-технические характеристики противотанкового комплекса 9К121 Вихрь:
Разработчик - КБ «Приборостроения»;
Дальность стрельбы днем – 10000 м;
Дальность стрельбы днем – до 6000 м;
Высота пуска – от 5 до 4000 м;
Время полета:
- на дальность 6000 м – 14 с;
- на дальность 8000м – 23 с;
- на максимальную дальность – 28 с;
Средняя скорость полета – 600 м/с;
Габариты ракеты 9А4172:
- длина – 2750 мм;
- максимальный диаметр корпуса – 125-130 мм;
- размах крыла – 240 мм;
- размах стабилизаторов – 380 мм;
Стартовый вес ракеты – 45 кг;
Габариты транспортно-пускового контейнера:
- длина – 2870 мм;
- диаметр – 140 мм;
Вес ракеты в транспортно-пусковом контейнере – 59 кг;
Температура применения – от -50 до +50 градусов Цельсия;
Боевая часть:
- масса – 8-12 кг;
- масса взрывчатого вещества – 5,5 кг;
- тип взрывателя – неконтактный и контакный;
- радиус действия неконтактного взрывателя – 3,0 м;
Аппаратура управления И-251 «Шквал»:
- ночной канал – тепловизионный;
- дневной канал – телевизионный;
- система сопровождения цели – автоматическая;

Носители: Ка-50, Ка-52 Ми-28Н, Ми-8, Ми-17, Су-25, Су-25Т, Су-25ТМ, Су-25СМ.

*АО «Концерн «Калашников» - системообразующая структура стрелкового сектора оборонно-промышленного комплекса России и является головной организацией холдинговой компании в области перспективных образцов оружейных специализированных комплексов военного назначения. По отраслевой принадлежности в системе ОПК России АО «Концерн «Калашников» относится к «Промышленности обычных вооружений». 51% акций Концерна принадлежит Государственной корпорации Ростех, 49% - частным инвесторам.